Итоги аграрная реформа: Началась аграрная реформа П. А. Столыпина

Итоги аграрных реформ и их влияние на состояние сельского хозяйства Западной Беларуси (1921-1939 гг.)

Гресь Сергей Михайлович
Гродненский государственный медицинский университет
доцент, кандидат исторических наук

Аннотация
Данная статья представляет собой анализ экономической ситуации в Западной Беларуси за период с 1921 по 1939 гг. Работа подводит итоги аграрных преобразований на территории Западной Беларуси. Исследование включает в себя общие сведения о проведении политики осадничества, парцелляции, комасации, ликвидации сервитутов проводившихся польским правительством. В работе использованы исторические источники и архивные данные.

Ключевые слова: аграрные реформы, Комасация, крестьяне., осадничество, помещики, сельское хозяйство., сервитуты, хуторизация

Gres Sergei Mikhailovich
Grodno State Medical University
Associate Professor, Ph.D.

Abstract
This article is an analysis of the economic situation in Western Belarus for the period from 1921 to 1939.

Job sums up the agrarian reforms in Western Belarus. The study includes an overview of the implementation of policies association of allotments, farm, settler liquidation easements held by the Polish government. We used historical sources and archival data.

Библиографическая ссылка на статью:
Гресь С.М. Итоги аграрных реформ и их влияние на состояние сельского хозяйства Западной Беларуси (1921-1939 гг.) // История и археология. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2014/10/1227 (дата обращения: 26.11.2022).

Более 80% населения Западной Беларуси занималось сельским хозяйством. Крестьяне страдали от малоземелья, пережитков крепостничества (отработки, шарварки), тяжелых налогов, высоких цен на промышленные товары (спички, соль, керосин, табак) и низких цен на сельскохозяйственные продукты, задолженности банкам, самоуправства чиновников и полиции. На помещичье хозяйство в среднем приходилось около 500 га земли, на крестьянский двор – около 7 га; почти 55 тыс.

хозяйств имели надел меньше чем 1 га. Аграрные преобразования на территории Западной Беларуси должны были ответить на вопрос: насколько способно воссозданное государство справиться своими силами с проблемами, которые встали перед ним в это время. Аграрные реформы были необходимы для ликвидации пережитков феодализма в сельском хозяйстве страны.

Особенностью аграрных реформ, проводимых в Западной Беларуси во время польской оккупации, было то, что они проводились в условиях господства земельной собственности помещиков. Захватив в 1919-1920 гг. территорию Западной Беларуси, польские власти ликвидировали начатые советской властью преобразования.

В середине 30-х годов в руках 5987 помещичьих имений находилось 2,9 млн. га земли (55,21 % всей земли) [1, с. 21]. Ведущее место среди них занимали латифундии, площадью от 2 до 10 тыс. га. В то же время 334132 крестьянских дворов владели только 1957692 га (36,65 % всей земли), из их 56 % имели земли меньше чем 5 га [1, с. 22]. Таким образом, проводимые польскими властями аграрные реформы не только не давали результатов, а во многих случаях и ухудшали положение простого крестьянства.

Обеднение основной массы белорусского населения было вызвано еще и тем, что польские правительственные круги стремились ликвидировать белоруса как национальность. Поэтому основное количество земли отдавалась переселенцам из коренной Польши, или тем белорусам, которые придерживались католического вероисповедания. Безземельные и малоземельные крестьяне денежных средств не имели, поэтому не могли приобретать землю.

Политика осадничества в первой половине 20-ых годов предусматривала наделение землёй только участников советско-польской войны, прослуживших в армии не менее 4 месяцев. Среди населения Западной Беларуси таковых оказалось незначительное число. В результате надежды белорусов на получение земли так и остались надеждами. Обнищание местного населения приобрело угрожающие масштабы. Не находя работу в деревне, крестьяне вынуждены были уходить на работу в города, продавая свои небольшие наделы зажиточным сельчанам. Такое положение делало еще более сложной ситуацию в белорусской деревне.

Земля концентрировалась в руках богатой верхушки и неспособность польского руководства разрешить данную ситуацию вызывала сопротивление среди крестьян. Только после майского 1926 г. переворота и начала периода «санации» (оздоровления экономики) Ю. Пилсудский уравнял в праве получения земли бесплатно крестьян-белорусов, которые воевали в польской армии.

Политика осадничества использовалась польскими властями для укрепления своего влияние на оккупированных землях Западной Беларуси. Колонисты должны были стать тем элементом польской политики, который сумеет провести на этих землях ряд преобразований, которые окончательно ликвидируют отличие этой территории от коренной Польши. Кроме того, польский военный колонист одновременно являлся и полицейским на своей территории. Об этом в своей книге «Abyśmy mogli wybaczyć» говорит и А. Томчик. «Военные колонисты, которые появились около Скиделя в районе Лериполя и Саволевки, были наделены огнестрельным оружием для защиты своих колоний, а также должны были помогать полицейским в поддержании порядка».

Таким образом, автор хоть и косвенно автор подтверждает факт тесного сотрудничества военных осадников с полицией [2, с. 56].

Процесс насаждения осадничества был неравномерным. Если в первые послевоенные годы основное внимание уделялось распространению военных осадников, то по мере стабилизации экономической и политической обстановки в Речи Посполитой на первый план выдвигались гражданские. В результате проведения реформы на территории Западной Беларуси до декабря 1927 г. было поселено от 7,5 до 13 тысяч военных осадников [3, с. 162, 4, с. 11]. Общее же количество к сентябрю 1939 г. составило 18 932 человека гражданских осадников и свыше 15 тыс. военных [5, с. 112].

Частная парцелляция была использована помещиками для спекулятивной продажи земли. За межвоенный период они продали около 450 тыс. га, однако из-за высокой цены данной земли ее могли приобрести только купцы, предприниматели, чиновники, штатские колонисты. Крестьяне даже богатые могли купить только небольшие участки. После 30-х г. небольшие участки покупала и средняя прослойка крестьян. Однако преимущественное большинство простого населения, которое жило на этой земле, не могло ее приобрести. Цена 1 га земли варьировалась по цене от 600 до 700 злотых [6, с. 161-164]

В 1921-1926 гг. в Западной Беларуси ежегодно парцеллировалось до 25 тыс. га государственной земли и до 27 тыс. га по линии частной парцелляции. К 1934 г. распарцеллировано 597 тыс. га (20% площади крупной земельной собственности) [7, л. 154]. Такая аграрная реформа не удовлетворяла беднейшую часть крестьян, и они выступали против такого способа парцелляции.

Под прикрытием парцелляции помещики распродавали свои худшие земли по спекулятивно высоким ценам, недоступным для крестьянства. Такая частная парцелляция в народе называлась дикой. Налоговая политика правительства имела выразительно классовый характер. Колонисты платили за 1 га земли значительно меньше, чем малоземельные крестьяне. При взыскании налогов власти часто обращались к принудительным мерам.

Широко практиковалась продажа имущества должников из молотка. Общая задолженность крестьян Виленского и Новогрудского воеводств по налогам на 1 января 1934 г. составляла 197,1 млн. злотых, или в среднем 460 злотых на одно крестьянское хозяйство. Только в течение 1934 г. в этих воеводствах было проведено 30,7 тыс. экзекуций, из которых 11,9 тыс. сопровождались принудительной конфискацией имущества в населения [7, л. 8; л. 2-3]

На начало 30-х годов в трех западнобелорусских воеводствах насчитывалось 88,3 тыс. сельскохозяйственных рабочих. Связанные тяжелыми условиями найма, они находились в полной зависимости от землевладельцев. Нередко продолжительность рабочего дня достигала более 14 часов. Сельскохозяйственные рабочие, потеряв работу, не подлежали регистрации как безработные и никакой помощи не получали. В итоге колониальной политики польских властей и господства помещиков и буржуазии уровень жизни рабочих Западной Беларуси был намного ниже, чем в центральных и западных районах Польши и, как отмечалась в одном с отчетов Брестской финансовой палаты, «ниже предвоенного, который никогда тут не был высоким» [8, л.

6]. Всего за 1921–1925 гг. на землях Западной Беларуси было подверглось парцелляции 127409 га государственных и 134815 га помещичьих и общественных земель [9, с. 104]. После государственного переворота Ю. Пилсудского, в мае 1926 г., процесс парцелляции был фактически прекращён.

Проведение комасации было призвано стабилизировать ситуацию с чересполосицей путём сведение в один надел более мелких участков. Проводилась комасация согласно закону 1923 г. «О ликвидации чересполосицы крестьянских земель» и 1926 г. «О парцелляции, комасации и колонизации». Законы обязывали помещиков, которые имели больше 60 га земли в районах крупных городов или 160 га и более в другой местности, продавать участки земли по 15 га в Польше и по 26 га в Западной Беларуси. При проведении комасации преследовалась цель – укрепление слоя зажиточных крестьян как опоры польского правительства. Расходы на комасацию (удержание межевщиков, оплата специальных налогов, переселение на хутора) целиком ложились на крестьян.

Проведение комасации ускорилось в годы экономического кризиса 1929-30 гг. Как и вся аграрная реформа, комасация усиливала социальное разграничение западнобелорусской деревни. Итогом этой реформы должно было стать улучшение обработки почвы и повышение плодородия земель. Переселение на хутора было довольно сложным делом, а для беднейших хозяйств оно обычно заканчивалось экономической катастрофой. Только зажиточные крестьяне в итоге выходов на хутора и интенсификации хозяйства улучшили свое положение.

Еще одним направлением аграрных реформ польского правительства была ликвидация сервитутов. Сервитуты – это право пользования чужой собственностью, ограниченное в определенных отношениях [10, с. 292]. Данная реформа позиционировалась властями как очень выгодная для польского и белорусского крестьянства. Действительно ликвидация сервитутов содействовала уменьшению крестьянской чересполосицы, но одновременно они лишались права на выпасы животных. Продажа сервитутных угодий через банки вынуждала крестьян брать кредиты на покупку этих земель.

Вместе с тем необходимо признать, что сервитуты в значительной степени тормозили развитие капиталистических отношений в деревне.

Казалось бы, реформа носит прогрессивный характер и должна помочь развитию сельского хозяйства. Однако случилась так, что её проведение вызвало недовольство среди основной массы сельского населения, так как реформа проводилась в пользу помещиков и зажиточной части населения. Наибольшие потери были среди крестьян-бедняков, потому что они не имели денег на приобретение в собственность сервитутных земель. Как следствие эта группа крестьян выступала за сохранение своих прав на сервитуты, или за передачу этих земель им в собственность. В результате проведения реформы в Западной Беларуси пострадало свыше 115,1 тыс. крестьянских хозяйств [11, с. 157]. Общая площадь ликвидируемых сервитутов составила не менее 1,5 млн. га земли, взамен крестьяне получили только 200 тыс. га [11, с. 157].

Аграрные реформы в Речи Посполитой межвоенного времени оказали серьёзное влияние на западнобелорусские земли. Они содействовали укреплению некоторой части крестьянских хозяйств, расселению крестьян на хутора и как следствие ведению хозяйства фермерским способом. Показатели производительности сельского хозяйства в 1930-ые г. значительно выросли: урожайность зерновых достигла уровня Франции, а по многим культурам превысила показатели фермеров США. Отсутствие радикальных преобразований в аграрном секторе Западной Беларуси способствовала сохранению в крестьянских семьях традиционного уклада, рабочей морали, национальной культуры и белорусского языка. Но перенаселенная деревня не имела оттока свободных рабочих рук в промышленно развитые регионы Западной Беларуси, т.к. таковых фактически не было, поэтому в поисках работы крестьяне часто эмигрировали во Францию, Канаду и США.

Однако, несмотря на такие положительные моменты, общие итоги аграрных преобразований для белорусского крестьянина были не столь радужны. Основная масса крестьян не смогла улучшить своего материального положения. Насаждение в Западной Беларуси польских осадников, которым государство оказывало покровительство, не давало возможности эффективно развиваться местному крестьянину. Фактически в течение всего периода оккупации польские официальные власти не доверяли здешнему населению.

При проведении аграрных реформ основное внимание уделялось необходимости соблюдения интересов имущих сословий, а простое крестьянство довольствовалось тем, что было не нужно помещикам. Даже если рассматривать национальный состав колонистов, поселенных на западнобелорусских землях, то можно заметить, что по своей национальности 94% из них являлись поляками, или записывались ими. Так же следует сказать, что практически все осадники расселённые на данной территории смогли постепенно улучшать своё экономическое положение. Причём часть из них действительно эффективно вела свои хозяйства, а часть улучшала своё положение за счёт льготных кредитов. Для основной массы крестьян такие кредитные условия были не доступны. Слабая рентабельность сельского хозяйства в Западной Беларуси вынуждала корректировать курс преобразований. Польское правительство видело выход из этого положения в политическом перевороте, который был осуществлен в мае 1926 г. Пришедший к власти, Ю. Пилсудский в первую очередь заверил крупных землевладельцев, что изменений в их правовом положении не произойдет, а продолжение реформирования будет осуществляться за счет земельного фонда государства. Такая постановка вопроса успокоила большую часть военных колонистов, ведь они рассчитывали на пополнение своих земельных наделов.

В итоге земельных реформ 1920-30-х г. (парцелляции, ликвидации сервитутов, комасации, осадничества) земельные владения помещиков были значительно уменьшены, однако они по-прежнему оставались хозяевами экономического положения в деревне. Реформы содействовали укреплению части средних и крупных крестьянских хозяйств и обеднению основной массы деревенского населения.

Библиографический список

  1. Сорокин А.В. Аграрный вопрос в Западной Белоруссии (1920-1939гг.). Минск: Наука и техника. 1968. – 125 с.
  2. Tomcyk A. Abyśmy mogli wybaczyć. Warszawa: INNE. 2007. 263 s.
  3. Staniewicz W. O programe agrarnym w Polsce i jego wykonanie. Warszawa. 1928. 167 s.
  4. Кон Ф. Западная Белоруссия – колония панской Польши.  М.: издательство ЦК МОПР СССР. 1928. – 38 с.
  5. Грэсь С.М. Аграныя пераўтварэнні на тэрыторыі Заходняй Беларусі ў 1921-1939 гг. Гродна: ГрДМУ. 2012. – 202 с.
  6. Грэсь С.М. Падатковая палітыка польскіх ўлад ў сельскай гаспадарцы Гродзенскага павета Беластоцкага ваяводства ў 1921-1939 гг. Беларусь і суседзі: шляхі фарміравання дзяржаўнасці, міжнацыянальныя і міждзяржаўныя адносіны. Выпуск 1. Зборнік навуковых артыкулаў. – Гомель: ГДУ імя Ф.Скарыны, 2012. – 373 с.
  7. Государственный архив Брестской области в Бресте Ф. 1. Оп. 9. Д. 2216. Л.251
  8. Государственный архив Брестской области в Бресте Ф. 50. Оп. 1. Д. 1703. Л. 123
  9. Ormicki W. Zycie gospodarcze Kresow Wshodnich Rzeczypospolitej Polskiej. Krakow: Nakladem ksiegarni geograficnej ORBIS, 1929. – 308 s.
  10. Панюціч В. Сервітуты. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т 6. Кн. 1: Пузыны-Усая / Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.: Г.П. Пашкоў (галоўны рэд.) [і інш]. Мінск: БелЭН. 2001 – 591 с.
  11. Грэсь С.М. Ліквідацыя сервітута у заходнебеларускай вёсцы ў 1921-1939 гг. // Журнал Гродзенскага дзяржаўнага медыцынскага універсітэта. 2009. № 1. С. 154-157


Все статьи автора «Гресь Сергей Михайлович»

Земельная реформа

Столыпинская аграрная реформа проводилась в 47 губерниях европейской России, в том числе и Тамбовской, и представляла комплекс последовательно проводимых и связанных между собой мероприятий. Реформа включала право крестьян укрепить в собственность свою надельную землю, переход к хуторам, использование кооперации, введение трёхступенчатого сельскохозяйственного образования, организацию дешёвого кредита для крестьян, переселенческую политику, образование земледельческой партии, которая реально представляла бы интересы мелкого землевладельца.
Земельная реформа — это исторический поворот от политики поддержки общинного устройства деревни к созданию слоя крестьян-собственников. К маю 1915 года более 94 тысяч тамбовских крестьян (24% домохозяев-общинников) укрепили в личную собственность около 386 тыс. десятин надельной земли.
Тамбовские уездные и губернская землеустроительные комиссии в 1907-1916 годах провели работы по устройству для почти 100 тысяч дворов общей площадью 629 тысяч десятин, в т. ч. выделы отрубов на площади около 96 тысяч десятин. В процесс единоличного землеустройства были вовлечены 826 сельских обществ, из которых 163 разверстались на отруба и хутора. За это время свыше 25 тысяч крестьянских дворов перешли к участковой форме землевладения, главным образом путем выделов участков отдельным домохозяевам Фонд общинных надельных земель сократился на 168 тыс. десятин. Важная роль при проведении землеустройства отводилась Тамбовскому отделению Крестьянского банка, на землях которого к 1914 году находилось около 25% всех хуторов и отрубов. Землеустроительные комиссии занимались также продажей и сдачей в аренду крестьянам казённых оброчных статей.
Тамбовская губерния занимала место в десятке лидеров переселенчества. Пик миграций пришелся на 1908—1909 годы. Общее количество переселенцев составило около 108 тысяч, главным образом из Тамбовского, Усманского, Борисоглебского, Липецкого, Козловского и Лебедянского уездов. Их поток шел преимущественно в Томскую губернию, меньше — в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Основную массу переселенцев составили малоземельные и безземельные крестьяне. Около 27 тысяч (25%) не смогли закрепиться на новых местах и вернулись на родину.
Проведение в жизнь новой аграрной политики нуждалось в государственной поддержке, которую оказывали центральные и местные власти. Для ускорения земельной реформы в 1909 году были проведены съезды землеустроителей в Тамбове, Липецке, селе Сасово Елатомского уезда (ныне город Рязанской области). Развивалась агрономическая помощь крестьянским хозяйствам. Были созданы показательные участки, устроены курсы, проведены лекции для крестьян-единоличников, организованы прокатные и зерноочистительные пункты. В пропаганду и финансирование этих мер включилось земство. К 1915 году уездные земства организовали 62 агроучастка. Если в 1909 году в тамбовской деревне были всего 4 агронома, то в 1915 их стало 66. Шло становление кооперации. В итоге произошли позитивные сдвиги в развитии крестьянского хозяйства. Увеличились посевы кормовых трав, расширилось применение удобрений, вырос спрос на сельскохозяйственные машины.
Столыпинское землеустройство нарушало интересы крестьян, оставшихся в общине и терявших наиболее плодородные и удобные земли, луга и пастбища. Оно встретило сопротивление общинников и привело к конфликтам в деревне. 47% выступлений тамбовских крестьян за 1906-1916 годы были связаны с землеустроительными работами. Самым крупным было выступление крестьян села Волотово Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне Лебедянского района Липецкой области) в 1910 году.
Итоги столыпинской аграрной реформы противоречивы. Несомненны сдвиги в поземельных отношениях, в агротехническом прогрессе, росте производства сельскохозяйственных культур. Однако реформа не решила вопрос о земле. Сохранились помещичье землевладение и аграрное перенаселение, усилились социальные противоречия внутри крестьянства. Общинные устои тамбовского села оказались весьма крепки, уравнительные настроения по-прежнему преобладали. К началу 1917 года переселилось на хутора всего 976 человек. С началом первой мировой войны ход землеустройства в Тамбовской губернии замедлился, а после ликвидации Временным правительством землеустроительных комиссий и вовсе прекратился.

Понимание важности аграрной реформы

По Wilder Robles
Март 2017 г.
Версия для печати

Что вам нужно знать

Несмотря на быстрый экономический рост, впечатляющий технологический прогресс, расширение образовательных ресурсов, более тесную интеграцию в мировую торговлю и значительную иностранную помощь в течение последних семи десятилетий, систематическая глобальная бедность продолжал сохраняться. В настоящее время около 1 миллиарда человек во всем мире живут менее чем на 1,25 доллара США в день. Из них от 700 до 800 миллионов человек живут в сельской местности. Это крестьяне, ведущие натуральное хозяйство, пастухи, рыбаки, сезонные рабочие, ремесленники и представители коренных народов, которые изо дня в день борются за удовлетворение своих основных потребностей. Безземелье является основным источником сельской бедности, и эта проблема является наследием колониализма. Так обстоит дело, например, в Бразилии, где 1% землевладельцев контролирует более 45% всех доступных сельскохозяйственных угодий, более 20 миллионов сельских жителей живут в условиях крайней нищеты, а более 4 миллионов семей не имеют земли.

Почему это исследование важно

После первого десятилетия двадцать первого века сохранение масштабной сельской бедности является одной из самых серьезных проблем, стоящих перед человечеством. Сельская бедность глубока, широко распространена и с трудом поддается смягчению. Распространенность системной сельской бедности не только наносит огромный социально-экономический ущерб всем обществам, но и способствует ухудшению состояния окружающей среды. Нищета и голод вынуждают сельскую бедноту истощать земельные и лесные ресурсы. Если безземелье не будет исправлено, сельская беднота, скорее всего, останется бедной большую часть своей жизни, передаст свою бедность своим детям и внукам и умрет от легко предотвратимых болезней. Таким образом, крайне важно изучить факторы, процессы и последствия системного безземелья, чтобы предоставить политикам и заинтересованным сторонам сообщества основанные на фактах ответы на безземелье.

В случае Бразилии движения безземельных крестьян, особенно Movimento dos Trabalhadores Rurais Sem Terra, или Движение безземельных сельских рабочих (MST), сыграли решающую роль в продвижении аграрной реформы. MST энергично оспаривает несправедливую концентрацию земли в руках немногих. Он эффективно практиковал политику захвата земли, чтобы получить доступ к земле. Он также активно культивировал политику сельскохозяйственного кооперативизма, чтобы сделать полученные земли продуктивными и устойчивыми. Однако процессы захвата земли и создания кооперативов часто были сложными, конфликтными и, в некоторых случаях, вызывали разногласия.

Как проводилось исследование

Основная цель исследования заключалась в изучении взаимодействия крестьянской мобилизации, аграрной реформы и создания кооперативов в Бразилии с 1985 по 2015 год. SRL) теоретический подход, подтвержденный шестью годами полевых исследований в трех бразильских штатах. Полевые исследования имели решающее значение для сбора данных и поиска ответов на вопросы о том, «почему» и «как» крестьянская мобилизация, аграрная реформа и создание кооперативов развивались за последние три десятилетия. В ходе исследования было собрано в общей сложности 480 часов записанных на пленку интервью с учеными, крестьянами, студентами, рабочими, государственными чиновниками, церковными лидерами и членами кооперативов. В исследовании намеренно избегали сбора данных с помощью письменных анкет из-за высокого уровня неграмотности среди безземельных крестьян. Интервью не были четко структурированы, потому что такой формат не знаком и не удобен для большинства бразильских крестьян. Безземельные крестьяне имеют сильную устную традицию. Интервью носили более свободный, свободный формат и иногда длились несколько часов. Особенно это касалось групповых интервью.

Что обнаружил исследователь

Во-первых, аграрная реформа оказала ограниченное влияние на неравенство земли и бедность в сельской местности; во-вторых, согласованная крестьянская мобилизация имеет основополагающее значение для преодоления безземелья; в-третьих, воспитание культуры сотрудничества и культуры солидарности жизненно важно для обеспечения жизнеспособности кооперативов; в-четвертых, формирование кооперативов по своей сути является политическим и конфликтным процессом; в-пятых, межличностные и групповые конфликты препятствуют формированию сотрудничества; в-шестых, включение принципов управления конфликтами в кооперативное формирование необходимо для преодоления внутренних конфликтов; и в-седьмых, государство должно играть важную роль в поддержке аграрной реформы, обеспечивая доступ к финансовым, образовательным, технологическим и человеческим ресурсам.

Как можно использовать это исследование

Это исследование внесло значительный вклад в исследовательскую литературу по аграрной реформе, крестьянским движениям и сельскохозяйственным кооперативам в развитых и развивающихся странах. Он также помогал местным органам власти и крестьянским организациям в разработке политики и программ, направленных на борьбу с бедностью в сельской местности во всех ее формах.

Уроки и опыт, извлеченные из этого исследования, будут переданы общинам аборигенов Северной Манитобы в их стремлении к продовольственной безопасности/суверенитету.

Это исследование финансировалось Канадским агентством международного развития (CIDA) в рамках программы Студенты за развитие .

Об исследователе

Уайлдер Роблес, доктор философии.

[email protected]

Доктор Уайлдер Роблес — канадский ученый перуанского происхождения, получивший образование в Бразилии, США и Канаде. У него богатый межкультурный опыт и страсть к преподаванию глобальных вопросов социального развития с упором на крестьян и коренные народы. Он ярый сторонник международного образования и очень любит иностранных студентов. Доктор Роблес также является одаренным учителем: он получил две престижные награды за выдающиеся достижения в области преподавания от Университета Манитобы и Ассоциации домоводов Манитобы.

Ключевые слова

  • аграрная реформа
  • сельскохозяйственные кооперативы
  • крестьянские движения
  • сельская бедность

Публикации, основанные на исследованиях


Robles, W., & Veltmey0er (Robles, W., & Veltmey0er). Политика аграрной реформы в Бразилии: Движение безземельных сельских рабочих . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.

Редактор: Кристиан Рэмзи

Исследования в Университете Брэндона проводятся в соответствии с комплексной политикой, разработанной для защиты этики, обеспечения академической честности, защиты благополучия людей и животных и предотвращения конфликта интересов.

Ирак – влияние аграрной реформы

Ирак Содержание

Одно из самых значительных достижений фундаментально Городской революционный режим Абд аль-Карима Касима (1958-63) был провозглашение и частичное осуществление радикальной аграрной реформы программа. Масштабы программы и острая нехватка административный персонал для его реализации в сочетании с политической борьбой в режиме Касима и его преемниках, ограничили непосредственное влияние программы до стадии экспроприации. Крупнейшие поместья были легко конфисковывались, но распространение задерживалось из-за административных проблемы и истощенный, засоленный характер большей части земли экспроприирован. Более того, помещики могли выбирать лучшие из земель для сохранить для себя.

Воздействие реформ на жизнь сельских масс может только можно предположить на основе неопределенной официальной статистики и редких наблюдения и отчеты посторонних лиц, таких как должностные лица Соединенных Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО). Развитие кооперативы, особенно в качестве агентов по сбыту, были одним из из наиболее очевидных сбоев программы, хотя единичные случаи успеха появился. В некоторых из этих случаев традиционные старейшины были мобилизованы на должности директоров кооперативов, а бывшие сиркалс , лидеры кланов, выполнявшие функции старшин у шейхов, могли принести практическое знание местных потребностей и методов орошения для кооператив.

Продолжающееся обнищание сельских масс было очевидным, однако в условиях огромной миграции, продолжавшейся в 1960-е гг., 1970-х и в 1980-е годы из сельских районов в городские. Согласно Министерство планирования, средний уровень внутренней миграции из сельская местность увеличена с 19600 в год в середине 1950-х до 40 000 в год. год в период с 1958 по 1962 год. Исследование 110 деревень в Ниневии и Вавилонские мухафазы пришли к выводу, что депрессивные сельские условия и другие переменные, а не возможности трудоустройства в современном секторе. составляли большую часть миграции.

Мало кто сомневался, что эта массовая миграция и земля реформа сократила количество безземельных крестьян. Самый последний исчерпывающая статистика владения и пользования, доступная до начала войны вне — Сельскохозяйственная перепись 1971 — укажите общую площадь сельскохозяйственных угодий (вероятно, означает обрабатываемую землю, а не обрабатываемую землю) на уровне более 5,7 млн га, из которых более 98,2% принадлежало «гражданские лица». Около 30 процентов этого было распределено в рамках аграрной реформы. Средний размер владений составлял около 9,7 га; но 60 процентов владений были меньше 7,5 га, что составляет менее 14 процентов от общей площади. В другой конец шкалы, 0,2 процента владений составляли 250 га или больше, что составляет более 14 процентов от общего числа. Пятьдесят два процент от общего количества был в собственности, 41 процент был обработан под арендных договоров, 4,8 процента работали скваттерами, и только 0,6 процента процент был поделен. Статус остальных 1,6 процента был неуверенный. На основе ограниченной статистики, опубликованной правительством в 1985, количество земли, распределенной с момента создания программа реформ составила 2 271 250 га.

Политическая нестабильность в 1960-е годы мешала реализации программы аграрной реформы, но после захвата власти в 1968 г. режим Баас предпринял значительные усилия для его возобновления. Закон 117 (1970 г.) дополнительно ограничил максимальный размер владения, ликвидировал компенсация землевладельцу и отменены выплаты бенефициаров, тем самым признавая крайность крестьянской задолженности и бедности.

Реформа создала большое количество мелких хозяйств. Учитывая опыт подобных работ в других странах, иностранные наблюдатели предполагалось, что в деревне возникло новое расслоение, характеризуется подъемом среднего крестьянства, которое прямо или благодаря своему лидерству в кооперативах контролируют большую часть сельскохозяйственная техника и ее использование. Членство в правящей партии Баас является дополнительным средством обеспечения доступа и контроля над такими Ресурсы. До войны казалось, что у партии мало корней в сельской местности, но после восхождения Саддама Хусейна на пост президента в 1979 были предприняты решительные усилия для наведения мостов между партией кадров в столице и провинции. Примечательно, что практически все партийные работники выдвинулись во второй эшелон власти. руководство на партийном съезде 1982 г. отличилось мобилизация партийной поддержки в провинции.

Еще до войны миграция представляла серьезную угрозу трудовым дефицит. В 1980-х, когда война заставляла целые сообщества искать убежище в столице, эта нехватка усугублялась и особенно серьезно в районах с интенсивным использованием механизированных сельскохозяйственные приемы. Правительство попыталось компенсировать этот дефицит за счет импорта проектов «под ключ» с иностранными специалистами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *