Бедная лиза биография карамзина: Биография карамзина бедная лиза произведения. Бедная Лиза» Карамзин

анализ произведения Н. М. Карамзина

Содержание

История создания

Автор повести «Бедная Лиза», Николай Михайлович Карамзин, был одним из образованнейших людей своего времени. Год написания повести «Бедная Лиза» — 1792. Её автору было тогда 25 лет. Произведение принесло до этого никому не известному писателю настоящую славу. «Бедная Лиза» — первая и самая талантливая сентиментальная повесть в русской литературе.

По воспоминаниям современников Карамзина, в 1790-х годах он жил на даче под Симоновым монастырём. Окружающая обстановка сыграла в замысле повести определяющую роль.

Карамзин назвал свою повесть «Бедная Лиза», потому что на долю главной героини, чистой и невинной девушки, выпали непомерные испытания. Автор показывает трагичность судьбы героини (слово «бедная» в этом случае означает «несчастная, попавшая в беду»).

Литературное направление, род и жанр


Произведение «Бедная Лиза» относится к эпосу (этот род литературы отражает жизнь объективно и подробно) и принадлежит к литературному жанру повести.

«Бедная Лиза» относится к сентиментализму, литературному направлению. Черты сентиментализма в этой повести:

  • На первый план выходят чувства героев, а не разум. Автор описывает чувствительность Эраста, Лизы и её матери, говорит и о своих чувствах в лирических отступлениях.
  • Искренность и нравственная чистота в отношениях главных героев.
  • В обрисовке характеров нет прямолинейности. Автор обращает внимание на неоднозначность характера Эраста, наделяет его не только положительными, но и отрицательными качествами.
  • Изображение богатого духовного мира представителей низших сословий. Лиза и её мать наделены богатым внутренним миром. Они по-доброму относятся к людям, восхищаются природой, способны сильно любить. Рассказывая о матери девушки, автор замечает:
    «…и крестьянки любить умеют!»
    Эта фраза, ставшая крылатой, относится и к главной героине повести.
  • Описание красоты природы.

Все перечисленные признаки сентиментализма свидетельствуют о том, что повесть «Бедная Лиза» относится к сентиментализму, а имя Николая Михайловича Карамзина для читателей неразрывно связано с понятием «русский сентиментализм».

Тематика, проблематика


Главную тему повести «Бедная Лиза» можно обозначить как сохранение в крестьянской среде патриархальных представлений о нравственных ценностях. Именно такова главная героиня: она любит и почитает родителей, верна своему любимому.

С этой темой перекликается тема нравственного отличия людей разных сословий

. Если характер Лизы и её матери, принадлежащих к крестьянскому сословию, отличается положительными чертами и цельностью, то характер Эраста, молодого дворянина, имеет не только положительные черты. Эрасту присущ эгоизм, потакание своим страстям.

В небольшом по объёму произведении Карамзин сумел обозначить и другие темы:

  • Противопоставление города и деревни (автор показал беззащитность деревенского человека, попавшего в город, где действуют законы, отличные от законов естественных, природных.
  • Социальное неравенство.
  • «Маленький человек».
  • Предательство.
  • Природа и человек.

В повести «Бедная Лиза» поставлены нравственные проблемы:

  • Проблема любви (любовь бывает не только счастьем, но и горем для любящего человека).
  • Проблема уважительного отношения к чувствам других людей, сострадания к людям.
  • Проблема ответственности человека за свои поступки.
  • Проблема искоренения сословного эгоизма.

Идея

Основная мысль повести «Бедная Лиза» заключена в крылатой фразе. «…И крестьянки любить умеют!» — так впервые в русской литературе сказал в своей повести Карамзин. Вывод из того, что высокое чувство любви доступно и крестьянам, состоит в том, что все люди равны. Автор показал, что крестьянка Лиза душевно не уступает дворянину Эрасту и даже превосходит его. Эта гуманистическая идея повести «Бедная Лиза» оказалась созвучна веяниям конца 18 века. Тогда литература перешла от гражданской тематики к теме личной жизни человека. Главная мысль повести «Бедная Лиза» чётко обозначена не только крылатой фразой, но и тем, что писатель изобразил внутренний мир главной героини с её переживаниями и стремлением сделать своего любимого счастливым.

Характер конфликта

В произведении Карамзина конфликт сложный, так как он и социальный, и нравственный. Писатель создал повесть на классический сюжет о любви людей разных сословий. Пропасть между социальными условиями жизни главных героев — дворянина и крестьянки — очень велика. Но не только поэтому они не могут быть счастливы вместе. Карамзин показывает и нравственный конфликт бедной поселянки, «прекрасной душою и телом», и «богатого дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Конфликт в повести «Бедная Лиза» разрешается гибелью героини, то есть так, как скорее всего он разрешился бы в реальных условиях русской жизни того времени. Такую развязку конфликта в произведении о неравной любви Карамзин решился сделать первым из русских писателей.

Основные герои


Образ главной героини повести Карамзина «Бедная Лиза» автором идеализирован, но внутренне целен. А образ Эраста довольно сложен, так как характер этого героя противоречив и неоднозначен.

Ыть! Читай ещё!
Характеристики героев повести «Бедная Лиза»

Сюжет, композиция

Начинается повесть «Бедная Лиза» описанием той окрестности Москвы, где находится Си…нов монастырь. Туда часто привлекает автора-рассказчика «воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы».

Далее следует повествование о трагической судьбе главной героини повести, молодой крестьянки, о её любви к дворянину Эрасту и о его измене. Завершается повесть «Бедная Лиза» гибелью героини. Затем рассказчик отметил, что Эраст считал, что он виновен в гибели девушки, и до самой смерти этот герой был несчастен. Таким образом, рассказчик показывает не только драму главной героини, но и драму этого дворянина, и надеется, что в ином мире Лиза и Эраст «уже помирились».

Повествование основано на внешнем и внутреннем конфликтах. Первый представляет собой социальное противоречие: героиня — крестьянка, а герой — дворянин. Второй, внутренний, конфликт происходит в душе Эраста, возник он из-за сложившихся жизненных обстоятельств героя.

Ыть! Читай ещё!
Краткое содержание повести «Бедная Лиза»


Художественное своеобразие

В повести «Бедная Лиза» открытием для русской литературы стал образ сентиментального повествователя, так как раньше автор-повествователь был «за кадром», а отношение его к героям и описываемым событиям было нейтральным. Отношение автора «Бедной Лизы» к героям повести сочувственное. Само заглавие повести, построенное на соединении имени героини с эпитетом «бедная», свидетельствует о сочувственном отношении к ней автора.

В «Бедной Лизе» повествование ведётся от первого лица. Автор периодически обращается к читателю («Читатель легко может вообразить себе…», «Теперь читатель должен знать…»). Этим Карамзин добился того, что в прозе появился такой же эмоциональный контакт между автором, героями и читателем, как в поэзии.

В произведении Карамзина немало лирических отступлений, при каждом драматическом повороте сюжета читатель слышит голос автора: «Сердце моё обливается кровью…», «…слеза катится по лицу моему».

Для этой повести характерна «приятность» слога. Слова в этом произведении сплетаются таким образом, что создаётся впечатление ритмической музыки. Хотя главная героиня крестьянка, автор не использовал народную речь. Современному читателю может показаться язык повести излишне красивым: «хижина» — вместо избы, «зелёный покров натуры» — вместо листвы, «разрешение земных оков» — вместо смерти и т. п.

Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» велика. Описание природы создаёт у читателя определённое настроение и созвучно переживаниям героини. Например, восхищение Лизы природой в раннее утро передаёт её радость от сознания, что Эраст её любит, а описание природы во время грозы и бури подчёркивает смятение и страх героини и подсказывает читателю, что впереди — трагический поворот событий. Роль природы в произведении Карамзина состоит в показе тесной связи души человека с тем, что его окружает.

Значение произведения

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» после её издания читали не только дворяне, но и мастеровые, ремесленники, крестьяне. Она привлекала утверждением, что главные ценности человека — не его богатство и знатность, а душевные качества, способность к глубокому чувству. Эта повесть открыла в русской литературе тему «маленького человека», к которой впоследствии обратились крупнейшие русские писатели-реалисты: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский.

Карамзин в своей повести показал образ Эраста — «лишнего человека», которому свойственна неприспособленность к жизни. Писатель образом этого героя начал длинную череду «лишних людей» в русской литературе.

Чему учит повесть «Бедная Лиза»

Своей повестью Карамзин даёт читателям нравственные уроки. Трагическая история любви Лизы и Эраста учит:

  • доброте и состраданию;
  • ответственности за свои поступки;
  • бережному отношению к чувствам других людей;
  • изживанию в себе эгоизма;
  • осторожности в любви.

Повесть «Бедная Лиза» заставляет задуматься над тем, всегда ли, любя человека, нужно жить только этой любовью, полностью отдаваться этому чувству. После прочтения повести может возникнуть вопрос: что главнее — чувства или разум? Возможно, слова Шиллера помогут ответить на этот вопрос:

«Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце».

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Характеристика Лизы (Бедная Лиза Карамзин)

Бедная Лиза

Николай Михайлович Карамзин

Краткое изложение

Читается примерно за 5 минут

Сочинения

56 сочинений

Главные герои

И их характеристика

Статьи критиков

Сочинение


Лиза — молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею.

Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то со­вершала это действие полностью, до конца. Вместе с этим она совершенно не знала жизни, потому что всё время прожила с богобоязненной матерью в стороне от всяческих шумных дере­венских развлечений.

Мать называет Лизу «любезной», «милой»: Карамзин вкла­дывает в уста крестьянки эти эпитеты, доказывая, что и крестьян­ки имеют чувствительную душу.

Лиза поверила молодому красивому Эрасту, потому что он ей очень понравился, а она к тому же никогда не встречалась с та­ким изящным обхождением. Она полюбила Эраста, но её любовь была любовью платонической, она совершенно не воспринимала себя как женщину. Эраста это поначалу устраивало, так как после развратной столичной жизни ему хотелось отдохнуть от постоян­ных сексуальных интриг, но после он неизбежно увлёкся Лизой как женщиной, потому что она была очень красива. Лиза этого ничего не понимала, она только чувствовала, как что-то измени­лось в их отношениях, и её это тревожило.

Уход Эраста на войну был для неё подлинным несчастьем, но она и подумать не могла, что у Эраста есть какие-то свои планы. Когда она увидела Эраста в Москве и поговорила с ним, то испы­тала сильнейший шок. Вся её доверчивость и наивность оказались обмануты и повергнуты и прах. Как натура крайне впечатлитель­ная, она не выдержала такого удара. Вся её жизнь, которая до этого представлялась ей ясной и прямой, превратилась в чудовищное на­громождение непонятных событий. Лиза не смогла пережить из­мены Эраста и покончила жизнь самоубийством. Конечно, такое решение было отчаянным средством уйти от решения жизненной проблемы, которая перед ней встала, и Лиза не смогла справиться с ней. Испугавшись реальной жизни и необходимости выйти из ил­люзорного мира, она предпочла безвольно погибнуть, нежели бо­роться и пытаться понять жизнь такую, какая она есть в действи­тельности.

Можно воспользоваться современной аналогией, которая очень хорошо описывает такие ситуации: она была настолько по­гружена в «Матрицу», что реальный мир оказался для неё враж­дебным и равносильным полному исчезновению личности.

Другие сочинения по этому произведению


«Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть

Образ Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаОбраз Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателяРецензия на произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)

Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести.Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как пример сентиментального произведенияАнализ повести «Бедная Лиза»Сочинение по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Краткое содержание и анализ произведения «Бедная Лиза»Характеристика Эраста (Карамзин, повесть «Бедная Лиза»)Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Основные проблемы любви в повести Карамзина Бедная ЛизаУтверждение общечеловеческих ценностей в повести Карамзина «Бедная Лиза»Размышления о “Бедной Лизе” КарамзинаН. М. Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повестиТема естественной природы и города в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует емуХарактеристика образов дворянина Эраста и крестьянки ЛизыОписания в повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаХарактеристика ЭрастаПовесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»Чем интересна повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Характеры героев и финал повести «Бедная Лиза»Основные проблемы любви в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Художественные особенности повести H. М. Карамзина «Бедная Лиза»Бедная ЛизаПсихологический конфликт в повести Карамзина «Бедная Лиза»Сентиментализм в русской литературеО повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаБедная Лиза . Карамзин Н.М.Темы, идеи, образы повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»«Бедная Лиза» — повесть о печальной участи крестьянской девушкиПочему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к ЛизеТема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»»Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, как пример сентиментальной прозыЛиза — главная героиня повестиКарамзин и русский сентиментализмПовесть Карамзина «Бедная Лиза» и новая эпоха русской литературы«Бедная Лиза» — «Первое национальное произведение»Краткий сюжет повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаАнюта персонаж повести Карамзина «Бедная Лиза»Проза сентименталистов на примере повести «Бедная Лиза»Лирическая манера повествования в повести Карамзина «Бедная Лиза»Роль знака тире в прощальной сцене (по повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина)Жанр повести в творчестве Карамзина (на примере повести «Бедная Лиза»)Гуманистическая идея в повести «Бедная Лиза» и «Юлия»Темы идеи образы повести Николая Карамзина «Бедная Лиза»Поэтизация мечтательности в лучшей повести Карамзина «Бедная Лиза»Сюжет первой и самой известной повести КарамзинаЭкранизация повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаОписание «нижних чинов» в произведениях русских писателей

аудиокниг | Audible.com

Пропустить: