Завоевание карла великого и воссоздание римской империи: 70-71 – Империя Карла Великого, кратко

Важнейшие последствия — Студопедия

Поделись  

Коронация в Риме повлекла за собой и длинную вереницу непредвиденных последствий. При жизни Карла никто не сомневался в том, что император является старшим партнером в альянсе с папой. Однако позднее властолюбивые папы стремились любой ценой утвердить свое главенство над императорами, заявляя, что Карл Великий был всего лишь королем, пока Лев III не возложил на него имперскую корону. Будь это так, вся верховная власть в христианском мире должна была принадлежать папе. Само собой, сторонники имперской партии утверждали, что роль папы сводилась лишь к признанию империи, воссозданной исключительно трудами Карла Великого.

Так еще при Карле были посеяны семена грядущих конфликтов, не одно столетие определявших лицо средневековой Европы. По примеру отца Карл собирался разделить империю, сделав королями всех трех сыновей. Однако в 810-11 гг. двое его старших сыновей умерли, и вся империя перешла в руки младшего сына Людовика Благочестивого.

Успев короновать его в присутствии знати, Карл скончался в 814 г. При Людовике (814-40) Франкская империя начала распадаться из-за междоусобиц и трудностей управления обширными владениями. Над Европой снова сгустился мрак, все труды Карла, казалось, пошли прахом, и до установления прочного феодального миропорядка континенту предстояло испытать еще немало потрясений.

754-56 Походы Пипина против лангобардов

768-71 Совместно правят Карл и Карломан

771 Карл — единоличный правитель франков

772-804 Походы франков против саксов

773-74 Карл Великий покоряет лангобардов

778 Битва в Ронсевальском ущелье

788 Бавария в составе Франкской империи

796 Карл одерживает победу над аварами

799 Папа Лев III находит убежище у Карла

800 Коронация Карла в Риме

800-814 Войны с Византией

801 Франки захватывают Барселону

808-10 Войны с датчанами

814 Смерть Карла Великого

Завоевания Карла Великого и воссоздание Римской империи.

При сыне Пипина Карле (768—814) размеры Франкского государства увеличились в два раза. Но не только за свои завоевания Карл еще при жизни получил прозвище Великого. Он на многие века стал образцом для правителей европейских государств. Само слово «ко­роль» в славянских языках произошло от его имени.

В начале своего правления Карл окончательно разгромил лан­гобардов и присоединил Северную Италию. Затем была покорена Бавария. Франкам удалось отвоевать у арабов некоторые земли на севере Испании. В союзе со славянами Карл Великий долго сра­жался с племенем аваров, поселившихся тогда на территории современной Венгрии. Одному из славянских князей удалось зах­ватить столицу аваров. Вскоре франки и славяне истребили всех аваров.

Самой тяжелой для Карла стала война с германским племенем саксов. Длилась она более 30 лет. Франки неоднократно побеждали саксов, но, как только их войско уходило, Саксония восставала. Карл прибегал к жестоким расправам. Десятки тысяч саксов были казнены, многие переселены в глубь королевства, а на их земли переселялись жители Галлии.

Славяне также помогали Карлу в войнах в саксами.

Результатом походов Карла Великого стало создание громад­ного государства. В 800 г. папа римский во время рождественского богослужения в Риме возложил на голову короля императорскую корону. Так на западе Европы была восстановлена империя. Ви­зантийский император, считавшийся до сих пор верховным госу­дарем всех варварских королей, вначале не хотел признавать ти­тул Карла Великого. Однако через несколько лет византийцам пришлось смириться с существованием новой империи.

Центром управления империей был императорский двор. На местах большинство дел решали назначенные правителем графы, а также епископы. Карл Великий постоянно объезжал свои владе­ния, судил подданных и т.д. Император всюду насаждал христи­анскую веру. За отказ от крещения, за неповиновение духовен­ству, за несоблюдение постов в империи полагалась смертная казнь.

Каролингское возрождение.Подъем культуры во времена Карла Великого и его первых преемников — каролингское возрождение — связан со стремлением использовать искусство и просвещение для создания идеального христианского государства. Карл хотел воз­родить ученость и образованность римских времен. Помощниками правителя в деле распространения культуры стали лучшие уче­ные, собранные им при дворе в его столице Ахене. Самым выдаю­щимся просветителем и близким другом Карла Великого стал Алкулин из Британии. Это был крупнейший ученый-богослов своего времени. Алкулин был и энергичным организатором дела просвещения. По всей империи он по поручению императора от­крывал школы, обеспечивал их учителями и всем необходимым. Количество грамотных людей во Франкском государстве значи­тельно возросло.

В Ахене Алкулин создал школу, которая называлась Придвор­ной академией. В ней учились сам правитель, его сыновья, дети придворных. Занятия проходили в форме дружеской беседы. Сре­ди выпускников академии самым прославленным стал историк франк Эйнгард. Позже он написал книгу «Жизнь Карла Велико­го»». Это небольшое произведение стало образцом, которому сле­довали все средневековые историки.

Карл Великий прославился и как создатель храмов, мостов, дорог, каналов, дворцов. В Ахене возвели великолепный дворец. Рядом с дворцом возвышался храм — единственная постройка времен Карла, сохранившаяся до наших дней. Его называли «чу­дом дивной и высокой красоты».



§ 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе. . История [учебник для студентов учреждений среднего проф. образования]

 Королевство франков. Военная реформа Карла Мартелла.

При сыновьях и внуках короля Хлодвига франки завоевали Бургундское королевство, подчинили многие германские племена к востоку от Рейна. Основу войска франкских королей составляли свободные крестьяне-общинники. Однако со временем общины у франков начали распадаться. Под влиянием римских обычаев земельные участки переходили в собственность отдельных семей. Нередко обедневшие из-за участия в частых войнах франки отдавали свои участки крупному землевладельцу или монастырю. Эти люди попадали в зависимость от владельцев земли, начинали на них работать. Такие франки уже не могли участвовать в ополчении. У них не было средств для приобретения оружия и доспехов, да и хозяин земли не желал отпускать на войну своих работников.

Число воинов у королей резко сокращалось. Королевская власть ослабла, знать все меньше считалась с ней. С середины VII в. франкских правителей стали называть ленивыми королями. Один за другим на престол всходили совершенно неспособные к управлению люди. Всем заправляли придворные. Особенно большую роль играли майордомы (старшие по дому).

В начале VIII в. майордом Карл Мартелл (Молот) сумел обуздать своеволие крупных землевладельцев. Некоторые из них были казнены, а их земли отошли к майордому. В это время над Западной Европой нависла грозная опасность. В Галлию вторглись арабы. Карл Мартелл возглавил борьбу с завоевателями.

Раньше франки сражались в основном в пешем строю. Основой же арабского войска была кавалерия. Опытный всадник легко одолевал многих пеших ополченцев. К тому же у франков ополчение резко сократилось Карл Мартелл принял меры по созданию боеспособной и надежной кавалерии. Воинам из всех свободных слоев населения он раздавал участки земли. Собственность на эту землю была условной. Участок земли давался на время несения службы и не передавался по наследству. Размер участка определялся тем, чтобы с доходов от него воин мог содержать себя и своего коня. Обычно это была одна деревня с крестьянами.

Позже такую землю стали передавать по наследству, но условие несения службы сохранялось. Если наследник не желал служить хозяину земли, то он не наследовал участок. Такое условное наследственное владение называли феодом или леном.

Начинание Карла Мартелла имело большие последствия для развития всей Европы, но оно дало и немедленные результаты. В 732 г. войско майордома в битве у Пуатье разгромило арабов.

Отражение мусульманской угрозы повысило авторитет Карла Мартелла в глазах всех христиан. По просьбе главы христиан Западной Европы папы (епископа) римского Карл Мартелл поддерживал проповедников христианства в германских землях.

Среди этих проповедников выделялся монах Бонифаций, первый епископ Германии. После смерти Карла Мартелла майордомом стал его сын Пипин Короткий. По совету Бонифация Пипин сверг последнего «ленивого короля» и сам стал королем. Бонифаций помог новому королю заручиться поддержкой со стороны папы римского. В благодарность франки начали войну с лангобардами, которые были арканами и враждовали с папами. Пипин Короткий победил лангобардов и передал отвоеванные у них земли в Центральной Италии под власть папы. Возникло так называемое Папское государство. Пипину удалось возвратить захваченные арабами земли на юге Галлии.

Завоевания Карла Великого и воссоздание Римской империи.

При сыне Пипина Карле (768–814) размеры Франкского государства увеличились в два раза. Но не только за свои завоевания Карл еще при жизни получил прозвище Великого. Он на многие века стал образцом для правителей европейских государств. Само слово «король» в славянских языках произошло от его имени.

В начале своего правления Карл окончательно разгромил лангобардов и присоединил Северную Италию. Затем была покорена Бавария. Франкам удалось отвоевать у арабов некоторые земли на севере Испании. В союзе со славянами Карл Великий долго сражался с племенем аваров, поселившихся тогда на территории современной Венгрии. Одному из славянских князей удалось захватить столицу аваров. Вскоре франки и славяне истребили всех аваров.

Самой тяжелой для Карла стала война с германским племенем саксов. Длилась она более 30 лет. Франки неоднократно побеждали саксов, но, как только их войско уходило, Саксония восставала. Карл прибегал к жестоким расправам. Десятки тысяч саксов были казнены, многие переселены в глубь королевства, а на их земли переселялись жители Галлии. Славяне также помогали Карлу в войнах с саксами.

Результатом походов Карла Великого стало создание громадного государства. В 800 г. папа римский во время рождественского богослужения в Риме возложил на голову короля императорскую корону. Так на западе Европы была восстановлена империя. Византийский император, считавшийся до сих пор верховным государем всех варварских королей, вначале не хотел признавать титул Карла Великого. Однако через несколько лет византийцам пришлось смириться с существованием новой империи.

Центром управления империей был императорский двор. На местах большинство дел решали назначенные правителем графы, а также епископы. Карл Великий постоянно объезжал свои владении, судил подданных и т.д. Император всюду насаждал христианскую веру. За отказ от крещения, за неповиновение духовенству, за несоблюдение постов в империи полагалась смертная казнь.

Каролингское возрождение.

Подъем культуры во времена Карла Великого и его первых преемников — каролингское возрождение — связан со стремлением использовать искусство и просвещение для создания идеального христианского государства. Карл хотел возродить ученость и образованность римских времен. Помощниками правителя в деле распространения культуры стали лучшие ученые, собранные им при дворе в его столице Ахене. Самым выдающимся просветителем и близким другом Карла Великого стал Алкуин из Британии. Это был крупнейший ученый-богослов своего времени. Алкуин был и энергичным организатором дела просвещения. По всей империи он по поручению императора открывал школы, обеспечивал их учителями и всем необходимым. Количество грамотных людей во Франкском государстве значительно возросло,

В Ахене Алкуин создал школу, которая называлась Придворной академией. В ней учились сам правитель, его сыновья, дети придворных. Занятия проходили в форме дружеской беседы. Среди выпускников академии самым прославленным стал историк франк Эйнгард. Позже он написал книгу «Жизнь Карла Великого». Это небольшое произведение стало образцом, которому следовали псе средневековые историки.

Карл Великий прославился и как создатель храмов, мостов. дорог, каналов, дворцов. В Ахене возвели великолепный дворец. Рядом с дворцом возвышался храм — единственная постройка времен Карла, сохранившаяся до наших дней. Его называли «чудом дивной и высокой красоты».

Распад империи. Причины раздробленности.

В 814 г. Карл Великий умер. Его сын и наследник Людовик отличался большой набожностью, за что получил прозвище Благочестивый. Он, как и отец, покровительствовал просвещению. Однако в отличие от отца он имел слабый характер, легко подчинялся чужому влиянию. Графы-наместники постепенно вновь превращались в самостоятельных правителей. Людовик уже в 817 г. поделил империю между сыновьями. Вскоре начались усобицы.

С новой силой борьба вспыхнула после смерти в 840 г. Людовика. Его старший сын император Лотарь потерпел жестокое поражение от младших братьев. В 843 г. в городе Вердене три внука Карла Великого окончательно поделили империю. Лотарь, сохранив титул императора, получил лишь Италию и узкую полосу от Средиземного до Северного моря. Карл Лысый стад королем Западно-Франкского государства, а Людовик Немецкий — королем Восточно-Франкского государства. Позже владения братьев превратились в государства, существующие до сих пор, — Францию, Германию и Италию.

В раннее Средневековье зародились и многие другие европейские государства. Так, в Британии англо-саксонские королевства со временем объединились. В 1066 г. эти земли завоевал герцог Нормандии (область на севере Франции) Вильгельм Завоеватель, ставший королем Англии. К востоку от Германии складывались славянские государства — Польша, Чехия, Русь. На среднем Дунае, куда пришли кочевники-венгры, со временем возникло Венгерское королевство. На севере Европы сложились королевства Дания. Норвегия, Швеция. Во всех этих странах после первоначального единства также наступал период феодальной раздробленности.

Причиной распада раннесредневековых государств были не только усобицы правителей. Так, в империи Карла Великого разные народы, объединенные силой оружия, не желали больше жить под единой властью. Жителей Западно-Франкского королевства со временем стали называть французами. Жителей Италии называли итальянцами, а жителей Восточно-Франкского королевства — немцами. Характерно, что первые документы на национальных языках появились еще во время борьбы внуков Карла Великого: братья Людовик Немецкий и Карл Лысый поклялись стоять против Лотаря и закрепили клятву в записях на немецком и французском языках.

Наместники правителей в разных частях государств (герцоги, графы) переставали считаться с верховной властью. Мелким правителям было гораздо проще управлять и защищать свои небольшие территории.

Потомки владельцев феодов, получивших их когда-то от Карла Великого, его отца и деда, служили теперь тем правителям, на чьей земле находились их владения. Ведь только они могли защитить их или предоставить дополнительные земли за верную службу. Однако владелец феода подчинялся графу или герцогу только во время войны, когда он в составе его войска выступал в поход. В мирное время в своем феоде он был полностью независим и управлял населявшими его земли людьми по своему усмотрению.

В Европе укреплению феодальной раздробленности способствовало то. что жители отдельных областей и даже отдельных деревень мало нуждались в связях с другими областями или деревнями. Все, что было необходимо людям для жизни — еду. одежду, вещи, орудия труда, — они изготовляли сами, выменивали у своих односельчан или ближайших соседей. В Европе господствовало на-иное хозяйство. Торговля почти исчезла.

Восстановление Рима, или Три человека и институт

Восстановление  продолжает историю Империи с того места, где остановилась моя последняя книга Падение Римской Империи   , исследуя историю попыток восстановления империи через четыре главные герои: три человека и учреждение. Ни один из трех человек не был таким, как утверждали их политтехнологи. . .

«Вот, я же говорил тебе, что у него в теле не было ни одной кости. . .

Гот Теодорих любил, когда его считали философом в пурпуре: идеальным правителем давно установившихся греко-римских культурных традиций. Впервые он появляется в истории как 7-летний заложник, отправленный в Константинополь своим (бездетным) дядей, по крайней мере частично, чтобы подорвать его потенциальные претензии на общее лидерство в банде дяди. Однако в союзе со своим отцом он вернулся более десяти лет спустя, чтобы завоевать контроль сначала над группой, а затем удвоить ее численность (несмотря на наилучшее внимание восточного императора Зенона), создав военную базу власти, которая позволила ему сделать это. отличное впечатление от восстановления более половины старой западной империи. Но у этого самозваного богоизбранного царя-философа также впечатляющая линия в ужасных шутках. Разрубив (буквально) соперника пополам за обедом, он прокомментировал: «Вот, я же говорил вам, что у него в теле нет ни одной кости…»

Древний Мартин Лютер Кинг

Второй имперский подражатель — восточный римский император Юстиниан — обычно представляется как древний Мартин Лютер Кинг: его мечтой было восстановить римское правление над его старыми западными центрами. Но, что не менее романтично, его амбиции, которые привели к завоеванию вандалов Северной Африки, готской Италии и части вестготской Испании, проложили путь арабам-мусульманам, завоевавшим большую часть восточно-римского центра: доза модного нынче имперского натяжения. Ни один из мифов не работает. Новое исследование показывает, что падение Восточной империи нельзя отнести к Юстиниану. Его режим также случайно наткнулся на политику реконкисты, проиграв крупную войну (которую он преднамеренно спровоцировал) против древнего персидского врага Рима и пережил восстание, в результате которого в Константинополе погибло более 20 000 человек, а монументальный центр города превратился в тлеющие руины. Отчаянно пытаясь восстановить хоть какой-то престиж, Юстиниан сделал предварительный шаг к частичному завоеванию Северной Африки и обнаружил, что все королевство вандалов упало ему в руки, и родилась «политика» завоевания.

Было крайне дурным тоном объявлять себя назначенным Богом правителем всего христианского мира.

История Карла Великого немного больше похожа на историю Теодориха, поскольку он прошел путь от скромного начала до императорского титула. Здесь есть большая ложь, что он никогда на самом деле не хотел быть императором. Это было сказано его биографом Эйнхардом, и ему на удивление часто верили. Но свидетельства указывают на то, что Карл Великий отчаянно нуждался в этом титуле по крайней мере за десять лет (а, скорее, за два) до Рождества 800 года; ему пришлось ждать, пока у него не будет достаточно рычагов влияния на Папу, чтобы заставить его провести церемонию, поскольку было крайне дурным тоном объявлять себя по собственной инициативе назначенным Богом правителем всего христианского мира. Чтобы доказать, что он достоин, Карл Великий начал реформы и пожертвования, которые революционизировали ученость, благочестие и религиозные ожидания по всей Империи. Это также эффективно отодвинуло Папу на второй план в западном христианстве, точно показав, почему Льва III пришлось шантажировать для коронации.

Римское папство

Каждая из этих историй по-своему увлекательна, но вместе они рассказывают нечто большее. Все трое добились огромного успеха при жизни, но ни одна из этих империй не пережила смерти своих основателей. В постримской Европе богатство и военная мощь стали слишком равномерно распределены, чтобы центральная власть могла осуществляться на обширных территориях в какой-либо форме, кроме как в краткосрочной перспективе, а производственные мощности севера намного превосходили средиземноморскую силовую базу старой Римской империи. . В этих обстоятельствах, как показано в последнем разделе книги, жизнеспособная надрегиональная власть должна была принять совершенно новую форму: римское папство.

Тот факт, что папство в том виде, в каком мы его понимаем сейчас — фактически генеральный директор Латинской церкви — существовало не всегда, — это факт средневековой истории, который больше всего удивляет моих студентов. Что меня больше всего удивило при написании книги, так это осознание того, что она в конечном итоге была создана потребительским спросом за пределами Рима, а не продуктом какого-то хитрого плана, вынашиваемого в Латеране. Реформы Карла Великого впервые создали латинский западный христианский мир, который действовал по сознательно единым стандартам. Когда Карл Великий и его ближайшие наследники управляли достаточно большой империей, чтобы обеспечить ее, церковники были счастливы управлять своей объединенной церковью под имперским руководством. Но когда в десятом веке началась политическая раздробленность, наследники церковников-реформаторов Карла Великого стали искать единое руководство, которого требовала эта новая церковь, в другом месте. Епископ Рима был единственной серьезной возможностью, и, когда существующие папские структуры оказались неадекватными для этой роли, настроенные на реформы церковники XI века двинулись на юг с варварского севера старого Рима, чтобы сделать папство пригодным для этой цели.

Новая власть

Это Папы-варвары из подзаголовка книги, и, сознательно моделируя себя по римскому праву, они и их наследники создали новую структуру власти с Папой в центре. В первой Римской империи по мере того, как завоеванные приобретали гражданство, распространение римского права позволило институту, созданному в результате завоевания, восстановиться на основе согласия. Папская Римская империя изначально возникла на основе всеобщего согласия, но ее развивающиеся правовые структуры быстро создали средневековое христианство, твердо основанное на принуждении.

Восстановление Рима

В 476 г. н.э. последний из римских императоров был свергнут варварским полководцем, сыном одного из приспешников Аттилы Гунна, а императорские облачения были отправлены в Константинополь. Занавес упал на Римскую империю в Западной Европе, ее территории были разделены между королевствами-преемниками, построенными вокруг варварской военной силы. Но если Римская империя была мертва, мечта о ее восстановлении отказалась умирать. Во многих частях старой империи еще жили настоящие римляне, державшиеся за свои земли, ценности своей цивилизации, ее институты; варвары были готовы вновь разжечь имперское пламя и насладиться благами римской цивилизации, причем тремя величайшими соперниками были Теодорих, Юстиниан и Карл Великий. Но, в конце концов, они потерпят неудачу, и только после переизобретения папства в одиннадцатом веке европейские варвары нашли способ создать новую Римскую империю, империю, просуществовавшую тысячу лет.

«Упадок и падение» Рима — опасная идея?

ПРОШЛО 2800 лет с тех пор, как город Рим был основан на холмах у реки Тибр, что делает его самым долгоживущим государством в истории человечества. Но его история не была мирной. Были вторжения, гражданские войны, экономические коллапсы, династические революции, религиозные волнения и всевозможные политические преобразования. Римляне неоднократно сетовали на закат своего славного прошлого, и историки снова и снова пытались пересчитать и проанализировать этот закат.

Выдающийся историк Эдвард Уоттс представил не историю Рима в longue durée , а интригующее исследование самой идеи «упадка и падения» от Катона-старшего около 200 г. до н. э. до политиков, историков и политических деятелей. теоретики (а теперь и журналисты) на протяжении 22 вв. Уоттс проницательно называет это «опасной идеей» из-за того, как она использовалась и повторно использовалась для продвижения политических, теологических и националистических программ на протяжении веков. Уоттс, заведующий кафедрой византийской истории в Калифорнийском университете в Сан-Диего, является чрезвычайно плодовитым специалистом по римской и византийской истории, написавшим почти дюжину книг. Его диапазон раскрывается в этой последней монографии.

¤

Критики Катона против «испорченности» Рима греческой культурой — безнравственность, роскошь, баловство — служат образцом для иллюстрации негативных последствий перемен. Готовые истории упадка доступны для любого контекста. Но что такое византийская история и почему Уоттс делает ее центральным элементом своей книги? Константин Великий, правивший с 306 по 337 год, добился двух выдающихся достижений: он обратил Римскую империю в христианство и основал новую столицу, Константинополь, на месте древнего греческого города Византия. Следовательно, «Византийская» империя или Восточная Римская империя с 330 по 1453 г. н.э. действительно была вторым тысячелетием римского государства. Византийцы называли себя «римлянами» ( Rhomaioi — по-гречески) вплоть до их завоевания турками в 1453 году. Коррумпированные греки Катона стали спасителями Римской империи.  

Главы Уоттса дают виньетки, чтобы понять политическое использование идеи упадка, чтобы попытаться получить или сохранить власть. Он также исследует тех, кто построил литературную и политическую карьеру на еремиадах против упадка, а также на обещаниях возрождения и обновления. В течение последнего века существования Римской республики (133–27 гг. до н. э.) политические споры, начиная с Гракхов и далее, привели к ожесточенным гражданским войнам между Марием и Суллой, Помпеем и Юлием Цезарем, Марком Антонием и Октавианом (позже Августом Цезарем). Август продвигал свой новый режим как «реставрацию» с такими словечками, как МИР, ОБНОВЛЕНИЕ, БЛАГОДАРНОСТЬ и LIBERTAS на его монетах, которые широко распространялись среди граждан и солдат. Этот римский мир продлился два столетия, достигнув высшей точки при императорах Антонинах, что Эдвард Гиббон ​​считал самым счастливым веком в истории человечества.

В следующие три столетия Уоттсу предстоит череда крахов и упадков. За эпохой неустойчивых северских императоров последовала «Военная анархия» (235–284) с 50 претендентами на империю — некоторые правили местными королевствами, а большинство даже не достигло Рима. После особенно хаотичного десятилетия Деций (249–251), военный с Балкан, провозгласил обновление. Он добавил имя Траяна как часть своей программы ностальгии и объединил продвижение традиционной религии (подчеркивая культ императоров) с жестокими преследованиями христиан, которых он обвинял в более раннем упадке. Ни то, ни другое не спасло его от поражения от готов. Он был первым римским императором, который действительно погиб в битве с варварами. Другой балканский полководец, Диоклетиан (284–305), принес стабильность не за счет требований обновления, а за счет мудрых экономических и административных реформ.

В четвертом веке Константин Великий (306–337) использовал убеждение, чтобы объединить империю под новой христианской религией. Но спустя десятилетия после его смерти риторика упадка снова привела к катастрофе. Философ-император Юлиан (позже прозванный «Отступником») пытался восстановить язычество, но пал от персидских захватчиков на восточной границе. Феодосий (379–395) продолжал нападать на арианских еретиков, иудеев и язычников во имя сохранения ортодоксальности Никейского символа веры, но после его смерти империя была разделена между его сыновьями и никогда не воссоединялась. В 410 г. вестготы разграбили Рим впервые за 800 лет после разграбления галлов в 39 г.0 г. до н.э. Разграбление Рима вызвало в ответ поток нападок на христианство и христианскую апологетику. Самым известным был «Город Божий » св. Августина, в котором утверждалось, что был разрушен только город человеческий, а Город Божий остался нетронутым. Другой христианский мыслитель, Орозий, считал разграбление Божьим наказанием за злодеяния Рима. За этим последовали постоянные бедствия до 476 года, когда германский вождь сверг последнего западного императора, 12-летнего Ромула Августула. Сенат отправил имперские знаки отличия в Константинополь. Было восстановление Италии с 475 по 520 год — золотой век Теодориха, — но этот король на самом деле был готом.

Шестое столетие принесло еще одно «обновление», когда византийский император Юстиниан провозгласил свое могущество и благочестие проявлением успешного «отвоевания» Италии. Но цена была огромной; столица западной империи Милан была разрушена, а ее жители порабощены из-за возобновившихся преследований как евреев, так и язычников. Великий полководец Юстиниана Велизарий после своих завоеваний на Западе удостоился первого триумфа за шесть столетий для полководца, не принадлежавшего к императорской семье. Это празднование было частью повторяющегося цикла обновления и насилия. Великая церковь Святой Софии сохранилась и используется, и мы до сих пор восхищаемся авторитетным Кодексом и Дигестом Юстиниана; но была безжалостная резня с 30 000 убитых после так называемых «никских бунтов» в 532 г. , о которых, как и о других жестоких репрессиях простых людей, забыли. Арабские армии начали ослаблять византийское правление в Египте, как и персы, завоевавшие Сирию и Иерусалим.

Когда Уоттс обращается к разрушительному эффекту иконоборческого движения, он акцентирует внимание не на его ветхозаветных предшественниках (например, запрете «идолов»), а на многовековых попытках объяснить недовольство Бога его христианскими императорами. Иконоборческое насилие на Востоке сопровождалось философскими трактатами на Западе (например, Августином). Долгое правление Константина V (741–775) способствовало распространению иконоборческой идеологии гонениями — вплоть до унизительных публичных пыток и казней Константинопольского патриарха. Это была темная сторона стремления к чистоте, обновлению и ортодоксальности. Его правление и гражданские войны между его преемниками, которые привели к непродолжительному правлению женщины-императора Ирины (79 г.7–802), усилил разногласия со стороны папства, которое перед лицом лангобардской власти в северной Италии обратилось за помощью к франкским королям через Альпы. На Рождество 800 года папа Лев III короновал франкского короля Карла Великого императором. Это создание Священной Римской империи, просуществовавшей до ее роспуска Наполеоном в 1806 году, было примером «обновления», оказавшего огромное влияние на европейскую (и мировую) историю.

На протяжении веков папы на Западе, императоры в Константинополе и трансальпийские франко-немецкие императоры вступали и выходили из политических и религиозных союзов перед лицом других противников. Несмотря на культурный «каролингский ренессанс» на Западе и культурное возрождение в Византии 10-го века, в 1054 году произошел окончательный раскол между западным (римский католицизм) и восточным христианством (православие), который сохранился до наших дней. В последующие века нормандские захватчики захватили Италию и Сицилию, арабы под командованием Саладина взяли Иерусалим, а турки – византийские земли в Малой Азии. В конце концов папы призвали западных христиан начать великие крестовые походы, чтобы поддержать римских императоров в Константинополе и освободить «Святую землю» от мусульман. Затем последовало большое опустошение.

Первый, или «Народный крестовый поход», состоял из банд крестьян и рыцарей низшего уровня, неистовствующих по Европе, убивающих евреев и грабящих христианские города на пути в Азию. Спустя столетие (1204 г.) печально известный Четвертый крестовый поход был обращен в сторону самой имперской столицы. Уоттс справедливо говорит: «Четвертый крестовый поход был полным беспорядком». Недофинансированные и находящиеся в долгу перед венецианцами лидеры крестового похода обратили свои взоры на богатства Константинополя, где их солдаты вырезали греческих жителей, грабили и разрушали церкви, монастыри и дворцы. Крестоносцы утверждали, что их цель состояла в том, чтобы вернуть православную церковь под власть папы, но на самом деле они должны были расплатиться с венецианцами и другими спонсорами. После разорения население Константинополя сократилось с 500 000 до 35 000 жителей. Уоттс демонстрирует, как, возможно, величайший город Средиземноморья был практически разрушен жадностью во имя обновления.

Хотя новая династия Палеологов добилась успехов в восстановлении столицы, император Михаил продемонстрировал такую ​​же безжалостность, как и другие, которые утверждали, что восстановили Рим за 1300 лет. Османские турки успешно победили сербов на Косово, но их осада Константинополя была сорвана атаками Тамерлана с востока. Эта передышка не продлилась. Последние палеологи продолжали восстановление города под знаменем традиции и благочестия и даже предприняли последнюю попытку уврачевать раскол с Римом, но безрезультатно. Мехмед II взял город и оставшуюся часть территории вдоль Босфора 29 мая., 1453 г., и учредил османский султанат, просуществовавший до Турецкой республики в 1922 г. «Римляне» были порабощены. Римляне пережили Ганнибала, гражданские войны, германские вторжения со способностью к самообновлению. Но теперь не было подлинной возможности обновления — в 1453 году в Риме действительно пало .

Были еще цезари Запада — например, французский Карл VIII и император Священной Римской империи Карл V в Нидерландах и Испании, но ни один из них не проявил интереса к новому крестовому походу для восстановления Византийской империи. На самом деле, среди своих многочисленных титулов Мехмед использовал «Кайзер-и Ром» — «император Рима». Другие, как великий князь Московский, добивались признания в качестве римского императора, и на протяжении столетий имя Цезаря снова упоминалось как 9.0003 Kaiser в Германии и Tsar в России. Несмотря на витиеватые речи об имперском прошлом, сам город Рим вызывал мало уважения. После того как папа Климент VII присоединился к французам против Карла V, бесплатные наемники императора вышли из-под контроля и разграбили город в 1527 году. Это были безземельные протестанты, враждебно настроенные к папству. Клименту пришлось бежать из города и скрываться, а позже заплатить огромный выкуп. Хотя это положило конец эпохе Возрождения в Риме, а европейская дипломатия была такой, какой она была, к 1536 году новый папа наградил Карла триумфом на Капитолийском холме.

¤

То, что Уоттс называет «опасной идеей» упадка Рима, продолжало использоваться в различных контекстах в эпоху Возрождения. Леонардо Бруни считал падение Рима необходимым для возвышения Флоренции — для него это хорошо! — но его флорентийский соотечественник Никколо Макиавелли пытался использовать историю более аналитически, чтобы понять современные события. Французский политический теоретик барон де Монтескье использовал Рим, чтобы доказать, что политическая жизнеспособность проистекает из свободы — аргумент, который нашел благодатную почву среди французских и американских революционеров в конце 18 века. Но именно его преемник Эдвард Гиббон ​​создал в массовом сознании грандиозную траекторию «Упадка и падения» Рима в своем 4000-страничном шедевре, который до сих пор печатается! Он начал в эпоху Антонинов и проследил многочисленные «падения» до 1453 г.

После Гиббона историки «обвиняют» в падении Рима самые разные причины — от вырождения до отравления свинцом, от чрезмерной бюрократии до христианства. Но в своей последней главе Уоттс демонстрирует абсурдные меры, на которые готовы пойти «политические обозреватели», чтобы использовать Рим для подкрепления своей критики современной политики и общества. Если даже Рим пал, это может случиться снова. Римский историк Х. А. Дрейк опубликовал причудливое короткое эссе, в котором собрал некоторые из этих недавних предложений (обычно) консервативных полемистов. Джоан Коллинз — до того, как она стала дамой Джоан — поставила 1984 Интервью Playboy , в котором она выступила против либеральных ценностей как причины СПИДа. Дама Джоан была замужем пять раз, но исповедовала твердые моральные устои: «Это совсем как Римская империя. Разве не все были охвачены сифилисом? А потом его уничтожил вулкан». Нет, я этого не выдумываю, ни Эдвард Уоттс, ни Хэл Дрейк! Филлис Шлафли приписывала падение Рима «освобожденной римской матроне, которая больше всего похожа на современную феминистку». Есть бесчисленное множество других, кто использует упадок Рима как простой код. Мы читаем об опасностях самоубийства Запада — чаще всего как гимн превосходству белых.

Мы далеки от отцов-основателей, которые обладали (и читали) экземплярами « жизнеописаний » Плутарха в качестве образцов морали для молодых американцев, а римское присутствие сохранилось в колоннадах, капитолиях и даже европейских руинах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *