Все стихи гумилев: Все стихи Николая Гумилёва

Все стихи Гумилева на одной странице: список стихотворений Николая Гумилева

Перейти к контенту

Главная

Николай Гумилев: стихи по категориям



  • Николай Гумилев — 11 июля 1911
  • Николай Гумилев — Credo
  • Николай Гумилев — Renvoi
  • Николай Гумилев — А я уж стою в саду иной земли
  • Николай Гумилев — Абиссиния
  • Николай Гумилев — Абиссинские песни
  • Николай Гумилев — Адам
  • Николай Гумилев — Акростих
  • Николай Гумилев — Акростих (Ангел лег у края небосклона)
  • Николай Гумилев — Акростих (Можно увидеть на этой картинке)
  • Николай Гумилев — Акростих (Мощь и нега)
  • Николай Гумилев — Акростих восьмерка
  • Николай Гумилев — Алжир и Тунис
  • Николай Гумилев — Альбом или слон
  • Николай Гумилев — Анакреонтическая песенка
  • Николай Гумилев — Ангел
  • Николай Гумилев — Ангел боли
  • Николай Гумилев — Ангел-хранитель
  • Николай Гумилев — Андрей Рублев
  • Николай Гумилев — Андрогин
  • Николай Гумилев — Анна Комнена
  • Николай Гумилев — Аннам
  • Николай Гумилев — Анне Радловой
  • Николай Гумилев — Африканская ночь
  • Николай Гумилев — Ахилл и Одиссей
  • Николай Гумилев — Баллада
  • Николай Гумилев — Баллада (Пять коней подарил мне)
  • Николай Гумилев — Барабаны, гремите, а трубы, ревите
  • Николай Гумилев — Блудный сын
  • Николай Гумилев — Болонья
  • Николай Гумилев — Больная земля
  • Николай Гумилев — Больной
  • Николай Гумилев — Борьба
  • Николай Гумилев — Брюсов и Сологуб
  • Николай Гумилев — Был праздник веселый и шумный
  • Николай Гумилев — В библиотеке
  • Николай Гумилев — В Бретани
  • Николай Гумилев — В Вашей спальне
  • Николай Гумилев — В день рождения Мика
  • Николай Гумилев — В дни нашей юности, исполненной страстей
  • Николай Гумилев — В каких жестоких поднебесных звездах
  • Николай Гумилев — В моих садах
  • Николай Гумилев — В небесах
  • Николай Гумилев — В пустыне
  • Николай Гумилев — В пути
  • Николай Гумилев — В саду
  • Николай Гумилев — В ущелье мрачном и утробном
  • Николай Гумилев — В четыре руки
  • Николай Гумилев — В шумном вихре юности цветущей
  • Николай Гумилев — В этом альбоме писать надо длинные
  • Николай Гумилев — В этот мой благословенный вечер
  • Николай Гумилев — Вам, кавказские ущелья
  • Николай Гумилев — Варвары
  • Николай Гумилев — Вдали от бранного огня
  • Николай Гумилев — Венеция
  • Николай Гумилев — Ветла чернела на вершине
  • Николай Гумилев — Вечер
  • Николай Гумилев — Вечер (За тридцать лет я плугом ветерана)
  • Николай Гумилев — Вечер (Как этот ветер грузен, не крылат)
  • Николай Гумилев — Вечерний, медленный паук
  • Николай Гумилев — Вечное
  • Николай Гумилев — Взгляните
  • Николай Гумилев — Видение
  • Николай Гумилев — Вилла Боргезе
  • Николай Гумилев — Влюбленная в дьявола
  • Николай Гумилев — Внимали равнодушно мы
  • Николай Гумилев — Внимали сонно мы
  • Николай Гумилев — Во мраке безрадостном ночи
  • Николай Гумилев — Возвращение (Анне Ахматовой)
  • Николай Гумилев — Воин Агамемнона
  • Николай Гумилев — Война
  • Николай Гумилев — Волшебная скрипка
  • Николай Гумилев — Ворота рая
  • Николай Гумилев — Воспоминание
  • Николай Гумилев — Восьмистишье
  • Николай Гумилев — Вот гиацинты под блеском
  • Николай Гумилев — Всадник
  • Николай Гумилев — Всё ясно для чистого взора
  • Николай Гумилев — Встреча
  • Николай Гумилев — Вступление
  • Николай Гумилев — Второй год
  • Николай Гумилев — Вы все, паладины Зеленого Храма
  • Николай Гумилев — Вы задумчивы, маркиза
  • Николай Гумилев — Вы пленены игрой цветов и линий
  • Николай Гумилев — Выбор
  • Николай Гумилев — Галла
  • Николай Гумилев — Генуя
  • Николай Гумилев — Гиена
  • Николай Гумилев — Гиппопотам
  • Николай Гумилев — Гляжу на Ваше платье синее
  • Николай Гумилев — Гордый Бальмонт о солнце слагал свои песни
  • Николай Гумилев — Городок
  • Николай Гумилев — Гроза ночная и темная
  • Николай Гумилев — Грустно мне, что август мокрый
  • Николай Гумилев — Да! Мир хорош, как старец у порога
  • Николай Гумилев — Дагомея
  • Николай Гумилев — Далеко мы с тобой на лыжах
  • Николай Гумилев — Дамара
  • Николай Гумилев — Два Адама
  • Николай Гумилев — Два сна
  • Николай Гумилев — Две розы
  • Николай Гумилев — Двенадцатый год
  • Николай Гумилев — Дева Солнца
  • Николай Гумилев — Дева-птица
  • Николай Гумилев — Девочка
  • Николай Гумилев — Девушке
  • Николай Гумилев — Девушки
  • Николай Гумилев — Девятнадцатый век
  • Николай Гумилев — Дездемона
  • Николай Гумилев — Деревья
  • Николай Гумилев — Детская песенка
  • Николай Гумилев — Детство
  • Николай Гумилев — Дня и ночи перемены
  • Николай Гумилев — Дождь
  • Николай Гумилев — Дом
  • Николай Гумилев — Дон-Жуан
  • Николай Гумилев — Дорога
  • Николай Гумилев — Дочь змия
  • Николай Гумилев — Дремала душа, как слепая
  • Николай Гумилев — Думы
  • Николай Гумилев — Душа и тело
  • Николай Гумилев — Ева или Лилит
  • Николай Гумилев — Евангелическая церковь
  • Николай Гумилев — Египет
  • Николай Гумилев — Её Императорскому Высочеству
  • Николай Гумилев — Если встретишь меня, не узнаешь
  • Николай Гумилев — Если плохо мужикам
  • Николай Гумилев — Естество
  • Николай Гумилев — Еще не раз вы вспомните меня
  • Николай Гумилев — Жестокой
  • Николай Гумилев — Живала Ниагара
  • Николай Гумилев — Жизнь
  • Николай Гумилев — Жираф
  • Николай Гумилев — За гробом
  • Николай Гумилев — За службу верную мою
  • Николай Гумилев — За стенами старого аббатства
  • Николай Гумилев — За часом час бежит и падает во тьму
  • Николай Гумилев — За что
  • Николай Гумилев — Заблудившийся трамвай
  • Николай Гумилев — Завещанье
  • Николай Гумилев — Заводи
  • Николай Гумилев — Загробное мщение
  • Николай Гумилев — Заклинание
  • Николай Гумилев — Замбези
  • Николай Гумилев — Зараза
  • Николай Гумилев — Захотелось жабе черной
  • Николай Гумилев — Зачарованный викинг, я шел по земле
  • Николай Гумилев — Звездный ужас
  • Николай Гумилев — Злобный гений, царь сомнений
  • Николай Гумилев — Змей
  • Николай Гумилев — И взор наклоняя к равнинам
  • Николай Гумилев — Игры
  • Николай Гумилев — Из букета целого сиреней
  • Николай Гумилев — Из логова змиева, из города Киева
  • Николай Гумилев — Избиение женихов
  • Николай Гумилев — Императору
  • Николай Гумилев — Индюк
  • Николай Гумилев — Иногда я бываю печален
  • Николай Гумилев — Искатели жемчуга
  • Николай Гумилев — Искусство
  • Николай Гумилев — Ислам
  • Николай Гумилев — Как путник, препоясав чресла
  • Николай Гумилев — Как труп, бессилен небосклон
  • Николай Гумилев — Какая странная нега
  • Николай Гумилев — Какое отравное зелье
  • Николай Гумилев — Какое счастье в Ваш альбом
  • Николай Гумилев — Какою музыкой мой слух взволнован
  • Николай Гумилев — Камень
  • Николай Гумилев — Канцона (Бывает в жизни человека)
  • Николай Гумилев — Канцона (В скольких земных океанах я плыл)
  • Николай Гумилев — Канцона (Как тихо стало в природе)
  • Николай Гумилев — Канцона (Лучшая музыка в мире)
  • Николай Гумилев — Канцона (Храм Твой, Господи, в небесах)
  • Николай Гумилев — Канцона вторая
  • Николай Гумилев — Канцона первая
  • Николай Гумилев — Капитаны
  • Николай Гумилев — Каракалла
  • Николай Гумилев — Кармен худа, коричневатый
  • Николай Гумилев — Кате Кардовской
  • Николай Гумилев — Кенгуру
  • Николай Гумилев — Китайская девушка
  • Николай Гумилев — Ключ в лесу
  • Николай Гумилев — Когда внимали равнодушно мы
  • Николай Гумилев — Когда из темной бездны жизни
  • Николай Гумилев — Когда спокойно так и равнодушно мы
  • Николай Гумилев — Когда я был влюблен
  • Николай Гумилев — Колдунья
  • Николай Гумилев — Колокол
  • Николай Гумилев — Колокольные звоны
  • Николай Гумилев — Командиру 5-го Александровского полка
  • Николай Гумилев — Конквистадор
  • Николай Гумилев — Константинополь
  • Николай Гумилев — Корабль
  • Николай Гумилев — Красное море
  • Николай Гумилев — Крест
  • Николай Гумилев — Крест (Корней Иванович Чуковский)
  • Николай Гумилев — Крыса
  • Николай Гумилев — Купанье
  • Николай Гумилев — Куранты любви
  • Николай Гумилев — Кха
  • Николай Гумилев — Лаос
  • Николай Гумилев — Левин, Левин, ты суров
  • Николай Гумилев — Ледоход
  • Николай Гумилев — Леонард
  • Николай Гумилев — Леопард
  • Николай Гумилев — Леопарди (Набросок)
  • Николай Гумилев — Лес
  • Николай Гумилев — Лесной пожар
  • Николай Гумилев — Лето
  • Николай Гумилев — Либерия
  • Николай Гумилев — Лиловый цветок
  • Николай Гумилев — Лишь черный бархат, на котором
  • Николай Гумилев — Луна на море
  • Николай Гумилев — Любовники
  • Николай Гумилев — Любовь
  • Николай Гумилев — Любовь весной
  • Николай Гумилев — Людям будущего
  • Николай Гумилев — Людям настоящего
  • Николай Гумилев — Мадагаскар
  • Николай Гумилев — Мадригал полковой даме
  • Николай Гумилев — Манлий
  • Николай Гумилев — Маргарита
  • Николай Гумилев — Маркиз де Карабас
  • Николай Гумилев — Маскарад
  • Николай Гумилев — Маэстро
  • Николай Гумилев — Медиумические явления
  • Николай Гумилев — Мечты
  • Николай Гумилев — Мик
  • Николай Гумилев — Михаилу Леонидовичу Лозинскому
  • Николай Гумилев — Мне надо мучиться и мучить
  • Николай Гумилев — Мне снилось
  • Николай Гумилев — Много в жизни моей я трудов испытал
  • Николай Гумилев — Много есть людей, что, полюбив
  • Николай Гумилев — Моё прекрасное убежище
  • Николай Гумилев — Мои читатели
  • Николай Гумилев — Мой альбом, где страсть сквозит без меры
  • Николай Гумилев — Мой прадед был ранен под Аустерлицем
  • Николай Гумилев — Мой час
  • Николай Гумилев — Молитва
  • Николай Гумилев — Молитва мастеров
  • Николай Гумилев — Молодой францисканец
  • Николай Гумилев — Мореплаватель Павзаний
  • Николай Гумилев — Моя душа осаждена
  • Николай Гумилев — Моя мечта летит к далекому Парижу
  • Николай Гумилев — Мужик
  • Николай Гумилев — Музы, рыдать перестаньте
  • Николай Гумилев — На безумном аэроплане
  • Николай Гумилев — На берегу моря
  • Николай Гумилев — На вечере Верхарена
  • Николай Гумилев — На горах розовеют снега
  • Николай Гумилев — На далекой звезде Венере
  • Николай Гумилев — На добрую память
  • Николай Гумилев — На Дуксе ли, на Бенце ль я
  • Николай Гумилев — На камине свеча догорала, мигая
  • Николай Гумилев — На кровати, превращенной в тахту
  • Николай Гумилев — На льдах тоскующего полюса
  • Николай Гумилев — На море
  • Николай Гумилев — На мотивы Грига
  • Николай Гумилев — На острове
  • Николай Гумилев — На палатине
  • Николай Гумилев — На пиру
  • Николай Гумилев — На полярных морях и на южных
  • Николай Гумилев — На путях зеленых и земных
  • Николай Гумилев — На Северном море
  • Николай Гумилев — На сердце песни, на сердце слезы
  • Николай Гумилев — На ступенях балкона
  • Николай Гумилев — Над морем встал ночной туман
  • Николай Гумилев — Надпись на «Колчане» М. Л. Лозинскому
  • Николай Гумилев — Надпись на «Пути конквистадоров»
  • Николай Гумилев — Надпись на «Романтических цветах»
  • Николай Гумилев — Надпись на книге
  • Николай Гумилев — Надпись на книге «Колчан»
  • Николай Гумилев — Нас было пять
  • Николай Гумилев — Наступление
  • Николай Гумилев — Наш хозяин щурится, как крыса
  • Николай Гумилев — Не Царское Село
  • Николай Гумилев — Неаполь
  • Николай Гумилев — Невеста льва
  • Николай Гумилев — Нежданно пал на наши рощи иней
  • Николай Гумилев — Нежно-небывалая отрада
  • Николай Гумилев — Неизвестность
  • Николай Гумилев — Неизгладимы, нет, в моей судьбе
  • Николай Гумилев — Неоромантическая сказка
  • Николай Гумилев — Неслышный, мелкий падал дождь
  • Николай Гумилев — Нет тебя тревожней и капризней
  • Николай Гумилев — Нет, к Лете не иди, не выжимай
  • Николай Гумилев — Нет, ничего не изменилось
  • Николай Гумилев — Ни наслаждаясь, ни скучая
  • Николай Гумилев — Нигер
  • Николай Гумилев — Никогда не сделаю я так
  • Николай Гумилев — Но в мире есть иные области
  • Николай Гумилев — Новорожденному
  • Николай Гумилев — Норвежские горы
  • Николай Гумилев — Носорог
  • Николай Гумилев — Ночь
  • Николай Гумилев — Ночью
  • Николай Гумилев — О дева Роза, я в оковах
  • Николай Гумилев — О признаниях
  • Николай Гумилев — О тебе
  • Николай Гумилев — О, если я весь мир постиг
  • Николай Гумилев — О, сила женского кокетства
  • Николай Гумилев — Об Адонисе с лунной красотой
  • Николай Гумилев — Об озерах, о павлинах белых
  • Николай Гумилев — Обещанье
  • Николай Гумилев — Оборванец
  • Николай Гумилев — Огонь
  • Николай Гумилев — Огромный мир открыт и манит
  • Николай Гумилев — Ода д’Аннуцио
  • Николай Гумилев — Одержимый
  • Николай Гумилев — Одиноко-незрячее солнце
  • Николай Гумилев — Одиночество
  • Николай Гумилев — Одиссей у Лаэрта
  • Николай Гумилев — Однообразные мелькают
  • Николай Гумилев — Озера
  • Николай Гумилев — Озеро Чад
  • Николай Гумилёв — Ольга
  • Николай Гумилев — Ольге Людвиговне Кардовской
  • Николай Гумилев — Он воздвигнул свой храм на горе
  • Николай Гумилев — Он поклялся в строгом храме
  • Николай Гумилев — Она
  • Николай Гумилев — Она говорила
  • Николай Гумилев — Она не однажды всплывала
  • Николай Гумилев — Они спустились до реки
  • Николай Гумилев — Опять прогулка
  • Николай Гумилев — Орёл
  • Николай Гумилев — Орел Синдбада
  • Николай Гумилев — Освобожденье
  • Николай Гумилев — Осенняя песня
  • Николай Гумилев — Осень
  • Николай Гумилев — Осень (По узкой тропинке)
  • Николай Гумилев — Ослепительное
  • Николай Гумилев — Основатели
  • Николай Гумилев — Оссиан
  • Николай Гумилев — Остров любви
  • Николай Гумилев — От всех заклятий Трисмегиста
  • Николай Гумилев — Ответ
  • Николай Гумилев — Ответ сестры милосердия
  • Николай Гумилев — Отвечай мне, картонажный мастер
  • Николай Гумилев — Отказ
  • Николай Гумилев — Открытие Америки
  • Николай Гумилев — Открытие летнего сезона
  • Николай Гумилев — Отравленный
  • Николай Гумилев — Отраженье гор
  • Николай Гумилев — Отрывок
  • Николай Гумилев — Отрывок из пьесы
  • Николай Гумилев — Отъезжающему
  • Николай Гумилев — Охота
  • Николай Гумилев — Падуанский собор
  • Николай Гумилев — Паломник
  • Николай Гумилев — Памяти Анненского
  • Николай Гумилев — Память
  • Николай Гумилев — Пантум
  • Николай Гумилев — Пантум (Какая смертная тоска)
  • Николай Гумилев — Персей (Скульптура Кановы)
  • Николай Гумилев — Персидская миниатюра
  • Николай Гумилев — Перстень
  • Николай Гумилев — Перчатка
  • Николай Гумилев — Песенка
  • Николай Гумилев — Песнь Заратустры
  • Николай Гумилев — Песня Девкалиона
  • Николай Гумилев — Песня о певце и короле
  • Николай Гумилев — Пещера сна
  • Николай Гумилев — Пиза
  • Николай Гумилев — По стенам опустевшего дома
  • Николай Гумилев — Под рукой уверенной поэта
  • Николай Гумилев — Подражанье персидскому
  • Николай Гумилев — Поединок
  • Николай Гумилев — Пока бросает ураганами
  • Николай Гумилев — Покорность
  • Николай Гумилев — Помпей у пиратов
  • Николай Гумилев — Понять весь мир какой-то странный сложным
  • Николай Гумилев — Попугай
  • Николай Гумилев — Портрет мужчины
  • Николай Гумилев — Посвящение к сборнику «Горы и ущелья»
  • Николай Гумилев — После победы
  • Николай Гумилев — После смерти
  • Николай Гумилев — После стольких лет
  • Николай Гумилев — Посылка
  • Николай Гумилев — Потомки Каина
  • Николай Гумилев — Похвала ямбу
  • Николай Гумилев — Почтовый чиновник
  • Николай Гумилев — Пощади, не довольно ли жалящей боли
  • Николай Гумилев — Поэма начала
  • Николай Гумилев — Поэма об издательстве
  • Николай Гумилев — Поэт
  • Николай Гумилев — Поэт ленив, хоть лебединый
  • Николай Гумилев — Поэту
  • Николай Гумилев — Правый путь
  • Николай Гумилев — Прапамять
  • Николай Гумилев — Предзнаменование
  • Николай Гумилев — Предупрежденье
  • Николай Гумилев — Приглашение в путешествие
  • Николай Гумилев — Принцесса
  • Николай Гумилев — Природа
  • Николай Гумилев — Природа (Спокойно маленькое озеро)
  • Николай Гумилев — Природе женщины подобны
  • Николай Гумилев — Прогулка
  • Николай Гумилев — Пролетела стрела
  • Николай Гумилев — Пропавший день
  • Николай Гумилев — Пророки
  • Николай Гумилев — Птица
  • Николай Гумилев — Путешествие в Китай
  • Николай Гумилев — Пьяный дервиш
  • Николай Гумилев — Пятистопные ямбы
  • Николай Гумилев — Рабочий
  • Николай Гумилев — Разговор
  • Николай Гумилев — Рай
  • Николай Гумилев — Райский сад
  • Николай Гумилев — Рассвет
  • Николай Гумилев — Рассказ девушки
  • Николай Гумилев — Рассыпающая звёзды
  • Николай Гумилев — Рим
  • Николай Гумилев — Рисунок акварелью
  • Николай Гумилев — Ровно в полночь пришло приказанье
  • Николай Гумилев — Родос
  • Николай Гумилев — Рождество в Абиссинии
  • Николай Гумилев — Роза
  • Николай Гумилев — Рондолла
  • Николай Гумилев — Рощи пальм и заросли алоэ
  • Николай Гумилев — Руки помнят о тебе и губы
  • Николай Гумилев — Русалка
  • Николай Гумилев — Рыцарь с цепью
  • Николай Гумилев — Рыцарь счастья
  • Николай Гумилев — Рядами тянутся колонны
  • Николай Гумилев — С тобой мы связаны одною цепью
  • Николай Гумилев — С тобой я буду до зари
  • Николай Гумилев — Сада-Якко
  • Николай Гумилев — Сады души
  • Николай Гумилев — Самоубийство
  • Николай Гумилев — Самофракийская победа
  • Николай Гумилев — Сахара
  • Николай Гумилев — Свидание
  • Николай Гумилев — Священные плывут и тают ночи
  • Николай Гумилев — Северный раджа
  • Николай Гумилев — Сегодня у берега нашего бросил
  • Николай Гумилев — Семирамида
  • Николай Гумилев — Сентиментальное путешествие
  • Николай Гумилев — Сестре милосердия
  • Николай Гумилев — Синяя звезда
  • Николай Гумилев — Сказка
  • Николай Гумилев — Сказка о королях
  • Николай Гумилев — Скучали мы
  • Николай Гумилев — Слова на музыку Давыдова
  • Николай Гумилев — Словно ветер страны счастливой
  • Николай Гумилев — Слово
  • Николай Гумилев — Слонёнок
  • Николай Гумилев — Слушай веления мудрых
  • Николай Гумилев — Смерть
  • Николай Гумилев — Снова море
  • Николай Гумилев — Современность
  • Николай Гумилев — Соединение
  • Николай Гумилев — Солнце бросило для нас
  • Николай Гумилев — Солнце духа
  • Николай Гумилев — Сомалийский полуостров
  • Николай Гумилев — Сомнение
  • Николай Гумилев — Сон (Вы сегодня так красивы)
  • Николай Гумилев — Сон (Снилось мне, ты любишь другого)
  • Николай Гумилев — Сон Адама
  • Николай Гумилев — Сонет
  • Николай Гумилев — Сонет (Я верно болен)
  • Николай Гумилев — Среди бесчисленных светил
  • Николай Гумилев — Средневековье
  • Николай Гумилев — Старая дева
  • Николай Гумилев — Старина
  • Николай Гумилев — Старые усадьбы
  • Николай Гумилев — Старый конквистадор
  • Николай Гумилев — Стокгольм
  • Николай Гумилев — Страница из Олиного дневника
  • Николай Гумилев — Странник
  • Николай Гумилев — Суда стоят, во льдах зажаты
  • Николай Гумилев — Судан
  • Николай Гумилев — Судный день
  • Николай Гумилев — Суэцкий канал
  • Николай Гумилев — Счастие
  • Николай Гумилев — Счастье
  • Николай Гумилев — Так долго сердце боролось
  • Николай Гумилев — Тамаре Платоновне Карсавиной
  • Николай Гумилев — Твоих единственных в подлунном мире губ
  • Николай Гумилев — Творчество
  • Николай Гумилев — Театр
  • Николай Гумилев — Тебе бродить по солнечным лугам
  • Николай Гумилев — Телефон
  • Николай Гумилев — Товарищ
  • Николай Гумилев — Только глянет сквозь утесы
  • Николай Гумилев — Тот, другой
  • Николай Гумилев — Тразименское озеро
  • Николай Гумилев — Три жены мандарина
  • Николай Гумилев — Туркестанские генералы
  • Николай Гумилев — Ты говорил слова пустые
  • Николай Гумилев — Ты не могла иль не хотела
  • Николай Гумилев — Ты пожалела, ты простила
  • Николай Гумилев — Ты помнишь дворец великанов
  • Николай Гумилев — Ты, жаворонок в горней высоте
  • Николай Гумилев — У берега
  • Николай Гумилев — У ворот Иерусалима
  • Николай Гумилев — У камина
  • Николай Гумилев — У меня не живут цветы
  • Николай Гумилев — У скалистого ущелья
  • Николай Гумилев — У цыган
  • Николай Гумилев — Ужас
  • Николай Гумилев — Уже подумал о побеге я
  • Николай Гумилев — Укротитель зверей
  • Николай Гумилев — Умный дьявол
  • Николай Гумилев — Униженье
  • Николай Гумилев — Утешение
  • Николай Гумилев — Уходящей
  • Николай Гумилев — Фарфоровый павильон
  • Николай Гумилев — Фидлер, мой первый учитель
  • Николай Гумилев — Флоренция
  • Николай Гумилев — Фра Беато Анджелико
  • Николай Гумилев — Франции
  • Николай Гумилев — Франция
  • Николай Гумилев — Хиромант, большой бездельник
  • Николай Гумилев — Хокку
  • Николай Гумилев — Христос
  • Николай Гумилев — Царица
  • Николай Гумилев — Царь, упившийся кипрским вином
  • Николай Гумилев — Цепи башен
  • Николай Гумилев — Четыре лошади
  • Николай Гумилев — Читатель книг
  • Николай Гумилев — Что я прочел
  • Николай Гумилев — Швеция
  • Николай Гумилев — Шестое чувство
  • Николай Гумилев — Эзбекие
  • Николай Гумилев — Экваториальный лес
  • Николай Гумилев — Это было не раз
  • Николай Гумилев — Этот город воды, колонад и мостов
  • Николай Гумилев — Юг
  • Николай Гумилев — Юдифь
  • Николай Гумилев — Я больше её не люблю
  • Николай Гумилев — Я в лес бежал из городов
  • Николай Гумилев — Я вежлив с жизнью современною
  • Николай Гумилев — Я верил, я думал
  • Николай Гумилев — Я вечернею порою над заснувшею рекою
  • Николай Гумилев — Я всю жизнь отдаю для великой борьбы
  • Николай Гумилев — Я говорил Ты хочешь, хочешь
  • Николай Гумилев — Я до сих пор не позабыл
  • Николай Гумилев — Я и Вы (Да, я знаю, я вам не пара)
  • Николай Гумилев — Я конквистадор в панцире железном
  • Николай Гумилев — Я молчу
  • Николай Гумилев — Я не буду тебя проклинать
  • Николай Гумилев — Я не прожил, я протомился
  • Николай Гумилев — Я откинул докучную маску
  • Николай Гумилев — Я песни слагаю во славу твою
  • Николай Гумилев — Я помню, я помню, носились тучи
  • Николай Гумилев — Я рад, что он уходит, чад угарный
  • Николай Гумилев — Я сам над собой насмеялся
  • Николай Гумилев — Я, что мог быть лучшей из поэм
  • Николай Гумилев — Ягуар

Стихи Николая Гумилева.

Лучшие стихотворения

все стихиcтихи о любвиcтихи о войнеcтихи о природекороткие стихилучшие стихиcтихи длинныеcтихи серебряный векcтихи любимой девушкеcтихи про животныхАнализ стихов

Стихи Гумилёва

  1. 11 июля 1911
  2. Credo
  3. Renvoi
  4. А я уж стою в саду иной земли
  5. Абиссиния
  6. Абиссинские песни
  7. Адам
  8. Акростих
  9. Акростих (Ангел лег у края небосклона)
  10. Акростих (Можно увидеть на этой картинке)
  11. Акростих (Мощь и нега)
  12. Акростих восьмерка
  13. Алжир и Тунис
  14. Альбом или слон
  15. Анакреонтическая песенка
  16. Ангел
  17. Ангел боли
  18. Ангел-хранитель
  19. Андрей Рублев
  20. Андрогин
  21. Анна Комнена
  22. Аннам
  23. Анне Радловой
  24. Африканская ночь
  25. Ахилл и Одиссей
  26. Баллада («Влюбленные, чья грусть…»)
  27. Баллада («Пять коней подарил мне мой друг Люцифер…»)
  28. Болонья
  29. Больная земля
  30. Больной
  31. Борьба
  32. Брюсов и Сологуб
  33. Был праздник веселый и шумный
  34. В библиотеке
  35. В Бретани
  36. В Вашей спальне
  37. В день рождения Мика
  38. В дни нашей юности, исполненной страстей
  39. В каких жестоких поднебесных звездах
  40. В моих садах
  41. В небесах
  42. В пустыне
  43. В пути
  44. В саду
  45. В ущелье мрачном и утробном
  46. В четыре руки
  47. В шумном вихре юности цветущей
  48. В этом альбоме писать надо длинные
  49. «В этот мой благословенный вечер. ..»
  50. Вам, кавказские ущелья
  51. Варвары
  52. Вдали от бранного огня
  53. Венеция
  54. «Вероятно, в жизни предыдущей…»
  55. «Ветла чернела на вершине…»
  56. Вечер
  57. Вечер (За тридцать лет я плугом ветерана)
  58. Вечерний, медленный паук
  59. Вечное
  60. Взгляните
  61. Видение
  62. Вилла Боргезе
  63. Влюбленная в дьявола
  64. Внимали равнодушно мы
  65. Внимали сонно мы
  66. Во мраке безрадостном ночи
  67. Возвращение
  68. Воин Агамемнона
  69. Война
  70. Волшебная скрипка
  71. Ворота рая
  72. Воспоминание
  73. Восьмистишье
  74. Вот гиацинты под блеском
  75. Всадник
  76. Всё ясно для чистого взора
  77. Встреча
  78. Вступление («Оглушенная ревом и топотом…»)
  79. Второй год
  80. Вы все, паладины Зеленого Храма
  81. Вы задумчивы, маркиза
  82. Вы пленены игрой цветов и линий
  83. Выбор
  84. Галла
  85. Генуя
  86. «Гибель близка человечьей породы…»
  87. Гиена
  88. Гиппопотам
  89. Гляжу на Ваше платье синее
  90. Гордый Бальмонт о солнце слагал свои песни
  91. Городок
  92. Гроза ночная и темная
  93. Грустно мне, что август мокрый
  94. Да! Мир хорош, как старец у порога
  95. Дагомея
  96. Далеко мы с тобой на лыжах
  97. Дамара
  98. Две розы
  99. Двенадцатый год
  100. Дева-птица
  101. Девочка
  102. Девушке
  103. Девушки
  104. Девятнадцатый век
  105. Дездемона
  106. Деревья
  107. Детская песенка
  108. Детство
  109. Дня и ночи перемены
  110. Дождь
  111. Дон-Жуан
  112. Дорога
  113. Дочь змия
  114. «Дремала душа, как слепая. ..»
  115. Думы
  116. Душа и тело
  117. Ева или Лилит
  118. Евангелическая церковь
  119. Египет
  120. Её Императорскому Высочеству
  121. Если встретишь меня, не узнаешь
  122. Если плохо мужикам
  123. Естество
  124. «Еще не раз вы вспомните меня…»
  125. Жестокой
  126. Живала Ниагара
  127. Жизнь
  128. Жираф
  129. За гробом
  130. За службу верную мою
  131. За стенами старого аббатства
  132. За что
  133. Заблудившийся трамвай
  134. Завещанье («Очарован соблазнами жизни…»)
  135. Заводи
  136. Загробное мщение
  137. Заклинание
  138. Замбези
  139. Зараза
  140. Захотелось жабе черной
  141. Зачарованный викинг, я шел по земле
  142. Звездный ужас
  143. Злобный гений, царь сомнений
  144. Змей
  145. И взор наклоняя к равнинам
  146. Игры
  147. «Из букета целого сиреней…»
  148. Из логова змиева
  149. Избиение женихов
  150. Императору
  151. Индюк
  152. «Иногда я бываю печален…»
  153. Искусство
  154. Ислам
  155. Как путник, препоясав чресла
  156. Как труп, бессилен небосклон
  157. Какая странная нега
  158. Какое отравное зелье
  159. Какое счастье в Ваш альбом
  160. Камень
  161. Канцона (Бывает в жизни человека)
  162. Канцона (В скольких земных океанах я плыл)
  163. Канцона (Как тихо стало в природе)
  164. Канцона (Лучшая музыка в мире)
  165. Канцона (Храм Твой, Господи, в небесах)
  166. Канцона вторая («И совсем не в мире мы. ..»)
  167. Канцона первая («Закричал громогласно…»)
  168. Капитаны («Отрывок»)
  169. Каракалла
  170. Кармен худа, коричневатый
  171. Кате Кардовской
  172. Кенгуру
  173. Китайская девушка
  174. Ключ в лесу
  175. Когда внимали равнодушно мы
  176. «Когда из темной бездны жизни…»
  177. Когда спокойно так и равнодушно мы
  178. Когда я был влюблен
  179. «Когда, изнемогши от муки…»
  180. Колдунья
  181. Колокол
  182. Колокольные звоны
  183. Командиру 5-го Александровского полка
  184. Конквистадор
  185. Константинополь
  186. Корабль
  187. Красное Море
  188. Крест
  189. Крест (Корней Иванович Чуковский)
  190. Крыса
  191. Купанье
  192. Куранты любви
  193. Кха
  194. Левин, Левин, ты суров
  195. Ледоход
  196. Леонард
  197. Леопард
  198. Леопарди (Набросок)
  199. Лес
  200. Лесной пожар
  201. Лето
  202. Либерия
  203. Лиловый цветок
  204. Лишь черный бархат, на котором
  205. Луна на море
  206. Любовники
  207. Любовь
  208. Любовь весной
  209. Людям будущего
  210. Людям настоящего
  211. Мадагаскар
  212. Мадригал полковой даме
  213. Манлий
  214. Маргарита
  215. Маркиз де Карабас
  216. Маскарад
  217. Маэстро
  218. Медиумические явления
  219. Мечты
  220. Михаилу Леонидовичу Лозинскому
  221. Мне надо мучиться и мучить
  222. Мне снилось
  223. «Мне снилось: мы умеpли оба. ..»
  224. Много в жизни моей я трудов испытал
  225. «Много есть людей, что, полюбив…»
  226. Моё прекрасное убежище
  227. «Мое прекрасное убежище…»
  228. Мои читатели
  229. Мой альбом, где страсть сквозит без меры
  230. Мой прадед был ранен под Аустерлицем
  231. Мой час
  232. Молитва
  233. Молитва мастеров
  234. Молодой францисканец
  235. «Мореплаватель Павзаний…»
  236. «Моя душа осаждена…»
  237. Моя мечта летит к далекому Парижу
  238. Мужик
  239. Музы, рыдать перестаньте
  240. На безумном аэроплане
  241. На берегу моря
  242. На вечере Верхарена
  243. На горах розовеют снега
  244. На далекой звезде Венере
  245. На добрую память
  246. На Дуксе ли, на Бенце ль я
  247. На камине свеча догорала, мигая
  248. На кровати, превращенной в тахту
  249. На льдах тоскующего полюса
  250. На море
  251. На мотивы Грига
  252. На острове
  253. На палатине
  254. На пиру
  255. «На путях зеленых и земных…»
  256. На Северном море
  257. На сердце песни, на сердце слезы
  258. На ступенях балкона
  259. Над морем встал ночной туман
  260. Надпись на «Колчане» М. Л. Лозинскому
  261. Надпись на «Пути конквистадоров»
  262. Надпись на «Романтических цветах»
  263. Надпись на книге
  264. Надпись на книге «Колчан»
  265. Нас было пять
  266. «Нас было пять… Мы были капитаны…»
  267. Наступление
  268. Наш хозяин щурится, как крыса
  269. Не Царское Село
  270. Неаполь
  271. Невеста льва
  272. Нежданно пал на наши рощи иней
  273. «Нежно-небывалая отрада…»
  274. Неизвестность
  275. «Неизгладимы, нет, в моей судьбе…»
  276. Неоромантическая сказка
  277. Неслышный, мелкий падал дождь
  278. «Нет тебя тревожней и капризней…»
  279. Нет, к Лете не иди, не выжимай
  280. «Нет, ничего не изменилось…»
  281. Ни наслаждаясь, ни скучая
  282. Нигер
  283. Никогда не сделаю я так
  284. Но в мире есть иные области
  285. Новорожденному
  286. Норвежские горы
  287. Носорог
  288. Ночь
  289. Ночью
  290. О дева Роза, я в оковах
  291. О признаниях
  292. О тебе
  293. О, если я весь мир постиг
  294. О, сила женского кокетства
  295. Об Адонисе с лунной красотой
  296. Об озерах, о павлинах белых
  297. Обещанье
  298. Оборванец
  299. Огонь
  300. Огромный мир открыт и манит
  301. Ода д’Аннуцио
  302. Одержимый
  303. «Одиноко-незрячее солнце смотрело. ..»
  304. Одиночество
  305. Одиссей у Лаэрта
  306. «Однообразные мелькают…»
  307. Озера
  308. Озеро Чад
  309. Ольга
  310. Ольге Людвиговне Кардовской
  311. Он воздвигнул свой храм на горе
  312. Он поклялся в строгом храме
  313. Она
  314. Она говорила
  315. Она не однажды всплывала
  316. «Они спустились до реки…»
  317. Опять прогулка
  318. Орёл
  319. Орел Синдбада
  320. Освобожденье
  321. Осенняя песня
  322. Осень («Оранжево-красное небо…»)
  323. Осень («По узкой тропинке…»)
  324. Ослепительное
  325. Основатели
  326. Оссиан
  327. Остров любви
  328. От всех заклятий Трисмегиста
  329. Ответ
  330. Ответ сестры милосердия
  331. «Отвечай мне, картонажный мастер…»
  332. Отказ
  333. Открытие Америки
  334. Открытие летнего сезона
  335. Отравленный
  336. Отраженье гор
  337. Отрывок («Христос сказал…»)
  338. Отрывок из пьесы
  339. Отъезжающему
  340. Падуанский собор
  341. Паломник
  342. Памяти Анненского
  343. Память
  344. Пантум
  345. Пантум (Какая смертная тоска)
  346. Персей
  347. Персидская миниатюра
  348. Перстень
  349. Перчатка
  350. Песенка
  351. Песнь Заратустры
  352. Песня о певце и короле
  353. Пещера сна
  354. Пиза
  355. «По стенам опустевшего дома. ..»
  356. Под рукой уверенной поэта
  357. Подражанье персидскому
  358. Поединок
  359. Пока бросает ураганами
  360. Помпей у пиратов
  361. Понять весь мир какой-то странный сложным
  362. Попугай
  363. Портрет мужчины
  364. После победы
  365. После смерти
  366. «После стольких лет…»
  367. Потомки Каина
  368. Похвала ямбу
  369. Почтовый чиновник
  370. Пощади, не довольно ли жалящей боли
  371. Поэма об издательстве
  372. Поэт ленив, хоть лебединый
  373. Поэту
  374. Правый путь
  375. Прапамять
  376. Предзнаменование
  377. Предупрежденье
  378. Приглашение в путешествие
  379. Принцесса
  380. Природа
  381. Природа (Спокойно маленькое озеро)
  382. Природе женщины подобны
  383. Прогулка
  384. Пролетела стрела
  385. Пропавший день
  386. Пророки
  387. Птица
  388. Путешествие в Китай
  389. Пьяный дервиш
  390. Пятистопные ямбы
  391. Рабочий
  392. Разговор
  393. Райский сад
  394. Рассвет
  395. Рассказ девушки
  396. Рассыпающая звезды
  397. Рим
  398. Рисунок акварелью
  399. Ровно в полночь пришло приказанье
  400. Родос
  401. Рождество в Абиссинии
  402. Роза
  403. Рондолла
  404. «Рощи пальм и заросли алоэ. ..»
  405. Руки помнят о тебе и губы
  406. Русалка
  407. Рыцарь счастья
  408. Рядами тянутся колонны
  409. С тобой мы связаны одною цепью
  410. «С тобой я буду до зари…»
  411. Сада-якко
  412. Сады души
  413. Самоубийство
  414. Самофракийская победа
  415. Сахара
  416. Свидание
  417. Священные плывут и тают ночи
  418. Сегодня у берега нашего бросил
  419. Семирамида
  420. Сестре милосердия
  421. Сказка
  422. Сказка о королях
  423. Скучали мы
  424. Слова на музыку Давыдова
  425. Словно ветер страны счастливой
  426. Слово
  427. Слоненок
  428. Слушай веления мудрых
  429. Смерть
  430. Снова море
  431. Современность
  432. Солнце бросило для нас
  433. Солнце духа
  434. Сомалийский полуостров
  435. Сомнение
  436. Сон («Вы сегодня так красивы…»)
  437. Сон («Застонал от сна дурного…»)
  438. Сон Адама
  439. Сонет
  440. Сонет (Я верно болен)
  441. «Среди бесчисленных светил…»
  442. Средневековье
  443. Старая дева
  444. Старина
  445. Старые усадьбы
  446. Старый конквистадор
  447. Стокгольм
  448. Страница из Олиного дневника
  449. Странник
  450. Суда стоят, во льдах зажаты
  451. Судан
  452. Судный день
  453. Суэцкий канал
  454. «Так долго сердце боролось. ..»
  455. Творчество
  456. Театр
  457. Тебе бродить по солнечным лугам
  458. Телефон
  459. Товарищ
  460. Только глянет сквозь утесы
  461. Тот, другой
  462. Тразименское озеро
  463. Три жены мандарина
  464. Туркестанские генералы
  465. «Ты говорил слова пустые…»
  466. «Ты не могла иль не хотела…»
  467. «Ты пожалела, ты простила…»
  468. Ты помнишь дворец великанов
  469. Ты, жаворонок в горней высоте
  470. У берега
  471. У камина
  472. «У меня не живут цветы…»
  473. У скалистого ущелья
  474. У цыган
  475. Ужас
  476. Уже подумал о побеге я
  477. Укротитель зверей
  478. Умный дьявол
  479. Утешение
  480. Уходящей
  481. Фарфоровый павильон
  482. Фидлер, мой первый учитель
  483. Флоренция
  484. Фра Беато Анджелико
  485. Франции
  486. Франция
  487. Хиромант, большой бездельник
  488. Хокку
  489. Христос
  490. Царица
  491. Царь, упившийся кипрским вином
  492. Цепи башен
  493. Четыре лошади
  494. Читатель книг
  495. Что я прочел
  496. Швеция
  497. Шестое чувство
  498. Эзбекие
  499. Экваториальный лес
  500. Это было не раз
  501. Этот город воды, колонад и мостов
  502. Юг
  503. Юдифь
  504. «Я в лес бежал из городов. ..»
  505. Я вежлив с жизнью современною
  506. Я верил, я думал
  507. Я вечернею порою над заснувшею рекою
  508. Я всю жизнь отдаю для великой борьбы
  509. «Я вырван был из жизни тесной…»
  510. «Я говорил: Ты хочешь, хочешь?..»
  511. Я до сих пор не позабыл
  512. Я и вы
  513. «Я конквистадор в панцире железном…»
  514. Я молчу
  515. Я не буду тебя проклинать
  516. Я не прожил, я протомился
  517. Я откинул докучную маску
  518. Я песни слагаю во славу твою
  519. Я помню, я помню, носились тучи
  520. Я рад, что он уходит, чад угарный
  521. «Я сам над собой насмеялся…»
  522. «Я, что мог быть лучшей из поэм…»
  523. Ягуар

Стихи других авторов

Евтушенко Евгений

Бродский Иосиф

Языков Николай

Эренбург Илья

Африка Николая Гумилева | Глагославские публикации

Классика, литература, научная литература, поэзия, российские книги

€ 9,95 € 26,50

Автор: Nikolai Gumilev

Переводчики: Slava I. yastremski, Michael и Мария Баданова.

Гумилев занимает уникальное место в истории русской поэзии благодаря своей глубокой связи с Африкой. Он много писал как стихи, так и прозу о культуре континента вообще и об Эфиопии (Абиссинии, как ее называли во времена Гумилева) в частности.

Артикул: Н/Д Рубрики: Классика, Литература, Нехудожественная литература, Поэзия, Русские книги Теги: русская литература, перевод ISBN: Н/Д

  • Описание
  • Отзывы (0)
  • Автор
  • Одобрения и обзорные цитаты
  • Дополнительная информация

Гумилев занимает уникальное место в истории русской поэзии благодаря своей глубокой связи с Африкой. Он много писал как стихи, так и прозу о культуре континента вообще и об Эфиопии (Абиссинии, как ее называли во времена Гумилева) в частности. За свою короткую жизнь Гумилев совершил четыре путешествия в Северную и Восточную Африку, самое обширное из которых было в 1913-я экспедиция в Абиссинию предпринята по заданию Санкт-Петербургского Императорского музея антропологии и этнографии. Во время этой поездки Гумилев собрал предметы эфиопского фольклора и этнографии, которые по возвращении в Петербург передал на хранение в музей. Он и его помощник Николай Сверчков также сделали более 200 фотографий, которые дают уникальную картину африканской страны начала века.

В этом томе собраны все стихи и проза Гумилева, впервые написанные об Африке, а также ряд фотографий, сделанных им и Николаем Сверчковым во время путешествия, дающих захватывающее представление об этой части света в начале ХХ века. век.

Перевод Славы И. Ястремского, Михаила М. Найдана и Марии Бадановой.

 

Только зарегистрированные клиенты, которые приобрели этот продукт, могут оставить отзыв.

Автор

Западный читатель, возможно, знает Николая Гумилева прежде всего как мужа великой русской поэтессы Анны Ахматовой. В свое время Гумилев был одной из важнейших фигур в культуре Серебряного века в России, еще до женитьбы на Ахматовой (кстати, еще не состоявшейся поэтессой, когда они поженились). Он был основоположником русского литературного акмеизма, акцентировавшего внимание на «прекрасной ясности» (термин поэта М. Кузьмина) и простоте выражения вместо глубокой сложности слова в русском символизме. Для поэзии Гумилева характерна яркая образность, яркие краски, экзотические места, вошедшие в его стихи из многочисленных путешествий во Францию, Италию, Англию и, что стало для него главным, в Африку. Источник своего творчества поэт справедливо назвал Музой дальних странствий.

Гумилева расстреляли в августе 1921 года по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре. Недавно было доказано, что эти обвинения были полностью сфабрикованы советской тайной полицией. Он был первым крупным художественным деятелем, павшим жертвой советского режима, а его имя, особенно в эмигрантских кругах, стало символом сопротивления советскому тоталитаризму.

Одобрения и цитаты из обзоров

«Молодого Гумилева отличала любовь к ярким цветам и экзотическим образам, которая воспитала в нем страсть к заграницам и, в частности, к Африке. Эта страсть, изначально литературная, привела к написанию множества стихов на африканские темы и образы, а также к трем поездкам в северную и восточную Африку. «Африка » Николая Гумилева — это сборник практически всех его стихов, прозы, дневников и фотографий, относящихся к континенту». Катя Пурсглов, East-West Review

«Африка Николая Гумилева » – это не только прекрасное знакомство с творчеством Гумилева, но и маленькая машина времени, которая перенесет вас в Эфиопию начала ХХ века – настоятельно рекомендуется!» Книжные бредни Каггси

Интерпретация мировой балладной традиции Николая Гумилева

Abstract

В статье анализируется процесс интерпретации мировой балладной традиции в творчестве Николая Гумилева. Гумилева как поэта очень интересовали разные формы стихотворения, он изучал опыт мировой традиции и пытался использовать его в своем творчестве. Балладная традиция имеет в его стихах специфическую трактовку: анализ трех баллад показал, что Гумилев всегда использовал идеи света и тьмы, а его баллады посвящены пути от тьмы к свету. Этот образ соответствует инварианту мировой баллады как поэмы о мистических и необъяснимых сюжетах. Многие баллады в английской или немецкой традиции описывают взаимодействие с миром мертвецов, приход призрака в мир людей. Но Гумилев использует концепцию баллады как иллюстрацию внутренней трансформации лирического субъекта: так на пути из темного мира в светлый мир преломляется изменение в природе субъекта. Таким образом, его баллады — это всегда рассказ о внутреннем преображении — на примере его поэмы «Звездный ужас» («Звездный ужас») это преображение актуально для всего племени и соответствует историческому изменению в жизни людей ранее ХХ века.

Ключевые слова: БалладаГумилёвтрадиция

Введение

Баллада — один из самых распространенных жанров мировой литературы, поэма с сюжетом, как правило, фантастического толка (Анисимова, 2018, 2019; Куликова, 2019). Жанр баллады в русской литературе, как правило, приобретает новую актуальность и наполняется новыми чертами в критические периоды (Липовецкий, 2018; Тимофеева, 2019).

Одним из авторов баллад с особыми сюжетно-конфликтными чертами является Н. С. Гумилев. Особенно интересно изучение корпуса его баллад на фоне мировой балладной традиции и ее сюжетных особенностей.

Постановка проблемы

Исследование посвящено своеобразию баллад Н. С. Гумилева, рассмотренному через призму мировой традиции баллады и ее архетипического сюжета.

Исследовательские вопросы

Основными целями данного исследования являются:

3.1. Глядя на сюжетный инвариант и конфликт в балладах Гумилева;

3.2. Выявление их специфики на фоне мировой традиции жанра баллады;

3.3. Рассмотрение преломления жанра баллады и ее инвариантного сюжета в творчестве поэта.

Цель исследования

Целью данного исследования является обзор текстов ряда баллад Н. С. Гумилева и выделение инвариантного сюжета и конфликта баллад поэта. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задания:

Методы исследования

В качестве методов исследования мы используем системно-типологический, культурно-исторический и сравнительно-исторический методы. Для анализа балладных текстов используется как мифологическая интерпретация, так и, при необходимости, биографический комментарий.

Находки

К характерным чертам жанра баллады как произведения, сочетающего лирическое и эпическое начало, можно отнести: внеисторичность, приукрашивание исторических событий, отсутствие прямой авторской оценки, отождествление автора с лирическим героем, отсутствие конкретной бытовые подробности, отсутствие иронического тона в повествовании (Александровская, 2001). Исходя из этих вех жанра, балладу следует считать поэтическим произведением с фантастическим или мистическим сюжетом, погруженным в условное пространство – вневременное, внегеографическое, при этом балладе чужда установка на ироническую оценку событий. В то же время авторы, обратившие внимание на жанр баллады, часто имеют в своем творчестве определенный архетипический сюжет, характерный для большинства баллад.). Например, в своих переводах и оригинальных балладах В. А. Жуковский часто использует сюжет «встречи с мертвыми»: в различных вариантах выходец из потустороннего мира взаимодействует с живым, преследуя убийцу («Уорвик», « Алина и Алсим» и др.) или приходящие за живыми, чтобы забрать его в мир мертвых («Людмила», «Ленора» и др.).

Интерес к балладе проявился и в творчестве Н. С. Гумилева, обращавшегося к балладам как в ранний, так и в более зрелый периоды своего творчества. Помимо переводных произведений, сам автор определяет как «баллады» два своих произведения: поэму о пяти конях Люцифера и поэму «Влюбленные, чья печаль подобна облакам…», написанную в 19 г.10. Первая существует в двух редакциях: первая редакция этой баллады вошла в поэму «Сказка о королях» (сборник «Путь конкистадоров», 1905 г.), вторая редакция появилась как самостоятельное произведение в « Романтические цветы» (1908).

Сюжет баллады в обоих случаях таков: герой получил в подарок от Люцифера кольцо, наделившее его сверхъестественными способностями, но отдал его «Лунной Деве», «за неправильный оттенок рассеянного косы», а после этого Люцифер насмешливо подарил лирическому герою шестого коня, «и имя ему было Отчаяние». В первом издании баллады упоминаются мифические существа из европейской мифологии – фея и карлик:

Мне принесли вино – реактивный огонь

Фея гор и доминирующий фиолетовый гном,

Я видел, как солнце освещало меня

Сияющий, как рубин на золотом кольце

Однако во втором издании мы не находим этих персонажей: изменяя текст, Гумилев делает его более «вневременным». Основным конфликтом текста баллады является конфликт света и тьмы: Люцифер (дословно «несущий свет») дарит герою дар, позволяющий ему оставаться в освещенном пространстве. В окончательном варианте баллады лирический герой, обретя дар, «увидел юный лик неба». Он осознает, что «для меня зажглось солнце», тогда его скитания продолжаются «много звездных ночей, много огненных дней» — он постоянно пребывает в пространстве света, и приведенная выше фраза «солнце зажглось для меня» также сохраняется в окончательной версии. Лирический герой получает от Люцифера своеобразный ключ к миру света, кольцо, позволяющее ему оставаться в освещенном пространстве и управлять миром света. Однако в дальнейшем он дарит это кольцо «Деве Луны» — Луна не имеет собственного источника света, ее свет — лишь отражение света Солнца. После этого с героем происходит следующее:

И смеяться надо мной, презирая меня

Люцифер распахнул врата во тьму

Люцифер подарил мне шестую лошадь —

И имя ему было Отчаяние.

Из света герой уходит во тьму, так как добровольно отказался от драгоценного дара. В первой редакции баллады вместо «Я открыл врата во тьму» говорится «Люцифер засунул мне глаза во тьму» — то есть лишил героя возможности видеть свет, а в окончательной версии сам герой погружается во тьму, падая из освещенного пространства во тьму. В этот момент происходит отсылка к мифу о Фаэтоне – потеряв способность управлять колесницей Солнца, он также оказался погруженным во тьму. Однако герой Гумилева — не Фаэтон, он не теряет своих коней, а падает с ними во тьму, при этом у него появляется дополнительный, шестой, конь — отчаяние.

Контекст первой редакции баллады таков: баллада – это песня, которую «темный всадник» поет для собравшихся в замке королей, предупреждая их о желании искать неведомую деву. Однако его баллада имеет прямо противоположный эффект: короли, не слыша предупреждения, восклицают:

Но они вместе закричали

Облегчение боли в груди:

«Путь к неизвестной невесте»

Наш единственный верный путь.

Наши миски полны влаги,

Так слейте их на дно

Дева Мира будет наша

Он должен быть нашим!

При этом из контекста не уточняется, одно и то же существо имеется в виду: всадник сказал, что дал драгоценный дар Деве Луны, и цари собрались в поход за Девой Мира . История о всаднике либо представляет собой предупреждение о том, что не следует гнаться за любовью, теряя силу. Далее по сюжету поэмы цари находят Деву Земли и умирают, а вся власть в государстве остается за горбуном-мажордомом.

Поэма «Повесть о царях» написана молодым Гумилевым в 1905 году, и можно предположить, что поиски царями некой Богородицы (в тексте речь идет о Деве Луны, Деве Земли и Дева Мира, и общим для всех этих имен является только слово «Богородица») — аллегория, описывающая поиски вечной женственности в русской философии и поэзии Серебряного века (Мазина, 2009, с. 154). Кроме того, в образе Богородицы-Луны, которой всадник дарит перстень с рубином, угадываются сложные отношения поэта с возлюбленной Анной Ахматовой, с которой он был уже знаком на момент написания» Сказка о королях».

Вторая редакция баллады сохраняет все ключевые образы поэмы, но акцентирует внимание на вневременном, универсальном контексте произведения: герой уже не рассказывает свою историю в назидание царям, не взаимодействует с персонажами европейской мифология. Сюжет о подаренном девушке кольце с рубином впоследствии получает своеобразное продолжение в тексте стихотворения «Кольцо» из сборника «Огненный столп»: девушка роняет кольцо с рубином, подаренное ей женихом.

Второй текст, обозначенный автором как баллада, «Влюбленные, чья печаль подобна облакам…», был подарен Ахматовой в день их свадьбы, 25 апреля 1910 г. (Чабан, 2014). В этой балладе нет четкого сюжета – она достаточно близка к первоначальному пониманию жанра баллады как песни, сопровождающей танец (Филатов, 2018). В балладе 1910 года Гумилёв использует рефрен: каждая строфа заканчивается словами «блеснет сияние розового рая», а текст является своеобразным откликом на первую балладу: если в тексте о Люцифере упоминается свержение со света к мраку, то в балладе «Влюбленные, чья печаль подобна облакам…» все помещается в пространство света. Первая строфа и вовсе ставит вопрос перед ищущими свет влюбленными — место, где «сердце горит не горя», «блескает сияние розового рая». Свет в этом тексте противопоставлен не тьме, а огню: во второй строфе лирический герой сообщает, что нашел то, что ищут печальные влюбленные и задумчивые дамы, — а в старом мире «вдали горит ложный храм , / где я молился о тенях и словах. Символом райской страны, в которую он попал, найдя то, что искал, становится полдень и свет: «А в полдень, пьяный запахом жвачки, / красные медведи кувыркаются». Огонь остается в «том», старый мир, жизнь до роковой находки, а свет становится символом нового мира.Момент открытия представлен через образ из античной мифологии:

Вот и нашел, и песня моя легкая,

Как память о давно ушедшем бреду,

Куда меня взяла могучая рука,

Уже летели к дрожащей Андромеде

Персей в кольчуге из горящей меди.

Персей уже прилетел к Андромеде — то есть уже произошло спасение, его кольчуга — от «горящей» меди — скорее всего, горела не медь в прямом смысле, а отраженное сияние металла. Это изображение также является отсылкой к дню свадьбы — Персей женился на Андромеде. Сопровождающий балладу «месседж» — последняя укороченная строфа, заканчивающаяся стандартным припевом, тем не менее — «воссияет сияние розового рая», ясно указывает на то, что лирический герой нашел свою любовь, ту деву, которая погрузила его в рай:

Тебе, подруга, я подарю эту песню,

Я всегда верил в твои шаги

Когда ты вел, нежно и наказывая,

Ты знал все, ты знал это для нас

Вспыхивает сияние розового рая.

Впоследствии этот текст был включен автором в сборник «Чужое небо», о котором Ахматова говорит: «Самым страшным я становлюсь в «Чужом небе» (1912), когда я по существу близка (Маргарита, находящаяся в любовь с Мефистофелем, женщина-вамп в углу, Фанни с адским зверем у ног, просто отравительница, киевская ведьма с Лысой горы. ..). Идет бой со мной! Борьба не на жизнь, а на смерть!» (Чабан, 2014). В свете вышеизложенного перекликается сюжет двух баллад – лирический герой нашел возлюбленную, но общение с ней повергло его в отчаяние. Герой Персей спасает героиню Андромеду из «змеиного логова», но брак между ними, обещавший «сияние розового рая», оказался несчастливым.

Анализируя жанр баллады в поздней лирике Н. С. Гумилева, И. В. Петров отмечает, что «Новаторство Гумилева в осмыслении конструктивных принципов баллады состоит в том, что эта жанровая форма в его лирике оказалась своеобразной и очень удобная модель, позволяющая художественно воплотить отношения человека с темными, потусторонними силами. Отношение героя Гумилева к хаосу – это, в отличие от традиции, не страх и ужас, а мужественное заклятие. Это отношение определяется даже не гармонизацией поэтической формы («изгнание хаоса», по выражению В. М. Жирмунского), а созданием такой диалогической структуры, опираясь на которую герой вновь обретает свою устойчивую устойчивые константы в пространстве темных хаотических сил, осмысленных балладой» (Петров, 1998). К числу стихотворений позднего периода творчества поэта относится, в частности, «Звездный ужас», герои которого совершают движение, противоположное вектору лирического героя первой баллады – из мрака они выходят на свет.

«Звездный ужас» — стихотворение, завершающее последний сборник Гумилева «Огненный столп», описывает аллегорическое движение целого племени от незнания к знанию, от страха к принятию (Куликова, 2015, 2017). Подобно балладе «Влюбленные, чья печаль подобна облакам…», здесь свет сменяет пламя:

Девушку положили на камень,

Плоский черный камень, на котором

Священный огонь все еще горел,

Погас во время беспорядков.

«Нет, — сказала она, — это не цветы»,

Это просто золотые пальцы

И показать, что получилось

Что происходит и что будет.

Героиня стихотворения впервые смотрит на свет звезд, и для этого ей пришлось лечь на то место, где горело пламя. Целое племя, никогда в жизни не видевшее неба, смотрит на небо и прощается с прошлой жизнью, и образ полудня и света, но не пламени, вновь становится символом их обновления:

и вот как все племя

Умер, и пел, и пел, и пел,

Как жаворонок в жаркий полдень.

«Звездный ужас», по И. В. Петрову, — трансформация жанра баллады; однако основные черты обозначенного выше жанра сохраняются: поэма имеет сюжет, связанный с мистическим миром, действие погружено в условный мир, не имеющий конкретной временной или пространственной привязки, отсутствует авторская оценка происходящего. происходит. События описываются глазами героев: старика, наблюдающего за преображением своего племени, и его соплеменников, переживающих момент перехода от тьмы к свету.

Заключение

Творчество Н. С. Гумилева включает довольно большое количество стихотворений, которые принято считать балладами или заимствовать жанровые черты европейских и русских баллад, как фольклорных, так и литературных (Кихней, 2017). В рамках данного исследования рассматриваются три стихотворения. Первые две обозначены самим автором как баллады («Пять лошадей подарили мне моего друга Люцифера…», «Влюбленные, чья печаль подобна облакам…»), а третья сохраняет основные мирообразующие категории баллады и генетическая связь с балладной традицией («Звездный ужас»). Общими для всех трех текстов являются мотивы тьмы, света и пламени – в первой балладе герой теряет право оставаться в мире света из-за любви. Вторая баллада, написанная Гумилевым в день их свадьбы с Ахматовой, побеждает героя мира, обретающего «розовый рай», в котором свет не соединяется с пламенем. В обоих случаях баллады обращаются к взаимодействию со сверхъестественным миром: в первой балладе Люцифер дарит герою кольцо, во втором — герой находит то, что искал, попадая в некий Элизиум, идеальный мир. Его путь, кажется, закончен, он нашел то, что искал. Баллады в позднем творчестве Гумилева по-иному обыгрывают мотивы света, тьмы и огня: свет становится символом знания, тьма становится символом невежества. Так, в фантасмагорической балладе «Звездный ужас» ритуальное пламя очага заменено светом звезд, указывающим на судьбу племени.

Ссылки

  1. Александровская, М. А. (2001). Русская баллада XVIII века. Поэтика жанра [Русская баллада XVIII века. Поэтика жанра. В «Проблемах поэтики русской литературы» (стр. 14-22). МПГУ.
  2. Анисимова Э. Э. (2018). «До знакомого голоса был…» жанровый архетип баллады в историческом контексте: самозванство. Вестник Томского государственного университета, 53, 143-163. DOI:
  3. Анисимова Э. Э. (2019). Жанровая модель баллады: к постановке проблемы. Вестник Томского государственного университета, 61, 193-205. DOI:
  4. Чабан, А. (2014). Ахматова и Гумилев: от брака до развода. https://arzamas.academy/materials/311
  5. Филатов А. В. (2018). Миф об Адаме в лирике Н.С. Гумилевой [Миф об Адаме на стихи Н.С. Гумилев]. Studia Literarum, 3(4), 170-183. DOI:
  6. Кихней, Л. Г. (2017). Под знаком акмеизма. Избранные статьи [Под знаком акмеизма. Собрание сочинений]. Азбуковник.
  7. Куликова Е.Ю. (2017). О магистральных и маргинальных путях русской поэзии: «чужие звезды» Николая Гумилева и Павла Булыгина. Критика и семиотика, 2, 146-164.
  8. Куликова Е.Ю. (2019). Немецкое и французское в балладе «сне» Осипа Мандельштама «На Высоком Перевале…». Сибирский филологический журнал, 3, 121-130. DOI:
  9. Куликова Е.Ю. (2015). «Я заблудился навеки…»: «сюрреализм» Н. Гумилева и А. Рембо [«Я потерян навсегда…»: сюрреализм в творчестве Н. Гумилева и А. Рембо]. Сибирский филологический журнал, 3, 130-139.
  10. Липовецкий М. Н. (2018). Неоромантизм в русской поэзии XX–XXI веков: смысл и границы понятия. Филологический класс [Филологический класс], 1, 13-18. DOI:
  11. Мазина, Э. И. (2009). Вечная Женственность как главная идея русской софиологии. https://cyberleninka.ru/article/n/vechnaya-zhenstvennost-kak-glavnaya-ideya-russkoy-sofiologii
  12. Осмухина О. Ю., Гудкова С. П. (2019). Баллада в современной отечественной поэзии: пути и характер трансформации жанровой формы. Научный диалог, 8, 149-165. DOI:
  13. Петров И.В. (1998). Жанр баллады в поздней лирике Н.С. Гумилевой [Жанр баллады в поздней лирике Н.С. Гумилев]. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/49495/1/dc-1998-099.pdf
  14. Тимофеева Е. Д. (2019). Н. С. Гумилев – переводчик и редактор сборника «Роберт Саути. Баллады» издания «Всемирная Литература» [Н. С. Гумилева в качестве переводчика и редактора сборника «Роберт Соти. Баллады» издательства «Всемирная литература». Вестник Санкт-Петербургского государственного университета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *