Ярослав мудрый русская правда: Первый свод законов «Русская Правда» Ярослава Мудрого

Русская правда | izi.TRAVEL

Ру́сская Пра́вда — сборник правовых норм Киевской Руси. Связана с Ярославом Мудрым.

Первооткрывателем Русской Правды является В. Н. Татищев, обнаруживший Краткую её редакцию.

Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

Не сохранилось ранних списков (экземпляров) Русской Правды. Имеются только сравнительно поздние списки.

Краткая Правда известна в 2 списках (прочие списки сделаны в Новое время с этих двух и связаны с В.Н. Татищевым) Новгородской первой летописи младшего извода — Комиссионном и Академическом XV в. В Новгородской первой летописи мл. извода под 1016 г. помещен рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым при Любече, Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды.

Пространная Правда известна в списках XIII — XV и более поздних веков Кормчих книг, Мерила Праведного, других рукописных сборников и летописей. В заголовке содержит имя Ярослава Владимировича (Ярослав Мудрый).

Сокращенная Правда существует в двух списках Кормчих XVII в. Также содержит в заголовке имя Ярослава Владимировича.

Русская Правда чаще всего соседствует с церковными правовыми текстами.

Русская Правда аналогична более ранним европейским правовым сборникам, в том числе так называемым германским правдам, например, «Салической правде» — сборнику законодательных актов Франкского государства. Также известны Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V—VI вв. н. э., и др. К варварским правдам относятся и англосаксонские судебники, а также ирландский, алеманский, баварский и некоторые другие юридические сборники. Наименование этих сборников законов «правдами» — условно. В латинских источниках — Lex Salica — «Салический закон».

Вопрос о времени происхождения древнейшей части Русской Правды спорен. Большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду (первая часть Краткой редакции) с именем Ярослава Мудрого. Период создания Древнейшей Правды — 1016—1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного восточнославянского обычного права, с включением элементов византийского права и бытовавших в среде руси элементов скандинавского права, а также церковного влияния. Как полагает И.В. Петров, Русская правда «явилась конечным кодифицированным результатом эволюции Древнерусского права», прошедшего несколько этапов в своем развитии.

Пространная редакция состоит из двух частей — Устава Ярослав Владимировича и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха, входивших в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями, принятыми во время киевского княжения Владимира Мономаха. По другой версии к Уставу Владимира Мономаха можно отнести только ст. 53, содержащую упоминание князя. Пространная Правда была составлена в XII в. В дальнейшем с XIII в. Русская Правда использовалась в Новгороде в церковном суде по светским делам (Я.Н. Щапов). Число статей — около 121. Пространная редакция отражала дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии землевладельцев, зависимое положение смердов, закупов, холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития княжеского и боярского землевладения, уделяется много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования Пространная Правда определяла порядок заключения ряда договоров, а также передачу имущества по наследству.

Сокращенная редакция относится к значительно более позднему периоду. По А.А. Зимину составлена в XVI – начале XVII в. как сокращение Пространной и попытка приспособить ее к действовавшему праву путем исключения устаревших норм. По М.Н. Тихомирову, сложилась в конце XV в. в Московском княжестве после присоединения к нему в 1472 году территории Великой Перми, где и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте; восходит к тексту такому же древнему как и другие две редакции. Число статей — 50.

Русская правда Ярослава Мудрого

Его жизнь не была безоблачной с самого детства, несмотря на то что родился он в семье Великого князя Владимира Святославовича, того самого, который крестил Русь и вошел в историю как Владимир Красное Солнышко. Впрочем, и беды Ярослава были также от величия его отца.

Великий святой и грешник…
Владимир был сыном князя Святослава и ключницы своей бабки княгини Ольги. Он очень жестоко мстил всем, кто намекал на его неполную родовитость. Красивый и смелый, он посватался к половецкой княжне Рогнеде, красоте которой не было равных, но получил отказ. Тогда Владимир захватил Половецкое княжество, казнил всех родных Рогнеды, а ее насильно взял в жены. Несмотря на то что позднее между ними возникла и большая страсть, и огромной силы любовь, женскую судьбу Рогнеды счастливой не назовешь. У Владимира было много жен, а до того как он стал христианином, в каждом городе и селе были буквально целые гаремы. Он любил женщин, но делал их несчастными.
Он помогал всем нищим и обездоленным, буквально обозами велел развозить по Киеву каждый день еду и одежду для бедных, но при этом вел очень жестокие войны, на длительный срок осаждая города, не желавшие ему сдаваться. И в этих городах от голода умирали дети.
Владимир гордился тем, что по южным границам Руси построил города-­крепости, которые способны были сдерживать натиск врагов, но в историю вошел тем, что заставил всех русичей принять христианство. Давая новую веру, которая учит любить и прощать, князь Владимир опять пролил реки крови… Одним словом, прожил яркую жизнь грешника, а стал великим святым.
И никто не смог понять князя так, как гордая красавица Рогнеда, за что он ее и боготворил, и ненавидел одновременно. И все­-таки любовь оказалась сильнее. Но вот детей своих, рожденных ему Рогнедой, он не любил. Может, некоторое исключение делалось Предславе, младшей дочери, которая так была похожа на Рогнеду.

Отец его не любил
Пожалуй, более других князь Владимир не любил Ярослава, а для Рогнеды, напротив, это был самый любимый ребенок, может быть, еще и потому, что Ярослав был хромым, скорее всего, по причине родовой травмы. И если бы не жесткое воспитание гимнастикой, на ноги бы княжич так и не встал. Однако он не только физически себя развил, но и отлично держался в седле, был хорошим ратником. Но прежде всего Ярослав с раннего детства отличался умом и даже хитростью.
Обладая огромной силой воли, которую воспитал в себе еще тогда, когда учился ходить, превозмогая физическую боль, Ярослав был очень выдержанным человеком. И даже в раннем детстве никогда не спешил сказать свое мнение. Более того, и по лицу его нельзя было понять, как он относится к тому или иному решению своего отца Великого князя Владимира. Отец и восхищался этими качествами сына, и не любил его за это. Словно предчувствуя, что по истории они станут соперниками. Поэтому столь рано, когда Ярославу едва исполнилось 11 лет, князь Владимир отправил того на княжение подальше от Киева, в далекий Ростов.

Ради христианства на Руси
Княжич Ярослав тоже вынужден был идти к власти через кровь, но запомнился потомкам не грехами и жестокостью, которых не в силах избежать ни один властитель, а как Ярослав Мудрый.
Именно Ярослав Мудрый дал Руси долгожданный мир, единство, твердую власть и справедливые законы — знаменитую «Русскую правду». Он разгромил хищных печенегов и укрепил южные границы, он строил храмы и города, основал первые русские монастыри и поставил первого русского митрополита.
И все­-таки значение Ярослава в русской истории основывается главным образом не на удачных войнах и внешних династических связях с Западом, а на его трудах по внутреннему устройству земли Русской. Он много сделал для распространения христианства на Руси, подготовки священнослужителей из русских людей и для развития просвещения в целом. Ярослав основал в Киеве, на месте своей победы над печенегами, храм Святой Софьи, украсив его великолепными фресками и мозаикой, построил там же монастырь Святого Георгия и монастырь Святой Ирины (в честь ангела своей супруги). Киевский храм Святой Софьи построен в подражание цареградскому. Ярослав не жалел средств на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей, а в Новгороде, по позднейшим летописным данным, устроил училище на 300 мальчиков. Ярослав Владимирович оплачивал труд переводчиков, переписчиков и летописцев. Он превратил Русь в одно из самых просвещенных и процветающих государств эпохи и породнился с большинством королевских домов Европы.
Умер Ярослав Мудрый в Вышгороде, под Киевом, 76 лет от роду, разделив землю Русскую между сыновьями. Он оставил завещание, в котором предостерегал сыновей от междоусобиц и убеждал жить в тесной любви.

Русская Правда Ярослава Мудрого

«Русская Правда» Ярослава Мудрого считается выдающимся памятником истории русского права. Списки его дошли до наших дней в довольно большом количестве. Однако единой классификации не существовало.

Свод законов «Русская правда» — свод феодального права Древней Руси. Его нормы взяты за основу судебных актов (Новгородской и Псковской), а также будущих законодательных документов российского, а также литовского права.

«Русская правда» Ярослава Мудрого появилась после эпохи, в которой объединение сельского населения характеризовалось как общинная община. Оно, в свою очередь, возникло в результате распада семейной общины.

«Правда Ярослава Мудрого» — старейшая часть свода законов. Он отражает более старые правила, принятые во времена правления князя. Эта часть кодекса содержит шестнадцать статей, за которыми следует множество законов, изданных сыновьями Ярослава с середины 11 века до начала 13 века (Правда Ярославичей).

Основу содержания Уложения составляют акты, отражающие интересы княжеской администрации. Сравнивая некоторые его части, отчетливо видно расширение власти князей и княжеского двора.

«Русская Правда» Ярослава Мудрого определяла правовое положение населения, при этом в каждое феодальное общество входили сословия, обязанности и права которых четко определялись законом как неравные. Неравенство было как в отношениях между сословиями, так и в отношении к штат.

Следует отметить, что в то время существовала некая статика в развитии общества, которую правительство пыталось закрепить законодательными средствами. Социальный строй России был основан на рабстве. Наиболее тяжелые проявления его наблюдаются в 9-10 веках, на ранних этапах зарождения государственности.

«Русская Правда» Ярослава Мудрого определяла слугу как собственность барина, в то время как сам хозяин имуществом не владел.

Формирование феодального класса происходило постепенно. К нему принадлежала дружина, князья, местная знать и другие. Гражданское управление осуществлялось феодалами, кроме того, они отвечали за военную организацию. Законодательство должно было взимать с населения дань и судебные штрафы, которые шли на обеспечение управленческих функций.

Для урегулирования вассальных и поземельных отношений феодалов, а также их взаимоотношений с великим князем, по-видимому, существовали особые соглашения. «Русская правда» раскрывает лишь отдельные стороны правового положения феодального сословия.

Правовой кодекс Древнего Государства устанавливает и защищает собственность. За посягательства, нарушения, кражи устанавливались достаточно высокие штрафы.

Неотъемлемой частью законодательства стало формирование ответственности населения перед государством. Взимались многочисленные налоги в виде повинностей, дани.

В законодательстве Ярослава были положения, пытавшиеся установить статус «смэрд». В правовых актах учитывалось не только определение его статуса, но и его дееспособности, обязанностей. Имеются сведения о различных наказаниях, налагаемых на смердов. Однако, несмотря на то, что «Русская правда» при необходимости в законодательном акте указывает на принадлежность к той или иной группе (социальной), понятие и статус «смерд» трактуются в кодексе весьма расплывчато.

Свободное население в городах было обеспечено правовой охраной актов «Русской Правды». Особое внимание уделялось купеческому сословию, которое рано образовывало ассоциации (гильдии).

Следует отметить, что развитие Древней Руси происходило в том же направлении, что и в крупнейших странах Европы. Российское государство того времени характеризуется историками как страна с высокоразвитой правовой сферой, большим культурным потенциалом.

Киев София · РОССИЯ ОБЪЕКТИВНАЯ · Россия в глобальной перспективе

До сноса

Современная реконструкция

Общий вид собора

Фреска Ярослава Мудрого с семьей

Фреска ипподрома

Софийский собор в Киеве , Украина была построена в 1037 году при князе Ярославе Мудром и остается, «несмотря на некоторые барочные модификации в XVIII веке, одним из лучших и прекраснейших образцов раннерусско-византийского церковного зодчества». первым восточнославянским государством, центром которого был Киев, «Мать городов Руси».[ii] При великом князе Ярославе, правившем с 1016 г. расцвет и военная мощь». . Чтобы отпраздновать свою решительную победу над Пинценатом, Ярослав приказал построить в Киеве Софийский собор (также называемый Софийским собором). Строительство собора длилось два десятилетия, и с 1633 по 1740 годы под руководством итальянского архитектора Октавиано Манчини также проводились крупномасштабные ремонтные работы.

знаменателен тем, что знаменует собой одно из главных усилий Ярослава по распространению христианства на Украине, одну из главных целей его правления. Украина начала все больше отходить от язычества к православию, начиная с 9 в.88 г. и строительство Софийского собора в Киеве, а также программа Ярослава по переводу византийских религиозных книг на древнерусский язык были важным шагом в усилении власти русского православия над украинскими территориями.

Софийский собор имеет и эстетическое значение. В связи с распространением христианства по Украине византийские формы искусства также получили влияние в Украине в течение 10 века. Софийский собор остается одним из лучших образцов мозаики и фресок в византийском стиле. Эти черты исключительно хорошо сохранились. Этот факт чрезвычайно впечатляет, если учесть, что Софийский собор пережил не только монгольское нашествие 1240 года, но и планы разрушения от рук советского правительства. В 1930-х годов советская власть снесла множество исключительных храмов 11

и 12 веков, в том числе Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве, и только всплеск «международных протестов [который] спас собор св. Софии той же участи».0003

Важным аспектом росписи Софийского собора является преобладание художественных изображений святых; действительно, «это внушительное количество святых является уникальной чертой фрескового ансамбля Святой Софии», что указывает на желание во время первоначального строительства собора подчеркнуть «недавно принятую христианскую веру». фресок, в том числе неполных или частично поврежденных, внутри собора насчитывается 250, и, вероятно, изначально их было примерно в три раза больше. Кроме того, интерьер Софийского собора также может похвастаться фресками, изображающими светские образы, в том числе сцены охоты, сражающихся воинов, византийский двор и ипподром в Константинополе, где император наблюдает за скачками из ящика. Эти светские фрески значимы тем, что «иллюстрируют историю политических контактов между Киевом и Византией».[vii] Ниже приведены ссылки на фотографии потрясающего интерьера собора:

Хотя Софийский собор в конце концов избежал участи сноса, на протяжении истории он подвергался многочисленным набегам и грабежам, особенно в четырнадцатом веке со стороны крымских татар. Кроме того, функция собора, а также люди, которые его используют, со временем изменились. Софийский собор служил в основном местом поклонения православных христиан, но в течение периода времени между образованием греко-католической церкви в 159 г.6 и официального признания православия, а также освящения собора в 1632 г., Софийский собор был местом поклонения греко-католиков. В 1934 году советское правительство «преобразовало» собор из религиозного пространства в «государственный историко-культурный заповедник».[viii] Сегодня собор действует как музей, а также признан национальным заповедником украинским правительством. [ix]  Кроме того, Софийский собор также получил статус объекта Всемирного наследия, что свидетельствует о важности собора как физического воплощения «бурной истории города [Киева] и красоты архитектурного великолепия веков». прошло». [x]  Сегодня Софийский собор также является одной из самых популярных туристических достопримечательностей Киева и «[был] видел множество церемоний, встречал известных сановников и был свидетелем событий, происходящих в стенах соборного комплекса».

[xi] Собор представляет интерес и для тех, кто интересуется как украинской, так и русской историей, так как в нем находится могила князя Ярослава Мудрого, которым был построен собор и в честь которого он, хотя и косвенно, назван («София» означает «мудрая» на Греческий).[xii]  Расположение собора в старом районе Верхнего города Киева, который остается центром города, также помогает сделать собор центром внимания современного Киева. По ссылке ниже показан вид собора с высоты птичьего полета, подчеркивающий его центральное положение в контексте современного Киева:

В то время как Софийский собор важен как оплот раннего украинского христианства, а также искусства украинского барокко, он также важен тем, как он воплощает специфическое чувство русскости в глобальном, и особенно украинском, воображении. . Поскольку Софийский собор был построен в период «золотого момента» Киевской Руси, когда это процветающее государство расширяло свое политическое и религиозное влияние на расширяющуюся географическую территорию, собор олицетворяет взгляд на Россию как на голодную и жаждущую роста его влияние в максимально возможной степени.

Кроме того, советские планы снести собор, а также международные протесты, которые вызвали эти планы, отражают тот аспект русскости, который высмеивает и даже имеет тенденцию подавлять проявления других национальностей, кроме самой русскости. Таким образом, Софийский собор охватывает аспекты российской власти и господства, но также воплощает в себе более темные стороны русскости в глобальной перспективе, а именно стремление России расширить свое влияние географически, политически и идеологически, часто за счет других культур и народов.


[i] «Киев», Британская энциклопедия .  Британская онлайн-энциклопедия, академическое издание . Encyclopdia Britannica Inc., 2014 г., http://www.britannica.com/EBchecked/topic/317542/Kiev (30 марта 2014 г.).

[ii] Там же.

[iii] «Выдающиеся русские: Ярослав Мудрый», Russiapedia . Автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости», 2011 г., http://russiapedia.rt.com/prominent-russians/history-and-mythology/yaroslav-the-wise/ (30 марта 2014 г.

).

[iv] «Св. Софийский собор — древнейший собор Киева», Ukraine.com: Украина, канал . NewMedia Holdings, Inc., 2014 г., http://www.ukraine.com/religious-sites/st-sophias-cathedral/ (30 марта 2014 г.).

[v] «Украина», Британская энциклопедия. Британская энциклопедия онлайн, академическое издание . Encyclopædia Britannica Inc., 2014 г., http://www.britannica.com/EBchecked/topic/612921/Ukraine (30 марта 2014 г.).

[vi] «Иконография ансамбля мозаик и фресок», Музей Софийского собора . Национальная заповедная зона «София Киевская», 2013 г., http://sophia.sophiakievska.org/node/62 (30 марта 2014 г.).

[vii] Там же.

[viii] «История собора», Музей Софийского собора . Национальная заповедная зона «София Киевская», 2013 г., http://sophia.sophiakievska.org/node/62 (30 марта 2014 г.).

[ix] Там же.

[x] Ukraine.com: канал Украина , http://www.ukraine.com/religious-sites/st-sophias-cathedral/ (30 марта 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *