«Молитва» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – жанр, история создания, идея, эпитеты
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 107.
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 107.
Стихотворение Лермонтова “Молитва”, написанное в 1839 году, — это лирический монолог на христианскую тематику о силе молитвы. Полный и краткий анализ “Молитва” по плану поможет ознакомиться с идеей, проблемой и композицией произведения, что будет полезным при подготовке к уроку литературы в 9 классе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную.
История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.
Тема – сила и роль молитвы в жизни человека.
Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – трёх- и четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, рифма мужская чередуется с дактилической.
Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”.
Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения «Молитва» представляет собой лирический монолог, в котором раскрываются духовные искания героя.
Одиночество героя среди людей и поиск успокоения через обращение к Богу и высшим силам заставляют вспомнить о традиции Романтизма, в контексте которой принято говорить о поэзии Лермонтова.
Текст можно отнести к религиозно-философской лирике. Основная тема стихотворения «Молитва» – сила искренней веры и молитвы, обретение покоя через обращение к высшим силам.
В то же время молитва оказывается одним из путей общих духовных поисков лирического героя, ступенью в осмыслении окружающего мира и его законов. В связи с этим мы можем говорить о философском содержании стихотворения.
Написана «Молитва» трехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки.
История создания
Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842, после смерти поэта. В 1839–40 годах Лермонтов посещал салон Карамзиных, где, вероятнее всего, познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образованна, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.
По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение.
Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.
LiveInternetLiveInternet
Михаил Юрьевич Лермонтов
Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в мире безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную — Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.
Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.
Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.
Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше.
По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.
Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.
В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия.
Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.
Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту.
Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.
Текст: pishi-stihi.ru
Тема
Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Оно написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении лирический герой и сам автор представлены как одно лицо.
Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.
Идея: молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль: вера важна для человека, справиться с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.
Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.
Анализ стихотворения Молитва я матерь божия Лермонтова
В этом произведении, которое попало под очень большую критику, поэт выразил весь свой бунтарский дух, которого у него было предостаточно, так как он был очень молод и амбициозен, что и приводило к различного рода конфликтов с властями, которые очень жестоко довили все проявления вольнодумства.
Стихотворение, можно отнести к позднему циклу стихов, которые были написаны после ссылки на Кавказ, где поэт провел достаточно большое время. Именно там, к поэту пришла вера, но вера не в том смысле, который понимает православный человек, так как он был настоящим атеистом, который не мог просто так обращаться к Богу, но в этой соей роботе, он начинает осмысливать все происходящее с другой точки.
Поэт не обращается на прямую к Богу, так как он не может себе этого позволить, но он четко понимает и признает, что слово, имеет огромную силу, а это для него играет очень сильный, сакральный смысл, смысл всей его молодой жизни, жизни, которая очень скоро может закончится.
Вся суть этого произведения заключается в том, что наш герой уже давно смирился со своей участью и не собирается ни чего менять, так как очень четко представляет свое предназначение, предназначение нести людям поэзию, которая бунтует молодые умы.
Весь сюжет сводится к покаянию и смиренности, но это своеобразное покаяние, покаяние через стихи, так как по-другому, наш герой не может признать свои промахи и ошибки, которые допускал раньше.
Он признает свою великую слабость, которой он обладает, которая мешает ему быть как все.
Полное переосмысление ценностей, которые наш юный герой не замечал раньше, но теперь, все будет по-иному, так как он познал великий смысл бытия и вечности, которые скрываются на небесах и в его молодой, бунтарской душе, душа, которая рвется на свободу, словно парус корабля, которому уготовано очень длинное плавание.
Композиция
В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении, не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости, наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”.
Слёзы – состояние очищения, когда верующие люди молятся – это нередкое явление.
После них всегда становится “легко” и умиротворённо. Написано стихотворение трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой.
Средства выразительности
Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”
Метафоры: “сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них”. Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.
МАТЕРЬ БОЖИЯ, СПАСИ ЗЕМЛЮ РУССКУЮ!
Настоящее воззвание агентства элитной недвижимости «Славянский двор» и Фонда содействия просвещению и образованию «Русский наследник» изумляет сознание современных людей своим масштабом.
На Рублево-Успенском шоссе, на Новорижском шоссе, на Подушкинском шоссе, в Сочи, в Крыму и в г. Воронеж установлены баннеры с изображением древней иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и словами общенародной молитвы Смутного времени XVII века: «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!».
Крым, аэропорт в Симферополе (сентябрь 2022)Крым, аэропорт в Симферополе (сентябрь 2022)город Воронеж ул. Среднемосковская (октябрь 2022)МО, Рублево-Успенское шоссе (сентябрь 2022)Эти слова, обращённые ко Господу Богу и совести каждого гражданина России, стали Знаменем Победы, под которым объединились все сословия и народы Государства Российского! Под этим Знаменем граждане России изгнали из Москвы предателей и добыли Великую Победу России над европейскими интервентами.
Крым, Джанкой (сентябрь 2022)МО, Рублево-Успенское шоссе, Барвиха (сентябрь 2022)Молитва — особое явление Нравственной Энергии личности человека, которое направлено на вхождение в резонанс с Великими победами духа наших предков, растворение психологии обывателя «моя хата с краю, ничего не знаю» и заявление перед Богом о праве быть законными наследниками Героев и тружеников Державы Российской! Божия Матерь держит Свой Омофор над Русской Землей, и Покров Божией Матери касается совести каждого гражданина России, ибо «Россия — страна людей честного слова!» и людей самоотверженного служения.
Сегодня в битве за будущее России и целого мира участвуют лучшие люди страны, и на линии огня, и на всем пространстве нашей Отчизны все Богу верные люди, люди с живой совестью и любящим сердцем, вновь являют целому миру тайну своей души: Россия — Великая Миродержавная сила и скрепа творческого духа для Светоносных людей целой Вселенной.
«Россия — последняя надежда Господа Бога на Земле!».
Агентство «Славянский двор» и Фонд «Русский наследник» обращаются к каждому гражданину России: «Вознеси свои молитвы ко Господу Богу о Победе России и дай Воину свою личную помощь — самоотверженным и честным трудом на своём рабочем месте!». Пусть каждый помнит грозные слова Великого полководца Александра Суворова: «Глупцы, которые не хотят кормить свою армию, будут кормить армию чужую».
МО, Новорижское шоссе (сентябрь 2022)Россия, по Милости Божией, никогда не знала срама поражения, великие в своей любви к Родине сыны и дочери России из всех трудностей минувших веков всегда добывали для Родины Честь, Славу и Победу!
МКАД (сентябрь 2022)Так будет и в этой войне XXI века, Россия победит выродков, которые взяли власть над европейскими простодушными народами и думают сделать их удобрением для счастья и роскоши своего «золотого миллиарда».
Да не будет этого вовек!
Матерь Божия, спаси Землю Русскую!
Крым, трасса Таврида (сентябрь 2022)Крым (сентябрь 2022)Крым, Евпаторийское шоссе, дорога из г. Симферополь в г. Евпаторию (сентябрь 2022)
2022.09.04.
Неделя 12-я по Пятидесятнице
Собор Московских Святых
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Всех вас, дорогие братия и сестры, я поздравляю с воскресным днём и с днём празднования всех Московских святых, из глубины веков до святых Царственных Мучеников и за ними последовавших Новомучеников и Исповедников Земли Российской, даже до сегодняшнего дня, ибо кровь воинов, дорогие мои, по нашему старинному московскому воззрению, подобна крови монашеской, она подобна подвигу монашескому, ибо воин и монах — они равны в своём жертвенном и самоотверженном служении.
Обращаясь сегодня к вам, дорогие мои, я буду говорить о чрезвычайно важных вещах. Что нам оставили в наследие наши Московские святые покровители и учителя? Наиглавнейшее наследие, мои дорогие, которое мы воспринимаем от предков, есть знание о том, где хранятся ключи от Рая Небесного. Вот это самое главное знание на земле: где ключи и как их взять, для того чтобы открыть двери Рая Небесного?
С допотопных времён, как я вам уже неоднократно говорил, до нас дошла таинственная формула: «Познай самого себя». Но у этой формулы есть вторая часть: «Познай самого себя, тогда познаешь Бога». Это чрезвычайной важности знание, которое в нашем народе сохраняется с допотопных времён, тщательно передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение.
В нашей древней русской транскрипции эти слова приобрели новую форму: «Богъ не в брёвнах, а Богъ в рёбрах». Эта поговорка родилась в XVII столетии, в период, когда Русская Земля с особым воодушевлением и подъёмом переживала духовное озарение: Богъ не в бревнах, а Богъ в ребрах! То есть вся человеческая земная короткая жизнь имеет одну-единственную цель — сотворить из нашего сердца Престол Духа Бога Всевышнего.
Мы с вами призваны к тому, чтобы наше сердце стало Божиим Престолом, стало вместилищем Божественного Духа, стало вместилищем Благодатных духовных и Нравственных Энергий.
Дорогие мои, люди призваны к тому, чтобы иметь ключи разумения, которые позволяют нам войти в вечность и открыть двери Рая Небесного. Как именуются эти ключи или, лучше сказать, трёхсоставно́й единый ключ?
Первая часть этого ключа — мудрость, ибо человек, приходящий на землю, призван прославлять Господа Бога Вседержителя, и в силу своей верности Господу Богу он получает разумение Книги Жизни. Человек, который читает Книгу Жизни, получает совершенную мудрость. Для того чтобы вы поняли мою мысль, я приведу пример из жизни древних египетских фиваидских монахов.
Один монах ушёл в пустыню, но, не имея навыка жизни в пустыни, вкусил вредных трав и отравился. В течение недели он страдал, фактически не зная, как ему преодолеть это отравление, ибо не с кем было посоветоваться, не от кого было принять помощь.
И тогда он взмолился ко Господу о помощи и об исцелении, ибо чувствовал, что дни жизни его сочтены. И здесь совершилось простое и очень назидательное событие. Прилетел ворон, разобрал пучок трав, которые вкушал монах. Те травы, которые были вредны, он отбросил, а оставил только те, которые насыщают и дают пользу. Монах понял свою ошибку, возблагодарил Господа Бога, употребил эти травы, которые указал ворон, и остался жив, получив исцеление от болезни. Вот этим простым примером, дорогие мои, я хочу показать, что Книга Жизни у Господа Бога открыта перед каждым человеком, который имеет решимость её прочесть, который имеет мужество её открыть и в неё вникнуть.
В связи с этим хочу поделиться и своим духовным открытием, которое не так давно я совершил. Много лет я размышлял над тайной числа Пи. Это таинственное число. Может быть, кто-то не знает, но среди математиков известен даже день, который посвящён числу Пи. Есть день праздника числа Пи.
Напомню вам, что Пи — это отношение длины окружности к её диаметру. Но современные исследования показали, что все реки Земли в своей реальной длине соотносятся к прямой линии, проведённой от истока реки до её устья, тоже в кратности числа Пи. Это очень важное знание.
Но теперь я хочу поделиться духовным знанием, которое мне дал Господь. Числом Пи описывается продолжительность фактической календарной человеческой жизни на земле по отношению к жизни человека в активном Богопознании, в активном Богу служении, в активном, ответственном и сознательном Богу поклонении.
Что я имею в виду? Если человек до 30-летнего возраста не приобрёл Богопознания и не стал Богу поклонником, нужно от такого человека бежать, как от пожара, бежать, как от лесного огня. И в этой связи я хочу вслух всей Церкви сказать очень важные слова. Мы сейчас переживаем такое время, когда ни один безбожный человек не может занимать начальствующей должности.
Сегодня ни один безбожник или человек, не способный к Богу служению в своём сердце, не может занимать начальствующие должности. Время безбожных чиновников, по милости Божией, совершенно закончилось и завершилось.
Поэтому я хочу обратить внимание всей Церкви на то, что ни в коем случае, где бы вы ни были, если от вас зависит, не позволяйте безбожникам занимать какое-либо место в жизни общественной, в иерархии чиновной. Ибо сегодня мы не можем позволить себе роскоши нести на своих плечах ещё и глупость и самочиние безбожных людей.
Дорогие мои, мудрость открывает соотношение добра и зла, она открывает всё то, что происходит в мире. Так вот, что же сегодня нам открывает Божественная мудрость о происходящих событиях современного мира? События мира таковы, как и ровно 100 лет тому назад. Все силы ада поднимаются. В своё время мне отец сказал: «Запомни, кто такие “проклятьем заклеймённые”. Это силы ада, разрушения и всяческого зла». «Вставай, проклятьем заклеймённый» — их песенка.
И сегодня ад, дорогие мои, весь в своей полноте восстал, для того чтобы уничтожить Россию. Почему? Потому что Россия — это последний оплот Господа Бога на земле. Россия — это последняя надежда Господа Бога на земле, Россия, дорогие мои, — это плотина, удерживающая вселенское зло на земле.
От отцов мы приняли знание о том, что доживём до этого времени. Мы хорошо знаем, что происходит; мы хорошо знаем, по благодати Духа Святаго, и то, что ещё произойдёт. И поэтому в полноте своей пастырской ответственности, дорогие мои, я в слух всей Церкви и нашего народа говорю: победа будет за Россией.
Но для этого каждый должен очистить свою совесть покаянием и укрепить своё сердце и дух святым Причастием. Дорогие мои, я прошу каждого в течение дня неоднократно, как только возможно, произносить общенародную молитву, которая родилась в Смутное время, когда явилась Матерь Божия Казанская, для того чтобы идти на поляков, для того чтобы идти на шведов, для того чтобы нашему воинству идти на немцев и прочих всех нечестивцев.
И вот тогда наши предки в 1612 году возопили велегласно: «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!»
Вот это, дорогие мои, сегодня в наши дни наиглавнейшая молитва — «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!» От усердия в этой молитве, от покаяния нашего, от единства нашего народа зависит будущее не только России, но целого мира. Россия перерождается Кровью Христовой, кровью святых Царственных Мучеников и всех Новомучеников Российских, всех святых Земли Русской. Россия перерождается, ибо пришло время, когда безбожных нужно вытеснить на периферию общественной жизни и дать власть людям, Богу верным. И только при этом условии у России откроется будущая победа.
Любовь — это вторая часть райского ключа. Тот же самый подвижник, о котором я вам рассказывал, впоследствии имел навык кормить одну волчицу, делясь с нею своим хлебом. Однажды волчица пришла, сама открыла корзину и похитила весь хлеб, который там содержался, лишив тем самым и себя пропитания на будущий день и лишив пропитания своего благодетеля.
В течение двух дней волчица не приходила. Впоследствии придя, она встала в отдалении и виноватым своим видом показала полное раскаяние. И тогда подвижник её простил, благословил, напитал.
И вот, дорогие мои, посмотрите, весь мир, как животный, простите, так и мир людей, он стоит любовью. В чём выражается эта любовь? В сохранении постов. Если бы мир современный по образу Православной Церкви соблюдал посты, а это третья часть года, в современном мире никто бы не умирал от голода. Сегодня более десяти тысяч человек каждый день умирает от голода, вдумайтесь в это: почти десять тысяч человек сегодня умирает от голода. В основном это дети африканского континента. Если бы люди имели любовь и владели бы своим чревом, упражняясь в Богу любезном посте, мир имел бы равновесие в своём продовольственном вопросе, который легко бы решался.
Третья, дорогие мои, часть ключа к обителям Рая Небесного — это мужество. В чём заключается мужество? Во-первых, в бесстрашном стоянии за веру, не боясь никаких искушений.
По милости Божией мы имели учителей, которые все были фронтовиками и которые под градом пуль и артиллерийских снарядов укрепили своё благочестие и добыли России победу в Великой Отечественной войне. Все мои учителя духовные были фронтовиками. Отец Александр Михайлов был, как вы знаете, с пятнадцати лет партизаном. Мамочка благословила его, 15-летнего мальчика, в партизаны Казанской иконой Божией Матери, и он остался жив. И всю последующую жизнь посвятил России и Господу Богу.
Дорогие мои, вы должны понять, что сегодня происходит. Все силы ада брошены против Русской Земли, против её благочестия, против её святыни, против её высоты благодатных творческих дарований. И на границе зла восстали лучшие люди нашей страны: мужчины, женщины, которые взяли оружие в свои руки, и бесстрашно, глядя каждую секунду в глаза смерти, защищают нашу святыню, нашу Родину Россию. И поэтому мы с вами постоянно, ежедневно возносим свои скромные молитвы ко Господу Богу и знаем о том, что Россия победит.
Хочу передать вам, мои дорогие, слова Матушки Валентины Николаевны, которая вчера мне написала: «Мало кто сегодня понимает, что ад пустой, и все бесы вышли на землю, для того чтобы уничтожить Россию.
Но этого не будет, победа будет за нашей Родиной». Вот эти слова Матушки Валентины я хочу в заключение передать всем, ибо, много лет трудясь, она безусловно стяжала духовное зрение, безусловно стяжала особенные качества духа, ибо она всегда была для всех наших прихожан и остаётся матерью. Поэтому её слова, я хочу сказать, чрезвычайно значительны, чрезвычайно важны. И каждый из вас, я вас прошу, унесите сегодня из храма молитву: «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!» и нашу с вами общую веру и духовное знание о грядущей победе России. Аминь.
Протопресвитер Алексий Аверьянов
Религиозная аллегория в книге «Я — Мать» Алексиса Лантген @LunarianPress #GuestPost #GuestBlog #Scifi #Netflix #IAmMother — Reads & Reels
Недавно я посмотрел на Netflix наводящий на размышления и очень интересный фильм под названием «Я — Мать». Буквально на следующий день Алексис связалась со мной по поводу написания статьи о фильме, поэтому я ухватился за шанс получить интерпретацию этого писателя-фантаста.
Если вы еще не видели фильм, вот суть…
Девочка-подросток поднимается под землю добрым роботом «Мать», созданным для повторного заселения земли после вымирания человечества. Но их уникальная связь оказывается под угрозой, когда появляется необъяснимый незнакомец с тревожными новостями.
Религиозная аллегория в фильме Алексис Лантген «Я — мать»
«Я — мать» от Netflix — это научно-фантастический триллер об искусственном интеллекте и выживании человечества после апокалипсиса. Это напряженный фильм, полный неудобных сопоставлений и сложных вопросов об искусственном интеллекте, нашем отношении к технологиям и, возможно, о характере отношений между матерью и дочерью во всем мире.
Более того, при ближайшем рассмотрении он предлагает навязчивые религиозные образы и тревожную аллегорию.
*Впереди спойлеры – Серьезно, посмотрите «Я – Мать», а затем вернитесь и прочитайте это. Это стоит посмотреть*
Фильм начинается с того, что робот Мать баюкает человеческого младенца, которого она вырастила из машины, в то время как бомбы взрываются возле их бункера. Сначала кажется, что это тот самый ребенок, которого мы видим растущим, играющим и обучающимся вместе с Матерью, проявляющим удивительную нежность к своему родителю-роботу. Но по ходу фильма мы узнаем (или сразу же, если подсчитать количество месяцев, прошедших после апокалипсиса), что девочка, которую мы знаем как Дочь, не является первым ребенком Матери. Я думаю, что более ранние дети и их ужасные судьбы на самом деле являются частью религиозной аллегории, которую создает фильм.
Лилит
Все дети, выращенные Матерью, буквально созданы ею как «непорочные зачатия».
В Библии есть пять человек, созданных непосредственно Богом и, по крайней мере, изначально не затронутых первородным грехом, — Адам и Ева, Лилит, Дева Мария и Иисус. Хотя мы не знаем, пыталась ли Мать ранее воспитать мальчика, ясно, что у нее было как минимум две другие «дочери» до главной Дочери, которую мы видим в фильме. В, пожалуй, самой шокирующей и душераздирающей сцене фильма Дочь находит сожженные останки одной из своих предшественниц в запертом ящике стола. Это ужасное открытие отражает судьбу Лилит, первой жены Адама, которая отказалась подчиниться ему и была отправлена в ад. Тогда кажется вероятным, что Мать избавилась от этой дочери за то, что она была слишком упрямой или непокорной.
Ева
Персонаж Хилари Суонк, которого в титрах зовут Женщина, утверждает, что происходит из группы людей, которые пережили резню, спрятавшись в шахтах или пещерах. Но есть много причин сомневаться в ее истории или, по крайней мере, в ее понимании. Во-первых, она помнит Джонни Карсона — когда она видит, что Дочь смотрит шоу, она упоминает, что помнит его «давным-давно».
Позже, когда Мать противостоит ей в грузовом контейнере, Мать насмехается над ней: «Как ты думаешь, почему ты так долго выживала, а другие нет? Почему ты не помнишь своих родителей?» Эта линия является ключевой, как и несколько других тонких намеков: Женщина — еще один из детей Матери, но он был брошен, чтобы выжить самостоятельно, так же, как Ева была изгнана из Эдемского сада. Подумайте об этом — моя собственная дочь понятия не имела бы, кто такой Джонни Карсон. Значит, Женщина не только видела телешоу раньше, но и случайно увидела те же самые, которые смотрит Дочь?
Ева была изгнана из Эдема за то, что съела плоды с Древа познания, обычно понимаемого как сексуальное знание или знание добра и зла. И, конечно же, в Библии Ева также изображается как искусительница. Как и Ева, Женщина приносит Дочери знания, информируя ее о том, что на самом деле происходит в мире за пределами бункера, и о роли Матери в этом. Но она также приносит искушение другого рода, которое, возможно, отражает причину ее собственного изгнания из бункера — других людей или, по крайней мере, их фотографии.
И, конечно же, на одном из нарисованных ею рисунков изображен привлекательный мальчик, примерно одного возраста с Дочерью. Это картинка, которую Дочь крадет из книги, отражая ее желание.
Но Дочь не хочет уходить с Женщиной и настаивает на том, чтобы они дождались ее «брата», которого Мать выращивает в механической комнате. Она постоянно спрашивает: «А как насчет моего брата?» навязчивый вопрос, напоминающий знаменитый стих из книги Бытие: «Разве я сторож брату моему?» Она предлагает, чтобы вместо того, чтобы навсегда покинуть безопасный бункер, она и Женщина вернули туда остальных или, по крайней мере, вернулись, чтобы спасти эмбрионы от Матери.
Дева Мария
В конечном счете, любовь Дочери к своему брату и ее решение вернуться за ним, возможно, спасает ее от ужасной судьбы Женщины. В душераздирающем финале Дочь кладет свой топор, инструмент мести, чтобы забрать ребенка, своего брата/сына. Ее решение пожертвовать потенциальной свободой ради любви делает ее достаточно хорошей в глазах ужасной Матери ИИ, чтобы занять ее место.
Став матерью-девственницей непорочно зачатого сына, Дочь олицетворяет Деву Марию (интересно, что в фильме есть множество изображений Девы Марии, в том числе ее святыня в грузовом контейнере «Женщина»).
Ни один из этих анализов не предполагает, что «Я – Мать» является религиозным фильмом. Во всяком случае, это как раз наоборот — мощная критика традиционных религиозных догм. Трудно представить Мать кем-то иным, кроме как ужасающим и жестоким диктатором, который безжалостно убивает всех людей, которых считает неполноценными. Женщина, которая в ужасе отшатывается от робота, говорит: «Я видела, как эти штуки поджигали младенцев». Это отсылка к старой католической вере, что некрещеные младенцы попадают в ад, потому что у них есть первородный грех (их символически сжигают)? А жестокие насмешки Матери над Женщиной, готовящейся убить ее, что теперь ее «цель» достигнута? Трудно не услышать горькое эхо религиозной банальности о том, что «у Бога есть цель». Если бы «Бог» был сверхразумным искусственным интеллектом, относились бы мы так же к плану, предусматривающему масштабную резню человечества? Тем не менее, многие евангельские христиане горячо молятся о «восхищении», что равносильно тому же.
Конечно, и в фильме много неясного. Решительный взгляд дочери, когда она смотрит на огромное количество эмбрионов — значит ли это, что она будет такой же холодной и безжалостной матерью, как ИИ? Или это означает, что у нее есть собственный план сопротивления тирании Матери?
В целом, «Я — Мать» — это захватывающий и заставляющий задуматься фильм, который можно интерпретировать по-разному. Как и лучшая научная фантастика, она заставляет нас глубоко задуматься не только о будущем, но и о настоящем.
Об Алексис
Алексис Лантген — писатель, педагог и классический музыкант. Она любит ярмарки эпохи Возрождения и все, что связано с научной фантастикой и фэнтези. Ее рассказы публиковались в журналах Kzine, The Gallery of Curiosities, Phantaxis, Red Sun Magazine и Swords and Sorcery Magazine, а научно-популярная литература публиковалась в журнале Renaissance. Она собрала многие из своих научно-фантастических и фэнтезийных рассказов в своих книгах «Разум» и «Святые и проклятия».
Алексис есть в твиттере @TheWiseSerpent и однажды была замечена в голубой луне в Instagram, @LunarianPress. Она живет со своим мужем, энергичной пятилетней дочерью, маленьким сыном и двумя очень терпеливыми кошками в Техасе.
Lunariars Press
Specience: Коллекция научно -фантастических рассказов
Святые и проклятия: коллекция фантастических рассказов
49
44 40003
4444444 40003
444444
Нравится Загрузка…
Художественная тема защиты жизни в сериале Netflix «Я — мать»
Это эксклюзивный онлайн-обзор фильма из журнала Christian Research Journal. Чтобы получить дополнительную информацию или подписаться на Журнал христианских исследований , нажмите здесь.
Когда вы подписываетесь на ЖУРНАЛ , , вы присоединяетесь к команде подписчиков печатных изданий, чьи платные подписки помогают предоставлять ресурсы на сайтеequip.
org, которые служат людям во всем мире. Эти ресурсы включают наши бесплатные эксклюзивные онлайн-статьи, такие как этот обзор, а также наш бесплатный подкаст Postmodern Realities.
Обзор
Я Мать
Режиссер Грант Спьютор
(Потоковое вещание на Netflix, TV-14, 2019)
Примечание редактора: Внимание! Эта статья содержит сюжетные спойлеры к фильму
Знатоки научно-фантастического кино, возможно, не все согласны с основным списком замечательных качеств фильма или телесериала, но многие признают, что сильные философские темы являются ключевым элементом захватывающей сюжетной линии. Обычно такие темы связаны с этикой, которая вступает в игру с гипотетическими технологиями, такими как искусственный интеллект, трансгуманизм и путешествия во времени. Герои произведения обычно сталкиваются с моральными дилеммами, возникающими в результате пересечения передовых технологий и человеческой жизни.
Недавний эксклюзив Netflix, Я Мать , научно-фантастический триллер режиссера Гранта Спьютора по сценарию Майкла Ллойда Грина, использующий кинематографию и сценарии, которые поднимают важные философские вопросы о человечестве.
Сценарий Грина, первоначально называвшийся Мать , был включен в голливудский «Черный список» 2016 года — список наиболее популярных, но в настоящее время не снятых сценариев кинорежиссеров. В том же году Грин был признан одним из лучших многообещающих сценаристов. С тех пор фильм был снят, а премьера состоялась на кинофестивале 2019 года.Фестиваль Сандэнс. Обзоры I Am Mother были несколько неоднозначными, но, похоже, все согласны с тем, что это немного лучше, чем посредственно. Критики анализировали обычное — актерскую игру, компьютерную графику, правдоподобность технологии, связность сюжетной линии и уровень удовлетворенности финалом. Но что самое интересное, так это отсутствие какого-либо упоминания заметной в фильме темы — человечности и самоценности нерожденного .
Совершенно неизвестно, предназначали ли создатели фильма этот тонкий, но различимый посыл. Если это непреднамеренно, это совсем не плохо; он предлагает интересные вещи о подсознательной интуиции, которую мы, человеческие существа, имеем о нерожденном. Тем не менее, как мы увидим, некоторые точные формулировки, использованные в диалогах персонажей, кажутся вполне преднамеренными.
Я Мать начинается с кадра чего-то под названием UNU-HWK Repopulation Facility через день после загадочного массового вымирания, которое, по-видимому, уничтожило человеческую расу. Наложенный текст информирует зрителя о том, что в этом учреждении хранится 63 000 человеческих эмбрионов. Выяснилось, что предприятием управляет один человекоподобный робот, который наблюдает за выращиванием новой расы людей. Первая боевая сцена, которая следует за действиями дроида в лаборатории, содержит мощные провокационные образы. Когда дроид поднимает секцию из одного из хранилищ, оказывается, что колонна содержит ошеломляющее множество крошечных человеческих существ, каждое из которых подвешено в кристаллической сфере примерно на двенадцати неделях развития.
В следующей сцене «рождается» девочка, и часть ее младенчества, отрочества и юного детства изображена в милых моментальных сценах с ней и дроидом-родителем. Затем история переходит на указанное количество дней вперед (пауза для расчетов пригодится позже в фильме), и зрители встречают юную Дочь девяти или десяти лет, которая называет дроида Матерью.
Однажды Дочь спрашивает: «Почему больше нет детей, мама?» В ответ Мать отводит ее в камеру хранения эмбрионов.
«В них мои братья и сестры?» Дочь спрашивает.
Мать отвечает: «Хочешь с ними познакомиться?»
Мать вытаскивает колонку из одного из блоков, чтобы Дочь могла рассмотреть эмбрионы вблизи. Мать говорит: «Сейчас они маленькие, но однажды они будут такими же большими, как ты».
В этом диалоге примечательно то, что он отчетливо олицетворяет эмбрионы и намекает на то, что философы называют субстанциальным взглядом на человеческие личности — в основном на идею о том, что человек остается одно и то же с момента его или ее физического появления (зачатия) и на протяжении всей его или ее жизни, несмотря на любые изменения физических атрибутов, таких как размер и уровень развития. Более того, эмбрионы называются «братьями и сестрами», хотя они еще не родились и очень маленькие. (По крайней мере, один раз в фильме они упоминаются вместе как «нерожденные» в манере, которая предполагает, что они рассматриваются как группа людей.
Ценность человеческой жизни подчеркивается позже в фильме, во время того, что появляется быть дочери семнадцатого или восемнадцатого года. Она в классе, ведет с Матерью сократовскую дискуссию о Джереми Бентаме и человеческой этике. Мать представляет увлекательный мысленный эксперимент, который напомнит некоторым философски подкованным зрителям знаменитый эксперимент с вагонеткой. Представьте себе, говорит Мать, врача, который лечит пятерых пациентов, каждый из которых страдает от отказа одного из жизненно важных органов. Появляется шестой пациент, органы которого здоровы, но ему грозит неминуемая смерть от излечимого заболевания. Вопрос в том, должен ли врач позволить шестому пациенту умереть, чтобы его или ее органы можно было использовать для спасения остальных пяти? Дочь спрашивают, как лучше решить моральную дилемму, но она колеблется, не прочитав всего заданного чтения.
Мать напоминает Дочери об утилитаристской позиции Бентама: «Фундаментальная аксиома предполагает, что человек морально обязан минимизировать боль до максимально возможного числа».
Затем вводится новый взгляд на проблему: что, если бы вы были врачом и идеально подходили для пяти пациентов, которым для выживания требуется пересадка разных органов? Вы жертвуете собой, чтобы все шестеро могли жить?
«Ну, — отвечает Дочь, — я знаю этих пятерых пациентов? Они хорошие люди? Честный, нечестный, ленивый, трудолюбивый? Я, врач-спасатель, могу отдать свою жизнь за людей, которые являются убийцами или ворами, которые в конечном итоге причиняют вред большему количеству людей из-за моей жертвы».
«Вы не считаете, что каждый человек имеет внутреннюю ценность и равное право на жизнь и счастье?» — спрашивает мать. (Учитывая все очеловечивание «нерожденных», которое предшествует этой сцене, трудно не понять, что это утверждение включает их.) Дочь шутит: «Я так и сделала в прошлом месяце, когда вы учили Канта». Однако по ходу фильма выясняется, что Мать действует в соответствии с утилитаристской аксиомой Бентама, а не принципом Канта (дальнейшие подробности по этому вопросу выдали бы слишком много сюжета), в то время как Дочь, несмотря на ее комментарий, демонстрирует сильную сочувствие кантовскому принципу.
Кризис фильма происходит, когда раненая человеческая женщина появляется у запертого входа в здание, шокируя Дочь, которая думала, что во внешнем мире нет людей. Женщина, которой на вид около тридцати, застрелена, и Дочь хочет ей помочь. Не раскрывая здесь слишком многого, достаточно сказать, что женщина совершенно не доверяет Матери и отказывается от ее помощи. Состояние женщины быстро ухудшается, и камера фокусируется на ее руке, которая потирает самодельные четки из старой бечевки, умоляя Деву Марию помолиться за нее. В сцене, которая вскоре следует, Дочь роется в рюкзаке женщины и обнаруживает множество предметов, один из которых выглядит как страница из Библии (на это указывает формат текста на бумаге, но это невозможно понять). сказать наверняка). Между прочим, еще один пример религиозных образов происходит, когда Дочь сдает экзамен на психологическую оценку. Как только она завершает тест, на экране перед ней быстро появляются несколько изображений, включая животных, человеческого младенца, Деву Марию и Христа на кресте.
В награду за высокие баллы на «экзамене» Мать дает Дочери возможность выбрать эмбрион и инициировать рост своего брата или сестры. «Не могли бы вы выбрать следующего члена нашей семьи?» — говорит Мать с наигранной улыбкой в голосе. Дочь выбирает мальчика, и включаются часы обратного отсчета беременности. Опять же, мы видим прекрасные детали эмбрионов и слышим биение сердца, когда эмбрион мальчика помещают в искусственную матку.
В тот же день женщина, которую после лечения держат в плену в медицинской лаборатории, пытается убедить Дочь сбежать вместе с ней, утверждая, что все дроиды в конечном счете опасны для человека. Дочь хочет присоединиться к другим людям в «шахтах», но настаивает: «Нам придется подождать моего брата».
После небольшого обсуждения предстоящего рождения мальчика Дочь говорит: «Как только Мать передаст ребенка на ночь, мы можем уйти, пока она перезаряжается. Тогда вернись за остальными.
Обратите внимание еще раз на внутреннюю человеческую ценность, приписываемую ребенку, который вот-вот должен родиться, и на то, как она безоговорочно распространяется на «других», эмбрионов, которых Дочерь классифицирует таким же образом. Сцена меняется и показывает, как Дочь с любовью кладет руку на искусственную матку, в которой находится ее брат, и отчетливо слышно биение сердца ребенка.
Намеренно или нет, но тема святости нерожденной (и рожденной) человеческой жизни пронизывает Я Мать с чудесным артистизмом. Несмотря на предполагаемые недостатки (по мнению различных критиков), фильм имеет эстетическое и словесно-философское содержание, побуждающее вдумчивого зрителя рассмотреть природу и ценность всех человеческих существ, независимо от их размера, местонахождения или степени развития.
Мелисса Кейн Трэвис , доктор философии, доцент Хьюстонского баптистского университета, где она преподает аспирантуру по науке, вере и философии религии.
