Крещение Руси – кратко самое главное и дата дня крещения князем Владимиром
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 2860.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 2860.
Крещение Руси имело огромное значение в отечественной истории. На смену языческим верованиям пришла общегосударственная единая религия. Принятие христианства от Византии предопределило будущий путь развития России в качестве крупнейшего оплота православия.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Язычество Древней Руси
Перед принятием христианства славяне были язычниками. Каждое племя поклонялось своему богу, считающимся его защитником и покровителем. Выделялись и общеславянские божества.
Самыми значимыми в Древней Руси были:
По мере усиления княжеской власти возникала необходимость централизации государства. Пестрота языческих верований ослабляла Древнюю Русь, препятствовала слиянию племен в единый этнос.
Первая попытка создания общегосударственной религии была предпринята в правление Владимира Святославовича. После победы над всеми противниками и утверждения на великокняжеском престоле Владимир повелел установить в Киеве идолы главных славянских богов, так называемый пантеон богов.
Рис. 1. Реконструкция капища Перуна на острове Перынь.Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Киевляне приносили божествам жертвы, в том числе человеческие.
Поиск новой религии
Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.
Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга, бабушка князя. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.
К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии.
Доклад посланников содержал такие сведения:
- мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
- католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
- православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.
Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.
Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные политические причины:
- огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
- давние торговые и дипломатические контакты;
- могущество Византийской империи.
Крещение князя Владимира
Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 987 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь (Херсонес Таврический).
“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.
Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.
Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.
Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.
Крещение Руси
Кратко самое главное о крещении Руси сводится к следующим пунктам:
- Общепризнанной датой крещения Руси считается 988 год.
- Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов.
- Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло достаточно мирно.
- Владимир активно занимался распространением новой религии. На месте языческого капища в Киеве он поставил церковь Святого Василия. По всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники.
Перуна подвергли “наказанию”: бросили статую в реку и не давали пристать к берегу до самых днепровских порогов (т. е. до границ Русской земли).
Значение и результаты крещения Руси
Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура.
Рис. 3. Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.Летописи дают возможность проследить, как происходило крещение на всей территории Руси. Между язычниками и христианскими проповедниками возникали вооруженные конфликты. Священники были вынуждены приспосабливаться к местным условиям. В результате слияния с язычеством на Руси сложилась оригинальная форма христианства – русское православие. В истории России наметился особый путь развития.
Что мы узнали?
К концу X века в Киевской Руси сложились все предпосылки для принятия общегосударственной религии. В 988 г. состоялось крещение Руси по византийскому образцу. Влияние крещения Руси на дальнейшую историю России трудно переоценить. После завоевания Константинополя турками в 1453 г. Россия стала мировым центром православия, что позволило ей решительнее заявлять о своих имперских правах.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Ольга Устимова
10/10
Михаил Голубятников
10/10
Grigory Shokotko
10/10
Валерий Варначев
10/10
Раиса-Ильинична Бабенкова
10/10
Ирина Матюшкина
10/10София Романова
9/10
Ирина Власенко
8/10
Галина Смотрова
9/10
Дом-Культуры Новольвовск
10/10
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 2860.
А какая ваша оценка?
Раритеты Президентской библиотеки о крещении Руси, определившем духовный путь Отечества
28 июля 2018 года отмечается 1030-летие крещения Руси и 1003-летие преставления равноапостольного великого князя Владимира, память которого свято чтит Церковь и все, приверженные православию. В фонде Президентской библиотеки собрано множество материалов, посвящённых этому важному событию. Среди них электронные версии изданий разных лет, научные работы, видеолекции и радиопередачи. Они освещают крещение Руси как исторический факт, раскрывая при этом личность Владимира Красно Солнышко, мотивацию выбора государственной религии и последствия этого решения для укрепления и развития государства.
«Велика и всякими богатствами обильна наша матушка-Русь святая! – читаем в книге Н. Фреймана «Рассказы сельского учителя; Начало Руси» (1894). – Сколько городов богатых в ней настроено, сколько храмов божьих!.. Дивится на нее весь мир, и ни один царь не дерзнет идти против Русского Царя, страшась его силы и могущества! А то ли было лет 1800 назад? Нет, не то было в те поры! <…> В тех местах, где теперь храмы Божии благолепием сияют… там в те поры проливалась кровь человеческая и славились боги языческие».
Впрочем, выросший в период язычества Владимир не был его убеждённым приверженцем. «Можно смело сказать, что оно не удовлетворяло умного князя, и твёрдого убеждения в идолослужении у него не было, – пишет Н. Марков в историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Святой» (1888), – Киев, имевший в своём населении в то время уже несколько христианских храмов, мало-помалу отвыкал от старинного язычества». Но до принятия христианства как основной религии в государстве было ещё далеко.
Укрепление государства, однако, требовало принятия единой веры, нужно было только не ошибиться с выбором. И Владимир начинает изучать четыре господствующие религии, чтобы выбрать из них одну для матушки-Руси.
Между тем славяне к тому времени уже были знакомы с христианством. Считается, что учение Христа принёс на русскую землю святой апостол Андрей Первозванный: «Поплыл он по реке дальше к горам – на то место, где теперь стоит город Киев… Встал Апостол утром и сказал своим ученикам: „Видите ли горы эти? На сих горах явится благодать Божия: будет здесь город великий. По Божией воле многие церкви здесь постановятся“. После этих слов Апостол взошёл на горы и благословил их. Потом поставил на них крест», – читаем в книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888). Свою просветительскую деятельность на территории Руси начинали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, христианскую веру приняли киевские князья варяго-руссы Аскольд и Дир, а позже и православная святая княгиня Ольга, бабушка Владимира Красно Солнышко. О продвижении веры в среду славянских народов пишет К. Бестужев-Рюмин в сочинении «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910).
Подробно выбор Владимиром веры и крещение Руси описывается в «Повести временных лет», прокомментированной А. А. Шахматовым и напечатанной в 1916 году, в рукописном курсе лекций «Древняя русская история» О. В. Ключевского, опубликованных в 1885 году, и ещё в целом ряде изданий из электронного фонда Президентской библиотеки. Если верить летописям, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. К тому же ещё до крещения Руси многие жители Киева уже приняли христианство.
В 1914 году типография Святейшего Синода, которая находилась в здании, где сейчас располагается Президентская библиотека, выпустила издание «Святой равноапостольный князь Владимир». Из него мы, в частности, можем узнать, что посланцам князя Владимира не понравились богослужения у болгар и немцев, в отличие от православного: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле; потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает, и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не захочет уже после этого вкушать горького. Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться». Таким образом, духовный путь России был определён.
Датой крещения Киевской Руси считается 988 год, когда в Корсуни принял обряд освящения водой и новую веру князь Владимир. В раритетной книге Ивана Некрасова «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888) повествуется, как всё происходило: «Я крещусь. Я прежде этого времени испытал ваш закон. Мне ваша вера нравится, о ней мне рассказывали люди, ходившие к вам из Киева от меня и от моего народа».
Как и многие другие реформы, крещение Руси было воспринято недоверчиво. «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на книжное учение, как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему несчастием», – написано в книге К. Н. Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910). В народе языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков, но результат мессианского подвига Владимира всё же принёс неоспоримые плоды: Россия стала с успехом развиваться как православная страна.
Кардинальный разворот от язычества к христианству стал наиважнейшим событием в жизни славянского народа. Здесь можно привести слова священника В. П. Некрасова из речи «К девятисотлетию крещения Руси», которую он произнёс в 1888 году на заседании Совета Виленского православного свято-духовского братства: «Оно явилось духовным рождением страны, оно положило в основу тогдашней России новые начала, с нею началось усвоение и воплощение в жизни русского народа тех высочайших истин, которые принесены с неба Спасителем и которые полагают в жизни каждого народа основание христианской гражданственности».
Москва и Киев празднуют Крещение Руси, но отдельно
Напряженность между Москвой и Киевом сохраняется из-за конфликта с Украиной и попыток украинских православных получить автокефалию. Отдельные церемонии для православных Филарета и для греко-католиков Святослава Шевчука.
01.08.2018
Владимир Розанский
28 июля состоялось торжественное празднование 1030-летия Крещения Киевской Руси, исторической родины русских, украинцев и белорусов.
Кульминация торжества была достигнута на Соборной площади Москвы в самом сердце Кремля под председательством патриарха Кирилла (Гунджаева), претендующего на первородство в наследии древнего князя Владимира.
Российский Патриарх выразил сожаление по поводу того, что не может отпраздновать годовщину в Киево-Печерской Лавре, как он это делал каждый год с момента своего избрания в 2009 году до 2014 года, когда конфликт с порошенковской Украиной запер двери в древнюю столицу Руси.
В Киеве на торжествах с участием более 250 тысяч человек председательствовал митрополит Онуфрий (Березовский), глава Православной церкви, связанной с Москвой, но вскоре получивший автокефалию от Константинопольского Патриархата.
В связи с этим русские утверждают, что предотвратили уступку Томоса об автономии после недавних переговоров с эмиссарами Вселенского Патриарха Варфоломея (Архонтониса).
Украинские источники, наоборот, настаивают на наличии уверенности в том, что Варфоломей собирается огласить каноническое решение в пользу независимости Киева от Москвы, и что большинство других Православных Церквей поддержат его.
Москва вытеснила Киев в пятнадцатом веке, после длительного подчинения «татарскому игу», стершему с лица земли древнюю столицу; напротив, Московское княжество зародилось и процветало благодаря своим делам с монголами.
С возрождением Киева в 1600-х годах и началом украинских восстаний против поляков дуализм между двумя столицами восточнославянского православия был восстановлен, вернувшись сегодня к исходной точке.
Для дальнейшего укрепления своего положения Кирилл пригласил еще одного из исторических патриархов византийского православия Феодора II Александрийского (Хорефтакиса), чей титул носит не более чем формальный характер; в Египте господствует Коптская церковь во главе с другим Феодором II — Тавадросом (Солиманом).
Грек Феодор — давний друг Кирилла, учился в России, а также представляет Российский экзархат в Египте. Таким образом Московский Патриархат хотел послать сигнал Константинополю, заявив о связи с традиционными патриархами православного пентарха первых веков (Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим), заручившись также поддержкой Папы Римского. Франциска с недавними визитами различных русских делегаций в Рим.
Впервые торжественная литургия была отслужена прямо на исторической площади в центре Кремля, за пределами Успенского собора, чтобы собрать как можно больше верующих. Присутствовали Президент России Владимир Путин и представители многих других Православных Церквей. Патриарх Кирилл назвал крещение 988 года «основополагающим событием всей русской истории».
Отвечая на все большее распространение в современной России различных неоязыческих влияний, Кирилл вспоминал, что «все до Крещения погружается во тьму и известно нам лишь по крупицам. В бассейне Днепра родился новый народ, новой цивилизации, с таким творческим порывом, что новорожденная Русь, таким образом, расширилась, достигнув шестой части земель мира».
Таким образом, патриарх предполагает, что наследие Москвы было уже заложено в первоначальном призвании Киевской Руси, известной в летописях за столетие до Крещения как земля языческого Роса, угрожавшего Византийской империи.
Эту же дату праздновали и другие Украинские Церкви, такие как неканонический Патриархат Филарета (Денисенко), под названием «Крещение Руси-Украины» (даже если термин «Украина» стал употребляться только в конце 18 века).
Украинская греко-католическая церковь во главе с архиепископом Святославом Шевчуком (верующие которого также называют своего духовного лидера «патриархом»), в свою очередь, совершила Крещение в те же дни, подтвердив преемственность «униатства» с вся история восточнославянского христианства. —Asia News
ПЦА представлена на 1030-летии Крещения Руси в Киеве – Православие в Америке
Перейти к содержаниюПредыдущий Следующий
- Посмотреть увеличенное изображение
Изначально эта запись была опубликована на сайте
Митрополит Онуфрий приветствует о. Даниил Андреюк.По благословению Блаженнейшего Митрополита Тихона представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате протоиерей Даниил Андреюк был в числе тех, кто принял участие в праздновании 1030-летия Крещения Киевской Руси на минувшей неделе июля 2018 года.
Отец Даниил присоединился к представителям 12 автокефальных Православных Церквей мира на торжестве, которое началось в пятницу, 27 июля, благодарственным молебном на Владимирской горке в Киеве под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. .
Фр. Даниил (крайний справа) на Владимирской горке.«Крестный ход под предводительством митрополита Онуфрия — пешком около шести километров — направился к Печерскому монастырю, — сообщил отец Даниил. «Примерно 250 000 участников, это шествие было самым масштабным за последние годы».
Митрополит Онуфрий также возглавил богослужение на площади перед Успенским собором Печерского монастыря, где в субботу, 28 июля, также сослужил Божественную литургию с иерархами Украинской Православной Церкви, приглашенными иерархами , а также представители Церквей Александрии, Иерусалима, России, Грузии, Сербии, Румынии, Болгарии, Кипра, Албании, Польши, Чехии и Словакии, Америки.
г. По окончании Божественной литургии митрополит Онуфрий призвал верующих оставаться «верными чадами святого Владимира», принесшего православие в Киевскую Русь в 988 г. н.э.
«Очень чувствовалось единство и поддержка митрополита Онуфрия, — заметил отец Даниил, передавший приветствие от имени митрополита Тихона и Православной Церкви в Америке. Аналогичные поздравления по этому случаю были направлены Святейшему Патриарху Московскому Кириллу. Тексты обоих приветствий приведены ниже.
Приветствие Блаженнейшего Митрополита Тихона
Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию
1030-летие Крещения Руси
25 июля 2018
Ваше Блаженство, Возлюбленный Брат во Христе:
Это Встречайте и правильно, что 1030-летие Крещения Руси празднуется в Киеве и в день, когда Святая Церковь празднует Святого Владимира, Великого Князя Киевского и Равноапостольного.
Митрополит Онуфрий прибывает на субботнюю Божественную литургию.Выбор святого Владимира привел ко Христу миллионы людей. То, что было Киевской Русью в 988 году, в 2018 году — это огромная территория трех суверенных государств — Украины, Белоруссии и России. Хотя эти страны имеют разные культуры, политические и социальные условия и текущие проблемы, они разделяют общее духовное и культурное наследие.
Празднование дня святого Владимира и Крещения Руси в Киеве имеет особое историческое значение, поскольку именно в Киеве произошло Крещение Руси и был открыт путь к православной христианской вере для миллионов мужчин и женщин из поколения в поколение .
От имени Священного Синода и духовенства, монашествующих и мирян Православной Церкви в Америке направляю Вашему Блаженству поздравительное послание и моему представителю протоиерею Даниилу Андреюку, благочинному прихода Святой Екатерины в Москве, который поездка в Киев после посещения 19-го Всеамериканского Собора нашей Церкви в Сент-Луисе, штат Миссури.
Просим Ваше Блаженство Ваших святых молитв и заверяем Вас в наших молитвах за Вас и Украинскую Православную Церковь.
С любовью о Господе,
Ваш брат и сослужитель,
+ Тихон
Архиепископ Вашингтонский
Митрополит всей Америки и Канады
Приветствие Блаженнейшего Митрополита Тихона
Святейшему Патриарху Кириллу и всем Россия
1030-летие Крещения Руси
28 июля 2018 г. о. Даниил служит за Божественной литургией.
Ваше Святейшество, Дорогой Брат во Христе:
День памяти великого равноапостольного князя Владимира совпадает с празднованием 1030-летия Крещения Руси. Киевская Русь была родиной православия в России, Украине и Белоруссии.
Следовательно, торжества святого Владимира и годовщина Крещения Руси символизируют и выражают братство трех суверенных народов. Они становятся горячими молитвами о мире и благополучии трех народов.
Фр. Даниил, третий слева, с приглашенным духовенством.Пользуясь случаем, выражаю Вашему Святейшеству нашу любовь и заверяю Вас в наших молитвах за Вас, Вашу Святую Церковь и народы России, Украины и Белоруссии.
Прошу Ваших Святейшеств молитв за Православную Церковь в Америке и ее миссию в Северной Америке.
Ваш брат и сослужитель,
+ Тихон
Архиепископ Вашингтонский
Митрополит всей Америки и Канады
Поиск:
Последние сообщения
- Рукоположение иерея Петра Иакова (HTOS MDiv ’22)
- Рукоположение иерея Петра Иакова (HTOS MDiv ’22)
- На Фанаре открылся новый класс Архонтов
- Специальное мероприятие от National Philoptochos
- Архиепископская школа византийской музыки: регистрация открыта до 15 декабря.
Категории
- Юрисдикции
- министерств
- семинарий