Иван Грозный и его время
Реконструкция облика Ивана Грозного (М. Герасимов)
Тит-Смарагд-Иоанн Васильевич Рюрик – это имя мало кому покажется знакомым, но именно так при крещении назвали самого противоречивого из всех русских царей Ивана Грозного. Историки неоднозначны в своих оценках его деятельности. Одни считают, что он был великий, благочестивый и достойный того, чтобы его канонизировали, другие наоборот, видят в нем тирана, жестокого палача и осквернителя христианских святынь.
Годы его правления – это невероятные злодеяния, насилие, казни, опричнина, и одновременно вершина процветания княжества Московского, вышедшего на более высокий статус.
Дата рождения Ивана Грозного – 25 августа 1530 года. Это радостное событие произошло в селе Коломенское под Москвой. Родителями будущего государя были князь Василий III Рюрикович и литовская княгиня Елена Глинская. Иван был старшим из сыновей, поэтому по праву наследования, должен был взойти на престол после совершеннолетия. Однако так долго ждать не пришлось, номинально он стал российским царем в возрасте трех лет, потому что отец очень сильно заболел и вскоре умер. Спустя пять лет после этого умерла и мама Ивана – княгиня Елена. Так в восьмилетнем возрасте мальчик стал сиротой.
Царь Иван IV Грозный — одна из ключевых фигур русской истории, на время правления которого пришлись судьбоносные события, определившие весь дальнейший путь течения русской истории. Изучить и понять это время и людей, его определивших, — значит разобраться в современных реалиях, существующих в России.
Это помогут сделать книги из нашей библиотеки.
Вот книги Савинова А. «Иван Грозный». Иван Грозный был первым в истории России венчанным царем. За время его правления, а длилось оно 51 год, Московское государство расширило границы до Волги и Урала. Завоевание Казани и Астрахани, покорение Сибири стали важнейшими событиями эпохи Ивана Грозного.
За это время государство сильно расширило свои границы. Под властью этого царя страна превратилась в единодержавное Московское царство. Начав править государством, монарх повел смелую внешнюю и внутреннюю политику. Ее целью было добиться выхода к Балтийскому морю и войти в непосредственные торговые и культурные отношения с Западной Европой, а также привести в порядок законодательство, устроить местное управление и привлечь представителей земства к участию в деятельности центральной власти.
Книга Володихина Д. М. «Иван Грозный и его окружение» посвящена великой эпохе великого царя со всеми свойственными подобным эпохам крайностями проявления добра и зла, величия и низости, самопожертвования и предательства. Личность Ивана Грозного, его роль в становлении Российского государства не отрицается никем, только оценки зачастую диаметрально противоположны. Об этом первая часть книги.
Вторая и третья части посвящены военному сословию эпохи Ивана Грозного. Московское государство вело тяжелые войны и на западе, в Ливонских землях, и на юге — с Астраханским и Крымским ханствами. Воеводы эпохи Ивана Грозного не писали мемуаров, оставшись великими немыми русской истории. Эта книга возвращает нам имена незаслуженно забытой военной элиты, честно исполнившей долг, невзирая на смертельную опасность окончить свои дни не только на поле битвы, но и на плахе опричников.
Книга Н. Прониной «Иван Грозный без лжи. Мученик власти».
Его проклинают историки. Его дружно поносят «западники» и «либералы». Его пытаются представить чудовищем, маньяком, бесноватым садистом. Почему? За что? Когда и, главное, зачем был создан этот миф о «кровавом тиране» Иване Грозном — один их самых грязных русофобских мифов в нашей истории? Кому потребовалась эта злобная ложь? Кто заинтересован в ее существовании? И кем в действительности был первый Русский Самодержец Иван IV — «мучителем» созданной им могучей державы или мучеником за неё?
Известный польский историк Казимир Валишевский в своей книге «Иван Грозный. Историческое исследование» создал масштабную панораму быта и нравов России XVII–XIX веков, показал жестокую борьбу за трон, не утихавшую на протяжении столетий. Эта книга посвящена царю Ивану Грозному — личности многогранной и неоднозначной, до сего времени неразгаданной. Кто он — разумный правитель или лютый безумец? Дальновидный реформатор или мнительный тиран, одержимый жаждой абсолютной власти? Несмотря на то, что многие оценки и выводы известного польского ученого сегодня могут показаться спорными, «Иван Грозный», безусловно, заинтересует всех любителей отечественной истории, в первую очередь благодаря огромному количеству малоизвестного фактического материала. Предлагаем читателям репринтное издание 1912 года.
«Иван Грозный. Первый русский царь» — новейший фундаментальный труд Исабель де Мадариаги, одного из ведущих мировых историков-русистов, профессора Лондонского университета, автора большого числа работ по истории России.
Написанная англичанкой, эта книга интересна отечественному читателю как свободный от идеологических догм, взвешенный и объективный взгляд с Запада на русскую историю. Хорошее знание материала, строгое следование за историческими источниками, логика, внимание к деталям и рациональное мышление позволили автору создать ценнейший труд, рисующий широкую историческую панораму России в период правления Ивана Грозного и дающий живописный портрет самого царя — человека и великого государственного деятеля.
О книге Соловьева «История России. Иван Грозный». Сергей Михайлович Соловьев – один из самых выдающихся и плодотворных историков дореволюционной России. Книга «Иван Грозный» рассказывает о правлении первого русского царя Ивана Васильевича. Автор детально рассматривает как внешнюю и внутреннюю политику, так и процесс становления личности самого правителя.
В книге Р. Виппер «Иван Грозный» говорится:
«…Если бы Иван IV умер в 1566 г., в момент своих величайших успехов на западном фронте, своего приготовления к окончательному завоеванию Ливонии, историческая память присвоила бы ему имя великого завоевателя, создателя крупнейшей в мире державы, подобного Александру Македонскому. Вина утраты покоренного им Прибалтийского края пала бы тогда на его преемников: ведь и Александра только преждевременная смерть избавила от прямой встречи с распадением созданной им империи. В случае такого раннего конца, на 36-м году жизни, Иван IV остался бы в исторической традиции окруженный славой замечательного реформатора, организатора военно-служилого класса, основателя административной централизации Московской державы. Ивану Грозному, однако, выпала на долю иная судьба, глубоко трагическая. Он прожил еще 18 лет, и это были годы тяжелых потерь, великих несчастий для страны…»
Монография Мутья Н. Н. «Иван Грозный. Историзм и личность правителя в отечественном искусстве XIX-XX вв» посвящена изучению эволюции образа Ивана Грозного в русском искусстве. Исследование охватывает период XIX-XX вв. Особое внимание уделено второй половине XIX столетия, когда наблюдался наиболее активный интерес к образу Ивана IV в художественной среде. Впервые в отечественном искусствознании предпринят комплексный подход к изучению столь разнообразного в художественном отношении материала практически всех видов искусства: живописи, графики, архитектуры, литературы, театра, кинематографа. Также на протяжении всей книги показано развитие историзма и интереса к раскрытию исторической личности властителя в русском искусстве. Главными источниками для написания монографии послужили собрания живописи и графики, театральных эскизов музеев Москвы и Санкт-Петербурга, документы Российского государственного исторического архива.
Материал подготовлен отделом хранения основных фондов.
Читать книгу «Время Ивана Грозного. XVI в.» онлайн полностью📖 — Коллектива авторов — MyBook.
Авторы тематических статей
Воронин И. (И. В.), Галкина Е. (Е. Г.), Г (М. Г.), Карев В. (Вл. К.), Карев Д. (Д. К), Колиненко Ю. (Ю. К.), Конюхов К. (К. К.), Королев А. (А. К.), Кошелева В. (В.К.), Куксина Е. (Е. К.), Лаушкин А. (А. Л.), Поздеева И. (И. П.), Перевезенцев С. (С. П.), Петрова Н. (Н. П.), Смолин М. (М. С.), Щенникова Л. (Л. Щ.)
Предисловие́
В мировой истории 16 век занимает особое место как время великих географических открытий, зарождения капитализма, реформации церкви и Возрождения. Расширяются границы мира, идеи гуманизма сменяют теологические догматы, формируются новые нации и государства, закладываются основы буржуазной демократии – Европа меняется на глазах.
Россия, только-только сбросившая с себя оковы монголо-татарского ига, отстает в развитии от западных стран. Однако и она переживает очень важный период жизни. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III (1462–1505) и Василии III (1505–1533) привело к появлению на карте мира огромной страны, территория которой равнялась 2,8 млн квадратных километров, И это, безусловно, существенно изменило лицо Восточной Европы и заставило другие страны считаться с интересами Московского царства.
Василий III, отец Ивана Грозного, оставил после себя мощное государство. Его жена, Елена Глинская, пыталась, по возможности, удержать ситуацию в стране после смерти мужа. Малолетний Иван остался правителем после смерти родителей, но сам руководить государством до определенного возраста не мог, за него в это время вершили все дела бояре.
Возмужавший Иван IV венчался на царство и сделал все для укрепления самодержавной власти. Как отметил Н. М. Карамзин: «Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия… Он сам для себя стал святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания в виде ученой теории своей царской власти».
Реформы, проведенные во времена Ивана IV – земская, военная, судебная – оказали большое влияние на дальнейшее развитие страны. При нем в Русском государстве окончательно утвердилась самодержавная форма правления с элементами сословно-представительной монархии.
В годы его правления Россия расширила свои территории: были покорены Казанское и Астраханское ханства, началось присоединение и освоение сибирских земель. Иван Грозный вел долголетнюю войну за выход России к Балтийскому морю. Были построены многие города, в основном – на пограничных землях, для обеспечения безопасности страны. В их числе – Чебоксары, Волхов, Орел, Епифань, Венев, Алатырь, Арзамас, Архангельск и др.
«Размножение городов, – отмечал Карамзин, – благоприятствовало и чрезвычайным успехам торговли, более и более умножавшей доходы царские…».
В то же время сама личность первого русского царя не могла не повлиять на состояние и настроение общества. То он проявлял себя как зрелый муж, умный политик и умелый воин, то принимал решения, совершал поступки, не поддававшиеся никакой логике. Его неуравновешенный характер, болезненная подозрительность, частая смена настроений грозили бедами не только людям, его окружавшим, но и всему государству. И ярким доказательством этого может служить введение опричнины.
В конечном счете Иван Грозный во многом свел к минимуму те положительные результаты, которые были получены в первой половине его царствования, посеяв семена раздора и несогласия, которые потом буйно взойдут в России Великой смутой.
В данной книге собраны материалы об истории Русского государства 16 века, начиная с правления Василия III и заканчивая периодом правления сына Ивана Грозного Федора Ивановича. В ее основе – статьи, написанные видными учеными – историками Института всеобщей истории РАН. Материал разбит на разделы, которые в целом создают достаточно полную картину жизни государства во времена Ивана Грозного.
Василий III и Елена Глинская
Отец Ивана IV Василий III Иванович был сыном великого князя Московского Ивана III и его второй жены Софьи Палеолог. Матерью Ивана Грозного была Елена Васильевна Глинская – дочь выходца из Литвы князя В. Л. Глинского и княгини Анны Глинской.
Великий князь и самодержец
Во времена Василия III завершилось объединение русских земель вокруг Москвы. Были ликвидированы уделы, закончились междоусобные распри. Василий присоединил к Москве Рязанское княжество, обязал своих братьев не посягать на московский престол. Россия продолжала укреплять свои позиции на международной арене. Когда родился долгожданный наследник, Василий III велел построить в Коломенском – там, где Иван IV появился на свет, великолепную церковь Вознесения. Василий Иванович умер в 1533 году, через три года после рождения сына Ивана.
ВАСИ́ЛИЙ III ИВА́НОВИЧ (25.03.1479–03.12.1533 гг.) – великий князь московский и государь всея Руси в 1505–1533 гг.
Сын великого князя московского Ивана III Васильевича от второй жены Софьи (Зои) Палеолог. В последние годы правления отца Василий Иванович, поддерживаемый матерью, вел борьбу за наследство со своим племянником Дмитрием Ивановичем Внуком, сыном Ивана Ивановича Молодого. В 1498 г. Дмитрий Иванович был провозглашен наследником, а Василий Иванович попал в опалу. Но уже в 1502 г. ситуация изменилась – в опале оказался Дмитрий Иванович и вместе с матерью был брошен в тюрьму. Василий Иванович стал полноправным наследником и после смерти Ивана III занял великокняжеский престол. В годы его правления к Москве были присоединены Псков, Смоленск, Волоцкий уезд, Рязанское и Новгород-Северское княжества.
Продолжалось масштабное строительство в Москве, начатое еще при Иване III: завершено строительство каменного дворца и кремлевских стен, в 1505–1508 гг. построены новый Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи, сооружен ров вдоль стен Кремля со стороны Красной площади. На территории Москвы и в ее окрестностях построено множество церквей. В 1532 г. в селе Коломенское освящена церковь Вознесения, построенная в честь рождения долгожданного наследника Ивана Васильевича (будущий царь Иван IV).
В различных документах Василия III Ивановича начинают именовать «царем», официальным стал титул «самодержец». Все большее распространение получала идея божественного происхождения власти государя: Василия III называли «ключником и постельничим Божиим», считали, что «воля государя есть воля Божия и что бы ни сделал государь, он делает это по воле Божией».
Василий III Иванович был дважды женат. Первая супруга Василия III Соломония за 20 лет семейной жизни так и не смогла родить наследника. Напрасно ездил Василий по святым обителям, напрасно молилась Соломония – сына все не было. И Василий решил, что надеяться на чудо больше нет времени. «Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех градах моих и пределах: братьям ли дам, но ведь братья и своих уделов не умеют устраивать?» – спрашивал князь бояр. И многие, как свидетельствует летопись, говорили ему в ответ: «Разойдись с Соломонией, государь, и вступи в новый брак, ибо неплодную смоковницу посекают и выбрасывают из виноградника».
Собрал Василий на совет самых именитых людей и поставил перед ними вопрос: следует ли ему развестись с Соломонией и жениться во второй раз.
Ведь отсутствие прямого наследника грозит государству великими потрясениями. Задумались бояре: такого еще не было: чтобы Рюриковичи при живой жене вступали в новый брак.Барон Сигизмунд Герберштейн, австрийский дипломат, оставивший нам «Записки о Московии», писал об обычаях того времени в России. «Если же кто-нибудь женится на второй жене и, таким образом, становится двоебрачным, то они это хоть и допускают, но не считают законным браком» Так что далеко не все бояре ответили Василию согласием… Но митрополит Даниил и почти все духовенство поддержали великого князя.
Нашли и «подходящий» предлог: обвинили Соломонию в «волховании», и, не передавая «колдунью» церковному суду, по указанию самого князя отправили поначалу в Рождественский монастырь, что в Москве. Думали уговорить Соломонию добровольно принять постриг, да не тут-то было. Соломония наотрез отказалась становиться монахиней. Тогда строптивицу отвезли подальше – в суздальский монастырь – и там насильно (что было против всех правил) постригли в монахини.
Второй женой великого князя в 1526 г. стала Елена Васильевна Глинская. С. П.
САМОДЕРЖА́ВИЕ – утвердившееся в России определение единовластия монарха, при котором государю принадлежали верховные права в законодательстве, управлении страной, командовании армией и флотом.
Толкование термина «самодержавие» достаточно ясно: обладание властью в силу собственного могущества.
Титул «самовластец» применяли уже во 2-й пол. 15 в. по отношению к великому князю московскому Ивану III Васильевичу и его сыну Ивану Ивановичу Молодому. Официальным этот титул стал при Василии III Ивановиче (великий князь в 1505–1533 гг.). В дальнейшем титул «самодержца» носили все русские государи.
В русской общественной мысли 15–17 вв. утверждается мнение, что государь-самодержец – это помазанник Божий, благословленный на исполнение обязанностей главы православного государства. Поэтому для православного народа государь являлся объектом не просто почтения, как любая законная власть, но – священного религиозного чувства. Недаром зримым символом государя стало изображение его на печатях, гербах и монетах 15–17 вв. в виде «всадника с копьем», поражающего дракона: «Князь великий на коне, а имея копие в руце» (1535 г.), «Великий Государь наш на аргамаке (т. е. на коне)» (1659 г.). Для русских людей государь-самодержец олицетворял собой всю единую нераздельную Россию.
В политическом смысле самодержавие означало объединение всех ветвей власти в лице одного наследственного государя. В сер. 16–17 вв. царь управлял государством вместе с Боярской думой и Земскими соборами. Но Боярская дума и Земские соборы выполняли роль совещательных органов. Последнее слово всегда оставалось за царем. В соответствии с Соборным Уложением 1649 г. покушение на самодержавную власть царя считалось самым тяжким государственным преступлением. Следующий этап развития самодержавия в России связан с утверждением в 18 в.
ПЕРЕЯСЛА́ВЛЬ-РЯЗА́НСКИЙ – город на реке Трубеж в 2 км от места впадения в Оку, столица Рязанского княжества в 14–16 вв.
Основан в 1205 г. Стал столицей Рязанского княжества в сер. 13 в. после уничтожения Батыем Старой Рязани. На судьбе города всегда сказывалась близость степной границы. За 230 лет город выдержал более 30 набегов. Переяславль-Рязанский был важнейшей крепостью в линии Большой засечной черты: в 1393, 1400, 1425, 1460, 1564 гг. рязанцы наносили татарам тяжелые поражения у стен или в окрестностях своей столицы. С сер. 15 в. в городе постоянно находились московские войска. С 1521 г. Переяславль-Рязанский в составе Московского государства. В годы Смуты нач. 17 в. жители города поддержали войско Ивана Болотникова. В 1611 г. Переяславль-Рязанский стал главным центром формирования Первого ополчения во главе с П. Ляпуновым. В 17 в. город утратил военное значение, но оставался административным центром. До наших дней дошли сильно перестроенные Успенский и Архангельский соборы, архиерейский дом 16–17 вв. («дворец Олега»). В 1718 г. переименован в Рязань. К. К.
КОЛО́МЕНСКОЕ – подмосковное село, в излучине реки Москва, на правом холмистом берегу, в кон. 14–17 вв. загородная резиденция московских великих князей и царей.
Первое упоминание о Коломенском относится к 1328 г. К тому времени Коломенское, вероятно, было уже крупным селением. В кон. 14– нач. 15 вв. оно стало загородной резиденцией московских государей. Великий князь Василий III построил здесь загородный дворец, а в 1532 г. – шатровую церковь Вознесения, в честь рождения наследника, будущего царя Ивана IV Грозного. Церковь Вознесения – самый древний из сохранившихся памятников зодчества в Коломенском.
В 16–17 вв. наряду с княжескими хоромами и придворными церквами обширное место в Коломенском занимали фруктово-ягодные «государевы сады». Леса и прочие угодья вокруг села стали местом царских соколиных охот. На лугах в пойме реки паслись табуны. В Смутное время, летом 1605 г. в Коломенском был устроен военный лагерь Лжедмитрия I. В октябре 1606 г. село было занято войсками Ивана Болотникова. В июле 1610 г. в Коломенском на короткое время обосновался Лжедмитрий II.
Своего расцвета Коломенское достигло в сер. 17 в. – в царствование Алексея Михайловича. Царь подолгу жил здесь со всей семьей. В Коломенском он справлял праздники, выстаивал службы в придворных храмах. В 1667–1668 гг. обветшавшие царские хоромы были снесены, вместо них построили большой дворец. Постройкой заведовали плотники Семен Петров и Иван Михайлов, а внутренней росписью занимались лучшие русские иконописцы, в т. ч. Симон Ушаков. Дворец состоял из 24 разнообразных теремов – в виде шатров, бочек, палаток и др., связанных между собой переходами. Некоторые постройки возвышались на 40–50 метров. Дворец был украшен золоченой резьбой, слюдяными окнами, оловянными гребнями, затейливыми решетками, раскрашенными столбиками и карнизами, которые украшали фантастические изображения зверей, птиц и растений. Мастер Оружейной палаты Петр Высоцкий поставил во дворце по сторонам царского трона особое устройство «львова рыканья» – механических львов, которые встречали гостей, в том числе иноземных послов, грозным рычанием. Он поместил часы на надвратную башню каменных Красных (Передних) ворот, выходивших к Москве-реке и церкви Вознесения. Симеон Полоцкий называл дворец Алексея Михайловича «осьмым дивом» света. Дворец простоял ровно 100 лет. Сохранились его гравированные изображения, деревянная модель и план.
История Москвы::Иван Грозный и Смутное время (XVI-XVII вв.)::Московское виртуальное сообщество англоязычных эмигрантов и русских
Иван ГрозныйВ 1533 году трехлетний мальчик оседлал Российский престол — Иван IV (1533-1584), позже известный как Иван Грозный. Он был первым русским великим князем, назвавшим себя Царем Всея Руси (слово царь происходит от Цезаря). Иван Грозный завоевал Казанское и Астраханское ханства, расширив территорию России до Урала и Поволжья и открыв путь в Сибирь. Он также инициировал многие реформы, которые привели к дальнейшему укреплению абсолютной власти царя: административные реформы, первые шаги к крепостному праву, перестройку армии и т. д. Некоторые реформы были явно положительными для страны, но все они проводились безжалостно; Крестовые походы Ивана до сих пор шокируют своей беспощадностью и жестокостью.
Иван Грозный был также основателем первого в России полицейского государства («Опричнины»), которое должно было подавить всех реальных и потенциальных врагов. Агенты в черных капюшонах с собачьими головами, привязанными к седлам как символ верности царю, внушали ужас и страх стране. Это было время террора, когда любое проявление недовольства вызывало безжалостную реакцию. Таким образом, московское восстание 1570 г. привело к расстрелу нескольких сотен человек. Кульминацией царской паранойи стало убийство его единственного дееспособного сына, которого Иван Грозный собственноручно заколол. Это ускорило конец династии Рюриковичей.
Смутное время
После смерти Ивана Грозного в 1584 году царем стал его отсталый сын Федор, но фактическим правителем был Борис Годунов (1598-1605), вступивший на престол после смерти бездетного Федора в 1598 году. на достаточно успешную внешнюю политику; во время его правления к России присоединились новые земли, несколько военных походов против крымских татар увенчались успехом; установление патриаршества в России свидетельствует о независимости и зрелости государства; Москва и другие пограничные города были укреплены. Но Борис Годунов упустил самое главное? народная любовь. Его обвинили в убийстве младшего сына Ивана Грозного Дмитрия и незаконном захвате власти. Его грех был назван причиной ужасных стихийных бедствий, вызвавших неурожаи и голод в стране. Вспыхнуло несколько крестьянских восстаний, которые были жестоко подавлены; что только усиливало ненависть к Борису Годунову.
Наконец появился претендент на престол, выдававший себя за умершего сына Ивана Грозного Дмитрия. Он искал поддержки у Польши, которая всегда была на ножах с Россией, и двинулся на Москву с большой армией (поляки ловко использовали нестабильную ситуацию, чтобы завоевать Россию). Годунов избежал казни, так как скоропостижно скончался сам в 1605 году, но его сын и жена были убиты, а «Лжедмитрий» был провозглашен царем. Хотя ненадолго. Он был убит боярами (высшим сословием русских дворян) и заменен боярином Василием Шуйским. Шуйскому, в свою очередь, пришлось иметь дело с «Лжедмитрием № 2» и его польскими «покровителями».
Поляки наконец достигли Москвы в 1610 году; Затем Шуйский был свергнут. Кроме того, шведы активизировались на севере, захватив Новгород. И только тогда, в тех разрушительных условиях, князю Пожарскому и его соотечественнику Козьме Минину удалось пробудить в россиянах дух патриотизма и изгнать поляков в 1612 году. Этот период низложенных царей, ложных претендентов на престол, войн и смут известен как «Смутное время».
Сталин о фильме «Иван Грозный — семнадцать мгновений советской истории»
Первоисточник: Г. Марьямов, Кремлевский цензор. М., 1992. С. 84-92.
Нас вызвали в Кремль около 11 часов вечера. В 10.50 мы пришли на ресепшн. Ровно в 11 часов вышел Поскребышев, чтобы проводить нас в кабинет.
В конце комнаты стояли Сталин, Молотов и Жданов.
Мы вошли, поздоровались и сели за стол.
Сталин. Вы написали письмо. Ответ немного задержался. Мы встречаемся поздно. Я сначала думал дать письменный ответ, но потом решил, что лучше устно. Так как я очень занят и у меня нет времени, я решил встретиться с вами здесь после долгого перерыва. Я получил твое письмо в ноябре.
Жданов. Вы получили его еще в Сочи.
Сталин. Да, да. В Сочи. Что вы решили делать с фильмом?
Мы говорим, что мы разделили вторую часть фильма на две части, из-за чего Ливонский марш не был включен. В результате возникает диспропорция между разными частями фильма. Так что надо подправить фильм, отредактировав имеющийся материал, и снять в основном Ливонский марш.
Сталин. Вы изучали историю?
Эйзенштейн. Более менее.
Сталин. Более менее? Я тоже немного знаком с историей. Вы неправильно показали опричнину. Опричнина была войском царя. Она отличалась от феодальной армии, которая в любой момент могла снять свое знамя и уйти с поля боя — формировалась регулярная армия, прогрессивная армия. Вы показали, что эта опричнина похожа на Ку-клукс-клан.
Эйзенштейн сказал, что они носят белые капюшоны, а у нас черные.
Молотов. Это не имеет большого значения.
Сталин. Ваш царь вышел нерешительным, он похож на Гамлета. Ему все подсказывают, что делать, а сам он не принимает никакого решения… Царь Иван был великим и мудрым правителем, и если его сравнить с Людвигом XI (вы читали о Людвиге XI, который готовил абсолютизм для Людвига XIV), то Иван Грозный на десятом небе. Мудрость Ивана Грозного выражается в следующем: он смотрел на вещи с национальной точки зрения и не пускал в свою страну иностранцев, он забаррикадировал страну от проникновения иностранного влияния. Показывая таким образом Ивана Грозного, вы сделали уклон и ошибку. Петр I тоже был великим правителем, но он был чрезвычайно либерален по отношению к иностранцам, он широко открыл им ворота и допустил иностранное влияние в страну и допустил германизацию России. Екатерина позволила ему еще больше. И далее. Был ли двор Александра I действительно русским двором? Был ли двор Николая I русским двором? Нет, это были немецкие суды.
Самым выдающимся вкладом Ивана Грозного было то, что он первым ввел государственную монополию внешней торговли. Иван Грозный был первым, а Ленин вторым.
Жданов. Иван Грозный Эйзенштейна вышел невротиком.
Молотов. В целом упор делался на психологизм, чрезмерное внимание уделялось внутренним психологическим противоречиям и личным переживаниям.
Сталин. Нужно показать историческую личность в правильном стиле. Например, неправильно, что в первой серии Иван Грозный так долго целовал свою жену. В то время это было запрещено.
Жданов. Фильм выполнен в византийском стиле, но и там этого не было.
Молотов. Вторая серия очень тесна в куполах и сводах, нет свежего воздуха, нет широкой Москвы, в ней не показывают людей. Можно показывать разговоры, репрессии, но не это.
Сталин. Иван Грозный был чрезвычайно жесток. Можно показать, почему он должен был быть жестоким.
Одной из ошибок Ивана Грозного было то, что он не добил до конца пять больших феодальных родов. Если бы он уничтожил эти пять семей, то не было бы Смутного времени. Если Иван Грозный кого-то казнил, то он долго каялся и молился. Бог беспокоил его по этим вопросам… Нужно было быть решительным.
Молотов. Необходимо комплексно показывать исторические события. Например, инцидент с драмой Демьяна Бедного «Богатырь». Демьян Бедный высмеивал крещение Руси, но на самом деле принятие христианства было прогрессивным событием ее исторического развития.
Сталин. Конечно, мы нехорошие христиане, но отрицать прогрессивную роль христианства на данном этапе невозможно. Это происшествие имело очень большое значение, ибо оно повернуло Русское государство к контактам с Западом, а не к ориентации на Восток.
Об отношениях с Востоком Сталин говорил, что после недавнего освобождения от татарского ига Иван Грозный спешно объединил Россию, чтобы иметь оплот для отражения нового татарского нападения. Астрахань уже была захвачена и они могли в любой момент напасть на Москву, это могли сделать и крымские татары.
Сталин. У Демьяна Бедного не было правильной исторической перспективы. Когда мы перенесли статую Минина и Пожарского ближе к храму Василия Блаженного, то Демьян Бедный возмутился и написал, что статую надо выбросить, а Минина и Пожарского забыть. В ответ на это письмо я назвал его «Иван, не забудь свою семью». Мы не можем выбросить историю…»
Далее Сталин сделал ряд замечаний по поводу трактовки Ивана Грозного и сказал, что Малюта Скуратов был великим полководцем и погиб смертью храбрых в войне с Ливонией.
Черкасов в ответ сказал, что критика всегда помогала и что после критики Пудовкин снял хороший фильм «Адмирал Нахимов». «Мы уверены, что хуже не сделаем. Я работаю над образом Ивана Грозного не только в кино, но и в театре. Я влюбился в этого персонажа и думаю, что наша переделка сцен будет правильной и правдивой».
В ответ на это Сталин ответил (обращаясь к Молотову и Жданову): «Попробуем?»
Черкасов Уверен, что переделка пройдет успешно.
Сталин. Да поможет вам бог, – каждый день новый год. (Смеется.)
Эйзенштейн. Мы говорим, что в первой части удался ряд моментов, и это дает нам уверенность в том, что мы будем делать вторую серию.
Сталин. Мы не говорим о том, чего вы добились, а сейчас говорим о недостатках.
Эйзенштейн спросил, есть ли еще какие-то инструкции относительно фильма.
Сталин. Я не даю вам указаний, а выражаю мнение зрителя. Необходимо, чтобы исторические персонажи были отражены правильно. Что показал нам Глинка? Что это за Глинка. Это Максим, а не Глинка. [Говорили о фильме Л. Арнштама «Композитор Глинка». Главную роль исполнил Б. Чирков.] Художник Чирков не мог выразить себя, а для художника величайшее качество — способность перевоплощаться. (Обращаясь к Черкасову) — Вы способны перевоплощаться.
В ответ на это Жданов сказал, что Черкасову не повезло с Иваном Грозным. Паника по поводу Весны еще была, и он начал работать дворником – в фильме «Во имя жизни» он играет дворника.
Черкасов сказал, что он исполнял максимальное количество царей и даже исполнял роль Петра I и Алексея.
Жданов. По наследственной линии. Происходил он по наследственной линии.
Сталин. Нужно правильно и сильно показывать исторические личности. (Эйзенштейну). Вы поставили Александра Невского. Получилось очень хорошо. Самое главное – выдержать стиль исторического периода. Режиссер может отклоняться от истории; неправильно, если он просто копирует с исторических материалов, он должен работать над своими идеями, но в рамках стиля. Режиссер может варьироваться в рамках стиля того исторического периода.
Жданов сказал, что Эйзенштейн очарован тенями (что отвлекает зрителей от действия), бородой Ивана Грозного и что Иван Грозный слишком часто поднимает голову, чтобы была видна его борода.
Эйзенштейн пообещал в будущем укоротить бороду Ивана Грозного.
Сталин. (Вспоминая разных актеров из первой части фильма «Иван Грозный») Курбский — великолепен. Очень хорош Старицкий (художник Кадочников). Он отлично ловит мух. Еще: будущий царь, руками мух ловит! Детали такого типа необходимы. Они раскрывают сущность человека.
…Затем разговор перешел на ситуацию в Чехословакии в связи с участием Черкасова в фестивале советского кино. Черкасов рассказал о популярности Советского Союза в Чехословакии.
Затем разговор зашел о разрушении американцами чехословацких городов.
Сталин. Нашей задачей было войти в Прагу раньше американцев. Американцы очень торопились, но благодаря атаке Конева мы смогли опередить американцев и нанести удар по Праге как раз перед ее падением. Американцы бомбили чехословацкую промышленность. Они проводили эту политику по всей Европе, для них было важно уничтожить те отрасли, которые составляли им конкуренцию. Они бомбили вкусом.
Черкасов рассказал об альбоме фотографий Франко и Геббельса, который находился у посла Зорина на его даче.
Сталин. Хорошо, что мы прикончили этих свиней. Страшно подумать, что было бы, если бы эти негодяи победили.
Черкасов упомянул выпуск советской колонии в Праге. Он рассказал о детях эмигрантов, которые там учились. Очень грустно было этим детям, считающим Россию своей родиной, своим домом, когда они там родились и никогда не были в России.
Сталин. Жалко этих детей. Они не виноваты.
Молотов. Сейчас мы даем большую возможность детям вернуться в Россию.
Сталин указал Черкасову, что у него есть способность к воплощению и что у нас еще есть способность воплотить художника Хмелева.
Черкасов сказал, что многому научился, работая статистом в Морском театре в Ленинграде. В то время выступал и выступал на сцене великий мастер воплощения Шаляпин.
Сталин. Он был великим актером.
Жданов спросил: как идут съемки фильма «Весна».
Черкасов. Мы скоро закончим. К весне мы собираемся выпустить Spring.
Жданов сказал, что ему очень понравилось содержание Весны. Артистка Орлова сыграла очень хорошо.
Черкасов. Художник Плиатт сыграл очень хорошо.
Жданов. А как поступила Раневская! (Машет рукой.)
Черкасов. Впервые в жизни снялся в кино без бороды, без усов, без плаща, без грима. Играя роль режиссера, я немного стыжусь своей внешности и мне хочется спрятаться за своих персонажей. Эта роль очень ответственная, потому что я должен представлять советского режиссера, и все наши режиссеры волнуются: как будет показан советский режиссер?
Молотов. А тут Черкасов сводит счеты со всеми директорами! Когда фильм «Весна» был поставлен под сомнение, Черкасов прочитал передовицу в газете «Советское искусство» о «Весне» и решил, что фильм уже запрещен. И тогда Жданов сказал: Черкасов увидел, что все приготовления к Весне погибли, и взял на себя роль дворника. Затем Жданов неодобрительно высказался по поводу критической бури, поднявшейся вокруг Весны.
Сталина интересовало, как поступила актриса Орлова. Он одобрил ее как актрису.
Черкасов сказал, что у этой актрисы большая работоспособность и огромный талант.
Жданов. Орлова сыграла очень хорошо. И все вспомнили Волгу-Волгу и роль почтальона Орловой.
Черкасов. Смотрели «Во имя жизни»?
Сталин. Нет, не смотрел, но у нас есть хороший репортаж от Климента Ефремовича. Ворошилову фильм понравился.
Значит, все вопросы решены. Как вы думаете, товарищи (обращается к Молотову и Жданову), дать ли нам возможность закончить фильм товарищам Черкасову и Эйзенштейну? — и добавил — прошу передать все это тов. Большакову.
Черкасов спросил о некоторых деталях фильма и о внешности Ивана Грозного.
Сталин. Внешний вид у него правильный, менять его не надо. Внешний вид Ивана Грозного прекрасен.
Черкасов. Можно ли сохранить в сценарии сцену убийства Старицковой?
Сталин. Вы можете сохранить его. Убийство действительно имело место.
Черкасов. У нас есть сцена, в которой Малюта Скуратов душит митрополита Филиппа.
Жданов. Это было в тверском Отрочь-монастыре?
Черкасов. Да, нужно ли сохранять эту сцену? Сталин сказал, что эту сцену необходимо сохранить, как исторически правильную.
Молотов говорил, что нужно показать репрессии, но в то же время надо показать, для каких целей они делались. Для этого нужно было показать государственную деятельность на более широком полотне, а не погружаться только в сцены в подвалах и огороженных помещениях. Надо проявлять широкую государственную активность.
Черкасов высказал свои мысли относительно будущего переделанных сцен и второй серии.
Сталин. Чем заканчивается фильм? Как это лучше сделать, снять еще два фильма – вторую и третью серию. Как мы это планируем?
Эйзенштейн сказал, что лучше соединить уже отснятый материал второй серии с тем, что осталось от сценария — и снять один большой фильм.
Все с этим согласились.
Сталин. Чем закончится ваш фильм?
Черкасов сказал, что фильм закончится разгромом Ливонии, трагической гибелью Малюты Скуратова, походом к морю, где стоит Иван Грозный, окруженный войском, и говорит: «Мы стоим на море и будет стоять!»
Сталин. Вот так получилось и немного больше.
Черкасов спрашивал, нужно ли показывать план фильма для подтверждения в Политбюро.
Сталин. Сценарий представлять не обязательно, решайте сами. По сценарию вообще сложно судить, проще говорить о готовом продукте. (Молотову.) Вы, должно быть, хотите прочитать сценарий?
Молотов. Нет, я работаю в других сферах. Пусть Большаков прочтет.
Эйзенштейн сказал, что лучше не торопиться с производством этого фильма.
Этот комментарий вызвал у всех активную реакцию.
Сталин. Совершенно необходимо не торопиться, и вообще ускорение фильма привело бы к его закрытию, а не к выпуску. Репин работал над «Запорожскими казаками, пишущими свой ответ турецкому султану» 11 лет.
Молотов. 13 лет.
Сталин (с настойчивостью) 11 лет.
Все пришли к выводу, что только долгая работа может на самом деле дать хороший фильм.
По поводу фильма «Иван Грозный» Сталин сказал – Что если надо, то полтора, два, три года на производство этого фильма. Но фильм должен быть хорошим, он должен быть «скульптурным». Мы должны поднять качество. Пусть будет меньше фильмов, но с большим качеством. Зритель вырос, и мы должны показывать ему хорошие постановки.
Обсуждалось, что Целиковская хорошо сыграла других персонажей, она хорошо играет, но она балерина.
Нам ответили, что вызвать в Алма-Ату другую актрису невозможно.
Сталин сказал, что директора должны быть непреклонны и требовать все, что им нужно. Но наши директора слишком легко уступают собственным требованиям. Бывает так, что нужен великий актер, а его играет тот, кто не подходит на роль. Это потому, что актер требует и получает роль, а режиссер соглашается.
Эйзенштейн. Актрису Гошеву не смогли выпустить из Художественного театра в Алма-Ате на съемки. Мы два года искали Анастасию.
Сталин. Художник Жаров неправильно смотрел на своего персонажа без всякой серьезности в фильме «Иван Грозный». Он не серьезный генерал армии.
Жданов. Это не Малюта Скуратов, а оперная шляпа.