Время возникновения зороастризма: История зороастризма — 56orb.ru

ЗОРОАСТРИЗМ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи
  • Заратуштра.
  • Иранская религия до Заратуштры.
  • Реформы Заратуштры.
  • Возникновение дуалистического зороастризма.
  • Зороастризм в послеэллинистическую эпоху.
  • Зурванизм.
  • Вероучение ортодоксального зороастризма.
  • Парсизм.
  • Иранское влияние на западную мысль и религию.
  • Иранское влияние на иудаизм и христианство.
  • Митраистские мистерии.
  • Манихейство.

ЗОРОАСТРИЗМ, или маздеизм, религия, основанная в 8 или 7 в. до н.э. реформатором древней иранской религии по имени Заратуштра (греч. Зороастр). Религия зороастризма продолжает существовать до сегодняшних дней. В Иране ее последователи насчитывают всего ок. 10 000 человек, и мусульмане называют их габарами («неверными»). В Индии, известные под именем парсов (от слова, означающего «персидский»), они насчитывают ок. 115 тыс. приверженцев и сосредоточены преимущественно в Бомбее и ряде других городов на севере Индии. Парсы – потомки переселенцев, покинувших Иран в 10 в.

Заратуштра.

Время жизни Заратуштры остается предметом споров. Согласно иранской традиции, он жил за 258 лет до Александра Македонского, который в 333–330 до н.э. завоевал Персидскую империю, одержав победу над ее правителем Дарием III. Однако по мнению многих ученых, эта дата 590 до н.э. является слишком поздней. Соответственно, предполагается, что слова «до Александра» явились искажением первоначального «до Дария», где под Дарием подразумевался царь Дарий I Великий (522–486 до н.э.), а не Дарий III Кодоман (336–330 до н.э.), которого победил Александр. Исходя из этого предположения, исследователи получают для Заратуштры дату ок. 750 до н.э., которая согласуется с тем, что для греков 4 и 5 вв. Заратуштра был фигурой столь древней, что они могли относить время его жизни за 6000 лет до Платона, – возможно, смешивая время его действительного рождения и время сотворения его духовного предшественника-двойника, который, согласно зороастризму, имеется у каждого человека (см. также ДАРИЙ).

Священная книга зороастризма – Авеста, однако, судя по ряду признаков, лишь определенную ее часть можно приписывать самому Заратуштре. Эту часть составляют Гаты, священные молитвы, сохранившиеся в составе Авесты. Гаты – единственный аутентичный источник наших сведений о Заратуштре; все прочие сообщаемые о нем сведения являются легендарными. Главным внешним событием в его жизни было обращение некоего «князя Виштаспы» (греч. Гистаспа), которого по ряду причин невозможно отождествить с его тезкой, отцом Дария. В Гатах все указывает на северо-запад Ирана как на родину Заратуштры, удаленную от контактов с городскими цивилизациями Вавилонии и западного Ирана, населенного персами и мидийцами. Вероятно, Заратуштра жил и проповедовал в Хорезме (территория современных Таджикистана и Узбекистана), в нижнем течении Окса (Аму-Дарьи).

Иранская религия до Заратуштры.

Чтобы уяснить суть учения Заратуштры, следует сказать несколько слов о религии, в которой он был рожден и воспитан. Прямых свидетельств о ней не сохранилось, но многие ее черты, по-видимому, возродились в религии последователей Заратуштры.

Индоиранская религия представляла собой одну из форм политеизма. Среди божеств, или дэвов (буквально «небесных», «небожителей»), здесь выделялся особый ряд богов, регулирующих нравственное состояние общества (Митра, Варуна и др.). Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. Это классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), и позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.

Реформы Заратуштры.

Заратуштра отказался от всех богов, за исключением одного, асура (в древнеиранском произношении – ахура), т. е. «бога», «господина», мудрости; отсюда его имя Ахурамазда (пехлевийская форма – Ормазд), т.е. «Премудрый господь», или «Владыка мудрости». Неизвестно, был ли Заратуштра первым, кто провозгласил культ Ахурамазды. Последнему поклонялся, как великому божеству, Дарий I, однако мы не знаем, воспринял ли Дарий этот культ от Заратуштры и его последователей или независимо от них. Другие ахуры игнорировались им, а древние боги-покровители двух низших классов стали считаться злыми божествами, демонами. Однако их атрибуты и качества в системе зороастризма унаследовали божественные существа, получившие наименование «Святые Бессмертные» и представлявшие собой сущности, ранее ассоциировавшиеся с младшими божествами, а теперь подчиненные Ахурамазде. Ахурамазда считался также отцом духов-близнецов, которые, при начале творения, осуществляют выбор между жизнью и нежизнью, между добром и злом и т.д. Аналогичный выбор должен осуществляться каждым человеком, который призван «мыслью, словом и делом» встать на сторону Ахурамазды и Святых Бессмертных в их борьбе против сил зла.

Заратуштра был убежден, что вскоре наступит эпоха нового мира и что только сторонники добра обретут в этом мире новую жизнь, которая, по мысли Заратуштры, будет длиться на земле вечно. А до наступления этой эпохи умершие должны восходить на мост, который добрых людей ведет на небеса, а злых – в ад.

Заратуштра резко осудил две формы жертвоприношений, совершавшихся изначально в честь отвергнутых им богов: кровавые жертвы и возлияния опьяняющим соком саумы (в это время называемой хаома в Иране и сома в Индии). Он сохранил только огненные жертвоприношения, считая огонь символом праведности и единственно верным путем к бессмертию.

Возникновение дуалистического зороастризма.

После смерти Заратуштры его религия стала постепенно распространяться на юг (по территории современного Афганистана) и на запад (в направлении к Ирану и Мидии). В ходе этого распространения зороастризм не мог избежать смешения с элементами древней религии, богам которой – Митре, Анахите и другим – приносили в жертву кровь и хаому, вновь заструившиеся по алтарям. Эта эволюция, происходившая в эпоху правления династии Ахеменидов (553–330 до н.э.), получила отражение в позднейших частях Авесты.

Несмотря на восстановление почитания некоторых древних богов, Ахурамазда по-прежнему оставался великим богом, возвышавшихся над всеми другими богами. Однако теперь его всемогущество оказалось ограниченным силой Злого Духа: великое противостояние и борьба осуществлялись уже не между двумя подчиненными духами-близнецами, так как сам Ахурамазда был отождествлен с Благим Духом и тем самым низведен на одну ступень со Злым Духом. Оба они считались ровесниками. Благому творению, осуществленному Ахурамаздой, Злой Дух, Ангро-Майнью (пехлевийская форма – Ахриман) противопоставил свое собственное злое творение.

Эта дуалистическая система напоминала религию, известную грекам как «религия магов». Геродот (ок. 485–428 до н.э.) оставил описание некоторых обычаев этого мидийского племени. Они не хоронили и не сжигали своих умерших, оставляя их тела на съедение птицам. Они практиковали близкородственные браки и были искусны в толковании сновидений, астрологии и магии (дав последней название). Свидетельства греческих авторов – Евдема Родосского (кон. 4 в. до н.э.), Феопомпа (тогда же), Плутарха (ок. 45 н.э. – ок. 120) и других, наряду со свидетельствами Геродота и Младшей Авесты, позволяют получить представления об эволюции этой системы в послеахеменидский период.

При Селевкидах (323–248 до н.э.) и парфянской династии Аршакидов (248 до н.э. – 224 н.э.) Иран оставался в той или иной степени эллинизированным, а местная религия пребывала в упадке. Ее возрождение пришлось на период заката Аршакидов и возвышения Сасанидов (224 до н.э. – 651 н.э.), которая четыре века спустя пала под натиском мусульманских завоевателей.

Зороастризм в послеэллинистическую эпоху.

При Сасанидах зороастризм стал государственной религией, а зороастрийское жречество – государствообразующим сословием. Тексты Авесты были собраны в единый корпус, изданы и снабжены комментарием на пехлевийском языке.

При мусульманских правителях большинство населения было обращено в ислам, но к зороастризму мусульмане относились терпимо, что позволило ему сравнительно благополучно просуществовать на протяжении трех последующих веков. Зороастрийцы писали трактаты на пехлевийском языке: один из них был посвящен опровержению ислама, христианства, манихейства и иудаизма, ряд других – проблемам этики, космологии и загробной жизни или изложению основных положений зороастрийской религии. Эти трактаты дают представление о зороастризме сасанидской и послесасанидской эпохи.

Зурванизм.

В дуалистической системе зороастризма вопрос о происхождении двух антагонистических первоначал либо оставлялся без ответа (предполагалось, что эти начала были даны и сосуществовали извечно), либо побуждал к поиску новых подходов. Такой подход был предложен – возможно, под греческим и вавилонским влиянием – в системе зурванизма. Зурван («Время»), рассматривался здесь как отец Ормазда и Ахримана, которых он породил, ради чего он приносил жертвы в течение тысячи лет. Во время жертвоприношения он в какой-то момент усомнился в его действенности. В результате этого сомнения родился Ахриман, Ормазд же родился в результате самой жертвы. Это учение было осуждено как еретическое в ортодоксальном зороастризме, который пытался подчинить Зурвана власти верховного бога, Ормазда, но при этом не мог объяснить происхождения Злого Духа. 

Вероучение ортодоксального зороастризма.

История мира, согласно ортодоксальному зороастризму, представляет собой грандиозную драму, охватывающую четыре трехтысячелетних периода. В первый период мир еще не имел материального существования; при этом его существование могло мыслиться либо как совершенное, либо как эмбриональное.

По истечении первого трехтысячелетнего периода все сущее было сотворено в своих материальных формах – начиная с неба, солнца, луны и звезд и заканчивая первочеловеком, именовавшимся «Смертная жизнь», и первобыком, именовавшимся «Единотворным». На это творение Ахриман ответил своим антитворением, однако его лишила силы магическая формула – одна из главных молитв зороастризма, произнесенная Ормаздом.

Третий период был отмечен вмешательством Ахримана в творение Ормазда, в результате которого Ахриманом были убиты как «Смертная жизнь», от которой ведут свое происхождение люди и металлы, так и первобык, от которого произошли животные и растения.

Начало четвертого, завершающего периода ознаменовалось приходом на землю зороастрийской религии, то есть – рождением Заратуштры. Считалось, что конец каждого тысячелетия в этот период будет отмечен приходом нового спасителя, преемника и чудесного потомка Заратуштры, последнему из которых предстоит провозгласить начало Последнего суда и возникновение нового мира.

Зороастрийские жертвоприношения совершались в храмах при посредстве воды, хаомы, пучка прутьев и т.п. перед вечным огнем. Жертвоприношения сопровождались чтением всех Гат.

Зороастрийцы по сей день хоронят своих умерших в соответствии с древним мидийским обычаем: оставляя их тела на съедение хищным птицам в особых строениях, известных под названием «Башни безмолвия». Зороастрийцы избегают контактов с трупами и всеми объектами, считающимися «нечистыми», а если избежать осквернения не удается, подвергаются долгим и сложным обрядам очищения с помощью воды и коровьей мочи. По достижении семи (или десяти) лет каждый зороастриец получает рубаху и сплетенный из множества прядей пояс, который он должен носить до своего смертного часа.

В основе зороастрийской этики лежат идеи продолжения жизни и соблюдения чистоты: она превозносит брак и осуждает аскетизм и посты так же сурово, как блуд и прелюбодеяния.

Зороастрийцы верят, что после смерти душа встречается со своей совестью, предстающей в виде прекрасной девы или страшной ведьмы – в зависимости от добрых или злых дел человека в земной жизни. Теоретически, посмертная участь человека жестко обусловлена количественным соотношением его добрых и злых мыслей, слов и дел. Однако за умерших возносятся молитвы, совершаются богослужебные обряды, приносятся в жертву цветы и т.д., особенно – на Новый год.

Парсизм.

В индии парсы в значительной степени отошли от традиционных зороастрийских верований и обрядов, однако в их среде большим почетом пользуются астрология, вера в переселение душ и теософия. Они возобновили связи со своими собратьями в Иране, что привело к расколу в их собственных рядах по поводу вопросов, касающихся обрядовой практики и календаря. Однако гораздо более сильным было европейское влияние. Парсы переняли европейскую одежду и обычаи и сделались преуспевающими торговцами и промышленниками. Они славятся своим милосердием. С помощью европейских ученых им удалось частично восстановить забытый смысл своих древних традиций. В настоящее время они знают, что обвинения в дуализме, которое в прошлом им нередко адресовали христиане и мусульмане, были несправедливы, так как основатель их религии Заратуштра был, помимо всего прочего, монотеистом, и все они, как и он, верят в окончательное торжество добра над злом. 

Иранское влияние на западную мысль и религию.

Начиная с конца классического периода язычники, а позднее и христиане, стали видеть в Заратуштре и магах предшественников своих собственных учений и верований. Так, Заратуштру считали учителем Пифагора. Кроме того, философия, астрология, алхимия, теургия и магия нашли отражения в т.н. халдейских пророчествах. В большинстве своем эти сочинения, приписываемые восточным мудрецам, были апокрифическими и несли на себе сильный отпечаток греческих понятий и идей с незначительными вкраплениями иранских элементов. 

Иранское влияние на иудаизм и христианство.

По-видимому, зороастризм стал оказывать влияние на иудаизм начиная с эпохи вавилонского плена; это влияние проявилось прежде всего в области ангелологии, демонологии и эсхатологии (учения о конечной судьбе мироздания и человечества). Иранское влияние особенно явно прослеживается в учении о «двух духах», упоминаемом в кумранских текстах. Говоря о влиянии зороастризма на христианство, нелегко провести границу между тем, что было воспринято христианством через иудаизм, а что пришло непосредственно из Ирана при рождении новой христианской религии. Так, например, хотя упоминание о семи Ангелах в Книге Откровения (1-3) было заимствовано из Книги Еноха и Книги Товита, однако само это учение восходит к зороастрийскому учению о семи Святых Бессмертных. С другой стороны, вера в ангелов-хранителей не засвидетельствована в иудео-христианской традиции нигде до Нового Завета; быть может, эта вера представляла собой сочетание зороастрийского учения о фраваши, духовных существах, рассматривавшихся как часть человеческой личности, но существующих до рождения человека и независимо от человека, с греко-римскими представлениями об охранительной роли гениев. Большинство подобных заимствований касается области эсхатологии. Представление о воскресении, хотя и знакомое иудаизму, однако приобретшее характер всеобщей веры лишь в христианстве, уже существовало в Иране на протяжении многих веков.

Кроме того, для христиан Иран был еще и страной трех волхвов (магов), которые, следуя за путеводной звездой, пришли поклониться младенцу Иисусу в Вифлеем. Позднее, продолжая наметившуюся уже в иудаизме традицию, христиане отождествляли Заратуштру с Иезекиилем, Нимродом, Сифом, Варухом и даже с самим Христом. Начиная с Юстина Мученика христианские апологеты стали ссылаться на Заратуштру и персидских магов как на языческих «свидетелей» истинности христианства, помогающих утвердить эту истинность в глазах язычников. Вместе с тем считалось, что Заратуштра явился отцом столь отвратительных, с точки зрения христиан, суеверий, как астрология и магия.

Митраистские мистерии.

В 1 в. н.э. наиболее почитаемым богом в Иране (в особенности – в западном Иране) был не Ормазд, а солнечный бог Митра. По-видимому, митраизм смешался в Вавилонии или Малой Азии с вавилонскими и греческими учениями и культовой практикой, положив начало митраистским мистериям, распространившимся по всей Римской империи. 

Манихейство.

Манихейство представляло собой одно из гностических течений (см. также ГНОСТИЦИЗМ), будучи основано на дуализме греческого типа, противопоставлявшего Дух и Материю. Основателем манихейства был некий Мани, начавший свою проповедь в Сасанидской столице в Халдее ок. 270 н.э. В манихействе Бог мыслился трансцендентным и не несущим ответственности за творение, которое считалось результатом деятельности сил зла. При сасанидском правителе Шапуре I манихейство распространилось в Иране. Верховным божеством в манихействе выступал Зурван, а не Ормазд, последний же отождествлялся с первочеловеком, чье грехопадение и спасение составляют существенную часть мировой драмы. Однако манихейская этика, с ее строжайшими запретами, касающимися сексуальной жизни и определенных видов пищи, была чужда ортодоксальному зороастризму. См. также МАНИХЕЙСТВО.

ЗОРОАСТРИЗМ • Большая российская энциклопедия

Авторы: О. М. Чунакова

ЗОРОАСТРИ́ЗМ, ре­ли­гия, воз­ник­шая в сев.-вост. Ира­не в сре­де ин­дои­ран­ско­го на­се­ле­ния и рас­про­стра­нён­ная в древ­но­сти и Сред­не­ве­ко­вье на тер­ри­то­рии совр. Ира­на, Аф­га­ни­ста­на, Центр. Азии и Азер­бай­джа­на. Её осн. кон­цеп­том яв­ля­ет­ся кар­ди­наль­ное про­ти­во­по­став­ле­ние фи­гу­ры вер­хов­но­го бо­жест­ва Аху­ра­маз­ды и пан­тео­на древ­них ин­до­иран­ских бо­жеств, а так­же дуа­ли­стич. про­ти­во­постав­ле­ние Свет­ло­го и Тём­но­го на­чал миро­зда­ния, за­фик­си­ро­ван­ное на уров­не Млад­шей Аве­сты.

На­зва­ние «З. » про­ис­хо­дит от име­ни про­ро­ка За­ра­туш­тры, на ос­но­ве от­кро­ве­ния и про­по­ве­ди ко­то­ро­го за­ро­дил­ся З. Тра­диц. да­та воз­ник­но­ве­ния З. – 7–6 вв. до н. э., од­на­ко лин­гвис­тич. ана­лиз пер­во­сте­пен­ной по ду­хов­но­му зна­че­нию древ­ней­шей час­ти Аве­сты – Гат – по­зво­ля­ет да­ти­ро­вать эпо­ху дея­тель­но­сти За­ра­туш­тры 12–10 вв. до н. э. Совр. зо­роа­ст­рий­ская тра­ди­ция, сле­дуя ле­то­счис­ле­нию по ка­лен­да­рю «фас­ли», счи­та­ет на­ча­лом рас­про­стра­не­ния З. год при­ня­тия ца­рём (ка­ви) Виш­тас­пой уче­ния от са­мо­го За­ра­туш­тры (тра­ди­ци­он­но ок. 1737 до н. э.).

Свя­щен­ный ка­нон З. Аве­ста, яв­ляю­щий­ся осн. ис­точ­ни­ком для его изу­че­ния, па­мят­ник мно­го­слой­ный и про­ти­во­ре­чи­вый. По­след­ние ис­сле­до­ва­ния вы­яви­ли связь тек­ста Аве­сты с со­вер­шаемы­ми в кон­тек­сте ри­туа­ла куль­то­вы­ми дей­ст­вия­ми, сле­до­ва­тель­но, Аве­сту не­об­хо­ди­мо рас­смат­ри­вать с учё­том её прак­ти­че­ской и жан­ро­вой спе­ци­фи­ки, а не толь­ко как лит. па­мят­ник или ис­то­рич. ис­точ­ник. Не су­ще­ст­ву­ет еди­но­го мне­ния и от­но­си­тель­но зна­чи­мо­сти Гат и Млад­шей Аве­сты для изу­че­ния З. Од­ни ис­сле­до­ва­те­ли пред­ла­га­ют ис­клю­чить по­след­нюю из кру­га ис­точ­ни­ков, дру­гие – опи­ра­ют­ся на дан­ные обе­их час­тей зо­роа­ст­рий­ско­го ка­но­на и счи­та­ют З. ком­про­мис­сом ме­ж­ду мо­но­теи­стич. куль­том вер­хов­но­го бо­га Гат и др.-иран. язы­че­ским по­ли­те­из­мом Млад­шей Аве­сты. Не толь­ко Га­ты и Млад­шая Аве­ста на­хо­дят­ся в оп­по­зи­ции друг к дру­гу, но мно­же­ст­во тео­ре­ти­че­ских, ми­ро­воз­зрен­че­ских и ми­фо­ло­гич. про­ти­во­пос­тав­ле­ний име­ет­ся внут­ри ка­ж­дой из час­тей, что за­труд­ня­ет ре­кон­ст­рук­цию ис­то­рии и древ­ней­шей куль­то­вой прак­ти­ки З. Од­но из осн. про­ти­во­ре­чий – пред­став­ле­ние о вер­хов­ном бо­же­ст­ве. В Га­тах од­но бо­же­ст­во – Аху­ра­маз­да (букв. – вла­ды­ка муд­ро­сти; Бог-Тво­рец; пех­ле­вий­ская фор­ма – Ор­мазд). Аху­ра­маз­да яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным твор­цом и су­ще­ст­ву­ет вне ду­аль­ной оп­по­зи­ции Спен­та-Май­нью (свя­тость, твор­че­ское на­ча­ло, си­ла до­б­ра) и Ан­гро-Май­нью (пех­ле­вий­ская фор­ма – Ах­ри­ман; сквер­на, раз­ру­ши­тель­ное на­ча­ло, си­ла зла). На­про­тив, в Млад­шей Аве­сте Ан­гро-Май­нью яв­ля­ет­ся пря­мым со­пер­ни­ком Аху­ра­маз­ды. Кон­цеп­ция жерт­во­при­но­ше­ния так­же раз­ли­ча­ет­ся в Га­тах и Млад­шей Аве­сте. В пер­вом слу­чае от­да­ёт­ся пред­поч­те­ние бес­кров­ным жерт­во­при­но­ше­ни­ям – воз­лия­ни­ем свя­щен­но­го на­пит­ка хао­мы (ср. Со­ма), во вто­ром – при­но­ше­ни­ям жерт­вен­ных жи­вот­ных. В Га­тах ни­че­го не ска­за­но о куль­те пред­ков, что не­воз­мож­но на ран­них ста­ди­ях раз­ви­тия ре­лиг. соз­на­ния; нет ука­за­ний на эт­нос, пле­ме­на, ме­сто и вре­мя дей­ст­вия. Про­по­ведь За­ра­туш­тры ад­ре­со­ва­на отд. че­ло­ве­ку. Его ре­че­ния но­сят вы­ра­жен­ный мис­сио­нер­ский ха­рак­тер, что не­мыс­ли­мо в ро­до-п­ле­мен­ном об­ще­ст­ве с не­при­кос­но­вен­ны­ми эт­но­куль­тур­ны­ми гра­ни­ца­ми. Со­дер­жа­ни­ем Гат яв­ля­ет­ся идео­ло­гия жре­че­ст­ва, а Млад­шей Аве­сты – идео­ло­гия во­ен. зна­ти, по­кло­няю­щей­ся од­но­му из са­мых по­чи­тае­мых др.-иран. бо­гов – Мит­ре. Про­ти­во­стоя­ние Гат и Млад­шей Аве­сты – это про­ти­во­стоя­ние жре­че­ст­ва с во­ин­ской зна­тью за власть в об­ще­ст­ве. Воз­мож­но, не­бла­го­при­ят­ные со­ци­аль­но-по­ли­тич. об­стоя­тель­ст­ва по­слу­жи­ли толч­ком к вы­сту­п­ле­нию зо­роа­ст­рий­ско­го жре­че­ст­ва, а его по­ра­же­ние в схват­ке с во­ен. зна­тью мог­ло стать пред­по­сыл­кой к оформ­ле­нию псев­до­эпи­гра­фа – ре­че­ний, при­пи­сы­вае­мых За­ра­туш­тре. Идеа­лы Гат – не жа­ж­да бо­гат­ст­ва и во­ен. по­бед, а бес­смер­тие как эти­че­ски обос­но­ван­ный кон­цепт. Га­ты не­сут клю­че­вые идеи З., а имен­но: от­ре­че­ние от ин­до­иран­ских язы­че­ских куль­тов, оли­це­творяю­щих при­род­ные сти­хии; по­яв­ле­ние аб­ст­ракт­ной сис­те­мы Аме­ша-Спен­та («бес­смерт­ных свя­тых») как 7 ипо­стас­ных про­яв­ле­ний или тво­ре­ний еди­но­го бо­же­ст­ва Аху­ра­маз­ды; док­три­ну вы­бо­ра ме­ж­ду доб­ром и злом, раз­де­лён­ны­ми в зем­ном ми­ре (эра Ви­за­ришн). Впер­вые в древ­нем ин­до­ев­ро­пей­ском ми­ре ука­зы­ва­ет­ся, что лич­ные дея­ния че­ло­ве­ка влия­ют на борь­бу до­б­ра со злом, т. е. мыс­ли, сло­ва и де­ла ин­ди­ви­дуу­ма обу­слов­ли­ва­ют со­стоя­ние об­ще­ст­ва и кос­мо­са. Боль­шое зна­че­ние при­да­ёт­ся ум­но­же­нию ма­те­ри­аль­ных благ, в т. ч. раз­ве­де­нию ско­та и зем­ле­де­лию, уве­ли­че­нию по­том­ст­ва. Осн. роль в ри­ту­аль­ной прак­ти­ке от­во­ди­лась ог­ню как сим­во­лу и зна­ку при­сут­ст­вия выс­шей нор­мы и идеа­ла – Ар­ты. Т. о., на фо­не ука­зан­ных этно­куль­тур­ных осо­бен­но­стей со­ци­аль­ное со­дер­жа­ние З. оп­ре­де­ля­ет­ся двоя­ко: как про­ти­во­стоя­ние осед­лых ско­то­водч. иран­ских пле­мён их ко­че­вым со­се­дям или как про­ти­во­стоя­ние соб­ст­вен­ным иран­ским ро­до­вым во­ж­дям, по­чи­та­те­лям Мит­ры (эта точ­ка зре­ния ка­жет­ся бо­лее обос­но­ван­ной).

Как гос. ре­ли­гия Ира­на З. офор­мил­ся при Са­са­ни­дах, то­гда же бы­ли за­пи­са­ны на сред­не­пер­сид­ском (пех­ле­вий­ском) язы­ке мн. зо­роа­ст­рий­ские лит. па­мят­ни­ки (напр., «Ден­карт», «Затс­прам», «Ар­да Ви­раз На­маг»), ко­ди­фи­ци­ро­ван кор­пус Аве­сты. По­сле рас­про­стра­не­ния в Ира­не ис­ла­ма часть зо­роа­ст­рий­ско­го жре­че­ст­ва со свои­ми при­вер­жен­ца­ми пе­ре­се­ли­лась в Сев. Ин­дию, где их по­том­ки (пар­сы) про­жи­ва­ют по сей день, часть ос­та­лась в са­мом Ира­не, где по­сле­до­ва­те­ли З. из­вест­ны под на­име­но­ва­ни­ем геб­ры.

Зороастризм | Определение, верования, основатель, Священная книга и факты

Зороастрийский Храм Огня Йезд, Иран

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Заратуштра Р.К. Зенер Эжен Бюрнуф аль-Муканна
Похожие темы:
маздакизм Ахура Мазда зурванизм Апауша парсизм

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое зороастризм?

Зороастризм — одна из древнейших монотеистических религий мира, зародившаяся в Древней Персии. Он содержит как монотеистические, так и дуалистические элементы, и многие ученые считают, что зороастризм повлиял на системы верований иудаизма, христианства и ислама.

Когда возник зороастризм?

Зороастризм восходит к VI веку до нашей эры. Основанный в древней Персии, он, вероятно, повлиял на развитие иудаизма и предшествовал как христианству, так и исламу.

Как возник зороастризм?

Зороастризм был основан в Персии в 6 веке до н.э. жрецом Заратустрой, известным грекам как Зороастр. Заратустра реформировал существующее персидское многобожие своими учениями о высшем боге Ахуре Мазде и его первобытном столкновении с Ангра-Майнью, Разрушительным Духом. Учения Заратустры стали доминировать в Персии, но их популярность колебалась по мере того, как регион захватывали различные империи и культуры.

Где исповедовали зороастризм?

Зороастризм был основан в Персии (ныне Иран), но зороастрийцы подвергались преследованиям со стороны исламских режимов. Зороастризм более свободно процветает в Индии, куда в 10 веке иммигрировал ряд персидских последователей. Они известны как парсы.

Каковы основные верования зороастризма?

Основные верования зороастризма можно найти в его основном священном тексте, Авесте.

В этом тексте утверждается, что высший бог и создатель, Ахура Мазда, участвует в первобытной битве против Ангра-Майнью, Разрушительного Духа. Верующие предвидят возможную победу Ахура Мазды, после которой последователи Ангра-Майнью будут страдать, прежде чем все человечество испытает вечное блаженство.

Зороастризм , древняя доисламская религия Ирана, которая сохранилась там в изолированных районах и, более процветая, в Индии, где потомки зороастрийских иранских (персидских) иммигрантов известны как парсы или парсы.

Иранский пророк и религиозный реформатор Заратуштра (расцвет жизни до VI века до н. э.) — более известный за пределами Ирана как Зороастр (греческая форма его имени) — традиционно считается основателем религии. Зороастризм содержит как монотеистические, так и дуалистические черты. Вероятно, это повлияло на другие основные западные религии — иудаизм, христианство и ислам. Для обсуждения контекста, в котором возник зороастризм,

см. древнеиранская религия.

Природа и значение

Древние греки видели в зороастризме архетип дуалистического взгляда на мир и судьбу человека. Предполагалось, что Заратуштра обучал Пифагора в Вавилоне и вдохновил халдейские доктрины астрологии и магии. Вполне вероятно, что зороастризм повлиял на развитие иудаизма и зарождение христианства. Христиане, следуя иудейской традиции, отождествляли Зороастра с Иезекиилем, Нимродом, Сифом, Валаамом и Варухом и даже, через последнего, с самим Иисусом Христом. С другой стороны, как предполагаемого основателя астрологии и магии, Заратуштру можно было считать архиеретиком.

Хотя зороастризм никогда не был, даже по мысли его основателя, столь настойчиво монотеистическим, как, например, иудаизм или ислам, он все же представляет собой оригинальную попытку объединить под культом одного верховного бога политеистическую религию, сравнимую с религиями античности. древние греки, латиняне, индийцы и другие древние народы. Другая ее отличительная черта, а именно дуализм, никогда не понималась в строгой и абсолютной форме. Добро и зло ведут неравную битву, в которой первому гарантирована победа. Таким образом, всемогущество Бога лишь временно ограничено. В этой борьбе должны принять участие все люди в силу их способности к свободному выбору. Они делают это с душой и телом, а не против тела, ибо противоположность между добром и злом не то же самое, что между духом и материей. В отличие от христианского или манихейского (от манихейства — эллинистической дуалистической религии, основанной иранским пророком Мани) отношения, пост и безбрачие запрещены, кроме как в рамках очистительного ритуала. Борьба человеческая имеет, тем не менее, негативный аспект, заключающийся в том, что она должна стремиться к чистоте и избегать осквернения силами смерти, соприкосновения с мертвой материей и т. д. Таким образом, зороастрийская этика, хотя сама по себе возвышенна и рациональна, имеет ритуальный аспект, который является всепроникающим. В целом зороастризм оптимистичен и остался таковым даже несмотря на лишения и притеснения своих верующих.

История

Дозороастрийская иранская религия

Религия Ирана до времен Заратуштры недоступна напрямую, поскольку нет более древних надежных источников, чем те, которые были составлены или приписаны самому пророку. Его приходится изучать косвенно на основе более поздних документов и сравнительным подходом. Язык Ирана очень близок к языку северной Индии, и, следовательно, люди этих двух земель, вероятно, имели общих предков, говоривших на общем индоарийском языке. Религия этих народов была реконструирована с помощью общих элементов, содержащихся в священных книгах Ирана и Индии, главным образом в Авесте и Ведах. Оба сборника демонстрируют один и тот же политеизм со многими из одних и тех же богов, в частности с индийским Митрой (иранским Митрой), культом огня, жертвоприношениями с помощью священного напитка (9).0057 сома

в Индии, в Иране хаома ) и другие параллели. Кроме того, имеется список индоиранских богов в договоре, заключенном около 1380 г. до н. э. между хеттским императором и царем Митанни. В список входят Митра и Варуна, Индра и два Насатья. Все эти боги также встречаются в Ведах, но только первый в Авесте, за исключением того, что Индра и Нанхайтья появляются в Авесте как демоны; Варуна, возможно, выжил под другим именем. Таким образом, на иранской стороне должны были произойти важные изменения, не все из которых можно приписать пророку.

Индоиранцы, по-видимому, выделяли среди своих богов daiva (индоиранский и древнеперсидский эквивалент авестийского daeva и санскритского deva , связанного с латинским

deus ), что означает «небесный, » и асура , особый класс с оккультными способностями. Эта ситуация нашла свое отражение в ведической Индии; позже асура стало означать на санскрите своего рода демона из-за зловещего аспекта асуры 9.Невидимая сила 0058. В Иране эволюция, должно быть, была иной: ахура превозносились, исключая дэвов , которые были низведены до ранга демонов.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Реформация Заратуштры

Заратуштра (Зороастр) был жрецом некоего ахура (авестийский эквивалент санскрита асура ) с эпитетом mazdā , «мудрый», которого Заратуштра упоминает однажды в своих гимнах с «[другим] ахура s». Точно так же Дарий I (522–486) и его преемники поклонялись Аурамазде (Ахура Мазде) «и другим существующим богам» или «Ахура Мазде, величайшему богу». Два исторически связанных факта явно параллельны: с обеих сторон присутствуют зачатки монотеизма, хотя и в более разработанной форме у пророка Заратуштры.

Еще не было возможности поместить гимны Заратуштры, Гаты, в их исторический контекст. Ни одно место или лицо, упомянутое в них, не известно ни из каких других источников. Виштаспа, защитник пророка, может быть только тезкой отца Дария, царя Ахеменидов. Все, что можно с уверенностью сказать, это то, что Заратуштра жил где-то в восточном Иране, вдали от цивилизованного мира Западной Азии, до того, как Иран объединился под властью Кира II Великого. Если Ахемениды когда-либо и слышали о нем, они не сочли нужным упоминать его имя в своих надписях и не упоминали о существах, окружавших великого бога и впоследствии названных amesha spana s, или «благородные бессмертные» — неотъемлемая черта учения Заратуштры.

Религия при Ахеменидах находилась в руках волхвов, которых греческий историк Геродот описывает как мидийское племя с особыми обычаями, такими как разоблачение мертвых, борьба со злыми животными и толкование снов. Опять же, историческая связь с Заратуштрой, которого Геродот также игнорирует, туманна. Неизвестно, когда учение Заратуштры достигло западного Ирана, но, должно быть, это было до времени Аристотеля (384–322), который намекает на его дуализм.

Дарию, когда он захватил власть в 522 году, пришлось сражаться с узурпатором Гауматой Магом, выдававшим себя за Бардию, сына Кира Великого и брата царя Камбиса. Этот Маг разрушил культовые святыни, айадана с, которые Дарий восстановил. Одно из возможных объяснений этих событий состоит в том, что Гаумата принял зороастризм, доктрину, основанную на верности простых людей, и поэтому разрушил храмы или алтари божествам знати. Дарий, который был обязан своим троном поддержке некоторых дворян, не мог не поддерживать их культ, хотя и принял Аурамазду как средство объединения своей империи.

Ксеркс, преемник Дария, упомянул в одной из своих надписей, как в некоем (неназванном) месте он заменил поклонение Аурамазде поклонением даэва s, что не означает, что он выступал против культа даева как такой, как поступил бы истинный зороастрийец, но только то, что он искоренил где-то — вероятно, в Вавилоне — культ божеств, чуждых религии ахура с. Это указывает на изменение отношения по сравнению с терпимостью Кира к чуждым религиям, таким как вавилонская или иудейская религия.

Начиная с Артаксеркса II (404–359/358) и далее в надписях помимо Аурамазды упоминаются Митра и богиня Анахита (Анаит), что доказывает лишь изменение акцента, а не появление новых божеств.

В результате завоевания Александром иранская религия была почти полностью поглощена волной эллинизма. Например, в Сузах, которые были одной из столиц Ахеменидов, но где религия Аурамазды не была местной, чеканка периодов Селевкидов и Аршакидов не представляет ни одного иранского божества.

Затем постепенно снова возникла иранская религия. В Коммагене середины I в. до н. э. боги носят сочетания греческих и иранских имен: Зевс Оромазд, Аполлон Митра, Гелиос Гермес, Артагнес Геракл Арес. Первое доказательство использования зороастрийского календаря, подразумевающее официальное признание зороастризма, найдено примерно 40 лет назад в Нисе (недалеко от современного Ашхабада в Туркменистане). К тому времени должна была установиться какая-то форма ортодоксии, в которой Аурамазда и сущности (силы, окружающие его) соседствуют с другими богами, такими как Митра, Солнце и Луна.

В Персии (современный Фарс), с начала христианской эры до прихода сасанидов (начало 3 века н.э.), любые намеки на культ огня исчезают. Монеты, по-видимому, указывают на то, что не изображен огненный алтарь, что принц потерял интерес к иранской религии.

Смелая смесь новостей и идей


Древний рельеф Фравара / Creative Commons

Зороастр — это имя, под которым этот пророк известен на Западе (греч. Зороастр), которое является адаптацией Заратустры, оригинального имени встречаются в персидских писаниях.


Кристиан Виолатти
Кандидат наук, Лестерский университет


Введение

Символ Фаравахар или Фравар в зороастрийском Храме огня в Йезде, Иран, один из символов, принятых зороастризмом. Этот символ представляет собой крылатого стража или фраваши, ангельское существо зороастрийской религии. / Photo by ninara, Wikimedia Commons

Зороастр (также известный как Заратустра) был важным религиозным деятелем в древней Персии (современный Иран и прилегающие территории), чьи учения легли в основу религиозного движения под названием зороастризм, традиции, которая в значительной степени доминировали в Персии до середины 7 века н.э., когда ислам получил господство в регионе после падения Сасанидской империи, последней доисламской персидской империи.

Зороастр — это имя, под которым этот пророк известен на западе (греч. Зороастр), которое является адаптацией Заратустры, первоначального имени, встречающегося в персидских писаниях.

Даты Зороастра

Доступные нам источники относительно периода времени, в котором жил Заратустра, действительно противоречивы. Авеста, персидские священные писания зороастризма, не содержат никаких упоминаний о каком-либо отдельном исторически достоверном событии, которое можно было бы связать с мировой хронологией. Однако в Авесте есть ряд элементов, которые кажутся хронологически значимыми, например генеалогические последовательности, но их историческая точность сомнительна.

Помимо  Авесты , у нас есть другие персидские источники, в которых даты жизни Зороастра указаны в пехлевийских книгах и в сасанидских записях. Проблема здесь в том, что, поскольку зороастрийская космогония утверждает, что само время закончится через 12 000 лет, в этих текстах используется мифологическая хронология, основанная на зороастрийском космическом календаре, состоящем из четырех мировых эпох, каждая из которых длится 3 000 лет. Опять же, хронология, используемая в этих текстах, далека от достоверности в том, что касается событий мировой истории. Глава 36 из  Bundahishn (одна из книг Пехлеви) предлагает подробный список персидских правителей, в котором Александр Македонский упоминается как правивший Персией через 258 лет после времен Зороастра. Александр завоевал Персию в 331 г. до н. э., поэтому Зороастр должен был жить, если мы хотим принять правдивость этой династической хронологии, около 589 г. до н. э.

Даты Зороастра также обсуждаются некоторыми классическими авторами. Геродот, от которого мы ожидали бы заняться этим вопросом, не упоминает Зороастра. Плутарх подсчитал, что Зороастр жил за 5 000 лет до Троянской войны; древние считали, что дата Троянской войны – 1184 г. до н. э. (согласно оценкам Эратосфена), что делает 6184 г. до н. э. датой, согласующейся с мнением Плутарха. В III веке нашей эры Диоген Лаэртский, основываясь на утверждении Ксанфа из Лидии (современника Геродота), относит жизнь Зороастра за 6000 лет до военной кампании Ксеркса против греков, которая произошла в 480 году до нашей эры. Таким образом, согласно Диогену, 6480 г. до н.э. был временем, когда жил Зороастр.

Современные ученые считают, что Зороастр жил где-то между ок. 1500 г. и ок. 600 г. до н.э. Ограничение 600 г. до н.э. основано на том факте, что Авеста  не содержит ни одного упоминания о правителе Империи Ахеменидов, которая была доминирующей державой в Персии, начиная с 550 г. до н.э. Считается, что Авеста   была составлена ​​в восточной Персии, поэтому можно было бы ожидать, что в этих текстах упоминается правитель Ахеменидов, если она была составлена ​​позднее 550 г. до н.э. Более ранняя дата в этом диапазоне, 1500 г. до н.э., основана на лингвистических данных, найденных в0057 Авеста . Эта работа состоит из нескольких разных текстов, и один из этих текстов, Ясна , считается старейшим из авестийских текстов. Его язык — древнеавестийский (иногда называемый гатским авестийским), который грамматически сравним с языком индийского текста, известного как Ригведа , поскольку языки Персии и Индии принадлежат к одной языковой семье (индоевропейская языковая семья). ). Поэтому считается, что Ригведа и Авеста примерно того же возраста, датируются ок. 1500 г. до н.э. Спектр предположений о жизни Зороастра широк. Утверждение, что он жил около 1000 г. до н.э., плюс-минус столетие или около того, является оценкой, приемлемой для большинства ученых.

Происхождение Зороастра

Место, где жил Зороастр, вызывает меньше споров, чем его даты. В Гатах , гимнах зороастрийской литургии, нет упоминания о том, где жил Зороастр. С другой стороны, Авеста  дает нам подсказку: география, описанная в некоторых ее разделах, относится к Восточной Персии. Более того, лингвистические исследования показали, что два авестийских диалекта принадлежат восточной Персии. Некоторые исследования предполагают, что Зороастр на самом деле жил в Центральной Азии, в таких областях, как Хорезмия, Согдиана и внутренние азиатские степи Казахстана, но доказательства, подтверждающие эти утверждения, явно перевешивают доказательства, подтверждающие восточную Персию.

В Гатах , у нас есть некоторая информация о прошлом Зороастра. Он был священником, членом рода Спитамидов, сыном Поурусаспы, знатного перса, как и его жена Дугдова. Написано, что в возрасте тридцати лет Зороастр получил божественное откровение, испытав ряд видений, исходящих непосредственно от Бога. Он пытался проповедовать свое видение, но безуспешно; напротив, у Зороастра появилось несколько могущественных врагов. Во-первых, карпаны возражали против его учения. Карпаны представляли собой группу священников, ответственных за выполнение определенных религиозных ритуалов, которые Зороастр считал аморальными, некоторые из них включали забой животных. В дозороастрийской религии были такие элементы, как поклонение предкам, животным, земле и солнцу, и все они слились в систему, имеющую много общего с индийской ведической религией.

Другой группой, выступавшей против учения Зороастра, были кави , происхождение которых немного неясно. Зороастрийские тексты представляют их как «сообщников» карпанов, но кем они были на самом деле, неясно. Можно с уверенностью предположить, что карпаны и кави были представителями высшего класса, которые обладали значительной социальной властью во времена Зороастра. Он подвергался преследованиям и оскорблениям со стороны своих противников до такой степени, что его безопасность оказалась под угрозой, и он был вынужден покинуть свою родину.

Путешествуя по северо-востоку Персии, Зороастр обратил местного правителя по имени Виштаспа. Это событие овеяно легендой: утверждается, что Зороастр чудесным образом исцелил коня Виштаспы. Виштаспа был очень благодарен и позволил ему свободно проповедовать в своем царстве, оказывая ему королевскую поддержку. Новая вера приобрела множество последователей и стала довольно быстро распространяться. После проповеди в течение многих десятилетий Зороастр был наконец убит в возрасте 77 лет, когда молился в алтаре, священником соперничающего культа.

Проницательность Зороастра

Религиозная проницательность Зороастра вращалась вокруг идеи космической борьбы между Ахура Маздой, высшим мудрым и доброжелательным божеством, и Ангра-Майнью, злым противником Ахуры. Здесь, на Земле, люди могут поддержать эту борьбу, приняв сторону. Добродетельная жизнь поддерживает Ахура Мазду и способствует победе добра над злом. Зороастр призывал своих последователей поклоняться Ахура Мазде, Мудрому Господу, утверждая, что древние персидские божества недостойны поклонения и должны считаться духами разрушения.

Ахура Мазда считался верховным богом, творцом вселенной, но не обладал безграничной властью. На самом деле, согласно учению Зороастра, конфликт между Ахура Маздой и Ангра-Майнью был равным на протяжении тысячелетий, пока не родился Зороастр. В этот момент баланс битвы стал в пользу Ахура Мазды. Зороастр верил, что, в конце концов, Ахура Мазда победит своего врага в последней битве, уничтожит все зло и восстановит порядок в космосе, соединив воедино небо и землю.

Важным элементом видения Зороастра является свобода воли. Это означает, что Зороастр подчеркивал моральную ответственность личности. Каждое решение, которое принимают люди, — это возможность оказать поддержку либо Ахура Мазде, либо Ангра-Майнью, выбору между добром и злом. Вот почему людям так важно иметь четкое представление о том, что такое добро и что такое зло, поскольку в каждом принимаемом нами решении мы поддерживаем одну из двух сторон. Наша способность отличать добро от зла ​​отличает нас от животных, которые, как считается, не обладают ни нравственным чувством, ни свободой воли. Именно свобода выбора позволяет людям участвовать в космической борьбе и присоединяться к той или иной стороне.

Моральный кодекс, разработанный Зороастром, включал в себя говорить правду, быть милосердным и любить других людей, умеренность в питании, быть честным в отношениях с другими и всегда выполнять свои обещания. Согласно  Авесте , долг человека состоял из трех аспектов: сделать из врагов друзей, сделать нечестивых праведниками и сделать невежественных учеными. Трудно различить, какие из учений религии на самом деле принадлежали самому Зороастру, а какие были развиты его последователями. Однако мы знаем, что все религиозные концепции веры были, по крайней мере, в значительной степени вдохновлены первоначальными учениями Зороастра.

Мифы и легендарные рассказы

Как и все важные религиозные деятели древности, жизнь Зороастра смешалась со многими мифами и другими неисторическими рассказами, чтобы подчеркнуть его уникальные качества. В некоторых версиях его жизни рассказывается о чудесном зачатии, в котором ангел вошел в растение и перешел в священника через его сок во время религиозной церемонии. В то же время слава небес в виде луча света вошла в лоно служанки, которая была частью королевской семьи. Священник и служанка затем поженились, и Зороастр родился в результате союза плененного ангела в жреце и плененного луча внутри служанки.

Чтобы полностью посвятить себя поиску мудрости, Зороастр удалился от общества и поселился в пустыне. Его искушал сильный демон, но он не поддался этому искушению. Ахура Мазда посетил Зороастра после того, как тот устоял перед искушением, вручил ему священные зороастрийские писания и попросил его проповедовать новое послание. Как было сказано выше, сначала он проповедовал безрезультатно , но позже князь обратился в новую веру и помог Зороастру обратить свой народ. Прожив долгую жизнь, он вознесся на небеса в виде вспышки света.

Наследие

Зороастр положил начало традиции религиозной монотеистической и доктринально дуалистической религии. Утверждая, что каждый человек был активным «солдатом» в космической борьбе и был свободен выбирать сторону, он наполнил человеческую жизнь более высоким измерением и смыслом, чем это было в более ранних религиозных системах. После Зороастра каждый выбор, сделанный человеком в повседневной жизни, имел космическое значение; человек всегда работал либо на добро, либо на зло, в малейших жестах и ​​простейших действиях.

Его моральные концепции пользовались покровительством персидского правительства во времена Империи Ахеменидов в 6 веке до н.э., а позже Парфянская династия (247 г. Сасанидская империя (224-651 гг. н.э.) продвигала зороастрийскую религию и объединяла религию и государство, объединяя политическое и религиозное руководство и предоставляя зороастрийскому духовенству значительную власть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *