В каком году была первая революция в россии: Санкт-Петербург в 1900 – 1917 гг.

Содержание

3 русские революции XX века, которые изменили общество

К началу XX века относят 3 революции: Первая российская революция; Февральская и Октябрьская революции. Если дворцовый переворот привел к власти новую группировку внутри господствующего класса, то революция уничтожила власть побежденного класса и передала руководство победившему классу. Делимся краткой сводкой трех российских революций и пятью книгами об этих поворотных исторических событиях.

Первая российская революция 1905 года

Все началось с забастовки на Путиловском заводе, в которой приняли участие около двенадцати с половиной тысяч человек. 5 января популярный лидер оппозиции поп Гапон предложил обратиться к самому императору. Так забастовка переросла в общегородскую.

На имя Николая II составили петицию, в которой содержались политические и экономические требования. Протестующие просили о предоставлении избирательного права, гражданских свободах, 8-часовом рабочем дне, доступном образовании. Правительство признало требования, призывающие ограничить самодержавие, неприемлемыми. Было решено не пускать рабочих к Зимнему дворцу. Так началась Первая русская революция (9) 22 января 1905 года — с расстрела царскими войсками мирной демонстрации. Вооруженный разгон мирного шествия остался в истории как «Кровавое воскресенье».

События стали развиваться стремительно. Забастовки начались по всей стране. К рабочим присоединились студенты. Волнения в России усугублялись национальными конфликтами. 18 февраля вышел манифест, который только укрепил самодержавие в стране. Но несмотря на то, что империю удалось сохранить, волнения нарастали.

В октябре в Москве возобновились протесты, которые переросли во всероссийскую политическую стачку. Начался новый виток революции в России. Все это вынуждает императора подписать знаменитый манифест от 17 октября. В нем говорилось о гражданских свободах, неприкосновенности личности. Частично требования революционеров были выполнены. Одной из первых последующих реформ стала столыпинская.

Февральская революция 1917 года

Волнения в Петрограде начались 23 февраля. К 25 февраля бастовали уже почти более половины всех рабочих Петрограда — свыше 300 тысяч человек. Протестующие скандировали лозунги «Хлеба!», «Долой самодержавие!». 26 февраля начали активно подавлять восстание, и демонстрация рабочих была расстреляна. Царь подписал указ о роспуске Думы.

28 февраля к протестующим присоединились солдаты. Возникли два центра восстания: Временный комитет и Совет рабочих и солдатских депутатов. В тот же день были арестованы министры последнего царского правительства. Император Николай II собирался в столицу, но в связи с опасностью приехал в Псков. Туда на переговоры с царем прибыли деятели Думы, которые вынудили Николая II подписать манифест об отречении от своего имени и от имени сына Алексея в пользу брата Михаила. А тот 3 марта сам отрекся от престола. Династия Романовых была свергнута. Возникла охлократия — власть неуправляемой толпы.

Октябрьская революция 1918 года

Октябрьская революция в историографии рассматривается как продолжение Февральской революции. Хотя некоторые историки считают ее отдельным событием. Она знаменовала собой крах послефевральской демократии. Либеральные политические силы ослабели, ведь сохранялись пережитки традиционного «общинного» сознания, а неграмотными было до 70% взрослого населения. Все это не способствовало укреплению либерализма. Началось стремительное распространение социалистических идей.

Осенью 1917 страна оказалась на гране катастрофы. Колоссальные военные расходы, огромная инфляция, снижение жизненного уровня населения, угроза голода, нехватка продовольствия — все это вызывало недовольство и волнения. По всей стране происходили выступления рабочих, солдат, крестьян, которые кричали: «Вся власть Советам!» Большевики направляли революционную борьбу. Скорейшее свержение Временного правительства являлось основной целью рабочей партии.

Временное правительство было свергнуто 25–26 октября в Петрограде. Главными организаторами были Владимир Ильич Ленин, Лев Троцкий, Яков Свердлов, Иосиф Сталин и другие. В Военно-революционный комитет Петроградского Совета, который осуществлял руководство захвата, входили также левые эсеры. К власти пришло новое правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов.

Что почитать о русских революциях

Николай Суханов

Автор был свидетелем событий февраля — ноября 1917 года. Суханов был левым меньшевиком, но книгу прочел и полемически комментировал Владимир Ленин. Читатель узнает подробнее об обстановке в правительственных кругах, о ситуации в стране в целом.

Лев Троцкий
Издательство RUGRAM, 2012

В двухтомной книге Льва Троцкого выявляется непосредственная связь между событиями Февральской и Октябрьской революций. Работа имеет антисталинскую направленность.

Александр Рабинович

Рабинович исследует ход революции в Петрограде после прихода большевиков к власти. Автор разбирает повороты большевистской политики, связанные с переговорами о левых коалициях, Брестским миром, продовольственным кризисом, красным террором, началом Гражданской войны.

Михаил Зыгарь
Издательство Альпина Паблишер, 2021

Зыгарь написал масштабную картину жизни Российской империи. Главный герой книги — сознательное и требовательное российское гражданское общество. Вы сможете увидеть Россию начала XX века глазами людей того времени: Николая II, Льва Толстого, Петра Столыпина, Григория Распутина, Владимира Ленина, Александра Керенского, Льва Троцкого, Максима Горького, Александра Колчака и многих других.

Шейла Фицпатрик
Издательство Института Гайдара, 2018

Книга рассказывает историю марксистской революции, которая была призвана преобразить мир, но вместо этого причинила страдания русскому народу. Автор предлагает емкое описание Февральской и Октябрьской революций 1917 года, Гражданской войны, нэпа, сталинской «революции сверху», пятилеток и «больших чисток».

Любовь Карась

Теги

#ретроспектива

#эрудиция

План урока: «Первая русская революция 1905-1907г»

Автор: Администратор

Сетевой журнал «Педагогический поиск» — История

Учитель истории и обществознания

высшей категории

Цуканова Наталья Ивановна

Тема: « Первая русская революция 1905-1907г»

Цели:

выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции;

— развивать навыки анализа документа, умения делать выводы, пополнять   исторический словарный запас;

— продолжить воспитание гражданской позиции, чувство милосердия, толерантности, любви к Родине.

Задачи: — определить причины и задачи революции;

— изучить ход революционных действий;

— рассмотреть позиции левых, правых и умеренных сил в революции;

-дать характеристику Николаю II и дать оценку его деятельности;

— определить итоги революции.

Оборудование: атласы, карта «Революция 1905-1907гг», раздаточный материал «Из петиции», портреты Александр III, Николай II, документы.

На доске: «Они (причины революции) – в нарушении равновесия между идейными стремлениями русского мыслящего общества и нынешними формами его жизни.
Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы» (Витте С.Ю.)

Понятия: революция, петиция, манифест

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Учитель: Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.

— Какая задача стояла перед правительством?

Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.

20 октября 1894г. Умер император Александр III, на престол вступил его сын Николай II. (портреты) Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы,  начатые его дедом Александром II, и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи.

Дифференциация по уровню интеллектуального развития.

Задание 1 группа: Сформулируйте основные направления в экономике и социальной сфере,  по которым отставала Россия.

Задания 2 группа: Сформулируйте основные проблемы, стоящие перед Россией.

Задание 3 группа: Сформулируйте,  какие надежды возлагал народ на нового императора.

Учитель: Но уже в 1-й публичной речи 17 января 1895г. Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его « незабвенный покойный родитель».

Этапы работы: — учитель + класс.

Задание: Дайте историческую оценку императору Николаю II.

Дифференциация по личностно-психологическому типу.

Памятка для оценки государственного деятеля:

– интересы, какого социального слоя выражал? Цели и стремления этого слоя? – Какими личными качествами обладал? Насколько они подходили для решения поставленных целей? – Какие средства использовал для достижения целей? Оцените их. – Хронограф и результаты деятельности.

– Твоё отношение к личности государственного деятеля.

Этапы работы: — учитель + класс.

Работа с документами ( воспоминания Святополк-Мирского П.Д.):

1. Задание на 3 балла:

Какие слои населения были недовольны?

2. Задание на 4 балла:

Какие требования они выдвигали?

3. Задание на 5 баллов:

В чем заключалась борьба патриархальных и модернизационных установок в российском обществе?

На доске записаны (закрыто) участники антиправительственных движений, их требования, формы протеста и действия властей.

После работы с документами  открывается запись, прочитывается,  записывается  в тетрадь.

Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову.

Работа с документом.

Из записки С.В. Зубатова

За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды…

Девизом внутренней политики должно быть «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделять и властвовать». Только бы они не спелись… Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян.

Дифференциация по уровню и области интересов.

  1. Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?
  2. Что должно противопоставить ей правительство?

Учитель: По замыслу Зубатова необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью. На фабриках были избраны старосты, но запрещалось рабочим участвовать в эконом. забастовках. Но в прокатившейся широкой стачечной волне активное участие приняли члены зубатовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.

Задачи революции.

С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевладение.

В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения- крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция.

Они приняли активное участие в революции.

Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».

3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвами, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.

Учитель:  — Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

Работа с документом.

Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г.

(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.

)

Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук… Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…

  1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
  2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.
  3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.
  4. Ответственность министров перед народом.
    1. Равенство перед законом всех без исключения…

Задания по группам. Дифференциация  по уровню овладения знаниями, умениями и навыками.

  1. Каков характер приведённых требований?
  2. О чём просят рабочие царя?
  3. Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.
  4. Можно ли петицию назвать призывом к революции?
  5. Какой современный документ она вам напоминает?

 

Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».

Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.

По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был «убит» престиж Николая II.

Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.

Своими залпами царские войска дали сигнал к началу 1-й русской революции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения.

— Учитель: В той ситуации, которая сложилась в России, любой повод мог стать искрой.

— Это был повод или причина революции?

— Какие причины толкнули народ к революции?

Бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна захлестнула деревню — крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.

Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.

Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.

Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.

В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была, наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Работа с документом.

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

  1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
  2. …Привлечь к участию в Думе… те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…
  3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…

Письменный вопрос на ответ: (5 вопрос на 5 баллов, 4 вопроса на 4 балла и т.д.)

  1. Какие права получило российское население?
  2. Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?
  3. Какими полномочиями он наделялся?
  4. Что нового вносил он в политический строй Российской империи?
  5. Оцените значение Манифеста.

Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.

Эссе (задание на дом  в основе  слова Николая II):

«Милая мама, — обращался Николай II к матери через день после подписания Манифеста, — сколько я перемучился, ты представить себе не можешь. Единственное утешение, что такова воля Божия и что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она находится почти год».

Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?

Ученикам продвинутого уровня («сильный ученик»):

– В чём заключались расхождения большевиков и меньшевиков по основным тактическим вопросам революции 1905-1907 гг.? – Прочтите выдержки из петиции рабочих и дайте ей общую оценку. Подумайте, как документ характеризует питерских рабочих? Поставили бы вы свою подпись под петицией? Что бы вы убрали из текста петиции, чем бы её дополнили? Предложите свой вариант. – В чём проблема расстановки классовых сил в революции? – Организуйте заседание Государственной думы по аграрному вопросу.

Ученикам базового стандарта:

– составьте и оформите послание германского посла своему императору о причинах революции в России; – интервью большевика X о задачах революции; – почему I Дума была «крамольной»? Её судьба; – опираясь на фактический материал, объясните, почему новый избирательный закон в III Государственную думу является государственным переворотом и означает поражение революции?

Ученикам, требующим педагогической поддержки:

  1. на III съезде РСДРП были разработаны стратегический план и тактическая линия партии в начавшейся революции: – свержение самодержавия и установление демократической республики; — непосредственная организация вооружённого восстания; – изоляция либеральной буржуазии; – укрепление союза рабочего класса и крестьянства; – провозглашение буржуазно-демократических свобод. Укажите тактические задачи?
  2. Расставьте на пирамиде в хронологической последовательности основные события революции: * вооружённое восстание в Москве; * «Кровавое воскресенье»; * выборы в Государственную думу; * Всеобщая Октябрьская политическая стачка; * восстание на броненосце «Потёмкин»;* образование первого Совета рабочих депутатов; * разгон царём II Государственной думы; * III Государственная дума.

Пик революции

Начало

Завершение

  1. Как вы оцениваете программные установки партий эсеров, кадетов, октябристов?
    а) как победу сил революции; б) как победу царизма; в) как политический ход самодержавия.
  2. Консультанты – учитель + «сильный» ученик.

Итоги революции.

(учащиеся выписывают в тетрадь)

Работа с учебником и в тетради.

Учитель: Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.

В одной немецкой газете государственный строй России после революции1905г. был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царём».

Предположите, что имел в виду автор статьи. Какие особенности государственного строя России это определение отражает? Разве может быть государство одновременно самодержавным и конституционным?

В современном мире есть такое государство?

III. Закрепление.

Беседа с классом.

  1. Когда произошла первая русская революция?
  2. Что послужило поводом к революции?
  3. Назовите причины революции.
  4. Какие социальные слои участвовали в ней?
  5. Были ли решены проблемы, которые породили революцию?
  6. Какой главный итог революции?

Подведём итоги:

Учиталь:  — Что изменилось в России после революции?

Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.

— Можно ли было избежать революции?

Выставление оценок.

Домашнее задание:

Написать эссе.

Параграф 13-14

90 000 русских революций в 100 лет: неловко для Путина?

Основные моменты

Русская революция началась в Международный женский день в 1917 году

Либеральное правительство правило в течение 8 месяцев, прежде чем к власти пришел коммунизм

Москва Си-Эн-Эн —

Сто лет назад в среду нехватка продовольствия в России вызвала беспорядки на улицах столицы Петрограда и положила начало русской революции, цепи событий, которые изменили ход мировой истории.

Но на тех же самых улицах нынешнего Санкт-Петербурга всю неделю было тихо — нет планов устроить парад или облет в память о Второй мировой войне, и, конечно же, нет рядом президента, чтобы отдать дань уважения павшим.

Это потому, что 1917 год — неудобный год в истории для Кремля, особенно для президента Владимира Путина, который источает ностальгию по дням славы Российской империи и Советского Союза, но предпочитает не напоминать своему народу о силе инакомыслия.

«Российское правительство не будет отмечать 100-летие», — сказал Сэм Грин, директор Института России в Королевском колледже Лондона.

«Они пытаются построить повествование о непрерывной власти и стабильности. Так что что-то вроде 1917 года — неудобный факт, который не вяжется с этим».

Премьер-министр Александр Керенский (слева) возглавил Временное правительство России после Февральской революции.

Изображения наследия / Архив Халтона / Getty Images

Русская революция была разделена на две части: та, которая началась в марте, известна как Февральская революция, поскольку месяц показывался по старому юлианскому календарю. Наиболее известная Октябрьская революция привела большевиков к власти и положила начало коммунизму под руководством Владимира Ленина.

Однако есть опасения, что эта первая фаза будет потеряна из русского сознания — многие россияне, особенно молодежь, думают, что страна перешла от царской империи прямо к ленинскому коммунизму, по словам журналиста и писателя Михаила Зыгаря.

Зыгарь стоит за цифровым проектом 1917, который рассказывает истории революции в режиме реального времени, в формате, похожем на блог, и в социальных сетях через сотни исторических персонажей.

Николай II и Георг V (которым Николай сегодня написал письмо): https://project1917. com/posts/20247/##post

Опубликовано Project1917 в пятницу, 17 февраля 2017 г.

«Мы попытались представить это так, как будто у всех во время русской революции был аккаунт в Твиттере. Так что теперь это немного похоже на то, чтобы следить за революцией в прямом эфире в новостной ленте Facebook», — сказал Зыгарь.

«Молодые русские не читают книги так, как русские старшего поколения, поэтому мы рассказываем им эти истории на их мобильные телефоны в понятной им форме».

Сайт был запущен на русском языке в ноябре, а в январе за ним последовал сайт на английском языке, и с тех пор он был подготовлен к протестам 8 марта.

Проект будет следить за революцией в течение всего года, но Зыгарь хочет осветить время, которое последовало за Февральской революцией, когда Россией управляло временное правительство. Он продлился всего восемь месяцев, но многие историки говорят, что это был самый либеральный период в истории страны.

Это правительство отменило смертную казнь, дало женщинам право голоса и подтвердило свободу слова и свободу печати.

Софи Буксгевден, фрейлина императрицы Александры: «Недалеко от Зимнего дворца, нацарапанно на стене. ..

Опубликовано Project1917 в субботу, 4 марта 2017 г.

«Молодому поколению очень важно знать ту часть российской истории, ту демократическую республику, которая просуществовала всего восемь месяцев, и трагический конец той первой российской демократии», — сказал он.

«Это 100% научно-популярная литература», — сказал Зыгарь, добавив, что он и его команда собирали дневники, письма, телеграммы и статьи в течение прошлого года.

Но «Проект 1917» — это не просто урок истории — это красочный праздник российских художников, интеллектуалов и философов того времени и напоминание о том, каким интернациональным когда-то был город Санкт-Петербург.

Не пропустите печально известное письмо, которое Александра написала Николаю II за неделю до революции: Кажется…

Опубликовано Project1917 во вторник, 7 марта 2017 г.

Русская революция началась, когда протестующие женщины отметили Международный женский день на улицах Петрограда, призывая к хлебу и миру, когда бушевала Первая мировая война и иссякали запасы продовольствия. К ним присоединились другие, и вскоре 100 000 человек вышли на улицы, столкнувшись с полицией.

Это отражено в «Проекте 1917», когда в среду французский поэт Морис Палеолог «прямо сообщил», что «весь день в Петрограде большое волнение».

«Процессии проходят по центральным улицам. В нескольких местах толпа кричала «Хлеба и мира!»», — написал он.

Через неделю царь Николай II отрекся от престола, положив конец более чем 300-летнему самодержавному царскому правлению, оставив Российскую империю рушиться.

Владимир Ленин возглавил большевистскую Октябрьскую революцию и стал лидером Коммунистической партии.

Халтон Архив / Архив фотографий / Getty Images

После восьмимесячного правления временного правительства к власти пришли большевики Владимира Ленина, которые переименовали страну в Коммунистическую партию и сформировали Советский Союз. А после смерти Ленина Иосиф Сталин стал лидером нации, а также одним из самых жестоких диктаторов мира в современной истории — считается, что за три десятилетия его правления были убиты десятки миллионов человек.

Но его правительство также принесло России стабильность и привело ее к победе во Второй мировой войне, о тех частях истории, которые президент Путин предпочитает помнить.

«Это правительство очень старается изобразить себя наследником как Советского Союза, так и царской России», — сказал Грин.

«Но он не хочет открыто принимать сторону революции. Если оно скажет, что оно было или не было оправдано, оно заведет друзей среди одних и оттолкнет многих других».

Путин неоднозначно выразил свое отношение к коммунизму, но его любовь к могущественной России очевидна. Он назвал распад Союза «величайшей геополитической катастрофой» 20-го века, а в 2000 году его правительство возродило советский национальный гимн с измененными словами.

Комитет, которому поручено отмечать исторические события в России, заявил, что планирует несколько скромных культурных мероприятий и конференцию к концу года.

Член комитета Константин Могилевский из Российского исторического общества сказал, что они предпочитают рассматривать революцию, последовавшую за ней гражданскую войну и образование Советского Союза в целом, как и согласились ученые несколько лет назад при изменении школьной программы на 1917 год. .

Члены Коммунистической партии России в прошлом году отметили 99-летие Октябрьской революции.

Игорь Руссак/NurPhoto через Getty Images

Он сказал, что нет необходимости отмечать начало революции или праздновать восьмимесячное временное правительство как время либерализма и демократии.

«Я бы не стал разбрасываться термином «либерализм» в отношении этого короткого периода. В России до 1917 года в течение 11 лет действовала Имперская Дума, и ни один закон не мог пройти без ее одобрения», — сказал он, имея в виду российский парламент.

«Несколько месяцев при Временном правительстве России не идут ни в какое сравнение с этим».

Игнорирование Февральской революции может быть политически грамотным решением — согласно опросу, проведенному Левада-центром в январе, 43% из 1600 респондентов заявили, что либо никогда не задумывались о важности Февральской революции, либо «трудно сказать», что они думают о ней. думал об этом. Только 13% сказали, что это был прогрессивный шаг вперед.

И опасения Зыгаря, что многие молодые россияне могут не знать об этих событиях, небезосновательны.

Ян Баканов, 17-летний студент Санкт-Петербургского государственного технологического института, ИТ-специалист, признается, что вообще ничего не знает о Февральской революции.

Когда его спросили о влиянии революций на Россию, он сказал: «У революций есть обе стороны. Я бы сказал, что они не оказали ни положительного, ни отрицательного влияния».

Тим Листер из CNN внес свой вклад в этот отчет. Дарья Тарасова вела репортаж из Москвы, а Анджела Деван вела репортаж из Лондона.

Гражданская война в России: почему восстания 1917 года обернулись катастрофой

Все было готово для гражданской войны между большевистской Красной армией и ее «белыми» врагами, которая опустошила страну и привела к гибели миллионов людей. Несколько международных держав также предоставили войска и припасы для конфликта, в основном для противников большевиков. В 1919 году белые армии под предводительством генералов Колчака и Деникина начали наступление, которое, казалось, должно было уничтожить зарождающийся коммунистический режим, но Красной Армии удалось их отразить. После этих триумфов большевики в конечном итоге смогли добиться окончательной победы, хотя боевые действия продолжались еще много месяцев.


Роб Аттар: Большинство ваших предыдущих книг были посвящены Второй мировой войне. Что заставило вас вернуться на 20 лет назад ради этого?

Энтони Бивор: Самым важным для меня было понять цепь бедствий 20-го века – последствия которых, собственно, и сегодня с нами, как мы видим в Украине. В Гражданской войне в России погибло около 12 миллионов человек. Это бессмысленное уничтожение вызвало страшный страх среди среднего класса, но также воодушевило левых — большевиков и других коммунистов — и положило начало порочному кругу риторики, который развился, прежде всего, в XIX веке.30 с. Это действительно то, что доминирует во всем 20-м веке, но я думаю, что Гражданская война в России недостаточно хорошо понята.

Эта книга всегда должна была стать огромным вызовом, и она стала возможной почти полностью благодаря замечательным исследованиям, проведенным моей великой русской коллегой Любой Виноградовой за последние пять лет.

Какие новые идеи появились в результате работы, которую вы с Любой проделали за последние несколько лет?

Что бросается в глаза, так это явный ужас гражданской войны. Есть дикость и садизм, которые очень трудно понять; Я все еще обдумываю это и пытаюсь понять. Это было не просто накопление ненависти веками, а месть, которая, казалось, была необходима. Это вышло за рамки убийства; была также явная, ужасная изобретательность пыток, причиняемых людям. Нам нужно взглянуть на истоки гражданской войны: кто ее начал и можно ли было ее избежать? Но также необходимо увидеть различные модели «красного террора» [кампании политических репрессий и насилия, проводимой большевиками] и «белого террора» [насилия, совершаемого той стороной в войне] — и рассмотреть вопрос: почему гражданские войны гораздо более жестокие, гораздо более дикие, чем межгосударственные войны?

Больше похоже на это

Пропагандистский плакат 1919 года призывает рабочих и крестьян вступать в Красную кавалерию, сражающуюся с белыми во время Гражданской войны в России, унесшей около 12 миллионов жизней. (Изображение предоставлено AKG Images)

В какой степени красный террор находился под централизованным руководством большевиков и в какой степени он возник из хаоса войны? Что ж, многое из этого явно появилось из хаоса войны. Даже ЧК [советская тайная полиция] под командованием Феликса Дзержинского никогда по-настоящему не контролировала многих своих местных агентов, совершивших одни из самых ужасных злодеяний. Но также — как, скажем, в случае с Франко и националистами во время гражданской войны в Испании — небольшая партия, пытающаяся контролировать районы, где они составляют крошечное меньшинство, часто прибегает к террору, просто чтобы компенсировать нехватку численности. Так было и с Лениным, который был полон решимости подавить оппозицию «Великой революции» — фактически государственному перевороту. Таким образом, с точки зрения Ленина, красный террор был необходим с самого начала.

В течение нескольких месяцев после свержения царя в начале 1917 года Россией управляло либеральное Временное правительство с потенциалом демократии. Почему это было так недолго?

Возникла фундаментальная политическая проблема. Русский писатель Александр Герцен говорил о «беременной вдове» — идее о том, что после падения одного режима наступает очень опасное междуцарствие, прежде чем возникнет новый режим. Временное правительство России оказалось в безвыходном положении. Она была по сути либеральной, но слилась с социалистами из Петроградского Совета в попытке удержать воедино явно расколотую страну.

Исчезла вся администрация, как в деревне, так и в городе. Сотрудники полиции, самого ненавистного из всех царских учреждений, вынуждены были спасаться бегством. В частности, в деревне крестьяне и солдаты, вернувшиеся с фронта, грабили все алкогольные магазины и все спиртзаводы, которые только могли найти. Тогда бы они стали жечь и громить имения и помещичьи усадьбы.

Русские дети стоят в очереди за хлебом во время гражданской войны. Хаос, последовавший за 1917 революций и вызванные ими экономические и инфраструктурные проблемы привели к серьезной нехватке продовольствия. (Изображение Alamy)

Это было именно то, что нужно Ленину и большевикам. Всплеск хаотического насилия фактически проложил большевикам путь к захвату власти, потому что либералы ничего не могли с этим поделать. Рычаги власти не были привязаны ни к каким силам власти. Все, что могло сделать правительство, это сказать: «Ну, мы не можем принимать никаких решений, пока не соберется новое демократическое учредительное собрание». Было разочарование отсутствием принятия решений, что, конечно же, увеличивало власть большевиков просто потому, что они считались единственными, кто был в состоянии действительно добиться перемен. Конечно, никто не знал, какими будут эти изменения, потому что Ленин хранил свои планы в тайне.

Даже тогда Ленин был действительно единственным в большевистской партии, кто действительно верил в возможность переворота. Даже Троцкий нервничал. Ленин понял — и он был абсолютно прав, — что успех переворота зависит от апатии большинства, а не от того, сколько у вас реальных сторонников. Троцкий подсчитал, что в огромном гарнизоне в Петрограде и его окрестностях насчитывалось всего несколько тысяч активных сторонников большевиков и около 140 000 сомневающихся. Но эти люди не были готовы сделать что-либо для спасения Временного правительства — так что большевики с ничтожным меньшинством смогли захватить власть.


На подкасте | Военный историк Энтони Бивор обсуждает свою новую книгу «Россия: революция и гражданская война 1917-1921 гг.»:

Прослушать версию без рекламы


Когда в ноябре 1917 года большевики пришли к власти, насколько революционным было правительство, которое они установили?

Даже многие большевики были шокированы ленинским экстремизмом. Его новое правительство упразднило полицию и армию, заменив их красногвардейцами с заводов, и абсолютно все было национализировано. Такой курс действий не был очевиден заранее, и, что неудивительно, многие госслужащие не хотели работать с новым правительством.

Тут-то и началась паранойя, и Ленин решил привлечь ЧК. Он даже обвинил буржуазию в том, что она каким-то образом саботирует поставки продовольствия. На самом же деле буржуазия практически не контролировала снабжение продовольствием. На самом деле многие проблемы с продовольствием были вызваны проблемами с железными дорогами и нехваткой подвижного состава. В начале года в России были вполне хорошие запасы продовольствия, но многие из них были подорваны в то суматошное лето, когда не было посевных и других работ в хозяйствах. Это ознаменовало начало нисходящего цикла, и каждая мера, предпринятая большевиками, чтобы попытаться отобрать еду у крестьян, чтобы раздать ее городам, только ухудшила ситуацию.

Гражданская война была неизбежна после большевистской революции?

Ленин действительно хотел гражданской войны. Он говорил: «Гражданская война есть самая острая форма классовой борьбы». По его мнению, это был единственный способ для большевиков прийти к власти. Другие социалистические партии — социалисты-революционеры и меньшевики — были в ужасе от его планов, потому что знали, что после того, как он разгромил либеральную и консервативную партии, он повернется против них — и он, конечно, так и сделал. Ленин презирал всех, кто с ним не соглашался, даже — особенно — внутри своей партии. Менее крайние члены, предостерегавшие от этого полного захвата власти, от этой тотальной диктатуры, которую планировал Ленин, были либо более или менее исключены из партии, либо оставлены в каком-то подчиненном положении.

Большевики не имели поддержки большинства населения страны во время революции. Разве это не поставило их в невыгодное положение после начала гражданской войны?

Это поставило их в серьезное невыгодное положение в некоторых областях, и сразу после государственного переворота в ноябре 1917 года [так называемая Октябрьская революция, основанная на использовании старого юлианского календаря в России] произошли восстания против коммунистов. Однако интересно, как мало белых офицеров в Петрограде, Москве и многих других местах действительно присоединились к восстанию против коммунистов на том этапе. Думаю, все они были настолько подавлены и деморализованы всем случившимся, что большинство из них впало в апатию. Но да, были определенные районы, где были очень сильные реакции против большевиков. И та ранняя часть гражданской войны, зимой 1917–18, показали, что исход во многом зависел от того, что происходило на местах. Это была географически раздробленная гражданская война, которая происходила по всему континенту.

Какое значение для исхода войны имела раздробленность и разобщенность белых по сравнению с централизацией и единством большевиков?

Это абсолютно необходимо для понимания войны. Когда говорят о белых, невольно вспоминаются силы, возглавляемые бывшими генералами и командирами царской армии. Но были и социалисты-революционеры, которых ужасала диктатура, установившаяся в Петрограде, и они заключали непростые союзы с группами белых офицеров.

С самого начала всегда возникало напряжение, потому что большинство этих белых офицеров были антисемитами, а в эсеровских и других социалистических партиях было много евреев. Белые офицеры также хотели вернуть наказания, которые применялись в царской армии, а это означало, что им будет разрешено бить солдат по лицу по суммарному обвинению, хлестать их палками для чистки винтовок и тому подобное. Конечно, это все время создавало ужасное напряжение.

Офицеры Белой Армии. Бывшие офицеры царской эпохи из Белой фракции высокомерно относились к соседним державам и часто были антисемитами, вызывая напряженность в отношениях с союзниками. (Фотография General Photographic Agency/Getty Images)

Эти проблемы, созданные белыми, впоследствии относились и к их отношениям с возможными союзниками, такими как финны, прибалты и поляки. Если бы эти силы объединились, они вполне могли победить коммунистов. На всей этой западной границе, от Финляндии до Украины и Донбасса, у них было огромное преимущество, с обученными войсками, которые были чрезвычайно эффективны. Однако белые генералы были высокомерны, в основном говоря финнам, эстонцам и так далее, что они все еще являются частью Российской империи, оскорбляя все их националистические устремления.

Это было почти так же непопулярно, как и ужасающая социальная политика белых по отношению к крестьянам. Царисты хотели вернуть крестьянам всю их землю, что, конечно, должно было вызвать огромную ненависть и страх; в результате шла почти непрерывная война. У белых не было надлежащей администрации; их интересовало только то, что они могли взять из этих мест, включая еду, за которую они во многих случаях не платили.

Многие мировые державы встали на сторону Белой армии. Почему они не смогли повлиять на исход конфликта?

Их обязательства были неясны, и это всегда было проблемой: они не могли принять собственное решение. В начале 1919 года президент США Вудро Вильсон считал, что в России можно достичь какой-то формы мира, и предложил провести конференцию на Принцевых островах, лежащих в Мраморном море недалеко от Константинополя (ныне Стамбул). Однако белые были так озлоблены на красных и на то, что было до тех пор — убийства аристократии, разорение и прочее, — что отказались садиться с красными. А Ленин и большевики, которые на том этапе думали, что выиграют войну, сами не собирались в ней участвовать.

Ранее союзники России по Первой мировой войне согласились предоставить определенную помощь Белому делу в виде оружия. Теперь вы можете доставлять оружие и припасы, но вы должны быть в состоянии доставить их по назначению, а до окончания Первой мировой войны в ноябре 1918 года у союзников не было доступа через Дарданеллы и поэтому не могли снабжать казачью и деникинскую белую армию на юге России.

Часть припасов доставлялась через крайний север – через Мурманск, где уже была база англичан, и через Архангельск, где высадились морские пехотинцы в 1918 для защиты доставленных туда припасов. Затем на Дальнем Востоке японцы начали высаживать огромное количество войск. На каком-то этапе у Японии было почти 70 000 солдат в Сибири. Американцы также направили эквивалент небольшой дивизии войск в составе экспедиционного корпуса.

Британцы в итоге высадили всего пару батальонов — Миддлсекского полка и Гэмпширского полка. Но были и итальянцы, были сербы, были греки, а потом и французы, которые пришли в Одессу и в Причерноморье. Но это на самом деле оказалось катастрофой, потому что очень многие их войска были политизированы и гораздо больше симпатизировали большевикам, чем своим собственным офицерам.

Как Красная Армия в итоге смогла одержать победу над белыми противниками?

Красные имели огромное преимущество с внутренними линиями. Они базировались в одном из самых густонаселенных районов центрально-западной части России, между Волгой и примерно польской границей. У них были одни из крупнейших городов и множество заводов, особенно оружейных.

Вопрос о внутренних линиях оказался невероятно важным, особенно когда дело дошло до решающих моментов. Были времена, когда сами большевики думали, что проиграли гражданскую войну, и почти готовились покинуть Москву.

В начале 1919 года, например, произошло внезапное продвижение войск белого генерала Колчака вплоть до Волги. Беда была в том, что крупное наступление генерала Деникина с юга не совпадало с этим — и к тому времени, когда начался поход Деникина на Москву, наступление Колчака уже было в полном отступлении.

Наступление Деникина поначалу шло хорошо, и были моменты, когда Троцкий и другие в красном лагере действительно думали, что им грозит поражение. Но, поскольку Красной Армии больше не нужно было беспокоиться о войсках Колчака на востоке, они смогли усилить свои войска перед Деникиным. 19 октября19 года произошел полный перелом — если хотите, последний перелом в войне.

Черчилль [тогдашний министр обороны Великобритании] не мог поверить в то, что произошло. Он посылал сигналы генералу Холмену, командующему британской военной миссией, говоря: «Я не могу в это поверить. Красные были в полном отступлении, а теперь вдруг как бы бьют белых по всем фронтам. Что случилось?» Он не понял, что это произошло исключительно потому, что большевики усилили этот восточный фронт в решающий момент, а затем, используя преимущество своих внутренних линий, смогли очень быстро вернуть войска, чтобы изменить всю ситуацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *