Южная ссылка пушкина биография – Краткая биография южной ссылки Пушкина (1820-1824)

Краткая биография южной ссылки Пушкина (1820-1824)

ДатаСобытиеПодробности события
5 мая 1820 годаПушкин покинул Петербург5 мая 1820 года Александр Сергеевич Пушкин вынужден покинуть Петербург по указу императора Александра I.

Причиной послужили неприемлемые стихи и эпиграммы на царя и на высокопоставленных чиновников.

Формально это была не ссылка, а перевод: Пушкин не лишался своей должности, а лишь переводился в отдаленные места от столицы.

Пушкина пришли провожать его товарищи: Дельвиг и Яковлев.

Середина мая 1820 годаПрибытие в Екатеринослав (сейчас город Днепр)В середине мая 1820 года поэт прибыл в город Екатеринослав под управление генерала Инзова.

Здесь он и должен был провести следующие годы на государственной службе.

Май 1820 годаБолезнь поэта и встреча с РаевскимиВ Екатеринославе он почти сразу заболел после купания в холодном Днепре. Никакого лечения Пушкин не получал, почти никому до него не было дела, пока его не нашла семья Раевских (давние друзья семьи Пушкиных).

Раевские направлялись на Кавказ. Они помогли поэту поправиться и предложили ему поехать вместе с ними.

Пушкин получил отпуск у генерала Инзова на несколько месяцев и отправился с семьей в дорогу.

Начало июня 1820 годаПосещение КавказаУже в начале июня Пушкин посетил такие города как Железноводск, Пятигорск и Кисловодск: их минеральные источники и окрестности (гора Маштук, Бештау, Железная, Каменная и Змеиная).
Начало августа 1820 годаПосещение КрымаВ начале августа путешественники отправились в Крым: Керчь, Феодосия, Гурзуф.

В Гурзуфе поэт прожил в семье Раевских три недели. В это время он увлекается Байроном (английским поэтом).

Начало сентября 1820 годаПосещение Бахчисарая и Симферополя После счастливых дней в Гурзуфе поэт отправляется в Кишинев вместе с Раевским.

По дороге они посетили Бахчисарай, где Пушкин увидел «Фонтан слёз» (именно о нем пойдет речь в поэме «Бахчисарайский фонтан».)

Потом заехали в Симферополь.

21 сентября 1820 годаПрибытие в Кишинев21 сентября Пушкин прибыл в Кишинев и поселился в небольшом домике.
Ноябрь 1820 годаПоездка в КаменкуЧерез 2 месяца поэт снова отправился в поездку: на этот раз он решил посетить город Каменку (недалеко от Кишинева), где находилось имение его друга Раевского.

Это было прекрасное место для творчества: здесь была большая библиотека и прекрасная природа. Пушкин начал писать поэму «Кавказский пленник».

Январь 1821 годаПосещение КиеваИз Каменки поэт решил ненадолго съездить в Киев.
20 февраля 1821 годаОкончание поэмы «Кавказский пленник»20 февраля 1821 года в Каменке Александр Пушкин закончил работу над поэмой «Кавказский пленник».
Начало марта 1821 годаВозвращение в КишиневВ начале марте 1821 года Пушкин вернулся в Кишинев и поселился в доме генерала Инзова, в подчинении которого находился.

Поэт прожил здесь еще 2 года, периодически отлучаясь в Киев, Каменку и Одессу.

1821 годНаписана поэма «Братья разбойники»В 1821 году Пушкин закончил работу над поэмой «Братья разбойники».

В основе этого произведения лежит реальная история двух заключенных, которые сбежали из тюрьмы Екатеринослава и переплыли Днепр, будучи прикованными друг к другу кандалами .

Май 1823 годаНачало работы над романом «Евгений Онегин»В мае 1823 года Пушкин начал работу над романом «Евгений Онегин».
Лето 1823 годаПереезд в Одессув 1823 году сменилась власть: генерал Инзов передал полномочия князю Воронцову. Из-за этого административным центром стал город Одесса, куда перевели Пушкина.

К сожалению, отношения между поэтом и его новым начальником не сложились. Воронцов постоянно слал жалобы на Пушкина в Петербург и просил выслать его в другое место.

Октябрь 1823 годаОкончена первая глава «Евгения Онегина»Но Пушкин не знает о кознях своего начальника и продолжает работать. В октябре 1823 года он заканчивает первую главу романа «Евгений Онегин».
Осень 1823 годаЗакончена работа над поэмой «Бахчисарайский фонтан»Осенью 1823 года поэт заканчивает доработку поэмы «Бахчисарайский фонтан».
Декабрь 1823 годаОкончена вторая глава «Евгения Онегина»А в декабре этого же года он завершает вторую главу произведения «Евгений Онегин».
Январь — октябрь 1824 годаРабота над поэмой «Цыганы»В течение 1824 года поэт активно работает над новой поэмой «Цыганы».
30 июля 1824 годаВысылка поэта в МихайловскоеВоронцов продолжал настойчиво писать доносы на поэта. В частности, он обвинял его в безбожии, что, конечно же, было неправдой.

В результате Пушкина лишили должности и отправили в ссылку село Михайловское — имение его матери.

30 июля 1824 года поэт выехал из Одессы.

hronika.su

Южная ссылка Пушкина. Творчество и биография / Пушкин А.С.

Южная ссылка Пушкина — 1820—1824 гг. Стихи А. С. Пушкина, не предназначавшиеся для печати и направленные против значительных лиц, включая императора, бродили по Петербургу и вызывали раздражение. Не менее шокирующим было и поведение молодого поэта: он проповедовал вольнодумство и независимость не только стихами, но и собственным образом жизни. В конце концов его вызвали для объяснений к генерал-губернатору. Заступничество друзей и снисходительность официальных лиц несколько смягчили наказание. Пушкин был отправлен в ссылку, которая формально имела вид служебной командировки на юг России.

В так называемую «южную ссылку» Пушкин отправился мелким чиновником, пишущим бойкие стихи, а вернулся первым поэтом России, автором «Руслана и Людмилы«, чрезвычайно популярных романтических поэм, первых глав «Евгения Онегина«, ряда великолепных «пиес» — так тогда называли лирические стихотворения.

Сначала Пушкин был прикомандирован к генералу Ивану Никитичу Инзову, главному попечителю и председателю Комитета об иностранных поселенцах на Юге России. Задачей комитета было обустройство новых земель, недавно приобретенных и завоеванных Россией. Выехав из Петербурга, Пушкин через Екатеринослав отправился в Кишинев, где и прожил до своего перевода в Одессу в 1823 году. Участник многих войн, храбрый и честный Инзов был добрейший человек, испытывавший к Пушкину отеческие чувства. Он не загружал юного поэта служебными делами, предоставил ему максимально возможную свободу, а самым большим наказанием за многочисленные «шалости» был домашний арест с конфискацией сапог. Очень часто такие аресты спасали Пушкина от грозивших ему более крупных неприятностей. Вдали от Петербурга поэт не был лишен и светского общества. В то время на Юге России находились многие его знакомые, судьба сводила с людьми, оставившими в жизни Пушкина заметный след. В эти годы он черпал знания не из книг, а из живого общения с мыслящими людьми.

Кишиневский период жизни Пушкина на первый взгляд казался продолжением петербургского и отличался, пожалуй, только количественно: больше было «шалостей». Поэт беспрерывно влюблялся, дрался на дуэлях, поражал кишиневских жителей своими экзотическими нарядами — то оденется греком, то турком, то молдаванином, то евреем, — жил в цыганском таборе, был посетителем театра, где ходил по ногам, как Онегин, и участником все тех же дружеских пирушек и споров о политическом устройстве России.

И все-таки жизнь Пушкина на Юге была иной, чем в Петербурге. Он напряженно ищет свою дорогу, и не только в поэзии. Ведь поэт — не только тот, кто пишет стихи, поэт — это образ жизни. Раньше, например в XVIII веке, Ломоносов был ученым и поэтом. Державин был поэтом и государственным чиновником, и это было в порядке вещей: ты служишь государству, а пишешь для себя. Эпоха XIX века, эпоха романтизма установила иной принцип: поэзия и жизнь неразделимы. Поэт — человек с определенной судьбой.

А судьба вела Пушкина к романтизму. Необходимый набор «требований» к жизни поэта-романтика был налицо. Во-первых, он был изгнанником, покинувшим свет, сменившим фальшивую, неестественную обстановку, полную условностей и лжи, на жизнь естественную, природную, среди полудиких, но свободных людей, не испорченных цивилизацией. Неважно, добровольное или нет было это изгнание. Пушкин сравнивает себя то с Овидием Назоном, то с лордом Байроном, то с Наполеоном.

Обратим внимание: в стихотворении «К Овидию» Пушкин называет себя «самовольным» изгнанником, и эта поэтическая неправда была, конечно же, допущена под влиянием судьбы и поэзии Байрона. Как раз в это время читающая Россия открывает для себя творчество английского лирика, и его поэзия становится невероятно популярной. Добровольное изгнанничество, бегство от света — судьба героев Байрона, их бог — свобода. Именно под влиянием этого поэта Пушкин осваивает новый для себя жанр — романтическую поэму, динамичную, короткую, остросюжетную, создает новый тип героя — свободолюбивого, разочарованного индивидуалиста, для которого единственным и последним спасением становится любовь, обычно трагическая, не способная вернуть героя к жизни. Для большинства современников Пушкин стал известным поэтом благодаря своим «южным поэмам» — «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Цыганы».

Необходимой чертой романтического героя и романтического поэта должна быть роковая, «потаенная» любовь, которая часто и становится причиной бегства. Исследователи называют разные имена женщин, ставших «потаенной» любовью Пушкина на Юге. На самом же деле «безумная любовь», воспетая поэтом, не связана конкретно ни с кем, она вошла в пушкинскую поэзию так же, как в нее вошло Черное море, торы Кавказа, реальные кишиневские и одесские друзья, ставшие вообще морем, вообще горами и вообще друзьями. Роковая любовь в сочетании с преждевременной старостью души и жаждой свободы наполнила еще один новый для Пушкина жанр — романтическую элегию. Вероятно, начиная с «южных элегий», любовная лирика становится ведущей в пушкинской поэзии.

Но романтическое мировоззрение включало в себя не только жажду свободы, не только способность к сильным чувствам, не только преждевременную старость души, идущую от глубокого знания жизни и людей, но и безотрадный пессимизм, ироническое отношение ко всем святыням, безверие. Лучше всего эта черта обозначена словом «демонизм», ведь демон, по тогдашним представлениям, — это падший ангел, потерявший веру, изгнанник, получивший полную свободу в полном одиночестве. Черты демонизма есть в героях романтических поэм Пушкина, их видели или хотели видеть в реальных людях — Байроне, Наполеоне. Пушкин воплотил их в стихотворении «

Демон«.

Все то, что в пушкинском «Демоне» отрицает «злобный гений»: красота, творчество, любовь, свобода, серьезное отношение к жизни, — было для поэта непререкаемыми ценностями. Если демон из стихотворения ничего не хотел благословить во всей природе, то добрый гений Пушкина умеет найти радость в любом моменте жизни, благословить высшую справедливость судьбы, даже если она кажется неправедной. Вспомним стихотворение «Птичка«:

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать…

Здравый смысл, чувство меры, красоты и гармонии, честь заставили поэта раздвинуть ставшие для него тесными рамки романтизма. Этот перелом начался в Одессе, а завершился в Михайловском — родовом имении, где продолжалась ссылка поэта после ссоры с одесским генерал-губернатором Воронцовым.

Южная ссылка Пушкина закончилась – поэт возвращался на север известным, окруженный романтическим ореолом изгнанничества, роковой тайны любви, словно живое воплощение литературных образов из своих поэм. Таким он представлялся читателям. На самом деле, в Михайловское ехал человек, переросший свою поэзию.

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

classlit.ru

1820-1824, южная ссылка. Краткое содержание основных произведений

Очень интересным временем с точки зрения биографии и творчества оказалась южная ссылка Пушкина. Кратко рассказать о ней — задача не из легких. Период южной ссылки – это время с мая 1820 года по июль 1824. Считается, что это поворотный этап как в творчестве, так и в жизни Александра Сергеевича.

Статус Пушкина изменился. Он все еще был чиновником, однако превратился в поэта-изгнанника, опального дворянина. При этом не было установлено сроков службы Александра Сергеевича вдали от Петербурга. Таким образом, ссылка могла превратиться в бессрочную. Дальнейшая судьба его зависела лишь от политической обстановки в стране в то время, когда жил Пушкин. 1820-1824 — южная ссылка. Краткое содержание основных произведений этого периода, а также биографические сведения об этом времени представлены в нашей статье.

Путешествие с семьей Раевского

Вначале порывы «ветра» самовластья были благоприятными для Пушкина. Период с мая по сентябрь 1820 года он провел в путешествии. Поэт отправился на юг с семьей генерала Раевского, генерала, героя войны 1812 года. Эхо крымских и кавказских впечатлений, эмоции, почерпнутые от общения с членами этого большого семейства, а также увлечения дочерями генерала около десяти лет отражались в поэзии Александра Сергеевича.

Служба в Кишиневе

Какова же дальнейшая биография Пушкина? Южная ссылка продолжилась уже не так радостно. Время с 1820 по 1823 год поэту пришлось провести в Кишиневе. Он служил у наместника Бессарабского края в канцелярии (на фото выше — дом-музей Пушкина в Кишиневе). Известно, что генерал Инзов относился к своему подопечному благосклонно. Он старался не сильно обременять его службой, разрешал подолгу отлучаться из Кишинева. Поэтому не такой уж и суровой была южная ссылка Пушкина.

Кратко рассказывая о ней, стоит упомянуть, что поэт подолгу гостил в Каменке (Киевская губерния), в имении Давыдовых, с ноября 1820 года по январь 1821. Это место являлось одним из центров, где собиралась оппозиция режиму правления Александра I. Поэт посетил также Одессу, Киев, а в конце 1821 года совершил путешествие по Молдавии вместе с И. П. Липранди. Творчество Пушкина в южной ссылке основано на всех этих и множестве других впечатлений.

Сближение с революционерами

В Каменке и Кишиневе Александр Сергеевич общался с членами тайного Южного общества и «Союза благоденствия» (В. Л. Давыдовым, П. И. Пестелем, П. С. Пущиным, В. Ф. Раевским, М. Ф. Орловым). Период южной ссылки Пушкина был яркой страницей биографии поэта, полной внутреннего драматизма. Она вовсе не отрезвила его, он не смирился и не покаялся. Южная ссылка в жизни Пушкина отмечена тем, что он выступает в ореоле жертвы тирана, мученика свободы. Политический темперамент и вольномыслие привели Александра Сергеевича к тесному сближению с радикальными критиками режима. Пушкин хотел сделать их своими друзьями. Он считал, что вот-вот воплотятся в жизнь мечты о «вольности святой». И Пушкин хотел окунуться в политическую борьбу вместе с заговорщиками.

Поэта уже не привлекали былые символы веры – заря «свободы просвещенной» и «звезда пленительного счастья». Он не уповал уже на мудрость деспота. В период южной ссылки Пушкина снедало нетерпение, он видел в «карающем кинжале» «стража свободы». Однако надежды на то, что его слово поможет в общем деле, через некоторое время рассеялись. Друзья начали уверять поэта в том, что не существует никакого тайного общества.

Романтическая лирика

В годы южной ссылки Александр Сергеевич выступает ярким поэтом-романтиком. В его лирике главное место стало принадлежать романтическим жанрам. Это дружеское стихотворное послание и элегия. Александр Сергеевич увлекся и романтической балладой. Пушкин написал в южной ссылке «Песнь о вещем Олеге». Особенно полно внутренний мир Александра Сергеевича раскрылся в это время в элегиях («Я пережил свои желанья…», «Редеет облаков вечерняя гряда…», «Погасло дневное светило» и др.). Это своеобразные романтические эпиграфы Пушкина к новой главе своей творческой биографии. В них заметна резкая грань между годами жизни в Петербурге, наполненными пирами, дружеским общением, радостями любви, и жизнью «в изгнанье скучном». Лирика Пушкина, как всегда, автопсихологична. Эквивалентом мироощущения поэта стала романтическая образность стиля.

Послания

Александру Сергеевичу настоящее виделось неопределенным, унылым и бесприютным. Часто появлялись психологические параллели с другими опальными поэтами – Овидием, Баратынским и Байроном. В 1821 году Пушкин создал послание «К Овидию», а также историческую элегию под названием «Наполеон». Яркие образы странников и изгнанников представлены также в посланиях к Баратынскому, написанных в 1822 году.

Отметим, что для посланий характерны такие жанровые особенности элегий, как фрагментарность, быстрая смена чувств, исповедальность. Для Александра Сергеевича они являлись формой обращения как к новым знакомым, так и к друзьям из Петербурга. Круг адресатов очень широк: Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, П. А. Вяземский, П. А. Катенин, П. Я. Чаадаев, Е. А. Баратынский, Ф. Ф. Юрьев и др. Эти послания порой становились письмами-исповедями. Александр Сергеевич размышлял в них о жизни в изгнании, порой вспоминал радость общения со своими друзьями. В таких произведениях, как «Послание цензору», «К моей чернильнице», «К Овидию», представлены раздумья поэта о ситуации в литературе, о творчестве, о превратностях судьбы.

Южные поэмы Пушкина

Психологический облик Александра Сергеевича был запечатлен в созданной им лирике. В поэмах представлена модель действительности, преломленной в романтическом ключе. Для многих отечественных поэтов-романтиков она впоследствии стала актуальной. В 1821 году Пушкин создал свою известную поэму под названием «Кавказский пленник». В период с 1821 по 1822 год он трудился над «Братьями-разбойниками», в 1821-1823 гг. – над «Бахчисарайским фонтаном». В 1824 году, уже в Михайловском, он завершил свою поэму «Цыгане». Считается, что эти произведения – главное достижение Александра Сергеевича в годы южной ссылки. Поэмы вызвали разноречивые оценки критиков и читателей, однако упрочили славу их автора как главного поэта России.

Особенности цикла

В цикле южных поэм всего 4 произведения, которые не связаны друг с другом ни героями, ни содержанием. Однако у них общий смысловой стержень. Главные герои этих произведений – уверенные в себе, сильные люди. Кроме того, поэмы объединяет тема свободы, которая всплывает так или иначе по ходу действия.

Первоначально цикл задумал как состоящий из трех произведений Александр Пушкин. Южная ссылка дала ему материал для этих поэм, которые создавались в период с 1820 по 1823 год. «Цыганы» были написаны в следующем году и включены в цикл намного позже.

Страстные и свободолюбивые, необузданные, порой холодные и жестокие герои привлекают нас не только реалистичностью и самобытностью, но и тем, что они были созданы в сложный период для русской литературы. Их возникновение было закономерным. Автор создал эти произведения по канонам романтизма, однако герои его поэм все-таки несколько иные. Их образы целостные, более сильные. Отличие поэм Пушкина от традиционного понимания романтизма состояло и в том, что предыстория в творениях Александра Сергеевича полностью отсутствует. Герой представлен в отрыве от своего прошлого. О его прежней жизни мы можем судить лишь по обрывочным фразам и воспоминаниям. Герой живет и действует в настоящем.

Поэма «Кавказский пленник» (Пушкин)

1820-1824 — южная ссылка, краткое содержание основных событий которой было изложено выше. Для понимания этого периода в творчестве Пушкина предлагаем обратиться к его поэме «Кавказский пленник». Здесь главный герой оказывается непокоренным, свободолюбивым. Мы можем лишь догадываться о его прошлом. В тексте есть намек на то, что это выходец из высшего общества. Герою наскучил свет. Он сбежал от него на Кавказ, ища внутреннюю свободу. Однако здесь он оказывается в плену. Таким образом, свобода, к которой стремится герой, – всего лишь иллюзия. Настоящая свобода находится внутри самого человека. Никакие внешние обстоятельства не способны укротить ее. А вот внешняя свобода оказывается обманчивой. Главный герой считал, что в неволе жить не сможет. Однако он незаметно привык к плену. Любовь юной черкешенки дает ему возможность осуществить побег. И он убегает, тем самым обрекая возлюбленную на самоубийство. Сердце этой девушки было горячим, в отличие от холодной души героя. Именно черкешенка в действительности оказывается свободной и вольнолюбивой.

«Цыганы»

С описанным выше произведением перекликаются «Цыганы», в основном в плане героев. Оно также относится к интересующему нас периоду, так как его создал в 1824 году Пушкин (1820-1824 — южная ссылка). Краткое содержание и особенности этого произведения мы также предлагаем рассмотреть.

Образ Алеко на первый взгляд очень похож на персонажа из «Кавказского пленника». Однако он оказывается тщательнее проработанным, более сложным. Герой, «преследуемый законом», покидает мир. Скорее всего, перед нами беглый преступник или каторжник. Он считает, что сможет обрести счастье и покой в цыганском таборе, где живут люди, не связанные ничем, за исключением чувств. Однако табор не принимает Алеко. Он оказывается всего лишь попутчиком, чуждым этому народу и неспособным понять его свободолюбивую душу.

Алеко влюблен в цыганку Земфиру. Рассказывая ей о высшем обществе, он говорит, что люди там гонят мысли, стыдятся любви, торгуют волей, склоняют головы перед идолами и ищут денег да цепей. Влюбившись в цыганку, герой поэмы хочет быть с ней вечно, однако душа его находится в плену темной страсти. Алеко все еще не может понять внутреннего духа этого народа и принять его.

Чем же завершается поэма «Цыганы»? Пушкин хочет сказать, что для главного героя пророческим становится рассказ цыгана о его неразделенной любви и о том, как от него ушла жена. Однако мудрость этого рассказа он постичь не способен, считая, что он не из тех, кто не способен удержать любовь. Алеко готов бороться за свои чувства, однако делает это неверно. Его взор застилает пелена ревности, в порыве которой он убивает свою неверную возлюбленную. И цыгане отвергают человека, сердце которого оказалось таким жестоким.

Мудрые и добросердечные люди, тем не менее, могут понять страсть этого героя, поэтому не лишают его жизни. Они говорят ему, что он хочет воли лишь для себя, поэтому недостоин настоящей свободы чувств. Классические романтические произведения имеют счастливый финал. Герой обычно побеждает, а все неприятности заканчиваются хорошо. Однако поэмы Александра Сергеевича завершаются отнюдь не счастливым финалом. Благодаря этому они становятся более реалистичными и жизненными, а также драматичными. Именно драматизм позволяет нам лучше понять характер того или иного героя. Это хорошо иллюстрирует поэма «Цыганы» (Пушкин).

Начало работы над «Евгением Онегиным»

Образы мятежных духом, сильных людей, описываемые поэтом, продолжат свое существование, приобретая многогранность и постепенно усложняясь. Евгений Онегин – герой, в лице которого этот тип получит новую жизнь. Александр Сергеевич начал работать над одноименным романом в стихах в Кишиневе в мае 1823 года. Как вы помните, время, которое провел на юге Пушкин, — 1820-1824 (южная ссылка). Краткое содержание романа «Евгений Онегин», завершенного в 1831 году, — тема отдельной статьи.

Итак, июле 1824 года закончилась южная ссылка Пушкина. Произведения, написанные в 1820-24 гг., до сих пор вдохновляют многих.

fb.ru

Южная ссылка Пушкина и произведения кратко для читательского дневника

Одной из любопытнейших страниц в судьбе и творческой деятельности гениального поэта первой половины ХIX века является пребывание Александра Сергеевича в изгнании на юге. Будучи молодым стихотворцем, Пушкин в своих строчках боролся с несправедливыми законами и крепостным правом, что было в те времена самым значительным злом в России, с чем приступали к борьбе будущие декабристы. Множество стихотворений были под запретом. На публикацию их в учебных пособиях наложили запрет.

Царь Александр I был очень сильно возмущен такими вольнолюбивыми трудами и грозился сослать его в суровые сибирские края. Однако благодаря хлопотам приятелей, наказание для поэта было смягчено и его отослали в небольшой глухой городок Екатеринослав , к генералу Инзову. Вместе с ним отправился его слуга Никита Козлов. Параллельно с отъездом в петербургской типографии выпускалась первая часть «Руслан и Людмила», которая читалась свободно, потому что была сочинена простым, ясным русским языком. Раньше никто так не создавал подобные творения.

Как только Пушкин прибыл в Екатеринослав, то сразу же принял решение прокатиться на лодке по Днепру. Но после купания неожиданно подхватил сильнейшую лихорадку. Волей случая во время проезда семья Раевских разыскала поэта, и, увидев его в ужасном состоянии, с позволения генерала увезли на Кавказ, где Александр Сергеевич пошел на поправку и был в прекрасном настроении.

Произведения написанные Пушкиным в Южной ссылке

Ему нравился здешний климат, легкая и беззаботная жизнь. Пребывание на юге вдохновило его на создание романтических творений. Ведь именно в дороге появилась элегия «Погасло дневное светило».

Служебные дела заставили Пушкина вернуться назад. Однако, за время путешествия канцелярия Инзова переселилась в Кишинев, и ему пришлось прибыть туда. Неизвестные места и люди вдохновили Пушкина на создание таких работ, как «Песнь о вещем Олеге», «Узник». В стихотворении «Кинжал» он активно призывал к борьбе с управлением государя и правительства. А поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», начало поэмы «Цыганы» прониклись романтическими моментами с присутствием темы свободы. Поэт больше общается с декабристами, идеи которых помогли развитию творческого дарования, усилению его душевного настроения. Именно на юге он знакомится с Пестелем, с которым посещает собрания потайного союза. И по прежнему Александр Сергеевич неосторожен в высказываниях по отношению не только к военному начальству, но и правительству. Преданные товарищи опять помогают поэту. Они хлопочут о его перемещении в Одессу. Новоиспеченный начальник, граф Воронцов невзлюбил юного гения за его самостоятельность и неподчинение и просил руководство в Петербурге освободить его от Пушкина.

Итак, рассматривая основные моменты творчества поэта во время нахождения его на юге, мы видим, что практически во всех его творениях отчетливо виден философский подход к вопросам свободы, любви, личности.

Оцените произведение: Голосов: 52

Читать краткое содержание Южная ссылка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Пушкин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Южная ссылка

Другие пересказы для читательского дневника

chitatelskij-dnevnik.ru

Ответы Mail.ru: Южная ссылка Пушкина.

Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений (в том числе эпиграмм на Аракчеева, архимандрита Фотия и самого Александра I), несовместимых со статусом государственного чиновника. Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в Соловецкий монастырь. Лишь благодаря хлопотам друзей, прежде всего Карамзина, удалось добиться смягчения наказания. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова.

По пути к новому месту службы Александр Сергеевич заболевает воспалением лёгких, искупавшись в Днепре. Для поправления здоровья Раевские вывозят в конце мая 1820 года больного поэта с собой на Кавказ и в Крым. По дороге семья Раевских и А. С. Пушкин останавливаются в г. Таганроге, в бывшем доме градоначальника П. А. Папкова. 16 августа 1820 года Пушкин прибыл в Феодосию. Через два дня вместе с Раевскими отбыл морем в Гурзуф. В середине сентября 1820 около недели провёл в Симферополе, предположительно, в доме таврического губернатора Баранова Александра Николаевича, старого знакомого поэта по Петербургу. Лишь в сентябре он прибывает в Кишинёв. Новый начальник снисходительно относился к службе Пушкина, позволяя подолгу отлучаться ему и гостить у друзей в Каменке (зима 1820—1821), выезжать в Киев, путешествовать с И. П. Липранди по Молдавии и наведываться в Одессу (конец 1821). В Кишинёве Пушкин вступает в масонскую ложу «Овидий» [

Пушкин продолжил работу над поэмой «Кавказский пленник», написал несколько лирических стихотворений; некоторые из них посвящены дочерям Н. Н. Раевского — Екатерине, Елене и Марии. Здесь возник у поэта замысел поэмы «Бахчисарайский фонтан» и романа «Евгений Онегин». Вместе с тем поэт пытается обратиться к российской древности, наметив планы поэм «Мстислав» и «Вадим» (последний замысел принял и драматургическую форму), создаёт сатирическую поэму «Гавриилиада» (1821), поэму «Братья разбойники» (1822; отдельное издание в 1827).

otvet.mail.ru

Пушкин во время южной ссылки (1820-1824 гг.)

Пушкину грозила «исправительная» ссылка в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Это означало бы полную изоляцию от общества, от литературы, суровые условия жизни, строгий надзор. Но поэт сам явился к столичному генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу и добровольно «выдал» тексты запрещенных стихотворений. Благодаря этому (а также заступничеству Карамзина) весной 1820 г. он отбыл в «мягкую», «воспитательную», ссылку на юг, под начало добросердечного генерала И. Н. Инзова. Поэта лишили права появляться в столицах, в крупных городах, обязали выполнять служебные поручения, зато он сохранил личную свободу, возможность творить, наслаждаться приятным тёплым климатом.

Но с каждым годом ссыльный Пушкин всё болезненней, всё острее переживал оторванность от друзей, от столичной жизни, от литературной среды. В апреле 1823 года он с тоской писал Петру Андреевичу Вяземскому: «Мои надежды не сбылись: мне нынешний год нельзя будет приехать ни в Москву, ни в Петербург».

До 1822 года Пушкин хотя бы чувствовал себя «своим» среди враждебной правительству молодёжи; по пути в ссылку он гостил в киевском имении Каменка у будущих декабристов, вёл смелые разговоры с кишинёвцами. Не будучи членом тайных обществ, Пушкин на юге поддерживал дружеские отношения с их вождями и активными сотрудниками, переписывался с членами Северного общества (прежде всего с К. Ф. Рылеевым).

С 1823 года в его письмах с ними, начинается разлад. Для поэтов-декабристов литература была средством достижения нравственных и политических целей – очень важным, но всё-таки средством. Для Пушкина она всегда оставалась таинственной областью «вдохновенья, звуков сладких и молитв». И чем дальше, тем дальше поэт опасался их культурного диктата, их чересчур практичному отношению к искусству, их желанию поставить лиру на службу «общему делу», превратить литературу, как он иронично выразился в одном из писем к Рылееву, в «республике словесности».

Отчуждение постепенно нарастало. Кроме того, в середине 1823 года Пушкина перевели в Одессу, в распоряжение к куда более сурового в отношении с подчинёнными начальника – генерала Воронцова. (Воронцов отправил Пушкина обследовать местности пострадавшие от саранчи; оскорбившись, поэт представил «отчёт»: «Саранча летала, летала, села… и всё съела»). С трудом перенося провинциальную скуку, Пушкин то обдумывал планы побега за границу, то перебраться в среднюю полосу Росси. В августе 1824 года его переведут на жительство в фамильное имение Михайловское недалеко от Пскова, под надзор полиции. (Содействовать властям поэта согласился отец поэта, что окончательно испортит их отношения.)

Но душевное смятение, страдание, тоска преобразовались в лирическую гармонию – и в поэзии Пушкин словно переживал ещё одну, несравненно более свободную и гармоничную жизнь.

На юге зазвучал в полную силу его лирический голос. Именно по пути в ссылку, летом 1820 года, были созданы романтические элегии «Погасло дневное светило …» и «Редеет облаков летучая толпа …». Последнее стихотворение не поддается однозначному истолкованию. Но поэт и не стремится к ясности, его стихи должны быть чуть-чуть туманными, как сам пейзаж в туманных сумерках. Торжественные образы ночного море и предзакатных гор, утраченная любовь, трепетная интонация, недоговоренность – всё это «приметы» романтизма, во власти которого пребывал тогда Пушкин.

Стихи, созданные на юге, постепенно складывались в один поэтический сюжет. Они превращались в лирический роман, повествующий о поэте, изгнанном властью на окраину империи, не раз обманутом «молодыми ветреницами», но не изменившем главной своей любви, — внутренней свободы. Власть не может отнять у него внутреннюю свободу. Чересчур серьёзные друзья-декабристы не могут поколебать его творческую веру в собственное предназначение. Единственное, что выше сил Пушкина, — это «даровать свободу» своим творениям – далеко не все они из-за цензуры появиться в печати, по крайней мере в неискажённом виде. Возможно в стихотворении «Птичка» (1823) поэт говорит и об этом.

В лирике этих лет переплетаются разные мотивы. Пушкин говорит о «демоническом» разочаровании в жизни. Пушкин пишет об свободы и о неволе, царящей вокруг, об утраченной любви, что одновременно разрывает сердце поэта и сулит ему блаженство воспоминаний. И о верной дружбе, которая сквозь пространство и время соединяет разлученных друзей, сводит их в тайный круг («Друзьям»: «Вчера был день разлуки шумной…», 1822 год).

Мотивы свободы и неволи, обманутой любви и вечной надежды звучат в цикле романтических «южных» поэм. Герои этих поэм во многом похожи на героев «восточных повестей» (поэм) великого английского романтика Джорджа Гордона Байрона. Это разочарование европейцы, в поисках свободы бегущие от цивилизации в естественный «дикий» мир. Там их ждёт роковая влюблённость, неразрешимые противоречия, новые разочаровании. Именно – роковая, именно – неразрушимые. Так, герой «Кавказского пленника» (1820 – 1821 года) охладев сердцем и устремившись вслед за «весёлым призраком свободы», попадает в черкесский плен. Влюблённая в пленника «дева гор», черкешенка, освобождает его, а сама бросается в бурные воды Терека… Так, крымский хан Гирей («Бахчисарайский фонтан», 1821 – 1823 года), полюбив взятую в плен христианку Марию, забыл о войне, и наслаждения гарема.

Наложница Гирея наложница Зарема, не в силах простить «измену» хана, убивает смиренную Марию…

Но уже в «Кавказском пленнике» — первой из «южных» поэм – Пушкин столкнулся с серьёзным препятствием.

По законам романтизма сквозь образ героя должен обязательно просвечивать лик поэта-романтика. Многочисленные полунамёки призваны были заронить у читателя подозревание: нечто подобное пережил и сам автор. Но Пушкин в письме кишинёвскому другу В. П. Горчакову (1822 год) признавался, что не может быть героем романтического стихотворения – разочарованным, поглощенным собой без остатка и потому равнодушному к человечеству. Быть может, поэтому характер героя вышел бледным, не в пример характеру черкешенки – живому, подвижному. В следующей поэму, «Бахчисарайский фонтан», главный герой как будто бы хан (правда, этот характер поэт назвал позже неудачным). А на самом далев центре поэмы находятся две женщины – Мария и Зарема.

В поэме «Цыганы» (1824 год), замкнувшей «байронический» цикл, романтический герой изменяется сам. Предельно сблизившись с ним, связав его имя (Алеко) со своим (Александр), Пушкин в конце концов отверг его романтическое устремление, подытожив поэму жёсткими, почти холодными стихами:

Но счастья нет и между вами,

Природы бедные сыны!

И под избранными шатрами

Живут мучительны сны,

И ваши сени кочевые

В пустынях не спаслись от бед,

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

«Дикая» свобода не избавляет от мучений, которые принесла герою цивилизация. Финал поэмы трагичен и открыт.

mirznanii.com

Биография Пушкина. Южная ссылка – художественный анализ. Пушкин Александр Сергеевич


Едва Пушкин приехал в Екатеринослав, как простудился, купаясь в Днепре, и заболел. В это время через Екатеринослав проезжал, направляясь в Крым, генерал Раевский с младшим сыном и двумя дочерьми. С сыном генерала Н. Н. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Пушкина. Южная ссылка. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Раевским Пушкин дружил. По просьбе Раевских Инзов отпустил с ними поэта, нуждавшегося в лечении.

В обществе Раевских Пушкин поехал сначала на Кавказ. Два месяца он лечился на Минеральных Водах (в нынешнем Пятигорске), а затем переехал в Крым, где три недели провёл в Гурзуфе. Пушкина поразила природа Кавказа и Крыма, романтично им воспринятая. А семья Раевских оказалась для него ближе и роднее, чем собственная его семья. Говоря об этом времени в письме к брату, Пушкин писал уже из Кишинёва: «Суди, был ли я счастлив: свободная беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался — счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, — горы, сады, море; друг мой, любимая моя надежда — увидеть опять полуденный берег и семейство Раевских». На Кавказе он сдружился со старшим сыном генерала Раевского А. Н. Раевским. В Гурзуфе он вместе с Н. Н. Раевским-сыном переводил английского поэта Байрона, вольнолюбивая поэзия которого привлекала к нему умы и сердца свободолюбивых людей в России и на Западе.

Беседы на политические темы, чтение Байрона, богатые впечатления южной природы Кавказа и Крыма, настроения политического изгнанника — всё это волновало поэтическую натуру Пушкина и требовало воплощения в художественных произведениях. Уже в Гурзуфе, кроме небольших стихотворений, Пушкин начал писать поэму нового типа «Кавказский пленник», отразившую волновавшие его тогда мысли и настроения. В начале сентября Пушкин уехал из Крыма, посетив по дороге из Гурзуфа Бахчисарай, который дал ему тему для новой поэмы — «Бахчисарайский фонтан».

За время отпуска Пушкина генерал Инзов будучи назначен наместником Бессарабии, переехал со своей канцелярией в Кишинёв. Сюда и прибыл Пушкин 21 сентября 1820 года.

В Кишинёве Пушкин прожил почти три года (до июля 1823 г.). Несмотря на то что Пушкин немало времени проводил на балах, в театре и в посещениях своих многочисленных знакомых, он много работал; читал, внимательно следил по журналам и газетам за событиями в России и за границей, писал поэмы и стихотворения. В послании «Чаадаеву» в 1821 году Пушкин так пишет о своих занятиях в Кишинёве:

В уединении мой своенравный гений Познал и тихий труд, и жажду размышлений. Владею днём моим, с порядком дружен ум; Учусь удерживать вниманье долгих дум; Ищу вознаградить в объятиях свободы Мятежной младостью утраченные годы И в просвещении стать с веком наравне.

В Кишинёве среди друзей Пушкина было немало лиц, связанных с южными тайными политическими организациями. Таков был, например, майор Вл. Ф. Раевский, арестованный в 1822 году за революционную пропаганду среди солдат. Умный и образованный поэт, Вл. Ф. Раевский вёл продолжительные беседы с Пушкиным на политические и литературные темы.

Неоднократно Пушкин бывал в Каменке, имении Давыдовых в Киевской губернии, где встречался со многими деятелями южного революционного общества. Весной и осенью 1821 года в Кишинёве и Тульчине он встречался и беседовал с П. И. Пестелем, главой этого общества. Революционные взгляды поэта крепнут. Особенно непримиримо Пушкин относится к двум основным язвам России того времени: самодержавию и крепостному праву.

В Кишинёве Пушкин заканчивает поэмы «Кавказский пленник» и «Братья-разбойники», работает над поэмой «Бахчисарайский фонтан». В мае 1823 года он приступает к роману «Евгений Онегин».

Поэмы были восторженно встречены и создали Пушкину широчайшую известность. По словам Белинского, «эти поэмы читались всей грамотной Россией; они ходили в тетрадках, переписывались девушками — охотницами до стихов, учениками на школьных скамейках, украдкою от учителя, сидельцами за прилавками магазинов и лавок. И это делалось не только в столицах, но даже и в уездных захолустьях». В истории творчества Пушкина поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан» были настоящей школой для поэта. Работая над ними, Пушкин учился создавать образы-характеры, строить большие произведения с занимательным действием, рисовать природу и быт, нравы, обычаи разных племён. Большую роль сыграли эти поэмы и в переходе поэта от романтизма к реализму.

В 1822 году вышла в свет первая из написанных на юге поэм — «Кавказский пленник». По выражению Белинского, «грандиозный образ Кавказа с его воинственными жителями в первый раз был воспроизведён русской поэзией. С тех пор, с лёгкой руки Пушкина, Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний!»

Белинский указывал, что картины природы в поэме поражают своей художественностью и верностью изображения. Белинского восхищает реализм картин быта, обычаев и нравов горцев. Он высоко расценивал и образ героя, которому «поэма обязана своим успехом не меньше, если не больше, чем ярким картинам Кавказа. Пленник — это герой того времени… Молодые люди особенно были восхищены им, потому что каждый видел в нём, более или менее, своё собственное отражение. Разочарование… апатия 1 души… эта жажда деятельности, проявляющаяся в совершенном бездействии и апатической лени, словом, эта старость прежде юности, эта дряхлость прежде силы, всё это — черты героев нашего времени со времён Пушкина. Но не Пушкин родил или выдумал их: он только первый указал на них…»

Пушкин писал из Кишинёва В. П. Горчакову: «Я в нём (в образе пленника) хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодёжи 19-го века». В своём герое Пушкин отметил разочарованность в жизни и вместе с тем стремление к свободе, странный протест против жизни и нравов аристократического общества.

Жить в Кишинёве, особенно после ареста Вл. Ф. Раевского, поэту стало тяжело. Пушкин благодаря помощи друзей в июле 1823 года перебрался на службу в Одессу — чиновником канцелярии генерал-губернатора М. С. Воронцова.

Несмотря на то, что Пушкин и в Одессе завёл обширные знакомства, много читал и работал над своими произведениями, чувство тоски овладевало им всё сильнее. Его тяготило положение ссыльного. Пушкин всё яснее сознавал, что литература — его основная и любимая профессия. Он жил на литературный заработок, мечтал бросить службу и целиком отдать себя литературе, основать свой журнал.

Усугубляли его тяжёлое настроение и взаимоотношения с Воронцовым. Надменный и высокомерный вельможа, Воронцов видел в Пушкине только чиновника, человека неблагонадёжного в политическом отношении. Он не ценил Пушкина как поэта. Гордый и независимый, сознававший себя народным поэтом, Пушкин не мог сносить оскорбительного отношения к нему Воронцова. Отношения ещё более обострились, когда Воронцову стала известна меткая и острая эпиграмма на него Пушкина:

Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, по есть надежда, Что будет полным наконец.

Воронцов решил освободиться от Пушкина, удалив его из Одессы. Он написал министру иностранных дел, что Пушкин оказывает вредное в политическом отношении влияние на общество, особенно на «восторженных поклонников его поэзии». Желая оскорбить и унизить Пушкина, Воронцов командирует его на борьбу с саранчой. Своей цели он достиг. Пушкин воспринял эту командировку как оскорбление и, вернувшись, подал прошение об отставке. Положение Пушкина к этому времени ещё более ухудшилось потому, что полицией было перехвачено письмо поэта к одному из друзей, в котором он объявлял себя атеистом, то есть отрицал существование бога и бессмертие души. В то время это рассматривалось правительством как преступление. Участь Пушкина была предрешена.

Осенью 1824 года министр Нессельроде известил Воронцова о решении по делу Пушкина. Царь приказал уволить Пушкина со службы за «недостойное его поведение» и выслать его в Михайловское «под надзор местных властей».

www.testsoch.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *