Плач слово о полку игореве: Анализ эпизода Плач Ярославны (Слово о полку Игореве) 👍

Плач Ярославны (из поэмы «Каяла» – вольного переложения «Слова о полку Игореве»). Валерий Темнухин

(из поэмы «Каяла» – вольного переложения «Слова о полку Игореве»)

Слышен голос даже на Дунае1
До окраин, горечи полны,
Не кукушки всхлипы долетают –
Ярославны2, Игоря3 жены.

В первый день печального похода,
В тяготах  разлуки и тревог,
Вглядываясь в сумрак небосвода
И немую даль земных дорог,

Рано утром одинокой птицей,
Руки, словно крылья, распластав,
Причитает зорям-багряницам,
Причитает с болью на устах:

«С вольным ветром по речным долинам
В тишину недобрую полей
Полечу в тоске неодолимой
Горьким плачем верности моей.

Стонами кукушки неприметной
Проберусь туда издалека,
Где в кровавой дымке предрассветной
Засверкала грозная река.

А, потом, над ней, Каялой4 тёмной,
Промелькну, хранимая судьбой;
Не крылом коснусь волны бессонной –
Белым шёлком с нитью золотой;

Белым шёлком на моей одежде,

На её крылатых рукавах.
Безоглядно верная надежде,
Поспешу, превозмогая страх.

И, когда увижу поле брани,
Буйных трав растерзанную гладь,
Голос мой, рыдая, не устанет
Князя дорогого окликать.
Там, в поток невзгод бросаясь смело,
Одиноких дум сорву печать;
Милого израненное тело
Стану, как умею, врачевать:

Белым шёлком, смоченным водою,
Кровь на ранах мужу оботру,
И дыханье смерти роковое,
Словно призрак, сгинет на ветру…»

Разгорелась битва утром рано –
На Дону5 мечи обнажены.
А в Путивле6 плачет Ярославна,
Причитает с крепостной стены:

«Ветер, ветер! Что ты поневоле
Налетаешь, преграждая путь?
К дальним грозам отметая горе,
Ласково ладьи качая в море,
Мало в синеве свободно дуть?

Обнимая лёгкими крылами,
Бьёшься против мужа моего:
Всё быстрее гонишь над полями
Тучи стрел на воинов его?

Что ты, повелитель, как в ненастье
Кружишь вихри?
                         И всё круче бой!
…И моя мечта о тихом счастье
В ковылях развеяна тобой…»

На второй день битвы, ранним утром,
Над Путивлем, с крепостной стены,
Голос Ярославны – просит будто:
«Днепр Славутич! Силою полны

Пенятся твои живые воды,
Прорезая даже камень гор7,
В том краю, где волею природы
Диких трав раскинулся простор,

А земля – под властью половецкой.
Ты, всегда бесстрашен и могуч,
В дальний путь с дружиной молодецкой
Уносился от высоких круч

Киева, князей великих града,
И, ладьи качая на волне,
Святослава8, мужниного брата,
Вёл к вершинам славы на войне.

Увлекал вперёд над бездной мрака,
Через тьму препятствий и невзгод
До становищ грозного Кобяка9,
Хана половецкого. И вот

Вмиг волною княжеских клинков
Разметало войско степняков.

Так верни с победой, господин мой,
Мужа на сверкающей волне,
Чтобы, как и прежде, быть любимой,
Будущему радоваться мне;

Чтобы не вставала утром рано,
Не лила потоки горьких слёз;
Чтобы ты под пологом тумана
Все печали за море унёс!»

Третий день грохочет бой неравный
На степной далёкой стороне,
А в Путивле голос Ярославны
Слышен ранним утром на стене:

«Свет мой, Солнце Ясное! Ты трижды
На заре вставало над землёй;
Простирая в сумрак луч надежды
Обещало славу и покой.

Солнце полдня, солнце зорь закатных,
Солнце первой утренней зари!
Проплывая в далях необъятных,
Ласково на землю посмотри;

Приноси тепло и свет любому,
Согревая души красотой.
А теперь сияешь по-иному –
Видно, подменённое судьбой!

Что, владыко, жгучими лучами
Настигаешь храбрые полки;
Тяжкий зной колеблешь над полями,
Точно волны призрачной реки?

Жажда, посильнее вражьей сабли,
Так и ходит, злая, по пятам
В тех полях, где нет воды ни капли,
Где любимый с воинами –
                                      Там

Гневом распалила степь глухую
Русичам  сжимая луки,
                                    ты
Тетиву расслабило тугую –
Стрелам нет ни сил, ни высоты;

Русичам усталым ты всё чаще
Кожаный колчан полупустой,
Стрелы прогибая в нём, скрипящем,
Накрываешь гибельной тоской…»


*****

Нет, не спорить людям с небесами,
Коль друг с другом справиться невмочь!
Заходило страшными волнами
Море смерти, заполняя ночь.

В сумраке густом живое раня,
Смерчем завилась ночная жуть!
Молний в небесах рвануло пламя –
Словно Бог всевидящий перстами
Игорю указывает путь –

Из пучины бед – к степному долу,
И в  раздолье русской стороны;
К золотому отчему престолу
В городе, где ждут вестей с войны

В городе, наследстве Святослава,
Игорю который был вручён,
Где былых побед сияла слава,
Согревая всех своим лучом!


Краткие примечания

  1. Дунай – река, по которой во времена Игорева похода проходила самая дальняя западная граница Киевской Руси; символ воли и простора.
  2. Ярославна – жена князя Игоря, дочь Ярослава «Осмомысла» Галицкого (годы его жизни 1130–1187).
  3. Игорь Святославич – годы жизни 1151-1202; сын Черниговского князя Святослава Ольговича, внук Олега Святославича Черниговского («Гориславича»). С 1179 года ­– князь Новгород-Северский, с 1198 – князь Черниговский.
  4. Каяла – мифическая река, символ глубокого потрясения, жестокого поражения русичей.
  5. Дон – главная река в Половецкой степи; символ ратной победы русских над кочевниками.
  6. Путивль – город в Сумской области Украины. Во времена Игорева похода – пограничная крепость Новгород-Северского княжества на реке Сейме, к югу от Новгорода-Северского по пути в Половецкую землю. В то время в нём княжил старший сын Игоря – Владимир (годы жизни 1170–1212), который ушёл с отцом в поход и попал с ним в плен к хану Кончаку, а затем женился на дочери Кончака и вернулся на Русь. Новгород-Северский – райцентр в современной Черниговской области Украины; как город возник в 1044 году при Ярославе Мудром на месте поселения VII-IX веков славянского племени северян; разорялся половцами в 1068 и 1080 годах; с 1098 года – столица удельного Северского княжества, входившего в состав княжества Черниговского.
  7. камень гор – пороги в низовье Днепра, заселённом в то время половцами.
  8. Святослав (Всеволодович) Киевский – князь (годы жизни ок. 1125–1194), с 1180 года верховный правитель Руси; старший двоюродный брат князей Игоря и Всеволода «Буй Тура», внук Олега «Гориславича»; за год до похода Игоря Святослав в союзе с Рюриком Ростиславичем наголову разгромил половцев.
  9. Кобяк – половецкий хан Кобяк Карлыевич, взятый в плен русскими войсками под предводительством Святослава Всеволодовича Киевского в 1184 году.

© Темнухин Валерий Борисович, 2015


плач Ярославны и исторические реалии

Категория: Герменевтика древнерусской литературы: Сборник 19
Полный текст:

PDF

Автор: А. М. Ранчин
Информация об авторе:

Андрей Михайлович Ранчин — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, ГСП-1, 1-й корпус гуманитарных факультетов, 119991, г. Москва, Россия.

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Ключевые слова: «Слово о полку Игореве», плач Ярославны, образ Вла- димира Игоревича, героический эпос, волшебная сказка, мифопоэтика.
DOI: 10.22455/978-5-9208-0610-9-390-398
Дата публикации: 05.03.2020

Аннотация: В статье рассматриваются причины, по которым Ярославна в своем плаче скорбит по мужу князю Игорю Святославичу, но даже не упоминает о сыне Владимире, который также попал в плен к половцам. Доказывается, что отсутствие упоминания о Владимире не может быть объяснено реальными причинами и не имеет психологической мотивировки. Показано, что эта особенность плача Ярославны объясняется мифопоэтической природой «Слова о полку Игореве». Поражение и пленение Игоря в сказочном коде «Слова» изображается как счастливое возвращение из царства смерти, как воскресение.

Владимир Игоревич, отчасти эквивалентный отцу в сюжете «песни», вслед за Игорем, убегающим из плена, посрамляющий Кончака и словно похищающий невесту из «тридесятого царства», все же не главный герой «Слова». В сюжете волшебной сказки удвоение центрального персонажа невозможно, а потому и Владимиру Игоревичу отводится роль маргинальная. Поэтому мать Ярославна и не оплакивает его.

Список литературы:

1 Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». М.: Аграф, 2000. 608 с.

2 Горский А.А. «Всего еси исполнена земля Русская…»: Личности и ментальность русского средневековья: Очерки. М.: Языки славянской культуры, 2001. 176 с.

3 Демкова Н.С. Проблемы изучения «Слова о полку Игореве» // Демкова Н.С. Средневековая русская литература: Поэтика, интерпретации, источники: Сб. статей. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. С. 33–76.

4 Ипатьевская летопись // ПСРЛ. М.: Языки русской культуры, 1998. Т. 2. 648 с.

5 Ироическая песнь о походе на Половцов удельного князя Новагорода-Се- верского Игоря Святославича . М.: В Сенатской тип., 1800. VIII+46 c.

6 Каган М.Д. Ярославна // Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: в 5 т. СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. Т. 5. С. 295–297.

7 Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой / пер с англ. О.Ю. Чекчурина. СПб.: Питер, 2018. 352 с.

8 Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. М.: Языки русской культуры, 1997. Т. 1. 496 с.

9 Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1969. 168 с.

10 Ранчин А.М. Образы Игоря и Кончака в «Слове о полку Игореве»: структура текста и исторические факты // Россия XXI. 2019. № 2 . С. 110–127.

11 Слово о полку Игореве. Л.: Сов. писатель, 1952. 488 с.

12 Соколова Л.В. Мотив живой и мертвой воды в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. Т. 48. С. 39–47.

13 Соловьев А.В. Восемь заметок о «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ. М.; Л.: Наука, 1964. Т. 20. С. 365–385.

14 <Татищев В. Н.> История Российская с самых древнейших времен собранная и описанная Васильем Никитичем Татищевым. М.: Импера- торский Московский ун-т, 1774. Кн. 3. 530 с.

15 Творогов О.В. На ком были женаты Игорь и Всеволод Святославичи? // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. Т. 46. С. 48–51.

ISSN 1607-6192 (Print)
ISSN 2713-2226 (Online)

 

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons Attribution No Derivatives (С указанием авторства – Без производных) 4.0 Всемирная (CC BY-ND 4.0)

Партнеры

Почему нам хочется плакать? Здесь не смешивают

132 046

Немногие из нас любят плакать. При этом одни могут плакать даже без причины, не говоря уже о свадьбах и крестинах, а другие не помнят, когда в последний раз плакали. Но и плакса, и стоик, плач застает врасплох, настигает как раз тогда, когда надо сохранить лицо, и заставляет чувствовать себя неловко. Почему мы хотим плакать и можем ли мы удержаться от слез?

Почему мы плачем

На первый взгляд ответ очевиден — потому что они счастливы или, наоборот, несчастливы. Но все сложнее. Плач — это естественная эмоциональная реакция на чувства, чаще всего на печаль и боль. «Люди часто плачут по другим причинам, — говорит психолог Стивен Сайдерофф. — Например, когда видят что-то красивое. Человек как бы оттаивает: перестает защищаться и чувствует облегчение. Энергия восстанавливается с помощью органов чувств. Но это лишь одна из причин, почему нам хочется плакать.

Плач может быть средством выживания, говорит нейропсихолог Джоди Делусия: «Когда нам хочется плакать, это указывает на важную потребность». Например, это может означать, что нам чего-то очень не хватает или чего-то слишком много. Или мы просто пытаемся привлечь внимание — исследователи называют это «вторичным преимуществом» плача.

Плач имеет биохимическое назначение. «Он помогает выводить гормоны стресса и токсины из организма», — объясняет Лорен Билсма, исследователь из Университета Южной Флориды в Тампе (США). Плач имеет и социальную функцию: плачущему человеку легче получить поддержку окружающих. Так слезы становятся средством манипуляции — например, с их помощью легче добиться согласия партнера на отпуск или побудить детей окончательно подтянуть оценки по математике.

Если ты не можешь плакать

Иногда слезы неуместны. Сопровождая близкого человека на медицинские процедуры, мы стараемся подбодрить его собственным примером. И когда начальник говорит, что нам отказали в повышении, мы стараемся сохранить достоинство. К тому же слезы всегда указывают на уязвимость. «Эта уязвимость повышает уровень близости в отношениях с другими», — говорит Стивен Сайдерофф. Иногда нежелательное увеличение близости с окружающей средой само по себе заставляет нас чувствовать себя некомфортно.

Что делать со слезами, которые идут, когда хочется плакать? Лорен Билсма советует:

1. Постарайтесь отложить слезы на потом, но не навсегда. Подавление эмоций вредно для нас, поэтому не запрещайте себе быть слабым и не говорите себе не плакать.

2. Постарайтесь отвлечься. Как именно, зависит от вашего характера и обстоятельств. Можно посмотреть забавное видео, а в очереди к врачу — найти журнал и погрузиться в чтение.

3. Если очень хочется плакать, не сопротивляйтесь. Извинись, выйди, найди подходящее место и поплачь там.

Как успокоить плачущего человека?

Лорен Билсма и Стивен Сайдерофф дают четыре совета:

1. Если ничего не делать, человек может плакать еще больше.

2. Постарайтесь оказать поддержку. Какой из них зависит от ситуации и от того, насколько близко вы знаете плачущего человека. Иногда уместнее внимательно и тактично выслушать, чем навязывать объятия.

3. Спросите плачущих людей, как вы можете им помочь. Не думайте, что вы уже знаете, почему они плачут и что им нужно.

4. Тот, кто плачет при большом количестве людей, обычно чувствует себя более неловко, чем тот, кто плачет в компании одного или двух знакомых. Но при этом плачущий в большой компании охотно примет поддержку даже от незнакомцев.

  1. Прочитайте транскрипции плача Ярославны В.И.Стеллецкого и И.И. Козлов. Чем отличаются эти тексты и что в них общего?
  2. Оба являются поэтическими переводами «Слова о полку Игореве». Авторы с уважением относятся к тексту произведения, стремятся передать характер Ярославны, ее любовь к мужу, увидеть в крике выражение всеобщего горя русских женщин в тяжелое для страны время испытаний.

    В то же время следует отметить, что перевод ученого В.И.Стеллецкого ближе, чем поэтический перевод И.И. Любопытно узнать, что именно Стеллецкий защитил докторскую диссертацию по проблемам ритма «Слово о полку Игореве» в 1978 году. Перевод И.И. Он вводит в свою поэтическую систему древнерусский текст. Так, например, Стеллецкий, вслед за памятником, обращается со словами Ярославны к днепровскому Словутичу, барину: «Приложи ко мне свою гармонию, милорд, дабы не посылать мне слёз в море рано!» В тексте Козлова она обращается просто к «Мой славный Днепр», обращение к нему становится более подробным:

    «О, река! подари мне друга — На его волнах береги, Чтоб грустный друг Обнял его скорей; Чтоб я больше не видел во сне Вещих ужасов, Чтоб не посылал ему слёз у синего моря на заре.

    Аранжировка сделана уже в правилах стихосложения, принятых в первой половине XIX в. В аранжировке Коз-лова углубляется любовно-личностное начало. Примечательно, что она посвящена княгине З. Волконская, поэтесса, ведущая музыкально-литературного салона времен А. Пушкина.

  3. Какой образ стремились создать поэты?
  4. Обе стремились создать образ верной, любящей жены, который в совокупности отражал лучшие черты внешности русской женщины. Образ Ярославны близок прекрасным женским образам русского фольклора.

  5. Найти в плаче Ярославны черты, характерные для народной поэзии. Сравните текст «Слова…» и его литературные обработки. Объясните значение фольклорных символов, встречающихся в словах Ярославны.
  6. Прежде всего, это обращение к силам природы за помощью. Основными такими силами, как и в народном творчестве, являются река (море), солнце, ветер. Это традиционные фольклорные символы. Человек, обращаясь к ним, воздает, как правило, похвалу. Ярослав-на делает то же самое. Сам вид плача (оплакивания) происходит из народного творчества. Поскольку плач исполнялся в связи с трагическими событиями в жизни, он имеет очень сильное лирическое начало. И в «Слове…», и в обоих приложениях крик Ярославны глубоко лиричен. Как и во всем тексте «Слова о полку Игореве», в речи героини широко используются устные и поэтические эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Оба поэта передают в своих аранжировках фольклорную лексику. Однако существуют определенные различия в его решении. Так, Стеллецкий, строго следуя словам древнерусского текста, использует прямое сравнение Ярославны с кукушкой, а Козлов использует отрицательное сравнение.

    То не кукушка в темной роще Пироги рано на заре — В Путивле Ярославна плачет Одна на городской стене…

    Сама Ярославна тоже не ассоциирует себя с кукушкой, в ее крике есть элементы романтического стиля (Козлов был поэтом-романтиком): Материал с сайта

    «Я уйду из соснового бора, Я полечу по Дунаю, И в Каджал-бобровой реке Намочу рукав; Я поспешу в родной стан, Где бушевала кровавая битва, Я для князя рану Омою На груди его юной.
  7. Почему Ярославна трижды взывает к разным силам природы?
  8. Это традиционный прием русского фольклора, часто встречающийся в народных сказках, песнях, причитаниях и мольбах. В произведениях устного народного творчества положительный герой после трехкратного обращения к природным или магическим силам получал помощь в самых трудных жизненных ситуациях. Яро-Славна, действующая здесь от всех женщин земли русской, получает такую ​​же помощь — силы природы помогают князю Игорю освободиться из плена.

Для «Слова о полку Игореве» обе, несомненно, значимы. Но это может быть даже не главное. «Слово» — литературное, письменное произведение, во многом зависящее от устной поэзии. И в литературе, и в устном творчестве существуют свои жанровые системы, отнюдь не похожие друг на друга. Поскольку в «Слове» письменное произведение вступило в связь с устной поэзией и тем самым произошло столкновение жанровых систем, жанровая природа «Слова» оказалась неопределенной. В «Слове о полку Игореве», как и в «Слове о гибели земли русской», как и в «Похвале роду рязанских князей», как и в «Похвале Роману Галицкому», мы имеем жанр еще не сложившийся, совершенно новый для русской литературы, нарождающийся жанр, близкий к ораторскому искусству, с одной стороны, и к стенаниям и славе народной поэзии, с другой.

К сожалению, систематическое изучение жанров древнерусской литературы, их происхождения и истории до сих пор не проводилось. Это чрезвычайно затрудняет определение жанра в древнерусской литературе вообще. Невольно мы можем модернизировать жанровые категории, открывать в древнерусской литературе жанры, в ней не существовавшие, упрощать жанровую систему древнерусской литературы и т. д.

Попробуем, все же, проанализировать своеобразную «гибридность» «Слова». и, прежде всего, его жанровые связи с народной поэзией.

Связь «Слова» с произведениями устной народной поэзии ярче всего ощущается в пределах двух наиболее часто упоминаемых в «Слове» жанров: причитаний и песенно-хвалебных «слав», хотя далеко не ограничивается ими. Автор «Слова» буквально приводит «плачи» и «хвалы» в своем творении, и более всего следует им в своем изложении. Их эмоциональная противоположность дает ему ту обширную гамму чувств и перемен настроения, которая так характерна для «Слова» и что само по себе отделяет его от произведений устной народной литературы, где каждое произведение преимущественно подчинено одному жанру и одному настроению.

Автор «Слова» упоминает «Плач» не менее пяти раз: вопль Ярославны, вопль жен русских воинов, павших в походе Игореве, вопль матери Ростислава. Автор «Слова» имеет в виду, когда говорит о стенаниях Киева и Чернигова и всей Русской земли после похода Игорева. Дважды автор «Слова» цитирует сам вопль: вопль Ярославны и вопль русских жен. Много раз он отвлекается от повествования, прибегая к лирическим восклицаниям, столь характерным для плача: «О, Русская земля! Ты уже за шелком! ”; «То было в тебе рати и в тебе плыки, а сити рати не слышно»!; «Зачем нам шуметь, зачем нам звонить рано утром до рассвета?»; — А Игоря ты не убиваешь храбро?

Близко к плачу и «золотое слово» Святослава, если принять за «золотое слово» только текст «Слова», который завершается упоминанием Владимира Глебовича: «Тяга и тоска сыну Глебову .» «Золотое слово» «со слезами смешано», и Святослав говорит его, обращаясь, как и Ярославна, к отсутствующим — к Игорю и Всеволоду Святославичам. Автор «Слова» как бы мысленно следует за полком Игоря и мысленно его оплакивал, прерывая свое повествование лирическими отступлениями, близкими к плачу: «Спи на поле Ольгиного доброго гнезда. Улетел далеко! Не порождена обидой, ни сокол, ни кречет, ни ты, черная ворона, гнилая половина! «.

Близость «Слова» к плачу особенно сильна в так называемом плаче Ярославны. Автор «Слова» как бы «цитирует» плач Ярославны — он приводит его в более или менее большом отрывке или сочиняет для Ярославны, но в таких формах, которые действительно могли бы принадлежать ей.

Плач русских жен о богатырях Игореве автор «Слова» передает не только как лирическое излияние, но пытается воспроизвести перед читательским воображением сопровождающий его языческий поступок: «За ним щелкнут Карн и Жля, прыгай по Русской земле, шлепай людей в пламенную розу».

Не менее деятельно, чем плач, в «Слове» участвует песнь славы, стоя в ней на противоположном конце сложной шкалы поэтических настроений. С упоминания о славе, воспетой Бояном, начинается «Слово». Слава Игорю, Всеволоду, Владимиру и отряду «Слово». Ее поют Святославу немцы и венецианцы, греки и морава. В Киеве звенит слава, ее поют девушки на Дунае. Он петляет по морю, проходит пространство от Дуная до Киева. Отдельные отрывки из «слав» как бы звучат в «Слове»: и там, где его автор говорит о Бояне, и где он сочиняет образцовую песнь в честь похода Игоря, и в конце «Слова», где возвещает о здравии князья и дружина. Слова славы звучат то тут, то там в обращениях автора «Слова» к русским князьям, в диалоге Игоря с донцами («Князь Игорь, мало величия…»; «О, Донче, есть много величия…»). Наконец, они прямо цитируются в его заключительной части: «Солнце светит на небе, — князь Игорь в земле русской».

Итак, «Слово» очень близко народному плачу и славе (песня хвалебная). А плач и слава часто упоминаются в летописях XII-XIII веков. «Слово» близко к ним и по форме, и по содержанию, но в целом это, конечно, не плач и не слава. Народная поэзия не допускает смешения жанров. Это произведение книжное, но близкое этим жанрам народной поэзии.

Было ли «Слово» единственным произведением, столь близким к народной поэзии, в частности к двум ее видам: плачу и славе? Этот вопрос очень важен для решения вопроса, не противоречит ли «Слово» своей эпохе по своим стилевым и жанровым особенностям.

Со времен, предшествовавших «Слову», до нас не дошло ни одного произведения, которое хоть отчасти напоминало бы «Слово» по своей близости к народной поэзии. Мы можем найти отдельные аналогии «Слову» в деталях, но не в целом. Только после «Слова» мы найдем в древнерусской литературе несколько произведений, в которых мы встречаемся с тем же сочетанием плача и славы, с тем же дружинным духом, с тем же воинским характером, которые позволяют нам соединить их со «Словом» по жанру. характеристики.

Имеются в виду следующие три произведения: Похвала Роману Мстиславичу Галицкому, прочитанная в Ипатьевской летописи под 1201 г., «Слово о гибели Русской земли» и «Похвала Роду Рязанских князей», дошедшая до нас в составе рассказов о Николае Заразском. Все три этих произведения обращены в прошлое, что составляет основу сочетания причитания и восхваления. В каждом из них сочетается книжное начало с духом народной поэзии плача и славы. Каждый из них тесно связан с дружинной средой и дружинным духом воинской чести.

Недавно я проехал 37 000 миль в молитвенном паломничестве по всему миру. Я встречался с Папой, общался с монахами, танцевал с раввинами, ходил по углям и обновлял свою молитвенную жизнь. Я исследовал молитвенные традиции в иудео-христианской верующей семье, включая странных дядей и чокнутых двоюродных братьев, таких как северокорейская церковь и баптистская церковь Вестборо. И одним из первых мест, которые я посетил в своем паломничестве, был Иерусалим, место, где Иисус провел свои последние дни на земле.

Одним из самых известных мест паломничества в Иерусалиме является Стена Плача – огромная каменная поверхность, возле которой практически никогда не прекращается молитва. Посещение Иерусалима было бы неполным без посещения этой стены, однако существует множество мифов и распространенных заблуждений относительно этого священного места. Давайте посмотрим на семь из них:

1. Стена Плача — это ненастоящее имя.

Стена Плача — это просто прозвище, описывающее звуки, которые вы можете услышать, подойдя ближе. Не волнуйтесь, это всего лишь звуки молитвы. Настоящее название этого места Стена Плача.

2. Это не стена, как вы думаете.

Многие думают, что Западная Стена — это одна сторона форта или крепости. На самом деле это всего лишь остатки подпорной стены под Храмовой горой.

3. Стена намного больше, чем можно увидеть сегодня.

Хотите верьте, хотите нет, но этот огромный кусок стены, по которому мы можем подняться, составляет одну восьмую от первоначальной стены. Длина стены составляла примерно 540 метров. Вся стена была очень массивной!

4. Построен не евреями.

Эта стена является подпорной Второй Храм — был построен Иродом Великим в 19 г. до н.э. Ирод был чрезвычайно жестоким человеком, убивавшим раввинов и членов своей семьи, а также чрезвычайно продуктивным и страстным строителем.

Говорят, что на строительстве Западной Стены было задействовано более тысячи рабочих. К сожалению, через несколько десятилетий стена была разрушена. И теперь евреи молятся о восстановлении Третьего Храма .

5. Вокруг этого объекта недвижимости ведутся жаркие споры.

Если вы думаете, что Стена Плача — это место мира и счастья, подумайте еще раз. Три основные религии мира – иудаизм, христианство и ислам – борются за это место уже более тысячи лет. Иерусалим подвергался нападениям более пятидесяти раз.

Каковы случайные шансы, что 540 метров земли на планете Земля являются настоящим полем битвы, где три мировые религии борются буквально за каждый камень?

6. Они не смешиваются.

Если вы планируете посетить стену с парнем/девушкой, супругом или детьми, подумайте еще раз. Мужчины и женщины отделены друг от друга деревянным забором длиной почти 40 метров.

Хорошие новости? Когда празднуется бар-мицва или бат-мицва, разрешается собираться вдоль стены, вставать на стулья и смотреть, что происходит по ту сторону.

7. Это место молитвы не только для евреев.

У Стены Плача есть замечательная традиция: напишите свою молитву на листке бумаги и засуньте его в щель между камнями стены. Регулярно специальный человек собирает все молитвы и хоронит их на Елеонской горе, на кладбище, которому уже 2000 лет. Согласно этой традиции, каждая молитва, написанная таким образом, становится «вечной молитвой». Это очень красивая традиция, и даже Папа Иоанн Павел II вложил свою молитву в трещину этой стены.

Я также положил свою молитву, написанную на маленьком клочке бумаги, в Стену Плача. Я написал одну из самых сильных однословных молитв: Шалом … Адекватного перевода на английский нет ( на русском и других языках тоже — прим. ), но смысл этого слова передать можно как мир, полнота, завершенность, целостность, единство .

Шалом очень нужен на Ближнем Востоке.

Шалом очень нуждается в Иерусалиме.

Шалом лично мне очень нужен.

Князь Игорь Константинович – Добро пожаловать в мой магический театр

Поскольку 17 и 18 июля – 104-я годовщина убийства последней императорской семьи России, я делюсь главой 15 «Печальный юбилей» моей альтернативной истории  И Алексей Жил . Он завершает часть I, «Царь-мальчик».

Галерея изображений следует за главой.

Среди ночи 17 июля Алексей проснулся от резкого, горького чувства, сдавливающего все его существо. Когда он включил прикроватную лампу и посмотрел на маленькие часы, которые Михаил подарил ему на именины в октябре, то увидел, что было чуть больше часа ночи, примерно в то же время, когда его разбудили ровно год назад. Cегодня. Год назад у него все еще были родители, полноценная семья, несколько больше чувство невинности. Разбитая невинность плена была предпочтительнее полностью разрушенной невинности, сошедшей в подвал. Теперь у него не было другого выбора, кроме как вечно жить с образами убитых на его глазах родителей и выстрелов в него самого.

Он сбросил одеяло и встал, почти забыв о том, что на его ногах установлены суппорты. Потратив несколько минут на то, чтобы привыкнуть к темноте, чтобы не споткнуться и не удариться обо что-нибудь, он осторожно обошел комнату и включил все лампы. Он также зажег несколько свечей, хотя предполагалось, что они будут использоваться только в экстренных случаях или в религиозных целях. Даже после того, как вся комната была залита светом, кошмарные образы не прогонялись так легко, как свет прогнал тьму. Он еще видел, как отец берет его на руки и выносит из спальни, из дома, через двор, вниз по лестнице и в подвал, а за ними следуют мать и сестры со своими слугами. Даже две собаки его сестер забрались в подвал. В том катаклизме уцелел только Джой, хотя, если бы Алексей умел ходить, он бы привел туда и свою собаку.

Алексей протопал к мольберту и откупорил баночку с черной краской, не заботясь о том, какой это была краска. Краска была краской, даже несмотря на то, что его новый наставник по рисованию пытался научить его различиям между каждым средством. Затем он нашел самую большую кисть в консервной банке, набитую кистями, погрузил ее в краску и лихорадочно водил ею по холсту. Заполнив примерно половину холста черными завихрениями и полосами, он открыл банку с темно-серой краской, нашел новую кисть и добавил к картине немного другой цвет. Оставалось еще немного места, поэтому он нашел максимально темный красный цвет и маниакально ткнул кистью в белые места. Когда он провел капающей кистью по всему дну холста, его горло сжалось, и он начал учащенно дышать.

Надеясь открыть окна для свежего воздуха, он хотел встать, но был парализован на месте. Он чувствовал свои ноги, но не мог заставить их двигаться. Его руки дрожали, когда он закатывал штанины пижамы и нащупывал пряжки на правом суппорте. Это тоже не увенчалось успехом, так как его пальцы слишком сильно тряслись, чтобы выполнять какие-либо действия с мелкой моторикой.

«Что здесь происходит?» — спросил Михаил. «Почему так много огней горит посреди ночи? Я услышал странные звуки и пошел на разведку, думая, что это мог быть грызун».

Алексей открыл рот, чтобы ответить, но в горле пересохло, а язык так же парализован, как и ноги. Он изо всех сил пытался поднять руку и указать на календарь.

Взгляд Михаила смягчился. — Прошел год с тех пор, как вы потеряли родителей, не так ли?

Алексей мог только кивнуть.

«Что ты рисуешь? Это намного мрачнее и абстрактнее, чем все, что я когда-либо видел, как ты рисуешь». Михаил посмотрел вниз и увидел закатанные штанины своего племянника. «Вы пытались снять суппорты? Вы добились слишком большого прогресса, чтобы вдруг все изменить сейчас.

«Это подвал». Он едва успел произнести эти слова. «Если я изложу это на бумаге, это может навсегда покинуть мой разум».

Михаил подошел к племяннику, встал рядом с ним на колени и заключил его в свои объятия. «Эти воспоминания будут жить так же долго, как и ты. Вы не можете выкинуть их из головы, раскрашивая, рисуя, лепя их или описывая о них. Если бы я мог, я бы засунул все твои плохие воспоминания в запечатанный железный ящик и выбросил его на дно океана, но память так не работает. Мы должны жить со всеми нашими воспоминаниями, как хорошими, так и плохими, всю нашу жизнь. Мы не можем просто вспомнить счастливые времена. Уродливые воспоминания являются частью того, кто мы есть, и формируют из нас людей, которыми мы становимся».

«Но у меня больше плохих воспоминаний, чем у большинства людей. Не только подвал, но и все те времена, когда я чуть не умер перед этим. Почему я не мог умереть с родителями в подвале или сколько-нибудь раз до этого? Мне никогда не суждено было долго жить. Бог должен был забрать меня задолго до этого, чтобы мне не пришлось стать заключенным и быть расстрелянным так много раз».

«Мы не можем понять причину, по которой Бог оставил вас в живых так долго, несмотря на вашу болезнь. Может быть, это значит, что Бог действительно хочет, чтобы ты стал царем, и предназначил тебе великие дела, о которых ты даже не подозреваешь. Михаил отпустил племянника и встал. — Если хочешь, я проведу остаток ночи здесь, так что тебе будет лучше, если тебе приснится еще один кошмар. Утром будет особая панихида по твоим родителям.

«В дворцовой часовне?»

«Это в соборе Святой Екатерины, так как мы ожидаем очень большое количество людей. Ты же можешь ходить туда и обратно без костылей, не так ли? Слава богу, ты больше не тень самого себя, какой была, когда произошло все это безумие. Возможно, более длительная прогулка, чем обычно, поможет восстановить силы».

«Думаю, я смогу пройти это расстояние, хотя я предпочитаю молиться в Дворцовой капелле и Федоровском соборе, если мне придется покинуть территорию дворца».

«Я бы не заставлял тебя идти такое расстояние, если бы не думал, что ты сможешь это сделать. Мы никогда по-настоящему не понимаем, на что способны, пока не окажемся прямо в данный момент. Границы человеческого существа — это то, что мы никогда не сможем понять, как бы они нас ни изумляли».

Алексей топал обратно в постель, а Михаил ходил выключая свет и гася свечи. Перед тем, как Михаил погасил свет, он повернул мольберт, на случай, если этот образ еще больше напугает его племянника, когда он проснется.

— Ты мой любимый дядя, Дядя Миша, — сказал Алексей после того, как Михаил закрыл дверь и лег в постель. «Бьюсь об заклад, другие мои дяди подумали бы, что я ребенок, если бы я попросил их провести со мной остаток ночи. Мне почти пятнадцать».

«Вы не можете знать наверняка, пока не спросите их, но я не могу представить, чтобы кто-нибудь, член семьи или нет, добровольно взялся за эту работу». Михаил похлопал племянника по плечу. — А теперь попробуй снова заснуть и прибереги все свои силы и эмоции для панихиды.

2

К счастью, Михаил решил поехать в собор Святой Екатерины на одном из своих роскошных автомобилей, вместо того, чтобы идти пешком. Никому не хотелось идти пешком, когда можно было ехать, тем более что эта церковь была не так близко, как Федоровский собор, поэтому Михаил взял свои темно-зеленые «Чалмеры» и два «Пежо». Сестры Алексея и их мужья поедут на «пежо», а все остальные на изысканных чалмерах.

— Твой дядя вечно за рулем засыпает, — сказала Наталья, садясь в машину. «Если я не ткну его в ребра, когда он заснет, он упадет в канаву или перевернется посреди дороги».

— Я не буду спать, когда мой собственный племянник будет пассажиром, — сказал Михаил. «Как я мог рисковать жизнью нашей единственной надежды на будущее? Это было бы так лицемерно, после того, как я так строго следил за его здоровьем.

«Вы засыпаете независимо от того, кто в машине и куда вы едете. Действия значат больше, чем слова.» Наталья потянулась к своей почти трехмесячной малышке Вере, когда ее передала английская гувернантка.

Во время короткой поездки к церкви Алексей сидел между своими двоюродными братьями и смотрел на проносившиеся пейзажи. Он всегда любил кататься на машинах, водить свой игрушечный «Мерседес-Бенц» и машины своего отца. Было ужасно снова получить запрет на вождение, но, по крайней мере, Михаил не запретил ему быть пассажиром. Пока он был в машине, он мог попытаться жить опосредованно через водителя и притвориться, что он был за рулем. Когда он станет старше, у него может быть хорошая коллекция автомобилей, как у Михаила, из далеких мест, таких как Италия, Франция, Англия и Америка. Возможно, когда пройдет еще несколько лет, он сможет приобрести немецкие автомобили. Табу на что-либо и кого-либо немецкое должно было в конце концов рассеяться.

Михаил остановил машину возле церкви и выпустил Наталью, прежде чем открыть пассажирские двери. Обычная толпа толпилась вокруг, ожидая, когда хоть мельком появится их правящая семья. Алексей взял дядю за другую руку и остался рядом с ним, пока они шли сквозь толпу в церковь, хотя люди все еще тянулись к ним, чтобы прикоснуться к ним и благословлять.

— Веди себя прилично, — рявкнул Михаил в церкви. «Мой племянник и я не цирковые животные, на которых можно пялиться. Мы нормальные люди, а не только регент и царь».

Пока толпа отвлеклась, разглядывая трех явно ожидающих сестер Алексея, Михаил нашел племяннику кресло рядом с иконостасом. К тому времени, когда все вошли в церковь, Михаил, Наталья и Владимир закрыли вид на сидящего царя-мальчика, и никто не понял.

Священник начал читать заупокойные молитвы и размахивать кадилом. Как всегда, Алексей не мог заставить себя следовать за ним или ответить. Хотя он все еще верил в Бога, Бог, в которого он верил, умер в подвале вместе с его родителями. Вернуться к той невинной, чересчур благочестивой вере было невозможно. Он знал слишком много и не мог притворяться, что все было по-прежнему. Даже его тетя-монахиня Элла не восстановила в точности ту веру, которая была у нее до плена.

— Не хватайся за края стула слишком сильно, — прошептал Михаил. «Вы не хотите ушибить руки или пальцы».

Алексей вспомнил образы своих родителей в более счастливые дни, на Штандарт , в Ливадии, просмотр фильмов и слайд-шоу субботними вечерами дома, как они предстали на картинке внутри его яйца Фаберже. Затем вернулись уродливые, ненавистные образы шокированных лиц его родителей сразу после того, как злобный главарь вынес смертный приговор его отцу, как они выглядели, когда вражеские пули вошли в их тела и мгновенно убили их, их безжизненные, окровавленные тела лежали на полу. на полу подвала, когда густая дымка оружейного дыма плыла по комнате, и его сестры кричали. Никто не пришел утешить его во время схватки, как его сестры утешали друг друга. Он был совершенно один в этом кресле, безжизненное тело его отца рухнуло перед ним, безжизненное тело его матери в стороне, и никто не мог поддержать его в его угрожающие последние минуты. Только отсрочка Ангела Смерти в последнюю минуту спасла его от могилы.

Алексей встал со стула и обнял дядю, когда последние слова молитвы за умерших наполнили воздух. Он закрыл глаза, пытаясь отогнать густые серые тучи, грозившие разорваться, но безрезультатно. Они все еще сочились из-под его век, так что рубашка его дяди должна была сильно промокнуть.

«Почему последний год не мог быть кошмаром? Я не должен был так потерять своих родителей, и я не хочу быть царем в таком юном возрасте».

— С тобой все будет в порядке, что бы сейчас ни творилось в твоем уме и сердце, — успокоил его Михаил. «Я всегда буду поддерживать тебя и давать тебе всю любовь, защиту и нормальность, которые твои родители больше не могут обеспечить. У тебя есть я и твои сестры, с которыми можно скорбеть, и мы никогда не бросим тебя».

«Мои сестры бросили меня в подвале. Никто из них не подошел, чтобы взять меня за руку, обнять или что-то в этом роде. Они знали, что я слишком болен, чтобы двигаться, и заботились только о себе».

«Не обижайся на них за это. Кто мог здраво мыслить в такой ужасной ситуации? Ты, наверное, тоже не соображал.

«Я был слишком напуган, чтобы что-то сделать. По крайней мере, я никогда не кричал и не плакал. Я бы хотел, чтобы я не позволял себе сейчас быть таким эмоциональным. Вы, должно быть, думаете, что я совсем ребенок».

Михаил погладил племянника по каштановым волосам. — Я же сказал тебе, что здесь нечего стыдиться. Это грустная годовщина, и даже если бы это был просто еще один день, мужчинам позволено плакать».

«Ты действительно считаешь меня мужчиной?»

«Неважно, насколько ты молод, я не думаю, что кто-то может отрицать, что ты стал мужчиной в душе. Люди могут считать тебя своим мальчиком-царем, но для меня и для всех членов нашей семьи ты более настоящий мужчина, чем другие люди твоего возраста. Твое сердце обладает особой зрелостью и чувствительностью, которые не достаются никому, и эти драгоценные качества помогут тебе стать великим царем, как они сделали тебя таким особенным юношей».

****************************************

Убит 17 июля 1918 г.:

Царь Николай II (Николай Александрович), рожд. 6/18 мая 1868

Императрица Александра Федоровна, урожд. Ольга Николаевна, 3/15 ноября 1895 г.р.

Великая княгиня Татьяна Николаевна, 29 г.р.Май/11 июня 1897 г.

Гранд -герцог Мария Николайевна, родилась 14/27 июня 1899 г.

Гранд -герцогина Анастасия Николайевна, родился 5/18 июня 1901

Тесаревич Алекси НИКЛАЙ.

Боткин доктор Евгений Сергеевич, рожд. 27 мая/8 июня 1865 г.

Демидова Анна Степановна (фрейлина), рожд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *