Естественно,
что для Вавилонского государства стало
неприемлемым древнее право Шумера, восходящее
ещё к законодательной деятельности царей
III династии Ура. Необходимость создания
нового свода законов для своего государства
сознавал уже второй царь I вавилонской
династии — Сумулаялу, о законах которого
упоминают документы его преемников.
Царь Хаммурапи
своим законодательством попытался оформить
и закрепить общественный строй государства,
господствующей силой в котором должны
были явиться мелкие и средние рабовладельцы.
Какое большое значение придавал Хаммурапи
своей законодательной деятельности,
видно уже из того, что он приступил к ней
в самом начале своего правления; 2-й год
его царствования назван годом, когда
«он установил право стране». Правда, этот
ранний сборник законов не дошёл до нас;
известные науке законы Хаммурапи относятся
уже к концу его царствования.
Эти законы
были увековечены на большом чёрном базальтовом
столбе. Наверху лицевой стороны столба
изображён царь, стоящий перед богом Солнца
Шамашем — покровителем суда. Под рельефом
начертан текст законов, заполняющий обе
стороны столба. Текст распадается на
три части. Первой частью является обширное
введение, в котором Хаммурапи объявляет,
что боги передали ему царство для того,
«чтобы сильный не притеснял слабого».
Затем следует перечисление благодеяний,
которые были оказаны Хаммурапи городам
своего государства. Среди них упоминаются
города крайнего юга во главе с Ларсой,
а также города по среднему течению Евфрата
и Тигра — Мари, Ашшур, Ниневия и др. Следовательно,
базальтовый столб с законами Хаммурапи
был воздвигнут им уже после победы над
Римсином и подчинения государств, расположенных
по среднему течению Евфрата и Тигра, т.
е. в начале 30-х годов его правления. Надо
полагать, что копии законов были изготовлены
для всех крупных городов его царства.
После введения следуют статьи законов,
которые в свою очередь заканчиваются
обстоятельным заключением.
Памятник
сохранился в общем хорошо. Лишь статьи
последних столбцов лицевой стороны были
стёрты. Очевидно, это было сделано по
повелению эламского паря, перевёзшего
после своего вторжения в Двуречье этот
памятник из Вавилонии в Сузы, где он и
был найден. На основании сохранившихся
следов можно установить, что на выскобленном
месте было начертано 35 статей, а всего
в памятнике насчитывается 282 статьи. На
основании различных копий, найденных
в раскопанных древних библиотеках Ниневии,
Ниппура, Вавилона и др., можно восстановить
большую часть уничтоженных эламским
завоевателем статей.
Законы Хаммурапи
охватывают многочисленные правовые вопросы
современного ему вавилонского общества.
Первые 5 статей (нумерация статей установлена
современными учёными) посвящены вопросам
судопроизводства. Статьи 6—13 определяют
наказание за кражу и указывают способы
установления кражи. Статьи 14—20 направлены
против кражи детей и рабов и против укрывательства
беглых рабов.
Здесь же устанавливается
размер награды за поимку беглого раба.
В статьях 21—25 рассматриваются разнообразные
случаи грабежа. Статьи 26—41 регулируют
обязанности и права воинов, причём особенно
детально разбираются вопросы их землевладения.
Статьи 42—47 определяют права и обязанности
лиц, арендующих землю. Следующие пять
статей (48—52) устанавливают пределы права
ростовщика на урожай заложенного ему
поля. Статьи 53—56 налагают кару за небрежное
использование ирригационной сети. Статьи
57—58 защищают владельцев полей от ущерба,
наносимого стадами. Статьи 59—66 решают
различные вопросы, связанные с владением
садами, в том числе и вопрос о праве ростовщика
на урожай caдa его должника. Следующие
статьи, содержавшиеся в разрушенных столбцах
надписи, были посвящены отчасти вопросам
владения домами и строительными участками,
отчасти различным видам ростовщичества.
К ним примыкают стагьи 100—107, говорящие
о купцах — тамкарах и их помощниках. Корчмы,
являвшиеся вместе с тем’и вертепами, рассматриваются
в статьях 108—111. Праву хранения и долговому
праву, связанному с обеспечением займа
личностью чл»нов семьи должника, посвящены
статьи 112—126. Очень большое место (статьи
127—195) занимает семейное право. Отдел,
содержащий статьи 196—225, устанавливает
размер кары за телесные повреждения.
Статьи 226 и 227 оберегают рабовладельца
от умышленного уничтожения клейма на
принадлежавшем ему рабе. Вопросы, связанные
с работой архитекторов и судостроителей,
рассматривают статьи 228—235. Разнообразные
виды найма обстоятельно разобраны в статьях
236—277. Заключительные статьи содержат
постановления о рабах.
Законодательство
Хаммурапи, как и законодательство Исина,
Ларсы и Эшнунны, не содержит указаний
на вмешательство богов. Исключение составляют
лишь статьи 2 и 132, допускающие по отношению
к человеку, обвинённому в колдовстве,
или к замужней женщине, обвинённой в прелюбодеянии,
применение так называемого «божьего
суда». К далёкому прошлому восходят постановления
о каре за телесные повреждения согласно
принципу «око за око, зуб за зуб». Законодательство
царя Хаммурапи расширило применение
этого принципа и по отношению к врачу
за повреждение при неудачной операции
и к строителю за неудачную постройку;
если, например, обрушившийся дом убивал
хозяина, то умерщвлялся строитель, а если
в этом случае погибал сын хозяина, то
умерщвлялся сын строителя.
Законы царя
Хаммураци надлежит признать одним из
самых значительных памятников правовой
мысли древневосточного общества. Это
первый известный нам во всемирной истории
подробный сборник законов, освящавший
рабовладельческий строй, частную собственность,
эксплуатацию человека человеком.
Изучение
законов Хаммурапи в связи с сохранившимися
царскими и частными письмами, а также
частноправовыми документами того времени
даёт возможность определить общественный
строй Вавилонии, а вместе с тем и направление
мероприятий царской власти, отражённых
в этом законодательстве. В законах Хаммурапи
отчётливо проступает классовый характер
законодательства Вавилонского царства. Государство установлением суровых наказаний
защищало рабовладельцев от «строптивого»
раба. За телесное повреждение, причинённое
чужому рабу, требовалось, как и по отношению
к скоту, возмещение убытка его собственнику.
Виновный в убийстве раба давал взамен
его собственнику другого раба. Рабы, подобно
скоту, могли продаваться без каких-либо
ограничений. Семейное положение раба
при этом не учитывалось. При продаже раба
закон заботился лишь о том, чтобы охранить
покупателя от обмана со стороны продавца.
Законодательство защищало рабовладельцев
от кражи рабов и от укрывательства беглых
рабов. Смертная казнь грозила не только
укравшему, но и укрывателю раба. Жестокая
кара угрожала также за уничтожение знака
рабства на рабе. В отдельной рабовладельческой
семье обычно имелось от 2 до 5 рабов, но
засвидетельствованы случаи, когда число
рабов достигало нескольких десятков.
Частноправовые документы говорят о самых
различных сделках, связанных с рабами:
купле, дарении, мене, найме и передаче
по завещанию.
Рабы пополнялись при Хаммурапи
из числа «преступников», из числа военнопленных,
а также купленных в соседних областях.
Средняя цена раба составляла 150—250 г серебра.
Помощь с практической работой по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» для СибЮУ (edu.omua.ru), пример оформления
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Дайте характеристику источников права древней Месопотамии. Проведите сравнительный анализ Законов Хаммурапи и Среднеассирийских законов.
В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал писаный законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Появление царских узаконении было обусловлено здесь особыми условиями становления и развития многочисленных государств; возникавших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя — гегемона, устанавливалось верховенство того или иного этноса.
Царское законодательство стимулировалось и относительно ранним развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. Вавилон был одним из главных центров международной торговли в древнем мире.
Первые царские надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Непременным атрибутом этих апологетических надписей становится утверждение о восстановлении справедливости, о защите царем обездоленных: бедных, сирот, вдов и т.д. К числу таких исторических документов и принадлежат так называемые «реформы» Уруингины, правителя царства Лагаша, относящиеся к 2400 году до н.э. В них говорилось о проведенных им реформах, об освобождении бедняков от долгов, побоев, произвольных поборов, о защите храмового имущества, на которое посягали прежние правители.
Основная цель Уруингины — оставить память о себе грядущим поколениям как о радетеле «старых порядков», «старых обычаев», в чем сказалось влияние общинной идеологии. Не будучи изложением действующих законов, первые надписи, между тем, заложили основу письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя, законов в собственном смысле слова.
Такими действующими законодательными актами и были дошедшие до нас, правда не в полном объеме, древнейшие Законы царя Ур-Намму, основателя династии Ура (конец III тысячелетия до н.э.), Законы Липид-Иштара, правителя царства Исины, Законы царя Билаламы царства Эшнунны (начало II тысячелетия до н.э.), Среднеассирийские законы (середина II тысячелетия до н.э.) и самый значительный правовой документ Месопотамии — Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), древневавилонского правителя крупнейшего государства Двуречья*.
* Законы Хаммурапи были найдены в 1901-1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама). На черном базальтовом столбе, видимо захваченном эламитами в качестве трофея, было высечено изображение Хаммурапи, стоящего в молитвенной позе перед богом Солнца вавилонян — Шамашем, который вручает ему Законы и законодательные положения на аккадском языке.
Так, например, Законы Ур-Намму начинаются с пролога, содержащего сведения об исторических событиях, добрых деяниях царя, «установившего в стране справедливость, изгнавшего зло и раздоры». Далее следует изложение законодательных нововведений, в частности об установлении единой системы меры и веса (гири в 1 мину и в 1 сикль и пр.) как гарантии новых справедливых порядков: «дабы сирота не был отдаваем (во власть) богатого, вдова не была отдаваема (во власть) сильного, человек сикля (бедный) не был отдаваем (во власть) человека мины (богатого)»**.
** Сикль и мина — серебряные денежные единицы в государствах древней Месопотамии. Сикль был равен 1/120 кг серебра, стоимость 225 литров ячменя, которая была равна среднемесячной плате наемному работнику.
По той же схеме — преамбула и изложение действующих правовых положений — построены и другие законы. Главная цель пышных прологов (особенно это характерно для ЗХ), гласящих о справедливости, великих заслугах правителя, заключалась в том, чтобы обосновать угодность, обязательность царских постановлений и тем самым законность самой царской власти.
Примечательно и меняющееся содержание этих обоснований, отражающее укрепление государственных порядков, степень могущества того или иного правителя. Так, если Лугальзагеси, правитель Уммы (2373-2349 гг. до н.э.), связывал свою власть с тем, что «в святилищах Шумера в качестве энси страна его избрала», то Хаммурапи ссылается на свою богоизбранность, полновластие как «царя царей», даровавшего великие блага всем важнейшим городам Месопотамии, их многочисленным святилищам и бегам. Вавилон выступает здесь столицей большого централизованного царства, местом «вечной царственности» его главного бога Мардука, призвавшего якобы Хаммурапи «даровать стране справедливость».
Несмотря на сходство (иногда текстуальное), совпадение ряда норм, все эти законы не могли не содержать и глубоких расхождений, так как каждый правовой акт отражал реалии своего времени, особенности своего государства и пр. Так, САЗ, появившиеся на несколько столетий позже ЗХ, были более архаичны по своему содержанию, по отражению строгих патриархальных порядков, жестоких наказаний за преступления и т. д. Уступали они ЗХ и по правовой технике, по степени разработанности правовых институтов.
Традиционно в законодательстве Месопотамии значительное место занимали правонарушения, причиняющие ущерб личности или имуществу человека, влекущие за собой наказания в форме возмещения этого ущерба; кража, нанесение телесных повреждений, нарушение собственнических прав господина на раба, колдовство, насилие над женщиной, измена жены и пр.
Суровые наказания предписывались во всех законах за такие преступления, как лжесвидетельство, клевета, что было связано с особым почитанием и даже обожествлением понятий «правдивость», «верность слову».
Со временем, под влиянием роста товарного хозяйства, ростовщичества, долговой кабалы, распада больших семей все большее место стало отводиться договорам: займа, аренды земли, купли-продажи, а также наследованию имущества и пр.
Характерной чертой вышеуказанных правовых документов была их незавершенность.
Положения ЗХ, например, касались главным образом правового регулирования отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Они не затрагивали многие важные области внутриобщественных отношений, отношений общин с царской властью и пр. Лакуны в законах, нередкая констатация лишь противоправности того или иного деяния без указания санкции (например, в ЗХ за такие тяжкие преступления, как убийство, чародейство и др.) являются лишним свидетельством того, что наряду с законом особое место среди источников права отводилось общинным обычаям, которыми и определялись эти санкции. Обычаи были главным строительным материалом для царских кодексов.
Вместе с тем расхождения ЗХ, в том числе и терминологические, с живой юридической практикой, с текстами договоров, записанных на многочисленных дошедших до нас глиняных табличках, свидетельствуют о том, что над обычаем работали, а не просто воспроизводили его в законе.
Право Месопотамии так же, как право других древневосточных государств, несло на себе заметное влияние религии, религиозной идеологии. Но это влияние не было столь глубоким, как, например, в Индии, да и сама религиозная идеология отличалась рядом специфических черт.
Перечень грехов в вавилонской книге религиозных заклинаний «Шурпу» (XII в. до н.э.) и преступлений в ЗХ в основном совпадали. В «Шурпу» к грехам отнесены нарушения религиозно-ритуального характера (прямые и косвенные контакты с ритуально «нечистым» человеком, принятие «нечистой» пищи и пр.), любая ложь, обман, сутяжничество, насилие, неоказание помощи нуждающемуся в ней, непостоянство, внесение раздоров в семью и такие деяния, которые прямо закреплены в качестве преступлений в ЗХ: кража (ст. 6-8), предъявление ложного иска или обвинения (ст. 11, 126), грабеж (ст. 22), пролитие крови (ст. 206-208), непочтительное отношение к родителям и старикам (ст. 169, 195), прелюбодеяние (ст. 129) и некоторые другие.
Но в представлении вавилонян понятия греха (намеренного или ненамеренного нарушения воли божьей) и преступления разнились. Совершение греха возможно было без вины: грешник мог даже не знать, какой грех он совершил, например, в случае нарушения ритуальной чистоты. Преступление же предполагало вину, правда, не всегда последовательно. «Небесная» кара не учитывала ни субъективной, ни объективной стороны греховного деяния. За любой грех боги могли послать любое наказание, любые бедствия, избежать которых можно было только с помощью жреца-заклинателя (при этом не требовалось даже раскаяния). Земное же правосудие считалось неотвратимым, как и раскаяние в случае совершения преступления.
Определенная приземленность религиозной идеологии, древ-немесопотамская система ценностей также нашли отражение в праве. В религиозных верованиях Месопотамии не были разработаны понятия об аде и рае в загробной жизни, о посмертном воздаянии за добродетельный образ жизни. Потусторонний мир в представлении жителей Месопотамии, сложившемся в начале II тысячелетия до н.э. и поддерживавшемся тысячелетия, считался абсолютным злом, а все хорошее связывалось с земной жизнью. В шумерско-вавилонской иерархии ценностей не духовному совершенству, как, например, в Индии, а имуществу, богатству неизменно отводилось главенствующее место (выше ставились лишь здоровье, долголетие, дети), ибо не что иное, как материальное благосостояние открывало доступ к наслаждению, которое наряду со служением богам считалось уделом человека.
В заповеди «небо далеко, а земля драгоценна» заключались воззрения людей практически мыслящих, всецело обращенных к земным радостям и печалям. Это обстоятельство объясняет многие особенности древневавилонского права, например, почти полное отсутствие в нем сакрально-религиозных мотивировок преступлений и религиозных санкций за их совершение, признание определенной личностной ценности человека, индивида, в том числе женщины (особенно владеющей имуществом), «светского» подхода в праве к храмовым должностям, которые могли продаваться, передаваться по наследству, да и к самим храмам с их широкой торговой, ростовщической и другой предпринимательской деятельностью.
Для источников права Месопотамии, в том числе и для ЗХ, характерна примитивная правовая техника, казуистичность норм права, их формализм, символический характер. В них нельзя найти ни четкого понятия преступления, которое не всегда можно отделить от частного правонарушения, ни абстрактно сформулированной нормы, касающейся убийства, кражи и пр.
Символична была ответственность за ряд преступлений, например отрезание груди у кормилицы, подменившей ребенка (ЗХ, 194). Формальный и символический характер имела также клятва.
Нет в источниках права и обоснованной системы изложения норм: нормы уголовного права чередуются с нормами процессуальными, регулирующими имущественные отношения и пр. Однако внутренняя логика изложения правового материала присутствует и здесь. В ЗХ, например, нормы права группируются по предметам правового регулирования, а переход от одной группы к другой осуществляется путем ассоциаций.
Так, ст. 6-25 ЗХ посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Эта группа норм заканчивается нормой о противоправном завладении чужим имуществом. Казалось бы, переход к следующей, ст. 26, открывающей раздел об имуществе, полученном от царя за службу, согласно которой воин, не пошедший в поход, подлежал смертной казни, нелогичен. Между тем логика древнего законодателя заключалась в том, что речь шла не столько об ответственности за дезертирство, сколько за использование чужого (царского) поля, право на которое воин потерял, отказавшись идти в поход. Следующая группа норм (ст. 42-88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.
Сравнительный анализ Законов Хаммурапи и Среднеассирийских законов.
Законы Хаммурапи были найдены французской археологической экспедицией в 1901 году в г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона). Эта находка представляла собой чёрный базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Он был составлен в период царствования Хаммурапи в XVIII столетии до новой эры. На самом верху столба изображён сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона — Мардук. В руках Хаммурапи жезл — символ судебной власти, врученный царю самим богом Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. — М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. [Кн. 1.] Ранняя древность. 70 с..По некоторым предположениям, эти законы были составлены в конце правления Хаммурапи и вобрали обычаи предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи — его указы и решения судебных дел. Обычное право представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений. Главным источником кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для ВУЗов. — второе издание, переработанное и дополненное. — М.: Норма, 2007. — с.: 52. Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы.Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 — около 630 гг. до новой эры) в Ниневии.Клинописный текст состоит из трёх частей: введения, самого закона и заключения. В первой и последней частях — Хаммурапи характеризует себя и своё правление, а так же указывает цель составления законов: «чтобы сильный не угнетал слабого» и т. д.Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”. Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. Среди них упоминаются города крайнего юга во главе с Ларсой, а также города по среднему течению Евфрата и Тигра — Мари, Ашшур, Ниневия и др. Следовательно, базальтовый столб с законами Хаммурапи был воздвигнут им уже после победы над Римсином и подчинения государств, расположенных по среднему течению Евфрата и Тигра, т.е. в начале 30-х годов его правления. Надо полагать, что копии законов были изготовлены для всех крупных городов его царства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением.
Среднеассирийские законы (САЗ) являются важным источником по социально-экономической жизни ашшурской общины третьей четверти II тыс. до н.э. 14 таблиц и фрагментов законов, представляющих собой результат кодификации юридических норм городской общины (в т. ч. частной), были обнаружены в 1903 и 1914 гг.; в публикациях их принято обозначать прописными латинскими буквами от А до О. По-видимому, законы хранились по крайней мере в архиве городского ашшурского суда и в храме Ашшура — городского бога-покровителя.САЗ рисуют классический тип общества т. н. «номового» или «городового» государства, представляющее собой, по сути, одну большую общину с центром в крупном городе. Здесь нет крупного государственного сектора, и именно поэтому в доминирующем общинно-частном секторе очень интенсивно развиваются отношения частной эксплуатации (за отсутствием сильного государства их некому ограничивать). В частности, развивается закабаление в различных формах («усыновления», «оживления», т.е. спасения от голодной смерти, долговой кабалы и продажи в рабство члена семьи). С другой стороны, по той же причине САЗ фиксируют весьма архаические нормы патриархального устройства общины и семьи. В целом ассирийское общество сер.2 тыс. рисуется юридическими документами как архаичная община, строящаяся на базе большой семьи, однако пронизываемая значительно усилившимися по сравнению с началом тысячелетия отношениями частной собственности на землю и частной долговой зависимости. В то же время САЗ отразили специфический этап развития Ашшурского «номового» государства, когда его верховный глава — «царь» — отрывается от общинной «номовой» олигархии и понемногу встает над ней как глава обычного ближневосточного двора. Когда этот процесс в Ассирии завершился, в основном за счет внешних завоеваний, превративших «номовое» государство Ашшур в Ассирийскую империю и позволивших царю создать огромный государственный сектор на покоренных территориях, САЗ, отражающие принципиально иную эпоху, выходят из употребления Дьяконов И.М. Среднеассирийские законы, — Вестник древней истории, 1954г. №4. — История Древнего Востока 1/2, М. 1988.Хеттские законы дошли до нас в одной древнехеттской копии около конца XVI — начала XV вв. до н.э. (конец Древнехеттского периода) и в нескольких более поздних (Новохеттских) копиях (около XIII в.). Язык законов близок к древнехеттским текстам. Законы представляют собой один из наиболее важных источников для реконструкции экономической и социальной структуры хеттского общества, а также его правовых установлений. Текст законов непрерывен, деление на статьи принадлежит исследователям. Перевод и интерпретация многих статей и особенно терминологии хеттских текстов во многом остаются спорными и гипотетичными Иванов В.В. Хрестоматия по истории Древнего Востока, — М.: Наука, 1980 — С.: 134. .В целом для Хеттских Законов характерны довольно высокая по тем временам гуманность и своего рода рассудительность. Так, большинство преступлений, в том числе убийства и тем более кражи, караются не смертью, а штрафами. Смертью казнят только за сопротивление власти (т.е. политическое преступление), ритуальные и половые преступления. Далее, хетты придают большое значение мотиву преступления (корысть, гнев, умысел, неосторожность), различают умышленное и неумышленное преступления с одинаковым исходом и соответственно варьируют наказания (ст.3 и др.). Если закон осуждает укоренившийся обычай, он не запрещает его прямо, но лишь отказывается от защиты исполняющих его людей (ст.37). Васильев Л С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. — М.: изд-во Высшая школа, 2004., С. 678Как и Законы Хаммурапи и Среднеассирийские Законы Хеттские законы охватывают все сферы жизни хеттского общества и дают представление о социально-экономической и политической жизни древнехеттского государства.Таким образом, мы можем охарактеризовать Законы Хаммурапи, Среднеассирийские Законы и Хеттские Законы как важный источник для изучения истории данных цивилизаций, который дают представления о всех сферах жизни древнего общества.
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Кодекс Хаммурапи — Определение деловых терминов
Кодекс Хаммурапи представляет собой свод законов и норм, восходящих к Вавилонской империи, которые регулировали повседневную жизнь людей в гражданской и особенно уголовной сферах. Из-за своей древности он известен как первый гражданский и уголовный кодекс.
То есть этот кодекс имеет вавилонское происхождение и регламентировал жизнь того общества в древности, устанавливая правила и наказания.
Этот сборник правовых норм обычно датируется историками примерно 1750 годом до н.э. и его создание находится в Вавилонской империи во времена правления Хаммурапи, отсюда и его собственное название в нормативном наборе. В истории права Хаммурапи известен как первый законодатель или первобытный законодатель.
Этот кодекс имеет большое значение, поскольку представляет собой набор гражданских и уголовных постановлений, представляющих собой первую законодательную попытку такого отдаленного времени, задолго до великих законодательных достижений римлян.
Характеристики кодекса Хаммурапи
Основные характеристики этого кодекса следующие:
Это набор правил, высеченных на камне, это не кодекс, собранный на бумаге, как действующий гражданский кодекс или уголовный кодекс. Плита, на которой начертан этот код, находится в парижском Лувре и имеет высоту 2,25 метра.
Влияние, которое отмечает эти нормы, — это боги. Вопреки тому, что происходит при нынешнем правовом государстве, власть, легитимирующая то, что эти нормы продиктованы, — это не сами люди через законодательную власть, а скорее божественная диктовка. В данном случае именно бог солнца вдохновил составление стандартов.
Правила охватывают многие области социальной и экономической жизни, но прежде всего уголовное право имеет особое значение.
Известно, что этот код содержит закон Талиона, в просторечии известный как око за око. Его уголовные нормы имели следующий вид: если сын бьет отца, ему отрубают руку.
В рамках этих уголовных норм, составлявших Закон Талиона, не было равенства в наказаниях для различных социальных слоев, составлявших Вавилонскую империю. Например, если смерть раба была вызвана, вам не нужно было платить собственной жизнью, если человек, вызвавший его смерть, был свободным человеком, вы заплатили только определенную сумму денег.
Этот кодекс содержит в общей сложности 282 закона, пролог и эпилог, но восстановленные фрагменты не являются полными, поэтому 282 статьи недоступны.
Содержание
Этот кодекс Хаммурапи, несмотря на то, что он известен прежде всего по закону Талиона, затрагивал также и другие темы:
Право владения и защита вещных прав.
Отношения с сельским хозяйством и животноводством. Это был главный экономический фактор империи.
Коммерческие предприятия, такие как аренда земли.
Регулирование профессий архитекторов и банкиров.
Аренда, купля-продажа рабов. Помните, что Вавилонская империя была рабовладельческим обществом.
Кодекс Хаммурапи: исторический контекст, характеристика, законы — наука
Видео: Кодекс Хаммурапи и верховенство закона: почему письменный закон имеет значение [No. 86]
Content
Context
Civilizations and Empires
Babylon
Hammurabi
characteristics
Appearance
Language
Laws
Structure of the Code
Social classes
Criminal field
Relative equality before the law
Family
References
Кодекс Хаммурапи Это свод законов, принятых в древнем Вавилоне в 1750 году до н. э. Это делает его старейшим из когда-либо найденных юридических корпусов. Эти законы были написаны на диоритовой стеле высотой 2,25 метра.
Вавилон стал важнейшим политическим центром Месопотамии. В этом регионе, колыбели первых великих цивилизаций в истории, ранее господствовали другие народы, пока вавилоняне через своего шестого царя Хаммурапи не начали завоевательную кампанию.
Одной из задач Хаммурапи было объединение различных законов, управляющих его территорией. Монарх использовал религию, чтобы узаконить свою работу, так как в ней фигурирует то, как Кодекс был дан ему богом Шамашем.
Хотя часть стелы утеряна, большая часть законов все еще видна. В целом уголовное право основано на Законе Талиона, в котором говорится, что наказание равно причиненному ущербу. Несмотря на это, он также включал в себя часть принципа презумпции невиновности, поскольку потерпевший должен был доказать преступление.
Контекст
Месопотамия была частью так называемого «плодородного полумесяца», области, в которой появились первые великие цивилизации человечества.
Название региона, Месопотамия, означает «между двумя реками», так как он находился между Тигром и Евфратом. Это обстоятельство благоприятствовало сельскому хозяйству, и поэтому люди селились в фиксированных местах, которые становились большими городами.
Со временем эти поселения были политически организованы как города-государства, и их жители начали пользоваться письменностью.
Цивилизации и империи
Первые города-государства вскоре начали расширять свои владения, создавая настоящие империи. Таким образом, шумеры считаются первыми, кто создал цивилизацию между 29 г.00 г. до н.э. С. и 2334 а. C.
Именно этому народу принадлежит изобретение организованной системы правления и письменности. На самом деле эта цивилизация состояла из нескольких городов-государств с независимыми правительствами.
Около 2350 а. C. был возведен новый город, доминирующий в регионе: Акадиос. Они первыми объединили города-государства под единым правительством. Их язык вытеснил шумерский и стал господствующим на протяжении большей части истории Месопотамии.
Вавилон
Полукочевой народ, амореи, завоевал Шумер примерно в 1950 г. до н.э. C. и установил династии в некоторых из их местностей. С другой стороны, город Ур, который был самой важной местной державой, был захвачен эламитами и потерял большую часть своей власти.
Эти изменения привели к тому, что регион пережил период анархии, когда различные королевства боролись за гегемонию. Вавилон, город, в котором амореи разместили свою столицу, стал могущественной державой в этом районе. Наряду с этим городом другими важными цивилизациями Месопотамии были Алеппо и Ассирия.
В 1894 г. а. Появилась первая вавилонская династия во главе с Суму-Абумом. Однако именно шестой царь этой династии, Хаммурапи, укрепил власть Вавилона во всем регионе.
Хаммурапи
Хотя полной безопасности нет, предполагается, что Хаммурапи родился около 1810 г. до н.э. В течение 60 лет он был царем Вавилона, период, когда город стал великим правителем Месопотамии. Во время своего правления он покорил шумеров и семитов, объединив все их земли в единую империю.
Хаммурапи также пытался использовать религию как объединяющий фактор. Для этого он пытался создать единое вероучение из всех религий, которые исповедовались в этой местности. Хотя его успех был ограниченным, он заставил все народы поклоняться Шамашу, богу солнца.
Во время своего правления Хаммурапи приказал построить стены для защиты столицы, а также восстановить важнейшие храмы. Точно так же он установил ряд налогов для оплаты общественных работ, среди которых было строительство новых оросительных и судоходных каналов.
Наряду с этим он пытался сделать так, чтобы у всех народов, составлявших его империю, были одинаковые обычаи. Наконец, он унифицировал законы и применил их ко всем жителям.
характеристики
Хаммурапи правил между 1722 и 1686 годами до нашей эры. C (с 1792 по 1750 г. до н.э. по средней хронологии. Среди его многочисленных достижений наиболее важным было создание свода законов, которые должны были применяться во всей его империи: Кодекса Хаммурапи.
Хотя этот король не заявлял, что связан с богами, он использовал религию как фактор, узаконивающий эти законы. Таким образом, Кодекс был обнародован в угоду богам.
Стела, на которой был написан Кодекс Хаммурапи, сначала находилась в храме Сиппара, хотя копии были размещены во всех частях королевства. Основная цель этого кодекса заключалась в унификации различных законов, существовавших в империи, чтобы вся территория управлялась одними и теми же законами.
Внешний вид
Кодекс Хаммурапи был написан на резном черном конусе. Материал представлял собой диоритовую породу высотой 2,25 метра. Окружность наверху составляет 160 сантиметров, а у основания — 190 сантиметров.
В верхней части стелы находится барельеф, на котором изображен сам Хаммурапи, принимающий законы бога Солнца и справедливости Шамаша.
Законы находятся в нижней части стелы, разделенной на 24 столбца на лицевой стороне и 28 на оборотной. Всего насчитывается 282 закона.
По мнению экспертов, оригинальный код был помещен в храме Шамаш в Сиппаре, шумерском городе. Позднее, в 1158 г. э., был перенесен в Сузы в Персии царем Шутрук-Нахунте.
Язык
Собранные законы написаны на аккадском языке, так как предполагалось, что каждый сможет его понять. По мнению специалистов, есть разница в стиле между прологом и эпилогом, при более тщательном написании и остальных текстов.
Текст стелы написан от первого лица. В начале рассказывается, как Хаммурапи был избран богами, чтобы его народ мог жить хорошо. Кроме того, он объявляет Мардука верховным богом, стоящим выше божеств, составлявших предыдущий аккадский пантеон.
Законы
Кодекс разделен на три части: пролог, юридическое лицо и эпилог. Первая, как уже отмечалось, написана от первого лица и повествует о достижениях Хаммурапи, как военных, так и законодательных. После этого появляются имена всех богов, признающих Хаммурапи монархом всех завоеванных городов.
С другой стороны, законодательство, фигурирующее в кодексе, в значительной степени основано на Законе Талиона, наиболее известным изложением которого является «око за око, зуб за зуб». Таким образом, те, кто совершил преступления, должны быть наказаны тем же наказанием, которое они вызвали.
Эксперты считают, что этот вид правосудия был авансом для того времени. А до тех пор потерпевшие могли мстить лично и любым способом, даже не проходя предварительное судебное разбирательство. Однако по Кодексу Хаммурапи наказание должно было быть соразмерным, и, кроме того, вина обвиняемого должна была быть доказана.
Структура Кодекса
Кодекс Хаммурапи не ограничивается только установлением преступлений и наказаний. В его содержании также объясняется, как общество было разделено, и описываются три существующие социальные группы.
Точно так же он имеет дело с ценами и заработной платой. Последние варьировались в зависимости от профессии и других аспектов. Например, врачи должны были взимать плату по-разному в зависимости от того, лечили ли они раба или свободного человека.
Также в отношении профессий кодекс устанавливает некоторые меры в отношении профессиональной ответственности. В частности, в нем указывается, что если дом рухнет и погибнет его обитатель, архитектор будет казнен.
В правовом содержании кодекс провозгласил, что правосудие должно вершить суд, и разрешил обжаловать приговоры перед королем. Все также должно было быть зафиксировано в письменной форме.
Наказания, в свою очередь, распределялись в зависимости от преступлений. Наказания были основаны на Законе Талиона, с известным «око за око» как максимум.
Наконец, конкретно появились некоторые преступления, которые, по мнению историков, могли свидетельствовать о том, что они могли быть самыми распространенными. Среди них были кражи, порча имущества или прав рабов.
Социальные классы
Как уже отмечалось, Кодекс включает три существующих социальных класса в вавилонском обществе. Их составляли свободные люди (авилум), иждивенцы царя (мушкенум) и рабы (вардум).
сборник законов, имеющий кодекс, ставший одним из основных источников для реконструкции вавилонского общества, выделив в нем три класса: дворцы и храмы.
Мушкенумы находились в промежуточном положении, в том, что можно было отнести к полувольным. Таким образом, экономически они зависели от государства, так как не имели собственных средств к существованию. В правовом поле они, со своей стороны, имели больше прав, так как находились под покровительством монарха.
Наконец, рабы были всего лишь собственностью свободных людей, без возможности что-либо решать. Многие из них были военнопленными, хотя их также часто покупали за границей.
Криминальная сфера
Несмотря на суровые наказания за уголовные преступления, Кодекс Хаммурапи представляет собой шаг вперед по сравнению с предыдущей ситуацией. Принятые законы избегали мести и устанавливали, что преступления должны рассматриваться в суде.
Вот некоторые примеры наказаний, которые могут быть наложены: «Если человек уничтожит глаз другого человека, его глаз будет уничтожен»; «Если человек разрушит кость другого человека, он сломает кость»; или «ложные показания о зерне или валюте будут наказаны выплатой суммы, которую он обвинил другому».
Кроме того, появились некоторые довольно странные законы с точки зрения текущей точки зрения, такие как тот, который приговаривал пивоваров тонуть в собственном напитке, если он был плохим.
Относительное равенство перед законом
В иерархическом обществе, подобном тому, что существовало в Вавилоне, неизбежно, что равенство перед законом будет относительным. Начнем с того, что рабы не имели права на какую-либо правовую защиту. Так, один из законов гласил, что «если человек посадит другого в тюрьму за долги, а тот умрет в доме кредитора, то нет причин для дальнейшего спора».
Семья
Другая часть свода законов была предназначена для семьи.