Законы хаммурапи ремесло: — — — NationsHistory.ru

Торговля и ремесло при Хаммурапи — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Кодекс царя Хаммурапи

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силы, в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы, где «сильный не притеснял бы слабого».

Так, запрещались продажа и отчуждение за долги земельных наделов царских воинов и других категорий подданных; ограничивалась ростовщическая эксплуатация.

Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов, повозок, рабов.

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи.

Законы Хаммурапи отразили заботу об укреплении и охране частной собственности. Покушение на неё каралось смертной казнью и отдачей в рабство. В законах Хаммурапи отразилось развитие товарно-денежных отношений, меры, способствовавшие расширению торговых сделок.

Были случаи, в которых субъектом права была женщина, в основном она была жрицой. Имущественные права жрицы ничем не отличались от прав мужчин.

Сын мог быть лишен наследства отца, если он дважды дважды совершил тяжелый грех против него.

Своих ресурсов не было, поэтому сокровища привозили. Хотя торговцев в Вавилоне было немного, ведь она требовала наличия определенных знаний, как минимум: письменности и математики. Каждая торговая сделка должна была подтверждаться письменным договором. Касалась ли продажа человека или обычного сосуда. Иначе считалось, что человек украл имущество. Торговлей могли заниматься как мужчины, так и женщины. Купцы продавали камни (лазурь, сердолик), золото, предметы роскоши, и получали за это огромнейшие прибыли.

Процветали и ремесленники. Текстильщики одевали горожан в лен и шерсть. Кожевенники в шапки и сапоги. Ювелиры изготавливали самые разные украшения для женщин и для мужчин. Плотники изготавливали для повседневных прогулок красивые резные посохи, а каменщики подрабатывали на изготовлении печатей. Строители возводили храмы, дамбы и каналы, бассейны, сады и ванны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




История древнего мира — Тема 1. Хозяйство и общество Вавилона по Законам Хаммурапи.

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0


Форма входа

1. Природные условия древнего Двуречья.

2. Образование Вавилонского государства.
3. Судебник Хаммурапи как исторический источник.

4. Хозяйство:
— сельское хозяйство;
— ремесло;
— торговля.
5. Общественный строй:
— классовое и сословное деление свободных;
— рабство.
6. Судопроизводство и уголовное право.
7. Классовая сущность законодательства Хаммурапи.

И с т о ч н и к :
Законы Хаммурапи.
См. в кн.: Хрестоматия по истории древнего мира./Под ред. В.В.Струве. М., 1950. Т.1. С. 149-181. или Хрестоматия по истории Древнего Востока./Под ред. М.А.Коростовцева и др. М., 1980. Ч. 1. С.151-178.

Л и т е р а т у р а:

Всемирная история. М., 1955. Т.1. С. 288-298.
История Древнего Востока./Под ред. В.И.Кузищина. (Любое издание).
История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М., 1983.
История Древнего Востока: Материалы по историографии.

Учебное пособие/Под ред. В.И.Кузищина, А.А.Вигасина.- М., 1991.
Источниковедение истории Древнего Востока: Учебник для студ. истфаков вузов/ Под ред. В.И.Кузищина.- М., 1984.

Цель занятия — углубить знания по экономике и социальному строю Вавилонии, а также приобрести навыки работы с картой и историческими источниками.
Изучение этой темы рассчитано на три занятия, т.е. на 6 аудиторных учебных часов. На первом занятии будут рассмотрены три первых вопроса темы, причем главное внимание будет уделено работе с картой. Поэтому при подготовке к занятию следует внимательно изучить карту «Месопотамия”, помещенную в школьном или вузовском учебнике. Работая с картой, постарайтесь ответить на вопросы: почему в Двуречье классы и государство возникли раньше, чем в большинстве других стран мира? почему именно Вавилон стал столицей мощного централизованного государства?
Также на первом занятии будет подробно рассмотрена карточно-конвертная система работы с историческим источником. Она заключается в том, что по ходу  чтения судебника необходимо выбирать материал по вопросам плана на специальные карточки.

Они представляют собой листы бумаги такого размера, чтобы их можно было вложить в обычный почтовый конверт. Каждая карточка должна быть должным образом озаглавлена: слева следует написать название источника, а справа — вопрос. Вот так:

Законы Хаммурапи     Сельское хозяйство. Земледелие.
Земледелие носило ирригационный характер —  § § 53, 55
Землю пахали, мотыжили, боронили —  § 44

 

Работать над источником надо вдумчиво и внимательно. Следует иметь ввиду, что в некоторых статьях могут быть данные по разным вопросам. Например, § 7 закона гласит: «

Если человек купит из рук сына человека или из рук раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро или золото, или раба, или рабыню, или вола, или овцу, или осла, или что бы то ни было,- этот человек вор, его должно убить”. В этом параграфе имеются сведения по хозяйству (скотоводство, торговля), по имущественному расслоению, по рабству. Их надо выписать в соответствующие карточки. Например:


Законы Хаммурапи                                          Сельское хозяйство.
                                                                           Скотоводство.

     Разводили мелкий и крупный скот. Упоминаются вол, овца, свинья, осел — § 7.

   

 

 

Законы Хаммурапи                                             Торговля.

     Крупные торговые сделки заключались при свидетелях и скреплялись договором  — § 7.

 

Законы Хаммурапи                                                Рабство.
                                                                              Положение рабов.

Допускается возможность торговой сделки с рабом при наличии свидетелей и договора. Это, а также то, что сын человека и раб человека ставятся в равные условия, говорит о том, что рабство носило патриархальный характер — § 7.

 

 

 

 

 

В эти карточки вносятся данные по вопросам и из других параграфов. Если материала много и он не умещается, нужно завести еще одну, две, три карточки. Таким образом выбирается весь материал, чтобы на занятии можно было теоретические положения подтвердить данными источника.
Обратите внимание, что в карточку заносится не механически переписанный текст источника, а его анализ, вывод из прочитанного!
Рассматривая вопрос о сельском хозяйстве, определите, какое место в экономике страны занимало земледелие, выясните роль ирригации. По ремеслу выберите весь материал о специализации ремесленников, технике, организации ремесла, о ремесленных изделиях. Особое внимание обратите на § 274, в котором установлена оплата труда ремесленников. По торговле и ростовщичеству: определите типы и категории торговцев, установите взаимоотношения между ними. Найдите данные о развитии внешней торговли. Что у вавилонян служило мерилом стоимости?

При подготовке вопроса о классовом и сословном делении вавилонского общества важно понять разницу между классами и сословиями. Найдите данные о классах и сословиях в законах, о рабах и их положении, об общине, о мушкенумах и авелумах. Подумайте о причинах правовых различий между сословиями свободных. Обратите внимание на источники рабства, положение рабов в обществе и семье. Установите различия в положении раба-должника и раба-иноплеменника.
По судопроизводству и уголовному праву определите способы установления истины. Составьте таблицу по видам наказаний и штрафам.
В заключение дайте оценку классовой сущности законов Хаммурапи, но не зацикливайтесь на их рабовладельческом характере. Помните, что общественный строй Древнего Востока гораздо сложнее, чем это представлено в школьном учебнике.
Учитывая сложность и новизну темы, Вам рекомендуется заполнить следующие карточки:
1. Сельское хозяйство. Земледелие.
2. Сельское хозяйство. Садоводство.
3. Сельское хозяйство. Скотоводство.
4. Ремесло.
5. Торговля.
6. Классы вавилонского общества.
7. Сословия свободных.
8. Рабство. Источники.
9. Рабство. Положение рабов.
10. Судопроизводство.
11. Уголовное право.

На втором занятии по данной теме студентам будет предложено выполнить письменную работу, заполнив специальную таблицу. Сделать это можно только основательно проштудировав литературу и имея под рукой карточки с проанализированным источником. В конце занятия письменное задание и карточки сдаются для проверки и оценки.

На третьем занятии подводится итог рассматриваемой темы, анализируются письменные работы и выставляются оценки.

За правильное, полное и своевременное оформление карточек вы получите 10 баллов (= 10).

Общая сумма баллов может быть снижена в следующих случаях:

Вид наказания

Изменение коэффициента

Не все вопросы плана отражены

— 0,2

Отсутствует анализ, т.е. в карточки просто переписан текст источника

— 0,3

Плагиат

— 0,5

Карточки представлены позже проведения практического занятия

— 0,5

Небрежность в оформлении

— 0,1

За письменную работу вы можете получить 30 баллов, т. е. = 30. Общая сумма баллов за работу на занятии может быть снижена в следующих случаях:

Вид наказания

Изменение коэффициента

Раскрыты не все вопросы

— 0,4

Выводы не подкреплены ссылками на источник

— 0,3

Текст источника не соответствует тезису

— 0,2

Вместо подтверждающего текста даны лишь ссылки на параграфы

— 0,3

Небрежное оформление

— 0,1

За счет активности участия в практическом занятии, за правильные и точные дополнения ответов коэффициент может быть повышен от + 0,1 до + 0,3 баллов.

Поиск

Календарь

«  Апрель 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


Архив записей
  • 2011 Март
  • 2011 Июнь
  • 2013 Апрель

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Кодекс Хаммурапи — КОКОСОВЫЙ ТЕЛЕГРАФ

    Хаммурапи был месопотамским царем, который записал систему законов, называемую Кодексом Хаммурапи. Он приказал выгравировать на камне 282 закона и разместить их в общественном месте на всеобщее обозрение.

    Кодекс Хаммурапи предписывал конкретные наказания для граждан, нарушивших закон. В одном законе говорилось: «Если человек выколет глаз другому человеку, его глаз должен быть выколот». Более поздние историки резюмировали Кодекс Хаммурапи фразой: «Око за око, зуб за зуб». Это означает, что всякий, кто причиняет вред, должен быть наказан таким же образом, как и этот вред9.0003

    Кодекс Хаммурапи включал в себя то, что мы сегодня называем как уголовным, так и гражданским правом. Уголовное право состоит из норм, определяющих поведение. В одном законе говорилось: «Если сын ударит своего отца, ему должны отрубить руки». Гражданское право разрешает споры между физическими лицами. В Кодексе Хаммурапи сказано: «Если человек плохо построит дом, и он упадет и убьет хозяина, то строитель должен быть убит. Если сын хозяина убит, то и сын строителя должен быть убит».

    Из принципа «око за око» существовало одно исключение. Это продемонстрировало, что Хаммурапи верил, что боги имеют власть над людьми и событиями. Обвиняемый мог прыгнуть в реку Евфрат. «Если он утонет в реке, его домом овладеет его обвинитель. Но если река докажет, что обвиняемый невиновен, и он уцелеет, то тот, кто предъявил обвинение, должен быть предан смерти, а тот, кто прыгнул в реку, овладеет домом, который принадлежал его обвинителю». Из этого закона можно сделать вывод, что в то время немногие люди умели плавать.

    Хаммурапи правил в Вавилоне с 1795 по 1750 г. до н.э. Вавилон был одним из многих городов-государств, образовавшихся в древней Месопотамии. Вавилон прославился своими зрелищными развлечениями. Люди до сих пор называют богатый город со множеством предметов роскоши «Вавилоном».

    Кодекс Хаммурапи — это самая ранняя форма закона, которую мы можем читать и изучать, потому что в 1901 году французская экспедиция в Месопотамию обнаружила копию законов вавилонского царя. Каменный столб, на котором Хаммурапи выгравировал свои законы, сейчас выставлен в Лувре, музее в Париже, Франция.

    Кодекс Хаммурапи — это самая ранняя форма закона, которую мы можем читать и изучать, потому что в 1901 году французская экспедиция в Месопотамию обнаружила копию законов вавилонского царя. Каменный столб, на котором Хаммурапи выгравировал свои законы, выставлен в Лувре, музее в Париже, Франция.


    Связанные данные

      Зуб за зуб                   Расшифровка кода

    Введение | Законы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традиций

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке королевских и книжных традицийБиблейские исследованияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке королевских и книжных традицийБиблейские исследованияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

    Расширенный поиск

    • Иконка Цитировать Цитировать

    • Разрешения

    • Делиться
      • Твиттер
      • Подробнее

    Укажите

    Бармаш, Памела, ‘Введение’, Законы Хаммурапи: на стыке королевских и книжных традиций (

    New York

    , 2021; онлайн-издание, Oxford Academic, 22 октября 2020 г. ), https://doi.org/10.1093/oso/9780197525401.003.0001 , по состоянию на 8 апреля 2023 г.

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке королевских и книжных традицийБиблейские исследованияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке королевских и книжных традицийБиблейские исследованияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

    Advanced Search

    Abstract

    Известность древнего вавилонского царя Хаммурапи связана с собранием законов, написанных под его покровительством. Законы Хаммурапи переписывались более чем через тысячу лет после их обнародования, и когда текст Законов Хаммурапи был утерян для истории, стиль и содержание, воплощенные в нем, оставили следы в законах других культур. 19 декабря01–январь 1902 г., во время раскопок в Сузах на территории современного Ирана, французские археологи обнаружили Законы Хаммурапи, вызвав широкую огласку и интерес. Это важное свидетельство для истории права и для понимания человеческого опыта в целом.

    Ключевые слова: Хаммурапи, римское право, монархия, письменность, интеллектуальная история, писцы, клинописная культура, Сузы, схоластика

    Предмет

    Библеистика

    Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

    В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

    Войти

    Получить помощь с доступом

    Получить помощь с доступом

    Доступ для учреждений

    Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

    Доступ на основе IP

    Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

    Войдите через свое учреждение

    Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

    1. Щелкните Войти через свое учреждение.
    2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
    3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

    Войти с помощью читательского билета

    Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

    Члены общества

    Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

    Войти через сайт сообщества

    Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

    1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
    2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

    Вход через личный кабинет

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

    Личный кабинет

    Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

    Просмотр учетных записей, вошедших в систему

    Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

    • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *