Заупокойный храм хатшепсут в дейр эль бахри: Храм Хатшепсут в Луксоре — Чудеса света

Храм Хатшепсут в Луксоре — Чудеса света

Древняя столица Египта Фивы славилась своими архитектурными шедеврами. Ее симметрично расположенный комплекс храмов можно разделить на две части: на восточном берегу Нила обосновались мирские постройки – дома, дворцы, храмы (в Карнаке и Луксоре), на западном же берегу все было посвящено умершим – пирамиды, некрополи, заупокойные храмы. В этом царстве мертвых особой популярностью пользовались храмы Абу-Симбел (храм Рамсеса II) и, собственно, заупокойный храм Хатшепсут в Луксоре.

 

Храм царицы Хатшепсут: история и описание

После смерти фараона Тутмоса II власть приняла на себя его жена Хатшепсут, забрав это право у истинного преемника Тутмоса III. С началом правления она сразу же взялась за грандиозные строительные работы.

Постройка заупокойного храма царицы Хатшепсут началась еще при ее жизни. Строительством этого величественного сооружения руководил архитектор Сенмут. В настоящее время местность, где расположен храм Хатшепсут в Египте, называется Дейр эль-Бахри. Место было выбрано недалеко от храма Ментухотепа I, являющегося родоначальников XVIII династии фараонов. Возможно, этим Хатшепсут хотела почеркнуть свое право на захваченный трон. После окончания работ скальный храм Хатшепсут в Луксоре превзошел все существующие подобные древнеегипетские сооружения – его размеры, архитектура и украшения поражали современников.

К святилищу храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, вырубленному в скале, ведут три ступени, соединенные пологими пандусами. Ступени представляют собой террасы, на которых в прошлом располагались растения, деревья и пруды. По дороге к храму путника сопровождали ярко раскрашенные сфинксы, с головами Хатшепсут в образе Осириса.

Самая нижняя ступень обнесена стеной, украшенной соколами. В конце этой террасы расположен портик с 22 колоннами и разделяющим их пандусом. В былые времена здесь размещались львиные фигуры и огромные статуи царицы Хатшепсут. На этом же ярусе есть изображения, повествующие о позабытых военных парадах и строительных работах.

Второй ярус храма царицы Хатшепсут в Луксоре в чем-то повторяет нижнюю ступень – здесь так же присутствует портик и пандус, ведущий на ступень выше. Раньше здесь был размещен пруд с деревьями. Рельефы этого уровня рассказывают про жизнь самой царицы Хатшепсут, про организованную ей экспедицию в страну Пунт (восточные африканские поселения). Лестница содержит фигуры кобр с соколами на спине. Кобры – символ Верхнего Египта, Сокол – Нижнего, вся композиция символизирует единство большого государства. Здесь же снова попадается несколько сфинксов.

Хатшепсут в образе Сфинкса

Самый верхний ярус предназначен непосредственно для проведения ритуалов. Вход в вырубленное в скале святилище Хатшепсут некогда украшал портик с огромными статуями царицы, которые были заметны даже для проплывающих на Ниле кораблей.

Вход в Святилище

За входом располагалась сложная система скальных подземных залов, обильно украшенных лучшими материалами древности. Так, например, главная дверь была выполнена из черной меди с вставками из золота и серебра. Здесь же снова размещались статуи Хатшепсут-Осириса.

Осирическая Хатшепсут

Всего в храме царицы Хатшепсут в Фивах раньше находилось около 200 статуй, из которых 140 были сфинксами. Скульптуры храма представляют царицу в трех образах – фараон, Осирис и сфинкс. Особое внимание при их создании уделялось воспроизведению детального образа царицы, поэтому в наше время можно точно представить, как она выглядела.

Но всей этой красоте суждено было жить недолго. После прихода к власти истинного наследника Тутмоса III, было приказано уничтожить все, что напоминало об узурпаторе. Такой репрессии подвергся и скальный храм Хатшепсут, в котором все скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма. И лишь много столетий спустя археологам удалось восстановить картину былого величия храма и представить его на суд туристам и прочим любителям древности.

Видео про храм Хатшепсут

План храма Хатшепсут

 

Где находится храм Хатшепсут на карте?

Подпишитесь на наc ВКонтакте

Поделитесь интересным материалом с друзьями

Читайте похожие статьи

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри!

Храм царицы Хатшепсут расположен у самого подножия скал Дейр эль-Бахри Луксор, храм находится на западном берегу Нила, в городе мёртвых !

комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов других Египетских владык. как видно храм Хатшепсут хорошо сохранился . В Египте нет храма похожего на храм Хатшепсут. Здесь вместо пилонов и стен, три открытые террасы, они находятся одна над другой это уникальный стиль.

Храм нёс название (жср жсру) что означает самый возвыщенный из возвыщенных, он является безусловно более внушительное сооружение западных фив.

Единственный в мире трёхэтажный храм ! Очень интересный храм

храм к нашему времени пришел в упадок сильно разрушен и ,был  раскопан в 1891 Египтологом Навелл, который первым предпринял попытку его реконструкции , позже эти попытки были продолжены польским центром средиземноморской археологии .

Эта хорошая документированная работа по реставрации этого храма дала памятнику первоначальный грандиозный вид который был ему свойственен в древние времена

строительство храма заняло 15 лет между 7 им и 22 им годами ее правления, Место избранно хатшепсут для своего храма было результатом точных стратегических расчетов, храм был расположен не только в долине которая считалась священной уже более 500 лет и была посвящена богине связано с загробным миром но и расположен на той же оси которая смотрит параллельно на карнаксий храм в другую сторону реки и наконец храм стоял на расстоянии всего лишь несколько сотен метров от гробницы которую царица повелела соорудить для себя в долине царей позади храма.

Личная жизнь Царицы Хатшепсут

Хатшепсут была единственная женщина, правящая Египтом не как царица, а как фараон. Ей воздавались такие же почести, какие подобает настоящему фараону.

Хатшепсут была личностью незаурядной!

После смерти ее отца Тутмоса первого, она вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса второго по вопросам царской крови!

У Тутмоса второго был еще сын, от другой жены, его звали Тутмос третий (пасынок).

Хатшепсут получила трон после смерти Тутмоса второго, который был ей братом и мужем.

В фараонские времена не было принято чтобы страной правила женщина , женщина не могла иметь титул фараона, но она стала фараоном, хотя это право было у Тутмоса третьего её пасынок пока он был малыш она стала его опекуном!

Хатшепсут, как и все фараоны стала строить храмы для богов, чтобы получить поддержку жрецов.

Чтобы люди поверили в ее божественное происхождение, на стенах храма Хатшепсут в Луксоре  изображала бога Амона Ра с лицом своего отца Тутмоса первого.

Жрецы придумали для людей миф о божественном рождении Хатшепсута.

Это можно видеть на рисунках её храма, где бог Амон  с чертами лица её отца Тутмоса первого соединился  с царицей Ахмос мать Хатшепсута, и они зачали Хатшепсут (зачатие божественного происхождения)

Это значит, что Хатшепсут, является дочерью бога Амона Ра и это дает ей право стать фараоном.

А также, чтобы убедить людей, она представляла себя в образе мужчины, она ходила в мужской одежде ,как все фараоны она носила накладную бороду и темный цвет кожи, это было символом мужества в Египте.

И наконец, при своей жизни она начала строительство своей гробницы в долине царей, а не в долине цариц. Она стала единственной женщиной в истории, у которой гробница была в долине царей.

Она держалась на троне в течение двадцати двух лет.

Описание храма

Единственный трёх этажный храм в мире!

От первой террасы  к второй террасе и к верхней террасе ведут два последователных пандуса , две часовни по бокам второго этажа южная для хатхора богиния красоты и любвы в виде коровы и северная  для анубиса бог мумификации в виде шакала !

На стенах  второго этажа царица показывает самое важное событие ее правления , это событие говорит о том что она снарядила торговую экспедицию в глубинах африки в страны Пунт который  может быть сегодня в сомалии

восхитительные рельефы показывают прибытие 5 Египтских кораблей и как начали погрузку на борту  разных африканских товаров (ладан, благовоние , золота , сурма, слоновая кость, жирафы , обезьяны) которые она привезла в Египет чтобы удовлетворить бога амон ра который  похвалил ее дочери хатшпсут за все ее действии, успехи говоря что он  доволен товарами из Пунта которые  подтвердили что он создал эту землю для радости своего сердца ! он обеспечил успех трудной экскурсии чтобы получить выгоды и блага от всех хороших вешей из стран богов.

Фивы — Храм Хатшепсут — Институт египетского искусства и археологии

Ресурсы

Примите меры

Главная Институт египетского искусства и археологии Ресурсы Фивы — Храм Хатшепсут


Заупокойный храм царицы Хатшепсут

Заупокойный храм Хатшепсут (ок. 1478/72–1458 до н. э.) датируется Новым царством. Он расположен у подножия скал в естественной «бухте» на западном берегу Луксора. Эта область долгое время была священной для богини Хатхор и была местом более раннего погребальный храм и гробница царя Небхепетра Ментухотепа (около 2008–1957 гг. до н. э.) Среднее царство (крайний слева виден пандус).

После введения христианства, Храм Хатшепсут использовался как монастырь, отсюда и его современное название Дейр-эль-Бахри. По-арабски «Северный монастырь».

Хатшепсут была женщиной-фараоном, которая изобразительно изображалась мужчиной. Она была соправителем вместе со своим племянником Тутмосом III (ок. 1479–1425 до н. э.).

Польская национальная академия наук отвечает за изучение и реставрацию из трех уровней храма. По состоянию на весну 1995 г. первые два уровня были почти завершен, а верхний уровень все еще находился на реконструкции.

Храм Хатшепсут был хорошо расположен, чтобы избежать камнепадов, в отличие от храмов Небхепетре-Ментухотеп и Тутмос III (слева и позади храма Хатшепсут).



Храм Хатшепсут — часовня Хатхор

Поскольку Хатхор была хранительницей района Дейр-эль-Бахри, уместно найти часовня, посвященная ей, в погребальном храме Хатшепсут (южный конец второй уровень). Колонны, которые заполняют двор этой часовни, имеют колонны Хатхор, каждая из которых напоминают систр, ударный инструмент, связанный с богиней любовь и музыка. Капитель — женская голова с коровьими ушами, увенчанная короной. изогнутые стороны, заканчивающиеся спиралями, возможно, напоминающие коровьи рога. Центральная часть венца представляет собой святилище, в котором находятся два уреи (вздыбленные кобры с расправленными капюшонами). увенчаны солнечными дисками. Карниз каветто венчает все.



Храм Хатшепсут — Часовня Анубиса

В северной части второго уровня погребального храма Хатшепсут находится Анубис. Часовня. Анубис был богом бальзамирования и кладбища. Его часто представляли с телом человека и головой шакала, как он изображен здесь. Анубис сидит на троне, который, в свою очередь, опирается на небольшой постамент. Он сталкивается с кучей предложений который достигает восьми уровней снизу вверх регистра.

Хотя большая часть цвета исчезла, можно представить яркость оригинала. картина. Египтяне использовали минеральные пигменты; чтобы цвета не так сильно потускнели как растительные пигменты.



Храм Хатшепсут — Статуя Осириде

Эта статуя Осириде стоит перед одной из колонн на третьем уровне храма Хатшепсут. заупокойный храм. Осирис был египетским богом плодородия, воскресения и следующего Мир. Обычно его изображали завернутым в виде мумии, держащим посох и цеп как скипетры. и как символы его контроля над природой. Совмещен с посохом (справа) было скипетром (иероглифический знак, означающий «владычество»). В сочетании с цепом (слева) это анкх (иероглифический знак, означающий «жизнь»). У этой статуи Осириса нежная черты Хатшепсут, женщины-фараона. Он носит двойную корону Египта и накладная борода с изогнутым кончиком (свидетельствующая о божественности).



Третий уровень погребального храма Хатшепсут

Среди разбросанных блоков на третьем уровне погребального храма Хатшепсут есть вот этот один украшен выпуклым рельефным изображением Гора в образе сокола. Он носит двойник Корона Верхнего и Нижнего Египта, напоминающая нам, что фараон был земным воплощением. бога, который был правителем небес.

Храм Хатшепсут — Энциклопедия всемирной истории

В обязанности любого египетского монарха входило строительство монументальных зданий в честь богов и сохранение памяти об их царствовании навеки.

Эти строительные проекты были не просто грандиозным жестом со стороны короля, направленным на ублажение эго, но имели центральное значение для основания и развития единого государства. Строительные проекты обеспечивали работу крестьян-фермеров в период разлива Нила, поощряли единство через коллективные усилия, чувство гордости за свой вклад в проект и давали возможность для выражения ma’at (гармония/баланс), центральная ценность культуры, благодаря общим и национальным усилиям.

Вопреки распространенному мнению, великие памятники Египта не были построены рабами-евреями или каким-либо рабским трудом. Квалифицированные и неквалифицированные египетские рабочие строили дворцы, храмы, пирамиды, памятники и воздвигали обелиски в качестве наемных рабочих. От периода Древнего Египетского царства (ок. 2613–2181 до н. э.) до Нового царства (ок. 1570–ок. 1069 до н. э.) и, в меньшей степени, от Третьего промежуточного периода (ок. 1069 г. до н. э.).-525) через династию Птолемеев (323-30 гг.

до н.э.) великие правители Египта создали некоторые из самых впечатляющих городов, храмов и памятников в мире, и все они были созданы коллективными усилиями египтян. Египтолог Стивен Снейп, комментируя эти проекты, пишет:

Убрать рекламу

Реклама

Перемещение больших количеств строительного камня, не говоря уже о массивных монолитах, из карьеров на отдаленные строительные площадки способствовало возникновению Египта как государства, которое нашло выражение в монументальном строительстве. (97)

Есть много примеров этих великих памятников и храмов по всему Египту от комплекса пирамид в Гизе на севере до храма в Карнаке на юге. Среди них погребальный храм королевы Хатшепсут (1479-1458 гг. до н.э.) в Дейр-эль-Бахри выделяется как один из самых впечатляющих.

Храм Хатшепсут, вид с воздуха

Н/Д (CC BY)

Здание построено по образцу заупокойного храма Ментухотепа II (ок. 2061–2010 гг. до н. э.), великого фиванского князя, основавшего 11-ю династию и положившего начало Среднему царству Египта (2040–1782 гг. до н. э.). Ментухотеп II считался его современниками «вторым Менесом», отсылкой к легендарному царю Первой династии Египта, и он продолжал высоко чтиться на протяжении всей остальной истории Египта. Храм Ментухотепа II был построен во время его правления через реку от Фив в Дейр-эль-Бахри и стал первым сооружением, воздвигнутым там. Это была совершенно новаторская концепция, поскольку она служила и гробницей, и храмом.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

На самом деле король был похоронен не в комплексе, а в гробнице, вырубленной в скале позади него. Вся структура была спроектирована так, чтобы органично вписаться в окружающий ландшафт и возвышающиеся скалы, и была самым ярким комплексом гробниц, воздвигнутых в Верхнем Египте, и самым сложным, созданным со времен Древнего царства.

Хатшепсут, поклонница храма Ментухотепа II, построила свой собственный, отражающий его, но в гораздо большем масштабе, и на случай, если кто-то пропустит сравнение, приказала построить его рядом со старым храмом. Хатшепсут всегда хорошо знала, как поднять свой общественный имидж и увековечить свое имя; заупокойный храм достиг обеих целей.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Это было бы данью уважения «второму Менесу», но, что более важно, связывало бы Хатшепсут с величием прошлого и в то же время превосходило бы предыдущие монументальные произведения во всех отношениях. Как женщина, занимающая традиционно мужское положение во власти, Хатшепсут понимала, что ей необходимо установить свой авторитет и легитимность своего правления гораздо более очевидными способами, чем ее предшественники, а также масштаб и элегантность ее храма.

Правление Хатшепсут

Хатшепсут была дочерью Тутмоса I (1520-1492 гг. до н.э.) от его великой жены Яхмос. Тутмос I также стал отцом Тутмоса II (1492-1479 гг. до н.э.) от его второй жены Мутнофрет. В соответствии с египетской королевской традицией Тутмос II женился на Хатшепсут в какой-то момент, когда ей не исполнилось 20 лет. В это же время Хатшепсут была возведена в положение Божьей жены Амона, высшей чести, которую женщина могла достичь в Египте после положения королевы, и которая становилась все более политической и важной.

Удалить рекламу

Реклама

У Хатшепсут и Тутмоса II была дочь Неферу-Ра, а у Тутмоса II от его младшей жены Исиды родился сын. Этим сыном был Тутмос III (1458-1425 гг. до н.э.), которого назвали преемником своего отца. Тутмос II умер, когда Тутмос III был еще ребенком, и поэтому Хатшепсут стала регентом, контролируя дела государства, пока не достигла совершеннолетия. Однако на седьмом году своего регентства она нарушила традицию и короновалась как фараон Египта.

Портрет царицы Хатшепсут

Роб Купман (CC BY-SA)

Ее правление было одним из самых процветающих и мирных в истории Египта. Есть свидетельства того, что она рано отправляла военные экспедиции и, безусловно, поддерживала армию на пике эффективности, но, по большей части, ее время на посту фараона характеризуется успешной торговлей, бурно развивающейся экономикой и ее многочисленными общественными работами, в которых использовались рабочие из по всей стране.

Ее экспедиция в Пунт, кажется, была легендарной и, безусловно, была достижением, которым она гордилась больше всего, но также кажется, что все ее торговые инициативы были одинаково успешными, и она смогла нанять целую нацию для строительства своих памятников. Эти работы были так прекрасны и так искусно сделаны, что более поздние короли считали их своими собственными.

Удалить рекламу

Реклама

Дизайн и схема храма

В какой-то момент вскоре после прихода к власти в 1479 г. до н. э. она построила свой заупокойный храм, который должен был рассказать историю ее жизни и правления и превзойти любой другой по элегантности и величию. Храм был спроектирован управляющим и доверенным лицом Хатшепсут Сененмутом, который также был наставником Неферу-Ра и, возможно, любовником Хатшепсут. Сененмут тщательно смоделировал его по образцу Ментухотепа II, но взял все аспекты более раннего здания и сделал его больше, длиннее и сложнее. В храме Ментухотепа II был большой каменный пандус, ведущий из первого двора на второй уровень; На второй уровень Хатшепсут можно было подняться по гораздо более длинному и еще более сложному пандусу, по которому можно было пройти через пышные сады и сложный входной пилон, окруженный высокими обелисками.

Проходя через первый двор (уровень земли), можно было пройти прямо через арочные проходы с обеих сторон (которые вели по переулкам к небольшим пандусам на второй уровень) или подняться по центральному пандусу, вход в который был окружен статуями львов. . На втором уровне было два отражающих бассейна и сфинксы, выстроившиеся вдоль пути к другому пандусу, по которому посетитель поднимался на третий уровень.

Сенемут, фигура на коленях

Али Каламчи (Авторское право)

Первый, второй и третий уровни храма были украшены колоннадами и изысканными рельефами, картинами и скульптурами. Во втором дворе будет гробница Сененмута справа от пандуса, ведущего на третий уровень; соответственно роскошная гробница, расположенная под вторым двором без внешних особенностей, чтобы сохранить симметрию. Все три уровня олицетворяли традиционную египетскую ценность симметрии, и, поскольку слева от пандуса не было строения, справа от него не могло быть очевидной гробницы.

Удалить рекламу

Реклама

Справа от пандуса, ведущего на третий уровень, находилась Колоннада Рождения, а слева — Колоннада Пунт. Колоннада Рождения рассказывала историю божественного творения Хатшепсут с Амоном как ее истинным отцом. На стенах Хатшепсут была написана ночь ее зачатия, рассказывающая о том, как бог пришел, чтобы соединиться с ее матерью:

.

Он [Амон] в воплощении Величия ее мужа, царя Верхнего и Нижнего Египта [Тутмоса I] нашел ее спящей в красоте своего дворца. Она проснулась от божественного аромата и повернулась к его величеству. Он немедленно пошел к ней, он был возбужден ею, и он навязал ей свое желание. Он позволил ей увидеть себя в образе бога, и она обрадовалась его красоте после того, как он предстал перед ней. Его любовь перешла в ее тело. Дворец был наполнен божественным благоуханием. (ван де Мироп, 173)

Будучи дочерью самого могущественного и популярного бога Египта того времени, Хатшепсут претендовала на особую привилегию управлять страной как мужчина. Она установила свои особые отношения с Амоном на раннем этапе, возможно, до того, как заняла трон, чтобы нейтрализовать критику своего правления из-за ее пола.

Колоннада Рождения, Храм Хатшепсут

Хорхе Ласкар (CC BY)

Пунтская колоннада рассказала о своей славной экспедиции в таинственную «землю богов», которую египтяне не посещали веками. Ее способность организовать такую ​​экспедицию свидетельствует о богатстве страны, находившейся под ее властью, а также о ее стремлении возродить традиции и славу прошлого. Пунт был известен египтянам с раннего династического периода (ок. 3150 — ок. 2613 г. до н.э.), но либо маршрут был забыт, либо более поздние предшественники Хатшепсут не считали экспедицию стоящей своего времени. Хатшепсут описывает, как ее люди отправились в путь, их теплый прием в Пунте, и составляет подробный список многих предметов роскоши, привезенных в Египет:

Очень большая загрузка кораблей чудесами страны Пунт; все благоухающие леса земли божьей, кучи мирровой смолы, со свежими мирровыми деревьями, с эбеновым деревом и чистой слоновой костью, с зеленым золотом эму, с коричным деревом, хеситским деревом, с ихмут-ладаном, сонтер-ладаном, косметикой для глаз, с человекообразными обезьянами, мартышками, собаками и со шкурами южной пантеры. Никогда не было подобного этому ни для одного царя, существовавшего с самого начала. (Льюис, 116)

По обеим сторонам колоннады второго уровня находились два храма: Храм Анубиса на севере и Храм Хатхор на юге. Как женщина, обладающая властью, Хатшепсут имела особые отношения с богиней Хатор и часто призывала ее. Храм Анубиса, хранителя и проводника мертвых, был обычной чертой любого погребального комплекса; никто не хотел бы пренебрегать богом, который вел душу из могилы в загробную жизнь.

Пандус на третий уровень, идеально расположенный между колоннадами Рождения и Пунта, привел посетителя к другой колоннаде со статуями и трем наиболее значительным сооружениям: Часовне Королевского культа, Часовне культа Солнца и Святилищу Амона. . Весь храмовый комплекс был встроен в скалы Дейр-эль-Бахри, а Святилище Амона — самое священное место на этом месте — было вырезано из самой скалы. Часовня Королевского культа и Часовня Солнечного культа изображали сцены, в которых королевская семья делает подношения богам. Амон-Ра, составной творец / бог солнца, занимает видное место в часовне Солнечного культа, где Хатшепсут и ее ближайшие родственники преклоняют колени перед ним в честь.

Осквернение и стирание из истории

На протяжении всего правления Хатшепсут Тутмос III не бездельничал при дворе, а возглавлял армии Египта в успешных завоевательных кампаниях. Хатшепсут дала ему верховное командование вооруженными силами, и он ее не разочаровал. Тутмос III считается одним из величайших полководцев в истории Древнего Египта и наиболее успешным в период Нового царства.

Тутмос III уничтожил все свидетельства ее правления из всех общественных памятников, но он оставил относительно нетронутой историю ее божественного рождения и экспедиции в Пунт внутри ее заупокойного храма.

В с. 1457 г. до н.э. Тутмос III привел свою армию к победе в битве при Мегиддо, кампании, которую, возможно, предвидела и подготовила Хатшепсут, и впоследствии ее имя исчезает из исторических записей. Тутмос III уничтожил все свидетельства своего правления, стер ее имя и вырезав ее изображение со всех общественных памятников. Затем он отнес свое правление задним числом к ​​смерти своего отца, и ему приписали достижения Хатшепсут как фараона. К этому времени Сененмут и Неферу-Ра были мертвы, и кажется, что любой другой, кто был лично верен Хатшепсут, не имел силы или желания бросить вызов политике Тутмоса III в отношении памяти его мачехи.

Стереть свое имя на земле значило обречь этого человека на небытие. Согласно древнеегипетской вере, нужно было помнить, чтобы продолжить свое вечное путешествие в загробной жизни. Хотя Тутмос III, кажется, приказал принять эту крайнюю меру, нет никаких свидетельств какой-либо вражды между ним и его мачехой, и, что важно, он оставил относительно нетронутой историю ее божественного рождения и путешествия в Пунт внутри ее заупокойного храма; только публичное упоминание о ней было стерто. Это указывало бы на то, что он лично не питал к Хатшепсут никакой злобы, но пытался искоренить любые явные свидетельства сильной женщины-фараона.

Правитель Египта традиционно был мужчиной, в соответствии с легендарным первым царем Египта, богом Осирисом. Хотя никто точно не знает, почему Тутмос III решил удалить свою мачеху из истории, вероятно, это потому, что она нарушила традицию правителей-мужчин, и он не хотел, чтобы женщины в будущем подражали Хатшепсут таким образом. Самой жизненно важной обязанностью фараона было поддержание маат , и уважение к традициям прошлого было частью этого, поскольку оно поддерживало баланс и социальную стабильность. Несмотря на то, что правление Хатшепсут было успешным, нельзя было гарантировать, что другая женщина, вдохновленная ее примером, сможет править так же эффективно. Таким образом, сохранение прецедента способной женщины в качестве фараона могло быть весьма угрожающим для понимания Тутмосом III мая .

Египетские солдаты

Σταύρος (CC BY)

Несмотря на то, что внутренние рельефы, картины и надписи ее храма остались практически нетронутыми, некоторые из них были испорчены Тутмосом III, а другие — более поздним фараоном Эхнатоном (1353–1336 гг. до н. э.). Ко времени Эхнатона Хатшепсут была забыта. Тутмос III заменил ее изображения своими, похоронил ее статуи и построил свой собственный погребальный храм в Дейр-эль-Бахри между храмами Хатшепсут и Ментухотепа II. Его храм намного меньше, чем любой из них, но это не было проблемой, поскольку он фактически принял храм Хатшепсут как свой собственный.

Таким образом, Эхнатон не имел ссоры с Хатшепсут как женщиной-фараоном; его проблема была с ее богом. Эхнатон наиболее известен как «царь-еретик», который отменил традиционные религиозные верования и обычаи Египта и заменил их своей собственной разновидностью монотеизма, сосредоточенной на солнечном боге Атоне. Хотя монотеисты обычно называют его провидцем за это, его действия, скорее всего, были мотивированы гораздо больше политикой, чем теологией. Культ Амона стал настолько могущественным во времена Эхнатона, что соперничал с троном — проблема, с которой сталкивалось множество царей на протяжении всей истории Египта, — и упразднение этого культа вместе со всеми другими было самым быстрым и эффективным способом восстановления баланса и богатства. к монархии. Хотя храму Хатшепсут (понимаемому Эхнатоном как храм Тутмоса III) было позволено стоять, изображения Амона были вырезаны из наружных и внутренних стен.

Новое открытие Хатшепсут

Имя Хатшепсут оставалось неизвестным до конца истории Египта и вплоть до середины 19 века нашей эры. Когда Тутмос III разрушил ее общественные памятники, он избавился от обломков возле ее храма в Дейр-эль-Бахри. Раскопки в 19 веке н.э. выявили эти сломанные памятники и статуи, но в то время никто не понимал, как читать иероглифы — многие все еще считали их простыми украшениями — и поэтому ее имя было потеряно для истории.

Английский эрудит и ученый Томас Янг (1773-1829 гг. н.э.), однако, был убежден, что эти древние символы представляли слова и что иероглифы были тесно связаны с демотическим и более поздним коптским письмом. Его работа была основана на его иногда коллеге, иногда сопернике, французском филологе и ученом Жане-Франсуа Шампольоне (1790-1832 гг. Н. Э.). В 1824 году К. Э. Шампольон опубликовал свой перевод Розеттского камня, доказав, что символы были письменным языком, и это открыло древний Египет современному миру.

Шампольон, посетивший храм Хатшепсут, был озадачен очевидными ссылками на женщину-фараона времен Нового царства Египта, которая была неизвестна в истории. Его наблюдения были первыми в наше время, вызвавшими интерес к королеве, которая сегодня считается одним из величайших монархов древнего мира.

Гробница Хатшепсут

Майкл Ласк (CC BY-NC-SA)

Как и когда умерла Хатшепсут, до недавнего времени было неизвестно. Она была похоронена не в своем заупокойном храме, а в гробнице в соседней Долине Царей (KV60). Египтолог Захи Хавасс нашла ее мумию в фондах Каирского музея в 2006 году н.э. и подтвердила ее личность, сопоставив выпавший зуб из ее коробки с мумией. Осмотр этой мумии показывает, что она умерла в возрасте пятидесяти лет от абсцесса после удаления этого зуба.

Хотя более поздние египетские правители не знали ее имени, ее заупокойный храм и другие памятники сохранили ее наследие. Ее храм в Дейр-эль-Бахри считался настолько великолепным, что более поздние короли построили свой собственный в том же районе и, как уже отмечалось, были настолько впечатлены этим храмом и другими ее работами, что объявили их своими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *