Юлиан отступник: Юлиан Отступник

ЮЛИАН ОТСТУПНИК • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. О. Никишин

ЮЛИА́Н ОТСТУ́ПНИК (лат. Iulianus Apos­tata; Flavius Claudius Iulianus), Фла­вий Клав­дий Юлиан (Юли­ан II) (331/332, Кон­стан­ти­но­поль – 26.6.363, Ма­ран­га), рим. им­пе­ра­тор (361–363) из ди­на­стии Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го. По­след­ний рим. им­пе­ра­тор-языч­ник, ри­тор и фи­ло­соф. Сын Юлия Кон­стан­ция, бра­та Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, и его вто­рой же­ны Ва­си­ли­ны. Мать Ю. О. умер­ла на 1-м го­ду его жиз­ни, отец – на 6-м. Ю. О. вос­пи­ты­вал­ся в хри­сти­ан­ском ду­хе епи­ско­пом-ариа­ни­ном Ев­се­ви­ем Ни­ко­ме­дий­ским. Од­на­ко оп­ре­де­ляю­щее влия­ние на ду­хов­ное раз­ви­тие бу­ду­ще­го им­пе­ра­то­ра ока­зал по­чи­та­тель эл­лин­ской куль­ту­ры Мар­доний, бла­го­да­ря ко­то­ро­му Ю. О. уже в юно­сти стал рев­но­ст­ным при­вер­жен­цем язы­че­ст­ва и стра­ст­ным по­клон­ни­ком нео­пла­то­низ­ма. Двою­род­ный брат Ю. О., имп. Кон­стан­ций II, бу­ду­чи без­дет­ным, ре­шил сде­лать его сво­им на­след­ни­ком. В 355 он же­нил Ю. О. на сво­ей се­ст­ре Еле­не и на­пра­вил в Гал­лию для управ­ле­ния и за­щи­ты этой об­лас­ти от на­па­де­ний вар­ва­ров. В 357–358 Ю. О. раз­гро­мил пле­ме­на але­ман­нов, фран­ков и ха­ма­вов, по­сле че­го от­бро­сил их за Рейн. Бли­ста­тель­ные по­бе­ды сде­ла­ли Ю. О. чрез­вы­чай­но по­пу­ляр­ным в вой­сках. Ю. О. про­вёл в Гал­лии ряд адм. и фи­нан­со­вых ре­форм, чем сни­скал под­держ­ку ме­ст­но­го на­се­ле­ния. В 360 вой­ска про­воз­гла­си­ли его им­пе­ра­то­ром. До меж­до­усоб­ной вой­ны де­ло не дош­ло: в но­яб. 361 Кон­стан­ций II не­ожи­дан­но умер и Ю. О. взо­шёл на пре­стол. Об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, та­лант­ли­вый пи­са­тель, спо­соб­ный пол­ко­во­дец и ад­ми­ни­ст­ра­тор, Ю. О. на­чал пре­об­ра­зо­ва­ния: со­кра­тил при­двор­ный штат, очи­стив его от не­угод­ных ему лиц, уре­зал рас­хо­ды на со­дер­жа­ние имп. дво­ра. Ре­гу­ляр­но сни­жал на­ло­ги и про­щал не­до­им­ки, а так­же ре­ор­га­ни­зо­вал поч­ту и дея­тель­но спо­соб­ст­во­вал вос­ста­нов­ле­нию го­род­ской жиз­ни. Од­на­ко гл. де­лом его жиз­ни ста­ла рес­тав­ра­ция язы­че­ст­ва.

В февр. 362 Ю. О. опуб­ли­ко­вал эдикт о ве­ро­тер­пи­мо­сти, ко­то­рый вос­ста­нав­ли­вал за­пре­щён­ные пре­ж­де куль­ты и пред­пи­сы­вал вер­нуть вновь от­кры­тым языч. хра­мам не­ко­гда кон­фи­ско­ван­ные у них зем­ли и др. иму­ще­ст­во, а так­же про­воз­гла­шал ам­ни­стию всех хри­сти­ан­ских сек­тан­тов: им­пе­ра­тор на­де­ял­ся раз­жечь сре­ди хри­сти­ан внутр. вра­ж­ду. Сле­дую­щий эдикт то­го же го­да за­пре­щал хри­стиа­нам за­ни­мать гражд. и во­ен. долж­но­сти, а так­же пре­по­да­вать в му­ни­ци­паль­ных шко­лах фи­ло­со­фию, грам­ма­ти­ку и ри­то­ри­ку. Ни­ка­ких го­не­ний, каз­ней и ссы­лок (за ис­клю­че­ни­ем алек­сан­д­рий­ско­го по­гро­ма в дек. 361) при Ю. О. не бы­ло. Опи­ра­ясь на под­держ­ку пред­ста­ви­те­лей языч. ин­тел­ли­ген­ции, им­пе­ра­тор-не­оп­ла­то­ник стре­мил­ся при­дать тра­диц. языч. куль­там этич. ха­рак­тер. Кро­ме то­го, он пы­тал­ся соз­дать сво­его ро­да языч. цер­ковь, что­бы про­ти­во­пос­та­вить её хри­сти­ан­ской. Ю. О. ввёл в языч. хра­мах пе­ние и про­по­ве­ди, за не­со­блю­де­ние ре­лиг. тре­бо­ва­ний при­хо­жа­нам гро­зи­ли от­лу­че­ние и на­ло­же­ние по­кая­ния. Сам Ю. О. за­нял пост вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка и пе­дан­тич­но вы­пол­нял пред­пи­са­ния языч. об­ря­дов (в цен­тре его ре­лиг. ми­ро­воз­зре­ния на­хо­дил­ся культ Солн­ца). Од­на­ко ан­ти­хри­сти­ан­ская по­ли­ти­ка Ю. О. не име­ла под со­бой проч­ной со­ци­аль­ной ба­зы, то­гда как хри­сти­ан­ская Цер­ковь в то вре­мя уже пред­став­ля­ла со­бой до­воль­но мощ­ную по­ли­тич. и идео­ло­гич. си­лу. По­это­му по­пыт­ки Ю. О. реа­ни­ми­ро­вать языч. ре­ли­гию и свя­зан­ную с ней сис­те­му цен­но­стей по­тер­пе­ли крах. 26.6.363 Ю. О. в воз­рас­те 32 лет по­лу­чил смер­тель­ное ра­не­ние в бит­ве при Ма­ран­ге во вре­мя по­хо­да про­тив пер­сов и вско­ре умер. Ю. О. по­хо­ро­ни­ли в Тар­се; впо­след­ст­вии его ос­тан­ки бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль и за­хо­ро­не­ны в ц. Свя­тых Апо­сто­лов в пур­пур­ном сар­ко­фа­ге, но без от­пе­ва­ния, как ос­тан­ки от­ступ­ни­ка. По­сле смер­ти Ю. О. все его ан­ти­хри­сти­ан­ские по­ста­нов­ле­ния бы­ли от­ме­не­ны.

отступник или поборник веры? — Лехаим

1690 лет назад, 17 ноября 331 года, родился Флавий Клавдий Юлиан, известный также в истории христианства как Юлиан Отступник. Он стал последним языческим римским императором, ритором и философом.

У ИСТОКОВ НОВОЙ ЭПОХИ

После разгрома императором Адрианом в 135 году новой эры Второго иудейского восстания на евреев Римской империи обрушились жестокие гонения.

Перестал существовать священный Иерусалим — средоточие еврейской духовности, на развалинах которого был возведен военный город Элия Капитолина, посвященный Юпитеру Капитолийскому. Сурово каралось исполнение древних ритуалов — обрезания, празднования субботы и даже изучения Торы.

После смерти Адриана преследования евреев немного ослабли, хотя полностью не прекращались никогда. Этому в немалой степени способствовало возникновение нового религиозного учения, вышедшего из еврейской среды, но достаточно быстро обозначившего себя вне духовных рамок иудаизма. Новой религией, стремительно завоевывавшей сторонников, стало христианство, которому иудаизм уступил первенство вследствие своего этноцентризма и строгой ритуальной замкнутости.

Римские правители, не без оснований усматривавшие в христианстве угрозу своей власти, базировавшейся на традиционном почитании языческих богов, щедрых храмовых жертвоприношениях, обожествлении императоров, главное направление карательных действий сосредоточили на повсеместном подавлении проявлений нового культа. В условиях постоянно ухудшающегося социального положения активная деятельность христианских проповедников, обещавших скорое наступление царства Б-жия, их стоическая готовность к самопожертвованию вызывали широкий отклик среди простых людей огромной империи.

Что касается иудаизма, который к началу IV века являлся одной из официальных религий, хотя и неохотно признаваемой, он неожиданно получил краткую передышку, позволившую отчасти залечить глубокие раны предыдущих лет. К тому времени в столице империи жила довольно многочисленная еврейская община, имевшая практически в каждом районе города синагогу, и все они носили собственное, порой достаточно причудливое название.

С приходом к власти Константина Великого, провозгласившего христианство государственной религией, в империи стали постепенно вводиться строгие меры, призванные ограничить свободное отправление иудейских духовных обрядов. Так, евреям воспрещалось совершать обрезание своих рабов и даже просто иметь рабов-христиан, распространять, в ущерб христианству, свое вероучение, сооружать новые синагоги и т.д. Официальные документы того времени запестрели многочисленными антиеврейскими постановлениями. При этом следует заметить, что император Константин, несмотря на постоянные декларации, так и не сумел до конца порвать с язычеством: его статуям оказывали божественные почести, а на монетах продолжали чеканить изображения Юпитера, Марса и Геркулеса.

Тем не менее именно Константин сумел разглядеть в популярной у народа новой религии мощную организующую силу, которую он умело направил в русло укрепления собственной неограниченной власти и далеко идущих политических расчетов. Крестившись лишь на смертном одре, да и то не по католическому, а по арианскому обряду, Константин передал трон своему сыну Констанцию, в правление которого были окончательно упразднены языческие культы, а наряду с этим запрещены браки евреев с неевреями.

Будучи по характеру жестоким и чрезвычайно подозрительным монархом, Констанций последовательно уничтожил всех родственников, имевших мало-мальски легитимные права на престол, пощадив лишь юного кузена Юлиана, так как не усматривал в нем угрозу своей власти. Последовавшие далее события показали, что он фатально ошибался.

 

НА ПУТИ К ВЕРШИНЕ

Флавий Клавдий Юлиан провел очень неспокойное детство. В новой столице империи Константинополе на троне сидел убийца его отца и других родственников, которому ничего не стоило расправиться с беспомощным ребенком. Пожалуй, Юлиана спасло лишь то, что в раннем возрасте он был отправлен в Каппадокию. Здесь, в провинции, отрезанный от мира, под строгим надзором приставленных к нему императорских осведомителей, он должен был ревностно изучать священные книги христиан. Обладая редким природным умом, любознательностью и цепкой памятью, Юлиан блестяще усваивал самые сложные тексты, а во время богослужений наизусть цитировал значительные фрагменты текстов Священного Писания.

Юлиан Отступник среди сектантов. Художник Эдвард Армитидж, 1875 год

Стремление к постижению разнообразных религиозно-философских систем у юноши было столь велико, что ему удалось добиться милостивого согласия императора на поездку в Афины, где еще можно было послушать выдающихся ораторов и ученых, тонких знатоков Гомера и Платона, глубоких мыслителей и интеллектуалов. В Афинах Юлиану довелось познакомиться с Григорием Назианским, сделавшимся впоследствии одним из самых авторитетных христианских богословов и оставившим подробное описание внешности будущего императора. В живописном портрете, вышедшем из-под пера Григория, Юлиан выглядит неуравновешенным, рефлексирующим шутом, с явными признаками душевной болезни, из чего следует, что великий богослов писал эти строки уже в период реставрации антихристианских акций в Риме.

Очутившись на просторах Эллады, Юлиан с жадностью вдыхал напоенный свободой приморский воздух древних Афин, охотно посещал театральные постановки произведений знаменитых трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, всей сутью своей сознавая, как покидает душу навязанное ему с детства христианское мироощущение, уступая место прежним, отринутым и растоптанным идеалам античного мира. Таким образом, внешне позиционируя полную приверженность христианским ценностям, особенно в присутствии императорских ищеек, и ревностно исполняя все предписанные ритуалы, Юлиан втайне вернулся к столь дорогому его сердцу языческому политеизму. Изображая себя безобидным книжником, эдаким кабинетным ученым, собирателем древних рукописей, он в действительности уже активно размышлял о поддержке «ушедшей в подполье» языческой оппозиции.

Когда Юлиану исполнилось 24 года, его жизнь внезапно резко изменилась. Император Констанций отозвал его из Афин и назначил командующим войсками в Галлии, где в тот период сложилась непростая политическая ситуация. Констанций не сомневался в том, что его молодой кузен, не имея ни малейшего опыта военных действий, в этих суровых местах бесславно сложит голову и таким образом, естественным путем, разрешит последнюю династическую проблему. Народ поймет, что только их христолюбивый император способен успешно бороться с врагами. Однако вопреки этим коварным расчетам Юлиан блестяще справился с поставленными задачами и нанес варварам ряд серьезных поражений.

В походах Юлиан, подобно великому Цезарю, носил обыкновенный плащ, вместе с легионерами ел грубую солдатскую пищу, в обращении был уважителен и прост, а в битвах бесстрашен — он всегда находился в первых рядах. Желая усыпить бдительность сделавшегося очень популярным в армии кузена, монарх женил его на своей дочери, а когда через несколько лет та неожиданно умерла, публично обвинил Юлиана в преднамеренном убийстве. Впрочем, к тому времени все обвинения, идущие из Константинополя, уже не могли поколебать огромную любовь и уважение, которые молодой полководец сумел приобрести в армии.

В июле 361 года северные легионы провозгласили Юлиана императором. Констанций попытался было бороться, но положение его было безнадежным. Не выдержав обрушившихся на него потрясений, он вскоре скончался. Власть, практически без борьбы, перешла в руки Юлиана.

 

АПОСТАТ

Если роскошный дворец Констанция буквально кишел многочисленной разномастной челядью, то трезвомыслящий, умеренный в своих потребностях Юлиан предпочел вернуть империю к древним римским традициям, отказавшись от помпезных азиатских излишеств. Значительно сократив безмерно раздутый штат чиновников, новый император восстановил исконные полномочия сената, а с целью возрождения культуры эллинизма пригласил во дворец много риторов, философов и ученых. Хоругви с монограммами Христа, которые Констанций в обязательном порядке ввел в армии, Юлиан заменил штандартами, посвященными непобедимому солнцу — Гелиосу. Христиан он вообще удалил из армии, публично объявив, что военное дело противоречит духу евангельских заповедей.

Портрет Юлиана. Художник Джованни Баттиста де’Кавальери, 1583 год

Некоторые, не слишком усердные в вере сановники поспешили заявить, что были крещены насильно и желают вернуться к духовным обычаям предков. К таким людям Юлиан относился весьма скептически, хотя и сам прошел через подобное.

Почти сразу же по прибытии в Константинополь император издал знаменитый эдикт о веротерпимости, согласно которому полностью отменялись преследования за поклонение древним богам, а все языческие храмы подлежали восстановлению. В то же время христианство лишалось государственных дотаций, превращаясь в одну из обыкновенных религий. Кроме того, отменялся введенный Констанцием дополнительный налог на иудеев.

Еще один серьезный шаг на пути возвращения страны к прежним ценностям Юлиан предпринял 17 июня 362 года, когда издал новый эдикт, запрещающий христианам преподавание языческой словесности. Этим указом император жестко ограничивал апологетов новой религии в их влиянии на подрастающее поколение. В то же время в данном вопросе политика монарха оставалась хитрой и дипломатичной. С одной стороны, он вроде как не препятствовал христианским учителям в их деятельности, но тут же пояснял, что, поскольку изучение Гомера и Геродота расходится с мировоззрением христиан, им лучше идти в свои храмы, растолковывая там писания Матфея и Луки.

Обеспечив равноправие всех религиозных конфессий, Юлиан гарантировал евреям соблюдение их прав наряду с другими народами империи. Помимо официальных постановлений император не преминул выразить свою особую симпатию еврейскому народу, поддерживая оживленную переписку с их духовным главой Гиллелем Вторым, в которой величал его своим другом и братом, а также обещал всемерную помощь и иные милости.

Известный римский историк, современник и соратник императора Аммиан Марцеллин отмечал: «…он задумал восстановить славный некогда иерусалимский Храм, не жалея для этого никаких расходов». Некоторые исследователи выражают уверенность в том, что попытки восстановления Храма начались немедленно после утверждения соответствующего указа, но что-то помешало их осуществлению. Согласно сообщению Аммиана Марцеллина, данные работы были поручены бывшему вице-префекту Британии Алипию, но «…языки пламени, вырывавшиеся… близ фундамента, сделали это место недоступным». Озвученная маститым историком версия срыва работ современными учеными воспринимается скептически, но иное объяснение так и не было найдено.

В своих сочинениях, касающихся анализа текстов Священного Писания, частично сохранившихся в трудах Кирилла Александрийского, Юлиан обнаруживает блестящее знание предмета и оценивает иудаизм выше христианства, хотя и ниже язычества. Тем не менее вряд ли стоит особенно обольщаться реверансами императора в отношении еврейства, поскольку вся эта ласкающая риторика преследовала единственную цель — унижение ненавидимого им христианства.

Многочисленные противники Юлиана дали ему прозвище Отступник, по-гречески Апостат, что могло означать Отпадший, Бунтующий против Бога и веры.

В начале 362 года, во время смотра императорской гвардии, была предпринята попытка покушения на монарха, после чего Юлиан приказал казнить двух христиан, несмотря на то, что их причастность к этой акции не была доказана.

Что же противопоставил Юлиан новому монотеистическому сознанию, вышедшему из недр иудаизма и повсеместно захватившему умы? Верховным божеством император провозгласил солнце, которое согревает мир, являясь средоточием красоты и целостности, одним словом совершенства. Искусственные элитарные изыски Юлиана были бесконечно далеки от восприятия их на уровне массового понимания. Божество императора не сделалось божеством народа, к тому времени уже глубоко впитавшего простую и понятную концепцию страдающего за людей богочеловека христиан. В своих мучительных, порой хаотических исканиях Юлиан пытался выстроить веру, способную противостоять христианству. Он наивно полагал, что все люди в душе своей являются солнцепоклонниками, хотя и не осознают это. В действительности солнечный культ Юлиана представлялся не религией, а причудливым синтезом интеллектуальных концепций позднеантичных философов Плотина, Порфирия и Ямвлиха. Подобные построения императора входили в вопиющее противоречие не только с идеями апологетов христианства или иудаизма, но и с традиционным многополярным язычеством. Мнение христианской оппозиции на враждебные деяния императора выразил отправленный им в ссылку александрийский епископ Афанасий, сказав: «Удалимся на время. Это только облачко, оно скоро пройдет».

Впрочем, одержимость монарха в решении поставленной утопической задачи, возможно, и могла бы привести к кратковременным брожениям в религиозном сознании народа, но этого не случилось, так как через два года после вступления на престол, во время персидского похода, Юлиан погиб. Его преемники немедленно возвратили христианству прежнее господствующее положение в стране.

Существует распространенное мнение, что антихристианская деятельность Юлиана была благотворна для иудаизма и активно поощрялась и поддерживалась еврейскими кругами империи. Такие рассуждения представляются глубоким заблуждением, так как победившее язычество несомненно развернуло бы жестокие гонения не только против христианства, но и против его альма-матер — иудаизма. Лучшие умы еврейского народа это хорошо понимали.

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 708)

Джулиан | Римский император | Британика

Джулиан

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
331 или 332
Умер:
26 июня 363 г. или 27 июня 363 г. Ктесифон Месопотамия
Должность/Офис:
император (361-363), Римская империя
Роль в:
Битва при Ктесифоне

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Юлиан , имя Юлиан Отступник , латынь Юлиан Отступник , первоначальное имя Флавий Клавдий Юлиан , (род. 331/332 н. император с 361 по 363 год нашей эры, племянник Константина Великого, известный ученый и военачальник, провозглашенный своими войсками императором. Заклятый враг христианства, он публично объявил о своем переходе в язычество в 361 г., за что получил прозвище «Отступник».

Молодость

Юлиан был младшим сыном Юлия Констанция, сводного брата Константина I (Великого) и его второй жены Василины. В 337 г., когда Юлиану было пять лет, его двоюродный брат (третий сын Константина I), которого также звали Констанций, стал императором на Востоке как Констанций II, а в 350 г., со смертью его брата Константа I, единственным законным императором (хотя там были два узурпатора, которые не были свергнуты до 353 г.). Армия, решившая иметь в качестве преемников только сыновей Константина I, убила других возможных претендентов. Констанций II приказал убить отца Юлиана в 337 г. или сразу после него, а старший брат Юлиана был убит в 341 г. Базилина умерла вскоре после рождения Юлиана, который, таким образом, рано остался сиротой. Вместе со своим выжившим сводным братом Галлом, который был на семь лет старше его, он воспитывался в безвестности, сначала у Евсевия, арианского епископа Никомедии в Вифинии, а затем в отдаленном имении Макелла в Каппадокии. По протекции Евсевии, жены Констанция II, Юлиана в возрасте 19 лет., было разрешено продолжить образование сначала в Комо, а затем в Греции. В 351 г. он обратился в языческий неоплатонизм, недавно «реформированный» Ямвлихом, и был посвящен в теургию Максимом Эфесским.

Его внешность так описывает его современник и соратник Аммиан Марцеллин:

Он был среднего роста, волосы у него были мягкие, как будто расчесанные, борода жесткая и заостренная. Его глаза были прекрасными и блестящими, что свидетельствовало о ловкости его ума. У него были красивые брови, прямой нос, довольно большой рот с отвисшей нижней губой. Шея у него была толстая и слегка изогнутая, плечи широкие и большие. С головы до ног он был хорошо сложен, поэтому был сильным и хорошим бегуном.

Его статуя в Лувре в целом подтверждает это описание, изображая его коренастым, довольно застенчивым на вид философом.

Викторина «Британника»

История: правда или вымысел?

Прикоснитесь к истории, поскольку эта викторина выясняет прошлое. Узнайте, кто на самом деле изобрел подвижную литеру, кого Уинстон Черчилль называл «мама», и когда раздался первый звуковой удар.

Свобода Юлиана в студенческие годы оказала на него сильное влияние и гарантировала, что впервые за столетие будущий император станет культурным человеком. Он учился в Пергаме, в Эфесе, а затем в Афинах. Он принял культ Непокоренного Солнца.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

О том, что его литературный талант был значителен, свидетельствуют его сохранившиеся произведения, большинство из которых иллюстрируют его глубокую любовь к эллинской культуре. Юлиан был крещен и воспитан как христианин, но, хотя он внешне соответствовал, пока не стал верховным, христианство в своем официальном обличье означало для него религию тех, кто убил его отца, его брата и многих его родственников и, как такой, вряд ли похвалить себя к нему.

Гораздо большее утешение он находил в своих философских рассуждениях. Эту реакцию иногда защищали как естественную, но эксцентричную. Это, конечно, было естественно, но было бы неправильным толкованием века думать, что Юлиан был единственным, кто предпочел эллинизм христианству. Общество, и особенно образованное общество, в котором Юлиан чувствовал себя как дома, на самом деле все еще было в значительной степени, если не преимущественно, языческим. Даже епископы гордились своей греческой культурой; никто не гордился экзотической вырожденностью и расточительностью двора Констанция. Неудивительно, что аскетизм, целомудрие и энтузиазм Юлиана по отношению к греческому наследию нашли сочувственный отклик у многих подданных его двоюродного брата.

Восхождение к превосходству

В 351 г. Констанций II, встревоженный смертью своего брата Константа и последующими беспорядками на Западе, назначил Галла своим цезарем; то есть в качестве его помощника и возможного преемника. Галл потерпел неудачу и был казнен близ Полы (ныне Пула, Хорватия) в 354 г. Констанций, снова нуждавшийся в кесаре для собственного дома, после долгих колебаний вызвал Юлиана из Греции, откуда последний прибыл «еще в студенческом платье. ” 6 ноября 355 года, в возрасте 23 лет, он был должным образом провозглашен и возведен в сан цезаря, честь, которую он принял с оправданными предчувствиями. Император отдал Юлиану в жены свою сестру Елену. Она умерла после пяти лет брака — судьба их потомства, если таковая имеется, неизвестна. Юлиана сразу же отправили в Галлию, где он показал себя решительным и успешным полководцем. Он победил и изгнал алеманнов и франков, подвиги, которые вызвали зависть Констанция, который держал Юлиана без средств и находился под тайным наблюдением. В 360 г., когда Юлиан зимовал в Париже, император потребовал несколько своих лучших войск, якобы для службы на Востоке, но на самом деле, чтобы ослабить Юлиана. После этого армия Юлиана приветствовала его как Августа. Это, естественно, привело Констанция в ярость, и он отказался от каких-либо уступок.

Юлиан, понимая, что война между ним и Констанцием теперь неизбежна, решил действовать первым. Но прежде чем могло произойти столкновение, Констанций умер близ Тарса (ноябрь 361 г.), на смертном одре приняв неизбежное, завещав империю Юлиану.

Римская империя | Определение, история, период времени, карта и факты

Римская империя

Все СМИ

Дата:
27 г. до н.э. — 476
Основные события:
Битва у Мильвийского моста Битва в Тевтобургском лесу Классическая древность Битва при Мурсе Антонины
Ключевые люди:
Август Константин I Тиберий Адриан Диоклетиан
Похожие темы:
Сенат Стена адриана Антонин Уолл Таблица Пейтингера Пон-дю-Гар
Похожие места:
Соединенное Королевство Германия Франция Саудовская Аравия Израиль

Просмотреть весь связанный контент →

Римская империя , древняя империя с центром в городе Риме, которая была основана в 27 г. до н. э. после упадка Римской республики и продолжалась до последнего заката империи Запада в 5 веке н. Далее следует краткое описание Римской империи. Для полной трактовки

см. Древний Рим.

Взгляните на остатки Римской империи в Колизее, Римском форуме и на Аппиевой дороге

Просмотреть все видео к этой статье

Узнайте, как тактика и дисциплина римской армии позволили Римской империи расшириться и устоять

Посмотреть все видео к этой статье

Период беспорядков и гражданских войн в I веке до н.э. ознаменовал собой переход Рима от республики к империи. Этот период охватил карьеру Юлия Цезаря, который в конечном итоге взял на себя полную власть над Римом в качестве его диктатора. После его убийства в 44 г. до н. э. правил триумвират Марка Антония, Лепида и Октавиана, племянника Цезаря. Вскоре Октавиан начал войну против Антония в Северной Африке и после победы при Акции (31 г. до н. э.) был коронован первым римским императором Августом. Его правление с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э. отличалось стабильностью и миром.

Август установил форму правления, известную как принципат, которая объединила некоторые элементы республики с традиционными полномочиями монархии. Сенат по-прежнему функционировал, хотя Август, как принцепс, или первый гражданин, по-прежнему контролировал правительство. Смерть подорвала его попытки выбрать себе преемника. У него не было сына, и его племянник Марцелл, его зять Агриппа и его внуки Гай и Луций умерли раньше него. В конце концов он выбрал Тиберия, потомка ультрааристократического рода Клавдиев, и в 4 г. н. э. усыновил его.

Викторина «Британника»

Римская империя

В каком году пришел конец Римской империи? На скольких холмах был построен Рим? От Юлия Цезаря до легендарных основателей города-государства — проверьте свои знания о Древнем Риме в этой викторине.

Тиберий (годы правления 14–37) стал первым преемником династии Юлиев-Клавдиев и правил как способный администратор, но жестокий тиран.

Его внучатый племянник Калигула (37–41) правил как абсолютист, его короткое правление было наполнено безрассудными тратами, жестокими убийствами и унижением Сената. Клавдий (41–54) централизовал государственные финансы в императорском дворе, тем самым добившись быстрых успехов в организации имперской бюрократии, но был безжалостен по отношению к сенаторам и всадникам. Нерон (54–68) на несколько лет передал управление способным советникам, но затем заявил о себе как о порочном деспоте. Он положил конец династии, став первым императором, пострадавшим от Damnatio Memoriae : его правление было официально вычеркнуто из записей по приказу Сената.

После войны за наследство Веспасиан стал императором, и была основана династия Флавиев. Его правление (69–79) было отмечено реорганизацией армии, сделавшей ее более лояльной и профессиональной; за его расширение членского состава Сената, привлечение администраторов с чувством служения; за его повышение и систематизацию налогообложения; и за укрепление им границ империи (хотя новых территорий было добавлено немного).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *