Как персы победили египтян, бросая в них кошек: Легендарная битва при Пелузии
На протяжении всей истории людям было мало убивать друг друга в своих бесконечных войнах. Они уничтожали также и безвинных животных. Традиционно страдали ездовые животные такие, как лошади, мулы, слоны. Реже собаки, птицы, свиньи и змеи. Разные виды их виды использовали по-разному. Вероятно, одним из самых неслыханных помощников в военном деле были… коты! Именно усатые-полосатые помогли персам одолеть египтян. Подробности самой необычной битвы с применением первой в мире психической атаки, далее в обзоре.
Коты — бойцы?
Довольно трудно представить себе эдакого бойцовского Ваську. Коты ведь не являются крупными или вообще грозными животными. Не львы чай! Вот у египетского фараона Рамзеса II, например, был дрессированный лев. Он сражался на его стороне в битве при Кадеше. Есть аналогичные случаи с тиграми или леопардами. Вот у кошки вряд ли хватит сил противостоять воину. Однако история знает по крайней мере один случай, когда этот вид был ответственен за захват города: битва при Пелузии.
Пелузий на карте.
Пелузий был крупным городом в Нижнем Египте, расположенным в дельте Нила. Хотя это название произошло из греческого языка и дано было городу позже. Настоящим его названием было Пер-Амун. К середине 6 века до н.э. от древнеегипетского великолепия мало что осталось. В тот момент фараон Египта не обладал достаточной силой, чтобы противостоять экспансии персов. Историк Геродот рассказывает необычайную историю падения Пелузия. Египтян на самом деле победили… коты.
Бог Анубис (слева) наблюдает, как его слуги взвешивают деяния умершего. Бог Тот (справа, с головой ибиса) записывает результат. Древнеегипетское изображение.
Ослабление египетского господства
В 526 г. до н.э. на престол взошёл Псамметико III, сын Амосиса II из XXVI династии. Период правления последнего был успешным и долгим, более сорока лет, что свидетельствует о том, что он был хорошим правителем. Ведь он не принадлежал к царскому роду, а пришёл к власти в результате военного переворота. Влияние Египта при Амосисе было велико и простиралось на все стороны света. Но на востоке уже зародилась другая могущественная и амбициозная империя — Персидская.
Фараон Псаметико III.
Историк Геродот описывает любопытную причину, которая послужила спусковым крючком для всех последующих событий. Амосис послал своего врача ко двору персидского царя Камбиза II. Египетские лекари пользовались тогда огромной славой и уважением во всём мире. Врач не хотел туда ехать и был возмущён тем, что его отсылают в Персию против его воли. Он решил отомстить, посеяв между правителями вражду. Доктор предложил своему новому хозяину попросить у фараона руки его дочери, зная, что это предложение тому очень не понравится. Амосис в ответ послал царю дочь своего свергнутого предшественника под видом его собственной, но та открыла правду Камбизу. Персидский царь почувствовал себя очень сильно оскорблённым.
Камбиз запечатлел Псамметико (персидский рельеф).
Дипломатические отношения между странами были безнадёжно испорчены. Кроме всего прочего при дворе Амосиса впал в немилость советник фараона, греческий наёмник по имени Фанес из Галикарнаса. Он стал искать убежища в Персии после разногласий с фараоном. Именно Фанес убедил Камбиза в том, что лучшего момента для завоевания Египта не будет. Конечно, для этого были и более глубокие причины — экономические и политические. Во время правления Псамметико III, сына Амосиса и случилась катастрофа.
Молодого и неопытного фараона нельзя было даже сравнивать с могущественной фигурой Камбиза II, наследника Кира Великого, амбициозного и воинственного. Египет был уже единственным государством, которое оставалось независимым от персов в этом регионе, поэтому его завоевание было лишь вопросом времени. В 525 г. до н.э. персидская армия начала наступление и пересекла Синайский полуостров. Единственная возможность спасти страну для фараона заключалась в том, чтобы получить помощь от Греции. С греками он поддерживал хорошие торговые отношения, но оказалось, что они со всем своим флотом присоединились к Камбизу. Судьба Египта была решена.
Встреча Камбиза II и Псамметико III (Адриен Гинье).
Судьба Пелузия
Псамметико лично возглавил своё войско, чтобы попытаться остановить продвижение врага. Пелузий стал ареной столкновения. Количество войск с обеих сторон неизвестно. Греческий историк Ктесий писал в своих трудах, что и у египтян, и у персов были иностранные союзники и наёмники. Битва была кровавой, исход был предрешён. В то время империя Ахеменидов была главной державой древнего мира. Египет не был соперником в военном отношении.
Богиня Бастет.
Персидские войска опустошили формирования египтян, которые проявили ужасное замешательство, когда увидели, что противник носит на своих щитах изображение Бастет. Изображаемая в облике кошки, либо женщины с кошачьей головой, в разные времена Бастет была чтима как богиня плодородия, любви, веселья, домашнего очага, деторождения. Она считалась всевидящим оком великого Ра и его верной соратницей в борьбе с Апопом. По другой версии, это были не нарисованные изображения, а настоящие живые кошки. Персы использовали их как щиты, от чего те просто бросали оружие, принимая поражение.
Египетская статуэтка священной кошки богини Баст (или Бастет).
Геродот мрачно описывает груды египетских черепов. Ктесий более подробно рассказывает, что персы убили пятьдесят тысяч египтян против семи тысяч собственных солдат. Не в силах противостоять натиску врага, Псамметико и оставшимся в живых пришлось драматически отступить, и укрыться за стенами Пелузия.
Египтяне готовы были к долгой осаде. Но в этом не нашлось никакой необходимости. Опять благодаря кошкам. Македонский военачальник Полиено во 2 веке нашей эры написал военный трактат в восьми книгах под названием «Стратагемы» (из которых остались только ссылки, потому что они были утеряны). Там он рассказывал о том, что персы бросали в египтян кошек. Высокие неприступные зубчатые стены должны были защитить осаждённых от врага. Когда же через стены полетели священные животные, воплощения богини Бастет — это полностью парализовало египтян и заставило их покинуть крепость. Они продолжили бегство и отправились дальше, в Мемфис.
Падение Мемфиса
У Геродота об этом ничего не написано. Он упоминал другую, не менее деморализующую историю. Камбиз осквернил гробницу Амосиса, а его мумию сжёг. Затем, захватив Пелузий, он послал вестника в Мемфис, чтобы договориться о капитуляции, но египтяне убили его. После этого началась настоящая месть. За каждого убитого перса погибло по десять египтян. Кого убили в бою, кого казнили позже. Казнено было более 2000 человек из элиты Мемфиса, все высшие военные и высокопоставленные чиновники, даже один из сыновей фараона.
В Египте кошки были божественны. Это стоило египтянам исторического поражения.
Мемфис пал. Псамметико был взят в плен и подвергся унижению. Его дочь заставили таскать для лошадей персов воду из Нила, а его сын был скован цепями и запряжён, как животное, прежде чем погиб. После всего этого Геродот описывает в высшей степени захватывающий эпилог. Он рассказывает о том, как персидская армия была послана для захвата оазиса Сива. Там находился знаменитый оракул Амона, тот самый, который позже посетил Александр Великий, чтобы стать властелином мира. Это место находится внутри страны, посреди пустыни. Солдаты Камбиза были застигнуты ужасной песчаной бурей и навсегда остались там. Вероятно, это легенда, типичная, но настолько увлекательная, что многие пытались найти её свидетельства. В 2009 году итальянская археологическая экспедиция всё-таки нашла там человеческие кости вместе с оружием и бронзовыми украшениями. Останки были идентифицированными как Ахемениды.
Если вас интересует история, прочтите нашу статью о самой знаменитой египетской царице: почему Клеопатра стала женой сразу двух своих братьев и другие незаурядные факты о царице Египта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Камбиз и завоевание Египта.
В августе 530 г. до н. э. сын Кира Камбиз II стал царем Персидской державы и начал готовиться к нападению на Египет. В армии Камбиза кроме персов были и военные контингенты всех покоренных ими народов. Персы имели в своем распоряжении сильный флот финикийских и кипрских городов. Персидская армия была сосредоточена в Палестине. Кочевники Синайской пустыни стали союзниками Камбиза и помогли его войску пройти через безводную территорию, чтобы добраться до пограничного египетского города Пелусий.
Это была единственная крупная битва (весна 525 г. до н. э.). Обе стороны понесли тяжелые потери, но победа досталась персам. Остатки египетского войска и наемников в беспорядке бежали в столицу страны Мемфис, который скоро был взят персами, учинившими там жестокую расправу: 2000 жителей, включая сына Псамметиха III, были казнены. Но сам фараон был пощажен.
Вскоре весь Египет оказался в руках персов. Жившие к западу от Египта ливийские племена, а также греки Киренаики добровольно подчинились Камбизу и прислали дары.
К концу августа 525 г. до н. э. Камбиз официально был провозглашен фараоном Египта. Он основал новую, XXVII династию. Как свидетельствуют официальные египетские источники, персидский царь придал захвату Египта характер личной унии, короновался по египетским обычаям, пользовался традиционной египетской системой датировки царского правления, принял титул «царь Египта, царь стран» и традиционные титулы фараонов — «потомок (богов) Ра, Осириса» и др. Камбиз продолжал политику фараонов предшествовавшей ему XXVI династии и стремился привлечь на свою сторону египтян. На рельефах из Египта он изображен в египетской одежде. Сразу после захвата Египта Камбиз приказал всем своим воинам прекратить грабежи, покинуть храмовые территории и возместил причиненный святилищам ущерб. Следуя политике Кира, Камбиз предоставил египтянам свободу в религиозной и частной жизни. Египтяне, как и представители других народов, продолжали занимать свои должности в государственном аппарате и передавали их по наследству.
Захватив Египет, Камбиз начал готовиться к походу на юг, в Нубию. Если верить рассказу Геродота, Камбиз отправился в этот поход без достаточной подготовки, без запасов продовольствия, в его армии началось людоедство, и он был вынужден отступить. Поход персов в западный Ливийский оазис бога Аммона также не достиг своей цели, войско погибло в песчаной буре при переходе через пустыню.
Неудачи Камбиза побудили египтян в его отсутствие поднять восстание против персидского господства. Однако в конце 524 г. до н. э. он вернулся в Мемфис и сурово расправился с восставшими. Зачинщик восстания, бывший фараон Псамметих был казнен, и в стране была восстановлена власть Камбиза.
Пока Камбиз в течение трех лет пребывал в Египте, в Иране начались волнения. В марте 522 г. до н. э. Камбиз получил известие о том, что его младший брат Бардия поднял мятеж в Персии и стал царем. Камбиз отправился в Иран, но умер в пути при загадочных обстоятельствах.
О перевороте в Иране против Камбиза сохранилось довольно много версий, изложенных в различных источниках. По официальной версии, зафиксированной в Бехистунской надписи царя Дария I, власть под видом Бардии захватил маг (т. е. мидийский жрец) и самозванец Гаумата.
Гаумата восстал 11 марта 522 г. до н. э. и не позже чем через месяц был признан в Вавилонии. Вскоре Гаумата получил всеобщее признание, вероятно, короновался по древнему обычаю в Пасаргадах и стал царем всей державы Кира и Камбиза. Чтобы удержать покоренные народы в составе Персидской державы, Гаумата отменил подати и военную повинность на три года. Поэтому во время его царствования в государстве не происходило никаких восстаний и мятежей.
Во внутренней политике Гаумата проводил реформы, направленные на уничтожение привилегий персидской родовой знати и ее господствующего положения в экономике и обществе. Тенденция к перерастанию государства в централизованную монархию вела, в конечном счете, к уничтожению родовой знати как социальной категории. Гаумата стремился к установлению неограниченной царской власти и расширению социальной базы империи за счет привлечения на свою сторону различных слоев населения покоренных стран. Из различных источников известно, что Гаумата пользовался большой популярностью и поддержкой как в самой Персии, так и в других областях Персидской державы, и реформы его были направлены не против народа, а против персидской родовой знати. Разрушение храмов также преследовало определенную политическую цель, а именно: централизацию культа (по крайней мере, в Персии и Мидии).
29 сентября 522 г. до н. э., после семи месяцев правления, Гаумата был убит заговорщиками — представителями семи наиболее знатных родов персов. После убийства среди заговорщиков начались разногласия, но в конечном итоге они пришли к взаимному соглашению, что царем станет Дарий, которому было не более 28 лет, а привилегии знати, отмененные Гауматой, будут восстановлены.
После захвата престола Дарием I против него восстали Вавилония (первое и последнее крупные восстания данного периода вспыхивали здесь), Персия, Элам, Мидия (одно из самых опасных восстаний для Дария), Маргиана (наиболее массовое восстание; каратели во время подавления убили 55 000 человек), Парфия, Гиркания, сакские племена Средней Азии, Армения и Египет.
Таким образом, через год с небольшим после захвата власти Дарий смог упрочить свое положение и вскоре восстановил державу Кира и Камбиза в ее старых границах.
Победа Дария в значительной степени объясняется отсутствием единства, координации действий, оборонительным характером выступлений восставших. Победа Дария была обеспечена тем, что в его распоряжении была верная ему регулярная армия. Не будучи в состоянии вести карательные операции одновременно во всех направлениях, Дарий подавлял одно восстание, а затем эту же армию бросал против других мятежников.
Многочисленные восстания покоренных народов против персидского господства были вызваны тяжелыми податями, обременительной военной повинностью, наконец, угоном многих тысяч квалифицированных ремесленников в Иран для сооружения царских дворцов. Мощным восстанием, причина которого коренилась в эксплуатации крестьян-общинников местной родовой знатью, была охвачена и сама Персия.
Дарий старался смягчить острые социальные противоречия между эксплуататорскими классами и беднейшими слоями населения и для этого твердо защищал собственность имущих классов от посягательств бедноты и в то же время оберегал рядовых крестьян и ремесленников от чрезмерного гнета. Но политика примирения социальных конфликтов в конечном итоге была обречена на неудачу.
Древний Египет | История, правительство, культура, карта и факты
Сфинкс и Великая пирамида Хуфу
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 3000 г. до н.э. — 332
- Основные события:
- Битва при Кадеше
- Ключевые люди:
- Моисей Эхнатон Плотин Рамзес II Тутмос III
- Похожие темы:
- Египетское искусство древнеегипетская религия иероглифическое письмо Библиотека Александрии египтология
- Похожие места:
- Египет Византийская империя древний Рим Ханаан Александрийский маяк
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Каким другим термином называются цари Египта?
Египетских царей обычно называют фараонами, согласно Библии. Термин фараон происходит от египетского per ʿaa («великое поместье») и от обозначения королевского дворца как учреждения. Этот термин все чаще использовался примерно с 1400 г. до н.э. как способ обозначения живого царя.
Какие два типа письменности существовали в Древнем Египте?
Двумя основными типами письменности в Древнем Египте были иероглифы, которые использовались для памятников и выставок, и курсивная форма, известная как иератическая, изобретенная примерно в то же время в позднем додинастическом Египте (около 3000 г. до н.э.).
Какой фараон, вероятно, построил первую настоящую пирамиду?
Снефру был первым царем Древнего Египта из 4-й династии (ок. 2575–ок. 2465 до н. э.). Вероятно, он построил ступенчатую пирамиду Майдума, а затем модифицировал ее, чтобы сформировать первую настоящую пирамиду.
Кто первым из царей объединил Верхний и Нижний Египет?
Менес был легендарным первым царем объединенного Египта. Согласно традиции, он объединил Верхний и Нижний Египет в единую централизованную монархию и основал первую династию Древнего Египта. Менесу также приписывают ирригационные работы и основание столицы Мемфиса.
Кто открыл гробницу Тутанхамона?
Гробница Тутанхамона была обнаружена Говардом Картером в 1922 году. Африка, датируемая IV тысячелетием до нашей эры. Его многочисленные достижения, сохранившиеся в его искусстве и памятниках, сохраняют очарование, которое продолжает расти по мере того, как археологические находки раскрывают его секреты. Эта статья посвящена Египту от его предыстории до его объединения при Менесе (Нармере) в 3-м тысячелетии до н.э., который иногда используется в качестве точки отсчета для происхождения Египта, и до исламского завоевания в 7-м веке н.э. Для последующей истории через современный период, см. Египет.
Введение в древнюю египетскую цивилизацию
Жизнь в Древнем Египте
Древний Египет можно представить как оазис в пустыне на северо-востоке Африки, зависящий от ежегодного разлива реки Нил для поддержки своего сельскохозяйственного населения. Главное богатство страны происходило из плодородной поймы долины Нила, где река протекает между полосами известняковых холмов, и дельты Нила, в которой она разветвляется на несколько рукавов к северу от современного Каира. Между поймой и холмами находится переменная полоса низкой пустыни, которая поддерживала определенное количество дичи. Нил был единственной транспортной артерией Египта.
Первый порог в Асуане, где русло реки превращается в пороги полосой гранита, был единственной четко определенной границей страны в пределах населенного пункта. К югу лежал гораздо менее гостеприимный район Нубии, в котором река текла по невысоким холмам из песчаника, которые в большинстве регионов оставляли лишь очень узкую полосу обрабатываемой земли. Нубия была важна для периодической экспансии Египта на юг и для доступа к продуктам с дальнего юга. К западу от Нила находилась засушливая Сахара, разбитая цепью оазисов на расстоянии от 125 до 185 миль (от 200 до 300 км) от реки и лишенная всех других ресурсов, за исключением нескольких полезных ископаемых. Восточная пустыня, между Нилом и Красным морем, была более важной, так как она поддерживала небольшое кочевое население и пустынную дичь, содержала многочисленные месторождения полезных ископаемых, в том числе золота, и была путем к Красному морю.
На северо-востоке находился Суэцкий перешеек. Он предлагал основной путь для контакта с Синаем, откуда поступала бирюза и, возможно, медь, и с Юго-Западной Азией, важнейшей областью культурного взаимодействия Египта, откуда были получены стимулы для технического развития и сорта сельскохозяйственных культур. Иммигранты и, в конечном счете, захватчики пересекли перешеек в Египет, привлеченные стабильностью и процветанием страны. С конца 2-го тысячелетия до нашей эры вдоль восточного побережья Средиземного моря совершались многочисленные нападения с суши и моря.
Поначалу через Средиземное море шло относительно мало культурных контактов, но с давних пор Египет поддерживал торговые отношения с ливанским портом Библос (современный Джбайль). Египту требовалось немного импорта для поддержания базового уровня жизни, но хорошая древесина была необходима и недоступна внутри страны, поэтому ее обычно получали из Ливана. Минералы, такие как обсидиан и лазурит, были импортированы из Анатолии и Афганистана.
Сельское хозяйство сосредоточено на выращивании зерновых культур, главным образом полбы ( Triticum dicoccum ) и ячменя ( Hordeum vulgare ). Плодородие земли и общая предсказуемость затопления обеспечивали очень высокую урожайность с одного однолетнего урожая. Эта производительность позволяла хранить большие излишки на случай неурожая, а также составляла главную основу египетского богатства, которое до создания крупных империй в 1-м тысячелетии до н. э. было величайшим из всех государств древнего Ближнего Востока.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Орошение в бассейне было достигнуто простыми средствами, и выращивание нескольких культур стало возможным только в гораздо более поздние времена, за исключением, возможно, прибрежной зоны Аль-Файюм. По мере того, как река откладывала аллювиальный ил, поднимая уровень поймы, а земли были освобождены от болот, площади, пригодные для возделывания в долине и дельте Нила, увеличивались, в то время как скотоводство медленно сокращалось. Помимо зерновых культур большое значение имели фрукты и овощи, последние орошались круглый год на небольших участках. Рыба также была жизненно важна для диеты. Папирус, который в изобилии рос на болотах, собирали в диком виде и в более поздние времена культивировали. Возможно, его использовали в качестве пищевой культуры, и, конечно же, из него делали веревки, циновки и сандалии. Прежде всего, он предоставил характерный египетский письменный материал, который вместе с зерновыми был главным экспортным товаром страны в поздний период египетской, а затем греко-римской эпохи.
Крупный рогатый скот, возможно, был одомашнен в северо-восточной Африке. Египтяне держали многих в качестве тягловых животных и для производства различных продуктов, проявляя некоторый интерес к породам и особям, который и по сей день встречается в Судане и Восточной Африке. Осел, который был основным транспортным животным (верблюд не получил широкого распространения до римских времен), вероятно, был приручен в этом регионе. Аборигенная египетская порода овец вымерла во 2-м тысячелетии до нашей эры и была заменена азиатской породой. Овцы были в первую очередь источником мяса; их шерсть использовалась редко. Коз было больше, чем овец. Свиней также разводили и ели. Уток и гусей держали в пищу, и многие из огромного количества диких и перелетных птиц, найденных в Египте, были отловлены и пойманы в ловушку. Элита охотилась на пустынную дичь, в основном на различные виды антилоп и горных козлов; охота на львов и диких быков была королевской привилегией. Среди домашних животных были собаки, которых также использовали для охоты, кошки и обезьяны. Кроме того, египтяне проявляли большой интерес и знали о большинстве видов млекопитающих, птиц, рептилий и рыб в их среде обитания.
Большинство египтян, вероятно, произошли от поселенцев, переселившихся в долину Нила в доисторические времена, когда рост населения происходил за счет естественного плодородия. В разные периоды здесь были иммигранты из Нубии, Ливии и особенно Ближнего Востока. Они имели историческое значение и, возможно, способствовали росту населения, но их количество неизвестно. Большинство людей жили в деревнях и городах в долине и дельте Нила. Жилища, как правило, строились из сырцового кирпича и давно исчезли из-под поднимающегося уровня грунтовых вод или из-под современных городских построек, тем самым стирая свидетельства поселений. В древности, как и сейчас, наиболее предпочтительным местом для поселений было небольшое возвышение у берега реки, где транспорт и вода были легко доступны, а затопление маловероятно. До 1-го тысячелетия до нашей эры Египет не был урбанизирован в такой степени, как Месопотамия. Вместо этого несколько центров, особенно Мемфис и Фивы, привлекали население и особенно элиту, в то время как остальные люди были относительно равномерно распределены по земле. По оценкам, численность населения увеличилась с 1 до 1,5 миллионов в 3-м тысячелетии до нашей эры и, возможно, вдвое больше в конце 2-го тысячелетия и 1-м тысячелетии до нашей эры. (Гораздо более высокие уровни населения были достигнуты в греко-римские времена.)
Почти все люди занимались сельским хозяйством и, вероятно, были привязаны к земле. Теоретически вся земля принадлежала королю, хотя на практике живущих на ней нельзя было легко переселить, а некоторые категории земель можно было покупать и продавать. Земля была закреплена за высокопоставленными чиновниками, чтобы обеспечить им доход, и большинство участков требовали уплаты значительных взносов государству, которое было сильно заинтересовано в том, чтобы земля оставалась в сельскохозяйственном использовании. Заброшенные земли были возвращены в государственную собственность и переданы под возделывание. Люди, которые жили на земле и обрабатывали ее, не могли покинуть ее и были обязаны ее обрабатывать, но они не были рабами; большинство платило часть своей продукции крупным чиновникам. Появились свободные граждане, которые работали на земле от своего имени; термины, применяемые к ним, изначально имели тенденцию относиться к бедным людям, но эти земледельцы, вероятно, не были бедными. Рабство никогда не было обычным явлением, оно ограничивалось пленниками и иностранцами или людьми, которые из-за бедности или долгов были вынуждены продавать себя на службу. Рабы иногда даже женились на членах семей своих владельцев, так что в долгосрочной перспективе те, кто принадлежал к домашнему хозяйству, имели тенденцию ассимилироваться в свободное общество. В Новом царстве (примерно с 1539 г.до 1075 г. до н.э.) большое количество пленных рабов было приобретено крупными государственными учреждениями или включено в состав армии. Карательное обращение с иностранными рабами или местными беглецами от их обязательств включало принудительные работы, изгнание (например, в оазисы западной пустыни) или обязательное участие в опасных горнодобывающих экспедициях. Даже ненаказуемая работа, такая как разработка карьеров в пустыне, была опасной. Официальный отчет одной экспедиции показывает уровень смертности более 10 процентов.
Подобно тому, как египтяне оптимизировали сельскохозяйственное производство с помощью простых средств, их ремесла и методы, многие из которых пришли из Азии, были доведены до невероятного уровня совершенства. Самое поразительное техническое достижение египтян, массивное каменное строительство, также использовало потенциал централизованного государства для мобилизации огромной рабочей силы, доступной благодаря эффективным методам ведения сельского хозяйства. Некоторые из задействованных технических и организационных навыков были замечательными. Строительство великих пирамид 4-й династии ( с. 2575– в. 2465 г. до н.э.) еще предстоит полностью объяснить, и это будет серьезной проблемой по сей день. Эта затрата навыков контрастирует с редкими свидетельствами преимущественно неолитического образа жизни сельского населения того времени, в то время как использование кремневых орудий сохранялось даже в городской среде, по крайней мере, до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. Соответственно, металла было мало, большая его часть использовалась для престижа, а не для повседневных целей.
В городских и элитных контекстах египетским идеалом была нуклеарная семья, но на земле и даже внутри центральной правящей группы есть свидетельства существования расширенных семей. Египтяне были моногамны, и выбор партнеров для брака, для которого не известны никакие формальные церемонии или юридические санкции, не следовал установленному образцу. Близкородственные браки не практиковались в династический период, за исключением случайных браков брата и сестры в королевской семье, и эта практика могла быть открыта только для королей или наследников престола. Теоретически развестись было легко, но дорого. Правовой статус женщин лишь немногим уступает статусу мужчин. Они могли владеть и распоряжаться имуществом по собственному праву, а также инициировать развод и другие судебные разбирательства. Они почти никогда не занимали административные должности, но все чаще участвовали в религиозных культах в качестве жриц или «певчих». Замужние женщины носили титул «хозяйки дома», точное значение которого неизвестно. Ниже по социальной лестнице они, вероятно, работали не только в доме, но и на земле.
Неравномерное распределение богатства, труда и техники было связано лишь с частично городским характером общества, особенно в 3-м тысячелетии до н. э. Ресурсы страны не направлялись в многочисленные провинциальные города, а вместо этого с большим эффектом концентрировались вокруг столицы — которая сама представляла собой рассредоточенную вереницу поселений, а не города — и сосредоточивались на центральной фигуре общества, короле. В 3-м и начале 2-го тысячелетий идеал элиты, выражавшийся в убранстве частных гробниц, был поместным и сельским. Лишь гораздо позже египтяне развили более ярко выраженный городской характер.
Персидское завоевание Египта, 525 г. до н.э.
Персидское завоевание Египта, 525 г. до н.э.Персидское завоевание Египта в 525 г. до н.э. привело к тому, что Камбиз II из Персии завоевал четвертую крупную державу древнего Ближнего Востока, завершив серию завоеваний, начатую его отцом Киром II Великим.
Камбиз II унаследовал трон после гибели своего отца в битве в северо-восточном углу своей империи в 530 г. до н.э. Камбиз быстро закрепил за собой трон, правда, только после убийства своего брата Бардия.
Должно быть, было ясно, что персы скоро двинутся против Египта. Фараон Яхмос II из 26-й династии, основавший свое правление на возродившемся чувстве египетского национализма, нанял греческих наемников для подготовки к предстоящему вторжению, но умер до начала боевых действий. Яхмосу наследовал его сын Псамтик III, но его правление было очень недолгим.
Геродот записывает ряд возможных причин вторжения, все они в основном личные. Первый, который он поддерживает и говорит, что персы дали в его время, состоит в том, что египетский врач, посланный в Персию, убедил Камбиса просить руки дочери Яхмоса в браке. Яхмос не хотел посылать свою дочь наложницей при персидском дворе и поэтому решил послать вместо нее Нитетис, дочь Априя, предыдущего фараона. Сначала Нитетис подыгрывала сюжету, но в конце концов раскрыла свою истинную личность. Камбиз пришел в ярость и решил атаковать
Геродот также записывает египетскую версию этой истории. В этой версии именно Кир просил египетскую принцессу, а Камбиз был их сыном, предоставив ему законные права на египетский престол. К несчастью для этой истории, известно, что матерью Камбиса была Кассандана, дочь Фарнаспа. Говорят, что это была история, рассказанная в Египте и, вероятно, придуманная в попытке избежать позора завоевания.
Наконец, Геродот записывает историю, которую он отверг как невероятную. В этой версии Нитетис была отправлена ко двору Кира, где она завоевала благосклонность императора и затмила Кассандану. Камбиз, которому было всего десять лет, решил вторгнуться в Египет, чтобы отомстить за оскорбление, нанесенное его матери.
Хотя возможно, что в этих историях есть доля правды, нет никакой необходимости искать мотив. Кир был великим завоевателем. Камбис хотел доказать, что он равен своему отцу, и Египет был очевидной целью для вторжения. Независимый Египет также представлял угрозу персидскому контролю над Палестиной и Сирией, что будет продемонстрировано позже в жизни Персидской империи (и снова во время длинной серии войн между птолемеевским Египтом и империей Селевкидов).
Камбиз получил помощь с нескольких сторон. Ему послал 40 триер Поликрат, тиран Самоса. Фанос, один из греческих генералов-наемников, предал Псамтика и отправил важные сведения Камбису. Наконец арабы снабдили его водой во время трудного перехода через Синайскую пустыню в 525 году.
Камбиз разбил египтян в битве при Пелусии в дельте Нила, и они отступили в Мемфис. Персы захватили Гелополис, а затем осадили Мемфис. Вскоре город пал, и Псамтик был захвачен. Свергнутый фараон был взят в плен в Сузах, и Камбиз приступил к установлению своего правления в Египте.
Говорят, что после относительно легкого завоевания Египта Камбиз предпринял еще три попытки завоевания, но все они потерпели неудачу. Попытка напасть на Карфаген провалилась после того, как его финикийские моряки отказались атаковать свою бывшую колонию. Говорят, что армия, посланная в Оазис Амона в пустыне к западу от Нила, была уничтожена песчаной бурей. Наконец Камбиз повел армию на юг, в Нубию, добившись некоторых успехов, но страдая от нехватки припасов.
После этих кампаний Камбиз разместил гарнизоны в Дафнах в восточной части дельты Нила, Мемфисе и Элефантине. Это усилие заняло несколько лет, и Камбиз все еще был вдали от дома в 522 г. до н.э., когда в Иране вспыхнуло восстание. Повстанцев возглавил некто, назвавшийся братом Камбиса Бардией. Камбиз помчался домой, но в пути умер. Это положило конец правлению прямой линии Кира, и Камбису наследовал Дарий I, более дальний член семьи.
Египет оказался одной из самых беспокойных провинций Империи. Сам Камбиз, похоже, был довольно популярен в стране и был признан законным фараоном новой династии. После его смерти Египет успешно восстал в 486 г., но был повторно завоеван в следующем году. Второе восстание 459 г. продолжалось до 454 г. Третье восстание 405 г. было более успешным. К этому моменту Персидская империя миновала свой расцвет, и египтяне смогли отразить несколько попыток завоевания, оставаясь независимыми до 343 г. Последнее восстание было подавлено в 337-336 гг.