Философия сократа платона и аристотеля кратко: Лекция «Философия Сократа, Платона, Аристотеля»

Лекция «Философия Сократа, Платона, Аристотеля»

Античная этика.

Сократ «Я знаю, что ничего не знаю». Познай себя. Этапы пробуждения души.

Платон Добродетели души, идеи и идеалы, о счастье и о любви.

Аристотель «Счастье – деятельность души, руководимая добродетелями»

 

  • Этапы пробуждения души
  • О Идеях и Идеалах
  • О Счастье и Любви

 

Сократ — величайший философ, благодаря которому философия обратилась к познанию человека. Бродяга, проведший свою жизнь на площадях и базарах Афин. Человек, которого Аполлон провозгласил мудрейшим из людей. Преступник, казненный по доносу своих сограждан, которые потом поставили ему памятник. Учитель, воспитавший целую плеяду учеников — основателей философских школ, но заявлявший, что знает только, что ничего не знает. Живой парадокс — человек, схожий с изваянием безобразного сатира, скрывающего в себе золотую фигурку божества, как описал его один из друзей.

Сократ считал, что мудрость заключена не в глубоких познаниях, а в следовании даймону — внутреннему голосу, голосу души, совести. Он не навязывал истину, а помогал ученикам найти ее самим в собственной душе. Встреча с Сократом становилась для человека встречей с самим собой. Его простые вопросы до сих пор заставляют нас переосмысливать свою жизнь и именно поэтому оказываются безумно сложными. Все мы, конечно же, стремимся к познанию истины, но часто предпочитаем более комфортное заблуждение и компромисс со своими недостатками. Легче рассуждать, чем сделать усилие, измениться. Сократ показал, что знание — плод усилия не столько интеллектуального, сколько нравственного.

Илья Барабаш

Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

Высшая мудрость — различать добро и зло.

Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.

Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.

Поменьше думайте о Сократе, но главным образом — об истине.

Удивление есть начало всякой мудрости.

Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!

Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к Богам.

Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.

Я знаю только то, что ничего не знаю.

 

Платон считается одним из величайших представителей античной философии. Он объединил в своем учении идеи двух своих великих предшественников: Пифагора и Сократа. У пифагорейцев он воспринял искусство математики и идею создания философской школы, которую он воплотил в своей Академии в Афинах. У Сократа Платон научился сомнению, иронии и искусству беседы.

Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет. Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочетать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.

Рекомендуем почитать статьи на нашем сайте:

    • Платон
    • Биография Платона
    • Философия Платона
    • Академия в Афинах
    • Платон. Произведения
      • Платон о душе
      • О началах человеческой души
      • Образ души-колесницы
      • Символ пещеры
      • Платон о Красоте и о любви
      • Об Эроте как образе философа
      • Знание как припоминание
      • Обучение в Академии Платона
      • Философия совместной жизни
      • Философский образ жизни

Статьи в журнале «Человек без границ»:
А. Мусулин Учение Платона о душе
Х. А. Ливрага Пирамидальная система
Е. Косолобова Золотая лестница Красоты

Литература по теме:
Платон «Пир» (скачать zip-архив, 170 Кб)

Платон «Государство» (скачать zip-архив, 347 Кб)
Платон «Диалоги» (скачать zip-архив, 653 Кб)
Платон «Тимей» (скачать (zip-архив, 160 Кб)). Платон «Собрание сочинений в 4-х томах» — М.: «Мысль», 1994 г. Диалоги: «Апология Сократа», «Пир», «Государство», «Федр», «Федон» (скачать «Апологию Сократа» zip-архив, 30,7 Кб)
В. Ф Асмус «Платон». — М.: «Мысль», 1969 г.
П. Адо «Что такое античная философия?». — М.: «Издательство гуманитарной литературы», 1999 г.
Р. Брамбо «Философы древней Греции»
Т. Гомперц «Греческие мыслители». Серия: Классическая философская мысль
А. Ф. Лосев, Тахо-Годи «Платон». — М.: «Молодая гвардия» (ЖЗЛ), 1994 г.
А. Ф. Лосев «Платон и Аристотель». — М.: «Молодая гвардия» (ЖЗЛ), 1994 г.
М. Мамардашвили «Лекции по античной философии». — М.: 1999 г.
А. Н. Чанышев «Курс лекций по древней философии: Учебное пособие для философских факультетов и отделений университетов». — М.: «Высшая школа», 1981 г.

курс_философия_для_жизни_от_теории_к_практике

7.Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.

Философия Сократа

Сократ (около 470-399 гг. до н. э.), который утверждал, что степень обоснованности различных мнений выявляется в процессе обсуждения, диалога. Беседуя и споря, люди высказывают об одной и той же вещи различные мнения, которые каждому по отдельности кажутся истинными, но в диалоге относительность мнений становится явной. Однако выяснение относительности мнений не является окончательным итогом диалога. Следующий шаг состоит в том, чтобы собеседники, исходя из разнообразия своих взглядов, преодолели разногласия и пришли к наиболее приемлемому мнению.

Свой метод преодоления такого рода мнений, метод «порождения» все более обоснованных мнений Сократ называл словом «диалектика «. Своим девизом он избрал фразу «Познай себя». Его знаменитые слова «я знаю, что ничего не знаю», — не ирония признанного мудреца, а принципиальная позиция. Этой фразой он утверждал, что преодолел в себе наивную веру в непогрешимость собственного мнения и готов при помощи своих собеседников углублять свое понимание того или иного вопроса. Сократа просили многие быть его учениками, однако он всем отказывал, но никогда не отказывал в беседе или диалоге с кем-либо.

В этике Сократ занимал позицию, которую сегодня называют «этическим рационализмом», то есть разумным обоснованием этических норм. Счастлив может быть лишь тот человек, который соблюдает свое достоинство (добродетель), а для этого нужно верно понять, в чем оно состоит. Каждый человек стремится к благу, однако благо может пониматься по-разному. Это не означает, что все понимания блага равноценны.

Когда человек ведет себя недостойно, он все равно делает это ради стремления к благу, однако его понимание блага, вероятно, не получило достаточного развития в общении с другими людьми. Мнения о благе различаются степенью их разумной обоснованности и согласованности с мнениями других людей, и степень эта выявляется в диалоге. Однако современники не понимали его ироничных рассуждений. Демократический суд, состоявший из пятисот человек, после долгого обсуждения, в котором участвовал и сам Сократ, решил казнить филосо¬фа за неуважение к существующим богам. Сократа обязали выпить кубок отравы, приготовленной из ядовитого растения. В течение многих дней до исполнения приговора друзья уговаривали Сократа сбежать, однако он не сделал этого, посчитав такой поступок недостойным, ведь приговор был вынесен демократическим путем, в результате диалога, а значит, сбежав, Сократ изменил бы своим убеждениям.

Философия Платона

В числе тех, кто считал себя учеником Сократа, был Платон (428/427 до н. э. — 348/347) — один из крупнейших философов Древней Греции. В отличие от Сократа, он не только не отказывался учить других, но даже основал школу в Афинах, которую прозвали Академией.

Он разработал учение об идеях. Идеи это прообразы, сущности и гипотезы вещей, предел, к которому вещи стремятся в своем становлении. Все вещи в мире изменчивы, текучи, пребывают в непрестанном становлении, ни одна вещь не повторяет другую и даже сама от себя отличается в разные моменты времени. Тем не менее мы способны распознавать вещи, относить их к определенным видам. Таким образом, идея выступает принципом осмысления вещи, благодаря которому текучая реальность не расплывается перед нашим взором в бесформенную массу, но представляется в виде множества определенных вещей.

Человек способен постигать идеи в их единстве и раздельности благодаря диалектике. Диалектикой Платон называл умение ставить вопросы и давать ответы, различать и обобщать. Диалектика — это умение рассуждать, мыслить логически. Благодаря диалектике наши знания достигают предельно возможной для человеческого ума ис¬тинности.

Платон критиковал все реально существовавшие формы государственного устройства, видя в них лишь отдаленные подобия идеального государства. Государство возникает потому, что люди поодиночке не могут удовлетворить всех своих потребностей. По мнению Платона, в идеальном обществе должны быть три сословия: философы, воины и работники. Цель человеческой жизни Платон видел в нравственном воспитании и очищении, он ориентировал на достижение этой цели всю организацию общественной жизни.

Философия Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) считал себя учеником Платона. Критикуя своего учителя, он возражал против вынесения идей в особый, высший мир и, значит, удвоения мира. У всякой вещи и всякого движения и изменения есть свои причины. Все многообразие причин Аристотель сводил к четырем: 1) форма, или сущность, 2) материя, или субстрат, 3) начало движения, 4) цель.

Аристотель классифицировал науки и выделил следующие знания: теоретические (философия, математика и физика), практические (этика и политика) и созидательные (искусства, ремесла, прикладные науки). Знания, по его убеждению, тем ценнее, чем более далеки они от утилитарных целей. Созерцательная жизнь, чуждая коры¬столюбию, посвященная познанию, истине — наилучший образ жизни, ведущий к божественному блаженству. По сравнению с философией, познающей первоначала, «все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше — нет ни одной». Цель человеческих стремлений — блаженство. Причем Аристотель имел в виду бла¬женство в «земной» жизни

Государство, по Аристотелю, возникает в силу естественных причин: государственная власть может принадлежать одному, немногим или многим. Она может употребляться на благо всего общества или только обладателей власти. Соответственно этим критериям Аристотель выделяет шесть форм политического устройства. Если люди, стоящие у власти, стремятся к благу всего общества, то образуются правильные формы государства: 1) монархия, 2) аристократия, 3) полития. Если властвующие стремятся только к своей корысти, то образуются формы, уклоняющиеся от правильных: 4) тирания, 5) олигархия, 6) демократия. В любом случае наилучшим видом государственного устройства будет «тот, в котором управление сосредоточено в руках наилучших».

Большая тройка греческой философии: Сократ, Платон и Аристотель.

Страсть

Стивен Майкл Пердью 2 комментария

Древнегреческая философия возникла в 6 веке до н.э. и просуществовала в течение эллинистического периода (323 г. до н.э. – 30 г. до н.э.). Греческая философия охватывает абсолютно огромное количество тем, включая: политическую философию, этику, метафизику, онтологию (учение о природе бытия, становления, существования или реальности), логику, биологию, риторику и эстетику (раздел философии, занимающийся искусство, красота и вкус). Греческая философия известна своим неоспоримым влиянием на западную мысль. Хотя греческие философы существовали до их рождения, Сократ, Платон и Аристотель — единственные трое, на которых стоит сосредоточиться в этот период.

Сократ, родившийся в Афинах в 470 г. до н.э., часто считается одним из основателей западной философии. Облако тайны, окружающее его жизнь и философские взгляды, наводит на мысль о проблеме; проблема настолько велика, что ей дали имя: проблема Сократа. Поскольку он не писал философских текстов, все знания, относящиеся к нему, полностью зависят от сочинений других людей того периода времени. Работы Платона, Ксенофонта, Аристотеля и Аристофана содержат все известные сведения об этой загадочной фигуре. Его самый большой вклад в философию — метод Сократа. Метод Сократа определяется как форма исследования и обсуждения между людьми, основанная на том, чтобы задавать вопросы и отвечать на них, чтобы прояснить идеи. Этот метод осуществляется путем задавания вопроса за вопросом с целью выявления противоречий в мыслях человека, направляя его / ее к твердому, обоснованному выводу. Принцип, лежащий в основе метода Сократа, заключается в том, что люди учатся, используя рассуждения и логику; в конечном итоге обнаруживая дыры в своих собственных теориях, а затем латая их.

Платон, ученик Сократа, тоже окружен тайной. Его день рождения приходится на период между 428 и 423 годами до нашей эры. Он известен как основатель Академии в Афинах, первого высшего учебного заведения в западном мире. Мой любимый вклад Платона в философию, на котором я собираюсь сосредоточиться, — это Теория форм. Эта теория была создана для решения двух проблем: этической и постоянства и изменения. Этическая проблема заключается в следующем: как люди могут жить полноценной жизнью в постоянно меняющемся мире, если все, что у них есть, можно легко отнять? Проблема, связанная с постоянством и изменением, заключается в следующем: как мир может казаться одновременно постоянным и изменяющимся? Мир, который мы воспринимаем с помощью органов чувств, кажется, постоянно меняется — и это довольно ясное наблюдение. Мир, который мы воспринимаем через разум, кажется постоянным и неизменным. Какой воспринимаемый мир более реален? Почему мы видим два разных мира?

Чтобы найти решение этих проблем, Платон разделил мир на две части: материальное, или физическое, царство и трансцендентное, или ментальное, царство форм. У нас есть доступ к царству форм через разум, что дает нам доступ к неизменному миру. Этот конкретный мир неуязвим для болей и изменений материального мира. Платон считает, что, отделив наши души от материального мира и наших тел и развивая нашу способность заботиться о формах, мы обретем ценность, которая не поддается изменению. Это решает этическую проблему. Разделение существования на две сферы также приводит нас к решению проблемы постоянства и изменения. Наш разум воспринимает другой мир, с другими объектами, чем наши чувства. Изменяется материальный мир, воспринимаемый органами чувств. Это царство форм, воспринимаемых умом, является постоянным.

Аристотель, ученик Платона, жил с 384 г. до н.э. по 322 г. до н.э. В восемнадцать лет он поступил в Академию Платона в Афинах и оставался там до тридцати семи лет. Там он оттачивал свои таланты познания мира. В своем понимании мира он написал свою теорию универсалий, которую я нахожу чрезвычайно интригующей. Проблема универсалий — это вопрос о том, существуют ли свойства, и если да, то какие именно. Чтобы избежать путаницы, универсалия — это метафизический термин, описывающий, что общего у отдельных вещей, сосредотачиваясь исключительно на характеристиках или качествах. Его теория утверждает, что универсалии существуют только там, где они конкретизированы (концепция невозможности существования свойства, которым не обладает какой-либо объект). Проще говоря, он считает, что универсалии существуют только в вещах, никогда отдельно от вещей, в чем он отличается от своего учителя Платона. Аристотель считает, что всеобщее тождественно в каждом из своих случаев. Все круглые вещи подобны тем, что во всем есть одно и то же общее, характерное.

Эти трое заложили основы многих верований остального западного мира. Такие философы, как Джон Локер и Декарт, используют теории, выдвинутые этими блестящими умами, в своих работах. Мне очень интересно прочитать ваше мнение, особенно о теории Платона.

ссылки:
http://www.iep.utm.edu/plato/
http://www.iep.utm.edu/aristotl/
http://www. mrdowling.com/701-socrates.html
http://www.history.com/topics/ancient-history/socrates

Сократ, Платон и Аристотель: большая тройка греческой философии

Обновлено: 22-12-2021

Этика для чайников

Исследовать книгу Купить на Amazon

Большая часть западной философии основана на мыслях и учениях Сократа, Платона и Аристотеля. Вы не можете начать изучение мировой философии, не упомянув об этих парнях: Большой тройке древнегреческих философов.

Сократ: афинский философ на углу улицы

Сократ был философом большого города в древних Афинах. Обвиненный и осужденный за развращение молодежи, его единственным настоящим преступлением было смущение и раздражение ряда важных людей. Его наказанием была смерть.

Известная цитата: «Неизученная жизнь не стоит того, чтобы жить».

Сократ не писал книг; он просто любил задавать наводящие, а иногда и унизительные вопросы, что и породило знаменитый сократовский метод обучения. Этот уличный философ сделал карьеру, разоблачая напыщенных болтунов.

Платон: философ, который станет королем

Аристократический человек с большим количеством денег и превосходным телосложением, Платон в свое время выиграл два приза как борец чемпионата. На самом деле, настоящее (и малоизвестное) имя этого человека было Аристокл; Платон был просто прозвищем, данным ему его друзьями, первоначальный оттенок которого указывал на его широкие плечи.

Платон стал увлеченным и талантливым учеником Сократа и написал знаменитые диалоги, в которых его учитель словесно боролся с противниками. Наш борец верил в предсуществование и бессмертие души, считая, что жизнь есть не что иное, как заточение души в теле. В дополнение к физическому миру существует небесное царство большей реальности, состоящее из Форм, Идеалов или Идей (таких как Равенство, Справедливость, Человечность и т. д.).

Его главное достижение: он написал знаменитый трактат (Республика) об идеальном обществе, в котором он выразил мысль, что королем из всех людей должен быть философ (большой сюрприз!).

Аристотель: долгий путь к золотой середине

Аристотель был лучшим учеником Платона. Он стал очень хорошо оплачиваемым наставником — возможно, самым высокооплачиваемым философом в истории — Александра Македонского. Аристотель основал свою собственную философскую школу, когда ему было 50 лет. Хотя он прожил еще всего десять лет, он выпустил почти тысячу книг и брошюр, лишь немногие из которых сохранились.

Этого великого мыслителя называли перипатетиком философом (peripateo означает «гулять»), потому что он любил читать лекции своим ученикам во время прогулки. Другую группу философов называли стоиками , потому что они предпочитали сидеть на крыльце ( стоа ), когда дули на ветер.

Ключевой темой мысли Аристотеля является то, что счастье является целью жизни. Аристотель был гораздо менее потусторонним, чем Платон. Он добровольно отправился в изгнание из Афин, когда условия стали для него несколько политически опасными, по его словам, «чтобы Афины дважды не согрешили против философии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *