Взятие казани картина: Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года

Вячеслав Кондратьев. Как во городе было, во Казани…: mikhael_mark — LiveJournal

?
Categories:
  • Россия
  • История
  • Cancel
Взято в ЖЖ Вячеслава Кондратьева (vikond65), оригинал здесь

2 октября 1552 года, 150-тысячное русское войско штурмом взяло Казань. Казанское ханство было уничтожено, а его территория вошла в состав России. Этот день можно считать первой вехой на пути превращения Русского царства в великую евразийскую империю — крупнейшую державу планеты, а возможно и всей Вселенной, если земная цивилизация в ней уникальна.

Сокрушив сильнейшего врага на востоке, Россия открыла себе путь «встречь Солнцу» — на Урал, в Сибирь и далее — вплоть до Тихого океана.

Началась эпоха «русской конкисты», только, в отличие от испанских и португальских конкистодоров, русским удалось удержать новые земли и инкорпорировать в имперский суперэтнос их коренное население.

По понятным причинам, 2 октября не отмечается как государственный праздник и день воинской славы России. Однако, вовсе не желая ущемить или обидеть татар и отдавая должное их мужеству в отстаивании своей независимости, я считаю, что нельзя забывать об этой дате и преуменьшать ее значение. Кстати, тема битвы за Казань, по-моему, могла бы стать отличным сюжетом для грандиозного исторического блокбастера. Жаль только, что режиссеров, способных осилить такой проект, пока не видно.

На заставке — русское войско у стен Казани. Эскиз панно для оформления Казанского вокзала Москвы, сделанный Николаем Рерихом. Далее — картины российских художников, посвященные последнему акту противостояния Русского царства и Казанского ханства.

«Битва за Казань» — эпическое полотно современного казанского живописца Ильяса Файзуллина.

Главным и едва ли не единственным сюжетом у российских художников-академистов XVIII-XIX веков, обращавшихся к теме покорения Казанского ханства, было изображение того, как население города униженно изъявляет покорность царю Ивану-IV. О том, что такие картины оскорбительны для «инородцев», в те времена не задумывались. Слева — типичный образчик подобного творчества — картина Г.И.Угрюмова «Взятие Казани», 1800 год.
Сейчас рисуют совсем по-другому: Справа — картина Ильяса Файзуллина «Правительница Казани Сююмбике в плену у Ивана Грозного».

Еще один рисунок, на котором татарские мурзы стоят на коленях и преклоняют бунчуки перед царем Иваном. Автор А.Д. Кившенко, 1880 год.

А это картина П.М. Шамшина «Вступление Иоанна-IV в Казань», 1890 год. Царю преподносят ханскую золотую шапку и приводят пленных, а его конь ступает по брошенному ему под ноги татарскому знамени. В то же время жители Казани, не желающие сдаваться, бросают вниз детей и сами выбрасываются из окон, но на это никто не обращает внимания.

Сюжеты современных художников более разнообразны: картина В. Бодрова «Осада Казани в 1552 году».

Картина члена Российской Академии художеств Фирината Халикова «Последний бой у ханского дворца». В центре с Кораном изображен имам Кул Шариф, погибший в битве за Казань. Сейчас его именем названа крупнейшая казанская мечеть, открытая в 2005 году.
.

Tags: Иван Грозный, История Отечества, Средние века

Subscribe

  • Тимур Давлетшин — о татарах-подпольщиках и клевете

    Популярный православный публицист Тимур (Сергий) Хамзатович Давлетшин (fulas), много сил и времени потративший на изучение проблемы…

  • Каратели в Киево-Печерской лавре: прогиб Онуфрия не засчитан

    Отступничество епископата УПЦ не спасло Киево-Печерскую лавру от нацистского произвола. Как и от обвинений в шпионско-диверсионной работе в пользу…

  • Антон Кизим.
    Конец Первой Мировой: отмечать или нет?

    Статья Антона Викторовича Кизима (antonkomnin) к очередной, пусть и не круглой годовщине окончания Первой Мировой войны представляется…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Картины, полные достоинства и величия духа предков

31 августа 2005 года

Очередную свою выставку казанский живописец Фиринат Халиков посвятил юбилею столицы Татарстана, назвав ее трогательно – «Казань вечная». 

Ф. Халиков. Казань в XVI веке

 

И действительно, практически все 32 полотна, включенные в экспозицию, рассказывали об истории нашего города, ее светлых и трагических страницах.

Художник, активно сотрудничая с учеными, архитекторами, археологами, сотрудниками музеев, одним из первых в Татарстане начал масштабно трактовать историю тысячелетней Казани. «Вечная Казань» – серия картин написанных за период с 1997 по 2004 год. Живописец впервые в истории изобразительного искусства и искусства Татарстана в целом сделал пытку на научной основе воссоздать облик древней Казани с момента ее возникновения в X веке и до периода присоединения к Р уси в XVI веке (картины «Светозарная Казань», «Казанский Кремль зимой», «Приезд послов из Москвы»).

Им раскрываются такие, ранее замалчиваемые периоды истории татарского народа, как эпоха Золотой Орды и Казанского ханства. Художник проявил себя как замечательный мастер психологической драмы и батальных сцен (картины «Суд хана», «Прощание Сююмбике», «Сдача хана Ядыгара», «Взятие Казани» и др.). Образ безвозвратно утерянного города вызывает чувство гордости у зрителя за легендарное прошлое.

Как считает искусствовед Р.Шагеева, Халиков оказался одним из первых в татарском искусстве художников, освоивших в целом частично утерянную с эпохи Фешина и Бенькова систему канонов классического реалистического искусства, стоящуюся на тональной живописи, безупречном знании рисунка и световоздушной перспективы. «Его картины, полные достоинства и величия духа предков, несут громадное нравственно-воспитательное значение и служат формированию нового поколения, не обремененного предвзятостью в отношении к тем или иным народам и фактам истории и не терпящего идеологической фальши.

Он поднял целый самостоятельный пласт в искусстве, решив задачи огромного гражданственного и научного значения в сфере исторической картины. Об этом свидетельствует востребованность его произведений на выставках общенационального и международного уровня, где они, как правило, составляют ядро экспозиции (выставка «Древняя Казань» совместно с Эрмитажем, Государственным русским музеем, ГИМом, 1999 г.; «Ислам и духовная культура татарского народа», Москва, 2000 г.; «Казани 1000 лет»; экспозиция в штаб-квартире ЮНЕСКО, Париж, 2001; выставка в залах Академии художеств. Москва, 2004).

Картины-реконструкции, являющиеся своеобразным портретом домонгольского, золотоордынского и ханского этапов истории татарского народа, находятся в основных экспозициях и хранятся в фондах крупнейших музеев Татарстана.

Произведения Халикова украшают помещения общественных, государственных и правительственных зданий столицы республики – Казани, а также ряд представительств и посольств за пределами республики. Картина «Взятие Казани» находится в галерее Президента Республики Татарстан.

Марина ЕГОРОВА

«Казанские истории», №10-14, 2005 год

Добавить комментарий

Казанская Богоматерь · РОССИЯ ОБЪЕКТИВИРОВАНА · Россия в глобальной перспективе

Город Казань впервые был включен в состав России с завоеванием Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году.[i] Во время кровавой осады Казанский Кремль , а вместе с ним и несколько мечетей, были полностью разрушены, а в Москве в честь победы Ивана над татарами была построена Покровская церковь. окрестности старого Кремля. Именно в этом месте разрушения икона Казанской Божией Матери, или по-русски «Казанская», была найдена маленьким ребенком 8 июля 1579 года..[iii] ,[iv] Мария, мать Иисуса в христианской традиции, трижды являлась девятилетней Марфе с указанием копать, прежде чем икона была наконец найдена под обгоревшими обломками солдатского дома.


[i] Грейни, Кейт. «Сделать Россию мультикультурной: Казань в тысячелетие и дальше». Проблемы посткоммунизма. 54.6 (2007): 17–27. Распечатать.

[ii] Романьелло, Мэтью П. «Миссия отложена: Русская православная церковь после завоевания Казани». История церкви. 76.3 (2007): 511–540. Распечатать.

[iii] Атчисон, Боб. «История иконы-Богоматерь Казанская». Иконы-Окна в небо-Собрание святых образов . Веб-страница. Веб. 30 марта 2014.

[iv] Казанская епархия Русской Православной Церкви. «Монастырь Казанской иконы Божией Матери». Казанской епархии . Веб-страница. Веб. 30.03.2014.

Икона Казанской Божией Матери.[i]

[i] Отто, Брэндон. Θησαυρος Της Εκκλησιας (Сокровища Церкви): Иконы иконы: Казанской иконы Божией Матери . Н. п., 2012. Интернет. 31.03.2014.

В России религиозные иконы, как и Казанской иконы Божией Матери, создаются для почитания и никогда не могут утратить своего статуса священных предметов, даже если они будут повреждены или частично уничтожены. [i] Иконы состоят деревянная панель, обложенная сусальным золотом, на которой нарисовано изображение. Поскольку считается, что эти предметы содержат божественную силу, их часто брали в бой, как Казанской иконы Божией Матери в 1612 году. [ii] Иконе приписывают победу русских во время освобождения Москвы от поляков в ноябре того же года и Казанский собор был построен в Москве для размещения иконы. День памяти Казанской иконы Божией Матери отмечается 4 ноября, в тот же день, что и День Единства, русский национальный праздник, посвященный освобождению Москвы в 1612 году.

[i] Эспинола, Вера Бивер-Брикен. «Русские иконы: духовный и материальный аспекты». Текстовая статья. Н. п., 1992. Интернет. 30 марта 2014 г.

[ii] Гаде, Варун. «Возвращение Казанской иконы Божией Матери в Россию». Лето 2005. Интернет. 30 марта 2014 г.

Казанский собор в Москве, перестроенный в 1990 г. [i]

[i] Wikimedia Commons. Москва Казанский собор . Н. П., 2008. Wikimedia Commons . Веб. 31.03.2014.

После того, как было принято решение о размещении иконы в Москве, было сделано несколько копий с Казанской иконы, и теперь неясно, где находится оригинал иконы, существует ли он вообще.[i ] К концу девятнадцатого века в разных частях России находилось девять списков Казанской иконы Божией Матери, один из которых был подарен в Казань в 1679 г.после строительства Благовещенского собора[ii]. Казанской иконе Божией Матери еще раз приписывают военную победу в 1702 году, когда Петр Великий взял икону в бой, сражаясь с Карлом XII в Северной войне 1700-1721 годов. [iii] В 1801 году собор, посвященный икона была создана в Санкт-Петербурге. [iv] Михаил Кутузов, русский фельдмаршал, приписал Казанской иконе Божией Матери победу России над французами в 1812 году, и он был похоронен в соборе в 1813 году. Неясно, что случилось с оригинал Казанской Богоматери в этот период, а Москва и Санкт-Петербург боролись за подлинность своих икон на следующее столетие. и драгоценности, а в 1904. 04 икона, хранившаяся в Санкт-Петербурге, была украдена. Полиции удалось найти и арестовать воров, которые утверждали, что рама была продана, но икону так и не нашли. Крестьяне возложили ответственность за события Революции 1905 года и поражение Москвы японцами в русско-японской войне на потерю Казанской иконы Божией Матери. . Существует множество теорий того, что случилось с иконами между 19 и 19 веками.04 и 1970 г., когда одна из икон была приобретена монс. Гарольд Колган, римско-католический священник, который основал Голубую армию Фатимы, организацию, посвященную поклонению Марии. к Русской Православной Церкви. В 1993 году «Голубая армия» подарила икону Папе Иоанну Павлу II[viii]. В течение десяти лет икона висела в личных покоях папы, пока Ватикан вел переговоры с Русской Православной Церковью, чтобы попытаться вернуть икону. в Россию с Папой Иоанном Павлом II в качестве ведущего.

Папа Римский Иоанн Павел II, который больше всего путешествовал в истории католической церкви, имел бы смысл посетить Россию. был особенно заинтересован в продвижении взаимопонимания между Русской православной церковью и Римско-католической церковью и добился самых больших успехов в дипломатии между двумя конфессиями среди всех пап на сегодняшний день. [x] Михаил Горбачев, Борис Ельцин и Владимир Путин направили приглашения Иоанна Павла II, но он отказался от этих приглашений посетить Россию при своем обычном условии, что не получил приглашения от религиозного лидера государства, в данном случае от русского православного патриарха. Русская православная церковь опасалась, что визит папы превратит православных русских в католиков, а Иоанн Павел II так и не смог посетить Россию до своей смерти в 2005 году. Казань сделала. В 2004 году немецкий кардинал Вальтер Каспер, в то время президент Папского совета по содействию христианскому единству, вылетел в Россию и официально вернул Казанскую икону Божией Матери патриарху Алексию II в ходе трехчасовой церемонии в Успенском соборе, где цари была коронована со времен Ивана Грозного. [xi] Эта конкретная икона, которую Русская Православная Церковь считает копией, была перенесена в Казанский Кремль, где первоначально была обретена Казанская Богоматерь, и остается там по сей день.

[i] Кариди, Кэтрин Клэр. «Идеология или изоляционизм? Российская идентичность и ее влияние на православно-католические отношения. Часть III: Папа Иоанн Павел II и предполагаемый визит в Россию». Религия в Восточной Европе. 27.3 (2007): 1–14. Распечатать.

[ii] Атчисон, «История иконы – Казанской Богоматери».

[iii] Кариди, «Идеология или изоляционизм?», 5.

[iv] Saint-Petersburg.com. «Казанский собор». Санкт-Петербург.ком . Н. п., н. д. Веб. 1 марта 2014.

[v] Казанская епархия, «Монастырь Казанской иконы Божией Матери».

[vi] Де Йонге, Александр. Жизнь и времена Григория Распутина . 1-е изд. Нью-Йорк: Трус, Макканн и Геогеган, 1992. Печать.

[vii] Атчисон, «История иконы – Казанской Богоматери».

[viii] Гаде, «Возвращение Казанской иконы Божией Матери в Россию».

[ix] Кариди, «Идеология или изоляционизм?», 9.

[x] The Economist. «Пилигрим смотрит на восток». Экономист. 26 августа 2004 г. The Economist . Веб. 30 марта 2014 г.

[xi] Гаде, «Возвращение Казанской иконы Божией Матери в Россию».

Икона возвращена в Казань.[i]

[i] Птица, Давид. Казанской иконы Божией Матери . Н. п. Веб. 31 марта 2014 г.

История Казанской иконы Божией Матери иллюстрирует не только историческую борьбу русского народа, но и важные культурные связи между Русской Православной Церковью и российским правительством. Найденная во время правления Ивана Грозного, первого царя России, Казанская Богоматерь использовалась русскими армиями для молитвы о победе в польско-московской войне 1799 г.0003-го -го века, к Великой Северной войне 18-го века, -му -му веку, к нашествию французов на Россию в 1812 году. Переехав из бывшего Казанского ханства, в Москву, и в Санкт-Петербург, Казанской иконы Божией Матери была перенесена с места на место по мере того, как политическая власть перемещалась внутри России. В бурные годы, предшествовавшие революции 1905 года, был украден один из экземпляров Казанской иконы Божией Матери, а во время революции 1917 года пропал еще один экземпляр. Казанская Богоматерь оказалась в центре внимания всего мира в начале 2000-х годов, когда католическая церковь попыталась вернуть копию иконы в Москву в рамках визита папы. Несмотря на официальное приглашение президента Владимира Путина, визит так и не состоялся, поскольку Русская православная церковь опасалась массового обращения в католицизм и стремилась угодить своим консервативным националистическим элементам. Связь между религией и национальной военной мощью особенно очевидна в повествовании о Казанской иконе Божией Матери. В то время как в России Казанскую Богоматерь можно рассматривать как строго внутренний источник божественной силы, за пределами России Казанская Богоматерь представляет собой суматоху русской истории и все более националистический сдвиг в российской политике.

Икона Казанской Божией Матери

Икона Казанской Божией Матери

Грегори ДиПиппо

По юлианскому календарю сегодня 8 июля, день, когда Русская Церковь отмечает чудесное обретение одной из самых почитаемых икон Казанской иконы Божией Матери. Традиционно считается, что оригинальная икона была привезена где-то в XIII веке из Константинополя в город Казань, расположенный на реке Волге, примерно в 500 милях к востоку от Москвы. В 1438 году город захватили татары, после чего икона исчезла; был отбит царем Иваном Грозным в 1552 г., но полуразрушен пожаром в 1579 г.. Мусульманское татарское население злорадствовало, что опустошение города было божьей карой христианам-завоевателям. Затем, как говорят, Дева Мария явилась во сне трижды 10-летней девочке по имени Матрона, открыв ей место, где 140 лет назад была спрятана икона, чтобы спасти ее от татар. 8 июля 1579 г. девочка и ее мать извлекли его из развалин разрушенного дома; чудеса, приписываемые ему в последующие годы, сыграли значительную роль в постепенном обращении местных мусульман. Второстепенный праздник отмечается 22 октября (в настоящее время 4 ноября по григорианскому календарю), первоначально установленный в ознаменование сохранения Москвы от нападения во время польского нашествия, которое приписывалось защите иконы.

Список с иконы Казанской Божией Матери, ок. 1850 г. (Общедоступное изображение с Викисклада.)

В честь этого откровения был построен ряд церквей, в том числе соборы в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле, и были сделаны многочисленные копии с иконы. (На Востоке нет ничего необычного в том, что в одном городе признается собором более одной церкви; в Москве и Санкт-Петербурге в настоящее время их по одиннадцать.) К сожалению, оригинал иконы был украден 29 июня., 1904 г., из храма во имя Богородицы, где она долгое время хранилась. (Сама церковь позже была снесена коммунистами.) Воры, принявшие ее за золотой и украшенный драгоценными камнями оклад, были схвачены через несколько лет и утверждали, что сама икона была изрезана и сожжена. Икона долгое время считалась своего рода палладием России, и многие русские приписывали бедствия, обрушившиеся на их народ в последующие годы, революцию 1905 года, постыдное поражение от рук гораздо меньшего народа Японии в войне.

из 1904-05, катастрофа Первой мировой войны и неисчислимые бедствия, причиненные коммунизмом, к его осквернению.

Копия XVI века, украденная из Санкт-Петербурга в 1917 году, была привезена в Фатиму (Португалия) в 1970 году и оставалась там до 1993 года, когда была подарена Папе Иоанну Павлу II, который хранил ее в своем кабинете. В 2004 году в знак великодушия к Русской Православной Церкви Папа Римский вернул его Православной Церкви, и теперь он почитается в Крестовоздвиженском соборе в Казани. В церковнославянском и русском языке форма прилагательного от «Казань» — «Казанская» в женском роде; этот экземпляр часто называют «ватиканским».

Восстановленный собор Божией Матери в Казани; изображение с Wikimedia Commons Дмитрия Сагдеева, CC BY-SA 4.0

Я часто использовал видео с YouTube-канала Сретенского монастыря в Москве для иллюстрации статей о византийской литургии, поскольку их хор имеет и заслуживает репутацию один из лучших в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *