ЗАПАДНИЧЕСТВО | Энциклопедия Кругосвет
ЗАПАДНИЧЕСТВО – течение русской общественно-политической мысли и литературы 40-х, и отчасти 50-х и 60-х годов 19 в., развивающееся в полемике со славянофильством – параллельным, но менее обширным течением.
Оба эти литературные течения, составляющие вместе все содержание богатой литературной эпохи сороковых и пятидесятых годов 19 в., коренятся в одном и том же явлении – в состоянии разочарования и скептицизма, охвативших русскую мысль после богатого и очень оптимистического литературного и общественного движения двадцатых годов.
В двадцатые годы 19 в. не было ни западников, ни славянофилов, – были романтики в литературе и либералы в обществе. И те, и другие были сторонниками просвещения, гуманизма и свободы. Они верили в близкую осуществимость своих идеалов, в силу правды, в благородство человеческой личности и в готовность народов вообще, и русского народа в частности, воспринять и воплотить эти идеалы. Поэзия Пушкина явилась наиболее полным выражением этого оптимистического движения, исполненного веры и не считавшегося с исторической действительностью. Эта историческая действительность скоро принесла ряд горьких разочарований идеалистам двадцатых годов. Идеалисты двадцатых годов думали продолжать дело Петра, ратуя за просвещение и свободу. Крушение их стремлений показало, что общество и народ не на их стороне, потому что еще живет в варварском состоянии крепостного права и невежества.
После крушения либералов в обществе (декабристов и их единомышленников) наступила очередь литературы. Печатные издания «Европеец», «Литературная газета», «Московский телеграф», «Телескоп», «Молва» были закрыты. Многие писатели подверглись опале (кроме декабристов, – К.Ф.Рылеева, А.А.Бестужева, А.И.Одоевского, В.К.Кюхельбекера и др., – Н.А.Полевой, Н.И.Надеждин, П.Я.Чаадаев, И.В.Киреевский и др.).
Целые пласты жизни стали недоступны для свободного литературного обсуждения и надежды на осуществление идеалистических стремлений двадцатых сменилось уверенностью в их неосуществимости, частично вследствие несостоятельности самих идеалов, частично, уверенности в неготовности самого народа, в неистребимости его холопского духа и вообще ничтожности человечества. Лермонтовская поэзия отразила эти сомнения и в идеалах, и в человечестве. Гоголевское же творчество ответило на вторую сторону естественного настроения времени, явилось критикой исторической действительности русской жизни, – той среды, которая не поняла, не оценила и не поддержала идеалистов предшествующего периода.
Тридцатые годы и были эпохою этих сомнений и этой критики и идей, и среды. Из этой критики должно было вырасти творчество, основанное на новых идеях и новых идеалах. Литературная и общественная мысль не могла замкнуться в одних сомнениях и в безысходном скептицизме, вырождающемся в этом случае в эгоистический пессимизм, как оправдание исключительно личных мотивов поведения и деятельности. Всегда эпоха сомнений и критики порождает и это явление, но в живом и жизнеспособном народе это будут лишь незначительные побочные течения. В главном же русле, после сомнений и критики, вызванных жестокими уроками истории, наступает волна нового творчества идей и новой веры.
Западничество и славянофильство и явились этим новым творчеством, исполненным новой веры.
Пушкинская эпоха верила, идеализируя действительность, время же, наступившее после тяжелых сомнений и беспощадной критики, возвратило веру, но без той идеализации, которой отличалась предыдущая эпоха. Осознание несостоятельности русской действительности подсказывало думающим людям российского общества два выхода: либо возвращение к допетровской старине, либо усвоение западно-европейского наследия. К сторонникам второго пути принадлежали И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский (40-е годы), И.А.Гончаров, А.Н.Майков, Н.П.Огарев, П.В.Анненков, А.В.Дружинин, П.Н.Кудрявцев, К.Д.Кавелин, М.Н.Катков, В.П.Боткин, М.А.Бакунин, С.М.Соловьев, И.С.Гагарин, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.К.Толстой, А.Н.Плещеев, С.В.Ешевский, И.И.Панаев, В.А.Милютин и др., но руководящими фигурами, творцами этого широкого литературного потока можно назвать А.И.Герцена, В.Г.Белинского и Т.Н.Грановского.
Родоначальником западничества явился П.Я.Чаадаев, сформулировавший антитезу России и Запада. Философское обоснование доктрины и ее выражение в практической программе дал Герцен, историческое истолкование принадлежит Грановскому, а наиболее яркое литературное выражение и широкая популяризация были заслугой Белинского.
Неоднородность западничества. Западники критиковали славянофилов за их приверженность и идеализацию старых укладов, патриархальных устоев и общинного быта и их неприятие исторического пути Западной Европы применительно к России. Однако западничество с начала своего возникновения не представляла собой цельного мировоззрения, а разделялась на несколько потоков в рамках единого общественно-политического течения мысли. Выступая за преодоление отсталости России от стран Западной Европы, западники отстаивали необходимость развития России в направлении, уже пройденном европейской цивилизацией или указанном ею. Западники рассматривали исторический прогресс как вектор однонаправленный, целью его предполагались общественная гармония и свобода личности, поэтому любое препятствие на пути такого развития (самодержавие, крепостничество) рассматривалось западниками как негативное.
В 30-е годы 19 в. Н.В.Станкевич образовал философский кружок, в который входили В.Г.Белинский, М.А.Бакунин, А. И.Герцен, Т.Н.Грановский В.П.Боткин и др. Основополагающим событием для западничества стал выход в свет цикла статей Белинского Россия до Петра Великого. Не меньшее значение имели диссертация К.Д.Кавелина Взгляд на юридический быт Древней России (1847).
Оставляя в стороне стадии первоначального развития западнической доктрины и рассматривая лишь ее окончательно выработанную форму, как она сложилась в середине сороковых годов, мы можем сказать, что она опиралась на левое крыло гегельянской школы, преимущественно на Фейербаха. Она признавала самобытность национального развития, видела в последовательной преемственности культур естественную эволюцию человечества к прогрессу и гуманности, но чтобы эта смена была действительным осуществлением мировой эволюции, а не случайным «отклонением» прогресса, доктрина требовала, чтобы каждая последующая культура предварительно усвоила главные и важнейшие стороны предыдущих культур. Отсюда и Россия должна усвоить западно-европейскую культуру, без чего русская культура никогда не станет мировой культурой, не в состоянии будет проявить своей национальной самобытности и стать великой. В таком чистом и законченном виде западническая доктрина процветала лишь в сороковых годах. Возникшая полемика по ряду вопросов социально-политической жизни разделила западничество на два основных потока – либеральный (Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, Ф.А.Корш, В.П.Боткин, И.С.Тургенев) и революционно-демократический (Белинский, Герцен, Огарев).
В пятидесятые западничество было поколеблено тяжелыми уроками европейской и русской истории и разбилось на массу мелких групп, из которых в 60-е годы выросли новые школы, взаимно враждебные друг к другу и более далекие друг от друга, чем даже западники от славянофилов.
Окончательный разрыв произошел со смертью Белинского, объединяющего различные группы западников, а поражение революций в Европе поколебало идею разумности и направленности истории. Сохранялся еще термин «западничество», поскольку еще сохранялись славянофилы. С исчезновением последних вышло из употребления и слово «западничество». Расширение значения этого понятия до включения в него всех сторонников западной культуры от Петра Великого до современности неправомерно, поскольку имя это принадлежит определенному течению русской мысли, занимающей в истории свое особое место.
ЗАПАДНИКИ • Большая российская энциклопедия
ЗА́ПАДНИКИ, либеральное идейное течение 1840-х – нач. 1860-х гг. в России. Начало формироваться в 1839, когда сложился моск. кружок Т. Н. Грановского. В него входили П. В. Анненков, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, П. Н. Кудрявцев, Н. Х. Кетчер, Е. Ф. Корш, Н. Ф. Павлов, Б. Н. Чичерин. В это время взгляды З. разделяли В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, П. Я. Чаадаев. К З. были близки И. А. Гончаров, С. М. Соловьёв, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин. После смерти Грановского (1855) моск. З. (Боткин, Кетчер, Е. Ф. Кони, Корш, Соловьёв, Чичерин) объединились вокруг писателя А. В. Станкевича. В С.-Петербурге в кон. 1840-х гг. образовалась вторая группа З., состоявшая из молодых чиновников во главе с Н. А. Милютиным и Д. А. Милютиным. Позже они получили известность как «партия прогресса», или «либеральные бюрократы». Ещё один кружок З. сложился в нач. 1850-х гг. вокруг переехавшего в С.-Петербург К. Д. Кавелина. Многие З. были видными профессорами и публицистами, часто выступали с лекциями и в печати, что способствовало распространению их идей. Выразителями мнений З. были журналы «Московский наблюдатель» (1835–39), «Отечественные записки» (с 1839), «Русский вестник» (с 1856) и «Атеней» (1858–59), а также газ. «Московские ведомости» (1851–56).
Термины «западники» и «западничество» возникли в ходе полемики З. со славянофилами и первоначально самими З. воспринимались как обидные политич. клички (в спорах 1840-х гг. использовались также прозвища «западные», «европеисты» и «нововеры»).
В политич. сфере З. были сторонниками свободы совести, обществ. мнения и печати, а также публичности правительств. действий и гласности судопроизводства. По отношению к применению революц. насилия для изменения существовавшего строя первоначально среди З. наметилось два направления – радикальное (в историографии иногда именуется революционно-демократическим), допускавшее использование насилия, и умеренное, для которого было характерно отрицание насильств. способов борьбы с властью и стремление к постепенному преобразованию общества. К первому направлению традиционно относят В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, однако их позиция не всегда была последовательно радикальной. Ко второму направлению принадлежало большинство З. Разрыв Герцена с З. (1845) и смерть Белинского (1848) окончательно определили суть идейной позиции западничества как умеренно либерального течения. Большинство З. были монархистами, считали возможным осуществление назревших реформ самим государством.
З., так же как и славянофилы, не имели своей организации. До 1845, когда между двумя течениями произошёл конфликт, приведший к разрыву отношений между ними, З. и славянофилы воспринимали себя как единое «образованное меньшинство», стремившееся пробудить общество от «умственной апатии». Однако мировоззрение З. резко отличалось от «самобытничества» славянофилов, а также от господствовавшей «официальной народности» теории. Основой мировоззрения З. были идеи европ. Просвещения и немецкой классической философии, признание ведущей роли разума в познании, необходимости филос. осмысления при практич. освоении окружающей действительности. З. считали, что разум позволял познать мир (в т. ч. и обществ. отношения) как систему причинно-следственных связей, в которой действуют познаваемые (хотя порой ещё не познанные) законы, единые для всей живой и неживой природы. Большинство З. придерживались атеистич. убеждений.
З. были противниками крепостного права. Они доказывали преимущества зап.-европ. модели обществ. устройства, однако она воспринимались ими лишь как ориентир развития, а не предмет слепого подражания. Отстаивали либеральные ценности, прежде всего независимость личности. С точки зрения З., справедливым могло быть такое общество, в котором созданы все условия для существования и самореализации личности. Поэтому они отвергали характерные для традиц. общества идеи патриархального единства помещиков и крестьян, а также патернализма власти по отношению к подданным.
В сфере экономики З. считали, что государство при миним. вмешательстве в развитие промышленности, торговли и транспорта должно обеспечивать неприкосновенность собственности.
В центре историософских представлений З. находилось понятие историч. прогресса, который они представляли как цепочку необратимых, качественных изменений отд. людей и общества в целом от худшего к лучшему. Поэтому З. считали Петра I одним из гл. деятелей рос. истории, который превратил движение страны по пути прогресса в «правительственную систему». Идеи западничества нашли выражение в созданном К. Д. Кавелиным, С. М. Соловьёвым и Б. Н. Чичериным в 1840–50-х гг. направлении историч. науки, позднее получившем назв. «государственной школы». Его суть заключалась в утверждении органичности и закономерности рос. истории, единства историч. развития России и Запада при сохранении рос. нац. особенностей (большая, чем на Западе, роль государства, которая вела к засилью бюрократии и слабому развитию обществ. инициативы), в констатации того, что основой отношения государства к обществу был патернализм. По мнению З., рос. государство в форме самодержавия выражало всеобщие интересы, и поэтому именно оно под воздействием обществ. мнения, развития просвещения и науки должно было стать инициатором и гарантом ликвидации сословного антагонизма в России и подготовки народа («неразвившейся части человечества») к политич. свободам. Это позволяет мн. совр. исследователям определять З. как либерально-консервативное идейное течение.
В 1840-х гг. пафос выступлений З. был направлен на утверждение превосходства Запада, в 1850-х гг. они, как и славянофилы, сосредоточились на размышлениях о путях и способах разрешения проблем, стоявших перед Россией. В конце неудачной для России Крымской войны 1853–56 некоторые З. написали получившие широкую известность записки, в которых констатировали назревший в России кризис, охвативший все стороны жизни общества, и предлагали план необходимых преобразований для выхода из него. В первой из таких записок (1855) Б. Н. Чичерин подверг критике внешнюю политику скончавшегося имп. Николая I (которая, по мнению Чичерина, носила экспансионистский характер и привела к войне), показал тесную взаимосвязь воен. неудач с «внутренним неустройством государства». К. Д. Кавелин в своей записке, также написанной в 1855, видел гл. причину отсталости страны в крепостном праве, отмечал его пагубное воздействие на нравственное состояние общества и социальную стабильность, настаивал на необходимости освобождения крестьян с землёй и за «вознаграждение владельцам» (этот принцип лёг в основу крестьянской реформы 1861).
В связи с тем, что гл. цель З. – отмена крепостного права – была реализована правительством, кружки З. распались в нач. 1860-х гг., однако некоторые З. (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин) продолжали играть видную роль в обществ. жизни. Термин «З.» постепенно утратил конкретность, его стали употреблять применительно к либерально настроенной части интеллигенции.
аккультурация | антропология | Британика
аккультурация
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Энтони ФК Уоллес
- Похожие темы:
- культурный империализм Вестернизация направленное изменение регистрация прием
Просмотреть весь связанный контент →
аккультурация , процессы изменения артефактов, обычаев и верований, возникающие в результате контакта двух или более культур. Этот термин также используется для обозначения результатов таких изменений. На основе условий, в которых происходят культурные контакты и изменения, можно выделить два основных типа аккультурации — инкорпорацию и направленное изменение.
Инкорпорация относится к свободному заимствованию и модификации культурных элементов и происходит, когда люди разных культур поддерживают контакты, а также политическое и социальное самоопределение.
Напротив, направленное изменение происходит, когда одна группа устанавливает господство над другой посредством военного завоевания или политического контроля; таким образом, империализм является наиболее распространенным предшественником направленных изменений. Как и включение, направленное изменение включает в себя отбор и модификацию культурных характеристик. Однако эти процессы более разнообразны, а результаты более сложны, потому что они происходят из-за вмешательства в одну культурную систему представителей другой. Процессы, протекающие в условиях направленного изменения, включают принудительную ассимиляцию — полную замену одной культуры другой — и сопротивление аспектам доминирующей культуры. Поскольку направленные изменения навязываются членам культуры-реципиента, часто весьма жестко, порождаемые ими изменения с меньшей вероятностью сохранятся в долгосрочной перспективе.
Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Элизабет Прайн Полс.
определение западничества в The Free Dictionary
западничество
(ˈwɛstəˌnɪzəm)n
(Peoples) слово, привычка, практика и т. д., характерные для жителей Запада или американского Запада
3 и полное издание, 12-е издание, 2014 г. © HarperCollins Publishers, 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014
вестернизмслово или форма произношения, характерная для западной части Соединенных Штатов.
См. также: Язык-Ологи и -Измы. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
Упоминается в ?
- язык
Ссылки в архиве периодических изданий ?
Если для некоторых российских интеллектуалов «западничество» прибалтийских республик было точкой притяжения, то для простых людей оно вызывало подозрения.
ЭСТОНСКИЕ РУССКИЕ: ИСТОРИЯ УСПЕХА ИНТЕГРАЦИИ
Заявитель утверждал, что основной целью проведения «Черного дня» и подобных празднований является внедрение доктрины западничества, которая внедряется в молодежь через электронные средства массовой информации.
IHC выступил против празднования Черной пятницы
Он не ограничивает временную последовательность рамками модернизма и концептуализирует то, что модернизм объединил с западничеством.
Драматизация культурной гибридности и «промежуточной» Турции в «Кунье» Фазиля
Янсен предлагает анализ раскола в Южной Индии между двумя ветвями натуропатических практиков: теми, кто моделирует себя на основе аллопатической медицины с дополнительными практиками, и теми, кто продвигает расширение прав и возможностей пациента через простоту, невмешательство и критику глобализированного западничества. В первой части обсуждается теория натуропатии, ее историческое происхождение как метода сопротивления колониализму, ее эпистемологический плюрализм и, как следствие, разнообразие подходов.
Натуропатия в Южной Индии: клиники между профессионализацией и расширением прав и возможностей
Возглавляемая им политическая партия, ПСР, подчеркивает мусульманскую идентичность как ключ к определению турецкости и критикует кемалистов за то, что они превратили Турцию в маленькую страну, приняв западничество. Подтверждая подлинность Турции, мусульманские националисты предполагают, что Турция как лидер мусульманского мира может стать крупной мировой державой.
Доводы в пользу глобального реализма: оценка тезиса Махбубани-Саммерса
Бацык сравнил новый прозападный уклон со старой ориентацией и определил сдвиг следующим образом: «Таким образом, Турция переходит от идеологического западничества кемализма к стратегическому западничеству исламистов…
ЕС не НАТО
Этот класс был чрезвычайно привлечен доктринами джихада и антизападничества.Хотя удаленность от афганского конфликта не позволяла многим отправиться туда, европейские джихадисты в значительном количестве отправились в Сирию через Турцию и Иорданию9. 0003
ИДЕНТИФИКАЦИЯ РЕАЛЬНОГО
Куна «Структура научных революций» (1962) и замещение Полом Фейерабендом необходимости западничества для того, чтобы метод исследования считался научным в «Против метода» (1975/1993).
О метатеоретической ориентации нозологии Дауди Азибо: сопоставление развития его африканско-центрированной диагностической системы с методологическим кризисом, о котором говорил доктор У. К. Бэнкс
С этой точки зрения можно исследовать тексты «Ориентализма». и «западничество» со ссылкой на тексты немецкой историографии и философии девятнадцатого века.
Европоцентризм и критика «всеобщей мировой истории»: восточные истоки западной цивилизации его поколение и степень, в которой эти идеи были переработаны в радикальный западничество в Турецкой Республике.
Ататюрк: интеллектуальная биография
Другими словами, наша экуменическая точка зрения не защищает традиционные взгляды только на Азию, что было бы своего рода «азиатством». Точно так же мы отвергаем западничество. Мы выступаем за экуменическую точку зрения, при которой надежды народов Азии могут быть удовлетворены справедливой, мирной, изобильной и счастливой жизнью на земле, преодолевающей силы разрушения и смерти.
Бог жизни, веди нас к справедливости и миру: размышления с точки зрения азиатской и корейской церкви
Он проповедует западничество, ядовитые плоды которого слишком очевидны в наших якобы доброжелательных интервенциях на Ближнем и Среднем Востоке.
Иисус был радикалом
Браузер словарей ?
- ▲
- Западное Самоа
- Денежная единица Западного Самоа
- Западная песчаная вишня
- western sandwich
- western saxifrage
- Western Shoshone
- Western silvery aster
- western skink
- western spadefoot
- western swing
- western tamarack
- western tanager
- western toad
- western United States
- Western Wall
- вестерн настенный цветок
- вестерн витграсс
- вестерн хлыстохвост
- вестерн белая сосна
- вестерн вуд мью
- western yellow pine
- western yew
- westerner
- Westernisation
- westernise
- westernism
- Westernization
- westernize
- westernized
- westernmost
- west-facing
- Westfalen
- Westie
- westing
- Westinghouse
- Westinghouse Brake
- Westinghouse George
- Westland
- westland pine
- Westling
- westlins
- Westm.