[Пятничное] Все мы немного Сизиф / Хабр
Все знают про Сизифа. Если кто не знает — тому сейчас должно быть стыдно. Сизиф это персонаж греческой мифологии, и в силу этой своей особо узкой специализации, мог бы остаться известным лишь среди гуманитариев и эрудитов. Но это не так. Поднялся он на хайпе — “Сизифов труд” устойчивое словосочетание, обозначающее попытки человека с хорошим техническим образованием, заработать себе на хорошую же жизнь. За бугром Сизиф, по видимому, получил известность за умелую демонстрацию хорошо развитого тела вообще, и мускулистых ягодиц в частности. Писали его самые именитые художники. И писали часто, помногу и с удовольствием.
В принципе, жизненные трудности Сизифа все знают — он толкает камень аки Джамшут, но (бешельме) перед вершиной горы камень скатывается вниз. И Сизиф снова толкает его наверх. А вот за что мужику выпало такое наказание, мне например пришлось «гуглить в яндексе».
Я уже несколько лет пишу постики на исторические темы, и в нагугленных кратких пересказах сразу почувствовал недосказанность.
В разных словарях есть примерно следующее: “Сизиф за коварство и обманы был осужден в Аиде вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигая вершины, скатывался вниз, и всю работу приходилось начинать заново.”
Я просто не смог пройти мимо этой истории, и не покопаться в подробностях.
Но, сев за пыльные сканы древних статей (и пугающих своим зловещим официозом диссертаций) я уже привычно обнаружил, что все не так однозначно.
Во первых, как всегда — мифология у древних греков была так себе поставлена. Никаких тебе Вселенских Соборов, апокрифов, каждый верил в что хотел. Отсюда — довольно различные интерпретации мифа от региона к региону. Хороший пример — Диомед. Есть минимум три варианта его кончины — от стал богом, до умер. Общепринятый вариант — уплыл в Италию и основал город. При этом, однако, все основные события биографии Диомеда, во всех вариантах примерно одинаковые — богов копьецом, подлец, тыкал. Это все видели. И из под Трои домой доплыл без приключений.
Вернемся к Сизифу. Есть мнение что Сизиф был наказан за гопстоп, за “разглашение намерения богов”, и наконец основная, — выдал Азопу, куда Зевс спрятал похищенную им дочь Азопа Эгину.
Но все это не так интересно, мы заглядываем в самый хвост мифа. Давайте развернем его, и посмотрим прямо в его причудливые зенки. Итак, герой нашего сегодняшнего рассказа: Сизиф.
Как и в жизни, для того чтобы быть человеком успешным и выдающимся, надо прежде всего родиться в правильной семье.
И с этим Сизиф блестяще справился. Ну а дальше, в силу врожденных способностей пошло по накатанной (прямо как сейчас у 25-ти летних успешных чиновников-предпринимателей).
Из книги Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» глава «Сизиф», дает выжимку:
“Сизиф, сын бога повелителя всех ветров Эола, был основателем города Коринфа, который в древнейшие времена назывался Эфирой. Никто во всей Греции не мог равняться по коварству, хитрости и изворотливости ума с Сизифом. Сизиф благодаря своей хитрости собрал неисчислимые богатства у себя в Коринфе; далеко распространилась слава о его сокровищах. ”
Сизиф оказывается не просто голый мужик, а царь Коринфа, то есть в нашем понимании губернатор чуть ли не самого мощного региона древней Греции. Причем он не просто царь-губернатор, а первый строитель Коринфа, что как бы ставит его в ряд с Петром Первым и прочими легендарными основателями городов. До кучи он первопредок династии древних царей Коринфа, а это много значит в табеле о рангах среди пантеона героев.
Опосредственно, возвышение Коринфа, кстати, находит подтверждение и в далеких от мифологии исследованиях:
«Первое время в торговле внутри греческих колоний лидировала Эгина, жители которой были умелыми мореходами, но вскоре её потеснили Коринф и Халкида, обладавшие, в отличие от Эгины, большим числом колоний. Лишь после них первенство в морской торговле захватили Афины.»
Короче Сизиф был человеком богатым, уважаемым, сыном бога, дело ясное, отцом нации, Коринфбаши и прочая, и прочая…
Но дело происходит в лихие мифологические — посреди бела дня, на глазах у половины города, дерзкий и четкий, всенародно избранный бог, спустившийся с гор, именем Зевс Кроносович, не смог удержать своего маленького братика в тоге. И, повинуясь зову плоти, ворует с улицы красивую девку. А хера ли она не в парандже?
Этому бы даже не придали значения (у нас же не придают) но тут дело осложнилось тем, что Эгина (похищенная девушка) была дочерью Азопа.
А Азоп был вроде как бугром местного значения. Вернее рекой. В Греции было несколько рек с названием Азоп. Биография, у реки, как водится у древних греков, слегка неоднозначна: Сын Океана и Тефии; либо (по Акусилаю) Перо и Посейдона; либо Зевса и Евриномы. По флиасийцам, сын Келусы и Посейдона. Жена у него Метопа. Сыновья Исмен и Пелагонт и 20 дочерей (одна из них Эгина). По другим источникам — сыновья Пеласг и Исмен и 12 дочерей.
Короче, Азоп был рекой правильной и авторитет имел. И когда по беспределу дочуру киднепнули, начал бузотерить не по детски. Но концов найти не мог — как и в наше время, чудесным образом все смотрели в другую сторону. Хотя, в наше время, случались чудеса и почудесатее, вплоть до особо сознательных компьютерных вирусов, стирающих неправильные видеозаписи.
Зевс, тем временем, аки орел горный, унес Эгипу за море. На островок Энона, ныне известный по её имени.
Зевс вообще ничего такого не хотел, просто учил Эгину рукоделию. В процессе обучения Эгина родила от Зевса мальчика, Эака.
Азоп меж тем разошелся не на шутку. Начал угрожать перекрыть главную задвижку, чтобы все поумирали от жажды. Вот тут то и и начала проявляться подлая коварность Сизифа. Он сошелся с Азопом, и сказал, что дескать есть у него данные по тому беспредельщику. Но информация в наше время, стоит…
А вот тут внимание — Сизиф попросил у Азопа ни денег, ни молодости, и даже не дочь в жены. Очень странно — такие эгоцентрические желания просты и понятны, это основной мотив древних героев. Увидел клевую девку, отданную дракону, девка понравилась — забил дракона, забрал себе девку. Пришел править, царство в упадке соседи чудищем стращают — пришел убить чудище, увидел девку, использовал девку с помощью нитки, чудище убил девку забрал себе. Девку использовал без нитки, надоела — выбросил на скалу в море. Такие ясные, праведные помыслы, с прямо вытекающими из них поступками — практически у всех героев древних греков. Но не у Сизифа.
Коринф был сильный и красивый город, но была у него одна проблема, общая для многих городов. Проблема с чистой водой. В общем Сизиф сдал с потрохами отца людей и богов Азопу, а Азоп подсуетился с горводоканалом — в Коринфе появился бьющий из земли родник с чистой водой.
Последствия этого для Зевса, внезапно, были весьма неприятными. Подробностей в источниках почти нет — но все сходятся на том, что Зевсу пришлось от Азопа бежать! И вроде бы Олимпиец даже был ранен. Что довольно интересно — боги не только бессмертны, но и ранить их трудно. Для того чтобы серьезно и необратимо их травмировать, надо было постараться. Например Зевс использовал серп батяни-Кроноса, чтобы отрезать батяне же причиндалы. Причем, после этого серп выкинули в море — страшное оружие, после которого не зарастают раны бога. Юным богоборцам на заметку — серп был железный. Костыли, которыми прибили к скале Прометея, кстати — тоже. Сам Зевс юзал молнии, но если вспомнить махач с Атлантом — удар молнии не так эффективен, как резануть серпом по яйцам.
Психея при случае плеснула на одного небожителя горящим маслом (он её насиловал втемную, ничего необычного) так обжаренный долго лечился, но не умер. Мы миф про Психею знаем в облагороженном средневековом варианте «Красавица и Чудовище». Ну и в современных пересказах миф, как водится причесан — там сразу любовь, и с воровством и насилием все мягко и красиво, и про ранение бога там нету. Зато этот элемент остался в википедии:
“Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник и стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, поражённая красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога упала горячая капля масла, и он от боли проснулся. Оскорбленный вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей соперницей — Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее и послала уже разыскивать её Гермеса. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.”
В общем, если подытожить — есть не так много способов ранить бога — огонь, железо, молнии Зевса. И, как выяснилось, Азоп.
Сизиф провернул многоходовочку, и вроде бы как проскочил не заболев — но не тут то было. Как и всякий гордый и сильный житель гор, Зевс, получив отпор, обратился к родственникам. В этом конкретном случае — к своему братишке, Аиду.
Аид, в свою очередь, делегировал священное право мести какому то рукопашнику с мутной родословной, Танатосу. Подумать только, три тысячи лет прошло, а ничего не изменилось. Кстати, Танатоса с коллегами изображали с вполне ангельскими крылышками.
Танатос пришел мочить кАзла, но коварный, хитрый, подлый Сизиф, не хотел мочиться. В общем он соблазнил Танатоса. Не в этом смысле, а в том что накрыл поляну, загуторил за жизнь — Танатос выпил, поел, расслабился и начал получать удовольствие. Сизиф посадил его в специальное кресло, из которого выскочили обручи (железные, как вы наверно уже догадываетесь) надежно зафиксировав посланца богов. После чего Танатоса упрятали в подвал, и дальше праздник продолжили уже без него.
Люди на земле перестали умирать, отчего были счастливы и подлый Сизиф особенно. Это, разумеется, сильно не понравилось богам. За Сизифом выехали.
Выехал не кто-то а сам Арес. Арес это не просто бог войны. Арес бог кровавой резни. Стратегия, тактика, контрибуции — это к Афине. Кровь, кишки, распи…ло — это уже Арес. В общем зажатого Танатоса вызволили, и первым же клиентом освобожденного ангела смерти стал, дело ясное, Сизиф. Сизифа придушили и поволокли в АдЪ.
Но это не конец истории. Хохма в том что Сизиф таки выбрался. Уговорил жену Аида, типа дела у меня там, на верху, остались. И без взяток не обошлось, но вернулся, подлец, с того света. И давай опять бухать. Кстати назад его отпускали на пару дней. Но возвращаться после срока самоволки подлый Сизиф не стал.
Невозвращенца в этот раз забрали уже два конвоира Танат и Фанат, видимо со словами «пить не будем, хохма дважды уже не хохма».
Танат — профессия на любителя конечно. Никто его не любил, а Геракл даже однажды морду набил.
Как видите, Сизиф, конечно подлец. Но только со стороны сильных мира того. По отношению к своим людям, он прямо таки благодетель. В более полных и развернутых версиях историй о нем, это тянется красной нитью. Сизиф, конечно не Прометей, но все что в его силах, он делает для блага всех людей. Коринф богат и сыт благодаря скользкому Сизифу. Болезни, а однажды и сама смерть отступила — благодаря подлому Сизифу. Люди научились жить как люди, пользуясь благами цивилизации — с помощью коварного Сизифа.
Но каждый раз, желая сделать благо для людей, Сизиф оказывается втянут в конфликт с богами. Однако, в отличии от сотен других мифологических героев, ему удается некоторое время водить их за нос. Именно поэтому он в мифах напоказ осуждаем. И в то же время — почитаем, бережно лелеем в памяти.
Гробница Сизифа сохранилась в веках (хоть и «кочевала» с места на место), и до сих пор многие люди приносят клятвы на этом месте. Редкое достижение.
Чисто от себя добавлю — мифы древней Греции, если смотреть в первоисточник, они очень живые, яркие. Читатели в них постоянно видят отражение себя сегодняшних. Во времена Ренессанса, отношения богов между собой казались практически идентичным сложным и запутанным взаимоотношениям феодальных сеньоров и семейных кланов. Сейчас люди, опять таки, впрямую видят параллели между днем сегодняшним и древней древностью. Я и сам грешен, чего уж там. В самом деле — наряди Сизифа губернатором, а остальных ему в тон — получится история о том как чиновник подставил Верховного Кормчего за водопровод для родного райцентра. Посадят, конечно, все равно Сизифа, но он барахтался как никто.
Однако, даже посадив Сизифа в Тартар, боги столкнулись со сложной ситуацией. Было очевидно — рано или поздно Сизиф найдет новый способ сбежать. Конечно, приковать его к камню как Тантала, или привязать к горящему колесу, как Иксиона — мысль заманчивая, но кардинально проблему не решает. Впереди вечность, найдет способ и ведь сбежит, подлец.
Мудрые боги знали — самая лучшая тюрьма та, которую человек создает себе сам.
Однажды древние греки с помощью палки и такой то матери измерили расстояние от земли до луны и диаметр Земли. То есть мужиками они были умными, даром что без гугла. И эти их аллегории очень глубоки. Хоть и пугающи.
Боги дали Сизифу камень, и сказали — вкатишь его на эту гору, и все люди получат желаемое.
То есть камень — это такое всеобщее благо.
Нюанс в том — что и гора не проста. Она сделана из… А вот тут на секунду задумайтесь. Как вы думаете, из чего сделана гора? Мои варианты были — сделана из людских пороков. Неблагодарности, зависти, жадности. Сразу скажу, я ошибся.
То что я перечислил — не дает вечности. В конце концов зависть можно купировать воспитанием, неблагодарность — обучением и разъяснением, жадность — селекцией (шутка). Можно смирить гордыню, дисциплинировать свои мысли. В условиях вечности — даже это возможно. Какие ваши варианты? Из чего сделать гору, способную простоять вечность?
Ну хватит тянуть интригу.
Сизифова гора — людские потребности. Не желания, а именно потребности.
Получается фигня — вот средство — камень. Вот задача — гора. Казалось бы, раздал всем блага, и нет горы. Непонятная мораль. Неудивительно что эта деталь со временем выпала практически из всех современных пересказов — древняя блажь. Осталась, так сказать, коренная суть — камень заколдованный, скатывается.
Наученный космической мерной палкой примитивного древнего грека, я начал думать. Думать я особо не умею, получалось плохо, но тут вселенная кинула мне подсказку. На нижних двух картинках, в простой и понятной форме, разработчики искусственного интеллекта в игре Симс показали алгоритм его работы. Смысл этого ИИ в имитации человеческого поведения. Используется в алгоритме приоритет целей, и усилия, которые надо приложить для их достижения. И надо сказать, справляется он не плохо.
Как видите, это же форменная Сизифова гора. Каждый раз, оказавшись на вершине, сим видит новую вершину. Очень хороший, наглядный пример. Еще сто лет назад, половина Российской Империи требовала лишь одно — есть досыта. Сейчас удовлетворить нас ежедневной порцией хлеба и каши, уже не получится. И это хорошо. Это нормально и правильно. Сейчас наши запросы куда как выше и разнообразней, и удовлетворить их — трудно. И даже по достижению такой, архисложной цели, мы будем хотеть еще большего.
Неожиданно тонкое понимание человеческой натуры, к которому мы пришли только спустя тысячелетия, да и то, почти случайно.
Но смысл этого мифа, все же, в его герое. Там, в глубинах мрачного Тартара, хитрый, изворотливый Сизиф, каждый раз смотрит на вздымающиеся над ним крутые склоны, и ясно видит что его труд — бесконечен. Никогда он не сможет победить в этой схватке. Он не прикован к своему камню, он свободен и волен если не покинуть этот ад, то хотя бы бросить бесконечный изнурительный труд. И каждый раз, Сизиф остается. И вновь начинает штурмовать новый, еще более высокий утес, влача свой, все более и более тяжелый камень, на новую вершину.
Так же как он боролся против всего мира, против догм, против власти и устоявшегося порядка, не имея шанса на победу, вопреки очевидной бессмысленности своего дела, он вкладывает всего себя в бесполезный труд. Труд, который даст не столько ему, сколько многим другим людям, больше того, что было у них раньше.
Труд для блага всех людей.
В этом есть невероятная жертвенность. И бесконечное величие.
Конечно, как пример для подражания Сизиф не очень удачен — ассоциировать себя с простым и понятным вампиром из сумерек проще. Но в реальной жизни, если задуматься, каждый из нас — немного Сизиф. Такие грандиозные задачи как у него, понятное дело взваливать на себя было бы неправильно — мы же не сыновья бога, рыльцем не вышли. Но благо для себя и своих близких — вершина, которая нам по плечу.
Если жизнь в очередной раз нас швырнет вниз, несправедливо, незаслуженно — то возможно теперь вам, и мне, поможет знание того что там, внизу, в бесконечной тьме Тартара, выдуманный, но такой живой Сизиф, подхватит свой пошатнувшийся камень. Не даст ему упасть. И сосредоточится для нового усилия. Чтобы всем стало немного лучше. Еще немного. И еще. Это тянется уже очень давно, а будет продолжаться вечность. Но уж кто-кто, а такие как Сизиф — никогда не сдадутся.
Не будем и мы.
Легенды и мифы Древней Греции. За что был наказан Сизиф
Дорогие мои любители греческого и древнегреческого! И снова здравствуйте !!
Продолжаем разговор о смертных и героях Древней Греции (к Богам Олимпа обратимся позже).
Вот, например, Сизиф. Что вы знаете о Сизифе?
Вы с видом экспертов киваете : Ну! «сизифов труд!»
Да-да, труд малооплачиваемый, бесконечный, бесполезный, тяжелый, бес-пер-спек-тив-ный! Он самый. «Катит-катит Сизиф огромный камень в гору, обливается потом, выбивается из сил. Но когда вершина горы достигнута — камень срывается и с грохотом катится вниз. И так год за годом, столетие за столетием, вечность». (Чиновники узнают себя в описании.)
Правильно, да. Но поднимите руку, дорогие дети, кто знает что-нибудь ещё про Сизифа?! Кто он такой? И за что это его так наказали? За что ему эти силовые упражнения с камнем?? Дети, кто знает — собирает вещи, идёт домой, получает «зачёт» автоматом. Остальным рассказываю.
Был Сизиф смертным. И был Сизиф сыном Бога ветра — Эола. Правил Сизиф Коринфой — большим, прекрасным, богатым городом. Коринфа потому и была городом богатым, что Сизиф был умным, хитрым, очень предприимчивым. О его умении находить выгоду во всем, преумножать богатства и договариваться в свою пользу ходили легенды среди людей и среди богов.
Долго ли коротко ли, кхм. Пришла пора умирать. Кто сказал?! Ну, так-то обычно людям об этом сообщал бог смерти Танат. Приходил, мрачный, за человеком, душу его исторгал и уводил с собой. В подземное, стало быть, царство Аида.
Вот и к Сизифу пришёл. Танат- Сизифу: «пошли». Сизиф — Танату : «может, договоримся?» Начал в своей обычной манере торговаться, продавливать, пушить. Танат не продавливается. И тогда Сизиф его — оп! Заковал в оковы и спрятал в подвале в своём дворце!! Помните фильм «Криминальное чтиво»? Помните, как Брюса Уилиса в кладовке связанным держали, да ещё с кляпом, таким красными шариком, во рту?! Вот у Сизифа так же!!
Спрятал он бога смерти в подвале, замёл следы, радуется. ..
Но! Нет бога смерти, нет и смерти. Что-то давно никто не умирает, никого не хоронят, ни о ком не плачут. Это бы и ладно. Богам в общем-то плевать. Но никто что-то не совершает жертвоприношений. А во время пышных похорон , как правило, такое происходит!
Зевс насторожился.
Где Танат? Кто его последним видел? К кому он пошёл? Вышли на Сизифа, короче. Все. Провал. Отправил Зевс разобраться что/как бога войны Ареса. Арес освободил Таната. Тот, взбешённый, конечно, исторг душу Сизифа, увёл с собой в подземные чертоги, великого и ужасного Аида.
Все. Умер Сизиф.
Так-то так, да не так!!
Хахаха. Умер но не до конца. Когда Сизифа, что называется, пришли брать, он успел жене шепнуть: «не хорони меня, тело моё не отдавай никуда, поминки не устраивай, богам жертву не приноси»! Жена послушалась.
Дальше такое дело. Сидит в подземном своём царстве (печальном, да) Аид, рядом жена его Персефона, гости собрались, родня, там, друзья, соседи. Сидят за столом, сиротливо звенят приборами. Ждут, когда начнут жертвоприношения поступать от скорбящих граждан Коринфы. У них же, черт возьми, царь умер. Ждут- ждут. Никаких поминальных торжеств, никаких подношений, никакого ритуального шествия. Боги в шоке.
Сизиф тоже делает вид, что удивлён. Предлагает Аиду, мол, ничего не понимаю, давай, отпусти меня, я метнусь, жене скажу, чтоб уже начала барашка резать. Чо мы не люди что ли ?!?!
И Аид!! Та-дам!! Отпускает Сизифа обратно на землю разобраться. Сизиф переправляется через реку Стикс в обратном направлении. Впервые с сотворениям мира ( данный факт зафиксирован, понятно, в Книге рекордов Гинесса древней Греции) добирается до Коринфы, приходит домой, во дворец. И !!! Танцуют все!!!
Сизиф с женой гуляют. А гости Аида продолжают сидеть за столом, сиротливо жуют салфетки…
Понял Аид, что снова обманул его Сизиф. Взбесился. Отправил к Сизифу Таната, бога смерти, второй раз. Ну, в каком настроении пошёл Танат мы примерно представляем, мы помним его первый визит, плен, кляп во рту, этот красный шарик. .. Танат быстро добрался. Возник, мрачнее тучи, средь шумного бала в доме Сизифа. И повторно исторг душу этого хитрого смертного. Взял за шкирку и увел с собой в царство мертвых окончательно…
И вот уже на этот раз! Уже после того, как стало понятно, что Сизиф рецидивист и склонен к побегу, его и наказали вечным трудом. Работой без видимых , так сказать, карьерных перспектив и результатов.
Дети! Какие выводы?! Правильно, дети! Выводы шокирующие!
С «того света» вернуться можно! Раз.
Бог смерти и главный бог подземного царства удивительно наивные ребята. Два.
А вот то, что Сизиф , переправившись в обратную сторону через реку Стикс, решил остаться дома и петь с женой караоке, вместо того, чтобы ехать на поезде в плацкартном вагоне куда-то в сторону Белоруссии, к сожалению, разочаровывает.
Дети! Запомните! Всегда нужно иметь «план отступления» на случай, если сбежите от верной смерти. Отступайте в надежное место, не надо вечеринок устраивать.
Может прозвучать неожиданно, но: иногда нужно отступать, но никогда не нужно сдаваться! Дети!
Миф о Сизифе, миф о наказании Сизифа
Миф о Сизифе — один из самых известных мифов в греческой мифологии, благодаря коварству Сизифа и ожидавшему его наказанию.
Если бы ты мог обмануть смерть, ты бы стал? Большинство людей было бы. Но мало кто когда-либо обладал хитростью Сизифа , легендарного мошенника, обманувшего смерть не один раз, а дважды.
Сизиф в конечном счете заплатил высокую цену за свою хитрость: передышка, которую он получил благодаря своей хитрости, была короткой; пытки, которые он перенес в Подземном мире, были вечными.
Генеалогическое древо Сизифа
- Отец: Эол, царь Фессалии, был отцом Сизифа
- Мать: Энарете
- Брат: Салмоней
- Жена: Меропа была женой Сизифа
- , Сыновья: Глаукандры
- 6 Альмус, Орнитион, Синон
- Внук: Беллерофонт
Сизиф и семейные проблемы
Сизиф, сын Эола, родился наследником престола Фессалии в центральной Греции. Сизиф и один из его братьев, Салмоней, ненавидели друг друга, и Салмоней отобрал у него трон Фессалии.
В конце концов Сизиф станет царем, но не Фессалии. Волшебница Медея отдала Сизифу трон Эфиры, впоследствии известной как Коринф. Некоторые говорят, что Сизиф заслужил корону, основав город, который он населил людьми, выращенными из грибов. Сизиф женился на Меропе, единственной из семи Плеяд (дочерей титана Атласа и Плейоны), которая вышла замуж за смертного, а не заговорила с богами. У пары будет трое детей: Главкус, Орнитион и Синон.
Главкус унаследует трон Эфиры, но его постигнет ужасная участь. Известный наездник, Главк кормил своих кобыл человеческим мясом. Разжигая их аппетит к мясу, Главк невольно накормил их сытной едой. После поражения в гонке на колесницах его кобылы разорвали Главка на куски и съели его на месте. Спустя несколько поколений лошади в Коринфе казались необычайно пугливыми — без сомнения, их преследовал призрак Главка.
Хитрость Сизифа – Сизиф и Автолик
Сизиф, названный Гомером «самым хитрым из людей», был необычайно умен. Его изобретательность пригодилась, когда Автолик начал пасти скот рядом со стадами Сизифа.
Автолик был известным вором. Он украл бы все, до чего мог дотянуться. Но он всегда избегал обнаружения, потому что мог изменить форму или цвет всего, что украл. Рогатый скот потерял бы свои рога; коричневый скот станет белым.
Автолик неоднократно воровал скот из стада Сизифа. Сизиф заметил, что пропал скот и что стадо Автолика, казалось, увеличилось в числе, но не смог доказать никакой кражи.
Пытаясь поймать Автолика на месте преступления, Сизиф тайно пометил внутреннюю часть копыт своего скота. Одни говорят, что он написал слова «Украдено Автоликом», другие утверждают, что он написал только буквы «СС». Более позднее обнаружение его метки на коровах в стаде Автолика доказало, что его сосед был вором.
Сизифу было недостаточно просто доказать, что Автолик вор, и вернуть его скот. Стремясь отомстить, он соблазнил Антиклею, дочь Автолика, а затем мать Одиссея. Учитывая хитрость, которую позже продемонстрировал Одиссей, многие предположили, что его отцом был Сизиф, а не муж Антиклеи Лаэрт.
Сизиф и Тиро
Это был не единственный случай, когда Сизиф использовал дочь врага, чтобы отомстить отцу. Когда он посоветовался с оракулом в Дельфах, чтобы узнать, как он может отомстить своему ненавистному брату Салмонею, он узнал, что, если у него будут дети от дочери его брата, они уничтожат своего деда.
Недолго думая, Сизиф изнасиловал свою прекрасную племянницу Тиро. Однако оракул не исполнился, потому что Тиро, узнав о пророчестве, убил обоих ее сыновей.
Сизиф обманывает богов
В свое время на Земле Сизиф убивал, насиловал и воровал. Однако особое место Сизифа в знаниях о подземном мире связано не с его жестоким обращением со своей племянницей или другими смертными, а с применением его хитрости в отношениях с богами.
Его преступления против богов начались с Зевса. Асоп — речной бог, отцом которого был Посейдон, — искал свою пропавшую дочь Эгину. Сизиф пообещал рассказать Асопу, что случилось с Эгиной, если речной бог создаст вечную весну для царства Сизифа, Коринфа. Как только Асоп создал этот бесконечный источник пресной воды, Сизиф назвал Зевса похитителем Эгины. В ярости Асоп преследовал Зевса, пока молнии бога не заставили его отступить.
Несмотря на то, что Зевс на самом деле захватил Эгину, чтобы наказать Сизифа за его предательство, Зевс послал за ним Танатоса (Смерть). И все же Сизифу удалось перехитрить Смерть. Возможно, он попросил Танатоса продемонстрировать, как работает пара наручников, а затем застегнул их на самой Смерти, или, возможно, он использовал какой-то другой трюк, чтобы заковать Смерть в тяжелые цепи.
Так или иначе, Смерть оказался узником в доме Сизифа. Когда Смерть была заперта, никто не мог умереть, какими бы ужасными ни были полученные травмы. Обезглавленные, обескровленные, смертельно раненые и измученные болезнью продолжали ходить по земле, терзаемые болью и молящие об освобождении. Наконец, война – бог Арес освободил Смерть и передал ему Сизифа.
Как Сизиф обманул Аида
Однако умному Сизифу удалось избежать своей участи. Перед тем, как спуститься в Аид, он поручил своей жене Меропе не хоронить его, не устраивать ему поминки, не совершать никаких жертвоприношений Аиду или Персефоне и не класть ему под язык монету (которой платили Харону, переправлявшему умерших для перехода через реку Стикс в подземный дом Аида).
Таким образом, Сизиф прибыл во дворец Аида непогребенным нищим. Обратившись к царице Персефоне, Сизиф сказал ей, что не имеет права там находиться. Как одного из непогребенных, у которого не было платы за проезд для Харона, он должен был быть оставлен на дальнем берегу реки Стикс. Более того, утверждал Сизиф, пренебрежение его женой похоронными церемониями и жертвоприношениями может стать плохим примером для других вдов в будущем.
Сизиф просил разрешения вернуться на поверхность земли всего на три дня. Это короткое время позволит ему устроить свои похороны, наказать жену за пренебрежение своими обязанностями и научить ее уважению к владыкам Подземного мира. Персефона поддалась его мольбам и отпустила Сизифа домой. Сизиф, конечно, не собирался возвращаться в мир тьмы. Он нарушил свое обещание снова спуститься через три дня. Действительно, он прожил еще много лет, пока старость не забрала его наконец.
Наказание Сизифа
За оскорбления, нанесенные Зевсу и Аиду, Сизиф был приговорен к вечному наказанию в Тартаре, самой нижней части Подземного мира.
Царь Коринфа всегда будет катить массивный валун на вершину крутого холма. Но его усилия всегда были напрасны, потому что всякий раз, когда Сизиф приближался к вершине, скала снова катилась вниз. Таким образом, Сизиф был вынужден начать свой труд заново.
Миф о Сизифе: Жестокий царь получает вечное наказание за то, что раздражает Зевса
Обновлено 23 января, 2021 — 03:05 dhwty
Обреченный вечно катить огромный валун вверх по крутому склону, Сизиф — персонаж греческой мифологии, олицетворяющий невыполнимую задачу. В качестве наказания в греческом подземном мире каждый раз, когда Сизиф приближался к вершине холма, валун чудесным образом катился вниз, заставляя его начинать задание заново. Другими словами, Сизиф был наказан за невыполнимую задачу на всю вечность. Но что сделал Сизиф, чтобы заслужить это наказание?
Вам, любителям лингвистики, может быть интересно узнать, что история этого мифологического персонажа вдохновила на создание слова «сизифов», которое используется для описания задачи, которую невозможно выполнить.
«Сизиф» Тициана. ( Public Domain )
Кем был Сизиф?
Согласно греческой мифологии, Сизиф был основателем и первым царем Эфиры (которая, как говорят, была первоначальным названием Коринфа). Он был сыном Эола, царя Фессалии, и Энареты. Сизиф наиболее известен как чрезвычайно хитрый человек. В некоторых более поздних литературных источниках (например, после эпоса о Гомере) Сизиф считается отцом Одиссея (отцом которого традиционно считается Лаэрт), еще одним персонажем греческой мифологии, известным своей хитростью благодаря соблазнению Антиклеи.
- Непоколебимая сила Зевса, перводвигателя древнегреческих божеств
- Обольстительные сирены греческой мифологии: как герои сопротивлялись искушению
- Маски, секс, смех и слезы: захватывающая эволюция древнегреческого театра
Сизиф, по-видимому, привлек внимание богов, когда он нарушил xenia , то есть концепцию гостеприимства и щедрости, которую хозяева обязаны проявлять к гостям и путешественникам. Чтобы продемонстрировать, что он был безжалостным королем, Сизиф неоднократно убивал своих гостей, тем самым нарушая Ксению. Это не понравилось Зевсу, который отвечал за содержание Ксении. Тем не менее, Зевс решил принять меры против Сизифа только после отдельного инцидента.
Зевс. ( CC BY SA 4.0 )
Sisyphus Cheats Death
Царь богов похитил Эгину, дочь Асопа, речного бога, сына Посейдона. Сизиф пообещал открыть Асопу, что случилось с его дочерью, при условии, что для его города будет создана вечная весна. Таким образом, действие Зевса было раскрыто.
Разгневанный поступком Сизифа, Зевс приказал Танатосу, олицетворению Смерти, привести его в Преисподнюю. Когда Танатос пришел за Сизифом, он спросил его, как работают его цепи. Когда Танатос показывал королю, как работают цепи, Сизиф вместо этого быстро поймал его в собственные цепи.
Поскольку Смерть теперь была пленницей Сизифа, никто не мог умереть. В конце концов, Аресу, богу войны, пришлось вмешаться (войны перестали быть «интересными», если никто не погиб), и он освободил Танатоса. В другой версии мифа именно Аид был послан за Сизифом, хотя царь также обманул его.
Тантал и Сизиф в Аиде (ок. 1850 г.). ( Общественное достояние )
После освобождения Танатос / Аид завершил свою миссию. Однако хитрый Сизиф смог еще раз обмануть смерть. Зная, что он не сможет долго держать в плену Танатоса/Аида, он дал определенные указания своей жене Меропе, которые должны были быть выполнены, когда он будет взят в Преисподнюю. Вместо того, чтобы похоронить его должным образом, Сизиф сказал Меропе оставить его труп непогребенным и отказаться от необходимых погребальных обрядов.
- Преступление и наказание: Вечные проклятия, переданные древнегреческими богами
- Ад Тартара, древнегреческая тюрьма проклятых
- Опасные данаиды: познакомьтесь с 49 самыми кровожадными королевскими особами в греческом мифе
Однажды он был в Подземном царстве, Сизиф подошел к Персефоне и пожаловался ей на то, что его жена сделала с его телом. Он попросил отправить его обратно в царство живых, чтобы он мог наказать свою жену. Эта просьба была удовлетворена, и Сизиф вернулся в царство смертных.
Он дожил до глубокой старости. По другой версии, Сизиф действительно ругал свою жену за ее небрежность. Но поскольку он отказался вернуться в Подземный мир, Гермес затащил его туда.
Преступник Сизиф осужден вечно катить камень в гору в Стране Мертвых. По обе стороны от него сидят боги Аид и Персефона, один держит снопы пшеницы, другой — царский скипетр. (Кэрол Раддато/ CC BY SA 2.0 )
Зевс мстит Сизифу
Оказавшись в Подземном мире, Зевс может отомстить Сизифу. Чтобы наказать царя и отговорить других людей от мысли, что они тоже могут выставить богов дураками, Зевс применил довольно странное наказание. Сизифа заставили катить большой валун на крутой холм.
Каждый раз, когда Сизиф близок к выполнению своей задачи; однако камень волшебным образом скатывается сам по себе, и ему приходится начинать все сначала, что делает невозможным его освобождение от этого наказания.
«Сизиф» Антонио Занки. ( Общественное достояние )
Какова мораль истории Сизифа?
Вечная природа тщетной задачи Сизифа, безусловно, является ужасным наказанием. Тем не менее, в наши дни некоторые люди заняли интересную точку зрения на значение мифа о Сизифе.
Вместо того, чтобы рассматривать бесконечное наказание за катание скалы в гору как доказательство того, что мстительный Зевс одержал победу над жестоким царем, некоторые люди интерпретировали этот миф как напоминание о необходимости упорства перед лицом ценной, но, казалось бы, непреодолимой задача. В то время как Сизиф, возможно, заслужил свое наказание, есть люди, которые считают, что, когда проблемы рассматриваются не как наказание, а как факт жизни, нужно встречать трудности, усердно работать и никогда не сдаваться. В отличие от истории Сизифа, те, кто приложил усилия, получат результат.
Верхнее изображение: знаменитое наказание Сизифа в греческом мифе. Источник: Matiasdelcarmine /Adobe Stock
от Wu Mingren
Обновлен 22 января 2021 года.
Ссылки
Греческий миф и греческий миф и греческий миф.
Доступно по адресу: https://www.greekmyths-greekmythology.com/the-myth-of-sisyphus/
GreekMythology.com, 2017. Сизиф. [В сети]
Доступно по адресу: https://www.greekmythology.com/Myths/Mortals/Sisyphus/sisyphus.html
Редакторы Британской энциклопедии, 1998. Сизиф. [Онлайн]
Доступно по адресу: https://www.britannica.com/topic/Sisyphus
www.mythweb.com, 2017. Sisyphus. [В сети]
Доступно по адресу: http://www.mythweb.com/encyc/entries/sisyphus.html
Связанные статьи о древнем происхождении
26 марта, 2018 — 23:00 Ван Брайан
Легенда о Сизифе начинается с человека, который, если верить Гомеру, был одним из самых мудрых и благоразумных смертных.