Яблоко раздора история: Яблоко раздора — значение и происхождение фразеологизма

Яблоко раздора — значение и происхождение фразеологизма


Закрыть

Автор: Александр Фирцев

Интернет-маркетолог, редактор сайта «На доступном языке»
Дата публикации:18.09.2018

Из Древней Греции, которую ещё называют родиной философских выражений, в современность пришел фразеологизм «яблоко раздора», обозначающий причину ссоры.

Данная идиома — яркий пример украшения художественной речи, где каждый может увидеть свой смысл, но, заложенная много веков назад, его суть, останется неизменной. Откуда получило начало одновременно сладкое и противоречивое выражение?

Значение фразеологизма

История знает несколько упоминаний о «яблоке», а именно в работах Ликофрона, Гомера, Гигина и Стасина. Как известно, Юстин – римский историк 2 века, впервые ввёл в речевое употребление «яблоко раздора» в качестве фразеологизма, вкладывая в него такие значения как «причина спора», «первопричина конфликта», «мелкие разногласия, приводящие к серьезным последствиям».

За века в художественной речи встречались подобные выражения «яблоко Эриды», «яблоко Париса», но наиболее употребляемой идиомой осталась «яблоко раздора».

Также можно встретить выражение «кинуть яблоко раздора», например, между друзьями, знакомыми, родственниками, что означает поссорить или найти точку недовольства между людьми, что приведет к крупной конфликтной ситуации.

Происхождение фразеологизма

Древняя Греция подарила обществу большое количество преданий о богах, смелых героях, сильных неизведанных животных, мудрецах, предательстве друзей, неразделенной любви. Значение фразеологизма «яблоко раздора» берет свое начало в сказании о трёх богинях, спор которых стал причиной начала Троянской войны.

Мудрый Зевс, когда пришло время жениться, видел своей супругой дочь Титана – Фетиду. Но, Прометей, когда узнал о таком выборе Зевса, предостерег его, уверив, что её ребёнку суждено забрать престол отца. Фетида была отдана царевичу Пелею. Их свадебное торжество посетили приглашенные боги Олимпа, кроме Эриды – богини раздора, которая, оскорбленная таким неуважением, подбросила на свадебный пир золотое яблоко с начертанным на нем словом «прекраснейшей». Такой «подарок» стал причиной раздора между Герой, Афиной и Афродитой.

Обнаружив красивое яблоко на столе, каждая из них доказывала, что именно ей оно предназначается. Необходимо было рассудить девушек, но Зевс не знал, как это правильно сделать, ведь Гера являлась его женой, Афина – любимой дочерью, а в красоте Афродиты никто не мог усомниться. Было решено отдать объект спора сыну царя Трои – Парису, который рос среди обычных людей и не знал о своей предначертанной судьбе.

Когда яблоко было в руках Париса, богини стали обещать награду за право считаться самой прекрасной. Афина предлагала ему стать героем, который не проиграет ни одной битвы, а также, достойной уважения, мудрости. Гера даровала власть, великую силу и могущество, но только Афродита знала, чего тайно юноша желает: любви Елены – царицы Спарты и супруги Менелая.

Богиня красоты и любви пообещала молодому парню помочь выкрасть Елену, и она выполнила данное обещание, Парис получил желаемое, а Афродита была награждена яблоком и званием «самой красивой». Такие события стали причиной начала войны между Спартой и Троей, в которой троянцы проиграли битву. В результате разногласий и вражды многие погибли, в том числе и сам Парис.

Таким образом, яблоко, подброшенное Эридой, стало причиной, на первый взгляд, несерьезного спора между богинями, который, в последствии, перерос в военный конфликт представителей древнейших государств, оставивший яркий след в греческой мифологии.

Дань искусству

Примечательно, что данное выражение стало источником вдохновения фламандского живописца Якоба Йорданса, который в 1633 году написал картину под названием «Золотое яблоко раздора».

В данный момент произведение его творческой деятельности можно лицезреть в мадридском музее Прадо.

Скульптор Филиппо Тальолини также решил увековечить значение фразеологизма «яблоко раздора» в одноименной скульптуре, где изобразил процесс передачи Парисом яблока Афродите. Шедевр искусства 18 века можно увидеть в национальном музее Каподимонте в Неаполе.

Поделиться:

Самое популярное на сайте

Контактный E-mail: [email protected]
Карта сайта

Яблоко раздора. Значение и происхождение крылатого выражения

Ньютон

Автор:

Ньютон

27 марта 2019 14:24

Метки: древняя греция   знания   значение выражений   значение слов   миф   троя   троянская война   фразеологизм   яблоко раздора   

Что значит «яблоко раздора»? Суть и происхождение фразеологизма. Миф о суде Париса, после которого началась Троянская война. Фильм «Яблоко раздора» 1962 года.

Источник:

Яблоко раздора — это повод для вражды и спора, причина разногласий и конфликтов.

Этот фразеологизм появился благодаря легендам о Троянской войне, описанной в эпической поэме Гомера «Илиада».

Откуда взялось яблоко раздора. Миф о суде Париса

Яблоко раздора подбросила олимпийским красавицам богиня раздора Эрида, когда ее не пригласили на свадебный пир. На золотом яблоке было написано «Прекраснейшей». Это вызвало спор между богинями — Герой, Афиной и Афродитой. Каждая считала прекраснейшей себя.

Рассудить богинь попросили смертного — Париса, сына троянского царя Приама. Каждая из претенденток сулила ему богатый подарок. Афина — мудрость и воинскую славу, Гера — власть и богатства, а Афродита — любовь красивейшей из женщин. Парис выбрал любовь и назвал прекраснейшей Афродиту.

Суд Париса — одна из любимых художниками античных тем.

Суд Париса и яблоко раздора. Питер Пауль Рубенс. Около 1632-1635

Афродита сдержала слово и помогла Парису похитить прекрасную Елену — супругу спартанского царя Менелая.

Но другие богини возненавидели Париса и троянцев. Менелай решил мстить, призвал на помощь жителей других греческих городов и отправился воевать с троянцами. Так началась Троянская война, затянувшаяся на десять лет. Захватить Трою в итоге сумел лишь хитроумный Одиссей с помощью Троянского коня.

Суд Париса. Пьер Огюст Ренуар. 1908-1910

В переносном смысле «яблоко раздора» первым использовал римский историк Марк Юниан Юстин в II веке нашей эры. С тех пор выражение стало крылатым. Оно означает повод для конфликта. Яблоком раздора может служить спорная территория, ценный ресурс, провокационное мнение, вопрос или даже человек.

Дело переходило из инстанции в инстанцию и служило яблоком раздора между судебной и административной властями.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина» (1887-1889)

Батюшков был яблоко раздора меж петербургскими и московскими друзьями: Жуковский и Вяземский никак не отпускали его из Москвы.
Ю.Н. Тынянов. «Пушкин» (1935-1943)

Вена — яблоко раздора для великих держав, центр всех германских интриг на Балканах.
А.А. Игнатьев. «Пятьдесят лет в строю» (1947-1953)

Фильм «Яблоко раздора» (1962)

«Яблоко раздора» — название советской комедии 1962 года. Фильм поставлен Валентином Плучеком и Екатериной Сташевской по пьесе Михаила Бирюкова «Солдат вернулся домой». Посмотреть комедию полностью вы можете на YouTube.

По сюжету картины, председатель украинского колхоза «Коммунар» в селе Затишное мечтает поскорее построить коммунизм и с этой целью решает заработать для колхоза денег, продав весь урожай яблок в заполярную Воркуту. Против этого выступает вернувшийся в село отставной полковник, его поддерживают другие колхозники.

Афиша фильма «Яблоко раздора». Kinopoisk.ru

Метки: древняя греция   знания   значение выражений   значение слов   миф   троя   троянская война   фразеологизм   яблоко раздора   

Новости партнёров

20 эпичных неудач, которыми поделились на просторах сети

История жизни Надежды Румянцевой: несгибаемая Тося

Показать ещё
Удиви меня!

‘+ ‘

‘+ place.title+ ‘

‘+ »+ ‘

Где находится «Яблоко раздора»?

Встроить Поделиться

Где ваше «яблоко раздора»?

от VOA

В настоящее время нет доступных медиа-источников

0:00 0:06:09 0:00

А теперь программа «Голоса Америки по изучению английского языка» «Слова и их истории».

Была ли когда-нибудь проблема, которая вызвала проблемы между вами и другим человеком? Вы знаете, неприятная проблема в ваших отношениях, которая, кажется, не исчезнет?

Если да, то у вас с другим человеком есть яблоко раздора .

Яблоком раздора является причина давнего спора.

Веб-сайт Dictionary.com сообщает, что это выражение впервые было использовано в начале 1700-х годов. Это выражение происходит от того факта, что две собаки часто дерутся из-за кости, и ни одно животное не хочет уступать другому.

Сегодня что угодно может стать яблоком раздора между двумя или более людьми. Юридический документ, такой как завещание отца, может стать яблоком раздора между членами его семьи. Политические или религиозные разногласия, прошлые ошибки или недоразумения — все это становится яблоком раздора.

Еще одно выражение, относящееся к яблоку раздора, в котором также используется слово «кость».

Допустим, у вас есть проблема с кем-то, и вы хотите ее решить. Вы могли бы сказать им: «Послушайте, у меня есть претензии к вам».

Это выражение относится к собаке, бесконечно жующей кость. Он выбирает его чистым. Таким образом, «кость для выбора» — это предмет или проблема, для решения которой может потребоваться много дискуссий.

«Кости на выбор» очень распространены и неформальны. «Яблоко раздора» также распространено, но может звучать немного формально. Более неформальный способ сказать «яблоко раздора» — 9.0020 мертвая точка . Это проблема или проблема, от которой вы не можете избавиться. Это останавливает весь прогресс. Вы застряли.

Камень преткновения похож на Затаить обиду .

Когда вы держите обиду, вы продолжаете плохо относиться к тому, кто сделал вам что-то плохое в прошлом. Два человека также могут затаить злобу друг на друга. Вы также можете услышать, что кто-то затаил обиду . Но держать один гораздо чаще.

Это немного отличается от того, чтобы иметь яблоко раздора. Под злобой мы подразумеваем, что человек держится за что-то из прошлого, и это вызывает проблемы. С яблоком раздора проблема заключается в том, что она вызывает проблему.

Более выразительная, но менее распространенная фраза — яблоко раздора . Яблоко раздора — это предмет или вопрос, который может вызвать гнев, споры и даже соперничество между людьми.

Это выражение пришло из греческой мифологии. Древний миф звучит примерно так:

Когда-то была великая церемония, посвященная свадьбе Пелея и Фетиды. Были приглашены все важные боги и смертных . Однако Эрида, богиня раздор и беспорядков не было. Она действительно не должна была быть удивлена. Я имею в виду, действительно. Кто захочет пригласить богиню раздора на свою свадьбу ?

Ну а чтобы наделать беды, Эрис бросила в толпу золотое яблоко. На яблоке были написаны слова «прекраснейшая», «самая привлекательная» или что-то в этом роде.

Теперь, кто бы не хотел поймать это?

Получается, что три другие греческие богини хотели это золотое яблоко. Афродита, Афина и Гера утверждали, что это должно быть для них. Зевс, царь богов, вмешался, чтобы разрешить разногласия. Он постановил, что судьей будет Парис, троянский принц.

Все три богини пытались повлиять на Париж, что привело к череде ужасных событий. Проще говоря, яблоко вызвало столько споров, что в конечном итоге привело к Троянской войне.

Говоря о свадьбах, здесь, в Соединенных Штатах, есть традиция. Сразу после церемонии незамужние женщины собираются тесной группой. Затем новобрачная невеста поворачивается к ним спиной и подбрасывает в воздух свой букет цветов.

Это не соревнование за самую прекрасную или самую красивую женщину. Но традиция гласит, что тот, кто поймает цветы, будет следующим, кто женится. Так что иногда это может привести к большой драке за букет.

Слово и их истории. Я Анна Маттео.

Есть ли в вашем языке фразы, означающие «яблоко раздора»? Дайте нам знать в разделе комментариев!

Анна Маттео написала эту историю для VOA Learning English. Джордж Гроу был редактором.

_________________________________________________________________________

спор н. точка зрения, выдвинутая или поддержанная в дебатах или аргументах

обида н. сильное чувство гнева по отношению к кому-либо, длящееся долгое время

соперничество н. состояние или ситуация, в которой люди или группы соревнуются друг с другом

смертный сущ. человек

разлад

сущ. отсутствие согласия между людьми, идей и т. д.

свадьба н. церемония бракосочетания обычно с сопровождающими ее празднествами

букет н. цветы, собранные и скрепленные в букет

Яблоки раздора? | American Scientist

Эта статья из выпуска

ноябрь-декабрь 2006 г.
Том 94, номер 6

Стр.0163
  • Посмотреть выпуск
  • Первый человек: гонка за открытием наших древнейших предков. Энн Гиббонс. xxvi + 306 стр. Doubleday, 2006. 26 долларов.

    С тех пор, как в откровении 1924 года впервые было указано на Африку как на колыбель человечества, медленный, но неуклонный поток открытий окаменелостей привлек внимание к общей картине эволюции человека. Темпы ускорились за последние 15 лет, что привело к быстрому появлению интригующего, но сбивающего с толку массива окаменелостей ранних предков Человек разумный . Эти новые находки отодвигают основание нашей уникальной линии и линии наших не столь дальних родственников, возможно, на 6 или более миллионов лет назад. Этот временной период мучительно близок к тому, что предсказывает большинство генетических моделей для расхождения линий, которые в конечном итоге превратились в людей и шимпанзе. Поиск представителя вида, который сделал первый шаг — на двух ногах — к тому, чтобы стать человеком, действительно является одним из ключевых направлений палеоантропологии.

    Из Первый человек .

    Большая часть событий происходила в Восточной Африке, наряду с удивительными и сложными с научной точки зрения открытиями в Чаде. Эти недавние находки останков наших самых ранних предков составляют основу книги Энн Гиббонс «Первый человек ». Несмотря на такой выбор названия, обсуждаемые окаменелости представляют виды, далекие от того, что обычно называют «человеком», как признает автор. Действительно, она цитирует ироничный комментарий палеоантрополога из Беркли Тима Уайта о виде, который многие считают одним из наших далеких предков, окаменелости которого его команда обнаружила в Эфиопии: «Вы бы не пригласили Ardipithecus ramidus к обеду». Границы определения «человека», не говоря уже о признании «первого человека», являются субъективным вопросом. Гиббонс способен четко различать субъективность и научную строгость, и в этом заключается хорошая часть ее рассказа.

    Гиббонс — талантливый научный писатель, который надежно синтезировал трясину открытий и деталей для новостных статей в журнале Science , освещая расширение нашего прошлого на неизведанные территории. Она имеет уникальную возможность написать эту книгу и исключительно хорошо информирована, что делает конечный продукт несколько разочаровывающим. Ее близость к предмету и непосредственный опыт общения с игроками не всегда превращаются в захватывающую историю. В своей лоскутной хронике исторических и недавних событий Гиббонс не улавливает ее шаг почти до конца третьей главы, после чего темп иногда колеблется, увязая в слишком большом количестве не относящихся к делу подробностей. Ей не хватает таланта совмещать драматизм с появляющимися научными открытиями, который можно найти у таких авторов научных статей, как Пэт Шипман (например, в Человек, который нашел недостающее звено , опубликовано в 2001 году). Также хочется найти исторический смысл таких академических авторов, как Том Гандлинг ( First in Line, 2005).

    Тем не менее, истории интересны сами по себе, и Гиббонс — один из немногих, кто имеет доступ к большому количеству лакомых кусочков, которые в противном случае были бы потеряны для потомков. Однако нужно быть внимательным читателем. Книга слегка приправлена ​​мелкими нюансами, но раздражающими неточностями. Например, в ее пересчете 19 лет Рэймонда Дарта24 открытия ребенка Таунга — типового экземпляра Australopithecus africanus и первого ископаемого свидетельства человеческого происхождения в Африке — она заявляет, что Дарт «никогда не ходил посмотреть, где в южноафриканских известняках был найден череп младенца Таунга». Это правда, что череп Таунга был отправлен в Дарт и что он не попадал в Таунг — до 1947 года, когда он присоединился к экспедиции Калифорнийского университета в Беркли на это место. Этот запоздалый визит можно было превратить в более точную и наводящую на размышления историю.

    Обложка куртки Первый человек обещает «интенсивное соперничество» в «высококонкурентном мире охоты за окаменелостями». Хотя я не могу винить Гиббонса, который, возможно, не имел никакого влияния на то, что здесь говорилось, это описание вызывает у меня тяжелейший вздох. В то время, когда эволюционная теория находится в осаде со стороны антинаучных сторонников, таких как сторонники разумного замысла, нам не нужно снабжать их боеприпасами, освещая горстку причудливых дрязг в кулуарах уважаемой в других отношениях науки.

    Все дисциплины имеют свои характеры и разногласия, но правда, что в палеоантропологии были особенно эмоциональные споры. Конечно, , существует постоянная конкуренция за гранты и признание. Но помимо этого, безусловно, есть что-то глубоко личное в том, чтобы выбирать своих прадедов и прадедов по скудным и смутным снимкам далекого прошлого. И после испытаний на выносливость, через которые мы, «охотники за окаменелостями», проходим, чтобы найти проблески прошлого, действительно приятно получить удовлетворение от осознания того, что открытие открывает нам древнего предка. Более того, время от времени некоторые ученые в нашей области склонны впадать в сверхъестественную горечь и прямое мошенничество. Гиббонс не останавливается на достигнутом, документируя некоторые из наиболее известных эпизодов, таких как самостоятельная публикация палеонтологом Мартином Пикфордом Ричард Э. Лики : Мастер обмана , книга, полная обвинений против Лики, который унаследовал мантию кенийской палеоантропологии от своих знаменитых родителей, Луиса и Мэри.

    К счастью, большая часть книги Энн Гиббонс посвящена гораздо большему, чем то, что рекламируется в провокационной рекламе на обложке. Спорливость может продавать книги, но подтекст того, что пишет Гиббонс, демонстрирует гораздо более вдохновляющую мораль: сотрудничество между учеными — это то, что действительно ведет к новым открытиям. Вот почему, после всех моих придирок, в целом я даю этой книге положительную оценку. Некоторые могут считать палеоантропологию «соревновательным» видом спорта, но ничто не звучит сильнее, чем сообщение о том, что это командный вид спорта, в котором «победители» дают уроки для всех нас. Заняв второе место в так называемой «гонке» для самого раннего человеческого предка, мы получаем столько же информации, сколько и первое место — или, я бы сказал, первое на данный момент.

    Одним из примеров является вклад Мишеля Брюне, очень уважаемого французского палеонтолога, но не связанного с палеоантропологией. Его история — это история песчаных бурь и удивительных открытий в пустыне Джураб в Чаде. Хотя давление таких полевых исследований в пустыне привело к нескольким элементам разногласий, описанным Гиббонсом, с трудом заработанное открытие Брюнета — сделанное его командой, я должен добавить — и анализ Sahelanthropus tchadensis , вполне возможно, самого раннего из известных черепов любого предков человека, это сказка, чтобы согреть научные сердца. Перед публикацией Брюне консультировался со многими из лучших и самых ярких умов в области палеоантропологии по всему миру, прежде чем принимать опрометчивые решения о важности находки его команды. В книге Гиббонса есть множество других подобных примеров сотрудничества как в пустынях, так и в лабораториях. И так наука движется вперед.

    В заключительном разделе The First Human, под названием «Мудрость костей» Гиббонс вступает в свою истинную стихию как научный писатель.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *