Псевдонимы: Мих. Платонов Жанры:
ЗАМЯТИН, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (1884–1937), русский писатель. Родился 20 января (1 февраля) 1884 в г.Лебедянь Тамбовской губ. (ныне Липецкая обл.) в семье небогатого дворянина. Кроме впечатлений от природы тех мест, с которыми так или иначе были связаны многие русские писатели – Толстой, Тургенев, Бунин, Лесков, Сергеев-Ценский, – большое влияние оказало на Замятина домашнее воспитание. «Рос под роялем: мать – хорошая музыкантша, – писал он в Автобиографии. В 1896 Замятин поступил в Воронежскую гимназию. Окончив ее с золотой медалью, в 1902 поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Летняя практика давала будущему писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе «Три дня» (1913). Вернувшись в Петербург, принимал участие в революционной деятельности большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере. Это время Замятин использовал для того чтобы изучать английский язык и писать стихи. Затем был выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911, уже по окончании института. Литературный дебют Замятина относится к 1908. Настоящий успех ему принесла публикация в петербургском журнале «Заветы» (главный редактор – критик Р.Иванов-Разумник) повести Уездное. В Уездном писатель изобразил косную, застывшую провинциальную жизнь, символом которой явился звероподобный и безжалостный обыватель Анфим Барыба. Замятин уподобил его «старой воскресшей курганной бабе, нелепой русской каменной бабе». Повесть получила высокую оценку современников – в том числе писателей А.Ремизова и М.Пришвина. А.М.Горький спустя семь лет написал о Замятине: «Он хочет писать как европеец, изящно, остро, со скептической усмешкой, но, пока, не написал ничего лучше Уездного». Критики находили в повести мотивы, схожие с Мелким бесом Ф.Сологуба. В.Полонский писал о безжалостной правдивости Замятина и вместе с тем отмечал: «Симпатия к человеку грязному, пришибленному, даже одичавшему, сквозит на его страницах». Замятин относил свою прозу к литературному направлению, которое называл неореализмом. Стилистика его произведений отчасти соотносится с «орнаментальной прозой» А.Ремизова, однако Замятин довел эту манеру до гротескного сюрреализма. За антивоенную по духу повесть «На куличках» (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь», Замятин был привлечен к суду, а номер журнала «Заветы», в котором была опубликована повесть, был конфискован. Критик А.Воронский считал, что повесть «На куличках» – это политическая художественная сатира, которая «делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 года». Будучи высококвалифицированным морским инженером, Замятин продолжал служебные поездки по России. Впечатления от путешествия в 1915 в Кемь и на Соловки отразились в цикле произведений о русском Севере – в частности, в повести Север. В 1916 Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», после Октябрьской революции названного «Лениным». Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (1921). Уважение к людям, обеспечившим высокий уровень развития цивилизации, не помешало писателю увидеть недостатки западного общественного устройства. Повесть Островитяне посвящена изображению тотального мещанства в технократическом обществе, символом которого является в этом произведении викарий Дьюли. В 1917 Замятин вернулся в Петроград. Вскоре стал одной из самых заметных фигур в российской литературной жизни. Оказал влияние на литературную группу «Серапионовы братья», с которой был творчески близок. Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей, в издательствах Гржебина и «Алконост», редактировал несколько литературных журналов. При этом скептически относился ко «всяческим всемирным затеям», возникавшим на фоне разрушения цивилизованной жизни. Поездки по Тамбовской, Вологодской, Псковской губерниям также не способствовали историческому оптимизму. В рассказах «Мамай» (1920) и «Пещера» (1921) Замятин сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим, пещерным периодом развития человечества. Наблюдения над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии «Мы» (1920, опубл. на рус. яз. в 1952 в США). Роман был задуман как пародия на утопию, написанную идеологами Пролеткульта А.Богдановым и А.Гастевым. Главной идеей пролеткультовской утопии провозглашалось глобальное переустройство мира на основе «уничтожения в человеке души и чувства любви». Действие романа «Мы» происходит в Едином Государстве, изолированном от мира и возглавляемом Благодетелем. Главный герой – инженер Д-503, создатель сооружения, предназначенного для господства человека над космосом. Существование в Едином Государстве рационализировано, жители полностью лишены права на личную жизнь, любовь сводится к регулярному удовлетворению физиологической потребности. Роман «Мы» стал первым в череде европейских романов-антиутопий – «Прекрасный новый мир» О.Хаксли, «Скотный двор» и «1984» Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р.Брэдбери и др. Замятин отправил рукопись «Мы» в берлинский филиал издательства Гржебина. В 1924 текст был переведен на английский язык и опубликован в Нью-Йорке. Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. Д.Фурманов увидел в «Мы» «злой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено». Другие критики посчитали, что Замятин готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию. В 1929 были сняты с репертуара МХАТа пьеса Замятина «Блоха» (1925, инсценировка «Левши» Лескова), запрещена постановка его трагедии «Атилла» (1928). Не была поставлена и пьеса о преследовании еретиков «Огни святого Доминика» (1923).В 1931, понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу, мотивируя свою просьбу тем, что для него «как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать». Решение об эмиграции нелегко далось Замятину. Любовь к родине, патриотизм, которыми проникнут, например, рассказ «Русь» (1923), – одно из лучших тому свидетельств. Благодаря ходатайству М.Горького в 1932 Замятин смог выехать во Францию. Умер Замятин в Париже 10 марта 1937. PS Наиболее полной работой о творчестве Замятина является до сих пор единственная научная биография, которую опубликовал в 1968 г. в Лос-Анджелесе известный американский исследователь Алекс Майкл Шейн. © http://www.krugosvet.ru/ |
Биография Евгения Замятина – творчество и личная жизнь автора, читайте на ЛитРес
Евгений Замятин родился в конце 19 века и творил в эпоху революций и Первой Мировой войны. Он не был плодовитым писателем, и большинство его произведений неизвестны широкой аудитории, но в истории он остался как автор романа «Мы« — первой антиутопии в ее современном понимании.
Коротко о писателе
Евгений Замятин жил и творил в эпоху перемен. Его молодость пришлась на первую русскую революцию, взрослая жизнь — на две революции и гражданскую войну. По натуре он был под стать этой эпохе — своим бунтарством и критикой он собирал как единомышленников, так и множество недоброжелателей. Его главное произведение — роман «Мы» — отражает все его взгляды на роль государства как аппарата подчинения и на обратную сторону технического прогресса. Остальные его произведения не так известны широкой публике, да и сам роман долгое время был недоступен для отечественных читателей — по идеологическим соображениям он был запрещен, а сам автор был вынужден эмигрировать. Замятин умер в Париже, до конца жизни оставаясь советским гражданином.
Основная идея пролеткультовской утопии в глазах Замятина
Евгений Замятин считал, что необходимо объяснить людям, что тотальные перемены в современном мире основываются на разрушении моральных качеств человека. На фоне такого мнения выпустил в Америке роман «Мы» в 1920 году Замятин. Биография и творчество его вызвали интерес и на Западе. В связи с тем, что произведение было написано на русском, писатель направил его в берлинское предприятие книгопечати Гржебина для его полного перевода на английский язык. Роман был успешно переведён, после чего его обнародовали в Нью-Йорке. Хоть роман и не был опубликован в СССР, но критики отреагировали на него весьма жестко.
Биография
Вкратце о юности и становлении Замятина как писателя. Его самые знаковые работы и наследие, которое он оставил.
Детство и юность
Евгений Иванович Замятин родился в 1884 г. в уездном тамбовском городе Лебедянь (ныне Липецкая область). Его мать, Мария Александровна (урожденная Платонова), была образованным человеком, любила литературную классику, играла на рояле. Все это передалось детям. Отец Замятина, Иван Дмитриевич, был священником.
Лебедянь по переписи 1883 г. насчитывала 6678 жителей.
Вспоминая детство Замятин писал:
Вы увидите очень одинокого, без сверстников, ребенка на диване, животом вниз, над книгой — или под роялью, а на рояле мать играет Шопена — и уездное — окна с геранями, посреди улицы поросенок привязан к колышку и трепыхаются куры в пыли. Если хотите географии — вот она: Лебедянь, самая разрусская-тамбовская, о которой писали Толстой и Тургенев…
Образование
С 1893 по 1896 годы Замятин посещал Лебедянскую гимназию, потом учился в Воронежской гимназии, которую окончил в 1902 году с золотой медалью. Продолжить учёбу он решил на кораблестроительном факультете Санкт-Петербургского политехнического института. Как он сам пишет в своей автобиографии:
В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума.
Институт он закончил в 1908 году.
Творческая деятельность и путь к известности
Самый первый рассказ был написан Замятиным в 1908 году, по окончанию института — это рассказ «Один». Следующая работа, рассказ «Девушка« вышла только спустя два года, пока Евгений преподавал и работал инженером.
Первая повесть была написана на фоне высылки в Лахту — это повесть «Уездное», в которой он с горечью изображает полный инертности мир русской провинции. Это произведение привлекает внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе Горького.
Его бунтарство и инакомыслие начало проявляться еще во время Первой мировой войны. В повести «На куличках» (1914) он «в самом отталкивающем виде» описал внутренний быт небольшого военного отряда на Дальнем Востоке, за что был привлечён к суду и сослан в Кемь.
Во время командировки в Англию он создаёт повести «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (опубликована в 1921) — тонкую сатиру на английский быт, а также начинает повесть «Север», написанную на основе впечатлений северной ссылки и опубликованную в «Петербургском альманахе» З. И. Гржебина (Берлин, 1922). В 1918—1924 годах был членом редколлегии «Всемирной литературы» и заведующим редакцией в издательстве. В 1924 году участвовал в издании независимого литературно-художественного журнала «Русский современник».
Был активен в литературной жизни страны: входил в Правление Всероссийского союза писателей, в Комитет Дома литераторов и Совет Дома искусств, был председателем ленинградского отделения Всероссийского союза писателей.
В 1920 году Замятин заканчивает работу над знаковым романом «Мы». В нем он описал свое видение развития военного коммунизма под впечатлением от промышленной революции в Англии.
Единственный роман не опубликовали на Родине
В 1921 году рукопись романа «Мы» была отправлена автором в Берлин для публикации издательством З. Гржебина, с которым Замятин был связан договорными отношениями. Издательство, в свою очередь, передало копию в США для перевода и издания на английском языке.
Но советская цензура усмотрела в романе прикрытую издёвку над коммунистическим строем и запретила публикацию произведения. Впоследствии роман был напечатан как на английском, так и на французском и чешском языках, что очень сильно ударило по репутации Замятина в Советской России.
Личная жизнь
В это время Замятин увлекается социалистическим учением, вступает во фракцию большевиков РСДРП (1905—1910), входит в боевую дружину Выборгского района и принимает активное участие в жизни революционной студенческой молодёжи. Тогда же он встречает свою будущую жену — Людмилу Николаевну Усову (1883—1965).
Супруга пережила мужа почти на тридцать лет и была похоронена рядом с ним.
Последние годы жизни и смерть
На волне жёсткой критики и травли Замятин в 1929 году заявляет о выходе из Союза писателей, а в июне 1931 года пишет письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. Он получает положительный ответ (по ходатайству Горького) и в ноябре 1931 года уезжает — сначала в Ригу, затем в Берлин, откуда в феврале 1932 года перебирается в Париж.
Замятин пишет статьи для французских газет, основная тема — состояние современной русской прозы, а также искусства авангарда. Он продолжает работать над рассказами и киносценариями, в частности, в соавторстве с Жаком Компанезом пишет сценарий для фильма Жана Ренуара «На дне» (экранизации одноимённой пьесы Горького).
В июне 1934 года по собственной просьбе и с одобрения Сталина был принят в новообразованный Союз советских писателей, а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. До конца жизни сохранил советское гражданство.
Писатель скончался 10 марта 1937 года в Париже. Похоронен на парижском кладбище в Тье (дивизион 21, линия 5, могила 36).
Отрочество и юность
Евгений Иванович Замятин родился 20 января (1 февраля) 1884 г. , в Лебедяни, в семье православного священника. Матерью будущего писателя была пианистка.
Сперва Евгений учился в местных гимназических классах. Когда ему исполнилось двенадцать лет, родители отправили его на дальнейшее обучение в Воронеж. В 1902 г. Замятин окончил гимназию, получив золотую медаль.
Несмотря на то, что он был гуманитарием по призванию, после окончания гимназии Замятин поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт, на факультет кораблестроения.
Важным событием в биографии Евгения Ивановича Замятина стало путешествие на броненосце “Князь Потемкин Таврический” летом 1905 г., где он стал свидетелем восстания.
Спустя год Замятина арестовали за “подпольную революционную деятельность” и выслали в Лебедянь. Но Евгений Иванович недолго оставался в ссылке. Спустя несколько месяцев он вернулся в Петербург и закончил институт.
Фотографии писателя
Расцвет творчества и «высшая мера наказания»
В 1920 г. Замятин написал роман-антиутопию «Мы», который был напечатан в Америке на английском языке в 1925 г, затем на чешском и французском. Роман был опубликован на русском языке в Америке в 1952 г. и в журнале «Знамя» в 1988 г. Это роман-предвиденье, описывающий разрушительное влияние на личность тоталитарного государства.
В 1922 г. Замятин был арестован и включён в список на высылку из Советской России, но приговор был отменён.
С 1925 г. Замятин написал несколько пьес: «Блоха» была показаны во МХАТе, в Михайловском театре — «Общество почётных звонарей». Пьеса «Атилла» была закончена в 1928 г, но запрещена к постановке.
В 1929 г. стало выходить собрание сочинений писателя, но оно было приостановлено на четвёртом томе. Замятина не печатала ни одна газета, пьесы были сняты с репертуара. В 1929 г. он вышел из Союза писателей. В 1931 г. Замятин пишет письмо Сталину с просьбой о разрешении на выезд за границу. Для него невозможность печататься была высшей мерой наказания. В письме к Сталину Замятин прямо заявлял о своей «неудобной привычке» говорить не то, что выгодно, а то, во что сам верил, что считал правдой. Этой идеей правды проникнуто всё творчество писателя.
О чём писал, особенности
Свое писательское кредо Замятин очень четко обрисовал в статье «Я боюсь»:
Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики
Учитывая его близость к движению левых эсеров и постоянную острую критику большевистской политики, он говорил довольно искренне. И это очень ярко прослеживается в его произведениях. Например, «четвёртая революция», за которую борются повстанцы в романе «Мы«, отчётливо перекликается с концепцией «третьей революции» анархистов и левых эсеров.
Также достаточно большое влияние на него оказало пребывание в Англии и его инженерное образование — технократическая и промышленные революции в его понимании несли как положительный, так и отрицательный посыл. Михайлов О. Н. писал:
Как убедился Замятин, сам по себе технический прогресс, в отрыве от нравственного, духовного развития, не только не способствует улучшению человеческой природы, но грозит вытеснить человеческое в человеке.
Письмо Сталину
В 1931 году Замятин осознал, что в СССР ему больше делать нечего, и направился к Сталину передать своё письмо. В письме шла речь о возможности переехать за границу. Аргументировал писатель это тем, что самое страшное наказание, которое только может быть для автора, — это запрет творить. Он достаточно долго обдумывал свой переезд. Несмотря на все противоречия, он очень любил родину и в душе был патриотом. Так, он создал рассказ «Русь», опубликованный ещё в 1923 году. Это было яркое доказательство любви к родине и пояснение точки зрения такого великого человека, как Евгений Замятин. Биография кратко сообщает о том, что в 1932 году автор при помощи Горького все же смог уехать жить во Францию.
Библиография
Помимо «Мы» Замятин написал несколько повестей и ряд рассказов. В основном они основаны на его личном опыте — некоторые написаны в ссылке, некоторые в командировке в Англию, некоторые в эмиграции.
Возможно шедевр | Хорошая книга | На любителя | Нет данных |
Предложения интернет-магазина: |
Романы
1 произведение
1924 | Мы |
Повести
7 произведений
1912 | Уездное |
1914 | Алатырь |
1914 | На куличках |
1917 | Островитяне |
1918 | Север |
1935 | Бич божий |
1968 | Колумб |
Рассказы
50 произведений
1908 | Один |
1911 | Девушка |
1912 | Апрель |
1913 | Непутёвый |
1913 | Три дня |
1913 | Чрево |
1914 | Правда истинная |
1914 | Старшина |
1914 | Студенческий сынок |
1916 | О святом грехе Зеницы-девы |
1916 | Письменно |
Показать остальные 40 ↓ | |
1916 | Зверята |
1916 | На диване |
1916 | Снег |
1916 | Трамвай |
1916 | Африка |
1916 | Мученица науки |
1917 | Глаза |
1918 | Дракон |
1918 | Землемер |
1918 | Знамение |
1918 | Колумб |
1918 | Ловец человеков |
1918 | Надежное место (В Задонск на богомолье) |
1918 | Сподручница грешных |
1919 | Икс |
1920 | Детская |
1920 | Мамай |
1920 | О блаженном старце Памве Нересте и о том, как был исцелён инок Еразм Другие названия: Чудеса О том, как исцелён был инок Еразм…, О том, как исцелён был отрок Эразм |
1921 | Пещера |
1921 | Послание Замутия, епископа обезьянского Другие названия: Тулумбас |
1922 | Все |
1922 | Слово предоставляется товарищу Чурыгину |
1923 | Русь |
1923 | Кряжи |
1923 | Куны |
1923 | Рассказ о самом главном |
1924 | Видение |
1924 | О чуде, происшедшем в Пепельную Среду |
1925 | Десятиминутная драма |
1926 | Мученики науки |
1928 | Ёла |
1928 | Пла |
1929 | Житие блохи |
1929 | Наводнение |
1934 | Часы |
1935 | Лев |
1935 | Встреча |
2003 | Австралиец |
2003 | Полуденница |
Сказки
23 произведения
1915 | Дрянь-мальчишка |
1916 | Бог |
1916 | Дьячёк Другие названия: Дьячок |
1916 | Картинки |
1916 | Петр Петрович |
1917 | Хряпало |
1917 | Четверг |
1917 | Вторая сказка про Фиту |
1917 | Первая сказка про Фиту |
1917 | Последняя сказка про Фиту |
1917 | Третья сказка про Фиту |
Показать остальные 13 ↓ | |
1917 | Халдей |
1917 | Херувимы |
1918 | Ангел Дормидон |
1918 | Иваны |
1918 | Огненное А |
1918 | Электричество |
1920 | Бяка и Кака |
1922 | Арапы |
1922 | Церковь Божия |
2002 | Сказка об Ивановой ночи и Маргаритке |
2011 | Царевна-лягушка |
2011 | Спящая царевна |
Поэзия
3 произведения
1924 | Буриме |
1954 | Волчок Другие названия: басня |
2002 | Стихотворение, посвященное Я. П. Гребенщикову |
Пьесы
8 произведений
1921 | Епископ обезьянский |
1921 | Огни святого Доминика |
1925 | Блоха |
1925 | Общество Почетных Звонарей |
1928 | Атилла |
1928 | Пещера |
1930 | Африканский гость |
1931 | Рождение Ивана |
Статьи
63 произведения
1918 | Беседы еретика |
1918 | Домашние и дикие |
1918 | Презентисты Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов |
1918 | Скифы ли? Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов |
1918 | Современная русская литература Другие названия: Вступительная статья |
1919 | О равномерном распределении Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов |
1919 | О служебном искусстве Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов |
1919 | О сюжете и фабуле |
1919 | О языке |
1919 | Они правы Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов |
1919 | Бунт капиталистов Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов |
Показать остальные 53 ↓ | |
1919 | Последняя страница Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов |
1919 | Великий Ассенизатор Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов |
1919 | Фактура, рисунок |
1919 | Диалогический язык |
1919 | Елизавета Английская Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов |
1919 | Завтра |
1919 | О лакеях Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов |
1920 | Расстановка слов |
1920 | Футуризм |
1920 | Г. Д. Уэллс |
1920 | Инструментовка |
1920 | О ритме в прозе |
1920 | О стиле |
1921 | Анатоль Франс Другие названия: (Некролог) |
1921 | Два Блока… |
1921 | Для сборника о книге |
1921 | Пора |
1921 | Рай |
1921 | Я боюсь |
1922 | Генеалогическое дерево Уэллса |
1923 | Эренбург |
1923 | Новая русская проза |
1924 | О сегодняшнем и о современном |
1924 | О’Генри |
1924 | Цель |
1929 | Автобиография |
1930 | Закулисы |
1931 | Письмо Сталину |
1931 | Ричард Бринсли Шеридан 1751-1816 |
1932 | Советские дети |
1933 | Москва — Петербург |
1934 | Андрей Белый |
1956 | Психология творчества |
1990 | Речь на вечере памяти А. А. Блока |
2010 | Кино |
2010 | Народный театр |
2010 | Вестник литературы |
2010 | О белом угле |
2010 | Грядущая Россия |
2010 | Русская литература |
2010 | Над пучиной» Энгеля |
2010 | Современный русский театр |
2010 | Сирин |
2010 | Театр в Советской России. Два великана: Станиславский и Мейерхольд |
2010 | Трехмерный фильм |
2010 | Театр и кино в Советской России |
2010 | Энергия |
2010 | Театральные параллели |
2010 | Будущее театра |
2010 | Уэллс |
2010 | В Передвижном театре |
2010 | Журнал для пищеварения |
Жизнь в Париже
Когда Замятин приехал в Париж, он жил там, имея советское гражданство. Занимался пропагандой русской литературы, кино, театра за границей. Основной рассказ, написанный Замятиным за рубежом, — «Бич божий». Это было последнее произведение творца. Он написал его в Париже в 1938 году. Замятину было очень трудно приспособиться к жизни в другой стране, писатель сильно скучал по родине, и все его мысли сосредотачивались на вещах посторонних, а не на творчестве. Все написанные им рассказы он старался отдавать русским, поскольку принципиально не хотел ничего издавать за границей. Это была совершенно не его стезя. Он тщательно наблюдал за тем, что параллельно происходило в России. Только спустя много лет на Родине к нему начали относиться по-иному. Люди осознали, какого автора они потеряли.
Экранизации
«Мы» — немецкий научно-фантастический фильм 1982 года по сценарию Клауса Губалека, спродюсированный германским телевидением ZDF. Режиссёром выступил Войтех Ясны, в главной роли Дитер Лазер.
Фильм представляет мир гармонии и соответствия в рамках единого государства технократического прогрессивизма по мотивам романа «Мы» (1921) русского писателя Евгения Замятина.
Мы
Wir
Год 1982 Страна Германия (ФРГ) Режиссёр Войтех Ясны КиноПоиск 5.736 174 IMDb 7.10 53
Смерть Евгения Ивановича Замятина
Умер автор 10 марта 1937 года. Его похоронили в предместье Парижа, на кладбище в Тие. Спустя эти долгие тяжёлые годы пришло запоздалое признание, когда умер Замятин Евгений Иванович. Биография его подтверждает, что только после смерти великого писателя его произведения действительно оценили по достоинству. Он был бы очень горд, что его старания были ненапрасными, а написанные произведения вошли в историю мировой и отечественной литературы. Он наконец стал известен. К сожалению, сам автор не дожил до того дня, когда публика смогла принять и понять его сложные произведения.
Вклад в развитие научной фантастики
Роман «Мы» является одним из основоположников жанра антиутопии в ее современном виде. До него выходили произведения в этом жанре — одним из первых было сочинение английского философа Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», посвящённое проблемам государства. Элемента антиутопии можно встретить у Жюля Верна, Герберта Уэллса, Джека Лондона, Яна Вайсса и других.
Замятин заложил и оформил основную идею всех антиутопий — утопические идеи в руках государства извращаются и превращаются в инструмент подавления личности и тотального контроля.
Вслед за «Мы» Замятина классическими образцами жанра становятся романы «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, написанный в 1932 году, и созданный в 1948 году «1984» Оруэлла.
Также он одним из первых поднял тему опасности технического прогресса, который может привести к обесцениванию личности и человеческой жизни, превратив людей в простые винтики системы.
Достижения Евгения Замятина
Рассказать о высотах и падениях автора может его биография. Евгений Замятин был опытным морским инженером. Он много путешествовал, постоянно ездил по России в соответствии со служебным планом. В 1915 году была написана повесть «Север», в которой он описал все свои эмоции, оставшиеся от поездки на Соловки. Уже в 1916-м Замятин занимался строительством российских ледоколов в Англии. Это были верфенные ледоколы Ньюкасла, Глазго и Сандерленда. Он руководил всем процессом постройки в Лондоне. Свои воспоминания об этом промежутке своей жизни автор изложил в повестях «Островитяне» и «Ловец человеков». Англия стала новым толчком для автора переосмыслить свои идеи и жизненные позиции. Поездка сильно отразилась на творчестве писателя, его работах и жизни в целом.
Замятин очень уважал людей, которые произвели свой вклад в развитие современного социума, но это не помешало ему обратить внимание на недочёты западного построения общества. В 1917 году прибыл в Петроград Замятин. Биография гласит, что он стал одним из самых популярных на тот момент авторов российской литературы. Читатели ценили его произведения, критики хорошо о них отзывались.
Крайне тесную связь с литературной группой «Серапионовы братья» имел Замятин. Краткая биография автора описывает, что он начал проводить лекции в политехническом институте, рассказывал об новостях русской литературы в институте им. Герцена и занимался развитием молодёжи во множестве других вузов. Несмотря на то что он занимался со студентами, Замятин не верил, что способен воплотить в жизнь какую-то широкомасштабную затею, не видел в себе потенциала творческой личности. Поскольку всё что его окружало, казалось Замятину бессмысленным, люди для него перестали быть людьми.
В повестях «Мамай» и «Пещера» автор высказал свою точку зрения по поводу коммунизма. Эта идея для него приравнивалась к эволюционному этапу развития человечества, движению пещерного человека к высшему существу. Так полагал Замятин. Биография также подтверждает это его убеждение.
Военные годы
Даты1914-1916 стали знаковыми в судьбе Замятина. Во время Первой Мировой войны Евгений Иванович занял антивоенную интернационалистическую позицию. За это он был объявлен властями пацифистом, что на фоне патриотический настроений было достаточно серьезным обвинением.
Замятина привлекли к суду и отправили в ссылку в Кемь. Там он пробыл до 1916 г. После этого Замятина комaндировали в Англию для строительства ледоколов. Находясь в Англии, Замятин разpaбатывал проект ледокола “Св.Александр Невский”. После революции 1917 г., ледокол получил имя Ленина.
За месяц до Октябрьской революции, Евгений Иванович возвратился на Родину.
Евгений Замятин | Биография и книги
- Год рождения:
- 1 февраля 1884 г. Россия
- Умер:
- 10 марта 1937 г. (53 года) Париж Франция
- Известные работы:
- «На куличках» «Мы»
- Механизм/стиль:
- Братья Серапион
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Замятин Евгений , полностью Замятин Евгений Иванович , Замятин также Замятин , (род. 1 февраля [20 января по старому стилю] 1884, г. Лебедянь Тамбовской губернии, Россия — умер 19 37 марта, Париж , Франция), русский писатель, драматург и сатирик, один из самых ярких и культурных умов послереволюционного периода, создатель уникального современного жанра — антиутопического романа.
Его влияние как стилиста-экспериментатора и выразителя космополитически-гуманистических традиций европейской интеллигенции было очень велико в самый ранний и наиболее творческий период советской литературы. Получив образование корабельного инженера в Петербурге (1908 г.), Замятин совмещал научную деятельность с писательской деятельностью. Его ранними произведениями были « Уездное » (1913; «Провинциальная повесть») — острая сатира на провинциальную жизнь и « На куличках » (1914; «На краю света») — нападение на военную жизнь, осужденное царской властью. цензоры. Замятин предстал перед судом и, хотя и был оправдан, на некоторое время перестал писать. Во время Первой мировой войны он находился в Англии, руководил строительством русских ледоколов. Там он написал
Викторина «Британника»
Любимые литературные произведения: правда или вымысел?
Любите литературу? Эта викторина выясняет правду о любимых писателях и историях, старых и новых.
Хронический инакомыслящий, Замятин был большевиком до революции 1917 года в России, но впоследствии отмежевался от партии. Его ироничная критика литературной политики лишила его официальной благосклонности, но он был влиятельным наставником братьев Серапион, блестящего молодого поколения писателей, чье художественное кредо заключалось в том, чтобы не иметь никаких вероисповеданий. В таких историях, как Мамай (1921) — имя монгольского полководца, вторгшегося в Россию в XIV веке, — и Пещера (1922; «Пещера»), Замятин нарисовал картину возрастающей дикости человечества в послереволюционном Петрограде. Церковь Божия (1922; «Церковь Божия») — аллегорическая повесть, утверждающая, что власть, основанная на кровопролитии, не может претендовать на добродетель. Его очерк «Я бойюс» (1921; «Боюсь»), краткий обзор состояния послереволюционной литературы, завершается пророческим суждением: «Боюсь, что единственно возможное будущее русской литературы — это ее прошлое». В этот период Замятин написал одни из лучших своих рассказов.
Его самое амбициозное произведение, роман « Мои » (написан в 1920 г.; Мы ), распространялся в рукописи, но не публиковался в Советском Союзе до 1988 г. (английский перевод появился в США в 1924 г., а оригинальный русский текст был опубликован в Нью-Йорке в 1952 г.). Он изображает жизнь в «Едином государстве», где рабочие живут в стеклянных домах, имеют номера, а не имена, носят одинаковую униформу, едят химические продукты и наслаждаются сексом по карточкам. Ими управляет «благодетель», который единогласно и постоянно переизбирается. Часто классифицируется как научная фантастика, We является литературным предком романов Олдоса Хаксли «, дивный новый мир, » (1932) и « Девятнадцать восемьдесят четыре, » Джорджа Оруэлла (1949).
Публикация за границей Мы явилась одной из причин репрессивной кампании, начатой против многих писателей в 1929 году. Замятин объявил о своем выходе из Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) и практически перестал считаться советским автор. Его перестали публиковать, а его пьесы, которые он начал писать в 1923 и с успехом шедшими в театрах, были сняты с репертуара. В 1931 году, после его обращения к советскому лидеру Иосифу Сталину и вмешательства писателя Максима Горького от его имени, Замятину было разрешено покинуть Советский Союз для длительного пребывания за границей. Он прожил в Париже всю оставшуюся жизнь. Его литературная продуктивность в те годы была скудной.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Адамом Августином.
Русский роман, который предвидел, но недооценил тоталитаризм
У меня есть предмет, которому я много лет отводил почетное место в каждом доме, в котором жил. Это своего рода настенная витрина, стеклянная витрина размером два на три фута, на которой напечатан распорядок дня. Он включает восемь с половиной часов сна; по часу на завтрак, обед и ужин; полчаса упражнений; три часа свежего воздуха; и три часа послеобеденных настольных игр и просмотра фильмов. Кто-то украл этот прекрасный предмет из психиатрической больницы в провинциальной России, чтобы преподнести мне в подарок. Я не устаю смотреть на него, как и моя дочь не устает указывать на запись «Час отдыха: 14:00-16:00». Как чудесно иметь возможность растянуть час отдыха на два, чтобы нарушить течение времени.
Каждый год, когда я читаю «Мы» Евгения Замятина со своими учениками, мне хочется, чтобы в классе висело расписание психиатрической больницы, потому что роман Замятина представлял собой регламентированный образ жизни, и потому что это тоже, казалось, ниспровергало течение времени. Родившийся в 1884 г., Замятин был революционером, даже большевиком; он был заключен в тюрьму и отправлен в ссылку в царскую Россию, а затем переехал на время в Англию, вернувшись всего за месяц до прихода к власти большевиков. Три года спустя он написал свою антиутопию, возможно, переработав ее в 1921 или 1922 г. К тому времени, когда он закончил окончательный вариант, большевики уже ввели цензуру и создали тайную полицию. Им потребовалось несколько лет, чтобы установить советскую власть на большей части территории, ранее принадлежавшей Российской империи, чтобы экспроприировать большую часть собственности и построить первый концлагерь, и еще больше времени потребовалось, чтобы установить царство террора. Но Замятин уже написал роман, в котором описаны многие особенности этого террора и других ужасов, грядущих в двадцатом веке.
Если вы слышали о «Мы», вы слышали, что оно было пророческим и новаторским и что оно повлияло на Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла, чьи романы-антиутопии, в свою очередь, помогли сформировать наше понимание двадцатого века и последующих лет. «Мы» представляет собой Единое Государство, в котором у людей нет имен собственных; они отмечены комбинацией букв и цифр, как узники нацистских лагерей. Они носят одинаковую одежду, их волосы одинаково острижены, их пища синтетическая и чисто утилитарная, а их дома идентичны и прозрачны. (Советская жизнь с ее навязанным однообразием, с одной стороны, и крайним дефицитом, с другой, в конечном счете стала менее эстетичной версией этого уравновешенного существования. ) расписания отделения и определяет все, вплоть до часа занятий любовью, с партнером, которого назначает центральная власть. Они говорят на перевернутом языке; тиран называется Благодетелем. Центром общественной жизни является публичная казнь, которая прославляется и совершенствуется: человеческая жизнь, сведенная к небольшому количеству чистой воды и пепла. Замятин представлял себе это за двадцать лет до того, как нацистская Германия начала дезинфицированное промышленное массовое убийство людей, которых сократили. Антиутопия Замятина — это город, обнесенный стеной и куполом, и его жители не подозревают о существовании большего мира. Он представлял это за годы до того, как железный занавес закрыл Советский Союз.
Хотя Замятин написал «Мы» за несколько лет до того, как слово «тоталитаризм» появилось в политической речи, и за целых три десятилетия до того, как его определили и описали политические теоретики, он не только предсказал некоторые его характеристики; он предвидел ее определяющее условие, которое есть уничтожение личности. Ханна Арендт в «Истоках тоталитаризма» и в других местах утверждала, что тоталитаризм был новой формой правления, отличной от предшествовавших ему тираний. Тираны прошлого требовали повиновения — внешнего выполнения определенного поведения, — но тоталитарные режимы стремятся подавить, стереть сердцевину человека. Послушания недостаточно, равно как и проявления любви; режим требует этого и всего остального тоже. Контуры личности исчезают, и люди сливаются в то, что она называла «одним человеком гигантских размеров». Замятин нашел для него слово: мы .
«Мы» не могли быть изданы в Советской России. Он был переведен на английский язык в 1924 году, затем на чешский и французский языки. Через пару лет после чешской публикации Замятин — в то время писатель с хорошей репутацией, глава ленинградского отделения Союза писателей — был оклеветан всеми журналами и издательствами СССР. стать изгоем. В 1931 году по особому разрешению эмигрировал в Париж. К этому моменту советские границы были фактически закрыты.
Все вышесказанное верно, и все достаточно очевидно. Однако современный российский литературный критик Дмитрий Быков утверждает, что предсказания Замятина не оправдались. «Он боялся не того», — сказал Быков в лекции 2016 года. «Он представлял себе образцовое тоталитарное государство, построенное на абсолютном разуме, на логике. . . и навязанная тоталитарная благотворительность». Антиутопия Замятина была ясна, бесплодна, совершенна — а потому бездушна и душегубна. В действительности, продолжал Быков, не тирания совершенства сделала тоталитаризм двадцатого века таким ужасным; это была тирания худших.
Безусловно, ужасы двадцатого века были, как утверждал философ Зигмунт Бауман, функциями современности. Холокост шел по рельсам, расписанию и технологиям, которые сделали возможным массовое анонимное убийство. Замятин был человеком не только слова, но и науки; он получил образование инженера и работал в судостроении, как один из создателей гигантского русского ледокола. У него было острое чувство того, как технологии могут изменить человеческое существование, и это, возможно, позволило ему представить, что люди сведены к числам и к горсти пепла. Чего он не предвидел, как заметил Быков, так это непреодолимой апелляции к худшему в человеческой природе, той самой апелляции, которая связывает самые мрачные моменты двадцатого века с самодержцами и стремящимися самодержцами века двадцать первого. Они призывают своих последователей отказаться от условностей достоинства и ожиданий морали и вместе быть худшими из себя.
Режимы в нацистской Германии и Советском Союзе имели достаточно общего, чтобы позволить ученым создать новую категорию, включающую их: тоталитаризм. Оба режима полагались на пропаганду и террор; оба относились к своему населению как к ненужному. Но было одно существенное отличие, которое продолжает преследовать нас и по сей день: если Гитлер открыто апеллировал к худшему в человечестве, то большевики строили свое государство во имя красивых, гуманистических идей. Большевики рисовали себе государство, в котором все были совершенно равны, каждый получал по потребности и отдавал по способностям, и каждый существовал в полной гармонии с остальными. Антиутопия Замятина согласуется с этими идеями и предвосхищает их искажение. Как сын православного священника и сам русский революционер, Замятин глубоко понимал и даже любил идеалы коммунитаризма. Когда он визуализировал безобразный результат неумолимого навязывания этих идей, он использовал то, что, несомненно, когда-то считал красивым словом: мы — чтобы описать это.
В мире без личных границ, в мире без отклонений, конфликтов, интуитивных прозрений, различий, в мире без «я», не может быть «нас». мы «Мы» — это скорее масса, чем сообщество людей. Замятин представлял себе, что если тоталитарный субъект начнет преследовать свои желания, а не следовать главному расписанию и приказам Благодетеля, он станет неспособен жить в мы . Его нужно было бы починить, казнить или выслать. В романе у главного героя, D-503, диагностировано развитие души — состояние, которое необходимо исправить, чтобы он мог реинтегрироваться в общество.
Как обычно рассказывают историю Замятина, так случилось и с ним. После публикации «Мы» за границей его исключили из всех советских учреждений и заставили просить Сталина разрешить ему эмиграцию. Это та история, которую я резюмировал выше. Это аккуратно, но это не совсем так. Первоначальная потеря Замятиным профессионального и общественного положения предшествовала публикации «Мы» за границей и, вероятно, предшествовала завершению романа. В 1921 году в эссе под названием «Я боюсь» он писал о том, что он видел как зарождающуюся советскую систему выбора идеологически надежных писателей и разрешения публиковаться только им. Он классифицировал писателей как «подвижных» и «не подвижных» и утверждал, что последняя группа — те, кто не в состоянии преподнести свои слова точно в соответствии с ожиданиями нового режима — была вынуждена молчать:
Настоящая литература может процветать только там, где ее создают не послушные и надежные бюрократы, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари и скептики. Там, где писатель должен быть разумным, верным, как католик, полезным в настоящий момент, где он не может цепляться за каждого, как Джонатан Свифт, или улыбаться всему, как Анатоль Франс, не может быть литературы, отлитой из бронзы, — не может быть литературы, отлитой из бронзы.