Введение Юрьева дня и его отмена на Руси – правила и дата установления
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 82.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 82.
У крестьян на Руси было право “выхода”, то есть возможность смены феодала. Такое правило существовало с XI века, то есть с периода действия Русской Правды в Древнерусском государстве. К концу XV века относится установление единого срока крестьянского выхода.
Введение Юрьева Дня
Крестьянам были предоставлены две недели, одна до, а другая после дня памяти Святого Георгия. Одним из вариантов имени Георгий было Юрий, поэтому 26 ноября получило название Юрьев день. Следовательно, крестьяне меняли феодала уже после сбора урожая и расчета по денежным и натуральным повинностям.
Рис. 1. Юрьев День.Датой введения Юрьева дня стал 1497 год. Именно тогда при великом князе Московском Иване III появился общерусский свод законов – Судебник. В государстве шло оформление крепостного права.
Оно требовалось для содержания многочисленного служилого сословия. Материальной базой крепостного права стала система барщины.
При переходе от одного помещика к другому крестьянин платил своеобразную пошлину –пожилое. Усиление крепостного права произошло согласно Судебнику Ивана IV от 1550 года. Он увеличил размер пожилого. Из-за разорения в период Ливонской войны царь решил ограничить крестьянский выход и в 1581 году издал указ, который ввел первый “заповедный год”, то есть запрет смены владельца. Это было необходимо и для проведения переписи.
Распространение крепостного права в России XVI века было неравномерным. Оно отсутствовало на севере, на Каме, в малонаселенном Поволжье южнее Казани и на Урале. Больше всего крепостных крестьян было вокруг Москвы, а также вдоль южной и западной границ, где часто велись войны с соседями.
Рис. 2. Иван III.Отмена Юрьева дня
Вопрос об отмене Юрьева дня до сих пор является дискуссионным. В XVIII веке историк Василий Татищев считал, что крестьян окончательно закрепостили в 1592 году царь Федор Иоаннович и его сподвижник Борис Годунов.
Более правдоподобной выглядит версия о том, что Юрьев день был отменен при втором царе из династии Романовых – Алексее Михайловиче. Это произошло в 1649 году после принятия Соборного Уложения.
Соборное Уложение 1649 года представляло собой свод законов, который действовал около 180 лет сначала в царстве Русском, а потом и в Российской империи. Оно ввело бессрочный сыск беглых крестьян. Они часто бежали к казакам на Дон.
Рис. 3. Алексей Романов 1649.Что мы узнали?
Следует знать, при каком царе был отмечен Юрьев день, то есть право крепостных крестьян на смену феодала. Это событие стало одним из этапов оформления крепостного права в России.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Надежда Михайлова
5/5
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 82.
А какая ваша оценка?
Юрьев день в древней Руси
Юрьев день отмечался на Руси с давних времен.
Изначально это был только церковный праздник, когда поминали Георгия Победоносца. Но в истории этот день имеет особое значение – его связывают с положением крестьян при становлении крепостного права.
Что такое Юрьев день?
Святого Георгия Победоносца христиане называют еще Юрием и Егорием. По легенде, он сразил копьем змея, нападавшего на владения язычников. Долгое время чудищу отдавали в жертву людей. Когда дошла очередь до царской дочери, появился Георгий и сумел сразить змея. Для язычников освобождение от дракона положило начало новому этапу в жизни – они обратились в христианскую веру. За мужество и совершенный подвиг юноше дали прозвище «Победоносец», а 26 ноября (по новому стилю 9 декабря), когда произошло сражение, стали именовать Юрьевым днем.
Такое значение христианский праздник имел на Руси до конца XV века. Люди ходили в церковь и молились перед иконой, на которой Георгия Победоносца чаще всего изображали сидящим на коне и направляющим свое орудие прямо в пасть дракону.
Святой Георгий Победоносец
Интересно! Святого наделяли многими способностями. Христиане верили, что он дает урожай и помогает его сохранить, защищает дом и семью от бед, приносит удачу и успех.
Юрьева дня крестьяне ждали еще по одной причине. За неделю до и после праздника крестьянский люд чувствовал себя относительно свободным.
Значение Юрьева дня для крестьян
До правления Ивана 3 помещики наделялись правом иметь землю, а крестьяне могли у землевладельца ее «арендовать». Под арендой понимались оброк с барщиной, которые крестьяне были обязаны платить помещику. При этом бедняки, выплатив денежный сбор, могли переходить от одного землевладельца к другому без ограничений. Такая система действовала с XI века.
Важно! 1497 год стал переломным в отношениях крестьян и помещиков — он положил начало закрепощению первых. Иван 3 издал новый судебник. Это был свод законов, установивший конкретные сроки перехода крестьян от одного хозяина к другому.
Речь шла о Юрьевом дне, а также о неделе до и неделе после него. Теперь только в этот период крестьяне могли при желании уйти от ненавистного помещика, чтобы попытать счастье в другом месте.
Юрьев день был выбран не случайно. На Руси к этому времени заканчивались все полевые работы. Урожай был собран, уложен на хранение. Помещикам надлежало рассчитаться с крестьянами за их работу. И хотя большая часть землевладельцев хитрила и выплачивала меньше, чем полагалось, обязательства крестьян и помещиков друг перед другом считались после такого расчета выполненными. По этой причине первые могли спокойно уйти к другому хозяину и начать трудиться в будущем году на новом месте.
Интересно! Сохранились сведения о том, как помещики придумывали уловки, помогающие им удержать крестьян. Одна из них – угощение крепостных крепким пивом. Начинался такой праздник как раз за неделю до Юрьева дня, продолжался обычно две недели. Охмелевшие крестьяне забывали о своем праве.
Когда же попойка заканчивалась, выяснялось, что Юрьев день уже прошел.
Такова была подоплека принятого Иваном 3 закона, названного впоследствии «крестьянским выходом». На деле принятие судебника стало началом закрепощения.
Отмена Юрьева дня
Правила, установленные Иваном 3, действовали без изменений до 1550 года. Пришедший к власти тремя годами раньше Иван 4 (Грозный) провел ряд реформ. Одна из них – пересмотр сборника 1497 года. Основные его положения, включая правило перехода крестьян в Юрьев день к другому помещику, оставались прежними. Но были сделаны поправки:
- размер платы помещику (оброк, барщина) при смене хозяина для крестьян увеличивался;
- стоимость аренды земли зависела от качества почвы, которую предстояло возделывать крестьянину, и статуса помещика;
- землевладельцы несли ответственность за своих крестьян.
Это привело к тому, что более зажиточные владельцы стали переманивать работников. Ситуацию осложнила Ливонская война.
Итогом стала временная отмена Юрьева дня и введение понятия «заповедные лета» (заповедь – «запрет»).
Важно! Новым указом (1581 год) Иван Грозный признавал Юрьев день, но запрещал крестьянам покидать своих хозяев при составлении писцовых книг. Причина — проводили перепись населения и земельных угодий.
Новое ограничение «крестьянского выхода» относят к 1597 году. Царь Фёдор Иоаннович принял указ, по которому убежавших от помещика крестьян могли разыскивать пять лет. В случае успеха беглеца вместе с семьей и детьми возвращали назад. Если же в течение указанного срока хозяин не подавал челобитную на розыск, крестьянина закрепляли за его новым владельцем. Положенный для поиска срок стали называть урочными летами, а бегством считался любой уход от помещика (вне зависимости от причин).
Интересно! С отменой указа о Юрьевом дне связывают появление в русском языке фразеологизма «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Смысл его в контексте сказанного вполне понятен: так говорят о несбывшихся мечтах, потерпевших крах надеждах.
С данным историческим событием связано еще одно слово – объегоривать. Речь об обмане крестьян помещиками при расчете за работу накануне Юрьева дня (от имени Егорий).
В 1607 году срок розыска беглых крестьян увеличили до 15 лет. Точку в отмене Юрьева дня и окончательном закрепощении крестьян поставило Соборное уложение 1649 года. По нему урочные лета стали бессрочными. Теперь крестьяне и их дети попадали в полную зависимость от помещика до конца жизни.
Историческое значение даты
Введение правила Юрьева дня (конец XV века) стало первой ограничительной мерой в отношении крестьян, не имевших своей земли и работавших на помещиков. С течением времени разными правителями эти правила изменялись и дополнялись. Итог — уже через полтора столетия после введения Юрьева дня уход от помещика стал невозможным.
Сейчас историки спорят по поводу того, кто именно из русских правителей больше других виновен в установлении крепостного права. Одни возлагают вину на Ивана Грозного, другие называют Бориса Годунова, третьи вспоминают урочные лета Федора Иоанновича.
Как бы то ни было, именно попустительство власти на протяжении нескольких десятилетий в конечном итоге привело к полному закабалению крепостных — одному из самых позорных явлений в истории России.
Источники:
- Шевченко М. М. История крепостного права в России – Воронеж: Воронежский университет, 1981.
- Глухов В. П. Россия в XVI-XVII вв. — М.: 2001.
- Юрьев день // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
Статья о св.+георгиевском %27+дне+в+осени от The Free Dictionary Статья о святом+георгиевском+27-м+дне+в+осени от The Free Dictionary
Св.+Георгий%27с+день+в+осени | Статья о св.+георгиевском+27-м+дне+в+осени от The Free Dictionary
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
st Джордж 27 с день в в осень
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
- Роуленд Хилл, 1-й виконт Хилл
- Тони Халман
- Фредерик Гамильтон-Темпл-Блэквуд, 3-й маркиз Дафферин и Ава
- Апрель
- Джордж Вашингтон Доан
- Джонатан Буше
- Битва при Форт-Дэвидсоне
- Битва при Цорндорфе
- Маргарет Ховард, герцогиня Норфолкская
- Смирнов Иван Васильевич
- Бингара, Новый Южный Уэльс
- Автоколонны
- Орадя
- Конгрегация Непорочной Царицы Марии
- Павел Нахимов

Полный браузер ?
- ▲
- Средняя школа Св. Ксавьера (Джанкшн-Сити, Канзас)
- Средняя школа Св. Ксавьера (Канзас)
- Средняя школа Св. Ксавьера (Луисвилл)
- Средняя школа Св. Ксавьера (Огайо)
- Университет Св. Ксаверия
- Колледж Св. Ксаверия, Калькутта
- Колледж Св. Ксавьера, Калькутта
- Колледж Св. Ксавьера, Мапуса, Гоа
- Колледж Святого Ксавьера, Мумбаи
- Колледж Св. Ксавьера, Ранчи
- Коллегиальная школа Св. Ксаверия
- Средняя школа Св. Ксавьера Лойола Холл
- Средняя школа Святого Ксавьера, Форт
- Средняя школа Св. Ксавьера, Мирзапур
- Средняя школа Св. Ксавьера, Патна
- Учреждение Святого Ксавьера
- Школа Святого Ксаверия
- Школа Св. Ксаверия, Бурдван
- Школа Св. Ксаверия, Дели
- Школа Св. Ксаверия, Джайпур
- Школа Св.
Ксаверия, Колхапур - Школа Св. Ксаверия, Ранчи
- Школа Св. Ксаверия, Рохини
- Общество социального обслуживания Святого Ксавьера
- Университет Св. Ксаверия, Калькутта
- Св. Ксаверия, Хазарибаг
- Сент-Ксавьер, Монтана
- Школа Св. Ксавьера
- Сент-Ириикс
- Дом святой Зиты для одиноких женщин
- ул.+георгиевская+27с+день+в+осени
- лилия св.-Бруно
- Сент-Чарльз, Онтарио
- Сен-Жермен, договор 1919 г.
- Сен-Жермен-ан-Ле, договор 1679 г.
- Сент-Джон Перс
- Сент-Джон Перс
- Хлеб Сент-Джонс
- Хлеб Сент-Джонс
- Хлеб Сент-Джонс
- Зверобой
- Зверобой Сент-Джонс
- Сен-Мишель-ан-л’Эрме
- Гимназия Св. Пия
- Санкт-Квирин-Платц
- St.-Quirin-Platz (U-Bahn Мюнхена)
- Средняя школа Святого Алоизия.
- Санкт-Ансельм
- Сен-Бернадет
- День Святой Екатерины
- Школа Св.


Речь шла о Юрьевом дне, а также о неделе до и неделе после него. Теперь только в этот период крестьяне могли при желании уйти от ненавистного помещика, чтобы попытать счастье в другом месте.
Когда же попойка заканчивалась, выяснялось, что Юрьев день уже прошел.
Ксаверия, Колхапур