Законов хаммурапи статьи: Законы царя Хаммурапи — урок. История, 5 класс.

ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. В. Емельянов

ХАММУРА́ПИ ЗАКО́НЫ, за­ко­ны ца­ря I ди­на­стии Ва­ви­ло­на Хам­му­ра­пи, со­став­лен­ные в 1750-е гг. до н. э. Ба­заль­то­вая сте­ла с Х. з. бы­ла ус­та­нов­ле­на в Ва­ви­ло­не на 35-м го­ду прав­ле­ния Хам­му­ра­пи. Текст за­ко­нов со­сто­ит из про­ло­га, 282 ста­тей и эпи­ло­га. В про­ло­ге со­об­ща­ет­ся, что вер­хов­ные бо­ги Дву­ре­чья и бог Ва­ви­ло­на Мар­дук по­ру­чи­ли Хам­му­ра­пи ус­та­но­вить ис­ти­ну и спра­вед­ли­вость в стра­не. В ос­нов­ном тек­сте за­ко­нов всё на­се­ле­ние стра­ны раз­де­ле­но на три со­ци­аль­ных слоя: ави­лу­мы (ко­рен­ные жи­те­ли го­ро­дов, имею­щие зе­мель­ные уча­ст­ки, пе­ре­дан­ные им по на­след­ст­ву), муш­ке­ну­мы (вои­ны и чи­нов­ни­ки, по­лу­чив­шие зем­лю за служ­бу и не имею­щие сво­их на­де­лов в об­щи­не) и вар­ду­мы (ра­бы). Ста­тьи Х. з. груп­пи­ру­ют­ся по пред­ме­ту ре­гу­ли­ро­ва­ния, связь ме­ж­ду па­ра­гра­фа­ми ус­та­нав­ли­ва­ет­ся по ас­со­циа­ции. Ста­тьи пер­во­го раз­де­ла за­ко­нов пре­ду­смат­ри­ва­ют от­вет­ст­вен­ность за лже­сви­де­тель­ст­во и не­пра­виль­ное от­прав­ле­ние пра­во­су­дия. В сле­дую­щем раз­де­ле за­щи­ща­ют­ся здо­ро­вье и лич­ная соб­ст­вен­ность ави­лу­мов, за на­не­се­ние им вре­да по­ла­га­ет­ся смерт­ная казнь. Здо­ро­вье ос­таль­ных сло­ёв об­ще­ст­ва оце­ни­ва­ет­ся разл. сум­ма­ми де­неж­но­го штра­фа. В Х. з. пре­ду­смот­ре­на ин­ди­ви­ду­аль­ная от­вет­ст­вен­ность за пре­сту­п­ле­ния, что обес­пе­чи­ва­ет­ся раз­лич­ны­ми ви­да­ми та­лио­на (зер­каль­ный, сим­во­лич. и ком­пен­са­ци­он­ный та­лио­ны). Осо­бый раз­дел по­свя­щён се­мей­но­му пра­ву. Со­глас­но Х. з., брак не­воз­мо­жен без за­клю­че­ния брач­но­го кон­трак­та, при­чём сум­ма при­да­но­го зна­чи­тель­но боль­ше сум­мы вы­ку­па за не­вес­ту. Наи­бо­лее су­ро­во­му на­ка­за­нию (со­жже­нию) под­вер­га­ют­ся в за­ко­нах уча­ст­ни­ки ин­це­сту­аль­ной свя­зи. Осо­бые раз­де­лы так­же пре­ду­смот­ре­ны для ре­гу­ли­ро­ва­ния опе­ра­ций с дви­жи­мым и не­дви­жи­мым иму­ще­ст­вом, а так­же тор­гов­ли и кре­дит­ных от­но­ше­ний. Срок дол­го­во­го раб­ст­ва в до­ме кре­ди­то­ра не мо­жет пре­вы­шать для не­со­стоя­тель­но­го долж­ни­ка или его род­ст­вен­ни­ков 3 лет. В эпи­ло­ге за­ко­нов со­дер­жит­ся раз­вёр­ну­тая фор­му­ла про­кля­тия лю­бо­му пра­ви­те­лю, ко­то­рый за­хо­чет сте­реть со сте­лы Х. з. и вме­сто них на­пи­сать свои.

Х. з. яв­ля­ют­ся так­же па­мят­ни­ком ак­кад­ской ли­те­ра­ту­ры. В них со­дер­жит­ся мно­же­ст­во лит. фор­мул и эпи­те­тов, за­им­ст­во­ван­ных из цар­ских над­пи­сей и бо­лее ран­них кли­но­пис­ных пра­во­вых сво­дов (Ур-Нам­му за­ко­ны шу­мер­ские, За­ко­ны Ли­пит-Иш­та­ра, За­ко­ны Эш­нун­ны). Из­вест­но, что Х. з. ко­пи­ро­ва­лись на школь­ные таб­лич­ки с це­лью обу­че­ния клас­сич. ак­кад­ско­му язы­ку. В то же вре­мя пра­во­вая эф­фек­тив­ность Х. з. ос­та­ёт­ся под во­про­сом. До­шед­шие до нас про­то­ко­лы су­деб­ных за­се­да­ний не со­дер­жат от­сы­лок к пи­са­но­му пра­ву. Воз­мож­но, Х. з. но­си­ли дек­ла­ра­тив­ный ха­рак­тер.

Вавилонские законы Хаммурапи – первые писаные законы


Наиболее известным царем древних вавилонян был мудрый правитель Хаммурапи, правивший в период с 1792 по 1750 гг. до н.э.. На его правление пришелся «золотой век» Вавилонской державы. Под рукой вавилонского царя объединилось всё Двуречье – территория в долинах рек Тигр и Евфрат. Величайшим достоянием правления этого царя является сборник законов, написанный им за время царствования. Эти законы затрагивали все сферы жизни общества того времени и были обязательны для всех народов Двуречья, подвластных Вавилону. Они были призваны установить мир и процветание, равенство и справедливость во всей Месопотамии.
В Сузах, стольном граде Древнеэламского царства, французские археологи обнаружили огромный (около 2 метров) чёрный базальтовый столб, на котором и были выбиты легендарные вавилонские законы Хаммурапи. Сам царь был изображен на верхушке этого столба. Говорили, что законы царю диктует бог солнца и правосудия Шамаш. Общее число законов – 247 (по другим источникам 282). Все эти статьи имели нормативно-правовой характер, так что можно сделать вывод, что писаные законы Хаммурапи полноценно заменили традиционное народное право, основанное на древних обычаях.

Также «Кодекс» царя Хаммурапи стал ценным историческим документом, так как он подробно описывает быт и стиль жизни вавилонских жителей и основы внутренней политики Вавилонской державы того времени – 18 века до н.э.. Так как статьи касались практически всех сфер жизни, то и отражают они почти полную картину социума того времени.

В основе законов Хаммурапи лежит принцип «око за око». За многие преступления назначалась сметная казнь. Сегодня законы Хаммурапи были бы признаны варварскими и антигуманными, но тогда они отражали понимание справедливости и правосудия. Кровавые, но действенные законы Хаммурапи жестоко карали даже за мелкие нарушения. Вы можете убедиться в этом, прочитав приведенные ниже выдержки из «Кодекса».
o Когда человек (стену другого человека) дома сломал, пред дырой его следует умертвить и закопать.
o Когда в доме гражданина пламя разгорелось, и тот, кто для погашения (огня) прибыл, и на хозяйство покусился, и вещи кое-какие украл, тот должен быть и брошен в тот пожар.
o Когда в корчме воры и преступники собираются, и тех злодеев корчемница не задержала и во двор не представила, то хозяйку корчмы следует умертвить.
o Коли вор чужое имущество возьмет, или раба, или скот, то следует его умертвить. Того, кто украденное присвоит, тоже следует умертвить.
o Когда стоить построит дом плохо, и дом убьет кого-нибудь, то и строителя следует убить.
o Того, кто укроет раба, бежавшего от хозяина, следует умертвить.
o Когда кто-то выбьет глаз или сломает руку другому человеку, то тому нужно сделать то же самое.
o Если раб нанесет удар свободному человеку, такому рабу отнимают ухо.
o Сыну, который ударит отца, отрубите руку.
o Когда один человек ударит другого по щеке, такому человеку назначат штраф.
o Того, кто без доказательств обвинит другого человека или других людей в убийстве нужно умертвить.
o Того, кто продал товар и обвинил покупателя в воровстве, следует умертвить.
o Жену, убившую своего мужа, или призывавшую других убить его, нужно посадить на кол.
o Жену, которая тратила деньги и имущество мужа, нужно бросить в воду.
o Врач, который плохо сделал операцию пациенту, должен лишиться руки.
o Цирюльника, который срезал тавро с тела раба, должно лишить руки.
o Если бедняк не может возвратить долг, он должен отдать своих детей в рабство.

В законах Хаммурапи явно прослеживается различие прав людей по общественному положению. Те, кто находится в социальной иерархии выше, получают больше прав и привилегий, законы для них мягче. Для тех же, кто стоит на одной ступени, применим закон талиона, когда возмездие равняется нанесенному вреду.

В основном вавилонский «Кодекс» построен по системе «деяние – наказание», то есть описывается правонарушение, а за ним следует описание наказания, которое ожидает преступника.

В статья кодекса есть статьи, которые предусматривают законы: уголовные, административные, гражданские.
o Когда человек женится без письменного договора, то та особа по закону — не его жена.
o Когда человек возьмет сына, малолетнего ребенка, который находился в игнорировании, и воспитает его, то этот ребенок не будет призван назад по суду.
o Когда ребенок, которого усыновили, узнает своего настоящего отца и мать, воспитанник имеет право возвратиться в дом своего родителя.
o Человек, укравший малолетнего дитя, должен быть умерщвлен.
o Человеку, который выколол глаз сыну, тоже должны выколоть глаз.

Законы Хаммурапи были призваны защищать права детей. Также они регулировали отношения между мужем и женой, которые были равны в браке. Также они защищали честный и добросовестный труд, частную собственность, личную свободу каждого полноправного гражданина Вавилонии.

Свод законов мудрого царя Хаммурапи во времена его правления приобрел огромную популярность во всем Междуречье. Они переписывались и распространялись с огромной скоростью. В то время это было наиболее совершенное законодательство, оно регулировало взаимоотношения представителей разных социальных групп, помогло избежать многих конфликтных ситуаций и решить наиболее спорные вопросы. Семейное право занимало особенное место в вавилонском «Кодексе», Хаммурапи стремился предусмотреть наиболее типичные обстоятельства в семейной жизни, из-за которых могли возникнуть конфликтные ситуации, и предусмотрел наказание за несоблюдение принятого законом поведения в таких ситуациях. Семейное законодательство часто предусматривало несколько вариантов развития событий, в зависимости от желания пострадавшей стороны. Например, неверная жена, если была изобличена, могла быть придана смерти вместе с любовником, или же помилована, тогда и любовник её тоже будет прощен. В целом, законы царя Хаммурапи по тому времени были одним из гениальнейших изобретений человека.

Добавить комментарий

Кодекс Хаммурапи | ChristianCourier.com

Открытие Кодекса Хаммурапи раскрывает несколько интересных идей по сравнению с Законом Моисея.

Зимой 1901–1902 годов французская археологическая группа под руководством М. Дж. де Моргана обнаружила в древних Сузах (ср. Шушан — Эсф. 1:2) на юго-западе Персии черную каменную стелу (около 7 футов высотой). . высокий). На ней был «Кодекс Хаммурапи».

Памятник, захваченный персами, содержал 282 закона, отражавших вавилонский судебный режим XVIII в. до н.э. Сейчас она находится в Лувре в Париже.

Хаммурапи был царем первой вавилонской династии. Хотя были некоторые разногласия по поводу точного времени его правления, в настоящее время принято считать, что он правил 43 года (ок. 1792–1750 гг. до н. э.).

Сравнение этого кода с еврейской системой с точки зрения сходства и различия позволяет сделать ряд интересных выводов. Рассмотрим некоторые из них.

Моисей слишком сложен?

Во-первых, враждебно настроенные критики Библии долгое время утверждали, что Левитский кодекс не мог быть автором Моисея, как это утверждается свидетельством Ветхого Завета (ср. Лев. 1:1) и подтверждается свидетельством Нового Завета (Мф. 19).:8; Мк. 7:10; 10:2-5; Дж. 7:46-47).

Предположительно, древнееврейская система слишком структурирована и формализована, чтобы прийти из такой далекой исторической эпохи.

Открытие кода Хаммурапи взорвало эту теорию. Она по меньшей мере на два столетия старше Моисеевой системы, но при этом имеет точную структуру.

Гражданское право должно иметь более высокий авторитет

Во-вторых, и система Моисея, и система Хаммурапи предполагают, что гражданское право, призванное регулировать человеческое социальное поведение, должно основываться на более высоком стандарте, чем произвольные прихоти человека.

Экономия Моисея апеллирует непосредственно к авторитету Иеговы (ср. Исх. 20:1 и далее). Стела Хаммурапи косвенным образом намекает на тот же принцип.

Например, в верхней части стелы есть изображение Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Самасом, который протягивает царю скипетр. Это, вероятно, предполагает, что эти законы следует рассматривать как подкрепленные божественной властью.

В некоторых постановлениях это конкретно указано. Партнерство между двумя бизнесменами скрепляется клятвой «перед богами» (Бартон 1937, 387).

С другой стороны, есть существенная разница в отношении. Моисей решительно считает Бога источником своего закона, тогда как Хаммурапи, как в прологе, так и в эпилоге, хвастается, что он, а не Самас, несет ответственность за справедливость в стране (Barton 1937, 406).

Универсальные принципы морального права

В-третьих, общие законы этих систем, которые защищают жизнь и собственность (часто почти идентичные по фразеологии), показывают, что существует высший моральный стандарт лежит на фоне этих кодов. Аналогичным образом рассуждают и другие древние правовые кодексы.

Это подтверждает утверждение Павла в Послании к Римлянам о том, что существовал изначальный нравственный закон, заложенный в совести человека, который либо обвинял, либо оправдывал его (Рим. 2:14-15).

Известный археолог Зигфрид Хорн утверждает, что эти «сходства показывают, что [моральные принципы] восходят к одному и тому же Богу, Автору права и истины» (1955, 40).

Исторически достоверно

В-четвертых, сравнение систем показывает, насколько хорошо каждая из них была адаптирована для своей земли.

В засушливой Палестине человек должен быть осторожен, чтобы не разжечь огонь, который сожжет урожай его ближнего (Исх. 22:6). В вавилонском кодексе человек должен был остерегаться оставлять свои ворота открытыми, чтобы не затопить поле соседа. В Моисеевом законе нет аналогичного постановления, потому что в горах Ханаана не существовало ирригационных каналов.

Это лишь одно из доказательств независимости счетов. Вопреки обвинениям некоторых критиков еврейский код не был заимствован из Вавилона.

«Есть много общего [между системой Моисея и вавилонской], поскольку они имеют дело с областями, в которых существует всеобщее согласие. Несмотря на сходство, нет никаких доказательств заимствования» (Hayden 1982, 608).

Код Моисея, возвышенный по божественному вдохновению

В-пятых, существуют многочисленные примеры, показывающие, что свод Моисея, данный по божественному вдохновению, носит «более возвышенный характер, чем его вавилонский контрапункт» (Рог 19).55, 40). Рассмотрим несколько случаев.

Бедные

Еврейский закон содержит щедрые положения для бедных. Каждый седьмой год израильский землевладелец должен был оставлять свою землю «под паром», чтобы бедняки могли собирать урожай «добровольцев» (Исх. 23:10-11; ср. также Лев. 19:9; Втор. 24: 19).

В противоположность этому, богатый Вавилон не предусмотрел ничего подобного для бедняков. Д-р Бартон заявил, что Вавилон «не испытывал такой социальной симпатии» (1937, 385).

Рабство

Проблема рабства всегда беспокоит. В идеале Бог никогда не предполагал, что один человек будет владеть другим. Еврейский закон был введен в первобытную культуру, где рабство было обычным явлением. Он не был предназначен для того, чтобы радикально свергнуть этот зловещий институт в мгновение ока.

Скорее, израильский закон предназначался для того, чтобы регулировать эту практику и сеять семена, которые могли привести к ее окончательной отмене — при конечной помощи учения Иисуса Христа.

Но обратите внимание на этот контраст между израильским кодексом и кодексом Хаммурапи. При вавилонском режиме за укрывательство беглого раба полагалась смертная казнь. Но еврейская система запрещала возвращать своему хозяину раба, ищущего убежища (Втор. 23:15).

Опять же, обратите внимание на эту разницу. Слуге-еврею, любившему своего господина и посвятившему себя служению всю жизнь, прокололи ухо в знак согласия (Исх. 21:6). Вавилонскому рабу, который просто сказал своему хозяину: «Я тебе не принадлежу», отрезали ухо!

Рассмотрим случай Сарры и Агари во дни Авраама, даже задолго до того, как был дан Моисеев закон. Когда Сарра оказалась бесплодной, она предложила Агари, своей служанке, родить ребенка для Авраама (Быт. 16:1 и далее). Кодекс Хаммурапи раскрывает это как обычную практику на древнем Ближнем Востоке.

Однако, если служанка потом «причислит себя к госпоже», ее могут продать в рабство. «Наложница должна быть закована и причислена к рабыням» (Caiger 1944, 30).

Агарь, по-видимому, приняла примерно такой характер (ср. Быт. 16:4). Сарра, таким образом, на самом деле была весьма милосердна в том смысле, что она лишь «изгнала» своего надменного слугу (Быт. 21:10).

Религия евреев возвышалась над религией своих языческих соседей.

Никакого грубого язычества

Наконец, израильский кодекс не был загроможден ни грубым политеизмом язычества, ни его суевериями. Кодекс Хаммурапи, напротив, был сильно загроможден и тем, и другим.

Объяснение этому различию очевидно. Первое произошло непосредственно от истинного Бога; последняя, ​​хотя и содержала следы нравственного генезиса, деградировала на протяжении многих поколений.

Многочисленные доказательства, подтверждающие достоверность Библии, поражают.

3.2: Написанный код Хаммурапи — Гуманитарные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    77238
  • Возможные формальные социальные организации общества требовали писаных законов. Примером раннего писаного закона является Кодекс Хаммурапи, вавилонского царя, который придумал свод законов древней Месопотамии, датируемый примерно 2100 годом до нашей эры. Хаммурапи перечислил законы частного поведения, деловые и судебные прецеденты, из которых сохранилось 282 статьи. Его кодекс является одним из старейших журналов письменных законов, известных человеку (Fagin, 2015). Это считается одним из старейших расшифрованных писаний, подразумевающих lex talionis, закон возмездия по заслугам или масштабные наказания, регулирующие «око за око, зуб за зуб» (lex talionis) в зависимости от социального положения раба. против свободного мужчины или женщины (Принс, 1904). Кодекс Хаммурапи разбирал правосудие по классам и полу. Несколько примеров его законов/кодекса:

    Рабство: упр. Закон № 15: Если кто-либо выведет раба или рабыню двора, раба или рабыню вольноотпущенника за городские ворота, он должен быть предан смерти.

    Развод: Исх. Закон № 142: Если женщина поссорится со своим мужем и скажет: «Ты мне не близок», то должны быть представлены причины ее предрассудков. Если она невиновна, и с ее стороны нет вины, а он уходит и пренебрегает ею, то на этой женщине нет вины, пусть она возьмет свое приданое и вернется в дом своего отца.

    Реституция: напр. Закон № 196: «Если человек уничтожит глаз другого человека, они должны уничтожить его глаз. Если кто-то сломает кость человека, они должны сломать его кость. Если кто-то уничтожит глаз свободного человека или сломает кость должен заплатить одну золотую мину. Если кто-либо выбьет глаз рабу человека или сломает кость раба человека, он должен заплатить половину его цены.

    Упрощение: №109. Если разбойники встретились в таверне и не были схвачены и доставлены ко двору/дворцу, трактирщица должна быть предана смерти.

    Потребление алкоголя: №110. Если святая женщина откроет дверь таверны или войдет в таверну, чтобы выпить, она будет сожжена заживо (Н.А., Кодекс Хаммурапи).

    Предполагается, что эти кодексы были разработаны для универсального применения и обеспечения равенства для всех членов общества. Тем не менее, Кодекс Хаммурапи был основан на экономическом и социальном статусе, свободном человеке против раба и половой принадлежности. Эти кодексы можно было бы рассматривать как этически предрасположенные, за исключением того, что предыдущий демонстрирует, как закон, предусматривающий различия между богатыми и полами, проводился еще в 2100 г.

    до н.э. (Принц, 1904, с. 607). Кодексы демонстрируют как социальную, так и политическую политику, влияющую на законы и их создание. Прецедент, устанавливающий кодексы и законы для того, что мы переживаем в современном обществе, демонстрирует, что этические основы кодексов потенциально были основаны на социальном опыте, а не на когнитивных рассуждениях.

    Кодекс рассматривается как ранний пример основного закона, регулирующего деятельность правительства, т. е. примитивной конституции (Thomas and Stevens, 2018). Конституция США стала одним из благотворителей исторического документа. Кодекс Хаммурапи вместе с другими предшествующими документами послужил предшественником американской основы закона и равного поведения. Конституция США была принята после неудачной попытки принять Статьи Конфедерации. Конституция Соединенных Штатов служит основой для федеральных, государственных и местных законов. (см. список по следующей ссылке). www.ushistory.org/documents/amendments.htm


    3.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *