«Законы Хаммурапи» и их краткая характеристика и анализ.
Впервые законы
шестого царя I Вавилонской (Аморейской)
династии Хаммурапи были обнаружены в
1901-1902 гг. французскими археологами при
раскопках древней столицы Элама –
города Сузы. Хранящийся сейчас в Лувре
этот памятник древневосточного права
представляет собой черный базальтовый
столб с клинописным текстом, в верхней
части которого высечено изображение
Хаммурапи в молитвенной позе перед
образом бога солнца и справедливости
Шáмаша, который вручает царю законодательный
свод. Сам текст оригинала составлен на
аккадском языке без знаков препинания
и деления на абзацы. Он включает в себя
три части: пролог, собственно законы и
эпилог. Клинописный текст принято
подразделять на «статьи» или «параграфы»
общее число которых равно 282. В Сузах,
столице Элама, «Законы Хаммурапи»
оказались в качестве военного трофея,
а 35 «статей» свода победители-эламиты
уничтожили, намереваясь, вероятно,
поместить на место выскобленых фрагментов
описание своих побед.
По мнению большинства специалистов время создания свода приходится на последний период правления Хаммурапи, хотя уже в середине его правления для окрепшего Вавилонского государства стало неприемлемым древнее право Шумера, восходящее к законодательной деятельности царей III династии Ура. Необходимость создания нового свода законов для своего государства сознавал уже второй царь I вавилонской династии – Сумулаилу, о законах которого упоминают документы его преемников.
Царь Хаммурапи
своим законодательством попытался
оформить и закрепить общественный строй
государства, господствующем слоем в
котором должны были явиться мелкие и
средние рабовладельцы. Какое большое
значение придавал Хаммурапи своей
законодательной деятельности, видно
уже из того, что он приступил к ней в
самом начале своего правления; 2-й год
его царствования назван годом, когда
«он установил право стране», однако
этот ранний сборник законов не дошёл
до нашего времени.
В прологе (введении) к своду законов Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. Среди них упоминаются города крайнего юга во главе с Ларсой, а также города по среднему течению Евфрата и Тигра – Мари, Ашшур, Ниневия и др. Следовательно, базальтовый столб с законами Хаммурапи был воздвигнут им уже после победы над Римсином (Рим-Сином) и подчинения государств, расположенных по среднему течению Евфрата и Тигра, т. е. в начале 30-х годов его правления. Надо полагать, что копии законов были изготовлены для всех крупных городов его царства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением.
Законы Хаммурапи охватывают многочисленные правовые вопросы современного ему вавилонского общества.
Первые 5 «статей»
посвящены вопросам судопроизводства. Основными принципами осуществления
правосудия являются: показания свидетелей
и ордалии1. Наказание назначалось по
принципу талиона2, вынесенное решение
не подлежало изменению.
Статьи с 6 по 13 определяют наказание за кражу и указывают способы установления кражи.
«Статьи» с 14 по 20 направлены против кражи детей и рабов и против укрывательства беглых рабов. Здесь же устанавливается размер награды за поимку беглого раба.
В «статьях» с 21 по 25 рассматриваются разнообразные случаи грабежа.
«Статьи» с 26 по 41 регулируют обязанности и права воинов, причём особенно детально разбираются вопросы их землевладения.
«Статьи» 42 – 47 определяют права и обязанности лиц, арендующих землю.
Следующие пять «статей» (48 – 52) устанавливают пределы права ростовщика на урожай заложенного ему поля.
«Статьи» 53 – 56
налагают кару за небрежное использование
ирригационной сети, а «статьи» с 57-й по
58-ю защищают владельцев полей от ущерба,
наносимого стадами.
«Статьи» 59 – 66 решают различные вопросы, связанные с владением садами, в том числе и вопрос о праве ростовщика на урожай сада его должника.
Следующие «статьи», содержавшиеся в разрушенных столбцах надписи, были посвящены отчасти вопросам владения домами и строительными участками, отчасти различным видам ростовщичества.
К ним примыкают «статьи» 100 – 107, говорящие о купцах – тамкарах и их помощниках. Корчмы, являвшиеся вместе с тем и вертепами, рассматриваются в «статьях» 108 – 111.
Праву хранения и долговому праву, связанному с обеспечением займа личностью членов семьи должника, посвящены «статьи» 112 – 126.
Очень большое место («статьи» 127 – 195) занимает семейное право.
Отдел, содержащий «статьи» 196 – 225, устанавливает размер наказания за телесные повреждения.
«Статьи» 226 и 227
оберегают рабовладельца от умышленного
уничтожения клейма на принадлежавшем
ему рабе.
Вопросы, связанные с работой архитекторов и судостроителей, рассматривают «статьи» 228 – 235. Разнообразные виды найма обстоятельно разобраны в «статьях» 236—277. Заключительные «статьи» содержат постановления о рабах.
Законодательство
Хаммурапи, как и законодательство Исина,
Ларсы и Эшнунны, не содержит указаний
на вмешательство богов. Исключение
составляют лишь «статьи» 2 и 132, допускающие
по отношению к человеку, обвинённому в
колдовстве, или к замужней женщине,
обвинённой в прелюбодеянии, применение
так называемого «божьего суда». К
далёкому прошлому восходят постановления
о каре за телесные повреждения согласно
принципу «око за око, зуб за зуб».
Законодательство царя Хаммурапи
расширило применение этого принципа и
по отношению к врачу за повреждение при
неудачной операции и к строителю за
неудачную постройку; если, например,
обрушившийся дом убивал хозяина, то
умерщвлялся строитель, а если в этом
случае погибал сын хозяина, то умерщвлялся
сын строителя.
Законы царя Хаммурапи надлежит признать одним из самых значительных памятников правовой мысли древневосточного общества. Это первый известный нам во всемирной истории подробный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность, эксплуатацию человека человеком.
Изучение законов Хаммурапи в связи с сохранившимися царскими и частными письмами, а также частноправовыми документами того времени даёт возможность определить общественный строй Вавилонии, а вместе с тем и направление мероприятий царской власти, отражённых в этом законодательстве.
Установлением
суровых наказаний законодательство
Хаммурапи защищало рабовладельцев от
«строптивого» раба. За телесное
повреждение, причиненное чужому рабу,
требовалось как по отношению к скоту,
возмещение убытка его собственнику.
Рабы, подобно скоту, могли продаваться
без каких-либо ограничений. Семейное
положение раба при этом не учитывалось.
При продаже раба закон заботился лишь
о том, чтобы охранить покупателя от
обмана со стороны продавца.
В «Законах Хаммурапи» не случайно уделяется большое внимание регуляции системы рабовладельческих отношений. В отдельных рабовладельческих семьях обычно имелось от 2 до 5 рабов, при этом засвидетельствованы случаи, когда число рабов достигало нескольких десятков. Частноправовые документы говорят о самых различных сделках, связанных с рабами: купле, дарении, мене, найме и передаче по завещанию. Столь развитой уровень рабовладельческих отношений требовал стабильного источника пополнения прослойки «вардум». Однако в основном слой рабов в правление Хаммурапи пополнялся за счет «преступников» и военнопленных, а также купленных в соседних областях, при этом средняя цена раба составляла 150 – 250 г. серебра.
Наряду с классами
рабовладельцев и рабов законы Хаммурапи
знали деление свободного населения на
полноправных и неполноправных. Представители полноправного слоя
назывались «авилум» (букв.: «человек»,
«сын мужа» или просто «муж». Им
противопоставлялись так называемые
«мушкенум» (букв.: «покорные», «падающие
ниц»). Неравноправие последних находило
своё выражение, в частности, в определении
кары за телесное повреждение, нанесённое
им. Если членовредительство, нанесённое
«мужу», каралось соответствующим
членовредительством виновного, то за
членовредительство по отношению к
мушкенум виновный платил лишь денежный
штраф.
Полноправные
граждане, в свою очередь, делились на
экономически сильных и экономически
слабых, обедневших «мужей». Законы царя
Хаммурапи в ряде своих «статей» пытались
облегчить положение беднейших слоев
свободного населения, попавших в долговую
кабалу. Как уже говорилось, у царской
власти для этого были веские основания:
она заботилась, чтобы войско, состоявшее
из свободных, сохраняло свою мощь.
Согласно «статье» 113 должник объявлялся
правомочным владельцем всего своего
имущества, без его разрешения и разрешения
суда заимодатель не имел права отчуждать
это имущество.
Другой, не менее
важный закон содержит «статья» 117,
которая ограничивала срок работы
заложника в доме ростовщика тремя
годами. Тем самым член семьи должника,
отрабатывавший долг в хозяйстве
ростовщика, считался погасившим долг
и свободным после трёх лет работы,
независимо от суммы долга. Таким образом,
законы царя Хаммурапи пытались как-то
ограничить произвол кредиторов над
попавшими в долговую кабалу. Из содержания
вышеупомянутых «статей» 116 и 117 следует,
что главы семей в Вавилонии, по-видимому,
не могли отдавать самих себя в долговую
кабалу.
Законы Хаммурапи защищали также землевладельца-должника от излюбленной ростовщиками операции погашения долга путём передачи за долг всего ожидающегося урожая. Даже в том случае, если на эту операцию имелось «согласие» должника, закон расторгал подобную сделку, и купец-ростовщик получал с урожая лишь то, что покрывало долг и процент, а весь прочий урожай, зерно или плоды, получал землевладелец. Если наводнение или засуха уничтожали урожай должника, то он не был обязан возвращать в данном году заимодателю долг и проценты.
Мероприятия Хаммурапи по отношению к свободным беднякам, живущим поденщиной, также преследовали цель некоторого облегчения участи последних. Согласно законам царя поденщик должен был получать наемную плату на 30 – 40% большую, нежели в предшествующее время. Правда, на практике, как это видно из дошедших документов, этот закон не выполнялся.
Много статей
законодательства Хаммурапи посвящено
правам и обязанностям воинов, которые
были основной опорой государственной
власти. Государство было заинтересовано
в том, чтобы сохранить наделы и скот,
предоставленные воинам, от посягательств
со стороны ростовщиков. Поэтому закон
устанавливал, что купивший земельный
надел или скот воина терял свои деньги,
а воин сохранял, и то и другое. Только
приобретённые воином путём покупки
поле, сад или дом можно было отобрать
за долги. Взрослый сын воина являлся
законным наследником его надела. Если
после смерти воина оставался малолетний
сын, то вдова получала одну треть надела,
чтобы иметь возможность вырастить
будущего воина. Закон заботился о воинах,
попавших в плен, указывая способы их
выкупа и обеспечивая за ними право на
земельный надел.
Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя выступать во всякое время в поход. За отказ выступить или же за замену себя наёмником воин предавался смерти, а человек, заместивший его, получал его надел.
В сборнике законов
Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих
аренду земли или сада, игравшую, судя
по многочисленным частноправовым
документам, большую роль в земельных
отношениях того времени. Плата за
арендованное поле равнялась обычно
одной трети урожая, что при плодородии
долины Двуречья было не слишком высокой
платой.
При аренде на условиях отдачи половины урожая сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Арендной платой ограничивались все обязательства арендатора по отношению к собственнику поля. Аренда была краткосрочной, не более чем на один или два года. На более долгий срок сдавалась в аренду ещё не освоенная земля. В этом случае земля сдавалась на 3 года с условием внесения арендной платы лишь в третий год, а поле, предоставленное для насаждения сада, сдавалось на 5 лет, и лишь на пятый год арендатор отдавал собственнику земли половину урожая.
Следует отметить,
что, судя по дошедшим до нас контрактам
и другим документам, не все мероприятия
Хаммурапи, направленные на облегчение
положения экономически слабых свободных,
проводились в жизнь. Поэтому даже во
время его правления попытка укрепить
экономическое положение рядовых
свободных не имела большого успеха.
Противоречие между бедными и богатыми
продолжало существовать и развиваться
наряду с противоречием между рабами и
рабовладельцами.
Вавилонские законы Хаммурапи — кратко
Вавилонский царь Хаммурапи правил в 1792-1750 гг. до н. э. Хаммурапи считают реформатором и создателем первой системы права. В годы его правления многочисленные обычаи и правила поведения были собраны и кратко сформулированы в первом своде законов. Историки назвали этот свод Законы Хаммурапи.
Глиняные таблички с фрагментами записей первых норм права время от времени находили археологи при раскопках Древней Месопотамии. Но факт наличия в Вавилоне целого свода законов историки открыли только в 1901 году.
Двухметровый базальтовый столб, с начертанными на нём статьями в ходе раскопок древнего города Сузы обнаружили французские археологи в 1901-1902 гг. Вскоре столб вывезли в Париж, и сейчас он представлен в Лувре.
Свод из 282 статей, высеченных на столбе, венчает изображение самого Хаммурапи, принимающего свиток с законами от бога солнца Шаманшу. Так, изображение на барельефе иллюстрирует высшую силу происхождения права.
Перечню статей предшествует торжественный пролог, содержащий повествование о достижениях Хаммурапи. Завершает пролог декларация о верховенстве законов для справедливого царствования над людьми во имя счастья страны.
Далее следует перечень кратких постулатов, которые можно разделить на группы исходя из сути рассматриваемых ситуаций.
Обвинения и правосудие
Первые 5 статей называют общими, поскольку в них определены:
• порядок обвинения;
• обязанность обвинителя доказать свою правоту;
• способы защиты от обвинения.
В настоящее время такие статьи назвали бы – процессуальными.
Ответственность за кражу
В статьях с 6 по 25 описаны виды наказаний за кражу различного имущества. Особое внимание уделено краже рабов.
Наказание в большинстве случаев предусматривало смерть вора. Возвращение беглых рабов, напротив, предполагало обязательное поощрение.
О воинской службе и имуществе военных
Обязанность нести военную службу по призыву царя не допускала возможности замены военнообязанного на наёмника. За такой поступок призывника казнили.
Имущество и жизнь военных, исправно несущих службу, закон охранял от посягательств. Пленников, неимеющих средств на выкуп, надлежало выкупать за счёт казны.
Аренда
Свод статей посвящён обязанностям арендаторов земли, которым предписывалось исправно возделывать угодья и платить аренду владельцам.
Займы
Большая часть норм о правилах займа не сохранилась. Дошедшие до нас статьи, свидетельствуют о наличии у вавилонян устойчивой системы процентных кредитов. Они определяют порядок возвращения долгов, проценты и виды компенсаций в случае невозможности выплаты долга.
Семейное право
Вавилоняне вступали в брак на основании договора. Согласно закона, брак, не скреплённый договором, считался недействительным.
Право на развод имели оба супруга. При этом закон защищал интересы обеих сторон.
Наследование и усыновление
Имущество умершего отца делилось в Вавилоне поровну между детьми мужского пола. Лишением наследства карались только сыновья, признанные судов виноватыми перед отцом в совершении тяжкого проступка.
Убийства и причинение вреда здоровью
За нанесение телесных повреждений и переломов виновного наказывали причинением аналогичного увечья.
Убийство раба наказывалось штрафом. Сыну, достаточно было ударить отца, чтобы ему грозило наказание в виде отсечения руки.
Правила поведения лекарей, строителей, плотников.
Основы этики профессионального поведения. Статьи устанавливают ответственность:
• врачей за неудачные операции;
• строителей за рухнувший дом;
• корабельщика за ненадёжный корабль.
Свод статей завершает эпилог о мудрости закона и о каре богов, которая постигнет тех, кто законы нарушает.
Добавить комментарий
Законы Хаммурапи как царская надпись | Законы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традиций
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Barmash, Pamela,
‘Законы Хаммураби в качестве королевской надписи’
,
Законы Хаммураби: в слиянии королевских и скребских традиций
(
, Нью -Йорк,
2021 2021.
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 22 октября 2020 г.
), https://doi.org/10.1093/oso/9780197525401.003.0004,
по состоянию на 19 января 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе рассматривается богатая сокровищница риторических приемов, которые Законы Хаммурапи используют для представления своего послания. Он построен в виде королевской надписи, но это не обычное нагромождение избитых бромидов, повторяющих стандартные формулировки. Он изобретателен и утончен в том, как он объединяет несколько моделей из царских надписей Хаммурапи, усиливая авторитет царя и демонстрируя его преданность справедливости. Законы Хаммурапи включают в себя сборник статутов и представляют их как обнародованные царем сразу после его восшествия на престол, а не спустя десятилетия: его благочестивые действия изображаются как вневременные и неопровержимые достижения, а не в хронологическом формате. Словесные карты изображают господство Хаммурапи над разными регионами.
Ключевые слова: царская идеология, монархия, литературная аллюзия, интертекстуальность, древневавилонская династия, политеизм, проклятие
Предмет
Библеистика
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом.
Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Кодекс Хаммурапи — MsW.

(ок. 1790 г. до н. э.) Самый ранний в мире известный юридический кодекс, Кодекс Хаммурапи, датируется 18 веком до н. э. и выгравирован клинописью на черной скале, которая была раскопана французскими археологами в 1901 году. Законы были кодифицированы во время правления Хаммурапи, вавилонского царя, правившего с 179 г. до н.э.2 до 1750 г. до н.э. На камне изображен Хаммурапи, получающий законы от вавилонского бога солнца Шамаша. Примечательный гуманным характером своих законов, Кодекс Хаммурапи касается многих из тех же вопросов, которые позже появятся в другом семитском своде законов, своде законов израильтян. Кодекс Хаммурапи включает в себя законы, касающиеся собственности, семьи и морали, а также устанавливает наказания, которые должны быть применены к нарушителям закона. Из этих законов можно многое узнать о социальном статусе, экономических проблемах и семейных отношениях в древней Вавилонии. Преамбула: … затем Ану и Бел призвали по имени меня, Хаммурапи, возвышенного царевича, боящегося Бога, чтобы установить право праведности на земле, чтобы уничтожить нечестивых и злодеев; чтобы сильный не причинил вреда слабому; так что я должен править черноволосыми людьми, такими как Шамаш, и просвещать землю, чтобы способствовать благополучию человечества. Когда Мардук послал меня править людьми, чтобы защитить право на землю, я поступил правильно и праведность в… и приносили благоденствие угнетенным. Законы: 2. Если кто-либо предъявит обвинение против человека, а обвиняемый пойдет к реке и прыгнет в реку, если он утонет в реке, его обвинитель должен овладеть его домом. 3. Если кто-либо предъявит старейшинам обвинение в каком-либо преступлении и не докажет то, в чем он обвинялся, он должен, если это обвинение в совершении тяжкого преступления, быть предан смерти. 5. Если судья рассматривает дело, принимает решение и представляет свое решение в письменной форме; если позже в его решении обнаружится ошибка, и это будет по его вине, то он должен уплатить двенадцатикратный размер штрафа, установленного им по делу, и публично отстранен от судейской коллегии, и никогда больше не будет там сидеть. выносить приговор. 7. Если кто купит у сына или у чужого раба без свидетелей и договора серебро или золото, раба или рабыню, вола или овцу, осла или что-нибудь, или если возьмет ответственный, он считается вором и должен быть предан смерти. 14. Если кто-либо украдет несовершеннолетнего сына другого, он должен быть предан смерти. 15. Если кто выведет придворного раба или рабыню, а также раба или рабыню вольноотпущенника за городские ворота, он должен быть предан смерти. 16. Если кто-либо примет в свой дом беглого раба или рабыню двора или вольноотпущенника и не выведет его по публичному объявлению главного домуса, хозяин дома должен быть подвергнут смерть. 22. Если кто-нибудь совершает грабеж и будет пойман, то он должен быть предан смерти. 23. Если грабитель не пойман, то ограбленный должен потребовать под присягой сумму своего убытка; затем сообщество, и . . . на чьей земле и территории и в чьих владениях оно было возмещено ему за украденные товары. 27. Если вождь или человек попадут в несчастье царя (захвачены в бою), и если его поля и сад отдадут другому и он завладеет, если он вернется и достигнет своего места, его поле и сад вернется к нему, он снова примет его. 45. 53. Если кто-то ленится содержать свою плотину в надлежащем состоянии и не держит ее так; если затем плотина прорвется и все поля будут затоплены, то тот, у кого плотина произошла, будет продан за деньги, и деньги заменят хлеб, который он погубил. 54. Если он не сможет заменить кукурузу, то он и его имущество должны быть разделены между фермерами, чье зерно он залил. 108. Если трактирщица (женщина) не примет хлеба по весу брутто в оплату питья, а возьмет деньги, а цена питья меньше цены хлеба, то она подлежит осуждению и броску в вода. 109. Если заговорщики соберутся в доме трактирщика, и эти заговорщики не будут схвачены и доставлены в суд , трактирщика предают смерти. 110. Если «сестра бога» откроет таверну или войдет в таверну, чтобы выпить, то эта женщина должна быть сожжена заживо. 127. Если кто-либо «укажет пальцем» (клевета) на сестру бога или жену какого-либо человека и не сможет доказать это, этот человек должен быть доставлен к судьям, и его лоб должен быть отмечен. (путем разрезания кожи или, возможно, волос.) 129. Если жена мужчины будет застигнута врасплох (in flagrante delicto) с другим мужчиной, оба должны быть связаны и брошены в воду, но муж может простить свою жену и короля его рабы. 130. Если мужчина надругается над женой (невестой или ребенком-женой) другого мужчины, которая никогда не знала мужчину и все еще живет в доме ее отца, и спит с ней и удивляется, этот мужчина должен быть предан смерть, а жена непорочна. 131. Если мужчина обвиняет жену, но она не удивлена другим мужчиной, она должна принести присягу и затем может вернуться в свой дом. 132. Если «укажут пальцем» на жену мужчины из-за другого мужчины, но она не поймана спящей с другим мужчиной, она должна прыгнуть в реку за своего мужа. 138. 141. А будет жена человека, живущая в его доме, пожелает уйти из него, влезет в долги, постарается разорить свой дом, пренебрегает мужем и будет осуждена судом, и если муж предложит ей освобождение, она может продолжать ее путь, и он ничего не дает ей в дар освобождения. Если ее муж не захочет отпустить ее, и если он возьмет другую жену, она должна остаться служанкой в доме своего мужа. 142. Если женщина поссорится со своим мужем и скажет: «Ты мне не близок», то должны быть представлены причины ее предубеждения. Если она невиновна и нет вины с ее стороны, а он уходит и пренебрегает ею, то на этой женщине нет вины, пусть она возьмет свое приданое и возвратится в дом отца своего. 143. Если она невиновна, но оставит своего мужа и разорит свой дом, пренебрегая своим мужем, эта женщина должна быть брошена в воду. 195. Если сын ударит своего отца, ему должны отрубить руки. 196. Если человек выколол глаз другому человеку, его глаз должен быть выколот. 197. Если он сломает кость другому человеку, его кость будет сломана. 198. Если он выколет глаз вольноотпущеннику или сломает кость вольноотпущеннику, он должен заплатить одну золотую мину. 199. Если он выколет глаз рабу или сломает кость рабу, он должен заплатить половину ее стоимости. 200: Если человек выбьет зубы своему равному, его зубы будут выбиты. 201: Если он выбьет зубы [простолюдину], он должен заплатить одну треть [серебряной] мины. 215. Если врач сделает большой надрез операционным ножом и вылечит его, или если он вскроет опухоль (над глазом) операционным ножом и сохранит глаз, он должен получить десять шекелей деньгами. 218. Если врач сделает большой надрез операционным ножом и убьет его, или вскроет опухоль операционным ножом и вырежет глаз, ему отрубают руки. 229 Если строитель построит для кого-то дом и не построит его должным образом, а дом, который он построил, рухнет и убьет своего владельца, то этот строитель должен быть предан смерти. 230. Если он убьет сына владельца, то сын этого строителя должен быть предан смерти. 231. Если убьет раба хозяина, то он должен заплатить раб за раба хозяину дома. 282. Если раб скажет своему господину: «Ты мне не господин», то, если его осудят, его господин должен отрезать ему ухо. Эпилог: Великие боги призвали меня, я пастырь-спаситель, чей посох прям, добрая тень , распростершаяся над моим городом; на груди моей лелею жителей земли Шумера и Аккада; в моем убежище я позволил им упокоиться с миром; в моей глубокой мудрости я заключил их. Чтобы сильный не причинил вреда слабому, чтобы защитить вдов и сирот, у меня есть в Вавилоне город, где Ану и Бел высоко поднимают голову, чтобы возвещать справедливость на земле, разрешать все споры и исцелять всех. В будущем, через все грядущие поколения, пусть царь, который может быть в стране, соблюдает слова правды , которые я написал на моем памятнике; пусть он не изменяет закона страны, который я дал, указов, которые я издал; мой памятник пусть не марает. Если такой правитель будет мудрым и сможет содержать свою землю в порядке, он будет соблюдать слова, которые я произнес, покажет ему эта надпись; пусть он соответственно управляет своими подданными, говорит им правду, принимает правильные решения, искореняет злодеев и преступников с этой земли и дарует процветание своим подданным. Хаммурапи, царь праведности, которому Шамаш даровал право (или закон), есть я. Мои слова хорошо продуманы; мои дела не имеют себе равных; унижать тех, кто был высок; смирить гордых, изгнать дерзость. I. Цель Кодекса 1. Выдвинуть гипотезу о цели Хаммурапи при создании и распространении своего «Кодекса». |