Введение государственной винной монополии: Краткий курс истории. Четвертая винная монополия: историческая правда России от РВИО

Содержание

Краткий курс истории. Четвертая винная монополия: историческая правда России от РВИО

20 июля 1893 года в Российской империи было принято решение о введении «казенной продажи питей», то есть винной монополии.

Впервые

Впервые в России государственная монополия на винную продукцию была введена Иваном III, дедушкой Ивана Грозного, в 1474 году. Ее отмена последовала в год кончины Василия III (1533 год), отца Ивана Грозного. Вторая аналогичная монополия в России действовала 29 лет, начиная с 1652 года. Еще одну, третью по счету, винную монополию ввел Петр I, он же отменил ее в 1716 году, введя винокуренную пошлину для производителей в пользу государственной казны.

Инициатива Витте

В XIX веке в России предпринималось несколько попыток особенным образом регламентировать производство и реализацию спиртной продукции, главным образом крепкой. Например, в 1863 году император Александр II ввел акцизную систему взимания питейных сборов по западноевропейскому образцу. Но эта мера не привела к снижению злоупотреблений в производстве и реализации спиртного. В 1893 году министр финансов С. Ю. Витте, поддерживаемый Александром III, сумел на государственном уровне провести решение о введении винной монополии (на водку; остальное облагалось акцизом), которая начала постепенно вводиться с 1894 года. В результате так называемый питейный доход стал одним из важнейших источников для российского бюджета и в 1913 году составил 26% обыкновенного бюджета России.

У казенной винной лавки в Харькове

Реакция общественности

Введение винной монополии в 1894 году имело одной из целей отстранение от торговли спиртным людей, которые, преследуя свои частные интересы, спаивают народ; вместе с тем выдвигалось требование способствовать уразумению народом смысла и цели всей данной правительственной реформы. Разумеется, реформой были довольны далеко не все. Помимо производителей и торговцев (в том числе крестьянских обществ), чьи интересы оказались ущемлены, были те, кто поставил под серьезное сомнение этическую сторону вопроса. Например, Ф. М. Достоевский еще по поводу акцизных сборов высказывался так: «Чуть не половину теперешнего бюджета нашего оплачивает водка, то есть по-теперешнему народное пьянство и народный разврат, стало быть, вся народная будущность». Кроме того, распространение винной монополии вело к росту подпольной продажи алкогольной продукции. С началом Первой мировой войны торговля спиртными напитками в Российской империи была запрещена.

Клнгресс история и культура городов Азиатской России

Назад || Главная || Карта сайта


Казенная винная монополия 1895–1914 годов: некоторые проблемы введения


В период действия акцизной системы правительство неоднократно пыталось повысить государственные доходы. Основной статьей доходов казны были поступления от производства и продажи алкогольных напитков. Такой очередной попыткой стало введение казенной монополии продажи вина.

Среди причин введения в действие государственной винной монополии можно назвать, во-первых, стремление министра финансов С.Ю. Витте увеличить государственные доходы, во-вторых, «неправильное устройство питейного дела в России», в-третьих, стремление правительства уменьшить народное пьянство, в-четвертых, заботу об охране сельского винокурения, находившегося в руках помещиков-землевладельцев, и помощи ему; в-пятых, уничтожение в ряде губерний «частных монополий».

Одними из таких регионов стали Пермская губерния и Сибирь. Положение комитета министров «Об установлении казенной продажи вина в Пермской губернии» от 8 сентября 1887 г. предоставило министру финансов И.А. Вышнеградскому право «в качестве временной меры» ввести казенную продажу вина и спирта из складов и ведерных лавок в тех местах Пермской губернии, где это окончательно необходимо». В июне 1888 г. министру финансов было предоставлено право учреждать казенную монополию и в Сибири, «где это признано необходимым». Казна брала на себя производство и продажу вина по четко фиксированным ценам. Стоимость вина включала в себя сумму, затраченную казной на производство вина, расходы на доставку вина в магазин, на акцизное правление и акцизный сбор. Министр финансов обязывался постоянно контролировать ход монополии в губернии и постоянно «издавать надлежащие указания о порядке хранения и продаже вина и вообще разъяснять вопросы» акцизным управлениям.

Полемика вокруг «чрезвычайно новой» меры длилась около 10 лет. Как писал С.Ю. Витте, «мысль о питейной монополии была очень необычна и нова, не укладывалась в рамки правоверной финансовой науки и не соответствовала европейской действительности», а потому вызывала ожесточенные споры

1.

Аргумент о необходимости усиления борьбы с пьянством и стал тем флагом, под которым проводилась в жизнь питейная реформа. В июне 1893 г. Витте добился создания при Департаменте неокладных сборов особого отделения, которое должно было заведовать подготовкой документации и в целом делопроизводством по казенной продаже вина. В четыре восточные губернии были направлены должностные лица, которым поручалось проанализировать ситуацию на местах по возможному введению казенной монополии. Прежде всего, им поручалось собрать сведения о положении винокуренной промышленности и тех условиях, при которых может быть осуществлена казенная продажа.

Министерство финансов обратило внимание на то, что промышленность Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской губерний производила 315 000 ведер ректификованного спирта, а население губерний потребляло около 3 000 000 ведер в год. Поэтому многие владельцы винокуренных заводов обратились в Министерство с просьбой предоставления им права выкуривать большее количество напитков. В ответ Министерство распределило между заводчиками еще 1 200 000 ведер 40° спирта. Принявшим этот заказ заводчикам выдавались ссуды под 4 % годовых из средств, ассигнованных на введение казенной продажи питей. В будущем на территории этих губерний предполагалось построить спиртоочистительные заводы – в Перми для ректификации 650 000 ведер спирта, Уфе – 450 000 ведер, Оренбурге – 400 000 ведер, Самаре – 900 000 ведер. Кроме того, Министерство озаботилось рассмотрением вопросов о модернизации спиртоочистительных систем, способов фильтрации и целого ряда других технических сторон производства и очистки напитков.

Численность казенных винных лавок в четырех губерниях должна была составлять около 2 900 заведений, в т. ч. в Пермской губернии – 1 000, в Уфимской и Оренбургской – 1 080 и Самарской – 850. При этом признавалось необходимым, чтобы число казенных мест продажи спиртных напитков не создавало для населения затруднений в приобретении вина. При размещении казенных лавок Министерство принимало во внимание численность населения, размещение населенных пунктов, число многолюдных торговых и промышленных сел и т. д. с таким расчетом, чтобы каждое из населенных мест с числом до 300 душ не было удалено от пунктов продажи вина далее 7–10 верст (7,4676–1,0668 км).

В том же году С.Ю. Витте подал в Государственный совет проект организации винной монополии с объяснительной запиской к нему. С установлением монополии государство должно было стать единственным покупателем и продавцом всего спирта, вырабатывавшегося для внутреннего рынка, при этом в качестве главных целей введения казенной продажи питей указывались «приучение населения к более регулярному потреблению вина, улучшение качества вина, ограждение продажи питей от корчемства и привлечение к торговле вином лиц с более высоким нравственным уровнем»

2.

Основными законами, утверждавшими питейную монополию, являлись положение «О казенной продаже питей» от 6 июня 1894 г. и высочайше утвержденные мнения Государственного совета о сроках и порядке введения казенной винной монополии в различных губерниях и областях. Изменениям и дополнениям подвергся устав «Об акцизных сборах».

Сначала реформа касалась лишь четырех восточных российских губерний – Пермской, Оренбургской, Уфимской и Самарской, затем последовательно на протяжении 10 лет она была проведена во всех регионах России.

– С 1 июля 1896 г. в юго-западном районе – в Бессарабской, Волынской, Екатеринославской, Киевской, Подольской, Полтавской, Таврической, Херсонской и Черниговской губерниях.

– С 1 июля 1897 г. – в северо-западном районе – в Виленской, Витебской, Гродненской, Ковенской, Минской, Могилевской и Смоленской губерниях.

– С 1 января 1898 г. – в северном районе – в Олонецкой, Новгородской, Псковской, Санкт-Петер­бургской, Харьковской губерниях.

– С 1 июля 1898 г. – в Привислинском районе – в Варшавской, Калишинской, Келецкой, Ломжинской, Люблинской, Пероковской, Плоцкой, Радомской, Сувалкской, Седлецкой губерниях.

– С 1 июля 1900 г. – в Курляндской, Лифляндской, Эстляндской, Воронежской, Курской, Ставропольской, Черноморской губерниях, а также в области Донского казачьего войска.

– С 1 июля 1901 г. – в Астраханской, Архангельской, Вологодской, Вятской, Казанской, Пензенской, Саратовской, Симбирской губерниях, а также в Уральской и Тургайской областях. Во Владимирской, Калужской, Костромской, Московской, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской губерниях первоначально предполагалось ввести монополию с 1 июля 1902 г.

Однако ход подготовительных работ заставил министра финансов обратиться к Николаю II с просьбой ускорить введение монополии на год. В поданном предложении было сказано, что разные сроки установления монополии не позволяют уравнять в правах винокуренных заводчиков и тем самым выгодно распределить поставки казны. Это создавало трудности и для сбыта спирта. Заводы в монопольном районе теряли рынки сбыта. С другой стороны, предполагалось, что повсеместное введение монополии существенно снизит контрабандную торговлю напитками.

– С 1 июля 1902 г. реформа была проведена в Тобольской, Томской губерниях и Акмолинской, Семипалатинской, Терской, Дагестанской и Кубанской областях.

– С 1 июня 1904 г. – в Енисейской и Иркутской губерниях, Забайкальской и Якутской областях.

В 1902 г. государственная водочная монополия вступила в силу по всей Европейской России и в Западной Сибири, а в 1904 г. и на большей части Восточной Сибири. Таким образом, казенная продажа питей была учреждена в 75 губерниях и областях страны, за исключением Закавказья, Среднеазиатских владений, Амурской, Приморской, Камчатской и Сахалинской областей. На этих территориях сохранялось действие устава «Об акцизных сборах» и министр финансов имел право решать вопросы по изменению его статей.

После опубликования Положения 1894 г. началась подготовительная работа по введению монополии в ряде регионов империи. Если в губерниях и областях Европейской России введение монополии не было осложнено особыми трудностями, то в сибирских губерниях это проходило со значительными затруднениями. После ее введения на территории Европейской России от местного населения сибирских губерний, золотопромышленников в Министерство земледелия и государственных имуществ стали поступать просьбы о «скорейшем распространении казенной винной монополии» и на сибирские губернии. Поэтому «признав, что этот вопрос в силу особенностей края заслуживает пристального изучения» Департаменты Государственного совета предложили Министерству финансов заняться подробным изучением данного вопроса3.

28 февраля 1898 г. на совещании в Министерстве финансов было выработано заключение по вопросу об установлении казенной продажи спиртных напитков в Западной Сибири, где определялись территории и сроки введения винной монополии в Западной Сибири, рассматривались особенности проведения здесь питейной реформы и принимались решения по ее подготовке4.

В первую очередь был решен вопрос о той территории Западной Сибири, на которую должна была распространиться казенная продажа спиртных напитков. В ходе обсуждения были высказаны два предложения:

– ввести питейную реформу «лишь в наиболее населенных местностях Сибирских губерний, расположенных по обеим сторонам линии железной дороги, не касаясь смежных с Тобольской и Томской губерниями среднеазиатских областей»;

– распространить казенную продажу питей на всей территории Тобольской, Томской губерний и Акмолинской, Семипалатинской областей.

Первое предложение было отвергнуто по следующим соображениям: в район казенной продажи напитков пришлось бы включать два уезда Акмолинской области, по которым проходит линия железной дороги, т. к. там «проживает значительное и притом постоянно возрастающее население»; население Акмолинской и Семипалатинской областей все равно вынуждено было бы приобретать вино из казенных лавок Тобольской и Томской губерний. В результате «совещание признало желательным и практически возможным ввести казенную продажу одновременно на всем пространстве губерний Тобольской и Томской и среднеазиатских областей: Акмолинской и Семипалатинской»5.

Другим решением совещания для сибирского района казенной продажи напитков было «допустить более высокую для местных заводов максимальную выкурку» и определить размер поставки спирта в казну, который «может быть свыше 5 000 ведер в 40°». Для устранения опасности стачек (забастовок) винокуренных заводчиков была предложена такая мера, как создание на казенных складах Западной Сибири «неприкосновенного запаса спирта, снабдив эти склады цистернами такой емкости, которая давала бы возможность хранить в них, кроме спирта, предназначенного для оборотов, – до 50 % всей годовой их потребности».

На совещании учли и такие особенности Западной Сибири, как малонаселенность и отдаленность северной части Тобольской и Томской губерний и южных уездов Акмолинской и Семипалатинской областей. В этих местностях было мало питейных заведений, а открытие казенных винных лавок являлось нецелесообразным из-за невозможности установления за ними должного акцизного надзора и дороговизны в организации сбора вырученных денег за вино. Для данных территорий предлагалось предоставить «продажу казенного вина в запечатанной посуде и по назначенной цене частным торговцам» за комиссионную плату6.

Затем внимание присутствовавших на совещании было обращено на такое обстоятельство, как утрата питейными заведениями дохода при введении винной монополии. Отмечалось «необычное за последнее время увеличение числа питейных заведений, содержимых непосредственно крестьянскими обществами». Таких заведений на территории подведомственной Управлению акцизными сборами Западной Сибири было: в 1890 г. – 19, в 1891 г. – 138, в 1892 г. – 230, в 1893 г. – 282, в 1894 г. – 327, в 1895 г. – 528 и в 1896 г. – 817. Наряду с этим подчеркивалось, что общественные питейные заведения уменьшают тайное винокурение и дают средства на уплату податей и другие нужды «на народное образование, на устройство ссудо-сберегательных касс, на содержание мирской администрации и проч.» Обсудив это, члены совещания пришли к выводу, что рассмотренное обстоятельство не должно затруднять введение питейной монополии, т. к. «вознаграждение крестьянских обществ за утраченный при введении казенной продажи питей доход составляет вопрос общий, одинаковый для всей империи»7.

Введение винной монополии не сократило потребления алкогольных напитков, а наоборот способствовало еще большему распространению пьянства. Стараясь сократить число питейных заведений и уничтожить частную легальную торговлю, государство фактически способствовало нелегальному производству и продаже спиртных напитков низкого качества. Разрешение продажи спиртных напитков в заведениях трактирного типа создало новые очаги пьянства и разгула. Поэтому данная реформа не принесла ожидаемых результатов в плане снижения пьянства, а еще больше осложнила положение русского населения.

_________________________

 

1 Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1849–1911 гг. – М., 1991. – С. 258.

2 Канель В.Я. Алкоголизм и борьба с ним. – М., 1914. – С. 466.

3 Отчет Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей за 1899 г. – СПб., 1900. – Вып. 1. – С. 189–192.

4 Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 575. Оп. 2. Д. 1243. Л. 11–15.

5 Там же. Л. 11.

6 Там же. Л. 11–12.

7 Там же. Л. 13.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

Введение винной монополии откладывать нельзя

Федеральная антимонопольная служба, она же ФАС, плотно занялась алкоголем. Появились сообщения о том, что служба подготовила предложение о замораживании нынешних акцизов на спирт и его производные до 2018 года. Цель такого достаточно неожиданного предложения  (ведь мы давно привыкли к неуклонному росту налогов и акцизов) — добиться того, чтобы не дорожающий или дорожающий минимально легальный алкоголь мог начать конкурировать с дешёвым контрафактом.

В который раз побьём пол

Инициатива ФАС выглядит крайне актуальной на фоне массового отравления поддельным виски в Красноярске. Уже зазвучали предложения и более типичные для нашего общества — запретить. Прежде всего интернет-торговлю спиртным, приверженцы которой погибли в Сибири. Как будто нельзя купить суррогат в каком-нибудь придорожном, с позволения сказать, магазине, употребить и отправиться к праотцам. Так что запрет алкогольной интернет-торговли сродни побиванию пола, о который ушибся ребёнок.   

Запретительные идеи входят в противоречие с ещё одной инициативой ФАС — лишить региональные власти права вводить дополнительные ограничения торговли алкоголем: устанавливать «сухой закон», сокращать время продажи спиртного или запрещать продажу тех или иных видов продукции. Того же виски, например. ФАС аргументирует свою позицию тем, что дополнительные запреты не дают сколь-либо ощутимых результатов.

Это действительно так. А «сухой закон» как высшая форма запретительства в алкогольной сфере и вовсе приводит к результатам, противоположным желаемым. И ничего нового тут не изобретёшь.

Хорошо забытое старое

Между тем и изобретать-то ничего не надо. Всё давно изобретено. И называется это изобретение государственная винная монополия. Многие склонны считать, что её придумала советская власть, но это совсем не так. Первая отечественная винная монополия была учреждена в 1474 году Иваном III и действовала до 1533 года. В 1652 году она была введена снова и просуществовала 29 лет.

Пётр I вводил винную монополию, но через 20 лет сам же её и отменил. Такая противоречивая была натура. Или лоббисты хорошо поработали. Тогда они ведь уже были.

В четвёртый раз винная монополия в нашей стране была введена в 1894 году по инициативе министра финансов Сергея Витте. Действовала она по 1913 год. Монополия распространялась только на водку. Все прочие спиртные напитки изготавливались и продавались свободно, но, естественно, облагались акцизом, а импортные — ещё и ввозной пошлиной. В 1913 году общая выручка от винной монополии составила 26 процентов доходов бюджета империи. Однако с началом Первой мировой войны торговля спиртными напитками в России была совсем запрещена.

А вот пятая монополия действительно была введена большевиками в 1924 году. В 1985 году, перед антиалкогольной кампанией, продажа водки давала треть доходов от торговли продовольствием. Сегодня от спиртной отрасли в бюджет поступает не более полупроцента его доходов.

Контроль и ещё раз контроль

Но не всё сводится к доходам. Ни при царе-батюшке, ни при Советах контрафактной отравы в магазинах не было. А сегодня её — до половины всего продаваемого алкоголя. Это достижение новейшего времени. Спасибо Ельцину, отменившему государственную монополию, и тем, кто сегодня препятствует её восстановлению.

В Российской Федерации насчитывается около 150 спиртовых и порядка тысячи ликёроводочных заводов и заводиков. Как за ними всеми уследить, как контролировать их бурную деятельность?

Да и надо ли? Не проще ли провести секвестр? Государству такое количество алкопроизводителей уж точно не нужно. Тем более что при сверхдоходности этого производства, поступления в бюджет от него, как уже отмечалось выше, ничтожны.  

Здание «Винной монополии г. Красноярска», нач. XX века

«Здание «Винной монополии г. Красноярска», нач. XX века»

 

Объект культурного наследия регионального значения «Дом, где в 1917 — 1919 гг. размещался оружейный арсенал, и получали оружие рабочие – красногвардейцы» (далее по тексту – здание Арсенала, здание «Винной монополии») расположен в историческом центре города Красноярска.

В период строительства — в конце ХIХ — начале ХХ веков здание Арсенала предназначалось под склад-завод казенной «Винной монополии».

Строительство железной дороги и железнодорожного моста через р. Енисей (1899 г.) создало импульс для развития г. Красноярска. Рубеж XIX-XX веков отмечен в Красноярске появлением первых крупных зданий промышленно-производственного назначения.

В их числе был комплекс объектов железнодорожных мастерских станции Красноярск, которые дали толчок развитию в городе промышленного строительства, а также комплекс склада-завода казенной «Винной монополии», строительство которой было обусловлено подготовкой к осуществлению питейной реформы.

В начале 1890-х гг. по инициативе императора Александра III и министра финансов С.Ю. Витте российское правительство приступило к осуществлению питейной реформы, которая предполагала введение государственной монополии на производство спирта и водки. С 1895 по 1909 гг. по всей стране было построено около четырехсот винных складов. Они подразделялись на разряды и категории в зависимости от годовой производительности, которая измерялась в ведрах (1 ведро равнялось 12 литрам). На предприятиях III разряда в год производилось 50 тыс. ведер вина, II разряда – от 50 тыс. до 100 тыс. ведер, I разряда – от 100 тыс. до 200 тыс. ведер. Внеразрядные предприятия делились на категории: III категория – свыше 200 тыс. до 400 тыс. ведер вина, II категория – свыше 400 тыс. до 700 тыс. ведер и I категория – свыше 700 тыс. ведер вина

В 1901 г. начались подготовительные работы по введению казенной продажи спиртных напитков в Енисейской губернии, где для осуществления государственного контроля были созданы акцизные округа. Спиртоочистительные склады-заводы предполагалось разместить в городах губернии Красноярске, Канске и Минусинске. Здания очистительных складов в городах Енисейской губернии строились по проектам, которые составлялись, рассматривались и утверждались в Техническо-строительной инспекции, состоявшей при Главном управлении неокладных сборов и казенной продажи питей в Санкт-Петербурге. В губернском городе Красноярске был запроектирован завод с годовой производительностью 400 тыс. ведер вина, а в уездных городах Канске и Минусинске в соответствии с проектами предусматривалось построить заводы с производительностью 150 тыс. ведер вина.

Строительство и оснащение технологическим оборудованием комплексов казенных складов в городах Енисейской губернии осуществлялось с 1902 по 1905 гг.

В период строительства — в конце ХIХ — начале ХХ веков здание Арсенала предназначалось под склад-завод казенной «Винной монополии» и выходило северным фасадом на ул. Садовую (позже – ул. Бограда и сформировавшуюся «Вокзальную площадь»).

Производственные постройки (главный склад, спиртохранилище, бондарка, материальный склад, угольный завод) были оформлены в общей стилистике. По периметру участка комплекса склада-завода были устроены каменные ограды с металлическими воротами.

Фото из архива Красноярского краеведческого музея.

 

В дореволюционные годы комплексы казенных винных складов являлись в сибирских городах образцами новой организации производства, символами технического прогресса, активно проникавшего на восточные окраины России.

Архитектурно-конструктивные особенности этих производственных зданий оказали значительное влияние на городское строительство. Они раскрыли возможности применения в местных условиях новых конструктивных элементов, таких, как большие арочные оконные проемы и фонари верхнего света, обеспечивавшие естественное освещение помещений любой площади, металлические фермы, перекрытия и лестницы, позволявшие создавать оригинальные пространственные решения зданий. Стилистика и формирующая основа этих промышленных предприятий еще более укрепила положение «кирпичного стиля» в градостроительстве Красноярска.

В целом архитектурное оформление главного корпуса завода сохранило до настоящего времени особенности стилизаторской эклектики, обращенной к наследию Средневековья. Здание выполнено в традициях позднего «кирпичного стиля». Краснокирпичные фасады ритмично членятся лопатками, между которыми размещены окна лучкового завершения.

Здание склада «Винной монополии» представляет собой трехэтажный корпус с цокольным этажом, состоящий из трех основных объемов, образующих в плане П-образную форму. Декор фасадов выполнен в технике открытой кирпичной кладки и отличается большим разнообразием.

Окна всех трех уровней имеют лучковые перемычки с выделяющимися замками. Цоколь здания выполнен из крупных гранитных блоков, скрепленных раствором. Стены здания сложены из темного кирпича размером ~ 27х13х6 см, на известковом растворе. Кровля железная.

За декорированными фасадами, оформленными в романтическо-средневековых образах, скрывается внутреннее пространство, разделенное на ярусы металлическими и каменными конструкциями, соответствовавшими технологическим процессам начала ХХ в. Сохранились фрагменты орнамента полов из керамической плитки.

Комплекс казенного винного склада-завода в г. Красноярске представляет яркий образец сибирской промышленной архитектуры начала ХХ в. В процессе его проектирования наряду с вопросами архитектуры отдельных зданий решались задачи по созданию единого заводского ансамбля.

Транссибирская магистраль, сооружавшаяся с 1891 по 1904 год, расширила связь Сибири с общеевропейским и мировым рынком, способствовала росту товарооборота, возникновению новых предприятий, росту численности населения. По количеству жителей (в 1910 г.- 37,2, в 1917 — 70,3 тыс. чел) Красноярск занимал первое место в губернии и седьмое — в Сибири, уступая Томску, Иркутску, Омску, Тюмени, Барнаулу и Новониколаевску.

Квартал, где располагается рассматриваемый объект – комплекс «Винной монополии», является частью регулярной планировочной системы города; регулярная планировка центральной части города относится ко второму градостроительному этапу формирования Красноярска, когда после пожара 1773 г. город получил новый регулярный план.

Месторасположение рассматриваемого объекта относилось к городской окраине, которая начинает застраиваться с сер. XIX в.. Планировочная структура городской территории, окружавшей комплекс «Винной монополии» сохранялась и в советский период вплоть до начала 40-х годов ХХ в. – начала Великой отечественной войны.

Фото из архива Красноярского краеведческого музея.

 

Здание казенных винных складов №1 в г. Красноярске – «Винной монополии» состояло в собственности государства, в ведении департамента неокладных сборов Министерства финансов.

Окончанием винной монополии следует считать 2 августа 1914 г., когда правительство России издало постановление о прекращении продажи спиртных напитков в период Первой мировой войны и о сосредоточении всего производства этилового спирта для технических нужд фронта и медицинских целей. Однако эти меры не означали введения «сухого закона». Право продажи спиртного было сохранено для ресторанов первого разряда и аристократических клубов.

В октябре 1914 г. было разрешено продавать виноградное вино (крепостью до 16 градусов) и пиво, никто не запрещал пить вино и пиво домашнего приготовления.

С началом революционных событий 1917 г. и в годы гражданской войны здания красноярской «Винной монополии» использовались в качестве «арсенала», в здании хранились винтовки и боеприпасы.

14 марта 1917 г. исполком Красноярского Совета рабочих и солдатских депутатов принял решение о вооружении рабочих. 17 июля 1917 г. был сформирован первый отряд Красной гвардии из железнодорожников. В Красноярске отряды красногвардейцев имелись на всех крупных предприятиях. Летом 1917 года красногвардейцы г. Красноярска подавили попытку местной контрреволюции выступить против Совета. Рабочим выдали оружие, хранившееся в арсенале.

В дни Октября Красная гвардия помогала устанавливать власть Советов в Сибири. В июне 1918 г. красноярцы, получив в арсенале оружие, в течении двух недель сдерживали натиск превосходящих сил белочехов. В декабре 1917 г. советское правительство продлило запрет на торговлю спиртными напитками на время войны и революции, а затем в июле 1918 г. еще раз приняло постановление о запрете производства самогона и торговли водкой на период Гражданской войны и иностранной интервенции.

В декабре 1919 г. было принято Постановление «О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ», в соответствии с которым повсеместно запрещалось изготовление без разрешения спирта и крепких напитков, а также их продажа для питьевого потребления, а 26 августа 1920г. новое Постановление Совнаркома объявило все имеющиеся на территории РСФСР запасы вина, коньяка и водки национальной государственной собственностью.

26 августа 1923 г. ЦИК СССР и СНК СССР издали совместное Постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР, вступившее в силу с 1 января 1924 г.

В августе 1925 г. было принято Постановление Президиума ЦИК СССР о производстве спирта и спиртных напитков и торговле ими. На производство спиртных напитков вновь была установлена государственная спиртовая монополия, в силу которой весь спирт на территории РСФСР, УССР и БССР поступал в распоряжение Центрального управления государственной спиртовой монополии (Центрпромспирта), действовавшего на началах коммерческого расчета и находящегося в ведении Наркомфина СССР.

В 20-х, 30-х годах ХХ века здания «Винной монополии» в г. Красноярске использовались по первоначальному назначению, вплоть до начала 40-х годов ХХ в. – начала Великой отечественной войны.

В 1941 году, на базе эвакуированных Запорожского комбайнового завода «Коммунар» и Люберецкого завода сельхозмашиностроения им. А. В. Ухтомского, был основан «Красноярский завод комбайнов».

В октябре 1941 года в Красноярск начали прибывать первые эшелоны с оборудованием. Прибывшее оборудование разместили на территории ликеро-водочного завода (бывшего Казенного склада-завода «Винной монополии»). В слободе III Интернационала поставили зимние палатки для размещения строителей и прибывших рабочих.

17 ноября 1941 года было принято постановление СНК СССР о восстановлении производства комбайнов и зерноочистительных машин в Красноярске. В здании «Винной монополии» были размещены четыре заводских цеха. В кратчайшие сроки коллектив завода приступил к выпуску продукции. В декабре 1941 года была выпущена первая продукция для фронта — снаряды и мины. В здании бывшего арсенала выпускались артиллерийские снаряды 45 и 76 калибров. В первой половине 1942 года завод начал выпускать миномёты и боеприпасы.

За заслуги в обеспечении фронта боеприпасами для фронта в годы Великой Отечественной войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.05.85. Красноярский комбайновый завод был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Здание «Арсенала» в настоящее время входит в комплекс зданий «Красноярского завода комбайнов» (КЗК), который прекратил производство (в феврале 2013 года объявлено о закрытии завода) и находится в стадии ликвидации с последующей реконструкцией сложившейся планировочной структуры и сносом большей части промышленных зданий. На площадках КЗК в исторической части города (участок площадью 20 га) планируется реализовать крупный проект по строительству недвижимости – общественно-деловой центр с жилыми кварталами.

Здание винной монополии – «Арсенал» является памятником, связанным с развитием промышленности в Енисейской губернии, с борьбой за установление Советской власти на территории нашего края в 1917 г., восстановлением Советской власти в годы гражданской войны и иностранной интервенции, боевой и трудовой славой трудящихся г. Красноярска в годы Великой Отечественной войны.

Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1986 г. №345 здание принято на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения.

В.А.Чукреев

Т.Н. Волоткевич

Материалы предоставлены Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края и краевым государственным учреждением «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края»

Реформы Витте. Введение винной монополии.

Сергей Юльевич, выходец из типичной провинциальной дворянской семьи (родился в Тифлисе, т.е. Тбилиси) среднего культурного уровня, окончил Новороссийский университет в Одессе и поступил работать в управление Одесской железной дороги. Витте пришлось пройти все ступени государственной службы, начиная от работы в билетной кассе (1870) и заканчивая постом министра путей сообщения (1892).

Программа Витте, ставшего 1 января 1893 г министром финансов (сохранит пост в течение одиннадцати лет) предусматривала широкое внедрение политики государственного капитализма. Ускоренное промышленное развитие страны он рассчитывал обеспечить путем решения двух взаимосвязанных задач — привлечение иностранного капитала в виде займов, инвестиций и таможенная защита отечественной промышленности от западных конкурентов в сочетании с поощрением русского экспорта.

Но под программу требовались большие деньги. Казенное строительство в России было убыточным, а иностранных займов не хватало из-за ненадежного положения рубля и больших ограничений российских законов для чужеземных промышленников.

С целью получения средств Витте пошел традиционным путем предшественников: увеличением налогов с населения. Впрочем, иное придумать трудно (кроме системы займов), поскольку любая государственная программа всегда осуществляется за счет государственных средств, т.е. за счет налогоплательщиков. В числе мер по повышению доходности бюджета особое место в программе Витте занимало введение знаменитой винной монополии государства на производство и торговлю спиртными напитками.

18 июня 1894 г. — Николай II утвердил новое «Положение о казенной продаже питей», введенное в действие с 1 января 1895 г. в вышеупомянутых губерниях. Процесс введения винной монополии оказался долгим и растянулся на семь лет. В частности, в Московской губернии — с 1 июля 1901 г.

В итоге под контроль государства попало практически все производство спирта и вся торговля винно-водочными изделиями. К реализации допускали только оплаченную акцизом (косвенный налог, установленный на каждый градус выкуренного спирта) продукцию, и только с казенных складов. Розничные цены при введении монополии практически не пострадали.

Однако для успешного экономического роста страны введения винной монополии, разумеется, было недостаточно — требовалось создать основу основ — крепкий (конвертируемый) рубль.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Книга «Винная монополия. В 2 томах» Фридман М И

Винная монополия. В 2 томах

Закажите прямо сейчас книгу ‘Винная монополия. В 2 томах’ Фридман М И в книжном интернет-магазине «Москва». Доставка по всей России! — 772541

Год издания:
2014
Место издания:
СПб
Язык текста:
русский
Тип обложки:
Кожаный переплет
Тиснение:
Блинтовое (бескрасочное плоскоуглубленное изображение)
Бумага:
Дизайнерская
Формат:
170×240 мм
Размеры в мм (ДхШхВ):
240×170
Страниц:
1202
Код товара:
772541
Артикул:
001876
В продаже с:
03.12.2014
Аннотация к книге «Винная монополия. В 2 томах» Фридман М. И.:
«Винная монополия» — фундаментальное исследование российского экономиста и государственного деятеля, профессора кафедры науки о финансах Санкт-Петербургского политехнического института Фридмана Михаила Исидоровича (1875–1921).
В первом томе издания рассматривается опыт введения винной монополии в крупнейших городах Европы: Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, второй том посвящен вопросам налогообложения спиртных напитков в России, последствиям введения винной монополии и реформированию системы винных сборов.
Книга написана на основе большого фактического материала, благодаря чему не потеряла значения и в наши дни.
Репринтное издание 1914–1916 гг.
Ограниченный тираж. Читать дальше…

Монопольный алкоголь – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

В законе о производстве и обороте алкоголя, который устанавливает правила жизни в отрасли, прямо прописано, что государство вправе ввести монополию на производство и оборот спирта или алкогольной продукции — для этого достаточно принятия соответствующего федерального закона.

Естественно, ввести работающую монополию сложнее принятия простой поправки в закон. Даже гениальный администратор Сергей Витте готовил концепцию винной монополии в течение нескольких лет, а два его предшественника на посту министра финансов, Иван Вышнеградский и Николай Бунге, убеждали императора Александра III  в том, что государственное управление алкогольным рынком невозможно в принципе.

Несмотря ни на что, в России есть сторонники учреждения государственной монополии на производство и даже распространение алкогольных напитков.

В августе 2014 года стало известно, что о монополии задумались в стенах нижней палаты парламента. Депутат от «Справедливой России» Олег Нилов тогда предложил в ответ на западные санкции дополнить российские контрсанкции введением государственной монополии на производство табака и алкоголя.

Нилов предложил обязать производить табачную и алкогольную продукцию только на предприятиях, в которых более половины акций должно принадлежать правительству. Депутат заверял, что госмонополии на производство табака и алкоголя, во-первых, спасет миллионы жизней, а во-вторых, значительно пополнят казну — вплоть до антиалкогольной кампании Горбачева госбюджет почти на треть формировался за счет выручки от продажи алкоголя.

При это депутат не предлагал выгнать иностранных производителей из страны, «просто большая часть прибыли должна идти в бюджет», уверен Нилов.

Предложение о введении монополии было даже сделано президенту Путину, 14 августа, во время «ялтинской» встречи главы государства с парламентариями. Илья Дроздов, депутат от ЛДПР, фактически повторил тезисы, которые ранее в газете «Известия» озвучивал его коллега Олег Нилов.

Владимир Путин тогда мягко отверг идею депутатов. По его словам, борьба с пьянством — важная задача, но подходить к ней надо с умом. Он напомнил, что во время антиалкогольной кампании второй половины 1980-х годов население начало усиленно заниматься самогоноварением, а также пить технические марки спирта. С иностранными инвесторами президент призвал обращаться еще аккуратнее. «Мы должны создавать условия, которые нашим инвесторам любым — и иностранным, и российским инвесторам — будут всегда давать ясный сигнал: в России не обманывают».

Чуть ранее о монополии говорили в Совете Федерации. В ноябре 2013 года сенатор Сергей Шатиров, представитель парламента Кузбасса в Федеральном собрании, предложил ввести государственную монополию на продажу алкоголя и оборот этилового спирта. Несмотря на то, что требования к розничной продаже алкоголя максимально ужесточены, а реклама запрещена, ситуация с алкоголизацией населения кардинально не улучшилась, заявлял сенатор.

Тогда инициатива сенатора ни к чему не привела, хотя, как показывает практика, именно государственная монополия на продажу алкоголя является самой распространенной в мире.

Государство, как правило, вмешивается в алкогольный рынок под девизом заботы о здоровье граждан. Часто считается, что если не оградить население от агрессивной рекламы горячительных напитков, то никто не сможет сдержаться и пить будут все больше и больше. Соответственно национализация розничной торговли предполагает исчезновение навязчивой рекламы. Вдобавок схема одноканального сбыта алкоголя через государственные магазины позволяет контролировать качество продукта.

Так, например, сразу после начала реализации плана введения винной монополии в 1895 году, правительство отчиталось, что в четырех заволжских и уральских губерниях, которые стали своего рода полигоном, число питейных заведений сократилось в 1,5-2 раза, что как бы само собой предполагало и вытрезвление населения.

«Бесспорно хорошая сторона питейной монополии — улучшение качества вина благодаря очистке его от вредных примесей… Есть основание думать, что пьянство во многих местах благодаря введению питейной монополии значительно сократилось», — сообщается в соответствующей статье Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Евфрона.

В современной Скандинавии, несмотря на общий рынок и прозрачные границы, государства всеми силами держатся за монополию на продажу алкоголя. Считается, что именно государственная политика позволила превратить ранее одни из самых пьющих наций в Европе в своего рода «общества трезвости». Огромные цены на алкоголь, ограничение времени продаж, отсутствие рекламы, но при этом стимулирование потребление вина и пива в традиционно «водочных» странах — все это характеризует алкогольный рынок Скандинавских стран.

На примере Канады видно, что монополия на продажу алкоголя выгодна не только государству, но и производителям. Правительство, декларируя принципы социальной ответственности, все же заинтересовано в поддержании спроса на алкоголь, иначе может быть поставлена под сомнение целесообразность существования государственной сети распространения, которая приносит бюджету некоторых доход. Производители, со своей стороны, участвуют в некоторых поощряемых правительством общественных программах. В результате самые выгодные места на прилавках магазинов зачастую отдаются местным производителям, так что монополию на продажу алкоголя можно считать взаимовыгодным сотрудничеством правительства и бизнеса.

Что характерно, в современной России государство ближе к монополии на производство спирта, чем к монополии на розничную продажу алкоголя. Дело в том, что государственная компания «Роспиртпром» уже производит более половины пищевого этилового спирта в стране — главного сырья для водки, которая, в свою очередь, все еще является самым популярным напитком. После такой консолидации помимо «Росспиртпрома» производителей вскоре может не остаться вовсе — некоторые заводы хорошо, если будут работать в рамках своего региона. Таким образом своеобразная монополия все-так создается, причем вполне рыночными методами.

Контролировать розницу намного сложнее — сейчас распространением алкоголя занимаются сотни тысяч магазинов и тысячи компаний. По мнению директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, правительство не справится со столь сложной логистикой и монополия будет не просто неэффекивной, но и убыточной. Сейчас государство получает достаточно стабильный доход за счет НДС, акциза и продажи лицензий, в случае введения монополии сборы резко упадут и, вполне вероятно, вся отрасль станет убыточной.

Впрочем, сейчас перед государством стоит вопрос даже не о введении монополии на продажу спирта, а хотя бы о полном контроле за уже существующей системой. В 2014 году в стране, если судить по официальной статистике, водки было произведено меньше, чем продано. Вдобавок ко всему россияне, как выяснилось, не охладели к самогоноварению, так что проблем у возможной монополии может оказаться больше, чем кажется на первый взгляд.

Государства с монополией на алкоголь: Контроль над алкогольными напитками (ABC)

Почему правительство некоторых штатов является монополистом на алкоголь? Причина в прошлом. Национальный запрет был отменен в 1933 году. В этот момент некоторые штаты решили сохранить собственный запрет в пределах своих границ. Другие штаты решили оставить выбор на усмотрение местных юрисдикций (округов и / или городов). Это местный вариант. Так что даже сегодня по всей стране есть сотни засушливых округов.

Среди тех штатов, которые не решили поддерживать запрет, некоторые предпочли стать государствами с монополией на алкоголь.То есть установить государственную монополию на продажу алкогольных напитков. Другие штаты, не запрещающие запрет, предпочли следовать традиционной американской практике свободного предпринимательства, регулируемой законами.

Государства с алкогольной монополией

В настоящее время в США существует 18 государственных алкогольных монополий или «контролирующих штатов». Термин «контролирующее государство» популярен, но вводит в заблуждение. Это потому, что все штатов контролируют и регулируют продажу алкоголя. Следовательно, каждое состояние является контролируемым.Однако только 18 являются государственными алкогольными монополистами.

18 государственных монополий — это

  • Алкогольная монополия обозначена синим цветом

    Алабама

  • Айдахо
  • Айова
  • Мэн
  • Мэриленд (округ Монтгомери)
  • Мичиган
  • Миссисипи
  • Монтана
  • Нью-Гэмпшир
  • Северная Каролина
  • Огайо
  • Орегон
  • Пенсильвания
  • Юта
  • Вермонт
  • Вирджиния
  • Западная Вирджиния
  • Вайоминг

Более четверти населения U.S. Население проживает в монопольных юрисдикциях. 2 Выбор покупателей ограничен в магазинах-монополистах, не имеющих конкуренции. Следовательно, у них нет стимула быть дружелюбным к клиентам. Однако официальные лица монополистов склонны утверждать, что они могут ограничить употребление алкоголя, что, по их мнению, является желательным.

Так почему же монополия?

Вирджиния была первым штатом, в котором была создана монопольная система после отмены. Историческое общество Вирджинии объясняет:

«23 февраля 1934 г. спикер палаты подписал закон о создании Департамента по контролю за алкогольными напитками.

«Крестоносцы воздержания действовали в Вирджинии задолго до ратификации Восемнадцатой поправки в 1919 году. Сначала Генеральная Ассамблея приняла местные законы. Они позволили избирателям решить, будут ли их общины «влажными» или «сухими». Лига противников салунов под руководством преподобного Джеймса Кэннона-младшего долго и упорно боролась против пьянства. Затем запретительный закон штата, известный как Закон Маппа, закрыл все салуны в Вирджинии в 1916 году. Однако он разрешил каждой семье ввозить из-за пределов штата одну кварту спиртного, три галлона пива или один галлон вина на каждые месяц.Последовал национальный запрет, и жители Вирджинии потеряли свой «закон одной кварты».

«Принудительное воздержание оказалось непопулярным и неосуществимым. В 1933 году вирджинцы проголосовали за ратификацию Двадцать первой поправки, отменяющую запрет, и за разработку плана контроля над алкоголем. Губернатор Джон Гарланд Поллард, верный сторонник запретов, предупредил: «Теперь, когда запреты обречены, главный вопрос времени таков. Какое новое оружие мы должны принять для борьбы с этим вековым злом? »

Это новое «оружие» оказалось первым государственным учреждением подобного рода в стране — Советом по контролю за алкогольными напитками.” 3

Контрольные советы монопольных государств учредили Национальную ассоциацию по контролю за алкогольными напитками (NABCA) в 1937 году. Она поддерживает монополии, контролирующие оптовую и / или розничную продажу алкоголя в любой форме. То есть пиво, вино или крепкие спиртные напитки.

Ссылки: Государства с алкогольной монополией

  1. Состояния контроля за алкогольными напитками. Раздел «Винное право» на сайте Института вина.
  2. Сайт NABCA
  3. Историческое общество Вирджинии.В этот день: законодательные моменты в истории Вирджинии. Веб-сайт ViA Dept ABC.

Связанные

Как вино портится из-за Второй мировой войны, в Норвегии создана государственная винная монополия

Vinmonopolet может звучать как какая-то изящная монополистическая игра, связанная с вином, в которую вы играете, надев монокль, но на самом деле это название контролируемой государством продажи алкоголя в Норвегии («винная монополия», они не прибегают к эвфемизмам. здесь).Оказывается, все скандинавские страны, за исключением Дании, ограничивают продажу алкоголя с помощью некоторого сочетания государственного контроля и / или высоких налогов. В Норвегии Vinmonopolet была основана для того, чтобы контролировать продажу любого алкоголя крепостью более 4,75% в интересах людей. (Сравните это с Оклахомой, где вы не можете охлаждать пиво крепостью более 4%. Законы о спиртных напитках и добрые намерения могут наложить некоторые странные ограничения.)

Вы уже задаетесь вопросом: «Почему винная монополия, контролируемая государством? Норвежцы кажутся такими хорошо воспитанными.«Ну, в далеком 19 -м веке все было немного… соленее. Согласно Cyclopaedia of Temperance and Prohibited 1891 года, к 1833 году в Норвегии насчитывалось 9727 винокурен, «и годовое потребление спиртных напитков оценивалось почти в 4 галлона на душу населения», что достаточно, чтобы вдохновить сторонника запретов Асбьорна Клостера выступить за полный запрет на алкоголь. продажи. Как и запрет, это заняло какое-то время, но Норвегия любит свой напиток. К 1923 году запрет был снят, и власть взяла на себя Винмонополет, главным образом для того, чтобы сохранить традиции национальной сдержанности, но при этом разрешить продажу алкоголя.(Похоже, это было бы очень, очень сложно продать в США, как если бы федеральное правительство пришло к власти после Аль Капоне.)

Как ни ужасно звучит контролируемая государством выпивка, есть (своего рода) серебряная подкладка: после того, как немецкая оккупация покинула Норвегию в 1945 году, осталось около 400 000 литров Бордо. Vinmonopolet начал продавать его — получивший прозвище «Сексскронеры» или «шесть крон» за его цену (что-то вроде «Two Buck Chuck» для тех фанатов Trader Joe) — и это был огромный успех, быстро заложивший основу для норвежского винная культура.На самом деле это было слишком популярно. Винмонополет покинул Бордо к 1947 году.

Не пропустите дроп !

Получайте новости о пиве, вине и коктейлях прямо на свой почтовый ящик.

Более дешевые вина были импортированы из таких мест, как Чили и Тунис, но не были проданы, в результате чего Vinmonopolet оставил свою фирменную бордоскую ногу, на которой можно было стоять.В 1949 году появился Хокон Свенссон, которому было поручено создать смесь, чтобы сохранить секскронеры и удержать норвежцев от употребления слишком большого количества крепких напитков (которые они пили в то время в соотношении 10 к 1, от крепких напитков к вину). Усилия Свенссона увенчались успехом, и Sekskroners «Rodvin» (производимый от 5 до 10 вин) продолжал оставаться лидером продаж Vinmonopolet в 80-е годы.

Но по мере того, как в Норвегии становилось все больше и больше вина, Vinmonopolet к настоящему времени выпускает шесть ежегодных выпусков новых продуктов, чтобы пополнить свои обычные запасы, включая Бордо в декабре, Шампань и Шабли в мае и U.S. Beer and Wine в октябре — Родвин начал проигрывать. Это похоже на историю крафтового пива: такие основатели, как Сэм Адамс и Сьерра, теряют доверие или престиж, и в дело вступает новая кровь. Фактически, совсем недавно, в августе 2014 года, Родвина практически сняли с полок и заменили на жетон « Folkets Originale Rodvin, также известное как «Народное оригинальное красное вино».

История Бордо странная, от оставшихся 400 000 литров Бордо до попыток смешивания его заменить. Но, возможно, самая странная часть Vinmonopolet — это то, что хорошо он превзошел в Норвегии (88% удовлетворенности потребителей в 2009 году).Первоначально закупка и импорт, а также продажа вин были запрещены в 1996 году, когда Европейская ассоциация свободной торговли признала его монопольным (это в названии…). Но решение было довольно элегантным: разделиться на частную импортную компанию Arcus, и Vinmonopolet продолжит продавать импортное вино от имени благонравного государства. В этом есть и положительные стороны: очевидно, что потребители платят небольшую часть (примерно треть) рыночной цены. Винмонополет действительно дает гарантию на свое вино, что означает, что вы можете вернуть «бракованное» вино в любое время в течение пяти лет с момента покупки.Недостатки? Ну, есть высокие налоги, которые увеличиваются с увеличением крепости напитка. Есть ограниченный выбор (и низкая цена), из-за которых продажи вина могут быть немного менее цивилизованными (представьте себе один из шести ежегодных выпусков вин, плюс Черную пятницу), и выбор вин, выбранный частным образом (как не рыночный) — винный критик Том Мартинсен назвал «вкусовой бюрократией».

Норвежцы, возможно, обогнали Бордо и Родвин, но они по-прежнему заинтересованы в своем вине, и Vinmonopolet с высокой степенью удовлетворенности для монополии, тем более, что он стал просто розничным продавцом (а не импортером, в основном винным королем всего мира). ) в 1996 году.

Опять же, не уверен, что эта концепция сработает в США, но в Норвегии монополия кажется нормальным способом играть в винную игру.

(PDF) Монополия и вино: пример Норвегии

и плотности розеток различных типов спиртных напитков. Кроме того, они обнаружили увеличение на

проблем, связанных с алкоголем.

Norström et al. (2010) проанализировали два конкурирующих сценария для шведского алкогольного рынка. Во-первых,

они оценили эффекты замены существующей монополистической системы на частные лицензированные магазины

, специализирующиеся на продаже алкоголя.Во-вторых, они оценили влияние доступности алкоголя во всех продуктовых магазинах. Они использовали мультипликативную модель для прогнозирования влияния плотности торговых точек, часов продажи

, розничных цен, продвижения и рекламы, неучтенного потребления и замены

, зарегистрированного с неучтенным потреблением; на потребление алкоголя и алкоголя на душу населения —

проблемы со здоровьем. Оба сценария предсказывали существенное увеличение потребления, а также

проблем со здоровьем.Однако второй сценарий предсказывал более разрушительные воздействия для населения

человек. Россоу (2005) использовал теорию диффузии и опросы населения за период 1962–

1999 гг. Для изучения норвежского винного рынка. Он обнаружил, что влияние социодемографических,

коммуникационных и поведенческих переменных было ожидаемым, и пришел к выводу, что новые вина могут быть классифицированы как инновационные продукты. Наконец, Дальстрем и Осберг (2009) оценили гедонистическую функцию цены

для вин, проданных на шведском рынке в 2007 году.Они обнаружили, что существует высокий спрос на вина по более высокой цене

.

3 Норвежский винный рынок

В 2009 году монополия продала 76 746 000 литров алкогольных напитков. Как показано на рисунке 1, продажи

были разделены на 62 108 000 литров вина, 12 873 000 литров крепких спиртных напитков, 840 000 литров крепленого вина

и 820 000 литров крепкого пива (www.vinmonopolet.no). Однако наиболее популярным алкогольным напитком

является пиво с содержанием алкоголя 4,5%, которое продается в продуктовых магазинах, и

, исключенное из приведенных выше показателей продаж.

Потребление вина значительно увеличилось с 2000 года. В 2009 году годовое потребление

на душу населения составляло пятнадцать литров или 24% от общего потребления алкоголя, измеренного как чистый алкоголь.

Монополия продала вино, крепкие спиртные напитки, пиво и безалкогольные вина на 4,8%, 0,4%, 8,6%,

,

и 1,8% соответственно, тогда как продажи крепленых вин снизились на 6,1% с 2008 по 2009 год.

Эти изменения соответствуют тенденциям продаж за последнее десятилетие.

В последние годы Италия стала самым крупным экспортером вина по объемам. В 2009 году рыночная доля

составляла 24,5% и увеличилась на 15,0% по сравнению с 2008 годом. Больше всего росли продажи австралийских вин, доля рынка

составляла 7,9%. Доля рынка австралийских вин выросла на 19% в стоимостном выражении

и на 43,3% в натуральном выражении.

Рисунок 1

С момента создания монополии норвежская алкогольная политика основывалась на четырех принципах

.Во-первых, следует по возможности устранить частный экономический интерес. Во-вторых, для продажи алкогольных напитков требуется лицензия

. В-третьих, муниципальные власти имеют право решать

, можно ли продавать алкогольные напитки, тип алкогольных напитков, которые могут быть проданы, и кто

получает лицензию на продажу алкоголя. В-четвертых, цены на алкогольные напитки должны оставаться высокими до

высоких налогов (Hurst et al., 1997). В предыдущем Законе об алкоголе 1989 г. также четко говорилось, что «цель

регулирования ввоза, продажи и подачи алкогольных напитков состоит в том, чтобы ограничить в максимально возможной степени

вред обществу и отдельным лицам, который может возникнуть в результате потребление алкогольных напитков

»(Örnberg and lafsdóttir, 2008, p.133-134).

Налоги на алкогольные напитки, ограничения часов продажи и запреты на рекламу и продвижение алкогольных напитков

способствовали снижению потребления алкоголя. Однако другие факторы

способствовали увеличению продаж вина. Одним из этих факторов является новая система лицензирования, которая

была введена как часть нового Закона об алкоголе в 1996 году.

Новый Закон об алкоголе предоставил частным лицам и фирмам возможность получить лицензию на импорт

или экспорт алкогольных напитков. и продавать оптом внутри страны.Лицензированные оптовые торговцы могут,

, продавать только дистиллированные спиртные напитки, вино и крепкое пиво в сети магазинов монополии.

2

Россия считает государственную монополию на производство вина

Российский парламент (Государственная Дума) рассматривает предложения о введении государственной монополии на производство вина в России.

Российский парламент обсудит планы по монополизации производства вина (Изображение: © Алексей Чернюк / Alamy)

По словам депутата парламента и одного из архитекторов новой инициативы Олега Нилова, производство вина в России должно происходить только на мощностях государственных предприятий и предприятий, контрольный пакет которых принадлежит государству. .

Нилов считает, что введение государственной монополии позволит России повысить качество производимого в стране вина и значительно увеличить доходы государства от отечественной винодельческой отрасли.

Представитель «Справедливой России», социал-демократической политической партии в России, которая представила новый законопроект в национальный парламент и правительство, сказал, что введение государственной монополии поможет России оставаться независимой от — и не зависеть от — международная винодельческая промышленность в случае ограничений или полного запрета на импорт вина в Россию, меры, которые в настоящее время рассматриваются национальным правительством как ответ на западные санкции.

По мнению Государственной Думы, введение государственной монополии также послужит стимулом для крымских и краснодарских виноделов к увеличению объемов производства и предоставит им место на полках национальных торговых точек.

Однако ведущие российские аналитики в области алкогольного и винного бизнеса подвергли инициативу критике.

По словам Вадима Дробиза, директора Центра исследований федеральных и региональных рынков алкоголя (CRFRAM), ведущего агентства по анализу винного бизнеса, введение государственной монополии сделает российскую винодельческую отрасль нерентабельной, поскольку она в настоящее время остается сильно зависимой. по НДС и акцизам и создаст условия для коррупции на рынке.

По мнению аналитиков CFRAM, принятие этих планов также приведет к увеличению контрабандных поставок вина в Россию и значительному снижению качества отечественных вин.

Ожидается, что новый законопроект будет обсужден в российском парламенте в течение первой недели сентября.

Автор Юджин Герден

Продажи алкоголя растут везде, кроме Пенсильвании, где государственная монополия подавила торговлю

Стеклянная витрина с алкогольной продукцией.

getty

Становится все более очевидным, что Пенсильвания без надобности причиняет себе экономический ущерб из-за уникальной византийской государственной монополии штата Кистоун на продажу спиртных напитков. Эта устаревшая система в сочетании с массовым закрытием губернатором Томом Вольфом (D) этой весной государственных розничных торговцев спиртными напитками, чего не происходило в других штатах, где правительство штата контролирует продажу спиртных напитков (называемых «контролирующими штатами»), имеет привела к стагнации продаж напитков для взрослых в Пенсильвании, в то время как в других штатах такие продажи растут.

РЕКЛАМА

Согласно новому отчету Национальной ассоциации контроля над алкогольными напитками (NABCA), розничные продажи спиртных напитков в контрольных штатах в июне выросли на 19,6% по сравнению с предыдущим годом. NABCA обнаружила, что розничные продажи спиртных напитков выросли на двузначные числа в 15 контрольных штатах, с увеличением более чем на 20% в 10 контрольных штатах.

Тем не менее, в Пенсильвании розничные продажи спиртных напитков выросли только на однозначные цифры, менее чем на 1% в случае Пенсильвании. NABCA сообщает о следующих темпах роста розничных продаж спиртных напитков в контрольном штате за июнь, где явно выделяется штат Пенсильвания: «Алабама (30.8%), Айова (24,4%), Айдахо (22,8%), Мэн (19,4%), Мичиган (23,3%), Миссисипи (71,0%), Монтана (25,3%), Северная Каролина (23,2%), Огайо (25,4%). %), Орегон (14,4%), Пенсильвания (0,6%), , Юта (18,8%), Вирджиния (14,8%), Вермонт (11,1%), Западная Вирджиния (32,5%) и Вайоминг (26,8%) ».

Однозначный рост розничных продаж крепких алкогольных напитков за месяц, когда в других контрольных штатах наблюдался двузначный рост, — не единственная область, где Пенсильвания сильно отстает по продажам алкоголя. То же самое неравенство в продажах между Пенсильванией и другими штатами с контролем можно увидеть, когда дело доходит до продажи ящиков с алкоголем.Фактически, оказывается, что Пенсильвания была единственным контролирующим штатом, в котором фактическое сокращение продаж ящиков в июне по сравнению с прошлым годом.

«Продажи ящиков для спиртных напитков в контрольных штатах выросли на 13,1% по сравнению с продажами за тот же период прошлого года», согласно июньскому исследованию NABCA, в котором сообщалось о следующих темпах роста продаж в контрольных штатах: «Алабама (22,4%), Айова (23,0%) , Айдахо (16,4%), Мэн (17,9%), Мичиган (10,3%), Миссисипи (54,9%), Монтана (23,4%), Северная Каролина (16,7%), Нью-Гэмпшир (6,1%), Огайо (15.3%), Орегон (8,9%), Пенсильвания (-4,6%) , Юта (17,0%), Вирджиния (9,6%), Вермонт (10,8%), Западная Вирджиния (30,3%) и Вайоминг (26,1%) . »

Как это произошло? Короче говоря, это было вызвано обременительным и устаревшим регулированием продажи алкоголя в Пенсильвании, а также решением губернатора Вольфа на несколько недель закрыть государственные розничные магазины спиртных напитков, чего не происходило в других контролируемых штатах. Эта катастрофа, которая привела к сокращению налоговых сборов и увеличению неудобств потребителей, усилила призывы к реформе и, возможно, приватизации государственной монополии на алкоголь в Пенсильвании раз и навсегда.

Неправильное руководство со стороны Совета по контролю за алкогольными напитками Пенсильвании (PLCB) и принятие неверных решений «приводят к расходам штата с продаж и налоговых поступлений, одновременно добавляя к долгой истории бесполезных проблем PLCB», — говорит Натан Бенефилд, вице-президент Фонда Содружества, основанный в Гаррисбурге аналитический центр.

«Прекращение нашей государственной монополии на спиртосодержащие напитки должно быть во главе списка задач по восстановлению», — добавил Бенефилд. «Пора провести полную приватизацию государственной монополии на магазины и, наконец, разрешить конкуренцию.”

РЕКЛАМА

Палата представителей Пенсильвании приняла четыре законопроекта о приватизации государственной монополии на алкоголь за последние семь лет, но ни один из них не был принят. В 2015 году законопроект о приватизации дошел до стола губернатора Вольфа, но на него было наложено вето. Губернатор Вольф согласился разрешить продажу вина и пива в продуктовых магазинах и магазинах повседневного спроса в качестве альтернативы приватизации винных магазинов.

Если нет голосов для передачи еще одного законопроекта о приватизации на стол губернатора Вольфа или если такой законопроект наверняка будет встречен с непреодолимым вето еще раз, разрешая продажу спиртных напитков в продуктовых магазинах и магазинах шаговой доступности, поскольку такие торговые точки в настоящее время разрешены что касается вина и пива, многие рассматривают его как компромисс, который был бы заметным улучшением статус-кво.Такая реформа могла бы продолжить работу государственных винных магазинов, разрешив при этом частную розничную продажу в качестве альтернативы для потребителей. Такое расширение продаж увеличит сборы налогов в то время, когда государственная казна низка, и повысит удобство для жителей Пенсильвании, которые могли бы воспользоваться некоторым повышенным удобством с учетом того, что принес 2020 год.

Государственная монополия на алкоголь в Пенсильвании и то, как она снизила продажи, кажется еще более устаревшей и неоправданной в мире, где приложения для смартфонов, такие как Drizly, доставляют спиртные напитки, вино и пиво напрямую потребителям.С помощью нескольких щелчков мышью люди, живущие недалеко от границы с Пенсильванией — в таких местах, как Балтимор, штат Мэриленд; Янгстаун, Огайо; и Трентон, штат Нью-Джерси — их любимые духи могут быть отправлены к их порогу. Между тем, у любого в Пенсильвании, кто пытается использовать приложение из-за обременительного режима регулирования продаж алкоголя в Содружестве, появляется следующий экран.

РЕКЛАМА

Когда жители Пенсильвании пытаются доставить алкоголь, им отказывают из-за обременительного состояния… [+] регламент.

Drizly.com

В то время, когда во многих штатах и ​​городах США были либерализованы правила, разрешающие доставку алкоголя, многим законопослушным взрослым, живущим в Пенсильвании, кажется странным, что им приходится преодолевать столько обручей, чтобы пополнить запасы домашнего бара, в то время как их семьи и друзья в других штатах получают их любимые напитки для взрослых с помощью инноваций и конкуренции частного сектора. Если бездействие в Гаррисберге продолжится, жители Кистоун-Стейт получат возможность проголосовать против защитников устаревшего статус-кво в ноябре этого года.

Предложение ослабить государственную монополию Швеции на выпивку

M OST NORTHERN-HEMISPHERE вино производится на широте от 30 ° до 50 °. Дальше на север становится слишком холодно. Холодная температура на винограднике Ахус в графстве Скане на шведском балтийском побережье составляет 55,9 °. Но с 2005 года выращивает виноград на гектаре сельхозугодий. В прошлом году было произведено около 3000 бутылок, в основном из винограда солярис, сорта, подходящего для более прохладного климата.Он также принимает туристов. Этим летом из-за пандемии среди шведских энофилов, отдыхающих дома, вспыхнул интерес. Посетители спрашивали: «Можно ли купить бутылку в качестве сувенира?» — говорит Карин Берч, помогающая управлять виноградником. «И я должен был сказать нет».

Послушайте эту историю

Ваш браузер не поддерживает элемент

Больше аудио и подкастов на iOS или Android.

В 1955 году Швеция заменила карточную систему настолько неэффективной, что даже движение за воздержание выступило против государственной монополии на продажу алкоголя.Сегодня 446 магазинов под названием Systembolagets — единственные места, где шведы могут купить алкоголь крепче 3,5%, помимо баров и ресторанов. Подобные монополии существуют и в других странах Северной Европы, и такая схема остается широко популярной.

Однако власть государства над продажей алкоголя может ослабнуть. В прошлом году в обмен на поддержку правительства меньшинства умеренная Центристская партия провела переговоры о введении «продажи фермерских хозяйств». Эта политика позволит производителям, таким как Ahus, продавать продукцию напрямую покупателям.Но идея спорная.

IOGT-NTO , шведское движение за воздержание, утверждает, что сельскохозяйственные продажи — это троянский конь, который в конечном итоге позволит крупным производителям продавать свои товары на открытом рынке, отмечая, что ассоциация шведских фермеров выступила против определения размера лимит продаж. Противники также утверждают, что продажа фермерских хозяйств может быть незаконной в соответствии с законодательством Европейского Союза, хотя это еще предстоит проверить. В 1997 году, через два года после того, как Швеция присоединилась к блоку, Европейский суд постановил, что монополия соответствует правилам EU о свободном перемещении товаров, поскольку не дискриминирует производителей.Но продажа на фермах по своей природе исключала бы алкоголь из-за границы.

По словам Софии Нильссон, Центристской партии MP для Скане, продажа фермерских хозяйств не является способом отменить монополию государства через черный ход, но может способствовать развитию туризма и рабочих мест в сельской местности. Консультации с правительством потребуют времени, но г-жа Нильссон настроена оптимистично: «Я действительно надеюсь, что через пару лет мы сможем покататься по Скане, остановиться на винограднике и купить бутылку вина на ужин».

Эта статья появилась в европейском разделе печатного издания под заголовком «Власть государства над виноградом и зерном»

О нас — NC ABCC

О комиссии ABC

Комиссия по контролю за алкогольными напитками Северной Каролины (NC ABC Commission) — это независимое государственное агентство, входящее в состав Департамента общественной безопасности штата Северная Каролина и подчиняющееся непосредственно канцелярии губернатора.Комиссия обеспечивает единый контроль за продажей, покупкой, транспортировкой, производством, потреблением и хранением всех алкогольных напитков в штате. На национальном уровне Северная Каролина является одним из 17 контролирующих штатов / юрисдикций и является членом Национальной ассоциации контроля над алкогольными напитками.

Комиссия NC ABC собирается ежемесячно, чтобы заслушивать и принимать меры по нарушениям разрешений, запросам на утверждение новых местоположений магазинов ABC и другим вопросам в рамках регулирующего органа Комиссии.Законы Северной Каролины ABC содержатся в главе 18B Общего статута Северной Каролины, а правила Комиссии — в Разделе 14B главы 15 Административного кодекса Северной Каролины. Как главный регулирующий орган в отношении всех алкогольных напитков в штате Комиссия находится на стыке вопросов общественного здравоохранения, общественной безопасности и справедливого коммерческого регулирования.

Для получения более подробной информации, пожалуйста, просмотрите наш последний годовой отчет.


Стр. 27 (отрыв) из годового отчета за 2018 финансовый год.


ИСТОРИЯ
В 1935 году Законодательное собрание Северной Каролины уполномочило губернатора назначить комиссию для изучения вопроса о контроле над алкогольными напитками. Комиссия рассмотрела две модели, внедряемые другими государствами в конце Сухого закона: системы государственного лицензирования и системы государственной монополии. После тщательного изучения Закон о контроле над алкогольными напитками был представлен Генеральной Ассамблее в 1937 году, и в Северной Каролине была введена в действие система монополий.Закон о контроле предусматривает создание Контрольного совета штата в составе председателя и двух ассоциированных членов, назначаемых губернатором. Закон о контроле также предусматривал план, в соответствии с которым ни один округ или город в штате не мог разрешить продажу алкогольных напитков, если сначала не было одобрено местными избирателями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *