Запорожская сечь история: ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Содержание

Запорожская сечь | Понятия и категории

ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ (Низовое войско Запорожское) — военно-политическая организация украинского казачества, казацкая республика XVI— XVIII вв. Возникла на базе отдельных поселений казаков, построивших на днепровских островах ряд небольших деревянных городков или сечей для защиты от нападений крымских татар, турок, польско-литовских войск. Пополнялось за счет беглых крестьян и горожан. Основными занятиями казаков были рыболовство, охота, соледобыча, скотоводство. Верховным органом правления была Сечевая рада, избиравшаяся всеми запорожцами. Сечевая рада избирала войсковую старшину (судья, есаул, писарь, куренные атаманы) — во главе с кошевым атаманом (от слова «кош» — войско) или гетманом. Они подчиня-лись Сечевой раде и ежегодно переизбирались. Запорожская Сечь делилась на курени во главе с куренным атаманом. Все казаки считались свободными и равноправными. Женщины в Запорожскую Сечь не допускались, хотя казаки имели вне ее территории семьи. Отстаивая свою независимость, запорожцы совершали набеги на города и крепости в Черноморье. Во второй половине XVI в. Запорожская Сечь стала оплотом православия на Украине и центром борьбы за освобождение Украины от власти Речи Посполитой. В результате Освободительной борьбы украинского и белорусского народов 1648—1654 гг. Левобережная Украина воссоединилась с Россией на правах автономии, а Запорожская Сечь сохранила свои привилегии (самоуправление, прием беглых), реестр в 60 тыс. казаков, которые получали жалованье от России за оборону южных границ. Гетманы Запорожской Сечи вели сложную политику, лавируя между интересами России, Речи Посполитой и Турции. После предательства гетмана Мазепы Запорожская Сечь была разрушена и упразднена указом Петра I (1709). Запорожцы основали Новую Сечь и лишь в 1734 г. получили разрешение вернуться в российское подданство. Запорожская Сечь была подчинена малороссийскому генерал-губернатору и после восстановления гетманства в 1750 г. — последнему гетману К. Г. Разумовскому. После Русско-турецкой войны 1768—1774 гг. военное значение Сечи как прикрытие южной границы от турецких набегов потеряло значение. По распоряжению

Екатерины II Запорожская Сечь была занята русскими войсками и окончательно упразднена. Запорожские земли были розданы русским и украинским помещикам или перешли в казну. Часть запорожцев переселилась в район р. Южный Буг, где образовалось Черноморское казачество, а затем на р. Кубань, где возникло Кубанское казачье войско.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 188.

Екатерина II уничтожила Запорожскую сечь из-за наглости казаков

244 года назад по повелению Екатерины II был ликвидирован «оплот украинского казачества» — Запорожская сечь. Причиной тому стало дерзкое самовольство казаков, которое современники назвали бы проявлениями сепаратизма и экстремизма: они захватывали земли, никогда им не принадлежавшие, разоряли дома жителей Новороссии и насильно уводили крестьян, пытаясь создать независимую территорию с разбойничьим укладом жизни. Учитывая, что Сечь находилась на границе Российской Империи, Екатерина не могла позволить осуществиться этим планам.  

И вот, 17 июня 1775 года (по новому стилю) генерал-поручик Пётр Текели с императорскими войсками занял Запорожскую сечь «в совершенном порядке и полной тишине, без всякого от казаков сопротивления». Через два месяца Екатерина II объявила, что более не существует Запорожской Сечи ни как политического явления, ни как рода казачества.

14 августа в Москве при Сенате был опубликован «Высочайший Манифест об уничтожении Запорожской сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии». В нём Екатерина отметила, что на этот шаг она была вынуждена пойти, так как казаки игнорировали и все увещевания встать на путь исправления, и прямые указы Её Величества. Тем самым они навлекли на себя «праведный гнев» императрицы и «строгость Высшего правосудия».

Ярость Екатерины хорошо иллюстрирует экспрессивная лексика: в Манифесте она не скупилась на уничижительные характеристики запорожцев, называя их пьяницами и невежами, «вредным скопищем», «политически разнообразным и юродивым составом», промышляющим разбоем и грабежами.

Императрица подчёркивала, что к ней регулярно поступали жалобы от соседних государств «за наглости и за грабительства, которые непрестанно в их границах происходят от запорожцев».

Вспоминая историю создания Сечи, Екатерина обратила внимание, что запорожские казаки «ничто иное были, как часть от малороссийских казаков». Только последние всегда были «полезными гражданами», а запорожцы «одичали в своих ущелинах и порогах» и в итоге составили «противоборствующее политическое сонмище».

Насельникам Сечи было дано больше свобод, чем другим воинским формированиям. Привыкнув к «праздной, холостой и беспечной жизни» в Сечи, они сделали из своих новых привычек «неподвижный закон», предпочитая оставаться в казачьей вольнице до конца дней, негодовала императрица.  

В Сечи казаки жили без жён — это было их право, дабы не подвергать семьи опасности пленения во время набегов чужаков. Холостая жизнь им нравилась, и менять здесь они ничего не хотели. Был один минус: отсутствие жён и детей грозило постепенным сокращением «козацького роду». Потому они стали «принимать без разбора в своё худое общество людей всякого сброда, всякого языка и всякой веры, и сим единым средством существовали они до настоящего уничтожения», констатировала Екатерина II в Манифесте.

Однако поводом для ликвидации Сечи стали более серьёзные своевольства казаков. Она вменяла им самовольный захват земель, нередко проводившийся с применением оружия. Главным образом казаки захватывали территории, принадлежавшие Новороссийской губернии и войску Донскому. Особо императрицу возмущали заявления казаков, якобы эти земли «издревле им принадлежат», что по факту было ложью. Кроме того, гнев монаршей особы вызвали факты препятствования межеванию земель в Новороссии, которое проводилось по её личному приказу.  

Припомнила Екатерина и то, что во время войны с Османской империей многие казаки предавали Отечество и переходили на сторону неприятеля. При этом тем запорожцам, которые во время войны проявили «отличные опыты мужества и храбрости», она всё же воздала похвалу в Манифесте.

Читайте также:

• Почему Иван Грозный ввёл опричнину • Соляной бунт: причины восстания 1648 года • Причины отмены крепостного права в России

Ещё один пункт обвинения: регулярное разграбление и разорение домохозяйств в Новороссии. Кроме того, с помощью насилия или обмана они вынуждали семейных крестьян переселиться в Сечь и заниматься там земледелием. Таким образом, запорожцы — люди военного склада и сохи в руках не державшие — пытались обеспечить себя продовольствием. Екатерина увидела в таком поведении угрозу национальной безопасности.  

«Заводя собственное хлебопашество, расторгали они тем самое основание зависимости их от Престола Нашего и помышляли конечно составить из себя, посреди отечества, область, совершенно независимую, под собственным своим неистовым управлением, в надежде, что склонность к развратной жизни и к грабежу будет при внутреннем изобилии, беспрестанно обновлять и умножать их число», — разъяснялось в Манифесте.

Все эти причины и вынудили Екатерину II «разрушить Сечь Запорожскую и имя казаков, от оной заимствованное».

Территория Сечи была причислена к землям Новороссийской губернии для пользы населения. С бывшими запорожцами императрица обошлась милостиво: разрешила вернуться в свои родные города, а тем, кто пожелает остаться, повелела дать земли в вечное пользование. Старшинам, которые «служили порядочно» и имеют рекомендации от военачальников императорской армии, дали соразмерные службе и званию степени. 

Этот день в истории — 245 лет со дня ликвидации Запорожской Сечи

14 августа 1775 года – по царскому повелению ликвидирована Запорожская Сечь.

Просуществовала Сечь около 250 лет, и одной из причин её ликвидации стал Кючук-Кайнарджийский мир (1774 год). Отодвинутые на Дунай границы и дружественный России режим в Крыму лишили надобности в казачьей защите Новороссии. К тому же земли Войска Запорожского были чрезвычайно обширны и плодородны, и не освоив эти земли нельзя было заселить приазовские и причерноморские земли. Масла в огонь добавила Крестьянская война 1773–1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва, в которой участвовала часть запорожских казаков.

Тенденция к полной ликвидации Сечи вызвала сильнейшую обеспокоенность нарочитых казаков. Генеральный судья Антон Головатый обратился к Григорию Потемкину с просьбой сохранить Сечь путем её реорганизации по типу Войска Донского.

Запорожцы в конце 1774 года снарядили в Петербург «зимовую станицу» во главе с авторитетным старшиной Сидором Билым (подобная станица показана в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки«). Однако Екатерина II все-таки отдала распоряжение ликвидировать Сечь.

Запорожцам на месте выдавали не только паспорта на право ухода на заработки, но и охранительные аттестаты старшинам и богатым казакам, чтобы имению их и лично им «никаких обид разорением и озлоблений не делали«. Часть казаков бежала сразу, часть скрылась в плавнях и ушла Днепром в турецкие владения. За Дунаем бывшие запорожцы сформировали так называемое «Неверное войско Запорожское«, которое вскоре начало воевать на стороне турок, совершая диверсии против российских войск в Очакове.

Во время путешествия Екатерины II по Новороссии казачьи старшины (во главе с Сидором Белым и Антоном Головатым) подали в адрес императрицы прошение по-прежнему служить. Екатерина в ожидании очередной войны с Турцией согласилась, и казаки вернули себе атрибуты бывшей сечевой вольницы: знамена, печати, булаву кошевого атамана, перначи, деление войска на курени, которые назывались точно так же, как на Сечи.

Правительственные документы, направляемые казакам, начинались с обращения, аналогичного обращению к запорожцам. В противовес «

неверным» они начали называться «Верным войском Запорожским«, которое вскоре стало именоваться Черноморским. Активное участие черноморцев в новой войне вернуло им благосклонность русского правительства.

История запорожской Сечи была описана Аполлоном Скальковским (российский и украинский историк, экономист, этнограф, член-корреспондент Российской академии наук) в книге «История Запорожской Сечи или последнего коша Запорожского».

 

 

В экспозиции Литературного музея Кубани есть первое издание книги с картой земель Запорожского войска 1770-х годов, выпущенное в Одессе в 1846 году. Примечательно, что хозяин дома, в котором расположен Литературный музей Кубани, Яков Кухаренко дружил и переписывался с Аполлоном Скальковским.

 

 

 

 

#ЛитературныймузейКубани

ВОЗНИКНОВЕНИЕ УКРАИНСКОГО КАЗАЧЕСТВА И ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

  • Появление казачества была вызвана как внутренними, так и внешними факторами и показала огромную жизнеспособность тогдашних украинский. В условиях, которые угрожали самому существованию украинского народа, казачество постепенно превратилось в силу, способную защищать родную землю от посягательств чужаков, сохранить этническую самобытность, а также создать собственное государство.
  • Запорожская Сечь — христианско-православная демократическая республика.
  • Запорожская Сечь сыграла важную роль в истории украинского народа, прежде всего, в его национально-освободительной борьбе, в развитии вооруженных сил Украины и военного искусства, в освоении и заселении степных просторов Центральной и Южной Украине
  • Следствием хозяйственной деятельности казаков была колонизация Дикого поля (степей между Днестром и Доном), а следовательно, расширение жизненного пространства украинского народа, которое происходило мирно, без завоеваний чужих территорий.

1478

Переход Крымского ханства в вассальную зависимость от Османской империи

1489

Первое документальное упоминание об украинских казаках встречается в источниках

1556

Основание украинским православным князем Дмитрием Вишневецким на о. Малая Хортица первой Запорожской Сечи

1557

Разрушение Хортицкой Сечи крымским ханом Девлет-Гиреем

ЛИЧНОСТЬ

Дмитрий Вишневецкий происходил из древнего украинского княжеского рода. Впервые упоминается в источниках под 1545 юности покинул родительский дом ради рыцарской славы. Рано проявил незаурядные способности полководца: уже 1550 король Сигизмунд-Август назначил его старостой Черкасского и Каневского. Затем он получил должность пограничного стражника на Хортице. Там, на Малой Хортице, по его инициативе запорожцы построили крепость, которая стала военной базой казачества в низовьях Днепра. В течение 1556 организовал многочисленные походы запорожцев во владение крымского хана и на турецкие крепости. Впоследствии был приглашен в Москву и как московский воевода совершал походы на татар. Последний поход Дмитрия Вишневецкого начался летом 1563 С отрядами казаков князь двинулся в Молдавию. Там попал в плен и вскоре был передан туркам. Народная память хранит о князе-победителя многочисленные легенды, предания, песни, в которых он действовал под именем Байды.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УКРАИНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Походы крымских орд и султанских войск

Оказавшись в обстоятельствах, угрожавших существованию украинский как отдельного народа, украинская вынуждены осваивать сложную военную профессию. Постоянная борьба с захватчиками выработала с земледельца, ремесленника, священника, особый тип воина — отважного и хитрого, хорошо владел разными видами оружия, полного свободолюбия и постоянно готового к протесту против любого принуждения

Распространение барщины и введение крепостного права побудили украинских крестьян к массовым побегов — хоть на край света, лишь бы подальше от эксплуататора. Тяжелые условия приграничья казались беглецам меньшей бедой, чем потеря личной свободы

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Крымский полуостров, причерноморские и приазовские степи были издавна заселены. Перед монгольским нашествием причерноморские степи принадлежали половцам — тюркоязычным кочевникам. Покорив их, монгольские ханы присоединили их земли к своим непосредственным владений. Собственно, если русские земли Лесостепи и Полесья вынуждены были признать превосходство Орды, однако ее территорией не считались, так как не были пригодными для кочевого скотоводства — основного занятия ордынцев, то просторы Степи стали ордынской землей, или Татарией , как говорили в те времена. Ведь татарами звали новых завоевателей наши предки. Так за тюркоязычным населением Причерноморья закрепилось название его завоевателей. В XV в. с усилением борьбы за власть в Золотой Орде обладатели Крымского улуса — так звали эту часть своих владений золотоордынские ханы — начали тоже стремиться единоличного владычества. Года 1449 Хаджи-Гирей провозгласил себя независимым властителем Крымского ханства. Столицей своего государства он выбрал Бахчисарай (ранее центром Крымского улуса был г. Крым). Итак, Крымское ханство как независимое феодальное государство образовалось в результате распада Золотой Орды и охватило территории Крымского полуострова, низовья Днепра, Приазовья и Прикубанья

1475 непосредственно к границам Крымского ханства придвинулись владения Турции: граница между государствами пролегла по побережьях Черного и Азовского морей. Произошло это вследствие подчинения Турцией — в те времена она называлась Османской империей — черноморских портовых городов. Турция в течение XIV — XVI вв. из небольшого княжества превратилась в мощную империю, владения которой простирались на трех континентах (в Азии, Африке и Европе) от Атлантики до Индийского океана

Взвесив на военную мощь турецкого султана, крымских хан Менгли-Гирей 1478 предпочел быть его вассалом. Вассальная зависимость проявлялась преимущественно в том, что хан должен был принимать участие в военных кампаниях султана

Изменение внешнеполитических ориентаций Крымского ханства повлекло разрушительные грабительские походы крымских орд на украинские земли

За несколько десятилетий украинские земли превратились в главный источник снабжения рабов на невольничьи рынки Крыма и Турции, где их продавали в самые закоулки Азии

ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ Сечей

  • Постоянная угроза нападений ордынцев побудила казаков к созданию надежной системы укреплений. Основу ее составляли сечи
  • Исследователи связывают происхождение слова января из закромами — укреплениями с деревьев
  • Большое значение придавали казаки местоположению сечи. Чаще это был речной остров. Возможно, за давних времен разрозненные небольшие сечи существовали во многих местах
  • Впоследствии за порогами образовалась одна Запорожская Сечь — своеобразная столица запорожских казаков
  • Известно восемь днепровских сечей. Первая располагалась на острове Малая Хортица (ныне на территории города Запорожье). Она была возведена 1556 украинским православным князем Дмитрием Вишневецким и служила военной базой казачества в низовьях Днепра
  • Отсюда течение 1556 было организовано многочисленные походы запорожцев во владение крымского хана и на турецкие крепости. Однако осенью 1557 запорожскую крепость разрушили крымские татары
  • С 60-х гг XVI в. по 1593 Запорожская Сечь располагалась на острове Томаковка, в 1593-1638 гг — на острове Базавлук, в 1638-1652 гг — на Никитином Роге, в 1652-1709 гг — на реке Чертомлык, в 1709-1711 и 1730 -1734 гг — на реке Каменка, в 1711-1728 гг — в Олешках, в 1734-1775 гг — на реке Подпольная (Новая Сечь)

ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАЦКОЙ ГОСУДАРСТВА — Запорожской Сечи

  • течение XVI — XVIII вв. Запорожская Сечь имела признаки государства: она контролировала огромную территорию степной Украины, имела свое правительство, военно-административное устройство, собственный суд, самостоятельные дипломатические отношения с другими странами
  • Запорожская Сечь отличалась от большинства тогдашних феодальных государств. Вместо феодального принуждения, основанный на закрепощении и принудительному труду, в ней утвердились принципы наемного труда. По внутреннему устройству казацкая держава была своеобразным военным обществом
  • Территория казацкого государства называлась Землями Войска Запорожского или Вольностями Войска Запорожского и простиралась от Южного Буга на западе до Кальмиуса в Надазов `и на востоке. На севере ее граница пролегала по рекам Орели (на Левобережье) и верховьях Ингула и Ингула (На Правобережье)

Власть в казацком государстве

Вся полнота власти в казацком государстве принадлежала Сечевой (Военной) Совету , который избирал казацкую военную старшину

СЕЧЕВЫХ ВОЕННАЯ СТАРШИНА
Видала всеми военными, административными, судебными и даже духовными делами Войска Запорожского Низового
Кошевой атаман судья писарь есаул

Кошевому атаману принадлежала высшая военно-административная и судебная власть в Сечи

Военный судья — вторая после кошевого лицо во властной иерархии Сечи

Военный писарь ведал всем делопроизводством

Есаул следил за порядком в Сечи

казацкой символики

Герб Войска Запорожского — фигура казака, вооруженного мушкетом и саблей, — возник во второй половине XVI ст. Законную силу он набрал за короля Стефана Батория 1578 Но и предыдущие казацкие формирования, наверное, имели собственную символику. Правда, сведения о ней до нашего времени не дошли. Упомянутый герб впервые изображен на печати Войска Запорожского 1595 г., за гетманства Григория Лободы. На протяжении всего существования казачества этот главный символ оставался неизменным. Он изображался на главных печатях Войска Запорожского и Гетманщины, на флагах, портретах, иконах, в рукописях и печатных изданиях

Запорожская Сечь — Хортица

Запорожская Сечь

Сечь была столицей казацкого края, его административным, религиозным, деловым и военным центром. Многочисленные исторические свидетельства и народное творчество донесли до нас память о Хортицкой Сечи — одной из первых сечей, которая возникла в XVI в. при освоении казаками Южной Украины. С Хортицей была связана деятельность первых организаторов казачества — Остапа Дашкевича и Дмитрия Вишневецкого.

Современный комплекс «Хортицкая Сечь» — это обобщенный образ казацких укреплений с детальным воспроизведением устройства всех восьми казацких сечей, которые существовали в XVII — XVIII вв. Она состоит из двух частей — Малый кош (торговое и ремесленное предместье) и Большой кош (казацкий гарнизон). Весь городок защищают фортификационные укрепления — ров, вал с частоколом, оборонительные башни.

Внутреннее пространство также обустроено в соответствии с казацкими традициями. Здесь возведены казацкие курени, кузница, гончарная мастерская, корчма и греческий дом, в котором принимали послов. В центре церковь и площадь, на которой казаки собирали совет, выбирали атаманов и принимали важнейшие решения.

Казацкие сооружения созданы как музейные экспозиции на основе достоверных исторических данных, с оригинальными концепциями и предметами того времени.

Они рассказывают о функционировании сечевых управленческих сооружений — Дома кошевого атамана и Военной канцелярии, где существовала служба делопроизводства, переписки, запись данных разведки, допрос пленных и тому подобное. Отдельная экспозиция — «пушкарня», то есть арсенал Cичи, где хранятся пушки, оружие, ядра, запасы пороха. Иногда запорожцы ее использовали и как тюрьму.

Специальные экспозиции рассказывают о традиционных промыслах Запорожских казаков, основным из которых было рыболовство, а также о казацком быте. Выставка «Казак Мамай и люлька» посвящена образу запорожского воина-характерника (колдуна, мага) с его магической трубкой. Большинство экспонатов экспозиции «Времена казацкие — Сечи запорожские» являются оригинальными предметами XVI — XVIII века, найденными на местах нахождения четырех Запорожских Сечей.

Центральное сооружение сечи — действующая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в которой проводятся традиционные богослужения, и даже обряды венчания и крестины.

Хортицкая Сечь стала традиционным местом проведения Всеукраинского фестиваля «Покрова на Хортице» и «Пасха на Хортице», куда ежегодно съезжаются тысячи туристов. Их привлекают оригинальные мастер-классы по росписи писанок, гончарства, а также концерты, празднования и другие зрелищные мероприятия.

Антуража добавляют «Сечевые казаки». Группа реконструкторов представляет спектакли посвященные военному искусству запорожцев и проводит мастер-классы по владению казацким оружием.

Каждый посетитель найдет занятие по себе и не останется равнодушным!

Экскурсия по территории ИКК «Запорожская Сечь» позволит увидеть воочию воссозданный образ столицы Вольностей Войска Запорожского Низового. Вы посетите жилье и хозяйственные постройки степных рыцарей, узнаете о быте и обычаях запорожцев, почувствуете дух казачества.

Тел. для получения информации и заказа экскурсии по «Запорожской Сечи» 095-914-77-06, 096-254-12-09

Запорожская Сечь — Национальный заповедник «Хортица»

Подробности
Просмотров: 189393

Уникальный историко-культурный комплекс, воссоздающий образ казацкой столицы и атмосферу времён казачества. Идея создания на острове Хортица историко-культурного комплекса, являющегося обобщённым образом казацких столиц-сечей XVI-XVIII столетий возникла ещё в 1965 году, но до самого обретения Украиной статуса независимого государства эта идея была отвергнута из идеологических соображений тех времён. Торжественная закладка комплекса состоялась 14 октября 2004 года. Несмотря на то, что нет ни одного подтверждения существования сечей на острове Хортица, этот живописный городок гармонично вписался в окружающий природный ландшафт, особенно ярко подчёркивающий атмосферу того времени.

Историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь» стал единым собирательным образом всех существовавших во времена казачества Сечей. Здесь собраны воедино самые интересные элементы архитектуры, культуры, быта и жизни запорожских казаков. Также, как существовавшие в давние времена казацкие Сечи, весь комплекс разделён на две части — внутренний Кош — центральная часть Сечи, и предместье, примыкающее к Кошу, где сосредоточены ремесленные и торговые объекты.

Сечь на Хортице построена по образу настоящей Сечи в несколько уменьшенном масштабе, здесь присутствуют все элементы существовавших Сечей. Вокруг комплекса сооружены защитные фортификационные укрепления, состоящие из опоясывающего Сечь высокого вала, глубокого рва и ограды в виде деревянного частокола. По периметру частокола находится три башни — въездная башня с южной стороны, где находится центральный вход в комплекс, малая башня — в восточной части Коша, откуда открывается вид на Днепр, и башня-колокольня, которая находится на границе Коша и предместья.

Центральный вход в комплекс приведёт вас во внутренний кош. Справа от входа находится пороховой погреб, далее слева направо — сечевая школа и два куреня. В центре Коша находится центральная площадь — Майдан, центром которой является действующая церковь — сечевой храм Покрова Богородицы. Это — самое заметное, высокое и большое сооружение на Сечи. С западной стороны от церкви находится курень, войсковая скарбница, дом кошевого и канцелярия. С восточной стороны Майдана вдоль частокола расположились пушкарня, куренная скарбница, и три казацких куреня. На территории Коша можно увидеть казацкие пушки, возы и другие предметы быта и жизни казаков.

На Сечи можно посетить многие помещения, чтобы ознакомиться с видами интерьера и предметами быта тех времён. С высокой точностью воссоздан интерьер войсковой канцелярии, дом кошевого атамана, открыт для посещения также и выставочный зал «Традиционные промыслы запорожцев», где наглядно представлены такие промыслы как рыболовство, земледелие, здесь же можно увидеть предметы быта чумаков. Заходя в одно из помещений, вы погрузитесь в атмосферу казацких времён, и сможете ощутить присутствие духа истории. Незабываемое впечатление производит интерьер и атмосфера казацкой церкви.

Вторая часть Сечи — Предместье, состоит из небольшой площадки, на которой расположились греческая хата (гостиница), корчма, кузница и гончарня. Здесь можно увидеть много интересного и даже принять участие в жизни казацкого городка.

Сегодня историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь» — одно из самых популярных мест на Хортице среди посетителей. Удачно вписавшись в живописный ландшафт прибрежной полосы острова Хортица, этот казацкий город оставляет незабываемые впечатления благодаря уникальной атмосфере и историческому духу казачества.


Режим работы комплекса с марта по октябрь — с 09:30 до 17:00, выходной — понедельник. В зимний период время работы комплекса — с 09:30 до 16:00, касса работает до 15:00.
Стоимость посещения комплекса — 60 грн, для детей школьного возраста, студентов, пенсионеров и инвалидов — 30 грн.

 

Показать этот объект на карте

  • < Назад
  • Вперёд >

Духовно-рыцарский аспект истории Запорожской Сечи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Андрей КОНДРИКО

ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЙ АСПЕКТ ИСТОРИИ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ

В статье представлен анализ проблемы сходства Запорожской Сечи с духовно-рыцарскими орденами Европы.

The article presents the analysis of similarity of Zaporozhian Sich with spiritual and chivalric orders in Europe.

Ключевые слова:

казачество, военно-монашеский орден, духовно-рыцарский орден, атаман, Запорожская Сечь, традиции, ритуал, обычай, братство; Cossacks, military and monastic order, spiritual and chivalric order, ataman, Zaporozhian Sich, traditions, ritual, custom, brotherhood.

КОНДРИКО

Андрей

Васильевич —

аспирант

кафедры истории

Московского

государственного

университета

приборостроения

и информатики

[email protected]

аз сих пор в отношении запорожского казачества предлага -ются разные, зачастую существенно расходящиеся оценки. Но практически все сходятся в том, что в течение 3 веков 1480 г. — 1775 г.) в низовьях Днепра существовала регуляр -ная военная организация, проводившая весьма самостоятельную политику, с которой вынуждены были считаться такие государства, как Речь Посполитая, Россия и Османская империя. Истории запо -рожского казачества посвящены многочисленные научные и попу -лярные, исторические и литературные труды, произведения изо бразительного искусства, драматургии, музыки, устного народного творчества.

Дискуссионным является вопрос, следует ли считать Запорожскую Сечь рыцарским орденом. Ряд исследователей полагали, что Запорожская Сечь может быть охарактеризована как военно монашеский орден1. Но ими в полной мере не был осуществлен сравнительный анализ устройства, внутреннего быта, этики и рели -гиозности запорожского войска с традиционными для Западной Европы воинскими братствами. Другие же авторы видели в запо -рожских казаках и древнее украинское сословие, и отдельный этнос, и беглых крестьян, и «трудовое казачество»2. Среди совре -менных исследователей РВ. Багдасаров и В. Акунов3 не только рас -сматривают Запорожскую Сечь как духовно рыцарский орден, но и предпринимают попытки исследовать культурные и нравственные аспекты проблемы.

Большое значение представляет выявление внутренних причин образования Запорожской Сечи. Один из первых организаторов запорожского казачества Остап Дашкевич в первой половине XVI в. предлагал сейму Речи Посполитой организовать защиту Днепра от набегов крымских татар. Он предлагал расположить постоянную стражу из 2 тыс. казаков и организовать за дне -провскими порогами рыцарскую школу. Защита европейского побережья от турецко — крымской экспансии была только внеш -ним поводом для поддержки Запорожской Сечи правительством Стефана Батория. Сама идея рыцарского католического ордена в ХУ—ХУ1 вв. имела большую популярность среди польской шляхты.

1 См.: Скальковский А.А. История Новой Сечи или последнего коша Запорожского. — Одесса, 1846, ч. 1; Эварницкий Д.И. История запорожских казаков. — Киев, 1990, т. 1—3.

2 См.: Симоновский П. Краткое описание о казацком малороссийском народе. — М., 1841, с. 2; Голобуцкий В.А. Запорожское казачество. — Киев, 1957.

3 См.: Багдасаров Р.В. Запорожское рыцарство ХУ—ХУШ веков // Общественные науки и современность, 1996, № 3, с. 112—122; Акунов В. Рыцари Дикого Поля // Наследие предков, 2006, № 1, с. 2—7.

Тем не менее польский орден святого Лазаря не может считаться предшествен -ником Сечи. Политика Запорожского коша не определялась ни религиозной войной с мусульманами, ни защитой трона. Запорожцы одинаково совершали нападения на Крым и на побережье Турции, нападали на польских панов и даже на православных купцов и крестьян из России и Молдавии.

Представляется, что изначальные идеи, лежавшие в основе существования Сечи, схожи по своей природе с мировоззрен -ческими позициями духовно — рыцарских орденов Западной Европы, но имели и свою специфику. Структурной особен -ностью Запорожской Сечи являлось объ -единение по образу пастушьего кочевья, в отличие от духовно -рыцарских братств Запада, имевших форму организации строительного цеха.

Заслуживает внимания тот факт, что название главной ставки Запорожья

— кош, — а также его устройство род -ственны татарскому «кхош» («укреплен -ный табор»). «Кхошем» назывались 10 объединенных овечьих стад (к 1775 г. Сечь была поделена на 10 административных округов — паланок). У крымских татар при каждом стаде было 3 чабана. Один из них становился начальником пастухов объединенного стада и получал титул ода мана. Главное управление всеми стадами осуществлялось из кхоша, где и находился одаман. Поэтому слово «кош» означало правительство Запорожской Сечи.

Именуя себя «товариществом», запо -рожцы подчеркивали благородство своего звания и принадлежность к рыцарскому сословию. Связано это с тем, что в войске Речи Посполитой представителями това рищества считались исключительно дво -ряне. Воины, не являвшиеся дворянами, составляли «жолдацтво».

Сходство с рыцарскими католическими орденами также заключается в том, что низовое казачество связывали тройные узы общины, веры и призвания, которые предполагали прекращение мирской жизни. Безбрачие являлось одним из основных условий вступления в войско. Запорожские казаки подразделялись на неженных (сечевиков) и женатых запо рожцев (гниздюков, сидней). Однако женатые казаки не были полноправными членами войска, их не называли «товари щами» и «лыцарями». На ежегодных радах

соблюдалось правило, что первыми полу -чали землю по жребию курени, войско -вая старшина, духовенство, а последними

— женатое население товарищества.

Кроме того, в самой Сечи не могло быть семейной жизни, потому что по войско -вому обычаю женщине не позволялось находиться в Сечи. Такое отношение к женщинам свойственно только мона -шескому менталитету и связано с почи танием Богородицы. Ведь для других казачьих войск сложные условия жизни не являлись препятствием к семейному образу жизни1.

Связь запорожцев с Афоном не преры -валась и в годы пребывания Сечи на зем лях крымского хана. Подобная крепкая взаимосвязь рыцарских и монашеских орденов издавна существовала в Европе: храмовники, госпитальеры, цистерци -анцы и т.д. Запорожцы контактировали и с Мальтийским орденом.

Отношение запорожцев к власти имеет немаловажное значение. Важным моментом, сближающим Запорожскую Сечь и западные военно манашеские ордена, является их устройство в форме «государства в государстве». Они нередко оказывались в оппозиции пра вительствам тех стран, на территории которых располагались. Выбор коше вого атамана основывался на его превос ходстве в воинских науках и авторитете, но это не давало ему, как и любому маги стру военно монашеского ордена, право на единоличное распоряжение судьбой братства — войска. Атаман и войсковая старшина во всех важнейших вопросах обязаны были советоваться с «товари ществом». Решение выносилось, пре жде всего, войском. Об этом свидетель ствуют запорожские грамоты. Обычаи и ритуалы при выборе должностных лиц, традиционные для Запорожья, были наполнены православной сакральной символикой, что также роднит Сечь с духовно -рыцарскими братствами. Это и ритуальное унижение вновь выбранного кошевого атамана, и «символика воен ных ступеней», связанная с небесным воинством и его предводителем арханге лом Михаилом, и др.2

Чин кошевого атамана, как и титул

1 См.: Апанович Е.М. Какому богу молилась Запорожская Сечь? // Наука и религия, 1990, № 10, с. 41-42.

2 Багдасаров Р.В. Указ. соч., с. 114.

великого магистра западных орденов, совмещал гражданские, военные и духов ные дела. Во время богослужений атаман занимал в храме особое место — «стаси -дию» из резного дерева, окрашенного в зеленый цвет. На имя кошевого ата мана направлялись не только царские и королевские, но и церковные грамоты. Священнослужители Запорожской Сечи, а также сами казаки присягали избран ному кошевому. Любой священнослу -житель сечевого храма мог быть по тре бованию кошевого немедленно удален из коша и заменен более подходящим. Когда кошевой атаман находился в Сечи, над его станом поднимался белый стяг, который опускался при его отсутствии. Также белый флаг спускали и над свежей могилой сечевика. Аналогичный обычай просматривается во многих рыцарских орденах.

Изучение регалий и знамен запо рожского войска приводит к выводам, которые идут вразрез с утверждением о том, что запорожцы представляли собой дикую свору босяков, не подчиняю щихся никаким моральным законам. Права на регалии запорожцев в раз ные эпохи подтверждались королями Речи Посполитой, Рюриковичами и Романовыми, крымскими ханами. Эти регалии почитались как воинские свя тыни и хранились в войсковом храме. Тот факт, что Запорожский кош, помимо общевойсковых знамени и печати, имел также куренные прапоры, при равнивал его членов, по крайней мере, к кавалерам баннеретам рыцарской иерархической пирамиды. Свои регалии запорожцы называли «клейнодами». Это слово в Речи Посполитой означало герб и акт на дворянский титул.

Для западных орденов характерна закрытость, тогда как вход и выход из Сечи не был затруднен. Назначенного вре мени нахождения в Сечи не существовало. Многие казаки, не имея потомства, при -влекали к себе для воспитания мальчиков разного происхождения и национально сти. Чаще всего это были круглые сироты. На монастырском подворье у Покровского собора была учреждена школа. За время существования Сечи традиция воспита ния молодежи постепенно развивалась. По поручительству сечевиков в Сечь принимались подростки из крестьян. Их отпускали по первому требованию роди

телей1. Отмечались случаи похищения детей, носившие ритуальный характер: по обычаю предпочтением пользовались дети иноверцев: католики, евреи, мусульмане, захваченные на войне с целью их призыва из «еретиков» в православную веру.

Институт «молодчества», существовав -ший в Запорожской Сечи, можно соотне -сти с пажеским званием в рыцарской среде или с чином послушника в монашеской среде. Ведя целомудренную жизнь, кан -дидат в сечевики должен был прослужить около 4 лет в Сечи и при этом выказывать необходимую воинскую удаль. Новому казаку куренный атаман отводил место в 3 аршина длины и 2 ширины со словами: «Ось тоби и домовина, а як умреш, то зро -бим ще коротшу»2.

Важным свидетельством того, что вступление в запорожское товарищество напоминало приобщение к рыцарскому братству, являются два других традицион ных ритуала: перемена имени и внешнего облика. При вступлении в братство казак получал новое уничижительное, а иногда и вызывающее имя: Бородавка, Вовк, Гнида, Задерихвист, Корж, Лупынос, Махина, Не- Рыдай- Мене- Маты, Непийпиво, Рогозяный -Дид, Свербыгуз, Святоша, Сиромаха, Шмат и др. Этим выказывалось полное презрение к миру, который поки -дал запорожец. Также менялся и внешний облик сечевика: казак брил голову, остав -ляя на макушке небольшой чуб — оселе -дец, который, как все знаки достоинства, носили с левой стороны, за ухом.

Обычаи и церемонии в Запорожской Сечи сопоставимы с монастырско-орденскими порядками. Торжественно справлялись православные праздники. Казаки строго соблюдали посты, пред почитали мясной пище рыбную, часто совершали пожертвования, тайно выку -пали православных из плена и неволи, чтобы избежать благодарности. Также в мирное время 2 раза в году запорожцы отправлялись по святым местам и ближайшим монастырским обителям. Рыцарское «нестяжание» запорожцев проявлялось в «опановании» награблен ного добра и искрометном проматывании личной доли. Стремление к богатству «нимало не уважалось», а от искусства

1 См.: Скальковский А.А. Указ. соч., с. 124— 125.

2 См.: Багдасаров Р.В. Указ. соч., с. 116.

«не собирать сокровищ на земле» зависел престиж сечевика1.

В период Новой Сечи запорожское казачество утратило конкретные условия, которые были необходимы для про явления принципов, характерных для духовно рыцарского ордена. Вернувшись из Крыма, кошу пришлось действовать в новых обстоятельствах. Его военная политика стала полностью зависима от Российской империи. Запорожская старшина превращалась в замкнутый класс землевладельцев и работодателей. Массовый переход населения Украины в казаки в 1640 -х—1650 -х гг. создал устой -чивую тенденцию прихода в Запорожье людей, искавших не реализацию своего

1 См.: Зуев В. О бывших промыслах запорожских козаков // Месяцеслов. — СПб., 1786, с. 4—5.

духовного и воинского призвания, а менее тяжелые условия труда, матери -альное довольство. Увеличивалось число женатых казаков, умножались торго вые операции, число постоялых дворов, питейных заведений. Зажиточные запо -рожцы для дополнительного обогаще -ния стали заниматься ростовщичеством. «Молодики», бывшие ранее оруженос -цами при опытных товарищах, станови -лись наполовину работниками, наполо -вину армией наемников.

Запорожская Сечь не была военномонашеским православным орденом на протяжении всей своей истории, но иде алы православного «степного рыцарства» сохранялись постоянно. При этом в срав -нении с западными орденами она имела довольно яркую специфику.

Запорожская Сечь Казачество

«Сечи Казаки»

Мы — современные сечевые казаки, расположенные на территории историко-культурного комплекса «Запорожская Сечь».

Если вас интересует вопрос, что посмотреть в Запорожье, предлагаем совершить путешествие в историческое прошлое запорожского казачества. Окунитесь в мир уникальной, самобытной культуры казачества и станьте свидетелем настоящих казачьих сражений на открытом воздухе, среди живописной природы национального заповедника, острова Хортица.Именно здесь несколько веков назад находилась настоящая колыбель казачества — Запорожская Сечь.

Благодаря «Сечевым казакам» у вас есть прекрасная возможность заглянуть в глубину веков и отправиться в какое-то время в древние XVII — XVIII века, чтобы вспомнить и даже прочувствовать историю запорожского казачества. Национальные костюмы, оружие, колорит древних времен — все это позволит вам окунуться в мир уникальной и очень интересной культуры.

Казачество Украины — явление настоящее, уникальное в своем роде.

Выступления «Сечевых казаков»:

  • Захватывающее погружение в казачью культуру
  • Интерактивный экшен, где каждый сможет пострелять из ружья и освоить казачье оружие
  • Эффектные выступы на коне
  • Масса положительных эмоций и впечатлений
  • Есть возможность изготовить казачью монету самостоятельно

Выступления сечевых казаков интересны школьникам.Благодаря им дети смогут пополнить свою сокровищницу школьных знаний интересными фактами о храбрых воинах, защищавших родную землю от врагов.

Не только мужчины, но и представительницы женского пола с восторгом наблюдают за способностями казаков. Причем все сражения происходят буквально в нескольких метрах от зрителей. У вас будет возможность подробно ознакомиться с казачьим оружием (пушки, мечи, луки, плети, боевые топоры). Участники казачьего шоу расскажут о каждом виде оружия и снаряжения и даже продемонстрируют их применение на практике.

Самые отважные зрители даже смогут принять участие в различных испытаниях и на какое-то время почувствовать себя отважным воином. Богатая программа проведения аутентичных пешеходных и конных казачьих сражений с применением огнестрельного и холодного оружия никого не оставит равнодушным. В конце программы вы сможете покататься на лошадях и пострелять из казачьего лука и сделать фото на память о казаках. Мы уверены, что день, проведенный в одном из красивейших мест нашей страны, острове Хортица, запомнится на всю жизнь! Если вы решили заказать экскурсию в Запорожье, обязательно посетите нас!

Если вы решили заказать экскурсию в Запорожье, обязательно посетите нас!

Украина Запорожье Достопримечательности — Хортица Запорожская Сечь и казачество

Прием в Запорожскую Сечь вновь прибывшего производился на следующих условиях:
— Он должен был быть свободным и неженатым
— Поговорили на казачьем языке
— Приходилось исповедовать православную веру и знать символы веры и молитвы
— Должен был пройти полную подготовку по прибытии на Запорожскую Сечь — изучить армейские приказы и только потом записаться в список «доверенных товарищей» это могло произойти не раньше, чем через семь лет.

Основными источниками доходов Запорожской Сечи были военные трофеи и грабежи во время походов, внешняя и внутренняя торговля, продажа вина, перегонная дань. По обычаю, большую часть горных казаков отдавали церкви, а остальное делили между собой. Вторая значительная часть выручки составляла дань от прохода через земли Запорожской Сечи купцами, торговцами, промышленниками и чумаками. Значительная часть выручки составила налог на дома в армии.Последним источником дохода была заработная плата запорожских казаков от польского короля. а потом от московского царя.

Окончательная судьба казачества и Запорожской Сечи была решена 5 августа 1775 года подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста: «Об уничтожении Запорожской Сечи и присоединении ее к Новороссийской губернии».

В 2004 году на острове Большая Хортица началось строительство уменьшенной копии Запорожской Сечи, обнесенной рвом, валом и бревенчатым валом. частокол с несколькими башнями.Уже в 2009 году официальное открытие историко-культурного комплекса «Запорожская Сечь» для посетителей.

Остров Большая Хортица занимает площадь 2 386 га. Он протянулся более чем на 12 км и шириной 2–3 км. Название острова происходит от имени священных собак (Хорт), которые охраняли расположенный на острове большой языческий храм бога Хорса. На Хортице раскинулось огромное количество достопримечательностей, подобных дохристианскому времени, и почти каждый год археологи находят все новые и более интересные объекты.

В Украине говорят: «Запорожские казаки могут обмануть самого дьявола». В казаках чудесно сочеталось искреннее благочестие с не менее искренним богохульством: сегодня можно было преклонить колени перед иконами, а завтра — сквернословить, вспоминая всех святых и бесов.

Были «урусские дьяволы», также называемые «характерниками», то есть близкие по смыслу к «волшебникам» и «волшебникам». По легенде они могут разогнать тучи и вызвать бурю, превратиться в животное, оставаться под водой подолгу, пройти через огонь и словом залечить рану и даже вернуть мертвых к жизни! Персонажники имели и то, что сейчас называется гипнозом.В старину это называлось «отвести глаза».

Персонажи знают, что их злейшие враги — не татары и турки, а Любовь к Женщине. Выражение «потерял голову от любви» для казаков имело буквальное значение. Считалось, что женщина берет на себя силу воина. Персонажи, влюблявшиеся в женщину, утратили бдительность и магическую энергию, так необходимую в бою.

Говорят, что атаман Иван Сирко, глава казаков — не проиграл ни одного боя, а их было около 50, подписал знаменитое письмо турецкому султану Мехмету IV, участвовал в взятии крепости Дюнкерк во время Тридцатилетней войны. а после смерти атамана Ивана Сирко казаки разбили врагов, неся на фронте армии его правую отрубленную руку.

Его прозвище «Атаман Иван Пидкова» за то, что он мог пальцами сломать подкову (по-украински — пидкова). Он был настолько силен, что ломал не только подковы, но и талеры. Взяв заднее колесо, он остановил экипаж, запряженный шестью лошадьми. Взяв за зубы бочку с медом, бросил ее себе на голову.

Летописец Мартин Бельский описал смерть атамана Байды Вишневецкого в Стамбуле — его сбросили с башни на крюки в стене бухты.Оказавшись на краю крюка, он прожил еще три дня, пока турки не убили его из луков и стрел за то, что он хулил их веру.

После разрушения Запорожской Сечи последний атаман Петр Калнышевский был сослан на Соловки и скончался там в возрасте 112 лет!

Посетите достопримечательности Запорожья — Хортицу Запорожскую Сечь и казачество с Запорожской экскурсией по городу!

ИСТОРИЯ УКРАИНЫ.ЭПИЗОД 35. ЗАПОРОЖСКАЯ СИЧ

Александр Палий, История Украины, 03.02.2018

ЭПИЗОД 34 ЗДЕСЬ

В 1554 году Дмитрий Вишневецкий (1516–1563), волынский князь украинско-литовского происхождения , построил на свои средства крепость под названием Сич на Остров Малая Хортица прямо в центре Днепра, ниже по течению. пороги. Из-за своего расположения, то есть ниже порогов и далее, все эти земли Украины были названы Запорожскими (Транспорными) , а его военные жители позже стали называть Запорожскими казаками .

Сечь стала штабом Казачьего войска. Острова Хортица и Малая Хортица с их высокими скалистыми берегами лучше всего подходили для размещения казачьего флота и организации плаваний к Черному морю.

Когда Вишневецкий отправился в военную экспедицию в Молдову , местные бояре предали его и передали Турции . Вишневецкий был казнен по указу султана в Стамбуле в 1563 году с применением жестокого метода подсовывания железного крюка под ребра и подъема тела.Вишневецкий остался в памяти людей как упорный Казак Байда , стрелявший в своих врагов стрелами даже во время пыток. Народное прозвище Байда означало «свободный человек».

Князь Дмитрий «Байда» Вишневецкий, живопись, XVI век.


Многие люди стали присоединяться к казачьему войску, особенно после Люблинской унии в 1569 г. г. после Люблинской унии в 1569 г. г. Согласно Литва крестьяне имели личную свободу и платили оброк помещикам или выполняли барщину для них, два дня в неделю не более .Однако больших количеств золота и серебра из латиноамериканских земель Америки поступили в Европу, и цены на зерно резко выросли. Польские помещики все чаще обращали крестьян в крепостных , чтобы заработать больше денег. В самой Польше крестьяне практически не имели прав , разве что их нельзя было продать, как это было в Московии.


На Сечи не было другого населения, кроме казаков и небольшого количества купцов .Казачий гарнизон на Сечи организован по образцу рыцарского ордена . Лицо любой национальности могло присоединиться к после прочтения молитвы Отче наш на украинском языке . Послушник, которого звали молодик (дословно молодой человек), после участия в боевых походах приобрел равные права с другими казаками .

На Сечи была чрезвычайно строгая дисциплина в военное время , которая была ослаблена в мирное время .Все казаки старшина (офицеры), включая судей, были избраны на прямых выборах и в каждом отряде прошли однотипные выборы — курин и паланка . Избранный казаками отаман Киш имел над ними власть жизни и смерти. Преступления строго наказывались. Казаки хоронили убийц вместе с их жертвами.


В начале XVI века постоянные поселения казаков (зимовники) простирались до Озивского моря (Азовского) и реки Дон . Грамотой г. польского короля Стефана Батория от 9 апреля 1582 г. г. восточные границы казачьих земель простирались «от верховья Орла до верховий реки Кальмиус и оттуда до устья Дона» .На западе земли казаков доходили до реки Днестр .

К ЭПИЗОДУ 36

Славный Запорожье — ³

СЛАВНОЕ ЗАПОРОЖЬЕ

Важным направлением исторических исследований Военного казачьего управления Украинской академии наук является Запорожская Сечь. Это уникальная организация War & Демократическая с многовековой историей. Это яркая страница истории казачества.

Крымское ханство стало настоящей катастрофой для народа Украины после падения Золотой Орды. Это государство находилось под протекторатом могущественной Османской империи и не имело достаточной экономической основы для своего существования. Именно поэтому Крымское ханство сделало грабительские военные походы и работорговлю основным экономическим фактором своего существования. Десятки и даже сотни тысяч украинцев были взяты во время набегов татар и вывезены на невольничьи рынки Крыма.Разрушенные, разграбленные и сожженные города и села, тысячи убитых людей остались после набегов татар.

Сначала небольшие отряды казаков сопротивлялись татарам в диком поле. Они внезапно атаковали небольшие отряды татарских войск. Казачьи патрули предупреждали жителей городов и деревень о приближении татар, чтобы дать им возможность спастись и спасти детей.

Первый гетман Украины был избран в 1506 году из рыцарства. Гетман Лянцкоронский приходился родственником православному князю Острожскому, одержавшему вместе с казаками три больших победы над турками, татарами и волхвами и вернувшим Украине земли у Днестра и устья Днепра (бывшие в плену у Бати).В этот период казаки построили крепости и постройки для постоянного пребывания и защиты от татар ниже порога (над порогом) Днепра. Так и появилась Запорожская Сечь. Были только холостые казаки, которых привлекала свобода и возможность выбирать своих вождей (кош-атамана) в Сечи. Польское правительство сочло их полезными и дало им земли под свою промышленность между реками: Конская, Самара, Кальмиус, Ташлык и Буг. Формально казачество подчинялось гетману Украины.

В 1540 году потомок литовских и украинских князей Дмитрий Вишневецкий (Байда) стал казаком. Утвержден Черкассами и Каневским княжением в 1550 году. Он покинул Черкассы и Каневское княжение в 1552 году и со своими казаками прибыл в Запорожье. Затем он построил крепкий лагерь на острове Хортица. С этого времени было создано Запорожское войско. Основу армии составляли патрульные казаки, главной задачей которых была защита южных рубежей от неверных.

Казаки одержали много славных побед над татарами и турками.Казаки на своих кораблях (так называемых чайках) захватили город в Турции и пригороды самого Стамбула. Они освободили тысячи рабов, потопили много турецких галер и заслужили славу лучших солдат Европы. Польский король Стефан Батор очень ценил казаков, уравнял их с дворянами и в письменной декларации подарил Запорожскому войску большие земли. Тем временем король подвергал казаков некоторое преследование, так как ему постоянно угрожала война турецкого султана из-за военных действий казаков. Его преемник Сигизмунд на протяжении почти сорока лет своего правления пытался уничтожить казаков и православных, чтобы окончательно поработить народ украины.В это время Сечь стала центром освободительной борьбы; Казаки были вынуждены противостоять не только туркам, но и Польше.

Войско Запорожской Сечи с незапамятных времен разделено на 38 полков:

1. Батуринский

2. Брюховецкий

Васюринский

Васюринский

5. Величковский

6. Вещестебливский

7.Деревяновский

8.Джереловский

9.Динский

10. Дядьковский

11.Иванивский

12. Ирклиевский

13. Калниболоцкий

14. Каневский

15. Каневский

15. Каневский

15. Копелевский

18. Кориновский

19. Корсунь

20. Кущевская

21. Левушкивский

22. Менский

23. Мишастовский

24.Незамайковский

25. Нижчестебливский

26. Пашковский

27.Переяславский

28.Пластуновский

29. Платнировский

30. Полтавский

. Тимошевский

35. Титаривский

36. Уманский

37. Шкуринская

38.Щербинивский

Названия полков, в память о первых казаках которых даны названия возникли в Запорожье или в честь славных начальников полков.

Ежегодно 1 января казаки простым большинством голосов избирали или переизбирали командиров полков. Потом выбрали кош-атамана, военного судью и еще старших, все было открыто и прозрачно.

Великий Луг — большая территория вдоль Днепра вниз от острова Хортица, протяженностью почти 200 километров и шириной от 5 до 40 километров была очень важна для Сечи. Великий Луг состоял из множества рек, каналов, озер, устьев и островов, заросших лесом и тростником.Он всегда прикрывал казаков от опасности, найти их там было невозможно. Да и сама Сечь в основном располагалась в укромных уголках Великих Лугов: на Томаковском острове, Микитовом мысе или в устье Чертомлыка. Кроме того, Великий Луг кормил казаков и был неиссякаемым источником пропитания. В период нереста в любой реке или озере Великих Лугов было столько рыбы, что если воткнуть копье в воду, оно не упало, его держали тела рыб. Если казак заходил в камыши и громко кричал, он мог просто стрелять в небо и обязательно попадал в гуся или другую птицу, потому что птицы закрывали все небо.

В лесу было столько коз, оленей, что на них легко можно было поохотиться даже детям. Дикие пчелы принесли столько меда, что казаки использовали его лишь в небольшой части. Благодаря Великому Лугу у казаков всегда было много провизии. Они оставили себе лишь небольшую часть, а остальное продано, даже в далеких странах, по обмену на оружие и боеприпасы. Они спасали эти сокровища природы. Молодую дичь не трогали, и на дичь охотились не больше, чем нужно.А потом, после разрушения Сечи и создания губерний, пришли арендаторы и стали бить птиц и зверей, зверски истреблять это богатство, вырубать многовековые леса с деревьев, где казаки сделали свою славную чайку. . Советская власть затопила почти весь Большой Луг, чтобы сделать Каховское водохранилище.

Ученый Военного казачьего ведомства проводит научные исследования на Сечи с целью изучения истории и обычаев, выдающихся личностей.Казачья эпоха до сих пор хранит много тайн!

Запорожская Сечь всегда была энергетическим центром Украины. Отсюда началась освободительная война Богдана Хмельницкого в 1648 — 1654 годах. Казаки были известны во Франции, и император Германии пригласил их как лучших воинов, чтобы поддержать его во время войны с турками.

Политика порабощения, которую проводил русский царь Петр I, вынудила казаков поддержать шведского короля Карла XII (после Переяславской Собора Польша снова начала военные действия против Украины, помощи со стороны России не было, и Богдан Хмельницкий заключил военный союз со Швецией против Польши в 1656 г., поэтому казаки считали шведов союзниками).Петр I приказал разрушить Сечь. Русский полковник Яковлев со значительными военными силами захватил Сечь, когда было всего несколько сотен старых казаков, героически погибших, защищая Сечь. Часть казаков спаслась бегством в болотах Великих Лугов. После Полтавской битвы казаки, воевавшие со шведами, отступили к Переволочне, и только отсутствие руководства (гетман Мазепа ушел в Бендеры) не давало им возможности оказать сопротивление войскам, возглавляемым Меншиковым.Казаки основали Олешковскую Сечь в устье Днепра, во владении крымского хана. И только в 1734 году казаки с разрешения императрицы Анны Ивановны вернулись в Базавлуг (западная часть Великих Лугов), где основали Новую Сечь.

Казаки всегда храбро воевали с татарами и турками. Русские не могли победить их без их помощи, поэтому они думали, что российское правительство не повлияет на их свободы.

Русское правительство постепенно забирало казачьи земли и поселило там сербов и немцев.После присоединения Крымского ханства в 1772 году к России Екатерина II приказала разрушить Сечь. В 1775 году Сечь была окружена почти 70-тысячным русским войском под командованием генерала Текели. В то время было около четырех тысяч казаков (еще 6000 были на полях). Вообще, казаков почти никогда не было больше 10 тысяч; они сражались с большим искусством, а не количеством, побеждая гораздо более многочисленных противников. Казаки решили воевать, чтобы не отказываться от бесчинства Матушки Сечи. Только вмешательство архимандрита Владимира, обратившегося к православным казакам с просьбой не проливать кровь, заставило большинство казаков навсегда покинуть Сечь, тайными путями Отца — Великие Луга.Но «Сич» не была организацией, которую так легко можно было исчезнуть. Большая часть казаков переправилась через Дунай и основала Задунайскую Сечь в дельте Дуная (просуществовала до 1828 г.), во владении турецкого султана. Султан не давил на казаков, а, наоборот, не вмешивался в их дела, давал им порох и деньги. Султан хотел, чтобы они были щитом от России, которая быстро набирает силу. Задунайская Сечь жила древними обычаями и вольностями казаков; количество казаков росло за счет беженцев из порабощения на Украине, где все казачьи земли были переданы русским помещикам.Люди в Украине были порабощены или сбежали. Оставшаяся на Украине часть казаков создала Черноморское войско и получила земли между Бугом и Днестром. Черноморские казаки славно сражались с турками. Александр Суворов назвал их лучшей легкой кавалерией в мире. Но после войны земли были захвачены, переданы помещикам Новороссийской губернии. Казаки получили земли на Кубани, на границе с черкесами. Позже они вошли в состав Кубанского казачьего войска.

Наши ученые исследуют сохранившиеся на Кубани казацкие традиции и памятники Задунайской Сечи, которые являются сущностью казацкой природы, стойкостью, причинами их побед.

Братство зародилось именно на Сечи, там, где казаки духовно смешались и обменивались крестами, делили кусок хлеба, тесно воевали друг с другом и защищали друг друга от смерти своими телами. Если казака убивали, мстителем становился его брат.В истории зафиксированы многочисленные факты, когда казак находил брата взятым в плен, отправлялся в тюрьму, чтобы отпустить брата на свободу. Духовные браки казаков давали им большую власть. Это одна из причин их непобедимости и того факта, что они редко оказывались в плену. В ходе продолжающихся боев на Украине погибло много людей, поэтому было много детей-сирот. Многие из них казаки увезли на Сечь, довели до казаков.

Изучение Запорожской Сечи показывает, что мы можем понять силу человека, его настойчивость и веру, великую духовную силу, данную Богом. Разобравшись, почему Наполеон Бонапарт на острове Святой Елены, перед смертью сказал, что главной причиной его поражения в России и краха его империи — были казаки.


Запорожская Сечь (UA) | EXARC

Хортица — самый большой остров на Днепре: 12.5 километров в длину и до 2,5 километров в ширину. Остров входит в состав национального парка Хортица. Историко-культурный комплекс Запорожская Сечь (Запорозька Січ), расположенный на северо-востоке острова Хортица в Запорожье, представляет собой реконструкцию казачьей крепости XVI-XVIII веков, воссоздающую образ казачьей столицы и атмосферу. времени.

Несмотря на то, что свидетельств существования Сечи-крепости на острове Хортица нет, этот живописный городок гармонично вписывается в окружающий природный ландшафт, особенно подчеркивая яркую атмосферу того времени.
Историко-культурный комплекс Запорожская Сечь стал собирательным образом всего, что существовало во времена Казацкой Сечи. Он объединяет самые интересные элементы архитектуры, культуры, быта и быта запорожского казачества.

Комплекс разделен на две части — внутренний Кош — центральную часть Сечи, и прилегающий к Кошу пригород, где сосредоточены ремесленные и торговые предприятия.

Вокруг комплекса построены оборонительные укрепления, состоящие из глубокого рва и ограды в виде деревянного частокола.По периметру частокола мы находим три башни: главный вход в комплекс с южной стороны, небольшую башню в восточной части Коша с видом на Днепр и колокольню, которая находится на границе Кошского пригорода. .

Главный вход в комплекс ведет во внутренний Кош. Справа от входа — пороховой дом, слева — школа Сечи. Центральная площадь Коша — Майдан, центром — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Сечь.Это самое значительное и высокое здание лагеря. С западной стороны церкви — изба, казачий дом и контора. На территории Коша можно увидеть казачьи ружья, фургоны и другие предметы быта и казачества.

Вы можете посетить множество залов и увидеть предметы интерьера и быта того времени. Например, интерьер военной канцелярии, дом казачьего атамана, открыт для публики, демонстрируя традиционные промыслы казаков, а также рыболовство и сельское хозяйство.Зайдя в одну из комнат, вы погружаетесь в атмосферу казацких времен, чувствуете присутствие духа истории. Казачья церковь оставляет незабываемые впечатления.

Вторая часть Сечи, Пригород, состоит из небольшой территории, на которой вы найдете греческую хижину (отель), таверну, кузницу и гончарные изделия. Здесь можно увидеть массу интересных занятий и даже приобщиться к жизни казачьего городка.

Источники текста: Украинетрек.com, Hortica.zp.ua
Фото Алексея Толмачева — Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43229790

Запорожье. Путеводитель и информация

.

Запорожье, раскинувшееся на обоих берегах Днепра, — один из крупнейших областных центров Украины, выдающийся промышленный и культурный центр и важный речной порт. Запорожье, известное во всем мире как родина казачества, продолжает защищать свои традиции.

История города неразрывно связана со знаменитыми Днепровскими порогами и островом Хортица. В XVI веке казаки, которые в основном были крестьянами, спасавшимися от феодального гнета, основали здесь страну, известную как Запорожская Сечь, которая позже стала называться Вольной казацкой республикой. Казаки сдерживали наступление татар на запорожских землях и вели торговые суда по Днепру. Они также активно участвовали в национальной борьбе против польских оккупантов.Вскоре после этого свободолюбивые запорожские казаки начали беспокоить Российскую империю. В 1775 году Екатерина Великая приказала разрушить Запорожскую Сечь, а земли Нижнего Днепра присоединить к России.

Чтобы спасти южные границы империи от Крымского ханства, Катарина решила построить недалеко от Хортицы форт Александр. Возле крепости образовалось поселение, где поселились запорожские казаки. Население этого городка, называвшегося тогда Александровском, медленно росло.Вскоре город превратился в важный торговый и транспортный центр. Однако в течение следующего столетия развитие города замедлилось.

Только в начале 20 века Александровск, к тому времени переименованный в Запорожье (что в переводе означает «за порогом»), начал сильно увеличивать добычу. Здесь построена самая мощная гидроэлектростанция в Европе — «ДнепроГЭС». Построены металлургические заводы. В 1920-1930-е годы Запорожье стало одним из важнейших центров промышленности и энергетики Советского Союза.

Город пережил тяжелые времена во время оккупации, но после Второй мировой войны ему удалось быстро восстановить свою промышленность. В послевоенное время через Днепр были построены двухэтажные мосты, соединившие его берега. Сегодня мосты остаются свидетельством инженерного и архитектурного мастерства строителей города. С одного из этих мостов открывается великолепнейший вид на плотину «ДнепроГЭС», а также на легендарный остров Хортица. Сегодня на острове находится историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь», Национальный музей истории запорожского казачества и знаменитый Театр верховой езды, одна из достопримечательностей города.

Запорожье отличается особым шармом: его постройки в стиле так называемого сталинского ампира украшены изысканными узорами, классическими колоннами и портиками в духе неоклассицизма. Многими из них можно полюбоваться, прогуливаясь по проспекту Ленина — самому длинному проспекту в Европе! В Запорожье также много музеев, самыми популярными из которых являются Музей истории оружия и Музей ретроавтомобилей.

В окрестностях города также есть много интересных мест. Во-первых, это многочисленные уникальные курганы, покрывающие Запорожскую область.Самым интересным из них является комплекс «Камяна Могила» (буквально «Каменная могила»), состоящий из огромных валунов, служивших в свое время особым убежищем для древних жителей Запорожья. И, конечно же, расположенный на берегу теплого и ласкового Азовского моря, регион привлекает на свои курорты множество посетителей. Самый известный из них — Бердянск с его санаториями и песчаными пляжами — долгое время был излюбленным местом тех, кто хочет расслабиться и восстановить свое самочувствие.

В последнее время все больше путешественников открывают для себя Запорожье.Сюда приезжают не только полюбоваться его уникальными достопримечательностями, но и прикоснуться к истории украинского народа и ощутить могучий дух свободы, которым город был наделен казаками.

Почему казаки — ключ к пониманию украинской нации? [U / W]

Украинский казак стал символом этнического образа Украины, как средневековый рыцарь Западной Европы или самурай из Японии. Фактически, лишь меньшинство украинцев принадлежало к этой известной социальной группе, но их влияние на историю, культуру и психологию страны было очень глубоким.Если вы знакомы с историей казачества, вы не удивитесь, обнаружив, что украинцы, которые на первый взгляд кажутся тихими и скромными, могут пойти на протест на Майдан и стать храбрыми воинами.

Запорожская Сечь (Крепость): появление славы

Исторические источники сообщают нам, что украинские казаки принадлежали к разным национальностям и социальным группам. Их предки прибыли с украинских, русских, польских и татарских территорий и с большим риском мигрировали в южные степи, чтобы охотиться, ловить рыбу, собирать мед и делать ремесленные товары.

Первые упоминания о казаках появляются в конце 15 века, и их слава распространилась по Европе в течение следующих ста лет. Их набеги и грабежи запугали Турцию, а их поддержка Польши в походах против москвичей потрясла московский престол.

В начале 16 века христианские правители Европы считали казаков решающими союзниками в их войне против Османской империи. В 1621 году литовско-польские войска сражались с Османской империей у Хотина.Там казачьи войска во главе с гетманом Петром Сагайдачным соединились с польско-литовскими войсками и остановили турецкую армию у ее границ.

После этого запорожские казаки стали предъявлять к Речи Посполитой все более высокие социальные требования. Реакция поляков не удовлетворила казаков, поэтому они подняли восстание под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого. Закончилось созданием казачьей автономии.

Украинское казачество обрело независимость в 1649 году. В том же году в результате Зборовских соглашений между лидерами Речи Посполитой и казачьим гетманом Богданом Хмельницким он был образован в составе Киевской, Черниговской и Брацлавской областей (так называемых «воеводств», областей, управляемых воеводой или губернатором). к востоку от реки Случь.

Именно казаки распространили и популяризировали термин «Украина», который не использовался в доказачью эпоху в качестве названия своих территорий.

Запорожское казачество: порядок и демократия

Историки считают запорожское казачество первым чисто украинским обществом года.Как нация-государство, она боролась за право на существование, развитие и сопротивление враждебным посягательствам. Казачье войско создало свою, уникально развитую государственно-административную структуру, принципиально отличавшуюся от аналогичных структур соседних государств. Они принимали иностранных послов, заключали международные соглашения и так далее. Однако титулы казачьей аристократии не имели никакого значения в глазах иностранной элиты.

Законы Запорожской Сечи были довольно строгими .За кражу или убийство одного из сородичей казак мог быть заживо похоронен вместе с мертвым или забит до смерти дубинками. Это не было особенно гуманным обращением, но помогало поддерживать отличную дисциплину.

Видео BBC News: «Воин казачество Украины»:

Легенды: Характерники и сверхъестественные силы на помощь

Легенды гласят, что среди казаков были необычные люди, которых называли «Характерники». Люди считали, что они произошли от древних языческих магов, которые обладали тайными знаниями и даже могли предсказывать будущее.Некоторые историки утверждают, что после принятия христианства в Киевской Руси языческие чародеи подверглись гонениям и переселились в дикие степи, где позже была основана Запорожская Сечь. Там Характерники обучали воинов боевым искусствам, обрядам и обычаям.

Предположительно, характерников нельзя было ни сжечь в огне, ни утопить в воде. Говорят, что они говорят на двенадцати языках, превращаются в волков и других животных, ловят пули и ядра руками, ходят по воде и даже дышат под водой.Легенда гласит, что они жили очень долго и были чрезвычайно сильны — и только серебряные пули могли убить их.

Современное казачество: экскурсии по Украине

В настоящее время Остров Хортица , на котором была основана Запорожская Сечь, является самым большим островом на реке Днепр и имеет длину 12,5 км. Входит в список Семи чудес Украины . Остров интегрирован в инфраструктуру города Запорожья.На его территории можно найти массу интересных аттракционов, чтобы провести выходные целые выходные.

Здесь до мельчайших деталей воссоздан быт украинского казачества. На Хортице находится уникальный Музей истории запорожского казачества. Кроме того, они создали историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь». Это обобщенная репродукция казачьей столицы, изображающая ее главное здание: церковь, курень (дом), канцелярию, военную казну, школу и пушкарню (место для стрельбы).

Панорамное видео казачьей крепости на острове Хортица:

Туристы Киева также могут увидеть воссоздание будней казачества в Музее под открытым небом «Мамаева Слобода» в Киеве . Этот музей расположен в семи километрах от Крещатика — центральной улицы Киева. Его тематические экспонаты расположены на площади 9,2 га и представляют собой полную копию исторического поселения, демонстрируя природу, архитектуру и быт Украины.Он предлагает экскурсии на английском, немецком, французском и итальянском языках. Заказать частный тур «Украина — страна казаков» на Tripadvisor можно от 35 долларов.

Можно также провести выходные в казачьем селе на Мариновке , что в 30 км от Одессы. Там можно отправиться на 6-часовую экскурсию с немецкоязычным гидом, где туристы могут открыть для себя традиционный украинский образ жизни и исследовать красивый пейзаж, который окружает этот район. Кроме того, можно узнать много интересного о казачьих традициях, отведать аутентичную кухню, одеться в традиционные наряды и спеть в казачьем хоре.Стоит 60 долларов на человека.

Еще одна увлекательная экскурсия, которая уже открыта для бронирования, называется «По следам казачества» . Это знаковое путешествие из Бухареста в Киев в Запорожье вдоль реки Днепр в Украине и реки Дунай в Румынии на корабле «Князья Днепра». Он начнется в сентябре 2019 года и будет стоить от 1795 фунтов стерлингов на человека за 11 ночей.

Украинское казачество в европейском наследии

История казачества, как и вся история Украины, является ценной частью культурного наследия Европы.

Казачьи песни Сичеславской (бывшей Днепропетровской) области включены в Список нематериального культурного наследия мира, нуждающегося в срочной охране, ЮНЕСКО.

Существует также база данных всех испанских газет 17 ** -го ** века , в которых упоминается Украина и казачество, а также различные военные кампании, которые проходили на территории Украины. Его создал украинский исследователь Александр Скромницкий.На данный момент собрано 135 газет, содержащих новости из Варшавы, Львова, Вены и Стамбула. В настоящее время база данных содержит газеты до 1698 года, но автор планирует добавить газеты, вышедшие в период с 1698 по 1700 год. Вы можете посетить базу данных газет здесь.

Украинское казачество как современный секс-символ

Украинских казаков по-прежнему популярны в современных СМИ и онлайн-культуре как образцы сильных, бесстрашных и сексуальных мужчин . На них хотят выглядеть многие украинские мужчины и мальчики: казацкая прическа считается стильной и актуальной.Взрослые и дети практикуют бойовый гопак — казачье боевое искусство, которое включает в себя приемы традиционного украинского народного кулачного боя, народной борьбы и боевых казачьих танцев.

Современные украинские солдаты, которые сражаются на Донбассе, часто копируют чубы казаков, чтобы быть похожими на этих бесстрашных средневековых воинов. Ведь русско-украинская война происходит именно на тех территориях, где в древности проходила граница между казачьими землями и Дикой степью.

Российские казахи

При поиске английского слова «казаки» поисковые системы часто возвращают новости и статьи, которые касаются России, а не Украины. Почему так случилось? Ответ в том, что у России были свои казаки ( казаков ) на Дону, Кубани, Тереке, Яике, Сибири и других территориях.

Сегодня это Реестровое Казачество Российской Федерации — казачье военизированное формирование, созданное на основании Федерального закона от 5 декабря 2005 года.Они стали известны своей поддержкой сепаратизма на Донбассе и публичных избиений оппозиционных политиков и протестующих в России.

По российскому законодательству казачьи отряды могут помогать полиции в общественном контроле. Например, эти националистические полувоенные формирования играли официальную роль в чемпионате мира по футболу в России. Затем, 12 мая 2018 года, Кремль направил российских казаков в Москву для подавления протестов против российских властей.

________________________________________________________________

Следовательно, невозможно представить историю Украины и Европы без украинского казачества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *