Ломоносов «Петр Великий» – анализ
Глубокое и постоянное внимание к истории, потребность сохранить для потомства деяния и труды Петра I побудили Ломоносова приступить к работе над большой героической поэмой.
Начал писать ее Ломоносов не позднее октября 1756 года, и, хотя он положил себе за правило, по словам Я. Я. Штелина, «ковать ежедневно по тридцати стихов», дело шло весьма медленно, и первая песнь была готова лишь к ноябрю 1760 года. Вышла из печати она через месяц тиражом 600 экземпляров.
Вторая песнь писалась гораздо успешнее, последовала через полгода и в июле 1761 года уже появилась в свет. Обе песни поэмы хорошо раскупались, и в августе 1761 года Канцелярия Академии наук распорядилась выпустить их вторым изданием.
Поэт подошел к делу с полным сознанием ответственности своей задачи и потратил много времени на сбор и изучение исторических источников.
Ломоносов отказался от следования классическим образцам поэмы и стал писать ее так, как подсказывали его научно-исторические воззрения, оценка роли Петра I в истории России и понимание задач и возможностей поэзии.
Прежде всего Ломоносов заявляет о своем желании описать подлинные события, изгнав все похожее на выдумку:
Хотя во след иду Виргилию, Гомеру,
Не нахожу и в них довольного примеру.
Не вымышленных петь намерен я богов,
Но истинны дела, великий труд Петров.
Ломоносов написал лишь две начальные песни поэмы (см. её краткое содержание). В первой говорится о том, что Петр I, узнав о движении шведского флота к Архангельску, с гвардией своей держит путь на север. Во время плавания по Белому морю царский корабль претерпевает сильную бурю и укрывается в Унской губе. Петр посещает Соловецкий монастырь, расположенный на острове, и в беседе с настоятелем подробно рассказывает о стрелецких бунтах. Вторая песнь посвящена последовательному описанию осады Нотебурга в октябре 1702 года.
Ломоносов стал сочинять стихи своей поэмы лишь после самого тщательного ознакомления с историческими источниками. Он писал историческое произведение, посвященное величайшему для него человеку, «каков неслыхан был от века», а потому не мог допустить ни малейшей ошибки в освещении исторических фактов, не мог отдаться игре фантазии.
Исследования показали, что при работе над поэмой Ломоносов изучил обширные рукописные материалы исторического содержания, перечень которых полностью даже не выявлен. В поэме учтены списки холмогорских и соловецких летописей, которыми владел Ломоносов, и особенно записи холмогорских духовных лиц о поездках Петра I в Архангельск в 1693, 1694 и 1702 годах. Были известны Ломоносову записки П. Н. Крекшина, в свое время популярные, но не весьма достоверные. Кроме того, Ломоносов черпал сведения из записок боярина Артамона Матвеева и ученого монаха Сильвестра Медведева, приверженца царевны Софьи, казненного Петром I. Для второй песни поэмы материалом Ломоносову послужил дневник событий, который вели секретари Петра при его ближайшем участии, – «Журнал, или Поденная записка императора Петра Великого».
Во второй песни поэмы, например описывая осаду Нотебурга (Шлиссельбурга, ныне Петрокрепости), Ломоносов точно следует заметкам журнала осады – «Поденной записки». Он говорит, что в ответ на просьбу шведов выпустить из крепости офицерских жен Петр предложил им уйти вместе с мужьями:
«Вы, вместе выступив из стен, избавьтесь муки».
С отказом зашумел из жарких тучей град,
Перуны росские и блещут и разят.
Напрасно издали противны подъезжают
Осадных выручать: ни в чем не успевают.
Готовится везде кровопролитный бой,
И остров близ врагов под нашей стал пятой.
Приемлет лествицы охотная дружина;
Перед очами их победа и кончина.
Иным летучий мост к течению готов,
Иные знака ждут меж Ладожских валов.
В этих стихах изложена хроника «Поденной записки». По поводу шведской просьбы об эвакуации жен Петр сказал: «Если изволят выехать, то изволили б и любезных супружников своих вывесть крупно с собою», на что шведы ответили артиллерийским обстрелом той батареи, где находился Петр. На следующий день, 4 октября 1702 года, была взята «неприятельская конная партия», прорывавшаяся в осажденный город. Вечером Петр занял остров, расположенный вблизи крепости, 7 октября «велено собирать охотников к приступу, которых нарочитое число записалось», 9 октября «розданы лестницы для приступу», сделан летучий мост через Неву и т. д.
Словом, стихи Ломоносова исторически точны, каждая – или почти каждая – деталь может быть подтверждена свидетельством источников.
Другие статьи о произведениях и биографии М. В. Ломоносова – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»
сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
К образу Петра Великого обращались многие творческие люди. О подвигах царя-реформатора свидетельствуют оды, романы, картины, а начиная с 20 века – и фильмы. Так же еще при жизни Петра ему начали ваять статую. А надписи к ней принадлежать знаменитому русскому ученому и литератору Михаилу Ломоносову.
В период 1743-1747 годов было написано 5 надписей «К статуе Петра Великого». Такое большое количество объясняется тем, что скульпторы колебались, ваять ли образ пешего или конного Петра Великого. В результате вышло содержательное стихотворное произведение, прославляющее знаменитого царя.
Можно предположить, что хвалебные слова Ломоносова, обращенные к Петру, были искренними, а не простым политическим заданием. Их личности во многом были сходными: крутой нрав, тяготение ко всему новому. Петр не боялся внедрять новое в общественную жизнь граждан, Михаил Ломоносов совершил немало удивительных новых открытий в области науки.
Произведение «К статуе Петра Великого» написано Ломоносовым в публицистическом жанре надписи. Поэт пишет церковно-славянским языком, желая придать своему творению торжественности и величия. Следовательно, произведение можно отнести к высокому стилю.
Михаил Ломоносов дает емкую характеристику Петру. Для поэта царь, прежде всего, — это герой, который заслужил уважение своим трудом, реальными действиями, а не теорией. Акцентируется, что Петр принял «последний чин» только ради подданных, а не ради собственной выгоды. Он не упивался властью, а «царствуя служил». Издавая законы, царь укреплял их своим личным примером.
Для автора Петр – это не просто монарх, а труженик-работник: «простер в работу руки». Важно и то, что царь способствовал развитию культуры и науки.
Ломоносов перечисляет заслуги царя: строил новый город, терпел тяготы войн, обучал свое войско стратегии; странствовал по разных землям и морям, перенимая передовой опыт, находил талантливых художников. Петр восхваляется как победитель многих отечественных и заграничных врагов. В конце первой надписи Ломоносов подытоживает, что Петр Великий – это «земное божество», которое почитает вся держава.
Вторая надпись начинается с того, что статую Петра воздвигла «Елисавета» на радость всем «россам». Но не сама статуя внушает уважение, а память о делах Петра: «град, флот, художества и войски».
Третья надпись гласит о том, что если бы металл мог передавать не только черты лица Петра, но и его душевные качества, то не было бы образа за этот лучше.
Четвертая и пятая надписи утверждают величие Петра, что даже его образ способен вселять страх во врагов.
В произведении «К статуе Петра Великого» Михаил Ломоносов восхваляет личность Петра Великого и его реформы. Образ Петра получился совершенным благодаря литературному таланту Ломоносова и его вере в царя-реформатора.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Ломоносов России: химик, царедворец, физик, поэт title={Российский Ломоносов: химик, царедворец, физик, поэт}, автор={Борис Николаевич Меншуткин}, journal={Российское обозрение}, год = {1953}, объем = {12}, страницы={61} }
- Б. Меншуткин
- Опубликовано 1953
- Философия
- Русское обозрение
Просмотр через Publisher
Ломоносов, открытие атмосферы Венеры и транзиты Венеры в восемнадцатом веке
- Дж. Пасачофф, В. Шиэн Российский академик М.В. Ломоносова из наблюдений за прохождением Венеры в 1761 г. из Петербурга. Другие наблюдатели на…
Подводная геоморфология
- А. Микаллеф, С. Крастель, А. Савини
Физика
Геологическое общество, Лондон, Мемуары
- 2021
Подводная геоморфология претерпела значительное развитие во второй половине двадцатого века, во многом благодаря достижениям в области военной техники, навигации и углеводородной промышленности,…
Михаил Ломоносов. Панегирик Государю Императору Петру Великому (1755). Английский перевод со сносками и комментариями В.Шильцева
- М.Ломоносова, В.Шильцева
Образование. Ломоносов. «Размышления о прочности и текучести тел» (1760 г.). Английский перевод и комментарии В.Шильцева
- М.Ломоносова, В.Шильцева
ст.
- 2018
Это английский перевод основополагающего труда Михаила Ломоносова с русского оригинала. Он продолжает серию английских переводов важнейших научных работ, включенных Ломоносовым в…
Атмосферные явления, происходящие от электрической силы по
- М. Ломоносова
История
- 2017
- É. Guillaume, G. Marlair, A. Delacroix, D. Drysdale
History
- 2016
- Сергей Масликов
Медицина
- 2014
- В. Шильцев
Физика
- 2014
7 Среди древних поэтов обычай, слушателей, начинать свои стихи с воззвания к богам или с восхваления героев, собравшихся среди богов, чтобы их слова приобретали больше…
Соображения о горении и огнестойкости материалов: изменение взглядов в 18 веке
Наши знания об огне быстро развивались за последние несколько десятилетий и теперь мы хорошо понимаем сложные взаимодействия между химией горения, гидродинамикой и…
«Почему не стехиометрия» против «Стехиометрия — почему бы и нет?» Часть II: GATES в контексте Redox Systems
Представлен обобщенный подход к электролитическим системам (GATES), неотъемлемой частью которого является обобщенный электронный баланс (GEB) в рамках GATES/GEB, и указана его применимость для априорной оптимизации химических анализов, проводимых с использованием окислительно-восстановительного титрования.
Ломоносов Михаил Васильевич
ОТКРЫТИЕ 1761 ГОДА ВЕНЕРЫ 3 АТМОСФЕРА0010
Русский эрудит Михаил Васильевич Ломоносов утверждал, что открыл атмосферу Венеры во время прохождения планеты по диску Солнца в 1702 году. Хотя несколько других астрономов наблюдали1… ДРЕВНЯЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УКРАИНЕ. 1: НАХОДКИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЭПОХЕ ПАЛЕОЛИТА
- Вавилова И.В., Артеменко Т.Г.
Физика
- 2014
В данной статье мы описываем некоторые археологические находки на территории современной Украины, которые, как считается, свидетельствуют о древней астрономической культуре наших предков. Эти находки датируются…
1 Петра 1:3 — Хвала Богу и Отцу нашего Господа Иисуса …
1 Петра 1:3
Благословен будь Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христос
Послание начинается здесь с благодарения Богу или приписывания Ему благословения, хвалы и славы; ибо это не означает призыв или дарование ему благословения; ни того, ни другого быть не может, ибо нет более великого, чем Он, и нельзя ничего прибавить к Его блаженству: но Бог может быть благословлен Своими творениями, когда они хорошо отзываются о Нем и о Его чудесных делах творения, промысле. и благодать; когда они приписывают ему все свои милости, духовные и мирские; воздайте ему славу за них и выразите благодарность за них в сердце, устах и жизни; и здесь подразумевается такое благословение Божие на особую и духовную милость, благодать возрождения: под «Богом» разумеется не Бог по существу, но лично рассматриваемый, даже Бог Отец, как ясно выражено: слова суть передано в арабской и эфиопской версиях без союзного падежа «и», таким образом, «благословен Бог Отец»; и если это сохранить, они могут быть переведены таким образом: «Благословен Бог и Отец»; как в (2 Коринфянам 1:3), и поэтому последнее является экзегетикой первого; хотя и то, и другое верно для Христа, но в разных смыслах; Бог есть Бог Христа, как Христос есть человек; и он Отец Христа, как Христос есть Бог; ибо, как человек, у него не было отца, и он не сын по должности, но по природе; (Который, по Своей великой милости, снова родил нас :
Быть «рожденным свыше» и, таким образом, родиться свыше, противоположно нашему первому рождению, когда мы были зачаты и сформированы во грехе, и отличается от него; и замыслил рождение духовное, святое и небесное; это означает существо, оживляемое или оживляемое; так как в духовном смысле, чтобы видеть, и слышать, и дышать после божественных вещей, и жить жизнью веры и святости; Христом, сотворенным в сердце; причащением Божеского естества и сотворением новыми людьми или новыми творениями: действующей причиной этого является Бог, а не человек, что иногда приписывается Духу, иногда Сыну, а здесь — Отец; и не человеческие дела, а его собственная добрая воля и удовольствие, его великая любовь и свободная благосклонность, его богатая благодать и обильная милость являются импульсивной или движущей причиной этого; и изобилие благодати и милосердия действительно проявляется в возрождении и обращении грешников: они возрождаются к тому,
возрождение — это благословение, за которое воздается благодарность; и если мы должны быть благодарны Богу и благословлять Его имя, потому что Он сделал нас творениями и дал нам природное существо; гораздо больше мы должны хвалить его за то, что он сделал нас новыми творениями и дал нам духовное существо.к живой надежде ;
Святые рождаются заново для благодати надежды и для славы, которую ожидает эта благодать: средства есть,
означает либо благодать надежды, насаждаемую в возрождении, а не прежде; ибо тогда и только тогда дается добрая надежда по благодати; и можно сказать, что он «живой» или «живой», поскольку он основан не на мертвых делах, а на живом Христе, на Его личности, крови и праведности; и это надежда не мертвого грешника, безжизненного лицемера и формального проповедника, имеющего имя жить и мертвого, а надежда живого верующего, действительно оживленного духом жизни от Христа; и это то, что бывает, по крайней мере иногда, при активном упражнении и делает сердце верующего веселым, бодрым и живым; и это то, что прочно и долговечно, и никогда не будет утеряно, но будет твердо храниться до конца; иначе то, на что надеются, имеет намерение, надежда, хранящаяся на небесах; блаженная надежда, возрожденные рождаются и ищут даже вечную жизнь и счастье; а сирийская версия переводит это как «в надежду на жизнь», то есть на вечную жизнь; так гласит одна из копий Стивенса.воскресением Иисуса Христа из мертвых ;
, которые могут быть связаны либо с актом повторного зачатия; ибо воскресение Христа есть фактическая причина возрождения, или возрождение происходит благодаря воскресению Христа; если бы Он не воскрес из мертвых, то никто не был бы оживлен, или оживлен, или воскрес к обновленной жизни: Его воскресение есть образец возрождения; между ними есть сходство; как его воскресение было провозглашением его сыновства, так и возрождение есть проявление усыновления; и как воскресение Христа было его первым шагом к славе, так и возрождение к вечной жизни; и то и другое совершается одной и той же всемогущей силой: или пункт может быть связан с предыдущим, «с живой надеждой»; ибо воскресение Христа является средством и закладывает прочное основание надежды, как воскресения святых из мертвых, достойной причиной, залогом и образцом которого является Христос, так и вечной славы и блаженства, ибо он воскрес для нашего оправдания, с которым неразрывно связано прославление.