Якобинцы и жирондисты это: Партии Французской революции — все самое интересное на ПостНауке

жирондисты | это… Что такое жирондисты?

жиронди́сты

умеренная республиканская группировка периода Французской революции конца XVIII в. Название «жирондисты» дано историками позднее — по департаменту Жиронда, откуда родом были многие деятели группировки. Лидеры: Ж. П. Бриссо, П. В. Верньо, Ж. А. Кондорсе и др. Вместе с якобинцами свергли французскую монархию, но вскоре оказались в оппозиции радикальным якобинцам. В 1793—94 большая часть жирондистов была казнена.

* * *

ЖИРОНДИСТЫ

ЖИРОНДИ́СТЫ, политическая группировка периода Французской революции кон. 18 в. Название «жирондисты» дано историками позднее — по департаменту Жиронда, откуда родом были многие деятели группировки. Лидеры: Ж. П. Бриссо, П. В. Верньо, Ж. А. Кондорсе и др. После свержения монархии (10 августа 1792) стали у власти. Восстание 31 мая — 2 июня 1793 лишило жирондистов власти. В октябре 1793 часть их была казнена. После термидорианского переворота 1794 жирондисты примкнули к контрреволюционерам.
* * *
ЖИРОНДИ́СТЫ (Girondins), политическая группировка, пришедшая к власти во время Великой Французской революции (

см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ).
Название восходит к департаменту Жиронда на юго-западе Франции, который представляли в Законодательном собрании и Конвенте (см. КОНВЕНТ) некоторые из входивших в ее состав депутатов. Вожди этой «партии» — Ж. П. Бриссо (см. БРИССО Жак Пьер), Ж. А. де Кондорсе (см. КОНДОРСЕ Жан Антуан Никола), Ж. Петион, П. В. Верньо — принадлежали к числу наиболее ярких деятелей на политической сцене Франции конца 18 в. Знаменитая мадам Ролан (см. РОЛАН Жан Мари), пользовавшаяся особым влиянием среди жирондистов и оставившая после себя известные «Мемуары», — одна из первых женщин-политиков в истории Нового времени. C жирондистами, занявшими место фейянов (см. ФЕЙЯНЫ) в государственном управлении весной-летом 1792, связаны такие вехи в истории революции, как ликвидация феодального аграрного законодательства (1789—93), объявление войны монархической Европе (20 апреля 1792), провозглашение республики (22 сентября 1792), борьба за отделение Церкви от государства (с начала 1792), за равноправие женщин, религиозных, национальных и расовых меньшинств.

В историографии жирондисты традиционно предстают более радикальными деятелями, чем фейяны, а монтаньяры (якобинцы) — более последовательными, решительными, чем жирондисты. Это происходит потому, что на политику Жиронды проецируются те или иные черты политики Горы с последующей оценкой жирондистов по нежеланию или неспособности ввести максимум, «окончательно» разрешить аграрный вопрос, установить террористический режим, т. е. пойти на те меры, которые стали осуществимыми в государственном масштабе лишь на следующем этапе революции. Подобный подход накладывает отпечаток и на попытки связать социальную природу власти жирондистов с их географическими связями и происхождением или с определяемой по уровню дохода прослойкой буржуазии. В обоих случаях явно или подспудно присутствует способ доказательства «от противного»: если за монтаньярами Париж, то за жирондистами провинция; Гора отражала интересы средней или мелкой буржуазии, следовательно, Жиронда — крупной или средней.
Новейшие исследования показывают, что политика жирондистов была обусловлена не столько интересами региональной буржуазии или буржуазии, определяемой по уровню дохода либо по сфере приложения капитала (торговой, промышленной, аграрной), сколько чаяниями той буржуазии, богатства которой сформировались преимущественно в недрах «старого порядка». Разумеется, эта «старая» буржуазия приняла участие в революционном перераспределении имущества и на каком-то этапе (с начала 1790 до конца 1791) выступала его протагонистом. Однако, в отличие от собственников, стоявших за монтаньярами, основная часть ее имущества была генетически связана со «старым порядком». Монтаньярам для обеспечения гарантий собственности, возникшей на принципиально иной правовой основе, потребовалось одержать политическую победу над жирондистами и сделать решающий шаг в борьбе с прежней социально-экономической и политической системой, опираясь на массовое народное движение.
Непосредственным прологом к падению Жиронды стали военные неудачи и измена связанного с жирондистами генерала Дюмурье (см. ДЮМУРЬЕ Шарль Франсуа). Очередное восстание парижан 31 мая — 2 июня 1793 сделало их поражение свершившимся фактом. В ответ их сторонники подняли т. н. «федералистский» мятеж, принявший особый размах в Лионе и Тулоне. Монтаньяры ответили процессом над лидерами жирондистов; начавшись 24 октября 1793, он завершился осуждением и смертным приговором, который был приведен в исполнение 31 октября.
Остальные были казнены позднее либо покончили с собой (как Э. Клавьер, Ж. А. де Кондорсе и Ж. М. Ролан).

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ (6): maysuryan — LiveJournal

6. Сравнительная характеристика трёх революций. Двоевластие (Жиронда). «Якобинцы и жирондисты»
(из письма автора блога — политзаключённому Илье Романову)

Предыдущие серии:
1. О «периодической системе исторических элементов»
2. «Хотел бы лес покоя, да ветер не даёт» (Мао)
3. Группы исторических элементов
4. Сравнительная характеристика трёх революций. «Революционная ситуация»
5. Сравнительная характеристика трёх революций. Двоевластие (Жиронда). «Штурм Бастилии»


Владимир Табурин (1870—1954). Открытка из серии «Дети-политики». 1917

Как уже было сказано, суть исторического элемента «Двоевластие» (или «Жиронда», или «Керенщина») заключается в борьбе двух центров власти — революционного и антиреволюционного. Иначе говоря, «якобинцев» и «жирондистов». Поставим вначале вопрос: а можно ли применять понятия «якобинцы» и «жирондисты» в широком смысле — не только к Французской революции, но и к любой революции вообще?

Прежде всего, надо заметить, что довольно часто «якобинцы» и «жирондисты» возникают гораздо раньше начала революции. В России, например, РСДРП пережила раскол на меньшевиков и большевиков ещё в 1903 году. При этом меньшевики с самого начала адресовали большевикам упрёк в «якобинстве». На это В. И. Ульянов-Ленин отвечал так: «Они (меньшинство) обвиняют нас в якобинстве, бланкизме и прочих страшных вещах. Идиоты, жирондисты, они не могут даже понять, что таким обвинением делают нам комплименты». Будущий меньшевик Николай Вольский (Валентинов) позднее вспоминал свой разговор с Лениным:
«— Мне кажется, — заметил я, — нужно всё-таки установить, что понимать под якобинством.
— Не давайте себе этот труд! Лишне. Это давным-давно, с конца XVIII столетия, уже установлено самой историей. Что такое якобинизм, всем революционным социал-демократам давно известно. Возьмите историю французской революции, увидите, что такое якобинизм. Это борьба за цель, не боящаяся никаких решительных плебейских мер, борьба не в белых перчатках, борьба без нежностей, не боящаяся прибегать к гильотине. […] Без якобинской чистки нельзя произвести хорошую буржуазную революцию, а тем более социалистическую. Она требует диктатуры, а диктатура пролетариата у лиц, её осуществляющих, требует присутствия психологии якобинства. Тут всё связано».
Ленин утверждал: «Отношение именно к якобинству разделяет мировое социалистическое движение на два лагеря — революционный и реформистский… Революционный социал-демократ — нужно это раз навсегда усвоить — должен быть и не может не быть якобинцем». «Якобинец, связанный с широкими массами рабочего класса — это и есть современный (революционный) социал-демократ».
Таким образом, понятия «якобинцы» и «жирондисты» использовали сами участники революции 1917 года, применяя их к себе и оппонентам. Что разделяет якобинцев и жирондистов в процессе революции, можно понять: жирондизм — это попытка найти примирение между двумя борющимися классами — отжившим, уходящим, и идущим ему на смену. В эпоху революции это нечто вроде сидения на двух стульях, или, скорее, стояния на двух лошадях, которые мчатся во весь опор — причём в противоположных направлениях. Якобинство — напротив, последовательная, «без нежностей», борьба с отжившим классом, борьба до полной победы.

Но что нередко заставляет людей делиться на якобинцев и жирондистов ещё задолго ДО начала революции?
Владимир Ильич заметил довольно точно:
«психология якобинства»
. Он разъяснял: «Разницу эту можно понять на таком простом примере: меньшевик, желая получить яблоко, стоя под яблоней, будет ждать, пока яблоко само к нему свалится. Большевик же подойдёт и сорвет яблоко». «Быть марксистом не значит выучить наизусть формулы марксизма. Выучить их может и попугай. Марксизм без соответствующих ему дел — нуль. Это только слова, слова и слова. А чтобы были дела, действия, нужна соответствующая психология. У меньшинства слова внешне марксистские, а психология хлюпких интеллигентов, индивидуалистов, восстающих… против всего, в чем они могут увидеть обуздание их психики». Поэтому, скажем, своего учителя Георгия Плеханова, хотя тот почти сразу ушёл из рядов большевиков на сторону меньшевиков, а после начала мировой войны и вовсе подался в оборонцы, Ленин упрямо считал якобинцем, хоть и заблуждающимся: «Бедный Плеханов, — говорил он.
— В этой жирондистской компании он в качестве военнопленного». Лев Каменев писал: «В Плеханове живет подлинный якобинец», — не раз говаривал Владимир Ильич, а это было в его устах высшей похвалой».
Большевик Николай Семашко развивал эти мысли о психологии меньшевизма-жирондизма и большевизма-якобинства так: «Некоторые меньшевики говорили как-то мне, что меньшевики и большевики различаются, между прочим, по темпераменту. По-моему, это — глубокое психологическое наблюдение. Рефлексия (в худшем случае — трусость) лежит в основе меньшевика, как психологического типа. Боевой темперамент — основа психологии большевика. Я не могу себе представить большевика с меньшевистским темпераментом». «При достаточной опытности, — замечал Троцкий, — глаз даже по внешности различал большевика от меньшевика, с небольшим процентом ошибок».
Для примера всмотримся в портреты вождей жирондистов. Это Керенский (глава Временного правительства, конечно, был эсером, а не меньшевиком, но упомянутая разграничительная черта — якобинцы/жирондисты проходила не только между социал-демократов, но и среди других революционных партий):

А это вождь французских жирондистов Жак-Пьер Бриссо (напомню, что его партию часто называли «бриссотинцами», а название «жирондисты» закрепилось за ней в основном уже в исторических трудах):

Не правда ли, эти портреты как будто наглядно иллюстрируют положение, высказанное Семашко: «Рефлексия лежит в основе меньшевика, как психологического типа»?
Мне уже приходилось Вам об этом писать, несколько лет назад, и Вы тогда мне заметили в ответ: «Темперамент личности во многом формируется идеями, которые эта личность восприняла. К примеру, первые христиане. Основная их масса была из забитых и смиренных рабов. Но их преображали воспринятые идеи. А учение Иисуса из Назарета (в отличие от так называемого «христианства») было, несомненно, революционной идеологией. И те же рабы, будучи поставленными перед выбором: отречься (оппортунизм) или быть растерзанными львом на арене — выбирали второе. Интересно, что с коммунизмом произошло совершенно то же самое, что и с «христианством» — только в более короткие исторические сроки.»
Каждая великая революция — в том числе английская, французская, русская… — формировала свой образ идеального революционера, «якобинца», человека цельного, полностью подчинившего себя поставленным задачам. В Английской революции это был образ «круглоголового», «пуританина»:

Джон Петти (1839-1893). «Пуританин, или Портрет круглоголового»

Во Французской, разумеется, — образ санкюлота:


Изображения санкюлотов времён Французской революции

В русской революции это был образ «нового» и «особенного человека», «Рахметова», первоначально созданный литературным воображением Чернышевского в романе «Что делать?», затем нашедший политическое выражение в одноимённой брошюре В. И. Ульянова и в его практике.
Разумеется, здесь не упомянуты многие из характерных и необходимых черт «якобинцев», но к этой теме ещё придётся не раз вернуться. По крайней мере, из сказанного должно быть понятно, хотя бы в самых общих чертах, кто такие «жирондисты» и «якобинцы», чем они отличаются и почему занимают строго определённые, отведённые им историей места в эпоху исторического элемента «Жиронда» («Двоевластие»).
Продолжу в следующем письме.

P. S. Напомню, как на данный момент выглядит таблица исторических элементов (вернее, её левая часть, полностью см здесь):

якобинцев против жирондистов во время Французской революции

25

25 сентября 2011 г. | | Комментарии к записи Якобинцы против жирондистов во время Французской революции

Во времена французской конституционной монархии за власть боролись две известные радикальные группы: жирондисты и якобинцы. Из этих двух групп, хотя обе были радикальными, жирондисты были менее радикальными и пришли к власти в 1791 году. В это время группа надеялась принять закон, предоставляющий всем чернокожим равные свободы (Соединенные Штаты немного отставали в этом…). Группа также хотела вступить в войну с Австрией в 179 г.2 в надежде продемонстрировать власть над королем. В результате всей этой новой политики жирондистов якобинцы начали противодействовать жирондистам.

Примером различных политических взглядов двух групп является реакция на сентябрьские массовые убийства. Резня была спровоцирована революционным лидером Жоржем-Жаком Дантоном. Дантон выступил с речью 2 сентября и 1792, в которой он сказал: « Когда прозвучит набат, это будет не сигнал тревоги, а сигнал к атаке против врагов нашей страны… Чтобы победить их, господа, нужна смелость, и еще смелость, и всегда смелость; тогда Франция будет спасена». На самом деле Дантон, вероятно, говорил о смелости, необходимой для ведения войны, но большинство французских граждан восприняли это как смелость, необходимую для ведения боевых действий внутри Франции по отношению к тем, кого считали «предателями», и убийства происходили повсюду на улицах. К 7 сентября года года было убито более 1000 человек. Гирдонины призывали граждан прекратить насилие, а якобинцы поощряли кровопролитие. Разрыв между гирдонинцами и якобинцами становился все больше и больше, а якобинцы становились все более могущественной силой.

Дантон — взято из Википедии

Когда король предстал перед судом за измену, жирондисты боролись за освобождение короля от казни, в то время как якобинцы утверждали, что короля следует казнить, чтобы обеспечить успех революции. . Якобинцы добились успеха. В результате они были монополизирующей силой, и в Национальном конвенте якобинцы арестовали и убили 22 жирондистов. Они выиграли битву между двумя группами. Главным лидером якобинцев был Жан-Поль Марат. Парижане любили его и приветствовали на улицах. Однако его правление закончилось, когда Шарлотта Корде пробралась к нему в ванну и зарезала его, а Марат был назван мучеником революции.

Марат – из Google Images http://www. google.com/imgres?q=jean+paul+marat&um=1&hl=en&tbm=isch&tbnid=AbJ8PABKLdVREM:&imgrefurl=http://www.ada.auckland. ac.nz/1711618marat.htm&docid=kOlDZQsMV0g3M&w=1000&h=1112&ei=afd_TvrhN4Ho0QGuqoj3Dw&zoom=1&iact=hc&vpx=457&vpy=177&dur=1254&hovh=237&hovw=213&t x=155&ty=163&page=1&tbnh=164&tbnw=147&start=0&ndsp=15&ved=1t:429,r:2,s:0&biw=1366&bih=564

«Восстание якобинцев». HistoryWiz . HIStoryWiz, 1999. Интернет. 23 сентября 2011 г. http://www.historywiz.com/jacobins.htm.

«Сентябрьская резня». HistoryWiz . HIStoryWiz, 1999. Интернет. 23 сентября 2011 г. http://www.historywiz.com/jacobins.htm.

 


жирондистов | политическая группа, Франция

Дата:
с. сентябрь 1791 г. — г.р. 179 июня3
Связанные люди:
Мари-Жан-Антуан-Николя де Карита, маркиз де Кондорсе Жозеф Фуше, герцог Отрантский Жак-Пьер Бриссо Шарль-Франсуа дю Перье Дюмурье Пьер-Виктюрньен Верньо

Просмотреть весь связанный контент →

Жиронд , также называемый Бриссотин , ярлык, применяемый к разрозненной группе республиканских политиков, некоторые из которых родом из департамент Жиронды, который играл ведущую роль в Законодательном собрании с октября 1791 года по сентябрь 1792 года во время Французской революции. Юристы, интеллектуалы и журналисты, жирондисты привлекли внимание бизнесменов, торговцев, промышленников и финансистов. Историки расходятся во мнениях относительно того, действительно ли они составляли организованную группу, а термин «жирондисты» редко использовался до 1793 года.

Сначала жирондисты выступали как суровые критики двора. Через красноречие Пьера-Виктюрньена Верньо и Бриссо жирондисты вдохновили меры, принятые против эмигрантов и антиреволюционных священников в октябре и ноябре 1791 года. С конца 1791 года под руководством Бриссо они поддерживали иностранную войну как средство означает объединить людей вокруг дела Революции.

Еще из Британники

Что привело к террору во Франции?

Вершины своего могущества и популярности жирондисты достигли весной 1792 года. 20 апреля 1792 года против Австрии была объявлена ​​война, к которой они призывали. Ранее, 23 марта, двое из группы вошли в правительство при короле Людовике XVI: Этьен Клавьер в качестве министра финансов и Жан-Мари Ролан в качестве министра внутренних дел. Жена Ролана, мадам Жанна-Мари Ролан, держала салон, который был важным местом встречи жирондистов. Но в течение всего лета они колебались в своей позиции по отношению к существующей конституционной монархии, которая подвергалась серьезному нападению. Штурм дворца Тюильри 10 августа 179 г.2, свергнувшая монархию, произошла без их участия и знаменует собой начало их упадка, поскольку более радикальные группы (Парижская коммуна, парижский рабочий класс и якобинцы при Максимилиане Робеспьере) стали руководить ходом революции.

С открытия Национального конвента в сентябре 1792 г. жирондисты объединились в оппозиции к монтаньярам (депутатам левых, в основном новоизбранным из Парижа, возглавившим якобинскую диктатуру 179 г.3–94). Антагонизм между двумя группами был частично вызван острой личной ненавистью, но также и противоположными социальными интересами. Жирондисты имели сильную поддержку в провинциальных городах и среди чиновников местных органов власти, в то время как монтаньяры пользовались поддержкой парижских санкюлотов (крайне радикальных революционеров). В последовавшей борьбе жирондисты характеризовались политическими взглядами, не имевшими отношения к экономическому и социальному равенству, экономическим либерализмом, отвергавшим государственный контроль над торговлей или ценами, и, что наиболее очевидно, своей опорой на департаментов в противовес Парижу. Их усилия по уменьшению влияния капитала привели к тому, что монтаньяры заклеймили их как сторонников «федерализма», стремящихся разрушить единство вновь образованной республики. Суд над Людовиком XVI (декабрь 1792 г. — январь 1793 г.) оставил жирондистов, некоторые из которых выступали против казни короля, открытыми для обвинения в роялизме.

Жирондисты были признаны виновными в поражениях, понесенных армией весной 1793 года, и стали еще более непопулярными из-за своего отказа ответить на экономические требования парижских рабочих. Народное восстание против них в Париже, начавшееся 31 мая, закончилось, когда Конвент, окруженный вооруженными повстанцами, приказал арестовать 29Депутаты-жирондисты 2 июня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *