Англия в эпоху Тюдоров и Стюартов презентация, доклад
План урока № 26
Тема: «Англия в эпоху Тюдоров и Стюартов. Век революций в Англии»
Цель урока: Учащиеся узнают, что победа Реформации в Англии усиливает абсолютную королевскую власть. Учащиеся осознают, что революция в Англии была вызвана сложным и неразрывным переплетением социальных и религиозных причин: противоречиями между Стюартами, желавшими править, не считаясь с парламентом, и обществом.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Беседа.
Оснащение урока: Компьютер, демонстрационный телевизор, презентация в PowerPoint 07-26
I. Организационный момент. Раздать тетради, авторучки, учебники, атласы. (2 минуты)
II. Проверка домашнего задания. (4 минуты)
III. Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты)
IV. Новый материал. (26 минут)
V. Обобщение изученного на уроке материала. (5 минут)
VI. Подведение итогов урока. Завершение урока. Собрать тетради и авторучки. (1 минута)
вторник, 26 июня 2018 г.
История Нового времени.
Конец XV –
конец XVIII век
История
7 класс
вторник, 26 июня 2018 г.
Англия в эпоху Тюдоров и Стюартов
вторник, 26 июня 2018 г.
Актуализация знаний
Как управлялась Республика Соединённых провинций?
Докажите, что торговля имела огромное значение для развития Нидерландов.
Чем объясняется упадок Испании?
вторник, 26 июня 2018 г.
План урока
Королевская реформация.
Эпоха Елизаветы.
Смена династии.
Накануне революции.
Гражданские войны и установление Республики.
Реставрация Стюартов.
Славная революция.
вторник, 26 июня 2018 г.
1. Королевская реформация
Генрих VIII Тюдор (1509-1547) укрепил королевскую власть, подчинил ранее независимый Уэльс, отменил право лордов вершить суд.
Не получив от папы римского разрешения на новый брак, зная о популярности лютеранства среди горожан, а также надеясь пополнить казну за счёт имущества церкви, Генрих за несколько лет провёл в стране Реформацию.
вторник, 26 июня 2018 г.
Пиком её стал в 1534 г. Акт о супрематии (верховенстве), провозгласивший церковь независимой от Рима, «англиканской», а короля – её главой.
Вскоре земли монастырей были конфискованы, монашеские ордена – разогнаны. Верующие получили право свободно читать и толковать библию.
07_26 Генрих VIII и Реформация в Англии. avi
вторник, 26 июня 2018 г.
2. Эпоха Елизаветы
В 1558 г. на престол взошла дочь Генриха VIII Елизавета (1558-1603). Она смогла обеспечить стране религиозный мир и поладить с парламентом.
Крепло убеждение, что англичане – избранный народ, пользующийся особым Божественным покровительством, особенно после того, как в 1588 г. у британских берегов погибла Непобедимая армада.
вторник, 26 июня 2018 г.
Быстрый рост населения способствовал росту цен на продовольствие и на шерсть (для производства тканей), и это заставляло вести сельское хозяйство по-новому, на капиталистической основе. В Англии началась аграрная революция.
Джентри стало так повышать некоторые платежи, что крестьянам приходилось самим отказываться от наделов.
вторник, 26 июня 2018 г.
3. Смена династии
После смерти бездетной Елизаветы I корона перешла к династии Стюартов. Король Шотландии и праправнук Генриха VII стал ещё и королем Англии под именем Якова I (1603-1625).
Ему наследовал его сын Карл I (1625-1649). Стремление королей к укреплению власти столкнулось с трудностями.
Более всех противодействовал монархии парламент, имевший право утверждать новые налоги.
вторник, 26 июня 2018 г.
4. Накануне революции
Династия Стюартов не снискала любви подданных. Яков I и Карл I столкнулись с сильным сопротивлением английского общества, которое было возмущено разгулом коррупции и развалом армии и флота.
Последствия «революции цен» оказались для Стюартов трагичными. Все попытки монархии увеличить свои доходы наталкивались на сопротивление судов и парламента.
вторник, 26 июня 2018 г.
Собравшись в ноябре 1640 г., парламент предпочёл обсуждать не новые налоги, а недостатки управления страной без монарха.
Так началась революция – собирать ли парламент и на какой срок, всегда решал только король. Но депутаты пошли ещё дальше: запретили собирать налоги без их согласия, стали вмешиваться в дела правительства.
вторник, 26 июня 2018 г.
5. Гражданские войны и установление Республики
Создание профессиональной армии (до того с обеих сторон сражались ополченцы) и отстранение от командования тех, кто был настроен на примирение, обеспечили победы парламентских войск.
Одним из лидеров революции стал Оливер Кромвель (1599-1659). В 1647 г. он возглавил бунт армии против парламента и захватил Лондон.
вторник, 26 июня 2018 г.
Надеясь это использовать, в 1648 г. Карл I развязал вторую войну с парламентом, но вновь потерпел поражение и после суда был казнён в начале 1649 г.
После смерти Кромвеля избранный в 1660 г. новый состав парламента обратился к сыну Карла I с просьбой занять трон. Революция окончилась.
вторник, 26 июня 2018 г.
6. Реставрация Стюартов
В годы правления Карла II (1660-1685) и его брата Якова II (1685-1688) стали возникать политические партии: тори (сторонники сильной королевской власти) и виги (сторонники парламента).
В 1679 г. был принят закон, запрещавший сажать в тюрьму без суда.
Виги и тори обратились к мужу дочери Якова II, Марии, статхаудеру Голландии Вильгельму III Оранскому с просьбой свергнуть короля и занять престол.
вторник, 26 июня 2018 г.
7. Славная революция
Осенью 1688 г. Вильгельм III (1688-1792) высадился в Англии, почти без сопротивления завоевал страну и был провозглашён королём. Яков II бежал.
Революцию прозвали «Славной». Её итоги были закреплены в Билле о правах (1689). Он исключал католиков из престолонаследия, запрещал королю принимать законы без участия парламента, его членам гарантировалась свобода слова.
вторник, 26 июня 2018 г.
Так на протяжении XVII в. был достигнут компромисс: король оставался на троне, но управление страной становилось делом правительства и парламента.
Дворянство сохраняло крупные поместья, и джентри во многом было втянуто в новые, капиталистические отношения.
Больше до наших дней революций в Англии не будет.
вторник, 26 июня 2018 г.
Вопросы для повторения
Выделите основные направления в пуританизме.
Почему произошла революция 1640-1660-х гг.?
Какова роль религиозного фактора в революции 1640-1660-х гг.?
вторник, 26 июня 2018 г.
Глоссарий
Пуританизм – от лат. слова purus – чистый.
Непобедимая армада – испанский флот, посланный с целью свергнуть Елизавету и вернуть Англию в католицизм.
Джентри – нетитулованное среднее и мелкое дворянство.
Статхаудер – глава исполнительной власти в Республике Соединённых провинций.
вторник, 26 июня 2018 г.
Американская культура 70-х годов: имиджи и стереотипы
Американские социологи любят раскладывать культуру США XX столетия на отдельные, не связанные друг с другом клеточки десятилетий. Так, говорят о «преуспевающем» первом десятилетии, о «танцующих», «веселящихся» 20-х годах, или, как назвал их Фицджеральд, «эпохе джаза», о «грозовых», «кризисных», «голодных» 30-х годах. Эта же методология применяется и к более близкому нам времени. Так, 60-е годы американская публицистика окрестила «десятилетием протеста». Сейчас, когда завершились годы 70-е, социологи и культурологи пытаются дать им оценку, понять их значение и место в истории американской культуры, определить идеологический смысл.
Конечно, в делении истории культуры по «декадам» есть много условного. Для того чтобы понять смысл и содержание процессов, происходящих в американской культурной жизни, следует исходить не из абстрактно противопоставленных друг другу десятилетий, а из общих закономерностей, из общих процессов, характеризующих борьбу буржуазной и демократической культуры в условиях антагонистического общества. Однако это не уменьшает интереса к той дискуссии, которая сегодня развертывается в американской прессе вокруг 70-х годов.
Оценки, которые даются этим годам, довольно различные, но в них превалируют критические и даже негативные ноты. В статье «Кто стер 70-е?» публицист Г. Джанкер пишет: «70-е годы просто не существуют. Они лишены всяких культурных особенностей и в будущем не вызовут никакой ностальгии… Мы нуждались в передышке, в периоде, когда не будет никаких определений. И мы получили все это в 70-х годах» 1.
По мнению Джанкера, культура 70-х годов не дала Америке ничего нового. В это время не появилось крупных имен в искусстве или литературе, не было выработано никакого нового стиля, если не считать ностальгического повторения старых стилей – рока, рэгтайма. Было движение не вперед, а лишь вспять – к корням, к «закону и порядку», к нормализации. Анализируя все аспекты американской культуры минувшего десятилетия, начиная от высокого искусства и кончая стилем одежды, Джанкер приходит к выводу, что в этом плане она, по сути, являет собой пустые страницы.
Обозреватель журнала «Тайм» Л. Морроу рисует не менее пессимистическую картину в статье «Эпитафия по десятилетию». В частности, он отмечает, что экономические трудности этого времени – спады, инфляция, рост цен на товары первой необходимости – поколебали традиционный американский оптимизм. «Впервые за все времена американцы, воспитанные на вере в прогресс, начали рассматривать будущее как своего врага» 2. Художественная культура отразила эту проникнутую страхом перед будущим духовную атмосферу. Не видя пути к новому, американцы стали увлекаться тривиальным, – не случайно символами десятилетия считают бег трусцой, фильмы катастроф, диско, стиль ретро.
Как бы суммируя все явления, приведшие нацию к уходу в себя, американский публицист и писатель Т. Вулф назвал это время «Я-десятилетием». Эта метафора была быстро подхвачена. В 1979 году выходит книга известного американского историка и публициста К. Лэша, которая так и называется – «Культура нарциссизма». В ней рассматривается не только художественная культура 70-х годов, то есть искусство и литература, но и политика, идеология, система воспитания, спорт, реклама, семейные отношения. Анализируя все эти аспекты общественной жизни, Лэш приходит к выводу, что для них характерны симптомы общего заболевания, которое он определяет термином «нарциссизм». Среди этих симптомов: культ самолюбования, утрата интереса к прошлому, отсутствие понимания будущего.
Картина, нарисованная Лэшем, носит пессимистический, если не сказать апокалипсический, характер. Он показывает, что в 70-х годах все традиционные американские ценности, составляющие дух американизма, превращаются в свои противоположности: мораль трудолюбия и успеха, выросшая на основе протестантской этики, вырождается в вульгарную этику гедонизма и самолюбования, героизм – в популярность и поклонение знаменитостям, политика и радикализм – в уличный спектакль, спорт – в коммерческое зрелище и прославление силы, социальная критика – во всевозможные курсы самотерапии и морального самоусовершенствования, система образования – в культ самодовольной безграмотности и некомпетентности.
Особенно Лэша беспокоит утрата американцами чувства исторического времени, потеря интереса к будущему, которые, по его мнению, являются характерными признаками синдрома нарциссизма. «После политической сумятицы 60-х годов американцы занялись заботами о самих себе. Потеряв надежду улучшить свою жизнь каким-либо реальным способом, они обратились к психологии самоулучшения, к анализу собственных чувств, к изучению мудрости Востока, к потреблению здоровой пищи, к бегу трусцой, к изучению того, как победить «страх перед удовольствием»… Действительно, американцы, по-видимому, хотят забыть не только 60-е годы, бунты, «новых левых», демонстрации в университетских общежитиях, Вьетнам, Уотергейт, президентство Никсона, но и в целом все свое коллективное прошлое, даже в таких его антисептических формах, как празднование двухсотлетия США» 3.
По мнению Лэша, наиболее символическим выражением духа прошлого десятилетия был фильм известного американского режиссера Вуди Аллена «Спящий» (1973), пародирующий футурологические фильмы. Когда героя фильма спрашивают, во что он верит – в политику, религию или науку, он отвечает: «Я верю только в секс и смерть, два вида опыта, которые только однажды приходят в нашу жизнь». Эти слова, по мнению Лэша, можно применить ко всей культуре 70-х годов.
В публицистике приобретает популярность автобиографический роман, который превращается в нечто среднее между саморекламой и самоанализом. Господствующим становится интерес к тривиальному, банальному. В кинематографе это проявляется в инфантильном интересе к трюкам, техническим эффектам (не случайно, самый коммерческий и доходный фильм 70-х годов – «Война звезд» Джорджа Лукаса). Вся культура этого периода пронизана тоской по прошлому, которая проявляется в модном стиле ретро. Причем необходимо отметить, что стиль ретро не имеет ничего общего с интересом к реальной истории, он связан лишь с идеализацией, стилизацией, мифологизацией прошлого, а не с познанием исторического опыта.
Лэш критически изображает еще одну особенность современной национальной культуры Америки. Сегодняшний американец живет в мире образов, создаваемых фотокамерой, телевидением и кинематографом. Он не доверяет чувству реальности до тех пор, пока камера не воспроизведет ее образы. Фотографический образ дает ему веру в собственное существование, удовлетворяя его нарциссическую потребность в любовании самим собой. Все это, по мнению Лэша, свидетельствует о серьезном кризисе, который переживает американская культура.
Но каковы же причины этого кризиса? Подвергая их анализу, Лэш «не замечает» – или не хочет замечать, – что они кроются в самой социальной структуре американского общества, а связывает их прежде всего с вопросом о либерализме и консерватизме. Лэш выступает с резкой критикой либерализма, который, по его мнению, оказался не в состоянии объяснить явления современного мира и стал «не только политическим, но и интеллектуальным банкротом». Атаки публициста направлены на контркультуру, проповедующую, помимо всего прочего, полную сексуальную свободу. «Новый нарциссизм пытается найти смысл жизни. Освобожденный от идолопоклонства перед прошлым, он сомневается даже в реальности своего собственного существования. Его сексуальные отношения основаны скорее на свободе, чем на пуританизме, хотя освобождение от древних табу не приносит ему сексуального мира» 4.
Другой объект, на который направлена критика Лэша, – это корпоративное буржуазное общество, укрепляющее и стимулирующее нарциссические инстинкты отдельных индивидуумов. Однако эта критика аморфна, неотчетлива, выдержана в осторожных тонах и не раскрывает действительного влияния буржуазного государства и капиталистических монополий на сферу культуры.
Критика культуры, с которой выступает Лэш в своей книге, приобретает, как нам кажется, черты, общие с неоконсервативной критикой, что, пожалуй, в известной мере выглядит парадоксом. Дело в том, что в предыдущих своих работах – «Новые радикалы в Америке» (1965), «Агония американских левых» (1969), «Мир наций. Заметки об американской истории, политике и культуре» (1974) – он стоял на позициях левого радикализма. Теперь же радикальный теоретик солидаризуется с неоконсерваторами. Это можно объяснить только отсутствием альтернативы. Не видя выхода из тупика нарциссизма, разочаровавшись в левом движении 60-х годов, Лэш приходит к консервативной идее возврата к старому, к защите института семьи, моральных ценностей и т. д.
Синдром нарциссизма, который Лэш обнаруживает в американской культуре, можно отнести и к самому автору. Критикуя кризисные явления этой культуры, он не выходит за пределы привычных идеологических стереотипов и сам остается в сфере искаженных образов нарциссического сознания.
В прошлом десятилетии американская социология как либеральной, так и консервативной ориентации пришла к выводу о глубоком моральном кризисе национальной культуры. Леворадикальная критика всегда ощущала ее неоднородность, противоположность составляющих ее элементов. Еще в 50-х годах английский писатель Ч. -П. Сноу развивал концепцию двух культур5, омонимичную ленинской, но, как об этом уже не раз писалось, ничего общего с ней не имеющую. По мнению Сноу, в современном обществе существуют две противоположные культуры: «научная» и «гуманистическая», иными словами, культура ученых-естественников и культура художественной интеллигенции. Эти две культуры противостоят друг другу и в условиях научно-технической революции приходят к полному разобщению.
Фактически, утверждая противоположность «научной» и «гуманистической» культуры, Сноу лишь констатировал разобщенность науки и искусства в буржуазном обществе. По сути дела, под термином «культура» он понимал не культуру в собственном смысле слова, а отдельные микрокультуры. Концепция Сноу, несмотря на то, что вызвала бурные дискуссии в Европе и в Америке, оказалась чрезвычайно условной.
Другой вариант теории двух культур выдвинул американский социолог леворадикального направления Ф. Слейтер в своей книге «Поиски одиночества. Американская культура на переломе» (1975). Как и Сноу, Слейтер отказывается от социального и классового критерия в рассмотрении конфликтов культуры. Для него идея двух культур означает противоположность, антагонизм старой, традиционной культуры и новой, радикальной, или контркультуры. «Когда я говорю о существовании двух раздельных культур в Америке, – пишет Слейтер, – я имею в виду не культуру богатых и бедных, черных и белых, научную или гуманистическую культуру, но скорее всего противоположность между нашей старой, скудно ориентированной технологической культурой, которая все еще доминирует, и аморфной контркультурой, которая бурно развивается и бросает вызов старой» 6.
По мнению Слейтера, между этими двумя культурами существуют бесконечные антагонизмы. «Старая культура имеет тенденцию к предпочтению прав собственности над личными правами, технологических предписаний над человеческими потребностями, конкуренции над кооперацией, насилия над сексуальностью, производства над потреблением, средства над целью, социальной формы над личным выражением и т. д. Новая контркультура переворачивает все эти отношения наоборот» 7.
Таким образом, новая культура, о которой говорит Слейтер, характеризуется сексуальностью, потребительским характером, «личным выражением». Здесь Слейтер не высказывает ничего нового, повторяя идеи теоретиков контркультуры 60-х годов. Оригинальным в его концепции является утверждение, что между этими культурами не может быть никаких компромиссов, никаких взаимосвязей ни в настоящем, ни в будущем. «Я говорю о двух культурах, потому что мы не имеем больше единой культуры. Смешение этих двух культур не может ничего прибавить к американскому образу жизни. Из двух противоположных систем, каждая из которых строго детерминирована, не может получиться ничего, кроме столкновения и взаимных потерь» 8.
Очевидно, нет необходимости характеризовать такой сложный феномен американской действительности, как контркультура, тем более что в нашей печати, в том числе на страницах «Вопросов литературы», теория и практика контркультуры получили обстоятельное критическое освещение. Отметим только, что теория контркультуры представляла собой довольно сложный, а порою и эклектичный конгломерат идей Г. Маркузе, канадского социолога М. Маклюэна, С. Сонтаг, Т. Розака, Н. Брауна и др. Не анализируя социально-идейную и эстетическую сущность этого явления, напомним некоторые идеи этих теоретиков.
В своих многочисленных книгах, посвященных mass media, Маклюэн, как известно, высказал много эксцентричных мыслей о влиянии средств массовой коммуникации на культуру. Он провозгласил конец «галактики Гутенберга» и начало новой эры, в которой господствующее значение приобретают средства массовой коммуникации, создающие совершенно новый тип культуры, своеобразный «фольклор индустриальной эры». Особенное влияние на практику контркультуры оказал вывод Маклюэна, согласно которому в XX веке уничтожается дистанция между искусством и не-искусством, искусством и его окружением. «Искусство, – говорил он, – сегодня влияет настолько сильно, что исчезают всякие границы между искусством и природой. Искусство заменяет собой природу. Политические режимы исходят из этого» 9. Причем Маклюэн признавал, по сути дела, только эскапистскую функцию искусства. Искусство, подчеркивал он, – это все то, что уводит нас от реального мира.
Теоретики контркультуры не отрицали связи искусства с политикой, но истинно реальной политикой они объявляли само искусство. Пророк контркультуры Браун прямо говорил по этому поводу: «Необходимо сказать нашему молодому поколению, что реальная борьба не в политической сфере, а в том, чтобы положить конец всякой политике: от политики к поэзии. Поэзия, искусство – это и есть сама жизнь, реальная революционная сила, изменяющая мир» 10. Подобные утопические лозунги не помогали понять связь искусства с реальностью, а, напротив, уводили бунтующую молодежь от реальности.
Американская публицистка Сонтаг провозглашала, что контркультура связана с новым типом чувственности, который окончательно порывает с традициями старой, буржуазной культуры. Это прежде всего иррациональный поток чувств, который свободен от всякой вербальной и интеллектуальной интерпретации. «Сегодня, – писала она, – желание интерпретировать является реакционным. Подобно чаду от автомобилей и фабрик, который отравляет городскую атмосферу, интерпретация отравляет нашу чувственность. Интерпретация – месть интеллекта искусству. Более того, месть интеллекта миру» 11.
«Новая чувственность» как цель и результат контркультуры, по мнению Сонтаг, должна интегрировать высокую и низкую культуру, примирить популярное и авангардистское искусство. «Новая чувственность» демонстративно плюралистична, она одновременно предается мучительной серьезности и развлечению, остроумию и ностальгии. С точки зрения «новой чувственности» одинаково приемлемы красота машины и решение математических проблем, живопись Я. Джонса и фильмы Годара, личности и музыка Битлз» 12.
Для теории контркультуры была характерна концепция артизации, то есть возвышение искусства над действительностью, воображения над реальностью, эстетики над политикой. С этим были связаны популярные лозунги «революция как театр», «политика как театр» и т. п.
Контркультура возникла на гребне леворадикальных движений конца 60-х – начала 70-х годов. Однако уже к середине прошлого десятилетия волна этих движений, пошатнув многие, казалось бы, незыблемые устои буржуазного общества и морали, схлынула. Сегодня ушли в прошлое марши протеста, исчезли коммуны, в университетских общежитиях не видно больше баррикад, многие участники движения занялись бизнесом, влились в многомиллионную армию служащих и государственных чиновников. Ушла в прошлое и контркультура, проповедующая авангардизм, философию бунта и «Великого отказа».
Что же произошло с бывшими теоретиками и проповедниками контркультуры, какие идеи пропагандируют они сегодня? Совершенно очевидно, что в 70-х годах окончательно упала популярность социологических и культурологических эскапад Маклюэна, чьи прогнозы о смерти и упадке литературы оказались просто несостоятельными. Существенный поворот в своем мировоззрении совершила Сонтаг. Ее последняя книга посвящена самому предметному и фигуративному искусству – фотографии. Отказ от интерпретации, который она объявляла в своей книге «Против интерпретации», сменился попытками самого элементарного истолкования визуального образа. Наконец, серьезная метаморфоза произошла в конце жизни с умершим недавно Маркузе. В своей последней книге «Эстетическое измерение», вышедшей в 1977 году, он отказался от провозглашения анархических лозунгов о «революции сознания», «власти воображения» и занялся «опровержением» марксистской эстетики13.
Впрочем, в наши дни леворадикализм утратил господствующую роль в вопросах теории и социологии культуры. На его место пришли неоконсервативные концепции. Как показывает П. Стайнфелс в исследовании «Неоконсерваторы», сегодня в журналистике, политической теории, социологии культуры пришла мода на «новый консерватизм», ориентирующийся на традицию и отвергающий утопизм либералов14. Одним из ведущих идеологов «нового консерватизма» является известный американский историк и социолог Д. Белл, автор работ по проблемам политики, идеологии, научно-технического прогресса («Конец идеологии», 1960; «Грядущее постиндустриальное общество», 1973).
В середине 70-х годов он обращается к исследованию проблем культуры; результатом явилась книга «Культурные противоречия капитализма» (1976). В ней Белл констатирует глубокий моральный и культурный кризис, охвативший американское общество и связанный, по мнению автора, прежде всего с разложением протестантской этики и пуританской морали – традиционными моральными основами американизма. Прежде они служили адекватным выражением структуры американского капитализма, но нападки либеральных критиков на пуританскую мораль, которые начались уже с 20-х годов и завершились в контркультуре 60-х, окончательно подорвали пуританизм и повергли национальную культуру в глубокий кризис.
«Протестантская этика и пуританская мораль, – пишет Белл, – два кода, которые возвеличивали труд, трезвость, бережливость, сексуальные ограничения и различные запреты. Они определяли природу морального поведения и социальной респектабельности. Постмодернистская культура 60-х годов, поскольку она называла себя контркультурой, может интерпретироваться как вызов протестантской этике, возвещающей конец пуританизма и ведущей к завершающей атаке на буржуазные ценности. Правда, все это звучит слишком просто. На самом деле протестантская этика и пуританская мораль как социальные факторы подорваны уже давно. Они продолжали жить уже не как поведенческая реальность, но скорее как чистая идеология, которая использовалась либо моралистами для того, чтобы наставлять, либо социологами, чтобы создавать мифы. В действительности падение системы буржуазных ценностей было порождено экономической системой, точнее говоря, свободным рынком. В этом источник противоречий капитализма в американской жизни» 15.
Белл утверждает, что ситуация, в которой находится современный капитализм, уникальна. Она характеризуется полным расхождением культуры и социальной и технологической структуры современного капитализма. Этот распад или расхождение начались давно. Первые их симптомы проявились уже в начале XX века. Причем процесс был двухсторонним. С одной стороны, традиционная система ценностей подвергалась атакам либералов и интеллектуалов, с другой – происходила фундаментальная трансформация американского капитализма, изменение его экономической структуры. «Растущая плутократия, которая стала явной в «позолоченный век», означала, что труд и накопление не имеют больше завершения в себе самих (хотя они и оставались такими в представлениях Д. Рокфеллера и Э. Карнеги), но ведут к потребительству и роскоши. Не труд и божественная избранность, а статус и богатство становятся признаками успеха» 16.
Остатки пуританских традиций, по мнению Белла, были окончательно подорваны в 60-х годах представителями контркультуры, которые, в противоположность протестантской этике, утверждали этику гедонизма. Сама культура, пишет Белл, «выдвигает в качестве доминирующего принципа модернизм, который подменяет ценности буржуазной жизни гедонизмом, а гедонизм подрывает пуританскую этику, служившую прежде моральным обоснованием общества» 17.
Белл дает критическую оценку культуры 60-х годов, связывая контркультуру с поп-культурой и пропагандируемым ею гедонизмом. «Эпоха гедонизма, – пишет он, – имеет соответствующий культурный стиль – поп. Поп-арт, по словам критика Лоуренса Элловея, – как раз он дал этому стилю имя, – отражает эстетику изобилия. Иконография поп-арта исходит из повседневного мира, – это предметы домашнего обихода, образы кино и масс-медиа (комиксы), пища (хамбургеры и бутылки кока-колы), одежда… Эпоха гедонизма создала своего пророка – Маршалла Маклюэна. Он выражает гедонистическую эпоху в своих посланиях, этих новых средствах коммуникации, представляющих собой нечто вроде турецких бань ума.
- «Esquire», December, 1977, p. 152.[↩]
- «Time», January, 7, 1980, p. 38.[↩]
- R. Lash, The Culture of Narcissism, N. Y. 1979, p. 29 – 30.[↩]
- R. Lash, The Culture of Narcissism, p. 22.[↩]
- См.: Ch. Snow, The Two Cultures and the Scientific Revolution, Cambridge, 1969.[↩]
- Ph. Slayter, The Pursuit of Loneliness. American Culture at Breaking Point, L. 1975, p. 111.[↩]
- Ibidem, p. 114 – 115.[↩]
- Ibidem, p. 112.[↩]
- M. McLuhan, Counterblast, N.Y. 1971, p. 134.[↩]
- Цит. по: T. Rozak, The Making of Counter-Culture, N. Y. 1974, p. 154.[↩]
- S. Sontag, Against interpretation, N. Y. 1969, p. 17.[↩]
- Ibidem, p. 304[↩]
- Об этой книге мне уже приходилось писать в статье «О новом «измерении» Герберта Маркузе», «Вопросы литературы», 1978, N 9.[↩]
- P. Steinfels, The Neoconservatives, N. Y. 1979, p. 36.[↩]
- D. Bell, The Cultural Contradictions of Capitalism, N. Y. 1976, p. 56.[↩]
- D. Bell, The Cultural Contradictions of Capitalism, p. 76.[↩]
- Ibidem.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.
Пуританство | Определение, история, убеждения и факты
Пуританская семья
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Джон Баньян Джонатан Эдвардс Уильям Лауд Джон Фокс Джон Робинсон
- Похожие темы:
- протестантизм возрождение Богословие Новой Англии
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Пуританство , религиозное реформаторское движение в конце 16-го и 17-го веков, которое стремилось «очистить» англиканскую церковь от остатков римско-католического «папа», который, как утверждали пуритане, был сохранен после того, как религиозное урегулирование было достигнуто в начале во времена правления королевы Елизаветы I. Пуритане стали известны в 17 веке духом нравственной и религиозной серьезности, который определял весь их образ жизни, и они стремились посредством церковной реформы сделать свой образ жизни образцом для всей нации. Их усилия по преобразованию нации способствовали как гражданской войне в Англии, так и основанию колоний в Америке как рабочих образцов пуританского образа жизни.
Богословие
Пуританство можно определить прежде всего по интенсивности религиозного опыта, которому оно способствовало. Пуритане считали, что необходимо иметь отношения завета с Богом, чтобы искупить свое греховное состояние, что Бог решил явить спасение через проповедь и что Святой Дух был действенным инструментом спасения. Кальвинистское богословие и государственное устройство оказали большое влияние на формирование пуританских учений. Это, естественно, привело к отказу от многого, что было характерно для англиканского ритуала того времени, что рассматривалось как «папское идолопоклонство». Вместо этого пуритане делали акцент на проповеди, основанной на образах из Священных Писаний и повседневного опыта. Тем не менее из-за важности проповеди пуритане придавали большое значение ученому служению. Моральная и религиозная серьезность, характерная для пуритан, сочеталась с учением о предопределении, унаследованным от кальвинизма, чтобы породить «богословие завета», ощущение себя избранными Богом, чтобы жить благочестивой жизнью как индивидуально, так и как сообщество.
История пуританства
Происхождение и развитие в Англии
90 002 Король Генрих VIII отделил Англиканскую церковь от Римско-католической церкви в 1534 году, и дело протестантизма быстро продвинулось вперед при Эдуарде VI (годы правления 1547–1553). Однако во время правления королевы Марии (1553–1558 гг.) Англия вернулась к римскому католицизму, и многие протестанты были вынуждены покинуть страну. Многие из изгнанников оказались в Женеве, где церковь Жана Кальвина представляла собой действующую модель дисциплинированной церкви. Из этого опыта также вышли две самые популярные книги елизаветинской Англии — Женевская Библия и 9 книг Джона Фокса. 0037 Книга мучеников , которая дала английским протестантам оправдание рассматривать Англию как избранную нацию, избранную Богом для завершения работы Реформации. Таким образом, эти протестанты с энтузиазмом приветствовали вступление Елизаветы на престол в 1558 году; но ее первые действия по восстановлению протестантизма разочаровали тех, кто стремился к масштабным реформам, и эта фракция не смогла достичь своих целей в Созыве, главном руководящем органе церкви.Многие из этих пуритан — как они стали известны во время полемики по поводу облачения в 1560-х годах — искали парламентскую поддержку для попытки установить пресвитерианскую форму правления для англиканской церкви. Другие пуритане, обеспокоенные длительной задержкой реформы, решили провести «реформацию без промедления». Эти «сепаратисты» отреклись от государственной церкви и образовали добровольные общины, основанные на завете с Богом и между собой. Обе группы, но особенно сепаратисты, подвергались репрессиям со стороны истеблишмента. Лишившись возможности реформировать устоявшуюся церковь, английское пуританство обратилось к проповедям, памфлетам и разнообразным экспериментам в религиозном выражении, а также в социальном поведении и организации. Его успешный рост также во многом был обязан покровителям среди знати и в парламенте, а также его контролю над колледжами и профессорскими должностями в Оксфорде и Кембридже.
Послушайте о Гангрене Томаса Эдвардса, книга, критикующая религиозное разделение в лондонском Сити после Гражданской войны в Англии.
Просмотреть все видео к этой статье. Англия в 1603 году. Но на конференции в Хэмптон-Корт в 1604 году он отклонил недовольство пуритан фразой «нет епископа, нет короля». Пуритане оставались под давлением. Некоторые были лишены своих должностей; другие обходились минимальным соответствием; а третьи, которые не могли пойти на компромисс, бежали из Англии. Давление конформизма усилилось при Карле I (1625–1649 гг.).) и его архиепископ Уильям Лауд. Тем не менее пуританский дух продолжал распространяться, и когда в 1640-х годах между парламентом и Карлом вспыхнула гражданская война, пуритане воспользовались возможностью, чтобы призвать парламент и нацию возобновить завет с Богом. Парламент созвал группу духовенства, чтобы консультировать ее по вопросам управления церковью, но этот орган — Вестминстерская ассамблея — был настолько разделен, что не смог добиться реформы церковного управления и дисциплины. Тем временем Армия Новой Модели, разгромившая силы роялистов, опасалась, что Ассамблея и Парламент придут к компромиссу с королем Карлом, который уничтожит их завоевания пуританства, поэтому она захватила власть и передала ее своему герою Оливеру Кромвелю. Религиозное урегулирование при Кромвелевском Содружестве допускало ограниченный плюрализм в пользу пуритан. Появился ряд радикальных пуританских групп, в том числе левеллеры, диггеры, люди пятой монархии и квакеры (единственная, имеющая непреходящее значение).После смерти Кромвеля в 1658 году консервативные пуритане поддержали восстановление короля Карла II и изменение епископского строя. Однако их перехитрили те, кто восстановил строгую епископскую модель Лауда. Таким образом, английское пуританство вступило в период, известный как Великие гонения. Английские пуритане предприняли последнюю безуспешную попытку закрепить свой идеал всеобъемлющей церкви во время Славной революции, но религиозное решение Англии было определено в 1689 году Законом о веротерпимости, который сохранял существующую церковь как епископальную, но также допускал инакомыслие.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В американских колониях
Пуританский идеал реализации Священного Содружества путем создания общины по завету был перенесен в американскую колонию Вирджиния Томасом Дейлом, но самые большие возможности представились в Новой Англии. Первоначальная модель церковной организации в колонии Массачусетского залива представляла собой «средний путь» между пресвитерианством и сепаратизмом, однако в 1648 году четыре пуританские колонии Новой Англии совместно приняли Кембриджскую платформу, установив конгрегациональную форму церковного управления.
Пуритане Новой Англии сформировали гражданское общество в соответствии с рамками церкви. Только избранные могли голосовать и править. Когда это создало проблемы для жителей второго поколения, они приняли Завет половинчатого пути, который разрешал крещеным, нравственным и православным людям разделять привилегии членства в церкви. Другие варианты пуританского эксперимента были установлены в Род-Айленде Роджером Уильямсом, изгнанным из колонии Массачусетского залива, и в Пенсильвании квакером Уильямом Пенном.
Редакторы Британской энциклопедииЭта статья была недавно отредактирована и обновлена Мелиссой Петруцелло.
Пуритане: резюме, история, верования и ценности Х. Л. Менкен одержим «преследующим страхом, что кто-то где-то может хорошо проводить время».
Прихожане-пуритане были настолько религиозны, что считали себя слишком «чистыми» для своей церкви — и это было после того, как они откололись от англиканской церкви. Читайте дальше, чтобы узнать, как появились пуритане, чем они отличались от пилигримов, основали Новую Англию и раскололись под тяжестью своей разделяющей философии.
О пуританах
Прежде чем мы углубимся в пуритан, сначала давайте посмотрим на определение пуритан.
Пуритане — сильно преданная сепаратистская религиозная группа с экстремистскими убеждениями, преследуемая англиканской церковью за свои убеждения. Сначала они бежали в Нидерланды, а затем в Америку, где поселились на территории, впоследствии ставшей Новой Англией, а затем рассеялись.
Рис. 1 — «Пуританин» Августа Сен-Годена — Спрингфилд, Массачусетс, США
Знаете ли вы? Термин «пуританин» изначально был уничижительным термином, высмеивающим самодовольство сепаратистской секты и строгое, узкое толкование Библии. Слово использовалось негативно и имело специфический оттенок лицемерия.
Цель пуритан
Пуританство берет свое начало в Англии конца шестнадцатого века. Некоторые прихожане англиканской церкви, обязательного молитвенного дома, требовали церковной реформы. Они чувствовали, что структура и учение церкви слишком близки к римско-католической церкви. Поскольку английский монарх наблюдал за управлением Церковью так же, как управлял Папа Римский. Пуритане считали, что учения христианства должны руководствоваться только Библией. Все, что меньше, было идолопоклонством в чистом виде. Пуритане называли своих прихожан «святыми».
Пуритане покинули Англию, потому что…
Пуритане глубоко не согласны с направлением движения англиканской церкви. Пуритане считали, что, как и католическая церковь, она слишком зациклилась на формальностях и презентациях. Они хотели вернуть поклонение и преданность к их основам. Так они покинули Англию и переселились в будущую Новую Англию.
А как же Пилигримы, спросите вы? И в чем разница между пилигримами и пуританами? Хотя у них были схожие цели и в конечном итоге они сотрудничали в Новом Свете, эти две группы были отдельными образованиями.
Пилигримы считали себя сепаратистами и хотели полностью порвать с англиканской церковью. В основном это были представители низшего или среднего класса и необразованные. Первая группа поселенцев была относительно небольшой, всего 102 человека, и их целью была полная духовная свобода.
Пуритане отличались от Пилигримов тем, что не считали себя сепаратистами (хотя другие считали их таковыми и, таким образом, неотличимыми от Пилигримов). Вместо этого они были недовольны церковной реформой и хотели ее «очистить». Пуритане, как правило, были образованными людьми из высшего сословия, и они составляли гораздо большую группу, чем пилигримы. Тысячи пуритан прибыли в Новый Свет в начале 17 века. Их целью было распространение Евангелия спасения через свою религию.
Давайте рассмотрим некоторые различия между пилигримами и пуританами.
Пилигримы | Пуритана |
считают себя сепаратистами | Они не считали себя сепаратистами |
, которые хотели отрываться от церкви Англии полностью | |
, чтобы отказаться от церкви Англии | |
, чтобы отказаться от церкви Англии | |
«Ягорена | ».|
Низший класс, необразованные | Высший класс, образованные |
Небольшое количество: всего около 100 человек прибыли на Mayflower | Они тысячами прибыли в Америку |
Они жаждали духовной свободы, не теряя при этом своей английской культуры. | Они хотели распространять протестантизм. |
Таблица 1
Наказание за разногласия в англиканской церкви было жестоким. И католические, и протестантские короли и королевы еще в 16 веке приговаривали людей к смертной казни за нарушение запрета на свободу вероисповедания. Первая группа сепаратистов, уставшая от этого и отправившаяся на более зеленое пастбище, базировалась в Скруби, Англия. Сотня этих самопровозглашенных сепаратистов, известных как пилигримы, собрались вместе и уехали из Англии в Нидерланды.
Рис. 2. Голландский памятный пенни для пилигримов, отбывающих в США 300 лет назад
Хотя пилигримы добились определенного прогресса в Нидерландах, через 12 лет с них было достаточно. Паломники начали опасаться, что их дети, выросшие в голландской среде, потеряют свою английскую культуру. Вместо этого они чувствовали, что им необходимо отправиться в неизведанную территорию, где они смогут свободно исповедовать свою религию по своему усмотрению. Они вернулись в Англию, сели на «Мейфлауэр» и отправились в Новый Свет.
К первой крошечной колонии пилигримов, прибывшей в Плимут — их было всего около сотни — вскоре присоединились тысячи пуритан. Новоприбывшие заключили мир с лидером колонии Уильямом Брэдфордом, и две группы, преследующие схожие цели, вместе работали над расширением поселения.
Ценности пуритан
Пуритане жили и дышали словом Библии, строго придерживаясь ее текста и наказывая тех, кто нарушил его. Они тесно связывали провидение и благополучие, благотворительность и самодисциплину. Пуритане были известны своей трудовой этикой, чертой, характерной для Америки, особенно Новой Англии.
Стремясь восстановить баланс христианской этики, существующий в мире, приближающемся к современности, пуритане проповедовали умеренность среди обильного изобилия Нового Света. По сути, они вели себя так, как если бы они были избранными, как евреи Ветхого Завета. В этом отношении они чувствовали себя центральными в новой космологической драме на этой грозной, но процветающей земле. Короче говоря, пуритане чувствовали, что у них есть прямой завет с Богом.
Верования пуритан
Пуританские верования пришли в упадок в восемнадцатом веке, потому что пуритане были слишком разнородны и распадались на новые группы. Разломы в Массачусетсе привели к образованию других колоний, таких как Коннектикут и Род-Айленд.
Интенсивное внимание к отношениям человека со Словом Божьим означало, что оно было открыто для различных интерпретаций, буквальных и иных. Таким образом, сама природа пуританского образа жизни и благочестия, всегда очищающего себя, делала его неустойчивым как единую секту христианства.
Рис. 3 – Портрет Жана Кальвина (голландский: Johannes Calvijn), около 1550 г.
Практики пуританства верили в учение Жана Кальвина. Кальвинизм придерживался доктрины предопределения или веры в то, что Бог уже решил, кто попадет в рай, а кто в ад. Таким образом, у пуритан было основание полагать, что они были богоизбранным народом и имели особую цель искать свою судьбу в новой стране, свободной от религиозных преследований.
Сегодня мы видим, что другие деноминации в Америке вторят этике пуритан. Среди них методисты, баптисты, квакеры, меннониты, амиши и Святые последних дней. Эти конфессии также отмечены воздержанием, самодисциплиной, упорным трудом, поверхностным отказом от удовольствий, а иногда и праведным суждением о других религиозных группах. Кто-то скажет, что сама суть американской жизни пуританская, хотя и в разбавленной версии.
Однако консервативное большинство американского Верховного суда и его многочисленные постановления в пользу определенных групп, основанные на «религиозной свободе», указывают на рост религиозного экстремизма, который предполагает, что мы, возможно, не видели последних пуритан.
Вам помогло это объяснение? Если вы ответили «да», ознакомьтесь с другим нашим объяснением о пилигримах!
Пуритане — Ключевые выносы
- Пуритане были группой религиозных сепаратистов, отколовшихся от англиканской церкви в 17 веке. Считая себя богоизбранным народом, они бежали от религиозных преследований со стороны английской монархии — сначала в Нидерланды, а затем в Америку, где им предстояло основать Новую Англию.
- Основное различие между пилигримами и пуританами заключалось в том, что пилигримы хотели официально и полностью отделиться от англиканской церкви. Напротив, пуритане хотели «очистить» англиканскую церковь и с этой целью переехали в Массачусетс. Хотя пуритане не считали себя сепаратистами, паломники и пуритане считались одним и тем же в глазах Церкви.
- Пуритане сильно опирались на учение Жана Кальвина, который проповедовал предопределение или веру в то, что Бог уже решил, кто попадет в рай, а кто в ад. Пуритане верили, что они вовлечены в Божью драму как Его избранный народ.
- Пуритане исповедовали такие добродетели, как самодисциплина, трудолюбие, умеренность и благотворительность.
Ссылки
- Рис. 1 — Пуританин Августа Сен-Годенса — Спрингфилд, Массачусетс, США JPG) от Daderot (https://commons.