Все про афину богиню: Nothing found for Greece For All Istoriya I Mifologiya Afina Pallada %25E2%2580%2593 Drevnegrecheskaya Boginya Mudrosti

Богиня Афина в греческой мифологии – краткое описание для детей 5 класса, доклад

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 161.

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 161.

В греческой мифологии было много разных богов и богинь. Одной из наиболее почитаемых богинь стала Афина, которая входила в число двенадцати олимпийских богов. В честь нее называется столица Греции.

Кто такая богиня Афина Паллада можно уже в школьном курсе истории 5 класса. Для детей полезно будет сделать доклад или сообщение об этой богине или всех древнегреческих богах. Следует знать, богиней чего была Афина и почему в ее честь называется столица Греции.

Место в мифологии

Отцом Афины, согласно древнегреческим источникам, мог быть и верховный бог Зевс, и бог моря Посейдон.

Рис. 1. Афина богиня.

Некоторые авторы в качестве отца богини указывали циклопа Бронта и гиганта Палланта.

Матерью ее были нимфа реки Тритон или океанида Метила. На некоторых краснофигурных древнегреческих вазах изображено появление Афины из головы Зевса. Местом ее появления считается озеро Тритонида в далекой Ливии, куда иногда плавали греческие моряки. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский считал, что Афина родилась на Крите. Иные авторы местом ее рождения называли разные города материковой Греции.

Одним из самых известных в мифологии эпизодов, связанных с Афиной, стал ее спор с Посейдоном. Бог моря подарил жителям Аттики источник морской воды, а богиня воткнула в землю копье, и на его месте появилось оливковое дерево. В результате она стала покровительницей местности и одного из крупнейших портов Древней Греции, а ныне ее столицы.

Днем рождения Афины было 18 августа. Этот праздник отмечался во время Панафинейских игр. Некоторые греческие хронисты IV века н. э. датой ее рождения считали 1780 год до н. э.

Рис. 2. Богиня Афина.

Особенности культа

От остальных древнегреческих богинь она отличается наличием мужских атрибутов в образе. Афина одета в доспехи и, как правило, на голове у нее шлем, а в руках она держит копье и щит. Согласно данным мифологии, ее сопровождала крылатая богиня победы Ника. Атрибутами Афины также были сова и змея. В Греции эти животные считались символами мудрости и вечности.

По решению Зевса Афина совместно с Гефестом создавала Пандору — первую женщину. Для этого был открыт сосуд, который вошел в мифологию под названием «Ящик Пандоры».

Афина покровительствовала военной стратегии, тактике, мудрости, знаниям, изобретательности, некоторым ремёслам. У нее не было супруга, хотя ей пытался завладеть бог-кузнец Гефест. В римской мифологии ее именовали Минервой, а у этрусков аналогичная богиня называлась Менфра.

Культ богини был распространен по всей Греции, акрополи в ее честь существовали в Спарте, Аргосе и других городах. Жертвы ей приносил персидский царь Ксеркс, полководцы Спарты, Александр Великий во время похода в Бактрию и царь Македонии Персей во II веке до н. э. В честь Афины греки называли рощи и строили храмы в разных городах: Троя, Родос, Делос, Аргос, Посейдония.

Краткое описание богини Афины можно встретить в различных древнегреческих и римских источниках, в том числе у Гомера в «Илиаде», в «Олимпийских песнях» у Пиндара, в «Эвменидах» драматурга Эсхила и у Вергилия в «Энеиде».

Рис. 3. Афина, греческая богиня.

Что мы узнали?

Афина была богиней мудрости, военной стратегии и тактики в древнегреческой мифологии. Ее культ был широко распространен по всей Греции.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Савелий Новак

    5/5

  • Valera Krasovski

    5/5

Оценка доклада

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 161.


А какая ваша оценка?

10 мифов о греческой богине Афине, вокруг которых до сих пор ведутся споры


Её имя было ключевым в гомеровских эпосах «Илиада» и «Одиссея». О ней слагали множество мифов и легенд. Её боялись, чтили и уважали. Ей поклонялись и молили о пощаде. И совсем неудивительно, ведь в древнегреческой мифологии любимая дочь Зевса, Афина, была богиней мудрости, ремесла и войны. А ещё она была одним из самых выдающихся божеств в греческом пантеоне, вокруг которого и по сей день витает пелена тайн.

1. Рождение Афины


Рождение Афины. \ Фото: pinterest.ch.

Как известно, Афина является дочерью Зевса и его первой жены Метиды. Ходит множество мифов и легенд на этот счёт, где самый распространённый гласит о том, что Зевс был женат на одной из мудрейших женщин среди богов и людей — Метиде. Но однажды он услышал пророчество, в котором было сказано, что его жена родит ему сына мудрее его самого, который попытается свергнуть отца с трона. Дабы не допустить подобного, Зевс обманом усыпил Метиду, а затем проглотил её. Но было уже слишком поздно, потому что жена его была уже беременна. Через несколько месяцев у Зевса разболелась голова, и он попросил Гефеста помочь ему снять давление, расколов ему голову топором. Когда Гефест вскрыл его голову, из неё вышла прекрасная взрослая Афина, облачённая в доспехи. Таким образом, считалось, что Афина родилась из головы своего отца Зевса. И совсем неудивительно, что она стала его самой любимой дочерью, ведь она была его первенцем.

Афина — любимая дочь Зевса. \ Фото: google.com.


2. Афина и Посейдон

Посейдон был одним из двенадцати Олимпийцев и был богом моря, землетрясений, бурь и лошадей. Посейдон и Афина поссорились из-за того, что так и не пришли к согласию, кто из них двоих достоин был быть покровителем самого процветающего древнегреческого города — Афин. Чтобы доказать свою ценность как достойного кандидата, было решено, что каждый Бог подарит городу свой дар. Первый царь Афин, Кекропс, был судьёй состязания и должен был определить, какой же подарок лучше. И тогда Посейдон ударил по земле свои трезубцем, и появился источник солёной воды, открывший путь к торговле и воде. Афина же, напротив, предложила афинянам оливковое дерево. Поскольку дерево приносило им дрова, масло и пищу, афиняне предпочитали его не столь полезной солёной воде источника. Позднее оливковое дерево стало символом экономического процветания Афин. Проиграв соревнование, Посейдон пришёл в ярость и послал чудовищный потоп на аттическую равнину, чтобы наказать афинян.

3. Афина и Медуза


Горгона Медуза. \ Фото: web-kapiche.ru.

Медузу горгону часто описывали как чудовище с женским лицом и живыми ядовитыми змеями вместо волос. Однако изначально она была восхитительно красивой женщиной, которая была жрицей богини Афины. Чистая и невинная девушка настолько сильно приглянулась Посейдону, что он не переставал преследовать её, оказывая недвусмысленные знаки внимания. Получив отпор от строптивой девицы, разгневанный Бог всё-таки добился своего. Он не просто отыскал Медузу в храме, где она пряталась, а и взял её силой прямо там на полу. Узнав об этом, Афина пришла в ярость. И тогда разгневанная богиня решила наказать Медузу за то, что та не уберегла свою непорочную чистоту, она превратила прекрасные волосы девушки в змей и сделала её лицо таким ужасным, что от одного взгляда на него люди превращались в камень.

4. Афина и Персей


Афина вручает Персею щит. \ Фото: grekomania.ru.

Персей — легендарный основатель Микен, которые были одним из главных центров греческой цивилизации. Афина особенно любила смелых юношей и помогала многим героям в их поисках, и одним из них был Персей. Как только Персея послали убить Медузу, и он отправился на её поиски, Афина тут же появилась перед ним, подарив ему отполированный бронзовый щит, чтобы он мог увидеть отражение горгоны, а не смотреть прямо на неё, тем самым избегая превращения в камень. Персей незаметно пробрался в пещеру горгоны пока та спала и, увидев её отражение в своём полированном щите, он благополучно приблизился к ней, а затем отрубил ей голову. В итоге, из её шеи появились на свет Хрисаор и Пегас, считавшиеся детьми Посейдона и Медузы.

Персей с головой горгоны Медузы. \ Фото: bookz.ru.


5. Афина и Паллада


Статуя Афины-Паллады. \ Фото: facebook. com.

Паллада, дочь Тритона, с детства дружила с Афиной, и сам посланник морей учил обеих девочек военному искусству. Во время легкоатлетического праздника Афина и Паллада сражались копьями в дружеской шутливой битве, где победителем становился тот, кому удавалось обезоружить своего противника. Несмотря на то, что Афина вела битву первоначально, Паллада взяла верх через некоторое время над ней, и Зевс, не желая, дабы его дочь проиграла, отвлёк Палладу. Из-за этого Афина случайно убила свою подругу, поскольку та не уклонилась от её движения, как она ожидала. Из печали и сожаления Афина создала палладий и, как говорили, сама вырезала статую по образу и подобию своей погибшей подруги Паллады. Позже, обезумев от содеянного, Афина также приняла титул Паллады как дань уважения покойной. Говорили, что пока палладий остаётся в Трое, город не падёт. Из-за этого слово палладий теперь используется для обозначения всего, что, как полагают, обеспечивает защиту или безопасность.

6.

Афина и Арахна

Афина и Арахна. \ Фото: pinterest.com.

Девушка по имени Арахна была талантливой ткачихой и прядильщицей, из города Лидии, которая осмелилась вызвать саму Афину на конкурс по ткацкому мастерству. Афина соткала полотно, на котором была изображена сцена её победы над великим и могущественным Посейдоном. А вот Арахна соткала полотно со сценами, высмеивающими похождения Зевса. Когда Афина увидела, что соткала Арахнея, она пришла в ярость, ударив ту в лоб челноком. И тогда, не выдержав такого позора, Арахна, свив верёвку, повесилась на ней. Но разгневанная Афина, освободив девушку из петли и вернув её к жизни, окропила тело Арахнеи соком волшебной травы. Внезапно нос и уши Арахны съёжились, волосы выпали, руки и ноги стали длинными и тощими, а все её тело уменьшилось до размеров крошечного паучка. Стоит отметить тот факт, что название для пауков во многих языках, а также таксономическое название класса арахнида происходит от Арахны. Более того, Арахна неоднократно появлялась в популярной культуре, в романах, в фильмах и телесериалах, как чудовищный паук.

Афина и Аразхнея на конкурсе ткатского ремесла. \ Фото: artstation.com.


7. Афина и Тиресий


Тиресий.\ Фото: commons.wikimedia.org.

Тиресий был сыном пастуха по имени Эверес и нимфы по имени Харикло, которые дружили с богиней Афиной. В один прекрасный день, ровно в полдень Афина купалась в источнике на горе Геликон с Харикло. Сын Харикло Тиресий случайно охотился на той же горе и пришёл к источнику в поисках воды. Он случайно увидел Афину совершенно голой, когда она принимала ванну. Афина ослепила его в наказание, говоря, что он никогда больше не увидит того, чего не должен видеть человек. Харикло, мать Тиресия, убитая горем, умоляла Афину помиловать и вернуть зрение её сыну. После долгих уговоров Афина согласилась, но не смогла вернуть ему зрение. Чтобы загладить свою вину, она очистила уши Тиресия и дала ему способность понимать язык птиц и дар пророчества. В итоге, он стал самым знаменитым из всех древнегреческих провидцев.

8. Золотое яблоко раздора

Эрис, богиня раздора, не смогла присутствовать на свадьбе Пелея и Фетиды. Будучи оскорблённой подобным образом, она выбросила свой свадебный подарок из-за двери. Этот подарок был золотым яблоком и имел гравировку «самой прекрасной из них». Три богини Афродита, Гера и Афина боролись за это «золотое яблоко раздора», каждая из которых претендовала на то, чтобы быть самой прекрасной и, следовательно, законной получательницей яблока. Они попросили Зевса решить, кто является законным владельцем яблока. Однако он благоразумно решил не вмешиваться и попросил Париса, троянского принца, принять решение вместо него. Афродита подкупила Париса, пообещав ему, что тому достанется в жёны самая красивая смертная девушка в мире. Искушённый столь великим соблазном, он отдал ей золотое яблоко. Это привело к похищению Елены и началу Троянской войны. Довольная Афродита всячески помогла своему «любимцу», чего не скажешь о Гере и Афине, возненавидевших его.

9.

Афина в эпосе Илиада

Илиада. Троянская война. \ Фото: fantlab.ru.

Афина в эпосе Гомера «Илиада» — ключевая фигура, поскольку она была синонимом военной доблести. «Илиада» на самом деле является самым ранним известным рассказом о ней и изображает её как свирепого воина в роли богини, известной героической битвой. Большая часть роли Афины в «Илиаде» определяется тем ключевым фактом, что у неё было сильное желание, чтобы троянцы проиграли войну и стремились найти способы поддержать греков. Отчасти её про-греческие наклонности проистекают из любви к Менелаю, который возглавлял спартанский контингент греческой армии. Другая причина — суждение Париса, в котором тот назвал Афродиту самой красивой женщиной, отдав ей золотое яблоко. Именно поэтому Афина сыграла не последнюю роль в Троянской войне. Она действовала как успокаивающая сила, товарищ по борьбе, ободряющий сторонник, мудрый советчик и хитрый мотиватор для греков. А ещё, казалось, что Афина относилась к Троянской войне как к гигантской шахматной игре, в которой люди — фигуры, а боги — руки, управляющие ими.

10. Афина в эпосе Одиссея


Художник Нэвел Уаетс: Иллюстрации к «Одиссее». \ Фото: vilingstore.net.

Афина также сыграла не последнюю роль в другом великом эпосе Гомера «Одиссея». История «Одиссеи» рассказывает о возвращении её главного героя Одиссея, царя Итаки, на свою Родину. Это путешествие заняло у него десять долгих лет, и он в конечном итоге смог воссоединиться со своей семьей, полностью вернув себе собственные земли и изгнав многочисленных надоедливых женихов из дома, что сватались к его жене. Афина, могущественная богиня мудрости и стратегии, взяла на себя роль защитницы в эпосе, поскольку она всячески помогала главному герою и его сыну Телемаху. Первоначально Афина использует тактику маскировки, оказывая влияние на принца, подталкивая того к поиску его отца. Превратившись в старого друга Одиссея Ментеса, она предсказала, что Одиссей всё ещё жив, тем самым вселяя силу, надежду и веру в Телемаха. Кроме того, именно с её помощью Одиссей способен стать более сильным и благородным гомеровским героем. Вот и получается, что с самого начала и до конца, Афина в значительной степени ответственна за создание и завершение сюжета «Одиссеи».

В продолжение темы – 10 занимательных фактов о том, как развлекались греки.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Греческая богиня знаний —

Афина часто считается лучшей греческой богиней из всех богов и богинь. Она известна как богиня знаний, мудрости, ремесел, цивилизации и справедливости. Из всех богов и богинь больше всего искали совета Афины.

Хотя мы знаем, что Афина — греческая богиня знаний, давайте посмотрим на некоторые другие интересные факты об этой благородной греческой богине.

Афина

Афина — одна из двенадцати олимпийцев

Двенадцать олимпийцев в греческой мифологии — самые почитаемые главные божества греческого пантеона. Помимо Афины, в число Двенадцати олимпийцев входят греческие боги и богини Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Арес, Афродита, Гефест, Гермес и Гестия.

Афина родилась из головы Зевса

Зевс был женат на богине Метиде, которая считалась самой мудрой богиней как среди смертных, так и среди богов. Зевсу сказали, что ребенок, рожденный Метидой, будет сильнее его, поэтому он проглотил Метиду, чтобы у нее не было ребенка. Зевс не знал, что Метида уже была беременна Афиной, когда проглотил ее.

У Зевса сильно заболела голова. Эта головная боль была настолько сильной, что он приказал вскрыть себе голову, чтобы облегчить боль. Когда ему разрезали голову, родилась Афина, взрослая и одетая в доспехи.

Афина помогает греческим героям

Афина обладала великой мудростью, поэтому смертные греки часто обращались к ней за помощью в их начинаниях.

Геракл

Афина помогла Гераклу завершить его опасные и трудные двенадцать подвигов, особенно его шестой подвиг.

В 6-м подвиге Гераклу пришлось отпугивать стимфалийских птиц от озера Стимфалия. Эти птицы представляли угрозу и терроризировали тех, кто жил в этом районе. Чтобы напугать птиц, Афина создала шумящую трещотку, называемую кроталой. Геракл использовал кроталу для отпугивания птиц.

Персей

В стремлении Персея убить Медузу ему дается множество подарков, которые помогают ему на этом пути. Одним из таких подарков является большой отражающий щит. Персей использует этот щит как зеркало, чтобы увидеть Медузу, когда он приближается к ней, чтобы обезглавить ее. Без этого щита Персей не смог бы победить чудовище Горгону.

Одиссей

В эпизоде ​​ Одиссея Афина помогает Одиссею вернуться домой. Именно сын Одиссея, Телемах, побудил Одиссея вернуться домой. Телемах хотел знать, что случилось с его отцом после битвы под Троей, поэтому он попросил ответов у Афины. Афина посетила Олимпийский двор, чтобы попросить Одиссея вернуться домой, чтобы воссоединиться со своим сыном.

Афина любила Одиссея и хотела, чтобы он вернулся домой, поэтому она использовала свой ум, чтобы убедить Олимпийский двор в том, что Одиссею необходимо воссоединиться с Телемахом, зная, что они согласятся. Когда они это сделали, Зевс послал Гермеса передать Калипсо сообщение с просьбой освободить Одиссея из заточения и вернуться домой.

По пути домой Одиссей сталкивается со многими проблемами, и Афина продолжает помогать ему на этом пути. Афина подталкивает Одиссея продолжать плыть, в то время как Посейдон разбивает его корабль во время шторма, оставляя его на мели в океане. Одиссей плывет по указанию Афины и приземляется на побережье Финикии, что позволяет ему продолжить свой путь домой.

Другие интересные факты об Афине

  • Она была одной из трех богинь-девственниц
  • Зевс считал Афину своим любимым ребенком
  • Один из знаковых символов Афины — сова, потому что сова олицетворяет мудрость, которой обладает Афина

Афина также является богиней справедливости и цивилизации. Она была известна тем, что защищала город, поэтому современные Афины получили свое название.

Афина | Факты, информация и мифология

Одно из великих божеств греков. Гомер 1 называет ее дочерью Зевса без какого-либо намека на ее мать или способ, которым она была вызвана к жизни, в то время как большинство более поздних преданий сходятся в утверждении, что она родилась из головы Зевса. Согласно Гесиоду, 2 Метида, первая жена Зевса, была матерью Афины, но когда Метида была беременна ею, Зевс, по совету Геи и Урана, проглотил Метиду, а потом сам родил Афину, которая возникла из его голова. 3 Пиндар 4 добавляет, что Гефест рассек голову Зевса своим топором, и что Афина выскочила с могучим боевым кличем. Другие рассказывают, что Прометей, Гермес или Паламаон помогли Зевсу родить Афину и упомянули реку Тритон как место, где произошло это событие. 5 Другие предания снова рассказывают, что Афина возникла из головы Зевса в полном вооружении, утверждение, для которого Стесихор, как говорят, был самым древним авторитетом. 6

Все эти традиции, однако, сходятся в том, что Афина является дочерью Зевса; но вторая группа считает ее дочерью Палласа, крылатого гиганта, которого она впоследствии убила из-за того, что он пытался нарушить ее целомудрие, чью кожу она использовала как свою эгиду и чьи крылья она прикрепила к своим ногам. 7 Третья традиция переносит нас в Ливию и называет Афину дочерью Посейдона и Тритониса. Афина, говорит Геродот, 8 однажды рассердилась на своего отца и пошла к Зевсу, который сделал ее своей дочерью. Этот отрывок яснее, чем какой-либо другой, показывает, каким образом подлинные и древние эллинские мифы были перенесены в Ливию, где они впоследствии считались источниками эллинских мифов. Об этой ливийской Афине далее рассказывают, что она была воспитана речным богом Тритоном вместе с его собственной дочерью Палладой. 9 Говорят, что в Ливии она также изобрела флейту; ибо, когда Персей отрубил голову Медузе, а Стено и Эвриала, сестры Медузы, оплакивали ее смерть, а жалобные звуки исходили изо рта змей, окружавших их головы, говорят, что Афина подражала этим звукам на тростник. 10

Связь Афины с Тритоном и Тритонидой вызвала впоследствии различные предания о месте ее рождения, так что везде, где была река или колодец с таким названием, как, например, на Крите, в Фессалии, Беотии, Аркадии и Египте , жители тех районов утверждали, что там родилась Афина. Именно из-за таких мест рождения на реке Тритон ее, по-видимому, назвали Тритонис или Тритогенея.0055 11 , хотя следует отметить, что эта фамилия также имеет другое объяснение; ибо некоторые выводят его из древнего критского, эолийского или беотийского слова τριτώ ( tritō ), означающего «голова», так что оно означает «богиня, рожденная из головы», а другие думают, что оно предназначалось для увековечения то обстоятельство, что она родилась в третий день месяца. 12 Связь Афины с Тритоном, естественно, предполагает, что мы должны искать самое древнее место поклонения ей в Греции на берегах реки Тритон в Беотии, которая впадала в озеро Копаи, и на которой было два древние пеласгийские города Афины и Элевсин, которые, согласно преданию, были поглощены озером. Отсюда миньяны перенесли поклонение ей в Аттику, Ливию и другие страны. 13

Наконец, мы должны отметить одну традицию, согласно которой Афина была дочерью Итона и сестрой Иодамы, убитой Афиной, 14 , и другую, согласно которой она была дочерью Гефеста.

Эти различные предания об Афине возникли, как и в большинстве других случаев, из местных легенд и отождествления греческой Афины с другими божествами. Общепринятое представление, которое существовало о ней у греков и которое было наиболее широко распространено в древнем мире, состоит в том, что она была дочерью Зевса, и если мы примем Метиду за ее мать, мы сразу получим ключ к разгадке ее происхождения. характер, который она носит в религии Греции; ибо, поскольку ее отец был самым могущественным, а ее мать была самой мудрой среди богов, то и Афина была комбинацией этих двух, то есть богиней, в которой гармонично сочетались сила и мудрость. Из этой фундаментальной идеи могут быть выведены различные аспекты, в которых она появляется у древних писателей. Она, по-видимому, была божеством чисто этического характера, а не представителем какой-либо конкретной физической силы, проявленной в природе; ее сила и мудрость проявляются в том, что она является защитницей и хранительницей государства и социальных институтов. Итак, все, что дает государству силу и процветание, как, например, земледелие, изобретения и промышленность, а также все, что сохраняет и защищает его от вредного влияния извне, как, например, защита стен, крепостей и гаваней, находится под ее непосредственным наблюдением.

Как покровительница земледелия Афина представлена ​​как изобретательница плуга и граблей: она создала оливковое дерево, величайшее благо Аттики, научила людей запрягать волов в плуг, позаботилась о разведении лошадей, и научила мужчин, как приручать их с помощью уздечки, своего собственного изобретения. Намеки на эту черту ее характера содержатся в эпитетах βούδεια ( boudeia ), βοαρμία ( boarmia ), ἀλρίφα ( alripha ), ἱππία ( hippia ), или χαλινῖτις ( халинит ). 15 В начале весны ей заранее были предложены благодарности (προχαριστήρια, procharistēria ) 16 за защиту, которую она должна была оказывать полям. Кроме изобретений, относящихся к сельскому хозяйству, ей приписывают и другие, связанные с различными видами науки, промышленности и искусства, и все ее изобретения не из тех, которые люди делают случайно или случайно, а такие, которые требуют обдумывания и размышления. . Мы можем заметить изобретение чисел, 17 трубы, 18 колесницы и навигации.

Что касается всех видов полезных искусств, то считалось, что она познакомила людей со средствами и инструментами, необходимыми для их занятий, такими как искусство добычи огня. Кроме того, считалось, что она изобрела почти все виды работ, которыми занимались женщины, и сама была искусна в таких работах: короче говоря, Афина и Гефест были великими покровителями как полезных, так и изящных искусств. Поэтому ее зовут ἐργάνη (см. Эргане), 19 и более поздние писатели делают ее богиней всей мудрости, знания и искусства и изображают ее сидящей по правую руку от своего отца Зевса и поддерживающей его своим советом. 20

Как богине, сделавшей столько изобретений, необходимых и полезных в цивилизованной жизни, ее характеризуют различными эпитетами и фамилиями, выражающими остроту ее зрения или силу ее интеллекта, например, ὀπτιλέτις (см. Optiletis), ὀφθαλμῖτις ( офтальмит ), ὀξυΔερκής ( Oxyderkēs ), γλαυκῶπις ( Glaukōpis ), πολύβουλος ( Polyboulos ), πολύμητιςῖῖNITIS ), ), ), ), ), ), ), ).

Как божество-покровитель государства, она была в Афинах покровительницей фратрий и домов, составлявших основу государства. Праздник Апатурии имел прямое отношение к этому конкретному моменту в характере богини. 21 Она также поддерживала закон, справедливость и порядок в судах и народных собраниях. Это представление было столь же древним, как и гомеровские поэмы, в которых она описывается как помогающая Одиссею в борьбе с беззакониями женихов. 22 Считалось, что она учредила древний суд Ареопага, и в случаях, когда голоса судей разделялись поровну, она отдавала решающий голос в пользу обвиняемого. 23 Эпитеты, которые имеют ссылку на эту часть характера богини, — это άξιόποινος ( Axiopoinos ), Мститель, 24 βουλαῖα ( Boulaia ), и ἀγυραῖα ( AGYA ), и ἀγυραῖα (34. 25

Как Афина способствовала внутреннему процветанию государства, поощряя земледелие и промышленность и поддерживая закон и порядок во всех общественных делах, так она также защищала государство от внешних врагов и, таким образом, принимает характер воинственного божественность, хотя и в совершенно ином смысле, чем Арес, Эрида или Энио. Согласно Гомеру, 26 она даже не носит оружия, а заимствует его у Зевса; она удерживает людей от бойни, когда этого требует благоразумие, 27 и отталкивает дикую любовь Ареса к войне и побеждает его. 28 Она любит войну не ради нее самой, а просто из-за выгоды, которую государство получает от участия в ней; и поэтому она поддерживает только такие воинственные начинания, которые начаты с осторожностью и могут привести к благоприятным результатам. 29

Эпитеты, которые она получила благодаря своему воинственному характеру: ἀγελεία (см. Агелия), λαφρία ( laphria ), ἀλκιμάχη ( alkimachē ), λαόσσοος ( laossoos ) и другие. Во времена войны города, крепости и гавани находятся под ее особой осторожностью, откуда она обозначена как ερυσίπτολις (erysiptolis), ἀλαλκομενηΐς ( Alalkomenēis ), πολιάς ( Polias ), πολρρouchouchouchouchShoushoushoushouch), πολ 4) ( Polias ), πολβ), πολρouchouchouchouchouch ( ), πολβ), πολρouchouchouchouch () ( ), πολιouchouchouch ()), πολιouchouchouch), πολιouchouchouch (). akraia ), ἀκρία ( akria ), κληδοῦχος ( klēdouchos ), πυλαῖτις ( pylachoritis ), и подобные.

Как благоразумная богиня войны, она также является покровительницей всех героев, отличающихся благоразумием и добрыми советами, а также силой и доблестью, таких как Геракл, Персей, Беллерофонт, Ахиллес, Диомед и Одиссей. В войне Зевса против гигантов она помогала своим советом отцу и Гераклу, а также принимала в ней деятельное участие, ибо похоронила Энцелада под островом Сицилия и убила Палладу. 30 В Троянской войне она была на стороне более цивилизованных греков, хотя по возвращении домой нанесла им бури из-за того, как локрец Аякс обошелся с Кассандрой в ее храме. Как богиня войны и покровительница героев, Афина обычно предстает в доспехах, с эгидой и золотым посохом, которым дарует своим любимцам юность и величие. 31

Характер Афины, как мы здесь проследили, занимает среднее место между мужчиной и женщиной, поэтому в орфическом гимне она названа 32 ἄρσην καὶ θῆλυς ( arsēn kai 0ēn th03), и следовательно, она также является девственным божеством, 33 , чье сердце недоступно страсти любви и которое избегает супружеской связи. Тиресий был лишен зрения за то, что увидел ее в ванне, 34 , а Гефест, покушавшийся на ее целомудрие, был вынужден бежать. 35 По этой причине древние традиции всегда описывают богиню как одетую; и когда Овидий 36 заставляет ее предстать обнаженной перед Парижем, он отказывается от настоящей старой истории. Ее статуя также всегда была одета, и когда ее проносили на аттических праздниках, она была полностью покрыта. Но, несмотря на распространенное мнение о ее девственном характере, существуют некоторые предания позднего происхождения, которые описывают ее как мать. Таким образом, Аполлон назван сыном Гефеста и Афины — легенда, которая, возможно, возникла в то время, когда ионийцы ввели в Аттике поклонение Аполлону и когда это новое божество было поставлено в некую семейную связь с древней богиней страны. . 37 Лихна также называют сыном Гефеста и Афины. 38

Афине поклонялись во всех частях Греции, а из древних городов на озере Копаис ей поклонялись в очень ранний период в Аттике, где она стала великим национальным божеством города и страны. Здесь она впоследствии считалась δεὰ σώτειρα ( dea sōteira ), ὐγίεια ( ygieia ) и παιωνία ( paiōnia ), а змей, символ вечного обновления, был посвящен ей. 39 В Линдусе на Родосе ее поклонение также было очень древним. О его введении в Италию и изменениях, которые претерпел там ее характер, см. «Минерва».

Среди предметов, посвященных ей, мы можем упомянуть сову, змею, петуха и оливковое дерево, которые, как говорят, она создала в споре с Посейдоном о владении Аттикой. 40 В Короне в Мессении у ее статуи в руке была ворона. 41 Жертвы, приносимые ей, состояли из быков, откуда она, вероятно, получила прозвище ταυροβόλος ( тауроболос ), 42 бараны и коровы. 43 Евстафий 44 замечает, что ей приносили в жертву только самок, но не ягнят. Говорят, что в Илионе каждый год ей приносили в жертву локрийские девушки или дети в качестве искупления за преступление, совершенное локрийцем Аяксом против Кассандры; и Suidas 45 утверждает, что эти человеческие жертвы продолжали приноситься ей до 346 г. до н.э. 46

Иконография

Афина часто изображалась в произведениях искусства; но теми, в которых ее фигура достигла высшего идеала совершенства, были три статуи Фидия. Первой была знаменитая колоссальная статуя богини из золота и слоновой кости, воздвигнутая на афинском акрополе; второй была еще большая бронзовая статуя, сделанная из трофеев, захваченных афинянами в битве при Марафоне; третьей была небольшая бронзовая статуя, называемая прекрасной или Лемнийской Афиной, потому что она была посвящена в Афинах лемнийцами. Первая из этих статуй изображала богиню в стоячем положении, держащую в руке Нику высотой в четыре локтя. Щит стоял у ее ног; одежда ее спускалась до ног, на груди у нее была голова Медузы, в правой руке она держала копье, а у ног ее лежала змея.

48 У нас все еще есть множество изображений Афины в виде статуй, колоссальных бюстов, барельефов, монет и росписей на вазах.

Среди атрибутов, характеризующих богиню в этих произведениях искусства, отметим:

  1. Шлем, который она обычно носит на голове, но в некоторых случаях носит в руке. Обычно он очень красиво украшен грифонами, бараньими головами, лошадьми и сфинксами. 49
  2. Эгида. 50
  3. Круглый арголический щит. в центре которого изображена голова Медузы.
  4. Священные для нее предметы, такие как оливковая ветвь, змея, сова, петух и копье. Ее одежда обычно представляет собой спартанскую тунику без рукавов, а поверх нее она носит плащ, пеплюс или, хотя и редко, хламидию. Общее выражение ее фигуры — задумчивость и серьезность; лицо у нее скорее овальное, чем круглое, волосы густые, обычно зачесаны назад на висках и свободно ниспадают сзади. Вся фигура величественна и скорее крепко сложена, чем стройна: бедра малы, а плечи широки, так что в целом несколько напоминает мужскую фигуру.

Афина появляется во все периоды греческой вазовой живописи, часто как арбитр в конфликте или участвуя в нем. Особым типом греческих ваз являются трофейные амфоры Панафиней: на одной из них Афина всегда изображается готовой к битве, стоящей между двумя колоннами, увенчанными петухом и Никой. Стиль этих амфор всегда чернофигурный, они появляются ок. 550-300 гг. до н.э.

Одними из самых известных статуй Афины являются Афина Парфенос (ок. 438 г. до н. э.) в Парфеноне, Афина Промахос и Афина Лемния в Акрополе (ок. 447 г. до н. э.). Первые два утеряны, но Афина Лемния известна по копиям, например, по голове в Болонье. С начала пятого века относятся группа Афины и Марсия (школа Мирона) и Афина из тимпана храма на Эгине. Римские статуи Афины включают Афину Альбани, Афину Фарнезе и Афину Веллетри.

Архаичная метопа Силена (начало шестого века до н. э.) изображает Афину как защитницу Персея, а метопа храма Зевса в Олимпии (пятый век до н. э.) показывает, как она помогает Гераклу. Интригующий рельеф, часто приписываемый Мирону и именуемый Афиной у пограничного камня, изображает ее в виде юношеской фигуры в задумчивой позе, опирающейся на копье.

Ее голова изображена на афинских монетах с ок. 650 г. до н.э. с совой на противоположной стороне. Ее лицо также можно найти на драгоценных камнях, таких как камень Аспасия.

На серебряном блюде работы Хильдесхайма (Греция) она изображена сидящей, в шлеме и сжимающей щит левой рукой.

Ссылки

Примечания
  1. Илиада v, 880.
  2. Теогония , 886 и далее.
  3. Гесиод, л.к. , 924.
  4. Олимпийские оды vii, 35 ff.
  5. Псевдо-Аполлодор. Библиотека i, 4.6; Схолиаст об Олимпийских одах Пиндара vii, 66.
  6. Цецес на Ликофроне, 355; Филострат. Воображает II, 27; Схолиаст об Аполлоне Родосском, IV, 1310.
  7. Цецес на Ликофроне, l.c. ; Цицерон. О природе богов iii, 23.
  8. IV, 180.
  9. Псевдо-Аполлодор. Библиотека iii, 12.3.
  10. Пиндар. Пифийские оды xii, 19 и далее; сравните другие отчеты в Hyginus. Фабулы , 165; Псевдо-Аполлодор. Библиотека i, 4.2; Павсаний. Описание Греции i, 24.1.
  11. Павсаний. Описание Греции ix, 33.
    5.
  12. Цецес на Ликофроне, 519.
  13. Мюллер. Orchomenos und die Minyer , 355.
  14. Павсаний. Описание Греции ix, 34.1; Цецес на Ликофроне, 355.
  15. Евстафий о Гомере, с. 1076; Цец на Ликофроне, 520; Исихий с.в. Гиппия; Сервий на Энеиде Вергилия iv, 402; Земляной орех. Олимпийские оды xiii, 79.
  16. Суидас, с.в.
  17. Ливи. История Рима vii, 3.
  18. Бёкх, на Пиндаре, 344.
  19. Павсаний. Описание Греции i, 24.3.
  20. Гомер. Одиссея xxiii 160, xviii, 190; Гимн Афродите , 4, 7 и далее; Плутарх. Кимон , 10; Овидий. Фасти III, 833; Орфический гимн 21, 8; Спанхейм, о Каллимахе, 643; Гораций. Кармина я, 12. 19; комп. Словарь древностей по Афинеям и Халкеям.
  21. Словарь древностей , с.в. Апатурия.
  22. Одиссея
    xiii, 394.
  23. Эсхил. Эвмениды , 753; комп. Павсаний. Описание Греции i, 28.5.
  24. Павсаний. Описание Греции iii, 15.4.
  25. там же. III, 11.8.
  26. Илиада т., 736 сл.
  27. там же. я, 199 и далее.
  28. там же. т., 840 сл.; ХХI, 406.
  29. там же. х, 244 след.
  30. Псевдо-Аполлодор. Библиотека i, 6.1 и далее; комп. Спанхейм, о Каллимахе, 643; Гораций. Кармина я, 12. 19.
  31. Гомер. Одиссея xvi, 172.
  32. там же. xxi, 10.
  33. Гомер. Гимны , ix, 3.
  34. Каллим. Гимны , 546, 589.
  35. Псевдо-Аполлодор. Библиотека III, 6.7, 14.6; Гомер. Илиада II, 547 и далее; комп. Цецес на Ликофроне, 111.
  36. Герой. в, 36.
  37. Мюллер. Die Dorier II, 2.13.
  38. Спанхейм, на Каллимахе, 644.
  39. Павсаний. Описание Греции i, 23.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *