Зарождение казачества: История казачества в России — РИА Новости, 29.02.2020

История казачества в России — РИА Новости, 29.02.2020

26 мая в Омске проходит заседание совета при президенте РФ по делам казачества.

Казачество – военное сословие в России в XVIII – начале XX вв., которое стало складываться на южных и юго-восточных окраинах Российского государства из вольнолюбивых крестьян, бежавших от крепостного гнета. По берегам Дона, Волги, Днепра, Терека, Яика (Урала) возникали вольные казачьи общины, которые за короткий срок освоили огромные пространства вплоть до Черного и Каспийского морей, Кавказских гор. Казаки также активно участвовали в продвижении русских землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток.

В XIV-XVII веках вольные люди – городовые и сторожевые казаки – несли службу на российских границах. В XV- начале XVI вв. на Днепре, Дону, Волге, Тереке, Яике возникли самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян). Это были общины донских, волжских, днепровских (черкасских), гребенских и яицких казаков. В первой половине XVI в. возникает Запорожская Сечь, во второй половине XVI в. – общины терских казаков и служилое сибирское казачество. В середине XVII в. на территории восточной части Украины, отошедшей к России, образовалось Слободское казачество.

Основу хозяйственной жизни казаков  вначале составляли промыслы – охота, рыболовство, скотоводство; со второй половины  XVII в. стало распространяться земледелие.

В XVI-XVII вв. основными источниками существования казаков были военная добыча и жалование от государства.

В XVI — первой половине XVII века русское правительство использовало казаков для обороны южных границ, с XVII века –  как вооруженную силу в войнах. В начале XVIII века  казачьи общины были преобразованы в иррегулярные казачьи войска. В 1721 г. они перешли в ведение военного ведомства; постепенно была ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые стали назначаться правительством.

К XVIII  в. казачество превратилось в особое привилегированное военное сословие.

За службу государству за каждым казачьим войском закреплялась занятая им земля, которую войско передавало в пользование казачьим станицам.

В начале XX в. в России существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское. Кроме того, было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 г. Енисейское казачье войско и Якутский казачий полк министерства внутренних дел.

Все казачьи войска и области, населенные казаками, были в военном и административном отношении подчинены Главному управлению казачьих войск, а с 1910 г. – Казачьему отделу Главного штаба Военного министерства во главе с атаманом всех казачьих войск, которым с 1827 г. являлся наследник престола.

Во главе каждого войска стоял «наказный» (назначенный) атаман, а при нем войсковой штаб, который управлял делами войска через назначенных атаманов отделов или окружных атаманов (в Донском и Амурском войсках). Станичные и хуторские атаманы избирались на сходах. Все важнейшие дела обсуждал общий сход казаков (рада, круг), на решения которого рядовая масса оказывала некоторое влияние. Высшим проявлением демократии были и остаются решения казаков в области внутреннего строительства казачьих обществ, выборность своих руководителей (атаманов) с безусловным подчинением решениям большинства. То, что решил Большой казачий круг, подлежит неукоснительному исполнению всеми членами казачьего общества.

Мужское казачье население с 18 лет было обязано нести военную службу в течение 20 лет.

Казаки всегда верой и правдой служили своему Отечеству, видя в этом главный смысл своего существования. В силу ряда исторических и политических причин Отечество ими воспринималось, прежде всего, как служение царю: казаки поступали на службу именно царю, а не государству вообще.

В 1916 г. в Российской империи казачество насчитывало 4 млн 434 тысячи человек, из них служилого состава около 480 тысяч. Национальный состав казачества был неоднородным: кроме русских, составлявших его основу, в него входили украинцы, татары, башкиры, калмыки, народы Кавказа, казахи, буряты, якуты и многие другие народы России.

Благодаря своей боевой подготовке и военным традициям казачьи части играли значительную роль в войнах России XVIII-ХIХ вв., особенно в Семилетней войне (1756-1763), Отечественной войне 1812 года, Кавказской войне (1817-1864), Крымской войне (1853-1856), русско-турецкой войне (1877-1878).

В гражданскую войну казачество в основном выступало на стороне белого движения, но были казачьи части и соединения, сражавшиеся на стороне Советской власти.

В Советской России казачьи формирования были упразднены в 1917 г. В 1920 г. казачество было упразднено как сословие, одновременно проводилась политика «расказачивания», сопровождавшаяся репрессиями.

В 1936 г. были сформированы донские кавалерийские казачьи части и соединения, которые в составе Советской Армии сражались в годы Великой Отечественной войны.

Упраздненное в 1920 г., казачество сохранило свои традиции, обычаи и самобытную культуру предков.

Хранителями казачьих обычаев и традиций выступали старики, поэтому почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старикам расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом.

Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными казачьими законами. Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.

Младшие по возрасту никогда не обращались к старикам без предварительного разрешения. Без разрешения стариков не садился даже атаман, а молодежь вообще не имела права садиться в их присутствии. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке «смирно», не строевых возрастов и без формы – сняв шапки. Распоряжения старших выполнялись беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только на «Вы». Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим.

В казачьих семьях за столом право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома. Были случаи, когда пожилой старик мог наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу.

Сход утверждал решение учить непокорных сыновей поркой розгами по числу прожитых годов виновника. «Ученый» вставал и вместе с отцом благодарил мир за науку.

Почитание старших в казачьем обществе шло наравне с почитанием детей – продолжателей казачьего рода. Дети, вырастая, создав семью, также бережно относились к своему потомству и учили его уважительному отношению к старшим, окружали пожилых вниманием и заботой.

Нарушителей этой традиции наказывали, вплоть до изгнания из казачьих общин и предания анафеме (при этом публичная порка провинившегося являлась легчайшим из наказаний). В традициях казаков порка назначается всего за три провинности: изнасилование, дезертирство и воровство.

От предков достались и другие методы воздействия, например, многократно описанная «холодная» (что-то вроде изолятора временного содержания), куда сажали буянов и пьяниц. Провинившегося также приговаривали к штрафу – общественным работам на виду у всей станицы.

Казаки бережно хранят свои традиционные песни, фольклор. Музыкальность, хоровая культура были естественной, отличительной чертой казачьих семей. Традиции казачьего песнопения живы до сих пор.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

история казачества, качества казаков, фильмы о казаках, музеи.

Публикации раздела Традиции

Казачество ведет свою историю с древних времен, первое официальное упоминание о нем относится к XVI веку. Отряды казачьих войск и отдельные батареи принимали участие в Отечественной войне 1812 года и в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Незаменимый авангард Российской императорской армии посылали в горячие точки, он исполнял самые сложные военные задачи. Ни одно значительное событие нашей истории не прошло без упоминания казаков. Даже в мирное время казачество служило стране живым щитом, защищая огромные приграничные территории России.

Лев Толстой писал в дневнике: «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть». Массовое возрождение казачества в наши дни соотносят с возрождением всего русского народа.

Какими качествами, навыками и пристрастиями должен обладать истинный казак?


Купить шашку

Конное шоу Кремлевской школы верховой езды на ВДНХ. Фотография: О. Алёшина / фотобанк «Лори»

Владению шашкой казачок удалой начинал обучаться с 10-летнего возраста. Это помогало развивать общую физическую форму, вырабатывать быструю реакцию и выносливость. Первоначально он учился рубить струю льющейся воды, чтобы при ударе не разлетались брызги, затем — рубить лозу, сидя на бревне, и лишь потом упражнялся в рубке на скаку, сидя верхом на лошади. Говорят, что со своим оружием казак не расставался даже в церкви: во время службы он держал руку на эфесе и даже мог его немного выдвинуть, чтобы «сталь слушала».


Научиться петь

Музыкальной грамоте казаков с юных лет обучали в станичных школах. Начальство неизменно поощряло увлечение казаков хоровым пением. Колоритно звучат историко-героические песни о военном быте и исторических событиях. Календарные и семейные празднества сопровождают обрядовые песни. «Пение казаков радует душу и исцеляет от печалей, ибо их напев приятен, идет от сердца и исполняется как бы из одних уст; они страстно любят нотное пение, нежные и сладостные мелодии» (Павел Алеппский, путешественник и писатель). Многие из казачьих песен знают, помнят, любят и поют в русских семьях.


Оседлать коня

Донской казак и его конь. Фотография: О. Пчелов / фотобанк «Лори»

Казак без коня, что воин без ружья. Казак знает склад и темперамент своего скакуна. Он умеет ловко управлять конем, держаться в седле и находится с ним в тесной связи. Умело воздействуя на лошадь, он заставляет ее выполнять свои требования. Находясь месяцами в походах или участвуя в боях, казак и конь неразлучны. Они же — верные спутники в скачках и на состязаниях. Это самый близкий друг казака, спасающий во время сечи, с которым они вместе живут и вместе умирают. Боевой завет казаков гласит: «Конь подо мной, так и Бог надо мной», «Сам не поешь, а коня покорми», «Береги коня пуще своего глаза: он тебя и до неприятеля домчит, и от беды унесет, и с донесением доставит; а иначе выйдет так: хотел ехать, да кони стали».

Читайте также:

  • И в строю, и в поле, и на подиуме
  • Гусарство русского искусства: гусары в картинах, стихах и кино
  • По одежке встречают

Сшить военную форму

Форменная одежда — обязательная составляющая облика истинного казака. Особенно чтится военная форма и ее этническая символика. Лампасы — неотъемлемая часть формы и в мирные дни. Их расцветка зависит от рода войск и принадлежности к региону. В одежде важен каждый элемент: фуражка, папаха, бешмет, шаровары — всё согласно особой системе иерархии и чинопроизводства. Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку кладут на видное место в доме, если хозяева считают себя казаками.


Выучить заповеди

Одна из главных заповедей казака — «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа». Будучи православными верующими, возвращаясь из походов, казаки часть боевых трофеев жертвовали церкви. При переезде станицы в полном составе местную церковь разбирали и перевозили с собой. Прежде чем начать возводить домá на новом месте, собирали церковь. Стены казачьих изб неизменно украшали иконописные образы. Каждый казак знал молитвы своих предков и всегда молился перед сражениями. Многие казаки до сих пор считают, что чтение начальной части псалма 90 «Живый в помощи Вышнего, в крове Бога Небесного водворится» помогает уберечься от ранений и смерти в бою.
Каждый казак строго соблюдает жизненный принцип «По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе». Вся его жизнь подчинена дисциплине, умению владеть собой и контролировать эмоции.


Любить покушать

Казаки угощают ухой, сваренной на полевой кухне. Фотография: А. Пирагис / фотобанк «Лори»

Основа рациона казаков — блюда из рыбы. Станичные поселения располагаются вблизи водоемов, даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю. Каждая хозяйка-казачка владеет особыми рецептами и готовит кушанья на свой лад. Так, терские казаки предпочитают борщ с мясом, а уральские — мясные щи с картофелем и крупой. Кубанские казаки солят арбузы и дыни. Из напитков среди казаков наибольшей популярностью пользовался чай, им начинались и завершались все трапезы и застолья. Забайкальские казаки предпочитали чай из молока, масла и яиц с добавлением пшеничной муки и конопляного семени. А старообрядцы заваривали дикорастущие травы и коренья.

Теги:

ПениеТрадиционные блюдаКультура народов РоссииТрадицииФольклорПубликации раздела Традиции

Ещё

Журнал истории

gif»>

ПРЕДПРОСМОТР AN ISSUE
Мы подготовили онлайн-превью нашего печатного журнала. для вас, чтобы рассмотреть.



ТЕКУЩИЙ ВЫПУСК: март 2007 г.
(Щелкните любой текст ниже, чтобы загрузить БЕСПЛАТНЫЙ образец выпуска в формате PDF.) и просвещение в Европе .

Рождение дощатого настила: Песчаная история
Рассел Робертс смотрит на славное начало «прогулки по доскам».

Gutta-Purcha
Дэвид А. Норрис смотрит на пластику викторианской эпохи.

Битва при Каннах
Ники Нильсен рассказывает историю древней битвы между Ганнибалом Баркасом и его заклятым врагом Римом. где валюты, как мы знаем, было мало.

Летописцы и писцы — средневековые исторические писатели
Уильям Струк ведет хронику некоторых сохранившихся великих средневековых документов.

Родословная платины
Стив Войник рассказывает увлекательную историю «другого» драгоценного металла.

Пирамиды и оккультизм — правда или вымысел?

Памела Д. Толлер ведет хронику поиска магического значения пирамид.

Ранние дни радио
Из книги С развлечением для всех: история американской популярной культуры с 1930 года автор Лерой Эшби рассматривает первые программы, которые сделали радио таким популярным.

«Буря»: Ураган-убийца опустошает Галвестон, штат Техас
Джоанна Боствик Бэкман рассказывает историю об урагане-убийце.

Огонь внизу! Разрушительная реальность пожаров в угольных бункерах
Патрик МакШерри ведет хронику грязной и опасной истории пожаров в угольных бункерах и людей, которые с ними боролись.

Привлекательность часов, неподвластная времени
Фил Джонс рассказывает об истории хронометража и его влиянии на историю.

Лиззи Борден и убийства Топором в Фолл-Ривер

Дэниел М. Хениг описывает непрекращающийся интерес к этому делу о самом гнусном убийстве.


казаки


Казаки были одним из величайших военных активов России.

КАЗАКИ Группа российских военных воины, которые существуют и сегодня, но без той же военной сила, которой они обладали в прошлом.

Слово «казак» происходит от тюркского слова «казак». означает «свободный человек» или «авантюрист». Они состояли из полунезависимых Татарские группы — тюркоязычный народ, живший в западно-центральной Россия — или Крестьяне, спасающиеся от крепостной зависимости в Польше и России. Казаки объединились в 15 веке как самоуправляемая воинская организация, верная только русскому царю. Они поселились в шести различных районах: на Дону, в Гребени, в Кавказ, Яик, Приуралье, Волга, Днепр и Запорожский, к западу от Днепра. Казаки приняли любой, кто считался достойным воином, но новые члены должен был поверить во Христа. Считается, что большинство из них были славянскими. спуск.

У казаков были особые обычаи и традиции. Ребенок был обучал воинскому искусству казаков с рождения. Когда мужчина родился ребенок, родители брали его за руку и клали на оружии. Казаки были превосходными конниками. К тому времени казаку было три года, он ехал на лошадях. Как дети, Казаки-мужчины устраивали притворные бои на лошадях. и сабли. Атаман или военачальник хвалил детей кто проявил храбрость в этих ложных сражениях.

Образ жизни казаков тоже был основан на простоте. Члены делили землю и жили общинами.

Практически сразу после образования группы их использовали правительства для военных целей. В Польше 16 века запорожцы Казаки охраняли границы Польши. Российское правительство использовали казаков для расширения российской империи и защиты ее граница.


Одним из величайших триумфов казачьей истории было присоединение Сибири. Купеческий род Строгановых, оседлый народ. на различных территориях, в том числе в Сибири, и расширил торговля мехом и пиломатериалами. В середине 1550-х годов татарский вождь Кучум Хан завладел областью в Сибири. Строгановы хотели защитить свои земли и торговлю от татар и призвал казаки и их предводитель Ермак Тимофеевич. В сентябре 1581 г. Тимофеевич повел 840 войск на взятие сибирского города. Сибири из-под татарского контроля. С применением огнестрельного оружия, Казаки легко разбили войска Кучума. Казаки проиграли. последующая битва 1584 г. против Кучума, но, несмотря на потери, Сибирь перешла под полный контроль Российской империи в 1586.

Казаки постепенно теряли свою власть под русским господством в 17 и 18 вв. Они восстали, когда их привилегии находились под угрозой, но в конечном итоге потеряли свой автономный статус. Казаки продолжали службу во время революционных восстаний в России, но советская власть отобрала у казаков административный статус.

Сегодня в России сотни казачьих организаций которые стремятся восстановить казачьи традиции и политическое структуры.

Первоначально эта статья появилась как часть более крупной статьи. на 1580-е годы в нашем октябре/ноябре 2001 г. проблема.

Возврат до 1580-х годов
gif» valign=»bottom»>
ПОДПИСАТЬСЯ

Библиотека Джеральда Форда — Избранный артефакт

Коллекции музейных артефактов Избранное Избранное

Эта казачья кукла высотой около 22 дюймов была подарком его превосходительства Эдуарда Герека, первого секретаря Польской объединенной рабочей партии в Варшаве, Польша. Подарено президенту Форду во время визита в Польшу в 19 г.75 на кукле изображен казак в парадном парадном облачении верхом на лошади.

Казаки были группой людей, которые бежали в район Днепра в пятнадцатом веке, чтобы избежать крепостного права в Польше и на Украине. Они называли себя казаками, что означает «свободные люди», и жили простой жизнью в коммунах в степях. Поскольку они стремились вырваться из крепостного права, казакам часто приходилось сражаться, чтобы сохранить свою независимость. Следовательно, они стали опытными бойцами и наездниками своей военной группы, известной как Запорожская Сечь, которая не распускалась до 1775 года. Они передали эту военную подготовку своим детям мужского пола, которые, как сообщается, уже к трем годам умели ездить на лошадях. Также было зарегистрировано, что оружие вкладывали в руку младенцев мужского пола после рождения, чтобы обозначить их будущую роль воинов.

Историки выделяют три военных периода в истории казачества. Первый длился с 1550 по 1648 год и состоял из войн против татар и турок, которые хотели вернуть казаков под свой контроль. На втором этапе, который длился с 1648 по 1775 год, казаки боролись против культурного и экономического господства украинцев и поляков, особенно польской аристократии. Из-за своих усилий против высшего класса казаки приобрели репутацию героев низших классов в Польше. Заключительный военный период длился с 1775 по 1919 год.17, и включал борьбу за создание и сохранение автономного украинского государства. Общины казаков все еще существуют в Польше и на Украине, и их репутация конных мастеров сохраняется.

Кукла-казак была подарена президенту Форду в 1975 году после периода возобновления и улучшения отношений между США и Польшей. Президент Никсон встречался с Гереком в 1972 и 1974 годах. Именно на этих встречах состоялись первые серьезные переговоры о сотрудничестве в области научных исследований между двумя странами. Переговоры были сосредоточены в основном на промышленной торговле, особенно в отношении добычи угля, и для Министерства внутренних дел США были организованы шесть финансируемых США проектов, связанных с углем. До этого периода основная торговля между США и Польшей была сельскохозяйственной. После этих визитов в торговле произошел сдвиг в сторону промышленности, ярким примером служит покупка тяжелых токарных станков, используемых Национальной кузнечной компанией в Эри, штат Огайо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *