Язык этрусков: Этрусский язык и этрускология на сайте Игоря Гаршина

Содержание

Язык этрусков — главная загадка Средиземноморья | SPQR | Древний Рим и Древний Мир

Дионисий Галикарнасский в I веке до н.э. отмечал, что этрусский язык не похож ни на один другой. В то время этруски ещё не успели полностью ассимилироваться среди прочего населения Древнего Рима, их язык был живым разговорным. Светоний в «Жизнеописании Цезаря Августа» описывает случай, когда в статую императора ударила молния и сбила первую букву в слове Caesar. Латинской буквой «C» римляне обозначали число 100, а после смерти император Август будет «причтен к богам, так как aesar, остальная часть имени Цезаря, на этрусском языке означает бог». Поэтому удар молнии сочли предсказанием, что через сто дней Август умрёт.

Этрусская фреска из гробницы V в. до н.э.

Этрусская фреска из гробницы V в. до н.э.

Данный случай можно считать свидетельством, что в год смерти Октавиана Августа (14 г. н.э.) значение слов этрусского языка ещё было известно многим римлянам. К сожалению, этого нельзя сказать о филологах нашего времени. Один современный автор заметил, что «в случае этрусского языка остается лишь один неизвестный элемент — сам язык». Этрусский алфавит давно известен, как и произношение этрусских слов. Но вот значение многих слов этого ныне мёртвого языка по-прежнему остаётся загадочным.

Этрусский алфавит, текст из книги XIX в.

Этрусский алфавит, текст из книги XIX в.

Что касается алфавита, то этруски его попросту заимствовали у греков, добавив несколько букв для обозначения специфических звуков, которых в греческом языке не было. А это означает, что этрусские записи — фонетические, что отличает его, к примеру, от древнеегипетского, в котором использовались иероглифы, означавшие целое слово. Первый полный список этрусского алфавита был найден ещё в XIX веке. Во время раскопок возле города Марсилиана де Альбенья обнаружилась пластинка из слоновой кости, относящаяся к VIII в. до н.э. По её краю были нанесены 26 символов этрусского алфавита.

Этрусский сосуд с алфавитом, VII в. до н.э.

Этрусский сосуд с алфавитом, VII в. до н.э.

Ещё один образец этрусского алфавита обнаружили на сосуде VII в. до н.э., лежавшем в гробнице Реголини Галасси из некрополя в Черветери. Благодаря этрусским эпитафиям лингвисты знают, что греческое имя Klytaimnestra древние этруски произносили как Cluthumustha, а поздние этруски римского периода — Clutmsta. Подавляющее большинство найденных этрусских надписей относятся к погребениям, поэтому имён людей и богов в них содержится великое множество. К сожалению, эти надписи очень короткие и не слишком содержательные.

Золотые таблички из Пирги, V в. до н.э.

Золотые таблички из Пирги, V в. до н.э.

Сильно мешает расшифровке этрусского языка отсутствие двуязычных текстов. Единственной находкой такого типа можно считать золотые храмовые таблички из порта Пирги, в 50 км от Рима. В 1964 году археологи откопали их в фундаментах храмовых строений. На двух табличках надпись сделана на этрусском, а на третьей — на пуническом. Последняя была прочитана, по ней реконструировали и часть этрусской надписи. Эти таблички содержат посвящение Астарте, которую отождествляли с богиней Уни из этрусского пантеона.

Полоски ткани, на которых начертан текст «Льняной книги», III в. до н.э.

Полоски ткани, на которых начертан текст «Льняной книги», III в. до н.э.

Сакральной тематике посвящён и самый длинный из найденных текстов на этрусском языке — Liber Linteus («Льняная книга»), она же «Книга Загребской мумии». В 1848 г. венгерский офицер Михайло Барич привёз из Александрии в Вену саркофаг с женской мумией. После смерти первого владельца в 1859 г. она перешла по наследству его брату, который в 1867 г. подарил мумию музею в Загребе. Только в 1891 г. специалист по древним языкам Якоб Кралл исследовал ткань, в которую была завёрнута мумия, и обнаружил, что она покрыта этрусским текстом. Сохранившаяся часть надписи состоит из 230 строк. Хотя многие слова этого текста ещё не расшифрованы, в нём постоянно встречаются имена богов и числительные. Считается, что Liber Linteus является религиозным календарём.

Столб из Перуджи, III в. до н.э.

Столб из Перуджи, III в. до н.э.

Ещё одним ценным источником сведений об этрусском языке стал Cippus Perusinus, пограничный столб из Перуджи. Он представляет собой четырёхгранную колонну, покрытую этрусским текстом. Предполагается, что он отмечал границу между двумя разными землевладениями. Часть исследователей считает, что на ней начертан юридический договор о разделе земельных участков. Однако историки юриспруденции, специализирующиеся на данной эпохе, склонны относить текст на колонне к ритуальному. Очевидно одно — современные знания о языке народа этрусков пока ещё крайне малы.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.

© Булат Мамлиев

Язык этрусков — индоевропейский?. Погибшие цивилизации

Язык этрусков — индоевропейский?

Если у колыбели древнегреческой цивилизации стоит цивилизация Крита и Микен, то у колыбели римской культуры стоит погибшая культура этрусков. Этруски владели почти всем Апеннинским полуостровом, воздвигали города и некрополи, которые своим богатством спорят даже с египетскими пирамидами. По свидетельству древних римлян, именно этруски создали «римский» тип жилого здания с крытым двориком в центре дома, именно этот народ впервые стал планировать градостроительство, ввел водосточную и канализационную систему. Успехи этого трудолюбивого народа, в кузнечном деле позволяли ему вести обширную торговлю металлами и металлическими изделиями почти со всеми средиземноморскими державами той эпохи. Замечательные памятники этрусского искусства и по сей день продолжают восхищать любителей прекрасного. История этрусков неразрывно связана с историей западноевропейской культуры. И тем не менее этруски и по сей день продолжают оставаться загадкой для ученых.

Когда и откуда пришел этрусский народ в Италию? На каком языке он говорил? Вот два неразрывно связанных друг с другом вопроса, на которые не могут пока что дать ответа археологи, историки, лингвисты, дешифровщики. Впрочем, речь идет не о дешифровке письмен этрусков, если следовать точному смыслу этого слова. Дело в том, что письмена этрусков дешифрованы, и любой читатель, заинтересовавшийся этим загадочным народом, за весьма короткое время сможет овладеть этрусским алфавитом (который был заимствован этрусками у греков) и довольно свободно читать тексты… не понимая в них ни единого слова. Впрочем, утешением для читателя пусть послужит то обстоятельство, что примерно в таком же незавидном положении находятся и крупнейшие лингвисты мира. Уже в XVIII в. ученые смогли читать письмена этрусков, но какой язык скрывают они — на этот вопрос и до сих пор нет однозначного ответа.

Великий Геродот, которого справедливо считают отцом истории, утверждал, что родиной этрусков является Малая Азия. Дионисий Галикарнасский, современник императора Августа, считал, что этруски ниоткуда не приходили, а с незапамятных времен населяли Италию. «Малоазийцы или автохтоны?» — эта проблема обсуждалась во времена Римской империи. Обсуждается она и по сей день.

Этрусский язык не похож ни на один из языков народов Средиземного моря — это отметили уже римские историки. С той поры лингвисты делали не одну попытку установить родственные связи загадочного языка: его сближали с языком пиренейских басков, с южноиндийскими языками дравидов, с языками Кавказа и Америки, даже со славянскими языками. Но все эти сопоставления неубедительны. Названия числительных — один из самых устойчивых элементов языка. Археологи обнаружили игральную кость этрусков, на которой вместо цифр стояли заменяющие их слова — числительные, очевидно от 1 до 6. Но и по сей день не удается отождествить ту или иную цифру с тем или иным словом (за исключением слова «ки» — 3).

И все же завеса тайны над этрусским языком начинает приподниматься. И к удивлению лингвистов, этот язык обнаруживает все больше и больше черт, роднящих его с хеттским и другими анатолийскими языками Малой Азии! Таковы, например, грамматические показатели этрусского, близкие к анатолийским, и даже само название этрусков, которое напоминает целый ряд названий городов в Малой Азии, например ликийского города Труса.

Правда, расхождений между этрусским и анатолийскими языками тоже очень много. Скорее всего, язык этрусков является не родным, а «двоюродным» братом анатолийских языков (так считает крупнейший специалист в области изучения этрусского языка в нашей стране А. И. Харсекин), а возможно, этот таинственный язык является самостоятельной ветвью индоевропейских языков, отделившейся в отдаленные времена от языка-основы.

Родиной этрусков назвали степи Причерноморья — Наука

ТАСС, 24 сентября. Генетическое исследование привело ученых к выводу, что этруски относились к индоевропейским народам, чьи далекие предки покинули Причерноморье в начале бронзового века. Результаты исследования опубликовал научный журнал Science Advances.

«Согласно результатам нашего исследования, этруски были потомками индоевропейских племен. Они утратили свой язык после проникновения в Северную Италию. Это ставит под сомнение устоявшееся представление о том, что гены и языки народов неразрывно тесно связаны друг с другом», – рассказал один из авторов исследования, профессор Университета Флоренции Давил Карамелли.

Этруски – это древний народ, который жил на севере современной Италии примерно в первом тысячелетии до нашей эры. Об их существовании, религии и традициях ученые знают в основном по пересказам древних римлян, которые до 509 года до нашей эры находились под владычеством этрусских царей. После свержения этой власти Рим постепенно ассимилировал этрусков.

Отсутствие каких-либо сведений о том, как возникли этруски и кто был их ближайшими родственниками в прошлом пока не позволяет ученым полностью расшифровать письменность этого древнего народа и выяснить суть других памятников их древней культуры.

Карамелли и его коллеги получили первые подобные сведения, восстановив геномы 86 древних жителей Италии. Их останки были найдены на территории Этрурии и нескольких регионов юга Апеннинского полуострова. Около половины из них относится к этрусскому периоду древнеримской истории, остальные – к более ранним или поздним историческим эпохам.

Чтобы узнать генетическую историю этрусков, ученые сопоставили структуру их ДНК с геномами их соседей-италиков, а также других древних народов, в том числе первых индоевропейских народов Евразии, последних охотников-собирателей Европы, а также обитателей акватории Эгейского моря.

Дело в том, что еще со времен античных историков существует две основных гипотезы происхождения этрусков. Геродот и значительная часть современных исследователей считают, что Этрурия была заселена мигрантами из Анатолии или берегов Эгейского моря. Дионис Галикарнасский и многие современные ученые считают, что этруски были автохтонным народом севера Италии.

Однако генетические данные показали, что реальная история происхождения этрусков оказалась значительно сложнее, чем предполагали историки. Согласно их выводам, древние соседи римлян были очень близки к италикам с генетической точки зрения, несмотря на совершенно иную письменность, язык и культуру. При этом ученые не нашли никаких следов того, что этруски были связаны с выходцами из Анатолии или жителями берегов Эгейского моря.

В противоположность этому, этруски оказались наиболее близки в этом отношении к двум совершенно другим народам, коренным жителям Сардинии, а также к далеким потомкам выходцев из степей Причерноморья и Прикаспия, представителей так называемой ямной культуры, которых считают предками всех индоевропейских народов Земли.

Эта особенность их геномов, как считают Карамелли и его коллеги, говорит в пользу того, что этруски были пришлым индоевропейским народом, который проник на север Италии во втором тысячелетии до нашей эры и перенял культуру и язык местных племен. Как и почему это произошло, ученые пока не могут сказать. Как надеются исследователи, последующие раскопки и обнаружение этрусских памятников культуры даст ответ на этот вопрос.

Этрусская лексика — сайт Игоря Гаршина



Этрусская лексика — сайт Игоря Гаршина

Этрусский словарный фонд: лексикон этрусков, словари тирренского языка


«Hetruscum non ligatur» — «этрусское не читается» (лат.)

Транслитерация этрусских букв:

  1. A (a)
  2. B (b, перешло в m? или оглушилось в p? и вышла из употребления):
  3. C (g, оглушилось в k и стала применяться в этом качестве):
  4. D (d, перешло в l или оглушилось в t? и вышла из употребления):
  5. E (e)
  6. F (дигамма — w/v, оглушилось в f и так стала применяться)
  7. Z (дзета — dz, оглушилось в c? и так стала применяться):
  8. H (h)
  9. Θ (тетта — th)
  10. I (i)
  11. K (для греческих?)
  12. L (l)
  13. M (m)
  14. N (n)
  15. S+ (глухое l?) [поскольку стоит на месте кси, то можно применять знак ξ или x; «+» вверху значит, что в этой букве стоит крестик]
  16. O (o перешло в u и буква перестала использоваться)
  17. P (p)
  18. Ś (какой-то вариант шипящего s, вместо ś можно применять s’; иногда используют σ)
  19. Q (kw — возможно, когда-то было gw)
  20. R (r)
  21. S (s)
  22. T (t)
  23. U (u)
  24. S. (какой-то вариант шипящего s, который затем вышел из употребления?)
  25. Φ ph)
  26. Χ (kh) [вероятно, сочетание ΧF до сдвига согласных передавало kw]
  27. F2 (предназначалось для иноязычных f, но, став дублем оглушившегося F, вышло из употребления?)

В некоторых транслитерациях используются также буквы Đð (для th), Σσ (для ś), Yy (?).

Tabola Degli Alphabeti

Этруски, известные грекам как тиррены (сами себя они называли — расены), в I тысячелетии до н.э. жили на северо-западе Апеннинского полуострова. Их власть распространилась к югу и северу от рек Арно и Тибр, а также на восток до Адриатического моря. Они обладали высокой цивилизацией и внесли большой вклад в культуру Древнего Рима, но из-за малочисленности растворились в латинско-римском народе.

Этрусский язык до сих пор плохо понимается, хоть и читается.

Разделы о лексике этрусского и других тирренских языков (смотрите также корпус этрусских текстов):

На основе всех собранных сведений будет создан полный этрусско-русский (и обратный) словарик.


Этрусско-русский кириллический словник

Этот словник является пока кратким списком слов языка этрусков с русской транслитерацией (буквенные ссылки — вверху страницы). Он будет постепенно пополняться из указанных в конце словаря источников.

Алфавитные разделы словаря: А (A) | В (V) | Г (H) | З (Th) | И (I) | К (C) | К K) | Л (L) | М (M) | Н (N) | П (P) | Ц (Z) | Э

Thesaurus Linguae Etruscae (Massimo Pallotino)

Massimo Pallotino. Thesaurus Linguae Etruscae da Massimo Pallottino, Roma 1978. I. Indice Lessicale.

Отсканированные страницы Тезауруса этрусского языка Массимо Паллотино: весят каждый 1-3 Мбайта — убрал, могу выслать по запросу.

Idioma Etrusco (Franco Lomacci)

Franco Lomacci. IDIOMA ETRUSCO (Etrusco Proibito). Il Fauno Editore Firence.

Отсканированные страницы Идиом этрусского языка Франко Ломаччи [некопипастные — тоже убрал — тяжеловытые]:

Архивы документов на сайте

Веб-страницы HTML с этрусскими глоссариями, сведения из которых перенесены в MS Word (*.docx). Можете загрузить одним Zip-архивом 300 Кб (в нём уже упакованы не *.docx, а *.rtf).

Сетевые ресурсы о лексике этрусков

  • Этрусский язык (ссылки)
  • Этрусский язык. Словарь (ссылки на блоге Ролана Быстрова с его кириллическим словником).


© «lexicons.ru», 2012. Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин (см. резюме).
Дочерний веб-проект Сайта Игоря Гаршина
Присылайте, пожалуйста, письма ( ) с советами, отзывами, замечаниями и предложениями.

Страница обновлена 25.11.2020

Этрусское письмо

Все алфавиты | На главную | Язык Арахау | Проза и стихи | Грамматология и графология | Прогнозы и гадание | Фото и графика | Новости сайта

Этрусское письмо

Тирренийские иды: гадание на внутренностях животных

 

ЭТРУССКОЕ ПИСЬМО – алфавит эгейско-анатолийских истоков (см. Малоазийские алфавиты). Восходит к архаическому греческому письму с о. Эвбея (западногреческому алфавиту). Обслуживал этрусский язык, относящийся к древним неиндоевропейским (т.н. средиземноморским) языкам Европы. С 7 в. до н.э. было распространено в Этрурии (междуречье Арно и Тибр, современная область Тоскана в Италии) и ее колониях Кампании Падании (долина р. По) и Кампании. К 1 в. этрусское письмо вытеснено латинским. Этрусский алфавит в отличие от греческого и латинского был левосторонним (←) . Известно около 11 тыс. этр усских надписей, важнейшей из которых и самой обширной является текст на пеленах Загребской мумии. Древнейшая надпись на протокоринфском сосуде 8 в. до н. э. К концу 6 в. до н.э. в Этрурии сложились три варианта письма: алфавиты из Вейи и Цере (с силлабической интерпункцией), Тарквиний, Вульчи и Орвието (характерно использование буквы 8 [f]), Падуании (используется инверсивная K, а также замечена взаимная мена «сан» и «сигмы»). Наиболее близок этрусскому язык негреческих надписей с о. Лемнос близ деревни Камния. К этрусскому письму восходят италийские алфавиты, а также кельтский (цизальпийский), кельто-иллирийские письмена ретов.

Происхождение этрусков (самоназвание Rasenа, латинское Etrusci, Tusci, греческое Τυρρηνοί, Τυρσηνοί) окончательно не установлено. В. Томсен указал на параллели с северокавказскими языками (множественное число на -r , родительный падеж на -l, сросшиеся суффиксы, местные падежи на -ti, -the). И. Дьяконов отметил структурную близость этрусского хурритскому и урартскому языкам (предкам нахско-дагестанской семьи языков). Н. Марр считал этруссков этнически смешанным народом, В. Бетам искал предков тиррен среди кельтов, И. Шрекель – среди семитов, А. Чертков – славян, Р. Эллис – армян и басков, Д. Бринтон – берберов, Я. Томопулос – албанцев. Гипотеза В. Георгиева о позднехеттском (индоевропейском) характере этрусского языка не находит подтверждения.

Геланик считал этрусков ответвлением эгейских пеласгов, Дионисий Галикарнасский – аборигенами Италии. Геродот сообщает историю о переселении тирренов и пеласгов из малоазийской Лидии, которое произошло в царствование Атиса, сына Мана во время голода. Царь разделил весь народ на две части и бросил жребий – кому уйти в изгнание. Из Смирны под водительством царского сына Тиррена корабли прибыли в Италию, туда, где селились умбры. Традиция приписывает распространение этрусского письма аркадянину Эвандру, переселившемуся в Италию до Троянской войны. Иоанн Лид упоминает о записи Тархоном религиозного учения Тага, сделанной еще до Эвандра. Таг, аналог Гермеса (этрусского Херму, или Турмса) младенец со старческим разумом, сын Гения, выкопанный из земли, создатель законов и магических стихов.

В отличие от римлян и греков этруски создали сложную, по типу египетской или вавилонской, космогонию и религию. Основа этрусского искусства не столько принципы эстетического идеализма (как в эллинизме), сколько сакрально-магические представления. Недаром Этрурию называли «родиной суеверий».

О некогда богатой этрусской литературе мы можем судить только по сообщениям римских авторов. Сенека вспоминает о Цецине, авторе учения о молниях (гаруспицина). Были известны пророчества Бигоис (Вегойи). Макробий рассказывал о трактате Тарквинтия «Предсказание о деревьях». Варрон упоминает этрусского трагика Волния. Сохранились ссылки на писателей, чьи имена этрусского происхождения: Арунтий, Турраний Грацил, Тарквинтий Приск, Фабриций Туск.

Вероятно, этрусский алфавит является проекцией космического пространства, ограниченного мистическими числами 10, 9, 4. Число букв алфавита (около 20) очевидно соотносилось с количеством дней в месяце (tivr). Кстати, месяцев в году (avil) было, как и в древнеримском «Ромуловом календаре», 10. Согласно этрусской эсхатологии, 10 веков отведено жить тирренскому народу (первые четыре века по 100 лет плюс 123, 119 и 119 лет). Существовал особый обряд Clevaetenal («забивание гвоздя») в Вольсиниях в храме Нортии. Когда не останется на храмовой стене места для такого забивания, этрускам придет конец.

Специфичны так называемые опорные точки месяцев (календы, ноны и иды). Календы – первые дни (tin). Иды (по-этрусски etiasas) – середина месяца. Нона – девятый день от середины месяца (этрусская неделя, к слову, состояла из 9 дней).

Своеобразной «идой алфавита» можно считать букву m, которая является неким прообразом Мундуса (отверстия в нижний мир духов). Известна гипотеза, что три срединные буквы алфавита l-m-n породили понятие elementum (часть целого, частица, атом). По другой версии, латинское слово «элемент» происходит от этрусского названия азбуки elpmeta rusnal (буквально «алфавит этрусков»; elp и meta – это искаженные греческие графонимы «альфа» и «бета»). Считается, что именно у этрусков римляне переняли упрощенную графонимию (а, бэ, цэ…). Немало слов латинского языка заимствовано из этрусского: hister актер, triumf гимн, а также litera (littera<diphtera ‘кожа’ в греческом языке), arena, people, persona < phеrsu «маска», satellite < satnal, mantissa, palate, servus «раб», stylus, antenna) и имена собственные (например, название города Парма). Во многие языки мира вошло имя Сергей (Serge), которое этруски давали своим первенцам.. Слово ceremonia происходит от названия этрусского города Cere, культового центра, знаменитого погребальными обрядами. Латинизированное имя греческого героя Одиссея Ulysses – этрусское заимствование (o>u, d>l).

В отличие от греческого и латинского в этрусском языке ударение падает на первый слог, что приводит к полному или частичному выпадению безударных гласных. Такое неполногласие вело к тому, что редуцированные звуки часто на письме не обозначались. Это выглядит как реликт консонантного письма-модели, хотя некоторые исследователи видят в таком написании слов приемы сакральных сокращений. Сравните имена богов у греков и этрусков: Аполлон>Аплу, Геракл>Херкле, Минерва>Менрва.

Фонология этрусского языка отличается отсутствием звуков о (о>u),а также b (b>m), d (d>l), g (g>k). Сонорные r, l, m, n могли выступать как слогообразующие.

Этрусский язык агглютинативно-флективный, суффигирующий, номинативного строя. Ср. в латинском; fili-us сын, plural fili-i сыновья, fili-is сыновьям; в этрусском clan, clen-ar, clen-ar-aśi. В этрусском примечателен совместный падеж (аналог союза «и» -c, который добавляется после всех прочих морфологических показателей (ср. в латыне filoque «и сына»).

Прошло много времени с тех пор, как поговорка «Этрусское не читается» стала анахронизмом. Порядок этрусских букв установил в 16 в. Т. Амброджио, а их звуковое значение верно определил в 18 в. отец этрускологии Л. Ланци. В наше время этрусскому языку посвящен лингвистический журнал «Studi etruschi (Firenze, 1927- ).

У этрусков в 7 в. до н.э. сложилось сакральное объединение 12-и городов-государств (spur): Вольтерра, Арреций, Кортона, Перузия, Клузий, Популония, Ветулония, Рузеллы, Вульчи, Тарквинии, Фалерии, Цере, Вейи с центром в Вольсиниях близ оз. Больсена. Символом этого союза был двойной топорик, вставленный в 12 связанных прутьев (римляне называли этот знак фасциями). Италийским преноменам Гай и Тит соответствовали этрусские окончания -nа в именах Верена, Сатна, Порсена (другие этрусские имена Тана, Рамта, Вел, Велия, Арнт, Велфур). Раньше во главе спур стояли цари лукумоны, а позже выборные зилаты, или зилки, руководившие собранием parkhis (Сенатом). Известна должность zilath mekhl rasnal («претор за правителя царя государства»).

Удар по процветающим городам Северной Этрурии нанесло вторжение галлов. Часть этрусков отхлынула в альпийские долины, где еще в 1 в. звучала подпорченная этрусская речь. Южную Этрурию (Кампанию) завоевали горцы-самниты. С изгнанием из Рима последнего, седьмого по счету, царя Тарквиния Гордого этрусской династии в 6 в. до н.э. начинается угасание тирренской цивилизации. К началу первой Пунической войны в 3 в. до н.э. Рим владел этрусскими полисами, которые номинально еще сохраняли автономию. Во время второй Пунической войны этрусские города выступили на стороне карфагенянина Ганнибала.

Во 2 в. до н.э. началась романизация этрусков. В 1 в. до н. э. по закону Юлия этруски получили римские права. Довершили ассимиляцию жестокие репрессии со стороны Суллы.

Тирреном по происхождению был Пифагор (его страсть к числам, быть может, объясняется специфичным мировоззрением яфетидов), выходцами из этрусской среды были римские поэты Публий Вергилий Марон, Авл Персии, Секст Проперций. А сподвижник Августа Гай Цильний Меценат был потомком этрусских лукумонов. Бруты – тоже из этрусков. Именно Тоскана (бывшая Этрурия) в 14-16 вв. стала колыбелью эпохи Возрождения, тосканский диалект положен в основу итальянского литературного языка. Влияние этрусского искусства прослеживается в творениях Микеланджело и Данте.

В 1726 в Нортоне была открыта Этрусская академия, президент которой назывался лукумон. В 1801-1807 в Италии Наполеон создал зависимое от Франции королевство Этрурия. Фасции («фашио») этрусков сделал эмблемой фашистской партии Б. Муссолини. Загадочности этрусков посвятил свою книгу «Мертвый город» профашистски настроенный поэт Г. д’Аннунцио.

 


1 – thu, 2 – zal (esal), 3 – ci, 4 – śa (6?), 5 – mach, 6 – huth (4?), 7 – semph (?), 8 – cezp, 9 – nurph (?), 10 – zsar (śar).
12 – zalśar, 13 – *ciśar, 14 – huθzar, 15 – *maχśar, 16 – *śaśar, 17 – ciem zaθrum 18 – eslem zaθrum, 19 – θunem zaθrum,
20 – zaθrum, 30 – cealχ, 40 – *huθalχ, 50 – muvalχ, 60 – śealχ, 70 – semφalχ, 80 – cezpalχ, 90 – *nurφalχ.

 

Календарь.
«Ромуловы месяцы» и этрусские менонимы:

1. Март Velcitna 6. Секстилис Неrmе
2. Апрель Сарrе 7. Септембер Сеlli
3. Май Amprill 8. Октобер Xuru
4. Июнь Acall 9. Новембер?
5. Квинтилис Turane 10. Децембер Masan?

Начало года приходилось на весеннее равноденствие.

 

Прародину этрусков, перспективнее всего искать на Кавказе и в Малой Азии. И. Дьяконов и С. Старостин также замечали значительное по своему мнению структурное сходство грамматики хурритского языка с грамматикой этрусского языка, также некоторые слова общие в этих двух языках, однако прямые морфологические и тем более лексические совпадения между двумя указанными языками весьма малочисленны и могут быть либо случайными, либо говорить об очень дальнем родстве.

Интересны совпадение названий некоторых терминов архаичной этрусско-латинской культуры с кавказскими языками (есть гипотеза, что именно в них следует искать ключ к пониманию этрусского языка). В чеченском языке: тоьгу (рубаха) напоминает латинское toga (покрывало), аренаш (поля) и arena. Любопытно интерпретировать с помощью чеченской лексики имена античных богов: Mars (марс – серп, майра – храбрый, марша – мир), Leto (лето – жар), Leda (леда – сочиться), Lato (латта – земля), этрусские демонические существа лазы (лаза – болеть), лары – духи очага (лар – след). В этрусском числительное 1 – thu (в чеченском – цхьаъ), 10 – zsar (в чеченском – исс). Есть схожесть и с абхазо-адыгскими числительными: 1 – thu (в адыгейском – зы), 10 – zsar (в абхазском – žºа, жәа-ба), 3 — ci (в адыгейском щы), 6 — huth (в адыгейском хы). Сравните в адыгейском ар (он, она) и в этрусском ar, ar-a (он, она, мы, ты, они делают).

Еще одна параллель связывает вайнахов с этрусками. Это само их название. В селе Земо-Алвани Ахметского района Грузии живут близкие родственники чеченцев и ингушей – бацбийцы – самоназвание бацав (ед. ч.), бацби (мн. ч.). Этот этноним напоминает название другого реликтового этноса баски (кстати, баскех адыгейцы называли в древности абазинцев). Издавна на Кавказе бацбийцы были известны, как туши, или тушины (в античной традиции туски). А, как известно, этрусков называли точно также – туски (место их расселения и сейчас называется в Италии, как Тоскана). У вайнахов была известна богиня плодородия Тушоли (также назывался у них и месяц апрель). Похожий корень имелся в названии столицы Урарту – Тушпа.

Сравните также в грузинском языке m-tvari (m- класс небесных светил) месяц, tivr – в этрусском. В этрусском zix- (писать) и в грузинском c’er. Ср. грузинские фамилии на -иа и этрусские коллективные прилагательные etera/etera-ia раб/рабский.

Учитывая то, что малоазийское происхождение этрусков на сегодняшний день представляется наиболее вероятной гипотезой А. Немировский предположил сопоставить этрусское слово tupi («кара, му́ка») с хаттским tuppi в том же значении. Морфология этрусского языка в целом не похожа на хаттскую (словообразование и словоизменение в этрусском – исключительно суффиксальное, в хаттском — префиксальное), хотя можно сопоставить отдельные форманты (суффикс принадлежности -el, -il, в этрусском -l, указательное местоимение ana, то же в этрусском, показатели глагольных времен -a, -e).

Схождения с шумерским языком часто рассматривают, как пример фиктивного родства: в этрусском ac (делать, действие), an (он, она), ipa (кто, который), mi (я, мой) и в шумерском – ak, ane, aba (кто), ma.

 

 

 

 


Лит.:
Немировский А.И., Этруски. От мифа к истории, М., 1983; Этрусский язык // ЛЭС; Немировскии А.И., Харсекин А.И., Этруски, Воронеж, И969; Буриан Я., Моухова Б., Загадочные этруски, М.,1970; Кондратов A.M., Этруски. Загадка номер один, М., 1977; Паллоттино М., Проблемы этрусского языка // Тайны древних письмен, М., 1976; Харсекин А.И., Об этрусском языке // там же.

Ссылки:
 

 

 

 

 

 

 


Найден священный текст на этрусском языке

Археологи нашли в Италии стелу со священным текстом на этрусском языке. О том, в каких богов и богинь верили представители древней цивилизации и как со временем «омолодился» покровитель земледелия, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Этруски, населявшие северо-запад Апеннинского полуострова и создавшие самобытную культуру, всегда привлекали внимание историков и археологов. Особый интерес у ученых вызывают религиозные воззрения и язык древней цивилизации, чья история завершилась в 89 году до н.э. (именно в это время этруски окончательно утратили независимость и получили римское гражданство).

Сейчас международная команда археологов обнаружила на севере Италии длинную стелу с религиозным текстом, расшифровка которого поможет расширить знания о богах и богинях этрусков. С результатами работы можно ознакомиться на сайте Южного методистского университета.

На стеле весом 220 кг и размером 120 x 60 см четко различаются около 70 букв и знаков препинания. По мнению ученых, найти такой длинный текст — большая удача. «Длинные надписи — это редкость, а настолько длинные — тем более. Там должны быть новые слова, которые раньше не встречались, ведь это не похоронный текст», — говорит Грегори Ворден, ведущий автор проекта. Язык этрусков едва дошел до нас из-за того, что писали они в основном на недолговечных носителях — восковых дощечках и льняной ткани.

Ранее археологи находили у этрусков лишь погребальные надписи из пары слов.

Однако не только древний язык интересует ученых в стеле. «Мы знаем, как работает этрусская грамматика, как выглядят глаголы и существительные, знаем некоторые слова, — комментирует профессор Ворден. — Но мы надеемся, она откроет имя бога или богини, которым поклонялись в этом месте».

«Изучение имен божеств даст много сведений о могущественном обществе, в котором знать, простые люди и даже освобожденные рабы могли вместе молиться и приносить дары», — рассказывает Джин Маклнтош Турфа, специалист по этрускам.

Стела пролежала под развалами храма недалеко от Флоренции более 2,5 тыс. лет, где и была найдена. Сейчас она хранится в археологических лабораториях Флоренции. В ближайшие месяцы плита будет изучена со всех сторон: ее просканируют лазером, затем она пройдет полный процесс фотограмметрии (метод изучения объектов по фотографиям) и будет отмыта. Сейчас плита сильно истерта и местами расколота.

Одна сторона приобрела красный оттенок, возможно, после пожара.

Открытие было сделано в рамках археологического проекта «Долина Муджелло», в котором участвуют европейские и американские университеты. За двадцать лет работы археологи откопали предметы быта (постройки, золотые украшения, гончарные и керамические изделия) и религиозного культа этрусков. Только за последние два года достали из-под земли шесть бронзовых статуэток. Найденные артефакты помогли задокументировать жизнь народа в промежутке между VII и II веками до н.э.

close

100%

Ученым известно, что этруски обожествляли силы природы и поклонялись множеству богов и богинь. Главой их пантеона был Тин — громовержец, который во многом соотносится с греческим Зевсом и римским Юпитером. Тин не только повелевал небом, но и олицетворял собой силы подземного мира. Интересно, что сначала громовержец изображался молодым безусым юношей, а затем — старцем с пышной седой бородой.

Обратная история произошла с Фуфлунсом — богом виноградарства и виноделия. Изначально «этрусский Дионис» выступал в образе могучего зрелого мужчины с пышной растительностью на лице, но потом Фунфлунс «омолодился», взял в руки лиру и тирс — особую палку с насаженной на конце сосновой шишкой.

close

100%

Этруски считаются одной из самых религиозных цивилизаций древности. Историки знают, что они не делали ничего без надлежащего совета с богами и знаков от них. Этруски часто гадали по внутренностям животных — особенно популярны были предсказания по печени овцы. Хорошая и здоровая печень принесенной в жертву овцы считалась благоприятным признаком, в то время как паразиты и болезни символизировали гнев богов.

Генетика этрусков подтвердила правоту Геродота: Культура: Lenta.ru

Древние этруски происходили из Малой Азии, с территории современной Турции. К таким выводам пришли ученые из Туринского университета, сопоставлявшие генетические данные жителей итальянского региона Тоскана с данными обитателей Турции. Если эти заключения верны, то древнегреческий историк V века до нашей эры Геродот справедливо указывал на малоазийское происхождение древних жителей Апеннинского полуострова, отмечает газета The Guardian.

Область Тоскана и прилегающие к ней районы современных Умбрии, Эмилии-Романьи и Лацио в древности называлась Этрурия, Тиррения или Тусция. Последнее слово происходит от «tuscii» — латинского названия народа этрусков. Исследователи из Туринского университета предположили, что потомки этрусков по-прежнему составляют часть населения региона. Они изучили ДНК обитателей тосканской долины Казентино и городов Вольтерра и Мурло. Донорами генетического материала были мужчины из семей, живших в этом регионе на протяжении, по крайней мере, трех поколений, и чьи фамилии уникальны для региона. Выделенные игрек-хромосомы (передающиеся от отца к сыну) сопоставлялись с игрек-хромосомами жителей других регионов Италии, Балканского полуострова, Турции и острова Лемнос в Эгейском море. В результате выяснилось, что генетические образцы из Вольтерры и Мурло находят больше совпадений с образцами с Востока, нежели из Италии. У жителей Мурло найден генетический вариант, который вообще встречается только у жителей Турции.

В начале 2007 года похожее, но «менее убедительное», как пишет The Guardian, исследование провела другая группа ученых. Она исследовала участки ДНК, передающиеся от матери к дочери. Результаты указали на западноазиатское происхождение тосканцев. В 2004 году совместная испано-итальянская группа ученых, изучая ДНК из фрагментов, найденных в этрусских гробницах, пришла к выводу, что этруски генетически были ближе друг к другу, чем к современным итальянцам.

Геродот в своей «Истории» называл этрусков потомками лидийцев, жителей малоазиатского государства Лидия, прекратившего свое существование в VI веке до нашей эры под натиском персов. Но авторитетный древнеримский историк Тит Ливий утверждал, что этруски пришли в Италию с севера. Его современник Дионисий Галикарнасский, напротив, считал этрусков коренными жителями Италии.

Лингвистика до сих пор не ответила на вопрос о происхождении этрусского языка. Если этруски происходили из Малой Азии и действительно были в родстве с лидийцами, то тогда их язык должен принадлежать к вымершей хетто-лувийской (анатолийской) группе индоевропейских языков. Однако имеющиеся сведения об этрусском языке недостаточно убедительно свидетельствуют о его индоевропейских корнях.

Таинственный этрусский язык | Еженедельник «Классическая мудрость»

Написано Эдвардом Уиланом, соавтором, Classical Wisdom

Кем были этруски?

Этруски были загадочным народом, который доминировал на большей части Северной Италии и Корсики с 10 -го по 4 -е годы до нашей эры. Они не были политически едиными и представляли собой рыхлую федерацию городов-государств. У них была общая культура и религия. Этрусские короли когда-то правили Римом, и некоторые утверждают, что город был основан этрусками, а не латинянами.Позднее Этрурия была завоевана и поглощена римлянами. Таким образом, этруски утратили свою культурную самобытность.

Язык этрусков

Археологи обнаружили почти 13 000 надписей с памятников и могил по всему Средиземноморью с примерами этрусского языка. Специалистам удалось установить, что это не индоевропейский язык. Многие полагали, что это был языковой изолятор — естественный язык без очевидной генеалогической (или «генетической») связи с другими языками, — поскольку он не связан ни с каким другим современным языком, таким как латынь.Однако он имеет много общего с вымершими языками, такими как ретийский. Кажется вероятным, что этрусский был связан с очень ранним языком, который датируется тысячелетиями, возможно, периодом неолита.

Таблички Пириги: написаны на финикийском (слева) и этрусском языках (в центре, справа). В обоих случаях текст пишется справа налево.

Этрусский алфавит

г. На города-государства Этрурии большое влияние оказали греки и финикийцы, с которыми они вели торговлю и иногда воевали.Похоже, что этруски основали свой алфавит на греческой системе письма, но другие предполагают, что это была финикийская. В этрусском алфавите 26 букв.

Судя по сохранившимся надписям, похоже, что многие мужчины и женщины в городах-государствах были грамотными. Это было уникально для того периода. Специалисты не смогли полностью расшифровать сложный язык, и в результате наши знания об истории, религии и литературе этих очаровательных людей ограничены. И это несмотря на более чем столетние исследования и открытие больших отрывков текстов.Одной из уникальных особенностей алфавита было то, что его читали попеременно слева направо и справа налево. Основываясь на изучении алфавита, кажется, что этрусский язык звучал бы очень странно для нашего современного уха.

Влияние этрусского языка

Этруски оказали важное культурное влияние на первых римлян. Латинский алфавит был основан на системе письма, используемой в Этрурии. Более того, латиняне тоже много слов позаимствовали у своих соседей.Многие слова не индоевропейского происхождения, используемые в латыни, заимствованы у этрусков. Сюда входит много слов, употребляемых в связи с военными. Некоторые из этих заимствований были переданы современным западноевропейским языкам. Некоторые английские слова произошли от древнего языка Северной Италии. Они включают арену, осень, военные, мирские и многие другие. Этрусский алфавит также был принят соседними группами, такими как умбры. Некоторые ученые утверждают, что их алфавит вдохновил развитие германского рунического алфавита.

Cippus Perusinus, каменная табличка с 46 строками вырезанного этрусского текста, одна из самых длинных сохранившихся этрусских надписей. 3-й или 2-й век до нашей эры.

Упадок этрусского языка

Расцвет этрусской культуры и политической власти пришелся на 5 гг. г. н.э. Города-государства стали очень богатыми благодаря торговле, и многие представители элиты вели изощренный образ жизни. Однако Рим после завоевания Веи начал медленно аннексировать город Этрусского союза.Однако на этрусском продолжали говорить и он оставался доминирующим языком на большей части Северной Италии, и мы знаем, что трагедии писались на этом языке.

Однако многие из его носителей ассимилировались в латинскую культуру. После Социальной войны этот процесс ускорился, и последняя надпись на этрусском языке датируется первым веком до нашей эры. Считается, что на этом языке все еще говорили несколько жрецов, которые использовали его во время своих ритуалов, и особенно прорицатели, известные как haruspex .Утверждается, что император Юлиан Отступник взял с собой этрусских прорицателей во время своего вторжения на персидский язык в 4 -м веке нашей эры. Возможно даже, что с этрусскими прорицателями консультировались во время падения Рима в 410 году нашей эры.

Император Клавдий и этрусский язык

Клавдий I был очень важным императором, значительно расширившим территорию Рима. Он также был очарован этрусками, и считается, что он происходил из знатной семьи Этрурии.Он составил их историю в 21 томе и словарь их языка. К сожалению, все его работы были утеряны, а это означает, что древние люди Северной Италии остаются в некоторой степени загадочными.

Бюст Клавдия в Национальном археологическом музее Неаполя

Выводы

Этрусский язык вымер, вероятно, 2000 лет. Однако это было очень важно для развития латыни, и мы до сих пор используем многие ее слова. Однажды, когда это будет полностью расшифровано, мы узнаем гораздо больше об этой очень важной цивилизации, которая была настолько влиятельной и важной.

Памятник, которому 2500 лет, может помочь разгадать загадочный этрусский язык | Умные новости

Видишь? Некоторые этрусские буквы, найденные на плите из песчаника в долине Муджелло. Проект долины Муджелло

Мы много знаем о древних римлянах — от их правовой системы до того, как они любили готовить тушеную курицу. У нас есть тысячи памятников, книг и археологических памятников, в которых подробно описаны их достижения и известные личности.Но до 500 г. до н. Э. когда к власти пришли римляне, эруски правили центральной и северной частью итальянского полуострова. И эта культура остается загадкой для современных археологов.

Особую загадку вызывает язык эструсков, который, похоже, не связан с другими близлежащими языками. И исследователи обнаружили несколько надписей или документов, которые помогли бы нам это выяснить — до сих пор. Археологи Археологического проекта долины Муджелло недавно обнаружили 500-фунтовую стелу размером четыре на два фута или монументальный знак на месте Поджио Колла, к северо-востоку от Флоренции.Плита из песчаника первоначально стояла перед этрусским храмом и на ней было нанесено 70 разборчивых букв и знаков препинания.

«Мы надеемся проникнуть в этрусский язык», — говорится в пресс-релизе Грегори Уорден, содиректора и главного исследователя проекта, сделавшего открытие. «Длинные надписи встречаются редко, особенно такие длинные, поэтому появятся новые слова, которых мы никогда раньше не видели, поскольку это не погребальный текст».

Большая часть того, что историки знают об этрусках, исходит из их тщательно продуманных захоронений, которые до сих пор иногда встречаются в сельской местности Италии.Но было трудно найти документы об их правительстве, повседневной жизни и других аспектах этрусской культуры. Хотя ученые знают, что они были одним из самых религиозных народов древнего мира, они даже не знают имен своих богов, хотя Уорден надеется, что новая стела наконец откроет это.

«Надписи из нескольких слов на постоянных материалах — редкость для этрусков, которые, как правило, использовали скоропортящиеся материалы, такие как книги из льняной ткани или восковые таблички», — говорит этрусский ученый Жан Макинтош Турфа из Музея Пенсильванского университета. .«Эта каменная стела является свидетельством постоянного религиозного культа с монументальными посвящениями, по крайней мере, еще в поздний архаический период, примерно с 525 по 480 год до нашей эры. Его повторное использование в фундаменте несколько более поздней постройки святилища указывает на глубокие изменения в городе и его социальной структуре ».

Исследователи в настоящее время очищают и сканируют стелу во Флоренции, и после этого они передадут надписи эксперту по этрусскому языку для расшифровки текста.

«Мы знаем, как работает этрусская грамматика, что такое глагол, что такое объект, некоторые слова», — говорит Уорден.«Но мы надеемся, что это откроет имя бога или богини, которым поклоняются на этом месте. Вероятно, это будет священный текст, и он будет примечателен тем, что расскажет нам о ранней системе верований потерянной культуры, которая является фундаментальной для западных традиций ».

Древние цивилизации Древний Рим Европейская история

Рекомендованные видео

этрусский язык, письмо, алфавит, система счисления

Современное представление о том, что этрусская письменность является «загадкой», в корне ошибочно; проблемы расшифровки не существует.
Но, как всегда, мы должны отличать разговорный язык от его письма, то есть письменной транскрипции его звуков.

Иногда лингвистам трудно расшифровать письменность известного старого языка. Здесь все наоборот: этруски использовали хорошо известный алфавит, но настоящая проблема заключается в трудности понимания текстов, которые мы легко читаем, потому что мы не знаем точного значения многих написанных слов, и, более того, мы знаем только зачатки грамматических форм.

Этрусский язык: неопределенное происхождение

Основное препятствие проистекает из того факта, что ни один другой известный язык не имеет достаточно близкого родства с этрусским, чтобы можно было провести надежное, всеобъемлющее и убедительное сравнение. Это не помогает нам узнать происхождение этого народа.

Очевидная изоляция этрусского языка была отмечена еще древними; это подтверждается неоднократными и тщетными попытками некоторых связать его с каким-либо другим утерянным или живым языком.

Однако на самом деле существуют связи с индоевропейскими языками, особенно с курсивными языками, а также с более или менее известными неиндоевропейскими языками Западной Азии и Кавказа, Эгейского моря, Италии и Альпийской зоны. а также с остатками средиземноморского лингвистического субстрата, выявленными топонимами.

Считается, что этрусский язык связан с языком, записанным на острове Лемнос (VI век до нашей эры), где была найдена стела с надписями, близкими к этрусским.Отмечена также связь с Раэтиком, зафиксированная в Альпах, судя по нескольким найденным надписям.
Наконец, камунический язык, спорадически отмечаемый на северо-западе Италии и написанный этрусскими буквами, также мог быть связан с этрусским, но доказательства слишком скупы, чтобы сделать какой-либо однозначный вывод.

Некоторые лингвисты считают, что этрусский язык довольно рано отделился бы от общего корня и был бы связан с ликийским, для других — с лидийским языком.Таким образом, они отнесли этрусский язык к доиндоевропейским, протоиндоевропейским или перииндоевропейским группам: на самом деле, сегодня тенденция скорее сводится к тому, чтобы сказать, что этрусский язык не принадлежит к индоевропейской языковой группе.

В заключение, язык не изолирован полностью, но его корни очень старые и смешаны с корнями других очень старых языков, на которых говорили в географической области, простирающейся от Западной Азии до Востока и Центральной Европы и до Среднего. -Средиземноморье. Затем он, возможно, развился в Италии при контакте с доиндоевропейским и индоевропейским.

На нем говорили в древней Этрурии с 8 века до нашей эры. ко временам имперского Рима. Тогда его продолжали изучать священники и ученые. Император Клавдий (ум. 54 г. н. Э.) Цитировал этрусских историков, которых сравнивал с римскими. Таким образом, источники сохранились еще в его дни. Последние записи о его использовании относятся к вторжению в Рим Алариха, вождя вестготов, в 410 году, когда этрусские жрецы были вызваны, чтобы сотворить молнию против варваров.

Корпус этрусков

Существует корпус из более чем 10 000 известных этрусских надписей, и каждый год обнаруживаются новые.Это довольно значительное число, намного больше, чем у других италийских народов (сабиняне, умбрийцы, осканцы, фалисканцы и даже латиняне того же времени).
Большинство надписей было найдено в Кампании, Лациуме, Фалери, Фалиске, Вейесе, Цере, Тарквинии, а также в других местах за пределами Этрурии, в зависимости от торговых маршрутов (Сардиния, Нарбоннес, Корсика, Северная Африка)

Это в основном короткие погребальные или дарственные надписи, abecedaria или, как в Греции, говорящие надписи, например, на вазе, mini muluvanece avile vipiiennas , который может быть переведен автором Авиле Випиенна, или, на могиле из Орвието, надпись mi aveles sipanas , «Я (могила) Avele Sipana».Здесь можно отметить, что этруски использовали имена и имена, что было необычно в древности.

Такие короткие тексты, найденные на погребальных урнах, в гробницах или на предметах, посвященных святилищам, выгравированы на бронзовых зеркалах, монетах, играх в кости и керамике, не создают серьезных проблем: часто используются одни и те же слова (эпитафии, упоминания собственности или подарки, имена собственные), мы глобально понимаем их значение.
С другой стороны, для редких, более длинных текстов, которые были найдены, значение редко используемых слов часто неизвестно, несмотря на недавние достижения.. Мы просто в целом знаем, о чем идет речь в этом тексте.
Открытие большого литературного произведения было бы большим подспорьем! Мы знаем, что этрусская религиозная литература существовала, и даже имя неизвестного драматурга Волния, написавшего «тосканские трагедии». Некоторые из этих произведений были переведены на латынь, но даже переводы утеряны.
Этрусское происхождение может быть найдено в некоторых современных словах, происходящих из латыни, которые переняли их. Истрион, уничижительное имя актера, «человек» (на латыни persona обозначает театральную маску, а затем роль) происходит от Phersu, бородатого персонажа в маске, который появлялся в этрусских погребальных представлениях.Наконец, «Мецен» был римским министром этрусского происхождения.

Самые известные надписи

Итак, если у нас есть большое количество коротких надписей, тексты значительной длины настолько редки, что каждая из них стала известной. А нам еще далеко до литературы! Вот самые яркие примеры.

Обертка мумии Загреба или «Liber Linteus»
Мумия, найденная в Египте в 19 веке и привезенная в Югославию путешественником (Национальный музей, Загреб), была завернута в льняную ткань, которая первоначально использовалась книга из ткани, разрезанной на полоски.Этот текст, насчитывающий около 1200 слов, написанных черными чернилами на холсте, датируется I веком до нашей эры. это самый древний из этрусских. Он содержит календарь и инструкции для жертвоприношений, достаточные, чтобы передать некоторое представление об этрусской религиозной литературе.

The Pyrgi Lamellae
Найденные в 1964 году на месте древнего святилища Пирги, портового города Цере, эти золотые листы содержат два выгравированных текста (около 40 слов) и третий на финикийском, известном языке, похожий контент.Это предоставило существенные данные для разъяснения этрусского языка! Находка также является важным историческим документом, в котором записано посвящение финикийской богине Астарте «священного места» в этрусском святилище Пирги Фефари Велианасом, правителем или магистратом Цере, в начале V века до нашей эры.

Золотая книга Софии
Шесть других подобных золотых листов в сборе с кольцами хранятся в Национальном музее Софии. На них изображены рисунки с всадником, сиреной, арфой и текстом.По словам куратора отдела археологии Софийского музея, около тридцати листов с золотом. Текст еще не опубликован.

Табула Кортоненсис
Табула Кортоненсис, обнаруженная недалеко от Кортоны в 1992 году, имеет надпись из 32 строк на этрусском языке. Текст Табулы относится к соглашению о передаче земли между двумя сторонами, своего рода нотариальному акту.
Он сделан из бронзы (приблизительные размеры: 50 на 30 см, средняя толщина 2–3 мм) и был разрезан на восемь фрагментов, один из которых, к сожалению, утерян.Мы можем предположить, что стол, когда он служил своему назначению, был сломан, чтобы повторно использовать драгоценный металл, из которого он был сделан.

«Cippo perugino»
Cippo perugino (cippe of Perugia) — это стела (cippe), обнаруженная в Колле Сан-Марко в 1822 году, что также связано с земельным соглашением между двумя семьями (Национальный археологический музей Умбрии).

Табула Капуана
Терракотовая плита, датируемая V веком до нашей эры, была найдена в Капуе в 1898 году.Он содержит религиозный текст (ритуальный календарь) из почти 400 слов. Хранится в Берлине.

Алфавит и письмо

Если с языком возникают проблемы, то с письмом — нет.

Оно чисто буквенное, без идеограммы, и его происхождение не вызывает сомнений. Первый алфавит был изобретен говорящими на семитском языке на древнем Ближнем Востоке, хотя в хананитском, а затем и в финикийском алфавитах были только согласные и не было гласных.
Греки заимствовали свой алфавит от финикийцев и добавляли гласные, создавая первый настоящий алфавит, который имел некоторые местные разновидности.Эвбейские греки (колонисты или старатели) вступили в контакт с этрусками и приобрели у них алфавит (западный вариант) в 8 веке до н. Э.

Конечно, этруски должны адаптировать алфавит к фонетическим особенностям своего языка. Некоторые согласные были для них бесполезны, другие использовались для другого звука, и они добавили некоторые знаки, такие как F и «сан», разновидность S. Очевидно, были варианты от одной этрусской области к другой, небольшие местные различия , а также некоторые изменения с течением времени.Обычно они писали справа налево, но в более поздний период также писали слева направо.

Этруски, в свою очередь, передали алфавит римлянам, которые снова адаптировали его к своим нуждам и писали слева направо. Этрусский алфавит также распространился в конце архаического периода (около 500 г. до н.э.) в северной Италии, став моделью для алфавитов венетов и различных альпийских народов; это произошло одновременно с формированием Умбрийского и Осканского алфавитов на полуострове.Германские руны (футарк) также могут происходить из северного этрусского алфавита.

Кстати, мы можем заметить, что этрусская абекедария часто была выгравирована на довольно ценном материале, и что многие надписи были найдены на женских предметах (барабанах, зеркалах), что может поддержать мнение о том, что письменность была в основном известна аристократам, и что женщины не исключаются из образования.

Упражнение по чтению

Ниже приводится попытка перевода (первой) Таблицы Пирги на основе ряда источников.В транслитерации использовалась заглавная буква K для обозначения этрусской буквы «ch» (как в немецком Bach). Этрусская буква, напоминающая греческое слово Theta, произносимое как th в слове «вещь», представлена ​​греческим Theta «q».

Оригинальный этрусский:

Транслитерация:

ita.tmia.icac.he
ramasva.vatieKe
unial.astres.qemia
sa.meK.quta.qefa
riei.velianas.sal
cluvenias.turu
ce.munistas.quvas
tameresca.ilacve.
tulerase.nac.ci.avi
l.Kurvar.tesiameit
ale.ilacve.alsase
nac.atranes.zilac
al.seleitala.acnasv
ers.itanim.heram
ve.avil.eniaca.pul
umKva.

Грубый перевод:

Этот храм и (эта) статуя были посвящены Уни / Астарте. Глава общины Фефарией Велианас пожертвовал его для поклонения нашим народам. Этот дар этого храма и святилища и освящение его границ в течение его трехлетнего срока в месяце Ксурвар (июнь?) Таким образом, и в Альсасе (июль?) Эта запись вместе с божеством / статуей, таким образом, будет похоронена по приказу Зилаха, чтобы годы пережили звезды.

В качестве другого примера, погребальная надпись Тарквинии, процитированная Жан-Полем Тюилье, иллюстрирует наши знания и их пределы …

FELSNAS: LA: LETHES — SVALCE: AVIL: CVI — MVRCE: CAPVE — TLECHE: HANIPALVSCLE

Ларт (имя) Фелснас (фамилия), сын Леты (имя отца, которое также может означать раба или потомка раба), прожил 106 лет. У него есть (.?.) Капуя (.?.) Ганнибала «
Глаголы MVRCE (активный) и TLECHE (пассивный) остаются загадочными.Означает ли это, например, что покойный «защищал Капуи, осажденный Ганнибалом», «освободил Капую, взятую Ганнибалом» или «восстановил Капую, разрушенную Ганнибалом»?

Система счисления

Во-первых, этруски использовали десятичную систему счисления. Он следовал примеру системы, используемой в Attic, используя в качестве цифры первую букву слова, которое они называли (за исключением 1, простой полосы), а именно:

  • I для 1 (полоса),
  • G для 5 (PENTE, см. Древнюю форму буквы P в верхней части этой страницы),
  • Д на 10 (ДЕКА),
  • H для 100 (HEKATON),
  • C для 1000 (CILIOI),
  • M на 10000 (MURIOI),
Они написали:

Как и их алфавит, этруски передали свои цифры римлянам.Но для чисел этруски писали IIII для 4 (а не IV, как это делали римляне) и систематически использовали обозначение вычитания для представления чисел, близких к верхней единице, например, для 17 ( ci-em zathrum : 3, вычтенное из 20 ), 18 ( esl-em zathrum : 2 вычтено из 20), 19 ( thun-em zathrum : 1 вычтено из 20). Римляне использовали это реже: они написали XIX вместо 19, но они написали XVIII вместо 18, а не XIIX.

Примечательно, что система счисления этрусков, как греческая и римская, была не очень удобна по сравнению с нашей (вы представляете, как разделить CLXVII на XIX ???), но даже если некоторые древние системы были проще , арифметика долгое время оставалась сложной техникой!
Наконец, следует отметить, что названия чисел не дают ответа на вопрос о происхождении этрусков: они не похожи на названия любого другого древнего языка:

этрусской культуры | Luwian Studies

В Древней Греции уже существовала теория, согласно которой этруски в северо-центральной Италии происходили из Западной Малой Азии.Недавние открытия в области генетических исследований подтверждают этот тезис. Кроме того, могильная архитектура, инженерия и язык предполагают, что этрусская культура имеет анатолийские черты.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗНАНИЙ

Происхождение этрусков, живших в северо-центральной Италии, до сих пор остается предметом дискуссий. Этрусская культура, вероятно, сформировалась локально, но неясно, произошла ли она от коренного населения или в результате иммиграции. Происхождение его языка также точно не установлено.

Уже в древности существовали две разные гипотезы по этим вопросам: некоторые писатели утверждали, что этруски произошли из Лидии в Малой Азии и мигрировали после 1000 г. до н.э. на территорию современной Тосканы. Этот тезис подтверждается очевидным сходством языков и искусств. Генетические исследования также подтверждают эту точку зрения: последовательности генов показали, что даже часть тосканского скота родственна скоту из северо-западной Малой Азии.

Другие исследователи предполагают, что этрусская культура возникла в центральной Италии из виллановской культуры.Эта теория подтверждается плавным переходом Вилланована в этрусскую культуру. Дионисий Галикарнасский защищал эту теорию еще в I веке до нашей эры. Сегодня принято считать, что виллановская культура возникла от местных фермеров, финикийских моряков и индоевропейских итальянцев. Когда иммигранты из Малой Азии (тирренцы) смешались с этим населением, возникла этрусская культура.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Корни в Западной Малой Азии

В Древней Греции считалось, что этруски произошли из северо-западной Малой Азии.Геродот писал (1.94), что эмигранты из Лидии основали более поздние этрусские поселения в центральной Италии. Сообщалось, что они хорошо разбирались в мореплавании, торговле, декоративно-прикладном искусстве и, таким образом, заложили основу этрусской, а затем и римской культуры. Эней, потомок правящей династии Трои, считается основателем древнеримской династии, которая сменила династию этрусков и правила на территории Италии.

Гипотеза о том, что после кризисных лет некоторые из лувийцев поселились в сегодняшней Италии, может быть подтверждена археологическими находками.Особенно когда дело доходит до монументальной архитектуры гробниц и даров захоронения, здесь есть явные параллели с Малой Азией. Особенно медленно меняются погребальные обычаи; а впечатляющие курганы в центральной Италии поразительно напоминают обширные курганные поля возле старой фригийской и лидийской столиц. Как и их предшественники в эпоху поздней бронзы, отдельные этрусские города никогда не объединялись. Они оставались независимыми городами-государствами, которые в лучшем случае образовывали свободную конфедерацию.

Этрусская инженерия была того же уровня, что и гидротехника в эпоху поздней бронзы.В Италии целые школы были посвящены изучению гидротехники. Даже после того, как Этрурия попала под власть римлян, римляне консультировались с выпускниками этих школ по поводу сложных технических проектов. Основная задача заключалась в осушении заболоченных земель в поймах и прибрежных равнинах. Затем излишки воды перенаправлялись на засушливые поля через сложную дренажную систему. Рядом с Орбетелло, в тосканской провинции Гроссето, было установлено уникальное прибрежное регулирование, которое действует до сих пор, которое включало в себя хорошо продуманные искусственные каналы и туннельные течения и противотоки попеременно для предотвращения заиливания.

Прежде всего, этрусский язык, кажется, настолько тесно связан с индоевропейскими языками Малой Азии, что лингвисты даже интерпретировали этрусский язык как «колониальный лувийский язык». Ряд этрусских слов и личных имен соответствуют лувийским аналогам. О такой взаимосвязи также свидетельствует так называемый диск Мальяно, круглый свинцовый диск диаметром 8 сантиметров, который был обнаружен примерно в 1883 году, скорее всего, в результате незаконных раскопок в провинции Гроссето в Тоскане.Вероятно, он был найден в могильнике где-то между VII и III веками до нашей эры и сейчас выставлен в Археологическом музее во Флоренции. Диск выгравирован с обеих сторон в виде спирали, идущей к центру, с использованием этрусского письма. Это один из самых длинных этрусских текстов, состоящий примерно из семидесяти слов. По форме и типу напоминают Фестский диск.

Этрусский алфавит вики | TheReaderWiki

Табличка Марсилиана с архаичной формой этрусского алфавита, начертанной на раме.

Этрусский алфавит был алфавитом, который этруски, древняя цивилизация центральной и северной Италии, использовали для написания своего языка примерно с 700 г. до н.э. до примерно 100 г. н.э.

Этрусский алфавит произошел от эвбейского алфавита, который использовался в греческих колониях на юге Италии и принадлежал к «западному» («красному») типу, так называемому западно-греческому алфавиту. Несколько старых курсивных шрифтов, включая латинский алфавит, производные от него (или одновременно с ним).

Происхождение

Этрусский алфавит возник как адаптация эвбейского алфавита, который использовался эвбейскими греками в их первых колониях в Италии, на острове Питекусай и городе Кумы в Кампании. [1] В западных алфавитах X имел звуковое значение [ks], Ψ означало [kʰ]; в этрусском: X = [s], Ψ = [kʰ] или [kχ] (Rix 202–209).

Самый ранний из известных этрусских abecedarium начертан на рамке восковой таблички из слоновой кости размером 8.8 × 5 см, найден в Марсилиане (близ Гроссето, Тоскана). Он датируется примерно 700 годом до нашей эры и содержит 26 букв, соответствующих современным формам греческого алфавита, включая дигамму, сан и коппа, но не омегу, которая еще не была добавлена ​​в то время.

Буквы

Формы архаических этрусских и неоэтрусских букв имели несколько вариантов, использовавшихся в разных местах и ​​/ или в разные эпохи. Примечательно, что для / s / и / ʃ / использовались противоположные буквы, в зависимости от местности. Выше показаны глифы из блока Unicode Old Italic, внешний вид которых будет зависеть от шрифта, используемого браузером.Они ориентированы так, как если бы они были написаны слева направо. Также показаны SVG-изображения показанных вариантов, поскольку они будут написаны справа налево, как и в большинстве реальных надписей. [3] [4]

Разработка

Маленькая этрусская бутылка с 630 по 620 год до н.э. с ранней формой алфавита Алфавит в бутылке петушка

. Архаическая форма этрусского алфавита оставалась практически неизменной с момента его возникновения в 8 веке до нашей эры примерно до 600 года до нашей эры, а направление письма было свободным.Однако с 6 века до н.э. алфавит эволюционировал, приспосабливаясь к фонологии этрусского языка, и буквы, обозначающие фонемы, отсутствующие в этрусском языке, были отброшены. К 400 г. до н.э., похоже, вся Этрурия использовала классический этрусский алфавит из 20 букв, в основном написанный справа налево.


Дополнительный знак 𐌚, по форме похожий на цифру 8, транскрибируемую как F, присутствовал в лидийском, неоэтрусском и курсивном алфавитах осско-умбрийских языков, таких как оссканский, умбрийский, старосабинский и южно-пичинский (древневольский). [5] Этот знак был введен в этрусский язык около 600–550 гг. До н.э. и отсутствовал в табличке Марсилиана, самом раннем образце этрусского алфавита. Если раньше считалось, что знак 𐌚, возможно, был измененным B или H, или созданием ex novo, или даже этрусским изобретением, ранняя сабеллианская надпись предполагает, что это изобретение носителей сабеллийского языка (осско-умбрийских языков). [5] Его звуковое значение было / f /, и он заменил этрусский орграф FH, который ранее использовался для выражения этого звука.С другой стороны, некоторые буквы выходили из употребления. У Etruscan не было озвученных стопов, для которых изначально предназначались B, C, D (/ b /, / g / и / d / соответственно). Таким образом, B и D вышли из употребления, и C, который проще и легче писать, чем K, был принят для записи / k /, в основном вытесняя сам K. Точно так же, поскольку в этрусском языке не было гласного звука / o /, O исчез и был заменен на U. В ходе его упрощения повторяющиеся буквы показали некоторую тенденцию к полуслоговому звуку: C, K и Q преимущественно использовались в контекстах CE, KA, QU.

Этот классический алфавит использовался до 2 века до н.э., когда на него повлиял рост латинского алфавита. Римляне, которые действительно озвучивали остановки на своем языке, возродили B и D для / b / и / d / и использовали C для обоих / k / и / g /, пока они не изобрели отдельную букву G, чтобы различать два звука. . Вскоре после этого сам этрусский язык вымер — настолько основательно, что его словарный запас и грамматика все еще известны лишь частично, несмотря на более чем вековые интенсивные исследования.

Наследие

Этрусский алфавит, по-видимому, был непосредственным предшественником латинского алфавита, а также нескольких старых курсивных шрифтов, используемых в Италии до возникновения Рима, таких как те, которые использовались в Оскане, Умбрии, Лепонтике, Ретии (или Raetic), венетские, мессапийские, северные и южные Пиченские и камунические надписи.

Галерея

См. Также

Ссылки

Итальянский полуостров wiki | TheReaderWiki

Координаты: 42 ° 00’N 14 ° 00’E / 42.000 ° N 14,000 ° E / 42,000; 14 000

Спутниковый снимок полуострова в марте 2003 года.

Итальянский полуостров (итал. penisola italica ), также известный как Итальянский полуостров или Апеннинский полуостров , представляет собой полуостров, простирающийся от южных Альп на севере до центральной части Средиземного моря на юге. Его прозвали lo Stivale (Ботинок). Этой характерной форме способствуют три меньших полуострова: Калабрия («носок»), Саленто («пятка») и Гаргано («шпора»).Основу итальянского полуострова составляют Апеннинские горы, от которых он получил одно из своих названий. Полуостров включает большую часть Италии, а также микрогосударства Сан-Марино и Ватикан и экстерриториальную суверенную территорию Суверенного военного Мальтийского ордена.

Характеристики

Минимальная протяженность
Минимальная протяженность Итальянского полуострова темно-зеленым.

В общем дискурсе «Италия» и «Итальянский полуостров» часто используются как синонимы.Однако долина реки По может быть исключена из состава итальянского полуострова. В этом смысле итальянский полуостров включает лишь около 44% общей площади Италии. С другой стороны, Сицилия и другие более мелкие острова за пределами полуострова могут быть географически сгруппированы вместе с ним.

Географически минимальная протяженность Итальянского полуострова состоит из суши к югу от линии, идущей от Магры до рек Рубикон, к северу от Тоскано-Эмилианских Апеннин. Это исключает долину реки По и южные склоны Альп. [1] [2] На итальянском полуострове находится единственный действующий вулкан в континентальной Европе — Везувий. [3]

Все эти территории находятся в пределах Итальянской Республики, за исключением микрогосударств Сан-Марино и Ватикана:

Страна /
Территория
Полуостров Описание
Население [4] км 2 кв. Миль Поделиться
Италия 26 140 000 131 275 50 686 99.9531% Фактически весь полуостров
Сан-Марино 31 887 61,2 23,6 0,0466% Центрально-восточный анклав полуострова Италии
Ватикан 829 0,44 0,17 0,0003% Анклав в Риме, Италия
Климат
Европейский климат.Карта климата Кеппена-Гейгера представлена ​​Отделом климатических исследований Университета Восточной Англии и Центром климатологии глобальных осадков Deutscher Wetterdienst. Мы видим естественные границы горных хребтов Альп, Пиренеев и Балкан.

Полуостров расположен между Тирренским морем на западе, Ионическим морем на юге и Адриатическим морем на востоке.

На полуострове преобладает средиземноморский климат, хотя в горных районах климат намного прохладнее.Его естественная растительность включает маккиа вдоль побережья и лиственные и смешанные лиственные хвойные леса во внутренних помещениях.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Проект MUSE — этрусский язык: введение (обзор)

Эта книга представляет собой переработанную и расширенную версию издания 1983 года. Написанный для англоязычной аудитории, он представляет собой наиболее полный справочник по этрусскому языку. По сравнению с предыдущим изданием, эта книга содержит большее количество текстов, полностью переписанный раздел, посвященный мифологическим персонажам, обновленную библиографию и более глубокое изучение источников.Кроме того, он включает исследования самых последних археологических открытий, таких как загребские обертки мумий, печень Пьяченца, плитка Капуа и Tabula Cortonensis. Книга разделена на три части: «Историческая справка», «Язык» и «Учебные пособия». Дюйм. 1, Джулиано и Лариса Бонфанте дают очень подробное историческое археологическое введение в этрусский мир. Они предлагают обзор основных этрусских городов с полным списком их археологических памятников и кладбищ.В этой главе также содержатся карты и схемы, которые упрощают усвоение большого количества информации, которая представляется читателю.

Гл. 2 открывает вторую часть книги. В этой главе мы находим сообщение о дебатах, имевших место более 2000 лет назад между Гомером, Геродотом, Вергилием, Горацием и Дионисием Галикарнасским, о происхождении этрусского языка и названия этрусских, а также список текстов. Об изучении двуязычных надписей и полезном вкладе греческих и латинских глосс в расшифровку этрусского языка сообщается в гл.3. гл. 4 предлагает введение в этрусский алфавит, явно производный от греческого. Строго фонетический характер этрусского алфавита также предполагает его произношение. Дюйм. 5, B&B очерчивают основные черты этрусского синтаксиса и морфологии. Очень подробный список местоимений, прилагательных, чисел, союзов и наречий не поддерживается столь же глубоким синтаксическим анализом, скорее всего, из-за очень короткой длины надписей. Глава заканчивается списком заимствований с других языков на этрусский и с этрусского на другие языки.Очень короткий гл. 6 прослеживает распространение этрусского алфавита.

Часть 3 предлагает богатый выбор надписей и текстов, как сфотографированных, так и воспроизведенных в ясной педагогической манере. Для каждого текста предоставляется транскрипция с переводом (но без подстрочных толкований). Сразу после раздела с надписью находится раздел об этрусских глоссах, встречающихся в греческой и латинской литературе. Следующий раздел посвящен основным мифологическим фигурам этрусков. Книга завершается очень большой библиографией, глоссарием наиболее употребительных слов и некоторыми последними таблицами.

В целом, этот том является прекрасным введением в этрусский язык и культуру, а также успешной попыткой сделать этрусский язык понятным для неспециалистов. B&B смогли оправдать ожидания как археологов, так и лингвистов.

Роберта Д’Алессандро

Штутгартский университет

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *