Свои люди сочтемся главная мысль: Сочинение: Главная мысль пьесы «Свои люди — сочтемся» (А.Н. Островский)

Сочинение: Главная мысль пьесы «Свои люди — сочтемся» (А.Н. Островский)

Автор: Самый Зелёный ·

(424 слова) Александр Николаевич Островский был известным русским драматургом и писателем. Его творчество оказало существенное влияние на развитие отечественного национального театра. Одним из известных книг Александра Островского является комедия «Свои люди — сочтемся». Подумаем над вопросом, какова основная мысль пьесы?

Книгу «Свои люди — сочтемся» Александр Николаевич создал в 1849 году. В комедии представлены представители купеческой среды. В произведении читатель не может найти положительного героя. В образах своих персонажей Островский показал грубых, циничных и эгоистичных людей. Самсон Большов является выходцем из крестьян, который смог стать купцом. Денежные дела представляют для героя особую важность. Большову присущи невежественность и недальновидность. В образе Аграфены Кондратьевны писатель изобразил мещанку из купеческой среды. Перед читателем предстаёт недалекая женщина, заботы которой сводятся лишь к бытовым интересам. Несмотря на то, что главная героиня не имеет никакого образования, она очень высокого мнения о себе. Олимпиада — дочь Большовых. Девушка получила очень дурное воспитание. Поэтому она циничная, эгоистичная и капризная. Больше всего Олимпиада хочет выйти замуж за состоятельного человека. Вся жестокость главной героини отображается в финале произведения, когда она отказалась помочь собственному отцу. В образе Подхалюзина представлен типичный мошенник и обманщик. Этому человеку неизвестные законы нравственности и совести. Персонаж научился махинациям в торговом деле, когда служил у Большова. Воспользовавшись удачной ситуацией, Подхалюзин взял в жены дочь купца, оставил его в беде, так он занял место своего хозяина. Авторская позиция Александра Островского понятна: алчность, лицемерие и обман никогда не остаются безнаказанными.

Жизненная позиция Большова отразилась в поведении его дочери и бывшего помощника. Купец стал жертвой своего же недоброжелательного отношения к людям. Как он к ним относился, так и они к нему стали относиться. Так реализовалось золотое правило морали, в утверждении которого состоит нравственный смысл пьесы. Все злые поступки обязательно возвращаются, подобно бумерангу. Островский знал законы, которых придерживались купеческие семьи, поэтому, создавая свою комедию, писатель опирался на собственный опыт и показал реальную картину нравов и быта купцов.

Основная идея данного произведения очевидна. Человек, совершивший нечестный поступок, никогда не останется без наказания. Для Самсона Силыча материальное благополучие было выше семейных ценностей. Весьма не удивительно, что Олимпиада отнеслась к отцу подобным образом. 

Чтобы мы лучше поняли автора, он использует интересные приемы. Так, в качестве названия для своей комедии Островский использовал пословицу. Автор наделил своих персонажей говорящими фамилиями.

Так, Большов является главой семьи, Силач считает, что его сила заключается в богатстве, а Подхалюзин — типичный подхалим. В комедии можно встретить немало поговорок и пословиц. 

Автор утверждает, что человек не должен ставить материальное благополучие выше нравственных ценностей. Александр Островский с презрением относится к цинизму, лжи и безразличию. Произведение «Свои люди — сочтемся» является очень поучительным. Проблемы, поднятые в комедии, не теряют своей актуальности и по сей день.

Автор: Виктория Комарова

Метки: 10 класс9 классАлександр ОстровскийСвои люди сочтёмсясочинение-рассуждение

Читайте также:

Анализ пьесы «Свои люди – сочтёмся» (А.Н. Островский)

Автор Дарина Донецкая На чтение 9 мин Просмотров 884 Обновлено

18 апреля, 2022

Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ пьесы «Свои люди – сочтемся», которую написал Александр Николаевич Островский. Мы максимально собрали весь материал, при помощи которого вам будет значительно проще изучить анализируемое произведение, а так же разобраться в его тонкостях.

Не зря середину девятнадцатого века принято считать одним из самых плодотворных периодов для русской литературы и драматургии. Александр Николаевич Островский так же сделал немалый вклад в ее развитие. В своих произведениях автор говорил о жизни российского дворянства.

«Свои люди – сочтемся» — это одно из самых знаменитых произведений автора.

Содержание

  1. История создания
  2. Жанр, направление
  3. Смысл названия
  4. Композиция и конфликт
  5. Смысл произведения
  6. Темы
  7. Проблемы
  8. Основная мысль

История создания

В основу произведения «Свои люди – сочтемся» легла сама жизнь. Александр Николаевич появился на свет в семье московского чиновника. Все детство автора прошло в Москве. Повзрослев, он начал заниматься юридической деятельностью, что дало ему возможность увидеть жизнь простого народа с разных сторон. Оттуда он и черпал свой материал, которого ему с лихвой хватило, чтобы написать большое количество произведений.

Детские годы автора прошли в Замоскворечье, где он смог увидеть нравы и порядки, царившие в купеческой среде. В то время слишком распространено было мошенничество. И поскольку Островский связал свою жизнь с юридической деятельностью, то очень часто по долгу службы ему приходилось находиться в коммерческом суде города. Именно там он неоднократно сталкивался с вопросами, связанными с разделом имущества между близкими родственниками. Все это дало автору бесценный жизненный опыт. Он настолько увлекся, что стал более подробно изучать психологию купечества. Поэтому на страницах его произведения мы знакомимся именно с купцами.

Первые строки пьесы автор написал во второй половине сороковых годов девятнадцатого столетия. Полностью завершил пьесу он лишь в 1849 году. Но автор столкнулся с тем, что его произведение тут же получило скандальную репутацию. Причиной стал обличительный характер произведения. Цензуре не понравилось обличение социальной действительности в Российской Империи. В свет произведение вышло лишь в 1895 году, и было поставлено на сцене театра.

Жанр, направление

«Свои люди – сочтемся» — относится к реалистичному направлению, поскольку автор максимально реалистично изображает действительность. Это отлично прослеживается в образах, мыслях и словах героев. Автор создает такую атмосферу, что у читателя не остается сомнений, что все это происходило на самом деле. Так же Островскому удалось достоверно передать речь купцов и купчих.

Анализируемое произведение считается комедией, и была написана для постановки на сцене. Человеческие пороки автор изображает при помощи юмористического подхода. Так же в произведении используется большое количество комических ситуаций, с помощью которых Островский отображает общественные пороки того времени.

Смысл названия

Для названия автор берет фразу из самого произведения. Эта короткая фраза очень емко характеризует все общество, и царящие в нем порядки.

Но если сопоставить название пьесы с сюжетом, то мы можем заметить, что оно приобретает больше ироничное значение. Это хорошо заметно в конце произведения, когда мы наблюдаем прямо противоположную ситуацию. Автор показывает ситуацию, когда «свои» люди по факту оказываются более жестокими, нежели посторонние.

Композиция и конфликт

В пьесе «Свои люди – сочтемся» используется классическая композиция. Состоит пьеса из четырех действий.

В первом действии сочетается экспозиция, в которой мы знакомимся с главными действующими лицами и узнаем предысторию, и завязка. В завязке произведения мы наблюдаем начало конфликта. В экспозиции мы знакомимся с семьей Большова. А так же читатель получает возможность глубже окунуться в настоящую жизнь купцов.

Второе действие произведения – это кульминация. Именно в этой части произведения мы можем наблюдать максимальный накал конфликта.

Третье действие – развязка. Здесь конфликт достигает логического разрешения.

Четвертое действие – финальная часть пьесы. В этой части произведения все сюжетные линии приходят к логическому завершению, а так же подводятся итоги произведения.

Основной конфликт произведения – это конфликт порочного человека с судьбой и обществом. Его борьба с самого начала обречена на провал. Еще одним отличием конфликта является то, что читатель не может однозначно ответить, кто из героев является положительным, а кто отрицательным. Сделать это очень сложно по той причине, что у них есть и достоинства, и недостатки.

Так же можно сказать, что пьеса «Свои люди – сочтемся» имеет достаточно сложное композиционное строение. Автору удается соединить в одном произведении быт и интригу.

Постепенно мы наблюдаем, как разворачиваются отношения между дочерью купца и матерью, их постоянные стычки. Так же мы видим, что на самом деле думает Самсон о женихах Липочки.

Благодаря данным эпизодам автору удается показать тот самый купеческий мир, в котором царила пошлость и корыстолюбие. Так же он подчеркивает то, что именно подобные процессы характеризовали общество того времени.

Например, тот же Большов, стремясь сохранить свой капитал, решает отдать замуж свою дочь за приказчика. И именно сцена, в которой дочь Большова говорит своему отцу, что она с супругом никак не будет ему помогать выбраться из долговой ямы, становиться кульминационной. Но отец продолжает умолять помочь ему, объясняя, что все его действия были лишь для блага его дочери. И вот исход этих событий и стал развязкой произведения.

Смысл произведения

Самсон Большов был богатым и успешным московским купцом. Однажды он решился на одну аферу, в результате которой должен был избавиться от большого количества долгов. Для этого он говорит о своем банкротстве, в то же время, передавая все свои накопления доверенному лицу.

Для этого дела он решает взять себе в сообщники приказчика, который был старым другом семьи. Он рассказывает Лазарю Подхалюзину свой план. Сообщник делает вид, что полностью разделяет план Большова, а сам решает обмануть купца и оставить все деньги себе. Лазар полностью погружается в интриги. Ему удается переманить стряпчего Рисположенского на свою сторону, хотя тот изначально так же помогал Большову в реализации его замысла. Параллельно он договаривается со свахой Наумовной, чтобы та помогла сорвать помолвку Олимпиады, которую Лазарь давно любил.

Замысел Лазаря начинает реализовываться. Помолвка с дворянином срывается. Тогда Большов решает выдать дочь замуж за Лазаря. Олимпиада изначально начала сопротивляться, тогда Подхалюзин рассказывает девушке, что все состояние ее отца по факту является его. Ему удается соблазнить Олимпиаду, после чего та дала свое согласие на брак.

Спустя время Лазарь с Олимпиадой вступили в законный брак и начали жить в роскошном доме. Лазарю удалось полностью реализовать свой план. В то же время Самсон Большов оказался в долговой яме. Что же касается Рисположенского и Наумовны, то их обманули и выгнали.

Неожиданно появился отец Олимпиады, который обратился с просьбой помочь ему, чтобы он смог рассчитаться с долгами. Но ни дочь, ни зять не проявили к нему и капли сострадания и выгнали прочь. Но в последний момент Подхалюзин все же решил помочь и отправился договориться с кредиторами, стараясь снизить цену.

Темы

В анализируемом произведении поднимаются достаточно разные темы. Одной из них является тема семьи. Автор рассказывает о семейных отношениях в купеческой среде. Здесь мы можем наблюдать не самые лучшие стороны этих отношений, поскольку на живых примерах мы видим то, что каждый из членов семьи интересуется исключительно только своим благополучием. На остальных же членов его семьи ему все равно.

Так же поднимается тема любви. Это хорошо видно на примере Олимпиады и Лазаря. Автору удается показать, что места для настоящей и искренней любви в этом обществе просто не осталось. На смену чувствам пришли меркантильность и эгоизм. Даже связывая себя узами брака, люди полагаются не на чувства, а на амбиции и благосостояние.

Еще одна тема произведения – это быт и нравы купечества. Островскому удалось показать невежество, цинизм и жестокость, которые уже стаи нормой в купеческих семьях. Автор с отвращением относится к подомным качествам.

Затрагивается в произведении и тема чести. Мы можем отчетливо наблюдать, что купцу проще смириться с позором, нежели начать честно жить и трудиться.

Совокупность всех тем, которые затрагивает Островский, мы можем для себя нарисовать отчетливую картину всего происходящего в то время.

Проблемы

Проблемы, которые поднимает автор в произведении «Свои люди – сочтемся», так же многообразны.

Одной из таких проблем является проблема алчности. Островский был уверен, что самая главная проблема купеческого сословия заключалась именно в алчности. На примере семьи Большовых отчетливо видно, что если бы отец семейства был менее амбициозным и не стремился постоянно увеличивать свой капитал, то не попал бы в такую ситуацию.

Еще одна проблема в произведении – это проблема нравственности. Купеческая семья воплотила в себя все возможные пороки: лицемерие, двуличие, гордыню, алчность, невежество, а так же многие другие. Именно за внешним лоском обычно скрываются все мерзости и низости общества.

Проблема равнодушия так же поднимается в пьесе. Это явно видно в том, как Подхалюзины отнеслись к Большову, который был для них самым близким человеком.

Главная же проблема произведения – это проблема воспитания. Результатом такого воспитания стала Олимпиада, которая отличалась избалованностью, лицемерием, расчетливостью и равнодушием.

В произведении «Свои люди – сочтемся» мы видим конфликт, который возник между «отцами» и «детьми». Но этот конфликт отличается от привычного нам, поскольку в данном случае очень сложно ответить, кто из героев прав, а кто виноват. И то, и другое поколение насквозь пропитано алчностью.

Островский показал читателям то, что настоящей любви больше нет места в купеческом обществе, потому что каждый из людей преследует лишь свои интересы. Люди забыли о принципах, чести, любви, достоинстве. Теперь на первом месте для них стоит лишь алчность и жажда наживы.

Основная мысль

«Свои люди – сочтемся» — это всего лишь небольшая часть из жизни купечества. Автор дал нам возможность погрузиться в то время и обстановку. Мы видим, как жили люди в Российской империи девятнадцатого века, а так же знакомимся с их бытом, целями и желаниями. Читателю удается составить собственную картину о жизни людей в то время. Но, к сожалению, эта картина больше настраивает зрителя против тех самых устоев, которые царили на тот момент в обществе.

Островский с осуждением относится к порокам купеческого мира, где на первом месте стоят материальные блага.

В поисках главной идеи | Колумбийский колледж

Основная мысль абзаца – авторское сообщение по теме. Оно часто выражается прямо или может подразумеваться.

Где находятся основные идеи?

Легко определить основную мысль, прямо выраженную в тексте. Часто встречаются основные идеи:

  • в начале абзаца. Первое предложение часто объясняет тему, обсуждаемую в отрывке.
  • в заключительных предложениях абзаца. Основная идея может быть выражена в виде суммирования информации в абзаце, а также ссылки на информацию в следующем абзаце.

Основная мысль не всегда ясно изложена. Труднее определить основную идею, когда она предполагается или подразумевается. Это можно подразумевать через другие слова в абзаце. Подразумеваемую основную идею можно найти несколькими способами.

  • Несколько предложений в абзаце могут подразумевать основную мысль, вводя факты по теме до ее фактического изложения.
  • Подразумеваемые идеи могут быть извлечены из фактов, причин или примеров, которые дают намеки или предположения относительно основной идеи. Эти подсказки будут подсказками, которые помогут вам обнаружить основную мысль в выделенном тексте.
  • Прочтите приведенный ниже отрывок, чтобы увидеть, сможете ли вы выделить основную мысль.

    «Для многих родителей плач младенца может быть в основном раздражителем, особенно если он продолжается в течение длительного времени. Но плач выполняет важные функции как для ребенка, так и для родителей. Для ребенка плач помогает улучшить объем легких и дыхательной системы. Возможно, более важно то, что крик служит сигналом бедствия. Когда младенцы плачут, они указывают на то, что они голодны или испытывают боль, и это важная информация для родителей».

Используйте приведенные ниже подсказки, чтобы правильно определить главную мысль этого абзаца.

После прочтения абзаца спросите: «Какой смысл автор делает в этом отрывке?»

Задайте следующие вопросы:

  • Кто — В этом отрывке обсуждается человек или группа людей?
  • Когда — содержит ли информация ссылку на время?
  • Где — в тексте есть название места?
  • Почему? Находите ли вы причину или объяснение тому, что произошло?
  • Как — эта информация указывает на метод или теорию?

Как определить, правильную ли я выбрал основную мысль абзаца?

Если вы можете обобщить информацию в отрывке своими словами, значит, вы усвоили правильную основную мысль. Чтобы достичь этой цели, попробуйте выполнить шаги, перечисленные ниже, после прочтения небольшого раздела учебника.

  • Напишите своими словами краткое изложение прочитанного.
  • Соответствует ли ваше резюме этой общей теме?
  • Содержит ли ваше резюме те же идеи, что и автор?
  • Не могли бы вы написать заголовок (или подзаголовок в учебнике), который выражал бы ваше резюме менее чем в пяти словах?

Если вы можете перефразировать выбранное тематическое предложение в вопрос, а затем определить, отвечает ли отрывок на ваш вопрос, вы успешно выбрали основную идею.

Поиск главной идеи Стратегии

Поделиться

Поиск основной идеи

Как найти основную идею?

Как только вы найдете тему, вы готовы найти основную идею. Основная мысль – это смысл абзаца. Это самая важная мысль по теме.

Чтобы понять основную мысль, задайте себе вопрос: Что говорится о человеке, предмете или идее (теме)?

Автор может разместить основную мысль в разных местах абзаца.

Основная мысль обычно представляет собой предложение, и обычно это первое предложение. Затем автор использует остальную часть абзаца, чтобы поддержать основную идею.

Давайте используем приведенный ниже абзац в качестве примера. Сначала найдите тему, затем ищите основную идею.

Лето — прекрасное время для отдыха на Западном пляже. Это пляж со светлым мягким песком. Береговая линия тянется очень далеко, и многие люди с удовольствием гуляют по ней. Детям нравится играть в прибое и гулять по скалам, которые видны во время отлива. Это веселый пляж для людей всех возрастов.

В этом абзаце:    

  • тема  Западный пляж
  • основная идея (то, что автор говорит по теме) заключается в том, что лето — прекрасное время на Западном пляже

Вот еще один пример:

Фильм «Аполлон-13» стал блокбастером лета 1995 года. Это захватывающая история об освоении космоса.

В фильме астронавты попадают в беду, когда пытаются вернуться на Землю. Зрители сидят на краю своих мест, ожидая, что произойдет. Что делает его еще более захватывающим, так это то, что это реальная история.

В этом абзаце:  

  • тема фильма Apollo 13
  • основная мысль заключена в первом предложении:  «Аполлон-13» был блокбастером лета 1995 года

Хотя основная мысль обычно находится в первом предложении, следующее наиболее частое место — в последнем предложении абзаца. Автор сначала дает вспомогательную информацию, а затем делает акцент в последнем предложении.

Вот абзац, который мы можем использовать в качестве примера. Постарайтесь определить тему и основную мысль.

Большинство подростков и молодых людей не знают, чем они хотят заниматься всю оставшуюся жизнь. Это важное решение. Есть ряд вещей, которые вы можете сделать, чтобы сузить выбор.

Например, вы можете пройти тест на интерес, провести самостоятельное исследование карьеры, попробовать себя в качестве волонтера в интересующей вас области или «рабочее место», когда вы проводите день с человеком, который работает. в интересующей вас сфере. Это всего лишь несколько полезных идей, когда вы начинаете выбирать карьеру.

 В этом абзаце:

  • тема  вакансии  или выбор карьеры
  • основная идея — несколько идей, которые помогут читателю выбрать профессию

Наконец, автор может поместить основную мысль в середину абзаца. Автор потратит несколько предложений на введение темы, изложит основную идею, а затем оставшуюся часть абзаца посвятит ее поддержке. Это может затруднить поиск основной идеи.

Посмотрите, сможете ли вы найти тему и основную идею в абзаце ниже.

Соединенные Штаты, кажется, в восторге от идеи пойти куда-нибудь поесть. Из-за этого появилось множество ресторанов, специализирующихся на самых разных блюдах. McDonald’s — король подгруппы ресторанов, называемых ресторанами быстрого питания. Скорее всего, где бы вы ни жили, рядом с вами есть ресторан McDonald’s. В Советском Союзе есть даже Макдональдс. Теперь McDonald’s пробует что-то новое. Он называется McDonald’s Express, и в Пибоди, штат Массачусетс, есть испытательный полигон. Это часть заправочной станции Mobil. Это позволяет одновременно заправляться газом и заправляться едой. Что они придумают дальше?

В этом абзаце:

  • тема McDonald’s
  • основная мысль находится в середине абзаца, в третьем предложении:  McDonald’s — король фаст-фуда

Выдержки из:

Учебные навыки: Руководство для школьников Landmark
(распродано)
Дайан Венер,
© 2002 Landmark School, Inc.

Дайте нам знать, что вы думаете! Напишите [email protected] , чтобы поделиться своими мыслями и стратегиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *