история и свод законов вавилонского царя
Законы Хаммурапи – письменный источник, дающий представление о жизни в Вавилонии. Его открытие позволило взглянуть на всю политику Хаммурапи под другим углом.
Хаммурапи – 6-й царь Вавилонии, правил страной 43 года и стал в итоге правителем всего Шумера и «царем четырех стран света».
На 37-м или 40-м году царствования Хаммурапи провел крупную реформу – примерно в 1755-1752 годах до н. э., он составил Законы, которые определили права и обязанности граждан Вавилонии.
Цель их появления — установление одинаковых законов на всех завоеванных землях для поддержания на них мира и порядка.
Но была и другая причина – нужно было остановить разорение общинников из-за растущей доли ростовщиков, частной собственности и товарно-денежных связей.
Хаммурапи допускал развитие частного сектора, наемный труд, аренду, долговое рабство и т.д., но жестко контролировал и ограничивал эти сферы.
Стела с Законами Хаммурапи
Свод законов Хаммурапи был высечен на стеле из чёрного диорита (или базальта) весом в 4 тонны и высотой в 2,25 метра. Окружность конусообразного монумента у основания равна почти 2-м метрам (1,9 м).
Изначально стела находилась то ли в храме бога Мардука — Эсагиле, то ли недалеко от храма Эбаббара – точно не установлено, поэтому предполагается, что существовали ее копии, которые устанавливались по всей стране.
Мардук – бог-покровитель Вавилона.
Найдена стела была египтологом Жаком де Морганом в Сузах (Персия) в начале 20 века (1901 г.), куда ее примерно в 1155 г. до н. э. привез царь Элама Шутрук-Наххунте I. Он пытался скоблить с трофея часть текста, вероятно, планируя дополнить его своим.
На верху стелы размещен барельеф — изображение сидящего на троне бога Солнца Шамаша и Хаммурапи, который в молитвенной позе принимает от божества свод законов.
Шамаш одет в отделанную оборками вавилонскую одежду, его голову венчает сложный, четырехъярусный головной убор, напоминающий корону. Ногами он опирается на шишки, от его плеч исходят солнечные лучи. В правой вытянутой вперед руке он держит символы права и справедливости – жезл и кольцо.
На царе – длинная гладкая туника со складками и шапка с ободком. Одна его рука прижата к пояснице, другая – поднята к лицу. Его поза выражает покорность.
Спор вызывает «факт передачи законов». Дело в том, что в их тексте есть строки о том, что происхождением Законы обязаны самому Хаммурапи. Таким образом, вероятно, что бог – не автор законов, а лишь наставник, или тот, кому они посвящены.
Барельеф был важен для населения как наглядная демонстрация того, что законы нарушать нельзя, так как они выражают волю бога, а царь — ее исполнитель.
Ниже, под барельефом, идет клинописный текст закона на аккадском языке (на его старовавилонском диалекте). Клинопись расположена в виде 49-ти столбцов, которые читаются сверху вниз.
По табличкам и была частично восстановлена соскобленная царем Элама часть. Таким образом, стела служила скорее не для чтения, а чтобы показать, что законы вступили в силу.
Сейчас стела с Законами Хаммурапи хранится в Лувре.
Содержание Законника Хаммурапи
Текст Закона детально продуман и четко сформулирован, при этом написан просто, понятно, без противоречивостей и повторов. Он никогда не менялся и не пересматривался (отклонения от текста в его копиях минимальны – только в языке и орфографии).
Называть законы царя Хаммурапи Кодексом – не совсем корректно, так как он, в отличие от кодекса, регулирует не одну отрасль права, а целый ряд и при этом не отменяет прежние законы, а дополняет их. Однако его все-таки относят к источнику права кодифицирующего характера.
Законы вавилонского царя Хамураби не были полностью «новинкой». Они несли в себе множество элементов уже сложившегося, неписаного права, материалы судебной практики, а также фрагменты более древних шумерийских «законов» и обычаев.
Первую дешифровку, перевод Законника на французский язык и его издание сделал ассириолог Лувра – Шейль.
За ним последовали переводы Джонса на английский и Винклера на немецкий. На русский язык первый перевод текста сделал И. М. Волков, опубликовав его в 1914 г.
Статьи и параграфы в тексте не выделены и не пронумерованы. Условно они были разделены Шейлем на 282 статьи, 35 из которых (5 или 7 колонок) не сохранились.
В копиях и фрагментах до нас дошло более 30 списков Закона. Но полностью он пока что так и не восстановлен.
Текст условно делится на 3 смысловые части: введение, сами законы и заключение (графически они не отделены друг от друга).
Введение
В прологе описано, как Мардук получает власть над всеми людьми, Вавилон становится «вечным», а Хаммурапи вызывают к жизни, ради счастья людей и справедливости — «для водворения справедливости, истребления беззакония, чтобы сильный не притеснял слабого» и т.д.
Далее перечислены титулы, заслуги и добродетели Хаммурапи, а также 26 городов его страны. Часть городов посвящены божествам, часть – образуют центральный круг страны, после них — города, расположенные вдоль Тигра и в конце – последние завоевания царя.
В прологе перечислены не все города Вавилонии, так, г. Казаллу в списке нет. Казаллу поднял мятеж против царя и, вероятно, он не пожелал упоминать в Законе название непокорного города.
Статьи
Хотя статьи Закона больше похожи на сборник прецедентов (отдельных случаев или казусов), они охватывали почти все стороны жизни.
По затрагиваемым вопросам статьи Закона условно (ассоциативно) разделяют на несколько групп:
- Нарушения судебного процесса: обвинители-клеветники, лжесвидетели и нарушение правосудия судьей.
- Преступления против частной собственности: кража и купля-продажа украденного, похищение людей, бегство и увод рабов, ночная краже со взломом, грабеж.
- Вопросы земельного хозяйства: отношения землевладельца и арендатора, садовладельца и садовника, квартирохозяина и квартиронанимателя, ответственность за повреждение чужого поля, кража садовых деревьев, способы уплаты долга.
- Вопросы торговли: отношения крупных и мелких торговцев (или посредников), трактирный промысел.
- Условия займов, хранения имущества, долгового рабства.
- Брак и семья: оскорбления замужней женщины, прелюбодеяния, насилие, подозрение в супружеской неверности, условия расторжения брака и заключения вторичного брака, собственность жены, виды нарушения целомудрия, имущественные права супругов, права вдов и детей, наследство, браки рабов, усыновление.
- Уголовные преступления: возмездия за умерщвления и телесные повреждения.
- Финансовые вопросы и профессиональная ответственность: гонорары и наказания для врачей, строителей и судостроителей, оплата за найм работников, транспорта скота, покупка рабов.
Заключение
В эпилоге обрушиваются проклятия на головы нарушителей Закона — голод, нужда, смута и т. д., даже если нарушителями окажутся последующие цари. Почитающим законы обещана поддержка богов. Также по воле богов никто и никогда не может исказить или переписать Законы.
С первых строк Закона описаны правила ведения судебного процесса. Например, наложен строжайший запрет на чародейство, лжесвидетельство и ложные обвинения (хотя меры по пресечению чародейства не были указаны).
Существовало 3 вида суда – царский (коллегиальный), храмовый и городской.
Судьями могли быть градоначальники, а их «свитой» — «старейшие и именитые» люди города. Они присутствовали при экспертизе и были свидетелями при заключении сделок. Судьи принимали жалобы и толковали законы, выносили решения по делу.
Каждое дело полагалось расследовать, однако ни розыск, ни пытки не применялись (пытать было можно только рабов с согласия их господина).
Если доказательств вины не было, то в невиновности достаточно было поклясться богами, но иногда применялась и водная ордалия – если после погружения в воду человек тонул – значит, он виновен.
Протокол судебного процесса не составлялся, все происходило устно.
Очень многое зависело от того, кем был нарушитель — полноправным, царским человеком или рабом. Рабы считались имуществом, их карали с особой жестокостью. Особенно им любили отрезать уши – и больно, и работать может.
Интересно! Присутствие на суде ответчика должен был обеспечить истец.
Решение суда формально можно было обжаловать перед царем (на практике не применялось). Однако судья не имел право отказаться от уже вынесенного решения, иначе он лишался должности и приговаривался к 12-ти кратному возмещению ущерба потерпевшему. Это делалось либо для пресечения коррупции, либо для соблюдения принципа «не дважды за одно и то же».
Новым в Законе было то, что наказание виновному определял не пострадавший и не старейшина, а судьи. Без суда карали только тех, кто пытался украсть что-то из горящего дома – его ловили и бросали в тот же горящий дом.
Воровство собственности царя, храмов и населения, в том числе «живого» имущества – детей или рабов, а также покупка (принятие в дар) чего-либо у раба или несовершеннолетнего каралось почти всегда смертью.
Если же при ограблении дома вор был не пойман, а затем – не найден, все соседи должны были собраться и возместить ущерб пострадавшему.
Воинам за службу давалась земля, поэтому если воин отказывался от похода или посылал вместо себя кого-то другого, то он приравнивался к вору, утрачивал титул, а его надел отбирался.
Служебную землю нельзя было продать, отдать за долги или передать жене, она сохранялась даже за пленными воинами (их было положено выкупать).
Продать свой надел могли только торговцы, жрицы и «иные служащие», при условии, что их работу теперь будет выполнять покупатель.
Преступлением считалась обмен или продажа любого служебного имущества (дом, сад, надел и т.п.), при этом наказание нес только покупатель, продавец же считается пострадавшим. Ему, как правило, возвращали имущество назад вместе с доплатой.
Хаммурапи допускал аренду земли, причем арендатор наказывался, если он не вырастил урожай, заполонил поле сорной травой, не проводил на нем никаких работ. Также царь предусматривал продление договора аренды и перенос уплаты долга, если урожай погиб в результате стихийного бедствия. Он запрещал кабальные арендные сделки под давлением арендатора и позволял выплатить долг натурой.
Нельзя было рубить деревья в саду без извещения хозяина, самовольно застраивать чужую пустошь, расторгать оплаченный, но не истекший договор аренды дома.
Наказание ждало и землевладельца, у которого обваловка поля была недостаточно укреплена, и по этой причине ее прорвало водой и затопило орошаемую землю поселка либо соседа.
Больше всего статей Закона пострадало среди «комерческой» группы, но из оставшихся можно сделать вывод о недопущении злоупотреблений со стороны кредиторов. Они обязаны были выдать документ о частичном погашении долга, давать ссуды в присутствии свидетелей и после «подписания» договора. Должник же имел право отдать долг любым движимым имуществом, серебром или натурой.
Торговец должен был оплатить своему помощнику торговую поездку, а помощник, если только его не ограбили в дороге, должен был вернуть торговцу удвоенную сумму.
Чтобы расторгнуть договор и превратить сделку в ничто, достаточно было разбить глиняную табличку, на которую он был нанесен.
В корчме люди могли рассчитаться за алкоголь (сикеру) хлебом и взять определенное количество пива в кредит, но жриц посетивших сие заведение сжигали. «Обвешивать» посетителей, изготовлять сикеру не по рецепту и превращать корчму в притон для «злодеев» было нельзя.
Сикера – алкогольный напиток, основным компонентом которого были ячмень или финики.
Все долги надлежало возвращать, при этом за малый долг нельзя было брать заложника, а вот за крупный кто-то из членов семьи должника или раб попадали в заложники. Его можно было бить и плохо кормить, но убивать было нельзя.
Должник мог и сам отдать кого-либо из семьи в долговое рабство на 3 года или продать (за 3 года рабства долг считался погашенным).
Брак заключался по контракту супругов или их родителей, без документа женщина не являлась женой.
Изнасилование, инцест и прелюбодеяние всегда каралось смертью. Исключения делались для жены, которая была прощена мужем, и для мужа, который «грешил» с незамужними дамами.
Инцестом считалась связь отца с дочерью, свекра с невесткой, сына с матерью, пасынка с мачехой.
Если муж попадал в плен, а жена не могла себя содержать она могла выйти замуж за другого, но по возвращению мужа из плена должна была вернуться назад к нему. Полностью лишались жен только беглые.
Развестись с верной, нерасточительной или больной женой было не возможно, только если она не жрица. Жрица при разводе получала часть имущества мужа и свое приданное назад. Расточительница же при разводе не получала ничего и могла остаться при муже как рабыня.
Отказ жены от близости рассматривался всем кварталом. Если это происходило из-за измен и унижений мужа, то она вместе со своим приданным возвращалась к отцу, если же она оказывалась «блудницей», то ее надлежало утопить.
Жена-жрица не имела права иметь детей, и для этой цели она предоставляла мужу рабыню, избавляя ее от знака рабства.
Если «жену человека» или жрицу оклеветали (ложно обвинили в чем-либо, чаще – в неверности), то наказание для лгуна было позорным – бритье половины головы и публичная порка.
Убить мужа ради другого (или позволить это сделать кому-либо) было чревато для женщины сажанием на кол.
Муж мог подарить жене или сыну (а мать – одному из сыновей) движимое или недвижимое имущество, которое оказывалось вне общего наследства или долгов.
То, что по долгам, которые возникли после заключения брачного контракта, платить должны были оба супруга, означало юридическую дееспособность женщины в Вавилонии Хаммурапи.
Приданное жены, в случае ее смерти, переходило не к ее отцу или мужу, а к ее сыновьям, если же детей не было, значит, оно возвращалось тестю. В случае смерти мужа, женщина оставалась в его доме и могла до конца жизни пользоваться всем его имуществом, но не могла его продать.
Наследство (кроме приданного жены или подаренного ей) делилось между сыновьями поровну. Лишить сыновей наследства отец мог в судебном порядке, доказав, что они дважды «тяжко» провинились перед ним.
Дети рабыни имели право на наследство, если были признаны отцом «своими». В любом случае они (и их мать) получали свободу.
Рабы при Хаммурапи могли иметь семью, и даже жениться на свободнорожденных. Их дети в этом случае также считались свободными.
Дети были собственностью мужа, он мог их продать. Приемные дети также были собственностью, и могли вернуться в дом найденных родителей только через суд (и то не всегда). Но приемышей можно было выгнать из дома, правда, только с третью наследственной доли.
Если же приемыш оказывался в семье евнуха (гирсекума) или храмовой блудницы (зикрум), то за попытку уйти в дом кровных родителей его лишали глаза, за попытку бунта – отрезали язык.
Наказания за убийства, в том числе беременной или ее плода, удары, ранения, а также переломанные кости, выбитые зубы и поврежденные глаза зависели от социального положения, как пострадавшего, так и преступника (от казни до штрафа или возмещения расходов на врачевание).
Убийства в Вавилонии были редки, однако царь делил их на умышленные и по неосторожности. В случае клятвы, что умысла в убийстве не было, убийца отделывался штрафом.
За оскорбление действием (пощечину) наказывали, только если оно было нанесено мужчине. В отношении женщин, преступлением считался только удар беременной с последующим выкидышем. За это выплачивалась компенсация.
Лечение в Вавилонии и людей, и животных было платным. Услуги доктора зависели от сложности производимых процедур и платежеспособности клиента. Вылечить свободного человека было в 2 раза дороже, чем царского, и в 4 раза дороже, чем раба. Но в случае неудачной операции врачу отсекали руку или заставляли возместить ущерб.
Строители и корабельщики также несли наказание за «халтуру» и возмещали убытки.
Хаммурапи установил тарифы за наем рабочих, скота или транспорта. Если скоту были нанесены увечья, или оно погибло от нападения льва, или эпидемии, то наниматель не нес за это ответственности. Это были проблемы владельца животного.
Ответственность у нанимателя наступала, если животное умерло в результате небрежности или побоев, а также заразных болезней (которых можно было избежать) и нападения любого другого хищника, кроме льва. Кроме того нельзя было присваивать нанятый скот (орудия труда или транспорт).
Труд сельскохозяйственных работников оплачивался зерном, ремесленников, врачей, строителей и т.д. – серебром.
Рабы в Вавилонии были имуществом и товаром, на них был даже «гарантийный срок»: если в течение месяца выясняется, что раб тяжело болен, продавец должен был забрать его обратно.
Если же раб не признавал господина – ему отрезали ухо, а на строптивых рабов накладывали рабский знак – клеймо, которое вырезали или выжигали на теле.
Законы Хаммурапи и Библия
Интересные выводы сделали ученые о том, что законы Хаммурапи использовались при составлении Ветхого Завета. Многие востоковеды, в т.ч. Б. Тураев отмечали сходство статей Законника и принцип уголовных наказаний (талион) в Книге Исход, а также брачных правил Хаммурапи и Моисея.
Формулировки Закона Моисея порой фактически полностью дублируют положения Кодекса — в Книге Завета и отчасти во Второзаконии. Оба источника близки в группировке и фразеологии, излагаются они в той же казуистической форме. И это логично – древняя Палестина входила в зону влияния Вавилонии, и библейский Авраам, и Иаков, и Лаван жили в это время по законам Хаммурапи.
Это дает повод предполагать, что религиозные трактаты Библии вторичны (заимствованы из старовавилонского права).
Но есть одно очень серьезное отличие Законов Хаммурапи и Моисея. В первом случае законодательство лишено «страха божия», не регулируется любовью к Богу, а рассматривает преступления как материальный вред, влекущий за собой реальное наказание. Во втором случае законы переполнены религиозностью.
Значение Законов Хаммурапи
Законы вавилонского царя это фактически первый законодательно-правовой акт, не имеющий сакрально-религиозных элементов. Культовые моменты встречаются только во введении и заключении (прологе и эпилоге), в самом тексте на них нет и намека, даже там, где регулируются права жриц и т. п.
Закон означает начало писаного права, а оно, в свою очередь является важнейшим признаком государства.
Законы использовались почти 2 века, пока Вавилон не был захвачен хеттами. Тем не менее, они повлияли как на библейское законодательство, так и на законы самих хеттов. Есть предположения (благодаря элефантинским папирусам), что отчасти влияние Законов Хаммурапи можно усмотреть и в греческом праве.
Даже когда Закон уже не использовался на практике, его текст использовался для эзотерических рассуждений ученых и как образец аккадского языка для писцов. Изучать его перестали, когда клинопись вытеснил арамейский язык.
Законы Хаммурапи позволяют реконструировать общество в Вавилонском царстве 18-го века до н.э. Они являются лучшим источником по изучению политической, гражданской и культурной жизни людей этого времени.
По статьям Законника можно судить об имущественном расслоении, сословиях, лишении крестьян земли, долговом рабстве, полном обеспечении воинов, а также о ценах и зарплате.
В Законнике описаны виды:
- Договоров: найм, аренда, долг, купля-продажа, брачный и т.д.;
- Смертной казни: утопление, сожжение, сажание на кол, повешение
- Наказаний: членовредительство, нанесение ударов плетью, наложение знака бесчестия, изгнание из родной местности или дома, пожизненная кабала, потеря должности навсегда, а также многочисленные штрафы.
- Профессий: командиры (декум, ша-хаттатим и лапуттум), воины (редум, баирум и др.), жрицы (надитум, шугетум, угбабтум), торговцы (тамкар), разносчики или агенты торговцев (шамаллум), трактирщики (сабитум) и т.д.
- Единиц измерения: площади (бур и сар), массы (гур), деньги (ману, шиклу, ше), а также цены и зарплаты.
- Средств платежа: зерно или серебро.
- Сословий: общинники или полноправные свободные люди (авилум), зависимые царские люди (мушкенум) и рабы (вардум).
Разница между свободными и царскими людьми была в том, что последние происходили не из общин, поэтому не могли считаться полноправными.
Законы Хаммурапи были первыми, допустившими на Востоке существование частных земель, наемного труда, аренды, долгового рабства. Они подняли положение женщины выше, чем в других Восточных странах, позволив ей быть полноправной гражданской личностью, иметь собственность и т.д.
Литература
- Бузескул В. П. Открытия де-Моргана в Сузах; законы Хаммураби // Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
- Васильев, Л. C. История Востока: учебник для магистров : в 2 т. Т. I / Л. С. Васильев. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт,2013. — 722 с.
- Волковъ, И.М. Законы вавилонского царя Хаммураби.
М., 1914. – 80 с.
- Древний Восток: учеб, пособие для вузов / Российская академия наук; Государственный университет гуманитарных наук; Научно-образовательный центр по истории; Н.В. Александрова, И.А. Ладынин, А.А. Немировский, В.М. Яковлев; рук. проекта А.О. Чубарьян. — М.: Астрель: ACT, 2008. — 654 с.
- Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — 363 с.
- Законы вавилонского царя Хаммурапи: Пер. и комм. Л. А. Липина в нов. ред. В. А. Якобсона // Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие, в 2-х частях. Ч. I / Под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. — М.: Высшая школа, 1980. — 328 с.
- Законы Хаммурапи / Б. А. Тураев. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 122 с.
- Законы царя Хаммурапи: Методические указания по изучению первоисточника в курсе «История государства и права зарубежных стран» для студентов специальности «Юриспруденция» всех форм обучения / Сост.
Н. Т. Кудинова. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002. – 36 с.
- Захаров А.О. История Древнего Востока. Курс лекций. – М.: НОЧУ ВПО «Институт стран Востока», Институт востоковедения РАН, 2016. — 286 с.
- Из Законов Хаммурапи, царя Вавилона // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. Т. 1. М., 1996. – 355 с.
- История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). Учебно-методическое пособие / Томсинов В.А.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Зерцало, 2005. — 128 c.
- История Востока / Отв. ред. В. А. Якобсон. — М.: Восточная литература, 1999. — Т. 1. — 688 с.
- История древнего Востока : От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А.В. Седова; Редкол. : Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.; Ин-т востоковедения. – М. : Вост. Лит., 2004. – 895 с.
- История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие / Под ред. В. И. Кузищина.
— М.: Высшая школа, 2002. — 719 с.
- История Древнего мира : план-конспект уроков : 5 класс / В.С. Кошелев, Н.. Байдакова. – Минск : Аверсэв, 2017. – 413 с.
- Козырева, Н. В. Очерки по истории Южной Месопотамии эпохи ранней древности (VII тыс. до н. э. — середина II тыс. до н. э.). — СПб. : Контраст, 2016. — 552 с.
- Кулишер М. И. Основы уголовного, гражданского и торгового права четыре тысячи лет назад // Труды Юридического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1910. — Т. I. — 524 с.
- Лопухин А. П. Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым. — СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1904. — 53 с.
- Муретов В. Новооткрытый кодекс вавилонского царя Гаммураби (за 2300 лет до Р. Хр.) в его отношении к Моисееву законодательству // Богословский вестник. — 1903. — Т. 2, № 6 — 43 с.
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т.
/ Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинникова. Т. 1: Древний мир и Средние века / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. — М.: Норма, 2007. — 816 с.
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Сост. В. А. Томсинов. М.: Просвещение, – 480 с.
- Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под. ред.М.Н. Брусиловской. – М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. – 400 с.
- Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/ Сост. Ю. С. Крушкол и др.; Под ред. Е.А. Черкасовой. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1987. – 256 с.
- Якобсон В. А. Законы Хаммурапи как источник по истории древней Месопотамии: Дис. … докт. ист. наук. — Л.: Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР, 1987. — 401 с.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Чьи интересы защищали законы царя Хаммурапи?
В первую очередь это были интересы собственников, но не только: общинников он защищал от ростовщиков и разорения, земледельцев — от нерадивости соседей и арендаторов, должников – от рабства, рабов — от произвола хозяев.
Какие отношения регулируются законами Хаммурапи?
Помимо семейных, это были отношения землевладельцев и арендаторов, садовладельцев и садовников, хозяев и нанимателей квартир, торговцев и посредников.
Когда появились законы Хаммурапи?
Предположительно в 1755-1752 гг. до н. э.
Можно ли назвать законы Хаммурапи гуманными?
Относительно того времени – несомненно. Они были значительно мягче (неписанных) законов предшественников Хаммурапи, в них ряд казней заменено штрафами и др. наказаниями.
Сколько статей в законах Хаммурапи?
Фактически их нет вообще, но ассириолог Шейль при анализе и переводе текста условно выделил 282 статьи.
Как законы Хаммурапи ограничивали долговое рабство?
По закону долг можно было вернуть не только деньгами, но и натурой, а если было совсем нечем отдавать, то рабами за долги становились только на 3 года, на 4-й год, человек считался свободным и от долга, и от рабства.
Хаммурапи законы | это… Что такое Хаммурапи законы?
ТолкованиеПеревод
- Хаммурапи законы
Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный приблизительно в 1780 г. до н. э., является одним из древнейших законодательных памятников. Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901-1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Этот свод из 282 законов представляет собой чёрный базальтовый столб.
Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).
Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени.
Основное внимание уделено описанию наказаний за различные правонарушения. Законы предусматривают суровую систему наказаний: практически любая кража карается смертной казнью.
«Если человек имущество бога или дворца украдёт, человек этот должен быть убит…»
В то же время, некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око
), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче.В настоящее время столб с законами Хаммурапи хранится в парижском музее Лувр. Точную копию столба можно также увидеть в Москве, в Учебном художественном музее слепков им.
И. В. Цветаева — филиале Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и в Переднеазиатском музее в Берлине .
Другие документы подобной ценности — кодекс Ур-Намму, правителя Ура (около 2050 г. до н. э.), свод законов Эшнунны (около 1930 г. до н. э.) и кодекс Липит-Иштара из Исина (около 1870 г. до н. э.).
- Законы вавилонского царя Хаммурапи (полный текст) в Электронной библиотеке Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
- Законы Хаммурапи.
- История Востока (Восток в древности). Глава V. Старовавилонский период истории Месопотамии. Законы
Wikimedia Foundation. 2010.
Нужно сделать НИР?
- Хаммонд Р.
- Хаммет, Кирк Ли
Полезное
Загробная жизнь законов Хаммурапи: продолжение импровизации писцов за пределами Месопотамии и создание комментариев в Месопотамии | Законы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традиций
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Бармаш, Памела,
«Загробная жизнь законов Хаммурапи: продолжение импровизации писцов за пределами Месопотамии и создание комментариев в Месопотамии» ,
2021;
Online Edn,
Oxford Academic
, 22 октября 2020 г.
), https://doi.org/10.1093/oso/9780197525401.003.0009,
.0003
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаконы Хаммурапи: на стыке царских и книжных традицийБиблеистикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Традиция сбора законов продолжалась за пределами Месопотамии более тысячелетия после Хаммурапи. Законы Хаммурапи были кульминацией этой традиции в Месопотамии, но эта традиция статутов, составленных на основе репертуара традиционных дел, продолжилась в хеттских законах и библейском праве, хотя формат царских надписей больше не использовался. Законы Хаммурапи и месопотамское право, возможно, повлияли на древнегреческое и римское право. Законы Хаммурапи также являются свидетелями начала другого течения традиции. Как обсуждается в этой главе, он стал классическим текстом, и ни один другой сборник законов не копировался так часто и так долго. Законы Хаммурапи служили предметом официальных комментариев. Возникновение классических текстов и формальных комментариев сигнализировало о глубоком культурном сдвиге. Писцы относились к Законам Хаммурапи способами, которые расходились с прежним отношением: они больше не были импровизацией на традиционных примерах, на мгновение застывших в письменной форме, а стали объектом изучения. Законы Хаммурапи стали предметом комментария, жанра, именующего себя зависимым от другого текста: один текст возвышается над другим, утверждаются и разъясняются неясности и противоречия этого текста.
Ключевые слова: культурное распространение, библейское право, хеттское право, око за око, древнегреческое право, римское право, литературная классика, комментарии
Предмет
Библеистика
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Стела Хаммурапи – об искусстве и эстетике
г. Вавилония — древнее государство, основанное в центрально-южной Месопотамии (современный Ирак) — считается, что оно стало крупной державой во время и сразу после правления Хаммурапи (ок. 1810 г. до н. э. — 1750 г. до н. э.), шестого царя Первая вавилонская династия. Правитель наиболее известен принятием Кодекса Хаммурапи – одного из старейших сохранившихся юридических документов в истории.
Кодекс состоит из 282 законов, написанных на высокой пластине из черной базальтовой стали, которая была обнаружена швейцарским египтологом Гюставом Жекье (1868-1946) в 1901 году на древнем городище Сузы в современном Иране и впервые переведена Жаном-Винсентом. Шейля (1858–1940), французского священника-доминиканца и ассириолога в 1902 году. В настоящее время сталь выставлена в Лувре в Париже, а копии – в Америке и других странах Европы.
Кодекс состоит из 282 законов, написанных на высокой пластине из черной базальтовой стали, обнаруженной швейцарским египтологом Гюставом Жекье (1868–1819 гг.).46) в 1901 году на древнем городище Сузы в современном Иране и первый перевод Жана-Винсента Шейля (1858–1940), французского доминиканского священника и ассириолога в 1902 году. В настоящее время сталь выставлена в Лувре в Париже вместе с копиями. в Америке и других странах Европы.
раскрывает общество с системой строгого правосудия. Наказания за уголовные преступления были суровыми и варьировались в зависимости от социального класса жертвы. Преступление против представителя высшего сословия (дворянина) представителем низшего сословия (простолюдином) наказывалось более строго, чем такое же преступление против представителя низшего сословия. Более того, принцип «око за око, зуб за зуб» был основополагающим для этой системы правосудия. Это означало, что наказания должны соответствовать преступлению…
Самая большая категория законов в Кодексе Хаммурапи сосредоточена на браке и семье.
Родители устраивали браки для своих детей. После заключения брака стороны подписали брачный контракт; без него никто не считался состоящим в законном браке. В то время как муж выплачивал родителям невесты плату за невесту, родители женщины несли ответственность за приданое новому мужу.
Как и во многих патриархальных обществах, женщины обладали гораздо меньшими привилегиями и правами в супружеских отношениях, чем мужчины. Место женщины было дома, и невыполнение возложенных на нее обязанностей служило основанием для развода.
~ Всемирная история, том I (2012)
Крупный план стелы с клинописью на аккадском языке, сделанный пользователем «Габриэле Барни», CC BY 2.0, Flickr
видео от Smarthistory на стеле.
Первые пять законов:
1.
Если кто уловит другого, наложив на него запрет, но не сможет доказать этого, то поймавший его да будет предан смерти.
2. Если кто предъявит обвинение против человека, а обвиняемый пойдет к реке и прыгнет в реку, если он утонет в реке, его обвинитель должен овладеть его домом. Но если река докажет, что обвиняемый невиновен, и он останется невредимым, то тот, кто предъявил обвинение, должен быть предан смерти, а тот, кто прыгнул в реку, должен овладеть домом, который принадлежал его обвинителю.
3. Если кто-либо предъявит старейшинам обвинение в каком-либо преступлении и не докажет того, в чем он обвинялся, он должен, если это обвинение в совершении преступления, наказуемого смертной казнью, быть предан смерти.
4. Если он удовлетворит старейшин, чтобы наложить штраф зерном или деньгами, он должен получить штраф, который производит действие.
5. Если судья рассматривает дело, принимает решение и представляет свое решение в письменной форме; если впоследствии в его решении обнаружится ошибка, и это будет по его вине, то он должен уплатить двенадцатикратный размер штрафа, установленного им по делу, и публично удалиться от судейской коллегии, и никогда более он там не сидит.
выносить приговор.
Последние пять законов:
278. Если кто-либо купит раба или рабыню и до истечения месяца у него разовьется бену-болезнь, он должен вернуть раба продавцу и получить деньги, которые он заплатил.
279. Если кто-нибудь купит раба или рабыню, а третье лицо предъявит претензии, продавец отвечает по претензии.
280. Если человек, находясь в чужой стране, купит раба или рабыню, принадлежащую другой стране его страны; а будет, когда возвратится домой, хозяин раба или рабыни признает это, и если раб или раба будет туземцем страны, то он должен отдать их без денег.
281. Если они из другой страны, покупатель должен объявить купцу уплаченную за них сумму денег и оставить себе раба или рабыню.
282. Если раб скажет своему господину: «Ты мне не господин», то, если его осудят, пусть господин отрежет ему ухо.
Вы можете прочитать весь код на английском языке на этой веб-странице, размещенной Юридической школой Йельского университета.
Вот еще один ресурс Йельского университета (если у вас есть время и интерес) — лекция (часть серии), в которой профессор Кристин Хейс обсуждает связь между Кодексом Хаммурапи и ветхозаветным законом в Библии. Видео было записано осенью 2006 года.
—
Дополнительная литература:
История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000-323 г. до н.э. Марка Ван де Миропа
Книга законов: от H аммураби до Международного уголовного суда, 250 вех в истории права Майкла Х. Роффера
—
Изображение предоставлено:
Избранное: Стела Хаммурапи (обрезано) пользователем «Mbzt», CC BY 3.0, Википедия
—
Нравится:
Нравится Загрузка.