Образ Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от ума»: характер, принципы жизни, поведение
Сочинения
12.11.21
11 мин.
Вокруг знаменитой комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» разворачиваются споры: прав ли Чацкий, справедлива ли Софья, страшен ли Молчалин… Столкновение двух миров — вот основа произведения, в котором конфликт поколений так и остается неразрешенным. Образ Молчалина в комедии «Горе от ума» занимает особое место.
Оглавление:
- Имя героя комедии
- Принципы и жизненные убеждения
- Отношения с Софьей
- Связь с Лизой
- Особенности поведения
- Примеры творческих работ
- Чем страшны Молчалины
Характеристика персонажа
Написать сочинение по пьесе А. С. Грибоедова будет легче, если рассмотреть образ Молчалина в «Горе от ума» со всех сторон и составить подробную характеристику этого персонажа.
Читатель не сразу понимает, зачем А. Грибоедов ввел Молчалина в комедию, и открывает истину только в финале произведения.
На первый взгляд, этот герой кажется бесполезным и не заслуживающим внимания. Но, листая явление за явлением, читатель ощущает его значимость, да и в списке действующих лиц он стоит в первых строках. Нужно оценить все качества личности героя и определить его место в системе персонажей, роль в понимании идеи произведения.
Имя героя комедии
Полное имя героя — Алексей Степанович Молчалин, но в пьесе никто не называет его по имени и отчеству. Для всех он просто Молчалин. Фамилия же его определена автором как «говорящая» — человек, который говорит «про себя», только тогда, когда нужно, молча наблюдая за всем происходящим вокруг. Он не высказывает своего мнения и не рассуждает вслух, потому что, как говорит сам герой: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь…»
Принципы и жизненные убеждения
Персонаж Грибоедова не ведет длинных монологов (в отличие от других героев — Чацкого, Фамусова, Скалозуба), поэтому его характер читатель познает через отношение к нему других персонажей.
Молчалин преследует единственную цель — выслужиться и добиться значимых результатов в карьере. Его интересуют чины, деньги и положение в обществе. Позиция приспособленца тоже не чужда герою.
В каком ведомстве служил Молчалин читатель узнает от Фамусова — он «числится в архивах…». А предыстория говорит, что до того времени, как Алексей Степанович попал в дом Фамусовых, он служил в своем родном городе Тверь и имеет 3 награды. Герой незнатного рода, небольшого чина, и теперь служит у Павла Афанасьевича Фамусова секретарем. Служит так, чтобы им были всегда довольны.
Алексей Степанович исполняет наказ отца — «угождать всем людям без изъятья…». Он лицемерен и расчётлив. Все, что он делает, с одной целью — получить выгоду. Счастье для него: «И награжденья брать и весело пожить…» Нарушение отеческого завета для него недопустимо.
Отношения с Софьей
Молчалин объясняется в любви Софье, делает он это только ради карьерного роста. Женитьба на богатой наследнице — очень выгодное дело, поэтому Алексей Степанович не сомневается в своих действиях. Софья влюбляется в такого двуличного человека. Она умна, образованна и могла бы найти себе порядочного человека, поэтому родные Софьи не поддерживают ее выбора, но, к сожалению, девушка ослеплена любовью настолько, что не способна разглядеть истинное лицо возлюбленного. «…за других себя забыть…» говорит она о Молчалине и верит его словам, взглядам, чувствам.
Знает о намерениях Молчалина только Лиза, служанка Софьи, но и она не в состоянии открыть ей глаза. Случайность разоблачает лживого любовника, который бросается к ногам Фамусовой, но получает от нее отказ. За глаза Молчалин называет Софью «плачевной нашей кралей». Это разоблачение рушит все планы «любящего мужа».
Связь с Лизой
Читатель не может сразу определить, любит ли Алексей Степанович Лизу, испытывает ли к ней искренние чувства. Недоверие к Молчалину растет с прочтением каждой строки. Герой позволяет себе вольности в отношении с девушкой, что объяснимо: она не хозяйка дома, а всего лишь горничная. После раздора с Софьей Лиза остается единственной, к кому обращается за помощью Молчалин. Но для Лизы любовь секретаря Фамусова уже не имеет значения.
Особенности поведения
С окружающими Алексей Степанович ведет себя скромно, тихо. Он знает, с кем нужно разговаривать и о чем, умеет держать язык за зубами. Его принцип «ведь надобно ж зависеть от других…» помогает удачно построить карьеру. Он льстит, обманывает, играет на чувствах других людей, и все это ради выгоды и статуса. Он не уважает никого, кроме тех, кто ему полезен, да и то на определенном этапе отношений. Он любезен с графиней Хлёстовой, но развязен с Лизой, потому что в поведении своем опирается на социальную принадлежность человека. Каков чин, таково и отношение.
Синквейн по образу
После изучения произведения «Горе от ума» учащиеся 9 класса пишут сочинение по заданному плану. Он может быть развернутым, кратким или цитатным. Вместо сочинения, можно использовать и синквейн. На его составление потребуются меньшие затраты времени, притом такая творческая работа будет интереснее и полезнее.
Примеры творческих работ
Нужно выделить как отрицательные качества характера героя, так и положительные. Кратко описать каждую строку можно при устной характеристике образа, если это понадобится:
- Молчалин.
- Услужливый, двуличный.
- Лицемерит, угождает, обманывает.
- «Молчит, когда его бранят».
- Страшный человек.
Все же герой имеет некоторые качества характера, которые многие люди не могут в себе воспитать. Такой вариант синквейна дополнит характер персонажа:
- Молчалин.
- Скромный, аккуратный.
- Терпит, выдерживает, извиняется.
- «День за день, нынче, как вчера».
- Свой талант у всех
Чем страшны Молчалины
Сегодня образ этого героя часто встречается в обществе, современность его очевидна — «Молчалины блаженствуют на свете». Эта фраза говорит, что людей, подобных грибоедовскому персонажу, очень много. Сегодня живут по принципу «угоди всем — получишь всё».
Люди заискивают перед начальством, чтобы получить высокую должность, выбирают друзей, чтобы получить от них максимальную выгоду, лицемерят и льстят окружающим ради достижения целей.
В любви наблюдается та же картина. Часто выбор супруга основывается не на чувствах и привязанности, а на материальном и социальном благополучии. Желание получить большее стирает границы морали, и лучшие человеческие качества, такие как искренность, доброта, бескорыстность остаются никому не нужными. Люди выбирают деньги, а не любовь, положение в обществе, а не дружбу.
Оказывается, грибоедовский персонаж живуч и неискореним. Молчалины в современном мире процветают, где-то даже господствуют, они опасны, их поступки часто аморальны. Мудрец или лжец персонаж Грибоедова — решать каждому в соответствии с совестью.
Достижение цели любыми средствами мудрым решением не назовешь. Основывать жизнь на лжи и угодничестве — обречь себя на одиночество. Называться Молчалиным сегодня страшно — чтобы в этом удостовериться, нужно прочитать комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Какое значение имеет молчалин в развитии конфликта. Характеристика и образ молчалина в комедии горе от ума сочинение. Образ известных литераторов
Александр Сергеевич Грибоедов неслучайно ввел в свою пьесу столько главных героев, ведь каждый из них имеет колоссальное значение в развитии сюжета комедии.
А так ли глуп Молчалин? Вовсе нет, он просто следует завету отца и пытается достичь своих целей, принимая образ «глупого Молчалина».
Смысл жизни Алексей Степанович видит только в своём благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить».
Его цель заключается в том, чтобы получить высокий чин абсолютно любым способом и заслужить авторитет в обществе, унижаясь перед более авторитетными людьми. Главным козырем Молчалина является его умение угодить всем и промолчать там, где это требуется: «В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь».
Свою карьеру он строит по четкому плану. Лишний раз слова из него не вытянешь, но он умеет бегать на цыпочках, работать с бумагами и появляться в нужный момент, а это нравится многим. Безмолвные, услужливые, бесхребетные люди ценились в эпоху Николая I, поэтому такого, как Молчалин, ждала блестящая карьера и высокие чины:
«Дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных».
Грибоедов Раскрывает характер Молчалина через других героев: с Фамусовым он показывает себя тихим, услужливым молодым человеком, с Софьей показывает наигранную любовь, лишь для своей выгоды, c Чацким раскрывается его жизненная позиция. Из их разговора мы узнаем, что Молчалин принадлежит к «веку минувшему»: он разделяет общественное мнение, не смеет иметь своего. С Лизой он показывает свои чувства к ней, он откровенен, здесь нет его показной угодливости: «Какое личико твое! Как я тебя люблю!».
В отношении с Фамусовым, у Молчалина раскрывается карьеризм, ради карьеры готов на всё: угодничество, исполнительность. В отношении с Софьей у Молчалина проявляется бессловесность, подлость и лицемерие, потому что он её не любит и просто пользуется ей ради своей выгоды. В отношении с Чацким у Молчалина проявляется цинизм, так как у Алексея Степановича чин выше, чем у Александра Андреевича. Так же показывается трусость и узость интересов Молчалин, ведь тем для разговора с ним нет: «Молчалин прежде был так глуп!», «Конечно, нет в нем этого ума».
Образ Молчалина в развитии конфликта имеет ключевое значение, ведь он фигурирует почти во всех конфликтных ситуациях, связанных с Софьей и Чацким. Чаще всего конфликты происходили именно из-за Молчалина. Он был движущей силой, и в сцене с катастрофой он так же имел ключевое значение.
На самом деле, Молчалин – страшный человек, ведь ради своих целей он готов пойти абсолютно на всё. Но при этом он – бедный человек, потому что обокрал сам себя для получения материальных ценностей. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, — несчастный человек. Поэтому Молчалин, хоть и очень страшный, но в то же время его становится жалко. Таких людей, как Молчалин, на сегодняшней день, очень много, и от этого становится страшно. Но всё-таки Молчалин – страшный человек: «…Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!..».
Великая комедия А. С. Грибоедова, появившаяся в начале XIX века, открывает новый этап в развитии русской литературы. Созданные драматургом характеры имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Безусловная находка автора — образ Молчалина, вобравший в себя черты социально-психологического типа, которому на Руси суждена была, к сожалению, долгая жизнь.
Тип этого героя, можно сказать, один из самых распространенных в русской литературе. Но самая первая встреча с ним происходит в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Заслугой автора является создание литературного типа Молчалина, ставшего крупным приобретением общественной мысли. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника — секретаря Фамусова — автор возвел в символ значительной социально-политической группы, крепко связав «молчалинство» с «фамусовщиной». Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека. С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета помогло ему и «награжденья брать и весело пожить». Но, с другой стороны, у него как у мелкого провинциального чиновника не было другого выхода. Молчалин — мастер в искусстве поднять платок, смолчать, когда его бранят, он за это получил три награждения, чин асессора и находится в дружбе со многими влиятельными людьми.
При первом знакомстве, действительно, трудно определить настоящее лицо Молчалина. Мы видим робкого и застенчивого молодого человека. Влюбленная Софья наделяет его массой достоинств. «Герой ее романа» «и вкрадчив и умен», он «за других себя забыть готов», «уступчив, скромен, тих». Однако постепенно мы убеждаемся, что такой Молчалин — лишь плод воображения Софьи. Если Чацкий недооценил Молчалина, то Софья явно его переоценила. Так кто же, наконец, такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец? «Пригретый» Фамусовым, за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и «три награжденья», зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства. У него, как и у Скалозуба, «чтобы чины добыть, есть многие каналы». Молчалин не брезгует ничем:
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет…
Показывая противостояние Чацкого и Фамусова, А.С. Грибоедов поднимает проблему «века нынешнего» и «века минувшего». Эти герои — люди разных поколений, в то время как Чацкий и Молчалин — ровесники, но тем резче между ними контраст. Каждый из них показывает один из вариантов пути, который может выбрать молодежь: путь правдоискателей и бунтарей (путь Чацкого) и путь «бессловесных», которые достигнут «степеней известных» (путь Молчалина).
Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства. Он искренне не осознает, как, являясь мелким чиновником, можно думать и чувствовать самостоятельно. Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг «по службе неуспех», Молчалин пытается помочь ему, если тот в свою очередь пойдет по пути всех молчалиных. Бессловесный и всегда готовый к услужению, он обладает таким капиталом, который при любых обстоятельствах дает ему и его потомкам верный процент: умеренностью и аккуратностью. Есть у него и еще одно свойство — готовность до гроба угождать всякому, кто «кормит и поит, а иногда и чином одарит». Он, если надо, может принять и вид любовника «в угодность дочери такого человека». И уж, конечно, Молчалин на стороне «всех» в конфликте с возмутителем спокойствия Чацким. Как раз в диалоге Чацкого с Молчалиным и оформляется окончательно социальное и духовное противостояние между свободно мыслящим человеком и средой умеренности и аккуратности, которое разрешится клеветой на Чацкого и его изгнанием. Грибоедов заставляет Молчалина откровенничать и с каким-то вызовом излагать житейские правила того круга, к которому он приближен. «Умеренность и аккуратность», «не сочинитель я», «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «ведь надобно ж зависеть от других» — вот основы молчалинского благополучия, от которых он никогда не отступит.
Но Чацкий ошибся в оценке Молчалина, в его истинной роли. Для него Молчалин — ничтожество, «жалчайшее создание». Чацкий презрительно высокомерен. И только. Он никогда не думал, что Молчалин может оказаться его соперником. И даже когда узнает о связи Софьи и Молчалина, не воспринимает это всерьез. Ведь в пору Грибоедова Молчалины вызывали в основном презрение. Они не могли стать достойными противниками передовых дворян. Молчалин был предметом недостойным, он не заслуживал серьезного внимания.
Он свято выполняет завет отца «угождать всем людям без изъятья». Лесть — главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным, и даже готов играть роль влюбленного в расчете на милость Фамусова. Однако маска смиренника быстро слетает с него, когда он говорит с теми, кого считает ниже себя. С Лизой Молчалин старается выглядеть повесой, забыв о робости. Он ни во что не ставит Чацкого, поэтому позволяет себе давать последнему советы. В глазах Молчалина Чацкий — неудачник, поэтому с ним можно вести себя презрительно и снисходительно. Казалось бы, перед нами совершенно неприглядная и бесполезная личность, но, увы, мы вслед за Чацким вынуждены признать, что «Молчалины блаженствуют на свете».
И видимо уже наступало время молчалиных, то есть эпоха молчалинства — время правления Николая I, время чинов и чиновников. Тогда и приходит ненависть к молчаливым. Но она пришла не сразу, а когда выяснилось, что вечно молодые старички российской истории и есть они. Ведь Молчалин-то остался, а Чацкий сошел со сцены, Онегин прошел, Печорин погиб, ушли Рудин, Рахметов, Базаров. Он же сделался неуязвимым. Оказалось невозможным одолеть таких людей — они сильны чужой силой, их нельзя убить презрением, потому что их достоинство в чужом авторитете. К. А. Полевой писал: «… осмотритесь: вы окружены молчалиными».
Но Молчалины, на первый взгляд, не так уж и безобидны и смешны в своем старании угодить, их нельзя недооценивать. Как показало время — Молчалины живучи и неуязвимы. Вероятнее всего, страшен не сам герой, а ситуация, когда Чацкие страдают, а Молчалины блаженствуют, когда победу одерживают приспособленцы. Но надолго ли в конце пьесы Молчалин разоблачен, унижен, испуган? Такие люди «возрождаются» быстро, что весьма печально и прискорбно. Они не раскаиваются в своих поступках и страшнее то, что глубины своего падения они не осознают.
Вот он, на цыпочках
И не богат словами.
Молчалины блаженствуют на свете.
А. С. Грибоедов
Одна из любимых тем великих писателей XIX века — становление молодого человека, выбор им жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб рисуют нам такие всемирно прославленные романы, как пушкинский «Евгений Онегин», «Обыкновенная история» и «Обломов» И. А. Гончарова, «Красное и черное» Стендаля, «Человеческая комедия» Бальзака и многие другие. Среди этих бессмертных книг и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, не роман, а «высокая» комедия, в которой, по-моему, очень мало смешного, кроме некоторых ситуаций, зато поставлены важнейшие социально — политические и нравственные проблемы, многие из которых волнуют нас и сегодня.
Каким должен быть человек? Как прокладывает он свой жизненный путь? Что на этом пути можно себе позволить и чего нельзя позволять никогда? Что важнее — человеческое достоинство или карьера? На эти и многие другие вопросы отвечает автор комедии образом Алексея Степановича Молчалина.
По происхождению и социальному положению он не принадлежит к столичной знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секретари» московский туз Фамусов. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением: это скромный молодой человек, благообразный, молчаливый, вкрадчивый. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки, старается всем угодить. Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что благопристойность Молчалина — искусно подобранная маска, скрывающая подлого, лицемерного, фальшивого человека. В минуту откровенности он признается, что руководствуется в жизни заветом отца «угождать всем людям без изъятья», даже собаке дворника.
Цель жизни Молчалина — сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чинов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он видит в том, чтоб «и награжденья брать, и весело пожить». На пути к этой цели для него все средства хороши. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться — лесть, низкопоклонство, угодничество. Он почтителен и предупредителен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной барыне Хлестовой, не отходит от богатых старичков, играет с ними в карты.
Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (еще бы, ведь она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит хозяйскую дочь «по должности». Его жизненные «принципы» просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: «Ведь надобно зависеть от других» или: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Молчалин не знает, что такое честь, честность, искренность, и подличает просто так, на всякий случай.
Такое поведение принесло ему известный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его обществе. Мало того, «умеренность и аккуратность» уже обеспечили ему «три награжденья» по службе, расположение и поддержку влиятельных господ.
Читатель комедии понимает и другое: жизненный «опыт» Молчалина — приговор не только ему, но и обществу, которое его одобряет и поддерживает. Люди, организовавшие травлю искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образованного человека, сумасшедшим, не считают зазорным общаться с бесчестным подлецом, покровительствовать ему, и это прекрасно их характеризует. «Молчалины блаженствуют на свете», — один из самых горьких выводов Чацкого после дня общения с фамусовским обществом.
Молчалин не беспомощен и не смешон — по-моему, он страшен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, перед нами человек, который, живя в фамусовском обществе, обязательно «дойдет до степеней известных». Его не погубит даже разоблачение, потому что, униженно кланяясь и ползая на коленях, «деловой» секретарь снова отыщет путь к сердцу своего начальника: ведь он нужен Фамусову, да и заступиться есть кому! Нет, Молчалин непотопляем. Во-вторых, рассказывая о «становлении» Молчалина, автор разоблачает московское барство (а оно, в свою очередь, представляет общественный строй фамусовской России), «мучителей толпу», боящуюся людей с передовыми взглядами и твердыми, несгибаемыми характерами и принимающую как своих многочисленных молчалиных. «Великая способность нравиться» многих в этом беспринципном обществе вывела в люди.
Грибоедов убеждает и в том, о чем прямо не говорит: избранная Молчалиным тактика нужна ему только до поры до времени. Добившись своего, он сбросит личину скромности и почтительности — и горе тем, кто встанет на его пути. К сожалению, такой человеческий тип не ушел в прошлое. И сегодня под маской благопристойности и скромности может скрываться современный Молчалин, умеющий всем угодить, не брезгующий никакими средствами для достижения своих целей. Автор бессмертной комедии учит разбираться в людях, видеть под маской, если она надета, истинное лицо человека.
Произведение «Горе от ума» А.С. Грибоедова относится к жанру комедии, события происходили в начале 19 века, в ней автор показал образы московских дворян. За основную тему произведения можно выделить противостояние нынешнего века и прошлого, тяжелую смену старых идеалов на новые. На стороне прошлого века было значительное количество людей в комедии, один из них был молодой дворянин, еще не имевший каких-либо чинов Молчалин. Его задачей было прислуживать влиятельным людям.
Сам Молчалин был небогатым дворянином, родился в Твери. В комедии он проживал в доме Фамусова, тот в свою очередь взял Молчалина в секретари. Молчалин влюбляется в дочь Фамусова и тайно с ней встречается. Фамусов выступает противником таких отношений, ведь считает, что его дочери нужен влиятельных муж с чинами. Хоть и Молчалин не соответствует этим требованиям, но есть у него другое качество, которое ценили обитатели фамусовского дома. Он изо всех сил стремился всячески услуживать, этим и привлекал внимание. Именно поэтому ему удалось попасть на должность секретаря, где важны деловые качества, а не честь.
В произведении «Горе от ума» образ главного героя можно назвать стандартным поведением молодого дворянина в окружении. Мы видим как он старается услужить, и если нужно, то даже унизиться перед влиятельными гостями дома Фамусова, всё это идет с расчетом на то, что они могут пригодится в жизни и дальнейшем службе. Молчалин даже брал за должное похвалить шерсть собаки Хлёстовой. Для описания героя подойдет цитата, которая гласит, что пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Он считает, что пока ты молод, не обязательно иметь свое мнение.
Фамусовское общество славилось чертой хвастовства, при каждом удобном случае было обычным делом расхвалить новые успехи, таким же был и Молчалин. Он был частым гостем княгини Татьяны Юрьевны. Хоть по характеру и поведению Молчалин был такой же как и все с общества, хоть и соглашался со всеми и поддерживал идеи, все же это не помешало ему пойти на подлость. Например его любовь к Софье была только выдумкой и пошел он на это ради собственной выгоды. По сути искренне он открывается при общении с горничной Лизой, которая ему нравилась. И тут читателю открывается уже другой персонаж, вы видим, что в нем присутствует двуличие, а значит такой человек опасен.
В его душе и сердце нет ни капли уважения и тепла к Софье. Он очень рискует, когда начинает тайно видеться с дочерью Фамусова, ведь он постоянно находился в состоянии страха, что их заметят. В этом выражается трусость. Для Молчалина важную роль играл тот момент, что его волновало мнение окружающих, а так же он боялся, что о нем подумают другие. Эта его подлость и коварство губят его, ведь он начинает вредить тем, с кем давно был в окружении. Он помнил слова своего отца, которые гласили угождать всем без исключения, чему Молчалин и следовал. Исходя из этого мы можем сделать вывод об отношении героя к описанию идеала минувшего века, несмотря на то, что он еще молод.
Автор показал Молчалина как достойное продолжение и пример консервативных дворян. Такое общество характеризуется тем, что для них на первом месте стоит чин и деньги, эти две категории позволяют им оценивать остальных. Как уже было сказано, Молчалин был хитёр и двуличен, это два главных качества описывающие героя.
Грибоедов затронул в комедии проблему, которая актуальна и сейчас. Ведь известны много случаев, когда были такие же люди, которые не видели ничего на своем пути и готовы были идти через всё, ради своих целей. Эта тема будет актуальна до тех пор, пока среди нас будут существовать люди с такими же ценностями, как у Молчалина и его общества.
Сочинение на тему Молчалин
Комедия «Горе от ума», написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым в период с 1822 по 1824 года, повествует о светском обществе и жизни тех времен. Одним из центральных героев произведения является Алексей Степанович Молчалин, человек из простого народа, стремящийся к карьерному росту.
Молчалин представляется приличным молодым человеком, который отличается своей добротой и скромностью. Но на самом деле, все эти качества — всего лишь маска, которую герой использует для достижения своих целей. Его мечтой является карьера, высокий чин и богатство. Уважение среди высшего общества – предел его счастья. Существует множество различных способов для достижения данных целей. Но Молчалин выбирает самый быстрый и негативный. Он совершает шаги на пути к мечте с помощью лести, лицемерия и двуличности. Он делает это настолько тонко и незаметно, что многие могут позавидовать.
Герой работал секретарем у Фамусова, человека богатого и уважаемого. Всю работу он выполнял добросовестно, разговаривал ласково и осторожно, отчего и нравился Фамусову. С дочерью своего хозяина, с Софьей, он обращался еще лучше и даже посмел играть влюбленного молодого человека. Естественно, никаких высоких чувств по отношению к девушке он не испытывает. Наоборот, он ее презирает и налаживает отношения исключительно ради собственной выгоды. Однажды провинившись перед девушкой, он бросается к ней в ноги. Причиной этому было далеко не раскаяние, а боязнь потерять доверие своего господина Фамусова. Еще одной персоной, которой посчастливилось слушать от Молчалина ложь, была Хлестова. Он любезно играл с ней в карты и делал комплименты ее собачке. На самом деле, людям очень приятно подобное поведение в свой адрес. Лицемерие и услужливость Молчалин проявлял по отношению ко всем живущим в доме: от слуг до начальства. В этом заключался план героя, которого он строго придерживался.
Таким образом, Молчалин в комедии Грибоедова является отрицательным персонажем. Читатель не может увидеть никаких положительных черт героя, а видит исключительно лицемерие и желание достичь сомнительной цели грязными путями. С помощью данного персонажа автор раскрывает серьезную проблему, существующую и в наши дни. Люди, которые стремятся ни к чему-либо высокому, а к славе и деньгам, готовы идти по головам и надевать маску искренности. Обычно, достигнув своих целей, такие люди живут несчастно и одиноко.
Вариант 3
В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов рассказывает о дворянах Москвы ХІХ века, именно тогда общество раскололось на консерваторов и тех, кому импонировали идеи декабристов. Главной идеей произведения является противопоставление нынешнего века и минувшего века, смена устаревших идеалов дворян на совершенно новые.
В комедии присутствует огромное количество сторонников старых идеалов. Поклонники старых принципов — это весомые и значимые в обществе люди, такие как помещик Фамусов, полковник Скалозуб, так же старым дворянам прислуживают и молодое поколение, которое просто вынуждено прислуживать «старикам». Молчалин один из таких молодых людей, который вынужден прислуживать старым дворянам с их порядками.
Сам Молчалин бедный дворянин, рождённый в Твери, он проживает в доме Фамусова, выдавшего его чин ассерсора и взявшего на работу серкртарем. Еще Молчалин является любовником дочери Фамусова, но сам Фамусов об этом не знает. Отец не хочет иметь такого зятя как Молчалин, потому что в Москве принято иметь богатых родственников. Фамусов ценит в людях желание услужить перед ним, и именно так Молчалин, с помощью своей услужливости получает такие должности.
В данной пьесе образ Молчалина очень точно отвечает характеру повеления молодого, не окрепшего дворянина во влиятельном обществе. Молчалин старается максимально выслужиться перед высокими гостями в доме у Фамусова, потому что они могут быть полезными для его дальнейшего карьерного роста. Молодой дворянин опустился до того, что начинает нахваливать шерсть собачки Хлёстовой. Он считает, что дворяне нижних чинов должны таким образом заслуживать уважение у старших.
Он, как и все персонажи данной комедии считает свои долгом хвастаться и гордиться своими успехами в продвижении по службе. Молчалин отлично налаживает связи с нужными его людьми, которые могут ему помочь по службе. Молчалин несёт огромный урон обществу, в котором он находится. Он также обманывает дочь Фамусова, ведь ухаживает он за ней только ради выслуги перед её отцом. Он такой человек, который для достижения своей цели не остановится ни перед чем, и способен нанести огромный ущерб тому обществу, в котором он находится.
О предстоящем роспуске Думы и вопросы тактики
Ленин. О предстоящем роспуске Думы и вопросы тактикиПредстоящий роспуск Думы и вопросы тактики
Написано: 27 февраля 1907 г.
Опубликовано: Пролетарий , № 14, 4 марта 1907 г.
Опубликовано по тексту Пролетарий .
Источник: Ленин
Собрание сочинений ,
Издательство иностранных языков,
1962,
Москва,
Том 12,
страницы 184–188.
В переводе:
Транскрипция\Разметка:
Р. Симбала
Общественное достояние:
Интернет-архив Ленина
(2004).
Вы можете свободно копировать, распространять,
отображать и выполнять эту работу; а также делать производные и
коммерческие работы. Пожалуйста, укажите «Марксисты Интернет
Архив» в качестве источника.
• ПРОЧТИ МЕНЯ
Санкт-Петербург, 27 февраля 1907 г.
Газеты пестрят новостями, слухами и догадками о скором роспуске Думы.
Это вероятно? Если мы рассмотрим объективное положение дел, нам придется
сделать вывод, что это более чем вероятно. Созыв Думы
было для правительства необходимостью, порожденной принуждением. Они должны были сделать один
попытки, сопровождаемые максимально возможными репрессивными мерами,
созвать народный представительный орган, чтобы прийти к соглашению с
буржуазия. Эксперимент явно провальный. Военные суды и все
другие тонкости столыпинской конституции чрезвычайно помогли
революционная агитация в массах до сих пор не затронута и произвела
Левая Дума из недр крестьянских масс. Кадеты, Центр
партии русской революции, уступили позиции по сравнению с Первой
Дума. Кадеты, несомненно, качнулись вправо, но при такой Думе на
такое время правительство совершенно не в состоянии прийти к соглашению с ними.
Кадеты могли бы слиться с октябристами, и они неуклонно продвигаются в этом направлении.
направление: достаточно назвать г. Струве и г. Головина. Но конкретные
особенность
теперешнего положения как раз и состоит в том, что нет кадетско-октябристского
большинство в Думе. Весь «Центр» был безнадежно
раздавлена острой борьбой крайностей: монархической правой и
Левое крыло Думы. Эта последняя часть составляет две пятых
депутаты. Его роль в Думе
огромен. Его авторитет среди народных масс очень высок. Его
растущие связи с этими массами не могут быть разорваны никаким
полумеры. Необходимость диктует правительству распустить Думу: они
не могут выпутаться из сложившейся ситуации без
прибегая к силе. «Законность» этой ситуации только углубляет
кризиса, так как его истинная сила в народных массах должна быть большей
чем то, что выражено «законно», т.
е. то, что было передано
через десятки и сотни полицейских экранов.
Роспуск Думы более чем вероятен: он неизбежен, потому что которое мы переживаем, на самом деле является революционным, а не просто конституционным кризис. И именно из-за этого было бы опасно, нелепая и жалкая политика, чтобы спрятать голову под крыло и попытаться оправдать неизбежные последствия настоящего политической ситуации или пытаться с помощью слов и фраз затушевать ясно, ослабить остроту и скрыть очевидное.
Такую политику проводят кадеты. Г-н Изгоев, пишет в сегодняшний Речь , говорит: «Это почти за пределами нашего власть спасти Думу». Это почти правильно. «Через три-четыре месяцев, когда Дума приобретет авторитет в стране своим законотворческой деятельности, ситуация может быть иной». Это не только правильно, но очевидно. И правительство тоже может видеть очевидное.
Но г-н Изгоев боится неприкрашенной правды и начинает вертеться:
«Но дадут ли его в эти три-четыре месяца? Это порочный
круг, из которого нет выхода. Выход не на улицу,
организованный» или «неорганизованный»; был бы выход, если бы люди вдохновлялись
настоящий патриотизм был у власти…».
Естественно! Они загипнотизировали себя собственным пустым многословием, загнали себя в тупик сладких фраз, и теперь они плачет, плачет и печалится… Это поистине пример растерянного, плаксивый и бессильный мещанин!
Пусть не воображает читатель, что выступления Изгоева — это случайность
изречения случайного писателя-кадета. О, нет. Они представляют собой краткое изложение политики
официально заложенный Конституционно-демократической партией, ведущая партия,
который избрал своего человека председателем. В том же Речи читаем:
«После продолжительных прений на вечернем заседании 25 февраля
депутатская группа народной свободы о позиции, которая будет принята
на заявление правительства было решено сохранить
молчание, не выражая ни уверенности, ни недоверия, и перейти к
рассмотрение текущих проблем. Если правые партии введут, для
провокационных целях, формулировка, выражающая доверие
в министерстве было решено проголосовать против. В случае
крайне левые (социал-демократы), предлагающие вотум недоверия,
Партия народной свободы решила внести собственное предложение о продолжении
с текущими делами. Есть, впрочем, надежда, что предварительное
по этому вопросу будет достигнуто согласие всей оппозиции,
которыми являются эсеры, народные социалисты и трудовики.
уже склонен согласиться». Добавим, что наша социал-демократическая
группа в Думе имеет, по данным Русская Жизнь , решил
«действовать полностью независимо», решение, которое встречает нашу теплую
одобрение.
Честно говоря, кадетская политика — нечто неподражаемое. Было бы неосторожно
проголосовать за недоверие. Думу надо спасти. Но сказать «мы
не выражайте уверенности — это допустимо. Что это, как не
политический «человек в шарфе»? Разве это не обыватели, которые, столкнувшись с
приближения неминуемой бури, закрывают глаза ночными колпаками и
повторяем: «Мы осторожны. .. мы экономим…». Вы экономите свое
мещанский колпак, и больше ничего, уважаемые рыцари
«народная свобода»!
И что может быть нелепее, чем называть резолюцию правых
выражение доверия министерству «провокация»? Это
законное право каждого члена Думы, естественный ответ
нардеп на вопрос министерства: «Это
наша программа. Думает ли Дума работать с нами в этом духе?»
написание этой ерунды можно объяснить только полной неразберихой среди
Курсанты. Нет, господа, ночной колпак не защитит от
контрреволюция. Право роспуска Думы есть сверхлегальное
право по той конституции, которую жалкие либералы так глупо
восхваляла и так вероломно уговаривала народ взять
серьезно. Нам не уйти от того, что министерство будет просить Думу
хочет ли он выполнить ту или иную программу. И ответ:
«Доверия не выражаем», все равно будет превосходным и вполне
достаточно «конституционный» повод для роспуска Думы; даже
без помощи Ковалевских десятки «конституционных
прецеденты» можно найти по роспуску парламента за отказ
правительству гораздо менее важные дела, чем. .. чем… чем военные суды
и карательные экспедиции.
Какой вывод следует сделать из этого? Вывод — глупость играть в конституции, когда их нет. Глупо закрывать глаза и умолчать о том, что дни даже нынешние российские «околоконституции» нумеруются, что аннулирование избирательного права и возвращение к полному абсолютизму. неизбежно .
Что надо сделать? Aussprechen was ist — признаться в правде.
правительство, несомненно, вынуждено распустить Думу. Это к
преимущество правительства в том, что Дума должна молча разойтись,
должны послушно разыгрывать конституционную комедию и не открывать глаза
люди до неизбежность государственного переворота. И трусливый
курсанты,
с их превосходной, неповторимой «исторической» формулой: «поддерживать молчание» , кадеты, которые вместо «голоса против
доверие» говорят «мы не выражаем доверия», являются только
помощь правительству в совершении молчаливого государственного переворота.
Настоящие поборники свободы, настоящие представители народа должны действовать иначе. Они должны понять, что дальнейшее существование Думы не вовсе не зависят от вежливости, осторожности, осторожности, дипломатичности, такта, молчаливости или другие Молчалиноподобные добродетели. [1] Они должны рассказать людям просто и ясно, от с трибуны Думы, вся правда , в том числе причина, по которой роспуск Думы, государственный переворот и возврат к чистому абсолютизм неизбежен. Правительству нужна тишина этот. Людям нужно , чтобы знать это. Представители люди — пока они еще представители народа! — должны говорить это с трибуны Думы.
Позиция вполне ясна. Иного выхода нет: либо гнусное молчание, послушно предлагая шею, или спокойно но твердое заявление народу, что первый акт черносотенного переворота осуществляется государственный аппарат.
Только борьба народа может предотвратить это. И
народ должен знать всю правду.
Мы надеемся, что социал-демократы в Думе будут скажи им эту правду.
Примечания
[1] Молчалиноподобные добродетели —подхалимство и подхалимство. Молчалин — это персонаж из комедии Грибоедова Горе от ума .
Работает Индекс | Том 12 | | | Собрание сочинений | Л.И.А. Индекс |
< назад | вперед > |
Грустная София на горе от ума стоит. Функциональное значение сна София (печаль от ума). Гора разума
Спящая София
Heroen Comedy А.С. Грибоедов «Горе от ума» Софьи, чтобы скрыть свое смятение из-за внезапного появления отца, Фамусов, оправдывается, рассказывает свой сон о любви — сон возможен, психологически обоснован, но явно выдуман:
«Рассказать тебе сон: ты поймешь тогда. ..
Разреши… Увидь… сначала
Цветущий луг; А я траву искал,
Какой-то, не помню.
Вдруг милый мужчина , один из тех, кого мы
Видим — как будто век знаком,
Появился здесь со мной; И потихоньку, и ловко
Но Робот… Ты знаешь, кто в нищете рождается…
Маговьев отвечает только на последние слова: «Ах, матушка, не добить! Кто беден, тот ты не пара.»
Софья продолжает:
«Тогда пропало все: и луг, и небо.
Мы в темной комнате. Исследуем чудо.
Пол открыл — и ты оттуда,
Бледный как смерть и кончик волоса!
Вот с грохотом открылась дверь,
Какие-то не люди и не звери
Мы врозь — и мучили сидение со мной.
Он мне кажется дороже всех сокровищ,
Хочу к нему — ты тащишь с собой:
Нас сопровождает стон, рев, смех, свист монстров,
Он кричит.
Сон — талантливая выдумка, но Софья этого не знает, она знает Грибоедов . В этом сне — реальное состояние героини, признание любимого, фон — луг, цветы, и сам герой — из душещипательных романов, которые читали девушки того времени. К тому же «Сон» был вены .
Александр Сергеевич Грибоедов — один из гениев русской литературы начала XIX века, рано ушедший из жизни (трагически погиб на дипломатической службе в возрасте 34 лет). Дворянин, разносторонний человек, сделавший блестящую карьеру на дипломатическом поприще, Грибоедов успел написать немало. Перу этого талантливого писателя были подвластны переводы с иностранных языков, драматургия, проза и поэзия, а среди его произведений наибольшую известность получила пьеса в стихах «Холм от ума», написание которой было завершено в 1824 году. пьесу можно отнести к непримиримому противостоянию двух мировоззрений — приверженцев старой сосуществующей жизни и молодой свободы. Среди множества образов выделяется главная героиня – Софья Фамусова. Он полон противоречий, неоднозначен. В нем есть какая-то неактивность. Такова характеристика Софьи («Гора от ума» никого не возвышает в идеале), что девушку нельзя однозначно причислить к разряду сугубо положительных героев. Не кратко, со слов самого автора, но еще не разумно. Ситуация вынуждает ее выступать в роли Лгуни, лгать отцу и скрывать свои чувства к человеку, которого он считает недостойным своей руки. Юная семнадцатилетняя очаровашка, у нее достаточно воли, чтобы иметь собственные взгляды на вещи, порой полностью противоречащие ее окружению.
Если для отца Софьи, Фамомова, мнение общества превыше всего, то сама девушка позволяет себе пренебрежительно отзываться об оценках со стороны посторонних лиц. Иногда кажется, что главной характеристикой Софьи в комедии «Горе от ума» является стремление к свободе от навязанной воли, страсть к иной, самостоятельной жизни и наивная чистота помыслов. Как и всякая юная девушка, она хочет любви и преданности достойному человеку, которого видит в секретарше своего отца, тишины. Создав в воображении идеальный образ возлюбленного, она не замечает несоответствия их фантазий действительности. Не хочет замечать чувств Александра Чацкого, любимых в ней и разделяющих многие близкие ее духу стремления. Тот, кто на фоне ее окружения, отца, полковника Скалозуба, Молчалина и прочих — может показаться глотком чистого воздуха во время удушья.
Фамусовское общество
Любовь к тишине — тоже своего рода характеристика Софии. «Горе от ума» показывает ему некоего антипода главного героя — Чацкого. Тихий, скромный, молчаливый мужчина «сама на уме». Но в ее глазах он выглядит как романтический герой. Страстная натура девушки помогает ей убедить себя в исключительности этого бездарного человека. В то же время Чацкий, воплощающий в себе дух свободы, честности, прямоту и неприятие старых нравов общества и их приверженцев, кажется диванно грубым и злым.
Сергей Юрский в роли Чацкого, Татьяна Доронина в роли Софьи
Девушка не понимает, что сама во многом похожа на него. Она также не заботится о мнении толпы, позволяет себе быть непосредственным, не сдерживать чувств в угоду обществу и проявлять свои душевные порывы на глазах у посторонних. Некоторая уверенность в правильности своих поступков и чувств — еще одна характеристика Софьи. «Горе от ума» еще не раскрывает всего характера героини (даже А. С. Пушкин высказывал мнение, что образ выписан «неясно»). Обладая живым умом и возвышенной природой, София не имеет достаточной стойкости в верованиях и силы духа их защищать.
Гончаров рассматривал образы Софьи Фамусовой и Пушкиной Татьяны Лариной во многом. Указана характеристика Софьи («Гора от ума») и Татьяны («Евгений Онегин»), в дурмане любви забывающих обо всем на свете и блуждающих по дому, словно в приступе лунатизма. Обе героини готовы открыть свои чувства с детской простотой и непосредственностью.
По ходу пьесы «Гора с ума» характеристика Софьи в глазах читателя меняется. Из наивной и паиньки та превращается в клеветницу и человека, готового ради поверхностной энергичности разрушить авторитет Чацкого в глазах знакомых. Таким образом, она теряет свое уважение и разрушает теплые чувства. Наказание ей – неверность Молчалина и позор в глазах общества.
Альтернативой 2-х летним высшим литературным курсам и литературному институту имени Горького в Москве, где 5-ти или 6-ти летним, заочно, является Школа писательского мастерства Лихачева. В нашей школе основам навыков письма целенаправленно и практически обучают всего 6-9 месяцев, а по желанию ученика — и меньше. Приходите: я трачу лишь немного денег, приобретаю современные навыки письма и получаю ощутимые скидки на редактирование ваших рукописей.
Преподаватели Частной школы писательского мастерства Лихачева помогут вам избежать корысти. Школа работает круглосуточно, без выходных.
Сон, который Софья рассказывает в монологе, играет важную роль в раскрытии душевных терзаний героини. Она влюблена в Молчанлина, секретаря ее отца, но Фамусы хотят выдать ее замуж за другого-богатого скалоза и даже говорят: «Кто беден, тому вам не пара». Торзанья София основана на этом. Автор показывает, насколько сильны чувства главного героя к безмолвию сквозь сон, при описании которого используются такие изобразительно-выразительные средства, как эпитеты: «Цветочный луг», «Темная комната», сравнение: «Бледный, как смерть, и волосы конец», риторическое восклицание: «И волосы кончаются!», «Он кричит!». Таким образом, сон играет важную роль в раскрытии душевного состояния и переживаний главного героя.
С2- В каких произведениях русской литературы Герои видят сны и как они могут относиться ко сну Софьи?
Для раскрытия внутреннего мира героев некоторые русские писатели использовали сны героев. Также, как и в комедии А.С.Грибоедова «Гора с ума», А.С. Пушкин и М. Булгаков апеллировали к мечтам к мечтам. Сон Татьяны в романе «Евгений Онегин» (А. С. Пушкин) — эпизод символический. Он помогает понять всю глубину переживания героини, ее эмоций и страхов («и Таня проснулась»). Сон Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» (М. Булгаков) также играет ключевую роль в раскрытии душевных качеств прокуратора. Видит Иешуа и идет рядом с ним и ПсОВ Бангой по лунной дороге, во сне главный герой раскаивается в казни Га-Нозри («Он пойдет на все, чтобы спасти от казни сильно провинившегося безумного сновидца «). Сны Питтия Пилата и Татьяны можно соотнести со сном Софии, они раскрывают характеры по ту сторону (внутренний мир), помогают понять эмоции и переживания героев.
C5- Почему Софья предпочла незаметное молчание блестящего чавкома?
Комедия в стихах «Горе от ума» А.С.Грибоедова, сочетающего в себе традиции классицизма и романтизма, является одним из самых ярких произведений в художественном творчестве. В основе пьесы лежит любовный конфликт, связанный с сюжетной линией Софья-Молчанин-Чацкий. Чацкий возвращается к своей возлюбленной Софье, которую не видел 3 года. Однако за время его отсутствия девушка изменилась. Она обижена на Чацкого за то, что он ее бросил, ушел и «трех слов не написал», и влюблена в секретаршу отца Молчалина.
Так почему же Софья выбрала незаметное молчание блестящего чавкома? На это есть ряд объективных и субъективных причин. К первому можно отнести долгое отсутствие Чацкого, в то время, когда Молчанин был постоянно рядом. В одной из реплик героиня высказала свое мнение по этому поводу: «Он думал о себе высоко… Охотничья одежда напала на него, ах! Если кого любить, зачем далеко уходить?». Также к объективным причинам относится и то, что Молчалина в таком обществе любить было легче, чем Чацкого. Безопасность, скромность, молчаливость, умение служить могли помочь выжить в такой среде. А ум, свобода, любое слово, сказанное вопреки препятствиям, заказывали Чацкому неудачу в фамусовом обществе. Как сказал герой: «В мире властвует тишина».
Одной из ярких субъективных причин является увлеченность Софьи романами. «От французских книг ей не до сна» (Магазов). Любовник-слуга-«Идеальный роман», как будто из французских книжек. Чацкий унижает начальника героини, тем самым вызывает ее недовольство, а после она ставит ему слух о своем сумасшествии.
Показывая любовный конфликт, автор раскрывает характерные черты персонажей (Софья, Чацкий, Молчалин). «Последние пьесы» драматичны. Выяснив правду, герои понимают свои ошибки, но становится поздно. Хоть Софья и выбрала незаметное молчание блестящего чавкома, но разочаровалась в этом выборе из-за того, что ее возлюбленный оказался негодяем.
Аналогичная информация:
- В каком случае неосновательное обогащение не возвращается и какова судебная практика по соответствующим спорам?
Отражают функциональное значение сна SFA.
Вспомните, что такое сон в литературном произведении. Показать, что чаще всего сны героев выполняют функции психологической характеристики, предвосхищают будущие события, воспринимаются как метафора жизни. Сны связаны с движением сюжета и философско-эстетическими проблемами. Отметим, что сон в литературе является и предметом описания, и художественным приемом, и особым средством познания мира.
Далее определите функциональное значение сна Софии. Убедитесь, что сон героини импровизация, он выдуманный, вымышленный. Установите, в какой именно ситуации рождается эта импровизация. Вспомните, что Маговьев едва не застал дочь наедине тихим ранним утром накануне приезда Чацкого. Поэтому в его рассказе Софья стремится отвлечь внимание отца, вызвать подозрения у его возлюбленного и т. д. В то же время она намекает на свои чувства к родившемуся в нищете, «пытаясь выяснить потенциальное отношение к этому Фамусову.
Опишите основные сновидческие образы Софии («цветочный
луг», «небеса», «темная комната», «какие-то не люди и не звери» и т. д.) и покажите, как в них отражается внутренний мир героини, ее мечты о счастье с «милым мужчиной» и осознание неизбежных препятствий на пути к их осуществлению.
Подумайте, можно ли назвать сон Софьи «пророк». Объясните, почему литературные венцы называют его сном «наоборот».
Подводя итог своим размышлениям, сделайте вывод о высоком смысловом и эстетическом значении дивана для сна.
Глоссарий:
- грустная София на горе Ума
- грустная Софья на горе Ума Анализ
- функциональное значение сна София
Другие произведения на эту тему:
- Каково функциональное значение портрета лирической героини в стихотворении Н.А. Некрасовой «Тройка»? Прежде чем перейти к ответу на вопрос задания, вспомните, какие функции выполняет портрет в…
- Каково функциональное значение природных пространственных образов в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»? Приступая к выполнению задания, помните, что в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» изображено огромное.
..
- Образ Софьи и ее роль в комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума» I. Введение Образ Софьи является одним из самых сложных в комедии Грибоедова, он…
- План противостояния Софьи Фамовскому обществу черт, сближающих Софью с Фамовским обществом трагедии Софии Выводы Фамусова в комедии А. С. Грибоедова «Гора от ума»…
- Любовный конфликт Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» строится на отношениях четырех персонажей: Софьи, Чацкого, Молчалина и Лизы. В общем, это можно описать словами…
- Софире удалось отомстить Чацкому, потому что Чацкий был от него зависим, как и много любил. Любить — это значит быть открытым и доверчивым к человеку, которому…
- Фамусова Софья Павловна — главная героиня комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова. Софья — юная девушка семнадцати лет, дочь Фамусова. Это сложно и…
И.А. Гончаров писал о комедии «Печаль от ума», что это и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно горящая, острая сатиры, «в которой дворянской Москве лет 10-20». Гончарова, каждый из главных героев комедии переживает «своего милонга Торзани», он переживает его и Софью.
Розье, воспитанная Мадам и Мадам в соответствии с Правилами Воспитания Московского Жуншэна, Софья обучалась «и танцам, и коноплям, и нежности, и вздохам». Ее вкусы и представления об окружающем мире формировались под влиянием французских сентиментальных романов. Она воображает себя с героиней романа, поэтому его плохо понимают в людях. С. отвергает любовь слишком ультра язвенного Чацкого. Не хочет стать женой глупого, грубого, но богатого рокозуба и выбрать Молчалина. Молчанин играет перед С. роль Платона в любви и, может быть, до рассвета возвышается, чтобы помолчать наедине с любимой. С. предпочитает молчание, так как находит в нем много преимуществ, необходимых «мальчишескому мужу, мужу-слуге, из брачной стаи». Ей нравится, что Молчанин застенчивый, соответственно уступчивый.
Тем временем С. Смунг и Депозит. Это дает правильные характеристики других. В Рокке она видит глупого, ограниченного солдата, которого «словами умными этого не расширить», который может рассуждать только о «францах и чинах», «О петакерсах и релизах». Она даже не представляет себя жене жены: «Я буду такой же, что для него, что в воде». В отце Софья видит сварливого старика, не церемонящегося с подчиненными и с прислугой. Да и качество Молчалина С. возвращает правильно, но, ослепленная любовью к нему, не хочет замечать его притворства..
София принадлежит женщине. Она умело отвлекает внимание отца от присутствия тишины в гостиной, в ранний утренний час. Чтобы скрыть свой обморок и испуг после падения Молчалина с коня, находит правдивые объяснения, заявляя, что очень чувствителен к чужому несчастью.. Желая наказать Чацкого за его напряжённое отношение к молчанию, именно Софья отмахивается его молва о помешательстве Чацкого. Романтичная, сентиментальная маска слетает теперь с Софии и открывает лицо раздражительной, яркой московской барышни.
Но расплата ждет обоих С., ведь ее любовный дурман исчез. Она стала свидетельницей предательства Молчалина, оскорбительно отозвавшегося о ней и флудящего с Лизой. Это удар по самолюбию С. , и вновь обнаруживается его мстительная натура. «Я вам всю правду о батюшке скажу», — решает она от досады. Это лишний раз доказывает, что ее любовь к тишине была не настоящей, а книжной, выдуманной, но эта любовь заставляет пережить его «Миллона Торзанию».
Решает необходимость постоянно уходить от Отца, что просто изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: «Что я для кого? Перед ними? Перед всей вселенной?» Софи с самого начала уже может быть на руках. Но в ее выборе столько свободы, сколько предопределения. Она выбирала и любила человека удобного: мягкого, тихого и глупого (такой оказывается…
Когда-то они были едины. Это сочетание противоречивости главного героя и выгорания хемпоев, оно дает дополнительную поливу их конфликта. Он берет на себя соответственно особую, как бы тлеющую под «станом» внешнюю фосфорную связь, посылающую их отношения. Страница на студии о разрыве между Чацким и Софьей. В таком же спокойном и идейном мнении, вслед за ФПАНЦИКОМ Гиломе, Чацкий упоминает и. ..
Задумано и сделано максимально близко к Чацкому. Критики Н. К. Пиксанов и И. А. Гончаров сравнивают Софью Фамовову с Татьяной Лариной. Чрезвычайно важно понять образ ее сна. Сон, рассказанный Софией, содержит в себе формулу ее души и своеобразную программу действий. Здесь впервые самой софией названы те черты ее личности, которые так высоко ценили гончары. Грустная София знаменательна для…
На любой час готовься, пар всех морепродуктов и Барской злости, и Барской любви. В этих рядах главное рассматривается в характере Лизы, и они соотносятся с народными пословицами о Коре Ласке. Итак, Софья и Лиза открывают первый эффект комедии «Горе от ума». Кто они? Софья — Ламшня, дочь богатого московского барина. Лиза — служанка, крепостная девушка, вывезенная из деревни. …
Действительно ли она не знает о побудительных причинах фамовского возмущения («Я не фрустрированный гнев» — 1, 19) или колебалась, что хочет скрыть что-то неладное, но находит в его оправдании удачный ход:
И я кинулась сюда со всех ног (1, 19).
И таким образом приводит Фамомова в окончательное замешательство. И тут уже нетрудно, зная привычки отца, заинтриговать его необычным сном. Остается только этот сон придумать…
«Весь эффект этого рассказа, — отмечает Б. В. Томашевский, — состоит в том, что сюжет сна выдумывается как рассказ. Отсюда ненадежная прерывистость первого куплета. Томашевский Б.Б. . Сти «сгорает от ума». стр. 221). Выделенное в отдельную строку слово «трава», очевидно, является смысловым ключом к этому монологу. Анализируя метрику начала монолога, Е. А. Майммин пишет: «В третьем куплете — одна стопа; «Недостающие» остановки по закону ритмической инерции должны как-то, хоть в какой-то мере, компенсироваться; вместо пропущенной остановки, естественно, возникает ритмическая пауза, которая предшествует
слову «трава». Но эта пауза обусловлена только метрами. Она получается очень актуальной и выразительной и по смыслу. Она соответствует внутреннему состояние Софьи: она выдумывает, она думает именно по этой причине и невольно делает паузу, она еще не знает, что она «смотрела». и темп ее речи тотчас же ускоряется. Это ускорение обусловлено психологически, оправданным в то же время и метрическим; оправданной необходимостью произносить фразовый отрезок, равный пяти шагам, в другом, более коротком «ритмическом импульсе»» (творчество. П. 82-83).
В свою очередь ритмико-психологическая мотивация этой строки подчинена смыслу рассказа. София не просто придумывает сюжет: она складывает его из отдельных «эпизодов», надеясь из комнаты грез.
Обратимся к книге, наверное, известной и Софиеву, и Фамусову: «Новый, полный и подробный сонник, означающий обширное толкование и объяснение всякого сна, и чужого сновидения, до сих пор на русском языке не случилось; с допущением старух весёлой философии, избранной из сочинений многих иностранных и в поражённых искусными мужьями, Варлаамом и Иоанном Кёнигсбергскими, находилось как бы омраченное порядком» (СПб., 1818). В этой книге мы найдем слово «трава». Оказывается не все просто — важно какая она :
«Траву зеленую видеть во сне есть признак здоровья.
Траву увядшую видеть во сне означает болезнь.
Траву скошенную, но еще не собранную видеть во сне, в По мнению некоторых, есть сон, намечающийся сеанс его смерти, ибо он растет только из земли, а не из живых тел». : какой из поворотов (радостный, печальный или трагический) этого сюжета выбрать. Сначала она пробует первое, тем более, что, как «сонник», «луга, видимые во сне, суть добрый знак, сулящий всякое благополучие».
«Темноту во сне видеть — знак того, что ожидает жалобу.
Тюрьма, видимая во сне, грозит обманом, препятствием или болезнью.
НАШИ Предки, Отец, Дед, Великий, давший нам сон, означают заботу и печаль о старых и прошедших делах.Если они во сне веселые и дружелюбные, значит, эти дела желанные для нас конец получат.Но если они угрюмые и сердитые, то надо опасаться скверных.
Видеть во сне Чудовища, каких нет в природе, означает напрасные и пустые надежды.
Нищенство со свирепыми зверями снится беднякам счастливым и благополучным, сулит им богатство и зависимость от них многих людей.