Юстиниан это кто: ЮСТИНИАН ВЕЛИКИЙ — Древо

Юстиниан I — Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

ЮСТИНИА́Н I (Iustinianus I), император Византии (Восточной Римской империи; правил в 527–565 гг.), утвердил господство ортодоксального христианства и преследовал неортодоксальных христиан, еретиков, язычников и евреев.

Его законодательство, так называемое византийское право, включает знаменитый «Корпус юрис цивилис» («Свод гражданского права»), а также новеллы (то есть изменения к действующим законам по конкретным вопросам), в том числе законы о евреях, закреплявшие или исправлявшие соответствующие законы императора Феодосия II (правил в 408–450 гг.). Законы Юстиниана I определили статус евреев в византийском государстве на последующие семь столетий (6–15 вв.).

Юстиниан I усилил ограничения, наложенные на евреев Феодосием, а также ввел закон, запрещавший евреям держать рабов из язычников или еретиков, которые приняли ортодоксальное христианство, а также постановил, что евреи не могут свидетельствовать в суде против ортодоксальных христиан, однако могут давать показания как в пользу, так и против еретиков.

Четыре новеллы Юстиниана I непосредственно относятся к евреям: новелла 37 (535 г.) запрещает евреям и еретикам в завоеванной в 534 г. Юстинианом I провинции Северная Африка отправлять свой религиозный культ. Синагоги и молельни еретиков подлежат конфискации и после освящения могут быть использованы для церковных нужд. В отличие от господствовавшего в христианстве подхода эта новелла рассматривает иудаизм как ересь; возможно, это мотивировано подозрением, что евреи поддерживают власть вандалов (которым Юстиниан I нанес поражение), и бытовавшим в Северной Африке убеждением, что евреи содействуют распространению ереси. Хотя эта новелла не применялась, она указывает на ухудшение отношения к евреям в правление Юстиниана I.

Новелла 45 (537 г.) запрещает освобождать евреев, самаритян и еретиков от обязательной службы в декурионах (местных муниципальных органах), которая была сопряжена с тяжким финансовым бременем. (До этого лица, принадлежавшие к определенным категориям населения, могли быть освобождены от этой службы на том основании, что они отправляют религиозные функции в своих общинах.

) Вместе с тем те немногие привилегии, которыми пользовались служившие в декурионах (в частности, освобождение от телесных наказаний и от наказания изгнанием), не распространялись на евреев: «Евреи никогда не должны пользоваться плодами их должности, а лишь испытывать ее тяготы и сопряженные с ней наказания». В случае, если обнаружится, что еврей занимает более высокую должность, чем христианин, он должен быть наказан штрафом.

Новелла 131 (545 г.) возбраняет продажу церковного имущества евреям, самаритянам, язычникам и еретикам, а также говорит о том, что синагоги, построенные на земле, принадлежащей, как впоследствии доказано, церкви, подлежат конфискации.

Новелла 146 (553 г.), изданная, по-видимому, в ответ на просьбу евреев, отменяет обязательность чтения Пятикнижия на иврите со свитка Торы: чтения могут быть на латыни, на греческом и на любом другом языке, причем как греческий текст можно использовать Септуагинту или одобренный раввинами перевод (см. Онкелос и Аквила). Вместе с тем эта новелла запрещает толкование Библии при помощи Мишны, которая, как утверждает новелла, не имеет Божественного происхождения и способна лишь ввести верующих в заблуждение.

Раввинские интерпретации укореняют ошибочные убеждения, в частности, неверие в существование ангелов и Страшного суда (это ошибочное утверждение, по-видимому, является результатом смешения раввинистических учений с более ранними самаритянскими верованиями). Будучи верховным арбитром в вопросах христианской ортодоксии, византийский император Юстиниан I считал себя верховным арбитром также и в вопросах иудаизма, который был единственной легальной нехристианской религией в империи. Степень вмешательства Юстиниана I в синагогальную литургию неясна, однако очевидно, что он стремился внедрить христианский взгляд на то, каким должен быть иудаизм и каковы должны быть его священные тексты.

Юстиниану I приписывается также запрет на празднование Песаха, если он выпадает перед христианской Пасхой. В правление Юстиниана I в Эрец-Исраэль произошло несколько выступлений против византийской власти. В 529 г. Юстиниан I жестоко подавил попытки самаритян создать свое царство, а в 556 г. посланные в Кесарию войска усмирили разразившиеся там антихристианские беспорядки, в ходе которых самаритяне и евреи сожгли несколько церквей.

КЕЭ, том: 10.
Кол.: 876–877.
Издано: 2001.


41-44 — Юстиниан I – краткая биография

41. Личность Юстиниана и Феодоры

Первым замечательным государем Византийской империи и родоначальником внутренних её порядков был Юстиниан I Великий (527‑565), который прославил свое царствование удачными войнами и завоеваниями на Западе (см. Вандальская война 533-534) и доставил окончательное торжество христианству в своем государстве. Преемники Феодосия Великого на Востоке за немногими исключениями были люди малоспособные. Императорский престол достался Юстиниану после его дяди Юстина, который в юности пришел в столицу простым деревенским мальчиком и поступил в военную службу, дослужился на ней до самых высших чинов, а потом сделался императором. Юстин был человек грубый и необразованный, но бережливый и энергичный, так что передал своему племяннику империю в сравнительно хорошем состоянии.

Происходя сам из простого звания (и даже из славянской семьи), Юстиниан женился на дочери одного смотрителя над дикими зверями в цирке, Феодоре, которая прежде была танцовщицей и вела легкомысленный образ жизни. Она оказывала впоследствии большое влияние на своего мужа, отличаясь выдающимся умом, но вместе с тем и ненасытным властолюбием. Сам Юстиниан тоже был человек властолюбивый и энергичный, любил славу и роскошь, стремился к грандиозным целям. Оба они отличались большим внешним благочестием, но Юстиниан склонялся несколько к монофизитству. При них придворная пышность достигла наивысшего развития; Феодора, коронованная императрицей и даже сделавшаяся соправительницей своего мужа, требовала, чтобы в торжественных случаях высшие должностные лица империи прикладывались губами к её ноге.

Юстиниан украсил Константинополь многими великолепными постройками, из которых громкую известность получил храм святой Софии с небывалым дотоле по громадности своей куполом и замечательными мозаичными изображениями. (В 1453 г. турки обратили этот храм в мечеть). Во внутренней политике Юстиниан держался того взгляда, что в империи должна быть одна власть, одна вера, один закон. Нуждаясь в больших денежных средствах для своих войн, построек и придворной роскоши, он ввел множество разных способов увеличения государственных доходов,напр., создавал казенные монополии, устанавливал налоги на жизненные припасы, устраивал принудительные займы и охотно прибегал к конфискации имуществ (особенно у еретиков). Все это истощало силы империи и подрывало материальное благосостояние её населения.

Император Юстиниан со свитой

 

42. Синие и зелёные

Юстиниан не сразу утвердился на престоле. В начале царствования ему пришлось даже выдержать серьезное народное восстание в самой столице. Население Константинополя давно уже увлекалось конскими бегами, как прежде римляне – гладиаторскими играми. В столичный ипподром стекались десятки тысяч зрителей посмотреть на состязания колесниц, и нередко многотысячная толпа пользовалась присутствием императора в ипподроме, чтобы делать настоящие политические демонстрации в форме жалоб или требований, которые тут же и предъявлялись императору. Наиболее популярные кучера на конских ристаниях цирка имели своих поклонников, распадавшихся на партии, которые различались между собою цветами одежды своих любимцев. Двумя главными партиями ипподрома были синие и зеленые, которые враждовали не только из-за кучеров, но и из-за политических вопросов. Юстиниан и особенно Феодора покровительствовали синим; когда-то раньше зеленые отказали ей в просьбе отдать место её отца при цирке второму мужу её матери, и сделавшись императрицею, она мстила за это зеленым. Разные должности как высшие, так и низшие раздавались только синим; синие всячески награждались; им все сходило с рук, что бы они ни сделали.

 

 

Однажды зеленые обратились в ипподроме к Юстиниану с очень настойчивыми представлениями, и когда император отказал, то подняли в городе настоящее восстание, получившее название «Ника», от боевого крика (Νίκα, т. е. побеждай), с которым восставшие, производили нападение на приверженцев правительства. Целая половина города сгорела во время этого возмущения, и восставшие, к которым примкнула также часть синих, даже провозгласили нового императора. Юстиниан собирался спасаться бегством, но был остановлен Феодорой, проявившею большую твердость духа. Она посоветовала мужу бороться и поручить усмирение восставших Велизарию. С готами и герулами, находившимися под его начальством, знаменитый полководец напал на восставших, когда они собрались в ипподроме, и изрубил их около тридцати тысяч человек. Вслед за этим правительство утвердило свое положение многочисленными казнями, ссылками и конфискациями.

Императрица Феодора, жена Юстиниана I

 

43. Corpus juris

Главным делом внутреннего правления Юстиниана было собрание воедино всего римского права, т. е. всех законов, применявшихся судьями, и всех теорий, излагавшихся юристами (juris prudentes) за все времена римской истории. Это громадное дело было совершено целой комиссией юристов, во главе которой был поставлен Трибониан. Уже раньше делались попытки подобного рода, но только Corpus juris Юстиниана, составлявшийся несколько лет, явился действительным сводом римского права, вырабатывавшегося целыми поколениями римского народа. В Corpus juris вошли: 1) систематизированные по содержание постановления прежних императоров («Юстинианов кодекс»), 2) руководство к изучению нрава («Институции») и 3) систематически же изложенные мнения авторитетных юристов, излеченные из их сочинений («Дигесты» или «Пандекты»). К этим трем частям потом прибавился 4) Сборник новых постановлений Юстиниана («Новеллы»), уже большею частью на греческом языке, с латинским переводом. Эта работа, которою завершилось вековое развитие римского права, имеет историческое значение первостепенной важности. Во‑первых, Юстинианово право послужило основою, на которой развилось все византийское законодательство, оказавшее свое влияние и на право народов, которые заимствовали из Византии начала своей гражданственности. Само римское право стало изменяться в Византии под влиянием новых условий жизни, как об этом свидетельствует большое количество новых законов, изданных самим Юстинианом и издававшихся его преемниками. С другой стороны, это измененное римское право начало восприниматься славянами, которые принимали от греков христианство. Во‑вторых, временное обладание Италией после падения в ней остготского владычества дало возможность Юстиниану утвердить и здесь свое законодательство. Оно тем легче могло здесь привиться, что было, так сказать, только перенесено на родную почву, на которой само первоначально возникло. Позднее на Западе римское право в том виде, какой оно получило при Юстиниане, стало изучаться в высших школах и проводиться в жизнь, что и здесь повлекло за собою целый ряд разнообразных следствий.

 

44. Византия в VII веке

Юстиниан придал своему царствованию большой блеск, но при его преемниках снова начались внутренние распри (особенно церковные раздоры) и внешние нашествия. В начале VII в. особою жестокостью прославился император Фока, занявший престол посредством мятежа и начавший царствование умерщвлением своего предшественника (Маврикия) и всего его семейства. После кратковременного правления он сам подвергся подобной же участи, когда против него произошло восстание под начальством Ираклия, которого провозгласили императором возмутившиеся солдаты. Это было временем упадка и правительственной деятельности в Византии. Только блестяще одаренный и энергичный Ираклий (610‑641) некоторыми реформами в управлении и войске на время несколько улучшил внутреннее положение государства, хотя и не все предприятия оказывались удачными (напр., его попытка помирить православных и монофизитов на монофелитстве). Новый период в истории Византии начался лишь с вступлением на престол в начале VIII в. малоазиатской или исаврийской династии.

 

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Викторина по столицам Карибского моря

5 афроамериканских дизайнеров, изменивших моду

Все дело в флаге: восстание Буссы и 200-летняя борьба за прекращение британского правления на Барбадосе

Император Юстиниан, ок.

482-565

Юстиниан I (Флавий Аниций Юстиниан), племянник Юстина I, родился в Таурезий в Иллирии, сын славянского крестьянина, и первоначально был по имени Савватий. Получив образование в Константинополе, в 521 году Юстиниан был назван консулом и в 527 году Юстин провозгласил его соратником по империи. Юстин умер в том же году, и Юстиниан, которого тогда провозгласили единоличным император, был коронован вместе со своей женой Феодорой.

Юстиниану хватило здравого смысла выбрать самых способных генералов, а при Нарсесе и Велизарии его правление, можно сказать, восстановил Римскую империю до ее древних пределов и воссоединил Восточную и Запад. Его первая война (с Персией) закончилась договором, благоприятным для Юстиниан. Но в 532 г. произошли восстания Ника, всплеск политической беспорядки, дошедшие до избрания соперничающего императора.

Юстиниан считал бежали из Константинополя, но благодаря Нарсесу, Велизарию и Феодоре, беспорядки были подавлены (35 000 бунтовщиков были убиты за один день). Через Велизарий, королевство вандалов в Африке, вновь присоединенное к империи и Велизарий и Нарсес восстановили имперскую власть в Риме, Северной Италия и Испания.

За большие деньги Юстиниан построил обширную линию стен. вдоль восточной и юго-восточной границ империи. Но это было как законодатель, что Юстиниан приобрел свою известность. Он собрал и систематизировал все главные императорские статуи. Кодекс , согласно которому все предыдущие императорские постановления были отменены, был опубликован в 529 г. Сочинения юристы были затем опубликованы как

Дайджест из 533. Наконец, в том же году появились Institutiones , систематическое и элементарный трактат о праве. В последующие годы Юстиниан провозгласил несколько новых законов, известных как Novellae . Институты, Дайджест, Кодекс и романы вместе составляют то, что известно как Corpus Juris. Цивилис , Свод гражданского права .

Выбор из институтов Юстиниана здесь, а затем краткий список ресурсов.

* * * *          *

ПРЕДИСЛОВИЕ
Во имя Господа нашего Иисуса Христа .
ИМПЕРАТОР ЦЕЗАРЬ ФЛАВИЙ ЮСТИНИАН, ПОБЕДИТЕЛЬ АЛАМАНОВ, ГОТОВ, ФРАНЦОВ, НЕМЕЦОВ, АНТОВ, АЛАНЫ, ВАНДАЛЫ, АФРИКАНЦЫ, БЛАГОПОЛУЧНЫЕ, СЧАСТЛИВЫЕ, СЛАВНЫЕ, ПОБЕДИТЕЛЬНЫЕ ЗАВОЕВАТЕЛИ, ВЕЧНЫЙ АВГУСТ, МОЛОДЕЖИ ЖЕЛАЮЩИХ ИЗУЧИТЬ ЗАКОН, ПРИВЕТСТВИЕ.
Императорское величие должно быть прославлено не только оружием, но и укреплено законами, чтобы и в мирное, и в военное время государство могло хорошо управляться, и чтобы император мог не только побеждать в поле битвы, но также может всеми законными средствами отражать беззакония людей, которые злоупотребляют законами, и может сразу же религиозно отстаивать справедливость и торжествовать над побежденными врагами.
1. Нашими неустанными трудами и великой заботой, с благословения Божия, мы достигли этой двойной цели. Варварские народы, покоренные нашим игом, знают о наших усилиях на войне; о чем свидетельствуют также Африка и очень многие другие провинции, которые после столь долгого перерыва были возвращены владычеству Рима и нашей империи благодаря нашим победам, достигнутым благодаря милости небес. Кроме того, все нации управляются законами, которые мы либо обнародовали, либо установили.
2. Когда мы упорядочили и привели в совершенную гармонию массу до сих пор беспорядочных имперских конституций, мы затем распространили нашу заботу на бесконечные тома древних законов; и, плывя как бы через середину океана, теперь, по милости небес, завершили дело, в котором мы когда-то отчаивались.
3. Когда по благословению Божию эта задача была выполнена, мы призвали самого именитого тригонца, мастера и бывший квестор нашего дворца вместе с прославленными Феофилом и Дорофеем, профессорами права, все из которых неоднократно доказывали нам свои способности, юридические знания и послушание нашим приказам; и мы специально поручили им составить под нашим руководством и советом институты, чтобы вы могли больше не изучать первые элементы закона из старых и ошибочных источников, но постигать их ясным светом императорской мудрости; и чтобы ваши умы и уши не восприняли ничего, что бесполезно или неуместно, но только то, что достигается на практике. Так что если раньше самые выдающиеся из вас едва ли могли после четырехлетнего обучения читать имперские конституции, то теперь вы, считавшиеся достойными такой чести и счастья, можете начать свое обучение с их чтения. первый и последний уроки познания закона должны исходить для вас из уст императора.
4. Поэтому, когда с помощью того же выдающегося деятеля Трибониана и других прославленных и ученых мужей мы составили пятьдесят книг, называемых Дигестами или Пандектами, в которых собран весь древний закон, мы распорядились, чтобы эти Наставления следует разделить на четыре книги, которые могли бы послужить первыми элементами всей юридической науки.
5. В этих книгах дается краткое изложение древних законов, а также тех, которые, затмеваемые неиспользованием, были вновь вынесены на свет нашей имперской властью.
6. Эти составленные таким образом четыре книги Наставлений из всех Наставлений, оставленных нам древними, и главным образом из комментариев нашего Гая, как из его Наставлений, так и из его Журнала, а также из многих других комментариев, были представлены нам трое ученых мужей, которых мы назвали выше. Мы читали и исследовали их и придали им всю силу наших конституций.
7. Итак, примите с рвением и изучите с веселым усердием эти наши законы и покажите себя людьми с такой ученостью, чтобы вы могли лелеять надежду на то, что вы сможете, когда закончите курс своего юридического изучения, управлять наша империя в различных частях, которые могут быть доверены вашей заботе.
Дано в Константинополе в одиннадцатый день календ декабря, в третьем консульстве императора Юстиниана, каждого августа.

КНИГА ПЕРВАЯ
Справедливость – это постоянное и вечное желание воздать каждому по заслугам.
1. Правоведение есть знание вещей божественных и человеческих; наука о справедливом и несправедливом.
2. Объяснив эти общие термины, мы думаем, что наиболее выгодно начнем наше изложение закона римского народа, если мы пойдем сначала простым и легким путем, а затем перейдем к объяснению частных деталей с величайшей тщательностью и точностью. нэсс. Ибо, если мы с самого начала перегрузим ум изучающего, еще плохо знакомого с предметом и неспособного вынести многого, множеством и разнообразием тем, то произойдет одно из двух: либо он заставит его полностью отказаться от занятий, либо или, после больших трудов, а часто и после большого недоверия к себе (самое частое препятствие на пути юности), мы, наконец, приведем его к тому пункту, к которому, если бы он вел более легкой дорогой, он мог бы, не прилагая больших усилий и не сомневаясь в своих силах, быть проведенным раньше.
3. Принципы закона таковы: жить честно, никому не причинять вреда, каждому воздавать должное.
4. Изучение права делится на две ветви; публичного и частного права. Публичное право относится к правительству Римской империи; частное право, интересы частных лиц. Теперь мы должны рассмотреть последний, который состоит из трех элементов и состоит из предписаний, принадлежащих естественному праву, праву народов и гражданскому праву.

[Источник: Институты Юстиниана , пер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *