что на самом деле позволял и не позволял Заратустра. Выясняем с помощью профессора права
Набил бы я тебе рыло: что на самом деле позволял и не позволял Заратустра. Выясняем с помощью профессора праваНаталья Никитина
Таджикистан
22 апреля 2022, 11:43
ПрошлоеИнтервьюТексты
Иллюстрация: Лиза Ложка / Медиазона
Древнейшим источником урегулирования самого широкого круга правовых и религиозных вопросов в истории народов Центральной Азии считается Авеста — собрание священных текстов огнепоклонников-зороастрийцев. Задолго до появления норм шариата, христианского и любого светского права последователи пророка Заратустры создали целый свод законов, своего рода уголовный и административный кодексы древности. «Медиазона» обратилась за разъяснениями к специалисту, чтобы выяснить какое наказание ожидало в обществе огнепоклонников виновного в убийстве выдры, как использовали кожу, снятую с коррумпированного судьи, почему за гомосексуальные связи полагалась смертная казнь, но кровнородственные браки защищались, и как наказывали животных за преступления против человека.
«Набил бы я тебе рыло, — мечтательно сообщил Остап, — только Заратустра не позволяет». Это фразу «великого комбинатора» помнит, наверно, каждый, кто хоть отдаленно знаком с произведением Ильфа и Петрова про поиски гарнитура из 12 стульев.
Интерпретация дозволенного и недозволенного, прозвучавшая из уст мошенника и авантюриста Бендера, в известной степени отражает смысл учения Заратустры, основателя и первого жреца древнейшей из монотеистических религий — зороастризма. Действительно, в своде правил, авторство которого также приписывается Заратустре, запрещалось безнаказанно «набить рыло». Если же подобное все-таки происходило, виновник подвергался суду и наказанию.
Главная священная книга зороастрийцев Авеста появилась, предположительно, в I веке до нашей эры. Вероятно, поначалу разрозненные тексты сохранялись и передавались в устной традиции, как наследие предыдущих поколений. Позднее отдельные фрагменты были собраны, дополнены и записаны, согласно легенде, золотыми чернилами на 12 воловьих шкурах. Этот старейший памятник древнеиранской литературы включал поэтические гимны, молитвы и предписания на все случаи жизни.
Основной текст Авесты, предположительно, был уничтожен Александром Македонским во времена разгрома персов, однако часть его была переведена на греческий, прочие составляющие восстановлены по памяти. Древнейшая часть сборника, помимо священных гимнов и литургий, содержит свод юридических предписаний, которые оказали непосредственное влияние на формирование общественного правового сознания человека. Эта часть Авесты известна как Вендидад. «Медиазона» при помощи доктора юридических наук, директора Института исламоведения при президенте Таджикистана, профессора права Абдурахима Халикова разбиралась, каким образом в своде авестийских законов сходятся и взаимодействуют моральные, юридические и религиозные правовые нормы, и какие их элементы сохранились в современных правовых системах.
Что из себя представляет Вендидад? Можно ли назвать эту часть Авесты уголовным и административным кодексом зороастризма?
В Авесте наряду с религиозными, этическими и моральными содержится масса правовых норм различного характера. Из самой священной книги древних иранцев сохранилась лишь четвертая часть. Одна из основных юридических составляющих Авесты, дошедшая до нас практически полностью, называется по-новоперсидски «Вандидод», а по-пехлевийски «Видевдад», где «ви» обозначает «против», «дев» — злые силы, то есть правонарушителей и вредителей, а «дад» — закон. Название буквально переводится как «Закон против девов — правонарушителей».
Этот источник права заслуживает внимания, поскольку в нем приведены основные регулирующие положения. Вендидад содержит нормы уголовного, гражданского, семейного и судебного права, поэтому его уместнее называть сводом законов правовой системы зороастризма.
В каких государствах правовые нормы, заложенные в Авесте, использовались как официальное законодательство, которое должны были соблюдать и цари, и простолюдины?
По сведениям историков, правовая система зороастризма действовала в Древнем Иране и Древнем Туране приблизительно со второго тысячелетия до нашей эры до середины первого тысячелетия нашей эры. Если переложить на современную политическую карту мира зоны распространения зороастризма, то получим территорию нынешнего Ирана, в Центральной Азии — Таджикистана, Афганистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана и частично Турции и Закавказья. Свыше тысячи лет зороастрийское право регламентировало процесс перехода от родового общинного строя к социуму с сильной государственной властью, будучи главным вектором развития культуры и традиций.
Являясь одной из разновидностей правовых семей древнего Востока, система испытала на себе сильное влияние Египта, Вавилона и Индии (последние имеют много родственного). Наличие бога неба Варуна и бога солнца Митры, совпадение смыслового понятия мирового космического порядка и закона «риты» в Ригведах и «аша» в Авесте, а также многое другое свидетельствуют о единстве религиозных представлений древних арийцев. В то же время эта уникальная правовая семья имела особое влияние на формирование религиозных правовых семей христианства и ислама, которое нуждается в дополнительном анализе и исследовании.
В чем заключаются основные особенности зороастрийского права в отличие, скажем, от норм, заложенных в исламе или христианстве?
По содержанию, источникам и сферам воздействия зороастрийское право соответствовало требованиям самостоятельной правовой семьи, кроме того, в рамках этой правовой материи возникли и развивались более десятка великих государств Востока и три мировые империи Ирана и Центральной Азии — Ахемениды, Сасаниды и парфяне (Аршакиды). В большинстве случаев такая аккультурация происходила не на почве насилия и деспотизма, а на примере позитивного поведения представителей этой системы права, в данном случае — покорителей. Авестийские источники права были взяты за основу, а при Сасанидах зороастризм стал государственной религией.
В сравнительном правоведении правовая семья — это совокупность источников права, объединенных по структуре, историческим путям развития и основным понятиям. Анализ сходств и различий дает возможность выделить несколько правовых семей, среди них, например, — романо-германская, для которой основным источником права является нормативный акт, то есть закон преобладает над частным случаем; англосаксонская правовая семья следует принципу прецедента (stare decisis с латинского — «стоять на решенном»), когда в формировании права ведущую роль играет непосредственно судебное решение; в религиозной правовой семье главенствующая роль отдана трактатам, почитающимся священными, к таковым, например, относятся галаха — иудейское право и шариат — исламское право.
Удивительно, но зороастрийская система права имеет сходные черты с англо-саксонским прецедентным правом, где приговоры и суды выступали как его источник. Все правовые нормы, установленные правителями Ахеменидов, парфян и Сасанидов, были в рамках тех требований, которые задавало зороастрийское учение.
Однако зороастрийская правовая система отличается и от христианства, и от ислама, где первоначальная, теократическая форма подразумевала религиозную власть, и этим важнейшим и основным отличием является главенство светской власти над духовной. Согласно Авесте, первичное правление на земле регулируется на основе гражданской, а не религиозной нормы. Пророческая миссия была присвоена Заратустре гораздо позднее — спустя несколько веков, первичная же форма власти была мирской.
Другой отличительной чертой зороастрийского права является логически и юридически верная форма регулирования гражданско-правовых отношений в обществе несмотря на то, что авестийская норма намного древнее уже упомянутых религиозно-правовых систем.
Например, весьма подробно регламентируется экологическое право — защита животного мира, чистоты водоемов, экологии в целом, чего не встречается ни в мусульманском, ни в христианском праве. Большое внимание уделено преступлениям против личности, их по Вендидаду насчитывается шесть видов. Стоит отметить, что современные законодательства разных государств признают 5-6 видов преступлений против человека.
Нашло ли отражение зороастрийское право в более поздних уголовных законах того региона, где эта религия была распространена?
Множество зороастрийских правовых норм нашли отражение в более поздних правовых системах. Например, контакты между Римом и Древним Ираном привели к тому, что через определенное время гражданско-правовые отношения были частично переняты и трансформированы в римскую правовую систему.
Также необходимо сказать о трудах имама Абу Ханифа — основателя ханафийской школы права. Его предки были зороастрийцами, и, вероятно, их мировоззрение, видение и правосознание повлияло на формирование правовых школ Мавераннахра и Хорасана наравне с Кораном и хадисами.
Ханафийский мазхаб — одна из самых распространенных канонических доктрин в суннитском праве. Ханафиты живут в странах Центральной Азии, Турции, Ближнего Востока, на Балканах, а также в России. Основатель школы Имам Абу Ханифа придерживался принципов легитимности верховной власти и первым соотнес знания богословов-законоведов (факихов) с повседневной жизнью и решением правовых споров, а также обосновал возможность использования в качестве источника права обычаев, сложившихся в мусульманской общине.
Конечно, многие виды и формы преступления, за которые зороастрийское право сурово наказывало, и сейчас признаются запретными деяниями. Среди них — совершение аборта после определенного срока, нанесение телесного повреждения или загрязнение окружающей среды, но, разумеется, форма наказания поменялась, и теперь за загрязнение почвы наказание от 500 до 1000 ударов плетью или посохом не последует.
В целом, Авеста строго карала за экологические преступления, такие как загрязнение водных ресурсов, незаконную вырубку деревьев и кустарников, убийство домашних, водных и диких животных. Любопытно, что причинение вреда водяной собаке (выдре) влекло тяжелейшие последствия. Если же кто-то обидел обычного пса, то сначала следовало разбирательство — это собака бездомная, пастушья или домашняя. Наказание за причинение вреда, например, пастушьей собаке было намного выше, чем за прочих, потому что вследствие ее гибели стадо потеряло охранника, если волк, скажем, убил несколько голов скота, то ущерб владельцу стада должен возместить тот, кто вывел из строя собаку.
Некоторые из зороастрийских норм, защищавших общечеловеческие ценности, так или иначе сохранились в последующих правовых системах и дожили до наших времен, однако их трансформация требует дополнительных исследований.
Есть ли еще какие-то источники, кроме Авесты, из которых можно узнать о правовой системе зороастрийцев?
Составляющие Авесты — Вендидад, Шайаст-на-шайаст («Дозволенное и недозволенное»), Бундахишн («Мироздание»), Арда Вираз Намаг («Книга о праведном Виразе»), Гата («Песнопения») — содержали правовые нормы, отвечающие насущным правовым вопросам того времени. В дальнейшем на их основе был создан «Матекан-и хазар датестан» (Сасанидский судебник), это название с пехлевийского можно перевести как «Книга тысячи судебных решений», однако доподлинно неизвестно, было ли в трактате описано именно такое количество юридических инцидентов, поскольку «хазар» может обозначать как число 1 000, так и просто очень большое количество чего-либо.
Около 40% первоначального текста памятника утрачено. Материалы Судебника изложены в форме «статей», содержащих правовые казусы и их решения. Его автором, как следует из текста, был Фаррахвмарт, сын Вахрама, житель города Гура провинции Арташахр-Хваррэ, современник царя Хосрова II Апарвеза. Переводом и изучением этого единственного дошедшего до наших дней источника сведений о древнеиранской правовой культуре занималась известная советская иранистка Анаит Георгиевна Периханян. Согласно ее данным, этот сборник был руководством для судебной практики.
Также следует в качестве источника упомянуть декларацию Кира Великого. Этот манифест, вне всякого сомнения, написан в духе зороастрийского правового сознания и представляет собой очень раннюю формулировку прав человека, пока еще не индивидуальных, но прав сообщества.
Декларация Кира Великого — глиняный цилиндр (датируется VI в до нащей эры), на котором клинописью выбита генеалогия самого царя и список его заслуг, среди которых отмечается свержение в 539 году власти вавилонского правителя Набонида, восстановление культовых святынь и репатриация депортированных народов (последнее оспаривается рядом современных ученых).
Также сохранились такие памятники персидской литературы, как Андарзнома, Шахнама, Ядгар Зареран (Айадгар-и Зареран) и Дракст и Асуриг (Драгт-я Асуриг). Кроме того, имеются отдельные источники о правовых казусах налогообложения, инструкции по воспитанию детей, по их обучению и так далее.
Каково было вообще отношение к человеческой жизни и справедливости согласно зороастрийскому учению? А к морали?
В основе зороастрийского учения лежит противоборство светлого и доброго начала со злым, деструктивным. Ахура-Мазда несет идеи благомыслия, благословия и благодеяния — три основных постулата против темных сил. Обратите внимание — на уровне правосознания эта религия впервые в истории человечества сознательно делает акцент на благомыслии.
Оборотной, темной стороной бытия является Ахриман. Место человека в зороастрийском учении определено некой совокупностью событий и обстоятельств (судьба, рок), однако, предоставляется и свобода выбора — как человек поведет себя, будет творить зло или благо, от этого зависит и то, куда попадет его душа. В целом, можно отметить, что основой этической доктриной зороастризма была человеческая деятельность, положительные стороны которой сосредотачивались на вышеупомянутой триаде — благомыслии, благословии, благодеянии.
В то же время, рациональные и логически верные законы использовались в зороастрийской системе права наравне с абсолютно иррациональными составляющими, такими как ордалия или эндогамия, то есть, передовые для своего времени идеи, например, элементы экологического права, находили применение вместе с очень архаичными традициями.
Одной из древнейших правовых норм, упоминающейся в Вендидаде, можно считать ордалию. Этот вид архаического права (от латинского ordalium — суд, приговор) приравнивался к «Божьему суду» и заключался в испытании водой либо огнем. В первом случае обвиняемого связанным бросали в воду, если он тонул, то считался виновным, если выплывал — его оправдывали (любопытно, что иногда при подобных процедурах, напротив, утонувший признавался невиновным, так как «вода не примет нечистого», а выплывший подвергался смертной казни). Во втором случае — при испытании огнем — предлагалось пройти через костер или взять в руки раскаленный предмет, оставшись при этом невредимым; по характеру ожогов судили о виновности. Как правило, ордалии применялись при отсутствии несомненных доказательств вины. Ордалии встречались у многих народов и сохранились вплоть до периода Средневековья, получив новый виток развития во времена охоты на ведьм в Европе.
Как совершалось правосудие у зороастрийцев, имел ли обвиняемый в преступлении право на защиту? Существовала ли коррупция? И как она каралась?
Правосудие считалось основным столпом государства, но конечно, часто справедливость судей зависит от справедливой нормы. В качестве судий обычно выступали жрецы — мубады.
Существовала практика «всеобщего суда», когда народ по призыву глашатаев сзывался на прием к правителю.
По сведениям Аль-Табари и других древних историков, в этот день по обычаю правитель спускался с трона, снимал с себя атрибуты власти, вставал на колени перед верховным жрецом, после чего вопрошал, есть ли у кого-либо из присутствующих граждан жалобы, за которые царь готов был понести персональное наказание. Если такие находились, то мубади мубадон рассматривал иск согласно действующему законодательству и справедливости.
После разбирательства царь возвращался на свой трон, таким образом, подав пример равного отношения закона к каждому, вне зависимости от социального положения. На современном языке можно сказать, что осуществлялось административное судопроизводство, где ответчиками были должностные лица, а истцами — простые граждане.
По сохранившимся свидетельствам современников, зороастрийские суды придерживались буквы закона вне зависимости от статуса обвиняемого. Судьи тщательно рассматривали все детали дела, а в случае выявления коррупции или несправедливых решений и сами становились обвиняемыми.
Известна история, произошедшая во времена правления Камбиса, второго царя царей в империи Ахеменидов, когда судья по имени Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор. Узнав об этом, Камбис приказал казнить судью, содрать с него кожу, выдубить ее, нарезать ремней и обтянуть судейское кресло, на котором ранее восседал коррупционер.
Примечательно, что новым судьей был назначен сын казненного — Отан — которому предстояло судить, сидя на том самом кресле. Таким образом, напоминание, к чему может привести коррупция и несправедливые решения постоянно находились у нового судьи перед глазами, а вернее сказать — под ягодицами.
Символом правосудия зороастрийского права был ангел Рашаноси, который в судный день взвешивал поступки людей. В руках он держал весы, как у бога Осириса в Древнем Египте или у греческой Фемиды.
Что можно сказать о семейном праве и положении женщины в зороастрийском обществе?
Значение семьи и семейного образа жизни в авестийскую эпоху было весьма велико, и определялось религиозным мировоззрением. В возрасте 15 лет (по некоторым данным, от 12 до 15 лет) происходил обряд инициации или конфирмации (приобщения к вере и признания дееспособности), после чего можно было вступать в брак.
Семейно-правовые нормы Вендидада подразумевали моногамность, но в некоторых случаях (например, если на протяжении нескольких лет в семейной паре не появлялись дети) муж имел право взять вторую жену. Происхождение супругов чаще было из одной и той же социальной среды.
Эндогамный брак, на мой взгляд, использовался в тех случаях, когда речь шла о сохранении имущества, власти или положения в обществе, и имел место среди правителей и аристократии на протяжении всей зороастрийской эпохи вплоть до прихода ислама. Вообще заключение браков между родственниками среди элит просматривается с древнейшей истории человечества, для зороастрийцев характерен «хваэтводат», то есть брак по ближайшему родству — между отцом и дочерью, братьями и сестрами и даже сыном и матерью.
Расторжение брака было ограничено, одним из оснований могло стать непослушание жены мужу. Также в авестийском праве существовал брачный контракт.
В зороастризме видны следы перехода от матриархата — социальной организации, в которой женщина была основным носителем власти и морального авторитета — к патриархату, где эти функции взял на себя мужчина. Зороастрийцы считали, что женщина не должна быть причастна к светской власти, ее предназначение — сохранение духовных ценностей. Если мужчина выбирал духовный путь, то находился в большей дискриминации, зато женщинам не давали возможности властвовать.
Во времена Сасанидов, начиная с III века, женщинам перестали доверять жреческие саны, отстранив их таким образом и от духовной власти. Есть версия, что поводом послужили слова Заратустры в Гатах, где в беседе с Ахуро-Маздой он якобы говорит: «…ибо истинно говорю тебе, что женщина не может править. Где бы она ни была — на земле, на море, в соприкосновении со стихией, жене нельзя доверять правлением».
Далее по тексту следовало пояснение, что женщины могут быть носительницами духовной власти (жрицами): «… благословенно будет слово, исходящее из их уст, благословенны будут руки их, исцеляющие, дающие жизнь, благословенны будут люди, которые придут к ним». Однако ортодоксальными зороастрийцами последний нюанс не учитывался.
Существовало ли в зороастрийском праве наказание за гомосексуальные отношения между мужчинами?
Мужеложство, по-авестийски «кунмарзи», считалось тяжким грехом, признавалось уголовно-наказуемым деянием, за которое предусматривалась смертная казнь — «маргарзон».
Субъекты мужеложства не подлежали помилованию. Если оно совершалось насильственно, то наказывали насильника. В случае добровольного совершения этого акта оба — активный и пассивный субъекты преступления — подлежали наказанию, причем более строгому, чем в случае совершения насильственного деяния. Очевидно, зороастрийский закон в большей степени карал не субъект, а некую опасность данного явления. Согласно Вендидаду, лицо, совершившее мужеложство, подлежало смертной казни без суда и следствия, и приговор мог привести в исполнение любой очевидец.
Какие виды наказаний практиковались? Мог ли обвиняемый откупиться от наказания?
Авестийское право подразумевало различные виды наказания в зависимости от степени виновности преступника.
Работала система штрафов, которые изымались в пользу храмов, государства или потерпевших. Если осужденный не мог оплатить штраф, его привлекали к общественно-полезным делам по аналогии с нынешними исправительными работами. Так, три удара плетью могли быть приравнены к штрафу в одну овцу или одному дню сельскохозяйственных работ.
По подсчетам историков зороастрийского права, более 90% телесных наказаний составлял один вид — удары плетью («аспахе аштра») и посохом («срауша чарана»). Также применялось членовредительное наказание: лишение какого-либо органа или части тела — отсечение рук, ног, языка, носа, ушей, пальцев, губ, кастрация, и, наконец, вырывание ноздрей; и осрамительное, цель которого была не в причинении боли, а в унижении, таково было клеймение, наложение оков, бритье головы и так далее.
Практиковалось и ограничение свободы разных видов — арест, передача в рабство (то есть, ущемление всех гражданских прав). В Сасанидском судебнике упоминаются должностные лица, сфера ответственности которых распространялась на управление тюрьмами — зинданами, сроки заключения варьировались, существовало и пожизненное (в основном, за рецидив). Практиковалось лишение возможности заниматься определенной деятельностью, например, врачеванием или совершением религиозных обрядов.
Смертная казнь — «маргарзон» — как исключительная мера предусматривалась в большинстве случаев за совершение преступления против власти, однако по факту этот вид наказания, один из самых суровых и самых древних, как средство восстановления социальной справедливости и средство устрашения, применялся довольно широко. Самыми распространенными видами казни были отсечение головы, сдирание кожи с человека, сажание на копье.
«Маргарзон» предусматривался за следующие преступления: занятие куплей-продажей запрещенных вещей, убийство правоверного, обучение колдовству, кормление ядом других, съедание частей мертвого, выбрасывание частей мертвого в воду или в огонь, повреждение мостов, похищение женщин и разрушение кровнородственного брака. Уличенные в этих преступлениях назвались «буридапулами», то есть людьми, для которых путь по мосту Чинват, ведущему в рай, был отрезан.
Степени вины различались: «огерепта» — легкая вина, «авауришта» — вина средней тяжести, тяжелая — «аредуш» и особо тяжкая — «пешутану». Вендидад описывает это так: «Тот, кто пробуждается со звуком стука другого, его вина огерепта. Тот, кто падает на голову другого, с тем чтобы его ударить, его вина аредуш. Каждый, кто содеял это пять раз — его виной станет пешутану».
Таким образом, легкая вина в результате рецидивов могла перейти в тяжкую, что порождало и более суровое наказание.
Преступлением «огерепта» был даже умысел причинения вреда. Это деяние считалось законченным с момента поднятия орудия преступления выше четырех пальцев от земли и каралось: в первый раз наносили 5 ударов плетью и посохом, во второй раз — 10, в третий наказывали 15 ударами. С каждым новым эпизодом количество ударов росло, на восьмой раз осужденный становился «пешутану» и наказывался 200 ударов. Максимальное наказание за совершение некоторых преступлений могло превышать несколько тысяч ударов.
Интересно, что в некоторых случаях зороастрийское уголовное право предусматривало неординарные способы откупа вины, например, за убийство выдры преступник должен был принести 10 тысяч вязанок дров для огня Ахура-Мазды, либо убить 10 тысяч змей или столько же других вредных тварей и так далее.
Особенностью зороастрийского права была защита прав животных. Предусматривались жестокие виды наказания вплоть до убийства или кастрации преступников.
Вместе с тем, наказания назначались и животным, в тех случаях, когда они наносили вред здоровью человека или его собственности. Вендидад предусматривает различные их виды. Например, собаке, которая укусила человека или барана, отрезали в первый раз ее правое ухо, во второй раз — левое ухо, в третий раз — правую ногу (вырезали часть бедра животного) и четвертый раз — левую ногу.
Таким образом, зороастрийское право не усматривало разницы между человеком и животным в ответственности и назначении наказания.
Кто отвечал за исполнение наказаний?
За исполнение наказаний были в ответе специальные уполномоченные лица при мубадах (наподобие судоисполнителей), назначаемые правителем. Иногда эти функции выполняли представители царской гвардии «хазорапта» — тысячаначальники. Наказание в большинстве случаев исполнялось публично, специальные работники при мубади мубадон обслуживали этот процесс. При Ахеменидах существовал специальный дом юстиции, в котором хранились все судебные решения. Вероятно, во времена парфян и Сасанидов такие заведения тоже были, но документальных подтверждений тому осталось крайне мало, поскольку в ходе завоеваний Александра Македонского тексты Авесты были сожжены, а при воцарении ислама отдельные ее части и вовсе были утрачены.
Существовала ли у зороастрийцев презумпция невиновности?
Конечно, зороастризм предоставлял обвиняемому возможность защищать себя, доказывать невиновность, приглашать свидетелей. Но вопрос о презумпции невиновности в современном понимании в силу ряда объективных причин не существовал. Вместе с тем имела место ответственность невиновного. Одним из видов наказания без установленной вины была уже упомянутая ордолия. Если же имелись свидетели с обеих сторон, то обвиняемый должен был доказать свою невиновность, опираясь на их показания, а судьи выслушивали эти доводы для вынесения справедливого решения. То есть презумпция невиновности существовала лишь отчасти. Как бы то ни было, в зороастрийских государствах, наряду с прогрессивными и гуманными идеями и нормами, существовало множество архаичных принципов и правил применения, которые характеризовались жестокостью и неотвратимостью.
- 5 января 2023, 19:52Кыргызстанских врачей, водворенных в СИЗО из‑за смерти внучатого племянника Акылбека Жапарова, перевели под домашний арест
- 5 января 2023, 18:24Bloomberg: McDonald’s прекратил работу в Казахстане из‑за запрета на ввоз в республику российского мяса
- 5 января 2023, 17:21Kun.uz: осужденного на 10 лет колонии бывшего генпрокурора Узбекистана Рашида Кадырова освободили по УДО
- 5 января 2023, 15:58Спецназовец ГКНБ и сотрудник таможни избили посетителя ночного клуба в Оше; дело расследует военная прокуратура
- 5 января 2023, 12:59Генпрокурор Казахстана: подготовка к январским событиям шла весь 2021 год; ее курировали отдельные силовики
- 329
дел о пытках возбудили после январских событий в Казахстане
Источник: генеральный прокурор республики Берик АсыловЦифра 5 января 2023, 14:52
- «Видать Михаил достал всех». В чем обвиняют казахстанского журналиста Козачкова, задержанного по делу о сотрудничестве с ОПГ
Статья 29 декабря 2022, 14:59
- Ориентация вне закона. Гомосексуалы из Узбекистана рассказывают о жизни в республике, где секс между мужчинами — уголовное преступление
Статья 23 декабря 2022, 14:12
- Кандидат от номенклатуры. Как председатель Кулябского облисполкома на 30 лет задержался у власти в Таджикистане
Статья 13 декабря 2022, 13:21
Статья 1 декабря 2022, 14:21
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Высший Человек
Высший ЧеловекОтрывок из книги «Так говорил Заратустра», часть четвертая.
Высший человек
Шедевр Ницше «Так говорил Заратустра» — это история мудреца, который жил на горе, размышляя о судьбе человечество на долгие годы. Когда он чувствует, что у него есть ответы на поделиться, он спускается и пытается проповедовать. Сначала он обнаруживает (на рынке), что, кажется, нет никого, кто хотел бы услышать, что он хочет сказать. Он понимает, что сошел с гору слишком рано, что люди, которым он высших людей» — просто еще не существует. Тем не менее он дает эта речь.
Когда вы читаете это, имейте в виду, что то, что он проповедует, не предназначено
для простых людей сегодня, но для лучших людей
будущее. Некоторые из них кажутся резкими, даже негативными. Но
сообщение, которое мы можем распознать и которому сочувствуем: Мы должны
не втягиваться в привычную, сдержанную, даже сморщенную
жизни обычных, посредственных людей вокруг нас, а вместо этого стремятся
для реализации наших самых полных возможностей.
1
Когда я впервые пришел к мужчинам, то совершил ли я отшельник безумие, великое безумие: я появился на площади.
И когда я говорил со всеми, я не говорил ни с кем. Вечером, однако, канатоходцы были мои товарищи и трупы; а я сам почти труп.
С новым утром, однако, пришла ко мне новая истина: Тогда сделал Я учусь говорить: «Что мне до рынка, толпы и шум толпы и длинные уши толпы!»
Вы, высшие люди, узнайте от меня: на рынке никто верит у высших мужчин. Но если вы будете говорить там, очень хорошо! Толпа, Однако, бормочет: «Мы все равны».
«Вы, высшие люди, — бормочет толпа, — нет выше люди, Мы все равны; человек есть человек, перед Богом — мы все равны!»
Перед Богом! — Но теперь этот бог умер. Перед толпой, Однако, мы не будем равны. Вы, высшие люди, уходите с базара!
2
Перед Богом! — Но теперь же этот бог умер! Вы, высшие люди, это Бог был вашей самой большой опасностью.
Только с тех пор, как он лег в могилу, ты воскрес. Только сейчас приходит великий полдень, только теперь высший человек становится — господином!
Поняли ли вы это слово, братья мои? Вы напуганы: сделайте ваши сердца становятся головокружительными? Бездна здесь зияет для тебя? Есть ли Цербер тут на тебя орать?
Хорошо! Мужайтесь, высшие люди! Только теперь гора человеческое будущее начинает работать. Бог умер: Теперь мы желаем, чтобы Супермен прямой эфир!
3
Самые осторожные сегодня спрашивают: «Как содержать человека?» Я, Заратустра, спросите, как первый и единственный: «Как превзойти человека?»
Супермен, который мне дорог; это первое и единственное, что меня — а не человека: не соседа, не самого бедного, не самого прости, не лучший.
О братья мои, что я могу любить в человеке, так это то, что он преодолевает и спад. А еще в тебе есть многое, что заставляет меня любить и надеяться.
В том, что вы презираете, вы, высшие люди, есть у меня надежда.
В том, что ты отчаялся, есть что почитать. Для вас есть нет научились подчиняться, вы не научились мелкой политике.
На сегодняшний день мелкие люди стали господами: Они все проповедуют подчинение и смирение, и политика, и усердие, и внимание, и долгий эт прочие мелкие добродетели.
Все, что относится к женоподобному типу, все, что происходит от рабский тип, а особенно толпа-мешанина, — вот что хочет теперь быть властелин всех человеческих судеб — о отвращение! Отвращение! Отвращение!
Они спрашивают и спрашивают и не устают спрашивать: «Как человеку поддерживать сам лучший, самый длинный, самый приятный?» Таким образом, они сегодняшние мастера.
Эти современные мастера, о братья мои, превзойдите их: мелкий люди, они самая большая опасность для Супермена!
Превзойдите, высшие люди, мелкие добродетели, мелкую политику, песчинка предупредительность, муравейниковая вежливость, жалкое удобство, «счастье наибольшего числа!»
И скорее отчаивайтесь, чем покоряйтесь! И воистину, я люблю тебя, так как вы не умеете жить сегодня, высшие люди! Ибо так ты живешь Лучший!
4
Есть ли у вас мужество, о мои братья? Вы мужественны? Не храбрость при свидетелях, но мужество отшельника и мужество орла, которых не Бог больше не видит?
Холодные души, мулов, слепых и пьяных, не зову мужественный. У того есть сердце, кто знает страх, но побеждает его; кто видит бездну, но с гордость.
Тот, кто видит бездну, но орлиными глазами, тот, кто орлиными когти хватает бездну: у него есть мужество.
5
«Человек зол» — так говорили мне в утешение все мудрейшие. Ах, если бы это было правдой и сегодня! Ибо зло — лучшая сила человека.
«Человек должен стать лучше и злее» — так учу я. самый злой необходимо для лучшего Супермена.
Может быть, проповеднику мелкого народа и стоило пострадать и быть обремененным человеческим грехом. Я же радуюсь великому греху, как мой отличный утешение!
Такие вещи, однако, не для длинных ушей толпы. Каждое слово, также не подходит для каждого рта. Это прекрасные далекие вещи: их копыта овцы не схватят!
6
Вы, высшие люди, вы думаете, что я здесь, чтобы исправить то, что вы имеют поставить неправильно?
Или что я хочу впредь сделать для вас, страдальцев, удобные ложа? Или показать вам беспокойных, потерянных и сбитых с толку альпинистов новыми и более легкими. пешеходные дорожки?
Нет! Нет! Трижды Нет! Всегда больше, всегда лучше вашего типа уступите, потому что вам всегда будет все хуже и тяжелее.
Так только человек растет вверх до высоты, где молния забастовки и разбивает его: Достаточно высоко для молнии!
К немногим, дальним, дальним идут моя душа и мои поиски: Из Какие Считайте меня вашими многочисленными маленькими, короткими несчастьями!
Ты еще недостаточно страдаешь из-за меня! Ведь вы страдаете от себя, но вы еще не пострадали от человека. Вы бы солгали, если бы говорили в противном случае! Никто из вас не страдает от того, что страдал я.
7
Мне мало того, что молния больше не причиняет вреда. Я делаю не хочу уводить его прочь: он научится работать на меня.
Моя мудрость копилась долго, как облако: Она становится тише и темнее. Так же и со всякой мудростью, которая однажды родит молнию.
Для этих нынешних людей я не буду светом и не буду называться светом. Их ослепну ли я: молния мудрости моей! Выколи им глаза!
8
Не желай ничего сверх своих сил: В дурной фальши есть те, кто будет выше их сил.
Особенно, когда они сделают великие дела! Ибо они пробуждают недоверие в великие дела, эти хитрые фальшивомонетчики и театральные актеры —
Пока, наконец, они не лгут себе, косоглазые, бледные язвы, приукрашенный сильными словами, парадными достоинствами и блестящими фальшивыми дела.
Будьте осторожны, высшие люди! Ибо нет ничего дороже к меня, и реже, чем честность.
Разве сегодня не толпа? Однако толпа не знает Какие великое и малое, прямое и честное: невинно криво, оно всегда лжет.
9
Имейте сегодня хорошее недоверие, вы, высшие люди, вы, воодушевленные, ты с открытой душой! И держите свои причины в секрете! Для этого сегодня в толпа людей.
Во что когда-то научилась безосновательно верить толпа, кто мог опровергнуть это им с помощью разума?
А на базаре убеждают большими жестами. Но причина сделать толпу недоверчивой.
И когда правда иногда торжествует там, тогда спросите себя с доброе недоверие: «Какая сильная ошибка боролась за это?»
Остерегайтесь и интеллектуалов! Они ненавидят тебя, так как они непродуктивны! У них холодные иссохшие глаза, перед которыми каждый птица неоперенная.
Такие люди хвастаются тем, что не лгут: но до неумения лгать еще далеко из любви к истине. Будьте начеку!
Свобода от лихорадки еще далеко не знание! Ледяные духи я не верьте. Кто не может лгать, тот не знает, что такое истина.
10
Если хочешь подняться высоко, то используй свои ноги! Не получают себя возносится наверх; не садитесь на спины других людей и головы! Вы, однако, верхом на коне? Теперь вы быстро подъезжаете к своему Цель? Хорошо, мой друг! Но твоя хромая нога тоже с тобой на верхом! Когда ты достигнешь своей цели, когда сойдешь с коня, именно в твой высший, ты высший человек, тогда ты споткнешься!
11
Вы творите, высшие люди! Одна беременна только своим своя ребенок.
Не позволяйте себя навязывать или обманывать! Кто тогда твой сосед? Даже если ты действуешь «для ближнего своего» — ты все равно не создаешь для него!
Разучитесь, молю вас, этому «для», вы, создающие: Сама ваша добродетель желает, чтобы вы не имели ничего общего с «за» и «по причине» и «так как.» От этих лживых словечек заткните уши ваши.
«За ближнего» есть добродетель только мелких людей: Там говорят «одного поля ягоды» и «одна рука моет другую». Они не имеете ни права, ни власти на своекорыстие!
В твоем своекорыстии, творящем, есть предвидение и предвидение беременных! Чего еще не видел ни один глаз — фрукты! — это укрывает, спасает и питает всю вашу любовь.
Где вся твоя любовь, а именно с ребенком, там и ваш сплошная добродетель! Твоя работа, твоя воля — твой «ближний»: Пусть не будет фальши. ценности навязываются вам!
12
Вы творите, высшие люди! Кто должен рожать больной; и тот, кто родил, нечист.
Спросите у женщин: рожают не потому, что это доставляет удовольствие. Боль заставляет кур и поэтов кудахтать.
вы творите, в вас много нечистоты. То есть так как вам приходилось быть матерями.
Новорожденный: О, сколько новой грязи тоже пришло в мир! Идти Кроме! Тот, кто родил, омоет свою душу!
13
Не будь добродетельнее сверх сил! И ничего не ищите от себя против вероятности!
Иди по стопам, по которым добродетель твоих отцов уже прошла ходил! Как вы подниметесь высоко, если воля отцов ваших не поднимется вместе с вами?
Тот же, кто хочет быть первенцем, пусть позаботится, чтобы не также стать последним! А где пороки ваших отцов, там должен вы не мните себя святыми!
Тот, чьи отцы были склонны к женщинам, крепким винам и плоть дикого кабана — что было бы, если бы он потребовал целомудрия сам?
Безумие! Скорее, мне кажется, что он должен быть муж одной, двух или трех женщин.
И если он основал монастыри и начертал над их порталами: » путь к святости» — я все же должен сказать: что в этом хорошего? новая глупость!
Он основал для себя дом покаяния и дом убежища: много хороший может получится! Но я в это не верю.
В одиночестве растет то, что привносишь в него — в том числе скотина в собственной природе. Таким образом, одиночество нежелательно для многих.
Было ли когда-нибудь на земле что-нибудь грязнее, чем святые в пустыня? Вокруг них бродил не только бес, но и свинья.
14
Робкий, пристыженный, неуклюжий, как тигр, у которого не выдержала пружина, — таким образом, вы, высшие люди, я часто видел, как вы крадетесь в сторону. Актерский состав, который вы сделанный провалился —
Да какая разница, игроки в кости! Разве ты не научился играть в и шутить, как надо играть и шутить? Разве мы никогда не сидим за большим стол шутить и играть?
И если с тобой большие дела потерпели неудачу, ты себя поэтому был провал? И если вы сами потерпели неудачу, имеет человек, следовательно, был неудачником? Если же человек потерпел неудачу. .. хорошо затем? Не бери в голову!
15
Чем выше его тип, тем реже что-то удается. Ты высшие люди здесь, не были ли вы все неудачниками?
Ободритесь; что это значит? Сколько еще можно! Учить смеяться над собой, как надлежит смеяться!
Что удивительного даже в том, что вы потерпели неудачу, а удалось лишь наполовину, вы полуразрушенный те! Разве будущее человека не борется и не борется внутри вас?
Самые далекие, самые глубокие, самые звездные проблемы человека, его потрясающие полномочия, разве все это не пенится одно через другое в твоей чашке?
Что удивительного, что так много чашек разбивается! Учитесь смеяться над собой, как вы должны смеяться! Вы, высшие люди, о, как много еще возможно!
И поистине, сколько уже удалось! Как богата эта земля в маленькие, хорошие, совершенные вещи, в хорошо устроенных вещах!
Окружите себя маленькими, хорошими, совершенными вещами, вы, высшие люди. Их золотой Зрелость лечит сердце. Совершенное учит надеяться.
16
Что до сих пор было самым большим грехом здесь, на земле? Разве это не в слово того, кто сказал: «Горе смеющимся ныне!»
Неужели он сам не нашел повода для смеха на земле? Затем он искал плохо. Даже ребенок находит для этого причину.
Он недолюбливал: Иначе любил бы и нас, смеющийся те! Но он ненавидел и кричал на нас; с воплем и скрежетом зубов обещать нас.
Нужно ли сразу проклинать, когда не любишь? Это кажется мне безвкусица. Так поступил он, однако, этот абсолютный. Он прыгнул из толпы.
И сам он только недостаточно любил; иначе он бы имеют бушевал меньше, потому что люди не любили его. Большой любви не ищет любовь — Он ищет большего!
Уйди с дороги всех таких абсолютных! Они бедные больные тип, тип толпы: смотрят на эту жизнь недоброжелательно, имеют сглаз для этой земли.
Уйди с дороги всех таких абсолютных! У них тяжелые ноги и знойные сердца — они не умеют танцевать. Как может быть земля свет таким!
17
Извилисто делай, чтобы все хорошее приближалось к своей цели. Как кошки они изгиб спины, они внутренне мурлыкают от приближающегося счастья — все хорошие вещи смеются.
Его шаг выдает, идет ли уже человек по своему пути: Точный смотри, как я иду! Однако тот, кто приближается к своей цели, танцует.
И, воистину, я не стал статуей и еще не стою там жесткий, глупый и каменный, как столб; Я люблю быстрые гонки.
И хоть на земле болота и густая тоска, тот, у кого есть легкие ноги бегут даже по грязи и танцуют, как на хорошо подметенных лед.
Поднимите свои сердца, братья мои, выше, выше! И не забудь ваш ноги! Поднимите и ноги ваши, вы, хорошие танцоры, а еще лучше встаньте на ваши головы!
18
Этот венец смеха, этот венец из розовой гирлянды: я сам помещать на этом венце я сам освятил свой смех. Ни у кого больше нет Я нашел сегодня достаточно мощным для этого.
Заратустра-танцор, Заратустра-светлый, который манит его крылья, готовые к полету, манящие всех птиц, готовые и готовые — блаженно-светлый:
Заратустра прорицатель, Заратустра прорицатель смеющийся, нет нетерпеливый один, не абсолютный, но тот, кто любит прыжки и сальто; я сам надел эту корону!
19
Поднимите свои сердца, братья мои, выше, выше! И не забудь ваш ноги! Поднимите и ноги, вы, хорошие танцоры, и еще лучше, если вы стоять на головах!
Есть также тяжелые животные в этом состоянии счастья, есть основательно тяжелоногие. Любопытно, как они проявляют себя, как слон, который пытается встать на голову.
Лучше, однако, быть глупым от счастья, чем глупым от несчастье, лучше неуклюже танцевать, чем хромать. Так учись, молю тебя, мой мудрость, вы, высшие люди: даже у самого худшего есть две хорошие оборотные стороны…
…Даже у худшего есть хорошие пляшущие ноги: Так учись, молю тебя, вы, высшие люди, встаньте на правильные ноги!
Так отучись, молю тебя, тоска и вся толпа-печаль! Ой, как печальны мне сегодня кажутся скоморохи толпы! Это сегодня, Однако, это толпа.
20
Будь подобен ветру, когда он вырывается из своих горных пещер: это собственный свисток будет плясать; моря дрожат и прыгают под его шаги.
То, что дает крылья ослам, то, что доит львиц: хвалят быть тем добрым, непокорным духом, который, как ураган, налетает на всех настоящее время и всей толпе —
То, что враждебно головкам чертополоха и головоломкам, и всем увядшие листья и сорняки: Хвала этому дикому, доброму, свободному духу в буря, пляшущая на болотах и невзгодах, как на лугах!
То, что ненавидит чахоточных псов и всех их плохо сложенный, угрюмый выводок: Хвала этому духу всех свободных духов, смеющемуся буря, которая пускает пыль в глаза всем незрячим и меланхолик!
Вы, высшие люди, самое ужасное в вас то, что у вас нет ни ты, научились танцевать, как следует танцевать, — танцевать сверх себя! Что имеет ли значение, что вы потерпели неудачу?
Сколько всего еще возможно! Так что научитесь смеяться дальше себя! Поднимите свои сердца, хорошие танцоры, высоко! выше! И не забудь хороший смех!
Этот венец смеха, этот венец из розовой гирлянды: тебе, мой братья, Я бросаю эту корону! Смеясь, я освятил: Ты выше люди, научись, молю тебя, — смеяться!
Адаптировано из книги Фридриха Ницше «ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА» (1891 г. ).
переведено
Томас Коммон.
Доступно по адресу http://members.aol.com/Magnetar/private/Zarathustra/Z73.html.
Интерпретация К. Джорджа Бори.
Ницше: Так говорил Заратустра (отрывки)
Ницше: Так говорил Заратустра (отрывки)Назад на страницу философии
Пролог Заратустры
3
Когда Заратустра подошел к опушке леса, он наткнулся на город. На рыночной площади собралось много людей, чтобы увидеть канатоходца, пообещавшего спектакль. Толпа, веря, что Заратустра был начальником манежа, пришла к представить канатоходца, собравшегося вокруг, чтобы послушать. И Заратустра говорил с человек:
Я учу тебя Сверхчеловеку! Человечество нужно преодолеть. Что там у вас сделано, чтобы победить человечество?Все существа до сих пор создали что-то большее, чем они сами. Хотите ли вы стать отливом этого великого прилива и вернуться к зверю, а не победить человечество? Что такое обезьяна для человека? Посмешище, предмет стыда. И точно таким же будет человек для Сверхчеловека: посмешищем, позором. Вы превратились из червя в человека, но многое внутри вас все еще остается червем. Когда-то вы были обезьянами, но и теперь человек больше обезьяна, чем любая из обезьян.
Даже самый мудрый из вас — всего лишь путаница и гибрид растения и призрака. Но прошу ли я вас стать призраками или растениями?
Вот, я учу вас Сверхчеловеку! Сверхчеловек — это смысл земли. Пусть ваша воля скажет: Сверхчеловек будет смыслом земли! Умоляю вас, братья мои, оставайтесь верными земле и не верьте тем, кто говорит вам о потусторонних надеждах! Они отравители, знают они это или нет. Они презирают жизнь, они разлагаются и сами отравлены, от которых устала земля: так прочь с ними!
Когда-то хула на Бога была величайшим кощунством; но Бог умер, и эти богохульники умерли вместе с ним. Теперь богохульствовать над землей есть величайший грех, а любовь к Непознаваемому ставить выше смысла земли!
Когда-то душа смотрела презрительно на тело, и тогда это презрение было высшим делом: — душа желала, чтобы тело было тощим, чудовищным и голодным. Таким образом он думал убежать от тела и земли. Но сама эта душа была тощей, чудовищной и голодной; и жестокость была отрадой этой души! Итак, братья мои, скажите мне: что ваше тело говорит о вашей душе? Разве твоя душа не бедность, грязь и жалкое довольство?
По правде говоря, человек — загрязненная река. Нужно быть морем, чтобы принять загрязнённую реку и не оскверниться. Я учу тебя Сверхчеловеку! Он и есть это море; в нем ваше великое презрение может пасть.
Что самое лучшее, что вы можете испытать? Это час вашего величайшего презрения. Час, когда даже ваше счастье станет вам противно, а вместе с ним и ваш разум и добродетель.
Час, когда вы говорите: Что хорошего в моем счастье? Это бедность, грязь и жалкое довольство. Но мое счастье должно оправдывать само существование!
Час, когда вы говорите: Что хорошего в моем разуме? Стремится ли он к знанию, как лев к своей добыче? Это бедность, грязь и жалкое довольство!
Час, когда вы говорите: Что хорошего в моей добродетели? Это еще не свело меня с ума! Как я устал от своего добра и своего зла! Все это бедность, грязь и жалкое довольство!
Час, когда вы говорите: Что хорошего в моей справедливости? Я не вижу, что полон огня и горящих углей. Но праведники полны огня и горящих углей!
Час, когда вы говорите: Что хорошего в моей жалости? Разве жалость не крест, на котором пригвожден тот, кто любит человека? Но моя жалость не распятие!
Вы когда-нибудь так говорили? Вы когда-нибудь так плакали? Ах! Если бы я только слышал, как ты так плачешь!
Это не ваш грех — это ваша умеренность взывает к небу; сама ваша скупость в грехах вопиет к небу!
Где молния, чтобы лизнуть тебя своим языком? Где безумие, которым вы должны очиститься?
Вот, я учу тебя Сверхчеловеку! Он и есть молния, он и есть безумие!
И пока Заратустра говорил так, кто-то в толпе прервал: «Довольно мы слышали о канатоходце; теперь пора его увидеть!» И пока толпа смеялась над Заратустрой, канатоходец, полагая, что ему дали сигнал, начал свое представление.
4
Заратустра же смотрел на людей и дивился. Тогда он сказал так:
Человек — это веревка, натянутая между животным и Сверхчеловеком, — веревка над бездной.Опасный переход, опасный путь, опасный взгляд назад, опасный дрожит и останавливается.
Что в человеке велико, так это то, что он мост, а не цель: что мило в человеке, так это то, что он преодолевает и нисходит.
Я люблю тех, кто не знает, как жить, кроме как в упадке, потому что они переусердствуют.
Я люблю великих презирателей, потому что они великие обожатели и стрелы тоски по другому берегу.
Я люблю тех, кто сначала не ищет причины за пределами звезд для того, чтобы спуститься вниз и быть жертвой, но приносит себя в жертву земле, чтобы земля могла стать землей Сверхчеловека.
Я люблю того, кто живет, чтобы познавать, и стремится познать, чтобы в будущем мог жить Сверхчеловек. Таким образом, он ищет свое собственное падение.
Я люблю того, кто трудится и изобретает, чтобы он мог построить дом для Сверхчеловека и подготовить для него землю, животных и растения: ибо таким образом он ищет своего падения.
Я люблю того, кто любит свою добродетель: ибо добродетель есть воля к падению и стрела стремления.
Я люблю того, кто не оставляет себе доли духа, но хочет быть всецело духом своей добродетели: так он идет, как дух, по мосту.
Я люблю того, кто делает свою добродетель своей склонностью и судьбой: таким образом, ради своей добродетели он готов жить дальше или не жить больше.
Я люблю того, кто не желает слишком много добродетелей. Одна добродетель важнее двух, потому что это скорее узел, за который цепляется судьба.
Я люблю того, чья душа щедра, кто не хочет благодарности и не дает взамен: ибо он всегда дает и не хочет удерживать для себя.
Я люблю того, кто стыдится, когда кости выпадают в его пользу, и кто потом спрашивает: «Мошенник ли я?» — потому что он хочет погибнуть.
Я люблю того, кто разбрасывает золотые слова впереди своих дел и всегда делает больше, чем обещает: ибо он ищет собственного падения.
Я люблю того, кто оправдывает будущих и искупает прошлых: ибо он готов погибнуть от настоящих.
Я люблю того, кто наказывает своего Бога, потому что он любит своего Бога: ибо он должен погибнуть от гнева своего Бога.
Я люблю того, чья душа глубока даже в ранах, и может погибнуть из-за малого: так он добровольно идет по мосту.
Я люблю того, чья душа так переполнена, что он забывает себя, и все вещи в нем: так все вещи становятся его падением.
Я люблю того, кто свободен духом и свободен сердцем: таким образом, его голова — только недра его сердца; его сердце, однако, вызывает его падение.
Я люблю всех, кто подобны тяжелым каплям, падающим одна за другой из темной тучи, опускающейся на человека: они возвещают приход молнии и гибнут, как предвестники.
Вот, я вестник молнии и тяжелое падение из облака: молния, однако, есть Сверхчеловек !»
5
Когда Заратустра произнес эти слова, он опять посмотрел на народ и умолк. И сказал в сердце своем:
Вот они стоят; там смеются: меня не понимают; Я не рот для этих ушей.Нужно ли сначала бить их по ушам, чтобы они научились слышать глазами? Нужно ли стучать, как литавры и покаянные проповедники? Или они верят только заикам?
У них есть то, чем они гордятся. Как они называют то, чем они гордятся? Культура, как они это называют; это отличает их от пастухов.
Поэтому им не нравится слышать о презрении к себе. Поэтому я взываю к их гордости.
Я поговорю с ними о самой презренной вещи: это, однако, Последний Человек !»
И так говорил Заратустра к народу:
Пришло время человеку зафиксировать свою цель. Настало время человеку посадить семя его высшей надежды.Его почва все еще достаточно богата для этого. Но эта почва когда-нибудь станет бедной и истощенной, и никакое высокое дерево не сможет больше расти на ней.
Увы! придет время, когда человек не пустит уже стрелу своей тоски сверх человека — и разучится свистеть тетива его лука!
Говорю вам: надо еще иметь в себе хаос, чтобы родить танцующую звезду. Я говорю вам: в вас еще есть хаос.
Увы! Наступает время, когда человек больше не будет рождать никакую звезду. Увы! Наступает время самого презренного человека, который уже не может презирать себя.
Вот! Я покажу вам Last Man .
«Что такое любовь? Что такое творение? Что такое тоска? Что такое звезда?» — так спрашивает Последний Человек и моргает.
Земля стала маленькой, и по ней скачет Последний Человек, который все делает маленьким. Его вид неистребим, как блоха; Последний человек живет дольше всех.
«Мы открыли счастье» — говорят Последние Люди и моргают.
Покинули районы, где жить тяжело; ибо им нужно тепло. Еще любят ближнего и трутся о него; ибо нужно тепло.
Заболевают и недоверчивы, считают греховными: ходят осторожно. Глуп тот, кто все еще спотыкается о камни или людей!
Время от времени немного яда: это способствует приятным снам. И много яда в конце для приятной смерти.
Один все еще работает, потому что работа — это времяпрепровождение. Но нужно быть осторожным, чтобы времяпрепровождение не причинило ему вреда.
Больше не становится ни бедным, ни богатым; оба слишком обременительны. Кто еще хочет править? Кто еще хочет подчиняться? Оба слишком обременительны.
Не пастух, а одно стадо! Все хотят одного и того же; все одинаковы: кто чувствует иначе, тот добровольно идет в сумасшедший дом.
«Прежде весь мир был безумен», — говорят самые тонкие из них, и моргают.
Они умны и знают все, что произошло: так что нет конца их насмешкам. Люди еще ссорятся, но вскоре мирятся, иначе желудок расстраивается.
У них есть свои маленькие удовольствия в течение дня и свои маленькие удовольствия в ночное время, но они заботятся о здоровье.
«Мы нашли счастье», — говорят Последние Люди и моргают.
И здесь закончилась первая речь Заратустры, называемая также «Прологом», ибо в этом месте его прервали крики и веселье толпы. «Дай нам этого Последнего Человека, о Заратустра, — кричали они, — сделай нас этими Последними Людьми! Тогда мы сделаем тебе дар Сверхчеловека!» И весь народ ликовал и чмокал губами. Заратустра же опечалился и сказал в сердце своем:
Они меня не понимают: я не рот для этих ушей.Быть может, я слишком долго жил в горах; Я слишком много слушал ручьев и деревьев: теперь я говорю с ними, как с пастухами.
На душе спокойно и ясно, как горы утром. Но они считают меня холодным и насмешником с ужасными шутками.
Теперь они смотрят на меня и смеются: и смеясь, они ненавидят меня. В их смехе есть лед.
9
Долго спал Заратустра; и не только розовая заря прошла над его головой, но и утро. Наконец, однако, глаза его открылись, и он с изумлением вгляделся в лес и в тишину, изумленно вгляделся в себя. Затем он быстро поднялся, как мореплаватель, который сразу видит землю; и он воскликнул от радости: ибо он увидел новую истину. И так сказал он своему сердцу:
Меня осенило: мне нужны товарищи — живые; не мертвые товарищи и трупы, которых я ношу с собой, куда бы я ни пошел.Но мне нужны живые спутники, которые будут следовать за мной, потому что хотят следовать за собой — и туда, куда я пойду. Меня осенило. Заратустра должен говорить не с народом, а с товарищами! Заратустра не будет пастухом и псом в стаде!
Чтобы украсть много из стада — для этого я пришел. Народ и стадо разгневаются на меня: пастухи назовут Заратустру разбойником.
Пастухи, я говорю, но они называют себя добрыми и справедливыми. Я говорю, пастыри, но они называют себя верующими в православной вере.
Созерцайте добро и справедливость! Кого они ненавидят больше всего? Человек, разбивающий их скрижали ценностей, нарушитель, нарушитель закона: — все же он творец.
Вот верующие всех вероисповеданий! Кого они ненавидят больше всего? Человек, разбивающий их скрижали ценностей, нарушитель, нарушитель закона — все же он творец.
Творец ищет товарищей, а не трупы, а также не стада или верующих. Творец ищет сотворцов — тех, кто запечатлевает новые ценности на новых скрижалях закона.
Творец ищет товарищей и собратьев-жнецов: ведь у него все созрело для жатвы. Но у него нет ста серпов: он срывает колосья и огорчается.
Создатель ищет компаньонов и таких, кто умеет точить свои серпы. Их назовут разрушителями и презирающими добро и зло. Но они жнецы и радующиеся.
Заратустра ищет сотворцов, сожнецов и сорадователей: что ему стада, и пастухи, и трупы!
А тебе, мой первый спутник, покойся с миром! Я хорошо похоронил тебя в твоем дупле; Я хорошо спрятал тебя от волков.
Но я оставляю вас; время пришло. Между розовым рассветом и розовым рассветом пришла ко мне новая истина.
Я не буду ни пастухом, ни могильщиком. Я больше не буду говорить с народом; в последний раз я говорил с мертвыми.
Я присоединюсь к творцам, жнецам и радующимся: Я покажу им радугу и все ступени к Сверхчеловеку.
Я буду петь свою песню одиноким и двоим; и тому, у кого еще есть уши для неслыханного, я огорчу сердце своим счастьем.
Я иду к своей цели, я иду своим курсом; над праздношатанием и опозданием перепрыгну. Так пусть же мой натиск станет их падением!
I. 4: Презирающие тело
Презирающим тело говорю я слово. Я желаю им ни учиться заново, ни учить заново, а только проститься с собственными телами, — и так замолчать.«Я тело и душа» — так говорит ребенок. И почему нельзя говорить по-детски?
Но пробужденный, знающий, говорит: «Тело есть я целиком, и ничего более; а душа есть только название чего-то в теле».
Тело есть великая мудрость, множественность с единым смыслом, война и мир, стадо и пастырь.
Инструмент твоего тела — это и твоя маленькая мудрость, брат мой, которую ты называешь «умом» — маленький инструмент и игрушка твоей великой мудрости.
«Я», — говорите вы и гордитесь этим словом. Но самое большее, во что вы не хотите верить, это ваше тело с его великой мудростью; это не говорит «я», но делает «я».
То, что чувствует чувство, что знает разум, никогда не имеет своей цели в себе. Но чувство и разум скорее убедят вас, что они суть конец всех вещей: так они напрасны.
Инструменты и игрушки — это чувство и разум: за ними все еще есть Атман. Высшее Я ищет глазами чувств, оно также слушает ушами ума.
Самость всегда прислушивается и ищет; он сравнивает, овладевает, завоевывает и разрушает. Он правит, а также правит разумом.
За твоими мыслями и чувствами, брат мой, стоит могущественный владыка, неведомый мудрец — его зовут Я; оно обитает в вашем теле, оно есть ваше тело.
В вашем теле больше мудрости, чем в вашей высшей мудрости. И кто же тогда знает, зачем твоему телу нужна именно твоя лучшая мудрость?
Ваше Я смеется над вашим разумом и его смелыми скачками. «Что мне эти скачки и полеты мысли?» оно говорит себе. «Обходной путь к моей цели. Я держу марионеточные струны ума и являюсь подсказчиком его понятий».
Самость говорит разуму: «Почувствуй боль!» Тогда ум страдает и думает, как положить конец своему страданию, и именно поэтому он вынужден думать.
Самость говорит уму: «Почувствуй удовольствие!» Тогда ум радуется и думает, как бы он снова мог быть доволен — и вот почему заставили думать.
Я хочу обратиться к презирающим тело. Их презрение вызвано их уважением. Что породило уважение и презрение, ценность и волю?
Созидающее Я создало себе уважение и презрение, оно создало себе удовольствие и боль. Творческое тело создало разум как руку для своей воли.
Даже в своей глупости и презрении каждый из вас служит себе, вы, презирающие тело. Говорю вам, само ваше Я хочет умереть и отворачивается от жизни.
Ваше Я больше не может делать то, чего желает больше всего: — творить за пределами себя. Это то, чего он желает больше всего; это его горячее желание.
Но уже слишком поздно для этого: — так ваше Я желает погибнуть, вы, презирающие тело.
Погибнуть — так желает твое Я; и поэтому вы стали пренебрегать телом. Ибо вы больше не можете творить вне себя.
И поэтому ты злишься на жизнь и на землю. Бессознательная зависть — в косом взгляде твоего презрения.
Я не иду вашей дорогой, вы, презирающие тело! Вы не мосты к Сверхчеловеку!
Так говорил Заратустра.
I. 9: Проповедники смерти
Есть проповедники смерти: и полна земля тех, кому нужно проповедовать отречение от жизни.Земля полна лишнего; жизнь омрачена слишком многими. Пусть они будут искушены из этой жизни «жизнью вечной»!
В желтое облачаются проповедники смерти или в черное. [Примечание редактора: желтый цвет носит буддийское духовенство; черный — это цвет, который носят христианские священнослужители.] Но я покажу их вам еще в других цветах.
Есть ужасные, которые носят в себе хищника и не имеют выбора, кроме похоти или самоистязания. И даже их похоти являются самоистязанием.
Еще не стали людьми, эти страшные: да проповедуют отречение от жизни, а сами прейдут!
Есть чахоточные духовно: едва родившись, начинают умирать, и жаждут учений усталости и отречения.
Они скорее умрут, и мы должны приветствовать их желание! Остерегаемся разбудить этих мертвецов и повредить эти живые гробы!
Они встречают больного, или старика, или труп [Примечание редактора: три взгляда, которые, согласно буддийской традиции, впервые направляют молодого Будду на путь отречения] — и тут же говорят: «Жизнь опровергается!»
Но опровергаются только они, и их глаза, которые видят только одну сторону бытия.
Окутанные густой меланхолией и жаждущие маленьких жертв, несущих смерть: так ждут они и стискивают зубы.
Или же они хватаются за сладкое, насмехаясь над своей ребячливостью: они цепляются за свою соломинку жизни и насмехаются над их цеплянием.
Их мудрость говорит так: «Кто остался в живых, тот дурак; но мы все такие дураки! И это самая глупая вещь в жизни!»
«Жизнь — это только страдание»: говорите другие и не лгите. Тогда позаботьтесь о том, чтобы вы прекратили! Проследи, чтобы жизнь, состоящая только из страданий, прекратилась!
И пусть это будет учением твоей добродетели: «Ты убьешь себя! Ты украдешь из своей жизни!»
«Похоть есть грех», — так говорят некоторые проповедники смерти, — «разойдемся и не будем рождать детей!»
«Рожать хлопотно», — говорят другие, — «зачем еще рожать? Рожат одни несчастные!» И они также являются проповедниками смерти.
«Жалость нужна», — так говорит третья сторона. «Возьми то, что у меня есть! Возьми то, что я есть! Тем меньше меня связывает жизнь!»
Если бы они были переполнены жалостью, они бы заставили своих соседей жить. Быть злым — вот что было бы их истинной добродетелью.
Но они хотят избавиться от жизни; какое им дело до того, что они крепче связывают других своими цепями и дарами!
И вы тоже, для кого жизнь — бесконечный труд и неудовлетворенность, не очень ли вы устали от жизни? Вы еще не созрели для проповеди смерти?
Все вы, кому дорог бесконечный труд, и все быстрое, новое и странное, — вы худо себя переносите; ваше усердие — бегство и желание забыть себя.
Если бы вы больше верили в жизнь, то меньше бы отдавались моменту. Но у вас недостаточно способностей для ожидания — или даже для безделья!
Повсюду раздаются голоса тех, кто проповедует смерть; и земля полна тех, кому нужно проповедовать смерть.
Или «вечная жизнь»; мне все равно — лишь бы поскорее скончались!
Так говорил Заратустра.
1. 11: Новый идол
Где-то есть еще народы и стада, но не у нас, братья мои: здесь государства.Состояние? Что это такое? Хорошо! открой мне теперь уши твои, ибо теперь я буду говорить тебе о гибели народов.
Штат — имя самого холодного из всех холодных монстров. Холодно лежит; и эта ложь выскальзывает из его уст: «Я, государство, есть народ».
Это ложь! Творцы создали народы и навеяли на них веру и любовь: так они служили жизни.
Разрушители — это те, кто расставляет сети для многих и называет это государством: они навешивают на них меч и сто желаний.
Там, где есть еще народы, государство не понимают и ненавидят как сглаз и как грех против законов и обычаев.
Знак этот даю вам: каждый народ говорит на своем языке добра и зла, которого сосед не понимает. Она создала свой язык законов и обычаев.
Но государство лежит во всех наречиях добра и зла; и что бы оно ни говорило, оно лжет; и все, что у него есть, он украл.
Все в нем ложно; он кусает украденными зубами, и кусает часто. Оно ложно до основания.
Смешение языков добра и зла; этот знак я даю вам как знак состояния. Этот знак указывает на волю к смерти! это указывает на проповедников смерти!
Слишком много рождается: для лишних создано государство!
Посмотрите, как это их соблазняет, слишком много! Как он их проглатывает, жует и пережевывает!
«На земле нет ничего выше меня: я правящая рука Бога.» — так ревет монстр. И не только ушастые и близорукие падают на колени!
Ах! даже в уши вам, о великие души, шепчет он свою мрачную ложь! Ах! он обнаруживает богатые сердца, которые добровольно растрачивают себя!
Да, он найдет и вас, победители старого Бога! Вы устали от борьбы, и теперь ваша усталость служит новому идолу!
Он воздвигнет вокруг себя героев и почетных людей, нового идола! С удовольствием греется на солнышке доброй совести, — холодное чудовище!
Он даст вам все, если вы будете поклоняться ему, новому идолу: так он покупает блеск вашей добродетели и взгляд ваших гордых глаз.
Через вас он пытается соблазнить слишком многих! Да, здесь сотворено адское изобретение, конь смерти, бренчащий сбруей божественных почестей!
Да, здесь сотворено умирание для многих, которое прославляет себя как жизнь: воистину, великая услуга всем проповедникам смерти!
Государство, я называю его, где все пьют яд, и хорошие и плохие: государство, где все теряют себя, хорошие и плохие: государство, где медленное самоубийство всех — называется «жизнью». »
Вот лишнее! Они воруют произведения творцов и сокровища мудрецов. Образование, называют они свое воровство, — и все становится для них болезнью и бедой!
Вот лишнее! Они всегда больны; они рвут свою желчь и называют это газетой. Они пожирают друг друга и не могут даже переварить себя.
Вот лишнее! Они приобретают богатство и становятся от этого беднее. Они ищут власти и рычага власти, больших денег — эти бессильные!
Смотри, как они карабкаются, эти проворные обезьяны! Они карабкаются друг на друга и тем самым тянут друг друга в грязь и пропасть.
Все они стремятся к трону: в этом их безумие — словно счастье на троне сидит! Часто грязь восседает на троне. — а часто и трон на грязи.
Сумасшедшими они все кажутся мне, и карабкающимися обезьянами, и слишком нетерпеливыми. Зловонит мне их идол, холодное чудовище: дурно пахнут мне все они, эти идолопоклонники.
Братья мои, задохнетесь ли вы в испарениях их пасти и аппетита! Лучше разбить окна и прыгнуть на открытый воздух!
Спасайтесь от их зловония! Бегите от поклонения лишнему!
Спасайтесь от их зловония! Спасайтесь от пара этих человеческих жертвоприношений!
Земля еще свободна для великих душ. Есть еще много пустых мест для одиноких и вдвоем, окруженных ароматом тихих морей.
Свободная жизнь еще возможна для великих душ. Тот, кто имеет мало, тем менее владеет: благословенна маленькая бедность!
Там, где кончается государство — там только начинается человек не лишний: там начинается песня нужного, единственная и незаменимая мелодия.