Анализ стихотворения Державин Признание 7 класс
Анализ стихотворений
- Анализ стихов
- Державин
- Признание
В жизни и судьбе каждого, без исключения поэта наступает такой момент, когда он оглядываясь назад на прожитые годы подводит некий итог. Так, скажем, анализирует, что он успел, а что еще предстоит сделать. Очень часто поэты не в силах сдержать в себе все мысли, которые появляются у них в во время данного анализа, и именно поэтому на свет появляются произведения, которые чаще всего можно назвать исповедями.
Одним из таких произведений является стихотворение «Признание» знаменитого и известного поэта Державина Гавриила. Первое, что хочется сказать, так это то, что данное произведение было написано автором в 1807 году.
Нужно отметить, что все стихотворение от буквы до буквы выдержано в едином стиле, а именно в лучших традициях классицизма того времени.
Данным стихотворением поэт всем, и в первую очередь самому себе признается в том, что он так же, как и все остальные люди не является святым. Более того, автор говорит и о том, что никогда в своей жизни не умел притворяться и лгать, считая, что лучше сказать горькую правду, чем сладкую ложь.
Однако автор так же показывает и то, что жизнь и её течение вносят свои коррективы в его планы и цели, которые он сам себе устанавливал.
Несмотря на то, что данное произведение является авторским, в нём можно очень легко проследить роль патриотизма, которая так же присутствует в жизни автора. Кстати сказать, большинство русских писателей были настоящими патриотами своей страны, искренне любя Россию даже в те моменты, когда они по какой либо причине не жили в стране, находясь за границей.
В заключении хотелось бы сказать, что подобное стихотворение может написать абсолютно каждый человек, ведь каждому есть в чем признаться и что рассказать. Вот только далеко не многие решаются так откровенно рассказать практически всю историю своей жизни, ни чего не скрывая от окружающих, рассказывая даже о самых сокровенных моментах.
Решиться на это может только по-настоящему великий человек, каким собственно говоря, и был автор.
Анализ стихотворения Признание Державин
В данном произведении автор словно признаётся, исповедуется в том, как именно он воспринимает окружающий мир, как воспевает его в своих стихах. Поэт признаёт, что он лицемерит, приукрашивает, однако не гордится этим, а наоборот, стыдиться этого. Он говорит, что порой и сам падает в это лицемерие, бывает суетою света обольщён. Но на возможные понукания, нравоученья, Державин ловко и остроумно, переделывая фразу, отвечает: «… Брось мудрец на гроб мой камень, если ты не человек.
Но приступим собственно к анализу самого стиха. В данном произведении употребляется множество приёмов, средств художественно выразительности, что прекрасно отображает суть. Но, одновременно с этим, превращает «Признание» в некую загадку, которую читатель должен разгадать сам. Словно туман, красивые слова скрывают истинные чувства поэта. Многие талантливые люди того времени, да вообще в любые времена, видели и понимали истинную суть многих вещей, задумывались об устоях и нравах общества, сравнивали свои идеалы и идеалы других людей. Разумеется, никто тогда и не смел высказывать плохо о царской власти или власти вообще, но примерно в середине данного стиха вы можете услышать, почувствовать некий упрёк всему высшему свету, даже себе. И, несмотря на всё это, Г. Державин просто берёт и говорит о том, что именно он чувствует, пусть это и скрывается за эпитетами и красивыми словами.
В заключение хочу сказать, что данное произведение оставляет после прочтение некий осадок, не совсем приятный, но не плохой, но просто грустный немного и с ноткой сарказма. Ведь даже в самых высших кругах того времени были свои червоточины, порой незаметные для глаза обычного человека, но столь огромные для чутких на впечатления творческих людей. Уставший, даже в какой-то степени измученный, писатель почти выплёскивает на благодарного слушателя, читателя то, что уже не может держать в себе. Выплёскивает так, как умеет — через стихи, а точнее через один стих, «Признание».
7 класс
Картинка к стихотворению Признание
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Некрасова Ты всегда хороша несравненно
Хорошо, когда рядом есть любимая женщина. Она поможет тебе снести тягости и невзгоды жизни, и вылечит лаской душевную боль, если есть таковая. У Некрасова были любимые женщины, но наиболее примечательной можно считать
- Анализ стихотворения Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный. .. для 9 класса
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» было написано в 1936 году Александром Сергеевичем Пушкиным и представляет собой некое продолжение плодов труда
- Анализ стихотворения Пушкина К Чаадаеву 9 класс
Несомненно, венцом пушкинской поэзии можно назвать цикл стихотворений с гражданской тематикой. Именно к такому разряду принято относить одно из самых знаменитых стихотворений А. С. Пушкина «К Чаадаеву».
- Анализ стихотворения Ахматовой Я не любви твоей прошу
Из названия и первых строк стихотворения Анны Ахматовой становится ясно, что речь пойдет о личной трагедии, которую поэтесса, вероятно, пережила сама. Это произведение-обращение обманутой женщины к бывшему возлюбленному.
- Анализ стихотворения Фета Сияла ночь луной был полон сад
Уже будучи стариком, Фет понимал, какое счастье он упустил в своей жизни, погнавшись за деньгами. Воистину верно говорят, что любовь к деньгам – корень всех зол. В случае с Фетом они отняли у него любовь. И эту любовь звали Мария Лазич.
Державин
Все авторы
- Асадов
- Александрова
- Сочинения
- Анненский
- Апухтин
- Ахмадулина
- Ахматова
- Бальмонт
- Баратынский
- Барто
- Батюшков
- Блок
- Бродский
- Брюсов
- Бунин
- Вознесенский
- Гиппиус
- Гумилев
- Два отца Тыбурций и судья (по расказу Короленко)
- Державин
- Есенин
- Жуковский
- Заболоцкий
- Карамзин
- Лермонтов
- Майков
- Мандельштам
- Маяковский
- Некрасов
- Никитин
- Пастернак
- Полонский
- Пушкин
- Северянин
- Суриков
- Тургенев
- Тютчев
- Фет
- Хлебников
- Цветаева
Анализ стихотворения Державина «Признание»
admin Анализ, Державин, Признание
Гавриил Романович Державин известен как поэт, в творчестве которого нашли отражения несколько литературных направлений. Начиная как поэт-классицист, постепенно отказываясь от подражания образцам жанра, Державин обращается к человеческой индивидуальности, которая выступает на первый план в его произведениях. Так, в произведениях позднего периода, перед читателем предстает конкретный образ автора, происходит узнавание личности самого поэта.
Стихотворение «Признание» является одним из самых автобиографичных в творчестве Державина, об этом говорит и само название, и частое употребление в тексте местоимения «я». Написанное в 1807 году, произведение несет в себе итог жизни Державина, о котором он сам рассуждает, употребляя глаголы в прошедшем времени: «не умел», «любил», «думал». Лирический герой, который практически неотделим от личности самого автора, заявляет: «Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид». Для поэта было важно открыто заявлять о неправедности и неверности служащих отчизне, которые замечал: «Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, — Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг».
Державин определял себя поэтом, творящим во славу своей отчизны, неотделимым от нее, именно поэтому старался сохранить для потомков в своих произведениях образы великих правителей и полководцев: «Думал перелить в потомки Души их». В то же время, поэт тесно связан с простым народом, ему так же свойственны слабости и увлечения. Употребляя слова разговорной лексики «надуваться», «правду брякнуть», наравне со словами высокими «вельможам властным», «звуки посвящались Лиры моея царям», Державин обозначает свои эстетические принципы — внимание заслуживает и обыденный мир, индивидуальность каждого человека. Совершенно новое видение окружающего мира — вот то новшество, которое привнес в классическую литературу Державин.
Тема Бога находит отражение во многих произведениях поэтов-классицистов. Не стал исключением и Державин: « Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел, Не собой блистал я — богом; Вне себя я бога пел». Поэт находит Бога не только в реальном мире, но и в каждом человеке, видит Бога в себе самом — именно это ведет поэта на творческом пути.
Державин стоит свое произведение как доверительную беседу, рассуждая с невидимыми собеседниками о том, что он собой представляет, признается в своих помыслах и желаниях, объясняя некоторые спорные моменты. Рассуждая о сделанном на протяжении жизни, поэт говорит: «Падал я, вставал в мой век». Действительно, поэт прожил сложную жизнь, которая была полна различными трудностями и радостями — назначениями на высокие посты, бурными спорами с властями. Жизнь поэта была достаточно сложной. Но всегда Державин находил в себе силы двигаться дальше. Ведь сила духа, которую он восхвалял в своих одических произведениях, посвященных героям отчизны, всегда присутствовала и в нем самом. В моменты же сомнений, когда красота и суета пленили поэта, он понимает, что ничто человеческое ему не чуждо — хоть он и поэт, творец, в то же время он обычный смертный: «
Постепенно проявляющийся в текстах Державина образ автора, наконец, находит конкретное воплощение в стихотворении «Признание». Расширив тем самым границы классицизма, поэт обращается к личным характеристикам человека, находя в окружающих индивидуальность и особенность. Поэтому так искренне поэт рассуждает о том, что любит, чего хотел добиться, ради чего он творил. Ценным для Державина всегда были обычные человеческие качества, такие как ум, честность, порядочность, доброта «Ум и сердце человечье Были гением моим». Таким он и хотел быть для современников и потомков, которые смогут узнать его через его творчество.
Поиск для:
О нас | Poetry Foundation
Основанный в Чикаго Гарриет Монро в 1912 году, Poetry является старейшим ежемесячным изданием стихов в англоязычном мире. Политика «Открытых дверей» Гарриет Монро, изложенная в первом томе журнала, остается наиболее кратким изложением миссии Poetry : печатать лучшие стихи, написанные сегодня, в любом стиле, жанре или подходе. Журнал рано зарекомендовал себя, опубликовав первые важные стихи Т.С. Элиота, Эзры Паунда, Марианны Мур, Уоллеса Стивенса, Х.Д., Уильяма Карлоса Уильямса, Карла Сандберга и других ныне классических авторов. В последующие десятилетия он представил — часто впервые — произведения практически всех значительных поэтов 20-го и 21-го веков. Поэзия всегда была независимой, не связанной ни с каким институтом или университетом, ни с каким-либо отдельным поэтическим или критическим движением или эстетической школой. Он продолжает печатать основных англоязычных поэтов, представляя новые таланты во всем их многообразии. В последние годы более трети авторов, публикуемых в журнале, были впервые публикующимися писателями. В среднем журнал получает более 150 000 материалов в год со всего мира.
Просмотреть текущий выпуск
Подписка на журнал Poetry
Фонд Poetry Foundation проводит обширный график бесплатных живых мероприятий в течение года. Мероприятия, начиная от поэтических чтений и заканчивая постановками пьес и концертами, также включали сотрудничество с художниками, открытие выставок, музыкальные и другие представления. Ознакомьтесь с нашим текущим расписанием мероприятий.
Бесплатный и открытый для всех Фонд поэзии трижды в год представляет увлекательные многогранные выставки, объединяющие изобразительное искусство и письменное слово. Населите поэзию с помощью архивных экспозиций, которые определяют местонахождение начинающих и признанных поэтов в визуальном и тактильном материале их времени.
ЦИФРОВЫЕ ПРОГРАММЫPoetry Foundation использует новейшие технологии для охвата и привлечения широкой аудитории к поэзии. Через свой отмеченный наградами веб-сайт, мобильные приложения и социальные сети Фонд стремится привлечь новых читателей поэзии, обслуживать существующих поклонников поэзии и поддерживать инициативы и программы Фонда.
Национальный фонд искусств и Фонд поэзии сотрудничают с государственными учреждениями США в области искусства для поддержки конкурса Poetry Out Loud, который поощряет молодежь страны узнавать о великой поэзии посредством запоминания и декламации. Эта программа помогает старшеклассникам овладеть навыками публичных выступлений, развить уверенность в себе и узнать о своем литературном наследии.
Благодаря активному партнерству и спонсорству Фонд работает над тем, чтобы донести поэзию до максимально широкой аудитории и поднять ее на более заметное и влиятельное место в американской культуре. Фонд поэзии помогает поддерживать более широкое присутствие поэзии в каждом из основных медиа-каналов: печати, радио, телевидении, кино и новых медиа.
Премия Pegasus Awards Фонда поэзии — это семейство призов, которые служат для выявления и признания того, что является лучшим в поэзии. Они также напрямую поддерживают и вознаграждают поэтов. Ежегодная премия Рут Лилли в области поэзии присуждается живому американскому поэту, чьи жизненные достижения заслуживают исключительного признания. Поэтические стипендии Рут Лилли и Дороти Сарджент Розенберг ежегодно присуждаются молодым американским поэтам, чтобы поддержать их на ранних этапах их карьеры. Лауреат детского поэта или лауреат молодежного поэта назначается каждые два года в честь творчества живого американского поэта, который пишет исключительные стихи для юных читателей. Другие награды вручаются время от времени по мере необходимости.
Библиотека Фонда Поэзии — единственная на Среднем Западе библиотека, посвященная поэзии. Посетители библиотеки могут просматривать коллекцию из 30 000 томов, прослушивать аудио- и видеозаписи в частных кабинах для прослушивания и просматривать выставки материалов, связанных с поэзией. Помимо предоставления публичного доступа к своим коллекциям в виде читального зала, в библиотеке проводятся интерактивные программы, чтобы вдохновить более широкую читательскую аудиторию на поэзию среди людей всех возрастов. Узнайте больше об использовании библиотеки.
НАДЗОР И УПРАВЛЕНИЕ
Poetry Foundation является организацией 501(c)(3). Узнайте больше о финансовой информации Poetry Foundation.
Державины правители и судьи главные герои.
правители и судьи. Художественное своеобразие стихаВсегда стремится быть в гуще событий, касающихся судеб страны и народа. Многие поэты посвящают стихи своей родине, восхваляют или упрекают власть, высказывают свое мнение о каких-либо событиях. В конце 18 — начале 19 вв.ХХ века власть в России совершенно перестала понимать людей, и такое отношение к людям не могло не отразиться на творчестве многих поэтов. Фаворит императрицы Екатерины II тоже не мог остаться в стороне. Поэт отличался горячим и справедливым характером, поэтому его возмущало беззаконие, творившееся вокруг него.
Вызов самодержавию и беззаконию
Анализ «Владык и судей» показывает, насколько непривычным для того времени было спорить с властями, демонстрировать свое неповиновение. С первых строк произведения становится понятно, что так дальше жить нельзя, даже Богу не под силу смотреть на земных правителей. Автор считает, что цари должны помогать вдовам, сиротам и прочим несчастным, но они лишь слышат и защищают сильных. Родину трясет от подлости, но чиновники этого не видят.
Анализ «Владыки и судьи» говорит о том, что Гавриил Романович хотел раскрыть все пороки власти. Для русского народа монархия, равнодушная к жизни простых людей, — настоящая трагедия. Короли не похожи на богов ни в своих поступках, ни в своей жизни. В конце поэмы поэт разуверился в том, что все можно исправить, вразумив монархов, ведь понятия честь и совесть не знакомы правителям и судьям. показывает: поэт убежден, что спасти Россию может только суд Божий.
Художественное своеобразие стиха
Анализ «Властителей и судей» позволяет понять, каким новатором был Гавриил Державин. В его время большинство лириков писали стихи для определенных слоев общества. Простые люди не понимали возвышенных и пафосных речей, поэтому Гавриил Романович решил немного упростить язык и добавить в свои стихи то, что понятно большинству людей. Сам автор назвал произведение «Властителям и судьям» гневной одой. Он взял за основу библейский текст – Псалом 81.
Поэт создал торжественный стиль с помощью обращений, вопросов, обилия славянизмов. Анализ «Владык и судей» показывает, что автору удалось добиться ораторского звучания. В своей оде поэт выразил горечь от испорченности современного мира, он старался пробудить в читателе не только гнев, но и желание очиститься и изменить жизнь к лучшему.
Смысл поэмы «Владыки и судьи»
Державин (анализ показывает, что никакого революционного импульса автор в свое произведение не вкладывал) был монархистом по своим убеждениям и очень хорошо относился к императрице Екатерине II . Даже при написании оды «Владыкам и судьям» он не выступил против правительницы, ибо был убежден в ее добродетели. В царящем в стране беззаконии виноваты чиновники, окружавшие императрицу, — именно об этом хотел ее предупредить Гавриил Романович. Несмотря на это, многие восприняли стихотворение как призыв к смене власти. Тенденция была продолжена в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов XIX в. век.
Поэт Державин написал поэму «Властителям и судьям» в 1780 году. В то время он работал военным чиновником в губерниях и часто сталкивался с несправедливостью по отношению к простым людям. Это произведение — крик отчаявшегося человека, чье сердце болит от сострадания к угнетенным, слабым, бесправным. И в то же время никакого выхода из этой ситуации автор не видит, кроме суда Всевышнего Бога.
Надо отметить, что Державин с большим уважением относился к царской семье, считая, что все беды исходят не от правителя, а от тех, кто наделен властью судить и определять судьбы простых людей.
Именно им автор посвящает гневные строки от имени самого Бога. Он перечисляет их обязанности — вершить справедливый суд, защищать невиновных, наказывать виновных. Но «земные боги» этого не делают. Они творят зло, их глаза закрыты взятками, и беззакония, которые они совершают, сотрясают землю и достигают небес.
Во второй части стихотворения поэт напоминает всем нечестивым, что богатые так же смертны, как и бедные, что и они умрут в свое время. Дальше их ждет Божий суд, но люди не думают об этом и продолжают творить злые дела. И сам автор не видит выхода из этой ситуации, она кажется ему совершенно безнадежной. По мнению Державина, только Господь способен установить в России справедливость, простые люди с этим не справляются. И поэт призывает Бога прийти, наказать всех виновных и владычествовать над всей землей.
Стихотворение носит обличительный характер, сам автор назвал его «гневной одой». Гавриил Державин был одним из первых поэтов, не побоявшихся открыто осудить беззаконие и злоупотребление властью. В 1780 году стихотворение не было опубликовано, так как цензура его не пропустила. Лишь спустя 8 лет произведение все-таки увидело свет, и едва не стало причиной опалы поэта. Ода вызвала недовольство и гнев тех, кому она посвящена. В те времена не принято было осуждать власть имущих, это была первая попытка, но ее поддержали поэты следующего века, посвятившие этой теме свои лучшие произведения.
Разбор поэмы Владыкам и Судиям Державинским
Гавриил Державин написал оду к «Владыкам и Судиям» в 1787 году. Будучи государственным деятелем, он смог прочувствовать на себе всю несправедливость и гнев того общества. Самостоятельная борьба Державина с нарушениями закона и пресечение преступной деятельности высших слоев общества не принесла никаких плодов. Тогда поэт решил написать оду на тему 81-го псалма.
Вся суть ее заключалась в том, чтобы обратиться к Богу, через праведные песнопения.
Первое произведение поэта на эту тему так и не было опубликовано из-за того, что редакция не разрешила издание псалма Державина. Издательство «Санкт-Петербургский вестник» посчитало оду слишком пафосной и гневной.
Тем не менее, Гавриилу Державину удалось опубликовать свою переработанную поэму спустя пять лет. Сменив название на «Владыки и судьи», новое творение поэта поступает в издательство.
Писатель находит свои мысли и чувства в библейских сказках, которые он превозносит в поэму в переработанной форме. Несправедливость, гнев, человеческие пороки, угнетение слабых, гнев, власть и нарушение законов — все эти темы поглощает ода «Владыкам и судьям».
Державин разражается гневной тирадой о несоблюдении этих законов в реальной жизни. В этих строках стихотворения раскрывается вся несправедливость по отношению к слабым и их угнетение.
Но, по мнению писателя, наказание правителей за несправедливость и пренебрежение своими обязанностями неизбежно:
И ты так упадешь.
Как увядший лист падает с деревьев!
Этот отрывок стихотворения буквально пропитан гневом Державина к власть имущим, которые закрывают глаза на все нарушения законов и поощряют их.
В последних строках оды писатель показывает свою веру в справедливость и светлое будущее, исходя из чего, можно сказать, что добро обязательно победит зло и несправедливость.
Основная тема, которую Гавриил Державин поднимает в стихотворении «Властителям и судьям», остается значимой и по сей день. «Хитрые» правители, действия которых наполнены гневом, несправедливостью и пороками, во все времена остаются одной из главных проблем общества. Но, по мнению писателя, обязательно наступит день, когда справедливость восторжествует и победит зло.
Анализ стихотворения Правителям и Судьям по плану
Возможно Вам будет интересно
- Анализ стихотворения Слушайте Есенина поганое сердце
Противоречивость личности Есенина станет ясна, если изучить его творчество более-менее подробно. В своих различных ипостасях поэт показывает грани внутреннего мира, условно градуированные от набожного странника
- Анализ стихотворения Июль — венец лета Твардовского
Произведение относится к лирическому творчеству поэта и основной темой стихотворения считает безвозвратный уход летнего периода года.
- Анализ стихотворения Мой путь Есенина
Это длинное стихотворение состоит из трех частей, каждая из которых рассказывает об одном периоде жизни Есенина. Произведение представляет собой философское воспоминание. Написано перед важным этапом, с пониманием того, что молодость прошла
- Анализ стихотворения Листопад Бунин
Основная тема произведения – пейзажная лирика, представленная в поэме в описании осеннего природного пейзажа, сочетающаяся с философскими размышлениями автора о человеческом смысле жизни.
- Разбор стихотворения Тургенева «Воробей» 7 класс
Это белый стих Тургенева о великом мужестве маленького воробья. Сначала автор описывает ситуацию. Иван Сергеевич, известный любитель охоты и путешествий, возвращался домой
История создания. Необычайно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе и в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений едва не стало причиной изгнания и позора. Это была ода Правителям и Судьям, написанная в 1787 году, которую автор назвал «огневой одой».
Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушались законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не увенчалась успехом: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избежали заслуженного наказания. Но в то же время поэт свято верил, что сама Екатерина — добродетельный монарх, окруженный злыми сановниками. Обида и гнев требовали выхода. И тогда поэт решил написать переложение 81-го псалма — так в древности называли библейские гимны, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.
Тема этого псалма оказалась созвучна духу времени. Неслучайно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая негодование по поводу казненного впоследствии короля Людовика XVI.
Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал за несколько лет до его публикации. Он передал стихотворение в «Санкт-Петербургский вестник». Но издатели, испугавшись, «вырезали его из уже напечатанной книги журнала. В новой редакции, написанной пятью годами позже, поэт даже усилил обвинительный пафос стихотворения. Ему удалось добиться его публикации. прежнее название — «Псалом 81» — и печатное произведение под собственным заглавием «К господам и судьям».
Основные темы и идеи. Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с жизнью современного поэту Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он находит в ветхозаветной истории:
Доколе, реки, как долго ли будешь ты
щадить неправедных и злых?
Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других;
Долг твой: охранять законы,
Не смотреть в лица сильных,
Не оставлять сирот и вдов без помощи, без защиты.
Ваша обязанность: уберечь невинных от бед, дать защиту несчастным;
От сильных защитить бессильных,
Вырвать бедных из их оков.
Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона со стороны тех, кто у власти, которые должны в первую очередь следить за соблюдением законов:
Не внимать! Они видят и не знают!
Волосы покрыты взятками:
Злодеяния сотрясают землю
Ложь сотрясает небо.
Вот почему голос поэта-обличителя «неправедных и злых» звучит так гневно. Он утверждает неотвратимость наказания для тех «злых» правителей, которые не повинуются высшему закону правды и справедливости, — в этом главная мысль и главная мысль оды Державина:
Так и упадешь.
Как увядший лист падает с деревьев!
И ты умрешь вот так
Как умрет твой последний раб!
Неудивительно, что ода «Правителям и судьям» была воспринята не только придворной средой, но даже обычно благосклонно настроенной к Державину императрицей, как революционное воззвание. Ведь речь идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неизбежно ждет гнев Божий и падение. Поэт стремится предупредить об этом императрицу, в добродетель которой он продолжал верить. В противном случае такие «правители и судьи», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно будут заменены теми, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
Воскреси, Боже! Бог прав!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи злых
И будь единым царем земли!
Художественное своеобразие. Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение уже привычных для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему. Рассуждения о лирике, или об оде», где излагает свою теорию литературы и историю мировой лирики, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он подробно говорит о тех жанровых разновидностях оды, которые появляются в его творчестве, начиная с Фелицы. Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, то стихотворение «Владыки и судьи» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то ее следовало бы отнести к жанру духовной оды, хорошо развитому к тому времени в русской литературе — ведь в основе ее лежит библейский текст. К тому же в оде Державина лексика и многие образы действительно напоминают библейскую поэзию: в их сонме; покрытые взятками пакли; слушайте их молитву и т. д. Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, призывов: «доколе пощадишь неправедных и зло?»; «Короли! Я думал, что вы, боги, сильны…»; «Восстань, Боже! Боже Боже!» Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксические повторы: «Ваш долг: хранить законы. ..», «Ваш долг: невинных от бед спасать…»; «Не внимать !Они видят и не знают!
Все это придает стихотворению ораторское звучание, что помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, конечно, перед нами не столько духовное, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить озлобленность автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос поэмы, которая должна пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.
Стоимость работы. Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционного смысла, он был монархистом по своим политическим убеждениям, и столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» воспринимался многими как политическое воззвание. Автор «Фелицы», восхваляющий «добродетели» императрицы и искренне верящий в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судьям» предстал в совершенно новом обличье: он стал гневным обличителем пороков государыни. правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открывших в русской литературе одну из важнейших ее тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но для современного читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедного правительства, его стремление действовать в своих, а не национальных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению , остаются актуальными и сегодня.
Всемогущий Бог воскрес, да судит
Земных богов в их воинстве;
Доколе, реки, доколе вы будете
Пощадите неправедных и злых?Твой долг: Законы соблюдать,
Не смотреть в лица сильных,
Ни помощи, ни защиты
Не оставлять сирот и вдов.Ваша обязанность — спасти невиновных от вреда.
Прикрой несчастных;
От сильных защитить бессильных,
Вырвать бедных из их оков.Не обращай внимания! видишь — и не знаешь!
Волосы покрыты взятками:
Злодеяния сотрясают землю
Ложь сотрясает небо.короля! Я думал, вы, боги, сильны,
Никто вам не судья
Но вы, как и я, страстны,
И так же смертны, как и я.И ты упадешь так
Как падает с деревьев увядший лист!
И ты умрешь вот так
Как умрет твой последний раб!Воскресни, Боже! Боже!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи злых,
И будь единым царем земли!
Анализ поэмы Державина «Властителям и судьям»
Со второй половины XVIII века русская поэзия перестала быть салонным и закулисным явлением, постепенно оказывая все большее влияние на жизнь общества. Красивые стихи, написанные в «высоком штиле», сменились обличительными произведениями, на которых впоследствии выросло не одно поколение бунтарей и революционеров. Одним из первых русских поэтов, не побоявшихся публично обличать тех, кто злоупотребляет своей властью, был Гавриил Державин. Именно ему принадлежит стихотворение «Властителям и судьям», написанное в 1780 г.
К этому времени автор оставил военную карьеру и успешно освоил должность статского советника. Параллельно с достижениями на общественно-политическом поприще Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принесли ему широкую известность сначала в салонах, а затем во дворце императрицы. На волне заигрываний с французскими республиканцами императрица Екатерина II поощряла смелые заявления и среди своих подданных. Именно по этой причине она довольно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором есть достаточно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.
Тех, кто вершит человеческие судьбы, поэт называет богами на земле и моделирует ситуацию, когда они сами предстанут перед высшим, божественным судом. Державин не считает себя высшим существом, но осмеливается говорить от имени Всевышнего, указывая соотечественникам на недопустимость тех поступков, которые он совершает. «Доколе, реки, доколе будете миловать неправедных и злых?» — спрашивает поэт.
В первой части поэмы автор рассказывает о том, что именно является обязанностью тех, кто находится у власти. Эти люди, по мнению Державина, должны «хранить законы», помогать вдовам и сиротам, «спасать невинных от беды» и защищать слабых от сильных. Кроме того, поэт озвучивает мысль о том, что необходимо «вырвать бедняков из пут», то есть, по сути, отменить крепостное право. Такое заявление еще при Екатерине II считалось проявлением вольнодумства, но благоволившая Державину императрица закрывала глаза на такую дерзость.
Вторая часть стихотворения носит обличительный характер. Автор отмечает, что люди не внимают доводам разума и уже давно живут не по Божьим заповедям, а по мирским законам. «Зверства сотрясают землю, ложь сотрясает небеса», — с горечью констатирует поэт. Обращаясь к русским царям, Державин признается, что считал их наместниками божьими на земле. Однако автор убежден, что «и ты упадешь так, как увядший лист падает с дерева! И ты умрешь так же, как умрет твой последний раб! В финале поэт призывает Всевышнего спуститься на грешную землю, чтобы судить людей. «Приди, суди, накажи злых и будь единственным царем земли!» — восклицает Державин, справедливо полагая, что без вмешательства высших сил даже самому мудрому и справедливому правителю из числа простых смертных не удается навести порядок на Руси.
Поэзия Гавриила Романовича Державина — одно из важнейших явлений русской литературы XVIII века. Весьма смелый, категоричный и свободный характер Державина выразился не только в карьере государственного деятеля, но, вероятно, даже больше — в поэзии. Одно из его стихотворений едва не стало поводом для ссылки. Это была написанная в 1780 году поэма «Властителям и судьям», которую сам писатель назвал «гневной одой».
«Властителям и судьям» — переложение 81-го псалма — так в древности называли библейские песнопения, обращенные к Богу.
Но, несомненно, содержание державинской оды, основанной на библейском тексте, было связано с современной жизнью России. Именно здесь он видит пренебрежение к справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество лжи и зла, сходство с которыми он находит в ветхозаветной истории.
Державин в своей поэме утверждает, что надо подчиняться закону высшей правды и справедливости, который един для всех. Но на самом деле он видит, что власть имущие отступают от высшего закона. Он провозглашает неотвратимость наказания для тех правителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости, — и в этом главная мысль оды Державина.
Ода «Владыкам и судьям» была воспринята как революционное восклицание не только всем придворным обществом, но и самой императрицей.
Потому что сказано, что греховная сила не может быть признана божественной, а значит, ее ждет гнев Божий и падение. На смену таким «правителям и судьям» обязательно придут те, кто будет следовать добру и справедливости.
Интересен факт, что во время Французской революции в Париже этот самый 81-й псалом, лежащий в основе поэмы Державина, был перефразирован революционерами-якобинцами, и люди распевали его на улицах города, тем самым выказывая свое возмущение. Так в творчестве Державина воедино соединились библейская мудрость, история Европы и современность России.