355 – Юлиан Отступник – кратко
Сыновья Константина ссорились между собою, но в общем держались по отношению к язычеству политики своего отца. В 353 г. арианину Констанцию удалось восстановить единодержавие, но для управления Галлией, куда постоянно прорывались германцы, он назначил себе помощника в лице своего двоюродного брата, цезаря Юлиана, который незадолго до смерти Констанция сам был провозглашен своими войсками императором. Свое управление Галлией Юлиан ознаменовал блестящими победами над германскими племенами (франками и аллеманами), но сделавшись императором (361–363), он все свои усилия направил на восстановление язычества. Воспитанный против собственного желания в новой вере, он поспешил ее оставить, получив за это отпадение название Отступника (Апостата). С ранней юности Юлиан с увлечением занимался греческой философией и литературой и вынес из этих занятий глубокую преданность эллинизму. У него были хорошие языческие учителя (между ними афинский ритор
Проникнутый идеями новой религиозной философии язычества, Юлиан относился к христианству враждебно, видя в нем нечто опасное для всей эллинской культуры и для римского государства. Не предпринимая прямого гонения на христиан, которое шло бы вразрез с его идеалистическим настроением, Юлиан старался, однако, возвратить язычеству его прежнее положение, восстановлял закрытые храмы, приносил официальные жертвы, назначать на государственные должности язычников, лишал христиан права преподавания, поощрял ариан против православных и разные полемические сочинения против новой веры. Но усилия императора не могли увенчаться успехом, потому что язычество утратило всякую жизненность. Правда, романтически настроенный император хотел вдохнуть в него новый дух, но, в сущности, все старания как его самого, так и его единомышленников приводили к одному – к заимствованию в самом же христианстве принципов для обновления язычества. Неоплатонизм, который с самого начала был проникнут духом синкретизма, уже выработал свою языческую богословскую систему, которую язычники хотели противопоставить христианству, и Юлиан хлопотал теперь о том, чтобы жрецы превратились в наставников нравственности: он даже хотел дать им общую организацию, подобную христианскому клиру. Среди своих попыток пересоздать язычество Юлиан вынужден был предпринять поход против персов, во время которого был убит. Его последние слова, говорят, были: «Ты победил, Галилеянин!».
Юлиан Отступник: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ
Ребенком он случайно избежал гибели, когда вся его семья была уничтожена в ходе разгоревшейся после смерти его дяди, императора Константина, борьбы за трон. В юности Юлиан Отступник получил христианское воспитание под руководством Евсевия (тогдашнего епископа Никомедии), однако позднее увлекся греческой языческой философией. В 355 г. император Констанций назначил Юлиана Отступника наместником Галлии, где он выказал незаурядный административный и военный талант, отразив вторжение германцев и укрепив управленческий аппарат провинции. В 360 г., получив приказ передислоцироваться на восток для участия в кампании Констанция против Персии, легионы, находившиеся под командованием Юлиана Отступника, восстали и провозгласили его императором. Когда в следующем году Констанций неожиданно умер, Юлиан Отступник стал правителем Римской империи.
В христианстве, которое в течение одного поколения превратилось из гонимой секты в официальную и воинствующую религию, Юлиан Отступник не только видел губительную болезнь, подрывающую устои государства, но и испытывал глубокое отвращение к христианскому вероучению и морали. Оппозиция Юлиана Отступника к христианству выразилась как в издании им эдикта о веротерпимости, так и в основании языческого культа, в котором он служил верховным жрецом (понтифекс максимус). Юлиан Отступник принял постановления, регулирующие поведение и образ жизни языческих жрецов, сформулировал этические нормы языческой веры и наложил запрет на ряд книг, содержащих нападки на язычество. Полемические сочинения Юлиана Отступника против христианства обнаруживают глубокое знание Библии и Нового завета.
Юлиан Отступник рассматривает еврейский монотеизм в двух аспектах. Во-первых, он указывает, что христианская вера в божественность Иисуса несовместима с Библией, которая признает только одного Бога. Во-вторых, он пытается представить иудаизм как одну из языческих вер с тем, чтобы противопоставить христианство всем принятым религиозным верованиям. Поэтому он доказывает, что евреи — избранный народ их Бога, который является местным национальным божеством и в этом отношении ничем не отличается от богов других земель и городов. Вместе с тем нетерпимость евреев к другим богам и соблюдение ими субботы вызывают у Юлиана Отступника неудовольствие.
Он сравнивает сюжеты книги Бытия с эпосом Гомера и космогонией Платона и доказывает, что языческая идея божества стоит выше иудаистической концепции. Подтверждение этому он видит в еврейской истории, изобилующей эпохами порабощения, а также в том, что евреи, сравнительно с их численностью, дали очень мало великих полководцев, философов, ученых, юристов, врачей, музыкантов и т. п.Отношение Юлиана Отступника к евреям определялось через его полемику против христианства. Перед походом на войну с Персией (на которой он погиб) Юлиан Отступник обещал отменить антиеврейские законы и позволить евреям восстановить Иерусалимский храм, в службе в котором собирался лично участвовать («Послание к еврейскому обществу»). Вскоре после этого он писал, что «уже сейчас храм возводится заново» («Послание священнослужителю»). Еврейские источники содержат лишь весьма неопределенные намеки на это. Историк-язычник Аммиан Марцеллин (см. Римская литература) пишет, что, по-видимому, Юлиан Отступник хотел, чтобы восстановленный Храм стал памятником его правления.
Из всего этого можно заключить, что Юлиан Отступник намеревался восстановить Храм, чтобы укрепить язычество в противовес христианству (с его точки зрения, иудаизм был одной из форм языческой религии, характерной чертой которой служат ритуалы жертвоприношения), а также чтобы опровергнуть пророчество Иисуса относительно Храма (Лука 21:6; Матф. 24:2). Позднейшие христианские авторы (Амвросий Медиоланский, Послания, 4 в. ; Созомен Саламанский, «Церковная история», 5 в.) утверждали, что после опубликования распоряжения Юлиана Отступника о восстановлении Храма евреи избивали христиан и сожгли церкви в Ашкелоне, Дамаске, Газе и Александрии. Однако большинство исследователей скорее склонны верить сообщению Бар Хебреуса («Хронография», 13 в.), согласно которому разъяренные императорским декретом христиане убили евреев Эдессы.
Обнаруженная в 1969 г. на Западной стене надпись с цитатой из Ис. 66:14, возможно, относится к этому периоду возрождения мессианских надежд.
Как развалился проект Юлиана Отступника по возрождению язычества
Приблизительное время чтения: 6 мин.
В правление Константина Великого и его сына и преемника Констанция Артемий был выдающимся военачальником и имел много наград за отличную службу и отвагу и даже был назначен префектом Египта. Христианство он принял не из карьерных соображений, а искренне и в Египте много сделал для его распространения. А переломом в его судьбе — как и у тысяч его единоверцев — стал приход к власти Флавия Клавдия Юлиана, вошедшего в историю под именем Юлиана Отступника. Как случилось, что этот философ на троне, однокашник Василия Великого, стал гонителем христиан?
Жизнь «в загоне»Племянник императора Константина Великого, осиротевший шести лет от роду, Юлиан был воспитан евнухом Мардонием, привившим ему любовь к эллинскому миру, а учился у философов-неоплатоников. При императорах-христианах он так долго жил «в загоне», что многие историки именно этим объясняют его вражду к христианству.
Впрочем, в отрочестве, в Каппадокии, он увлекался богословием и даже был чтецом в церкви. Но лет в 18 его потянуло к мистическим культам. Кончилось тем, что Юлиан тайно принял посвящение в элевсинские мистерии.
Портрет Юлиана на бронзовой монете из Антиохии, 360-363. Фото: Classical Numismatic Group, Inc.Василий Великий и Григорий Богослов, учившиеся вместе с ним в Афинском университете, вспоминали, что в юности он был замкнутым и нелюдимым. Объяснить это просто: в 351 году Констанций назначил его брата Галла кесарем Антиохии, но тот учинил там такой кровавый террор, что через два года император его отозвал и казнил. Понятно, у Юлиана были причины сторониться людей — мало ли что донесут императору.
Но на этот раз гроза его не коснулась: христианин-император Констанций вызвал его из Афин, женил на своей сестре-христианке и назначил кесарем дальних провинций — Галлии и Британии. Там, в захолустной Лютеции, только через много веков ставшей Парижем, Юлиан, привыкший к общению с интеллектуалами, оказался надолго запертым в военном гарнизоне, и целых пять лет ему предстояло не философствовать, а отбиваться от германцев.
А когда Констанций вызвал его к себе, Юлиан, помня судьбу брата, подбил своих солдат провозгласить его августом, то есть единоличным правителем. Констанций, понятно, возмутился. Назревала очередная гражданская война. Но Констанций скоропостижно умер, и Юлиан неожиданно для себя стал императором. И в первые же недели своего правления принялся воплощать свою мечту о восстановлении язычества.
Язычество по образцу христианстваБудучи философом и интеллигентом, Юлиан понимал, что в государстве, где даже в столице не осталось ни одного языческого храма, восстановить его в прошлых формах невозможно. Да он этого и не хотел. Он начал преобразовывать языческую иерархию по образу и подобию христианской.
Первое, что он сделал — объявил веротерпимость, вернул из ссылки всех осужденных за ереси христиан, инициировал публичные религиозные диспуты и… разрешил восстанавливать конфискованные и перестроенные христианами языческие храмы. Святой Иероним называл его образ действия «преследованием ласковым, которое скорее манило, чем принуждало к жертвоприношению». Его орудием борьбы была пропаганда, а не террор, как у его предшественников от Нерона до Диоклетиана. Пыткам и казням Юлиан явно предпочитал едкую иронию, а христиан он просто лишил государственного покровительства.
Порфирий Эфесский, казнен во времена правления Юлиана ОтступникаОднако в святцах есть мученики, пострадавшие при Юлиане в 360–363 годах, так что гонение все-таки было. Реформы императора порождали взрывоопасную ситуацию: чтобы выполнить его приказание, христиане должны были уничтожать свои церкви и даже за свой счет восстанавливать разрушенные языческие храмы. При этом бывали случаи, когда язычники требовали и отнимали у них и то, что всегда было собственностью христианских церквей.
Рекламная кампания императораНо Юлиан вовсе не хотел плодить мучеников, только укреплявших христиан в их вере. Он считал, что гораздо эффективней предоставить их самим себе. Вон в Александрии, как только узнали о смерти Констанция, толпа язычников буквально растерзала епископа-арианина Георгия — Юлиану и делать ничего не пришлось, оставалось лишь пожурить александрийцев за самосуд.
Император ездил по городам, где христиан было большинство, проповедовал просвещенное язычество, жаловался, что Каппадокия настолько «охристианилась», что местные язычники даже жертвы приносить разучились, и устраивал гигантские жертвоприношения, причем делал это с таким неподобающим его сану жаром неофита, что только давал пищу для анекдотов.
«Узок круг этих революционеров. Слишком далеки они от народа»У Юлиана начинали сдавать нервы. Язычество в том виде, в каком он пытался его возродить, было неизвестно большинству язычников, даже самим жрецам. Поэтому народ, как и прежде, относился к служению своим богам холодно и небрежно; случалось, одни старухи присутствовали при жертвоприношениях императора-жреца.
Для интеллектуалов он был слишком суеверен, для простого народа — слишком заумен. Привыкшим к вольной жизни жрецам не нравились новые правила и ограничения (им теперь полагалось щедро заниматься благотворительностью и запрещалось посещать непристойные зрелища, таверны, читать легкомысленные книги и заниматься сомнительными делами).
Юлиан чувствовал это и приходил в отчаяние. Наконец он решил — по совету жрецов-авгуров, наперекор здравому смыслу — показать всем силу старых богов, отправившись в военный поход на Персию.
Он вообще перед каждым важным делом привык консультироваться с авгурами. Возможно, именно поэтому инцидент, случившийся в Антиохии, где он на несколько месяцев застрял перед ставшим для него фатальным Персидским походом, имел столь трагические последствия.
Оракул против святых мощейВ Антиохии Юлиана вообще постоянно преследовали неудачи. Уже то, что он остался ждать весны именно в этой столице Востока, было ошибкой. Там его не ждали и не любили.
Антиохия хоть и была одним из крупнейших центров эллинистической культуры, гордилась тем, что именно в ней христиане были впервые названы христианами. Два мира, языческий и христианский, сосуществовали в ней параллельно, временами конфликтуя.
В пригороде Антиохии Дафне в храме Аполлона был свой оракул. В Дафне даже проводили свои Олимпийские игры. Но в 351 году старший брат Юлиана цезарь Галл перенес сюда, в это сердце язычества, мощи христианского священномученика Вавилы. И начиналось противостояние двух святынь — языческой и христианской.
Понятно, что, оказавшись в Антиохии, Юлиан с его болезненным вниманием к прорицаниям не мог не обратиться к Дафнийскому оракулу. Но тому мешали мощи христианского святого, и Юлиан приказал перенести их в другое место. Исполнить приказ императора собралась огромная толпа христиан. Гроб положили на колесницу и с песнопениями увезли.
А потом храм Аполлона неожиданно сгорел. В ответ Юлиан тут же приказал закрыть городской христианский собор.
Гонения, закончившиеся гибелью гонителяДля императора, выступающего в роковой для себя поход, все это было одним из многих тревожных знаков, предвещающих гибель, от чего он пришел в такое раздражение, что приказал произвести особенно строгое следствие и найти поджигателей — он был уверен, что это христиане.
Наступление Юлиана. Василий Великий спасается от Юлиана. Смерть Юлиана от копья св. Меркурия. Миниатюра из «Омилий Григория Назианзина» (879-882 г.). Париж, Национальная Библотека ФранцииУловив настрой императора, язычники тут же разграбили и осквернили закрытый антиохийский собор. Их примеру последовали и в других городах провинции. Христиане в ответ принялись громить изображения языческих богов.
Вот тогда-то император и приказал казнить префекта Артемия, допустившего разрушение языческих храмов. Его останки христиане погребли, а позднее перенесли их в Константинополь. А в 1073 году частицу мощей святого Артемия привезли в Киево-Печерский монастырь.
А Юлиан Отступник погиб в бою, во время отступления из Месопотамии.
Автор «Церковной истории» Созомен писал о его смерти: «приготовляясь к войне с персами, он грозился, что после этой войны худо будет от него Церквям… Получив удар, он… понял, откуда было поражение… Говорят, когда рана была нанесена, он собрал с нее кровь и, как бы смотря на явившегося себе Христа, бросил ее на воздух».
Юлиан Отступник. История краткого правления
В период от Никейского собора до вступления на престол племянника Константина Юлиана в 361 г. христианская Церковь имела все средства вполне окрепнуть и утвердиться в империи. Взаимное положение язычества и христианства в самой середине IV в. хорошо выясняется из сочинения христианского писателя Фирмика, которое было назначено для императоров Констанция и Константа и имело целью поощрить их к конечному искоренению языческого богослужения. В высшей степени также характерно для оценки политического положения язычества то обстоятельство, что римский календарь на 354 г. не упоминает ни языческих праздников, ни жертв, ни религиозных церемоний. Словом, не может подлежать сомнению, что языческая религия шла к постепенному забвению. И, тем не менее, нашелся государственный деятель — правда, это был римский император, — который задумал вернуть историю назад, возвратив римский мир снова к языческому культу. Предпринятая на себя Юлианом задача была неосуществима, в культурно-историческом смысле даже вредна, но при всем том изумительная его настойчивость, нравственная дисциплина, высокая образованность, обаятельные качества его души и, наконец, самая авантюра его религиозной реформы, так трагически закончившаяся, надолго обеспечивают за Юлианом симпатию исследователей. Мысль о возможности возвращения к языческому культу не должна представляться совершенно безумной. Напротив, она имела для себя некоторые основания в нравственных и религиозных воззрениях значительных слоев общества. При сыновьях Константина принимаются меры к закрытию языческих храмов, но эти меры не везде достигают цели. В 341 г. Констанций издает закон против языческих жертвоприношений, но законом 342 г. повелевается сохранить те храмы вне Рима, с которыми связаны публичные игры. Хотя префект Рима запретил жертвы в самом городе, но это запрещение не исполнялось. В Риме законы Константина возбудили против себя ненависть, особенно в высших кругах. На этой приверженности римского сената к старой религии основывались надежды на успех Магненция, когда он объявил себя императором. Первое, что сделал Констанций после победы над Магненцием, — это было запрещение жертв. В 353 г. он же издал эдикт, которым повелевалось закрыть храмы и запрещалось посещать места культа под страхом смертной казни и конфискации имущества.
Сыну Константина была свойственна та же политика по отношению к религии, какая руководила самим Константином: религию не следует навязывать, кто хочет, может оставаться в язычестве и в своем доме следовать своей вере, не допускались тайные жертвы в ночное время, да и то не из религиозных, а из политических мотивов (магия, волшебство, гадание о будущих судьбах государства и императора). Вследствие этого язычество, в особенности на Западе, имело еще приверженцев. Хотя в 357 г. по приказанию Констанция из сената удалена была статуя Виктории, Дабы не допускать в сенате языческих жертв, но в то же время римская аристократия осталась верна старой вере, и Констанций оставил в Риме весталок и жрецов, назначил новых на свободные места и приказал выдавать необходимые суммы на поддержание культа. В 358 г. император делает распоряжение об избрании sacerdos для Африки. Как сыновья Константина объявили государственное обожествление своего отца, так сами Констант и Констанций сопричислены к divi и носили без всякого стеснения титул pontifex maximus.
Сообщим сначала биографические сведения о Юлиане. Fl. Claudius Julianus был племянником Константина Великого и происходил от Юлия Констанция, погибшего вскоре по смерти Константина Великого (337) во время военного бунта. Он родился в 331 г. и остался 6 лет по смерти отца, мать же потерял на первом году своей жизни. Где находился он со своим братом Галлом во время катастрофы 337 г., остается неизвестным, но несомненно, что он сохранил о ней ясное воспоминание. Юлиан получил хорошее воспитание, которым руководил евнух Мардоний, сумевший направить восприимчивые способности мальчика на изучение классических писателей и древней философии. По всей вероятности, первое время Юлиан жил близ Константинополя, может быть, в Никомидии, где епископ Евсевий наблюдал за ним и руководил его христианским религиозным образованием. Очень выразительными чертами отмечаются в характере Юлиана и в его последующих сочинениях два направления: разнообразные и широкие познания, почерпнутые в изучении древних писателей, и глубокая начитанность в книгах Священного Писания, чем он искусно пользовался в своей борьбе против христиан.
В 344 г. обоим братьям было указано жить в замке Macellum близ Кесарии Каппадркийской. Хотя условия жизни соответствовали высокому положению молодых людей, но Юлиан жалуется на недостаток общества, на постоянные стеснения свободы и на тайный надзор. Вероятно, к этому периоду нужно относить начатки вражды Юлиана к христианской вере. В этом положении братья оставались около 6 лет. Между тем бездетного Констанция весьма озабочивала мысль о преемнике Т. к. из прямого потомства Константина в живых оставались лишь два двоюродных брата Констанция, Галл и Юлиан, то император в 350 г. решился призвать к власти Галла. Вызвав его из замка Macellum, Констанций дал ему сан цесаря и назначил для его пребывания Антиохию. Но, как скоро оказалось, Галл не умел справиться с новым положением и наделал много ошибок, возбудив против себя подозрения в неверности императору. Галл был вызван Констанцией для оправдания и на дороге убит в 354 г. Теперь снова выступил вопрос о преемстве власти. По настояниям императрицы Евсевии, которая действовала в этом отношении вопреки планам придворной партии, Констанций решился возвратить Юлиану то положение, на какое он имел права по рождению.
Уже назначение Галла цесарем должно было благоприятно отозваться на судьбе Юлиана. Ему позволено было жить в Константинополе, и лишь широкий круг знакомства, какой скоро составился здесь вокруг Юлиана, побудил императора дать ему другое место для жизни и продолжения образования, именно город Никомидию. Здесь учил знаменитый ритор Либаний, которого, однако, Юлиану запрещено было слушать. Но здесь в период от 350 по 354 г. произошел с Юлианом тот нравственный переворот, который долго подготовлялся и который привел его к отрицанию христианства, получившего у него наименование галилейской секты. Чтение сочинений Либания, в особенности же знакомство и дружба с философами Максимом (из Ефеса) и Едесием произвели на Юлиана решительное и глубокое влияние. Названные философы соединяли с неоплатоновскими идеями мечтательность, извращенный идеализм. В тесном кругу друзей Юлиана осмеивали легенду о галилеянине и подготовляли молодого принца к реформаторской миссии в области религии. В год смерти Галла Юлиан был уже вполне сложившимся молодым человеком, ему было тогда 23 года. Приглашенный в Милан по смерти Галла, он хотя и не вошел в расположение императора, но все же получил свободу посетить Афины (355). Здесь Юлиан был в центре тогдашней культурной и умственной жизни, где в одно и то же время с Юлианом проходили курс наук великие деятели Церкви, Василий Великий и Григорий Нисский. Юлиан вынес из Афин знакомство со столпами древней падавшей культуры, великий жрец элевзинских мистерий признал его достойным высших степеней, что обозначало уже полный разрыв с христианством и возвращение к «отеческой религии», как часто выражался Юлиан.
Проведя в Афинах лишь несколько месяцев (от июля до октября), Юлиан снова был приглашен к императору Констанцию, и на этот раз его ждала полная перемена судьбы. Из роли студента, щеголявшего философской мантией, нечесаной головой и запачканными в чернилах руками, Юлиан неожиданно должен был обратиться в царедворца. 6 ноября он торжественно объявлен цесарем, и вместе с тем ему поручена была чрезвычайно важная в политическом и военном отношении миссия — управление провинцией Галлией. Через несколько дней после того он женился на сестре Констанция Елене и с небольшим военным отрядом отправился к месту своего назначения.
Юлиан смотрел на свое назначение как на присуждение к смертной казни. Положение Галлии было безнадежным, и, конечно, не молодому человеку, только что покинувшему студенческую скамью, было посильным умирение этой провинции. Все укрепления, выстроенные на левом берегу Рейна, были прорваны и разрушены германцами, города разорены и опустошены. Вся провинция была в беззащитном положении и готова была сделаться добычей варваров. Ко всему этому следует прибавить, что подозрительный Констанций не предоставил в распоряжение Юлиана достаточных средств и не определил отношение цесаря к высшим административным и военным чинам провинции, т. е. к префекту претории и начальникам военных корпусов. Это ставило цесаря в большое затруднение, в особенности в первое время, когда он начал практически знакомиться с военным делом. Юлиан провел в Галлии пять лет и обнаружил такие блестящие военные дарования и достиг столь важных успехов в войнах с германцами, что Галлия была совершенно очищена от неприятелей, и германцы перестали угрожать римским городам и крепостям на левом берегу Рейна. Во время своих войн Юлиан захватил более 20 000 пленников, которых употребил на постройку разрушенных городов, восстановил сообщение по Рейну и снабдил Галлию хлебом, привезенным из Британии на построенных им судах. В особенности блестящая победа была одержана при Страсбурге в 357 г., где сражались против Юлиана 7 королей и где был взят в плен король германский Кнодомир.
Успехи Юлиана не могли не возвысить его авторитет и привлекли к нему горячие симпатии войска и народа. Император в особенности был недоволен усиливавшейся популярностью цесаря, «доблести Юлиана жгли Констанция», говорит историк Марцеллин, хотя придворные подвергали насмешкам характер и наружность Юлиана и старались умалить в глазах Констанция его военные заслуги.
В 360 г. император приготовлялся в поход в Персию, где не прекращались военные действия, и где персы перенесли войну уже в римские области — Месопотамию и Армению. Азиатские войска предполагалось подкрепить европейскими, для чего Констанций потребовал от Юлиана посылки на Восток части его лучших и испытанных легионов. Это требование цезарь принял как знак недоверия к себе, потому что без войска он не мог держаться в Галлии; кроме того, галльские войска с большим неудовольствием приняли известие о походе на Восток. При этих условиях произошли в Париже, где было тогда пребывание цесаря, военный бунт и провозглашение Юлиана императором. Известия о происшедшем в Париже дошли до императора в Кесарии Каппадокийской. Если Констанций не находил возможным признать совершившийся факт и войти в соглашение с Юлианом, то предстояла междоусобная война, которая лишь потому не возгорелась, что император, занятый приготовлениями к походу, летом и зимой 360 г. находился в Малой Азии и только весной 361 г. мог начать движение в Европу.
После провозглашения августом в своем письме к Констанцию Юлиан старался оправдать себя и предлагал войти в соглашение по поводу совершившегося. Но как Констанций потребовал от него полного и окончательного устранения от дел, а между тем войско клялось служить ему и поддержать его права, то Юлиан решился идти против Констанция войной. Он уже овладел альпийскими проходами, основал свою главную квартиру в Нише, принял под свою власть Иллирик, Паннонию и Италию и собрал громадные средства для войны, когда неожиданная смерть Констанция 3 ноября Зб1 г. освободила Юлиана от необходимости начать междоусобную войну. 11 декабря 361 г. Юлиан вступил в Константинополь как прямой и законный наследник римских императоров, сенат и димы утвердили избрание армии.
Оценивать деятельность императора Юлиана следует на основании тех фактов, которые относятся ко времени его единодержавия. Заметим, что в декабре 361 г. он был признан в достоинстве императора, а 26 июня 363 г. он умер, получив смертельную рану в битве с персами близ Ктесифона. На полтора года нужно разложить и его разнообразные меры, законодательные, административные и в особенности литературно-полемические, для борьбы с христианством и восстановления язычества и, с другой стороны, обширные подготовления к персидской войне и победоносный поход его через Тигр и Евфрат, в самое сердце Персии, где происходили славные битвы Александра Македонского. Уже самая громадность этих предприятий может свидетельствовать, что в Юлиане история имеет дело с недюжинным человеком, а чрезвычайная краткость времени самостоятельного управления Юлиана империей должна служить объяснением, почему ни то, ни другое предприятие не было доведено до конца и почему в мероприятиях столь высокой важности, как религиозная реформа, не было согласованности и логической последовательности. Но прежде, чем переходить к оценке деятельности Юлиана, скажем несколько слов о полуторагодичном правлении его.
От декабря 361 по июнь 362 г. Юлиан провел в Константинополе. На этот период должны падать существенные распоряжения по замене христианского культа языческим, тогда же были составлены им главные возражения против христианства. Сначала император обещает быть беспристрастным, не насилуя совесть ни язычников, ни христиан, но, когда он увидел, что реформа не идет так успешно, как ему желалось, в его действиях и распоряжениях появляются страстность, раздражение и нетерпимость. От половины июля 362 до марта 363 г. император провел в Антиохии частью в приготовлениях к походу в Персию, частью в составлении инструкций для утверждения языческого культа, частью, наконец, в изготовлении литературных произведений (Мисопогон). От марта до конца июня 363 г. Юлиан ведет войну с персами. Это обширное военное предприятие было задумано и обставлено всеми средствами, какие только могла предоставить империя. Было собрано значительное войско (свыше 60 000), приняты меры к заготовлению военных запасов и продовольствия, приглашен вспомогательный отряд от армянского царя, заготовлен огромный флот на Евфрате для доставки вооружения и запасов. Но условия, в которых приходилось на этот раз вести Юлиану войну, были далеко не те, с которыми он был знаком в Галлии. Оказалось много непредвиденных затруднений, которые тем больше увеличивались, чем дальше римское войско уходило от римской границы в Месопотамию. Прежде всего Юлиан на своем пути уничтожал города и селения и истреблял запасы, которыми не мог воспользоваться. Большим подспорьем был флот, сопровождавший армию по Евфрату и переведенный каналом в Тигр, но Юлиан решился предать его огню, находясь близ Ктесифона, и тем лишил себя весьма важных вспомогательных средств на случай отступления. Отказавшись от осады Ктесифона, Юлиан направился на север Персии, и здесь персидская конница начала сильно теснить его со всех сторон, опустошая местность, по которой шло римское войско, и томя его голодом и всяческими лишениями. При таких условиях 25 июня 363 г. Юлиан неосторожно выступил в передовую цепь войска и был поражен в бок неприятельским копьем. На следующий день он умер от полученной раны.
Источники:
1. Успенский Ф.И. История Византийской империи; М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001
См. также:
От чего и почему отступил Юлиан Отступник : vl_sokolov — LiveJournal
В 361 году умер император Констанций и его место занял Флавий Клавдий Юлиан. Новый император начал свое правление тем, что неожиданно отказался от христианской веры и снова обратился к язычеству. Чтобы разобраться, почему это произошло, нужно поподробней рассмотреть биографию этого необычного правителя.
Характер и взгляды Юлиана складывались под влиянием политических обстоятельств, в которых прошли ранние годы его жизни. Вся его семья была убита Констанцием во время борьбы за власть, пощадили только самого Юлиана, потому что тот был еще ребенком, и его брата, слабого и болезненного Галла. В детстве и юности Юлиан находился под постоянным подозрением, за каждым его шагом следили, видя в нем опасного претендента на престол. Он чувствовал себя скорей заложником, чем принцем.
Воспитывали его епископ Евсевий Никомедийский и язычник Мардоний, хорошо разбиравшийся в классической культуре. С ранних лет Юлиан начал проявлять склонность к язычеству. Сильное впечатление на него произвел языческий маг Максим, который заставлял статуи двигаться и улыбаться, а факелы – вспыхивать у них в руках. Констанций, наоборот, стремился как можно больше приобщить Юлиана к Церкви, желая видеть в нем скорее отрешенного от мира монаха, чем сильного политического соперника. Император запрещал ему слушать лекции знаменитого ритора Ливания, и Юлиан тайком читал их в записи. Из страха перед Констанцием он всегда скрывал свои настоящие мысли и интересы.
Вскоре его брат Галл был казнен, и император вызвал к себе Юлиана. Тот провел несколько месяцев под домашним арестом, на грани жизни и смерти, пока жена императора Евсевия не упросила мужа отправить Юлиана в Афины, чтобы он мог закончить свое образование. В Афинах Юлиан учился вместе с Василием Великим и Григорием Богословом, двумя из трех величайших отцов Церкви (третьим считается Иоанн Златоуст). Григорию Юлиан не понравился: он увидел в нем скрытного и двуличного человека с уклончивым характером и бегающим взглядом. Ему запомнились его слабая шея, подергивающиеся плечи, беспокойные манеры, порывистые жесты и бессвязная речь.
Пробыв в Афинах не больше полугода, Юлиан был отправлен в Галлию в звании кесаря, для управления этой провинцией. В это время он приблизил к себе епископа Пигасия, который удивил его тем, что снисходительно относился к языческой религии: входя в храмы римских и греческих богов, он не свистел в знак презрения и не осенял себя крестным знамением, как делали другие христиане. Терпимость Пигасия простиралась так далеко, что он смотрел сквозь пальцы даже на жертвоприношения, хотя они запрещались законом. На вопрос Юлиана, как это возможно, Пигасий ответил: «Почему же язычникам не приносить жертвы, ведь и мы чтим мучеников, как они – героев».
Назначение Юлиана кесарем в Галлию не отвело от него подозрений Констанция и не сделало его жизнь более безопасной. Окруженный шпионами, Юлиан боялся проявлять к кому-то симпатию, потому что такие люди тут же попадали в немилость к Констанцию и подвергались наказанию. Ему приходилось притворяться, что он не знает тех, кто на самом деле являлся его ближайшими друзьями.
В Галлии Юлин показал себя как хороший полководец и правитель. Он разбил германцев, обустроил провинцию и снизил налоги. Местные жители и армия были на его стороне. Раздраженный Констанций ждал только повода, чтобы расправиться с Юлианом. После неудачной войны с Персией он потребовал передать ему легионы из Галлии, подчинявшиеся Юлиану. В ответ войска провозгласили Юлиана императором. Назревала новая гражданская война, но смерть Констанция в 361 г. прекратила распрю. Юлиан стал императором и сразу объявил о возвращении свободного поклонения богам.
Язычник-реформатор
Юлиан искренне любил язычество и считал, что в честном соревновании оно победит христианство. Образцом для него был «философ на троне» Марк Аврелий, подражая которому, он писал по ночам религиозные трактаты. Его собственные взгляды были близки к неоплатонизму. Юлиан придерживался учения о трех мирах – мысли, мыслящем и чувственном. Согласно этой доктрине, мир мысли соприкасается с чувственным через мыслящий, в центре которого стоит бог Солнца.
Как ни странно, в реформации язычества Юлиан позаимствовал кое-что из христианства. Он был огорчен тем, что многие языческие жрецы вели себя безнравственно, и хотел создать из них что-то вроде монашеского ордена, состоящего из людей образцовой морали. Они должны были хорошо разбираться в поэзии и философии и вообще являться эталоном для всех. Другая его христианская идея – благотворительность и помощь бедным. Юлиана возмущало, что жрецы не стараются помогать нуждающимся и нищим, как это делают галилеяне (то есть христиане). Сам он раздавал хлеб и вино беднякам и требовал от храмов оказывать приют странникам: «Кто оскорбляет странника, оскорбляет Зевса».
Юлиан вообще был разочарован и недоволен язычниками. Ему хотелось «подтянуть» их до уровня христиан и сделать еще выше, чтобы доказать превосходство традиционной религии. Но язычники не разделяли его религиозного рвения и смеялись над его желанием лично участвовать в жертвоприношениях и строго соблюдать все тонкости религиозных церемоний. Император лично приносил в храм дрова, приносил огонь, изучал внутренности животных. Рядом с жертвенником часто толкались беднота и всякий сброд, выпрашивавшие куски жертвенного мяса, поэтому и самого Юлиана в насмешку прозвали «подъедалой».
В легкомысленной и привыкшей к роскоши Антиохии язычники, для которых он так старался, потешались над его длинной бородой и философским образом жизни. Антиохийцев мало волновала религия, им было все равно, во что верить, они просто хотели жить в свое удовольствие. Поэтому они сплошь и рядом разочаровывали Юлиана. Во время празднества Аполлона он с огорчением увидел, что храмы пусты и никто не торопится нести в них жертвы. «Я надеялся, что город принесет хотя бы одного белого быка». Антиохийцы в ответ начали острить, что если Юлиан победит персов, то белым быкам придется не сладко. Антиохийцы смеялись над бородой Юлиана и кричали, что она слишком длинна и что надо ее обрезать и сплести из нее веревки.
Антихристианин
В отношении христиан Юлиан проводил политику терпимости. Он их не любил, но считал, что «галилеян» надо склонять к язычеству не насилием, а убеждениями. Император писал полемические трактаты, в которых указывал на ошибки христиан и на то, что их вера вторична по отношению к иудейской.
Юлиан вернул всех сосланных епископов, чтобы они сами разбирались между собой, без вмешательства государства: он говорил, что они все равно ненавидят друг друга, и перегрызутся как собаки. Этот указ позволил вернуться на кафедру в Александрии Афанасию Великому. В го отсутствие александрийцы, отличавшиеся пылким нравом, выгнали из города его предшественника епископа Георгия, а когда тот попытался вернуться, сначала посадили в тюрьму, потом убили и возили по улицам на верблюде, после чего сожгли. Афанасий тоже оставался в городе недолго: Юлиан снова сослал его в ссылку, недовольный тем, что тот крестил любимых им язычников.
Несмотря на внешнюю снисходительность, за всеми действиями императора стояла откровенная неприязнь к христианству. С его стороны очень часты были шутки и издевки, порой очень жестокие. Известен случай, когда, увидев толпу перед пещерой одного христианского подвижника, Юлиан обратился к нему со словами: «Если хочешь спастись, живи уединенно», – и приказал завалить вход в пещеру камнями вместе с отшельником, замуровав его заживо. У Эдесской цервки он отобрал все денежные средства, заявив, что «христиане страдают, когда их не преследуют» и он хочет «облегчить им вход в царствие небесное».
Юлиан помещал свое изображение на картинах и статуях вместе с языческими богами, чтобы, кланяясь императору, христиане кланялись и им. Все продукты на рынках по его приказу освящались жертвенной кровью. Раздавая деньги воинам, он заставлял солдат бросать на огонь ладан, якобы в целях гигиены, а сам ставил за ширмой статуи богов: получалось, что они курили ладан языческим божествам. Обнаружив это, христиане возмущенно бросали деньги на землю.
Подчиненные Юлиана часто вели себя по отношению к христианам совершенно разнузданно, зная, что это сойдет им с рук. В Газе языческая толпа растерзала священников и девственниц, начинила их тела ячменем и бросила свиньям. В Гелиополе какой-то безумный фанатик зубами выгрыз у дьякона Кирилла печень. В Арефузе епископа Марка вымазали медом и выставили на съедение насекомым. В Мире мэр города Амахий приказал поджаривать христиан на решетках, а они из огня кричали ему: не забывай поворачивать, не то мясо останется непрожаренным. Христианские кладбища разоряли, кости вырывали из могил и выбрасывали. Череп одного из убитых епископов использовали в качестве лампады. Зверства были таковы, что за христиан начали заступаться даже такие авторитетные язычники, как ритор Ливаний.
В целом Юлиан вел себя двойственно и противоречиво: читая разных авторов, можно составить о нем прямо противоположные мнения. Резкий контраст уничтожающей критике христиан составляют воспоминания боевого офицера Аммиана Марцеллина. Это был мягкий, здравомыслящий и толерантный человек, сам являвшийся язычником, но находивший добрые слова и для христиан. Он описывал Юлиана как образцового правителя и выдающегося человека, которого оплакивали все достойные люди империи.
Погиб Отступник храбро, как доблестный воин. Персы заманили войско в ловушку, и Юлиан бросился в битву, не надев лат. Дротик пронзил его печень. Когда рану перевязали, император хотел снова кинуться в бой, но его остановили: он потерял много крови. Той же ночью Юлиан умер, как подобает философу, беседуя с друзьями о бессмертии души.
Император Юлиан Отступник: VIKENT.RU
Римский император, племянник Константина I Великого, вошедший в историю Европы под прозвищем Юлиан Отступник, поскольку провозгласил возврат к дохристианским языческим культам, возвратил языческим храмам отобранные у них и переданные христианским церквам земли, запретил христианам занимать государственные должности и вести преподавание в светских школах.
В детстве к «… Юлиану был приглашён наставник, епископ Евсевий. Раннее христианство имело немало направлений. Евсевий придерживался учения, которое называлось арианство, (по имени александрийского священника Ария). В этом духе воспитывал он и своего ученика. В одном из писем Юлиан обронил упоминание о том, что его христианские наставники больше напоминали надсмотрщиков, чем учителей. Видимо, так оно и было. Констанций поначалу рассчитывал, что у него будет свой наследник или он изберёт себе преемника, и тогда мальчики ему не понадобятся. Вот почему наставникам велено было не столько образовывать, сколько контролировать этих детей.
А ведь во все века плохо, когда учитель не развивает творческое мышление ученика, а, наоборот, стремится его ограничить. Может быть, это стало одной из причин того, что в будущем Юлиан отвернулся от христианства.
Итак, наставники следили за образом мыслей Юлиана. Да и потом ему, уже взрослому, пришлось несколько раз являться в Константинополь к императору для отчёта о направлении своих мыслей.
В детстве ближе других Юлиану был евнух по имени Мардоний, родом из варваров. В ту эпоху образованные евнухи нередко служили при императорском дворе. Мардоний был пылким поклонником эллинской культуры. И он привил Юлиану любовь к великой культуре Эллады».
Басовская Н.И., Человек в зеркале истории. Честолюбцы, Завоеватели, Подвижники, М., «Олимп-Астрель», 2012 г., с. 24-25.
Император Юлиан поклонялся культу Солнца, о чём он оставил ряд трактатов. В своей полемике с христианами Юлиан стремился показать невозможность обожествления никакого человека, невозможность даже мысли о богочеловеке…
Самое значительное сочинение Юлиана: «Против христиан» — было уничтожено и известно нам только по полемике христианских писателей против него…
«Скромный школяр, настолько застенчивый, что ему удалось избежать покушения, организованного сыновьями Константина, он сделал твёрдую попытку избавиться от христианства после вступления на трон в 361 году.
Он задумал возродить языческие религии и заменить христианство митраизмом.
В своём письме Саллюстию «На суверенном солнце» он говорит о «странной любви к солнечным лучам», которая охватила его ещё в детстве, и по своим собственным ощущениям, не подсказанным учителями или книгами, он познал «божественное через небесные объекты», т.е. астрологию.
К сожалению, Юлиан, мирный по натуре, совершил ошибку, пытаясь стать воином, и умер во время экспедиции в Персию всего через два года после вступления на трон.
Его старый школьный приятель, епископ Константинополя (Григорий Назианзен) написал против него две обличительные статьи и, поскольку Юлиан проявлял к нему благожелательность, был вынужден выдумывать злобные предлоги для объяснения этого».
Колин Уилсон, Оккультизм, М., «Клышников – Комаров и Ко», 1994 г., с. 85.
Юлиан пробыл Императором 20 месяцев.
Читать «Юлиан Отступник» — Бенуа-Мешен Жак — Страница 1
Жак Бенуа-Мешен
ИМПЕРАТОР ЮЛИАН, или ОПАЛЕННАЯ МЕЧТА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Человек, живущий в эпоху перемен… По восточным представлениям, это равносильно проклятию. Ибо человек, живущий в эпоху перемен, обязательно становится жертвой Истории. Это относится и к простым смертным, и к властителям народов, даже к императорам, хотя им самим казалось, будто им подвластно все — не только пространство, но и само время, которое будто бы можно остановить или даже повернуть вспять…
К таким эпическим — и одновременно трагическим — фигурам принадлежит император Юлиан, прозванный в христианской традиции Отступником, — император, вступивший на престол правителя Римской империи в 361 году, когда эта империя уже без малого пятьдесят лет — со времени Константина Великого — жила в новом христианском облике. Она уже стала Византийской империей, как назовут ее по имени ее новой столицы — Константинополя, или Византия, куда были перенесены из Рима и резиденция императора, и его двор, и даже сенат. Христианская Византия была призвана занять место языческого Рима как центр империи, центр мира, центр цивилизации. Но путь истории сложен и тернист, он никогда не бывает прямым.
Флавий Клавдий Юлиан — племянник основателя Византийской империи Константина I Великого — родился в 332 году в новой столице. В 355 году он был уже цезарем в римской западной провинции Галлии, а в 361-м вступил на императорский престол в Константинополе. Воспитанный в христианском духе, изучавший с юности философские труды неоплатоников, посвященный в восточные мистические религиозные таинства, тяготевший к языческим культам единого бога — Солнца, он запечатлелся в истории в образе правителя-реформатора, решившего взяться за восстановление язычества на всем пространстве империи и «отступившего» (отсюда его прозвище) от утвердившегося было в качестве государственной религии христианства.
При недолгом правлении Юлиана (361–363) возобновились языческие жертвоприношения, был восстановлен в своих правах античный пантеон, вновь зазвучали древние оракулы, проводились мистерии и магические обряды. Сам Юлиан искренне верил и в неоплатоновское учение о Едином, и в гадания, и в вечный космос, почитал величайшего из богов — Солнце. Античная философия, языческая мистика и восточные культы переплелись в мировоззрении императора-реставратора, создавшего фактически собственное учение, воплощенное в написанных им сочинениях, таких, как «К царю Гелиосу» («К царю Солнцу») и «К Матери богов». Юлиан писал и полемические трактаты, например, «Против галилеян», то есть против христиан, в котором спорил с одним из авторитетнейших христианских учителей — Кириллом Александрийским; а в сочинении «Пир» (название соименно платоновскому произведению) в манере менипповой сатиры подвергал критике некоторых из своих предшественников. Свои сочинения Юлиан писал по-гречески; сохранились его речи, послание сенату и народу Афин, письма, инвективы против киников. В своей религиозной политике Юлиан прошел путь от молчаливого согласия с акциями фанатичной толпы, растерзавшей в Александрии местного епископа, до активного поощрения подобных действий и притеснений христианских учителей и священников. Впрочем, он пытался воздействовать на оппонентов в своей полемике силой аргументов, стремясь показать невозможность обожествления никакого человека, невозможность даже мысли о богочеловеке.
Этические нормы, поведенческие принципы, исповедоваемые Юлианом, отличались строгостью, самодисциплиной в духе древнего стоицизма. В войнах, которые он вел, он был бесстрашным, нередко находился в самой гуще боя. Во время последнего своего похода на парфян в Персии он получил смертельную рану, и, если верить свидетельству современника, сопровождавшего императора в войнах, — знаменитого историка Аммиана Марцеллина, встретил смерть в сознании высшей силы духа, позволяющей презреть земное, плотское и принять смерть как дар богов. Последние слова Юлиана, переданные историком, звучат как завет: «Слишком рано, друзья мои, пришло для меня время уйти из жизни, которую я как честный должник рад отдать требующей ее назад природе. Не горюю я и не скорблю, как можно думать, потому что я проникнут общим убеждением философов, что дух много выше тела, и представляю себе, что всякое отделение лучшего элемента от худшего должно внушать радость, а не скорбь. Я верю и в то, что боги небесные даровали смерть некоторым благочестивым людям как высшую награду. И мне дали этот дар… Я знаю на опыте, что всякое горе сокрушает малодушных, оказываясь бессильным перед человеком твердого духа».
Юлиан скончался 26 июня 363 года, на тридцать втором году жизни, почти в возрасте Христа, однако так и не создав культа, который мог бы быть противопоставлен христианству. «Ты победил, Назаретянин!» — эти слова, как бы обращенные к Христу, приписывают последнему языческому императору, понявшему тщетность собственных усилий.
Современники относились к нему противоречиво и давали ему противоположные оценки. Так, ранневизантийский историк Евнапий (ум. ок. 420), учившийся в лидийском городе Сарды у неоплатоника Хрисанфия, одного из воспитателей Юлиана, составил в виде исторического повествования о годах правления императора-реставратора своего рода энкомий — похвальное слово Юлиану (так, во всяком случае, оценил его выдающийся знаток греческой литературы константинопольский патриарх Фотий, живший в IX веке). Напротив, автор «Церковной истории», столичный юрист и ритор Сократ Схоластик (ок. 380–440) осуждает Юлиана. Правда, это осуждение касается не столько того, что император пытался возродить язычество, сколько того, что он своими действиями …отлучил христиан от возможности получить классическое, «эллинское», образование, приобщиться к античным, то есть языческим, наукам! Утверждение христианских религиозных ценностей должно, по мысли церковного историка, происходить не в ущерб классическому культурному наследию «эллинства»-язычества, а в связи с ним: не случайно сам Сократ Схоластик неоднократно ссылается на авторитет античных философов — Платона и Сократа, Аристотеля и Пифагора, Плотина и Порфирия, Оригена и др. В сознании константинопольского историка-юриста судьбы древней культуры и утвердившейся религии представляются взаимосвязанными и взаимозависимыми.
Юлиан же, в изображении Сократа, противопоставив древний культ христианству, проявил свое двуличие. Лицемерие оказывается главным пороком Отступника: скрывавший поначалу свое пристрастие к язычеству, он обратился к гонению на инакомыслящих, лишь утвердившись в своей власти. Нравственному двуличию соответствует и внешний портрет императора, построенный Сократом на противоречиях и выдержанный в характеристиках, данных Юлиану Григорием Назианзином.
Прославленный христианский учитель, один из Отцов Церкви, Григорий Назианзин, или святой Григорий Богослов (329/330–390), был также современником Юлиана. Велико его литературное наследие — 45 проникновенных речей, 245 писем, многочисленные стихотворные произведения. Их стиль считался образцовым у окружавших его людей независимо от их религиозных убеждений. Юлиану адресовано два пространных обличительных слова каппадокийского святителя. Он признает Юлиана отступником не только от Бога, но и от здравого смысла. Юлиан достоин осуждения как первый из христианских царей, восставший против Христа. Истребив знамя с изображением Святого Креста, он открыто начинает гонения, лишая христиан покровительства законов, других же хитростью стремясь склонить к идолопоклонству. Он не только был недоволен избранием Евсевия Кесарийского на епископский престол, но изгнал и святого Афанасия Александрийского, пытался злоумышлять против Василия Великого и самого Григория. Вместе с тем Юлиан вводил подобие христианских институтов среди язычников, а иудеев побуждал к воссозданию иерусалимского храма. К порокам императора Григорий Богослов относил неумение управлять, страсть к суевериям, жестокость, робость, скрытность, нечестие, неблагодарность, умение ловко извращать смысл Священного Писания в ущерб христианам, издевательства над христианскими догматами и обрядами. Под стать непоследовательности в политике и крайностям в поведении императора и его внешний облик, обрисованный Григорием: «…шея нетвердая, плечи движущиеся и выравнивающиеся, глаза бегущие, наглые и свирепые, ноги, не стоящие твердо, но сгибающиеся, нос, выражающий дерзость и презрительность, черты лица смешные и то же выражающие, смех — громкий и неумеренный, голова, наклоняющаяся и откидывающаяся без всякой причины, речь медленная и прерывистая, вопросы беспорядочные и несвязные, ответы ничем не лучше, смешиваемы один с другим, нетвердые, не подчиненные правилам».
Джулиан | Римский император | Британика
Юлиан , имя Юлиан Отступник , латынь Юлиан Отступник , первоначальное имя Флавий Клавдий Юлиан , (род. 331/332, Константинополь — умер 26/27 июня 363, Ктесифон, Месопотия), император Римский с 361 по 363 год нашей эры, племянник Константина Великого, известный ученый и военачальник, провозглашенный своими войсками императором. Заклятый враг христианства, он публично объявил о своем переходе в язычество в 361 г., за что получил прозвище «Отступник».
Молодость
Юлиан был младшим сыном Юлия Констанция, сводного брата Константина I (Великого) и его второй жены Василины. В 337 г., когда Юлиану было пять лет, его двоюродный брат (третий сын Константина I), которого также звали Констанций, стал императором на Востоке как Констанций II, а в 350 г., со смертью его брата Константа I, единственным законным императором (хотя там были два узурпатора, которые не были свергнуты до 353 г.). Армия, решившая иметь в качестве преемников только сыновей Константина I, убила других возможных претендентов.Констанций II приказал убить отца Юлиана в 337 г. или сразу после него, а старший брат Юлиана был убит в 341 г. Базилина умерла вскоре после рождения Юлиана, который, таким образом, рано остался сиротой. Вместе со своим выжившим сводным братом Галлом, который был на семь лет старше его, он воспитывался в безвестности, сначала у Евсевия, арианского епископа Никомедии в Вифинии, а затем в отдаленном имении Макелла в Каппадокии. Благодаря покровительству Евсевии, жены Констанция II, Юлиану в возрасте 19 лет было разрешено продолжить образование сначала в Комо, а затем в Греции.В 351 г. он обратился в языческий неоплатонизм, недавно «реформированный» Ямвлихом, и был посвящен в теургию Максимом Эфесским.
Британская викторина
История: правда или вымысел?
Прикоснитесь к истории, поскольку эта викторина выясняет прошлое. Узнайте, кто на самом деле изобрел подвижную литеру, кого Уинстон Черчилль называл «мама», и когда раздался первый звуковой удар.
Его внешность так описывает его современник и соратник Аммиан Марцеллин:
Он был среднего роста, волосы у него были мягкие, как будто расчесанные, борода жесткая и заостренная. Его глаза были прекрасными и блестящими, что свидетельствовало о ловкости его ума. У него были красивые брови, прямой нос, довольно большой рот с отвисшей нижней губой. Шея у него была толстая и слегка изогнутая, плечи широкие и большие.С головы до ног он был хорошо сложен, поэтому был сильным и хорошим бегуном.
Его статуя в Лувре в целом подтверждает это описание, изображая его коренастым, довольно застенчивым на вид философом.
Свобода Юлиана в студенческие годы оказала на него сильное влияние и гарантировала, что впервые за столетие будущий император станет культурным человеком. Он учился в Пергаме, в Эфесе, а затем в Афинах. Он принял культ Непокоренного Солнца.
О том, что его литературный талант был значителен, свидетельствуют его сохранившиеся произведения, большинство из которых иллюстрируют его глубокую любовь к эллинской культуре. Юлиан был крещен и воспитан как христианин, но, хотя он внешне соответствовал, пока не стал верховным, христианство в своем официальном обличии означало для него религию тех, кто убил его отца, его брата и многих его родственников и, как такой, вряд ли похвалить себя к нему. Гораздо большее утешение он находил в своих философских рассуждениях. Эту реакцию иногда защищали как естественную, но эксцентричную. Это, конечно, было естественно, но было бы неправильным толкованием века думать, что Юлиан был единственным, кто предпочел эллинизм христианству.Общество, и особенно образованное общество, в котором Юлиан чувствовал себя как дома, на самом деле все еще было в значительной степени, если не преимущественно, языческим. Даже епископы гордились своей греческой культурой; никто не гордился экзотической вырожденностью и расточительностью двора Констанция. Неудивительно, что аскетизм, целомудрие и энтузиазм Юлиана по отношению к греческому наследию нашли сочувственный отклик у многих подданных его двоюродного брата.
Восхождение к превосходству
В 351 г. Констанций II, встревоженный смертью своего брата Константа и последующими беспорядками на Западе, назначил Галла своим цезарем; то есть в качестве его помощника и возможного преемника.Галл потерпел неудачу и был казнен близ Полы (ныне Пула, Хорватия) в 354 году. Констанций, снова нуждавшийся в кесаре для собственного дома, после долгих колебаний вызвал Юлиана из Греции, откуда последний прибыл, «все еще одетый в студенческое платье. ” 6 ноября 355 года, в возрасте 23 лет, он был должным образом провозглашен и возведен в сан цезаря, честь, которую он принял с оправданными предчувствиями. Император отдал Юлиану в жены свою сестру Елену. Она умерла после пяти лет брака — судьба их потомства, если таковая имеется, неизвестна.Юлиана сразу же отправили в Галлию, где он показал себя решительным и успешным полководцем. Он победил и изгнал алеманнов и франков, подвиги, которые вызвали зависть Констанция, который держал Юлиана без средств и находился под тайным наблюдением. В 360 г., когда Юлиан зимовал в Париже, император потребовал несколько своих лучших войск, якобы для службы на Востоке, но на самом деле, чтобы ослабить Юлиана. После этого армия Юлиана приветствовала его как Августа. Это, естественно, привело Констанция в ярость, и он отказался от каких-либо уступок.Юлиан, понимая, что война между ним и Констанцием теперь неизбежна, решил действовать первым. Но прежде чем могло произойти столкновение, Констанций умер близ Тарса (ноябрь 361 г.), на смертном одре приняв неизбежное, завещав империю Юлиану.
Битва при Ктесифоне | Резюме
Битва при Ктесифоне , (363). Юлиан, молодой герой Аргенторатума, через несколько лет сильно переиграл, когда столкнулся с сасанидскими персидскими войсками Шапура II.Римляне победили на поле боя, но затем столкнулись с персидской политикой выжженной земли. Кампания закончилась истощением и деморализацией римской армии и смертью Юлиана.
Юлиан, ныне император, был привлекательной, харизматичной фигурой: человек, проживший свою жизнь в героическом масштабе, безрассудный романтик в поисках ярких жестов и эпических триумфов. Как иначе объяснить персидский поход 363 г., когда, сознавая свою слабость, Шапур II уже потребовал мира? А как насчет решения Юлиана, достигнув столицы персов Ктесифона после плавания вверх по Тигру, буквально сжечь свои лодки?
Британская викторина
Мировые войны
Сразитесь за звание волшебника войны с этой викториной о знаменитых конфликтах на протяжении всей истории.
Персидская армия, ожидавшая римлян за городом, представляла собой устрашающее зрелище: длинные ряды катафрактов (бронированная кавалерия), их оружие блестело на солнце. Неустрашимый, однако, Джулиан заставил свою кавалерию образовать полумесяц, крыльями охватив врага. Римляне одержали неожиданную победу, но осадные машины Юлиана вместе с его флотом загорелись. Он никак не мог надеяться осадить Ктесифон. Вместо этого он решил нанести удар вглубь Персии, откуда Шапур наступал с другой армией.Преследуемые персами, которые сожгли весь урожай, римляне вскоре проголодались, а боевой дух упал. Персы были рады избежать лобового столкновения.
Юлиан решил отступить, обойдя на север, в Анатолию, но персидские атаки продолжались, и в одной из них — в Самсарре — он был смертельно ранен. Его армия хромала домой, опустошенная голодом, болезнями и вражескими нападениями: никогда еще «победоносная» армия не возвращалась в таком заброшенном состоянии.
Потери: Роман, 70 лет; Персидский, 2500.
Майкл КерриганРезультаты поиска по запросу «Юлиан Отступник»
… http://www.ccel.org/p/pearse/morefathers/julian_apostate_galileans_0_intro.htm Юлиан Отступник, Против галилеян (1923) Уилмер Кейв РАЙТ ..
29 КБ (4428 слов) — 18:44, 14 июня 2018
… II и Юлиан Отступник Юлиан боролись за полный контроль. В конце концов, после смерти Констанция Юлиан Отступник начал свой поход. ..
16 КБ (2465 слов) — 16:07, 21 августа 2017 г.
…рядом с Григорием Назианзином и подружился с будущим императором Юлианом Отступником Юлианом. Оба мужчины находились под сильным влиянием Оригена…
16 КБ (2517 слов) — 03:31, 1 января 2022
… сказать, где похоронен Джон. Однако во времена Юлиана Отступника его гробницу показали в Самарии, где жители вскрыли ее и часть сожгли…
19 КБ (3238 слов) — 15:14, 24 мая 2018 г.
… Император Юлиан II (331-363 гг.E.) — известный в истории как Юлиан Отступник за его политику разрыва римского государства с его недавним союзом с …
23 КБ (3625 слов) — 12:03, 31 октября 2021 г.
… . Преемник Констанция, Юлиан Отступник Юлиан, известный в христианском мире как «Юлиан Отступник», был философом-философом …
144 КБ (21 046 слов) — 20:47, 29 ноября 2019 г.
… Изображение:JulianusII-antioch(360-363)-CNG. jpg thumb Монета с изображением Юлиана Отступника.Он вернулся в Италию с Урсицином, когда ему было …
21 КБ (3270 слов) — 15:34, 17 мая 2021
… был удален. Воцарение Юлиана Отступника, однако, ослабило ограничения в отношении донатистов, поскольку Юлиан стремился поощрять…
15 КБ (2313 слов) — 19:04, 1 августа 2020 г.
… . Он назвал своего сводного двоюродного брата по отцовской линии и зятя Юлиана Отступника Юлиана своим Цезарем Западной Римской империи в 355 году до нашей эры.Е. Во время…
70 КБ (11 213 слов) — 01:10, 29 июля 2019
… мощное ораторское искусство постепенно объединило приход. В религиозно-политическом спектре император Юлиан Отступник Юлиан (бывший одноклассник …
33 КБ (5 154 слов) — 21:26, 17 июля 2017
… 361), поддержавших полуарианство. После смерти Констанция их покровительствовал Юлиан Отступник (ум. 363), но Валент (ум. 378…
17 КБ (2510 слов) — 20:51, 13 декабря 2018 г.
…. его защита христианства от язычества во время правления Юлиана Отступника и его верность никейской вере. Помогал отцу…
12 КБ (1906 слов) — 07:33, 4 июня 2019 г.
… недействителен. Тем временем преемник Констанция Юлиан Отступник, приверженец язычества, заявил, что империя больше не будет благоволить одному…
25 КБ (3894 слова) — 22:52, 5 ноября 2021 г.
… 362 г. н.э., в ознаменование визита римского императора Юлиана Отступника, племянника Константина Великого и последнего языческого императора Рима.Это…
15 КБ (2370 слов) — 07:33, 20 июня 2021
…законный Иерофант, которому император Юлиан Отступник Юлиан поручил восстановить Мистерии, которые к тому времени впали в…
18 КБ (2809 слов) — 21:22, 29 декабря 2021
… Юлиан Отступник Римский император Юлиан жалуется на дикие, пронзительные песни, доносящиеся от горцев с севера. Самый ранний . ..
12 КБ (1862 слова) — 09:53, 15 октября 2020 г.
… . Был также прерванный проект римского императора Юлиана Отступника (361-363 гг. н.э.), который позволил евреям построить «Третий храм» как …
30 КБ (4700 слов) — 20:17, 21 октября 2021 г.
… маленькие; они такого же роста, как китайцы…» (Hill 2004). Римский император Юлиан Отступник Юлиан принял эмиссара из …
21 КБ (3154 слова) — 17:17, 12 января 2019
… там жили и христиане и язычники.В царствование Юлиана Отступника (361-363) храмы Афона были разрушены, и…
27 КБ (4022 слова) — 15:30, 25 октября 2018
… Снова Сингара и Амида. В ответ на это римский император Юлиан Отступник Юлиан ударил вглубь персидской территории, и разбил Шапура…
73 КБ (11 173 слов) — 04:07, 2 ноября 2019
… Став христианином, он продолжал преподавать, пока император Юлиан Отступник не издал указ, запрещающий христианам читать лекции о «вежливости». ..
7 КБ (1036 слов) — 16:49, 17 мая 2017 г.
Юлиан Отступник не смог победить Христа
Император Римской империи Юлиан застонал в агонии. Вы бы тоже, если бы копье только что воткнули тебе в кишки. Это было в этот день, 27 июня 363 года.* Юлиан воевал с персы. Но всего через два года правления с ним было покончено. Он был всего 32 года.
Истекая кровью, умирающий император застонал: «Ты победил, о Галилеянин» — относится к Иисусу Христу.По крайней мере, так было позже говорится в отчетах. Первые слухи предполагали, что христианин убил император. Христиане, вероятно, этого не сделали, но у них были на это причины. Юлиан изо всех сил пытался положить конец власти христиан в Римской империи. С того дня, пятьдесят лет назад, когда Константин одержал ключевую победу в знак хи-ро, христианское влияние неуклонно росло.
Рвение Юлиана против христиан удивило некоторых, потому что он был воспитан как христианин, крещен и даже рукоположен в чтецы (чтец) в церкви. Этот отказ от его воспитания привел христиан называть его «Юлиан Отступник». (Отступник — это тот, кто отпадает от веры.) Что заставило Юлиана перейти на другую сторону?
Сам одаренный писатель, Юлиан влюбился в Хелленик цивилизация. Он также попал под чары Максима Эфесского, который использовали магические трюки, чтобы завладеть разумом молодого человека.
Другой причиной, которая могла повлиять на Джулиана, было то, что «христианин» Император убил всю свою семью по политическим мотивам.Несмотря на то что Джулиан был обязан своей жизнью другому христианину, он, кажется, винил во всем Христиане за резню.
Во всяком случае, при сильной поддержке более образованных классов, Юлиан решил восстановить традиционные языческие религии. превосходство. Он приказал восстановить старые храмы и начать новые. Он возникло языческое духовенство.
Потому что христиане громко осуждали действия Юлиана. (некоторые даже прибегали к насилию), он пошел еще дальше в своем неприятии христианства, устранив христианских учителей, не принимавших легенды преподаются на страницах языческих авторов. В другом движении видимо намереваясь навредить христианам, он встал на сторону их еврейских антагонистов, приказал восстановить еврейский храм в Иерусалиме. Проект потерпел поражение от землетрясения.
Юлиан изучил несколько языческих религий и считал их истинными наследие империи. Но, взяв пример с христиан, он призвал язычников проявлять больше заботы и сострадания к бедным и нуждающимся, отмечая что христиане заботились не только о своих бедняках, но и о язычниках также.Это дало христианам сильное моральное преимущество среди их соседи-язычники.
При сообщениях о несчастной кончине Юлиана христиане утверждали, что Бог судил его. Но язычники, должно быть, сожалели о потере, которая означала внезапный конец их льгот и планов.
*Историки расходятся во мнениях относительно этой даты. Уилл Дюран, Кристиан История, и другие источники дают 27-ю, но Энциклопедия Britannica и Католическая энциклопедия дают 26-й.
Библиография:
- Аланды, Курт. Святые и грешники; люди и идеи в начале церковь. Филадельфия: Fortress Press, 1970.
- Чедвик, Генри. Ранняя церковь. Книги Пингвинов, 1967.
- Дюран, Уилл. Эпоха веры. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1950.
- Хобер, Карл. «Юлиан Отступник». Католик Энциклопедия. Нью-Йорк: Роберт Эпплтон, 1914.
- «Юлиан Отступник. Оксфордский словарь Христианская церковь. Под редакцией Ф. Л. Кросса и Э. А. Ливингстона. Оксфорд, 1997. .
- Различные статьи в Интернете и энциклопедии и истории Христианство.
Последнее обновление: май 2007 г.
Гонения при Юлиане Отступнике
Гонения при Юлиане ОтступникеЭтот император был сыном Юлия Констанция и племянником Константина Великого.Он изучал основы грамматики под руководством Мардония, евнуха и язычника из Константинополя. Через некоторое время отец отправил его в Никомидию для обучения христианской религии к епископу Евсевию, своему родственнику, но его принципы были испорчены пагубными учениями ритора Ецеболия и мага Максима.
Констанций, умерший в 361 году, Юлиан сменил его и, как только достиг императорского достоинства, отрекся от христианства и принял язычество, которое на несколько лет приобрело большую дурную славу.Хотя он восстановил идолопоклонство, он не издавал публичных указов против христианства. Он отозвал всех изгнанных язычников, разрешил свободно исповедовать религию каждой секте, но лишил всех христиан должностей при дворе, в магистратуре или в армии. Он был целомудренным, воздержанным, бдительным, трудолюбивым и благочестивым; тем не менее он запретил любому христианину содержать школу или государственную учебную семинарию и лишил все христианское духовенство привилегий, дарованных им Константином Великим.
Епископ Василий впервые прославился своей оппозицией арианству, которая навлекла на него месть арианского епископа Константинопольского; он в равной степени выступал против язычества. Агенты императора напрасно воздействовали на Василия обещаниями, угрозами и вымогательством, он был тверд в вере и остался в темнице претерпевать другие страдания, когда император случайно пришел в Анкиру. Юлиан решил испытать самого Василия, когда того святого человека привели к нему, и император сделал все, что было в его силах, чтобы отговорить его от пребывания в вере.Василий не только оставался тверд, как всегда, но и с пророческим духом предсказал кончину императора и то, что ему предстоит мучиться в иной жизни. В ярости от того, что он услышал, Юлиан приказал, чтобы тело Василия разрывали каждый день на семь различных частей, пока его кожа и плоть не были полностью изуродованы. Этот бесчеловечный приговор был приведен в исполнение со всей строгостью, и мученик скончался под его суровостью 28 июня 362 г. по Р.Х.
Донат, епископ Ареццо, и Иларин, отшельник, пострадали примерно в одно и то же время; также Гордиан, римский судья.Артемий, главнокомандующий римскими войсками в Египте, будучи христианином, был лишен должности, затем имения и, наконец, головы.
Гонения ужасно свирепствовали в конце 363 года; но так как многие подробности до нас не дошли, необходимо отметить вообще, что в Палестине многих сжигали заживо, других волочили за ноги голыми по улицам, пока они не скончались; некоторые были ошпарены до смерти, многие побиты камнями, и многим выбили мозги дубинками. В Александрии были бесчисленные мученики, пострадавшие от меча, сожжения, распятия и побивания камнями. В Аретузе некоторых распороли, в животы им положили зерно, а кормили его свиньями, которые, съедая зерно, пожирали и внутренности мучеников, а во Фракии Эмилиан был сожжен на костре; и Домиция убили в пещере, куда он бежал в поисках убежища.
Император Юлиан Отступник умер от раны, полученной им в персидском походе, А.Д. 363 г., и даже на исходе произносил самые ужасные богохульства. Ему наследовал Иовиан, восстановивший мир в Церкви.
После смерти Юпитера Валентиниан унаследовал империю и присоединил к себе Валента, который командовал на востоке, был арианином и отличался неумолимым и гонительным характером.
Автор: | Джонсон, Сэмюэл, 1649–1703 гг. |
Заголовок: | Юлиан Отступник — это краткий отчет о его жизни, о том, что первобытные христиане думали о его преемственности, и об их поведении по отношению к нему: вместе со сравнением папства и язычества. |
Права/Разрешения: | Библиотека Мичиганского университета предоставляет доступ к этим напечатанным на клавиатуре и закодированным изданиям произведений для образовательных и исследовательских целей.Считается, что эти транскрипции являются общественным достоянием в Соединенных Штатах; однако, если вы решите использовать любую из этих транскрипций, вы несете ответственность за собственную юридическую оценку и получение любого необходимого разрешения. Если у вас есть вопросы о коллекции, пишите на [email protected]. Если у вас есть сомнения по поводу включения элемента в эту коллекцию, свяжитесь с [email protected]. Это заявление не распространяется на какие-либо изображения страниц или другие дополнительные файлы, связанные с этой работой, которые могут быть защищены авторскими правами или другими лицензионными ограничениями.Пожалуйста, перейдите на http://www.textcreationpartnership. org/ для получения дополнительной информации. |
Источник печати: | Юлиан Отступник, представляющий собой краткий отчет о его жизни, о том, как первобытные христиане относились к его преемственности и их поведении по отношению к нему: вместе со сравнением папства и язычества. Джонсон, Сэмюэл, 1649–1703 гг. Лондон: отпечатано для Лэнгли Кертиса …, MDCLXXXII [1682] |
Условия предмета: | Юлиан, — император Рима, 331–363 гг. Джеймс — II, — король Англии, 1633-1701 гг. Католическая церковь — Противоречивая литература. |
URL-адрес: | http://name.umdl.umich.edu/a46951.0001. 001 |
Как цитировать: | Рекомендации по цитированию этого текста см. в разделе Цитирование TCP на веб-сайте Text Creation Partnership. |
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
Юлиан Отступник Римский император и племянник Константина
межгосударственные отношения между отдельными подразделениями страны
внутригосударственный, относящийся к государству или существующий в его границах
оставшийся без завещания, не составивший действительного завещания или не распоряжающийся законным завещанием
Волонтерский штат Штат на востоке центральной части США
земельная собственность обширная земельная собственность (особенно в сельской местности), оставленная собственником для собственного использования
Штат Одинокой Звезды второй по величине штат
Old North State Штат на юго-востоке США
занижать представлять как менее значимые или важные
вывести из строя сделать невозможным выполнение определенного действия
Плакат о розыске публичное заявление правоохранительных органов о том, что они хотят допросить или арестовать какое-либо лицо
Апостол Павел христианский миссионер среди язычников
отступник, неверный религии, партии или делу
Old Line State Среднеатлантический штат; одна из первых 13 колоний
Centennial State штат на западе центральной части США в Скалистых горах
Государство Халифат турецкая террористическая группа мусульман-фундаменталистов, имеющая связи с «Аль-Каидой», действующая в Германии; добивается насильственного свержения турецкого правительства и создания исламской нации по образцу Ирана
Pine Tree State Штат в Новой Англии
государство всеобщего благосостояния Правительство, которое берет на себя ответственность за благосостояние своих граждан посредством программ в области общественного здравоохранения и государственного жилья, пенсий, пособий по безработице и т. д.
Гранитный штат штат в Новой Англии; одна из первых 13 колоний
авторитарное государство правительство, которое концентрирует политическую власть в руках органа, не ответственного перед народом