Крижанич Юрий | |
1618-1683 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Юрий КрижаничКрижанич Юрий (1618-1683) — писатель. Хорват по национальности. Сторонник идеи «славянского единства», главное место в котором он отводил России. Выдвигал программу преобразований в России. В 1661 году году за «вольнодумство» сослан в Тобольск. В 1676 году выехал из России. + + + Крижанич Юрий (ок. 1618—12.09.1683), славянский ученый и писатель, по национальности хорват, католический священник. Пропагандировал идею славянского единства. Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое впервые посетил в 1647. Прибыв в Москву в 1659, по подозрению в шпионаже был сослан в 1661 в Тобольск, где прожил до 1676. В Тобольске Крижанич продолжал свои исследования и написал ряд книг — «Политика» (1663—66), «Об Божьем смотрении» (1666—1667), «Толкование исторических пророчеств» (1674). В своих исследованиях Крижанич приходит к выводу о необходимости объединения славян путем просвещения и литературного сближения. Крижанич увлекся изучением истории России и считал ее родиной всех славян. «Русский народ, — писал он, — и имя всем прочим, начало и корень». Чтобы объединить все славянские племена, считал Крижанич, необходимо прежде всего создать единый «всеславянский» язык и написать на этом языке книги, доступные всем славянам. Крижанич лично показывает пример такой работы: в Тобольске он создает свой вариант всеславянского языка, представлявшего собой смесь церковнославянского, русского и хорватского языков. Именно на этом языке написана его книга «Политика». Крижанич одним из первых подверг критике летописные легенды о «призвании варягов» на Русь, дарах Мономаха, вскрыл грубые искажения русской действительности в современных ему иностранных сочинениях о России (Адама Олеария, П. Петрея). Славянский ученый доказывал необходимость упрочения связей Великороссии и Малороссии. Для укрепления могущества России Крижанич предлагал усилить государственный аппарат, реформировать армию, законодательно закрепить права всех сословий русского общества, перестроить организацию внутренней и внешней торговли, стимулировать развитие российской промышленности и ремесел. Крижанич резко выступал против низкопоклонства перед всем иностранным, дав этому явлению свое название — чужебесие. Не исключая возможности использования положительного зарубежного опыта, Крижанич призывал сделать главную ставку на «высвобождение» богатейшего внутреннего потенциала русского народа. Олег Платонов Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа. Крижанич (Krizanic) Юрий (ок. 1618, Обрх, близ Горицы, Югославия,— 12.9.1683, близ Вены), представитель общественно-политической мысли славян 17 века, писатель; священник-миссионер. По национальности хорват. В 1642 году защитил докторскую диссертацию в Риме. С 1659 года жил в России; в 1661 году (по неизвестным причинам) был сослан в Тобольск. После освобождения (в 1676 году) жил в Польше. Крижанич пропагандировал идею о языковой и этнической общности славян. Он предпринял попытку создания «общеславянского» языка. Предпосылку национального возрождения и единства славянских народов усматривал в объединении католических и православной церквей. Ведущую роль в сплочении славян отводил Русскому государству. Ему принадлежит проект политических и экономических преобразований в России. В разработанной им классификации наук Крижанич отнёс философию к разряду «мирского знания», включив в её состав «логику, физику и этику». Всемирную историю рассматривал как непрерывный процесс, в ходе которого одни народы и страны приходят в упадок, а другие достигают расцвета. Крижанич был сторонником провиденциализма, однако допускал возможность воздействия людей на некоторые стороны исторического процесса. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Собр. соч., в. 1—3, М., 1891—93; О промысле, М., 1860; Политика, [рус. пер.], М., 1965. Литература: Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, Соч., т. 20, М.— Л., 1925; Дацюк Б. Д., Юрий Крижанич, [М.], 1946; Мордухович Л. М., Филос. и социологич. взгляды Юрия Крижанича, «Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР», 1963, № 36.Крижанич Юрий (1618–1683), богослов, философ, историк, экономист. По национальности хорват. Учился в Загребской семинарии, в Вене и Болонье. Получил в Граце степень магистра философии. В 1642 защитил докторскую диссертацию в Риме, стал католическим священником. Активно занимался миссионерской деятельностью, мечтая об объединении славян на основе католицизма. В 1659 прибыл в Москву, пропагандировал идею славянского единства, выступал за присоединение Украины к России. В 1661 был обвинен в поддержке униатов и отправлен в ссылку в Тобольск, где провел 16 лет. В Тобольске Крижанич написал свои основные труды: Политика, О божественном провидении, Толкование исторических пророчеств, О святом крещении, Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка) и др. В своей историософской концепции Крижанич отстаивал идею провиденциализма, доказывая, что провиденциальный замысел в истории осуществляют различные народы и государства. В современной эпохе такого рода роль играет Россия, которая может и должна способствовать созданию единой славянской цивилизации. Однако сама Россия нуждается в реформировании – укреплении государственной власти, законодательном оформлении общественной жизни (признании прав сословии), более интенсивном и современном развитии экономики. Высоко оценивал Крижанич познавательную и общественную роль философии. В Политике он рассматривал философию как важнейший компонент человеческой деятельности и видел в ней не только теоретическую дисциплину и особый вид интеллектуального искусства, но «тщательную и обдуманную рассудительность», без которой невозможно обойтись в серьезных делах. Традиционно разделяя все знание на духовное (богословское) и мирское, Крижанич относил к последнему математику, механику и философию. В систему философских дисциплин он включал этику, экономику, политику, физику и логику.Крижанич погиб под Веной в сражении с турками 12 сентября 1683. Использованы материалы сайта http://www.krugosvet.ru Крижанич (Krizanic) Юрий (ок. 1618, Обрх, близ Горицы, Хорватия — 12 сентября 1683, близ Вены) — славянский общественно-политический деятель и мыслитель; предтеча идей панславизма, философ, богослов, историк, филолог. Католический священник-миссионер. По национальности хорват. Учился в Загребской семинарии, затем в Вене, Болонье, в коллегиуме Св. Афанасия при Ватикане. В Граце получил степень магистра, в 1642 в Риме защитил докторскую диссертацию. Состоял на службе в ватиканской Конгрегации пропаганды веры. В 1642—46 миссионерствует среди западных славян; много путешествует по Европе. В 1656 завершил труд по истории церковной схизмы («Всеобщая библиотека схизматиков»), где собрал возражения православных против схизмы. А. И. Абрамов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 321. Крижанич Юрий (1617, Бихач, Босния — 12.09.1683, близ Вены) — писатель, мыслитель. По национальности хорват. Получил в Граце степень магистра философии, был слушателем греческого коллегиума Св. Афанасия при Ватикане. В 1642 году защитил докторскую диссертацию в Риме. В 1659 году прибыл в Москву, стал активно пропагандировать идеи о единстве славян, великом будущем России, необходимости широкой просветительской деятельности с целью вывести русский народ в число образованных европейских наций. В 1661 году за поддержку униатства был сослан в Тобольск, где прожил 16 лет и написал основные свои сочинения. После освобождения в 1676 году жил в Польше. В 1678 году выехал в Вильно, где стал членом иезуитского ордена. Погиб под Веной в битве с турками, сражаясь в войсках Яна Собеского. Крижанич был одним из энциклопедически образованных людей своего времени: владел 6 языками, занимался философией, политэкономией, историей, языкознанием, эстетикой, музыкой, богословием. Он стоял на позициях провиденциализма, но полагал, что божественный промысел определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного воздействия людей на некоторые стороны исторического процесса. Одним из средств достижения прогресса Крижанич считал унию между православной и католической церковью. В работе «De Providentia Dei» («О промысле Божием») (1666-1667), посвященной царю Алексею Михайловичу, писал, что греки отпочковались от западной церкви из-за «духа гордости», протестанты откололись из-за любви к свободе, а русские оказались просто обманутыми. Я считаю, писал он, московитян не еретиками, а христианами, введенными в заблуждение по простоте душевной. Крижанич предлагал свои услуги царю, но они не были приняты. Положение иноземца, да еще католика, создало вокруг него своеобразную полосу отчуждения. Его сочинения были известны лишь узкому кругу лиц. Он довольно сурово критиковал различные стороны быта и государственного строя России, отсталость русского общества по сравнению с западными странами, доказывая необходимость и своевременность предлагаемых им реформ. Крижанич разработал первую систему классификации знаний в рус.-славянской терминологии. Все знания он делил на два вида: теоретические и практические. В философию включал логику, физику и этику, в логику же — грамматику, риторику, поэтику и диалектику. К. проводил различие между мудростью, знанием и философией. Мудростью он считал познание «наиболее важных и наивысших вещей» (Бога, природы, общества, человека), знанием — «понимание причин вещей», философией — желание мудрости. Философия выступает как высшая степень всех видов познания. К. особо выделял «политическую мудрость», видя в ней средство достижения общественного благополучия. Он выдвигал программу разумного управления державой, основанную на анализе истории страны, народа, природных ресурсов, традиций и умелом их использовании. Крижанич глубоко изучил экономическое и политическое положение России, подчеркивал необходимость развития в ней торговли, ремесла и земледелия. С патриотических позиций он пытался понять роль славянства в мировом историческом процессе, считая, что оно развивается по восходящей линии, хотя постоянно подвергается угнетению и оскорблению со стороны чужеземцев, особенно турок и немцев. Особую роль в судьбе славян он отводил России, которая, превратившись благодаря передовым реформам в ведущую мировую державу, освободит порабощенные славянские и другие народы и поведет их вперед. Крижанич предпринял попытку создания общеславянского языка, разработал его грамматику, поэтому его называют отцом славянской филологии. Идеи Крижанича свидетельствуют о том, что в России того времени складываются предпосылки для проведения глубоких реформ, как писал Плеханов, его программа «во многих отношениях напоминает программу Петра I» (История русской общественной мысли // Соч. М„ 1925. Т. 20. С. 290). С. M. Брайович Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 302. Сочинения: Русское государство в половине XVII в. (Политика). Рукопись времен царя Алексея Михайловича. М., 1859. Вып. ]-[6]; О промысле (Об Божием смотрению). М., 1860; Собр. соч. М., 1891-1892. Вып. 1-3; Из рукописного наследия Ю. Крижанича // Исторический архив. 1958. № 1; Политика. М., 1997. Литература: Бессонов П. А. Ю. Крижанич // Православное обозрение. 1870. № 1-11 \ Белокуров С. А. Ю. Крижанич в России. М., 1901-1909. Т. [1]-3; Плеханов Г. В. История русской общественной мысли. Соч.: В 24 т. Т. 20; Вачьденберг В. Е. Государственные идеи Крижанича. Спб., 1912; Роганович И. Ю. Крижанич и его философия национализма. Казань, 1899; Пушкарев Л. Н. Юрий Крижанич. Очерк жизни и творчества. М., 1984; Брайович С. М., Жулинская Э. В. Новые книги о лингвистических грудах Ю. Крижанича // Филологические науки. 1988. № 6; Golub I. Slovenstvo Juria Krizanica. Zagreb, 1983. Далее читайте:Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901 Крижанич Юрий. Политика. Изд-во «Новый свет», М. , 1997. Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Собр. соч., т. 1-3. М., 1891-93; О промысле. М., 1860; Политика. М., 1997. Литература:Белокуров С. А. Ю. Крижанич в России, т. 1—3. М., 1901—09; Дацюк Б. Д. Ю. Крижанич. М., 1946; Мордухович Л. М. Крижанич о «рабстве». — «Труды Отдела древнерусской литературы». Л., 1979, т. 33; Пащенко Е. «Политика» Ю. Крижанича как произведение литературы барокко. — «Советское славяноведение», 1983, № 5; Пушкарев Л. Н. Ю. Крижанич. Очерк жизни и творчества. М., 1984. Бессонов П. А. Ю. Крижанич // Православное обозрение. 1870. № 1-11 Белокуров С. А. Ю. Крижанич в России. М., 1901-1909. Т. [1]-3; Плеханов Г. В. История русской общественной мысли. Соч.: В 24 т. Т. 20; Вальденберг В. Е. Государственные идеи Крижанича. Спб., 1912; Роганович И. Ю. Крижанич и его философия национализма. Казань, 1899; Брайович С. М., Жулинская Э. В. Новые книги о лингвистических грудах Ю. Крижанича // Филологические науки. 1988. № 6; Golub I. Slovenstvo Juria Krizanica. Zagreb, 1983.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Юрий Крижанич
Юрий КрижаничПОЛИТИКА
Оглавление:
О Крижаниче
Предисловие автора
Часть 1.
О БЛАГЕРаздел 1. О ТОРГОВЛЕ
Раздел 2. О РЕМЕСЛЕ
Раздел 3. О ЗЕМЛЕДЕЛИИ
Раздел 4. О РУДАХ
Часть 2. О СИЛЕ
Раздел 1. О ТВЕРДЫНЯХ
Раздел 2. ОБ ОРУЖИИ
Раздел 3. О СТРОЯХ ВОЙСКА
Раздел 4. О ВОИНАХ
Раздел 5. О ВОЕВОДАХ
Раздел 6. О РЕЧИ, ОБ ИМЕНАХ И ОБ ОБЛИЧЬИ ИЛИ О ПЛАТЬЕ ВОИНСКОМ
Раздел 7. О ЖАЛОВАНИИ И ПОЧЕСТЯХ ВОИНСКИХ
ЧАСТЬ 3. О МУДРОСТИ
Раздел 1. [О ТОМ], КАК ХОРОША, ПОЛЕЗНА, ВЫГОДНА И НУЖНА МУДРОСТЬ
Раздел 2. РАССУЖДЕНИЕ О МУДРОСТИ, О ЗНАНИИ И О ФИЛОСОФИИ
Раздел 3. О ПОЛИТИЧЕСКОЙ МУДРОСТИ
Раздел 4. О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЛИЧЬИ
Раздел 5. О ЯЗЫКЕ ИЛИ О РЕЧИ
Раздел 6. О ПОКРОЕ ОДЕЖДЫ
Раздел 7. О НРАВАХ И О НЕУМЕЛОСТИ НАШЕЙ И [О ТОМ], КАК СУДЯТ О НАС ДРУГИЕ НАРОДЫ
Раздел 8. О РУССКОЙ ЗЕМЛЕ
Раздел 9. О РУССКИХ ОБЫЧАЯХ — ИЗ ОПИСАНИЯ НЕКОЕГО НЕМЦА. О НЕМЕЦКОМ ЗЛОСЛОВИИ
Раздел 10. ОТВЕТ НА ХУЛУ, КЛЕВЕТУ И СОБЛАЗНЫ ЧУЖЕЗЕМЦЕВ
Раздел 11. ОБ ОБЩИХ СВОЙСТВАХ И НЕДОСТАТКАХ НАШЕГО НАРОДА
Раздел 12. О ЧУЖЕБЕСИИ
Раздел 13. КАКИМ ОБРАЗОМ ЧУЖЕЗЕМЦЫ БЫВАЮТ НАРОДАМ ВРЕДНЫ
Раздел 14. ОБ ИСКАТЕЛЯХ РУССКОЙ КОРОНЫ
Раздел 15. О ЧУЖЕВЛАДСТВЕ
Раздел 16. КАКОЙ ПОЗОР И ОБИДЫ ПРИЧИНЯЮТ НАМ, СЛАВЯНАМ, ЧУЖЕЗЕМЦЫ
Раздел 17. О СВАТОВСТВЕ ЧУЖЕСТРАНЦЕВ
Раздел 18. КАК ЧУЖЕСТРАНЦЫ ПОЗОРЯТ КОРОЛЕВСКУЮ ЧЕСТЬ НАШЕГО НАРОДА У ПОЛЯКОВ
Раздел 19. КАК ЧУЖЕЗЕМЦЫ ОПОЗОРИЛИ ДОСТОИНСТВО КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ У СЛАВЯН — ЧЕХОВ, БОЛГАР, СЕРБОВ
Раздел 20. О СЧАСТЬЕ НАРОДА НАШЕГО
Раздел 21. О ТРЕХ ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЯХ, КОИМИ НЕМЦЫ ЗАРАЖАЮТ [ДРУГИЕ] НАРОДЫ
Раздел 22. [О ТОМ], ЧТО РУССКОЕ ПРАВЛЕНИЕ ЛУЧШЕ ПОЛЬСКОГО
Раздел 23. О КОРОЛЕВСКОМ ДОСТОИНСТВЕ И ВЛАСТИ
Раздел 24. О РАЗЛИЧНЫХ СОСЛОВИЯХ ЛЮДЕЙ
Раздел 25. ОБ ОБЯЗАННОСТИ КОРОЛЯ (из святого писания)
Раздел 26. О ПРИЗВАНИИ КОРОЛЯ, О КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ И О ТИРАНИИ
Раздел 27. ОБЪЯСНЕНИЕ ОБЩЕГО ЗАБЛУЖДЕНИЯ БОГАТЫХ ЛЮДЕЙ И МНОГИХ ПРАВИТЕЛЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВЕЩЕЙ [И] БЕЗГРАНИЧНОЙ ВЛАСТИ
Раздел 28. О ЖЕСТОКОМ ПРАВЛЕНИИ И ЛЮДОДЕРСТВЕ
Раздел 29. КОРЕНЬ ВСЕХ ЗОЛ — ЖАДНОСТЬ
Раздел 30. ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ТИРАНСТВА И ДУРНОГО ПРАВЛЕНИЯ
Раздел 31. РЕЧЬ ЦАРЯ К ЖИТЕЛЯМ ВСЕГО КОРОЛЕВСТВА
Раздел 32. ЗАКОНЫ ПРОТИВ НАРОДНОГО НЕДОВОЛЬСТВА И ДЛЯ ИНЫХ НУЖД И ПРИВИЛЕГИИ ВСЕМ СОСЛОВИЯМ
Раздел 33. О ГОСТОГОНСТВЕ
Раздел 34. О СОХРАНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Раздел 35. О КОРОЛЕВСКОЙ СЛАВЕ
Раздел 36. О ЗАМЕЩЕНИИ ПРЕСТОЛА
О Крижаниче
Настоящая книга представляет собой переиздание главного труда выдающегося славянского просветителя Ю. Крижанича (1617—1683). Получил, богословское образование в Загребе, Болонье и Риме. Был священником-миссионером, выступал за унию католической и православной церквей и за единство славянских народов во главе с Россией во имя противостояния османскому наступлению на христианскую Европу. В 1647 и 1659 гг. побывал на Украине, а в 1659 г. приехал в Москву. Произведение написано в 1663—1666 гг. в Тобольске, куда автор был сослан царем Алексеем Михайловичем. Рукопись публикуемого в настоящем издании труда Юрия Крижанича хранится в Центральном государственном архиве древних актов в Москве и входие в состав знаменитого собрания Синодальной библиотеки.
Более двухсот лет сочинения Юрия Крижанича пролежали в забвении на полках московских архивов, пока их не обнаружил русский историк литературы и славянофил П.А. Бессонов. Он был первым, кто открыл читателям имя Крижанича и кто определил его как «ревнителя воссоединения церквей и всего славянства». Более века продолжались споры вокруг имени Крижанича, пока в 1983 г., в трехсотлетнюю годовщину его смерти, не прошел Международный симпозиум в Загребе, положивший начало переизданию его сочинений и единодушно оценивший его вклад в дело консолидации славянских народов.
Будучи пропагандистом идеи объединения славян, свой труд Ю. Крижанич создал на «всеславянском языке», представляющем собой смесь церковнославянского, русского и хорватского языков. Перевод «Политики» Ю.Крижанича на русский язык осуществлен для настоящего издания впервые. В предыдущем её издании, увидевшем свет свыше 100 лет назад благодаря П. А.Безсонову, были переведены лишь отдельные, как он писал в своем послесловии к «Политике», «иностранные, инославянские и полурусские выражения» («Русское государство в половине XVIIв, т.2,М.,1860,стр1). Согласно анализа голландского лингвиста Т.Экмана, занимавшегося выборочной статистикой словоупотребления в «Политике» доля слов, присущих всем славянским языкам, составляет в тексте около 59%, доля русских и и церковнославянских слов – около 10%, серско-хорватских – около 9%, польских – 2,5% и т.д. В «Политике» Крижанича цитируется много мест из Библии, сочинений католических богословов, античных авторов, хроник и др. Язык рукописи Крижанича весьма своеобразен, манера его изложения необычна.
Книга является важным источником по истории России XVII века. В ней затрагиваются также философские, этические, государственно-правовые, экономические проблемы.
Деятельность Юрия Крижанича (1618 — 1683 гг.) уже давно привлекала к себе внимание исследователей — историков, философов, экономистов, литературоведов, лингвистов и других, дававших самые противоречивые оценки его сочинениям. Одни исследователи готовы были видеть в произведениях Крижанича настоящую программу реформ, которая впоследствии осуществлялась при Петре I, рассматривая Крижанича как своего рода предшественника Петра.
Другие авторы рассматривали горькие рассуждения Крижанича о различного рода непорядках и злоупотреблениях в России его времени как памфлет, направленный против России и русского народа. Некоторые из них доходили даже до прямого утверждения, что Крижанич был ненавистником славянских народов и Русского государства, хотя в действительности вся деятельность Крижанича была проникнута идеей общности славянских народов и горячей любовью к славянству.
На самом же деле как восторженные похвалы в адрес Юрия Крижанича, будто бы начертавшего будущие реформы начала XVIII в., так и обвинения его во враждебности к России и другим славянским народам одинаково необоснованны.
Взгляды Крижанича не имеют ничего общего с великодержавными идеями панславизма XIX в. Его труды и его теории надо рассматривать в рамках его времени. Предлагавшийся им план возрождения славянства был обусловлен исторической обстановкой середины XVII в., и его никак нельзя искусственно приладить к позднейшим теориям. В творчестве Крижанича переплелись потребности его родины, изнемогавшей под чужеземным игом, претензии на мировое господство папского Рима и сложные проблемы России, вступавшей в Новый период своей истории. Крижанич умер, идейно вдохновляя и защищая славянский мир в борьбе с турецкими захватчиками.
Издаваемое в настоящей книге основное сочинение Юрия Крижанича, известное под условным названием «Политики», было написано в годы жизни автора в Тобольске, куда он был сослан царскими властями. Тобольск в это время был отдаленным, но по-своему крупным центром, главным местом управления Сибирью. Он имел немалое значение для торговли с сибирскими народами и народами Средней Азии, с «Бухарами». Это было место, куда ссылали людей по политическим причинам различного свойства. Ссыльные в Тобольске второй половины XVII в. находились на особом положении и составляли как бы своеобразную колонию, связанную непосредственно с воеводской канцелярией. О своих встречах с ссыльными людьми — русскими» и иноземцами — рассказывает сам Крижанич, нередко отмечая даты своих встреч и разговоров. Характерно, что даты этих встреч Крижанич пишет по-русски — от «сотворения мира», причем иногда совсем по образцу приказных документов того времени пишет просто 173 год (вместо 7173).
Тонкий наблюдатель, дальновидный исследователь Юрий Крижанич сообщает в своей «Политике» много таких сведений о России и особенно о Сибири XVII в.
Но, конечно, главное значение «Политики» заключается не в том, что она является одним из важнейших источников для понимания русской жизни XVII в. Крижанич выступает перед нами как крупнейший писатель своего времени, как провозвестник славянского единства. Он как бы продолжает развивать те идеи, с которыми в свое время в Сербии выступил знаменитый гуманист XV в. Константин Костенчский. И, надо думать, это не случайно, так как высокие идеи объединения славянских народов были естественны в пределах главным образом Сербии и Хорватии, находившихся под чужеземным игом и постоянной угрозой нападения с севера и с юга. Поразительны и необычайно широки для своего времени взгляды Крижанича на положение славянских народов, в особенности на положение украинцев и русских «луторских и калвинских стран», протестантов) — он старался оградить от общения со славянами, потому что видел результаты «онемечивания» западных славян Западных соседей славян — «немцев» (к ним он причислял, помимо германцев, также и датчан, голландцев, англичан, шведов, т. е. жителей — поляков и чехов. С восточным и южным соседом — Османской империей — он призывал к непримиримой борьбе: османы и крымские турки рассматривались им как главные противники славянского мира. Россия должна была возглавить освободительную борьбу славянских народов против Османской империи, и именно эта борьба и должна была стать первоочередной задачей внешней политики Русского государства. Главенство России в сообществе славянских народов, по мнению Крижанича, должно было также проявиться и в вызволении западных славян из-под гнета политики «онемечивания», причем решающую роль в этом вопросе Крижанич вновь отводил русскому царю. Именно он должен был «язик словенский в книгах исправить и осветлять, пригодними разумними книгами оним людям (т. е. славянам — Л. П.) умние очи открыть».
Чтобы выполнить задуманное, Крижанич обратился к царю Алексею Михайловичу, «советуя стать во главе славянства и прежде всего поднять умственный уровень собственного русского народа». Но, вероятно, царю не понравились некоторые из идей Крижанича и, в частности, о слиянии католической и православной церквей, что послужило причиной ссылки его в Тобольск.
В своих трудах мыслитель глубоко и тщательно проанализировал причины языковой и этнической близости славян и создал своеобразную и стройную теорию славянского единства. В духе своей эпохи он постарался обосновать богословскими доводами необходимость единения всех славян в общую семью. При этом он не только обосновал и провозгласил идею славянского единства, но и попытался наметить те необходимые экономические, политические, культурные и религиозные меры, которые обеспечивали бы задуманному успешно осуществиться. Наглядным воплощением в жизнь его принципов и стала «Политика» — основной обобщающий труд, в котором идея всеславянского единства стала одной из главных тем.
Крижанич — апологет самодержавия, «совершенного самовладства» как наилучшего правления, полностью превосходящего любое иное: при «самовладстве» легко исправить все ошибки, недостатки и извращения и ввести благие законы. Государь — «самовладец» подобен богу на земле, и его судит только бог. Но самодержавное правление не должно быть ни дурным, ни крутым, ни жестоким, ни тираническим, какими были правления Ивана Грозного и Бориса Годунова. Праведная верховная власть может, превратиться в тиранию, если будут введены несправедливые законы. Безграничная власть противна божественному и природному закону. Крижанич был уверен, что в России может наступить время, когда весь народ восстанет против «безбожных», «любодерских» законов, введенных еще царями Иваном Грозным и Борисом. Чтобы этого не произошло, он советовал ограничить законами всевластие «слуг царя», установить новое, наилучшее законодательство. Большим вкладом в русскую политическую мысль явились аргументы Крижанича против многовековой политической мифологии на Руси, в частности, против легенды о происхождении русских князей из рода Августа, а также против концепции «Москва — третий Рим». Следует также отметить, что Крижанич отвергал достоверность летописного предания о приглашении новгородцами варяжских князей.
Политическая мысль Крижанича своей направленностью на упорядочение путем законов самодержавия в России была мыслью в основном прогрессивной, более того, значительно опережавшей историческое время, в котором жила России в 60-е гг. XVIIв. Но не чужда была ей и определенная склонность к ксенофобии, неприязни к Западу, хотя в принципе антизападником Крижанич не был и советовал царю перенимать у иных государств все «хорошо установленное», особенно в законодательстве, полагая, что каковы законы, таков и порядок вещей в государстве.
Полина Есиева
Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во «Новый свет», М., 1997
Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М.
Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru
Далее читайте:
Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист.
Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901
На ремесле, Крижанич Ю. | 9785519438070 | Бокен
Автор: Ю Крижанич
- русский
- Мягкая обложка
- 9785519438070
- 10 мая 2015 г.
- 140 страниц
Саменваттинг
Сочинение того же автора, что и «Российское государство половины XVII века». Сведения о вскрытии рукописи и примечания П. Бессонова.
Характеристики продукта
Waar ben je naar op zoek?
Wij vonden geen specifications voor jouw zoekopdracht ‘{SEARCH}’.
Инхуд
- Таал
- RU
- Биндвейзе
- Мягкая обложка
- Oorspronkelijke выпущено
- 10 мая 2015 г.
- Аантальная страница
- 140
- Иллюстрации
- урожденная
Бетроккенен
- Хофдаутер
- Ю Крижанич
- Хофдуитгеверий
- Книга по требованию, ООО
Оверидж Кенмеркен
- Дополнительный грубый шрифт
- урожденная
- Гевичт
- 331 г
- Упаковка породы
- 210 мм
- Verpakking hoogte
- 279 мм
- Длина упаковки
- 279 мм
EAN
- EAN
- 9785519438070
Я видел артикул в
- Категория
- Бокен
- Таал
- русский
- Книга, электронная книга luisterboek?
- книга
- Учебник algemeen
- Альгемене Бёкен
Ног ген отзывы
Hoe controleren en plaatsen wij обзоры? Hoe controleren en plaatsen wij обзоры?Отрицательное, положительное, нейтральное: мы zetten een проверяем altijd онлайн. Мы контролировали, что мы сделали раньше, т.е. Мы контролируем, что это geschreven door iemand die het artikel heeft gekocht через bol.com en zetten dit er dan bij. De controles gebeuren Automaticisch, al kijken er soms mensen mee. Bol.com предлагает вам обзоры. Кроме того, дверь рецензента была прекращена, и он остался в рецензии самостоятельно.
Prijsinformatie
2 — 3 недели
Дверь Verkoop bol.com
На судне
41,99 дверь Verkoop: bol.com
В винкельвагене В винкельвагене- Цена включает в себя верхнюю часть , дверной замок
- Офален bij een bol.com afhaalpunt mogelijk
- 30 dagen bedenktijd en бесплатно возврат
- Клантенсервис в ночное время
Последние безочте артикелен
Экономическая теория, экономическая реальность и экономическая политика | Сорокин
Кейнс, Дж. М. (1936). Общая теория занятости, процента и денег. Лондон.
Абалкин Л.И. (2010). История российской экономической мысли и ее связь с политикой. Уроки истории и будущее России. Москва, ИЭ РАН [Институт экономики РАН].
Некипелов А.Д., Инвантер В.В., Глазьев С.Ю. (ред.) (2013). Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике. Москва, РАН, 93.
Путин В.В. (2012, 1 декабря). Нам нужна новая экономика. Ведомости [Газета Ведомости].
Экономика и жизнь (2004, 1 января).
Агеев А. (2014). Вопросы почемучек. Экономические стратегии, 2.
Маркс, К. и Энгельс, Ф. (1960). Капитал Т.1 [Капитал, Том 1]. Сочинения: 2-е изд. Т. 23. 2 [Собрание сочинений: 2-е изд. Том 23, 2]. Москва, Государственное издательство политической литературы, 924.
Вернадский В. И. (1940). Биогеохимические очерки 1922-1932 гг. Москва, 193.
Шумпетер Дж. (1982). Теория экономического развития. Москва, Поргесс, 455.
Маркс, К. и Энгельс, Ф. (1962). Сочинения: 2-е изд. Т. 25. Гл. 2. [Собрание сочинений: 2-е изд., Вып. 25, с. 2]. Москва, Государственное издательство политической литературы, 553.
Маркс К., Энгельс Ф. (1961). Сочинения: 2-е изд. Т. 19 [Собрание сочинений: 2-е изд. Том. 19]. Москва, Государственное издательство политической литературы, 671.
Бутовский А. (1847). Опыт о народном богатстве или о началах политической экономики. Том 1. Санкт-Петербург, 517.
Витте С.Ю. (1884 г.). Принципы железнодорожных тарифов при перевозке грузов: 2-е изд. Принципы железнодорожных тарифов при перевозке грузов. Киев, 368.
Абалкин Л.И. (2000). Поиск пути в меняющемся мире. Избранные труды: в 4-х т. н. Т. IV [Избранные произведения: в 4 т., т. 1, с. 4-й]. Москва, ОАО НПО «Экономика», 799.
Норт, Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Москва, Начало, 180.
Крижанич Ю.В. (2003). Политика. Издательский дом «Экономическая газета», 656.
Посошков И.