отзывы современников, критиков XIX в.
М. Ю. Лермонтов является одной из самых ярких и загадочных фигур в русской классической литературе XIX века.
В этой статье представлена критика о творчестве Лермонтова: отзывы современников, критиков XIX в. о творческом пути великого поэта и прозаика.
Смотрите:
Все материалы по поэме «Демон»
Все материалы по творчеству Лермонтова
Критика о творчестве Лермонтова: отзывы современников, критиков XIX в.
В. Г. Белинский:
«Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура! <…> Взгляд чисто онегинский. Печорин – это он сам, как есть. <…>
Каждое его слово – он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей. Я с ним робок, – меня давят такие целостные, полные натуры, я пред ними благоговею и смиряюсь в сознании своего ничтожества. <…> Большой свет ему надоел, давит его, тем более что он любит его не для него самого, а для женщин.»
(В. Г. Белинский — В. П. Боткину, 16 – 21 апреля 1840 г.)
«После Пушкина ни у кого из русских поэтов не было такого стиха, как у Лермонтова, и, конечно, Лермонтов обязан им Пушкину; но тем не менее у Лермонтова свой стих. <…> …В большей части стихотворений Лермонтова он [стих] отличается какою-то стальною прозаичностью и простотою выражения. Очевидно, что для Лермонтова стих был только средством для выражения его идей, глубоких и вместе простых своею беспощадною истиною, и он не слишком дорожил им. Как у Пушкина грация и задушевность, так у Лермонтова жгучая и острая сила составляет преобладающее свойство стиха; это треск грома, блеск молнии, взмах меча, визг пули.»
(статья «Стихотворения М. Лермонтова», 1842 г.)
«…Лермонтов далеко уступит Пушкину в художественности и виртуозности, в стихе музыкальном и упруго-гибком… но содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет – с небом гордая вражда – все это заставляет думать, что мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина. «
(В. Г. Белинский — В. П. Боткину, 17 марта 1842 г.)
Н. Г. Чернышевский:
«…Решительно ни один из наших поэтов до 1841 года включительно (когда была написана эта статья) не писал стихов таким безукоризненным языком, как Лермонтов; у самого Пушкина неправильных и натянутых оборотов более, чем у Лермонтова… <…>
Каждому известно, что некоторые из наименее зрелых стихотворений Лермонтова по внешней форме – подражания Пушкину, но только по форме, а не по мысли; потому что идея и в них чисто лермонтовская, самобытная, выходящая из круга пушкинских идей. Но ведь таких пьес у Лермонтова немного: он очень скоро совершенно освободился от внешнего подчинения Пушкину и сделался оригинальнейшим из всех бывших у нас до него поэтов, не исключая и Пушкина.»
(«Очерках гоголевского периода русской литературы», 1855-1856 гг.)
П. А. Вяземский:
«Разумеется, в таланте его [Лермонтова] отзывались воспоминания, впечатления чужие; но много было и того, что означало сильную и коренную самобытность, которая впоследствии одолела бы все внешнее и заимствованное. Дикий поэт, т. е. неуч, как Державин например, мог быть оригинален с первого шага; но молодой поэт, образованный каким бы то ни было учением, воспитанием и чтением, должен неминуемо протереться на свою дорогу по тропам избитым и сквозь ряд нескольких любимцев, которые пробудили, вызвали и, так сказать, оснастили его дарование. В поэзии, как в живописи, должны быть школы. Оригинальность, народность великие слова; но можно о них много потолковать. Не принимаю их за безусловные заповеди…»
(П. А. Вяземский — С. П. Шевыреву, сентябрь 1841 г.)
В. Кюхельбекер:
«Простой и даже самый лучший подражатель великого или хоть даровитого одного поэта, разумеется, лучше бы сделал, если бы никогда не брал в руки пера. Но Лермонтов не таков, он подражает или, лучше сказать, в нем найдутся отголоски и Шекспиру, и Шиллеру, и Байрону, и Пушкину, и Кюхельбекеру, и даже Пфейфелю, Глейму и Илличевскому. Но и в самих подражаниях у него есть что-то свое, хотя бы только то, что он самые разнородные стихи умеет спаять в стройное целое, а это не безделица. ..»
(В. Кюхельбекер, запись в дневнике от 1844 г.)
А. И. Герцен:
«…«Мцыри». Читайте его, чтобы узнать эту пламенную душу, которая рвется из своих оков, которая готова стать диким зверем, змеей, чтобы только быть свободной и жить вдали от людей. Читайте его роман «Герой нашего времени»… который является одним из наиболее поэтических романов в русской литературе. Изучайте по ним этого человека — ибо все это не что иное, как его исповедь, его признания, и какие признания! Какие грызущие душу терзания! Его герой он сам. И как он с ним поступил? Он посылает его на смерть в Персию, подобно тому как Онегин погибает в трясине русской жизни. Их судьба столь же ужасна, как судьба Пушкина и Лермонтова…»
(А. И. Герцен, «О развитии революционных идей в России»)
А. В. Дружинин:
«Во всей истории русской литературы, за исключением личности Пушкина, с каждым годом и с каждым новейшим исследованием становящейся ближе и ближе к сердцу нашему, мы не находим фигуры более симпатичной, чем фигура поэта Лермонтова. Загадочность, ее облекающая, еще сильнее приковывает к Лермонтову помыслы наши… <…>
Большая часть из современников Лермонтова, даже многие из лиц, связанных с ним родством и приязнью, — говорят о поэте как о существе желчном, угловатом, испорченном и предававшемся самым неизвинительным капризам, — но рядом с близорукими взглядами этих очевидцев идут отзывы другого рода, отзывы людей, гордившихся дружбой Лермонтова и выше всех других связей ценивших эту дружбу. По словам их,стоило только раз пробить ледяную оболочку, только раз проникнуть под личину суровости, родившейся в Лермонтове отчасти вследствие огорчений, отчасти просто через прихоть молодости, — для того, чтоб разгадать сокровища любви, таившиеся в этой богатой натуре.»
(А. В. Дружинин, статья «Сочинения Лермонтова», 1860 г.)
Ф. М. Достоевский:
«В самом деле, во всех стихах своих он мрачен, капризен, хочет говорить правду, но чаще лжет и сам знает об этом и мучается тем, что лжет, но чуть лишь он коснется народа, тут он светел и ясен. Он любит русского солдата, казака, он чтит народ. <…> Повторяю, остался бы Лермонтов жить, и мы бы имели великого поэта, тоже признавшего правду народную, а может быть, и истинного «печальника горя народного». Но это имя досталось Некрасову…»
(Ф. М. Достоевский, очерк «Пушкин, Лермонтов и Некрасов», журнал «Дневник писателя», декабрь 1877 г.)
Н. А. Котляревский:
«Лермонтов не завещал людям ничего, кроме тревожных, вечно красивых образов, в которых воплотилось неустанное стремление и борение человеческого духа. Изнурительная душевная борьба приводила к ряду вопросов, на которые не было устойчивого ответа… сила вся уходила на поиски… В том виде, в каком поэзия Лермонтова перед нами, она — неразрешенный душевный диссонанс…»
(Н. А. Котляревский, книга «М. Ю. Лермонтов. Личность поэта и его произведения», 1891 г.)
Д. Н. Овсянико-Куликовский:
«Едва ли можно сомневаться в том, что Лермонтов, по основному укладу психики, принадлежал к числу так называемых эгоцентрических натур. <…> …Не следует смешивать понятие «эгоцентризма» с понятием «эгоизма». <…>
Его поэтический гений, правда, созрел и дал обильные плоды, но далеко еще не обнаружил всего богатства своих сил. Миросозерцани поэта не вполне определилось. Лермонтов не нашел своего настоящего места в жизни и даже не жил… только играл жизнью, «баловался», растрачивая зря свои силы. <…> …Невольно напрашивается предположение, что период юношеского эгоцентризма затянулся у Лермонтова дольше, чем следует, и поэт умер, не успев выйти из этого периода.
Но, вникая в дело, мы убеждаемся в противном. Если обратимся к тем образным произведениям Лермонтова, которые относятся ко времени расцвета его дарования, то… станет ясно, что эти творения свидетельствуют о чрезвычайно ярком и стойком эгоцентризме — не возраста, а самой натуры их автора. Важнейшие образы, им созданные, от демона до Печорина, оказываются субъективными: в них Лермонтов воспроизвел себя самого или некоторые существенные стороны своей натуры, равно как и свои личные психологические отношения к обществу, к людям, к миру. »
(Д. Н. Овсянико-Куликовский, «М. Ю. Лермонтов: К столетию со дня рождения великого поэта», СПб, 1914 г.)
В. С. Соловьев:
«Произведения Лермонтова, так тесно связанные с его личной судьбой, кажутся мне особенно замечательными в одном отношении. Я вижу в Лермонтове прямого родоначальника того духовного настроения и того направления чувств и мыслей, а отчасти и действий, которые.. можно назвать «ницшеанством»… <…>
Лермонтов, несомненно, был гений, то есть человек, уже от рождения близкий к сверхчеловеку, получивший задатки для великого дела, способный, а следовательно, обязанный его исполнить. <…>
Во всех любовных темах Лермонтова главный интерес принадлежит не любви и не любимому, а любящему я, — во всех его любовных произведениях, остается нерастворенный осадок торжествующего, хотя бы и бессознательного, эгоизма. Я не говорю о тех только произведениях, где, как в «Демоне» и «Герое нашего времени», окончательное торжество эгоизма над неудачной попыткой любви есть намеренная тема. <…>
Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен был бороться, но которому скоро удалось… вызвать поэта лишь на идеализацию его. <…>
…Когда, после нескольких бесплодных попыток переменить жизненный путь, Лермонтов перестает бороться против демонических сил и находит окончательное решение жизненного вопроса в фатализме («Герой нашего времени» и «Валерик»). <…>
…Как высока была степень прирожденной гениальности Лермонтова, так же низка была его степень нравственного усовершенствования. Лермонтов ушел с бременем неисполненного долга — развить тот задаток великолепный и божественный, который он получил даром. Он был призван сообщить нам, своим потомкам, могучее движение вперед и вверх к истинному сверхчеловечеству, — но этого мы от него не получили. <…>
Облекая в красоту формы ложные мысли и чувства, он делал и делает еще их привлекательными для неопытных. .. Обличая ложь воспетого им демонизма… мы во всяком случае подрываем эту ложь…»
(очерк «Лермонтов», 1899 г. («Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева», том 8 (философские и другие сочинения последних годов), 1903 г.))
Н. Невзорова:
«Михаил Юрьевич Лермонтов является подражателем великому английскому поэму Байрону… <…>
Стихотворения Лермонтова по содержанию можно разделить на 3 группы. К 1-й относятся те, в которых слышится байроновское разочарование в людях и отчуждение от них («Ангел», «Дума»… и др.). Сюда же можно отнести и произведение «Демон», в котором добро ведет борьбу со злом. Здесь лучшие места: картины кавказских гор, роскошных долин Грузии и пр. Ко 2-й группе относятся те произведения, в которых выражается благотворное влияние красот природы на душу человека, теплое выражение сердечной нежности и, наконец, глубокое религиозное раздумье («Мцыри», «Когда волнуется желтеющая нива»… и др.). К 3-й группе можно отнести стихотворения, которые проникнуты благоговение к славе отечества, любовью к русской старине и вообще к родине («Два великана», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича. ..» и др.).
Из других произведений Лермонтова замечательны роман «Герой нашего времени» и драма «Маскарад». <…>
В стихе Лермонтова слились лучшие свойства стихов первоклассных наших поэтов: «пленительная сладость» Жуковского, сила и изящество стиха Пушкина. В некоторых стихотворениях язык его отличается «алмазной крепостью».»
(Н. Невзорова, статья «М. Ю. Лермонтов», «Сборник статей из образцовых произведений русской словесности…», 1906 г.)
Это была критика о творчестве М. Ю. Лермонтова: отзывы современников, критиков XIX в. о творческом пути великого поэта и прозаика.
Смотрите:
Все материалы по поэме «Демон»
Все материалы по творчеству Лермонтова
Биография Лермонтова — 16 презентаций
16 презентаций на тему «Биография Лермонтова». Для просмотра слайд-шоу наведите мышку на иконку презентации. Щёлкните по иконке, чтобы увидеть все слайды на одной странице.
краткое содержание презентаций
Биография М.
ЛермонтоваСлайдов: 29 Слов: 2329 Звуков: 0 Эффектов: 117
Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Род Лермонтовых восходит к средним векам и легендарен в своих истоках. Герб рода Лермонтовых. Отец. Мать. Бабушка. Детство. В 1817 году умерла мать Лермонтова, которую он помнил очень смутно. Тарханы, поместье, пренадлежавшее бабушке поэта. В доме постоянно жили мальчики. Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. Лермонтов был довольно болезненным мальчиком. В 1827г. бабушка везёт Лермонтова в Москву. Летом 1828 года Лермонтов написал свою первую поэму — «Черкесы». В 1828г. Лермонтов поступил в 4 класс пансиона. — Биография М.Лермонтова.ppt
Факты биографии Лермонтова
М.Ю.Лермонтов. Детские годы. Тарханы. Маленький Миша. Годы учения в Москве. Переезд в Петербург. Ссылка на Кавказ. Гвардейский полк. Дуэль с Барантом. Дуэль. Прах был перевезен в Тарханы. Автор презентации. — Факты биографии Лермонтова.ppt
Уход за захоронениями.
Краткая биография Лермонтова
Слайдов: 35 Слов: 1010 Звуков: 0 Эффектов: 84
М. Ю. Лермонтов. Основные этапы биографии. Детство. Семья Лермонтовых. Тарханы. Барский дом. Большой пруд. Беседка в дальнем саду. Беседка в парке. Мостик в парке. Гостиная. Гостиная. Кабинет М.Ю. Лермонтова. Комната М.Ю. Лермонтова. Комната Е.А. Арсеньевой. Комната Е.А. Арсеньевой. Столовая. Чайная. Чайная. Классная. Классная. Учёба в Москве. Любовь и свет. Переезд в Петербург. Слава. Ссылка на Кавказ. Возвращение в Петербург. Первая дуэль. Вторая дуэль. Памятник М. Ю. Лермонтову. Литературная жизнь Лермонтова (1828 — 1840). Два периода творчества. Основные мотивы. — Краткая биография Лермонтова.ppt
Краткая биография Михаила Лермонтова
Слайдов: 11 Слов: 971 Звуков: 0 Эффектов: 43
Михаил Юрьевич Лермонтов. Смерть поэта. Детство. Юность. Начало службы. Многочисленные стихотворения. Становление Лермонтова как поэта. Ссылка. Дуэль Лермонтова. Последняя дуэль. Спасибо за внимание. — Краткая биография Михаила Лермонтова.pptx
Краткая биография Михаила Юрьевича Лермонтова
Слайдов: 15 Слов: 853 Звуков: 5 Эффектов: 24
Михаил Юрьевич Лермонтов. Русский поэт. Появления рода Лермонтовых. Отец поэта. Мать писателя. Бабушка поэта. Художник. Рисунки Лермонтова. Герцог Лерма. Первая любовь поэта. Памятник Лермонтову в Тарханах. Краткая биография Михаила Юрьевича Лермонтова. Краткая биография Михаила Юрьевича Лермонтова. Краткая биография Михаила Юрьевича Лермонтова. Спасибо за внимание. — Краткая биография Михаила Юрьевича Лермонтова.pptx
Жизнь М.Лермонтова
Слайдов: 20 Слов: 1301 Звуков: 0 Эффектов: 0
М.Ю.Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Каменный трехэтажный дом. Мария Михайловна Лермонтова. Юрий Петрович Лермонтов. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Лермонтов в детстве. Тарханы. Вечерний луч. Памятник М. Ю. Лермонтову в Тарханах. Варвара Александровна Лопухина. Пушкин стрелялся с Дантесом. Преемник Пушкина. Смерть поэта. Стихотворение. Тучи. Про купца Калашникова. Ссылка на Кавказ. Памятник на месте дуэли Лермонтова. Слух. — Жизнь М.Лермонтова.pptx
Жизнь М.Ю.Лермонтова
Слайдов: 27 Слов: 857 Звуков: 0 Эффектов: 0
Чухряева Наталья Николаевна. М.Ю.Лермонтов 1814- 1841 «Высочайший Юноша Вселенной» Б.Ахмадулина. Краткая хроника жизни и творчества. 1814 3 октября. М.Ю.Лермонтов в детском возрасте. Неизвестный художник. 1817-1818. Усадебный дом Е.А.Арсеньевой, ныне Дом-музей М.Ю.Лермонтова в Тарханах. Первая публикация в печати (стихотворение «Весна»). Смерть отца. 1830 осень. Ты дал мне жизнь, но счастья не дал; Ты сам на свете был гоним… Ужасная судьба отца и сына — Жить розно и в разлуке умереть! М.Ю.Лермонтов в ментике лейб- гвардии гусарского полка.
Художник П.Е.Заболотский. 1837. М.Ю.Лермонтов в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. — Жизнь М.Ю.Лермонтова.pptxГоды жизни Лермонтова
Слайдов: 13 Слов: 669 Звуков: 0 Эффектов: 29
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841). Император Николай I увидел в Лермонтове прямого преемника Пушкина. Лермонтов много дней провёл в странствиях по Кавказу. Кавказ оказал могучее влияние на Лермонтова. В 1838 году родные добились разрешения на возвращение поэта из ссылки. После приезда в Петербург Лермонтов напечатал в журнале «Отечественные записки» стихотворение «Дума». О дуэли вскоре узнал начальник тайной полиции Бенкендорф, давно искавший повода для расправы с «вольнодумцем» . Лермонтов был арестован и передан военному суду. Барон де Барант. Лермонтова арестовали, а второго участника дуэли — Баранта не тронули. — Годы жизни Лермонтова.pptx
История жизни Лермонтова
Слайдов: 10 Слов: 1154 Звуков: 0 Эффектов: 0
Михаил Юрьевич Лермонтов. Родился в Москве. Бабушка. Многочисленные стихотворения. Ссылка. Роман «Герой нашего времени». Дуэль Лермонтова. Двухмесячный отпуск. Экспонаты дома-музея. Памятник. — История жизни Лермонтова.ppt
Кратко о жизни Лермонтова
Слайдов: 26 Слов: 568 Звуков: 0 Эффектов: 22
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841). Отец Лермонтова-. Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. Мария Михайловна. Семейное счастье продолжалось недолго. Бабушка Лермонтова-. Арсеньева переехала вместе с внуком в имение «Тарханы», Пензенской губернии. Здесь и прошло детство поэта. Имение «Тарханы». Одиночество маленького Миши. Поездка на Кавказ. В детстве Лермонтов часто болел. Первое чувство любви. Рисунки М.Ю.Лермонтова. Учёба в Москве. В 1828г. Лермонтов поселился с бабушкой в Москве и поступил в университетский Благородный пансион. Кумиры поэта. В Московском университете Лермонтов пробыл менее двух лет. — Кратко о жизни Лермонтова.pptx
Очерк жизни Лермонтова
Слайдов: 21 Слов: 1106 Звуков: 0 Эффектов: 0
Лермонтов. Обрусевшие предки Лермонтова вели свое происхождение от Георга Лермонта. Комната поэта. Отец, Юрий Петрович, пехотный капитан в отставке. Мать Лермонтова умерла. Бабушка Лермонтова. Первые учителя Лермонтова. Путешествия на Кавказ. Лермонтов поступил в Московский университетский Благородный пансион. Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург. Смерть поэта. Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка. Санаторий «Мцыри. Мцыри. Эти места воспел Лермонтов в поэме «Мцыри». В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества. — Очерк жизни Лермонтова.ppt
Факты из жизни Лермонтова
Слайдов: 15 Слов: 909 Звуков: 0 Эффектов: 3
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Ж н у т х и о о. Услышал — и забыл. Таблица. Внимание. М.Ю. Лермонтов. Лермонтов в расстёгнутом ментике. Дуэль Печорина с Грушницким. Факты из жизни Лермонтова. Основные темы лирики Лермонтова. Романтизм. Высочайший юноша вселенной. Составляющие листовки. Образец листовки. Спасибо за работу на уроке. — Факты из жизни Лермонтова.ppt
Жизненный путь Лермонтова
Слайдов: 20 Слов: 673 Звуков: 0 Эффектов: 0
Михаил Юрьевич Лермонтов. Детские годы. Высокий барский дом. М.Ю.Лермонтов в детстве. Домашнее образование. Мария Михайловна Лермонтова. Род Лермонтовых. Бабушка поэта. Смерть поэта. Мотив тоски. Жизненный путь Лермонтова. Анализ стихотворения. Теория литературы. Строфа. Милый край. Лирический герой. Памятник на месте дуэли Лермонтова. Памятник М. Ю. Лермонтову в Тарханах. Творческое задание. Домашнее задание. — Жизненный путь Лермонтова.ppt
Периоды жизни М.Ю.Лермонтова
Слайдов: 22 Слов: 934 Звуков: 0 Эффектов: 0
М.Ю.Лермонтов. Лермонтов. Герб рода Лермонтовых. М.Ю.Лермонтов родился в Москве. Родители. Тарханы. Бабушка. Памятник М.Ю.Лермонтову. Кавказ. Люблю я Кавказ. Лермонтова зачислили полупансионером. Студенческие годы. Стихотворение «Смерть поэта». Создаются «Демон» и «Мцыри». Ссылка на Кавказ. Пятигорск. Лермонтов возвращается на Кавказ. Место дуэли. Место первоначального захоронения Лермонтова. Гроб с прахом поэта был перевезён в село Тарханы. Памятник Лермонтову. При создании этой презентации использовались. — Периоды жизни М.Ю.Лермонтова.ppt
Жизненный путь М.Ю.Лермонтова
Слайдов: 15 Слов: 1407 Звуков: 0 Эффектов: 43
Михаил Юрьевич Лермонтов. Семья. Воспитание. Первая любовь. Шестнадцатилетний «отрок». На Кавказе. Жизненный путь М.Ю.Лермонтова. «Демон» и «Мцыри». Первая дуэль. Пятигорск. Дуэль. Жизненный путь М.Ю.Лермонтова. Страшный был зануда. Похороны. Жизненный путь М.Ю.Лермонтова. — Жизненный путь М.Ю.Лермонтова.ppt
Лермонтов на Кубани
Слайдов: 11 Слов: 675 Звуков: 0 Эффектов: 0
Лермонтов на Кубани. Неизвестные страницы жизни. Кавказ. Русский офицер. Лермонтовская Тамань. Лермонтов подъехал к Тамани ночью. Лермонтов пробыл в Тамани недолго. Январские дни. Дом-музей. Места. Дубовый листок. — Лермонтов на Кубани.ppt
Project MUSE — Становление Михаилом Лермонтовым: иронии романтического индивидуализма в николаевской России Дэвида Пауэлстока (рецензия)
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
РЕЗУЛЬТАТЫ 521 историографии (в форме Леопольда фон Ранке) на «открыто экспериментальный подход Пушкина к историческому письму, его католический диапазон источников и его интерес как к частному, так и к публичному измерению прошлого» (стр. 122). Михаил Гронас и Уильям Миллс Тодд III также вносят свой вклад в расширение пушкинского контекста, сосредоточив внимание на «субканонических» жанрах письма и литературной критики. Во всех этих очерках Пушкин не предстает ни невольной жертвой исторических сил, ни одиноким гением, единолично устанавливающим будущий ход русской литературы; скорее его деятельность основана на ряде вмешательств и переговоров с быстро развивающейся социальной средой. Четыре главы, составляющие вторую часть компаньона, посвящены «Пушкинской традиции». Возможно, руководствуясь заявлением Кана о том, что «возможно, он стал по-настоящему популярным писателем только в советский период» (стр. 6), Пушкин представлен в различных воплощениях двадцатого века; напротив, известные и формирующие реакции таких деятелей девятнадцатого века, как Достоевский, Григорьев или Писарев, рассматриваются лишь вскользь. Программная пьеса Бориса Гаспарова «Пушкин в музыке» справедливо избегает обсуждения адаптации с точки зрения верности, предпочитая видеть, как «внутреннее противоречие существует между словами и музыкой» (с. 169).) и что музыка может иллюстрировать поэзию «хотя бы в качестве отрицательного примера» (стр. 172). Резюме Роберта Хьюза о Пушкине в воображении русских эмигрантов между 1924 и 1937 годами изображает поэта в терминах пророчества и свободы, терминах, унаследованных от Серебряного века и прямо противоречащих советской канонизации его как «национального» поэта.
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Без файлов cookie ваш опыт может быть небезупречным.
Исследование места кораблекрушения Лермонтова
Исследование места кораблекрушения Лермонтова
Куст-рыба 20.05.2019 03:40:09
16 февраля 1986 года советский круизный лайнер MS «Михаил Лермонтов» затонул в проливе Мальборо в Новой Зеландии. Из 743 человек на борту был один пострадавший — инженер экипажа, которого так и не нашли. Тридцать три года спустя мы посещаем это место на нашем дистанционно управляемом аппарате Boxfish (ROV), чтобы проверить его возможности в области погружений на затонувшие объекты и в закрытых помещениях.
Наша база для поездки — близлежащий «Лермонтовский домик», которым управляет GoDive Marlborough. На окружающих вершинах было видно несколько других признаков цивилизации. Используя их дайв-бот под управлением Брента Макфаддена, мы причаливаем к непритязательному швартовному канату. План первого погружения состоит в том, чтобы найти и исследовать машинное отделение — большое открытое пространство, куда можно попасть через вентиляционное отверстие в верхней части корабля. Пока мы ждем, пока наш хост закончит нас пришвартовывать, мы настраиваем и выполняем проверки перед развертыванием. Шкипер счастлив, ROV запускается, и мы погружаемся в темные глубины.
На высоте 15 метров нас приветствуют обломки корабля — две призрачные шлюпбалки спасательных шлюпок. По мере того, как мы продолжаем спускаться, мы включаем свет, показывая колоссального Кингфиша, проплывающего мимо, когда перед нами появляется деревянная палуба. Мы начинаем исследовать беспорядок металла, который находим слева от нас, хотя мало что можно узнать, кроме искривленной лестницы — вероятно, из-за того, что верхние уровни корабля рухнули во время землетрясения несколько лет назад.
Мы обходим другую сторону бардака и находим пункт назначения, вентиляцию машинного отделения. Мы ныряем вниз и используем регулятор тангажа ROV, чтобы протиснуться под все еще приоткрытым люком в чернильную черноту. С включенным светом начинают появляться подиумы и лестницы, подвешенные под сбивающими с толку углами. Мы углубляемся в недра, минуя панели управления и огромные воздуховоды, а горстка любопытных таракихи следит за нашим продвижением. Мы продвигаемся дальше, наполовину ожидая обрыва троса, но этого так и не происходит. Мы начинаем медленно скользить над головками цилиндров, делая крупные планы каждой из них, когда пролетаем мимо. Удивительно, но детали все еще видны, отдельные болты и трубы торчат из-под слоя ржавчины, ила и растительности.
К тому моменту, когда мы перестаем следовать за своим носом и осматривать любой светильник или трубу, которые нас интересуют, мы полностью теряемся. Удобно, однако, что у нас есть неоново-зеленый трос, обозначающий наш путь внутрь. Мы разворачиваемся и идем по нему обратно в течение нескольких минут, пока зеленый мрак не встречает нас у вентиляционного люка. Мы ненадолго останавливаемся на краю, наматывая провисший трос на поверхности, чтобы убедиться, что правильно отстегнули себя, и выходим из люка. Непосредственно за люком, однако, есть загвоздка — трос имеет полный оборот вокруг свисающей вниз веревки с большим наростом на конце. Не в силах просто вытащить его, быстрый пируэт вокруг него освобождает нас. Мы возвращаемся на поверхность, довольные дистанцией проникновения и легко справляясь с первой загвоздкой.
После короткого интервала на поверхности, чтобы отрегулировать свет, мы направляемся к корме, сначала осматривая палубу лебедки, а затем палубу бассейна. Подлетаем ко входу в оранжерею, закрывающую бассейн, и пытаемся проникнуть в дверной проем. Мы добавляем 15-градусный крен, чтобы привести ROV к месту крушения, и используем широкоугольные навигационные камеры, чтобы вести себя прямо через середину дверного проема. Наша награда — призрачное зрелище, изумрудный свет, струящийся сквозь каждую неровную пору оранжереи. Мы направляемся вниз, чтобы быстро окунуться в бассейн, используя наши фонари, чтобы увидеть оригинальную синюю плитку на дне и по бокам. Вдалеке вырисовываются силуэты столов, за которыми посетители, несомненно, когда-то наслаждались лучами солнца. Когда прилив научился тянуть нашу привязь и не мог проникнуть дальше, мы возвращаемся по прогулочной палубе, по пути быстро заглядывая в кладовую. Дайверы с нами отмечают, как мало ила мы поднимаем при этом — дайвер, вошедший в это пространство, очень быстро уменьшил бы видимость до нуля.
В конце концов мы проходим через дверной проем, ведущий в общую зону. В центре комнаты спускаемся по лестнице в соседнюю шахту лифта. Двери шахты отсутствуют, открывая кабину лифта чуть ниже, с кабелями и электрическими панелями в изобилии, так и просящие сделать несколько снимков крупным планом. С четырьмя углами трения на тросе и без окружающего света мы используем возможность для некоторых тестов при слабом освещении и точном контроле. Довольные работой ROV после 40-метрового проникновения и 3-часового погружения, мы гоняемся за своим хвостом, чтобы пообедать и подзарядиться.
Пришло время следующего погружения. Мы блуждали к носу через «зимний сад», который был частью прогулочной палубы на миделе. В конце концов мы достигаем ряда арочных проходов вдоль левой стены. Окна превратились в череду зеленых фонарей, их заросшие края качаются на течении. Вся сцена кажется напоминающей какое-то древнее сооружение, давно затопленное. Только при ближайшем рассмотрении истина становится ясной: подушки и ножки старых столов свидетельствуют о том, что эти «арки» когда-то были полукруглыми сиденьями для будок.
Променад представляет собой слабо освещенную среду, где ничего, кроме пасмурного солнечного света, просачивающегося сквозь 18-метровую мутную воду и разбитые оконные стекла. Несмотря на это, камера продолжает работать превосходно. В нашей задней навигационной камере мы видим ярко-синий свет, пронизывающий нашу зеленую вселенную — двое наших дайверов встречаются с нами для быстрой фотосессии. Мы терпеливо принимаем позы и наблюдаем за жестами рук дайверов, прежде чем они возвращаются на поверхность.
Наша конечная остановка — зал Большого и прилегающие к нему районы. Заглянув в одно из его окон, мы направляемся по пустым столам и ножкам столов к танцполу в центре зала, откуда на нас выходит панорамный балкон уровня выше. Мы всплываем через щель, перелетая через балюстраду, но трос вскоре снова цепляется. Он втягивается в щель между двумя панелями балюстрады, а рост действует как односторонние шипы. После нескольких попыток грубой силы мы внимательно изучаем проблему. Вытягивание удалило большую часть роста; однако коряга находится в узком положении, и у нее мало места для маневра, чтобы вытянуть трос в правильном направлении. Мы используем ROV, чтобы вытолкнуть трос из щели, ловя трос легкой рукой. Это получается с первой попытки, и мы отправляемся исследовать уровень выше с другой точки входа.
Найдя более удобный вход, мы спускаемся вниз и садимся за барную стойку рядом с панорамным балконом. Быстро осмотревшись, мы сталкиваемся с нашим последним препятствием — цепляющийся трос и куски ковра, парящие с пола, засасываются двигателями. К тому времени, когда мы освободились, у ROV появились признаки заглохших двигателей, поэтому мы возвращаемся на поверхность. Общее время погружения составляет три часа, но батарея далеко не разряжена. При использовании обратного света во время этого погружения, вероятно, время погружения могло быть увеличено еще на один-два часа.
Исследования на поверхности обнаружили, что три из восьми двигателей настолько запутались в кусках ковра, что больше не вращаются; предел способности ROV компенсировать. На оставшихся пяти двигателях тоже есть куски ковра, но они продолжают крутиться. Когда мы бросаем швартовку и направляемся к берегу, мы уже придумываем методы и настройки, чтобы еще глубже проникнуть в будущие затонувшие корабли.
© Корпорация Технологии Системс. Посмотреть все статьи.
Изучение затонувшего корабля Лермонтова
/article/Exploring+The+Lermontov+Shipwreck/3386214/589450/article.html