Правовое положение населения.
Если говорить в общем, то возникают те же 4 группы:
1) Общинная знать.
2) Рядовые общинники.
3) Чужаки.
4) Рабы.
На основе их формируются сословия. Принадлежность к сословию наследственна. Общинники свободны с точки зрения права. В результате имеют право субъекты. То есть статус свободы есть. Только общинники имели право собственности на землю. Поэтому общинники, будучи собственниками земли являлись членами общины. Понятия общинники и гражданин равны. Чужаки так же как и общинники свободны, то есть имели правосубъектность, но в коллектив общины не входят, а значит не входят в общины. Они не имеют статуса гражданства. Относятся к неполноправным свободным.
Рабы – это объекты права, которые не обладают правосубъектностью. Они формируют сословия не свободных. Формировались классы – это группа людей, которые отличаются по 4 признакам.
Когда общество достигает стадии развитого, выделяется средний слой, который будет относиться к классу эксплуататоров.
Теперь формируются 4 социальные группы, которые формируют 3 класса и сословия. Данная социальная структура была усложнена появлением варн. Сложились 4 варны: 1) Брахман. Брахманы были собственниками земли, выступали как организаторы. Получали прибавочный продукт. Часть общинной знати – жрецы. 2) Кшатрии. Производительным трудом не занимались. Кшатрии. 3) Вайшьи. Выступали собственниками средств производства. В Законах Ману фиксируется деление вещей на движимые и недвижимые имущества. Раз появилась категория недвижимого имущества, то в отличии, от другого периода, возникает единый неразрывный комплекс. Появление недвижимого имущества, дом не рассматривается как самостоятельный объект сделки. Земля находилась в собственности. Они являются собственниками домов. Они выступают собственниками земли под домами.
Варны дваждырожденных являлись собственниками земли. Слой – рядовых общинников. В отличие, от дваждырожденных 4-ая варна была единожды рожденным. Они не имели права собственности на дом и землю – это шудры. Они свободные, но статусом гражданства не обладали.Дополнительно надо прочитать параграф в учебнике Омельченко.
А мы рассмотрим в Спарте и в Риме. Образование первых государств. Процесс Синойкизма, образования общины государства Аттика. Когда 12 общин Аттики начали объединяться. В основных чертах к началу 8 века закончилось объединение. Центром объединения стала одна из общин – Афины, вокруг которого произошло объединение. Завершение процесса Синойкизма связано с именем Басилея, которого звали Тесей.
Реформы Тесея. Процесс Синойкизма проходил на протяжении 10 веков. Если отбросить легендарную основу, можно говорить о том, что Тесей в основных чертах завершил этот процесс. В связи с тем, что произошло объединение 12 общин в единую – большую общину.
После завершения Синойкизма потребовались единые термины, которые обозначали. Введение новых терминов приписывается Тесею, а слой уже был сформирован. Вместо этой кучи терминов, он вводит единый термин Эвпатриды (дети благородных отцов). Новый термин, который стал обозначать общинную знать. Единый во всех 12 общинах. Для рядовых он придумал Демиурги (работающих на народ). Категория общинников, которые занимались ремеслом. Кроме этого, приписывался Геомуры (земледельцы). Функции развития ремесла от государственного сектора экономики перешла к общинному. К рядовым общинникам стал применяться термин Демос (народ). В широком значении, народ – это все общинники. Народом называли только граждан общины.
Возникают сословия и классы. Те, кто входили в общину, являлись полноправными и свободными. Они обладали наибольшим комплексом прав и являлись свободными. Термин Демос обозначал сословие полноправно-свободных. Чужаки также являлись свободными, то есть являлись субъектами права. Как и везде, они должны были найти покровителя. Покровители назывались Проксен. Раз чужаки не являются общинниками, то община никаких гарантий защиты их жизни, имущества не давал. Чтобы этого не произошло, существовал этот гостепреимец. Они были свободные, но неполноправные. Чужаки, (Метеки) находились под судом Архонта Полимарха (Главнокомандующего). Раз они находятся под судом военных, то рассматривались как покоренное население. Рабы, в Греции, как и везде, рассматривались как имущество и не имели никаких прав. Хозяин мог выделить долю для имущества для ведения хозяйства. В Греции такой раб назывался раб на Апофоре. Доходы, имущество и т.д. находились у хозяина, но раб имел относительную самостоятельность на хозяйство, чтобы раб кормился. Долю рожая хозяин забирал, а другую оставлял. Соответственно, рабы не могли совершать сделки. Если возникала потребность совершить сделку, то юридически сделка заключалась с господином раба. Если возникали проблемы, то вторая сторона предъявляла претензии не рабы, а господину. Рабы не могли защищать свои интересы в суде. Закон не защищает жизнь и здоровье раба.
В случае причинения вреда рабу, возмещение получал господин, а не раб, то есть потерпевшим являлся господин. На поздних этапах существования права существовал запрет на жестокое обращение с рабами. Пресекается излишняя жестокость господина. Рабы в брак не вступали, а лишь вступление в половую связь с разрешения господина. Это видно из того, что дети, рожденные таким способом, считались внебрачными детьми.Чтобы определить правовое положение рабов. Чтобы быть субъектом права надо быть свободным. А для этого нужна правосубъектность, которая состоит из правоспособности и дееспособности. Имеют права и обязанности рабы. Мы не можем говорить, что у рабов есть обязанность. Юридически это означает, что они не являются субъектами права. Это видно по Салической Правде. Они не должны иметь дееспособностью, но в Древности, люди видели, что раб лучше соображал, поэтому за рабами признавалась ограниченная дееспособность, которые приносят пользу господину. Это – работа по хозяйству. Если господину не хочется идти на рынок, то может дать рабу деньги, чтоб носил. Раб не имеет всех элементов правосубъектности, значит не является свободным.
Формируется 3 класса: 1) Эксплуататоров. Общинная знать. Они собственники средств производства, организаторы и т.д. Это признаки класса эксплуататоров. 2) Рядовые общинники – неэксплуатируемые мелкие производители. Они ведут хозяйство сами. 3) Эксплуатируемые производители – чужаки и рабы.
С развитием общества в 5-4 векам до н.э. – греческое общество вступает в стадию развитого. Признаком развитого общества является появление среднего слоя. Из верхушки рядовых общинников выделяется средний слой. Это явление не единичное, а массовое. Наиболее удачливые расширяют производство. И рядовой общинник переходит на положение члена знати, но уже эксплуатируют сами. То есть отдельного среднего класса нет.
Теперь о древней Спарте.
Тот же самый механизм Синойкизма. Античная Спарта была основана греками Дарийцами. Когда они основали 4 поселения, которые объединились в город Спарту. Это было Спартанским вариантом возникновения государства. Первоначально там жили только греки Дарийцы и завоевали всю область Лаконии. Жители самого города Спарты получили название Спартиаты (граждане Спарты). То население Лаконии, которое завоевывали были Греками Арийцами. В основном население Лаконии было местным, но исследователи указывают, что жители Лаконии была небольшая часть Дарийцев и живут. Судьба жителей Лаконии сложилась двояко. Одна из их общин (Аниклы) спартиатами не была так и покорена, поэтому в конце 9 века Дарийцы приняли Аниклов в качестве 5 области. Важно, что эти граждане Аникл получили абсолютно одинаковый правовой статус, то есть стали спартиатами. Это те, кого они вообще покорить не смогли. Те жители, которые признали добровольно власть спартиатов – получили статус Периэки (живущие вокруг). Живущие на территории Лаконии. Периэки жили на всей территории Лаконии, в горных районах тоже.
Ликург, в связи с угрозой Илотов, провел преобразования, которые привели, не сразу, к усилению единства среди граждан Спарты (Лакедемона). Земельная реформа и реформа против роскоши. Земельная реформа проводилась на рубеже 9 веков до н.э. Еще до того, как Месения оказалась под властью Спарты. На момент проведения реформ было около 9 тыс. семей. В источниках говорится, что Ликург уговорил спартанцев о том, чтобы объединить все земли, поделить их. И впредь хранить имущественное равенство. Он разделил земли самого города Спарты на 9 тыс.
Какое же право имели Спартиаты, включая все земли. Здесь не этническое отличие, а социально-экономическое и правовое. Какое же право получили спартиаты? Есть 3 точки зрения, что: Спартиаты имели право пользования, владения и
Право пользования: Можем ли мы об этом говорить? Права на чужие земли означали, что земля остается в обладании собственника, а эмфитевт получает только право пользования этой землей, при этом собственник не отстраняется от пользования этой земли. Но по источникам земли были отданы во владение, то есть ни в коем случае нельзя говорить о праве пользования. Обладание имеет ввиду: 1) Держание. Вещь получает на основании договора. Держатель вещи отдает или все плоды или часть. Он признает права другого лица на эту вещь. В случае спора о земле, вещь в суде будет защищать собственник, а не держатель. Мы видим, что Спартиаты относятся к вещи, как к своей. Никому плоды не отдают и т.д. То есть нельзя говорить о держании. 2) Владение. Как минимум эти земли отдаются во владение. Владение может быть законным и незаконным. Какой же из этих видов у спартиат. Сторонники, прав владения аргументируют свою точку зрения тем, что земля в Спарте не могла отчуждаться, или делиться. Каждый надел спартиата имел 70 мединов зерна на мужчины и 12 на женщину. Это минимум для выживания. Эти наделы нельзя было делить. Надел признавался неделимым. Надел наследовал старший сын. Младшие сыновья получали выморочные наделы. Те наделы, наследники которых погибли. Тее младшие сыновья, которые не доставалось даже выморочной земли, лишались гражданских прав и становились Гипомейоны (опустившиеся). Это бывшие спартиаты, которые не получили надел и они лишались гражданских прав. Возникает вопрос. Сторонники этой точки зрения говорят, что продать нельзя и знать не собственность, а владение. Но средний участок составлял 10-15 гектаров. И на этом участке работала порядка 7-8 семей Илотов. Как нам считать этих спартиатов. Больше владельцев или меньше. Средние крупные чиновники землю получали в службу. То, что земля передается по наследование, то это говорит о праве собственности. Наследование является основанием для возникновения права собственности. Хотя община, как коллектив земельных собственников серьезно ограничило права собственника. Это сделано, чтобы спартиаты не занимались скупкой земель, а занимались военным делом. По реформам Ликурга было запрещено обогащаться. Это нужно, чтобы достичь единство среди спартианцев. Для достижения единства перед угрозой восстания Илотов. По подсчетам исследователей, Илотов было 200 тыс. населения. Перед угрозой потери земель и изгнании с территории Лаконии. Договор, который заключала Спарта, в последнем пункте указывалось, что в случае их восстания, Спарта будет помогать. С 7 лет начиналось общественное воспитание. Брачный возраст был завышен до 30 лет. Это говорит о чрезвычайных мерах, которых общество должно предпринять, чтобы не быть выгнанным с земли. ОТ роскоши они не сразу отказались. До 7 века, окончания второй Месенской войны порядки еще полностью не утвердились. Исчезает золото и серебро. Меняется на железные монеты. В интересах общества в целом права земельных собственников были сильно ограничены. У них осталось только наследование земли. Фактически, хотя они и собственники, распоряжение практически отсутствовало.
Спартиаты имели право собственности на землю, строения, насаждения, движимого имущества. Предметы домашнего быта. Спартиаты могли заключать сделки, но заниматься торговлей и ремеслом, как торговлей, им было запрещено. Они могли заниматься только военным делом. Они могли защищать свои интересы в суде. В Спарте правоотношении регулировались обычаями и устными нормами (Ретрами). Защищалась жизнь, здоровье и имущество Спартиата. Законодательного регулирования правоотношений не было. Они могли вступать в брак по достижении 30 лет. Все меры были направлены на усиление военной мощи.
Правовое положение Спартиат. Есть или нет свобода? Являются или нет субъектами права. Своими действиями по достижении определенного возраста приобретать права и принимать обязанности. Могли совершать сделки. Несли самостоятельную юридическую ответственность. Они обладают всеми элементами правосубъектности То есть были свободными. Теперь вопрос и о гражданстве? Афинский демос считались гражданами. Если бы признали, что они не являлись собственниками земли, то являлись бы не общинниками. Поэтому мы можем говорить о праве собственности. Но ограниченном. Они общинники – то есть граждане. Все это граждане или нет. Это все граждане или нет? Или только знать? Они не занимаются производительным трудом. Их землю обрабатывают Илоты. Рядовыми общинниками они не являются. Они являются общинной знатью. Но выглядят очень бедно. Военное дело является их наследственным занятием.
До 30 дет дети отдавались в лагеря. Почему они так жестоко дисциплинировались? Угроза восстания Илот. Отсюда жесткие ограничения.
Следующая категория периэки. Живущие вокруг. Они жили на всей территории Лаконии, кроме самого города Спарты. Везде, кроме самой Спарты. Местное население Лаконии и Месении, которые добровольно признали власть спартиатов – получили статус, чтобы выявить статус, надо вспомнить реформы Ликурга. Ликург уговорил спартанцев объединить все земли, разделить и хранить имущественное равенство. Здесь идет речь о разделе общинной земли. 30 тыс. земель получили периэки. И спартиаки и периэки обозначены одним термином лакедемоняне (то есть спартанцами). Периэки получили 30 тыс. наделов из земель общины. Они получили в обладание, относились как к своей. Они платили налоги на общие нужды. Они эту землю обрабатывали сами, своим трудом, кроме этого периэки занимались ремеслом, изготавливали лучшее оружие в Греции, занимались торговлей, в отличии спартиатов. Поэтому у них находились морские суда. Помимо земли они имели в собственности дома. Периэки без всяких ограничений могли заключать сделки. Соответственно, жизнь периэков защищалась. Эфоры (высшие должностные лица) мог отправить периэка на смертную казнь. В этот период суд не был отделен от администрации. Эфор – это должностное лицо, которое принимает судебные решения. В Спарте защищалось имущество периэка. Например, спартанское войско вернулось с похода, чтобы защитить имущество. Периэки могли вступать в брак. Дети, рожденные от этого брака, получали статус периэка. В Риме существовал запрет на браки между патрициями и плебеями. Знать не хочет смешивать с простолюдинами кровь.
Периэки в самом городе Спарта должности не занимали, но на местах у них была система самоуправления. Поэтому, у себя в общинах они могли занимать должности. Гармосты – это те, кто наводят порядок. То есть должностные лица, осуществлявшие надзор за обществом. Периэки могли занимать военные должности. Они занимали дипломатически посты. Архагеты, которые правили общиной, считались Архагетами спартанцев, а не спартиат. Когда умирал этот Архагет, в похоронной процессии шли спартиаты и периэки. Илоты не участвовали в этой процессии. Спартиаты и периэки хранились вместе, в отличии от илотов. Спартиаты и периэки вместе формировали общинное ополчение.
Пока спартиатов было много (они каждый раз сокращались, так как они погибали в боях, и те, кому не досталось земли, становились чужими), в фаланги включались 5 тысяч лакедемонян. В основном ставили молодых. Когда количество уменьшилось, на 10 периэков стало приходилось 6 спартиатов.
Есть или нет статус свободы? Свободный – это субъект права. Субъектом может быть лицо, имеющее правосубъектность – это способность и возможность лица нести права и обязанности и своими действиями приобретать эти права и обязанности. Периэки имеют права и несут обязанности. Дееспособность есть, так как могли нести права и обязанности. Могли заключать сделки, то есть была сделкоспособность как элемент дееспособности. Это означает, что они имеют статус свободы.
Статус гражданства. Периэки участвовали в органах местного самоуправления, но на народных собраниях они не проявлялись. Наличие политических прав является признаком гражданства. Нельзя переносить реалии буржуазного права на добуржуазное. Демос должности занимать не могли до тех пор, пока они не добились этого права, пока не установилась демократия. Во все странах, везде слой знати возникает как слой, который занимается управлением. Раз они собственники земли, на них ограничение не распространялось. Раз они собственники земли, то они являются общинниками и имеют статус гражданства.
Следовательно, они относятся к сословию полноправных свободных. Они назывались лакедемоняне. Когда греки выезжали за пределы Спарты, их называли гражданами Спарты. Периэки это все граждане или часть? Это рядовые общинники.
Следующая категория населения – это илоты. Илоты. Это название от самой долго сопротивлявшейся общины. Илот добровольно власть не признавал – получил статус илота. Илоты, после завоевания забрали право собственности на землю. Надел спартиат обрабатывали илоты, внося назначенную подать. Эта подать составляла половину урожая. По условиям Греции – это была ненормальная подать, так как накануне реформ Салона, задолжавшие общинники работали за 1/6 урожая, то есть гексаморы. Это вызывало огромное недовольство. За половину никто добровольно не согласился бы. Илоты были этим недовольны. Пытались убегать с земли, поэтому им запрещалось покидать земли, на которых они работают. Прикрепление к земле было в Древней Ассирии. Прикрепляли к земле в Спарте, в 4 веке свободных арендаторов, которые назывались колоны. Прикрепление к земле было и в феодальный период. В некоторых странах прикрепления к земле вообще не было. Прикрепление к земле не является исключительно феодальным институтом. Прикрепление к земле является проявлением внеэкономического принуждения, когда людям невыгодно работать на этих условиях. В связи с этим, илоты могли стать неодамодами. Стать неодамодом означало, что илоты могли покинуть свой участок. Илоты образовывали общины, но не общины собственников земли, а держателей земли. Илоты имели в собственности орудия труда, скот, деньги т.д. Половина урожая была в их собственности. Илоты могли заниматься ремеслом, торговлей.
Вопрос с защитой их прав стоит следующим образом. В обычной жизни просто так убить илота было очень сложно. Каждый год должностные лица Спарты объявляли илотам войну. Войну объявляли только свободным. Соответственно, эта война происходила: Проводились так называемые криптии. Она заключались в том, что молодые спартиаты, проходившие военное обучение, объединялись в отряды, уходили в труднодоступные земли, где изучали тактику и стратегию ведения военных действий и т.д. Во время этих криптий им дозволялось вести наблюдение за илотами. Выявлять опасных и т.д. Это делалось для военной подготовки, и им надо научиться убивать. С одной стороны, илоты общиной не защищаются, но в интересах спартиатов, невыгодно всех убивать. Надо уничтожать только опасных.
Илоты вступали в брак. Они вступали в брак, образовывали семью. Рождали детей. Мы видим, что илоты выступают субъектами права. Их имущество по наследству передается детям. Аналогично они подвергаются смертной казни за мятеж. Они выступают субъектами процессуальных действий. Мы видим, что илоты имеют права и несут обязанности. Они своими действиями могут приобретать права и нести обязанности. Они являются дееспособными. Значит сделкоспособные и деликтоспособные. Следовательно, они свободные люди. У них нет статуса гражданства. Илоты ни одного признака объекта прав не имеют, поэтому они не рабы. Илоты были бесправные свободные.
Исследователи полагают, что рабы в Спарте в небольшом количестве были. Они назывались дулос. По реформам Ликурга, который установил запрет на роскошь, установил равенство имущественное. И обладание рабом влекло неравенство. С другой стороны, спартиаты изымались из семьи, и жили в жестких условиях, чтобы их воспитать. Если у них будут рабы, то это не отвечает требованиям спартанского образа жизни. Рабы этому мешают. Это противоречит. Поэтому, после реформ Ликурга не было рабов. В качестве работников использовали только илотов.
Когда начинались военные действия, илотов отправляли впереди фаланги с легким вооружением. И затем, когда они чуть покидались, разбегались. Они использовались в качестве вспомогательного подразделения.
Рабы заново появились в 4 веке, в появление кризиса Ликургской реформы. Спарта победила Грецию и получила огромную контрибуцию. И у спартиат обнаруживалось стремление к обогащению. Рабы сначала появились в рядах рядовых общинников. Именно рабы появляются в хозяйствах спартиатов. После чего Ликургов строй был разрушен. Землю стали продавать на окраинах, затем нагло и т.д. Это привело к нарушению имущественного равенства. Ликургов строй разрушился, это привело к тому, что Спартанский строй был разрушен. Филипп 2 и Александр, а затем римляне разгромили спартанцев.
Рабы формируют сословие несвободных.
Спартиаты формируют класс эксплуататоров. Рядовые общинники мелких не эксплуатируемых общинников. Илоты и рабы – эксплуатируемых. Это самое обыкновенное рабовладельческое общество. Права общинника ограничиваются правами гражданской общины как верховного собственника земли. В Спарте эти ограничения самые огромные. Если социальная структура рабовладельческая, то способ производства рабовладельческий.
Ликург и 299 спартанцев
В первом выпуске «Всемирных историй» Владимир Гуриев рассказывает о Ликурге Спартанском, который совершил небольшую арифметическую ошибку и свел на нет один маленький, но гордый легендарный народ.
Теги:
всемирная история
НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
Автор – профессиональный историк?
Нет, но я люблю истории – и в истории их очень много. И сама эта наука – если выкинуть из нее все ненужное, все эти лишние даты и детали, борьбу классов и прочую ерунду – удивительно интересная штука, потому что она рассказывает про людей, и эти люди, как правило, очень крутые – чтобы остаться в памяти других на сотни или тысячи лет, ты должен быть очень, скажем так, необычным и ярким. Или убить кого-нибудь необычного и яркого (это не рекомендация).
Можно ли верить автору?
Короткий ответ: плюс-минус.
Длинный ответ: если персонаж мне интересен, я читаю про него довольно много, включая статьи профессиональных историков и, в общем-то, стараюсь не врать и не приукрашивать. Но во многих случаях мы не уверены, что какие-то факты вообще имели место (несмотря на то что в доступных нам источниках они упоминаются), а еще чаще мы знаем, что произошло, но о том, почему событие произошло и при каких обстоятельствах, можем только догадываться. Добросовестный популяризатор истории, конечно, в таких случаях делает оговорки и двадцать пять примечаний, но я кроме книжек по истории немножко читал еще и Рюноскэ Акутагаву (японский писатель. – Правила жизни) и имею некоторый опыт семейной жизни, так что прекрасно знаю, что правда у каждого своя и до истины докопаться нельзя не то что через тысячу лет, а даже на следующий день.
Первая история посвящена парню, который совершил небольшую арифметическую ошибку и свел на нет один маленький, но гордый легендарный народ.
299 СПАРТАНЦЕВ, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Почти все, что мы знаем о спартанцах, мы знаем из комиксов и фильмов, которые по этим комиксам поставлены, и большая часть из этого не совсем правда. Более того, почти никто не задумывается, что же в итоге произошло со спартанцами. Вопроса «как вымерли спартанцы» почти никто не задает, всех интересуют динозавры. Между тем, вымирание спартанцев это, пожалуй, одно из самых долгих этнических самоубийств в истории.
И виновен в этом, по большому счету, один человек, который хотел как лучше. Его звали Ликург, и он был немного не в ладах с математикой.
О его соплеменниках мы знаем не очень много, потому что эти мощные старики были мастерами молчаливого пиара: рассказывать и записывать не любили, но и другим врать не мешали, если это вранье отпугивало от Спарты захватчиков. Не каждого захватчика можно отпугнуть – так, например, персидского царя Ксеркса басни об отчаянной суровости спартанцев не смутили (и, кстати, чтобы два раза не вставать: нет, он был вовсе не лысый и напомаженный великан непонятной ориентации, как в кино, а вполне серьезный мужчина с большой окладистой бородой, немного похожий на Александра Цекало) – но соседей такое впечатляло.
Но, например, история о том, что спартанцы сбрасывали больных детей в пропасть, никаких подтверждения пока не нашла (а вот пропасть, в которую сбрасывали взрослых людей, археологи обнаружили и, конечно, она вовсе не в центре города, а в нескольких километрах от него). Несмотря на это сегодня никто особенно не сомневается в том, что спартанцы время от времени убивали детей – в те времена (и даже позже) от больных и некрасивых детей или девочек, которые тоже считались относительно бесполезными, избавлялись все кому не лень. Полисов ОМС еще не было, и никто не хотел с такими детьми особенно возиться. Римляне, например, выносили их на дорогу и оставляли. Считалось, что если богам зачем-то нужен именно этот ребенок, они что-нибудь придумают.
Но вернемся к Ликургу и его роковой ошибке.
Ликурга, как мы догадываемся, ни в какую пропасть не сбросили, так что он, наверное, был относительно здоров. Ну и, наверное, немного помогло, что папа Ликурга работал у спартанцев царем, пока его не зарезали кухонным ножом. После папы царем стал брат Ликурга Полидект, но он тоже не очень-то зажился.
Так очередь дошла до Ликурга, и он действительно какое-то время руководил своими соплеменниками, но тут выяснилось, что его невестка, вдова Полидекта, беременна.
Ликург подумал и решил, что он еще немножко поправит, а когда мальчик подрастет – если это, конечно, мальчик, это же древняя Спарта, никакого ОМС, никакого УЗИ, ничего – то передаст бразды правления ему. Чего Ликург не учел, так это трепетного женского сердца.
Дело в том, что невестка, овдовев, заскучала и в результате немножко прониклась Ликургом, так что какой-то непонятный мальчик от предыдущего мужа в ее планы не входил. Ликург отговорил ее от аборта, пообещав сбросить младенца в пропасть, даже если он родится здоровым.
Как ни удивительно, но Ликург ее обманул. Когда родился мальчик, Ликург сразу взял его на руки и объявил, что этот мальчик и есть будущий царь. Но пока он мал и неразумен, порулит немного Ликург.
Тут нужно оговориться, что от Ликурга до ближайшего историка, чьи труды нам доступны, прошло несколько сотен лет, поэтому какие-то детали могли потеряться, а какие-то – прирасти. В общем, в законы Спарты, о которых речь пойдет дальше, историки более-менее верят, а что там на самом деле было с Ликургом (и был ли он вообще) – это темная история.
Но интересная.
Так вот, коварная невестка затаила злобу и начала плести интриги и рассказывать всем, что Ликург, дескать, племянника изведет, чтобы вечно править самому.
Не очень понятно, зачем Ликургу было это делать, если он мог убить племянника в первый же день, однако спартанцы были смелые, но туповатые. В общем, они поверили, Ликург на всех обиделся и сказал, что раз так, то он считает маленького царя вполне взрослым, пропадите вы все пропадом, а я поеду посмотрю мир.
Царю было восемь месяцев.
Спартанцы, разумеется, сразу об отъезде Ликурга пожалели, но было уже поздно. Ликург тем временем добрался до ионийцев, где, вы не поверите, обнаружил поэмы Гомера. Не исключено, что он даже лично познакомился со слепым стариком – жили они примерно в одно время. Один из источников даже упоминает об этом событии, но источник этот не очень надежный.
Чуть менее ненадежный Плутарх утверждает, что древние греки были знакомы с «Илиадой» и «Одиссеей» Гомера, но не понимали, что это цельные произведения. Ликург был первым, кто понял, что это не разные песни про любовь и битвы, а два концептуальных альбома. Так или иначе, Ликург, по версии Плутарха, собрал песни вместе, расположил в правильном порядке, в общем, слегка подредактировал классика – и сделал для популярности Гомера все что можно, только что Брэда Питта на главную роль не позвал, но Брэда Питта тогда еще не было.
Сегодня это называется продюсер.
Разобравшись с Гомером, Ликург заехал еще в несколько стран, включая даже якобы Индию, но потом решил все-таки вернуться домой, потому что спартанцы совсем уж извелись без любимого руководителя.
Но по пути он забежал буквально на пару дней в Дельфы, чтобы уточнить у местного оракула, сможет ли он, Ликург, придумать самые лучшие законы для своих соплеменников.
Оракул сказал, что все будет зашибись.
Разумеется, это была ложь.
299 СПАРТАНЦЕВ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Воодушевленный Ликург вернулся к сородичам, без особого сопротивления взял власть в свои руки – подросший племянник, правда, на всякий случай спрятался и вышел на улицу только после долгих уговоров – и начал перестраивать местное общество, как оракул завещал.
Первым делом Ликург отменил деньги.
Честно говоря, мы толком не знаем, что с деньгами у спартанцев было до Ликурга, но знаем, что после него с деньгами стало совсем никак. Единственным средством платежа, которое признавал Ликург, было железо. Золото и серебро из обращения ушли. Друг с другом спартанцы расплачивались тяжелыми железными брусками.
Реально тяжелыми. Даже для спартанцев тяжелыми.
Брать взятки или грабить стало физически очень некомфортно. Преступность практически исчезла. Проституция тоже исчезла или свелась к бартеру. Гастроли зарубежных исполнителей сошли на нет, потому что никто не хотел возвращаться с гастролей с двумя тоннами железа в телеге.
Второе правило, которое ввел Ликург, заключалось в том, что все граждане Спарты должны были каждый день обедать в специальных столовых. Каждый гражданин ежемесячно сдавал определенное количество припасов, из которых и готовилась еда. Обедать дома было нельзя. Приходить на обед сытым было нельзя. Говорить, что тебе невкусно, тоже было нельзя, неблагодарная ты тварь.
А было, в общем, на любителя, и Ликургу за такие нововведения сгоряча выкололи глаз. Тут у нас опять легкие разночтения в исторических документах, потому что в одних упоминается, что ему выкололи глаз насовсем, а в других, что глаз пару минут повисел на ниточке, а потом Ликург усилием воли всосал его в глазницу обратно.
В любом случае, эта печальная офтальмология его не остановила, и он придумал еще одно правило, которое, в общем-то, и погубило Спарту.
Ликург разделил всю землю Спарты на девять тысяч равных частей, чтобы у каждого гражданина был кусок земли, который его кормит. И чтобы эти участки передавались в наследство и делились равным образом, если в семье не один ребенок, а больше.
Надо сказать, что законы Ликурга при его жизни и даже позже не были записаны. Ликург, даром что отредактировал Гомера, к письменности относился с подозрением и гораздо сильнее верил в силу традиций и воспитания. Собственно, даже деловые сделки он рекомендовал заключать устно, а потом по обстоятельствам корректировать договоренность согласно мнению умных людей. Ну, как рекомендовал. Думаю, вы уже уловили, что Ликург, как и его братья спартанцы, был не очень про полумеры.
В любом случае, его неписаные законы просуществовали еще несколько сотен лет.
Итак, каждому спартанцу дали по куску земли, который тот должен был передать своим детям, но при этом запретили на этой земле работать, потому что настоящий спартанец должен был служить в армии.
Понятно, что в чистом виде эта схема работать не может даже в Греции, нужен был кто-то еще. И этот кто-то еще нашелся. Для работы на земле спартанцы использовали илотов.
Древние и современные историки не очень понимают, кто такие илоты и какое место они занимали в спартанском обществе. Считается, что спартанцы на самом деле были пришлыми захватчиками, а илоты – это менее пассионарные местные жители, которым немного не повезло. Совсем непонятно, как спартанцы относились к илотам, потому что разные источники говорят разное. Одни древние историки пишут, что спартанцы относились к илотам нормально и просто отбирали у них половину урожая. То есть это было не рабство в чистом виде и даже крепостными илотов можно назвать с большой натяжкой, они просто платили дань.
Другие древние историки рассказывают, что молодые спартанцы в качестве испытания раз в год выходили на дорогу и убивали всех встреченных илотов. А однажды, когда илотов развелось слишком много, спартанцы просто выбрали две тысячи самых крепких и опасных на вид и убили их за один день.
Скорее всего, илотам и в самом начале жилось несладко, а под конец истории Спарты, когда спартанцы начали нервничать, начался полный цугундер, но во времена Ликурга было более-менее ок.
Итак, у каждого спартанца есть кусок земли, на котором работают илоты. Спартанец обязан сдавать определенное количество урожая в общую кассу, есть в общей столовой и служить в армии. А если спартанец умирает, то его надел делится поровну между всеми его детьми.
И тут возникает тонкий момент, потому что налог, придуманный Ликургом, не зависит от размера надела. Он об этом просто не подумал.
Спустя пару веков выяснилось, что гениальный план Ликурга не очень-то работает, потому что площадь земельных наделов величина постоянная, а население растет.
И хотя эти законы Ликурга никогда не были записаны, у спартанцев оказалась прекрасная память.
Если в семье спартанцев рождалось два ребенка, то надел автоматически разрубался на две части. Если у каждого из этих детей тоже рождались дети, то надел, доставшийся им в наследство, уменьшался соответственно. В результате такого деления какой-нибудь гражданин Спарты вдруг обнаруживал, что заплатить налог ему нечем, потому что его надел слишком мал.
В этот момент перед ним извинялись, говорили, что ничего личного, но правила есть правила – и отнимали гражданство вместе с наделом. Потому что надел мог быть только у настоящего гражданина. Вернуть себе гражданство, однажды потеряв его, было практически невозможно. Спарта, в целом, была не про социальную мобильность.
Таких людей называли гипомейоны.
Первые три-четыре сотни лет спартанцы ничего не замечали, но они были не совсем уж дураки. В какой-то момент стало невозможно не видеть, что илотов и гипомейонов вокруг становится все больше, а настоящих спартанцев – все меньше.
К сожалению, уважение к законам и неспособность к арифметике у спартанцев передавалась по наследству, и они приняли худшее решение из возможных.
Если нас становится все меньше, рассудили спартанцы, надо поднять рождаемость.
Повышение рождаемости, разумеется, привело к еще более быстрой фрагментации наделов, которые в результате оказались в руках относительно небольшого количества семей.
Мы знаем, что Спарта начиналась с 9000 наделов, но когда в 371 году до нашей эры спартанцы проиграли битву при Левктрах, они потеряли 400 граждан убитыми. И в Спарте осталось 800 человек, обладающих полным гражданством.
Собственно, врагам Спарты оставалось просто немного подождать.
А потом Спарта закончилась.
Конечно, хотелось бы узнать, что имела в виду оракул из Дельф, которая сказала, что все будет зашибись. Но, возможно, Ликург ее не расслышал.
В любом случае, история Ликурга на этом не заканчивается.
Помните, как он раскрутил старика Гомера? Пройдет несколько сотен лет, Спарта останется только в исторических хрониках, но Ликург с помощью Гомера нанесет человеческой цивилизации еще один удар.
Но это совсем отдельная история про талантливого музыканта, которого никто не любил.
Афины и Спарта | Encyclopedia.
comСПАРТАНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ
ПРАВОВОЙ КОДЕКС ДРАКО
Источники
Два города . Афины и Спарта придумали разные решения проблем, с которыми столкнулись ранние греческие полисы . В восьмом веке до н. э. эти двое были во многом похожи, в обоих преобладали аристократические семьи, которые руководили городами как в военном, так и в культурном отношении; однако у этих двух городов были и различия. Аттическая сельская местность, окружающая Афины, была доступна извне, и политическая идентификация ее граждан была довольно слабой. Несмотря на sunoikismos , политическое объединение Аттики под предводительством легендарного Тесея, только древние религиозные связи с Афиной и ее святилищем на Акрополе
сближали афинян. Экономическое неравенство между теми, кто жил вдоль побережья, на более крупных внутренних равнинах или в горах, казалось более важным, чем афинская идентичность и единство. Спарта, с другой стороны, находилась в Лаконии, отдаленном уголке Пелопоннеса, большого полуострова, образующего южную Грецию. В нем проживало большое коренное население рабов, илотов, которых спартанцы подавляли в своей ранней истории и от чьего труда зависели их средства к существованию. Хотя Лакония относительно велика, спартанцами были признаны только те, кто жил в нескольких близко соседних поселениях в ее центре на реке Еврот. Люди, населяющие близлежащие районы, назывались perioikoi , «живущие вокруг».
Военный штат . В течение восьмого и седьмого веков вместо того, чтобы отправлять поселения за границу, чтобы уменьшить демографическое давление и расширить торговые возможности, спартанцы избрали другую стратегию. Они завоевали соседнюю область Мессении, на западном склоне горы Тайгет, в войне, которая длилась двадцать лет (740-720 до н.э.). Однако, когда они попытались одолеть своих северных соседей в Аргосе, спартанцы проиграли катастрофическую битву при Гисиях в 669 г.до н.э. Они потеряли так много людей, что были почти бессильны, когда Мессения восстала, и они были вынуждены вступить в новую, продолжавшуюся тридцать лет, войну против мессенцев (650–620 гг. Спарта стала закрытым обществом, сильно заботившимся о своей безопасности и подозрительным к постороннему влиянию.
Равен . Вторая мессенская война также принесла политические реформы. Земля Мессении, которая первоначально была отведена только богатым, теперь была отдана поровну каждому спартанцу мужского пола при рождении. Они считали себя homoioi (равно). Несомненно, все еще существовало неравенство, которое со временем стало болезненно очевидным, но равенство среди спартанцев было великой идеей спартанской политической системы. Как и в других греческих poleis , оно возникло из идеи, что в спартанской фаланге гоплитов все мужчины равны. Каждый спартанский мужчина был приписан к одному из нескольких клубов еды, sussitia , в которые он делал взносы со своего земельного надела, и он больше отождествлял себя с ними, чем со своей семьей или географическим районом.
«Установив святилище Силланианского Зевса и Афины, имея «племенные племена и обедов» и учредив Герусию (Сенат) из тридцати членов, включая (двух) главных вождей (царей), от сезона к сезону, они должны проводить собрания между Бабикой и Кнакионом, чтобы вводить и отменять меры. И дамос должен обладать господством и властью». Позже был добавлен пункт: «Если дамос примет неверное решение, старейшины и главные лидеры должны быть устранителями».
Источник: Плутарх, Жизнь Ликурга 6 (ок. 46 г. — ок. 120 г. н. э.)
Легендарный Законодатель . Конституция Спарты была приписана легендарному законодателю Ликургу, вдохновленному оракулом бога Аполлона. Древние источники сильно расходятся в том, когда жил Ликург и чем именно он занимался, но Плутарх приводит текст раннего документа, известного как Великая Ретра, который кажется подлинным, хотя и не совсем ясным. К Ликургу ведет гордыня спартанцев в 9 в.0011 Eunomia, хорошее правительство, или, говоря более буквально, хорошая правовая система. Спартанская поговорка гласила: «Хорошим людям нужно немного законов». Из-за своей родины спартанцев называли лаконцами, или просто «лаконическими», что в переводе с английского означает тот, кто использует мало слов.
Хорошее правительство . Спарта имела смешанную конституцию. Внутри группировок племен и обев , специфические конфигурации которых остаются загадкой, в их конституции присутствовали королевские, аристократические и демократические элементы. Два его царя, которые из поколения в поколение происходили из одних и тех же двух семей, Агиады и Еврипонтиды, составляли царский элемент. Они вели армии Спарты на войне и получили различные другие привилегии. Герусия, или сенат, состояла из двадцати восьми членов, не считая королей. Все они были старше шестидесяти лет и избирались пожизненно собранием из самых знатных семей. Обеспечивая аристократический элемент, Герусия подготовила меры для обсуждения перед собраниями. Он также рассматривал уголовные дела и со временем получил право отменять решения собрания. Итак, демократический элемент (damos — форма demos на спартанском диалекте, который называется дорийским), который изначально был суверенным, позже его полномочия были проверены. Собрание сформировали все спартанские граждане мужского пола старше тридцати, прошедшие знаменитую суровую подготовку и обучение Спарты, известное как агоге, и являвшиеся членами одной из sussitia . Собрание собиралось в отдаленных местах, таких как Бабика и Кнакион, чтобы никто не отвлекался. Собрание официально не обсуждало меры, представленные ему Герусией; он только голосовал за или против. Однако какое-то неформальное обсуждение, должно быть, имело место.
Смотрители . В Великой Ретре отсутствовал, но был хорошо известен в исторический период ежегодно избираемый совет из пяти эфоров , которые были надзирателями королей. Каждый месяц они обменивались клятвами с королями, чтобы поддерживать их правление до тех пор, пока цари правят в соответствии с законами. Большинство ученых считают, что эфоры были основаны несколько позже Великой Ретры; однако их должность, возможно, существовала с самого начала, но многие изначально рассматривались только как дополнение к королевской власти, как своего рода неофициальное средство связи между королями и совещательными органами по исполнительным вопросам.
Конкурент . Афины росли медленнее, чем многие другие греческие государства, включая Спарту, но как только их развитие набрало обороты, численность их населения и площадь суши привели к тому, что они стали одним из самых доминирующих полисов . Свидетельства расчистки могил на афинской агоре (место сбора или рынок) позволяют предположить, что идентичность Афин как общественного центра усиливалась около 700 г. до н.э. В какой-то момент рядом или вместо традиционного офиса basileus (царь), развился ежегодно избираемый архон (правитель или магистрат), который нес исполнительную ответственность. Первоначально избираемый пожизненно, но затем на десять лет архонт стал ежегодно избираться к 682 г. до н. э. Со временем Афины избрали трех таких ежегодно избираемых архонтов: одноименного архонта, давшего свое имя году, в котором он служил; архонт василевс, взявший на себя многие традиционные и религиозные роли короля; и полемарх , ответственный за войну. На эти должности могли быть избраны только члены самых богатых семей. Это были Евпатриды, «сыновья хороших отцов». После года выборной должности архонты присоединились к Совету Ареопага, который правил городом. Позже были добавлены еще шесть ежегодно избираемых магистратов, thesmothetai , чье имя предполагает, что изначально они имели некоторые обязанности, связанные с записью законов или судебных решений.
Социальные классы . Помимо географического разделения, афиняне также были разделены этнически на четыре племени, которые были общими для всех ионийских греков. В Афинах не было коренного рабского населения, подобного спартанским илотам, поэтому социальное расслоение существовало только среди самих афинян. Одни афиняне были порабощены другими. Рабов называли hektemorioi или «шестичастники», хотя точное значение этого термина неясно. Предположительно, они платили ренту в размере одной шестой или, может быть, пяти шестых урожая с земли, которую обрабатывали. Если бы они отстали, их могли бы продать в рабство, даже подальше от Афин.
Заговор Сайлонов . Афины также столкнулись с проблемами со стороны своих соседей, таких как Мегара, и нуждались в солдатах-гоплитах, которых мог предоставить только процветающий средний класс. Эта ситуация создала напряженность, аналогичную той, которая разрешалась во многих полисах путем захвата власти тиранами, отстаивавшими интересы простых людей против аристократов. В Афинах около 632 г. до н. э. аристократ и победитель Олимпийских игр по имени Килон, женатый на дочери тирана Мегары, попытался захватить власть, захватив Акрополь. После провала переворота сторонники Сайлона искали убежища в качестве просителей, призывая на защиту богов. Афинские магистраты сказали им, что их просьба признана и что они должны спуститься с Акрополя. Однако, когда они это сделали, они были убиты. Был проведен суд, и одноименный архонт Мегакл и вся его семья, Алкмеониды, были изгнаны из Афин, чтобы избавить город от религиозной скверны или миазмов. Даже семейные могилы были вырыты, а их содержимое вывезено с афинской территории. Со временем Алкмеониды вернулись в Афины, и многие из самых прославленных афинских правителей, в том числе Клисфен, Перикл и Алкивиад, принадлежали к этой семье, которую, тем не менее, преследовали миазмы.
Драко . Одним из последствий попытки государственного переворота Сайлона стало принятие впервые свода законов для Афин, так называемой Конституции Дракона. Эта теперь письменная форма афинских традиционных законов была важным шагом в отправлении правосудия и, возможно, уменьшила власть аристократов, но позже законы стали считаться суровыми (в результате чего появилось английское слово draconian , обозначающее суровость). ). Законы Дракона мало что сделали для смягчения напряженности, с которой столкнулись Афины. Сохранилась только одна часть его кодекса законов, касающаяся убийства, часть которого была позже внесена в список во время реорганизации афинских законов.
Афинский законодатель . Поскольку напряженность продолжала расти, наконец, в 594 г. было найдено облегчение путем временной передачи города одному человеку, который служил одновременно архонтом и примирителем. Этим человеком был Солон. Он использовал поэзию, чтобы передать свои идеи о природе проблем Афин и его решениях для них. Большая часть этой поэзии сохранилась, и в ней Солон рассказывает о хороях (указателях), указывающих на то, что земля была «порабощена», об афинянах, которые были порабощены и проданы за границу, и о «кривых судах», которые привели к этому. порабощение. Его основными методами решения проблемы были seisakhtheia , «стряхивание бремени», которым он предположительно аннулировал долги; реорганизация классовой системы по богатству, а не по рождению; и наделение судов полномочиями для проверки власти магистратов.
Четыре класса . Сейзалхтея запретила порабощение афинян из-за долгов, освободила и репатриировала многих порабощенных. Реорганизация афинских классов разрушила некоторые из устаревших властных структур и дала признание высокоподвижным членам нового торгового и производственного классов. По системе Солона афиняне делились на четыре класса по богатству. Pentakosiomedimnoi , или класс в пятьсот бушелей, были самыми богатыми. Hippeis , или Рыцари, могли производить не менее четырехсот бушелей со своей земли. Zeugitai , или класс Yoke, мог производить двести бушелей, а Thetes , или рабочие, были самым низким и самым многочисленным классом. Хотя на должности в Афинах могли быть избраны только представители высшего класса, Солон разрешил любому желающему (не только жертве) добиваться возмещения ущерба за несправедливость. Он также допускал обжалование любого решения в судах, в которых участвовали все классы, и дал гораздо больше прав низшим классам. В судах более бедные классы могли использовать свою численность, чтобы сдерживать власть богатых.
Географические неравенства . Солон мог бы использовать свои огромные силы, чтобы стать тираном, но он сознательно сопротивлялся этому искушению. После реформирования политической системы Афин он на десять лет покинул город. Однако, несмотря на широту реформ Солона и огромное уважение, которым его имя оказывалось в последующих поколениях, политическая борьба Афин, или stasis , продолжалась, главным образом на почве географического неравенства. В некоторые годы главный магистрат не избирался. Один архонт, который был избран на ежегодную должность, пытался остаться и делал это в течение трех лет, прежде чем его сместили. В 580 г. до н. э. временное решение было найдено путем назначения совета из десяти человек, которые вместе выполняли функции архонта. Правление состояло из пяти аристократов, трех фермеров и двух рабочих. Три группы представляли собой не только экономические, но и географические подразделения Афин: центральная равнина, где жили самые богатые землевладельцы; береговая линия с ее менее богатыми сельскохозяйственными угодьями; и «за холмами», лидеры которых, вероятно, происходили из городов за кольцом гор, окружающих Афины. В последнюю группу фактически входил широкий круг людей — чернорабочие, торговцы, освобожденные от рабства благодаря списанию долгов Солоном и недавние иммигранты. Многие были беженцами с процветающего и развитого побережья Малой Азии, которое переходило под контроль лидийцев, а после 547 г. до н. э. — персов.
Новый тиран . Приход Писистрата к власти как тирана отнюдь не был гладким. Сначала он поднялся на ноги благодаря политической хитрости, инсценировав нападение на себя, чтобы оправдать получение телохранителей, а затем использовал их для захвата власти в 561 г. до н. э. Через пять лет его выгнали, но вскоре он вернулся с помощью брачного союза с дочерью лидера береговой группы. Однако, когда он отказался заключить брак через шесть лет, его снова изгнали. Наконец, он вернулся в 546 г. до н. э. во главе армии друзей и наемников и изгнал своих противников. За десять лет своего отсутствия в Афинах Писистрат завел множество связей по всей Греции, которыми он продолжал пользоваться во время своей тирании.
Даже если человек непреднамеренно убивает другого, он изгнан. Короли должны признать ответственным за убийство либо фактического убийцу, либо планировщика; и эфетаи должны судить дело. Если есть отец, или брат, или сыновья, то все должны согласиться на прощение, или тот, кто сопротивляется, должен победить; но если ни один из них не выживет, то до степени двоюродного брата, если все согласятся на помилование; тот, кто сопротивляется, должен победить; но если ни один из них не выживет и если он убил непреднамеренно и пятьдесят один эфет, решат, что он убил непреднамеренно, пусть десять членов фратрии допустят его в страну, а пятьдесят один из них выберет их по рангу. И пусть также те, кто убивал прежде, будут связаны этим законом. Провозглашение убийцы должно быть сделано на агоре родственниками жертвы до степени двоюродного сына и двоюродного брата. Обвинение должно быть разделено двоюродными братьями и сыновьями кузенов, а также зятьями, тестями и членами фратрии.
Политическая идентичность . Тирания Писистратидов, тирания Писистрата и его сыновей Гиппия и Гиппарха, унаследовавших власть после его смерти в 527 г., явно не была тем временем, когда афинская политика могла развиваться на институциональном уровне. Писистрат, его друзья и семья контролировали ситуацию, хотя он и позволил нормальным механизмам, установленным Солоном, функционировать. Архонты всегда избирались под их надзором и обычно из их рядов. Это означало, что Ареопагский собор, имевший действенный законодательный контроль, постепенно пополнялся людьми Писистрата. Однако менее очевидным образом их тирания имела решающее значение для развития афинской демократии. Писистрат ввел налог в размере 5 процентов на всю продукцию и использовал вырученные средства для финансирования крупной программы общественных работ. Этот налог способствовал повышению роли полиса в экономике Афин, созданию новых рабочих мест и достижению высокой степени экономической стабильности и процветания. Писистрат также очистил Афины от агора (место сбора или рынок) частных домов, чтобы создать надлежащий общественный центр. Он начал чеканить афинские монеты, а также использовал законодательство и ссуды по особенно выгодным ставкам, чтобы наиболее эффективно поддерживать производство на всех сельскохозяйственных землях. Под его руководством сельскохозяйственные угодья Афин несколько сместились от зерна к оливкам, масло из которых можно было перерабатывать и продавать за границу с гораздо более высокой добавленной стоимостью. Он также разослал разъездные суды по сельской местности Аттики, так что полис взял на себя судебные функции от местных аристократов. Помимо строительства программ на Акрополе и на центральной агоре, Писистрат и его сыновья также вкладывали полисные деньги в крупные праздники, такие как ежегодная Панафинея, которая с размахом отмечалась раз в четыре года, и Дионисии, где зародились афинские театральные традиции. Эти действия не только сделали его популярным, но и укрепили чувство афинской идентичности, чем когда-либо прежде. Вместо того чтобы полагаться на аристократов, афиняне теперь полагались на свой полис в поисках процветания.
Тираницид . В 514 г. до н. э. Афинская тирания изменилась. Один из сыновей Писистрата, Гиппарх, был убит, и в результате его брат Гиппий наложил на афинян суровые меры, достаточно суровые, чтобы афиняне с тех пор осуждали даже понятие тирании. Семья Алкмеонидов, которая возглавляла береговую группу в Афинах до того, как была изгнана Писистратом, сумела убедить спартанцев избавить Грецию от тиранов, поэтому спартанцы двинулись на Афины и в конце концов вынудили Гиппия отступить. Он отправился в Малую Азию и пользовался покровительством персов.
Отец Демократии . В Афинах, с уходом Писистратидов, начали всплывать на поверхность старые региональные конфликты Афин. Было введено законодательство, объявлявшее вне закона «лиц нечистого происхождения», под которыми подразумевались выходцы из Малой Азии и Алкмеониды, чья семья все еще страдала от миазмов, связанных с резней последователей Килона более века назад. Законодательству сопротивлялись, но напряженность оставалась, в основном между Алкмеонидами и другими старыми аристократами. Эти противоречия разрешились, когда Клисфен, вождь Алкмеонидов, «ввел демоса в свои hetairia» (В этом контексте демос относится к массе граждан из низших классов; hetairia относится к аристократическим социальным клубам, составлявшим основу политических союзов в Афинах.) Демос был основой поддержки Писистратидов. пока их тирания не стала деспотической; теперь он будет управлять собой.
Власть народа . Несмотря на попытки аристократов повторно завербовать спартанцев для изгнания Алкмеонидов, демос настаивал на своей независимости, и, пролив немного аристократической крови и осадив спартанцев на Акрополе, они позволили спартанцам уйти и завоевали свою демократию. Клисфен был реформатором, придавшим афинской демократии ее окончательную форму, хотя мало что известно о его жизни, особенно после того, как он был избран архонтом в 508 г. Его самым важным шагом было переопределение афинского гражданства. Отныне афиняне уже не будут делиться традиционным делением на четыре племени, в которых доминируют аристократы с их братствами, или фратрии и их контроль над многими афинскими жрецами. Вместо этого у афинян теперь было десять племен, членство в которых полностью зависело от географии, от того, в каком демосе (городе или районе) они жили. [произносится как «считает»], чтобы отличить их от demos , которые становились либо массой граждан низших классов, либо всем гражданским телом.Поскольку афинская политика все больше работала по принципу один человек/один голос, и низшие классы значительно превосходили по численности высшие классы, эти два значения на практике не были столь различны.) Чтобы преодолеть географическую борьбу Афин, Клисфен построил каждое из своих 10 племен из 139или около того демы в центре города, вдоль берега и из богатых равнинных районов. Каждое племя состояло из демов из каждой из этих трех областей. Чтобы пресечь старые семейные дрязги в Афинах, афиняне стали идентифицировать себя не по отчеству или отцовскому имени, которое идентифицировало их род, а по своему демотическому имени, которое идентифицировало их дема.
Военная служба . В восемнадцатилетнем возрасте каждый афинянин мужского пола был доставлен своим отцом в местное собрание дема, которое проголосовало за принятие его в члены. После принятия он провел следующие два года в военной подготовке и в гарнизоне с другими членами своего племени, набранными из всех трех регионов Афин. Тесные мужские связи, которые поощрялись этим соглашением и сохранялись на протяжении всей жизни, способствовали ослаблению географической напряженности Афин.
Руководящие органы . Каждое из десяти афинских племен избрало пятьдесят членов в Афинский совет, или Boulê , который был расширен с четырехсот до пятисот членов. Чтобы составить пятьдесят, каждый дем избирал определенное количество членов Совета каждый год. Этот Совет собирался регулярно и контролировал управление полисом, а также готовил предложения для выступления перед Афинским собранием, или Ekklesia , которое было суверенным органом, принимавшим все важные решения. В собрании приняли участие все афиняне мужского пола старше восемнадцати лет. Политический год делился на десять «месяцев», в течение каждого из которых члены Совета от каждого племени образовывали исполнительный орган, prutanis , который управлял городом. Каждый день один из пятидесяти официально становился «президентом».
Судебная система . Суды Афин также выбирались племенами. Каждый год шесть тысяч афинян приносили гелиастическую клятву служить судьями, и каждый день заседали суды, причем до пяти тысяч из них призывались служить в судах, число которых могло насчитываться от сотен до тысяч. Для выбора dikastai (судей) использовалась сложная система лотереи непосредственно перед тем, как они слушали и выносили решения по своим делам. Эта процедура и большое количество участников гарантировали, что судьи не могут быть подкуплены.
Изгнание . Говорят также, что Клисфен ввел остракизм, без сомнения, чтобы предотвратить возвращение тирании. Каждый год в одно и то же время афинское собрание голосовало за проведение остракизма. Если голосование проходило успешно, то через месяц каждый афинский гражданин шел на агору и оставлял на ней кусок разбитого горшка, остракон , на котором он писал имя того, кого он хотел бы подвергнуть остракизму. Если было подано достаточно голосов, то «победитель» должен был покинуть Афины сроком на десять лет. Ему не нужно было делать что-то плохое. Фактически, некоторые источники сообщают, что этот человек подвергся остракизму просто потому, что его величие нарушило политический баланс демократии. За исключением периода 480–450 гг. до н. э., в Афинах мало кто подвергался остракизму, но возможность использования остракизма считалась признаком силы афинской демократии.
Равенство . В первые годы клистенической демократии в Афинах большая часть власти, должно быть, все еще находилась в руках Ареопага, члены которого, как бывшие магистраты, принадлежали к самым богатым классам. Его роль заключалась в защите конституции, что могло дать ему весьма далеко идущие полномочия. Власть демоса , хотя официально суверенная через собрание всех афинских граждан, все же должна была утвердиться на практике. Тем не менее, ярлык, который взяли на себя реформы Клисфена, исономия («равенство перед законом» или «правовая система, основанная на равенстве») заложила основу для афинского демоса для достижения своего суверенитета как на практике, так и формально.
Мозес И. Финли, Древняя и современная демократия (Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Rutgers University Press, 1985).
Дж. Т. Хукер, Древние спартанцы (Лондон: Дент, 1980).
Честер Г. Старр, Индивидуум и сообщество: возникновение полиса, 800–500 гг. до н. э. . (Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 1986).
Дэвид Стоктон, Классическая афинская демократия (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1990).
Спартанские женщины — Энциклопедия всемирной истории
Спартанские женщины имели больше прав и пользовались большей автономией, чем женщины в любом другом греческом городе-государстве классического периода (5-4 века до н. э.). Женщины могли наследовать собственность, владеть землей, заключать коммерческие сделки и были лучше образованы, чем женщины в Древней Греции в целом. В отличие от Афин, где женщины считались гражданами второго сорта, спартанские женщины, как говорили, управляли своими мужчинами.
Бронзовая статуя Спартанки
Пользователь Википедии: Путиновац (общественное достояние)
Греческий философ Аристотель (ок. 384–322 гг. до н. э.), который провел большую часть своей взрослой жизни в Афинах, критиковал независимость и влияние спартанских женщин в своей книге «Политика» , утверждая, что автономия женщин в Спарте была причиной ее упадка, потому что природа предназначила, чтобы мужчины правили женщинами, в то время как в Спарте практиковалась обратная политика (1269b.12). Нет никаких доказательств, подтверждающих утверждение Аристотеля, но есть значительное количество доказательств того, как равенство полов в Спарте на самом деле сделало город-государство сильнее и управлялось более эффективно, чем другие.
Удалить рекламу
Реклама
спартанские женщины свободно участвовали почти во всех аспектах политической и общественной жизни своего города-государства.
Законы Спарты были реформированы королем Ликургом (l. c. 9 век до н. э.) и подчеркивали важность равенства всех граждан. Девочки получали тот же режим физической подготовки, что и мальчики (хотя они не обучались обращению с оружием или греческой войне), и получали домашнее образование на том же уровне (в то время как мальчики посещали государственную школу). Порабощенный класс людей, известных как илоты, выполнял черную работу, в том числе ткачество одежды, что позволяло спартанке сосредоточиться на том, что Ликург считал своей самой важной ролью: материнстве. Спартанские женщины, как известно, гордились своими детьми, которые должны были чтить город-государство своим добродетельным поведением. В то же время женщины отвечали за управление фермой или поместьем, управление финансами и ведение бизнеса, поскольку мужчины часто уезжали на войну.
YouTube Следите за нами на Youtube!Цель секса в браке заключалась в рождении сильных и здоровых детей, но женщинам разрешалось брать любовников-мужчин для достижения той же цели. Однополые отношения между мужчинами и женщинами были для удовольствия и личного удовлетворения. Эти отношения считались естественными, если обе стороны достигли определенного возраста и дали согласие. Хотя Афины часто называют «местом рождения демократии», афинские женщины не имели права голоса в политике или делах своих мужей, в то время как спартанские женщины свободно участвовали почти во всех аспектах политической и социальной жизни своего города-государства.
Удалить рекламу
Реклама
Статус женщин в Афинах против Спарты
Женщины в Афинах были отодвинуты на второй план, за исключением их участия в некоторых религиозных праздниках и ритуалах. Афинская девочка была воспитана, чтобы научиться ткать у своей матери и заботиться о детях и доме. Одна из самых красноречивых подробностей о статусе женщин в Афинах и Спарте отмечена ученым Полом Картледжем:
.Наследниц в Спарте – то есть дочерей без законных братьев одного отца – называли patrouchoi , что буквально означает «владельцы вотчины», тогда как в Афинах их называли epikleroi , что означает «на (т. Афинские epikleroi , то есть служили лишь средством для передачи отцовского наследства следующему наследнику и владельцу мужского пола, то есть их старшему сыну, внуку их отца, тогда как спартанские patrouchoi наследовали сами по себе. (169)
Благодаря связям с мужчинами, кроме своих мужей, спартанские женщины также могли получить контроль над более чем одним домом и прилегающими землями, и многие из них стали богатыми землевладельцами. В Спарте было значительное количество вдов, которые потеряли мужей и сыновей в войнах, но им никогда не приходилось беспокоиться о выживании, потому что они владели землей и знали, как сделать ее прибыльной.
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Хотя некоторые афинские женщины упоминаются как торговцы, гончары или занимающиеся другими профессиями, они обычно изолировались от мужчин (возможно, даже дома) и не имели права обращаться в суд, имели ограниченную экономическую власть и не имели политического голоса. Спартанка-женщина обладала всеми этими правами и с детства воспитывалась с пониманием того, что они должны вносить такой же вклад в государство, как и мужчины.
Детство и образование девочек
Реформы Ликурга охватили все области спартанской жизни от валюты до владения землей и ведения войны, а также сферы, которые можно было бы считать личными делами гражданина, такие как столовая, брак и воспитание детей. Спартанские мужчины и женщины должны были есть вместе в столовых, мужчины отдельно от женщин, а дети обоих полов должны были воспитываться физически здоровыми и образованными.
Юные спартанцы на тренировке Дега
Национальная галерея (общественное достояние)
Мальчики воспитывались отцами до семилетнего возраста, когда их заставляли жить совместно с другими и начинать жизнь в агоге, спартанской образовательной программе, обязательной для всех мужчин, в которой особое внимание уделялось военной подготовке. Спартанские девочки оставались под опекой своих матерей, но должны были участвовать в тех же физических упражнениях, что и мальчики, в которых все участники были обнажены, а также посещать фестивали и религиозные ритуалы, в которых мужчины и женщины вносили свой вклад.
Удалить рекламу
Реклама
Виды спорта, в которых участвовала женщина-спартанка, могли включать борьбу, бег на длинные и короткие дистанции, верховую езду, метание копья или диска, бокс и скачки. Обучение девочек также включало пение, игру на музыкальном инструменте, танцы и сочинение стихов, и все это подпадало под общий термин mousike («музыка»), который, как считалось, обогащал и облагораживал характер. Лирическая поэзия в стиле Сафо Лесбосской (ок. 620–570 гг. до н. э.) и поэта Алкмана (ок. 600 г. до н. э.) была жанром, которому обучали девочек, и стилем, в котором греческие женщины в основном (или, возможно, только) сочиняли музыку. Ученый Джейн Макинтош Снайдер комментарии:
Все [греческие поэты-женщины] писали в основном в том же жанре, который уже был признан подходящим для женщин благодаря репутации их предшественницы Сафо, а именно в лирической поэзии… певец в сопровождении лиры), некоторые из этих новых писателей рискнули — судя по размерам, которые они использовали — написать лирику, предназначенную для хорового исполнения группой певцов, часто, возможно, в связи с местным религиозным праздником, привязанным к сельскохозяйственному календарю или как часть какой-то другой городской церемонии. (40)
Та же самая парадигма применялась к Спарте, где были сформированы женские хоры, соревнующиеся за призы. Иногда эти состязания были частью религиозных праздников, но, по-видимому, также включались в мероприятия в честь какого-либо лица, такие как восхваление того или иного политика или, наоборот, высмеивание кого-либо, например, высмеивание мужчин определенного возраста, которые не имели еще женат, поощряя соблюдение социальных традиций. Хоры также исполнялись при посвящении храмов или посадке сельскохозяйственных культур.
Эти хоры породили жанр греческой поэзии, известный как partheneion («девичья песня»), придуманный поэтом-лириком Алкманом, который либо был спартанцем, либо прожил большую часть своей жизни в Спарте. Упомянутая «дева» была богиней Орфеей, другим именем Артемиды, но также относилась к самим певцам и объектам их привязанности, другим девушкам. Сохранившиеся фрагменты девичьих песен ясно показывают, что некоторые из них были сочинены женщинами в похвалу другим женщинам, предполагая романтические и эротические отношения.
Удалить рекламу
Реклама
Сексуальность, брак и материнство
Однополые отношения в Спарте были так же распространены, как и в других местах Древней Греции, поскольку не было такого различия, как гомосексуальные и гетеросексуальные, это были современные конструкции. В своей «Жизни Ликурга », включающей обсуждение спартанских сексуальных нравов, Плутарх пишет:
Любовники мальчиков тоже делились с ними в их чести или позоре; и говорят, что один из них однажды был оштрафован магистратами за то, что его любимый мальчик издал неблагородный крик, когда сражался. Более того, такая любовь так одобрялась ими [спартанцами], что даже девицы находили любовников в хороших и благородных женщинах, однако в ней не было ревнивого соперничества, а те, которые устремляли свое внимание на одного и того же человека, делали это скорее основу для дружбы друг с другом, и настойчиво прилагали общие усилия, чтобы сделать своего любимого как можно более благородным. (18,4)
Однополые отношения, будь то между мужчинами или женщинами, считались естественными как до, так и после вступления в брак. В отличие от девушек в других городах-государствах, которые могли выйти замуж уже в 13 или 14 лет, спартанская женщина обычно продолжала свое образование до 18 или 20 лет и только тогда рассматривала предложения женихов при посредничестве ее отца или старшего брата. Ученый Колин Спенсер отмечает: «Любовь между двумя взрослыми мужчинами случалась часто, но только «женоподобный» мужчина подвергался общественному осуждению», о чем свидетельствуют уничижительные термины, используемые для мужчины, который «играл роль женщины» в сексе, но не для сами отношения (51). По-видимому, такие термины не применялись к однополым отношениям между женщинами, которые, как уже отмечалось, могли продолжаться после того, как женщина вышла замуж.
Греческая ваза с изображением подготовки к свадьбе
Британский музей (CC BY-NC-SA)
Брачный ритуал в Спарте начался с символического похищения, при котором, после того как семьи согласились на союз, женщина-спартанка была насильно доставлена мужчиной в их новый дом и оставлена с женщинами-служанками, которые готовили ее к брачной ночи. Ей обрили голову, дали мальчишескую одежду и оставили в затемненной комнате. В какой-то момент ночью ее новый муж удивлял ее, пара занималась сексом, а затем мужчина уходил, чтобы вернуться в барак, где он жил.
Удалить рекламу
Реклама
Картледж отмечает, что «говорят, что спартанский муж может стать отцом нескольких детей, прежде чем увидит свою жену при дневном свете» (172). Затем ожидалось, что жена будет коротко стричь волосы на протяжении всего брака. Некоторые ученые предположили, что этот ритуал был проведен для того, чтобы мужчина, который до этого момента знал только компанию других мужчин, чувствовал себя более комфортно в сексуальных отношениях с женщиной. Считается, что коротко подстриженные волосы жены в том же стиле, что и у спартанского мужчины, связаны с той же ситуацией, заставляя женщину выглядеть мальчишеской или мужественной.
После замужества спартанские женщины должны были рожать детей. Картледж пишет:
Женитьба и материнство были социальной и анатомической судьбой каждой греческой женщины, и нигде это не подчеркивалось так сильно, как в Спарте. Божественным получателем поклонения в связи с беременностью и родами была Илифия, тесно связанная в Спарте, как и везде, с Артемидой (Ортией). (175)
Артемида также ассоциировалась с однополыми женскими отношениями, поскольку ее часто изображали в окружении молодых женщин как ее преданных. Девичьи песни, восхваляющие Артемиду, отчасти прославляли переход девушки из невесты в жену и мать. Материнство высоко ценилось, и, как говорят, спартанские женщины особенно гордились тем, что их независимый статус позволял им воспитывать таких же сильных и независимых детей.
Плутарх рассказывает историю (возможно, апокрифическую) о Горго из Спарты, жене царя Леонида, которая «на вопрос женщины из Аттики: «Почему вы, спартанские женщины, единственные женщины, которые господствуют над вашими мужчинами?», ответила: «Потому что мы единственные женщины, которые рожают [настоящих] мужчин»» ( Moralia 218D.4). Под этим она подразумевала, что настоящие мужчины не боялись сильных женщин, подразумевая явное отсутствие того же у мужчин других городов-государств. Хотя сыновья женщины воспитывались отдельно от нее, от них все же ожидалось, что они будут чтить ее и, борясь за государство, также боролись за своих матерей и дом.
Есть много анекдотов, рассказанных Плутархом о гордости женщин за военные победы своих сыновей и их стыде за трусливое поведение. Одним из примеров этого является Даматрия, женщина, удостоенная эпиграммы за убийство своего сына, который показал себя трусом в бою. Однако самой известной является история о матери, передавшей своему сыну его щит, когда он уходил на войну, сказав ему вернуться либо со щитом, либо на нем, ссылаясь на практику возвращения мертвого солдата на его щите.
Обязанности, права и одежда женщин
Права женщин были напрямую связаны с их обязанностями. Поскольку мужчины так часто отсутствовали на войне, спартанке приходилось самой вести дом, ферму или поместье. Их главная обязанность заключалась в том, чтобы родить сыновей, которые принесли бы честь семье и государству своей храбростью в бою, и женщины должны были поддерживать свое здоровье и физическую форму в первую очередь для этой цели. Ежедневная работа по дому, считавшаяся «женской работой», особенно ткачество, уборка дома и воспитание детей, выполнялась женщинами-илотами. Илоты были классом людей, покоренных спартанцами, которые не были рабами, но не считались равными. Некоторые ученые утверждают, что спартанские матери даже не кормили своих детей грудью, поскольку для этого у них было множество кормилиц.
спартанские женщины сосредоточились на финансах, сельском хозяйстве и эффективном управлении домом.
спартанские женщины сосредоточились на финансах, сельском хозяйстве и эффективном управлении домом. За женщиной-главой дома оставалось последнее слово в любых решениях, которые должны были быть приняты, и она обеспечивала бесперебойную работу фермы и дома. Также ожидалось, что они будут участвовать в религиозных ритуалах в честь богов государства, чтобы эти боги отвечали взаимностью дарами военных побед и обильными урожаями. Был также ряд культов, которым женщины посвятили себя в отношении плодородия (например, культ Артемиды-Эйлитии-Ортии) или женской силы, как в случае с культом Киниски, первой женщины, выигравшей Олимпийские игры, тренируя ее. собственных лошадей.
Одежда спартанских женщин отражала ценность аскетизма, характерного для этой культуры. Обычно они носили пеплос , платье длиной до тела, подпоясанное на талии и затянутое до колен или выше. Незамужние женщины носили длинные волосы, а замужние женщины, как отмечалось, коротко стригли волосы и иногда закрывали лицо покрывалом. Хотя Ликург запретил серебро и золото, потому что это вело к жадности и преступности (заменив золотые и серебряные валюты железом), позже в этот закон были внесены поправки, касающиеся производства драгоценностей, и женщины носили золотые и серебряные браслеты и ожерелья. Они также пользовались косметикой, которую Ликург также запретил как поощрение тщеславия, и носили духи. Однако хвастовство не одобрялось, поскольку равенство было центральной культурной ценностью, и поэтому спартанские женщины более или менее выглядели одинаково с точки зрения богатства в пределах своего социального класса.
Заключение
Вопреки утверждению Аристотеля, спартанские женщины не имели никакого отношения к упадку города-государства. Спарта была на высоте даже после десятилетий войн, когда бросила вызов мощи Фив. В битве при Левктре в 371 г. до н. э. Спарта потерпела поражение от фиванской армии под командованием Эпаминонда (ок. блестящий полководец Пелопид. Эпаминонд и Пелопид нанесли тяжелые потери спартанцам, которые потеряли в битве 400 из 700 пехотинцев-гоплитов и своего царя Клеомброта.
Спартанские воины
The Creative Assembly (Авторское право)
До Левктры Спарта казалась непобедимой, и поэтому греческие писатели, до и после Аристотеля, должны были найти какую-то причину своего поражения, кроме очевидной — что Эпаминонд и Пелопид переиграли и переиграли Клеомброта — потому что это было как-то просто неприемлемо. Причина, которую придумали эти более поздние авторы, заключалась в автономии спартанских женщин, которая ослабила государство до такой степени, что оно должно было пасть. Комментариев о Картледже:
Чего Аристотель и другие условно мыслящие неспартанские мужчины боялись подсознательно, а иногда и сознательно, так это женской силы.