что это? Язычество древних славян и неоязычество
Содержание статьи
- Язычество: что это?
- Языческие религии
- Язычество древних славян
- Неоязычество
Что такое язычество? От чего нас предостерегает Церковь? Во что верили древние славяне и, какими были языческие боги? Мы расскажем вам о том, почему не стоит увлекаться верой в «магическую» силу церковных обрядов, всегда ли язычники верят в несколько богов и, что в Писании говорится про язычество.
Язычество: что это?
В современной теологии язычеством может называться любая религия, в которой исповедуется многобожие. Тем не менее, не все языческие верования политеистичны (то есть исповедуют поклонение многим богам). Языческие боги, как правильно, больше похожи на человека. Это связано с тем, что человек придумывал их, опираясь на собственные качества. Многие природные явления раньше объяснялись гневом или милосердием языческих богов. Язычество — самая древняя «религия», большинство людей разочаровались в верованиях своих предков, но язычники до сих пор существуют.
Язычники обожествляют «тварный» мир, то есть поклоняются тому, что создал Господь. Идолопоклонничество и воздаяние почестей камням, деревьям, воде, силам природы, огню и другим стихиям относятся к язычеству.
Языческие религии
Религиозные представления древних египтян, греков, римлян, кельтов и других народов во многом похожи, так как с помощью божественного вмешательства люди пытались объяснить непонятные им явления природы или собственные чувства. Именно поэтому существовали боги гнева или боги любви. Люди приписывали человеческие качества сверхъестественным существам, чтобы объяснить природу сильных чувств, с которыми не могли справиться.
В современном понимании язычество это:
- Для христиан — любая религия, не имеющая отношения к христианству. С точки зрения христианина есть только один Бог — Господь наш Иисус Христос и другие «боги» не существуют, а, значит поклоняться им нельзя. Об этом гласит и Библейская заповедь.
- Все религии, исповедующие многобожие.
- Обрядоверие — вера в мистическую силу церковных обрядов, оторванная от Священного Писания. К сожалению, язычество встречается и среди тех, кто искренне считает себя христианином, но при этом не знает основ вероучения, предавая значения внешним обрядам — «поставить свечку», «прочитать молитву от порчи и на удачу». Все это не имеет отношения к православию.
Язычество древних славян
Слово «язычество» происходит от слова «язык», которое раньше означало «народ». Язычество — это народные верования и может трактоваться как сборник древних мифов.
Боги славян — малосимпатичные и мстительные персонажи. Фрагменты индоевропейских религий объединились в поклонение по большей части злым славянским богам. Общие для всех славянских племен боги — Перун и Мать-Сыра земля. Перун — грозный громовержец, повелевающий стихией. Мать-Сыря земля, скорее, положительный образ кормилицы и защитницы людей.
У восточных и западных славян пантеоны богов были различными. Во многом это связано с особенностями погодных условий на территории и тем, что именно люди делали.
Так Стрибог — бог ветра состоял в пантеоне князя Владимира. Там же была и Мокошь — покровительница ткачества. Существовал бог-кузнец Сварог.Некоторые божества относились к календарным датам — Масленица, Купала считались скорее «народными любимцами» и были мифическими игровыми персонажами.
Западные славяне верили в Чернобога, который приносил неудачу и насылал напасти, в Святовита — бога войны и Живу — женское божество, охраняющее определенные территории.
Кроме этого существовало огромное количество духов, домовых, лесных обитателей и других мифических существ:
- Русалка
- Упырь
- Волколак
- Кикимора
- Водяной
- Леший
- Баба-яга
Многих из них мы знаем в качестве сказочных персонажей.
Неоязычество
После Крещения Руси многое изменилось. Язычество истреблялось князем Владимиром довольно жесткими методами. Тем не менее, появились и новые духовные практики, основанные на шаманизме, которые тоже относятся теологами к язычеству.
Эти учения могут считаться синкретическими, сформированными под влиянием различных верований и. имеющими в своей основе общую философию. Русская Православная Церковь осуждает язычество, как ложную веру. Патриарх Алексий II называл неоязычество «одной из главных угроз XXI века», считая его таким же опасным как терроризм и, поставив в один ряд с «другими губительными явлениями современности».
Многие неоязычники совершают опасные оккультные действия, часто агрессивно настроены к представителям монотеистических религий, осуждая князя Владимира за резкое насаждение христианства.
Несмотря на то, что язычники стремятся понять суть вещей и окружающих явление, они движутся неверной дорогой, обожествляя то, что создал Истинный Господь. О «языческом» обрядоверии в христианстве говорит Новый Завет: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).
Христиане могут молиться о том, чтобы язычники обрели веру в Господа. Увлечение магизмом, оккультизмом и другими языческими направлениями могут быть опасными для души, а иногда для жизни и здоровья человека.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Подпишитесь на Правмир вВыбор читателей «Правмира»
Подпишитесь на самые интересные материалы недели.
О ЯЗЫЧЕСТВЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН | Наука и жизнь
В журнале «Наука и жизнь», №№ 3-5 за 2004 год, были опубликованы работы победителей конкурса «Школа» на лучшую научно-популярную статью. В настоящем номере представляем статью десятиклассницы из Омска Марии Федоровой.Гамаюн — птица вещая, говорун. Она считалась райской птицей, посланницей богов, напевшей людям Книгу песен. Картина В. М. Васнецова. 1898 год.
Перун — славянский бог грозы и войны. В христианстве превратился в Илью-пророка. Рисунок М. Преснякова и А. Асова из книги: А. Асов «Златая цепь. Мифы и легенды древних славян». — М., Наука и религия, 1998.
Даждьбог — один из древнейших славянских богов, бог всей Вселенной, солнечный бог, прародитель русского народа. Рисунок М. Преснякова и А. Асова из книги: А. Асов «Златая цепь. Мифы и легенды древних славян». — М., Наука и религия, 1998.
‹
›
Открыть в полном размере
— Птица вещая, птица мудрая,
много знаешь ты, много ведаешь…
Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам…
Отчего зачался весь белый свет?… < >
— Ничего не скрою, что ведаю…
«Песни птицы Гамаюн». Клубок первый.
Во все времена людей интересовал вопрос о происхождении жизни. Мифы о рождении мира, деяниях богов создавали все народы планеты. Сейчас школьники, изучая мифы разных народов, воспринимают их как сказку, а то и вообще никак не воспринимают. Но чем же были эти «сказки» для наших предков и стоит ли относиться к ним так легкомысленно?
Мне хотелось бы вспомнить отечественный вариант — мифы древних славян. 988 год стал во многом решающим для судьбы будущего русского государства. Приняв христианство, восточные славяне встали на равные позиции в отношении религии с ведущими мировыми державами того времени. Естественно, что Крещение Руси было политическим, непопулярным в народе шагом. Простые люди не хотели принимать новшества и долго оставались верными своим богам. Правда, церковные источники говорят об обратном. Однако если бы русские сразу полностью отказались от старой веры, то не возникло бы такого явления, как двоеверие.
Основной источник современных знаний о язычестве — православная литература. Так, митрополит Макарий в XVI веке писал о язычниках: «Таковы же скверные мольбища их: лес, и камни, и реки, и болота, источники, и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды , и озера. И проще говоря — всему существующему поклонялись яко Богу, и чтили, и жертвы приносили».
Славяне верили в свое происхождение от некоего прародителя. Например, некоторые племена считали своим прародителем Волка. Он считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племен во главе с языческими жрецами надевали волчьи шкуры (длаки), что символизировало превращение в волков. У звериного предка просили силы и мудрости. Позднее, с приходом христианства, словом «волкодлак», то есть облаченный в звериную шкуру, стали называть злого оборотня.
Стоит остановиться немного подробнее на отношении славян к молнии. Неповиновавшаяся никому, появлявшаяся прямо с неба, настигавшая везде, молния считалась самым страшным наказанием богов. Выражение «Разрази тебя гром» дожило и до наших дней.
Главным языческим богом, вероятно, был Род. Он, подобно христианскому Богу-отцу и древнегреческому Зевсу, создал все живое на Земле. Из его лица произошло Солнце, из очей — звезды, из груди — месяц, из бровей — зори, из дум — ночь, из дыхания — ветры, из слез — дождь и снег, из голоса — гром и молния. Создал Род и богиню Ладу — покровительницу брака и материнства.
За ними по степени важности следовали богиня плодородия Макошь (или Мокошь), бог грома и молнии Перун, бог солнца Даждьбог (или Дажьбог), бог огня Сварожичь, бог победы Свентовит, бог землепашества и домашнего скота Велес (позже превратившийся в православного святого Власия). «Низшим слоем» были всем известные сказочные духи — Баба-Яга, Леший, Кощей Бессмертный, Русалка, Кикимора и многие другие.Здесь необходимо сделать отступление, чтобы сказать, что такое «Песни птицы Гамаюн» и какую роль они играли в мифологии восточных славян. Книга песен птицы Гамаюн представляет собой эпическое произведение, весьма схожее с мифами Древней Греции. В семнадцати клубках-главах подробно рассказывается о происхождении языческих богов, их жизни, приключениях. Обратимся к помощи Гамаюн, чтобы узнать о древних богах поподробнее.
«Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Он — отец богов, он и мать богов, он — рожден собой и родится вновь. Род — все боги, и вся поднебесная, он — что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится» — так говорит нам волшебная птица Гамаюн о Роде.
С Родом неразрывно связаны мать и дочь — рожаницы. Возможно, что это богиня брака Лада и ее дочь Леля, покровительница урожая. (Эти персонажи похожи на греческих богинь — Деметру и Персефону.) Праздники в их честь — Ляльник и зеленые святки — отмечаются весной и летом до сих пор.
«Низших» богов, а точнее — духов, можно условно поделить на две группы: духов «домашних», то есть живших в доме или на дворе, и духов, живших в потустороннем, сказочном мире. К первой группе относились такие «существа», как овинник и дворовой — духи двора и сельскохозяйственных построек соответственно. К ним же относился и довольно хорошо известный нам домовой. Об этом интересном персонаже стоит поговорить подробнее.
Домовой — до поры до времени вполне добродушное существо. Он редко показывается людям, но если это все-таки происходит, Домовой является в образе лохматого, с ног до головы обросшего шерстью, седобородого старичка. Живет маленький хозяин дома за печкой или в каком-нибудь другом темном теплом укрытии. Домовой в общем-то добрый по своей натуре, но может и наказать невнимательных жильцов. Для того чтобы задобрить старичка, следует оставлять ему что-нибудь вкусненькое на ночь, например молоко в блюдце. Если же относиться к нему неуважительно, можно поплатиться за это побитой посудой. Существует примета: если домовой коснулся кого-то из домочадцев мягкой, лохматой лапой, то это хороший знак; если же холодной, скользкой, то это сулит смерть или несчастье. Переезжая в новый дом, семейство забирает своего домового с собой.
К тому же разряду духов, что и домовой, относился леший — почитаемый хозяин леса. Если захочет, он может вывести заплутавшего путника. Но если его рассердить — заведет человека в чащу и там его погубит.
Дух воды славянам являлся в образе девушки-русалки. Русалками становились юные утопленницы. В летние ночи русалки выходили из своих подводных убежищ и качались на деревьях. Подобно греческим сиренам, они своим чарующим пением заманивали мужчин и уводили их на дно озера.
Стражем у входа в сказочный мир была Баба-Яга. В славянской мифологии это могущественная колдунья, повелевавшая зверями и птицами, уродливая тощая старуха, живущая в избушке на курьих ножках за забором из человеческих костей.
Завершают многочисленный ряд богов-духов оборотни и упыри. Оборотней в человеческом обличье распознавали по родимому пятну или пучку волчьей шерсти на теле. Они обладали колдовской силой — предвидели будущее и превращались в животных, обычно в волков. Упыри — это мертвецы, не нашедшие покоя в загробном мире. Считалось, что по ночам они ходили пить кровь живых людей, чаще всего своих родственников.
Храмовых святынь у язычников не было. Обряды в основном отправлялись дома или в овине. Место икон занимали небольшие изображения богов и духов-покровителей. Позднее в честь самых почитаемых богов стали строить святилища со статуями из камня и дерева и святым неугасимым огнем. Жертвоприношениями служили плоды, злаки, драгоценности. Живых существ приносили в жертву очень редко.
Верховным главой языческого культа считался князь; следующими по значимости были жрецы и волхвы (хранители священных знаний). В каждом племени существовали также ведуны и ведьмы, служившие темным силам.
О верованиях древних славян известно очень мало. Но так хочется узнать больше о простом, страшном и в то же время сказочном мире, где главный бог — Природа.
Как славянская мифология была демонизирована, подавлена и в конце концов — почти забыта | Кэти Джглн | Ноосфера
Как славянская мифология демонизировалась, подавлялась и, в конце концов, почти забылась | Кэти Джглн | Ноосфера | MediumИ за это мы во многом благодарим христианство
Опубликовано в·
Чтение: 7 мин.·
9 февраля 2022 г. прыгать через огонь, когда я был моложе.В первые летние месяцы мы с семьей разводили костер в лесу или на берегу реки, ели жареную картошку, пели и танцевали у костра вместе с некоторыми из нас —…
Автор Katie Jgln
47 тысяч подписчиков
·РедакторЭссеист и социолог. Лондон. Также на: https://thenoosphere.substack.com
Еще от Katie Jgln and The Noösphere
Katie Jgln
в
Почему кардашцы осознают свои стандарты красоты, причиняющие вред женщинам, слишком поздно
Ущерб уже нанесен — и «налог на красоту», вероятно, самый высокий из когда-либо существовавших 06 Katie Jgln
in
Вот как до смешного прекрасна жизнь, когда ты привлекательная женщина
Это просто замечательно, когда тебя используют для повышения мужского эго
·6 мин чтения·Feb 17Katie Jgln
in
Почему риторика о том, что «сексуальная неудовлетворенность приводит мужчин к насилию» — полная ерунда
Это только отвлекает нас от истинных причин эпидемии мужского насилия
9000 5 ·Чтение 8 мин·Май 16Katie Jgln
in
Нет, мужчины не хреново занимаются стиркой или другой работой по дому «Потому что они мужчины»
трахнуть их 9
Карлин Бекча -Word
Это самое оскорбительное слово в английском языке.
Но сленговое обозначение женских половых органов не всегда было оскорблением. ·5 минут чтения·2 маяНеприлично
10 секунд, которые положили конец моему 20-летнему браку
В Северной Вирджинии август, жарко и влажно. Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. Я ношу свою домохозяйку…
·Чтение на 4 мин·16 февраля 2022 г.Списки
Истории, которые помогут вам жить лучше
21 история·70 сохранений
Руководство по выбору и планированию и Достижение личных целей
13 рассказов·78 сохранений
Некоторые из моих любимых личных эссе
16 рассказов·37 сохранений
Подборка персонала
318 рассказов·81 сохранение
Вики Ларсон
Что будет с женщинами, которые стареют без детей?
Автор Руби Уоррингтон планирует полагаться на выбранное семейство, но исследования показывают, что у него есть ограничения быть творцом, удалить все (Но два) Платформы социальных сетей
В октябре 2022 года, во время всего фиаско Илона Маска, я наконец удалил Твиттер со своего телефона.
Примерно в то же время я также вышел из… ·8 min read·Apr 19Jenny Harrington
in
Три волшебные фразы, чтобы утешить умирающего
Мы все переживем болезненные моменты, сидя рядом с умирающими . Что мы можем сказать?
·10 min read·Mar 9, 2019Jayden Yugie
Фотография, которая заставила Фотографа покончить с собой
Кевин Картер был известным фотографом, которого подтолкнули ужасы, свидетелем которых он стал к трагическому конец
·5 мин чтения·28 декабря 2022 г.Посмотреть больше рекомендаций
Статус
Карьера
Текст к выступлению
Об отношениях между древней славянской религией и ведической религией Индии – Растко Ко стич
«И прежде всего не забудем Индию, колыбель человеческого рода или, по крайней мере, той его части, к которой мы принадлежим, где сперва магометане, а потом и христиане самым жестоким образом разъярились против приверженцев изначальной веры человечества. Разрушение или обезображивание древних храмов и идолов, прискорбное, озорное и варварское деяние, до сих пор свидетельствует о монотеистической ярости мусульман, продолжавшейся от Мармуда, Газневида проклятой памяти, до Аурангзеба, братоубийцы, которого Португальские христиане ревностно подражали разрушению храмов и ауто-де-фе инквизиции в Гоа». – Артур Шопенгауэр в Парерга и Паралипомена
«В Средние века, на протяжении более четырех веков, франки, саксы, германцы и датчане вели войны против полабских славян. Не раз во имя христианства религиозные фанатики разрушали и уникальные славянские храмы, важные для европейской культуры. Нередко они даже хвастались этим. В Полабско-Славянском ареале насчитывается более семисот зарегистрированных славянских крепостей. Как правило, в таких крепостях также находились священные святыни или располагались в их окрестностях, поэтому можно предположить, что было уничтожено и не менее равное количество культовых сооружений». — Вернер Мешканк в Падение Арконы или закат славянского язычества
Из всех индоевропейских народов славяне сегодня населяют самую большую территорию на евроазиатском континенте. Также славяне являются самой многочисленной этноязыковой группой на европейском континенте. Сегодня их около 300 миллионов. Славянские народы традиционно делятся на восточных славян (русские, белорусы, украинцы), западных славян (поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы, кашубы) и южных славян (сербы, хорваты, словенцы, македонцы, болгары). В нынешнем религиозном делении славяне делятся на: православных (русские, украинцы, белорусы, сербы, македонцы и болгары), католиков (поляки, чехи, словаки, хорваты и словенцы) и мусульман (босняки). Несмотря на свою численность и огромную территорию, которую они населяют, славяне — это народ, о дохристианской истории и религии которого опубликовано меньше всего научных работ на английском языке, и в целом о них мало что известно. Хотя есть несколько значительных и основательных книг о славянском язычестве, например, работы французского историка религии Луи Леже, La мифология Раб 1904 года, ни одно из этих произведений до сих пор не переведено на английский язык. Хотя одно славянское государство даже сегодня является военной сверхдержавой (Россия, которая также обладает крупнейшим в мире арсеналом ядерного оружия, насчитывающим около 6800 атомных бомб), на протяжении веков славяне также были одними из самых бедных жителей европейского континента. Одной из причин того, что мы так мало знаем о дохристианской вере древних славян, во всех славянских государствах сегодня, является тот простой факт, что в силу исторических обстоятельств все славянские народы на протяжении почти полувека (1945-1991), а некоторые и дольше (с 1917 г.), жили в условиях крайне антирелигиозной, атеистической идеологии коммунизма. Но с падением коммунизма значительно возрос интерес не только к христианству и исламу, но и к славянскому язычеству, и не только в науке: среди многих так называемых «неоязыческих» групп произошло своего рода «возрождение» старой религии. почти во всех славянских странах. В девяностые годы прошлого века многие молодые славяне, как и автор этого текста, стали задаваться вопросом, почему старославянские религии не преподаются в школах и других учебных заведениях, что привело к парадоксальной ситуации, в которой большинство учащихся из славянских стран узнали все о богах других европейских народов (греков, римлян, германцев, ирландцев и т. д.), но ничего о богах своих предков. По этим и другим причинам стали публиковаться новые научные труды по древнеславянской языческой религии. Одна из таких книг Осень Арконы, или Сумерки славянского язычества (впервые опубликовано в Белграде, Сербия, в 2009 г., второе расширенное издание опубликовано в 2016 г., а третье переведенное издание — в 2019 г.), в котором почти все, что касается вышеупомянутого тема была тщательно изучена. Этот труд отличается от других подобных произведений тем, что впервые содержит английские переводы всех источников (средневековых хроник и путеводителей), описывающих старославянскую религию такой, какой она была с VII века, когда славяне впервые появились в истории, и вплоть до XII века, когда славянское язычество было окончательно сокрушено.
Следует также отметить, что с момента открытия и первых переводов классиков древнеиндийской литературы (Упанишад, Вед, Бхагавад-Гиты и др.) на европейском континенте в начале и середине XIX в. Следующие сто или около того лет в Европе превратилось в своего рода «соревнование» в том, кто является ближайшим родственником древней индейской расы и культуры. В связи с тем, что первыми поклонниками Индии и ее культуры были немецкие философы и ученые (такие как Шопенгауэр, Якоб Гримм, братья Шлегель и др.), сложилось определенное представление (оказавшееся в наше время ложным) о Так называемая старая «индо-германская» цивилизация и религия обрели популярность и достигли кульминации во время правления Германской национал-социалистической партии (1933-1945). Однако современные науки (прежде всего генетика, а также лингвистика, археология, сравнительная мифология) дают поразительно иной вывод об этом явлении: на практике его можно назвать «индославянской религией» и культурой. Но мы вернемся к этому вопросу чуть позже.
Во-первых, каковы правильные рекомендации относительно нашего предмета? Какие документы убедительно говорят о древнеславянской религии? Когда речь идет о восточных славянах, мы имеем основное свидетельство в виде Хроника Нестора (Российская первичная хроника) , а также вторичные свидетельства в формах Novgorod Chronicle , Сказка о кампании Игора и Кодекс , который описывает веру в kivan rus вблизи конец Х века. Среди восточнославянских богов упоминаются Перун, Хорс, Даждьбог, Симаргл, Велес, Стрибог, Сварог, богиня Макошь и др. Из них первичное место несомненно принадлежало Перуну, богу-громовержцу, как верховному божеству восточных славян. (чей аналог литовцам и латышам — ближайшим родственникам славян в Европе — звали Перкунасом; однако, как и многие другие славянские боги, Перун этимологически связан с ведическим богом Парджаней, от которого он, вероятно, произошел). В истории религии боги Хорс и Симаргл традиционно считались заимствованными из древней иранской религии. Таким образом, Хорс был бы славянским вариантом солнечного бога Хурсида, а Симаргл тогда был бы иранским Симургом, божественным грифоном. Но, помимо Перуна (славянского Парджанья), два других восточнославянских божества часто считались индийскими по происхождению на основании санскритских слов. Этими двумя божествами являются бог Сварог, чье имя происходит от санскритского «Сварга» (означающее «бурное, облачное, тусклое небо») и богиня Макошь, чье имя, скорее всего, происходит от санскритского слова «мокша» (означающего «освобождение от вечный круг перевоплощений»).
Однако источников по западнославянским культам гораздо больше. Здесь речь идет о тех славянах, которых их германские соседи называли «венедами» и которые населяли территорию сегодняшней северной Германии и юго-восточной Дании, единственном славянском народе, который вымер, отказываясь креститься и принять христианство до самого конца, ближе к концу XII века (имеется в виду, что западнославянский культ пережил восточнославянский — киевский пантеон — на целых два века). Упомянем здесь также, что их соседи называли славян «венеды», что является паронимом слов «хинди» и «синди», означая «пришедшие из Индии, индийцы». Наиболее важными историческими источниками по истории, войнам, экономике, морали, культуре, религии и богам венедов являются франкские Хроника Фредегар от VII века, сочинения арабского летописца Аль Массуди Золотые луга и прииски драгоценных камней от начала X века, путеводитель испано-арабского еврейского путешественника Авраама бен Якоба и произведения первого немецкого писателя Видукинда, как с X века, так и хроники Титмара и Адама Бременского с XI века, Житие Оттона Бамбергского Эббо и Херборда, Гельмольда Chronica Slavorum , Gesta Danorum Саксона Грамматика, известного датского писателя XII века, и Knytlinga Saga исландского писателя Олафа Тордарсона начала XIII века. Все эти сочинения, или, вернее, их наиболее важные части в отношении нашего предмета и нашей книги, были впервые переведены на английский язык и собраны в одной книге Падение Арконы или Сумерки славянское язычество.
Кто были боги венедов, «тринадцатого, потерянного славянского племени»? Безусловно, самым почитаемым, верховным богом западных славян (а, скорее всего, и всех других славян, особенно южных) был Световид (известный в германских хрониках как Свантевит, Зуантевит). Его оракул находился в самой северной части острова Рюген (на территории современной Германии) в храмовом городе Аркона. Его статуя была восьмиметровой высоты и находилась в храме, доступ к которому имел только его первосвященник. Но даже этому жрецу не разрешалось дышать в присутствии бога (то есть его статуи). У Световида было четыре головы, обращенные на все четыре стороны света, поэтому наука считает, что это и есть происхождение имени бога: от слова «видети» («видеть») и слова «свет» («мир ») — «тот, кто видит весь мир» (до сих пор нет научного консенсуса по этому вопросу). По внешнему виду он удивительно напоминал индийского бога Брахму, славянской версией которого он, вероятно, является. И мы не должны упускать из виду иранского бога Зервана (Время), который также имел четыре головы, или, например, Будду Сарвавиду-Вайрочану, который всегда изображался в мандалах с четырьмя головами. Световид был солнечным божеством, имевшим белого коня (напоминаем читателю, что ведический бог Сурья также имел повозку, запряженную семью белыми лошадьми), с которого никому не разрешалось удалять ни единого волоска; он был также богом-пророком: его оракул считался самым надежным не только у славян, но и у других. Есть сообщение Саксона Грамматика, что один датский правитель (король Свейн) настолько верил в славянский оракул, что подарил ему драгоценную чашу. Наши средневековые источники подтверждают, что Световид был верховным божеством всех славянских земель; между прочим, Саксон Грамматик и Гельмольд Босавский пишут, что к оракулу Световида в Арконе ежегодно прибывало огромное количество подношений и денег «со всех славянских земель» и что все славяне ходили к оракулу за советом. Кроме того, Световид был еще и богом войны, и идти на войну или нет решалось по движениям ног его коня. Он также был богом плодородия. Предполагается, что его праздники отмечались во время всех четырех солнцестояний/равноденствий, в июне, сентябре, декабре и марте, хотя Саксон Грамматик описывает свой праздник как осенний (во время сбора урожая).
Не менее интересны и другие боги западнославянского пантеона. На острове Рюген были оракулы как минимум шести других богов и богинь. Это были: Ругевит, что означает «Руген, бог острова Рюген», у которого было семь голов и семь мечей на поясе, а восьмой меч он держал в правой руке. Потом был Поревит, у которого было пять голов. Затем, вероятно, самый загадочный славянский бог Поренут, чей идол в Арконе имел четыре лика, с пятым на груди; его левая рука касалась его пятого лица, а правая рука касалась его бороды. Историков религии обычно смущает медитативная внешность этого бога. Одни считают его богом клятв, другие — богом добра. Затем есть Черноглав, тоже с острова Рюген (который был чем-то вроде горы Афон славянской языческой религии), имя которого означало «черноголовый» и у которого были серебряные усы; Писамар, чей оракул располагался в самой красивой части острова Рюген, в Ясмундских лесах, где опавшие листья осенью окрашиваются в красный цвет; женское божество Баба («бабушка»), которое, как мы знаем, имело свой культ в Бобине на острове Рюген. У нас также есть великий бог Триглав («трехглавый») из Щецина в современной Польше, у которого тоже был конь, хотя его конь, в отличие от коня Световида, был черным (именно по этой причине некоторые ученые, например Рыбяков, интерпретируют Триглава как как «бог заходящего солнца» и Световид/Свантевит как «бог восходящего солнца»). Статуя Триглава была сделана из золота, а глаза и губы закрывала золотая косынка. Языческие жрецы объясняли эти подробности так: у его великого бога три головы, ибо он правит тремя великими царствами — небом, землей и адом; его лицо покрыто платком, потому что он не хочет ни видеть, ни знать грехов человеческих. Есть и другие западнославянские боги, такие как Радегаст (что означает «дорогой гость»), бог пророчеств и войны. Описание его храмового города, Ретра, мы находим в хрониках Адама Бременского: «Его статуя сделана из золота, и его храм украшен пурпуром. К девятым воротам города можно пройти только по деревянному мосту, который могут пересечь только те, кто приносит подношения или ищет ответы оракула…». Затем у нас есть Припегала, самый радикальный антихристианский бог, который описывался как особенно кровожадный, поскольку его почитатели приносили ему в жертву христиан и чьи жрецы, согласно христианским средневековым источникам, кричали после каждой победы: «Радуйтесь, потому что Христос побежден! («Этот ужасный народ, славяне, восстал против нас. Они осквернили церкви Христовы своим идолопоклонством. Они наводнили наши земли. … Они отрезают христианские головы, а затем приносят их в жертву … они хранят чаши. полны крови перед их храмами, а воющие вокруг кричат пронзительным голосом: Радуйтесь, яко Христос побежден; победа принадлежит победоносной Припегале»).0005
Был еще бог лесов Прове (славянская религия была по своей сути поклонением природе). Из богинь наиболее важными были: Жива, описанная летописцем Гельмольдом (Жива, Живена, богиня человеческой жизни и природы). В книге «Падение Арконы или закат славянского язычества » есть текст американского лингвиста Ричарда Стони, который проводит связь между славянской богиней Живой и индийским богом Шивой. Также есть богини Лада (богиня красоты), Морана (богиня зимы и смерти), а также Весна (богиня весны). Мы остановимся здесь, чтобы не зайти слишком далеко в эту, вероятно, слишком экзотическую для большинства читателей тему.
Здесь мы должны добавить еще кое-что. Кому-то эта книга может показаться антихристианской, поскольку в ней действительно есть документальные доказательства роли, в первую очередь католической церкви, в геноциде западных, языческих, славян, венедов. Человек, который больше всего выделялся и имел главную роль в этих событиях, — это знаменитый католический святой средневековья св. Бернар Клервосский. В 1147 году по приказу папы Евгения III он писал следующее (о чем свидетельствуют его письма) немецким священникам и дворянам: «Вторгнуться в Славию и не заключать мира с венедами, ни принимать ни капитуляции, ни всякой переписи от их, пока религия этого народа или всех их (венедов) не будет уничтожена». Повторяю, это было в 1147 году. В другой фразе из того же письма он говорит: «Христианская вооруженная сила стоит против них (венедов) во Франкфурте, и мы взяли крест в свои руки, чтобы вымереть (уничтожить) этот народ совсем или христианизировать их бесспорно». Таким образом, мы можем видеть здесь полный размах одного насильственного обращения. За исключением Ирландии, нет ни одной европейской страны, в которую христианство пришло бы мирным путем. Только в Ирландию, благодаря святому Патрику, христианство пришло без кровопролития. Это просто исторический факт. Кстати, св. Бернар Клервоский не имел права насильственно крестить славян по католическим законам; Св. Августин писал около 400 г., что крещение язычников можно совершать только добровольно.
Крестовые походы с 1147 г. и далее называются Западными крестовыми походами [Вендский крестовый поход] и закончились в 1242 г. нападением на Православную Русь. Это была единственная неязыческая страна, на которую напали католики-баптисты, и ту войну они проиграли, потерпев поражение от Александра Невского на Чудском озере. Тем временем крестоносцы вели войну против лужицких сербов, оботритов, ливов, финнов, эстонцев, старых пруссаков и литовцев [Северные крестовые походы].
Что можно добавить, наконец, об отношениях между славянским язычеством и древними религиями Индии, кроме уже упомянутых фактов? Наша старая вера, безусловно, происходит от древних религий Индии, нашей прародины, точно так же, как и славянская раса произошла от Индии. Известный словацкий лингвист XIX века Павел Шафарик также писал, что: «…результаты самого осторожного и самого глубокого лингвистического исследования, согласно свидетельствам экспертов с правом голоса (ср. J. S. Vaters Analekten I Hft. 3- 48), указывают на Индию и Персию как на древнюю колыбель славянского национального племени. Название индусского народа мира, который, по наиболее близкому к здравому смыслу мнению, обязан своим именем и существованием темно-синим водам реки Инд, а также именам более поздних славянских моравов, полабов, Поморцы, посаваки, хронаки, тимохи, неречи, бобраны, бужаны (пеукины), хавелы, езераты (эзериты), а также раски, ратци, донки, суличи и другие, все они произошли от названий рек, озер и береговых линий. , хотя бы в качестве примеров, обосновать гипотезу, не требующую ничего большего, кроме как быть одним из вариантов. Что касается меня, то я согласен с мнением тех, кто, подобно Дж. Юнгману, считал имя Ветра по происхождению тождественным индусскому, греческому ό’Ινδός, ‘Ινδικος, ή’Ινδική, латинскому Инд, Инд, Индия, Хонда иврит, арабский хинд, эфиопский хенде, персидский хинд (во множественном числе хунуд). Отсюда следует, что, хотя сами славяне, насколько нам известно, не пользовались этим названием, оно является не просто случайным географическим термином, а генетически детерминированным, и утвердилось как таковое с древнейших времен. Нас не должно смущать разнообразие форм: Инд, Хинд, Ханду и Энет, Хенети, Венед, Винд, Ант; название народа, столь далекого от прародины, не могло звучать совершенно одинаково в двух частях света у разных народов и на разных языках; в этом случае отклонение не больше, чем в формах вельше, валлоне, галли, галате, кельте, кельте, которые исследователи-лингвисты единодушно считают просто вариациями одного и того же основного слова».
Поликефалия верховных богов как славян, так и индийцев — поразительное явление (Световид внешне идентичен Брахме, который, по мнению некоторых исследователей, является древнейшим богом Индии; Триглав похож на версию Шивы, как и Поренут — который был возможно, славянский бог медитации; обнаруженные на Рюгене двуглавые божества похожи на индийского Агни и т. д.). Также обращаю внимание на славяно-индийские параллели в мифах о вепре, который катается по волнам и считается спасителем человечества. Летописец Титмар говорит об этом вепре у славян, а у индийцев тот вепрь есть третья аватара Вишну, по имени Вараха. Далее великий немецкий ученый XIX века Якоб Гримм отмечал, что славянский бог Ситиврат есть версия индийского Сатьяврата, царя солнечной расы, индийская версия Утнапишти из 9-го века.0202 Эпос о Гильгамеше или о Ное из Библии. Славянское слово «болото» имеет свои корни от индийского божества Бхага, имя которого означает богатство, процветание, защиту. Бог грома из Ригведы, Парджанья, несомненно, этимологически связан с Перуном. По мнению некоторых, «слава», которую празднуют южные сербы, являются наиболее точными примерами ведизма и нашего древнего существования, ибо ведеи праздновали так же; прежде всего, они прославляли богов и просили только о редком, символическом и самом важном — здоровье, хороший урожай и т. д. Скифы северного Ирана, которых многие отождествляют с исконными славянами, имели религию, очень похожую на ведическую. религии, с особым акцентом на поклонение солнцу, питье сомы и с большим разнообразием божеств, что было более характерно для ведийской и славянской религии, чем, например, зороастрийская (которая также наложила свой отпечаток на славянскую религию). Кроме того, славяне-язычники считали такие вещи, как леса, родники, горы, реки, берега, птицы, быки, лошади и т. д. священными, как говорит Кришна в Бхагавадгите («Я Гималаи среди гор… среди неподвижных вещей я ам Ашваттха… среди коней Я Уччайсравас, среди коров Камадхену…».) Несколько десятков лет назад, точнее в 2007 г., в старейшем русском городе Старая Майна на Волге была найдена статуя Вишну. Практика сутти, при которой вдова приносит себя в жертву, сидя на погребальном костре своего мужа, описана арабским путешественником Аль-Масуди в X веке как практиковавшаяся и у ранних славян. Добавим напоследок, что исторические документы подтверждают, что славяне-язычники тоже верили в перевоплощение, о чем свидетельствует договор, подписанный между русским князем Игорем и византийцами в 9 г.94. в котором говорится, что: «те славяне, которые нарушат эту сделку, будут рабами в следующей жизни».
И в самом конце этого текста: генетическое исследование, проведенное Андерхиллом в 2009 г. относительно гаплогруппы R1a1a, показывает, что индийцы и славяне являются ближайшими родственниками, а также что южно-азиатская экспансия старше южно-европейской, что доказывает индийское происхождение большинства славянских народов сегодня.
Обо всем, что упоминается в этом тексте, гораздо более подробно написано в книге «Падение Арконы, или Сумерки славянского язычества», которую можно найти на английском языке на онлайн-платформах Amazon, Google Play, Apple Books, а также в мягкой обложке от белградское издательство ATOS-DK.