в 5 т. Т.2. Д-К. – М., 1996. – С. 266-267.
Земское управление в 16–17 вв., система сословно-выборного местного самоуправления. Создана земской реформой Ивана IV Грозного в середине 16 в. в процессе ликвидации кормлений и завершения губной реформы. Земское представительство в наместничьем суде вводилось с середины 15 в. и было узаконено Судебником 1497 г., но не стало постоянным. Судебник 1550 г. установил обязательное участие в наместничьем суде выборных от населения. Создание органов земского самоуправления регламентировалось правительством с начала 1550-х гг. посредством рассылки на места уставных грамот. Наиболее ранней из сохранившихся царских грамот является грамота, выданная в 1551 г. Плёсской волости Владимирского уезда, в соответствии с которой судебные дела между крестьянами решали волостной староста и целовальники, избранные всей волостью. В начале 50-х гг. 16 в. в отдельных уездах упразднялась власть наместников и волостелей, которым полагалась правительственная компенсация за их отказ от «кормленных доходов». Соответственно посады и крестьянские общины, получавшие право самоуправления, должны были платить за это государству определенный денежный откуп. Проведение земской реформы к концу 1552 г. затронуло сравнительно узкий круг посадов и волостей, преимущественно с черносошным населением. Это объяснялось медлительностью правительственной администрации и, вероятно, противодействием реформе со стороны местных светских и церковных землевладельцев, среднего и мелкого городового дворянства. В 1555–56 гг. царским приговором о кормлениях отменялось наместничье управление в общегосударственном масштабе. Вместо наместников и волостелей учреждались выборные земские власти (земские избы): земские старосты или «излюбленные головы», выбиравшиеся на 1-2 года из наиболее зажиточных («лучших») посадских людей и черносошных крестьян; земские судейки (судьи), исполнявшие судебные, а при отсутствии старосты и административные обязанности; земские дьячки, избиравшиеся или нанимавшиеся миром (иногда назначались воеводой).
По волостям выбирались земские целовальники, сотские, пятидесятские. Судебные дела решались коллегиями «излюбленных голов», а затем – земскими судейками. Общий надзор над земским управлением в 16–17 вв. осуществлялся государственной администрацией (с 17 в. воеводским управлением). В районах черносошного землевладения деятельность земских органов контролировалась приказами. Земские избы ведали общинной землёй, записывали в тягло, руководили заселением пустующих и новых деревень и слобод, вели расклад и сбор казённых податей, надзор за исполнением повинностей и за соблюдением казённых монополий, включая борьбу с корчемством, наблюдали за состоянием мер и весов, занимались клеймением лошадей. Полицейские и судебные обязанности земских изб распространялись лишь на мелкие гражданские и уголовные дела. В обязанности земских органов входило и проведение мирских выборов. Земская реформа проходила одновременно с реорганизацией действовавшей в стране системы феодального иммунитета. Посадские, волостные и иные формы сословного представительства могли успешно развиваться только при условии коренного изменения судебно-административных привилегий светских и духовных землевладельцев и создания единых государственных и частноправовых норм, регулировавших жизнь местных корпораций землевладельцев.
Земское управление в центральных и северных районах страны имело различный характер. В Двинской земле, как и в соседних с ней Пинежской и Важской, земское самоуправление начало вводиться, по мнению Н.Е. Носова, в 1551–52 гг. В конце 1551 г. или начале 1552 г. в Двинском уезде вместо наместников были учреждены «выборные головы» и «выборные судьи». Первые избирались двинским посадом, находились в Холмогорах и назывались «холмогорскими выборными головами». В создании земского управления в Двинской земле были заинтересованы как местные купцы и промышленники, так и богатые крестьяне. По так называемой Малопинежской земской уставной грамоте 1552 г. мелкие дела решались в каждой волости своими судами, крупные или спорные – всеми судьями земского округа. Волостные люди выбирали «излюбленного голову», земского дьяка (дьячка), «кому у них всякие дела писати». Земские головы избирались преимущественно из представителей местных боярских семей. В 1554 г. на Двине, как и в М. Пинежке, земские власти были вновь заменены наместничьим управлением, которое окончательно пало в 1566 г. В Важской земле новые земские власти сохранились до земской реформы 1555–56 гг. В районах поместно-вотчинного землевладения (преимущественно в Центре и на Юго-Западе России) посадское и волостное самоуправление в 70 – 80-х гг. 16 в. (после опричнины) пошло на убыль в связи с массовой раздачей чёрных земель помещикам. Влияние земских органов самоуправления было заметным на посадах верхней и нижней Волги. В период «смутного времени» оно способствовало выходу из социально-политического кризиса. На протяжении 2-й половины 16–17 вв. земское управление подчинялось тем приказам, в чьей административно-территориальной компетенции находился данный регион. На протяжении 17 в. земские избы постепенно попадали под контроль приказных изб. В 1648–49 гг. в ведение земских изб перешли подгородные земли, изъятые у владельцев. По Новоторговому уставу 1667 г. в ведение земских изб были переданы судебные дела купцов, находившихся в длительных торговых поездках. В связи с указами 1679–81 гг. о введении новых податей (стрелецкой – для посадских и слободских людей, ямской и полоняничной – для крестьянских общин) земские избы должны были заниматься их раскладом, сбором и сдачей в приказы, минуя воевод, что подтверждалось правительством в 1689–98 гг.
Органы земского управления были преобразованы указом царя Петра I (1699 г.) и подчинены органам городского самоуправления.
Источник: Наместничьи, губные и земские уставные грамоты Московского государства, М., 1909.
Литература: Чичерин Б.Н. Областные учреждения России в XVII в., М., 1856; Градовский А.Д. История местного управления в России, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1899; Дьяконов М.А. Дополнительные сведения о московских реформах половины XVI в., ЖМНП, 1894, № 4; Богословский М.М. Земское самоуправление на русском Севере в XVII в., т. 1 – 2, М., 1909 – 12; Носов Н. Е. Очерки по истории местного управления Русского государства 1-й пол. XVI в., М.-Л., 1957; его же, Становление сословно-представительских учреждений в России. Изыскания о земской реформе Ивана Грозного, Л., 1969; Каштанов С.М. К проблеме местного самоуправления в России 1-й пол. XVI в., ИСССР, 1959, №6; 3имин А.А. Реформы Ивана Грозного, М., 1960.
Источник: Отечественная история : энциклопедия : в 5 т. Т.2. Д-К. – М., 1996. – С. 266-267.
ЗЕМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ • Большая российская энциклопедия
Авторы: М. Ю. Зенченко, Ю. М. Эскин
ЗЕ́МСКОЕ УПРАВЛЕ́НИЕ, в Рус. гос-ве в 16–17 вв. в посадах и в крестьянских общинах органы местного сословно-выборного самоуправления (существовали наряду с губными учреждениями). Практика самоуправления с выборностью должностных лиц прослеживается ещё по документам 15 в. В ходе земской реформы 1555–56 происходило её окончательное оформление. Термин «З. у.» в источниках 16–17 вв. не встречается (введён рос. историками после земской реформы 1864). Права З. у. делегировались через право избрания «выборных лутчих людей, кого все излюбят». Орган З. у. – мирской сход членов посадской, слободской или сельской общины, на котором принимались осн. решения, относящиеся к компетенции общины: об использовании общинной земли (сдача в аренду, перераспределение наделов между общинниками), о приёме в общину новых членов («запись в тягло»), о раскладке («разрубе») гос. повинностей («тягла») и выполнении чрезвычайных служб. Мирские сходы обычно проводились в начале календарного года (сентябрь), но частота их созывов определялась потребностями самой общины. Для реализации принятых решений на сходе избирались земский староста (управляющий делами общины – «земства») и земский судейка – мировой судья по неуголовным делам, составлявшие адм. аппарат. Дела по обвинению в «татьбе» (разбое), душегубстве и поджоге оставались в ведении губного старосты, хотя не исключалась возможность проведения совместного («смесного») суда. В помощь старосте выбирались целовальники, которые занимались в осн. сбором денег по определённым статьям – корчемных, оброчных или таможенных; они давали присягу («приводились к кресту»). Наряду с целовальниками или вместо них были и наёмные (на средства общинной казны) служащие – «верные приказчики», ведавшие дорожным и мостовым делом, «вервлением», т.
е. измерением наделов, и пр. Помощники земского судейки – сотские и пятидесятские, в обязанности которых входили борьба с адм. правонарушениями, корчемством и надзор за порядком на рынках и ярмарках (в т. ч. за соответствием эталонам торговых мер и весов). Для помощи земскому судейке в сложных имущественных делах (напр., тяжбах с монастырями за общинные земли) «мир» из своей среды выдвигал спец. уполномоченных, которые также приносили присягу, а потому иногда назывались судебными целовальниками. В их обязанности входило присутствие на суде в качестве свидетелей («видоков»). Они иногда включались в состав «смесного» суда. Служба в сотских, пятидесятских и судебных целовальниках являлась составной частью общего мирского тягла и не вознаграждалась. У земского старосты и земского судейки имелась канцелярия – земская изба, которую возглавлял нанимавшийся «миром» земский дьячок (в 17 в.
– подьячий). В его обязанности входили ведение земских приходно-расходных книг, записных книг по сборам основных и чрезвычайных налогов («окладных сборов» и «запросных денег»), переписка с центр. гос. учреждениями и местной администрацией – воеводами и губными старостами. Земский староста, земский судейка, «верные приказчики» и целовальники несли персональную ответственность перед мирским сходом, отчитываясь в делах и расходах не реже одного раза в год. Мирской сход имел широкие полномочия по пресечению их злоупотреблений: в случае несогласия «мира» с действиями представителей земских властей обычно назначалась «пеня» (компенсация), которую они должны были выплатить из личного имущества. Работа в выборном земском аппарате отнимала много времени, поэтому земские староста и судейка обычно избирались на 1–2 года, чтобы «не разорить хозяйство».
На время сдачи дел переизбранной администрации назначался мирской контролёр – земский счётчик, который принимал дела по описи и составлял новую опись. В чрезвычайных случаях (в осн. для подачи челобитной непосредственно царю) на мирском сходе избирались земские посыльщики, получавшие жалованье от «мира»; у посадов крупных городов (Кострома, Ярославль, Вологда) имелся постоянный посыльщик в Москве.
По мере укрепления и развития воеводской системы управления органы З. у. лишались значит. части своих прерогатив (суд, сбор налогов). Институт З. у. постепенно становился частью местного адм. аппарата. Особенно быстро этот процесс шёл в районах с преобладанием поместно-вотчинного землевладения (преим. в центре и на юго-западе страны). В связи с ослаблением центр. власти в Смутное время институт З. у. приобрёл новое качество и сыграл важную роль в выходе страны из социально-политич. кризиса, став гл. звеном управления и составив костяк освободит. движения (напр., нижегородским земским старостой был К. Минин). В 17 в. по разл. уездам прослеживаются следы деятельности земских изб, однако они не имели существенного влияния (за исключением посадов крупных городов, земские избы которых были в 1699 подчинены Ратуше). В прежних традициях самоуправление сохранилось лишь в общинах крестьян.
Земство | правительство России | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент