Османская империя в годы Первой мировой войны
К 100-летию начала Первой мировой войны
24.11.2014
Начавшись как война профессиональных армий, Первая мировая превратилась в войну народов, а завершилась гибелью империй, гражданскими войнами, всплеском ненависти и вкусом к жестокости, определившим историю всего двадцатого столетия. Османское государство разделило участь многих стран, как победивших, так и проигравших в этой войне.
Мультиконфессиональное Османское государство – одна из крупнейших империй II тысячелетия н. э. Как и империей Габсбургов, ею длительное время управляла одна династия: семейство Османов сохраняло трон на протяжении 644 лет – с 1280 по 1924 гг.
Империя состояла из различных «неравноценных» частей. В период своего наивысшего могущества, приходящегося на конец XVII в., империя занимала обширные пространства на западе евразийского и на севере африканского континентов. Центр империи находился на двух полуостровах – Балканском и Анатолийском, а основная территория простиралась на юг по двум направлениям: к Аравийскому полуострову и к северу Африки. Значительную часть империи составляло морское пространство.
Османское государство в период своего становления опиралось на соединение трех различных традиций общественно-политической жизни: тюрко-монгольскую, ирано-мусульманскую и византийскую. На складывание и развитие османского государства оказали влияние наступление Европы на мусульманские земли в зоне Средиземноморья, развитие огнестрельного оружия, специфика внутренней и внешней политики султанского двора. Османским правителям удалось достичь оптимального баланса различных групп имперской элиты и корпоративных социально-политических институтов, в которые были организованы подданные. Можно сказать, что концепция государства, известная на Ближнем Востоке со времен Аристотеля как «круг справедливости», была реализована в османском варианте.
«Могущество и сила верховной власти в войске, войско существует казной, казна собирается с поселян, существование же последних обусловливается справедливостью» – эта концепция, воспринятая в Аббасидском халифате от персов, несколько модифицированная в XII–XIII вв. тюрко-монгольскими обычаями, перешла к османам.
Империя, соединившая в себе разнородные культурные традиции, построенная на принципах корпоративности социальных институтов, вмещающая многообразие религиозных практик, неизбежно стремилась к сохранению внутреннего равновесия в обществе. Залогом существования такого культурного пространства было поддержание порядка и спокойствия среди общественных страт. В случае нарушения привычного хода событий все усилия направлялись на восстановление прежнего равновесия. Это выражалось в форме проведения «традиционных реформ», целью которых было возвращение к прежней стабильности и упорядоченности.
На рубеже XVIII–XIX вв. империя, переживавшая затяжной внутренний структурный кризис, столкнулась с новой для себя ситуацией – складывание мировой экономической системы и развитие национальной идеи. Эти факторы, несмотря на определенный резерв модернизации, заложенный в традиционных институтах империи, окончательно разрушили баланс сил как внутри государства, так и на внешнеполитической и экономической аренах. В таких условиях османское государство вступило в мировую войну, которая для нее оказалась последней.
Первая мировая война
Начавшись как война профессиональных армий, Первая мировая превратилась в войну народов, а завершилась гибелью империй, гражданскими войнами, всплеском ненависти и вкусом к жестокости, определившим историю всего двадцатого столетия. Османское государство разделило участь многих стран, как победивших, так и проигравших в этой войне.
Турецкое правительство объявляет войну Антанте
Османская империя в годы Первой мировой потеряла погибшими в сражениях и умершими от болезней порядка 800 тыс. человек. Общие потери всех сторон в Первой мировой войне составили около 10 млн. убитых и до 20 млн. раненых. Германия потеряла 2 030 тыс. человек убитыми и умершими, Австро-Венгрия – 1,1 млн., Болгария – 90 тыс., Франция лишилась 1 400 тыс. человек, Англия – 715 тыс. человек, а ее доминионы – 200 тыс. Потери Италии составили 580 тыс. человек, потери Сербии и Черногории – 280 тыс. человек, потери Румынии – 250 тыс. человек, потери США – 114 тыс., потери Бельгии – 38 тыс., потери Греции – 26 тыс. и потери Португалии – 7 тыс. человек. Меньше всех потеряла Япония – 300 погибших. Российская империя в Первой мировой войне потеряла более 2 млн. человек
«Грозный» и «Пони»
12 ноября 1914 г. Османская империя призвала мусульман к «священной войне» против держав Антанты. Османские сухопутные войска (всего около 800 тыс. чел.) были развернуты: 1-я, 2-я и 5-я армии – в районе проливов, 3-я – в Восточной Анатолии (Турецкая Армения), 4-я – в Сирии и Палестине, 6-я – в Месопотамии. Верховным главнокомандующим номинально числился султан Мехмед V, но фактически им был военный министр Энвер-паша; начальник Штаба – германский генерал Ф. Бронзарт фон Шеллендорф.
Выступив на стороне Германии, Османское государство в годы войны во многом согласовывало свои действия с Генеральным штабом германской армии. Кроме того, османская армия готовилась и оснащалась с помощью германских инструкторов и военной техники. Германские офицеры возглавляли подразделения и соединения, участвовали непосредственно в боевых действиях в боевых порядках османской армии. В качестве примера такого участия можно упомянуть немецкие военные корабли, включенные в состав османского черноморского флота: линейный крейсер «Гёбен» («Goeben») и легкий крейсер «Бреслау» («Breslav»). Эти корабли 10 августа вошли в Дарданеллы.
Линейный крейсер «Гёбен»
Чтобы избежать их возвращения в Средиземное море или интернирования, германский посол «предложил» османскому правительству в течение 24 часов решить вопрос о «покупке» кораблей, что и было сделано. На обоих кораблях были подняты османские флаги. «Гёбен» получил название «Явуз» в честь одного из самых известных османских султанов – Селима I (1512–1520). В переводе с османского «Явуз» означал «Грозный». Легкий крейсер «Бреслау» стал именоваться «Мидилли» – «Пони».
Появление «Явуз» и «Мидилли» в водах Черного моря не только стало знаком присоединения Османской империи к Германии, но и в практическом смысле изменило баланс сил.
Легкий крейсер «Бреслау»
Теперь русскому флоту приходилось считаться с османским флотом в зоне проводимых операций. «Явуз» и «Мидилли» с другими кораблями османского флота совершали многочисленные рейды на военно-морские базы Одессы, Севастополя, Феодосии, Новороссийска и действовали на коммуникациях, уничтожая транспорты, но избегая решительного боя с русскими кораблями. Линейный крейсер «Явуз», терроризировавший своими налетами черноморское побережье России, подорвался на минах, выставленных у пролива Босфор потомком османского паши Александром Колчаком.
Кавказский фронт
Один из наиболее важных фронтов для османской армии оказался и наиболее проблематичным. Здесь произошло несколько решительных сражений с войсками русской Кавказской армии.
Первоначальные успехи второй половины октября (начала ноября) 1914 г., обернулись драматическими поражениями частей 3-й османской армии (командующий – военный министр генерал Энвер-паша, начальник штаба – немецкий генерал Ф. Бронзарт фон Шеллендорф) под Сарыкамышем в январе 1915 г. Командование 3-й османской армии решило окружить и уничтожить главные силы Кавказской армии (Сарыкамышский отряд) с целью последующего захвата Карса.
Османская армия состояла из 9-го, 10-го и 11-го пехотных корпусов, 2-й кавалерийской дивизии и курдского кавалерийского корпуса. Им противостояли отдельные отряды частей Кавказской армии, к которым присоединились силы с других участков фронта и из армейского резерва. 9 (22) декабря 9-й и 10-й турецкие корпуса перешли в наступление и, оттеснив вшестеро слабейший по численности Ольтинский отряд генерала Н.М. Истомина, 12 (25) декабря заняли Бардус, а затем повернули на Сарыкамыш. Во время наступления османские корпуса понесли большие потери, чему способствовали морозы. С фронта начал наступление 11-й турецкий корпус, и Сарыкамышский отряд отошел к государственной границе. Для обороны Сарыкамыша была направлена часть сил с фронта и из армейского резерва. До их подхода Сарыкамыш упорно оборонял малочисленный сборный отряд полковника Букретова, с 14 (27) декабря оборону возглавил генерал М. А. Пржевальский. Русские войска отбили атаки 3-й армии, а 16 (29) декабря отбросили их и перешли в контрнаступление. Двигавшийся на Ардаган отряд немецкого майора Штанке также был разбит.
Позиции русских войск под Сарыкамышем
20 декабря (2 января) русские войска заняли Бардус, а 22 декабря (4 января) окружили и взяли в плен весь 9-й османский корпус. Остатки 10-го корпуса отступили на исходные позиции.
К 4–6 (17–19) января русские войска полностью восстановили положение. Потери 3-й армии составили около 70 тыс. чел. (из 90 тыс.), русских – около 20 тыс. чел. Последующие сражения в ходе Алашкертской, Хамаданской, Эрзерумской и Трапезундской операций 1915–1916 гг. обернулись рядом поражений османских войск на Кавказе, в Восточной Анатолии и приграничных с Персией областях.
Дарданелльская операция 1915 г.
Галлипольская операция, действия англо-французского флота и десантных войск 19 февраля 1915 – 9 января 1916 г. во время Первой мировой войны имели целью овладение Дарданеллами, Босфором и Константинополем, вывод Османской империи из войны и восстановление связи с Россией через Черное море. С 19 февраля англо-французская эскадра (11 линейных кораблей, линейный крейсер, 4 крейсера, 16 эсминцев и др., позже до 18 линейных кораблей, 12 крейсеров, 40 эсминцев и др.) бомбардировала османские форты, однако ее попытка прорваться 18 марта через проливы окончилась неудачей с потерей 3 кораблей. Тогда было решено захватить Галлиполи десантом.
25 апреля десант (4,5 дивизии – свыше 80 тыс. чел., 178 орудий) под командованием английского генерала Я. Гамильтона и французского генерала А. д,Амада, потеряв 18 тыс. чел., высадился на Галлипольском полуострове, у Седдюльбахира и севернее. Попытки расширить плацдарм остались безуспешными вследствие упорного сопротивления османских войск (5 дивизий) под командованием германского генерала Лимана фон Сандерса. Наступательные действия англо-французских войск в апреле-июне также окончились неудачей. В начале августа союзники увеличили силы до 12 дивизий и 6–10 августа предприняли новое наступление и высадили 7 августа десант в бухте Сувла, но и эти удары были отражены османскими войсками (15 дивизий). С 10 декабря 1915 по 9 января 1916 г. англо-французские войска были эвакуированы в Салоники для усиления Салоникского фронта. Потери союзников 145 тыс. чел., осман – 186 тыс. чел.
Ко времени этой операции относится красивая легенда о действиях генерала османской армии Мустафы Кемаля. Поднимая своих солдат в атаку, он обратился к ним с речью: «Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть».
Надежда на «Молниеносного»
24 июня 1917 г. в Аллепо была сформирована группа армий («Yıldırım Orduları Grubu») под общим командованием германского генерала Эриха фон Фалькенхайна (1861–1922).
В немецком варианте эта группировка более известна как «Heeresgruppe F». Она должна была контролировать Палестину, Сирию и Ирак. Название для этой группировки было выбрано по имени османского султана и, судя по всему, не случайно. Османский султан Баязид I (1389–1402) вошел в историю под прозвищем «Yıldırım» – «Молниеносный» – за свои стремительные рейды. Он вступил на трон после гибели своего отца Мурада I (1362–1389) на Косовом поле от руки сербского воина. Баязиду пришлось противостоять многочисленным внутренним врагам, восстанавливать власть на отложившихся землях, отражать наступления крестоносцев. Название для группы армий, сражавшихся с союзными войсками и поддержавшими их арабскими ополчениями, было весьма символично. Вот только не вспомнили, что Молниеносный султан в 1402 г. был разбит войсками не менее молниеносного Тамерлана и закончил жизнь в плену, а османское государство было фактически уничтожено.
Последнее свое сражение группа армий, которой с февраля 1918 г. командовал немецкий генерал Лиман фон Сандерс, приняла на Сирийском фронте. Здесь османским войскам противостояла британская армия генерала Э.Г.Алленби и арабская армия под командованием эмира Фейсала и английского разведчика полковника Т.Э.Лоуренса (всего 105 тыс. чел., 546 орудий). Группировка «Молниеносный» имела три армии (4-ю, 7-ю и 8-ю; всего 34 тыс. чел., до 330 орудий). Наступление союзников началось 19 сентября 1918 г. Прорвав оборону противника и выдвинув в его тыл конные части, союзные войска заставили 8-ю и 7-ю османские армии капитулировать; 4-я османская армия отступила. С 28 сентября по 27 октября союзники заняли Акку, Дамаск, Триполи и Халеб.
7 ноября 1918 г. командование группой армий «Молниеносный» принял Мустафа Кемаль-паша и пробыл в этом качестве 8 дней.
Мустафа Кемаль-паша — командующий армией. 1918 год
Историческая правда зависит от того, что общество предпочитает помнить и что оно предпочитает забыть. Забытые страницы истории переплетены в один том с отредактированными страницами мифологизации и пустыми страницами забвения.
Не все солдаты преданы земле с полагающимися для них почестями, далеко не осмыслены события той войны, не все архивы прочитаны, не все имена выбиты на граните… Значит, война продолжается. Что предпочитаем помнить мы о той забытой Мировой, что предпочтем забыть? История – это, безусловно, искусство помнить, но также и искусство забывать.
Вражда, ненависть, жестокость, павшие на полях сражений – сражений в широком смысле. Что из этого ряда останется в памяти, а что будет «забыто»? Для последней битвы Османской державы – это 800 тыс. погибших в боях; ровно столько находилось в армиях перед войной. Это многие тысячи убитых в гражданской войне и отдавших жизнь за независимость.
Традиционно таких павших называли шахидами – мучениками, жертвами, павшими за веру. И мы уверены, что можно смело назвать жертвами этой войны всех, кого она поглотила: и мусульман, и христиан, и армян, и греков, и турок, и русских, и многих других. С этой войной закончилась история Османского государства и началась история государства Турецкого. Первая мировая война стала рождением собственно турецкой истории – истории отдавших свою жизнь за Родину.
Сергей Олюнин, кандидат исторических наук, доцент Белорусского государственного университета (Республика Беларусь)
Маяковский Владимир Владимирович — биография поэта, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги
Владимир Маяковский не сразу начал писать стихи — сначала он собирался стать художником и даже учился живописи. Слава поэта пришла к нему после знакомства с авангардистами, когда первые произведения молодого автора с восторгом встретил Давид Бурлюк. Футуристическая группа, «Сегодняшний лубок», «Левый фронт искусств», рекламные «Окна РОСТА» — Владимир Маяковский работал во множестве творческих объединений. А еще писал в газеты, выпускал журнал, снимал фильмы, создавал пьесы и ставил по ним спектакли.
Родился российский футуризм
Владимир Маяковский с сестрой Людмилой. Фотография: vladimir-mayakovsky.ru
Владимир Маяковский с семьей. Фотография: vladimir-mayakovsky.ru
Владимир Маяковский в детстве. Фотография: rewizor.ru
Владимир Маяковский родился в Грузии в 1893 году. Его отец служил лесничим в селе Багдади, позже семья переехала в Кутаиси. Здесь будущий поэт учился в гимназии и брал уроки рисования: с ним бесплатно занимался единственный кутаисский художник Сергей Краснуха. Когда волна первой российской революции докатилась и до Грузии, Маяковский — еще ребенком — впервые участвовал в митингах. Его сестра Людмила Маяковская вспоминала: «Революционная борьба масс оказала влияние также на Володю и Олю. Кавказ переживал революцию особенно остро. Там все вовлекались в борьбу, и все делились на участвовавших в революции, определенно сочувствовавших ей и враждебно настроенных».
В 1906 году, когда Владимиру Маяковскому было 13 лет, умер его отец — от заражения крови: поранил палец иглой, сшивая бумаги. До конца жизни поэт боялся бактерий: всегда носил с собой мыло, брал в путешествия складной таз, возил с собой одеколон для обтираний и тщательно следил за гигиеной.
После смерти отца семья оказалась в тяжелом положении. Маяковский вспоминал: «После похорон отца — у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было». В московской гимназии юный поэт написал свое первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале. В 1909–1910 годах Маяковского несколько раз арестовывали: он вступил в партию большевиков, работал в подпольной типографии. Сначала юного революционера отдавали «на поруки» матери, а в третий раз посадили в тюрьму. Заключение в одиночной камере Маяковский позже назвал «11 бутырских месяцев». Он писал стихи, но тетрадь с лирическими опытами — «ходульными и ревплаксивыми», как оценил их автор, — отобрали охранники.
В заключении Маяковский прочитал множество книг. Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая будет в корне отличаться от классической. Маяковский решил учиться живописи — сменил нескольких преподавателей и через год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь молодой художник познакомился с Давидом Бурлюком, а позже — с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых. Маяковский вновь писал стихи, от которых его новые товарищи были в восторге. Авангардные авторы решили объединиться против «эстетики старья», и вскоре появился манифест новой творческой группы — «Пощечина общественному вкусу».
У Давида — гнев обогнавшего современников мастера, у меня — пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья.
Родился российский футуризм.
Читайте подробнее о футуризме
Футуристы выступали на собраниях — читали стихи и лекции о новой поэзии. За публичные выступления Владимира Маяковского отчислили из училища. В 1913–1914 годах прошло известное турне футуристов: творческая группа с выступлениями проехала с гастролями по российским городам.
Бурлюк ехал и пропагандировал футуризм. Но он любил Маяковского, стоял у колыбели его стиха, до мелочей знал его биографию, умел читать его вещи — и потому сквозь бутады Давида Давидовича облик Маяковского возникал таким материальным, что его хотелось потрогать руками.
По приезде в город Бурлюк первым делом устраивал выставку футуристических картин и рукописей, а вечером делал доклад.
Актер, художник и автор «народных спектаклей»
Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко и Дмитрий Шостакович на репетиции спектакля «Клоп». 1929. Фотография: subscribe.ru
Владимир Маяковский и Лиля Брик в фильме «Закованная фильмой». 1918. Фотография: geometria.by
Владимир Маяковский (третий слева) и Всеволод Мейерхольд (второй слева) на репетиции спектакля «Баня». 1930. Фотография: bse.sci-lib.com
Владимир Маяковский интересовался не только поэзией и живописью. В 1913 году он дебютировал в театре: сам написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил ее на сцене и сыграл главную роль. В этот же год поэт увлекся кинематографом — начал писать сценарии, а спустя год впервые снялся в ленте «Драма в кабаре футуристов №13» (картина не сохранилась). Во время Первой мировой войны Владимир Маяковский состоял в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». Его участники — Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков и другие — рисовали патриотические открытки для фронта, навеянные традиционным народным лубком. Для них создавали простые красочные картинки и писали короткие стихи, в которых высмеивали врага.
В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик. Это событие в своей автобиографии поэт позже отметил подзаголовком «радостнейшая дата». Лиля Брик на долгие годы стала возлюбленной и музой Маяковского, он посвящал ей стихи и поэмы и даже после расставания продолжал признаваться в любви. В 1918 году они вместе снялись для картины «Закованная фильмой» — оба в главных ролях.
Знакомьтесь с другими творческими работами Маяковского — картинами, плакатами, сценариями
В ноябре того же года прошла премьера пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Ее поставил в Театре музыкальной драмы Всеволод Мейерхольд, а оформил в лучших традициях авангарда Казимир Малевич. Мейерхольд вспоминал о работе с поэтом: «Маяковский был сведущ в очень тонких театральных, технологических вещах, которые знаем мы, режиссеры, которым обучаются обычно весьма длительно в разных школах, практически на театре и т. д. Маяковский всегда угадывал всякое верное и неверное сценическое решение, именно как режиссер». «Революционный народный спектакль», как называла его переводчица Рита Райт, ставили еще несколько раз.
Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат. 1930-е. Фотография: artchive.ru
Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат. 1948. Фотография: novom.ru
Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат. 1923. Фотография: artchive.ru
Спустя год началась напряженная эпоха «Окон РОСТА»: художники и поэты собирали горячие темы и выпускали агитационные плакаты — их нередко называют первой советской социальной рекламой. Работа шла напряженно: и Маяковскому, и его коллегам не раз приходилось задерживаться допоздна или работать ночью, чтобы выпустить партию в срок.
В общей сложности было сделано до пятидесяти плакатов, до сотни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналах и газетах… Он не любил чертить и вымерять, а делал все от руки. Нарисует сразу карандашом, без помарки, после обведет тушью и раскрашивает. Видно было, что дается это ему легко и орудовать кистью ему приятно. Рисование было для него отдыхом, и он делался в эти минуты особенно ласковым и нежным.
Часто он звал меня, чтобы помочь буквы выписать или вычертить что-нибудь. Ярко воскресают в памяти часы, проведенные вместе с Володей за составлением рекламных плакатов. Вот одна из записок того времени: «Родченко. Приходи ко мне сейчас же с инструментом для черчения. Немедленно. В. Маяковский».
В 1922 году Владимир Маяковский возглавил литературную группу «Левый фронт искусств» (позже «левый» в названии сменилось на «революционный»), а вскоре и одноименный журнал творческого объединения. На его страницах публиковали прозу и стихи, снимки авангардных фотографов, смелые архитектурные проекты и новости «левого» искусства.
В 1925 году поэт окончательно расстался с Лилей Брик. Он уехал на гастроли во Францию, затем отправился в Испанию, на Кубу и в США. Там Маяковский познакомился с переводчицей Элли Джонс, между ними вспыхнул короткий, но бурный роман. Осенью поэт вернулся в СССР, а в Америке у него вскоре родилась дочь — Элен-Патриция. После возвращения из США Владимир Маяковский написал цикл «Стихи об Америке», работал над сценариями советских фильмов.
«Лучший поэт советской эпохи»
Владимир Маяковский. Фотография: goteatr.com
Владимир Маяковский и Лиля Брик. Фотография: mayakovskij.ru
Владимир Маяковский. Фотография: piter.my
В 1928–1929 годах Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт был вторым режиссером, он следил за оформлением спектакля и работал с актерами: начитывал фрагменты пьесы, создавая нужные интонации и расставляя смысловые акценты.
Очень Владимир Владимирович увлекался всякой работой. Уходил в работу с головой. Перед премьерой «Бани» он совсем извелся. Все время проводил в театре. Писал стихи, надписи для зрительного зала к постановке «Бани». Сам следил за их развешиванием. Потом острил, что нанялся в Театр Мейерхольда не только автором и режиссером (он много работал с актерами над текстом), а и маляром и плотником, так как он сам что-то подрисовывал и приколачивал.
Как очень редкий автор, он так горел и болел спектаклем, что участвовал в малейших деталях постановки, что совсем, конечно, не входило в его авторские функции.
Обе пьесы вызвали ажиотаж. Одни зрители и критики видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие — критику советского строя. «Баню» поставили лишь несколько раз, а после запретили — до 1953 года.
А вы знаете, какое произведение Маяковский впервые написал лесенкой? Ответ ищите в материале по ссылке
Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» сменилось прохладой. В 1930 году ему впервые не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика. Его упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побежденным, например той же бюрократии, и чиновническим проволочкам. Маяковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты. Поэту помогали Лиля Брик, его новая возлюбленная актриса Вероника Полонская и сотрудник Государственного литературного музея Артемий Бромберг.
В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако, как вспоминал Бромберг, на открытие не пришел никто из представителей литературных организаций. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было.
Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича «Двадцать лет работы», которую почему-то почти бойкотировали «большие» писатели, мы, несколько человек сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая оттого, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперед, словно ожидая кого-то очень дорогого и все более убеждаясь, что этот дорогой человек не придет.
Непризнание усугубила личная драма. Владимир Маяковский, влюбленный в Полонскую, требовал, чтобы она ушла от мужа, бросила театр и поселилась с ним в новой квартире. Как вспоминала актриса, поэт то устраивал сцены, то успокаивался, потом снова начинал ревновать и требовать немедленного решения. Одно из таких объяснений стало роковым. После ухода Полонской Маяковский покончил с собой. В предсмертном письме он просил «товарища правительство» не оставлять его семью: «Моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо».
После смерти Маяковского весь архив поэта отошел Брикам. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократические препоны. Поэта почти не издавали. Тогда Брик написала письмо Иосифу Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы и площади Советского Союза.
КампанияПошлость, не оспаривая его у жизни, оспаривала у смерти.
Но живая, взволнованная Москва, чуждая мелким литературным спорам, стала в очередь к его гробу, никем не организованная в эту очередь, стихийно, сама собой признав необычность этой жизни и этой смерти. И живая, взволнованная Москва заполняла улицы по пути к крематорию. И живая, взволнованная Москва не поверила его смерти. Не верит и до сих пор.
Галлиполи | Сводка, карта, жертвы, значение и факты
Первая мировая война: войска союзников на полуострове Галлиполи
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 16 февраля 1915 г. — 9 января 1916 г.
- Местонахождение:
- Дарданеллы Турция
- Участники:
- Австралия Франция Новая Зеландия Османская империя Великобритания
- Контекст:
- Первая мировая война
- Основные события:
- битва при Галлиполи Морские операции в Дарданелльской кампании Битва при одинокой сосне
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Кампания Галлиполи , также называемая Кампания Дарданеллы , (19 февраля15 — январь 1916 г. ) в Первой мировой войне — англо-французская операция против Турции, направленная на форсирование пролива Дарданеллы протяженностью 38 миль (61 км) и оккупацию Константинополя. Планы такого предприятия рассматривались британскими властями в период с 1904 по 1911 год, но мнение военных и военно-морских сил было против. Когда в начале ноября 1914 года началась война между союзниками и Турцией, этот вопрос был пересмотрен и классифицирован как опасная, но возможная операция.
Знать о катастрофической кампании Галлиполи и роли войск АНЗАК в сражениях Первой мировой войны
Посмотреть все видео к этой статье 2 января 1915 года в ответ на обращение великого князя Николая, командующего русскими войсками, британское правительство согласилось провести демонстрацию против Турции, чтобы ослабить давление на русских на Кавказском фронте. В качестве места были выбраны Дарданеллы, объединенная военно-морская и военная операция, решительно поддержанная Уинстоном Черчиллем, который был тогда первым лордом Адмиралтейства.
События кампании Галлиполи
битва при Галлиполи
1915
Морские операции в Дарданелльской кампании
19 февраля 1915 г. — 18 марта 1915 г.
Битва при одинокой сосне
6 августа 1915 г. — 10 августа 1915 г.
Морской обстрел начался 19 февраля, но был остановлен плохой погодой и возобновился только 25 февраля. Подрывные отряды морской пехоты высадились почти без сопротивления, но снова вмешалась непогода. 18 марта обстрел продолжился. Однако после того, как три линкора были потоплены и еще три повреждены, флот отказался от атаки, решив, что без военной помощи флоту не добиться успеха.
Войсковые транспорты собрались у острова Лемнос, и началась высадка на полуострове Галлиполи в двух местах рано утром 25 апреля 1915 г., на мысе Хеллес (29-я британская и Королевская военно-морские дивизии) и в АНЗАК (австралийский и новозеландский армейский корпус). пляжи. Французская бригада высадилась на побережье Анатолии напротив, в Кум-Кале, но позже была отозвана. Небольшие плацдармы были захвачены с трудом, войска в АНЗАК сдерживали турецкие подкрепления под командованием грозного Мустафы Кемаля, который позже стал известен как Ататюрк. За ними последовали большие подкрепления из Великобритании и Доминиона, но прогресс был незначительным. 6 августа произошла еще одна высадка на западном берегу, в бухте Сувла; после некоторого первоначального прогресса штурм был остановлен.
В мае 1915 года первый морской лорд, адмирал лорд Фишер, ушел в отставку из-за разногласий по поводу операции. К сентябрю 1915 года стало ясно, что без дополнительных крупных подкреплений нет надежды на решающие результаты, и домашние власти решили отозвать Гамильтона, чтобы заменить его лейтенантом. Генерал сэр Чарльз Монро. Последний рекомендовал вывести вооруженные силы и отказаться от предприятия, совет, который был подтвержден в ноябре военным министром лордом Китченером, когда он посетил полуостров. Эта сложная операция проводилась поэтапно и была успешно завершена рано утром 9 января., 1916.
Послушайте турецкую точку зрения на Галлиполийскую кампанию, известную турецкому народу как Битва при Чанаккале, 1915–16
В целом эквивалент примерно 16 британских, австралийских, новозеландских, В кампании принимали участие индийские и французские дивизии. Потери Британского Содружества, не считая тяжелых потерь среди старых военно-морских кораблей, составили 213 980 человек. Кампания увенчалась успехом лишь постольку, поскольку отвлекла крупные турецкие силы от русских. План не дал решающих результатов из-за плохого военного руководства в некоторых случаях, ошибочной тактики, включая полное отсутствие внезапности, неопытности войск, неадекватного оборудования и острой нехватки снарядов.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Кампания имела серьезные политические и дипломатические последствия. Во всем мире сложилось впечатление, что союзники неспособны в военном отношении. Прежде чем было принято решение об эвакуации, либеральная администрация Г. Х. Асквита была заменена его коалиционным правительством. Черчилль, главный герой этого предприятия, ушел из правительства и отправился командовать пехотным батальоном во Францию. В конце концов, кампания ускорила отставку Асквита и его замену на посту премьер-министра Дэвидом Ллойд Джорджем 19 декабря.16.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Майклом Рэем.
От песка к снегу: Глобальная война 1915 года
Изображение
- Социальные смены
1 мая 2015 г. — 17 апреля 2016 г., Выставочный зал
1915 год был поворотным с точки зрения вовлечения всего мира в войну. Первая мировая война была первой по-настоящему глобальной войной, начавшейся в Европе, затем распространившейся на Африку, Азию и Ближний Восток. Европейские державы мобилизовали свои колонии и содружества по всему миру. Солдаты и рабочие из Юго-Восточной Азии, Индии, Африки и Карибского бассейна были отправлены в Европу и на Ближний Восток воевать. В частности, решающее влияние оказали страны Британского Содружества Канады, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки.
От песка к снегу: Глобальная война 1915 иллюстрирует сближение различных военных, политических, экономических и социальных сил воюющих наций и нейтральных стран. Лица, действия, голоса и объекты людей, часто с индивидуальной точки зрения, служат нашими проводниками. Их вклад и жертвы являются центральными темами.
На выставке представлены предметы и документы из более чем 20 стран мира.
Перевод европейских заводов на военное производство подорвал всю мировую экономику. Чтобы вести глобальную войну, воюющие страны взяли на себя огромные долги для производства необходимого оружия, боеприпасов и оборудования. Солдатам и матросам, сражавшимся по всему миру, требовалась униформа, припасы и еда.
Соединенные Штаты оставались политически нейтральными, не желая быть втянутыми в европейскую войну, но продавали военную технику как союзникам, так и центральным державам.
Работает с 1 мая 2015 г. по 17 апреля 2016 г. в Выставочном зале, От песка к снегу: Глобальная война 1915 года
Sand to Snow: Global War 1915
Эта индийская туника из хлопка цвета хаки длиной до колен, известная как «курта», имеет застежку на пуговицы спереди и плиссированные накладные карманы с пуговицами общего назначения Содружества, шевроны капрала, знаки горниста, «41L». звания на плечах отряда и планка с медалями.
Османская империя (Турецкая) Пехотный погон для майора.
Австралийско-новозеландская доска для криббеджа и ящик для письменных принадлежностей из залива Сувла, Галлиполи, 6 августа 1915 г. (Обратите внимание, что производитель неправильно написал Сувла.)
Сувенирное пресс-папье для RMS Lusitania. Еще до того, как затонул RMS Lusitania, лайнер Cunard Liner, он был популярен в культуре того времени.
Австралийский френч был сделан из австралийской шерсти, и его свободный крой, в отличие от британского френча, давал владельцу больше свободы движений.
Складной шезлонг с корабля «Лузитания» до рокового дня в мае 1915 года. — Kaiserlich und Königlich, носили характерную униформу для рода войск.
Турецкий флаг
Этот имперский немецкий противогаз M1915 «gummi» впервые появился на конвейере осенью 1915 года. Он изготовлен из прорезиненной ткани с двумя целлулоидными окулярами и отвинчивающимся сменным фильтром.