Южный период творчества пушкина: Южный период А.С.Пушкина.

Молодость. Южный период. Романтические поэмы и лирика.. История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы

Молодость. Южный период. Романтические поэмы и лирика.

Пушкин оставил Петербург в сложный период своей жизни, связанный не только с неотразимыми обидами, которые ему пришлось пережить. Наступал естественный возрастной перелом – кризис перехода от юности к молодости, сопровождающийся мучительными поисками самоопределения, становления личности. Юность с ее восторженным и доверчивым принятием самых разноголосых впечатлений уходила в прошлое. И тут на помощь Пушкину пришел романтизм, устремления которого органически совпадали с внутренними потребностями поэта. Ведь в основе романтизма, как мы видели это у Жуковского, лежала идея личности. Романтизм «не только помог Пушкину стать в поэзии выразителем своего поколения, но и способствовал собственному строительству его личности» (Ю. М. Лотман). Наступает этап увлечения Пушкина поэзией Байрона. Он изучает английский язык, чтобы читать его произведения в подлиннике. И в то же время увлечение Пушкина Байроном своеобразно. Оно лишено ученичества, свойственного допушкинскому этапу в русской литературе. Пушкин относится к Байрону не как ученик, а как равноправный участник европейского литературного процесса: он не столько осваивает опыт Байрона, сколько спорит с ним.

К увлечению Байроном подталкивали Пушкина и обстоятельства его жизни. Он чувствовал себя изгнанником, разочаровавшимся во всех обольщениях петербургского света, странником, не знающим пристанища, ни к чему не желающим прикипеть душою. Он стремился только к личной независимости. И жизнь пошла ему навстречу. В лице Ивана Никитича Инзова он встретил прямодушного, умного и доброго чело» века, ни в чем не стеснявшего пушкинскую свободу и относившегося к поэту с отеческой нежностью. Вскоре по приезде Пушкин искупался в Днепре и схватил горячку. А проезжавшее через Екатеринослав знакомое семейство генерала Раевского, героя Отечественной войны, командовавшего батареей в Бородинском сражении, добилось разрешения у Инзова отпустить Пушкина лечиться на Кавказские минеральные воды.

Об этой поездке на Кавказ, а потом в Крым Пушкин писал брату Льву: «Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провел я посреди семейства почтенного Раевского. Я не видел в нем героя, славы русского войска, я в нем любил человека с ясным умом, с простой, прекрасною душою; снисходительного, почтительного друга, всегда милого, ласкового хозяина. Свидетель Екатерининского века, памятник 12 года; человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества. Старший сын его будет более нежели известен. Все его дочери – прелесть, старшая – женщина необыкновенная. Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался, – счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, – горы, сады, море; друг мой, любимая моя надежда – увидеть опять полуденный берег и семейство Раевского».

Письмо показывает, что чувства Пушкина-изгнанника далеко не исчерпываются байроническими настроениями с их разочарованностью, доходящей до «мировой скорби», до сомнений в благости Творца. Да и свойственный Байрону культ гордой личности как-то не вяжется с пушкинской любовью к теплым семейственным связям. Ясно, что байронизм, как литературное веяние, коснувшись души Пушкина, не захватит до конца ее русских глубин.

Романтические поэмы.

Романтические поэмы. К созданию романтических поэм Лермонтов приступил в юношеском возрасте, и они развиваются параллельно и в строгом соответствии с основными темами и мотивами его лирики. Это было время, когда Пушкин своими южными поэмами дал мощный толчок развитию

Борис Бурлак МОЛОДОСТЬ ЗЕМЛИ Очерк

Борис Бурлак МОЛОДОСТЬ ЗЕМЛИ Очерк Нет, не стареет наша благодатная земля. В этом легко убедиться, когда ты сам поживешь на белом свете, постранствуешь вдоволь из конца в конец и, вернувшись однажды к степному подножью заветного Урала, с удивлением оглядишься окрест,

ЮЖНЫЙ УРАЛ — САХАЛИН Стихи. Рассказы

ЮЖНЫЙ УРАЛ — САХАЛИН Стихи. Рассказы Сахалин… Дальний наш остров. Расстояние от Южно-Сахалинска до Челябинска 8700 километров, а разница во времени шесть часов. У кого не забьется сердце, если предоставится возможность побывать на этой овеянной легендами земле, увидеть

V. Советский период

V. Советский период Рожденная Октябрьской революцией, поэзия советского периода развивается в русле социалистического реализма. Она характеризуется постановкой важных общественно-политических проблем, углубленным интересом к социально-нравственным аспектам бытия, в

Осевой период (800 – 200 гг.

до н. э.)

Осевой период (800 – 200 гг. до н. э.) К VIII веку до н. э. духовный недуг охватил многие страны и регионы, но в четырех областях пророки и мудрецы независимо друг от друга приступили к поиску новых решений этой проблемы. Немецкий философ Карл Ясперс назвал этот период осевым,

Леденев А. В Романтические рассказы М. Горького 1890-х гг

Леденев А. В Романтические рассказы М. Горького 1890-х гг Творчество раннего Горького не следует сводить только к романтизму: в 1890-е гг. он создавал одновременно и романтические, и реалистические по стилю произведения (среди последних, например, рассказы «Нищенка», «Челкаш»,

Вступительное слово к фильму «Южный почтовый»

Вступительное слово к фильму «Южный почтовый» Задуманный в 1931 году, фильм «Южный почтовый» начал сниматься в 1936-м режиссером Пьером Байоном по сценарию автора. Сент-Экзюпери не ограничился написанием сценария, он вникал в каждую деталь съемок. Премьера фильма состоялась

Азамат Юлдашбаев[4] О творчестве, перерастающем молодость

Азамат Юлдашбаев[4] О творчестве, перерастающем молодость «Трудно найти черную кошку в темной комнате. Особенно если там её нет». Почему-то мне вспомнились именно эти слова Конфуция, когда председатель Правления Союза писателей Башкортостана Равиль Бикбаев поручил

10. Между небом и землей: романтические недоноски

10. Между небом и землей: романтические недоноски Вместе с показом бесприютных земных скитальцев романтическая словесность культивировала и другой, родственный им образ, движение которого было ориентировано в основном не по горизонтали, а по вертикали. Речь идет об

1.

 ЕГО СМЕРТЬ И ЕГО МОЛОДОСТЬ

1. ЕГО СМЕРТЬ И ЕГО МОЛОДОСТЬ Статья впервые опубликована в 1944 г. (Norfolk, Connecticut: New Directions). Печатается по изданию: В. Набоков. Роман, рассказы, эссе. — С.-Пб.: «Энтар», 1993 г. Сноски (кроме специально оговоренных случаев) даются по тому же изданию. — Прим.

Молодость

Молодость Романтизм, «байронизм» Пушкина не был только литературным явлением. Любопытно, что причину появления в «Бахчисарайском фонтане» вроде бы предельно романтических стихов сам Пушкин увидит именно в молодости: «Он часто в сечах роковых Подъемлет саблю — и с

3.3.5. Идентификации и проекции в радиопьесе «Молодость Гете»

3.3.5. Идентификации и проекции в радиопьесе «Молодость Гете» В Воронеже Мандельштам ищет заработка, пишет рецензии, дает литературные консультации, переводит, работает на радио. Весной 1935 года Мандельштамы начинают работу над радиопьесой «Молодость Гете»[355]. В своей

Творчество Пушкина в годы южной и михайловской ссылок

Творчество Пушкина в годы южной и михайловской ссылок.

План

  1. В южной ссылке. Пушкин и декабристы.
  2. Романтические поэмы.
  3. От романтизма к реализму.
  4. Пушкин в Михайловском. «Цыганы».

1. В южной ссылке. Пушкин и декабристы.

Путешествие на Кавказ и в Крым оставило глубокий след в творчестве Пушкина. В эту пору он знакомится с поэзией Байрона, влияние которой способствовало развитию передового романтизма в творчестве русского поэта. По дороге в Гурзуф (Крым) Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило…», открывающую ро­мантический период в его поэзии.

Если правительство, отправляя Пушкина из Петербурга, стре­милось оторвать его от вольнолюбивых кругов и настроений, то оно достигло противоположной цели. Возвратившись из путе­шествия с Раевскими, Пушкин попадает в Кишинев, в обстановку, знакомую поэту по Петербургу. В Кишиневе он встречается с арзамасцем генералом М.Ф. Орловым, знакомится с К.А. Охотниковым, членами «Союза благоденствия». В ноябре 1820 г. Пушкин был приглашен родственниками Раевских, Давыдовыми, погостить в их имении Каменка Киевской губернии. Здесь он встречает де­кабриста И.Д. Якушкина и других членов тайного общества, съе­хавшихся к В.Л. Давыдову, одному из его участников. В беседах обсуждались волнения в Семеновском полку, революционные собы­тия в Испании, Италии. «Время мое протекает между аристократи­ческими обедами и демагогическими спорами», — писал Пуш­кин из Каменки Н.И. Гнедичу 4 декабря 1820 г. Чувствуя, что он присутствует на собрании членов тайного политического общества, о существовании которого подозревал еще в Петербурге, поэт был очень взволнован. Ему хотелось стать его участником, о чем он говорил своему другу Пущину в Петербурге. В своих воспомина­ниях Якушкин, рассказывая о встрече в Каменке членов тайного общества, сообщает об одной беседе, в которой Пушкин «с жаром доказывал всю пользу, какую бы могло принести тайное общество России. Когда же спор по этому поводу свелся к шутке, поэт со слезами на глазах воскликнул: «Я никогда не был так несчастлив, как теперь, я уже видел жизнь мою облагороженною и высокую цель перед собой, и все это была только злая шутка…». В эту мину­ту он был точно прекрасен», — заключает Якушкин. Декабристы не вовлекали Пушкина в члены общества, не совсем доверяя его пылкой натуре, а главное, боясь за судьбу гениального поэта, но они широко использовали в своей пропагандистской деятельности его свободолюбивую поэзию.

В ссылке Пушкин много читает, увлекаясь вопросами филосо­фии, политики, истории. В послании «Чаадаеву» из Кишинева поэт писал:

В уединении мой своенравный гений

Познал и тихий труд, и жажду размышлений.

Владею днем моим; с порядком дружен ум;

Учусь удерживать вниманье долгих дум;

Ищу вознаградить в объятиях свободы

Мятежной младостью утраченные годы

И в просвещении стать с веком наравне.

В начале апреля 1821 г. Пушкин встречается с декабристом П. И. Пестелем. «Мы с ним имели разговор метафизический, политический, нравственный и проч., — записывает поэт в дневни­ке. — Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю…». Знакомство Пушкина с Пестелем имело несомненное влияние на развитие политического радикализма поэта. Пушкин часто посещает дом декабриста М.Ф. Орлова, где бывал Пестель и где встречались все кишиневские вольнодумцы. «Мы очень часто видим Пушкина, который приходит спорить с мужем о всевоз­можных предметах», — сообщает брату жена Орлова (Е.Н. Раев­ская) в ноябре 1821 г. Среди других тем занимает Пушкина воп­рос о возможности вечного мира между народами. По словам Е.Н. Раевской, поэт был «…убежден, что правительства, совер­шенствуясь, постепенно водворят вечный и всеобщий мир» и при­дет время, когда виновников войны люди «будут считать лишь нарушителями общественного спокойствия». Тогда же Пушкин, размышляя о возможности «вечного мира» между народами, за­писал: «Не может быть, чтобы людям со временем не стала ясна смешная жестокость войны, так же, как им стало ясно рабство, королевская власть и т. п. Они убедятся, что наше предназначе­ние — есть, пить и быть свободными».

Летом 1821 г. Пушкин сблизился с В.Ф. Раевским. Под влия­нием бесед с ним поэт задумывает политическую трагедию, а за­тем начинает поэму «Вадим» на излюбленную в декабристской поэзии тему о древнерусской вольности. Заключение Раевского в крепость, его стихотворные послания оттуда друзьям глубоко вол­новали поэта.

К концу лета 1822 г. относятся заметки Пушкина по русской истории XVIII в., в которых разоблачается реакционно-крепост­нический характер политики Екатерины П. «… Политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян, желание лучшего соединяет все состояния противу общего зла», — пи­сал Пушкин. К древнерусским преданиям обращается поэт в «Пес­ни о вещем Олеге» (1822), все глубже проникая в дух русской народности.

В начале южной ссылки поэзия Пушкина отразила подъем ре­волюционных настроений в среде декабристов. Стихи и письма кишиневского периода полны откликов и намеков, связанных с освободительным движением на Западе и политическими собы­тиями начала 20-х годов.

Смерть Наполеона в заточении в 1821 г. вызывает Пушкина на размышления («Наполеон») о судьбах свободы в Европе, о том, как подавил ее император, «смиритель свободы», сам прежде взнесенный ею. За это Наполеон поплатился изгнанием. Отсюда кон­цовка стихотворения: «И миру вечную свободу // Из мрака ссыл­ки завещал». В освобождении Европы от наполеоновского владычества поэт видит «высокий жребий» русского народа, ко­торый сам должен быть свободным.

Страстные порывы к свободе охватывали поэта. Он сравнивает свою судьбу изгнанника с судьбой римского поэта Овидия, со­сланного Августом («К Овидию»). Перед ним возникает образ уз­ника, которого зовет на свободу «орел молодой» («Узник»).

Сильно взволновало Пушкина греческое восстание весной 1821 г. С одним из главных его руководителей, Александром Ипсиланти, поэт встречался в Кишиневе. Сообщая о настроениях гре­ков, находившихся на юге России, Пушкин пишет в марте 1821 г.: «Восторг умов дошел до высочайшей степени, все мысли (гре­ков) устремлены к одному предмету — к независимости древнего отечества». Поэт переживает «прекрасные мину­ты надежды и свободы», отразившиеся в замечательных стихах о павшем герое («Гречанка верная! не плачь, — он пал героем»). Он сам мечтает принять участие в войне против Турции за нацио­нальную свободу Греции («Война»). Образы греческих вольно­любивых патриотов волнуют творческое воображение поэта. Он задумывает поэму о греческом национально-освободительном дви­жении. Впоследствии на материале своих записок и устных рас­сказов он писал повесть «Кирджали».

В южной ссылке проявились и атеистические настроения Пуш­кина. В 1821 г. он создает «нечестивую» поэму «Гавриилиада», в которой осмеивает евангельский миф о непорочном зачатии. Че­рез несколько лет «Гавриилиада», ставшая известной властям, на­влекла большие неприятности на Пушкина. Он неоднократно от­казывался от авторства. Вольнолюбивые настроения Пушкина от­разились в его южных романтических поэмах.

2. Романтические поэмы.

В южной ссылке Пушкин заканчивает начатую наКавказе поэму «Кавказский пленник» (1820—1821). Он стремился воссоздать в ней характер мо­лодого человека своего времени, уставшего от жизни, разочаро­ванного, презирающего свет, стремящегося обрести в общении с природой утраченную младость. «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами мо­лодежи 19-го века», — указывал Пушкин. Герой поэмы — «отступник света». Жизни светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, прославление которой составляет пафос поэмы. Пленник — друг природы, сторонник идеи о том,что естественное состояние человека — это его свобода и незави­симость. Вольнолюбивая идея «Кавказского пленника» выражена также и в образе черкешенки. Ее образ — воплощение любви и самопожертвования. Черкешенка жертвует собой во имя свободы любимого. Она предпочитает расстаться с пленником и погибнуть, чем видеть его в цепях.

В отличие от романтических поэм Байрона и от произведений Жуковского, «Кавказский пленник» лишен нарочитой экзотич­ности, элементов таинственности в развитии сюжета. Герой поэ­мы взят из действительности. Сам Пушкин ценил в ней изображе­ние горских нравов, по существу, мало связанное с сюжетом по­эмы. Когда через несколько лет во время путешествия в Арзрум Пушкин нашел где-то список «Кавказского пленника», он заме­тил: «Все это слабо, молодо, неполно, но многое угадано и выра­жено верно». В поэме еще нет глубокого психологичес­кого проникновения поэта в облик человека своего времени. Пуш­кин почувствовал, что его замыслу противоречит избранная им форма романтической поэмы, свободного лирического повество­вания. «Характер главного лица … — замечает он в одном из чер­новиков, — приличен более роману, нежели поэме!». Од­нако на читателей «Кавказский пленник» произвел неописуемое впе­чатление и вольнолюбивым пафосом, и новизной красок и стиля.

Сюжет второй романтической поэмы Пушкина — «Братья-раз­бойники» (1821—1822) — был прямо связан с действительным про­исшествием — побегом двух разбойников из кишиневской тюрь­мы. Для создания необходимого колорита Пушкин использует мотивы разбойничьих песен, вводит народно-бытовое просторе­чие. Поэма осталась незавершенной.

Самым значительным произведением романтического периода является поэма «Бахчисарайский фонтан» (1822—1823), навеян­ная крымскими впечатлениями Пушкина. Сюжетом поэмы послу­жило местное предание о любви хана к пленнице-христианке и ее драматической гибели. Романтическая драма возникает из столк­новения людей, выросших на почве двух различных цивилиза­ций: христианской — образ Марии (Потоцкой) и мусульманской, воплощенной в образе крымского деспота хана Гирея. «Романти­ческая тема в творчестве Пушкина получила два различных ас­пекта. С одной стороны, она приобрела героический характер в трактовке волевого образа человека, прошедшего через испыта­ния страстей… С другой стороны, лирические переживания оду­шевлялись идеей просветления, освобождения от «мучительных страстей»: это была область интимно-личных чувств, и в противо­положность мужественным образам, в которых воплощалась романтическая тема в героическом ее понимании, интимное истол­кование вело к созданию женственных образов». В этом ключе и написан «Бахчисарайский фонтан».

Пушкин хотел показать в поэме воздействие гуманной христи­анской цивилизации, воплощенной в любви, на варвара. Еще Бе­линский отметил, что замысел поэта по своему содержанию был поистине грандиозным, но для романтической поэмы он оказался слишком сложным. Драма хана Гирея и двух соперниц передана при помощи традиционных для романтизма приемов изображе­ния исключительных страстей, мелодраматических эффектов и того, что Пушкин сам называл тайной занимательности.

«Бахчисарайский фонтан» поразил читателя своим лиризмом, драматическим сюжетом, роскошью красок, элегическим образом фонтана, поэтическим изображением крымской природы, гиб­костью и музыкальностью стиха. Своей поэмой Пушкин разру­шал все привычные литературные представления, выступая под­линным новатором в искусстве слова.

Успех поэм, особенно «Кавказского пленника», был огромен. По словам Белинского, «эти поэмы читались всею грамотною Россиею; они ходили в тетрадках, переписывались девушками, охотницами до стишков, учениками на школьных скамейках, украдкою от учителя, сидельцами за прилавками магазинов и лавок. И это делалось не только в столицах, но даже и в уездных захолустьях». Поэмы Пуш­кина учили пониманию того, что такое истинная поэзия. «Кавказ­ский пленник» вызвал многочисленные подражания.

По признанию самого поэта, южные поэмы «отзываются чте­нием Байрона». Протестующая и свободолюбивая поэзия Байро­на, антифеодальная политическая направленность его романтиз­ма импонировали настроениям и взглядам ссыльного Пушкина. Однако трудно найти двух поэтов, столь противоположных по сво­ей натуре, а следовательно, и по пафосу своей поэзии, как Байрон и Пушкин, указывал еще Белинский. Пессимистический пафос байронизма противоречил оптимистическому мировоззрению Пушкина. Характерный для Байрона скептицизм, индивидуализм и бегство от действительности оказались чужды Пушкину, всегда ощущавшему живую связь с современной ему жизнью. Для Пуш­кина оказался неприемлемым и, как он выразился, «односторон­ний взгляд на мир и природу человеческую», свойственный анг­лийскому поэту. Об основном различии Байрона и Пушкина пра­вильно сказал Герцен: Пушкину «были ведомы все страдания цивилизованного человека, но он обладал верой в будущее, которой человек Запада уже лишился. Байрон, великая свободная лич­ность, человек, уединяющийся в своей независимости, все бо­лее замыкающийся в своей гордости, в своей надменной скеп­тической философии, становится все более мрачным и непри­миримым. Он не видел перед собой никакого близьсого будуще­го…». Великий русский поэт верил в будущее человечества, в вы­сокий жребий России.

3. От романтизма к реализму.

Пушкин внимательно следил за развитием русской литературы и за литературными спорами в Петер­бурге. Южные поэмы Пушкина способствовали окончательному разгрому отживающего классицизма. Но, будучи на стороне противников классицизма, поэт многое не одобряет и в творческом опыте современных ему романтиков. Пушкин крити­кует чрезмерное увлечение молодых поэтов романтической элеги­ей. «… Не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительней, чем у них обыкновенно водится. С воспоминани­ями о протекшей юности литература наша далеко вперед не про­двинется», — замечает он в подготовлявшейся им в 1822 г. критической статье. Пушкин борется за высокое идейное содер­жание русской литературы: «… Просвещение века требует важных предметов размышления для пищи умов, которые уже не могут довольствоваться блестящими играми воображения и гармонии…». Некоторых литераторов Пушкин осуждает за подража­ние иноземным писателям. «Пора ему иметь собственное вообра­женье и крепостные вымыслы», — пишет он Вяземскому о Жуковском. Критически отозвался Пушкин и о романтической прозе Бестужева. Борясь за национальную самобытность русской литературы и осуждая распространенное тогда подражание фран­цузской поэзии, «робкой и жеманной», Пушкин с воодушевлени­ем пишет: «Есть у нас свой язык, смелее! — обычаи, история, пес­ни, сказки». В ходе полемики Пушкин отстаивал «истинный ро­мантизм», который, по его мнению, состоит в следовании истине жизни. По существу, пушкинский истинный романтизм был сино­нимом реализма. Поэт вел борьбу за усиление общественной роли русской литературы, выступал против пренебрежительного отноше­ния к ней со стороны царского правительства и цензуры. В 1823 г. он пишет Вяземскому: «… пора дать вес своему мнению и заставить правительство уважать нашим голосом — презрение к русским писателям нестерпимо…». Вместе с тем на профессию пи­сателя Пушкин начинает смотреть как на моральную и даже материальную опору независимости своей и независимости литерату­ры вообще («Разговор книгопродавца с поэтом»). И в дальней­шем Пушкин вел непримиримую борьбу с самодержавием и его приспешниками за независимость литературы, против холопских традиций меценатства и придворной поэзии.

С начала 1823 г. стала спадать волна революционного и нацио­нально-освободительного движения в Западной Европе. Револю­ционные восстания в Италии, Испании были разгромлены. Все больше усиливалась общеевропейская реакция, во главе которой стояло русское самодержавие. Реакционные европейские прави­тельства, объединившиеся в Священный союз, ставили своей целью подавление всякого передового движения в Европе.

Пушкин остро переживал трагическую судьбу освободитель­ного движения на Западе. Он по-прежнему призывает «грозу, сим­вол свободы», но его лирика 1823 г. и первой половины 1824 г. («Свободы сеятель пустынный», «Демон» и др.) полна мотивов разочарования и грусти. С другой стороны, Пушкин обращается к «музе пламенной сатиры» и обрушивает ее яростный бич и на «безумцев», сказавших, что «нет свободы», и на им поверившие народы, которых не пробудил «чести клич». В работе над «Евге­нием Онегиным» поэт «захлебывается желчью», изображая пус­той и холодный свет. Он пишет эпиграммы на Воронцова, кото­рый пугал петербургских чиновников тем, что поэт может содейст­вовать распространению в Одессе «сумасбродных и опасных идей». Врагам Пушкина помог случай. В руки правительства попало пе­рехваченное полицией письмо, в котором Пушкин отрицал бес­смертие души и одобрял атеизм как систему, «… более всего прав­доподобную». Безбожие считалось государственным пре­ступлением. Александр I приказал уволить поэта со службы и отправить в новую ссылку — в глухую деревню Псковской губер­нии, под надзор полиции и церкви. Заключительным откликом жизни на юге явилось стихотворение «К морю», в котором поэт прощался с морской стихией, представлявшейся ему символом свободы, прощался с югом, романтическим этапом своей жизни.

В созданном Пушкиным образе моря нет мечтательной отвле­ченности, которая присуща стихотворению «Море» Жуковского. Конкретными деталями поэт передает «гордую красу моря», «и блеск, и шум, и говор волн». Стихотворение поражает своим тон­чайшим мастерством, в частности, «словесно-фонетической инст­рументовкой». «Уже в первых его строфах не только видишь «вол­ны голубые», блеск «гордой красы» южного моря, но и слышишь всплески его волн в выразительных, повторяющихся как рефрен звуках «ш», «щ» и «ч» («прощай», «блещешь», «прощальный час», «шум», «услышал» и т. д.), сочетающихся с заунывно-протяжными гласными «у» и «о»:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Перекличка рокочущих «р» и шипящих «ш» напоминает шум моря, однотонный, приглушаемый аккомпанементом гласных «у» и «о», выразительно передающих этот «заунывный» ропот моря.

Эта звуковая тональность проходит через все стихотворение словно отголосок морского прибоя, неизменно напоминая о его присутствии». Вслед за Жуковским Пушкин добивается мело­дичности, музыкального звучания своих стихов, достигая полного и органического слияния содержания и формы. В годы южной ссылки поэтическое мастерство Пушкина становится все совер­шеннее.

4. Пушкин в Михайловском. «Цыганы».

Жизнь Пушкина в Михайловском, естественно, не быть богата внешними событиями. Но именно в эту пору гений поэта достигает своей полной зрелости и могучей силы.

Последним произведением Пушкина романтического периода была поэма «Цыганы». Она была начата еще в Одессе в январе 1824 г., а закончена в Михайловском осенью того же года.

«Цыганы» развивают тему «Кавказского пленника». Обе поэ­мы сближает их главный герой. Подобно кавказскому пленнику, Алеко бежит из «неволи душных городов», где «просят денег да цепей», где «главы пред идолами клонят», «любви стыдятся, мыс­ли гонят, торгуют волею своей». Герой поэмы разочарован в свет­ской жизни, не удовлетворен ею. Он — «отступник света», ему кажется, что счастье он найдет в простой, патриархальной обста­новке, среди свободного народа, не подчиняющегося чуждым ему законам.

Образом Алеко Пушкин защищает свободу личности. Вместе с тем Алеко как романтический герой подвергается и критическому осмыслению. История его любви, вспыхнувшее в нем чувство ревности, убийство цыганки характеризуют героя поэмы как челове­ка эгоистического, который искал свободы от цепей, а сам пытал­ся надеть цепи неволи на другого человека: «Ты для себя лишь хочешь воли», — говорит ему старый цыган, воплощаю­щий народную мудрость. Пушкин уже перестает связывать идею свободы с романтическим героем, который оказывается сам внут­ренне несвободным, отравленным индивидуалистической психо­логией.

Настроения и искания Алеко — отголосок романтической не­удовлетворенности действительностью. Их своеобразие — в рус­соистском отрицании просвещения, цивилизации, которая не при­несла людям счастья. Но Пушкин полемизирует с Руссо, роман­тиком Шатобрианом, проводя в поэме мысль о том, что для чело­века, воспитанного «в неволе душных городов», невозможна пат­риархальная жизнь на лоне природы, он не может отказаться от того, что воспитано в нем цивилизацией. Это была очень важная идея поэмы. Пушкин ставил человека в определенную зависимость от воспитания, от самой объективной действительности. Роман­тическая свобода воли сталкивается с некоей закономерностью, против которой человек бессилен, ибо он как личность социально и исторически обусловлен. В свою очередь с утратой свободы не может примириться и Земфира, воспитанная на воле. Пушкин от­мечает, однако, иллюзорность и цыганской воли: «Но счастья нет и между вами, // Природы бедные сыны». И жизнь ста­рика цыгана, и судьба Земфиры сложились трагично.

Цыганы — «дети смиренной вольницы», Алеко воплощает в себе индивидуалистическое бунтарство. Идея различия культур и их противоречивости, воплощенная в «Бахчисарайском фонтане», проводится и в «Цыганах», но в более углубленной форме.

В поэме «Цыганы» намечается переход Пушкина к реализму: характеристика героев становится более полнокровной, более диф­ференцированной, связывается с общественной средой. Описани­ем местных нравов Пушкин мог быть доволен также в большей степени, чем в «Кавказском пленнике». В поэме более разработан сюжет и меньшую роль играет лирическая стихия. Драматизм со­четается в «Цыганах» с эпической повествовательностью. Пуш­кинский слог крепнет. «Я ничего не знаю совершеннее по слогу твоих «Цыган»», — писал поэту Жуковский.

Поэма «Цыганы» означала постепенное преодоление Пушки­ным субъективизма романтиков, романтической идеализации жиз­ни. Однако сильные стороны прогрессивного романтизма — про тест против отрицательных сторон действительности, порывы к  будущему, принцип свободы творчества, психологизм, лирический пафос — Пушкин сохранил в своем дальнейшем творческом развитии. Эти особенности романтизма органически вошли в ху­дожественный реализм Пушкина.

Литература:

Вам также может быть полезна лекция «6 Самооценка».

Пушкин А.С. Собрание сочинений (любое издание).

Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина(1826-1837) М.,1968.

Грехнев В.А. Этюды о лирике А.С. Пушкина. Нижний Новгород, 1991.

Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. Л., 1998.

Сквозников В.Д. Лирика Пушкина. М., 1975.

Фомичев А.С. Поэзия Пушкина: творческая эволюция. Л., 1986.


Пушкинских повестей в прозе: русский романтизм, русская литература…

Пушкинские повести в прозе, большей частью неоконченные, дразнят и мучают читателей и своей красотой, и тоскливым чувством «что могло бы быть», которое передает их незавершенность….

Полное собрание сказок в прозе Александра Сергеевича Пушкина, пер. Gillon R, Aitken (изображение предоставлено Goodreads)

Полное собрание сказок в прозе Александра Сергеевича Пушкина в переводе Гиллона Эйткена включает все произведения, над которыми работал Пушкин. Как и любое научное издание, оно обладает тем кропотливым чувством завершенности, которое может ощущаться как благословением, так и проклятием. Чудесно читать всю прозу, которую Пушкин пробовал в своей жизни; больно снова и снова задаваться вопросом, когда рассказы и повести обрываются слишком часто повторяющимся сообщением переводчика:

(Пушкин так и не закончил этот рассказ)

Пушкин — первый великий современный русский писатель. Его выдающийся опус «Евгений Онегин », известный даже больше как поэт, чем как прозаик, рассказывает историю, которая преследует своим предвидением: чувствительный поэт втянут в дуэль и убит из-за своей кокетливой невесты.

Сам Пушкин был убит в возрасте 37 лет на дуэли, устроенной кокетливой женой. Искусство может имитировать жизнь с катастрофическими последствиями.

Пушкин был романтиком, и его персонажи имеют общие черты с персонажами, созданными другими романтиками — на него явно повлияли Гёте и Байрон. Есть буря и натиск, есть задумчивые, страдающие тоской герои, есть эмоциональные героини, есть дикие, экзотические места. Однако Пушкин часто уравновешивает это добросердечными священниками, крестьянскими философами, спокойными, решительными родителями. Главным образом то, что отличает пушкинские сказки, — это та «прекрасная печаль», которая так русская (и решительно отличается от weltschmerz типичного романтического героя), которую преемники Пушкина Толстой, Гоголь и Тургенев освещают в своих произведениях. Это улавливание сути фатализма, который, кажется, пронизывает русскую душу, является, пожалуй, величайшим достижением Пушкина. В отличие от русских писателей до него, Пушкин неизменно дает нам почувствовать, что то, что происходит в его сказках, могло произойти только в России — с русскими. Вроде бы простая вещь – но это блестящее достижение как в художественном, так и в этническом плане. Раскрытие истины о том, что значит быть тем, кто вы есть, жить там, где вы есть, в то время, когда вы живете, – это достижение одной из великих целей в человеческом общении.

Александр Сергеевич Пушкин (изображение предоставлено Wikimedia)

Семейная история Пушкина увлекательна, и он отсылает к ней в неоконченном романе  Мавр Петра Великого . Мавр, о котором идет речь, Ибрагим, основан на собственном прадеде Пушкина по материнской линии, абиссинском принце, который прибыл в Россию в качестве заложника царя. Семь дошедших до нас глав манят нас зарождающимися политическими интригами и романом, обреченным на трудности: браком, устроенным Петром Великим между Ибрагимом и дочерью одного из знатных боярских родов.

Роман в письмах — это сатира на сентиментальные эпистолярные романы и романтических барышень, которые их читают. Вот такое прекрасное описание крестного отца эпистолярных романов, Сэмюэля Ричардсона:

Лиза: Я намерена дочитать до конца и начала с Ричардсона. Нужно жить в деревне, чтобы иметь возможность читать о столь восхваляемой Клариссе.

Саша: Спасибо… за отчет о Ричардсоне. Теперь у меня есть некоторое понимание о нем. При моем нетерпении я не могу надеяться прочитать его до конца; даже у Вальтера Скотта я нахожу количество страниц чрезмерным.

Самым полным произведением в этом сборнике является Повести покойного Ивана Петровича Белкина . Он состоит из четырех замечательных историй. Из них «Выстрел» — лучший рассказ о странных причудах дуэлей, какой только существует. «Снежная буря», любовная история с красивой концовкой, содержит в себе эту жемчужину:

Моральные банальности удивительно полезны, когда мы не можем найти в себе немного, чтобы оправдать свои действия.

Рославлев, рассказ о русской дворянке, влюбившейся в француза во время наполеоновских войн, позволяет Пушкину исследовать природу патриотизма в коррумпированном обществе так же, как он исследует отношения между любовью и войной:

Интеллигенция того времени с фанатичным угодничеством превозносила Наполеона и шутила над несчастьями [России]. К несчастью, люди, выступавшие в защиту своей страны, были несколько простодушны; их высмеивали – весьма забавно – и не имели никакого влияния….Молодежь говорила с презрением и равнодушием обо всем русском….Короче говоря, общество было довольно гнилое.

«Пиковая дама», пожалуй, самый известный рассказ Пушкина, — еще одна история с ироничным концом. Это касается пресытившейся старой графини, молодого авантюриста, азартной игры. Это также касается борьбы между любовью и алчностью. Пушкин так описывает характер графини:

Графиня *** была далеко не злая, но в ней были и капризность женщины, избалованной светом, и скупость и хладнокровный эгоизм всех стариков, покончивших с любовью и чьи мысли лежать с прошлым.

Молодой авантюрист, некто Герман, является противоположностью того, что можно ожидать от такой фигуры. Вместо расточительного мота он:

…скрытный и честолюбивый, и товарищам редко приходилось смеяться над его чрезмерной бережливостью.

Графиня *** знает секрет выигрыша в карты. Германн ищет у нее секрет и, стремясь выудить у нее секрет, пугает ее до смерти. Позже его посещает ее призрак, который выдает ему — он верит в тайну. В конце концов, он погибает, когда следует совету призрака и сходит с ума, его амбиции и жадность привели его к уничтожению себя, как и к уничтожению графини.

Последним из пушкинских рассказов, о котором я хочу упомянуть, является незаконченный рассказ «Египетские ночи». В этом рассказе собраны, пожалуй, наиболее ярко выраженные мысли Пушкина об искусстве и художниках. Речь идет о молодом поэте по имени Чарский, к которому подходит итальянец.0009 improvisatore , который просит его о помощи в продвижении по карьерной лестнице. Поэт сначала сопротивляется мольбам итальянца, но когда он слышит, как художник импровизирует стихотворение по художественному вдохновению, он решает помочь ему. Чарский предлагает ему первую тему импровизации – и вводит то, что должно было стать ключевой темой рассказа:

Поэт сам должен выбирать темы для своих песен; толпа не имеет права направлять его вдохновение.

После того, как итальянец завершил свой поэтический подвиг, Чарский отмечает, что талант его нового протеже, кажется, не поддается объяснению. Итальянец отвечает таким объяснением художественного процесса:

Каждый талант необъясним. Как скульптор видит в глыбе каррарского мрамора и как, откалывая ее оболочку молотком и долотом, он ее обнаруживает? Почему мысль поэта возникает из его головы уже изложенной в рифмованных квартетах и ​​гармонично отсканированной? Никто, кроме самого импровизатора, не может понять скорости впечатления, этой узкой связи между настоящим вдохновением и странной внешней волей…

Читая Пушкина, понимаешь, что в этом описании искусства как «…узкой связи между реальным вдохновением и странной внешней волей» он объяснил свою собственную гениальность. Его даром была способность сочетать русский характер с романтической чувственностью. Хотя это слияние было катастрофическим для него лично, оно сделало его великим писателем.

 

 

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Александр Пушкин : Шекспир России

— Реклама —

Доктор Ратан Бхаттачарджи

«Если я иду по шумным улицам, или вхожу в многолюдную церковь, или сижу среди дикого молодого поколения, я даю волю своим мыслям»

— Реклама —

написал Пушкин, которого в России знают как своего Шекспира. Александра Сергеевича Пушкина многие считают основоположником русской литературы. До сих пор Пушкин, создатель русского литературного языка, стоял краеугольным камнем русской литературы, по выражению Максима Горького, «началом начал». Пушкин стал неотъемлемой частью литературного мира русского народа.

Пушкина превозносили как ведущего русского поэта того времени и как вождя романтического, свободолюбивого поколения 1820-х годов, что его самого не удовлетворяло. Цикл стихов, написанный им на более раннем этапе, подтвердил репутацию автора Руслан и Людмила  и Пушкина превозносили как ведущего русского поэта того времени и как вождя романтического, свободолюбивого поколения 1820-х годов, его самого это не устраивало.

Отец Пушкина происходил из старинного боярского рода; его мать была внучкой Абрама Ганнибала, который, согласно семейному преданию, был абиссинским князьком, купленным в рабство в Константинополе (Стамбуле) и усыновленным Петром Великим, который стал его соратником. Пушкин увековечил его в неоконченном историческом романе,  Арап Птра Великого в 1827 переводится как Негр Петра Великого. Как и многие аристократические семьи в России начала XIX века, родители Пушкина восприняли французскую культуру, и он, его брат и сестра научились говорить и читать по-французски.

В мае 1823 года он начал работу над своим центральным шедевром, романом в стихах «Евгений Онегин», написанным в 1833 году. новых художественных приемов и приемов. Евгений Онегин  разворачивает панорамную картину русской жизни. Герои, которых она изображает и увековечивает, — Онегин, разочарованный скептик; Ленский, романтик, свободолюбивый поэт; и Татьяна, героиня, глубоко нежное исследование русской женственности: «драгоценный идеал», по словам самого поэта, — типично русские и показаны в отношении к социальным и экологическим силам, которые их формируют. Хотя формально произведение напоминает « Дон Жуан, 9» лорда Байрона.0010  Пушкин отказывается от субъективной, романтизированной трактовки Байрона в пользу объективного описания и показывает своего героя не в экзотическом окружении, а в сердцевине русского быта. За свои политические стихи Пушкин был сослан из Петербурга в мае 1820 года в отдаленную южную губернию. Направленный сначала в Екатеринослав на Украине, он заболел и, выздоравливая, путешествовал по Северному Кавказу, а затем в Крым с генералом Раевским, героем 1812 года, и его семьей. Полученные впечатления послужили материалом для его «южного цикла» романтических повествовательных стихотворений:  Кавказский пленник    Кавказский пленник ), Братья разбойники   Братья-разбойники ), и Бахчисарайский фонтан    9 Бахчисарайский фонтан 9.

— Реклама —

Пушкин тем временем был переведен сначала в Кишинев на три года, в Кишинев в 1820 году, а затем в Одессу в 1823 году на один год. Его горечь по поводу продолжающейся ссылки выражена в письмах к друзьям — первом из собрания переписки, ставшего выдающимся и непреходящим памятником русской прозы. Пушкин в письме к другу, перехваченном полицией, заявил, что теперь он берет «уроки чистого атеизма». В конце концов это привело к тому, что его снова сослали в имение его матери Михайловское, под Псковом, на другом конце России.

В Лицее он также начал свое первое законченное крупное произведение, романтическую поэму Руслан и Людмила  в 1820 г. , переведенную как Руслан и Людмила, написанную в стиле повествовательных поэм Людовико Ариосто и Вольтера, но с древнерусским оформлением. использование русского фольклора. Руслан, созданный по образцу традиционного русского былинного героя, сталкивается с различными приключениями, прежде чем спасти свою невесту, Людмилу, дочь Владимира, великого князя Киевского, которую в брачную ночь похитил злой волшебник Черномор. Стихотворение игнорировало принятые правила и жанры и подверглось яростным нападкам со стороны обеих устоявшихся литературных школ того времени, классицизма и сентиментализма. Однако она принесла Пушкину славу, и Жуковский подарил поэту свой портрет с надписью «Победившему ученику от побежденного мастера».

В 1811 году Пушкин поступил в только что основанный Императорский лицей в Царском Селе и там начал свою литературную деятельность с публикации в 1814 году под номером Вестник Европы, «Вестник Европы» своего стихотворного послания «Другу моему, Поэт.» В своих ранних стихах он следовал стилю своих старших современников, поэтов-романтиков К. Н. Батюсков и В.А. Жуковского, французских поэтов XVII и XVIII веков, особенно виконта де Парни.

В 1831 году Пушкин женился на Наталье Николаевне Гончаровой и поселился в Петербурге. Он снова поступил на государственную службу и получил заказ на написание истории Петра Великого. Спустя три года он получил ранг Kammerjunker (кавалер императорской опочивальни), отчасти потому, что царь желал, чтобы Наталья имела доступ к придворным функциям. Общественная жизнь при дворе, которую он теперь вынужден был вести и которой наслаждалась его жена, мало подходила для творчества, но он упорно продолжал писать. Не отказываясь совсем от поэзии, он все больше обращался к прозе. Наряду с темой Петра Великого в его творчестве все большее значение приобретал мотив народного крестьянского восстания, о чем свидетельствует незавершенная сатирическая Istoriya sela goryukhina в 1837 году История деревни Горихино и незаконченного романа Dubrovsky , написанных в 1841 году, Stseny Iz Rytsarskich Vremen с сценами из возраста , и наконец, и наконец, и наконец, и наконец, и наконец, и наконец, и наконец, и, наконец, сцены. его прозаические произведения, исторический роман Пугачевского бунта, «Капитанская дочка »), которому предшествовало историческое исследование восстания «История Пугачева».

— Реклама —

Использование Пушкиным русского языка поражает своей простотой и глубиной и легло в основу стиля романистов Ивана Тургенева, Ивана Гончарова и Льва Толстого. Его роман в стихах « Евгений Онегин, » был первым русским произведением, взявшим в качестве темы современное общество, и указал путь к русскому реалистическому роману середины XIX века. Еще при его жизни значение Пушкина как великого национального поэта было признано Гоголем, его преемником и учеником, и именно его младший современник, великий русский критик Белинский, произвел наиболее полное и глубокое критическое исследование творчества Пушкина, сохранившееся до сих пор. большую часть своей актуальности. Поздним классическим писателям XIX в.20-го века он также оказал глубокое влияние на другие аспекты русской культуры, прежде всего на оперу.

От Евгений Онегин до Борис Годунов произведения великого поэта-романтика Пушкина остаются в сердце русской культуры. Современник Пушкина, русский писатель Иван Тургенев, кажется, согласился. Выступая на открытии памятника Пушкину в Москве, он сказал: «Сама суть, все черты его поэзии перекликаются с чертами и сущностью нашего народа».

Т. Дж. Биньон в своей книге Пушкин c сравнил жизнь Пушкина с жизнью Шекспира. Это правда, что, как и в случае с Шекспиром, никто не утверждал, что произведения Пушкина были написаны царем Александром I, полагая, что легенда о том, что последний на самом деле не умер в 1825 году, делает его более вероятным двойником национального поэта России, чем альтернативные авторы, которые были предлагались для пьес, якобы написанных не «человеком из Стратфорда». Мифотворчество в случае Пушкина было иного порядка, превращая этого блестящего, но беспокойного писателя в сосуд национального господства.

Пик празднования достигал своего пика в периоды, когда геополитические амбиции России были наиболее сильны, как в юбилейные 1899, 1937 и 1949 годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *