Выделите главные итоги войны 1915 г: События Первой мировой войны | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Османская империя в годы Первой мировой войны

К 100-летию начала Первой мировой войны

24.11.2014

Начавшись как война профессиональных армий, Первая мировая превратилась в войну народов, а завершилась гибелью империй, гражданскими войнами, всплеском ненависти и вкусом к жестокости, определившим историю всего двадцатого столетия. Османское государство разделило участь многих стран, как победивших, так и проигравших в этой войне.

Мультиконфессиональное Османское государство – одна из крупнейших империй II тысячелетия н. э. Как и империей Габсбургов, ею длительное время управляла одна династия: семейство Османов сохраняло трон на протяжении 644 лет – с 1280 по 1924 гг.

Империя состояла из различных «неравноценных» частей. В период своего наивысшего могущества, приходящегося на конец XVII в., империя занимала обширные пространства на западе евразийского и на севере африканского континентов. Центр империи находился на двух полуостровах – Балканском и Анатолийском, а основная территория простиралась на юг по двум направлениям: к Аравийскому полуострову и к северу Африки. Значительную часть империи составляло морское пространство.

Османское государство в период своего становления опиралось на соединение трех различных традиций общественно-политической жизни: тюрко-монгольскую, ирано-мусульманскую и византийскую. На складывание и развитие османского государства оказали влияние наступление Европы на мусульманские земли в зоне Средиземноморья, развитие огнестрельного оружия, специфика внутренней и внешней политики султанского двора. Османским правителям удалось достичь оптимального баланса различных групп имперской элиты и корпоративных социально-политических институтов, в которые были организованы подданные. Можно сказать, что концепция государства, известная на Ближнем Востоке со времен Аристотеля как «круг справедливости», была реализована в османском варианте.

«Могущество и сила верховной власти в войске, войско существует казной, казна собирается с поселян, существование же последних обусловливается справедливостью» – эта концепция, воспринятая в Аббасидском халифате от персов, несколько модифицированная в XII–XIII вв. тюрко-монгольскими обычаями, перешла к османам.

Империя, соединившая в себе разнородные культурные традиции, построенная на принципах корпоративности социальных институтов, вмещающая многообразие религиозных практик, неизбежно стремилась к сохранению внутреннего равновесия в обществе. Залогом существования такого культурного пространства было поддержание порядка и спокойствия среди общественных страт. В случае нарушения привычного хода событий все усилия направлялись на восстановление прежнего равновесия. Это выражалось в форме проведения «традиционных реформ», целью которых было возвращение к прежней стабильности и упорядоченности.

На рубеже XVIII–XIX вв. империя, переживавшая затяжной внутренний структурный кризис, столкнулась с новой для себя ситуацией – складывание мировой экономической системы и развитие национальной идеи. Эти факторы, несмотря на определенный резерв модернизации, заложенный в традиционных институтах империи, окончательно разрушили баланс сил как внутри государства, так и на внешнеполитической и экономической аренах. В таких условиях османское государство вступило в мировую войну, которая для нее оказалась последней.

Первая мировая война

Начавшись как война профессиональных армий, Первая мировая превратилась в войну народов, а завершилась гибелью империй, гражданскими войнами, всплеском ненависти и вкусом к жестокости, определившим историю всего двадцатого столетия. Османское государство разделило участь многих стран, как победивших, так и проигравших в этой войне.

Турецкое правительство объявляет войну Антанте

Османская империя в годы Первой мировой потеряла погибшими в сражениях и умершими от болезней порядка 800 тыс. человек. Общие потери всех сторон в Первой мировой войне составили около 10 млн. убитых и до 20 млн. раненых. Германия потеряла 2 030 тыс. человек убитыми и умершими, Австро-Венгрия – 1,1 млн., Болгария – 90 тыс., Франция лишилась 1 400 тыс. человек, Англия – 715 тыс. человек, а ее доминионы – 200 тыс. Потери Италии составили 580 тыс. человек, потери Сербии и Черногории – 280 тыс. человек, потери Румынии – 250 тыс. человек, потери США – 114 тыс., потери Бельгии – 38 тыс., потери Греции – 26 тыс. и потери Португалии – 7 тыс. человек. Меньше всех потеряла Япония – 300 погибших. Российская империя в Первой мировой войне потеряла более 2 млн. человек

«Грозный» и «Пони»

12 ноября 1914 г. Османская империя призвала мусульман к «священной войне» против держав Антанты. Османские сухопутные войска (всего около 800 тыс. чел.) были развернуты: 1-я, 2-я и 5-я армии – в районе проливов, 3-я – в Восточной Анатолии (Турецкая Армения), 4-я – в Сирии и Палестине, 6-я – в Месопотамии. Верховным главнокомандующим номинально числился султан Мехмед V, но фактически им был военный министр Энвер-паша; начальник Штаба – германский генерал Ф. Бронзарт фон Шеллендорф.

Выступив на стороне Германии, Османское государство в годы войны во многом согласовывало свои действия с Генеральным штабом германской армии. Кроме того, османская армия готовилась и оснащалась с помощью германских инструкторов и военной техники. Германские офицеры возглавляли подразделения и соединения, участвовали непосредственно в боевых действиях в боевых порядках османской армии. В качестве примера такого участия можно упомянуть немецкие военные корабли, включенные в состав османского черноморского флота: линейный крейсер «Гёбен» («Goeben») и легкий крейсер «Бреслау» («Breslav»). Эти корабли 10 августа вошли в Дарданеллы.

Линейный крейсер «Гёбен»

Чтобы избежать их возвращения в Средиземное море или интернирования, германский посол «предложил» османскому правительству в течение 24 часов решить вопрос о «покупке» кораблей, что и было сделано. На обоих кораблях были подняты османские флаги. «Гёбен» получил название «Явуз» в честь одного из самых известных османских султанов – Селима I (1512–1520). В переводе с османского «Явуз» означал «Грозный». Легкий крейсер «Бреслау» стал именоваться «Мидилли» – «Пони».

Появление «Явуз» и «Мидилли» в водах Черного моря не только стало знаком присоединения Османской империи к Германии, но и в практическом смысле изменило баланс сил.

Легкий крейсер «Бреслау»

Теперь русскому флоту приходилось считаться с османским флотом в зоне проводимых операций. «Явуз» и «Мидилли» с другими кораблями османского флота совершали многочисленные рейды на военно-морские базы Одессы, Севастополя, Феодосии, Новороссийска и действовали на коммуникациях, уничтожая транспорты, но избегая решительного боя с русскими кораблями. Линейный крейсер «Явуз», терроризировавший своими налетами черноморское побережье России, подорвался на минах, выставленных у пролива Босфор потомком османского паши Александром Колчаком.

Кавказский фронт

Один из наиболее важных фронтов для османской армии оказался и наиболее проблематичным. Здесь произошло несколько решительных сражений с войсками русской Кавказской армии.

Первоначальные успехи второй половины октября (начала ноября) 1914 г., обернулись драматическими поражениями частей 3-й османской армии (командующий – военный министр генерал Энвер-паша, начальник штаба – немецкий генерал Ф. Бронзарт фон Шеллендорф) под Сарыкамышем в январе 1915 г. Командование 3-й османской армии решило окружить и уничтожить главные силы Кавказской армии (Сарыкамышский отряд) с целью последующего захвата Карса.

Османская армия состояла из 9-го, 10-го и 11-го пехотных корпусов, 2-й кавалерийской дивизии и курдского кавалерийского корпуса. Им противостояли отдельные отряды частей Кавказской армии, к которым присоединились силы с других участков фронта и из армейского резерва. 9 (22) декабря 9-й и 10-й турецкие корпуса перешли в наступление и, оттеснив вшестеро слабейший по численности Ольтинский отряд генерала Н.М. Истомина, 12 (25) декабря заняли Бардус, а затем повернули на Сарыкамыш. Во время наступления османские корпуса понесли большие потери, чему способствовали морозы. С фронта начал наступление 11-й турецкий корпус, и Сарыкамышский отряд отошел к государственной границе. Для обороны Сарыкамыша была направлена часть сил с фронта и из армейского резерва. До их подхода Сарыкамыш упорно оборонял малочисленный сборный отряд полковника Букретова, с 14 (27) декабря оборону возглавил генерал М. А. Пржевальский. Русские войска отбили атаки 3-й армии, а 16 (29) декабря отбросили их и перешли в контрнаступление. Двигавшийся на Ардаган отряд немецкого майора Штанке также был разбит.

Позиции русских войск под Сарыкамышем

20 декабря (2 января) русские войска заняли Бардус, а 22 декабря (4 января) окружили и взяли в плен весь 9-й османский корпус. Остатки 10-го корпуса отступили на исходные позиции.

К 4–6 (17–19) января русские войска полностью восстановили положение. Потери 3-й армии составили около 70 тыс. чел. (из 90 тыс.), русских – около 20 тыс. чел. Последующие сражения в ходе Алашкертской, Хамаданской, Эрзерумской и Трапезундской операций 1915–1916 гг. обернулись рядом поражений османских войск на Кавказе, в Восточной Анатолии и приграничных с Персией областях.

Дарданелльская операция 1915 г.

Галлипольская операция, действия англо-французского флота и десантных войск 19 февраля 1915 – 9 января 1916 г. во время Первой мировой войны имели целью овладение Дарданеллами, Босфором и Константинополем, вывод Османской империи из войны и восстановление связи с Россией через Черное море. С 19 февраля англо-французская эскадра (11 линейных кораблей, линейный крейсер, 4 крейсера, 16 эсминцев и др., позже до 18 линейных кораблей, 12 крейсеров, 40 эсминцев и др.) бомбардировала османские форты, однако ее попытка прорваться 18 марта через проливы окончилась неудачей с потерей 3 кораблей. Тогда было решено захватить Галлиполи десантом.

25 апреля десант (4,5 дивизии – свыше 80 тыс. чел., 178 орудий) под командованием английского генерала Я. Гамильтона и французского генерала А. д,Амада, потеряв 18 тыс. чел., высадился на Галлипольском полуострове, у Седдюльбахира и севернее. Попытки расширить плацдарм остались безуспешными вследствие упорного сопротивления османских войск (5 дивизий) под командованием германского генерала Лимана фон Сандерса. Наступательные действия англо-французских войск в апреле-июне также окончились неудачей. В начале августа союзники увеличили силы до 12 дивизий и 6–10 августа предприняли новое наступление и высадили 7 августа десант в бухте Сувла, но и эти удары были отражены османскими войсками (15 дивизий). С 10 декабря 1915 по 9 января 1916 г. англо-французские войска были эвакуированы в Салоники для усиления Салоникского фронта. Потери союзников 145 тыс. чел., осман – 186 тыс. чел.

Ко времени этой операции относится красивая легенда о действиях генерала османской армии Мустафы Кемаля. Поднимая своих солдат в атаку, он обратился к ним с речью: «Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть».

Надежда на «Молниеносного»

24 июня 1917 г. в Аллепо была сформирована группа армий («Yıldırım Orduları Grubu») под общим командованием германского генерала Эриха фон Фалькенхайна (1861–1922).

В немецком варианте эта группировка более известна как «Heeresgruppe F». Она должна была контролировать Палестину, Сирию и Ирак. Название для этой группировки было выбрано по имени османского султана и, судя по всему, не случайно. Османский султан Баязид I (1389–1402) вошел в историю под прозвищем «Yıldırım» – «Молниеносный» – за свои стремительные рейды. Он вступил на трон после гибели своего отца Мурада I (1362–1389) на Косовом поле от руки сербского воина. Баязиду пришлось противостоять многочисленным внутренним врагам, восстанавливать власть на отложившихся землях, отражать наступления крестоносцев. Название для группы армий, сражавшихся с союзными войсками и поддержавшими их арабскими ополчениями, было весьма символично. Вот только не вспомнили, что Молниеносный султан в 1402 г. был разбит войсками не менее молниеносного Тамерлана и закончил жизнь в плену, а османское государство было фактически уничтожено.

Последнее свое сражение группа армий, которой с февраля 1918 г. командовал немецкий генерал Лиман фон Сандерс, приняла на Сирийском фронте. Здесь османским войскам противостояла британская армия генерала Э.Г.Алленби и арабская армия под командованием эмира Фейсала и английского разведчика полковника Т.Э.Лоуренса (всего 105 тыс. чел., 546 орудий). Группировка «Молниеносный» имела три армии (4-ю, 7-ю и 8-ю; всего 34 тыс. чел., до 330 орудий). Наступление союзников началось 19 сентября 1918 г. Прорвав оборону противника и выдвинув в его тыл конные части, союзные войска заставили 8-ю и 7-ю османские армии капитулировать; 4-я османская армия отступила. С 28 сентября по 27 октября союзники заняли Акку, Дамаск, Триполи и Халеб.

7 ноября 1918 г. командование группой армий «Молниеносный» принял Мустафа Кемаль-паша и пробыл в этом качестве 8 дней.

Мустафа Кемаль-паша — командующий армией. 1918 год

Историческая правда зависит от того, что общество предпочитает помнить и что оно предпочитает забыть. Забытые страницы истории переплетены в один том с отредактированными страницами мифологизации и пустыми страницами забвения.

Не все солдаты преданы земле с полагающимися для них почестями, далеко не осмыслены события той войны, не все архивы прочитаны, не все имена выбиты на граните… Значит, война продолжается. Что предпочитаем помнить мы о той забытой Мировой, что предпочтем забыть? История – это, безусловно, искусство помнить, но также и искусство забывать.

Вражда, ненависть, жестокость, павшие на полях сражений – сражений в широком смысле. Что из этого ряда останется в памяти, а что будет «забыто»? Для последней битвы Османской державы – это 800 тыс. погибших в боях; ровно столько находилось в армиях перед войной. Это многие тысячи убитых в гражданской войне и отдавших жизнь за независимость.

Традиционно таких павших называли шахидами – мучениками, жертвами, павшими за веру. И мы уверены, что можно смело назвать жертвами этой войны всех, кого она поглотила: и мусульман, и христиан, и армян, и греков, и турок, и русских, и многих других. С этой войной закончилась история Османского государства и началась история государства Турецкого. Первая мировая война стала рождением собственно турецкой истории – истории отдавших свою жизнь за Родину.

Сергей Олюнин, кандидат исторических наук, доцент Белорусского государственного университета (Республика Беларусь)

Маяковский Владимир Владимирович — биография поэта, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги

Владимир Маяковский не сразу начал писать стихи — сначала он собирался стать художником и даже учился живописи. Слава поэта пришла к нему после знакомства с авангардистами, когда первые произведения молодого автора с восторгом встретил Давид Бурлюк. Футуристическая группа, «Сегодняшний лубок», «Левый фронт искусств», рекламные «Окна РОСТА» — Владимир Маяковский работал во множестве творческих объединений. А еще писал в газеты, выпускал журнал, снимал фильмы, создавал пьесы и ставил по ним спектакли.

Родился российский футуризм

Владимир Маяковский с сестрой Людмилой. Фотография: vladimir-mayakovsky.ru

Владимир Маяковский с семьей. Фотография: vladimir-mayakovsky.ru

Владимир Маяковский в детстве. Фотография: rewizor.ru

Владимир Маяковский родился в Грузии в 1893 году. Его отец служил лесничим в селе Багдади, позже семья переехала в Кутаиси. Здесь будущий поэт учился в гимназии и брал уроки рисования: с ним бесплатно занимался единственный кутаисский художник Сергей Краснуха. Когда волна первой российской революции докатилась и до Грузии, Маяковский — еще ребенком — впервые участвовал в митингах. Его сестра Людмила Маяковская вспоминала: «Революционная борьба масс оказала влияние также на Володю и Олю. Кавказ переживал революцию особенно остро. Там все вовлекались в борьбу, и все делились на участвовавших в революции, определенно сочувствовавших ей и враждебно настроенных».

В 1906 году, когда Владимиру Маяковскому было 13 лет, умер его отец — от заражения крови: поранил палец иглой, сшивая бумаги. До конца жизни поэт боялся бактерий: всегда носил с собой мыло, брал в путешествия складной таз, возил с собой одеколон для обтираний и тщательно следил за гигиеной.

После смерти отца семья оказалась в тяжелом положении. Маяковский вспоминал: «После похорон отца — у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было». В московской гимназии юный поэт написал свое первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале. В 1909–1910 годах Маяковского несколько раз арестовывали: он вступил в партию большевиков, работал в подпольной типографии. Сначала юного революционера отдавали «на поруки» матери, а в третий раз посадили в тюрьму. Заключение в одиночной камере Маяковский позже назвал «11 бутырских месяцев». Он писал стихи, но тетрадь с лирическими опытами — «ходульными и ревплаксивыми», как оценил их автор, — отобрали охранники.

В заключении Маяковский прочитал множество книг. Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая будет в корне отличаться от классической. Маяковский решил учиться живописи — сменил нескольких преподавателей и через год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь молодой художник познакомился с Давидом Бурлюком, а позже — с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых. Маяковский вновь писал стихи, от которых его новые товарищи были в восторге. Авангардные авторы решили объединиться против «эстетики старья», и вскоре появился манифест новой творческой группы — «Пощечина общественному вкусу».

У Давида — гнев обогнавшего современников мастера, у меня — пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм.

Читайте подробнее о футуризме

Футуристы выступали на собраниях — читали стихи и лекции о новой поэзии. За публичные выступления Владимира Маяковского отчислили из училища. В 1913–1914 годах прошло известное турне футуристов: творческая группа с выступлениями проехала с гастролями по российским городам.

Бурлюк ехал и пропагандировал футуризм. Но он любил Маяковского, стоял у колыбели его стиха, до мелочей знал его биографию, умел читать его вещи — и потому сквозь бутады Давида Давидовича облик Маяковского возникал таким материальным, что его хотелось потрогать руками.
По приезде в город Бурлюк первым делом устраивал выставку футуристических картин и рукописей, а вечером делал доклад.

Актер, художник и автор «народных спектаклей»

Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко и Дмитрий Шостакович на репетиции спектакля «Клоп». 1929. Фотография: subscribe.ru

Владимир Маяковский и Лиля Брик в фильме «Закованная фильмой». 1918. Фотография: geometria.by

Владимир Маяковский (третий слева) и Всеволод Мейерхольд (второй слева) на репетиции спектакля «Баня». 1930. Фотография: bse.sci-lib.com

Владимир Маяковский интересовался не только поэзией и живописью. В 1913 году он дебютировал в театре: сам написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил ее на сцене и сыграл главную роль. В этот же год поэт увлекся кинематографом — начал писать сценарии, а спустя год впервые снялся в ленте «Драма в кабаре футуристов №13» (картина не сохранилась). Во время Первой мировой войны Владимир Маяковский состоял в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». Его участники — Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков и другие — рисовали патриотические открытки для фронта, навеянные традиционным народным лубком. Для них создавали простые красочные картинки и писали короткие стихи, в которых высмеивали врага.

В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик. Это событие в своей автобиографии поэт позже отметил подзаголовком «радостнейшая дата». Лиля Брик на долгие годы стала возлюбленной и музой Маяковского, он посвящал ей стихи и поэмы и даже после расставания продолжал признаваться в любви. В 1918 году они вместе снялись для картины «Закованная фильмой» — оба в главных ролях.

Знакомьтесь с другими творческими работами Маяковского — картинами, плакатами, сценариями

В ноябре того же года прошла премьера пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Ее поставил в Театре музыкальной драмы Всеволод Мейерхольд, а оформил в лучших традициях авангарда Казимир Малевич. Мейерхольд вспоминал о работе с поэтом: «Маяковский был сведущ в очень тонких театральных, технологических вещах, которые знаем мы, режиссеры, которым обучаются обычно весьма длительно в разных школах, практически на театре и т. д. Маяковский всегда угадывал всякое верное и неверное сценическое решение, именно как режиссер». «Революционный народный спектакль», как называла его переводчица Рита Райт, ставили еще несколько раз.

Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат. 1930-е. Фотография: artchive.ru

Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат. 1948. Фотография: novom.ru

Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат. 1923. Фотография: artchive.ru

Спустя год началась напряженная эпоха «Окон РОСТА»: художники и поэты собирали горячие темы и выпускали агитационные плакаты — их нередко называют первой советской социальной рекламой. Работа шла напряженно: и Маяковскому, и его коллегам не раз приходилось задерживаться допоздна или работать ночью, чтобы выпустить партию в срок.

В общей сложности было сделано до пятидесяти плакатов, до сотни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналах и газетах… Он не любил чертить и вымерять, а делал все от руки. Нарисует сразу карандашом, без помарки, после обведет тушью и раскрашивает. Видно было, что дается это ему легко и орудовать кистью ему приятно. Рисование было для него отдыхом, и он делался в эти минуты особенно ласковым и нежным. Часто он звал меня, чтобы помочь буквы выписать или вычертить что-нибудь. Ярко воскресают в памяти часы, проведенные вместе с Володей за составлением рекламных плакатов. Вот одна из записок того времени: «Родченко. Приходи ко мне сейчас же с инструментом для черчения. Немедленно. В. Маяковский».

В 1922 году Владимир Маяковский возглавил литературную группу «Левый фронт искусств» (позже «левый» в названии сменилось на «революционный»), а вскоре и одноименный журнал творческого объединения. На его страницах публиковали прозу и стихи, снимки авангардных фотографов, смелые архитектурные проекты и новости «левого» искусства.

В 1925 году поэт окончательно расстался с Лилей Брик. Он уехал на гастроли во Францию, затем отправился в Испанию, на Кубу и в США. Там Маяковский познакомился с переводчицей Элли Джонс, между ними вспыхнул короткий, но бурный роман. Осенью поэт вернулся в СССР, а в Америке у него вскоре родилась дочь — Элен-Патриция. После возвращения из США Владимир Маяковский написал цикл «Стихи об Америке», работал над сценариями советских фильмов.

«Лучший поэт советской эпохи»

Владимир Маяковский. Фотография: goteatr.com

Владимир Маяковский и Лиля Брик. Фотография: mayakovskij.ru

Владимир Маяковский. Фотография: piter.my

В 1928–1929 годах Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт был вторым режиссером, он следил за оформлением спектакля и работал с актерами: начитывал фрагменты пьесы, создавая нужные интонации и расставляя смысловые акценты.

Очень Владимир Владимирович увлекался всякой работой. Уходил в работу с головой. Перед премьерой «Бани» он совсем извелся. Все время проводил в театре. Писал стихи, надписи для зрительного зала к постановке «Бани». Сам следил за их развешиванием. Потом острил, что нанялся в Театр Мейерхольда не только автором и режиссером (он много работал с актерами над текстом), а и маляром и плотником, так как он сам что-то подрисовывал и приколачивал. Как очень редкий автор, он так горел и болел спектаклем, что участвовал в малейших деталях постановки, что совсем, конечно, не входило в его авторские функции.

Обе пьесы вызвали ажиотаж. Одни зрители и критики видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие — критику советского строя. «Баню» поставили лишь несколько раз, а после запретили — до 1953 года.

А вы знаете, какое произведение Маяковский впервые написал лесенкой? Ответ ищите в материале по ссылке

Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» сменилось прохладой. В 1930 году ему впервые не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика. Его упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побежденным, например той же бюрократии, и чиновническим проволочкам. Маяковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты. Поэту помогали Лиля Брик, его новая возлюбленная актриса Вероника Полонская и сотрудник Государственного литературного музея Артемий Бромберг.

В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако, как вспоминал Бромберг, на открытие не пришел никто из представителей литературных организаций. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было.

Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича «Двадцать лет работы», которую почему-то почти бойкотировали «большие» писатели, мы, несколько человек сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая оттого, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперед, словно ожидая кого-то очень дорогого и все более убеждаясь, что этот дорогой человек не придет.

Непризнание усугубила личная драма. Владимир Маяковский, влюбленный в Полонскую, требовал, чтобы она ушла от мужа, бросила театр и поселилась с ним в новой квартире. Как вспоминала актриса, поэт то устраивал сцены, то успокаивался, потом снова начинал ревновать и требовать немедленного решения. Одно из таких объяснений стало роковым. После ухода Полонской Маяковский покончил с собой. В предсмертном письме он просил «товарища правительство» не оставлять его семью: «Моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо».

После смерти Маяковского весь архив поэта отошел Брикам. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократические препоны. Поэта почти не издавали. Тогда Брик написала письмо Иосифу Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы и площади Советского Союза.

Пошлость, не оспаривая его у жизни, оспаривала у смерти. Но живая, взволнованная Москва, чуждая мелким литературным спорам, стала в очередь к его гробу, никем не организованная в эту очередь, стихийно, сама собой признав необычность этой жизни и этой смерти. И живая, взволнованная Москва заполняла улицы по пути к крематорию. И живая, взволнованная Москва не поверила его смерти. Не верит и до сих пор.

Кампания

Галлиполи | Сводка, карта, жертвы, значение и факты

Первая мировая война: войска союзников на полуострове Галлиполи

Смотреть все СМИ

Дата:
16 февраля 1915 г. — 9 января 1916 г.
Местонахождение:
Дарданеллы Турция
Участники:
Австралия Франция Новая Зеландия Османская империя Великобритания
Контекст:
Первая мировая война
Основные события:
битва при Галлиполи Морские операции в Дарданелльской кампании Битва при одинокой сосне

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Кампания Галлиполи , также называемая Кампания Дарданеллы , (19 февраля15 — январь 1916 г. ) в Первой мировой войне — англо-французская операция против Турции, направленная на форсирование пролива Дарданеллы протяженностью 38 миль (61 км) и оккупацию Константинополя. Планы такого предприятия рассматривались британскими властями в период с 1904 по 1911 год, но мнение военных и военно-морских сил было против. Когда в начале ноября 1914 года началась война между союзниками и Турцией, этот вопрос был пересмотрен и классифицирован как опасная, но возможная операция.

Знать о катастрофической кампании Галлиполи и роли войск АНЗАК в сражениях Первой мировой войны

Посмотреть все видео к этой статье

2 января 1915 года в ответ на обращение великого князя Николая, командующего русскими войсками, британское правительство согласилось провести демонстрацию против Турции, чтобы ослабить давление на русских на Кавказском фронте. В качестве места были выбраны Дарданеллы, объединенная военно-морская и военная операция, решительно поддержанная Уинстоном Черчиллем, который был тогда первым лордом Адмиралтейства.

28 января Дарданелльский комитет принял решение о попытке форсировать проливы только с помощью военно-морских сил, используя в основном устаревшие боевые корабли, слишком старые для действий флота. 16 февраля это решение было изменено, так как было решено удерживать берега Дарданелл в случае прохождения флота. С этой целью в Египте были собраны большие вооруженные силы под командованием генерала сэра Яна Гамильтона, французские власти также предоставили небольшой контингент.

События кампании Галлиполи

битва при Галлиполи

1915

Морские операции в Дарданелльской кампании

19 февраля 1915 г. — 18 марта 1915 г.

Битва при одинокой сосне

6 августа 1915 г. — 10 августа 1915 г.

Морской обстрел начался 19 февраля, но был остановлен плохой погодой и возобновился только 25 февраля. Подрывные отряды морской пехоты высадились почти без сопротивления, но снова вмешалась непогода. 18 марта обстрел продолжился. Однако после того, как три линкора были потоплены и еще три повреждены, флот отказался от атаки, решив, что без военной помощи флоту не добиться успеха.

Войсковые транспорты собрались у острова Лемнос, и началась высадка на полуострове Галлиполи в двух местах рано утром 25 апреля 1915 г., на мысе Хеллес (29-я британская и Королевская военно-морские дивизии) и в АНЗАК (австралийский и новозеландский армейский корпус). пляжи. Французская бригада высадилась на побережье Анатолии напротив, в Кум-Кале, но позже была отозвана. Небольшие плацдармы были захвачены с трудом, войска в АНЗАК сдерживали турецкие подкрепления под командованием грозного Мустафы Кемаля, который позже стал известен как Ататюрк. За ними последовали большие подкрепления из Великобритании и Доминиона, но прогресс был незначительным. 6 августа произошла еще одна высадка на западном берегу, в бухте Сувла; после некоторого первоначального прогресса штурм был остановлен.

В мае 1915 года первый морской лорд, адмирал лорд Фишер, ушел в отставку из-за разногласий по поводу операции. К сентябрю 1915 года стало ясно, что без дополнительных крупных подкреплений нет надежды на решающие результаты, и домашние власти решили отозвать Гамильтона, чтобы заменить его лейтенантом. Генерал сэр Чарльз Монро. Последний рекомендовал вывести вооруженные силы и отказаться от предприятия, совет, который был подтвержден в ноябре военным министром лордом Китченером, когда он посетил полуостров. Эта сложная операция проводилась поэтапно и была успешно завершена рано утром 9 января., 1916.

Послушайте турецкую точку зрения на Галлиполийскую кампанию, известную турецкому народу как Битва при Чанаккале, 1915–16

Просмотреть все видео к этой статье

В целом эквивалент примерно 16 британских, австралийских, новозеландских, В кампании принимали участие индийские и французские дивизии. Потери Британского Содружества, не считая тяжелых потерь среди старых военно-морских кораблей, составили 213 980 человек. Кампания увенчалась успехом лишь постольку, поскольку отвлекла крупные турецкие силы от русских. План не дал решающих результатов из-за плохого военного руководства в некоторых случаях, ошибочной тактики, включая полное отсутствие внезапности, неопытности войск, неадекватного оборудования и острой нехватки снарядов.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Кампания имела серьезные политические и дипломатические последствия. Во всем мире сложилось впечатление, что союзники неспособны в военном отношении. Прежде чем было принято решение об эвакуации, либеральная администрация Г. Х. Асквита была заменена его коалиционным правительством. Черчилль, главный герой этого предприятия, ушел из правительства и отправился командовать пехотным батальоном во Францию. В конце концов, кампания ускорила отставку Асквита и его замену на посту премьер-министра Дэвидом Ллойд Джорджем 19 декабря.16.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Майклом Рэем.

От песка к снегу: Глобальная война 1915 года

Изображение

  • Социальные смены

1 мая 2015 г. — 17 апреля 2016 г., Выставочный зал

1915 год был поворотным с точки зрения вовлечения всего мира в войну. Первая мировая война была первой по-настоящему глобальной войной, начавшейся в Европе, затем распространившейся на Африку, Азию и Ближний Восток. Европейские державы мобилизовали свои колонии и содружества по всему миру. Солдаты и рабочие из Юго-Восточной Азии, Индии, Африки и Карибского бассейна были отправлены в Европу и на Ближний Восток воевать. В частности, решающее влияние оказали страны Британского Содружества Канады, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки.

От песка к снегу: Глобальная война 1915 иллюстрирует сближение различных военных, политических, экономических и социальных сил воюющих наций и нейтральных стран. Лица, действия, голоса и объекты людей, часто с индивидуальной точки зрения, служат нашими проводниками. Их вклад и жертвы являются центральными темами.

На выставке представлены предметы и документы из более чем 20 стран мира.

Это самая масштабная специальная выставка в истории музея, включая Болгарию, Нидерланды, Россию, Швейцарию, Австралию, Индию, Германию, Черногорию, Польшу и США. . Подавляющее большинство экспонатов экспонируется в Музее впервые.

Перевод европейских заводов на военное производство подорвал всю мировую экономику. Чтобы вести глобальную войну, воюющие страны взяли на себя огромные долги для производства необходимого оружия, боеприпасов и оборудования. Солдатам и матросам, сражавшимся по всему миру, требовалась униформа, припасы и еда.

Соединенные Штаты оставались политически нейтральными, не желая быть втянутыми в европейскую войну, но продавали военную технику как союзникам, так и центральным державам.

Работает с 1 мая 2015 г. по 17 апреля 2016 г. в Выставочном зале, От песка к снегу: Глобальная война 1915 года

— последняя из серии выставок музея, посвященных столетию Первой мировой войны.

Sand to Snow: Global War 1915

Эта индийская туника из хлопка цвета хаки длиной до колен, известная как «курта», имеет застежку на пуговицы спереди и плиссированные накладные карманы с пуговицами общего назначения Содружества, шевроны капрала, знаки горниста, «41L». звания на плечах отряда и планка с медалями.

Османская империя (Турецкая) Пехотный погон для майора.

Австралийско-новозеландская доска для криббеджа и ящик для письменных принадлежностей из залива Сувла, Галлиполи, 6 августа 1915 г. (Обратите внимание, что производитель неправильно написал Сувла.)

Сувенирное пресс-папье для RMS Lusitania. Еще до того, как затонул RMS Lusitania, лайнер Cunard Liner, он был популярен в культуре того времени.

Австралийский френч был сделан из австралийской шерсти, и его свободный крой, в отличие от британского френча, давал владельцу больше свободы движений.

Складной шезлонг с корабля «Лузитания» до рокового дня в мае 1915 года. — Kaiserlich und Königlich, носили характерную униформу для рода войск.

Турецкий флаг

Этот имперский немецкий противогаз M1915 «gummi» впервые появился на конвейере осенью 1915 года. Он изготовлен из прорезиненной ткани с двумя целлулоидными окулярами и отвинчивающимся сменным фильтром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *