Законы ману кратко: Законы Ману

Законы Ману | это… Что такое Законы Ману?

Ма́ну-смри́ти (санскр. मनुस्मृति, manusmṛti?), также известна как Ману-самхи́та, Манава-дхармашастра (санскр. मानवधर्मशास्त्र) и Законы Ману — памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр, которые входят в литературу смрити.[1]

Содержание

  • 1 Датирование текста
  • 2 Изучение и критика
  • 3 Структура текста
  • 4 «Ману-смрити» как кодекс правил
    • 4.1 Социальное устройство
    • 4.2 Имущественные отношения
    • 4.3 Семейные отношения
    • 4.4 Преступления и наказания
  • 5 Примечания
  • 6 Литература

Датирование текста

Датирование текста является важным для науки, так как «Ману-смрити» был написана в период, когда влияние брахманов было под угрозой неведических движений,

[2] после распада империй Маурьев и Шунга сложился период социальной нестабильности. [3] Таким образом «Ману-смрити» и другие Дхарма-шастры были реакцией брахманов на эти угрозы.[4]

В науке утвердилась точка зрения Георга Бюлера, что «Ману-смрити» в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II веке до н. э. — II веке н. э.[5] При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав наиболее древними считаются II—VI главы, однако в них также встречаются стихи, которые являются позднейшими добавлениями. Пандуранг Ваман Кане ограничивал датировку периодом с II века до н. э. до I века н. э.[6] К. П. Джаясвала указывает ещё более точную дату: 150—120 годы до н. э.[7]

Изучение и критика

Законы Ману являются важным социологическим, политическим и историческим памятником древнеиндийской литературы. Он также является предметом критики современных либералов, индийских реформистов, феминистов, марксистов и других.

Большая часть критики связана с неизвестностью уровня влияния «Ману-смрити» на индийское общество того времени, также происходят споры по поводу того, насколько изменился оригинальный текст после дальнейших интерпретаций.

Приводится ряд доказательств о том, что «Ману-смрити» не имел сильного влияние на общество своего времени. Так, например, «Бхагавад-гита» противоречит многим положениям «Ману-смрити», включая закрепление варны за человеком при рождении. В Северной и Южной Индии традиционными религиями были вайшнавизм и шиваизм, в то время как Законы Ману не были широко распространены.

В 300 году до н. э. Мегасфен описывал, что люди в регионе Матхуры поклонялись Гераклу (которого принято отождествлять с Кришной). Автор «Артха-шастры» Чанакья не упоминает о каких-либо законах, закрепившихся в обществе.

В средние века Законы Ману были неоднократно переписаны и откомментированы индийскими авторами, что говорит о большом значении, которое им придавалось. До наших дней дошли комментарии Медхатитхи (IX век), Говиндараджи (ХII-XIII века), Нараяны (XIV век), Куллюкабхатты (XV век), Рагхавананды (XVII-XVIII века), Нанданы и Рамачандры (XVIII век), а также анонимный кашмирский комментарий, по-видимому, довольно поздний. [8] Естественно, что авторы данных комментариев проживали в отличных от времени составления Законов Ману общественных условиях, что не могло не влиять на их творчество, поэтому мнения различных индийских авторов при толковании отдельных стихов сильно расходятся.

Уильям Джонс — первый переводчик Законов Ману на английский язык

Первый перевод Законов Ману на английский язык был издан в 1794 году основателем индологии сэром Уильямом Джонсом.[9] Британская администрация поддерживала интерес к Дхарма-шастрам, которые она считала кодексами законов.[10] Однако согласно Авари:

Подавляющее большинство индийцев в своей истории никогда не следовали или благосклонно относились к данному тексту; он стал известен миру через перевод, сделанный в конце восемнадцатого века сэром Уильямом Джонсом, который ошибочно преувеличивал их древность и значение. Сейчас многие его идеи популяризованы индийскими универсалистами в качестве золотых норм классического индийского закона. Однако они преданы анафеме современными мыслителями и особенно феминистами.[1]

После Уильяма Джонса Законы Ману неоднократно переводились полностью или частично на европейские языки и на некоторые языки Индиии. Среди наиболее качественных переводов — английский перевод Г. Бюлера, а также А. К. Бернелла и Е. У. Хопкинса.[11] Первый русское издание Законов Ману было напечатано в 1913 году в Петербурге в переводе С. Д. Эльмановича, однако уже в то время русские санскритологи считали его неудовлетворительным в связи с некоторыми серьёзными ошибками.

Фридрих Ницше писал:

Сегодня много рассуждают о семитическом духе Нового Завета: но то, что так именуют, на самом деле есть просто священнический дух, — а в Законах Ману, в этом арийском своде законов чистейшей расы, такого рода «семитизм», то бишь священнический дух, выражен отвратительнее, чем где бы то ни было ещё.[12]

Сурендра Кумар, который насчитывал 2 685 стихов в «Ману-смрити», считал, что 1 214 из них являются аутентичными, а оставшиеся 1 471 были добавлены позднее.

[13] Считается, что стихи, относящиеся к критике шудр и женщин были добавлены позднее, но не позднее Ади Шанкары (VII-VIII века).

В своей книге «Революция и контреволюция в Индии» («Revolution and Counter-Revolution in India») лидер далитов Бхимрао Рамджи Амбедкар утверждает, что «Ману-смрити» был написан мудрецом Махариши Бхригу во времена Пушьямитры Шунги в связи с социальным давлением набирающего рост буддизма. Однако историк Ромила Тхапар считает, что эти выпады носят вымышленный характер и приводит археологические доказательства в свою поддержку.[14]

Однако не все учёные сходятся на том, что Законы Ману не являлись авторитетным источником права. К примеру, аутентичность и авторитетность «Ману-смрити» признавали Даянанда Сарасвати, А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, Анни Безант, Пётр Успенский, Пандуранг Шастри Атхавале и Сарвепалли Радхакришнан.

Структура текста

«Ману-смрити» написана на санскрите, содержит 2684 стихов (шлок), которые разбиты на 12 глав:

  • I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества;
  • II — правила жизни в период обучения;
  • IIIIV — правила жизни семьянина-домохозяина;
  • V — некоторые религиозные нормы;
  • VI — правила жизни отшельника;
  • VII — наставления об обязанностях царя и управлении государством;
  • VIII — наставления о судопроизводстве и юридической практике;
  • IXX посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;
  • XI — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;
  • XII — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

«Ману-смрити» как кодекс правил

Социальное устройство

«Ману-смрити» выделяет четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Согласно нему вайшьев следовало побуждать к занятию торговлей, ростовщичеством, скотоводством и земледелием, а шудр — к услужению «дваждырождённым».[15] Также в «Ману-смрити» упоминаются лица, «презренные даже для отверженных».[16]

Также указаны семь случаев, при которых человек становился рабом (даса) — военнопленный (дхваджарта), за содержание (бхактадаса), рождённый в доме (грихаджа), купленный (крита), подаренный (датрирна), доставшийся по наследству (пайтрика) и в силу наказания (дандадаса).[17] Рабы был неправоспособны, заключенные им сделки считались недействительными.[18] Дети рабыни считались собственностью хозяина.[19]

Оружие могли носить только кшатрии, другие «дваждырождённые» могли браться за оружие только когда для них «наступает время бедствий».

[20] Войны были важным источником процветания государства. Почитался царь — мужественный воин, который добывал силой то, чего он не имел.[21] Царю переходила бо́льшая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат.[22] Армия выполняла также функции охраны государственного порядка, для чего воинские отряды помещались среди «двух, трёх, пяти, а также сотен деревень».[23]

Главной задача царя являлась охрана его поданных,[24] за что он имел право назначить им налог (бали),[25] однако он должен был быть умерен в его сборах.[26] Также ему вверялось осуществление правосудия с помощью опытных брахманов,[27] он являлся опекуном всех малолетних, больных, вдов.

[28] Царю предписывалось почитать брахманов, знающих Веды и поступать по их совету.[29] Царь также назначал ряд должностных лиц и контролировал их деятельность. [30]

Для каждой деревни царю следовало назначить старосту, для десяти, двадцати, ста и тысячи деревень — управителя.[31]

В качестве судебной инстанции выступал суд, в который входили царь вместе с брахманами и опытными советниками либо назначенный царём брахман, «окружённый тремя судьями».[32] Толковать нормы права в суде мог только брахман, в крайнем случае кшатрия или вайшья.[33]

Существовало 18 поводов (пада) судебного разбирательства: неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в торговом или ином объединении, неотдача данного, неуплата жалования, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом, споры о границе (земельных участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие, прелюбодеяние, брачные отношения, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад.

[34]

Большое внимание уделяется свидетельским показаниям в суде. Свидетель должен был являться равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой он дает показания. Только в случае тяжких преступлений (воровство, насилие и пр.) свидетели не проверялись слишком тщательно на предмет надёжности. При отсутствии надлежащих свидетелей разрешалось принимать свидетельства ребенка, старика, ученика (в отношении учителя), родственника, раба и женщины.[35]

Имущественные отношения

В «Ману-смрити» говорится о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность. Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад.[36] Существовало семь законных способов приобретения имущества: путём передачи вещи по наследству, получения её в дар, покупки, завоевания, ростовщичества, исполнения работы, а также получения милостыни.[37] Первые три способа были доступны для всех варн, четвёртый — только для кшатриев, пятый и шестой — для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов.

Недействительными считались те сделки, которые были совершены путём обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также рабом, стариком, ребёнком. [38]

Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать.[39] Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу.[40] Даже в случае его болезни, наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена.[41]

Семейные отношения

Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману посвящены в основном главы III и IX.

В них выделяется восемь форм брака, которые были распространены в Индии. Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху),[42]дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд),[43]аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар)[44] и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе драхму»).[45] Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты),[46]гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей),[47]ракшасу (похищение невесты)[48] и самый худший вид — пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной). [49] Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось.[50]Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна.[51]

Браки между различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена. Однако их дети были неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын шудрянки и дваждырождённого не имел права на наследство, кроме того, что давал ему отец.[52]

Женщина согласно «Ману-смрити» должна была всю жизнь находится под защитой мужчины (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости).[53] Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически.[54] Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом,[55] однако даже проданная жена не освобождалась от мужа.[56] В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно».[57]

Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.[58]

Преступления и наказания

Великими грехами (махапатака) согласно «Ману-смрити» являлись убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником.[59] Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Однако такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был отнесен к числу преступлений.[60]

От наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый или даже брахман, весьма учёный в Ведах. Также грехом не являлось «убийство убийцы». [61]

Наказание зависело от варны наказуемого. К примеру, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф, но то такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание — отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию.[62]

Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет»,[63] к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе».[64] Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни.[65] Однако проституция жены с согласия мужа не наказывалась.[66] Лишение чести девушки против её воли влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев в случае, если преступник был не равен по положению с потерпевшей. Равный по положению был обязан выплатить крупный штраф.[67] Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель — сожжению на раскалённом железном ложе.[68] За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины.[69]

«Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением.[70] Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги.[71]

Царю предписывается использование следующих видов наказаний: заточение (ниродхана), заковывание в цепи (бандха) и различные виды телесных наказаний (вадха). К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.

Примечания

  1. 1 2 См. : Avari, p. 142.
  2. См.: Hopkins, p. 74; Thapar, p. 261.
  3. См.: Kulke and Rothermund, p. 85.
  4. См.: Hopkins, pp. 74, 84.
  5. The laws of Manu, transl. by G. Buhler, Oxford, 1866, p. XVIIIXLV («The sacred books of the East», vol. XXV).
  6. P. V. Kane, History of dharmasustra, vol. I—V, Poona, 1930—1956; vol. 1, 1930, p. 79-85.
  7. К. P. Jayasvala, Manu and Yajnavalkya, Calcutta, 1930, p. 46-49.
  8. Все эти комментарии (кроме кашмирского) были собраны в издании: Manavadharmasustram (Institutes of Manu). With the commentaries of Medhatithi, Sarvajuanarayana, Kulluka, Raghavananda, Nandana and Ramachandra and Appendix. Ed. by V. N. Mandlik, vol. 1-3, Bombay, 1886.
  9. См.: Flood (1996), p. 56.
  10. См.: Thapar (2002), pp. 2-3.
  11. The Ordinances of Manu, transi. A. C. Burnell and Е. W. Hopkins, London, 1884.
  12. Фридрих Ницше. Воля к власти
  13. Surendra Kumar, Vishuddha Manusmriti, (Arsh Sahitya Prachar Trust, Delhi, Fourth Edition), p. 5.
  14. Romila Thapar, Asoka and the Decline of the Mauryas, Oxford University Press (1960) p. 200.
  15. ЗМ, VIII, 410. Законы Ману согласно редакции Законы Ману — Перевод С.Д.Эльмановича, проверенный и исправленный Г.Ф.Ильиным. — Москва: Наука, 1992. Римскими цифрами указаны главы, арабскими — шлоки
  16. ЗМ, X, 39
  17. ЗМ, VIII, 415
  18. ЗМ, VIII, 163
  19. ЗМ, IХ, 48-55
  20. ЗМ, VIII, 348
  21. ЗМ, VII, 101
  22. ЗМ, VII, 97
  23. ЗМ, VII, 114
  24. ЗМ, VII, 2-3
  25. ЗМ, VII, 80
  26. ЗМ, VII, 128—129
  27. ЗМ, VIII, 1, 10
  28. ЗМ, VIII, 27-28
  29. ЗМ, VII, 37
  30. ЗМ, VII, 54-63, 81 и др.
  31. ЗМ, VII, 115
  32. ЗМ, VIII, 1-10
  33. ЗМ, VIII, 1-2, 9-10
  34. ЗМ, VIII, 4-7
  35. ЗМ, VIII, 63-72
  36. ЗМ, VIII, 149—149
  37. ЗМ, Х, 115
  38. ЗМ, VIII, 163—165
  39. ЗМ, IV, 4
  40. ЗМ, VIII, 215
  41. ЗМ, VIII, 217
  42. ЗМ, III, 27
  43. ЗМ, III, 28
  44. ЗМ, III, 29
  45. ЗМ, III, 30
  46. ЗМ, III, 31
  47. ЗМ, III, 32
  48. ЗМ, III, 33
  49. ЗМ, III, 34
  50. ЗМ, IХ, 88
  51. ЗМ, IХ, 80
  52. ЗМ, IХ, 155
  53. ЗМ, IХ, 2-3
  54. ЗМ, IХ, 48-55
  55. ЗМ, ХI, 69
  56. ЗМ, IХ, 46
  57. ЗМ, IХ, 81
  58. ЗМ, IХ, 59-65
  59. ЗМ, ХI, 55
  60. ЗМ, IХ, 235
  61. ЗМ, IХ, 349—351
  62. ЗМ, VIII, 270—280
  63. ЗМ, VIII, 352
  64. ЗМ, VIII, 357
  65. ЗМ, VIII, 359
  66. ЗМ, VIII, 362
  67. ЗМ, VIII, 364—367
  68. ЗМ, VIII, 371—372
  69. ЗМ, VIII, 374—379
  70. ЗМ, VIII, 339, 341
  71. ЗМ, VIII, 323-24

Литература

  • Flood, Gavin (1996), An Introduction to Hinduism, Cambridge University Press, ISBN 0-521-43878-0
  • Thomas J. Hopkins The Hindu Religious Tradition. — Belmont, California: Wadsworth Publishing Company, 1971.
  • John Keay India: A History. — New York: Grove Press, 2000. — ISBN 0-8021-3797-0
  • Hermann Kulke A History of India. — New York: Barnes & Noble, 1986. — ISBN 0-88029-577-5
  • Patrick Olivelle Manu’s Code of Law: A Critical Edition and Translation of the Mānava-Dharmaśāstra. — Oxford: Oxford University Press, 2005. — ISBN 0-195-17146-2
  • Romila Thapar Early India: From the Origins to AD 1300. — Berkeley, California: University of California Press, 2002. — ISBN 0-520-24225-4
  • Sacred Books of the East: The Laws of Manus (Vol. XXV). — Oxford, 1886. Available online as The Laws of Manu
  • Законы Ману / Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. — Москва: Наука, 1992.

   

Реферат — Законы Ману

Реферат

  • формат docx
  • размер 27. 69 КБ
  • добавлен 03 февраля 2011 г.

Законы Ману
Становление социальных групп населения
Право собственности, обязательное право
Преступление и наказание по законам Ману.
Судебный процесс

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Исторические дисциплины
  1. Академическая и специальная литература
  2. Юридические дисциплины
  3. Конституционное право
  4. Конституционное право зарубежных стран
  5. Исторические конституции стран

Смотрите также

  • формат pdf
  • размер 1. 33 МБ
  • добавлен 20 января 2012 г.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. — Красноярск: СФУ, 2007. — 209с. Законы Хаммурапи, царя Вавилона Книга законов Ману Законы XII таблиц Институции Гая Дигесты Юстиниана Эклога Салическая правда Великая Хартия Вольностей Каролина Хабеас Корпус акт 1679 г. Билль о правах 1689 г. Акт об устроении 1701 г. Декларация независимости 1776 г. Статьи конфедерации 1781 г. Конституции США 1787 г., Билль о правах…

  • формат pdf
  • размер 2.69 МБ
  • добавлен 08 октября 2010 г.

МГиУ, 355 с, 2008 г. Хрестоматия содержит правовые акты, необходимые для изучения курса по истории государства и права зарубежных стран студентами юридического факультета. Содержание Государство и право Древнего мира( законы Хаммурапи, Ману, царя Вавилона, законы 12 Таблиц, институции Гая, Дионисий о реформе Сервия Туллия) Государство и право Средних Веков ( Саллическая правда, Кутюмы Бовези, Золотая Булла, Каролина, Судебник Этельберта, Велика…

  • формат pdf
  • размер 29.1 МБ
  • добавлен 19 декабря 2010 г.

Законы Ману являются так называемой дхармашастрой — сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 82 КБ
  • добавлен 06 сентября 2010 г.

Юридический институт,1 курс, вариант № 4, объем 11 стр. 1. На основе анализа «Законов Ману» найдите 18 видов судебного разбирательства. Ответ: «Законы Ману» — самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник. 2. Проанализируйте «Саксонское Зерцало» и выполните следующие задания: а) Установите систему наказаний, применяемых немецким правом, в…

Лабораторная

  • формат doc
  • размер 34.59 КБ
  • добавлен 22 мая 2010 г.

2007 г. 30 стр. Брачно-семейное и наследственное право, преступление и наказание по законам Ману. Средневековое государство Востока. Арабский халифат. Основные тенденции развития права в XX веке

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 100.5 КБ
  • добавлен 08 марта 2011 г.

ЧелГУ, 2010г. специальность юриспруденция, кафедра теории государства и права, 1 курс, 19 страниц. Введение Правовое положение основных групп населения по «Законам Ману» Институты вещного права. Обязательства по «Законам Ману» Преступления и наказания по «Законам Ману» Суд и процесс по «Законам Ману» Заключение Список литературы

Лабораторная

  • формат docx
  • размер 72.29 КБ
  • добавлен 27 февраля 2010 г.

Иркутский юридический институт, 1 курс, 2009 год. Вопросы: Основные памятники права стран Древнего Востока. Форма древневосточного права. Законы Вавилонского царя Хаммурапи. Законы Ману в Древней индии. Салическая правда – источник раннефеодального права. Происхождение и юридическая природа Салической правды. Преступления и наказания. Суд и процесс. Судебные доказательства.

Статья

  • формат doc
  • размер 923.5 КБ
  • добавлен 02 мая 2010 г.

Введение в курс истории государства и прав История государства и права древнего мира История государства и права Древнего Египта История государства и права в Древней Месопотамии История государства и права Древнего Китая История государства и права Древней Индии. Законы Ману История государства и права Древней Греции История государства и права Древнего Рима История государства и права средних веков Франкское государство Средневековое государств…

Статья

  • формат doc
  • размер 651 КБ
  • добавлен 22 февраля 2011 г.

МЮИ, 2 курс, юриспруденция, курс лекций по ИГПЗС. Конспект составлен в форме готовых ответов на вопросы экзамена, 52 страницы, состоит из следующих разделов: Древние государства Древний Египет Древняя Индия законы Ману Древний Вавилон Законы Хамурапп Спарта Афины Реформы Солона Римская империя и римское право законы 12 таблиц Распад Древне Римской империи и возникновение варварских государств государство франков Салическая правда Священная римска…

Лабораторная

  • формат doc
  • размер 45 КБ
  • добавлен 09 августа 2010 г.

Представленное решение имеет вид ссылок на нормативные акты. Решение задач по темам: 1. Законник Хаммурапи; 2. Законы Ману; 3. Древняя Греция; 4. Древний Рим; 5. Англосаксонские правды; 6. Салическая правда; 7. Византия; 8. Средневековая Англия; 9. Средневековая Франция; 10. Средневековая Германия; 11. Средневековые Китай и Япония

Дхарма-шастра | Индуизм | Британника

Похожие темы:
Ману-смрити Дхарма-сутра шастра

См. весь связанный контент →

Дхарма-шастра , (санскрит: «Наука о праведности») древнеиндийская система юриспруденции, которая является основой, подлежащей законодательной модификации, семейного права индусов, проживающих на территориях как внутри, так и за пределами Индии. (например, Пакистан, Малайзия, Восточная Африка). Дхарма-шастра в первую очередь касается не судебного управления, хотя суды и их процедуры рассматриваются всесторонне, а правильного поведения в каждой дилемме. Некоторые основные принципы Дхарма-шастры известны большинству индусов, выросших в традиционной среде. К ним относятся утверждения о том, что обязанности важнее прав, что женщины находятся под постоянной опекой своих ближайших родственников-мужчин и что король (то есть государство) должен защищать подданных от всякого вреда, как морального, так и материального.

Литература по Дхарма-шастрам, написанная на санскрите, насчитывает более 5000 наименований. Его можно разделить на три категории: (1) сутры (краткие изречения), (2) смрити с (более короткие или длинные трактаты в строфах) и (3) нибандха с (сборники смрити стихов из различных четверти) и вритти с (комментарии к отдельным непрерывным смрити с). нибандха с и вритти с, юридические труды, предназначенные для юрисконсультов, демонстрируют значительное умение гармонизировать расходящиеся сутры и смрити с.

Подробнее по этой теме

Индуизм: Дхарма-сутры и Дхарма-шастры

Среди текстов, вдохновленных Ведами, есть Дхарма-сутры, или «руководства по дхарме», которые содержат правила поведения и обряды в том виде, в каком они были. ..

Техники Дхарма-шастры в основном заключаются в изложении древнего текста, максимы или строфы; объяснить его смысл, если он неясен; и примирить расходящиеся традиции, при необходимости, используя традиционную науку толкования (Мимамса). Там, где это возможно, Дхарма-шастра разрешает соблюдение обычаев, если их можно установить и если их условия не противоречат принципам брахманов (членов класса жрецов). Однако Дхарма-шастра содержит только основные принципы закона. Фактическое исполнение закона, эквивалент прецедентного права, исторически осуществлялось местными советами старейшин, называемыми панчаятами.

Древняя индуистская юриспруденция была представлена ​​западным ученым сэром Уильямом Джонсом, британским востоковедом и юристом 18-го века. Многие его последователи, например сэр Генри Мейн (1822–1888 гг.), считали, что Дхарма-шастра была своего рода жречеством, предназначенным для удержания низших каст, шудр и далитов (ранее неприкасаемых), под контролем высших каст. Тщательное изучение источников Дхарма-шастр немецкими и итальянскими учеными, главным образом Иоганном Георгом Бюлером, Юлиусом Джолли и Джузеппе Маццареллой, показало ее психологический и социологический потенциал. Затем британские администраторы попытались использовать Дхарма-шастру в реальных судебных решениях, чего индусы исторически не делали.

Дхарма-шастра по возрасту равна еврейскому праву (или старше, если его корни действительно восходят к Ведам, самым ранним писаниям индуизма) и имеет большую преемственность и долговечность, чем римское право. Британская колониальная администрация в Индии повлияла на систему индуистского права, жестко применяя традиционные правила и вводя концепцию прецедента. Быстрые социальные изменения, последовавшие за иностранным правлением, потребовали внесения многих поправок в свод индуистских законов Индии. Например, в Дхарма-шастре не было положения о развитии судебного развода или о выделении равных долей дочерям вместе с сыновьями в имуществе их отца после его смерти. Вместо того, чтобы изобретать новые тексты, законодатели изменили систему индийского права, которая применялась в судах, сначала по частям, а затем, в 1955–56, всесторонне. Постепенно, по мере того как судьи теряли знакомство с санскритом, древние тексты стали заменяться современными космополитическими юридическими и социальными концепциями.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Мэттом Стефоном.

Законы Ману и общественный порядок

Одно из самых значительных и авторитетных юридических писаний, используемых в индуизме это Ману-Смрити. Законы Ману — другие распространенные названия для него, наряду с Манав Дхарма Шастра. Ману, предполагаемому первому законодателю, приписывают написание трактата на санскрите. Некоторые авторитетные историки утверждают, что Убеждения Ману отражены в книге как рассуждения по таким вопросам, как законы, обязанности, поведение и другие важные части повседневной жизни. Он описывает набор моральных принципов человеческого общества.

Когда была написана Ману-Смрити, современные цивилизации не имели даже фундаментальное понимание правил, прав и других понятий, которые удушают воздействие на общество. В этом отношении признается, что Ману-Смрити в значительной степени прогрессивен во многих отношениях. За свое мнение о женщинах и касте В то же время текст подвергается нападкам со стороны значительной части общества.

Несмотря на то, что более пятидесяти его рукописей были обнаружен ряд противоречий и несоответствий в отношении легитимность Ману-смрити. Каждая рукопись отличается от других, и более время, были многочисленные добавления, удаления и пересмотры, которые изменена структура текста.

Также оспаривается, является ли текст оригинальным произведением одного автора или сборник идей нескольких интеллектуалов того периода. Тем не менее, это все еще возможно для нас определить основные компоненты текста, которые обсуждают законы, правила и обычаи.

Целью данной исследовательской работы является получение ответов на следующие вопросы:

  1. во-первых, как Ману-Смрити разделила общество на касты?
  2. Во-вторых, как Ману-Смрити трактует положение женщин в общество?
  3. В-третьих, какова была концепция Радждхармы или обязанностей короля дал Ману?

Введение
Согласно индийской мифологии, Ману был первым человеком и легендарным автором Ману-Смрити, важный свод санскритского закона. Название акции этимологические корни у санскритского глагола man-, что означает «размышлять», и Индоевропейское слово «человек». Священный текст индуизма, Веды, описывает Ману как тот, кто совершил первое жертвоприношение. Его также называют первым царь, и большинство императоров средневековой Индии можно проследить до его через сына или дочь.

Манусмрити, также известная как «Законы Ману», которая считается одним из самые авторитетные писания в традиции, является одним из самых авторитетные сочинения брахманической традиции, описывающие социальные и гражданские правила и кодексы поведения, необходимые для поддержания дхармы.

Устанавливает нормы поведения для обоих полов, принадлежащих к четырем социальным классы или варны — брахман, кшатрий, вайшья и шудра, — а также руководящие принципы для взаимодействия между ними. Кроме того, в нем описываются поведенческие ожидания для в четырех ашрамах жизни — брахмачарье, грихсташраме, ванпрастхе и саньяса.

Кроме того, он устанавливает законы, регулирующие гражданские вопросы, такие как бизнес и контракты, а также радждхарма, или обязанности и обязанности короля. Эти строгие социальные нормы и ограничения помогают защитить дхарму, иерархический общественный порядок, основанный на системе варн, в котором брахманы и шудры различные социальные положения и преимущества.

Манусмрити и кастовая система

Почти тысяча тридцать четыре стиха текста Ману-Смрити посвящены законы и ожидаемые добродетели брахманов. Раздел ману-мажор смрити это. Количество стихов для кшатриев составляет где-то между 971 и 972. В Напротив, законы и правила для двух низших классов, вайшьев и Шудры, которые представляют рабочий класс и классы торговцев, соответственно, очень кратко в описании.

Это доказывает, что у Ману-Смрити была очень субъективная точка зрения на социальные группы, принадлежавшие к низшим кастам. Ману проповедует против шудр и Вайшьи неоднократно упоминаются в его стихах, например:

Согласно одному из стихов, Брахма, «высший творец», породил Брахманы с его уст, кшатрии с его плеч, вайшьи с его бедра, а шудры из его стоп. Идея неприкасаемости, серьезное общественного зла, можно экстраполировать из этого утверждения, что вайшьи и шудры с ними нельзя обращаться, потому что они грязные существа.

В другом стихе Ману заявляет, что согласно тому, что повелел Бог, Обязанностью шудры было служить высшим кастам преданно и без жалоб.

Ману считал, что шудры не подходят для получения образования. Верхние варны, по его словам, не следует просвещать или давать советы шудрам. Он считал, что Шудрам не нужно было знать законы и кодексы, поэтому они не должны были учили о них.

Люди из всех слоев общества по праву нападали на Ману-Смрити из-за поощрение социального неравенства и проявление ненависти. Эти рекомендации по-прежнему следуют нечестные религиозные личности, которые также пытаются навязать их на других. Известный социальный реформатор и защитник равенства доктор Б.Р. Амбедкар сжег Ману-Смрити в знак протеста против таких социальных стандартов и утверждал, что это было виновато в распространении кастовой системы в Индии. Он отметил, что Ману-Смрити препятствовало развитию и продвижению страна.

Ману представляет и защищает кастовую систему в очень пугающей и тревожной форме. путь. Ману защищал кастовую систему как краеугольный камень общественного порядка и регулярность. Вайшьи и шудры подвергаются угнетению и пренебрежению, в то время как Брахманам и кшатриям дарованы все привилегии, на которые только может надеяться человек.

Члены высшей касты получают прощение за свои прегрешения. самое суровое наказание было назначено шудре даже для самого маленького проступок, но брахман, причинивший вред шудре, легко отделается. Вещи имеют изменились в современном мире в результате политической известности касты система. Книгу Ману-Смрити часто сжигают на митингах протеста, потому что она считается корнем неравенства Индии.

Манусмрити и женщины

Ману-смрити также чаще всего подвергается критике за то, как она изображает Женщины и их место в обществе. Его изображение женщин предлагает картину того, как в древней Индии женщины считались не более чем объектами мужчин, и мы может в какой-то степени относиться к этому, глядя на то, как сегодня обращаются с женщинами в индийское общество. Начнем с некоторых отрывков из Ману-Смрити. которые являются дискриминационными, предвзятыми и оскорбительными по отношению к женщинам, чтобы понять, как женщины изображаются в литературе.

По его словам, «умные» мужчины никогда не остаются незамеченными в присутствии женщин. потому что в женской природе заложено соблазнять мужчину. Он также посоветовал не женитьба на женщине с рыжеватыми волосами, на женщине, которая часто болеет, на женщине с отсутствие волос или чрезмерное количество волос. Мудрые мужчины должны жениться только на женщинах, которые физически безупречны, имеют прекрасные имена, грацию, сравнимую со слоном, умеренную шерсть на голову, мягкие конечности и т. д. Девочки должны оставаться на попечении своих отцов, как дети, их мужья как взрослые, а затем их сыновья как вдовы. Под нет обстоятельствах, если ей будет разрешено заявлять независимые претензии.

Ману-смрити очень подробно описывает обязанности женщины в доме, лишив ее свободы или возможности покинуть дом. Женщины всегда изображались как неспособные поддерживать себя самостоятельно и полагаться на своих супругов во всех своих потребностях. По этой причине Коран советует женщинам продолжать находиться под опекой своего сына, мужа, и отец в таком порядке. Женщину называют добродетельной и «хорошей леди». если она подчиняется мужу и обращается с ним как с рабом; впрочем, это не сказано женщины, которая использует свой интеллект, чтобы приобретать вещи.

В общем, Ману-Смрити советует женщинам сосредоточиться на текущих задачах, такие как забота о доме и рождение детей, чтобы сохранить фамилию, поскольку это то, в чем они, по-видимому, умеют. Ману-смрити, существование женщины состоит из трех этапов: рождение, обязательства, связанные с браком, и смерть. В этой ситуации положение женщин неизбежно будет снижаться, и это будет причиной многих проблем, которые мы в настоящее время имеют дело, в том числе с приданым, детскими браками, гендерными неравенство, женское фетоубийство и множество других проблем.

Детские браки и фетоцид женского пола — две серьезные проблемы, с которыми индийское общество сталкивается. в настоящее время сталкивается. Эти проблемы были вызваны людьми, которые все еще придерживаются принципам устаревших религиозных писаний, таких как Ману-Смрити и имеют колониальное мышление, которое не признает своих ошибок. Нам требуется тщательная образовательная программа, которая решает эти трудности, информирует людей изъянов в этих устаревших книгах и наставляет их, как подойти к все ситуации с рациональным умом, чтобы полностью искоренить эти вопросы. Нет сомнения, что будущее общества за образованием.

Манусмрити и Радждхарма

Многочисленные аспекты радхармы, или управления государством, подробно рассматриваются в седьмой главе. глава Манусмрити. Дхармашастры много думали и обсуждение идеи радждхармы, поскольку она всегда была существенной важность.

  • Кто должен править как король?
  • Как его учить?
  • Какое обучение должен пройти король?
  • Каким образом выбирается король?
  • Какие у него обязательства перед семьей?
  • Какую роль в обществе он должен играть?
  • Как будет поддерживаться и внедряться общественный порядок?

Это были основные проблемы, которые он пытался решить. Помимо них, ряд дополнительных предметов были составной частью радхармы традиционной индийской правительство. Ману был первым, кто организовал изучение управления и администрации, даже несмотря на то, что все аспекты государственного управления ранее были обсуждалось.

Ману был стойким сторонником «доктрины божественного права» происхождения государство, которое считало, что Бог создал государство. По словам К. П. Джаясвала, учение о божественности царя было разработано Манусмрити для защиты империи брахманов Пушьямитра и опровергнуть буддийскую теорию формирование по договору.

Бог, создавший весь космический порядок, отвечает за обеспечение как благополучие населения и бесперебойную работу всей системы. Он установил царя как Своего представителя на земле и институт королевская власть родилась из этой идеи. Даже в Ведах и Упанишадах есть объяснения этому. Представление о том, что король является божественным творением, Манусмрити делится.

Ману подчеркивает моральные и интеллектуальные качества правителя, потому что монарх была важнейшим компонентом общего государственного управления. Он проинструктировано прислушаться к совету брахманов, которые осведомлены о Веды и способны контролировать свои чувства. Для того, чтобы правитель лучше управлять своими подданными, Артхашастра также превозносит достоинства самодисциплина.

Царь Ману был совершенным человеком: умным, нравственно честным, эффективным, хорошо образованный, ученый. Он не был рабом своих сексуальных наклонностей и инстинкты, а также ему не хватало обиды и жадности. Все его подданные получил от него такое же обращение. Ману уподобляет характер этого идеала правитель океана, который мирен на поверхности, но глубок и хаотичен внутри, скрывающий и жемчуг, и мусор.

Кроме того, Ману перечисляет атрибуты, которыми должен обладать правитель. Король должны были быть свободны от порчи и верны дхарме, артхе, каме и мокше. четыре принципа саттвического существования. У него должны быть такие атрибуты, как сама, дама, данда и бхеда, потому что он глава исполнительной власти штата. Кроме того, он нужно быть скромным, уважительным, сильным и целеустремленным.

Наука управления упоминается под названиями Артхашастра и данданити в двух разных контекстах. Артхашастра описана Камасутрой как система обучения, земли, золота, скота, домашней утвари и улучшения что было приобретено. Это известно как данданити, когда оно относится к народное правительство и наказание преступников. Согласие почти всех авторитетов в том, что состояние, или раджья, состоит из семи вещей (пракрити). Термин «саптанга раджья», или «состояние семи элементов», используется для описания Это.

Они следующие:

  1. Свами (правитель или государь)
  2. Аматья (министр)
  3. Джанапада или раштра (территория государства и его жителей)
  4. Дурга (форт, город-крепость или столица)
  5. Коса (накопление богатства в казне правителя),
  6. Данда (армия) и
  7. Митра (друзья или союзники раджи).

Далее Ману говорит, что назначенное наказание должно быть соразмерно тяжести совершенного правонарушения. Каутилья и Ману придерживались схожих мнений. о принудительной власти короля, или данда. Наряду с идеями ранее Философы артхашастры, Ману расширяет эту идею.

Господь, по словам Ману, изобрел данду, чтобы приносить пользу царям и королевства, а затем назначил собственного сына защитником всего живого и дхарма, или мораль. Данда не просто правит людьми; он тоже выглядывает для них. Террор данда держит все в порядке по всей планете. А правитель, обладающий этими качествами — правдой, мудростью, добродетелью, эффективностью и беспристрастность — имеет право использовать данда.

С другой стороны, та же самая данда, которую наносит коррумпированный и нечестный король используется для его уничтожения. Вместе со своим племенем и царством он уничтожен. Тот, кто готова к использованию данда внушает благоговейный трепет всей планете. Ни один человек не освобождаются от королевской данды, если они не выполняют свои обязательства, независимо от того, будь отцом, матерью, другом или домашним священником.

Целью данда является поддержание стабильности общественного порядка, а также индивидуальная безопасность жизни и имущества. Теория временного правителя сотворение и наделение Богом полностью соответствует такому пониманию данда. Иногда слово «данда» также ассоциируется с «дхармой» или «законом». означает, что одно необходимо для осуществления другого. Ману также устанавливает понятие неограниченной юрисдикции короля над всеми преступников и правонарушителей, независимо от их социального или политического положения.

Это согласуется с применением в Арташастре принципа данда. Он добавляет, что Бог создал возмездие, или данду, чтобы царь мог исполнить свое обязанности успешно. Кроме того, он предупредил, что использование силу или власть следует применять только тогда, когда абсолютно необходимо наказать тех, кто был признан виновным, чтобы как исправить преступника, так и служить в качестве сдерживающего фактора для других.

Армия и местные органы власти также исследуются Ману, так как они являются инструментами для соблюдение территориальных границ государства или королевства, а также власть над своими гражданами. Его система местного самоуправления состоит из ряда должностных лиц разного уровня, отвечающих за более мелкие и более крупные группы деревни с министром монарха для регулярной проверки их работы.

Деревня, возглавляемая старостой, является основной административной единицей в область. Группы из десяти, двадцати, сотен и тысяч деревень составляли постепенно повышались уровни местного самоуправления.

Куратор всех дел с армией шпионов, чтобы помочь ему «исследовать поведение народа» было еще одним требованием, на котором он настаивал. Министр должны быть назначены для надзора за местным самоуправлением в целом в штаб-квартире. Для защиты королевства в середине должна быть размещена рота войск. из двух, трех, пяти или сотен деревень.

Кодекс законов Ману

Ману уделял больше внимания понятиям справедливости и равноправия. также чувствовал, что тот, кто нарушает справедливость, всегда противен. Оригинальный суд и апелляционный трибунал объединены с королем, который вершит правосудие. монарх наблюдает за судами, и его поддерживают в этом брамины и опытные советники.

Дела должны решаться в соответствии с институтами священного закона и руководящими указаниями принципы региональных обычаев. Король должен назначить ученого брамина и три сабхьи (асессора) для решения дел в случае, если он не в состоянии сам вершить правосудие по любому поводу. После отказа ответчика утверждений, заявитель должен пригласить свидетелей или представить больше доказательство.

Если есть разногласия между свидетельскими показаниями, король должен принять большинство доказательств как убедительные. Судьи должны использовать следственный подойти, если нет свидетелей. Яджнавалкья выделяет три типа доказательства — документы, свидетели и вещи — таким образом, чтобы еще больше упорядочить Представления Ману о доказательствах.

Идея социальной справедливости в том виде, в каком она существует сегодня, включена в концепцию Ману. справедливости. Он называл это «общественной целью справедливости», когда король приходилось отстаивать права людей, которые не могли постоять за себя. Наследство несовершеннолетнего и другое имущество должны охраняться королем до тех пор, пока минор возвращается из дома своего учителя или достигает совершеннолетия, продолжает он. Кроме того, ему приходилось искать сирот, бесплодных женщин, мужчин без детей, супруги, вдовы и дамы, страдающие различными недугами.

Во времена Ману этот огромный субконтинент был домом для различных этнических и языковые группировки с широким спектром мировоззрений и моральных принципов. Ману чувствовал необходимость сохранения этого многообразия культуры и общества как одна органическая единица. Манусмрити охватывает почти все аспекты жизни, в том числе политическая, экономическая, юридическая, социальная и т. д.

Это омнибус гигантских и эпических масштабов, который до сих пор актуален Cегодня. Ману работает над тем, чтобы изменить человеческую жизнь, чтобы выполнить нормативно установленные целей, используя право и политику как инструменты преемственности. это мораль реализации идей того великого мыслителя древней Индии, который выступал за как прагматизм, так и идеализм. Это, пожалуй, самый выдающийся аспект книга, которая добавила намек на универсальность, смягчив ее особенности, выходящие за границы времени.

Критика
Ману часто критикуют за совмещение закона и религии. Ману утверждал что его правила были вдохновлены Богом, хотя это скорее отражение время, в котором он жил, и по своей сути не имеет недостатков. На самом деле большинство древних люди верили, что их правила были вдохновлены Богом. В Древнем Египте были Боги считались источником закона. Кодекс Хаммурапи и Манусмрити оба правила утверждали, что они основаны на божественном вдохновении.

Утверждается, что Десять Заповедей Ветхого Завета были произнесены Моисей от Яхве. Кроме того, утверждалось, что Моисей получил все заповеди, записанные в Исходе, Левите и Числах непосредственно от Бога.

На самом деле, Ману-Смрити поощряет и советует использовать деспотичную касту система в обществе, чтобы категоризировать людей в соответствии с их родом деятельности. Даже более непристойным кажется дальнейшее использование этой системы. Как это общество по-прежнему придерживается мелкой, ошибочной и дискриминационной кастовой системы. несмотря на то, что выучил так много уроков?

Тот факт, что Ману-Смрити, книга, которую индусы высоко ценят и считают быть их учебником закона, изображает женщин в таком плачевном виде. Это показывает нам ясно, как мужчины часто используют и обращаются с женщинами как с объектами в сегодняшнем мире. культура. Единственный долгосрочный ответ на устранение этих социальных болезней состоит в том, чтобы обеспечить чтобы каждый имел доступ к качественному образованию, чтобы он знал о мифы, которые общество любит увековечивать.

Вывод
Манусмрити, также известная как « Законы Ману », считается одним из наиболее авторитетных писаний в традиции и является одним из самых авторитетные сочинения брахманической традиции, описывающие социальные и гражданские правила и кодексы поведения, необходимые для поддержания дхармы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *