ЗАПАДНИКИ • Большая российская энциклопедия
ЗА́ПАДНИКИ, либеральное идейное течение 1840-х – нач. 1860-х гг. в России. Начало формироваться в 1839, когда сложился моск. кружок Т. Н. Грановского. В него входили П. В. Анненков, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, П. Н. Кудрявцев, Н. Х. Кетчер, Е. Ф. Корш, Н. Ф. Павлов, Б. Н. Чичерин. В это время взгляды З. разделяли В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, П. Я. Чаадаев. К З. были близки И. А. Гончаров, С. М. Соловьёв, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин. После смерти Грановского (1855) моск. З. (Боткин, Кетчер, Е. Ф. Кони, Корш, Соловьёв, Чичерин) объединились вокруг писателя А. В. Станкевича. В С.-Петербурге в кон. 1840-х гг. образовалась вторая группа З., состоявшая из молодых чиновников во главе с Н. А. Милютиным и Д. А. Милютиным. Позже они получили известность как «партия прогресса», или «либеральные бюрократы». Ещё один кружок З. сложился в нач. 1850-х гг. вокруг переехавшего в С.-Петербург К. Д. Кавелина. Многие З. были видными профессорами и публицистами, часто выступали с лекциями и в печати, что способствовало распространению их идей. Выразителями мнений З. были журналы «Московский наблюдатель» (1835–39), «Отечественные записки» (с 1839), «Русский вестник» (с 1856) и «Атеней» (1858–59), а также газ. «Московские ведомости» (1851–56).
Термины «западники» и «западничество» возникли в ходе полемики З. со славянофилами и первоначально самими З. воспринимались как обидные политич. клички (в спорах 1840-х гг. использовались также прозвища «западные», «европеисты» и «нововеры»).
В политич. сфере З. были сторонниками свободы совести, обществ. мнения и печати, а также публичности правительств. действий и гласности судопроизводства. По отношению к применению революц. насилия для изменения существовавшего строя первоначально среди З. наметилось два направления – радикальное (в историографии иногда именуется революционно-демократическим), допускавшее использование насилия, и умеренное, для которого было характерно отрицание насильств. способов борьбы с властью и стремление к постепенному преобразованию общества. К первому направлению традиционно относят В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, однако их позиция не всегда была последовательно радикальной. Ко второму направлению принадлежало большинство З. Разрыв Герцена с З. (1845) и смерть Белинского (1848) окончательно определили суть идейной позиции западничества как умеренно либерального течения. Большинство З. были монархистами, считали возможным осуществление назревших реформ самим государством.
З., так же как и славянофилы, не имели своей организации. До 1845, когда между двумя течениями произошёл конфликт, приведший к разрыву отношений между ними, З. и славянофилы воспринимали себя как единое «образованное меньшинство», стремившееся пробудить общество от «умственной апатии». Однако мировоззрение З. резко отличалось от «самобытничества» славянофилов, а также от господствовавшей «официальной народности» теории. Основой мировоззрения З. были идеи европ. Просвещения и немецкой классической философии, признание ведущей роли разума в познании, необходимости филос. осмысления при практич. освоении окружающей действительности. З. считали, что разум позволял познать мир (в т. ч. и обществ. отношения) как систему причинно-следственных связей, в которой действуют познаваемые (хотя порой ещё не познанные) законы, единые для всей живой и неживой природы. Большинство З. придерживались атеистич. убеждений.
З. были противниками крепостного права. Они доказывали преимущества зап.-европ. модели обществ. устройства, однако она воспринимались ими лишь как ориентир развития, а не предмет слепого подражания. Отстаивали либеральные ценности, прежде всего независимость личности. С точки зрения З., справедливым могло быть такое общество, в котором созданы все условия для существования и самореализации личности. Поэтому они отвергали характерные для традиц. общества идеи патриархального единства помещиков и крестьян, а также патернализма власти по отношению к подданным.
В сфере экономики З. считали, что государство при миним. вмешательстве в развитие промышленности, торговли и транспорта должно обеспечивать неприкосновенность собственности.
В центре историософских представлений З. находилось понятие историч. прогресса, который они представляли как цепочку необратимых, качественных изменений отд. людей и общества в целом от худшего к лучшему. Поэтому З. считали Петра I одним из гл. деятелей рос. истории, который превратил движение страны по пути прогресса в «правительственную систему». Идеи западничества нашли выражение в созданном К. Д. Кавелиным, С. М. Соловьёвым и Б. Н. Чичериным в 1840–50-х гг. направлении историч. науки, позднее получившем назв. «государственной школы». Его суть заключалась в утверждении органичности и закономерности рос. истории, единства историч. развития России и Запада при сохранении рос. нац. особенностей (большая, чем на Западе, роль государства, которая вела к засилью бюрократии и слабому развитию обществ. инициативы), в констатации того, что основой отношения государства к обществу был патернализм. По мнению З., рос. государство в форме самодержавия выражало всеобщие интересы, и поэтому именно оно под воздействием обществ. мнения, развития просвещения и науки должно было стать инициатором и гарантом ликвидации сословного антагонизма в России и подготовки народа («неразвившейся части человечества») к политич. свободам. Это позволяет мн. совр. исследователям определять З. как либерально-консервативное идейное течение.
В 1840-х гг. пафос выступлений З. был направлен на утверждение превосходства Запада, в 1850-х гг. они, как и славянофилы, сосредоточились на размышлениях о путях и способах разрешения проблем, стоявших перед Россией. В конце неудачной для России Крымской войны 1853–56 некоторые З. написали получившие широкую известность записки, в которых констатировали назревший в России кризис, охвативший все стороны жизни общества, и предлагали план необходимых преобразований для выхода из него. В первой из таких записок (1855) Б. Н. Чичерин подверг критике внешнюю политику скончавшегося имп. Николая I (которая, по мнению Чичерина, носила экспансионистский характер и привела к войне), показал тесную взаимосвязь воен. неудач с «внутренним неустройством государства». К. Д. Кавелин в своей записке, также написанной в 1855, видел гл. причину отсталости страны в крепостном праве, отмечал его пагубное воздействие на нравственное состояние общества и социальную стабильность, настаивал на необходимости освобождения крестьян с землёй и за «вознаграждение владельцам» (этот принцип лёг в основу крестьянской реформы 1861).
В связи с тем, что гл. цель З. – отмена крепостного права – была реализована правительством, кружки З. распались в нач. 1860-х гг., однако некоторые З. (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин) продолжали играть видную роль в обществ. жизни. Термин «З.» постепенно утратил конкретность, его стали употреблять применительно к либерально настроенной части интеллигенции.
Российские либералы 40-х гг. XIX в.: западники и славянофилы
В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.
И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию.
Особенно
резко славянофилы и западники
выступали
Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму.
Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов, типа Великой французской революции. “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа “официальной народности”: православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы в своеобразном смысле: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам “внутренней правды”.
Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.
При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы. Герцен подчеркнул то общее, что соединяло западников и славянофилов — “физиологическое, безотчетное, страстное чувство к русскому народу” (“Былое и думы”).
Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. В спорах о путях развития страны мы слышим отзвук спора западников и славянофилов по вопросу о том, как соотносятся в истории страны особенное и общечеловеческое, чем является Россия — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая представляет собой часть всего человечества, часть Европы, идущая путем всемирно-исторического развития.
В Восточной Европе растет дискомфорт от западного либерализма: NPR
Ласло Магас (слева) и Ласло Надь стоят возле венгерско-австрийской границы, которую молодые протестующие открыли в 1989 году. Оба мужчины были антикоммунистами в советский период и искали выход на Запад. Джоанна Какиссис для NPR скрыть заголовок
переключить заголовок
Джоанна Какиссис для NPR
БУДАПЕШТ, Венгрия — Когда на этой неделе президент Байден будет приветствовать десятки стран на своем виртуальном «Саммите за демократию», там не будет ни одного члена западного альянса.
Венгрия, расположенная на восточной окраине Европейского Союза, не была приглашена.
Вашингтон и лидеры ЕС в Брюсселе неоднократно обвиняли ультранационалистическое правительство страны во главе с премьер-министром Виктором Орбаном в подрыве демократии. Байден однажды назвал Венгрию именем «головорезов мира».
Но Ласло Магас, профессор на пенсии, который помог положить конец коммунизму в Венгрии, объясняет политическую изоляцию своей страны одной вещью: западным либеральным уклоном.
«Венгрия — не колония Запада», — говорит Магас, сторонник Орбана, разделяющий многие взгляды премьер-министра. «Весь мир введен в заблуждение относительно нас. Основные средства массовой информации полны фальшивых новостей о нас. Либералы хотят, чтобы вы думали, что Венгрия не знает, что такое демократия, потому что мы не разделяем их убеждений».
Европа, говорит он, идеологически разделена между консервативным Востоком и более либеральным Западом, что-то вроде красно-синей Америки.
— А граница — это [бывший] железный занавес, — говорит Магас. «Мы на Востоке защищаем традиционные европейские ценности, христианские ценности, а Запад сошёл с ума».
Многие в Восточной Европе пришли к выводу, что западный либерализм им не подходит.
Орбан и его партия Фидес стали знаменосцами этого мышления за десятилетие своего пребывания у власти. Венгерское правительство неоднократно конфликтовало с Брюсселем из-за миграции, мультикультурализма, свободы прессы и, совсем недавно, из-за прав ЛГБТК.
Его целью в этой культурной войне была либеральная демократия, которую Орбан пытался приравнять к левым и «непатриотическим» убеждениям. Вместо этого Орбан продвигает «нелиберальную демократию» — термин, введенный журналистом Фаридом Закария для описания стран, где избранные лидеры подрывают контроль над властью.
Орбан впервые использовал этот термин в речи 2014 года, продвигающей управление в национальных интересах, приведя в качестве примеров Китай, Россию и Турцию. Четыре года спустя, после того как его партия одержала убедительную победу на выборах, он заявил, что «мы заменили потерпевшую кораблекрушение либеральную демократию христианской демократией 21 века», которая поддерживает традиции и безопасность.
«Он пытается позиционировать себя, чтобы играть роль, которую [кубинский лидер] Фидель Кастро играл для левых в 1970-х», — говорит политолог Иван Крастев, который вместе со Стивеном Холмсом написал книгу . Запад проигрывает борьбу за демократию, исследование разочарования Восточной Европы в либеральной демократии.
«Левые полюбили Кастро за то, что он отстаивал то, во что они верили, за то, что он был революционером. Орбан и Венгрия сейчас играют ту же роль, но для консерваторов», — говорит Крастев.
Венгрия стала магнитом для крайне правых европейских националистов и американских консерваторов. В августе этого года ведущий Fox News Такер Карлсон провел свое шоу в Венгрии на неделю, дав Орбану восторженное интервью.
Затем последовал сентябрьский визит бывшего вице-президента Майка Пенса, во время которого он сказал, что надеется, что США отменят право на аборт. Пенс также высоко оценил продвижение венгерским правительством «традиционных семейных ценностей» на Будапештском демографическом саммите, ежегодном гимне увеличению населения за счет увеличения рождаемости, а не иммиграции.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан дает пресс-конференцию после встречи премьер-министров неформального органа сотрудничества стран Центральной Европы под названием Вышеградская группа (V4) в Будапеште, Венгрия, в прошлом месяце. Аттила Кисбенедек/AFP через Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок
Аттила Кисбенедек/AFP через Getty Images
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан дает пресс-конференцию по итогам встречи премьер-министров центральноевропейского неформального органа сотрудничества под названием Вышеградская группа (V4) в Будапеште, Венгрия, в прошлом месяце.
Аттила Кисбенедек/AFP через Getty Images
А в следующем году Американский консервативный союз планирует провести версию своей Консервативной конференции политических действий (CPAC) в Будапеште.
Две группы — националисты из-за бывшего «железного занавеса» и консерваторы США, связанные с бывшим президентом Дональдом Трампом, — используют один и тот же страх, говорит Крастев, «и это страх, что нас недостаточно, что мы жить в мире, в котором нас заменят, в котором наша численность сокращается и в котором мы потеряем свою идентичность».
Конец коммунизма означал политический и культурный выбор для народов Восточной Европы
У Ласло Магаса не было этих опасений, когда он и другие активисты демократии в 1989 году настаивали на свержении коммунистической системы и ее строгих ограничений на свободу слова, собраний, религии и передвижения.
Магас, в то время профессор лесного хозяйства в городе Шопрон, помог организовать акцию протеста, известную как Панъевропейский пикник, на поле недалеко от границы с Австрией.
После того, как там собрались тысячи молодых венгров и восточных немцев, правительство Венгрии открыло границу за несколько месяцев до падения Берлинской стены. Это был первый прорыв железного занавеса.
«Мы думали, что сможем стать свободными как часть объединенной Европы, если только сможем открыть эту границу», — говорит Магас.
Но первоначальный восторг от свободы сменился культурным шоком, когда экономика Восточной Европы столкнулась с трудностями, а миллионы людей мигрировали на запад.
Ласло Надь, еще один организатор пикника, говорит, что после Второй мировой войны коммунизм отправил общества советского блока в «глубокую морозильную камеру». «И когда мы вышли из этого морозильника в 1990 году, мы отправились прямо в микроволновую печь», — говорит он. «Изменения произошли слишком быстро».
Крастев, выросший в Болгарии, еще одной стране железного занавеса, говорит, что в Восточной Европе назревает экзистенциальный кризис.
«Мы хотели быть как Запад, но в тот самый момент, когда ты хочешь быть похожим на кого-то другого, это значит, что, возможно, этот кто-то лучше тебя», — говорит он. «И тогда вы начинаете бояться, что насчёт нашей собственной идентичности? Что произойдёт?»
Эти вопросы задержались в Венгрии, стране с населением 10 миллионов человек, которая долгое время считала себя маленькой нацией, борющейся за выживание в длинном списке оккупантов, включая поддерживаемых Советским Союзом коммунистов.
«Во времена коммунизма венгерскому народу в основном говорили Советы, как жить», — говорит Наталья Борза, философ и лингвист из Будапешта. «И хорошо, прошло 30 лет, но мы до сих пор помним, каково это быть под чьими-то правилами».
Антикоммунист Орбан идет своим собственным путем антилиберализма
Орбан придерживается своего дерзкого послания с тех пор, как в 1980-х годах он был студентом юридического факультета, борющимся с коммунистами. В 2015 году, когда в Европу прибыло более миллиона просителей убежища, он представил их как захватчиков, стремящихся стереть европейскую демографию и культуру. Он отверг мандаты ЕС на прием перемещенных беженцев и соблюдение брюссельских стандартов верховенства закона.
Совсем недавно, на демографическом саммите, Орбан обвинил «западное левое крыло» в попытке «релятивизировать понятие семьи».
«Инструментами для этого служат гендерная идеология и ЛГБТК-лобби, которые нападают на наших детей», — сказал он.
Правительство Орбана недавно приняло спорный закон, ограничивающий преподавание вопросов ЛГБТК в школах. Это было вызвано публикацией в 2020 году « Страна чудес для всех» , , детского сборника рассказов с участием геев, небинарных и трансгендерных персонажей.
Болдизар Надь, редактировавший сборник рассказов, говорит, что ему угрожали расправой, когда правительство напало на него.
«Он стал для них инструментом, и они использовали его как символ «западного врага», западного упадка», — говорит он.
Болдизар Надь является редактором Страна чудес для всех, , детского сборника рассказов о геях, небинарных и трансгендерных персонажах. Публикация книги вызвала возмущение правых в Венгрии. Джоанна Какиссис для NPR скрыть заголовок
переключить заголовок
Джоанна Какиссис для NPR
Новый закон означает, что книги на темы ЛГБТК должны быть завернуты в пластик и запрещены к продаже в пределах 200 метров от школ и церквей. Он также запрещает старшим школам приглашать преподавателей, таких как Эстер Ари, биолога-эволюциониста и защитника ЛГБТК, чтобы они говорили о толерантности.
Ари говорит, что правительство хочет, чтобы ЛГБТК-граждане Венгрии «молчали о том, кто они, или уезжали из страны».
«Правительство сделало нас, своих граждан, врагами», — говорит она. «Они хотят разделить людей, чтобы они боялись и не думали о таких вещах, как коррупция в правительстве».
Закон вызвал гнев западноевропейских лидеров, таких как Марк Рютте, премьер-министр Нидерландов, которые в 2001 году стали первой страной в мире, разрешившей однополые браки. Венгрии «больше нечего делать в ЕС», заявил этим летом Рютте.
Европейский Союз угрожает сократить финансирование Венгрии, что касается даже тех венгров, которые поддерживают позицию Орбана в культурных войнах.
Эстер Ари — педагог, биолог-эволюционист и ЛГБТК-активистка, выступающая за толерантность. Джоанна Какиссис для NPR скрыть заголовок
переключить заголовок
Джоанна Какиссис для NPR
Разногласия в венгерском обществе растут вместе с усилиями по их уменьшению
Семнадцатилетняя Аннамария Вестен считает себя консерватором и говорит, что ценит борьбу Орбана за традиционные ценности. Но она прожила всю свою жизнь в Венгрии, которая является частью Европейского Союза. «Для нашей экономики очень хорошо быть частью этого», — говорит она.
Этим летом я встретил Вестена в Эстергоме, городе к северу от Будапешта, где проходила конференция, организованная Mathias Corvinus Collegium, частным учебным заведением, которое недавно получило более 1,7 миллиарда долларов от правительства Орбана. На конференции выступили американские консерваторы, включая Карлсона, писателя Рода Дреера и радиоведущего Денниса Прагера.
Вестен ушел обеспокоенный тем, что некоторые участники высмеивали и освистывали выступающих с либеральными взглядами.
«Разделена не только Европа, но и эта страна», — сказала она. «Я не чувствую, что мы часть одной нации. Это уже больше похоже на две нации».
Прихожане Венгерского евангелического братства, скромной методистской церкви на окраине Будапешта, думают так же.
Недавним воскресным утром женщина возносит молитву за финансируемые Западом некоммерческие организации, которые правительство назвало иностранными агентами. Другой выражает благодарность высокому седобородому пастору церкви Габору Ивани.
«Я знаю, каково это быть изгнанным, — говорит Ивани. «Поэтому я решил стать пастором, который проявляет солидарность с теми, кто подвергается маргинализации».
Подобно Орбану и Магасу, которые помогли организовать протест 1989 года с целью свержения железного занавеса, священнослужитель боролся с коммунистической системой. Правительство Венгрии, поддерживаемое Советским Союзом, выгнало его из церкви и заколотило. В течение многих лет он был вынужден проповедовать на улицах.
Пастор Габор Ивани из Венгерского евангелического братства, скромной методистской церкви на окраине Будапешта, обеспокоен растущим разделением на левых и правых в венгерском обществе. Джоанна Какиссис для NPR скрыть заголовок
переключить заголовок
Джоанна Какиссис для NPR
Иваны встретил Орбана во время борьбы с коммунизмом, и сначала они были союзниками. Он крестил двоих детей Орбана и обновил свадебные клятвы премьер-министра. Но пастор говорит, что он возмущен тем, что Орбан использует христианство для очернения мигрантов и политических критиков.
«Защитой христианских ценностей не должны заниматься политики, — говорит Ивани, — потому что политизация христианства дважды приводила европейскую цивилизацию к полной гибели».
Есть признаки того, что культурные войны имеют пределы. Орбан ухаживает за двумя восточными державами — Китаем и Россией, которые и у венгров, и у сторонников консервативной культуры ассоциируются с подавлением коммунизма.
«Орбан рассматривает отношения с этими странами как прагматичные, особенно в финансовом плане, а также как стратегию в своей борьбе с Брюсселем», — говорит Андраш Коса, биограф Орбана. «Но венгры не доверяют Москве и Пекину и не хотят сближаться с ними».
Следующей весной венгры пойдут на выборы, и Орбан столкнется с вновь объединившейся оппозицией. Его кандидатом является Петер Марки-Зай, христианин-консерватор, который является мэром Ходмезовасархей, небольшого городка в сельской Венгрии.
Марки-Зай выступает на антикоррупционной платформе и обещает защищать идентичность Венгрии, но не за счет демократических институтов. Он также говорит, что восстановит отношения с ЕС и Вашингтоном.
«Я по-прежнему поддерживаю западные ценности, — сказала Марки-Зай агентству AP в прошлом месяце. «Мы не можем принять коррумпированного головореза… который предает западные ценности и теперь является слугой коммунистического Китая и России».
Недавний опрос общественного мнения показывает, что оппозиция составляет конкуренцию правительству Орбана. Но Орбан придерживается своего сценария. В недавней речи он высмеял Запад как место, где «могут родить как мужчины».
Он также взял страницу из пьесы Трампа и предположил, что Брюссель и Вашингтон планируют вмешаться в предстоящие выборы.
«Даже все левые не смогут нас остановить», — говорит он.
Мате Халмош предоставил репортаж из Венгрии.
Западные либералы или либералы-западники? — Клуб Валдай
Должны ли мы оплакивать уменьшение неравенства во власти между либеральным Западом и не столь либеральными остальными, или относиться к этому как к возможности участвовать в искренних и открытых разговорах, впервые без запутанных крайне неравных властных отношений?
Очень немногие идеи и документы более знаковые, чем Великая хартия вольностей. Есть что-то универсально возбуждающее в образе государя на лугу, вынужденного заключить договор с теми, кто ниже его по статусу, и принять письменные ограничения своей власти. Закон как то, от чего не остается безнаказанным даже суверен, и правосудие, вершащееся равными, были названы величайшим британским экспортом в мир.
Я могу сообщить, что у нас есть Политическая школа в Стамбуле, и Великая хартия вольностей, как ключевая веха, является одной из первых вещей, с которыми знакомятся наши студенты. В рамках обучения они едут в Совет Европы в Страсбурге и изучают копию документа в Hemicycle. Копия практически неразборчива и в любом случае написана на латыни, но идея Великой хартии вольностей завораживает; они видят дальше неразборчивого текста и все еще могут восхищаться идеей. Этой смелой идее и документу, занимающему центральное место в политическом фольклоре, этим летом исполнилось 800 лет!
Нормы, закрепленные в Великой хартии вольностей, оказались чрезвычайно продуктивными и претерпели судьбоносные повторения. Прославленная фраза Джефферсона «Все люди созданы равными и наделены неотъемлемыми правами» вполне может быть самой сильной фразой, произнесенной на английском языке. Когда пришло время сформулировать и представить Всеобщую декларацию прав человека, Элеонора Рузвельт представила новую декларацию как международную Великую хартию вольностей.
Либеральные идеи, лежащие в основе этой генеалогии, оказались удивительно заразными. Правосудие в наши дни почти всегда понимается как отправление через закон и суждения пэров. Суверены помогают нести ответственность, как видно из недавних приговоров в Германии, Израиле и Перу. Достоинство, присущее человеку, закреплено более чем в 160 конституциях.
С таким балансом можно было бы подумать, что либералы будут чувствовать себя уверенно. Нет такой удачи. Один настойчивый темперамент, с которым мы столкнулись у таких людей, как Тимоти Гартон Эш, Ларри Даймонд, Томас Фридман и Энн Мари Слотер, — это призыв не сомневаться в либеральном кредо и сохранять веру живой. Эта аллергия на сомнения и отвращение к вызовам больше напоминает первосвященников упадочной парадигмы, чем структуру, которая получила почти всеобщее признание. Чего мы, к сожалению, не встречаем, так это подлинного любопытства, которое кажется мне гораздо более либеральным темпераментом, чем призыв не сомневаться в принятом вероучении и связанном с этим нежеланием возиться с этим вероучением.
Одна из проблем, в которой раскрывается наше истинное лицо, — это то, что делать с «подъемом остальных». Должны ли мы оплакивать уменьшение неравенства во власти между либеральным Западом и остальными, не столь либеральными, или относиться к этому как к возможности участвовать в искренних и открытых беседах, впервые в истории, без запутанности грубых неравномерное соотношение сил? Поразительное число либералов на Западе, кажется, больше заинтересовано в том, чтобы остановить или, по крайней мере, замедлить уменьшение неравенства сил, вместо того, чтобы приветствовать это как возможность создать либерализм, имеющий глобальное значение и легитимность. Не потому ли, что они считают либерализм эксклюзивным делом Запада и не верят в его большую внутреннюю привлекательность? Если да, то неужели они действительно думают, что их неявное предположение останется незамеченным как друзьями, так и врагами?
Интересно, например, сколько западных либералов сокрушаются о том, как обращались с Россией в 1990-х, и достаточно беспокоятся о родственных душах, таких как Дмитрий Тренин, когда они замечают, что Запад не верит в моральное равноправие России, русских и их законные опасения. Стивен Уолт наблюдает напряженность, когда западные либералы так готовы быстро судить других за их нарушения прав человека, но часто уступают Западу; если это верно и широко распространено, то это представляет собой грубую структурную слабость. Есть также неловкое молчание и пропуски. Читатели и последователи либеральных СМИ уже знают некоторые важные подробности о западных жертвах Исламского государства; тем не менее, они ничего не знают ни об одном из тысячи человек, которых ежемесячно убивают в Ираке в течение последних 20 месяцев. Если мы не сможем заставить себя хотя бы притвориться, что заботимся об остальном, этот разговор никогда не достигнет совершеннолетия.
Безусловно, в остальном мы многому научились у либерализма и либералов на Западе. Без них мощные и драгоценные представления о свободе и человеческом достоинстве не укоренились бы в той степени, в какой они укоренились, и мы всегда будем в долгу перед ними. Никто иной, как Ту Веймин, выдающийся исследователь конфуцианства в Китае, признает, что сегодня все мы дети Просвещения. Тем не менее, продвигаясь вперед, либералы на Западе должны решить, являются ли они в первую очередь западниками, которые оказались либералами, или либералами, которые оказались западниками. Если первое, то они могут быть бесполезны в качестве союзников, а иногда даже могут быть обузой, поскольку мы пытаемся понять и отстаивать либерализм, который имеет смысл для остальных. Нам нужно, чтобы они были лучше, смелее, менее высокомерны и более любопытны. Актуальность либеральной парадигмы в постзападном мире будет решаться в первую очередь среди прочего.